Античная греция колыбель европейской цивилизации. Древняя Греция – колыбель европейской цивилизации
Многие из нас слышали, слушали и читали мифы Древней Греции, о героях и чудовищах, о богах и подвигах, про Олимп и про огонь. Именно Греция по праву считается колыбелью всей западной европейской цивилизации.
Греческая кухня: мусака, оливки, сыр Фета и вино Это удивительная страна, в которой каждый город наполнен мифами и легендами. Это страна с многовековой историей и богатейшим культурным наследием. Это страна с замечательным климатом – это райский заповедный уголок, в котором стоит побывать хотя бы один раз в жизни, чтобы получить возможность в полном объеме насладиться превосходной местной культурой, общением с местным населением, в знакомстве с национальными блюдами и прочими немаловажными моментами.
Культура Древней Греции зародила общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности человечества. Всего три поколения деятелей культуры Древней Греции создали искусство высокой классики, заложили основы европейской цивилизации и образы для подражания на многие тысячелетия. Усвоив культурный опыт Египта и Вавилона, Древняя Греция определила свой собственный путь как в социально-политического развитии общества, так и в философских поисках и художественно-эстетическом осмыслении мира.
В Грецию хочется приехать, а для тех, кто побывал раз, вернуться сюда еще и еще, причем неважно на материковую Грецию или на уютные греческие острова, здесь отовсюду вас ждет ласковое чистое море, лучшие пляжи, самая здоровая и полезная кухня, близкий по духу и по вере очень радушный дружелюбный и гостеприимный народ.
Греция идеальна для проведения отдыха с мая по октябрь, хотя и в остальное время здесь всегда есть чем заняться, что посмотреть. Огромное количество реликвий на территории страны поможет пробудить в своем сознании настоящий интерес к истории человечества. Замечательный климат, теплое море, европейский сервис, великолепная кухня оставят самые приятные воспоминания.
Знаете в чём секрет греческой жизнерадостности и долголетия? В умении отдыхать: от души, искренне, феерично и заразительно. Недаром термин «отдыхать по-гречески» означает стопроцентно успешный, благополучный и разнообразный отдых в Греции, где каждое время года открывает путешественникам своё собственное очарование, дарит восторг открытий и незабываемые впечатления. Например, отдых в Греции зимой совершенно не уступает привычному путешествию в летний сезон. Просто он становится иным: горнолыжные курорты, разнообразные экскурсионные программы, паломничество – это далеко не все, чем может похвастаться Греция. Туризм в этой удивительной стране не перестает развиваться, о чем неустанно заботится местное правительство, вкладывая немалые средства в отрасль, понимая всю важность этого направления
Ну а теперь разберемся в некоторых нюансах, для общего развития
География: Греция находится на Балканском полуострове в юго-восточной части Европы. На севере она граничит с Албанией, Македонией и Болгарией, а на востоке с Турцией. Южные берега омываются Средиземным морем, западные - Ионическим и восточные - Эгейским. Пятая часть Греции лежит на островах, числом около тысячи. Крупнейшие из них Крит, Родос, Корфу, Лесбос, Самос. Из-за большого количества островов, Греция имеет особенно длинную береговую линию (15.020 км), которая обладает наибольшей протяженностью по сравнению с остальными средиземноморскими странами.
Климат: Мягкий, средиземноморский. Средняя температура января +4+12° С, июля + 27+30° С. Купальный сезон на материковой части Греции начинается с середины мая и заканчивается в середине сентября. Средняя температура моря в июле +25° С. Курортный сезон на островах начинается раньше и длится с апреля по середину октября.
Пляжный сезон в этой стране длится с марта по октябрь
Время: отстает от Москвы на 1 час.
Перелет: Продолжительность перелета из Санкт-Петербурга в Грецию составляет 3,5 - 4 ч.
государственный строй: Греция — республика. Глава государства — президент.
Столица: Афины
Население: около 10,7 млн. человек.
Язык: греческий.
Религия: 98% - греческая православная церковь..
Наземный общественный транспорт в крупных городах представлен автобусами и троллейбусами. Билеты продаются в газетных киосках или на конечных остановках. Если пассажир стоит на остановке и видит приближающийся автобус нужного маршрута, он должен голосовать, иначе водитель не остановится.
Арендовать автомобиль вы можете в бюро по прокату автомобилей (rent a car) или обратиться в туристическое агентство. Брать автомобиль разрешается лицам не моложе 21 года. При этом, помимо прав международного образца, Вы должны иметь как минимум год водительского стажа.
История человечества дает важнейший урок: все в жизни преходяще. Уходят люди, меняются облики городов и природные ландшафты. Многое превращается безжалостным временем в прах. Единственное, что времени не подвластно, - это великое искусство.
И здесь уникальную роль сыграла Древняя Греция. Ее цивилизация, искусство и литература.
ИСТОРИЧЕСКАЯ РОЛЬ ЭЛЛАДЫ. Сами греки называли свою страну Элладой, себя - эллинами. У понятий Древняя Греция и Эллада есть синоним: античность. «Античный» в переводе с латинского означает: древний, старинный. На бытовом уровне мы воспринимаем античность как эпоху, бесконечно от нас отдаленную, сказочную, овеянную мифами. Она ассоциируется со школьным учебником «Истории Древнего мира». Мы просто не задумываемся над тем, как многое из созданного древними эллинами органично вошло в нашу повседневную жизнь. А, между тем, Древняя Греция - это колыбель европейской культуры.
В повседневной речи, в книгах, газетах, журналах мы, буквально на каждом шагу, встречаемся со множеством слов греческого и латинского происхождения, составляющих пласт общественно-политической лексики. Понятия и термины: экономика, политика, философия, эстетика, логика, диалектика и множество других постоянно на слуху. Окружающие нас здания, архитектура дворцов, стадионов, театров, храмов, многие их конструктивные решения - колонны, капители, арки, своды, барельефы, лепные украшения, исполненные симметрии и гармонии, - плод творчества древних греков. Еще в младших классах школьники, усваивая коренные законы математики и физики, приобщаются к открытиям великих ученых античности Архимеда, Пифагора, Эвклида.
Древние греки были основоположниками в разных областях знаний. Они заложили основы многих точных, естественных и гуманитарных наук: физики и математики, анатомии и астрономии, философии и филологии, педагогики и эстетики, истории и красноречия. Концептуальные выводы Платона и Аристотеля о сущности и законах искусства сохраняют и сегодня свою неотторжимую ценность. Ежегодно миллионы туристов приезжают в Грецию, чтобы воочию увидеть бессмертные памятники античности, такие, как Парфенон и Эрехтейон, Пропилеи, храм Зевса. Благоговейно поднимаются они на холм Акрополь, возвышающийся над Афинами.
ГРЕЦИЯ - РОДИНА ДЕМОКРАТИИ. Одной из главнейших заслуг древних эллинов было то, что они подарили человечеству великую идею демократии. Афины в пору своего расцвета явили пример такой системы управления, которая соответствует воле большинства свободного населения. Слово «демократия» означает власть народа. Демократия предполагала участие всех свободных граждан в государственных делах, в управлении, обсуждении и принятии законов. В основе греческой демократии лежали коренные принципы: выборность власти, ответственность власти и сменяемость власти.
Человечество познало разные формы и типы правления: монархию, деспотию, империю. XX век явил страшные результаты господства тоталитарных режимов. Только демократия в наибольшей степени отвечает человеческой природе и поэтому обеспечивает условия для развития, постоянного реформирования и совершенствования. Прав был Уинстон Черчилль, утверждавший: демократия, отнюдь, не совершенна, но ничего лучше ее человечество до сих пор не придумало.
Демократия в Греции создавала наиболее благоприятные условия для развития всех форм творческой деятельности. Расцвет демократических Афин при Перикле совпал с величайшим взлетом литературы и искусства.
1. Мировое значение литературы Древней Греции
Основные жанры современной литературы: эпос, лирика, роман, повесть, трагедия и комедия, поэма и ода, сатира, басня и эпиграмма, ораторская, историческая и философская проза зародились и формировались у древних греков и римлян. На протяжении длительного исторического развития эти жанры претерпевали изменения и обогащались.
Непреходящи общечеловеческие ценности, заключенные в литературных образах, в художественных творениях античности. И пусть сегодня человек покрывает расстояние не в повозках и не на лошадях, а в комфортных автомобилях, на реактивных самолетах, космических аппаратах. Пусть он знает о мире неизмеримо больше, чем его дальние предки. Но сама человеческая природа почти не изменилась по сравнению с эпохой Гомера и Эсхила. Человек рождается и умирает, страдает от недугов и дряхлеет, любит счастливо и безответно, ревнует и изменяет, растит детей и теряет их, проявляет скаредность и эгоизм, отвагу и добросердечие, великодушие и низость, властолюбие и трусость. Эти вечные страсти и чувства запечатлены, и притом с непревзойденной эстетической полнотой, в творениях великих эллинов - Гомера и Эсхила, Софокла и Еврипида, Аристофана и Менандра, Анакреонта и Сапфо.
И сегодня нас продолжают волновать судьбы Пенелопы, трепетно ждущей своего мужа; преданной Андромахи; непреклонного Прометея и испытавшего горькое прозрение несчастного царя Эдипа, упавшего с вершины власти и славы в бездну позора; безжалостной мстительной Медеи, брошенной мужем и отплатившей ему убийством собственных детей.
Сюжеты и образы античной мифологии и литературы отличаются гармоничной завершенностью и пластичностью, прозрачным и глубоким смыслом. Сквозь столетия прошли, воплотились в бесчисленных литературных, живописных, скульптурных, музыкальных сочинениях фигуры греческих мифов, такие, как Геракл и Орфей, Пигмалион, Дедал и Икар, Антей и Тантал . Античность и Восток. Эллины, в свою очередь, наследовали все лучшее, что было в культурах других государств, в частности Древнего Востока. На Ближнем Востоке, в Египте, Китае, Индии, задолго до появления первых греческих государств, процветали мощные монархии, богатейшие цивилизации. В момент вторжения ахейских (феческих) племен на Крит (XV в. до н.э.) древний Египет переживал пору возвышения, установил гегемонию над Сирией, государство Ассирия вступило в «средний» период своей истории, а в Китае уже существовала древнейшая иероглифическая письменность. Троянская война, запечатленная в гомеровской «Илиаде», совпала по времени с крушением Хеттского (XVIII-XII вв. до н.э.) царства, а параллельно с более поздней «гомеровской Грецией» - было создано древнее государство Израиль в Палестине, укрепилось царство Урарту на Кавказе, в Восточной Европе появились скифы, а в северной Африке набирал силы Карфаген. В период расцвета Афин, т.е. V в. до н.э., произошло крупнейшее столкновение с персидской державой: греко-персидские войны, длившиеся несколько десятилетий, оставили глубокий след как в искусстве, так и в мироощущении древних эллинов. Греческие государства имели многообразные связи с древним Египтом, который поддерживал торговлю с Критом, Кипром, Эгиной. После походов Александра Македонского греки проникли в Сирию, Палестину, Египет. Культурные связи Греции и Востока - многообразны, но не изучены в полной мере. Знаменитый Кносский дворец на Крите внешне напоминает величественные сооружения восточных монархов. В Египте в это время была создана «Книга мертвых», сказки о двух братьях, о Правде и Кривде, любовная лирика; в Палестине и Сирии существовала богатая литература; Богазгейская и Угаритская библиотеки; в Индии - великая поэма «Ригведа»; в Китае - книга древнейших песен «Шицзин». Микенские вожди племен, обитавших в Пелопоннесе, проводили экспансионистскую политику, нацеленную на Восток, участвовали в колонизации побережья Малой Азии. В документах на египетском и хеттском языках упоминаются племена «азайзваша» и «ланауна», что соответствует упоминаниям греков в гомеровском эпосе. Они называются там ахейцы и данайцы. Ранний греческий философ, математик и астроном Фалес (624-546 гг. до н.э.), которого почитали как одного из Семи Мудрецов, увлекался путешествиями и не раз посещал Египет. В Грецию из Египта был завезен папирус (травовидное растение, произраставшее в болотах Евфрата и Нила), который использовался в качестве писчего материала. В Берлинском музее, например, хранится папирусный отрывок из «Илиады», записанный в I-II вв. н.э. Благодаря найденным папирусным манускриптам до нас дошли Гесиод, греческие лирики (Алкей, Пиндар), великие трагики Софокл и Еврипид и многие другие. В середине 1980-х годов американский лингвист К. Уоткинс сделал сенсационное открытие. Среди археологических документов по древнейшей истории Малой Азии он обнаружил отрывок на лувийском языке. Это один из мертвых малоазийских языков, на котором написан фрагмент эпической поэзии, который, по-видимому, на 500 лет старше «Илиады» Гомера. Из этого отрывка следует, что Троя, возможно, называлась у местных жителей Вилусой, а сами троянцы говорили на лувийском языке. Если признать данную версию обоснованной, то следует считать, что троянцы - коренное население Малой Азии, что в национальном отношении они чужды грекам, обладали письменностью раньше, чем греки. Все это, отнюдь, не умаляет величия «Илиады» и «Одиссеи», но проливает новый свет на происхождение двух шедевров мировой литературы. Восточная тематика отразилась в фольклоре, в сказании об аргонавтах, посетивших Колхиду, территорию Западной Грузии. Высоко ценились ткацкие изделия жителей гор. В торговые отношения с Грецией, а позднее с Римом были втянуты кавказские племена, говорившие на 70 языках и 300 наречиях. Позднее, в римскую эпоху, для общения с ними требовалось около 130 переводчиков. Свидетельством плодотворных связей с Востоком стали и труды греческих историков Ксенофонта и Геродота. Первый из них, например, неоднократно бывал за пределами Греции, участвовал в походе персидского царя Кира Младшего против его брата Артаксеркса. Обо всем пережитом он увлекательно поведал в книге «Анабасис» (или «Поход Кира»). Это - одноиз первых мемуарных произведений в европейской литературе. Перу Ксенофонта принадлежит и знаменитое сочинение «Киропедия» (или «Воспитание Кира»). Она воссоздает образ Кира Старшего, о подвигах которого сохранилась легендарная слава.
Геродот, «отец истории», неутомимый путешественник, маршруты странствий которого пролегали далеко за пределами Эллады, в Вавилоне, Скифии, Египте, Колхиде, Южной Италии, Малой Азии. Многие местности он видел воочию, о других рассказывал с чужих слов. В его главном труде «История» - описания многих земель от Египта и Аравии до Индии и Эфиопии, характеристики таких восточных царей, как Кир, Дарий, Камбис. Геродот включает в нее переработанные в виде новелл такие эпизоды, как детство Кира, Елена в Египте, сокровища египетского царя Рампсенита, пребывание Дария у скифов и многие другие. Его труд - своеобразная энциклопедия знаний о прошлом не только Греции, но и ее восточных соседей.
Античное наследие в Европе
РИМ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. В 146 г. д. н.э. Греция перестала существовать как самостоятельное государство, превратилась в провинцию Римской империи. Но римляне, к счастью, оказались людьми благодарными по отношению к тому духовному богатству, которым они завладели. Они взяли на вооружение и греческий язык, и греческую культуру, литературу, философию, ораторское искусство. Свидетельством освоения художественного опыта древних эллинов - наследие выдающихся римских поэтов и философов, таких, как Цицерон, Вергилий, Гораций, Овидий, Сенека и др.
С падением Римской империи (476 г. н.э.) и наступлением средневековья значение античного, прежде всего греческого, наследия заметно снижается. Господствующая католическая церковь отрицательно относилась ко всем областям духовной жизни, которые не были пронизаны ортодоксальной христианской идеологией. Повезло лишь римскому поэту Вергилию, который был объявлен христианским автором, предсказавшим рождение Иисуса Христа.
ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ. Следующий этап - эпоха Возрождения, называемая также Ренессансом, «величайший прогрессивный переворот», отмеченный беспрецедентным творческим взлетом во всех областях художественной деятельности. Родиной европейского Возрождения была Италия. Оттуда гуманистические идеи проникли во Францию, Англию, Германию. Искусство Возрождения, освобожденное от средневековой схоластики и догматики, было пронизано идеями гуманизма, утверждавшего высшую ценность человека. В центр художественного внимания был поставлен индивид, его природа, свободная и естественная во всех ее проявлениях.
Важнейшей особенностью Возрождения сделался всеобщий интерес к античности. В это время произошло фактическое открытие до того забытого, утаенного художественного наследия Древней Греции, а также Рима. В противовес средневековому догматизму, нормативности, схематизму, аскетизму писатели-гуманисты находили в античности живой и свободный идеал прекрасного. В основе его - верность природе. В творениях Гомера и Эсхила, Софокла и Еврипида гуманисты приобщались к масштабным, рельефным человеческим характерам. Титаны Возрождения Данте и Петрарка, Шекспир и Рабле черпали сюжеты и темы, находили плодотворные источники художественных идей в созданиях древних эллинов.
КЛАССИЦИЗМ. Следующей эпохой, отмеченной живым вниманием к античному наследию, был классицизм. Он пережил расцвет в Европе в XVII-XVIII вв. Самоназвание этого литературного направления указывало на то, что оно ориентировалось на классику, на наиболее совершенные образцы в литературе, древнегреческой и римской. Сердцевиной эстетики классицизма были культ разума и «подражание природе».
Наиболее полно эти положения были обобщены и сформулированы французским писателем Никола Буало в его знаменитом, носившем нормативный характер трактате «Поэтическое искусство» (1674). Его положения воплощались в художественной практике великих мастеров. В своем трактате Буало воздавал хвалу древним:
Почему античность называют «колыбелью европейской культуры»?
Античная цивилизация, получившая название от латинского слова «антиквус», что значит древний, вписала золотые страницы в историю мировой культуры. Достижения античной культуры поразительны, на них основывается вся европейская цивилизация. История мирового искусства переполнена воспоминаниями об античном мире, воспроизведением античных сюжетов, темами греческой и римской мифологии, историей и бытом до такой степени, что античность неразрывно сливается со всей историей мировой художественной культуры со времен, когда античное общество завершило свое существование, и до наших дней. К античности восходят современные литературные жанры и философские системы, принципы архитектуры и скульптуры, основы астрономии, математики, естествознания. Античность, чья тысячелетняя история накопила бесценные и непревзойденные сокровища человеческого духа обладает неувядаемой прелестью Культурология: Учебное пособие/Составитель А.А. Радугин. М., 2007. С. 144..
Если кратко резюмировать достижения античной культуры, то можно сказать, что греки и римляне дали человечеству:
1) образцовые (классические) языки - древнегреческий и латынь составными частями во все европейские языки, составив основу научной, музыкальной, политической, юридической и другой лексики;
2) великолепную литературу, художественность и образность мышления;
3) в искусстве - образец для подражания, школой художественного вкуса и эстетических принципов освоения мира;
4) разнообразное прикладное искусство;
5) науку (дали начала многим отраслям знаний и научной терминологии);
6) образцы ораторского мастерства, величайшего искусства слова, диалогичность;
7) демократию, свободу, различные формы власти, политическое мышление;
8) образцы общения, образования и воспитания;
9) оригинальное военное искусство, создали идеалы героизма и патриотизма;
11) физическую культуру, спорт, утвердили ценность здоровья, культ здорового тела;
12) Сформировали теоретическую базу многих областей научного знания, в том числе философии, логики, филологии и др.
Таким образом, мы можем сказать, что античность считается «колыбелью европейской культуры» потому что к идеям и образам древнегреческой культуры можно свести практически все достижения этой цивилизации. Ретроспективный взгляд на европейскую культуру убеждает в том, что исходным пунктом является большей частью Древняя Греция.
Список использованной литературы
1. Культурология / под ред. Г.В. Драча. Ростов-на-Дону. М. 1995.
2. Культурология: Учебное пособие/Составитель А.А. Радугин. М., 2007.
3. Культурология / под ред. А.Н. Марковой. М. 2000.
Билет 21
1. Греция- «колыбель европейской цивилизации».
2. Палаты князей Юсуповых в Москве. История постройки, стиль, фамилия архитектора.
Древняя Греция – колыбель европейской цивилизации.
Около пяти тысячелетий назад на юге Балканского полуострова и окружающих его островах в восточном Средиземноморье зародилась культура, которой суждено было сыграть величайшую роль в истории человечества, - культура древних греков, или эллинов. Именно здесь два с половиной тысячелетия назад культура достигла такого расцвета, который долгие века казался недосягаемым. Афинская демократия, основанная в те далекие времена, и ныне служит образцом для всякого, кто задумывается о равноправии и свободе каждого гражданина.
Не меньшее значение греки придавали и здоровью человека. Не случайно первым целителем, действительно достойным звания врача, был грек Гиппократ. А дошедшие до нас образцы художественного творчества - скульптура, архитектура, росписи и керамика, а также мифы и сказания Древней Греции - принадлежат к высочайшим, поистине бесценным творениям человечества.
Веками классическая культура Древней Греции занимала воображение людей и очаровывает до сих пор. Она была преемницей древневосточных культур со временем приобретая новые черты и стала колыбелью европейской культуры.
Созидательная деятельность греков эпохи бронзы основывалась на выработке ими большого запаса экспериментальных знаний. Должно, прежде всего, отметить уровень и объем технологических знаний, позволивших населению Эллады широко развить специализированное ремесленное производство. Металлургия включало не только высокотемпературную (до 1083°С) плавку меди. Литейщики работали также с оловом, свинцом, серебром и золотом, редкое самородное железо шло на ювелирные изделия. Создание сплавов не ограничилось бронзой, уже в XVII-XVI вв. до н. э. греки изготавливали электр и хорошо знали прием золочения бронзовых изделий. Из бронзы отливали орудия труда, оружие и бытовые предметы. Все эти изделия отличались рациональностью формы и качеством исполнения.
Гончарные изделия также свидетельствуют о свободном владении сложными термическими процессами, проводившимися в печах различной конструкции. Применение гончарного круга , известного еще с XIII в. до н. э., способствовало созданию и иных механизмов, приводимых в движение силой человека или тягловых животных. Так, колесный транспорт уже в начале II тыс. до н. э. состоял из боевых колесниц и обычных повозок . Принцип вращения, издавна использовавшийся в прядении, применяли в станках для изготовления канатов . При обработки дерева применялись токарно-сверлильные приспособления . Достижения инженерной мысли ахеян ясно иллюстрируют созданные в XVI-XII вв. до н. э. водопроводы и закрытые водосборники . Особенно показательны знание гидравлики точность расчетов, произведенных при сооружении потайных систем водоснабжения в крепостях Микен, Тиринфа и Афин около 1250-х годов.
Высокими достижениями отличалось зодчество. Архитектурные памятники ярко отражают наличие имущественного неравенства и свидетельствуют о появлении раннеклассовых монархий. Уже монументальные критские дворцы XIX-XVI вв. до н. э. поражают масштабами. Однако характерно, что общий план критских дворцов был как лишь монументальным повторением плана усадьбы зажиточного земледельца.
Иной уровень архитектурной мысли являют более поздние дворцы материковых царей. В основе их лежит центральное ядро - мегарон, также повторяющего традиционный план рядового жилища. Он состоял из передней (продомоса), главного зала (домоса) с парадным очагом и задней комнаты. Многие акрополи были защищены мощными каменными стенами циклопической кладки толщиной в среднем 5-8 м. Широко применялись колонны и полуколонны, резьба по камню и мрамору, росписи стен сложнейшими композициями
Ранний период развития архитектуры (до V в. до н. э.) получил название архаического . Это время формирования греческого рабовладельческого общества и возникновения городов-государств (полисов ) - укрепленных экономических и политических центров гражданской общины, обеспечивающей членам право собственности на землю и рабов. Древние греки называли себя эллинами, а свою страну Элладой.
В бронзовом веке храмы еще не строились. На смену дворцам и крепостям пришли многочисленные храмовые сооружения. Прекрасным статуям олимпийских богов воздвигнуты более величественные и роскошные жилища, чем старым примитивным идолам. Светское строительство отступило на второй план.
Греческая архитектура начала эпохи архаики сохранила форму мегарона микенского периода. Мегарон, дом властителя, стал святилищем, но строительный материал остался все тот же - дерево и глина. В первой половине VIII в. появляется храм, планировочную основу которого составил микенский мегарон. Храм был построен из необожженного кирпича и перекрыт деревянной двускатной крышей. В этот период формируется планировочная схема, которая легла в основу последующей архитектуры греческих храмов и для которой характерно окружение основного объема храма колоннадой.
Светские постройки, также прямоугольной формы, были непрочными и очень скромными, из тростника и глины. Все достижения греческой архитектуры того времени - конструктивные и декоративные - связаны со строительством храмов. В архаический период появляются монументальные постройки из камня, главным образом из известняка мягких местных пород. Эллинские мастера архитектуры уже в VII в. до н. э. разработали строго продуманную систему рациональных соотношений между несущими и ненесущими (несомыми) частями здания, между колоннами и перекрытием, лежащим на них. Ордер – определенное сочетание частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художественное оформление.
Существуют: дорический, ионический и коринфский ордера.
название ордер (лат. ordo - порядок).
Греческий архитектурный ордер состоял из следующих основных элементов:
Трехступенчатого стереобата (основания) - цокольной части храма;
- колонн
(несущих опор), состоящих из:
- - основания
(базы),
- - ствола
(фуст) - в целях устойчивости сужающегося кверху (энтазис
), обработанного каннелюрами
(вертикальными желобками),
- - капители
- создающей более удобный переход от горизонтальных балок к вертикалям колонн; абака
(квадратная плита капители) поддерживается круглой плитой в виде перевернутого усеченного конуса (эхин
), который обеспечивает равномерную передачу нагрузки на колонну по всему ее сечению;
В процессе формирования греческой архитектуры, предположительно в VIII в. до н. э., возникли вначале два художественных направления в архитектуре, два основных ордера: дорический и ионический , несколько позже (430 г. до н. э.) появился коринфский в интерьере храма Аполлона в Бассах (Иктйн). Ордера с самого начала существенно различались в деталях и пропорциях.
Дорическое отличалось стремлением к монументальности, серьезности, «мужественности», совершенству пропорций. Дорический стиль сформировался приблизительно в 600 г. до н. э. и в дальнейшем претерпевал лишь незначительные изменения. Примером может служить дорический храм Геры в Олимпии.
Ионический стиль, который был особенно популярен в греческих городах-государствах, возникших на побережье Малой Азии, в V в. еще окончательно не сформировался. Мастера ионийского направления стемились достичь легкости, изящества, прихотливости линий. Ранние ионические храмы в Малой Азии имели более богатое убранство и большие размеры, чем дорические храмы.
Древнеримский теоретик архитектуры Витрувий, ссылаясь на мнение греческих авторов, сравнивает дорический ордер с "крепостью и красотой мужского тела" , ионический ордер - с "утонченностью женщин, их украшениями и соразмерностью" .
Коринфский ордер получил развитие с IV в. до н. э. в ряде памятников греческой архитектуры. Он впервые оформился в конце V в. до н. э. Пример коринфского ордера - памятник Лисикрата (335-334 гг. до н. э.) - объем цилиндрической формы, конусообразная черепичная кровля его завершается скульптурным украшением - акротерием. Его полуколонны легче и изящнее ионических колонн, у них более высокая капитель, изогнутый в плане импост - переход от колокола капители к архитраву. Волюты капители - в форме стилизованных завитков растения аканта .
Акрополь - возвышенная и укреплённая часть древнегреческого города, так называемый верхний город; крепость (убежище на случай войны).
Афинский акрополь -156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину).
} Наиболее известный памятник античной архитектуры, расположенный на афинском Акрополе, главный храм в древних Афинах, посвящённый покровительнице этого города и всей Аттики, богине Афине.
} Парфенон был продуман в малейших деталях, совершенно незаметных постороннему наблюдателю и имеющих целью зрительно облегчить нагрузку на несущие элементы, а также исправить некоторые погрешности человеческого зрения.
} Хотя храм кажется идеально прямолинейным, на самом же деле в его контурах нет почти ни одной строго прямой линии.
Справа от Пропилей на уступе скалы стоял небольшой храм богини победы Ники. Обычно ее изображали крылатой. Но, победив персов, афиняне дерзко пожелали навсегда оставить богиню у себя и не дать ей улететь. Поэтому они воздвигли храм в честь Ники Бескрылой, Ники Аптерос.
На протяжении X-XII вв. до н. э. быстро развивалось искусство вазовой росписи. Уже в начале II тыс. до н.э. традиционный геометрический орнамент критян был дополнен мотивом спирали, блестяще разработанным кикладскими мастерами еще в предшествующем веке (см. рис. 4). В дальнейшем, в XIX-XV вв. до н.э., во всех областях страны вазописцы обратились и к натуралистическим мотивам, воспроизводя растения, животных и морскую фауну. Должно отметить, что в некоторых районах сложились яркие локальные художественные традиции, четко характеризующие
Ваза с воинами из Микен. вазопись каждого центра.
Широта художественных запросов общества проявилось в пристальном внимании искусства к человеку и его деятельности. Блестящим примером являются многоцветные росписи в домах гора Жан Акротии,
Мастера-вазописцы гораздо меньше, чем скульпторы или архитекторы, зависели от освященных религией или государством канонов. Вероятно, именно этим объясняется необыкновенное тематическое разнообразие, характерное для греческой вазописи VII-VI вв. до н. э. Именно в вазовой живописи раньше, чем в какой-либо другой отрасли греческого искусства, за исключением, может быть, только коропластики и резьбы по кости, мифологические сцены начали чередоваться с эпизодами жанрового характера.
Амфора
(др.-греч. ἀμφορεύς «сосуд с двумя ручками») - античный сосуд яйцеобразной формы с двумя вертикальными ручками, нередко с острым коническим дном. Был распространен у греков и римлян. Чаще всего амфоры делались из глины, однако встречаются и амфоры из бронзы. Служили, в основном, для хранения оливкового масла или вина. Также использовались в качестве урны для захоронения и при голосовании.
Объём амфоры может составлять от 5 до 50 л. Большие высокие амфоры использовались для транспортировки жидкостей. В Риме амфоры объёмом 26,03 литра (древнеримский кубический пед
или греческий "талант (единица измерения)") применялись для измерения жидкостей.
Литература
ранних греков, как других народов, восходила к традициям древнего фольклорного творчества
, включавшего сказки, басни, мифы и песни
. С изменением общественных условий началось быстрое развитие народной поэзии-эпоса
, прославлявшего деяния предков и героев каждого племени. К середине II тыс. до н. э. эпическая традиция греков усложнилась, в обществе появились профессиональные поэты-сказатели, аэды
. В их творчестве уже в XVII-XII вв. до н. э. заметное место заняли сказания о современных им важнейших исторических событиях.
В XIV-XIII вв. до н. э. эпическая литература сложилась в особый вид искусства со своими специальными правилами речевого и музыкального исполнения, стихотворным размером-гекзаметром, обширным запасом постоянных характерных эпитетов, сравнений и описательных формул. Об уровне поэтического творчества ранних греков свидетельствуют эпические поэмы "Илиада" и "Одиссея" - выдающиеся памятники мировой литературы. Обе поэмы относятся к кругу исторических повествований о походе ахейских войск после 1240г. до н.э. на Троянское царство.
Получает широкое распространение и вскоре становится ведущим литературным направлением эпохи лирическая поэзия, в свою очередь, подразделяющаяся на несколько основных жанров: элегию, ямб, монодическую, т.е. предназначенную для сольного исполнения, и хоровую лирику, или мелику. тогда же рождается греческая трагедия - наиболее полно отвечающий духу классического полиса жанр литературы
ПИСЬМЕННОСТЬ
Письменность в греческой культуре XXII-XII вв. до н. э. играла ограниченную роль. Как и многие народы мира, жители Эллады, прежде всего, стали делать рисуночные записи
, известные уже во второй половине III тыс. до н. э. Каждый знак этого пиктографического письма обозначал целое понятие. Критяне некоторые знаки, правда, немногие, создали под влиянием египетского иерографического письма,
возникшего еще в IV тыс. до н. э. Постепенно формы знаков упрощались, а часть стала обозначать только слоги.