Что такое возрожденное казачество. Портал о стройке Казаки и власть: история взаимодействия


Особые военно-исторические и природно-климатические условия на Дону выработали у казаков особый тип строительства жилых и хозяйственных построек. Донские казачьи станицы имели архитектурные отличия от других населённых пунктов российской империи. Показательна в этом плане станица Раздорская. Несмотря на тяжёлые социальные потрясения, выпавшие на её долю в советскую эпоху, в станице сохранились казачьи курени, флигели, дома торговых казаков, учебные и административные заведения конца XIX - начала ХХ веков. Они до сих пор хранят в себе дух казачьей старины.
В работе В.Д.Сухорукова «Статистическое описание земли войска Донского, составленное в 1822-1832 гг.» содержатся сведения о станицах Первого Донского округа:
<...>
2. Все дома содержатся в отличной чистоте даже у самых бедных казаков.
3. Большая часть домов покрыта камышом и соломой. Чиновники строят себе дома хотя и маленькие, но всегда красивые, о четырёх, пяти и шести комнатах. Покрывают лубом, тёсом, иногда железом.
4. Каждая станица имеет более или менее исправные пожарные принадлежности.
5. Лучшие станицы сего округа: Раздорская, Кочетовская, Мелиховская, разумеется по устройству домов и чистоте улиц».
С.Номикосов на период конца XIX века так описывает внешний вид и планировочные особенности казачьих построек низовых станиц: «Жилища в казачьем населении Области весьма характерны. Казаки называют свои дома куренями. Это домики городской архитектуры снаружи, с оригинальным внутренним расположением. Казачий дом весьма характерен. Он всегда снабжён рундуком - род навеса на столбах или крытого балкона, по большей части с той стороны дома, где находится входная дверь; если нет рундука, то во всяком разе есть открытое крылечко с перильцами…
Двор казака далеко не всегда содержится с такой чистотою, как дом, и низовые казаки в этом отношении, далеко неряшливее верховых, у которых усадьба выглядит всегда хозяйственнее, домовитее. У казака-земледельца невдалеке от дома находится амбар, один или два смотря по зажиточности; далее следует сарай, в котором помещаются сельскохозяйственные орудия, а затем базы или загоны для скота с особым катухом для свиней и овчарником для овец. Надворные постройки и сама ограда строятся из подручных материалов: камня, лесу, самана, хворосту и т.д.
Самобеднейшие из казаков устраивают свои хижки таким образом: основа из тонкого дерева вершков двух в отрубе заплетается камышом, а затем стены, пол и потолок обмазываются глиной и жилище готово. У таких бедняков, кроме хижки, на дворе обыкновенно никаких более построек не бывает».
Казачий курень
"Мой дом – моя крепость" – казаки с полным основанием могли бы подписаться под этим изречением. Казачье жилище совмещало в себе и место обитания, и оборонное сооружение. Кроме того, в нем явственно прослеживаются черты самобытной древнейшей истории. Казачий курень – еще один довод против теории о происхождении казачества из беглого населения России.
Попытаемся рассмотреть альтернативную ей версию при помощи описания жилища казаков.
На Дону, на Днепре, на Кавказе, на Тереке люди жили с древнейших времен. Самым простым жилищем была полуземлянка, крытая камышом или соломой. Степняки – кочевники жили в "кибитках" (юртах) или в балаганах. Такие шатры – балаганы до сих пор ставят казаки на покосах или на полевых станах. Курень в классическом, древнейшем, забытом уже во времена половцев и неизвестном казакам виде – это шестигранная или восьмиугольная бревенчатая юрта, которая до сих пор встречается в Якутии.
На конструкцию традиционного казачьего жилища, которое они называют куренем, повлияла речная культура Нижнего Дона и Прикавказья, одинаковыми приемами строительства роднящая эти далекие друг от друга места с Дагестаном и Прикаспием.
Первые поселения возникали в плавнях – речных камышовых зарослях, где землянку не выкопаешь – вода близко. Поэтому жилища делали турлучные. Стены плели из двух рядов прутьев или камыша, а пространство между ними для тепла и прочности заполняли землей. Крыша была, безусловно, камышовая, с отверстием для выхода дыма. Но жить в таких сооружениях можно было тоже не везде. Широкие, многокилометровые разливы рек требовали особых построек – свайных. Воспоминания о них сохранилась в названиях. "Чиганаки" – это и есть постройка на сваях. А жили в них люди племени "чигов". Не случайно, видно, верхнедонских казаков дразнят "чигой востропузой".
Черты свайной постройки легко читаются в современном казачьем жилище. Казачий курень – двухэтажный. Скорее всего, это не выросший до второго этажа "подклет", а воспоминание о сваях, на которых когда-то стояли жилища. Древнейшие поселения хазар располагались в низовья рек. Да и совсем недавно еще в Черкасске весной и осенью казаки ездили, друг к другу в гости на лодках, а сам городок в периоды разливов был непреступен.
Современный курень – двухэтажный, "полукаменный", то есть первый этаж – кирпичный (прежде – саманный, из кирпича–сырца), второй - деревянный. Чем дальше на север, тем первый этаж ниже. А на Северском Донце он уже больше похож на подвал, хотя характерные черты казачьей постройки видны и здесь. Первый этаж, как правило, не жилой, а хозяйственный. Считалось, что "жить нужно в дереве, а припасы хранить в камне".
Но уже в начале XX века хозяева куреней спешно убирают верхний этаж. Это было связано с раскулачиванием донских казаков (1929). Такой дом был менее заметным и менее броским. После войны строили дома из деревянных пластин позднее – кирпичные, в которых практически не осталось элементов казачьего куреня.
Название "курень" – монгольское. Слово "куриться", то есть пускать легкий дым, к которому иногда возводят название казачьего жилища, не имеет к нему никакого отношения. Слово "курень" означает "круглый", еще шире – "гармоничный", если попробовать "расчленить" это слово и перевести, то вот, что получится: "куря" – круг, стойбище, расположение комнат в таком доме шло по кругу. Монголы куренем называли кочевья, окруженные телегами. Куренем же называли и отряд, оборонявший этот укрепленный лагерь. В этом значении слово бытовало у запорожцев. Куренем у запорожцев и у кубанцев назывался полк.
Донские историки, занимавшиеся проблемой происхождения куреня, пришли к выводу, что курень – по типу постройки, новгородского происхождения, обычная окраска его в желтый цвет установилась, вероятно, преемственно от новгородцев.
Часто можно услышать высказывания знаменитостей о красоте казачьих станиц, основу которых составляют дома казаков – курени.
Вот, например, что сказал Ф.Крюков о Старочеркасске: "Поблизости к собору он напоминает до некоторой степени город: дома каменные, двухэтажные, довольно красивые. ...Но чем дальше я уходил от собора, тем более Старочеркасск превращался в самую обыкновенную низовую станицу: выкрашенные в желтую краску домики на высоких деревянных фундаментах, или с "низами", т.е. с нижним полуэтажом, с деревянными галерейками ("балясами") кругом, тесно лепились друг к другу, густая зелень маленьких садиков выглядывала на улицу через живописные развалины плетней..."
Путешествуя по Дону, Ф.Крюков не оставил без внимания и другие станицы. "...Мы подъезжали к станице Раздорской. Вид – необычный, небольшие домики, крытые тесом, железом, камышом, неправильно разбросанные по гористому берегу, желтые с белыми ставнями и белые с желтыми..."
А вот как отзывался о донских куренях В. Воронов: "...В палисадниках среди зелени и цветов – голубая диковинная резьба наличников, настоящая русская кружевная вязь, как во владимирских или ярославских деревнях..."
СТРОИТЕЛЬСТВО КУРЕНЯ
Прежде чем рассматривать архитектурные особенности и внутреннее убранство куреня целесообразно ознакомиться с этапами его строительства.
Строительство куреня начиналось с укладки фундамента, основным компонентом которого являлся ракушечник или песчаник. Также незаменимым элементом служила строительная глина, скрепляющая их. Фундамент постепенно переходил в стены первого этажа, то есть низов. Второй этаж был деревянный. Верхняя часть дома рубилась из местного леса: дубового, тополевого, ольхового, но бревенчатые стены встречались чрезвычайно редко: обыкновенно ствол обтесывали с четырех сторон и даже распиливали на толстые пластины; щели забивали глиной, обмазывали глиной снаружи и белили.
Появился тип "круглого дома", в три – четыре окна на улицу, одна стена чаще бывает просто глухая. Непременно особенностью казачьего куреня является балкончик и "галдарея", т.е. забранный досками наружный коридор. Балкончик, которым опоясан весь дом, у казаков называется – балясником. Не случайно, про женщин, которые сплетничали на таком балкончике, говорили, что они "лясы точат". Он служил для того, чтобы удобно было открывать и закрывать ставни. А так же для того, чтобы удобно было гостям, наблюдать в окнах семейные праздники (свадьбу, проводы) и далее вести беседу (сплетничать) о гостеприимстве хозяев. Крытое крылечко – рундук ведет с балясника в галдарею, куда вела внешняя лестница с парадным резным крыльцом с навесом наверху.
Во второй половине XIX столетия на карнизах, фронтонах, стойках крыльца и других деталях появился резной орнамент с очень сложным геометрическим рисунком, основу которого составлял характерный в донском казачьем прикладном искусстве мотив – виноградный ус, виноградная лоза.
Резьбой покрывалась Широкая доска, которая прибивалась на фасаде под свесом крыши. В больших станицах уже в конце XVIII – начале XIX столетия стали строить вместо рундука балкон и крыльцо с резными стойками. Окна делились на две равные части: верхнюю – неподвижную и нижнюю – подвижную, которая по пазам поднималась вверх и закреплялась в нужном положении палочкой. Если посмотреть на казачий курень, то можно увидеть очень много окон, которые придают отличие казачьему куреню от великорусских и малорусских жилищ. Следует отметить, что окна располагались не только на втором этаже, но и на первом, в зависимости от вида куреня. Если первый этаж предполагался быть не жилым, то окна были лишь на втором этаже, а роль окон в низу выполняли небольшие отверстия, которые создавали сквозняк, необходимый для хранения продуктов. Общее количество окон в курене может достигать от 10 до 20. Снаружи окна закрывались одностворчатыми навесными ставнями, для которых так же характерны тонкие декорированные композиции. Окна обычно украшены резными наличниками. Из дерева выпиливали разнообразные фигурки, которые не только украшали, но и выполняли роль оберега (т.к. казаки были суеверны): должны были защищать от злых сил, чар и колдовства недобрых людей. Особо затейливой резьбой декор казачьих куреней, однако, не отличается; казаки не плотники, а наемным плотникам некогда было заниматься тонкими работами.
Крыша куреня была четырехскатная, некрутая – градусов около тридцати. Крышу крыли камышом, чаканом, соломой, а позднее железом. Во избежание пожара, выровненный «под гребешок» или «под щетку» сноп ржаной соломы, перед тем как уложить на крышу, макали в глиняный раствор. «Под гребешок» крыли камышом. И ныне жив этот способ. «Изогнутый похоже на рессору, с крупной чесалкой на выпуклой стороне. В прочесанном им камышовом снопе камышины лежали ровные, как струны, крыли с низу кверху, напуская на треть верхний ряд на нижний, иногда перевязывая снопы и всегда притужая жердями. Такая струнчатая крыша с тысячами камышовых отверстий, любимых ветром и пчелами, придавала дому неповторимый вид. Вершились четыре ската на прорез, как пальцы сквозь пальцы, щегольски.
Итак, дом готов. Готовый дом мазали. По стенам вбивали мелкие колышки: в щели, в трещины – чтобы лучше держалась обмазка. Позднее появилась клинцовка, решетовка – набитый – крест–накрест прутняк, а там и дранка. На обмазку глину замешивали с навозом, но без соломы; навоз был предпочтительный конский – сухой, рассыпчатый. Мазался сразу весь дом, поэтому звали много женщин.
Вымазанный, дом обычно стоял сутки. Затем две-три женщины подмазывали, затирали трещины, выглаживали неровности.
В дальнейшем у доброй хозяйки дом был, как конфетка. Она сама его «мазикала» каждый год жидкой глиной. Со временем обмазка приобрела каменную крепость.
Чердаку (полатям) окна не полагались. Всходили туда по капитальной лестнице из прихожей. Лестница упиралась в оконышко в потолке, закрытое дверкой. Откидывая дверку вверх и на сторону, отворяли дорогу на полати свету. Его вполне хватало, чтобы не перепутать золотое ожерелье лука с цинковой, панучей связкой вяленых лещей. Всё на чердаке распределялось относительно дымохода и трубы, столпа. Сухо пахнувшие кирпичом и глиняной обмазкой горизонтальный дымоход (лежень) и труба венчали собой двухуровневую отопительную систему.
После того как дом был «помазан» - его красили. Три цвета принимала старобытная казачья душа: голубой, синий, желтый.
Синька с мелом давала голубой и синий цвета. Желтая глина – желтый.
Глиной желтили также деревянные стены внутри и деревянные полы - «мосты». Первоначально деревянные полы не красились. Хозяйка «банила» их песком, с кирпичом, а после натирала глинкой. Просохшие, они светились теплой солнечной желтизной. Деревянные стены каркасных и саманных построек красили в белый цвет, а ставни – в желтый. Часто ставни и карнизы делали синими.
Все эти цвета гармонировали с разноцветным степным многотравьем, желтыми головками подсолнухов, белыми облаками на открытом широком просторе голубого донского неба.
Итак, с точки зрения архитектурного строительства курень готов. Но прежде чем перейти к изучению внутреннего убранства, рассмотрим несколько видов куреней. Деление которых, связанно с их архитектурными особенностями.
Архитектор С.И.Куликов, исследуя народное жилище Дона, показал, как постепенно шло развитие жилища от землянки с глинобитными полами, составляющей из одной теплой комнаты – избы, и холодных сеней – чана, - до многокомнатных жилых домов.
Сначала строили курени, состоящие из двух комнат, – прихожки и горницы - разделенных между собой печью. Такой дом получил название «пятистенок», потому что, кроме четырех наружных стен, в нем была внутренняя, разделявшая комнаты. К такому дому примыкали сени, чулан и галдарея.
С разделением первой комнаты на две – прихожку и стряпную – возник трехкомнатный курень, или круглый дом, получивший самое широкое распространение. Сени использовались как кладовка. В прихожке стояли топчан и табурет с ведром воды, над топчаном висела жердочка для полотенца. Такие виды куреней выделил С.И. Куликов, а исследователи донской народной архитектуры выделяют до 5-ти и более типов куреней.
1-й тип: двухэтажная постройка с 2-мя или 4-мя крыльцами, с обходной галереей на уровне 2-го этажа. Дом имел вынос карниза до 1 метра, традиционный декор по деревянным конструкциям в 3-6 рядов, крыльца с декорированными «зонтами», резными стойками и балясинами по маршам лестниц и галерее.
2-й тип: полутораэтажная постройка. Первый этаж – цокольный с хозяйственными помещениями. Обходная галерея в уровне верхнего этажа с глубокой верандой на южном фасаде, 2 или 3 крыльца, одно из них парадное, без лестничного марша к земле. Фасады с различным пластическим решением.
3-й тип: похож на предыдущий. Но отделочный вход в цокольном этаже, обходная галерея и веранда на два фасада, с южной и западной сторон.
4-й тип: одноэтажная постройка на высоком цоколе. Курень имел узкий обход в уровне пола жилого этажа, бывали варианты без перил. Парадное кольцо без полумарша вниз на уличном фасаде и хозяйственное крыльцо с полумаршем во двор.
5-й тип: одноэтажная постройка на высоком цоколе без обходной галереи глубокой угловой верандой, на которую выходила дверь и 2 – 3 окна. Веранда имела парадное крыльцо с "зонтом" и полумаршем в уровень земли, ориентированным на улицу.
ВНУТРЕННЕЕ УБРАНСТВО КУРЕНЯ
Первый этаж куреня традиционно называется низы. В центре низов находится комната без окон, но с небольшими отверстиями в стене. Донские казаки называли эту комнату "холодной". Веками отработанные приемы строительства позволяли так построить "холодную", что в ней постоянно дул сквознячок, остывший в окружающих эту комнату каморах. В прежние времена в холодной легко можно было наблюдать такую картину: сладко пахнут пучки трав, горы яблок, арбузов, развешанный на нитках на сквознячке виноград; вся семья собирается, расстелив кошму на прохладном глиняном полу, пьет "взвар" или ест ледяные шипящие соленые арбузы в полдень, в самую жару, когда над степью плывет в пыльном мареве жары испепеляющее солнце.
Коморы узким коридором окаймляют холодную по периметру при помощи окон – отверстий. Когда-то здесь в нишах хранилось оружие. Узкая единственная дверь (обязательно открывающаяся во внутрь, чтобы легко было подпереть ее бревном или камнем) вела на первый, заглубленный, этаж. Войти сюда можно было только по одному, согнувшись под низкой притолокой, и сразу ухнуть на две ступеньки вниз – мой дом – моя крепость.
А в старину можно было грохнуться и ниже: прямо перед дверью устраивали "ловчий погреб" – яму с колом по середине, закрытую в обычное время деревянным щитом. Враг, ворвавшийся в курень, сразу же попадал туда. Вообще, в эту часть куреня чужие не ходили. Гости обычно поднимались по широким ступеням ("порожкам") на второй этаж и попадали на "балясы" – балкон-галерею, террасу. С террасы, пройдя по узкому коридору, мы попадаем в главную комнату (зала), которая всегда была готова к приему гостей. В переднем углу этой комнаты (левом напротив входа) располагалась божница (полка или киот, т.е. остекленная рама, шкафчик для икон), имевшая несколько икон в богатых серебряных окладах (тонкое металлическое покрытие на иконе, оставляющее открытым только изображение лиц и рук). Перед божницей висела зажженная лампада (небольшой сосуд с фитилем, наполненный деревянным маслом и зажигаемый перед иконой, перед божницей).
По божнице и между самими иконами висели в маленьких пучках засушенные травы и разные украшения из цветной бумаги и колосьев. Здесь же в углу, под святым образом (иконой) стоял стол, накрытый всегда чистой скатертью. Вдоль стен располагались лавки. В домах состоятельных казаков у одной из стен ставили еще несколько стульев, или из обычного дерева, или резные с высокими спинками из ценных пород деревьев.
Все стены залы были увешены оружием и сбруей. Ружья, сабли (шашки), кинжалы, пояса с серебряными пряжками, сафьяновые мешочки для пуль. Богатство парадной сбруи зависело от состоятельности хозяина дома.
В этой комнате стоял поставчик (постав) – шкаф для размещения посуды со стеклянными дверцами, через которые хорошо видна расставленная в порядке "гостевая" посуда. В центре зала всегда стоял стол. Накрытый скатертью и всегда готовый к приему гостей. У фасадной стены в одном простенке стоял цветок, а в другом висело зеркало, и стоял на полу сундук–скрытня, окованный железом. В правом углу размещалась кровать, покрытая байковым или сшитым из лоскутков одеялом. На каждом конце кровати лежали по две взбитые пуховые подушки. На окнах над кроватью вешали ситцевые занавески. Летом такими же занавесками завешивали печь, дверные проемы. Сундук–скрытню покрывали лоскутной постилкой. Украшением комнаты служили рисунки, гравюры с изображением битв, парадов, осад крепостей, а так же семейные фотографии в деревянных резных рамках или портреты лиц царской семьи, казачьих атаманов. На подоконниках и табуретках стояли в горшках комнатные цветы. Особенной любовью казачек пользовались герань, олеандры, кадки с которыми выставлялись на балконе.
Из залы дверь вела в спальню, где стояла большая кровать с горой перин и подушек из приданого хозяйки. Эту комнату казаки называли домушкой. Около кровати висела люлька для младенца, в ней он находился до 4-6 месяцев, а затем ее заменяли на кованную из железа качающуюся люльку.
В правом углу спальни должен стоять сундук, который, как и сундук-скрытня покрыт лоскутной постилкой. В таком сундуке хозяйка дома хранила приданное, одежду, украшения.
В долгие зимние вечера хозяйка пряла пряжу, поэтому неотъемлемой частью спальни является прялка. Стены спальни, как и стены зала, были украшены фотографиями, оружием, на окнах также были цветы.
При любом количестве комнат обязательно выделялась в самостоятельное помещение кухня, или стряпная, где готовили и ели пищу. В кухне, кроме печи для хлеба, размещалась плита для приготовления пищи и полки с домашней утварью. На полках и в шкафах–поставках расставлялись кастрюли и чугунки, миски, деревянные ложки, ведра, казаны и медные объемные кубы для воды. Для приготовления и хранения пищи пользовались также глиняной посудой, которая также располагалась на полочках поставов. Глиняные сосуды имели разнообразные формы и соответственно названия: кубышки (узкогорлые сосуды с широко раздутыми боками), махотки – низкие кувшины с широким горлом без ручек, по-русски – "крынка", макитры – большие широкие горшки, кувшины – вертикально вытянутые бочковатые сосуды с зауженным горлом с ручкой, носиком, иногда с крышкой и т.д. Для придания изделиям нарядного вида их покрывали "поливой": зеленой, синей, коричневой (глазурью из свинцовой слюды и оловянного пепла).
Донские курени отличались чистотой и нарядностью. Выходя из кухни, мы вновь попадем в коридор–галерею. Вот доказательство происхождения слова "курень", то есть расположение комнат по кругу, откуда мы вошли, туда же мы и вернулись.
В коридоре-галерее хозяйка хранила сбор лечебных трав, ближе к выходу стоял сундук, на котором были ведра с водой, над ними висело коромысло, при помощи которого казачки носили воду. Тут же вдоль стен могли стоять лавки, стулья.
Вот так в чистоте и уюте жили казаки в своих куренях.
МЕБЕЛЬ ЗАЖИТОЧНОГО КАЗАЧЬЕГО ДОМА
Вниманию посетителей музея предлагается интерьер одной из комнат куреня, принадлежавшего зажиточному казаку. Находящуюся в ней мебель мог себе позволить не каждый станичник, а лишь тот, у кого на это были средства. Представленная экспозиция не имела цели воссоздать интерьер богатого дома. Здесь представлены отдельные предметы из обстановки «парадных комнат». Те казаки, которые по роду своей службы бывали в «Европе», получали представление о «красивой» архитектуре и богатом убранстве дома могли позволить себе заказать «красивый» дом и мебель.
Таких в станице Раздорской было немного. На центральной улице сохранилось всего несколько таких домов. Это дом, торгового казака Г.М.Устинова, дом Терпуговых, находящийся сегодня на капитальном ремонте.
Зажиточный станичник мог привезти понравившуюся мебель из-за границы. Перед вами зеркала, среди которых, вполне возможно, присутствуют «заморские» красавицы. При изготовлении рам зеркал применялась резьба. Можно отметить сколько фантазии и любви вложили мастера в изготовление этих великолепных изделий! Каждое из них не только служило для отражения красоты хозяйки дома, оно украшало сам дом. Зеркала были распространены широко. Они были, практически, в каждом доме.
Зеркала в богато декорированных рамах ассоциируются с периодом барокко: сложные профили карнизов; в то же время присутствуют стили орнаментов из других эпох – романский стиль (геометрический орнамент) и готика (лиственный).
Также достаточно широко, распространён был в станице гардероб.
Выдавая девушку замуж, давалось «за ней» приданое. В семьях по беднее это был сундук, а побогаче – гардероб.
Громоздкую мебель везти из-за границы было не только не сподручно и дорого, в этом просто не было необходимости. В станице Раздорской жил местный мастер – краснодеревщик Самойленко Василий Петрович. Буфеты и комод, представленные на экспозиции, изготовлены здесь в 20-е годы прошлого века.
Комод, практически лишённый декора, можно отнести к так называемой «столярной мебели». Такая мебель имеет ясные очертания без подражания архитектурным формам.
Декоры буфетов, напротив, перегружены элементами, относящимися к самым разным стилям мебели. Тимпан, пилястры представляют «ренессанс», акротерионы - это «готика», филёнки – «барокко», геометрический орнамент фризов – «романский стиль».
Кресло с высокой спинкой сделано в традициях классицизма с его строгими формами.
Кресло с гнутой спинкой принадлежит к разряду «венских».
Шкаф – филёнчатые двери (рамочно-филёночная вязка применялась с поздней готики), утраченный тимпан из эпохи Ренессанса, декоративные полуколонны (принадлежность классицизма).
Часы – явно привозные. Вещь в станице достаточно редкая, доступная избранным.
Все перечисленные выше экспонаты представлены в экспозиции и посетителю становится понятно, что хотя перед нами мебель различных стилей, но от этого она не теряет своей прелести и создаёт впечатление изящества и красоты.
ДВОР КАЗАКА
Усадьбы казаков - дворы с амбарами и сараями, скотные дворы-базы содержались в чистоте и порядке.
"Каждый казак – государь с своем дворе" – говорит пословица. Если с юридической точки зрения это было действительно так, и даже атаман не мог войти во двор казака без его разрешения, все же существовали предписания, которые всеми "гражданами станичного государства" выполнялись неукоснительно.
Первым таким требованием-обычаем было: для каждой службы отдельное строение. То есть отдельно конюшня – самое дорогое строение в усадьбе (иной раз дороже куреня), как правило, каменное, кирпичное, саманное или деревянное; отдельно – коровник, курятник, свинарник, сараи, амбары.
Вторым требованием являлось наличие нескольких дворов: перед куренем – баз (тюрк. песчаный), за куренем – лавада, а сам курень – крыльцом на улицу, окнами в поле, точно как казаки ложились спать у костра - лицом в сторону врага. На задах, рядом с куренем, выращивали овощи, почти в каждом дворе – виноградники, оставшееся место обычно было занято картофелем. Площадь, которую занимал двор казака, была очень мала. Дома были расположены очень компактно, расстояние между соседними домами, особенно в центре станицы – несколько метров. Дело в том, что в старину и сейчас станичные земли – пай казаков, находились за Доном. В самой станице огороды, как их теперь называют, были базами, а фрукты и виноград выращивали в так называемых садах, которые находились на склонах бугров (холмов). Вот так казаки экономно и рационально использовали землю. Для того чтобы зимой в доме было тепло, необходимо было сделать запас угля и дров. Хранилище для дров находится за домом, а навес для угля - рядом с домом. Местом для отдыха обычно служит лавочка перед куренем, у забора, или оплетенная виноградная беседка между домом и летней кухней.
Особо нужно сказать о летних кухнях (летницы). Летницы – чисто казачья постройка, и, надо сказать, разумная. В летнице с весны до глубокой осени готовилась еда, и здесь же семья часто и кушала, что освобождало дом от кухонной толчеи и утвари. Но строительство летницы обеспечивало не только удобство в приготовлении пищи, но и уберегало курень от пожара.
Старые станицы очень часто горели. Это было связано с тем, что вся застройка была деревянной, и дома располагались на расстоянии вытянутой руки. Поэтому, стоило загореться одному дому, как от возникшего пожара выгорала целая улица, а иногда и весь населенный пункт. Казаки принимали чрезвычайные меры предосторожности, на лето все печи в домах опечатывались, и готовить можно было только в землянках или летницах. Виновников пожара выселяли из станицы.
Часто рядом с летней кухней можно увидеть небольшую примитивную печку-горнушку (горн) из кирпича под небольшим навесом. Для удобства около печи ставили стол и лавки, за которыми летом обедала семья.
Не менее важной застройкой являлся колодец "журавль" - название напрямую связано с птицей журавль, т.к. внешний вид колодца напоминает эту птицу, стоящую на одной ноге и пьющую воду. У казаков особым уважением пользовались копатели колодцев. Эта работа была сопряжена с невероятно тяжким трудом и смертельной опасностью, поэтому часто колодцы копались "по обету" – людьми, "замаливавшими грех".
Во время рытья колодца копатель не прикасался ни к вину, ни к деньгам, некоторые давали обет молчания. Станичники вскладчину нанимали музыкантов, которые играли постоянно, пока шла работа. Иногда колодезник требовал, чтобы во время работы непрерывно читался Псалтырь.
О чем думал он, пробираясь через меловые и песчаные пласты иногда на глубину 40 метров, и оплетая стенки вокруг себя ветками карагача? Что вспоминал? О ком молился? Появление воды в колодце означало, что обет исполнен и Бог простил грех дававшего обет. Но вода могла быть соленой или горькой. Поэтому каждый степной колодец был бережно хранимым чудом.
Колодцы увенчивали надписи: "Люди добрые, испейтя водицы и казаков, бедных пожалейтя, грехи им проститя и в молитвах помянитя", "Сей колодец выкопал по обету донской казак, раб божий Степан в память матери, рабы божьей, Аграфены. Воды его чисты, как материнская любовь, и бесконечны, как слезы матери моей, пролитые по мне".
Ближе ста сажень от колодца запрещалось поить коней и прогонять скотину, дорогу можно было проложить только в 300 саженях от колодца.
Все подворья казаков огорожены заборами, которые называются "Плетни" – от слова плести. Очень часто казаки сами плели эти заборы, дабы избежать шкоды животных. Их плели из лозы, которую заготавливали ранней весной. Заборы могли быть каменными – из ракушечника, песчаника.
КАЗАЧЬИ КУРЕНИ - САМОЕ ПРАКТИЧНОЕ ЖИЛЬЕ
12.03.2007 10:16 | Независимая газета

Станица Елизаветинская разметалась на живописном берегу в низовьях Дона. В центре - площадь-майдан. Здесь же, по периметру, построенные задолго до революции атаманская управа, станичная больница, дом священника, женское училище, каменные дома тогдашних богатеев...
Станица Елизаветинская разметалась на живописном берегу в низовьях Дона. В центре - площадь-майдан. Здесь же, по периметру, построенные задолго до революции атаманская управа, станичная больница, дом священника, женское училище, каменные дома тогдашних богатеев... А за ними - деревянные дома-курени на сваях с камышовыми крышами и выкрашенными в голубой и зеленый цвета ставнями.
ДУХ ТУТ ОСОБЫЙ
В старину казаки строили свое жилище, не задумываясь о правильности улиц. Каждый ставил дом где хотел. Вот и перемешались все улочки и переулочки. Именно поэтому найти дорогу к старой казачке Елизавете Федоровне Прошкиной непросто.
В морозный день за окном виден застывший Дон, подвывает ветер, а здесь, в доме у 80-летней хозяйки, тепло и уютно. Жар идет от печи, которую топила еще ее бабушка. Несмотря на то что в дом проведен газ, здесь топят по старинке: считается, что от печки идет "особый дух".
В курене три маленькие комнаты и "зала" (так называет хозяйка самую большую, метров пятнадцать, комнату) с побеленными стенами и скрипучими половицами. Здесь особенно нарядно - сервант с посудой, посредине стол, застеленный вышитой скатертью, и венские стулья вокруг него, в одном углу икона с лампадкой, в другом - телевизор. На стенах повсюду семейные фотографии. Много цветов - герани, олеандры. Они, как пышный сад, растут в больших кастрюлях, аккуратно обвернутых в старые плакаты и газеты.
Вспоминая свое детство, Елизавета Федоровна рассказывает, как во время весеннего половодья заливало всю станицу. Каюки (плоскодонные лодки) сновали между куренями, а рыбу сетками ловили прямо с крыльца. Вот потому и поставили дом на сваи. А чтобы в нем счастливо жилось, при строительстве под углы положили монеты.
Жилище казаков - это курень. Есть различные толкования этого слова. Одни исследователи считают, что название казачьему дому дали "курные избы", в которых первоначально жили казаки. Другие уверены, что слово "курень" связано с казачьим Кругом, который собирался на майдане или в становой избе. А поскольку "круг" по-монгольски - "курень", то и избу, где собирался Круг, казаки тоже называли куренем.
По словам донского историка Галины Астапенко, мы не можем говорить о жилищах казаков в XVII веке как об образцах самобытной донской архитектуры. Поскольку сюда стекались крестьяне со всех уголков России, Украины и других мест, то каждый в строительство своих домов привносил что-то свое: рубили связевые избы, лепили хаты с высокими соломенными крышами. И только постепенно, под влиянием географических, климатических и экономических условий жизни у казаков Дона вырабатывается новый тип постройки - казачий курень.
КУРЕНЬ НАОБОРОТ
Разным районам Дона присущи свои типы домов. На Нижнем Дону, к примеру, курень строился на высоком фундаменте-подклете, ибо во время разливов первый этаж заливало, а второй этаж, жилой, оставался сухим. Дом был опоясан балкончиком, который у казаков называется балясником, он служил для открытия и закрытия ставен. Окна были украшены резными наличниками.
Дом возводили из деревянных пластин (еловых или сосновых). Делали курени и набивными из глины, смешанной с соломой. Как рассказывает Галина Астапенко, обычно казачий курень имел от двух до пяти комнат: столовая, зала и спальни. Первая от входа комната была и передней, и кухней, и столовой. В этой комнате находилась печь, которую топили кизяками или бурьяном.
В каждой комнате висели иконы. В зале стояла горка с праздничной посудой, которая больше служила для украшения. На стенах висели зеркало, семейные фотографии, портреты царей, репродукции и, конечно же, гордость казака - оружие. Стены домов окрашивались в яркие цвета: синий, голубой, красный. Крыши делали четырехскатными и покрывали чаканом (б олотное растение) или камышом, богатые казаки - железом.
Во дворе стояли летняя печь, летняя кухня, баз и баня. Летом строго запрещалось топить печь в доме. В целях противопожарной безопасности все готовили только во дворе. Запрещалось между домами держать скирды, однако, несмотря на это, из-за неосторожного обращения с огнем станицы полыхали, и не раз. К слову, эти традиции строить кухню на Дону сохранились и по сей день. Только сейчас их все чаще называют почему-то флигелем.
"Казачьему роду не будет переводу, пока на Дону будет сохраняться казачий уклад жизни и будут стоять курени", - считает житель станицы Мелиховской Владимир Шевченко. Всю жизнь проработал он учителем истории в станичной школе, теперь, уйдя на пенсию, пишет книги о родном крае.
Со своей семьей Владимир Викторович живет в доме, доставшемся им в наследство от родителей. Построенный более ста лет назад, курень до сих пор прочно стоит на высоком фундаменте. Зимой в нем тепло, а летом прохладно, потому что построен он из дуба, который до этого сушили не один год.
Сегодня Мелиховская не столь уж процветающая станица, как это было в царские времена. На заборах можно увидеть вывеску "продается дом". За 100 тыс. рублей здесь купишь добротный курень. Причина в том, что, несмотря на близость к берегу Дона, здесь проблема с водой. "Был бы тот берег не совсем крутой, - горько шутят казаки, - была бы и вода".
Естественно, что не все казаки жили ровно. И тогда, как и сейчас, на общем фоне вырисовывались курени, больше похожие на крепость. В Старочеркасске сохранилось, увы, только несколько таких домов (первой половины XVIII века): толстые метровые стены, сводчатые потолки, решетки на окнах, железные двери. В одном из таких куреней жил и погиб вождь крестьянской войны 1707-1709 годов, донской атаман Кондратий Булавин.
Казачьи курени плавно вписываются в современную архитектуру донских станиц, и даже особняки "новых" казаков нисколько не ущемляют их достоинства. Потому что, считают казаки, практичнее жилья никто еще не придумал.
Ростов-на-Дону

Источник:
Социально-исторический портрет дельты Дона: казачий хутор Донской
Г.Г. Матишов, Т.Ю. Власкина, А.В. Венков, Н.А. Власкина
Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2012

Традиционные жилые постройки хутора представлены двумя основными типами, для обозначение которых используются термины дом и флигель . Как общее название жилища известно слово хата .

До середины XIX века у низовых казаков наиболее распространенными были квадратные двухкамерные жилища (курени), в которых к основному жилому помещению пристраивалось дополнительное, холодное (сени, чулан, коридор), и вытянутые в длину хаты с сенями – флигели.

Казачий курень отличался не только квадратной формой и круглой (четырехскатной) крышей. Он имел также весьма специфическую, отличавшую его от жилища русских крестьян внутреннюю планировку. Русская печь в курене располагалась в центре основного жилого помещения, а не в углу, как в жилищах крестьян (или у большей части верховых казаков).

Со временем в курене стали выделять перегородками отдельные комнаты (стряпку, спаленку, залу ), вместо русской печи появились печи городского типа – швейцарки, голландки, печи с подтопом. Зажиточные казаки стали строить курени из привозного соснового леса, больших размеров. С конца XIX века получили распространение жилища из кирпича. Такие постройки со временем стали называться круглыми домами .

Термин курень со временем стерся из памяти жителей хутора Донского. В то же время большая часть жилых построек в хуторе сохраняет круглую (квадратную) планировку с постановкой печи в центре. Выделенные перегородками комнаты являются проходными и соединяются по кругу. Это характерно для всей зоны проживания донского казачества: имея материальные возможности строить многокомнатные дома, они все же сохраняли представления о том, что и приватная зона должна быть подконтрольна семье.

Флигели состоят из двух жилых комнат, их обычные названия – кухня и зал . В пристроенном холодном коридоре иногда выделяли кладовку. Нередко коридор пристраивался во всю длину флигеля, и тогда в плане такое жилище оказывалось почти квадратным, то есть приближенным к классическому образцу казачьего дома.

Печи, отопительные системы

Еще недавно на одном и том же подворье в хуторе Донском встречались украинские печи (кабицы ), русские печи (пекарки ) и голландки. Отапливаются в хуторе печками с духовыми шкафами – коробами. Для отопления используются уголь, дрова, баллонный газ. Раньше топливом служили камыш и кизяк. Даровое топливо – камыш – укладывали в топку кабицы одним концом 4-метровой связки, которую по мере сгорания продвигали внутрь.

Популярность обращения с камышом стала причиной небольшой корректировки формы украинской печи: топка у местных кабиц находится заметно ниже, чем у печей этого типа, бытовавших на Украине и в кубанских станицах. Кизячные плиты изготавливались из навоза, который либо просто рубился лопатой, либо формовался в специальных станках и тщательно просушивался в пирамидах на солнце. Запас сухого топлива, как и запас сена для скота, хранился в специальном помещении, защищенном от подтопления.

Войско в пятьдесят тысяч человек с содержанием миллиард в год и тренировками на лучших военных полигонах. Корреспондент «Коммерсанта» отправилась изучать, что собой представляет кубанское казачество.


ЕКАТЕРИНА ДРАНКИНА


Душным августовским днем в 30 км от Краснодара я сижу в правлении местного колхоза и второй час подряд слушаю, как двое мужчин - один, лет пятидесяти, в штатском, другой, лет семидесяти, в камуфляже - орут друг на друга.

В камуфляже - атаман казачьего общества станицы Платнировской Владимир Захарович Тихий. Грозному своему званию он соответствует меньше, чем фамилии, и орут тут скорее на него, а он время от времени только жалобно вскрикивает:

Петрович, ну это уж слишком! Тут я с тобой несогласный! Люди же на службе находилися. Они выполняли приказы. При-ка-зы, понимаешь?

Ага, приказы? - взвивается его собеседник, Валерий Петрович Колпаков, хозяин этого кабинета. У группы компаний, расположенных в станице,- давнее противостояние с местным судом, и не так давно по обвинению в незаконной организации митинга была арестована директор одной из компаний. Судья, вынося решение, основывалась на показаниях понятых - казаков. В связи с чем сельхозпроизводители на казачество несколько осерчали.

Такое оно, ваше свободное казачество? - Колпаков грохает по столу кулаком.- Понятыми работать, ложные показания давать?

Наше казачество, наше! - жалобно тянет атаман.- Ты ж тоже казак, у тебя и удостоверение есть! А ложных показаний не было. Было исполнение службы.

Да засунь себе это удостоверение, Захарыч! - шумит Колпаков.- Не хочу я в таком казачестве состоять! Дедов наших расстреляли - вон там они, на краю станицы закопаны. Деды были земледельцы и воины, а не дежурные понятые!

Слева - хозяин кабинета Валерий Петрович Колпаков, в центре - Виктор Илюшин, заместитель Колпакова по производству, справа - атаман станицы Платнировской Владимир Захарович Тихий

Слушать разбушевавшихся мужчин страшно, но и прерывать их не хочется. Я приехала на Кубань выяснить, что собой представляет возрожденное казачество.

Возрождают его тут не на шутку:

Кубанское казачье войско, согласно документам,- самое большое в России, в нем числится около 50 тыс. человек, и самое дорогое. Официальный бюджет войска - 1 млрд руб. в год.

Судя по тому, что возглавляет войско вице-губернатор края Николай Долуда, для властей это дело нужное. Кубанские казаки теперь не пляшут, не поют, как в одноименном фильме,- они сила, брали Крым, грозят нагайками Pussy Riot, штабу Навального и всем, кто плохо себя ведет.

В каждой школе на Кубани с этого года будет казачий класс, а каждый казак (согласно поправкам в региональный закон о земле, принятым в прошлом году) получит землю. Как к этому относятся в регионе, где гектар стоит больше $2 тыс.,- это был для меня вопрос тоже открытый.

С конца прошлого года казачьим обществам начали выделять землю: всего казаки могут бесплатно получить до 500 га

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Мужчины между тем докричались и до земли:

Где твои казаки были, когда в Кущевской детей и баб убивали? Есть в Кущевской атаман? Что он там? Тоже, как и вы, «зэмлю» ждет? Землю вам подавай…

Петрович, вот ты зачем про Кущевскую? Ну есть там атаман! Боится он, всегда боялся. Его дочку казаки в школу провожали, чтобы не случилось чего. Нам же прав никаких нету, Петрович! - Захарыч стучит себя в грудь.- Что мы делать-то можем? А землю, это как они там решат… Вот дали нам шестнадцать гектар, их же обрабатывать надо. Налог с них платить! Трактора просили - не дали. К тебе же и пришли в колхоз, чего делать-то, ты умеешь - ты и обрабатывай.

А? Нормально? - Колпаков поворачивается ко мне.- Вот люди. Казаки - это что? Общинное земледелие. У каждого ведь с 90-х паи лежат земельные! Кто не пропил еще. Сложили бы паи, собрали хозяйство казачье, и вот тебе возрождение традиций. Мы бы помогли: чем с полицией под ручку гулять, лучше бы землю пахали. Так нет: «Это ж мое, это ж 200 тыщ стоит!» Те паи лежат, а сейчас опять за рыбу деньги - мы казаки, нам «зэмлю и хлиба» подавай! Да еще и трактор дай, и налог прости. Нам бы кто простил чего, а?

Покричав еще немного, одностаничники отправились по своим делам: Тихий - в церковь помогать местному батюшке разгружать стройматериалы, Колпаков - в поля проведать агрономов. Попрощались за руку - спорили, очевидно, не в первый раз и не в последний.

Черные доски, Юлькин халат


Платнировский курень был основан в 1794 году, через 20 лет после уничтожения по приказу Екатерины II Запорожской сечи (и входившего в нее куреня с таким же названием), путем переселения на земли Кубани оставшихся в живых запорожцев.

Таким образом Екатерина отблагодарила казаков за участие на ее стороне в русско-турецких войнах: 38 куреням запорожцев, которые к тому времени назывались уже Черноморским казачьим войском, она пожаловала правый берег Кубани. Впоследствии, пополнив свои ряды донскими казаками и другим пришлым народом, бывшие запорожцы создали Кубанское войско.

Внешне от другого многочисленного войска - донского - эти казаки отличались тем, что по-прежнему говорили по-украински (до сих пор язык, на котором говорят в быту на Кубани,- фактически суржик, или, как местные называют, балачка). Ну и формой - черкеской и папахой.

Кубанские казаки никогда не имели проблем с занятостью. Русско-турецкие и русско-польская войны, военные действия на Кавказе, русско-японская и первая мировая - всюду Кубанское войско отправляло свои дивизии и полки. За это их щедро жаловали. Каждый казак, достигавший 18-летия, получал десять десятин земли, чтобы к 19 годам, когда пойдет служить, обзавестись с доходов от этой земли амуницией.

Куреня, образованные запорожцами, тоже богатели. Платнировский курень в 1842 году получил статус станицы, к началу XX века в ней проживало уже больше 10 тыс. человек.

Беда пришла вместе с революцией. Высший казачий орган управления - Кубанская рада - решил, что пришло время реализовать идею независимости Кубани, и провозгласил Кубанскую народную республику со столицей в Екатеринодаре (нынешний Краснодар).

Республика просуществовала до 1920-го, и вслед за ее падением последовали репрессии и расказачивание. Директива о расказачивании была подписана Свердловым 24 января 1919 года. Все казаки в возрасте от 18 до 50 лет должны были быть вывезены на Север, а против богатых казаков следовало произвести массовый террор, «истребив их поголовно».

Начали с терских казаков, до кубанских дело дошло только к началу 30-х - к времени голодомора. В 1933 году станица Платнировская вместе с 12 другими была занесена на «черные доски» за «саботаж». Оставшиеся в живых казаки пытались спасать семьи, закапывали зерно. Жителям станиц, попавших в эти списки, грозила депортация.

Из станиц Полтавской, Медведовской, Урупской (согласно донесениям, там готовились бунты) были депортированы практически все жители - несколько десятков тысяч человек. В других станицах, в том числе в Платнировской, выселение проводилось частично. Осталось 600 семей - из 18 тыс. человек…

Возвращаться семьи начали довольно скоро.

Мои дед с бабкой вернулись в 39-м,- рассказывает, пока мы гуляем по станице, Иван Ярошенко (еще один атаман, предшественник на этой должности Захарыча).- Сначала бабка пришла на разведку, можно ли вернуться. А за ней и дед. Хата их занята была, конечно, но они по соседству поселились.

Больше всего вернувшиеся боялись, что 1932 год повторится. Поэтому казачьи корни прятали как могли: замазывали в стены фотографии, шашки, папахи. Песен не пели, когда заходила о казачестве речь - прикусывали языки.

Я бабку спрашивал: «Бабушка, я казак?» А она мне тихонько так: «Да всих казаков вбылы»,- рассказывает Иван Алексеевич.

Страх этот держался долго. Уже когда началось казачье движение, в ранние 90-е, на собрания шли с оглядкой.

Я, бывалыча, надену там все - ну, черкеску, папаху, а сверху Юлькин халат накину и так иду,- меленько смеется дед Николай, хитренький старичок 1936 года рождения, переживший и голод, и депортацию.

Дед Николай нынче тоже реестровый казак Кубанского войска. Раз в год ездит на сборы, на казачий круг ездит. Зарплату не получает - она положена только тем, кто состоит в казачьей дружине, 22 тыс. руб. на человека.

«Крым брать» тоже не ходил. С Платнировской никто не дошел: когда казаков звали, велено было иметь с собой деньги (потом вернут, но чтобы в дороге не побирались), а платнировским, говорит дед Николай, жены не выдали, пришлось обратно вернуться.


У бывшего атамана Кубанского войска 67-летнего Владимира Громова в престижном месте рядом с Краснодаром - хутор Ленина на краю станицы Пашковской - большой красивый дом. Вокруг дома сад, который он, кряхтя, возделывает: «Сдуру взял самый большой участок, когда казакам землю давали, думал, здоровья еще на сто лет хватит - а нету!»

Своих, пашковских казаков, Громов тоже землей не обидел: при его атаманстве им достался один из самых больших наделов - 400 га.

Земледельцы они, конечно, так себе - одни сорняки растили, но, пока я атаманом был, их не трогали, землю не отнимали. А когда мое время кончилось, пришлось им подсуетиться. Землю переоформили по-быстрому, в садовое товарищество превратились. Ну хоть так…

В библиотеке у Громова много икон, казачьи фотографии и настоящий трон - подарок благодарного казачества.

Фигура он известная и уважаемая: с него-то все и началось. В середине 80-х годов доцент исторического факультета Кубанского государственного университета Владимир Громов создал кружок по изучению истории казачества. В 1989 году на его базе был образован кубанский казачий клуб, а потом - казачье любительское объединение при доме культуры.

Те, кто говорит, что возрождение казачества в 90-е - проект Кремля, просто не были у нас, на Кубани. Это было настолько массово! Такой взрыв мощный! Властям это не нравилось довольно долго, это потом они уже поняли, что с казаками надо дружить…

Летом 1990 года в Москве состоялся Большой казачий круг. Кубанское казачество численно превосходило донское, но руководителем Союза казаков, созданного на этом круге, выбрали донского казака - Александра Мартынова.

У меня, конечно, был авторитет,- вспоминает Владимир Громов.- Но у Мартынова были возможности всех принять в Москве, разместить. У него был бизнес - автопредприятие большое, и в Москве у них было общежитие, кажется, на 1905-го года. Вот он и стал главным.

Казаки и власть: история взаимодействия

В ноябре 1989 года Верховный совет СССР закрепил за казаками право на реабилитацию. Партийная власть проявила живой интерес к возрождению казачества: первый учредительный съезд Союза казаков готовили сотрудники аппарата ЦК КПСС. Впоследствии стало понятно, что, поддерживая казаков, коммунисты ждали от них помощи в противостоянии реформаторам.

Августовский путч 1991 года расколол казаков на два лагеря. Открыто ГКЧП не поддержало ни одно объединение, но руководимый Александром Мартыновым Союз казаков России (СКР), под эгидой которого началось в 1990-м возрождение казачества, занял выжидательную позицию. Другая часть казаков приняла активное участие в защите Белого дома. Те, кто отделился тогда от СКР, впоследствии создали свою общественную организацию - Союз казачьих войск России, ее лидером стал Георгий Кокунько. Считается, что закон о казаках, призванный вернуть им дореволюционные налоговые и другие льготы, до сих пор не принят именно из-за разногласий и противоборства этих двух организаций.

Фото: В. Машатин / Фотоархив журнала "Огонёк"

После распада СССР казачьи организации, получив возможность заниматься общественной и политической деятельностью, развернули бурную работу. Возникшие общественные объединения, опираясь на энтузиазм своих лидеров, стали активно влиять на политику местных властей, особенно в регионах традиционного проживания казачества (Краснодар, Ростов-на-Дону). Указы «о реабилитации» казаки восприняли по-своему: начали требовать бюджетные деньги, возврата зданий и земель. Созданный в начале 90-х «Совет атаманов Юга России» в ультимативной форме потребовал от президента Бориса Ельцина признания пяти самопровозглашенных казачьих республик. Власть резко прекратила поддержку казачества и на законодательном, и на ведомственном уровнях.

К середине 90-х усилиями некоторых казачьих общественных деятелей (в том числе атамана Александра Мартынова, имевшего связи во властных структурах) казакам удалось восстановить структуру исторических казачьих войск России. На сегодняшний день существуют 11 казачьих войск, почти все они (за исключением Центрального войска, созданного на базе Московского землячества) существовали исторически.

С середины 90-х государство, опасаясь влияния казачьих организаций, занялось регулированием их деятельности. В 1996 году создается Главное управление казачьих войск России (ГУКВ) - самостоятельное подразделение администрации президента. ГУКВ особо не считается с мнением лидеров казачьих организаций и сдерживает их инициативы. Тогда же возникает идея госрегистрации казачьих объединений - создания общего реестра, который впоследствии фактически поделит казачество на «реестровое», обладающее преимуществами в виде права на государственную службу, финансирование и экономические льготы, и «общественное», лишенное всех этих благ.

Фото: А. Лыскин / Фотоархив журнала "Огонёк"

Вторую половину 90-х казаки активно, но безуспешно борются за закрепление в законодательстве своего статуса и своих прав, пытаясь добиться принятия закона о казачестве. Отношения внутри казачества непростые: ведется борьба за власть, льготы и привилегии, постоянны скандалы и разоблачения в прессе. Все это усугубляется разногласиями между главными казачьими союзами, а также противостоянием президента и Государственной думы. Обе организации - Союз казаков России и Союз казачьих войск России и зарубежья - готовят свои законопроекты «О российском казачестве» и «О казачестве России». Оба законопроекта на фоне конфликтов не проходят. После этого законотворческая деятельность в отношении казачества начинает затухать.

К 2000 году все-таки утвержден государственный реестр казачьих обществ. Из-за раскола на «реестровых» и «общественных» и многочисленных разногласий казачье движение фактически теряет влияние. Рядовые члены и атаманы казачьих организаций, входящих в реестр, бьются за свое материальное положение. Союз казаков России в реестр не включен, из-за чего начинается раскол в самой организации.

Фото: В. Бушухин / Фотоархив журнала "Огонёк"

В 2003 году президент Владимир Путин ликвидирует ГУКВ, заменив это административное подразделение должностью советника президента России по делам казачества. Назначенный на эту должность генерал-полковник Геннадий Трошев к концу 2005 года все же добивается подписания закона «О государственной службе российского казачества». Это становится вехой во взаимодействии казачества с властью - в дальнейшем новые нормы закрепляются рядом официальных документов.

Сегодня политическое положение российского казачества довольно сильно контролируется государственными структурами и рамками законодательства РФ. Атаманы не избираются, а назначаются из Москвы. Казачьи организации сохранили силу только в традиционных своих регионах. Самые богатые - кубанские казаки. В 2014–2016 годах их объем финансирования составлял 3,1 млрд руб., на 2016–2021 годы планируется выделить из регионального бюджета уже 6,2 млрд руб. Немногим меньше, чем на Кубани, бюджет донских казаков. Согласно региональной программе, на 2014–2020 годы на поддержку казачьих обществ Ростовской области заложено примерно 4,7 млрд руб.- около 700 млн руб. в год. В остальных регионах бюджеты значительно меньше. В Волгоградской области программа по развитию казачества на 2015–2020 годы предусматривает в целом 1 млрд руб.

Основное финансирование казачьих войск идет через региональные бюджеты, но с 2014 года, когда был утвержден план реализации президентской стратегии развития казачества до 2020 года, по нескольку миллионов рублей предусмотрено на эти цели в 28 ФЦП. Так, к примеру, на фестиваль «Казачья вольница» по ФЦП «Культура России» выделяется ежегодно около 7–10 млн руб. При этом тендеры на проведение таких мероприятий могут выигрывать никак не связанные с казачеством частные компании. Казаки в таких случаях часто ругают организаторов и участников, обзывая последних «ряжеными».

У казаков есть свой университет - Московский государственный университет технологий и управления имени К. Г. Разумовского, который готовит специалистов экономического, технологического, механического, биологического и гуманитарного профилей для пищевой и перерабатывающей промышленности. Целевая подготовка студентов-казаков здесь началась с 2010 года, а в мае 2014-го с подачи Владимира Путина вуз получил статус первого казачьего университета. Предполагается, что казачий компонент в образовании здесь будет только усиливаться - в частности, активно внедряются «модули науки о казачестве» и военно-патриотического воспитания.

Общими усилиями к апрелю 1991 года вышел закон «О реабилитации казачества». А через три года на Кубани были уже не десятки, а сотни казачьих объединений.

Громов стал атаманом кубанского войска, но было еще и «всекубанское войско», и десятки отдельных атаманов со своими подразделениями.

Идеи, за которые бились атаманы, в основном националистические: не допустить «кавказский халифат», противостоять «исламизации», наказывать гастарбайтеров, которые «плохо себя ведут».

Самая нашумевшая история тех лет - дело банды Доманина. Участник чеченских войн Сергей Доманин вернулся на Кубань, в родной город Тимашевск, в середине 90-х. Под лозунгами возрождения казачества и охраны правопорядка сколотил банду, которая занималась похищением людей, убийствами и грабежами на протяжении нескольких лет.

Доманин погиб в апреле 1997 года во время стычки с милиционерами. На его похороны съехались представители казачества со всего края.

Впереди похоронной процессии, согласно казацким обычаям, вели осиротевшего белого коня Доманина, несли его шашку и все его награды.

Через несколько месяцев был суд над членами банды, 22 человека получили сроки от восьми до 20 лет.

Откровенно бандитских историй в 90-е было много, и тем не менее у нынешних казаков в оценках того периода единства нет.

Тогда люди зачем в казаки пошли? Чтобы с бандюгами бороться,- объясняет мне подъесаул Владимир Петрович Зацепский, житель соседней с Платнировской станицы.- И боролися. Помню, поймали армянина, насильника - девчонку изнасиловал у нас, отходили его нагайками как следует. Так их посадили на шесть лет! В Темрюкском районе были тоже боевые казаки - так их просто убили. А громовские - они так, при бюджете сидели. Нет, Громов хороший человек, но он все нас осаживал... А казаку что сидеть без дела? Ему воевать надо, порядок охранять…

Громов говорит, что бюджета при нем на казачество было не много, не то что сейчас, но власть у его войска действительно была, и немалая:

Представляете, когда на площади тысяча казаков требует отставки губернатора? Могут ли депутаты руки против поднять? Вот так и было 30 июня 1992 года. Войско потребовало отставки, и губернатора Дьяконова сместили!

Впрочем, бывший атаман гордится и тем, что от притязаний политиков на казачество он долгое время отбивался:

Серьезные люди приезжали, пытались договариваться, чтобы казаки на Кавказ шли воевать.

Березовский пытался меня рядом с собой усадить в президиум, а я не пошел. Я им всем так говорил: вы уедете, а мы останемся. Кавказские народы - это наши соседи. Нам с ними нужно быть очень аккуратными.

Громов был атаманом 17 лет. О том, что предшествовало его невыдвижению в 2007 году, он говорит уклончиво: «Я знал, что атаманом мне больше не быть. Власть так решила. А я что, под этот поезд бросаться буду? Переедут и забудут! И что мои атаманы не поддержат, тоже знал. Они уже обзавелись кое-чем: у кого магазин, у кого рынок, у кого земля - было за что их зацепить, так что я просто сам не стал выдвигаться».

Ходили слухи, что на Громова грозились завести уголовное дело, но слухи эти никак не подтвердились, и с 2007 года он - депутат законодательного собрания Краснодарского края.

К нынешнему казачеству Громов относится критически. Не нравится, что слишком сблизилось с государством, свобод лишилось, но больше всего возмущен нагайками:

Сейчас в любой магазин казачий зайдешь - нагайки висят всех мастей. А зачем это? Я категорически против, чтобы казаки с нагайками выходили. Казак нагайку брал в руки, когда садился на лошадь. А теперь тут и там слышишь, что кто-то кого-то нагайкой отстегал. Это как это? Нарушил человек закон? Привлекайте по закону, а нагайками размахивать, казачество позорить - этого не надо.

На казачьем кругу в 2007 году была поддержана кандидатура вице-губернатора края Николая Долуды. Родом он из Харьковской области, происхождения не казачьего, кадровый военный. Зато ближайший сподвижник бывшего губернатора Ткачева (злые языки говорят даже про совместное имущество, записанное на детей) и бессменный вице-губернатор уже при его преемнике.

Два мира, один камуфляж


Здравия желаю, господа казаки! - кричит Николай Долуда, войсковой атаман Кубанского казачьего войска.

Здравия желаем, господин атаман! - построившись неумело, отвечают разновозрастные казаки.

В течение следующих десяти минут Долуда поднимает боевой дух собравшихся речевкой о том, как казаки «в четырнадцатом году грудью закрыли рубежи родины», «не пустили на русскую землю этих бандеровцев», что казаки - это «в первую очередь воины» и должны быть всегда готовы.

Атаман и вице-губернатор Краснодарского края Николай Долуда (в центре) на традиционном ежегодном военно-полевом сборе 1-го исторического Екатеринодарского казачьего полка имени Захария Чепеги

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Долуда обходит войско, отечески интересуется, все ли сыты, не холодно ли было на сборах спать, понравился ли казачатам обед. Предлагает продолжить учения - и грушники занимают места у площадок, объясняют, как пользоваться разными видами боеприпасов:

Для подрыва данного стального троса нужны три тротиловые шашки, они перебивают и трос, и стержень…

Казаки теснятся вокруг объясняющего гурьбой, дедушку и мальчика пропускают вперед, чтобы было лучше видно. Один из собравшихся - священник, отец Николай, подтянутый, мускулистый молодой человек в камуфляже. С гордостью сообщает мне, что на стрельбищах показал лучший результат.

А вот, я слышала, казака, который поддержал Навального, изгнали из войска - вы как к этому относитесь?

Я очень даже положительно к этому отношусь,- охотно поддерживает скользкую тему отец Николай.- На него и епитимья была наложена! Потому что он товарищей своих предал. Предал идеологию… братьев своих!

После сборов я пытаюсь поговорить с Долудой. Это не так просто: в отличие от простодушного отца Николая вице-губернатор хочет говорить только о том, о чем хочет.

В рамках трехстороннего соглашения между администрацией Краснодарского края, МВД и Кубанским казачьим войском 1652 казака несут службу по охране общественного порядка в составе нарядов полиции. Другие направления работы в соответствие с федеральным законом 154 - охрана границ, обеспечение экологической и пожарной безопасности, ликвидация последствий стихийных бедствий, участие в противодействии незаконному обороту наркотиков,- четко, по-военному докладывал Николай Александрович.

По поводу нападения казаков на штаб Навального: «Никто не доказал, что это были казаки Кубанского войска». Избиение нагайками Pussy Riot: «Я не хочу об этом говорить и не буду».

Даже взаимоотношения власти и казачества как будто разведены для него, вице-губернатора и атамана, по разным углам: отправляясь в 2014 году в Крым, «брал отпуск за свой счет на работе», так же как и тысяча казаков, отправившихся туда, потому что «прежде всего я патриот».

В перспективы казачьего земледелия, в отличие от моего знакомого главы колхоза из Платнировской, Николай Александрович верит: «В соответствии с изменениями, внесенными три года назад в Земельный кодекс, казачьим обществам земля может передаваться без торгов, и губернатор Краснодарского края поручил выделить от 300 до 500 га земли каждому районному казачьему обществу. На конец прошлого года было выделено 13,5 тыс. га, и эта работа продолжается. На этих землях создано 12 казачьих сельхозкооперативов, первые итоги их работы появятся в конце года».

Его обвиняли в незаконной приватизации его собственной дачи под Анапой. Этим летом был оглашен приговор: шесть с половиной лет колонии.

Эту историю я обсуждаю с 72-летним Зауром, сидя в его доме в адыгейском ауле Псебе.

Я в Анапе много бываю, мы там фундук продаем - у нас весь аул этим занимается. Там Нестеренко люди хорошими словами вспоминают, говорят, верил человек в свое дело. Он же немолодой уже, а с этой мафией серьезно так воевал… Довоевался, конечно, там же одна шайка, его и посадили за дачу…

Псебе - аул довольно глухой, чужие здесь не ходят, но между жителями есть один, считающий себя казаком. Ни на какие сборы он не ездит, хранит фамильную шашку, знает песни. Анзор говорит, что человек он хороший, его тут все уважают.

А этих, которые в нарядах стоят с милицией,- их не очень… Ряжеными называют... У нас тут есть один парень, тоже, как все, фундуком торгует. И вот он едет на машине, полный багажник фундука. Его наряд останавливает, казаки. Казак ему говорит: «Проверка на дорогах! Подъесаул Потапенко!» А тот быстро отвечает: «Ну тогда я - князь Шхалахов!»

Казак улыбнулся и отпустил его.

«Князь» поехал торговать фундуком, а «подъесаул» остался помогать полиции.

Памятник запорожским казакам, пишущим письмо турецкому султану, установлен в столице кубанского казачества

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

В подготовке материала принимала участие Мария Либерман

О казаках мы знаем многое… О их заслугах перед Отечеством или героизме на полях сражений. Но практически ничего неизвестно об обыденной жизни простого казака, как и где он жил?

Из чего строили?

Курень - жилище донских казаков, совсем не похожее на русскую избу или украинскую хату. Курень строили из местного леса: дубового, тополевого, ольхового, но бревенчатые стены встречались довольно редко. Простой казак для постройки жилища пользовался глиной, камнем, хворостом и даже мелом. Кирпич же в строительстве использовали только очень зажиточные обитатели станиц.

Что внутри?

В больших станицах, таких как Аксайской, Гниловской, Старочеркасской и Каменской можно было увидеть двухэтажные дома, где верхний (верхи) разделен на две половины, в первой - прихожая, зал и спальня, а во второй половине еще три комнаты. На первом этаже (низы) располагались еще три комнаты, погреб и ледник. В ледник с зимы собирали лед, здесь весь год была минусовая температура. Были распространены одноэтажные «круглые дома» из четырех комнат с 3-4 окнами на улицу, и одной «глухой» стеной. Главной особенностью казачьего куреня был балкончик и «галдарейка» или «балясы» - крытый досками наружный коридор. Кроме этого курень был снабжен «рундуком» - навесом на столбах, похожим на крытый балкон. Зайти в курень можно было по открытому крыльцу с перилами. Возле куреня находилась кухня или «стряпка» построенная из самана и крытая камышом и землей. Летом казаки готовили пищу на кухне, а кушали в доме или на «галдарейке». Зимой же вся казачья семья обедала в «стряпке». На кухне, помимо печи и массы утвари, можно было встретить самовар и кофейник. Кстати, казаки очень любили пить чай и кофе, привезенные из военных походов.

Балконы часто обильно украшали цветами в горшках. Балконы и ставни украшалась незатейливой резьбой.

Убранство

Убранство дома отличалось чистотой и простотой. На желтых стенах куреня висели картины и портреты войсковых атаманов и монарших особ, а иногда висели шашки, винтовки и сувениры из заморских стран. В углу зала располагались иконы. Почти во всех комнатах стояли деревянные сундуки, обитые жестью. Казачки-невесты имели свой собственный сундук, где хранилось «приданное». В первой комнате, в левом углу от входа всегда стоял большой поставец или шкаф с разными тарелками, ложками и посудой. Здесь же висело большое зеркало, на которое иногда приклеивались фотографии членов семьи. В середине зала стоял стол, накрытый белой скатертью. В зале казак принимал гостей и угощал вином и чаем. В парадной спальне, где стояла кровать с кучей перин, подушек и разноцветных одеял, спали хозяева дома, пока не женили сына или не приняли зятя в дом, тогда же парадная спальня предназначалась для молодоженов. Самой большой комнатой была общая спальня, в которой жили все дети большого казачьего семейства. Вот как описал казачий курень Михаил Шолохов в романе «Тихий Дон»: «В горнице, кроме деревянной крашеной кровати с точеными шишками по углам, стоит возле дверей окованный уемистый сундук с Аксиньиным приданным и нарядами. Под передним углом – стол, клеенка с генералом Скобелевым, скачущим на склоненные перед ним махровые знамена; два стула, вверху – образа в бумажных ярко-убогих ореолах. Сбоку, на стене – засиженные мухами фотографии».

Что ели?

Заглянув к казаку на обед можно было полакомиться лапшой, борщом или свежесваренной ухой. На второе казак «потешал свою душеньку» пирогом с сыром, студнем с квасом или каймаком - одним из любимых молочных лакомств казака. Блюда из мяса можно было встретить редко, лишь во время сезона или в исключительных случаях, например, на свадьбу или поминки. Меню казака зависело и от православных праздников и постов. Донские казаки очень серьезно относились к соблюдению всех постов.

В отличие от дома двор был не таким чистым. Во дворе находился баз для скота, гумно и маленький сад.

Таким запомнился историкам казачий курень, который стоял где-нибудь на Дона 100-200 лет назад. Хотя, в далеких хуторах можно и сейчас найти настоящие казачьи куреня, в которых сама атмосфера напоминает о прошлом казачества. Но через пару десятков лет не останется даже этих хуторов, не говоря уже о стареньких казачьих куренях.

Казачий Дон: Пять веков воинской славы Автор неизвестен

Жилища и усадьбы донских казаков

Жилища разных народов, несмотря на большое разнообразие, сводимы к ограниченному числу типов. Жилые постройки подразделяются по признакам вертикального и горизонтального развития, планировки, соотношения и связи построек, входящих в комплекс жилища.

К постройкам донских казаков М.А. Рыблова применила систематизацию, основанную на трех признаках: формы жилища (круглой, квадратной, прямоугольной), наличия или отсутствия вспомогательных помещений и структуры (способа организации пространства основного помещения).

В соответствии с этими признаками ею выделено 10 групп построек, сводимых к квадратным, генетически восходящим к круглым (однокамерным с очагом в центре – шиш ) и прямоугольным.

При укрупнении и перегруппировке к первому виду относимы квадратные однокамерные с очагом в центре – курень, землянка ; то же с пристроенным вспомогательным помещением – курень с чуланом . Этот последний более поздний вид, преобразованный за счет перегородок (которые могли быть и капитальными) и перемещения печи, называется круглым домом .

Прямоугольные однокамерные с «диагональной» структурой получили название хата, хижка; аналогичной структуры с пристроенным вспомогательным помещением – хата или изба с чуланом . В случае, если вспомогательное помещение связано с жилым. то его называли протяжной или связевой хатой .

Прямоугольные жилища (диагональной структуры) с пристроенными помещениями преобразовывались за счет стены (пятистенок ) или перегородок (флигель ).

Различные виды жилых построек имеют у казаков свои названия: землянка, фигалёк, хлигель, фигель (флигель), куре?нь (также ку?рень ), дом, пятистенок, хата . Преимущественно в верховых донских округах распространены наименования изба, связь, протяжная/связевая хата, хижина, хижка .

Жилые деревянные дома на сваях или каменном цоколе – «подклети» (каменные низы и срубные верхи), а также целиком каменные, по сведениям историков, появляются на Дону в конце XVII–XVIII вв. Нижний этаж («амшеник») использовался для подсобных помещений. Снаружи в дом вела высокая лестница, переходящая в «галдерею» (закрытый со всех сторон балкон). Как отмечал В.Д. Сухоруков, «и архитектура, и украшения… имеют какое-то странное смешение азиатских форм с древним русским вкусом». По его же сведениям, в 20-х гг. XIX в. из 924 домов станицы Старочеркасской 100 были каменными.

В Черкасске осталось несколько каменных жилых зданий XVIII столетия. Одно из наиболее интересных – дом Жученковых. Он напоминает нам своеобразную крепость: толстые старые стены, узкие, скошенные внутрь окна нижнего этажа, защищенные коваными решетками. В доме находилась голландская печь, украшенная цветными изразцами.

«Классический» казачий курень представляет собой квадратный в плане дом на подклети (с каменным цоколем), на сваях (сравнительно редко) или «низами» и деревянными «верхами», перекрытыми четырехскатной (шатровой кровлей). По данным А.Г. Лазарева, «низы» углублены в грунт (до 1 м), а внешняя наземная их стена с двумя-четырьмя проемами достигает 1,5–2 м в высоту. Перекрывались они балками, выступающими до 1 м, чтобы можно было устроить обходную галерею или веранду.

Для возведения «верхов», как правило, использовался расщепленный пополам круглый лес – дуб, сосна, реже привозная лиственница. Внутренняя отделка выполнялась сосновыми досками, внешняя – ольховыми. Высота стен в целом составляла около 3 м. Очаг чаще располагался в центре дома, разделенного стенами «накрест». Комнаты сообщались по кругу.

По фасаду устраивались не менее трех окон и парадное крыльцо с дверью. На одном из торцевых смежных главных фасадов находилось рабочее крыльцо. Окна были как минимум на трех стенах дома.

Четырехскатная крыша делалась чаще без слуховых окон. Для освещения и проветривания чердачного пространства в карнизе устраивались световые проемы и вентиляционные отверстия. На чердаке сушили и хранили плоды, травы, рыбу и другие припасы. До середины XIX в. кровля покрывалась тростником (камышом, чаканом) или осиновым тесом. Во второй половине века – кровельным стальным листом, что было доступно зажиточным казакам.

Конструкция элементов жилищ была такова, что позволяла разбирать их и переносить на другое место, что часто использовалось казаками при перенесении станицы или хутора на новое место. В начале 50-х гг. XX в. при создании Цимлянского водохранилища значительная часть традиционных жилищ была перемещена из зоны затопления на другие места.

Карнизы, оконные проемы, крыльцо украшались пропильной резьбой. Ее выполняли плотники из средней полосы России и Украины. Элементами орнамента служили, по определению А.Г. Лазарева, лист плюща, «барашек» (комбинация зубцов и дужек), рога (горизонтально расположенная греческая акколада), «виноградная лоза», ромб, треугольник или наконечник стрелы, прямой и косой крест, стрела. На рубеже XIX–XX вв. орнаментальные ряды увенчиваются симметрично расположенными изображениями птиц, рыб (осетров). Углы дома «защищали» стилизованные солярные знаки и «громовые» стрелы.

Вариации этого основного типа жилища связаны либо с преобразованием низов в полноценный жилой этаж (двухэтажные дома с верхом и низом), либо с превращением галереи в простую веранду, опирающуюся на вертикальные стойки. Веранда в отличие от обходной галереи чаще была односторонней.

Наряду с куренем в верховьях Дона иногда строился дом связь , когда два жилых помещения (иногда с внутренними перегородками) соединяли сени и чулан. Отапливался такой дом двумя очагами. Несмотря на автономность половин, двери так же, как и в курене, связывали комнаты вкруговую. Связь известна у живущих на Дунае русских старообрядцев (липован), у крестьян на русско-украинском пограничье. Такие дома строили казаки Оренбургского войска, включая нагайбаков (крещеных татар, служивших в казачьих частях).

Казачий квадратный 2-этажный с «низами» и «верхами» дом (и четырехскатной крышей) распространен по всему Дону, но на Нижнем Дону, по нашим наблюдениям, преимущественно в районах расселения старообрядцев. Такой дом иногда возникает вследствие обживания подклети.

Типичными усадебными постройками можно считать 3-, 4-комнатный круглый дом и одно-, двухкомнатный флигель (хлигель). Пятистенок распространен среди небогатых людей. Этот вид происходит от двухкамерного жилища (комната и сени).

Обедневшие казаки ютились иногда в саманных или каркасных набивных жилищах, близких по размерам и по конструкции к крестьянским хатам. Богатые, напротив, ставили кирпичные дома, сохраняя традиционную форму и планировку куреня.

Во внутреннем убранстве дома казаки многое восприняли от горцев, татар и других народов. Стены горницы (или залы ) украшали ковры. На них развешивали оружие и конскую сбрую. На свободных участках помещали семейные портреты (в XX в. фотографии) и картины. На кроватях горкой укладывались подушки с кружевными вставками – прошвами . Из-под покрывала виден был кружевной край простыни – подзор . Если постель была в горнице, на ней не спали молодые до рождения ребенка; лишь иногда это место предлагали гостю. В одном из углов комнаты оформлялся святой угол с иконами, который должен был быть виден от входа. Под иконами ставили столик, покрытый скатертью (на него клали, как правило, лишь церковные книги). Икон было несколько; качество письма и богатство их убранства (например, наличие серебряного оклада – ризы ) определялось достатком хозяина. В горнице имелся шкаф – «постав», горка – для посуды. За стеклянными дверцами размещались самые ценные фарфоровые, стеклянные и серебряные предметы. Повседневно пользовались глиняной и металлической посудой: махотки, макитры , кувшины, чашки, миски; ножи, ложки, щипцы, кофейники, самовары. В любом доме была хотя бы одна редкая вещица, привезенная хозяином издалека (медные и серебряные сосуды, блюда, художественное стекло и пр.).

Основные типы усадеб могут быть достоверно описаны в том виде, как они существовали с середины XIX в. Казаки-дворяне Войска Донского обустраивали свои резиденции в соответствии с традициями русского поместного дворянства: строили большие дома в классическом стиле, флигели, здания для прислуги, закладывали парк с оградой и въездными воротами, выходящий к реке. Обязательным атрибутом были и домовые церкви или часовни. Примером могут служить усадьбы М.И. Платова, в частности, доступная для посещения «Мишкинская дача».

Усадьба рядового казака была, по сути, открытой, так как изгородь из плетней или невысоких «стенок», сложенных из местного камня (ракушечника, песчаника) без раствора, имела значение скорее межи, нежели защиты. В передней части размещался цветник, часть фруктового сада, сюда же выходил фасад куреня с парадным крыльцом, верандой или галереей. Хозяйственная часть с колодцем, погребом, летней кухней или печкой – грубкой , сараями располагалась позади куреня или сбоку со стороны непарадного входа; за ней, в третьей части – сад и виноградник. Скотный двор (баз ), как правило, отделялся изгородью.

По данным М.А. Рыбловой, в середине XIX – начале XX в. на Дону распространено было три основных типа усадеб: слитная – с непосредственной связью жилых и хозяйственных построек (северные округа); неслитная – с хозяйственными постройками, расположенными свободно, и жилым домом, поставленным параллельно улице (повсеместно); «двор-курень» – с таким же свободным расположением хозяйственных построек и домом в глубине двора.

Следует заметить, что традиционные жилища и усадьбы донских казаков имеют широкие аналогии в бытовой культуре славян, народов Поволжья, старожилов Сибири. Однако при внимательном рассмотрении в них выявляются конструктивные, отделочные и иные особенности, позволяющие безошибочно выделять казачьи дома и усадьбы из общего массива строений.

Основной, доминировавший в застройке тип жилища – курень (с центральным положением очага и круговым сообщением комнат) – в своем происхождении восходит к организации стоянок полукочевников, известным по описаниям и средневековым археологическим памятникам (Цимлянское городище) и архаическому типу жилищ.