Чем знаменит Парк скульптур Вигеланда? Парк скульптур в Осло – грандиозное творение Густава Вигеланда Изваяния, вызывающие интерес посетителей.

Сады бывают разные. Например, в тени вишневого сада можно насладиться летней прохладой и приятным ветерком. А вот в Норвегии есть, самый что ни на есть настоящий Сад Людей. И Сад этот был создан норвежским гением –

Для того чтобы стать скульптором, достаточно иметь золотые руки и хороший вкус – обладать анальным и зрительным векторами. Но гениальные скульпторы – это, прежде всего, те, кто обладает еще и звуковым вектором, как и Густав Вигенланд.

Анально-зрительные художники создают красоту. Люди со звуковым вектором в эту самую красоту обрекают мысль. Первыми восхищаешься, над вторыми еще и задумываешься. Всерьез и надолго.

Сад Людей, как часто называют Парк скульптур Вигеланда в Осло, — не просто манифест жизни мастера и не просто отражение его взглядов на мир. Это удивительно тонкая работа, попытка передать психологию людей — таких разных и одновременно таких одинаковых — в камне и металле. Жизнь человека от зачатия до смерти. Если внимательно вглядеться, то в некоторых скульптурах можно найти фрейдистские мотивы (что мы и увидим чуть позже). В иных работах встречаются общекультурные символы – круг, чаша, змей, дерево – и фольклорные темы.

Взгляд Густава Вигеланда на жизнь проникнут звуковыми переживаниями и поисками ответов на вечные вопросы. Впрочем, весь Парк – это и есть один большой поиск и попытка сформулировать свой четкий ответ. Кто такой человек? Зачем он приходит в этот мир? С чем уходит? Что происходит дальше?

С другой стороны, здесь не обошлось и без чуткой работы зрительного вектора , ведь большинство скульптур еще и тонко передают эмоции. Все они как живые: оттенки эмоциональных состояний передают не только лица, но и каждый мускул, каждый жест и полужест.

Почти все скульптуры, представленные в Парке, обнажены. Женщины, мужчины, старики, младенцы… ни у кого нет одежды. Их тела – неидеальны. Это не Венеры Милосские и не Аполлоны. Это обычные люди. Голые и настоящие. Ведь человек с анальным вектором всегда стремится отобразить правду: такую, как она есть, голую правду, без прикрас. Одежда скрывает истинные намерения человека, а в скульптурах Вигеланда каждый мускул передает глубину эмоции. Здесь же они обнажены глазу зрителя. Обнаженная правда, голые эмоции. Смотрите и внимайте!

Давайте же погуляем по Саду Людей и попытаемся понять, что хотел донести до нас Густав Вигеланд.
С чего начинается жизнь человека? На этот вопрос можно найти ответ, спустившись на Детскую Площадку Парка скульптур, которая находится совсем недалеко от Моста. Во многих туристических заметках пишут, что здесь Густав Вигеланд изобразил детские игры. Но это не так.

В центре композиции — то, с чего начался каждый из нас – эмбрион. Крепко спящий перевернутый младенец, уже совсем настоящий человек. Сейчас ему хорошо и спокойно, но еще чуть-чуть — и он ступит в этот мир, холодный, незнакомый и страшный. А пока он спит и видит сны о Рае, молочных реках и кисельных берегах.

Детская площадка – иллюстрация первого года человеческой жизни, самого важного и самого долгого для любого человека. Вот младенец еще лежит на спинке. А вот он перевернулся на живот и поднял головку. Тут он еще сидит. А здесь малыш уже пытается встать. Еще немного – и он выпрямится, сделает первый шаг и станет настоящим человеком.
Остальная часть Сада Людей представляет как раз иллюстрацию той самой жизни человека во всех ее проявлениях. Так, например, на Мосту располагается 58 скульптур, посвященных отношениям между мужчиной и женщиной и отношениям взрослых и детей – во всех возможных красках и оттенках.

Здесь можно встретить и четырех младенцев, олицетворяющих собой четыре темперамента человека. Самый известный из карапузов – холерик в гневе– давно стал эмблемой Сада Людей и объектом нежной любви туристов, так и норовящих подержать его за грозно сжатый кулачок.

На мосту можно увидеть и целую галерею таких разных отцов. Вот, например, счастливый глава семейства с двойней. И совсем недалеко – другой отец, отмахивающийся от налетевших на него младенцев, словно в попытке вырваться, освободиться. Вот папаша играет со своим ребенком. А здесь папа лупит нашкодившего уже давно не маленького сына. Тут же можно встретить и всевозможных мам, но, по большей части, все они заботливые и ласковые в отличие от таких разных пап.

Такими же разными изображены и отношения между мужчиной и женщиной. Вигеланд показал как идеальные отношения – мужчина и женщина движутся синхронно, внимательно повторяя движения друг друга — , так и отношения, далекие от идеала – партнер пытается избавиться от крепко вцепившейся в него подруги сердца и всеми силами хочет скинуть ее с себя, как пиявку.

Сразу за мостом мы оказываемся перед удивительным фонтаном «Бремя жизни», представляющим собой цикл человеческой жизни: от рождения до смерти. Жизнь – не такая уж простая штука: каждый несет ее по-своему, как несут чашу люди в центре фонтана. А для человека со звуковым вектором жизнь нередко представляется одним лишь сплошным страданием. Он не рад тому, что появился на свет, не рад такому ограниченному человеческому телу, оттого и жизнь для него – не радость, а именно бремя.

По периметру фонтана расположены композиции, олицетворяющие те или иные этапы в жизни человека. Все герои композиций сидят в дереве – том самом дереве жизни, именуемом у скандинавов Иггдрасиль – первооснове всего живого.
Вот дерево, на котором повисли младенцы. Много-много младенцев, гроздями свисающих с веток, словно плоды жизни. Пока что они все вместе, своей маленькой стаей. Потряси дерево и пробуди одного из них к жизни! На другом дереве мы видим одинокого малыша, который внимательно прислушивается к чему-то. Да это же ребенок со звуковым вектором , который в этом чистом и ясном зове внезапно осознал себя, свое Я.

На иных композициях можно разглядеть и муки пубертата, и проблемы адаптации в обществе. Вот дерево, где все дети играют вместе: общаются, социализируются, а совсем рядом, в ветвях соседнего дерева, – одинокий мальчик, которому не до забав сверстников. Он мечтательно смотрит в небо и думает о Боге. На ином дереве – молодая девушка, которая стыдливо прикрывает свое изменяющееся тело и замерла в ожидании взрослой жизни, будто приготовившись к прыжку в омут с головой, словно ласточка.

На древах жизни мы увидим и первую любовь, и первую утрату, и одиночество, и гармонию. И счастливое потомство, и даже смерть. Все тела людей тесно переплеты с ветвями деревьев. Чье-то дерево приносит плоды, а чье-то совсем зачахло. Последнее дерево пугает. В нем сидит скелет. Смерть, как она есть.

Но не стоит бояться. Ведь совсем рядом со смертью то самое первое дерево с гроздьями младенцев. Жизнь завершила свой цикл и пошла на новый круг: вернулась к тому, с чего началась. За смертью следует перерождение, чему свидетельствуют и барельеф, на котором изображен младенец, сидящий на костях погибшего животного. Колесо сансары вращается непрерывно.

Вокруг Фонтана на земле плиткой выложен грандиозный лабиринт с многочисленными ходами и ловушками. Лабиринт для звуковика – метафора жизни, поиска истины. Чем больше ищешь «выход», тем больше плутаешь. Путь к истине не так прост, как кажется. Попробуйте сами его пройти!

Кульминация Сада Людей – Плато Монолита, в центре которого грандиозный 17-тиметровый обелиск (Монолит) – вершина творчества Густава Вигеланда, про которую он скажет: «Это моя религия».

Монолит представляет собой высокий обелиск, состоящий из множества человеческих тел. Люди движутся к свету, движутся вверх по столбу, поддерживая друг друга и помогая карабкаться вверх. Внизу – мертвые тела тех, кто не выдержал всеобщей схватки за жизнь, и старики. Ближе к вершине – самые упорные и молодые, которые выкидывают на самый верх Монолита младенца. Движение вверх – это и движение к свету, и желание постичь божественное, и движение в будущее. Несмотря на то, что человек человеку волк, люди помогают друг другу, ведь они знают, что в одиночку не выживет ни один. Что никто не сможет достичь вершины, если не будет прочих людей. Стая движется вверх, люди обеспокоены продолжением себя во времени, поэтому выкидывают наверх младенца – олицетворение будущего всего человечества.

Вокруг Монолита – множество фигур, продолжающих тему, начатую еще на мосту. Люди, люди, люди…в радостях и печалях, в любовных играх и горе. И, пожалуй, нет смысла описывать каждую отдельную фигуру – это нужно видеть и чувствовать.

Скажите имя Густава Вигеланда любому норвежскому художнику или скульптору, и их глаза тут же загорятся нежностью и пониманием – в своей родной Норвегии этот скульптор полюбился многим, особенно жителям столицы – Осло.

(Всего 28 фото)

1. В 1921 году город выделил скульптору дом, в котором он в последствие работал и жил двадцать лет.

2. После себя скульптор оставил удивительный , ставший напоминанием не только о нем самом, но и о политической и культурной жизни Норвегии.

3. И все же парк строился на почве споров и разногласий. Власти хотели построить библиотеку. К сожалению, ее местонахождение оказалось на месте дома Вигеланда.

4. После долгих споров и диспутов по этому поводу дом все же остался скульптору, однако он пообещал сделать для города что-нибудь экстраординарное взамен.

5. С тех пор все свои работы скульптор отдавал городу. Он был очень плодовитый – вероятно, Осло даже получил больше, чем просил.

6. В результате этого экстраординарного контракта между Вигеландом и Осло, практически ни одна из его работ не покинула пределов Норвегии. И все же, если вам нужна хорошая причина посетить эту страну, ищите ее в парке скульптур.

7. Это было определенно не маленькое свое дело . В конце концов, к моменту смерти скульптора в 1943 году, в парке на площади более 300 кв. м было более двухсот скульптур.

8. Будучи другом и соратником Родэна, Вигеланд любил экспериментировать с современными формами работ эпохи ренессанса и древнего искусства.

9. В начале своей работы он искал вдохновения в отношениях двух полов, а также в отношениях между старшим и младшим поколением, между членами семьи и неумолимым приближением смерти, которая не является концом сама по себе.

10. Его студия у Нобелевских ворот находится рядом с парком Фрогнера (который сейчас более известен, как парк Вигеланда).

11. Его самая известная работа – Монолит – кульминация работы всей его жизни: 121 фигура пытаются добраться до вершины.

12. В его скульптурах глубоко прослеживается тема понимания конфликта и комфорта в человеческих отношениях. Истинную двоякость нашей связи с семьей и обществом можно найти повсюду.

13. Работы Вигеланда передают глубокую отчужденность, которую скульптор переживал всю свою жизнь.

14. Тема смерти присутствует во многих его работах, а ее представление варьируется от меланхоличности и несчастья до глубокой любви и восторга.

15. И все же парк представляет собой, скорее, жизнь и путешествие, а не дорогу к смерти. Каждая группа или индивидуальная скульптура представляет собой один аспект или сцену жизни – это путешествие каждого, представленное в камне и бронзе.

16. Нагота фигур, естественно, несет символический характер.

17. Природа и скульптура объединены в этом представлении человечества. Эти скульптуры не стыдятся и не боятся встретить собственную смертность.

18. Какой парк без фонтана? Вигеланд подарил Осло фонтан из 60 бронзовых статуй.

19. Суть сцены на этом фонтане заключается в том, что природа циклична, и смерть дает новую жизнь.

20. Вигеланд также спроектировал схему парка, которая имеет план классического сада.

23. Официальное месторасположение парка с таким большим количеством нагих фигур лишь подчеркивает всю драму двусмысленности. Ведь нагота смущает людей.

Темой парка являются «состояния человека». Большинство статуй изображают людей, которые запечатлены во время различных занятий, таких как бег, борьба, танцы, объятия и т.д. Каждая из статуй передаёт определённый набор эмоций, человеческих отношений, нередко - с глубоким философским подтекстом, что делает многие композиции достаточно сложными для восприятия, например, скульптуру взрослого мужчины, который отбивается от орды младенцев.

Местные жители активно используют парк для игр, отдыха на свежем воздухе, пикников. В марте 2007 г. парк подвергся действиям вандалов - неизвестный человек или группа лиц расклеили чёрные бумажные обрезки бумаги на сосках, промежностях, ягодицах всех скульптур парка.

Достопримечательности парка

Главные ворота

Главные ворота (кованое железо и гранит) служат непосредственно входом в парк. Они состоят из пяти больших ворот, двух маленьких для пешеходов и двух крытых медью контрольно-пропускных пунктов, украшенных флюгерами. Главные ворота были установлены в 1942 г. за счёт Норвежского банка.

Мост

58 скульптур располагаются вдоль стометрового моста шириной 15 м. от Главных ворот до Фонтана. Все эти бронзовые скульптуры соответствуют основному замыслу парка - «Человеческому темпераменту». Здесь посетители смогут увидеть одну из самых популярных статуй парка - «Сердитый малыш». В 1940 г. Мост стал первой частью парка, открытой для публики. Посетители смогли наслаждаться скульптурами, в то время как большая часть парка все ещё находилась в стадии реконструкции.

Детская площадка

В конце моста находится Детская площадка - группа восьми бронзовых статуй, изображающих детей во время игры. В центре, на гранитной колонне, изображён зародыш. Помимо этого здесь располагается водоём, где плавают утки и гуси.

Фонтан

По первоначальному проекту изготовленный из бронзы и украшенный 60 отдельными бронзовыми скульптурами фонтан должен был стоять перед зданием Парламента. Фонтан, изображающий детей и скелеты на ветвях гигантских деревьев, символизирует, что за смертью следует новая жизнь. Вокруг фонтана лежит мозаика из белого и чёрного гранита площадью 1800 кв. м. Вигеланд работал над этим памятником с 1906 по 1943 гг.

Плато «Монолит»

Плато «Монолит» - каменная платформа, окружённая ступенями, которая служит основанием для центральной фигуры парка «Монолит». 36 групп людей располагаются на возвышении и символизируют собой «круговорот жизни». Доступ к плато проходит через 8 фигуральных ворот, сделанных из кованого железа. Ворота были спроектированы между 1933 и 1937 годах. и установлены вскоре после смерти Вигеланда в 1943 г.

Монолит

На самой высокой точке парка, на плато располагается центральная фигура - Монолит. Возведение массивного памятника началось в 1924 г., когда Густав Вигеланд смоделировал его из глины в своей студии во Фрогнере. Процесс проектирования занял у него 10 месяцев и предположительно Вигеланд воспользовался несколькими эскизами, спроектированными ещё в 1919 г. Впоследствии модель была «заморожена» в виде гипсового макета. Осенью 1927 г. блок гранита, весящего несколько сотен тонн, был доставлен в парк из каменного карьера в Халден и его установили только год спустя. Вокруг него был построен деревянный навес для предохранения составных частей. Гипсовый макет Вигеланда поместили сбоку как упоминание о скульпторах проекта. Перевод фигур с макета начался в 1929 г. и занял у трёх резчиков по камню порядка 14 лет до финального завершения. На Рождество 1944 г. публике было разрешено полюбоваться Монолитом и толпа из 180000 человек переполнила деревянный навес, чтобы поближе рассмотреть творение. Навес был уничтожен вскоре после этого. Башенный корпус Монолита 14,12 метра (46,32 фута) высотой состоит из 121 скульптуры, поднимающейся к небесам. Эта идея подразумевалась как желание человека стать ближе с чем-то духовным и божественным. Ансамбль изображает чувство близости, поскольку человеческие фигуры обнимают друг друга, их ведут навстречу спасению.

Колесо жизни

В конце 850 метров продольных координат парка возведены солнечные часы, выкованные в 1930 г., и, наконец, Колесо жизни, сделанное вручную с 1933-34 гг. Колесо в той или иной степени напоминает венок, изображающий четырёх людей и ребёнка, бесконечно счастливых в своей гармонии. Этот символ вечности заключает в себе основную идею парка: путешествие человека от колыбели до погребения.

Музеи

В южной части парка располагаются два музея - Музей Вигеланда, в котором можно ознакомиться с другими скульптурами, а также с рисунками мастера, и Музей истории города Осло.

Время работы

С 1 сентября по 31 мая со вторника по воскресенье 12.00-16.00. В понедельник – выходной. С 1 июня по 31 августа со вторника по воскресенье 10.00-17.00. Понедельник выходной.

Вход

Вход в парк платный. Общий билет 50 крон, льготный и детский (от 7 лет) 25 крон, дети до 7 лет бесплатно.

Как добраться

Парк скульптур Вигеланда находится по адресу Nobels gate 32. Ближайшая к парку станция метро - Majorstuen. Добраться также можно на 20, 112 автобусах или 12 трамвае, нужная остановка Vigelandsparken.

Вигеланд-парк (Осло, Норвегия): подробное описание, адрес и фото. Возможности для спорта и отдыха, инфраструктура, кафе и рестораны в парке. Отзывы туристов.

  • Туры на Новый год по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Статистически, Вигеланд-парк - одна из самых посещаемых достопримечательностей норвежской столицы, причём местных жителей тут ничуть не меньше, чем туристов. Главная причина этой популярности - более двухсот скульптур национального скульптора Норвегии Густава Вигеланда, живописно расположенных на просторах ухоженного парка. Но центральное место в этой выставке на пленэре занимает гигантский монумент «Монолит», с потрясающей реалистичностью изображающий бессмысленность гонки за успехом.

Что посмотреть

Вигеланд-парк - идеальный музей под открытым небом. Помимо того, что ландшафты парка очень красивы, здесь множество тропинок и удобных мест для отдыха, в Вигеланд-парке можно прикоснуться к прекрасному, не отрываясь от природы: среди его зелёных лужаек выставлена большая часть творческого наследия скульптора Вигеланда. Всего здесь 212 скульптур. Выполненные из бронзы или гранита, они затрагивают человеческую жизнь во всём её проявлении: здесь можно увидеть и слившихся в порыве страсти влюблённых, и попрошаек, и проказливого мальчишку.

Вигеланд-парк

Главный шедевр Вигеланд-парка - скульптура «Монолит» высотой 14 метров, возвышающаяся на холме в центре территории. На этой колоссальной каменной глыбе Вигеланд изобразил 121 человеческую фигуру в той или иной позе, каждая из которых стремится во что бы то ни стало достичь вершины. Создание этой масштабной композиции заняло 14 лет ежедневной работы трёх каменотёсов - вот уж действительно, во имя идеи норвежцев не остановит ничто (вспомним Тура Хейердала и его путешествие «Кон-Тики»). На ступенях постамента «Монолита» можно увидеть ещё одни любопытные экспонаты: скульптуры, изображающие весь спектр человеческих эмоций и занятий.

2. В 1921 году город подарил скульптору дом, где он работал и прожил более двадцати трудолюбивых лет.

3. Он оставил после себя в наследство замечательный парк скульптур, как напоминающий о самом художнике, так и свидетельствующий о политическом и культурном возрождении Норвегии.

4. Парк как таковой возник в результате диспута. Город Осло хотел построить библиотеку. К несчастью, место новой библиотеки оказалось именно там, где был дом Вигеланда. Затянувшемуся диспуту в итоге был положен конец - Вигеланду пообещали новый дом и мастерскую.

5. Взамен мастер принял решение сотворить нечто совершенно экстраординарное. Все его труды с этого момента должны были быть посвящены городу. При всей своей педантичности Вигеланд был плодовитым автором - возможно, город Осло получил больше, чем изначально ожидал.

6. В результате столь экстраординарного контракта между Вигеландом и городом Осло очень малое число его работ когда-либо покинуло Норвегию.

7. Если только вдруг вам понадобится повод посетить эту страну, - а их очень-очень много - этот парк скульптур может оказаться оправданием вашей прихоти.

8. Предприятие было совсем не пустяковой затеей. В конце концов, на момент смерти Вигеланда (он скончался в 1943 году), в парке площадью свыше 300 тысяч квадратных метров было более 200 скульптур мастера. Вигеланд, современник и друг Родена (Rodin), экспериментировал с современными формами ренессанса и античного искусства.

9. Его изначальным источником вдохновения были отношения между полами, между стариками и юными, между членами семьи и неотвратимым путем к смерти, который сам по себе не нуждается в завершении.

10. Студия Вигеланда в Нобелевских воротах находится вблизи парка Фрогнер (сейчас куда более известного как парк Вигеланда). Его самая знаменитая работа - Монолит, кульминация трудов всей его жизни, представляет собой 121 фигуру. Все эти люди борются за то, чтобы достигнуть верхней точки скульптуры.

11. В этом есть глубокое понимание и конфликта, и удобства, которые несут в себе отношения между людьми. Внутренний дуализм наших связей с семьей и обществом присутствует повсюду.

12. Труд Вигеланда открывает перед нами глубокое одиночество, которое он остро переживал в течение всей своей взрослой жизни. Идея смерти повторяется во многих его работах, и ее выражение меняется от меланхолии и надлома до глубокой нежности и даже ликования в объятиях смерти.

13. Впрочем, парк в целом - это намного больше, чем просто рассказ о жизни и ее путях, хотя и неумолимо сопряженной со смертью. Каждая группа и индивидуальная скульптура выражает один аспект или особый этап жизни - это путь каждого человека, выраженный в камне и бронзе.

14. Нагота этих фигур, конечно же, символична и преднамеренна. Природа и скульптура объединены в изображении человечества. Эти скульптуры нестыдливы и не боятся столкнуться с тем, что сами они смертны.

15. Ни один парк не был бы завершенным без фонтана - и Вигеланд обеспечивает Осло массивным изделием, включающим 60 бронзовых рельефов. Здесь мы видим скелеты детей, которых держат на весу сильные руки гигантских деревьев. Подтекст здесь в том, что природа сама по себе циклична, и смерть несет в себе новую жизнь.

16. Вигеланд разработал и план парка, воспроизводящий классические формы садового дизайна. Он представляет собой две длинных пешеходных дорожки, расположенные перпендикулярно друг к другу. Даже ворота здесь - настоящее чудо.

17. Здесь присутствуют умышленные, тщательно спланированные контрасты. Человеческая природа в самом ужасном ее проявлении находится бок о бок со слепой любовью.

18. Формальное расположение парка содержит столько голых фигур, что увеличивает драматичность этого места - и его двусмысленности. Нагота может быть обескураживающей. В 2007 году горожане обнаружили, что возмутительные места выставленных на всеобщий обзор частей каждой скульптуры прикрыты полосками белой бумаги.

19.

20.

21. Скульптуры для облегчения восприятия зрителя сгруппированы вдоль одной оси, ведущей к невероятному Монолиту в центре. Эта потрясающая колонна высотой более 17 м состоит из 121 нагой фигуры - все они переплетены между собой.

22. Тотемный столб Монолита возвышает (в буквальном смысле) весь круг жизни - послания, которое парк передает столь легко и непринужденно. Эти 36 фигур иллюстрируют всю последовательность человеческой жизни.

23. Несмотря на то, что содержание парка создавалось в течение свыше 20 лет, творческий успех Вигеланда, его, можно сказать, подвиг, сам по себе ошеломляет. Это не просто одержимость - это изумительная одержимость.

24.