Алексей леонов художник картины. Кузбасский космонавт алексей леонов написал главную картину в своей жизни

Ко Дню космонавтики 12 апреля. О живописи русских космонавтов Алексея Леонова, Владимира Джанибекова и американского астронавта Алана Бина

Космонавтов - людей по-настоящему героической профессии - сложно представить в философских раздумьях, с кистью за мольбертом. Оно и понятно. Космос - суровый мир, не прощающий человеку ошибок ни на орбите, ни на земле, требующий предельной рациональности. Но для тех избранных, кто побывал в нем, космос - это еще и фантастические эмоции, совершенно особые переживания, внутренний диалог с вечностью наедине с безграничной вселенной. Возможно, поэтому космонавты и берутся за кисти. И не без успеха: не в стол, а с альбомами, с книгами, с выставками, с музеями. Вот о таких космонавтах-художниках и пойдет речь.

Самый известный художник среди космонавтов еще с 1960-х годов - это, конечно, Алексей Архипович Леонов (1934). Дважды Герой Советского Союза (просто больше двух золотых звезд космонавтам не давали), первый человек в открытом космосе (в тот раз чудом не погибший в нештатной ситуации), смельчак, не раз смотревший смерти в глаза. Вместе с Гагариным он ходатайствовал об участии в пилотируемой экспедиции на Луну (так и не состоявшейся). Однако Леонов не суровый герой, а обаятельный, улыбчивый человек, любимец жителей Звездного городка. Его книга «Солнечный ветер», оформленная его же рисунками и картинами, была у многих советских школьников. В те времена на просвещение денег не жалели.

Леонов - художник впечатления, которому важны не графическая безупречность и фотографичность, а фантастическая палитра и неземные виды, которые он наблюдал собственными глазами. На борт корабля Леонову удавалось проносить цветные карандаши, так что в основе многих работ лежат этюды, сделанные на борту станций. Не случайно одной из лучших его картин стала «Над терминатором» (зона смены дня и ночи), на которой нет ни космонавтов, ни космических кораблей будущего - одна лишь природа во всем своем совершенстве.


Леонов писал картины как полностью сам, так и совместно с Андреем Константиновичем Соколовым (1931–2007) с середины 1960-х годов. Картины Леонова и Соколова много раз публиковались, а одна из их живописных серий легла в основу дизайна серии почтовых марок «15 лет космической эры» 1972 года.


Картины Леонова есть в музеях, участвуют в выставках, трижды выставлялись на аукционах. Самая высокая цена была зарегистрирована на Sotheby’s в далеком 1996 году. Тогда его полутораметровый холст с моментом старта «Союза-19» был продан за $9 200.

Картины соавтора Леонова - художника выставлялись на торги К космосу Соколов не имел прямого отношения, но в космической живописи был одним из пионеров. Архитектор по образованию (его отец, к слову, строил Байконур), Соколов с 1957 года увлекся живописью на космическую тему, с научно-фантастическим уклоном. Фантаст Иван Ефремов посвятил ему рассказ «Пять картин» - довольно реакционный, критикующий в соответствии с духом того времени абстракционизм и возвышающий художников, работающих с темами космоса и будущего космических исследований. Ефремовский «Сокол Русский» - случайно найденный «единственный русский художник космоса, творивший в самом начале космической эры», - это как раз Соколов. Его картины вдохновили не только Ефремова. В биографиях Андрея Константиновича можно прочитать, что именно под влиянием его картины «Лифт в Космос» Артур Кларк написал книгу «Фонтаны рая». Вполне возможно. И картина, и сама идея по-прежнему производят впечатление. Картины Соколова сегодня можно приобрести на галерейном рынке. А буквально месяц назад одна из его живописных работ, «Сахалин из космоса» (1980) была продана на аукционе «Русская эмаль» за 90 000 рублей.


Другой русский космонавт, серьезно занимающийся живописью, - (1942). Смельчак, профессионал высочайшего класса и большая умница. Совершил пять экспедиций, дважды Герой Советского Союза. Джанибекова посылали в самое пекло, на самые сложные и рискованные задачи. В 1985 году Джанибеков и Савиных были отправлены восстанавливать работу потерявшей управление и неработоспособной станции «Салют-7». Стыковались с ней в визуальном ручном режиме, без автоматики. Вошли, отремонтировали, в результате станция продолжила работу.

Владимир Джанибеков рисует и пишет не только космос, хотя космические сюжеты у него встречаются часто. Но если посмотреть его избранные работы на официальном сайте , то становится понятно, что его скорее интересует не технологическая сторона освоения космоса, а человек и философские вопросы мироздания. Джанибеков - член Союза художников, а в 2012 году его приняли в художественное объединение «Митьки» .

На аукционном рынке картина Джанибекова выставлялась пока только один раз - в 2015 году на берлинском аукционе Auctionata. Тогда его холст «Космонавт» (1984) был продан за $455.

Для наших космонавтов живопись - это скорее внутренняя потребность, они точно не искусством зарабатывают на жизнь. А вот их заокеанскому коллеге удается и зарабатывать своим гражданским увлечением. Американский астронавт Алан Бин (1939) в 1969 году участвовал в высадке на Луну в составе экипажа Apollo 12 . Ходил по поверхности спутника Земли, собирал образцы грунта в Океане Бурь.

Уволившись из НАСА в 1981 году, Алан Бин выбрал не обычную для отставников политическую карьеру, а полностью посвятил себя живописи. Его главной темой, естественно, стали лунные пейзажи, астронавты в скафандрах, работающие на поверхности Луны. Его работы выставляют музеи на профильных космических выставках, продают галереи, а их ценовой уровень составляет около $45 000. Единственная аукционная продажа для картин Алана Бина зарегистрирована в 2007 году. Среднеразмерный акрил с изображением астронавта, работающего на Луне, был продан на американском аукционе New Orleans за $38 400. На аукционах также продаются его большие литографии (около $500) и фотографии, сделанные во время лунной экспедиции ($300–$1000 долл.).


Вот такие они - космические художники.

И, пользуясь случаем: космонавтов, астронавтов, инженеров, ученых, медиков, всех специалистов, участвующих в космических программах, и всех, кто за них болеет, - с праздником! С днем космонавтики! С 55-летием полета Гагарина, которое мы отмечаем в 2016 году!

Редакция сайт



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов сайт, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. сайт не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Алексей Леонов и две его картины, подаренные Третьяковской галерее. Фото: РИА Новости

Объявлением о смерти советского космонавта Алексея Леонова NASA прервало прямую трансляцию c МКС. В этот момент два астронавта как раз выходили в открытый космос. Леонов был первым человеком на Земле, кто это сделал — в 1965 году. В безвоздушном пространстве он провел 12 минут.

А через десять лет именно он участвовал в громкой космической миссии «Союз — Аполлон», положившей начало кооперации стран в космосе.


Алексей Леонов дома. До полета в космос. 1965 год. Архив РИА Новостей

Леонов умер Москве в возрасте 85 лет. Дважды герой Советского союза, летчик, а затем космонавт, увлекался рисунком и живописью. Он много выставлялся, две картины Алексея Леонова есть в Третьяковской галерее (на фото вверху). Вместе с другим художником-фантастом Андреем Соколовым Леонов в 1970-х создал дизайн почтовых марок на космическую тему.


Картина Алексея Леонова «Космическая заря». РИА Новости
Картина Алексея Леонова «Над Черным морем». РИА Новости

В 2017 году, выступая в Третьяковке, Леонов рассказал о рисовании в невесомости: «Я думал много перед полетом: что же я сделаю? И какая техника должна быть? Краска не идет, пастель не идет, акварель не идет. Остается только одно — карандаш, хорошая бумага. Карандаши средней твердости».

«Извержение на луне». Рисунок Алексея Леонова и Андрея Соколова. РИА Новости
Вездеход на луне. Рисунок Алексея Леонова и Андрея Соколова. РИА Новости
«Луна. Первые минуты после посадки». Рисунок Алексея Леонова. РИА Новости
1973 год Леонов в своей мастерской. 2 года до миссии «Союз — Аполлон». Фото: РИА Новости

КОСМОС И ЧЕЛОВЕК

на картинах Алексея Архиповича Леонова,


лётчика-космонавта, дважды Героя СССР.

1. Космический корабль «Восток» - символ космической эры. На нём полетел в космос первый в мире космонавт Юрий Гагарин 12 апреля 1961 года.
А.Леонов. "Старт Востока"

2. Первый советский искусственный спутник связи «Молния-1», запущенный в 1965 году, напоминает фантастический цветок или космическую станцию из фильмов о далеком будущем. Его гигантские «лепестки» — это солнечные батареи, которые всегда ориентированы на Солнце, а параболические антенны — на Землю. Спутник предназначен для ретрансляции телевизионных программ и дальней телефонной и телеграфной связи.
Кстати, в 1967 году одним из спутников этой серии впервые в мире было получено цветное изображение Земли.
А.Леонов. "Молния-1"

3. А.Леонов. "Молния - космический ретранслятор"

4. Метеорологические спутники кардинально повысили надежность прогнозов погоды, позволили обнаруживать циклоны, тайфуны и ураганы на стадиях их зарождения, измерять направление и скорость их распространения, выбирать оптимальные маршруты для судов рыболовного и торгового флота, а также определять границы ледового покрова в арктических областях по трассе Северного морского пути, получать сведения о районах осадков и многое другое. Спутники способны своевременно предупредить о возникновении и опасном движении цунами. Трудно оценить количество человеческих жизней, спасенных благодаря метеоспутникам.
А.Леонов. "Метеорологическая система - МЕТЕОР"

5. Первым, кто увидел семнадцать дней и ночей за одни сутки, был летчик-космонавт Герман Титов, дублер Юрия Гагарина, в августе 1962 года совершивший суточный полет на корабле «Восток-2». Во время этого полета и увидел Титов "ТЕРМИНАТОР" — границу дня и ночи, беспрестанно меняющихся в космосе на каждом витке полета. Все космонавты описывают это зрелище как незабываемое!
А.Леонов. "Над терминатором"

6. Для космонавта сутки - полтора часа - время оборота корабля-спутника вокруг Земли. За земные сутки встречают космонавты 17 космических зорь.
На картине Леонова " НОЧНОЕ СВЕЧЕНИЕ ОРЕОЛА АТМОСФЕРЫ" корабль пролетает над ночной Землей. Сквозь пелену темных облаков видны красноватые огни городов. А на горизонте, за которым скрывается Солнце, появилась радужная полоса земной атмосферы. И над всем этим - врезанная в черный бархат космического пространства Луна и блестящие звезды.
А.Леонов. "Космическая заря"


7. Алексею Леонову первому из космонавтов удалось заметить в космосе, а затем изобразить момент, когда огненно-красный диск Солнца только что поднялся из-за горизонта. Над солнцем на короткое время появился необычайный по красоте ореол, по форме напоминающий старинный русский кокошник. Первый эскиз этого рисунка космонавт сделал цветными карандашами на странице бортжурнала на космическом корабле «Восход-2».

А.Леонов. "Утро в космосе"

8. А.Леонов. "Космический вечер"

9. Впервые в мире в результате ручной стыковки пилотируемых космических кораблей в 1969 году была собрана и функционировала на орбите спутника Земли советская экспериментальная космическая станция - прообраз будущих больших орбитальных станций.
А.Леонов. "Автоматическая стыковка"

10. А в 1975 году в космосе состыковывались уже советский и американские корабли. Называлась эта первая в истории междунродная космическая программа «СОЮЗ» - «АПОЛЛОН» . Командиром корабля «Союз-19» был сам Алексей Архипович Леонов! В ходе шестисуточного орбитального полета корабля «Союз-19» были впервые экспериментально проведены совместные средства сближения и стыковки; проведены стыковка советского и американского космических кораблей, взаимные переходы космонавтов из корабля в корабль, совместные научно-исследовательские эксперименты. В ходе подготовки к этому полёту Леонов выучил за один год английский язык "с нуля" (в школе он учил немецкий)!

В полете советские и американские космонавты проявили отличное взаимодействие и взаимопонимание, задания выполнялись согласованно и четко, в подлинно дружеской атмосфере.
А.Леонов. "Союз-Аполлон"

11. А.Леонов. "Союз-Аполлон 1"

12. Сегодняшнюю космонавтику невозможно представить без рабочих выходов космонавтов в открытый космос. И первым вышел в открытый космос тоже Алексей Архипович Леонов! Он доказал возможность пребывания и работы человека в условиях невесомости и ваккума.

13. А.Леонов. "Над Черным морем"

14. А.Леонов. "Выход в открытый космос"

15. А.Леонов. "В открытом космосе"

16. А.Леонов. "Человек над планетой"

17. После этого стали возможны даже переходы космонавтов из одного космического корабля в другой через открытый космос!
А.Леонов. "Переход в открытом космосе"


18. Каждый полёт в космос, каждая программа - уникальны. Общее у них одно: последний этап полета - спуск на Землю.

Космический корабль сходит со своей орбиты. Атмосфера становится все более плотной. Со всех сторон корабль охватывают струи плазмы. Температура на поверхности капсулы повышается до 10 тысяч градусов - выше, чем на поверхности Солнца. Плавится и испаряется внешнее покрытие. Гигантская «космическая капля» приближается к Земле... Видно, как сгорают в атмосфере маленькие "метеоры" - отстреленные конструкции корабля.
А.Леонов. "Возвращение"


19. В космонавтике не бывает "бессмысленной траты времени". Каждая секунда, проведённая космонавтом или спутником на орбите даёт огромный вклад в мировую науку. Мы все ежедневно пользуемся в быту миллионами вещей, созданных благодаря космонавтике и невозможных без неё! Даже то, что ты сейчас читаешь эту статью в ИНТЕРНЕТ-журнале ЗАТЕЕВО и болтаешь по мобильному телефону - 100% заслуга космонавтики.

И быть может, уже очень скоро, даже самые фантастические картины Алексея Архиповича Леонова повторятся на любительских фотографиях космических-туристов школьников.
А.Леонов. "Вблизи Луны"

20. А.Леонов. "На Луне"

21. А.Леонов. "Кратерная цепочка"


22. "Мы с классом летали на каникулах к звезде Бета созвездия Лиры!"
А.Леонов "Бета Лиры"


23. "Фууууу! Это же экскурсия для малышей! Вот мы летим в туманность №443 смещения спектров наблюдать!"
А.Леонов. "Планета в туманности IC443 "

24. А.Леонов, А.Соколов. "Начало торможения"

25. А.Леонов. "Космонавты будущего"

26. А.Леонов. "На ближайшей к солнцу планете"

Никакая совершенная аппаратура не может точно передать увиденное в Космосе. Только человеческий глаз и кисть художника способны донести до людей красоту нашей Земли, открывающуюся с космической высоты...

Таких людей не бывает много. Их было в ХХ в. всего трое – сделавших первый космический шаг. И двое из них – наши соотечественники: Гагарин, впервые поднявшийся на космическую орбиту, и Леонов, первым оттолкнувшийся от люка в свободный полет, отделенный от враждебного пространства только оболочкой скафандра...

Среди космонавтов вообще нет заурядных людей. Но не каждому дано донести до окружающих не бесстрастный фотоотчет, а чувства, эмоции, настроение, сопровождающие выход в новую для человека среду. Вряд ли придирчивая комиссия, отбиравшая по гарнизонам пилотов на «принципиально новую технику», первым делом оценивала художественные таланты молодого летчика – ей было куда важнее, что накануне Алексей Леонов блестяще посадил аварийный МИГ-15бис с выключенным двигателем.

Зато вполне возможно, что их учитывал С. П. Королев, выбирая человека для первого выхода в открытый космос. Задача была и технически нетривиальной, но большие опасения были связаны с психологией: как почувствует себя Человек вне кабины, один на один с Пространством? И главный конструктор решил, что именно художник лучше всего опишет свои впечатления и ощущения.

«СП» оказался прав. Уже два поколения людей восприняли космос сначала через картины художника А. А. Леонова, а уж потом – через телевизионную «картинку», с каждым годом улучшающуюся, но не способную конкурировать с глазом и рукой художника...

Хотя впечатления и ощущения Алексея Архиповича в сам момент выхода, а особенно – возвращения на корабль – передавались ненормативной лексикой... Конструкторы первого внекорабельного скафандра ошиблись, и гибкость наддутого комбинезона в вакууме оказалась меньше расчетной. В результате, руки вышли из перчаток, ноги – из ботинок, и двигаться стало совершенно невозможно, а – надо.

«19-летний Сергей Королев в скафандре Гагарина». 1965 г.
Рисунок А. Леонова на суперобложке книги «Психологические проблемы
межпланетного полета»

И космонавт впервые существенно изменил режим работы своего аппарата, сбросив давление ниже положенного – а нужно было знать, что это уже возможно, т.к. какое-то время Леонов дышал кислородом, и декомпрессия не грозила гибелью. Потом он изменил отработанную последовательность действий, влетев в шлюзовую камеру не ногами, как рассчитывалось, а головой вперед. После чего космонавту пришлось развернуться в узком надувном тоннеле шлюзовой камеры...

Мы лишь недавно узнали об этом и многих других аспектах полета «Восхода-2». А ведь это было крайне важно: впервые в нашей космонавтике человек гибко реагировал на меняющуюся сиитуацию, т. е. оправдывал свое – дорогое и небезопасное – присутствие в космосе! До того – признаем – космонавты «Востоков» и первого «Восхода» больше смахивали на подопытных кроликов.

Леонов стал готовиться к полету на орбитальной станции. Именно он должен был возглавить первый экипаж «Салюта», но... за несколько дней до старта врачи обнаружили отклонения в работе сердца бортинженера, В. Кубасова, и на станцию полетели дублеры – Г. Добровольский, В. Волков, В. Пацаев...

В начале 70-х инструктор, заместитель начальника ЦПК,
А. А. Леонов был самым подготовленным космонавтом, и уж точно – самым известным за границами нашей страны. Видимо, поэтому именно его назначили командиром советского корабля для совместного советско-американского полета. Задача опять была технически нетривиальна (предстояло как-то «согласовать» не только атмосферы кораблей, но и модели баллистических расчетов). Но главные проблемы опять были не в технике: вместе предстояло работать самым совершенным и секретным машинам противников в «Холодной» войне!

«Союз» – «Аполлон». 1973.
Холст, масло. 150х60 см

Будущая международная
космическая станция. 1967.
Картон, гуашь, 50х80 см

И снова смекалка космонавтов буквально спасла программу. Раз событие политическое, значит его должен видеть весь мир. Сделать это можно только при помощи телевидения, но оно-то и отказало сразу после выхода «Союза» на орбиту. И хотя на Байконуре были готовы второй корабль и три дублирующих экипажа, задействовать их по такой причине – позор и скандал! Задача осложнялась тем, что на борту не было... инструментов, и вскрывать панель, чтобы добраться до токораспределителя (в котором был отказ) пришлось при помощи медицинских ножниц и охотничьего ножа, купленного Леоновым накануне полета! Кстати, американцы посчитали инцидент инсценировкой...

В космос Алексей Архипович больше не полетел, а до 1991 г. возглавлял отряд космонавтов ЦПК им. Ю. А. Гагарина.

Картины художника А. А. Леонова уникальны. Так уж сложилось, что художники наши охотно рисуют родную природу, не менее охотно экспериментируют со всякими нетрадиционными стилями, но крайне редко (и зачастую – неумело) изображают природу «вторую» – рукотворную. Может быть, это происходит потому, что эту самую рукотворную природу – технику – надо знать, а большинство художников (как и «гуманитариев» вообще) к такому знанию относятся пренебрежительно?

А между тем художественные полотна, на которых в ближнем и дальнем космосе действует сложнейшая, порой, существующая еще только в чертежах техника – мощнейшее средство пропаганды, в том числе и за создание этой самой техники! Не случайно при американском NASA постоянно работает группа художников, творчески отражающая шаги американской космической программы, в том числе и те, которые так и остались на бумаге. Думается, часть проблем нашей космонавтики происходит от того, что нашим ответом на работу этой группы стало творчество всего двух человек: Алексея Леонова и Андрея Соколова...

Космонавт-художник и чуть не единственный молодежный научно-популярный журнал были просто обречены на сотрудничество. Уже в октябрьском номере 1965 г. на цветной вкладке читатели «Техники – молодежи» увидели нарисованную Леоновым космическую зарю, а рядом, на черно-белых страницах – посадку советского космического корабля на Луну, как ее увидел художник (который, видимо, еще не знал, что именно он будет отрабатывать этот маневр на тренажере, переделанном из вертолета...).

Первый номер следующего, 1966 года приветствовал читателя обложкой художников А. Леонова и А. Соколова, а в майском номере «ТМ» впервые была опубликована ставшая всемирно известной картина космонавта «Над Черным морем».

Наконец, в октябре 1968 г. Алексей Архипович предстал перед читателями нашего журнала в качестве... командора 6-го парада-конкурса автосамоделок на приз журнала «Техника – молодежи»! Закономерным продолжением сотрудничества журнала и космонавта стала работа А. А. Леонова в составе нашей редколлегии с 1972 по 1989 г.

И мы рады, что в 2005-м Алексей Архипович Леонов – снова член редколлегии журнала «Техника – молодежи»!

Алексей Леонов с внуком Даней.
2003

Коллекция Третьяковской галереи пополнилась двумя космическими картинами: летчик-испытатель, дважды Герой Советского союза, первый человек, вышедший в открытый космос, Алексей Леонов подарил музею две свои работы. Оказалось, он увлекается живописью с детства, и после школы даже выбирал между летным и художественным училищем. Победила тяга к небу, но искусство он не оставил, и рисовал даже во время того самого легендарного полета

Леонов – не только профессиональный космонавт, но и профессиональный художник. В том же 1965 году, когда Алексей Архипович стал первым человеком, переступившим порог корабля в открытый космос, он был принят в Союз Художников. "В Союз меня принимала Катенька Белашова (скульптор – прим. сайт ), Пластов, Ромадин – какие великие были мастера!.. Я принес им свои эскизы, – рассказывает Леонов. – Перед полетом я много думал, какая техника должна быть: краска в космосе не пойдет, пастель – не пойдет, акварель – тоже. Оставался карандаш. Карандаш "Тактика" средней твердости и хорошая бумага. Я уже по рассказам товарищей знал, что увижу: черное небо, голубую Землю. И когда я сделал первые работы, они стали говорить, что горизонт у меня не так изгибается. Мы долго спорили – я-то замерял его! Я точно знал, сколько градусов должна быть дуга! И только потом профессор Лазарев нас рассудил. Он сказал: "Ребята, вы летали на какой высоте? – 300 километров, а он – на высоте 500 километров. А это значит, размеры-то все другие!"

А вокруг Земли на картине – голубой пояс атмосферы. "Пояс ровно четыре градуса! Я знаете как замерял? Я сделал палетку с размером Луны и посчитал, что высота пояса составила четыре ее величины. Цвет я точно определил с помощью аномалоскопа, прибора, который определяет цветовое зрение человека. По науке замерял время, в которое делал зарисовки. Так что цвет Земли – не выдуманный, а такой, как есть на самом деле".

На второй картине художник-космонавт изобразил полярное сияние над северным полюсом. Над горизонтом видны всполохи зеленого пламени, но там, где Луна, вдруг появляется красный свет. "Откуда он – мы до сих пор этого не знаем", – пояснил Алексей Архипович.

"Тогда было запрещено делать зарисовки космического корабля "Восход-2", а я сделал, – продолжил Леонов. – Он немногим отличался от "Востока" – добавили лишь шлюзовую камеру мягкой конструкции и второй двигатель. Но на самом-то деле это был не новый корабль – как был "Восток", так "Востоком" и остался. Абсолютно в деталях все".

Космонавт рассказал и о трудностях, с которыми ему пришлось столкнуться в полете. Он оказался на волоске от гибели и сам до сих пор не помнит, как справился с ситуацией. "Я был прикреплен к кораблю фалом и должен его вытащить из шлюзовой камеры, чтобы выйти в космос, а потом собрать его, чтобы зайти обратно. В правой руке у меня была кинокамера, а второй я должен был его смотать и закрепить на крюки, и я не знаю, как это сделал. Это невозможно! Обратно я пошел не ногами, а головой вперед, и мне надо было в этом шлюзе развернуться, а скафандр раздуло. Я сбросил клапан давления, не спросив разрешения земли, то есть нарушил закон, зато мне стало легче. За сутки я потерял шесть литров воды! Так что если кто хочет похудеть – пожалуйста, туда!" – завершил Леонов свой рассказ, жестом показав на небо.

Работы Леонова есть в собрании Дрезденской галереи, в Хьюстоне. В России картины Леонова хранятся в музеях двух городов: 17 работ в Гагарине и еще 70 – в Кемерове, где художник 15 лет содержит районную школу детского творчества – единственную в России школу для детей с нарушением работы опорно-двигательного аппарата.

После торжественной части Леонов осмотрел выставку и рассказал по случаю о своем знакомстве с Пабло Пикассо. Через русско-французскую художницу Надежду-Ходасевич Леже космонавт договорился об ужине с кубистом. "Он не был великим художником. Розовый период, голубой период, "Герника", а потом он стал делать всю эту ерунду, – сказал Леонов. – Когда мы ужинали, он долго обгладывал кости форели, а я думал – что же он такой жадный? Потом он принес глину, вдавил в нее этот скелет, и через час уже была готова обожженная форма. Пикассо залил ее бронзой и все! Работа готова! А все вокруг восхищаются: "Ах как здорово! Как гениально!" – Стыдно же!"

Церемония прошла в экспозиции выставки "Оттепель", которая работает в здании музея на Крымском валу. Выбор места символичен: один из разделов, который называется "Космос – Атом", рассказывает об освоении неба, в том числе – о вкладе в него Леонова. Здесь можно увидеть документальные кадры, на которых молодой Леонов рисует пейзажи во время подготовки к полету. В Третьяковской галерее отметили, что все юридические формальности передачи произведений в коллекцию были соблюдены, и теперь картины станут ценными экспонатами, поскольку отражают важный момент истории освоения космоса и XX века в целом.

Помимо выставки "Оттепель", церемония передачи картин оказалась приурочена к премьере , рассказывающего о легендарном полете Леонова и Беляева и выходе космонавта в открытый космос. Главные роли в картине исполнили Евгений Миронов и Константин Хабенский.