Что значит дракон на гербе. Основные правила западно-европейской геральдики

Казалось бы, что давно прошло то время, когда женщин сжигали на кострах инквизиторы, а народ верил в огнедышащих драконов. Но нет. Оказывается, оно-таки не прошло. В Великобритании связь с мифологическим все еще сильна и хиреть, кажется, совсем не собирается.

Британия не ограничивается пределами Англии. Помимо туманного Альбиона в нее входят Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия. Каждая из этих стран самобытна, каждая имеет в своем арсенале интересную символику. Сначала даже трудно понять, что забыли львы на гербе Соединенного Королевства или почему валлийцы боготворят красных драконов. Однако, погрузившись с головой в историю, разобраться можно и в этом.

Львиная лихорадка

На гербах Англии и Шотландии изображены львы, причем на английском гербе их и вовсе целых три. В английской геральдике этих животных изображают стоящими на одной задней ноге и боксирующими передними лапами.Первый вопрос, который автоматически возникает: откуда в северной стране появились символы, связанные с такими животными, как львы и леопарды? Логическая связь здесь есть и вполне очевидная. Хищный зверь появился на британском гербе во время правления Ричарда Львиное Сердце. Монарх желал показать всем львиную храбрость и выносливость. И к тому же он таким образом намекал врагам Британии: государство, которым управляет человек с таким прозвищем, опасно и может вонзить свои клыки в кого угодно. Собственно, народ называл львами всех британских монархов, поэтому это животное и стало национальным.

Мозаика на полу церкви святого Лоренцо, Великобритания, фото: Oxfordshire Churches

Слон в подарок

Кто же преподнес столь экзотический дар Британии? Луи IX Французский в 1254 году отдал своего питомца Генриху III Английскому. Слон – символ силы и надежности, поэтому он украсил герб города Ковентри в Англии. Вот такой прекрасный подарок от души. «Слон есть самое большое животное из всех живущих на земле», – писали братья Стругацкие. И одно из самых необыкновенных.

Артур и Ричард Львиное сердце, на щите которого – лев, фото: Hannele K

Фантастический грифон

Напомню, в Британии мифологических существ любили. Среди таких любимчиков оказался и гриф – нечто среднее между львом и орлом. Быстрый как орел и отважный как лев. Эдуард III выбрал для своего герба именно грифона. Правда, существо нигде не прижилось: ни среди людей, ни среди официальных символов. И все животное считалось среди британцев защитником сокровищ, в том числе, и золота.

Единорог на цепи

Единорог по своей сути противоречивое существо, хотя и является самым прекрасным в геральдическом британском зверинце. С одной стороны, единорог напоминает лошадь и антилопу, да еще и имеет белый, невинный цвет. Но с другой – у него длинный острый рог, которым он может серьезно ранить. Нередко его изображают в цепях, показывая зависимость Шотландии от Англии: единорог - именно шотландский символ.

Лев и единорог на гербе Англии в церкви святой Этельдреды, фото: Shola

Дракон-хранитель

Герб Лондона – два дракона, держащие щит. У британцев на этот счет существует легенда: давным-давно в Темзе якобы жил дракон, охранявший город от саксонских захватчиков. А у кельтов дракон был символом ужаса, независимости и непобедимости.

Дракон также любимый геральдический символ жителей Уэльса. Он изображен на флаге и гербе страны. Местные верят в могущество этого мифологического существа. А история озерного дракона Несси – одна из самых нашумевших в мире. Символом Уэльса дракон стал, когда римские легионы ушли из Британии, то есть в конце IV века. Красный дракон с тех времен обозначает приверженность цивилизованному римскому образу жизни.

Барельеф с друконами на одном из зданий близ Тауэра, фото: Marco Braun

Конечно, это не единственные представители геральдического зверинца Великобритании. Здесь «водятся» и мифические бонаконы, и олени, и таболты – разгадывать британский геральдический ребус увлекательно и познавательно, да вы и сами попробуйте.

В Милане повсюду можно встретить ярко-синего дракона с красным человеком в пасти. И на старинных фресках, и на барельефах, и даже на логотипе известного производителя автомобилей Альфа Ромео. — известный геральдический символ в Средневековье. И о происхождении герба известного Миланского рода Висконти есть несколько легенд.

Первая восходит к крестовому походу 1187 года. По преданию, рыцарь Оттоне Висконти сражался в поединке с сарацином. В доблестной схватке христианин победил, и отобрал у мусульманина его герб, на котором был изображен огромный змей, пожирающий младенца. По задумке, для устрашения неверных, гибнущий малютка символизировал Христа и христианскую веру. Некоторые историки считают, что эта история была придумана в XIII веке, когда Маттео Висконти, позже получивший прозвище Великий, был назначен городским главой. И поэтому хотел хоть как-то внушить уважение к своему роду, на тот момент ничем особым не прославившемуся.

Колонна с барельефом герба Висконти в Миланском музее

Вторая легенда рассказывает о драконе, который в V веке якобы поселился на берегах озера близ Милана. Как и положено традиционному монстру, он опустошал окрестности, пожирал стада и отравлял воды озера. Но предок рода Висконти мужественно сразился с чудовищем, успешно его истребил и вернул жителям мир и спокойствие. Легенда явно восходит к тому же XIII веку и призвана разообразить истории подвигов предков Маттео Висконти. На любителя, кому-то по душе более реалистичная версия с сарацинским щитом, а кто-то, может, верил в сказки о драконах.


Герб Висконти на стене церкви Санта Мария делле Грацие

В качестве третьей легенды, бытует мнение, что дракон имел змеиное происхождение, у древних племен, населяющих Ломбардию, синий уж считался мощным оберегом.

Четвертая версия повествует о знаменитом средневековом символе Жены, облечённой в Солнце , описанной у Иоанна Богослова. В 12 книге откровения он пишет: «…явилось на небе великое знамение: жена, облечённая в солнце; под ногами её луна, и на главе её венец из двенадцати звёзд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения. » Рождения младенца ожидал красный дракон, чтобы сожрать его, но был повержен Архангелом Михаилом. Легенду толковали все известные богословы, соотнося её символизм то с Богородицей и Христом, то с христианской церковью. Но на мой взгляд, корни этого предания лежат гораздо глубже, в доисторических легендах о Великой Матери, добре и зле, чистоте и пороках, мире бесплотном и плотном.

Позже, в XV веке, род Висконти пришел в упадок. И последняя представительница, Бьянка Висконти, была отдана в жёны Франческо Сфорца, который объединил дракона жены и своего чёрного орла. Этот герб затем разошёлся вместе по Европе вместе с их потомками, в частности, достался польской королеве .


Герб Висконти-Сфорца

Интересное изображение двух драконов, образующих символ кадуцеи, я увидела на стене знаменитой церкви Санта Мария делле Грацие, где находится нашумевшая Тайная Вечеря Леонардо да Винчи. Привожу здесь их изображение, а рядом — легендарную китайскую пару,

Этот символ очень и очень неоднозначен. Если многие другие известные символы имеют схожее значение в разных культурах и традициях, то этот у разных народов трактуется совершенно по-разному, принимая порой противоположные значения. В то же время этот символ один из самых эстетически привлекательных и служащих поводом для фантазии людей искусства: писателей, художников, музыкантов.

Дракон — символ зла или величия?

Дракон — злое чудище

Само слово дракон происходит от греческого derkien – «видящий». Это фантастическое животное используется в эмблематике и геральдике европейских народов с самых древнейших времен. И именно у европейских народов этот символ имеет отрицательное значение, являя собой злое чудовище и олицетворяя собой силы зла.

Дракон в европейских традициях предстает в значении первобытного врага, сражение с которым является высшим испытанием и подвигом. Покорение дракона означает победу космоса над хаосом, духа над материей. С распространением христианства дракон на Западе стал олицетворением сил хаоса, разрушительных энергий и зла, в которые погружен мир материи. В средние века дракон стал восприниматься только как зло, коренящееся в материи, как злая разрушительная сила и демонический символ. В христианстве победителями дракона являются святые – покровители рыцарства – святой Георгий и святой архангел Михаил. В данном случае победа над драконом означает преодоление и сублимацию греха.

На картинах эпохи Возрождения дракон используется как символ бедствия или болезни, постигших страну или человека, а авторы разных околонаучных и религиозных трудов приписывают дракону неимоверную силу и остроту зрения, и способность всегда бодрствовать. Дракон, изображавшийся с несколькими головами, являлся носителем агрессивных черт, усугубляющихся в зависимости от количества его голов. Так, например, в Апокалипсисе является красный дракон с семью головами и десятью рогами, и «на головах его семь диадем. Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю».

Отметим и то, что в Средние века на Западе дракон часто изображался с шеей и ногами орла, телом огромного змея, крыльями летучей мыши и хвостом, заканчивающимся стрелой. Это толковалось как соединение небесного принципа, выраженного орлом, тайного, хтонического принципа, олицетворяемого змеем, крылья выражают интеллектуальную возвышенность, а хвост в виде знака зодиакального Льва – подчинение рассудку.

В русской символике и эмблематике дракон полностью отождествлялся со змеем как эмблемой дьявола, сатаны, злыми силами ада и, в частности, считался эмблемой сил, противостоящих Руси. Одним из главных символов российского государства было изображение святого Георгия Победоносца - покровителя России, поражающего своим копьем дракона.

Георгий Победоносец.

Добавим и то, что в русских народных сказках дракон отождествлялся со Змеем Горынычем, имевшем обычно несколько голов и с которым постоянно устраивали поединки великие богатыри Земли Русской.

Дракон — символ силы и величия

Тогда как в Европе и на Руси дракон был ярко выраженным отрицательным персонажем и именно так использовался в символике, в странах Центральной, Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока все было с точностью до наоборот. В китайской, корейской и японской мифологии дракон символизировал не отрицательные, а положительные черты.

В народных китайских представлениях дракон - это символ силы, величия. Дракон - национальная китайская эмблема, охраняющая каждый дом, великий друг китайского народа. До сих пор не только изображения дракона сопутствуют китайскому очагу, но и иероглиф дракона по-прежнему означает ум, силу, энергию, способности, цельную натуру и в этом качестве применяется как эмблема всех указанных понятий.

В китайской мифологии дракон обозначается иероглифом Рю, который служит, с одной стороны, символическим знаком мощи, великой силы и величия, а с другой - собственным именем дракона.

Не удивительно, что именно изображения дракона употреблялись как главная государственная эмблема императорского Китая и именно эти изображения были главным атрибутом одежды монарха. В орнаментах и украшениях императора использовался дракон с пятью когтями. Придворные имели право носить драконов только с четырьмя и меньше когтями. Тип китайского имперского дракона с пятью когтями, возвышающегося над драконом с четырьмя когтями, представляет духовную силу, явленную в лице императора, господствующей над силами материи – четырьмя элементами.

В Китае и Японии дракон приносит удачу и разгоняет демонов. Дракон, восстающий из моря был положительным знаком и ассоциировался с ученостью и творческим умом. Его считают посредником между противоположными космическими силами, ассоциируемыми с характеристиками трехуровнего символизма: высшего уровня духовности, среднего уровня – феноменальной жизни и низшего уровня – природных и хтонических сил.

Добавим и то, что драконы на Востоке и в наше время входят в государственную символику, например, в Бутане, Сиккиме и Тибете и до сих пор остаются общепризнанной народной эмблемой на Дальнем Востоке. А потому тем, кто родился в Год Дракона по китайскому календарю имеет смысл не обращать особого внимания на европейские толкования этого образа, а сосредоточиться именно на восточных.

Геральдический монстр. Изображался обычно с двумя крыльями, двумя ногами, длинным завитым остроконечным хвостом и чешуйчатым телом. Когда дракон изображён без крыльев, он называется «lindworm » , когда без ног - «serpent » . С опущенной головой он называется побеждённым драконом. Геральдическое значение дракона - неприкосновенность, запрет, девственность охраняемого объекта (сокровища, девы и проч.).

  • Крылатый дракон - дракон с двумя лапами;
  • Змей - дракон без крыльев;
  • Амфиптер - извивающийся дракон с крыльями, но без лап;
  • Гивр - дракон с крыльями и лапами (в Интернете гивр описывается, наоборот, как дракон без крыльев и лап).

Глубже значение символа определяется по позе дракона :

  • вздыбленный (стоящий на задних лапах; с поднятыми передними);
  • шествующий (идущий; с поднятой правой передней лапой и смотрящий вправо);
  • стоящий (стоящий на всех четырёх лапах, крылья приподняты над спиной, распростёрты или приопущены, хвост узловатый).

Ещё глубже значение определяется цветом: чёрным, красным, зелёным или золотым .

Змий в русской геральдике

Змий - разновидность дракона. Оба изображаются крылатыми, но дракон - с двумя лапами, а змий - с четырьмя. Является отрицательным символом и в русской геральдике практически отождествляется с драконом . По мнению доктора исторических наук Г. И. Королёва, различие между этими существами по числу их лап несущественно и в русской эмблематической традиции отсутствует .

См. также

Напишите отзыв о статье "Дракон в геральдике"

Примечания

Отрывок, характеризующий Дракон в геральдике

Княжна Марья понимала то, что разумела Наташа словами: сним случилось это два дня тому назад. Она понимала, что это означало то, что он вдруг смягчился, и что смягчение, умиление эти были признаками смерти. Она, подходя к двери, уже видела в воображении своем то лицо Андрюши, которое она знала с детства, нежное, кроткое, умиленное, которое так редко бывало у него и потому так сильно всегда на нее действовало. Она знала, что он скажет ей тихие, нежные слова, как те, которые сказал ей отец перед смертью, и что она не вынесет этого и разрыдается над ним. Но, рано ли, поздно ли, это должно было быть, и она вошла в комнату. Рыдания все ближе и ближе подступали ей к горлу, в то время как она своими близорукими глазами яснее и яснее различала его форму и отыскивала его черты, и вот она увидала его лицо и встретилась с ним взглядом.
Он лежал на диване, обложенный подушками, в меховом беличьем халате. Он был худ и бледен. Одна худая, прозрачно белая рука его держала платок, другою он, тихими движениями пальцев, трогал тонкие отросшие усы. Глаза его смотрели на входивших.
Увидав его лицо и встретившись с ним взглядом, княжна Марья вдруг умерила быстроту своего шага и почувствовала, что слезы вдруг пересохли и рыдания остановились. Уловив выражение его лица и взгляда, она вдруг оробела и почувствовала себя виноватой.
«Да в чем же я виновата?» – спросила она себя. «В том, что живешь и думаешь о живом, а я!..» – отвечал его холодный, строгий взгляд.
В глубоком, не из себя, но в себя смотревшем взгляде была почти враждебность, когда он медленно оглянул сестру и Наташу.
Он поцеловался с сестрой рука в руку, по их привычке.
– Здравствуй, Мари, как это ты добралась? – сказал он голосом таким же ровным и чуждым, каким был его взгляд. Ежели бы он завизжал отчаянным криком, то этот крик менее бы ужаснул княжну Марью, чем звук этого голоса.
– И Николушку привезла? – сказал он также ровно и медленно и с очевидным усилием воспоминанья.
– Как твое здоровье теперь? – говорила княжна Марья, сама удивляясь тому, что она говорила.
– Это, мой друг, у доктора спрашивать надо, – сказал он, и, видимо сделав еще усилие, чтобы быть ласковым, он сказал одним ртом (видно было, что он вовсе не думал того, что говорил): – Merci, chere amie, d"etre venue. [Спасибо, милый друг, что приехала.]
Княжна Марья пожала его руку. Он чуть заметно поморщился от пожатия ее руки. Он молчал, и она не знала, что говорить. Она поняла то, что случилось с ним за два дня. В словах, в тоне его, в особенности во взгляде этом – холодном, почти враждебном взгляде – чувствовалась страшная для живого человека отчужденность от всего мирского. Он, видимо, с трудом понимал теперь все живое; но вместе с тем чувствовалось, что он не понимал живого не потому, чтобы он был лишен силы понимания, но потому, что он понимал что то другое, такое, чего не понимали и не могли понять живые и что поглощало его всего.

Всякий, кто обладает минимальными познаниями в области зоологии, на первый взгляд отнесет дракона к классу пресмыкающихся и окажется прав, так как в Индонезии, на Суматре, действительно существует летающий дракон (Draco volans). Однако между этим маленьким и безобидным существом и фантастическим зверем, изрыгающим пламя и иногда пожирающим своих детенышей, такая же пропасть, как между орлом и фениксом.

Несмотря на это, дракон является уникальным феноменом мировой культуры - ведь он присутствует почти во всех мифологиях мира. Французский естествоиспытатель Ласепед едко заметил, что он существует повсюду, кроме самой природы, хотя почти инстинктивно ассоциируется с Китаем, а какую смысловую нагрузку он несет - позитивную или негативную - невозможно решить однозначно. В Китае это, несомненно, положительный персонаж: там дракон, по легенде, учил императора каллиграфии, а вот в иудео-христианской традиции - отрицательный.

Дракон в геральдике, в искусстве и предметах обихода

Образы святых (например, Георгия Победоносца) и архангелов, сражающихся с драконами, присутствуют и на печатях, и на монетах, и на барельефах, и в живописи, и, конечно, в гербах. Однако в геральдике существует четкое различие между сатанинским чудищем, символом зла, обязательно поверженным и пронзенным, и «добрым» драконом, символом «бдительности, проницательности, благоразумия, верной стражи, власти и добрых предзнаменований».

Все это явно соотносится с античной традицией: «В древности драконов носили на стягах персы, парфяне, скифы, даки и ассирийцы (...); позднее сами римляне рисовали их красным цветом на своих знаменах, и те солдаты, которые несли эти знамена, назывались «драгонариями»; потом появился обычай изображать их в гербе» (он же). Что касается греческой истории и мифологии, то как не вспомнить стражей садов Гесперид, Эпаминонда со щитом, украшенным изображением дракона, и дракона, появившегося в небе (крест в ту пору, как императору Константину, еще не являлся) над водами Саламинской бухты? А эмблему партии худеющих гибеллинов, если говорить о более поздних эпохах?

Дракон в германской геральдике

В древнегерманском эпосе дракон в геральдике, убитый Зигфридом, является стражем бессмертия. Это позволяет провести параллель с индийской мифологией (что говорит об индоевропейских корнях самого мифа), где от дракона исходит вещество сома, дающее бессмертие, а китайский дракон возносит на небеса Бессмертных, то есть императоров. С Дальнего Востока происходит и изображение двух драконов, повернутых друг к другу лицом, которое европейцы восприняли, вероятно, через арабскую куль-туру, так как в изобразительных искусствах и в герметических доктринах (и у арабов, и в Европе) он присутствует именно в своем двузначном символическом значении.

Дракон являет собой два противоположных начала, нейтрализующих друг друга или стремящихся объединиться в единую непобедимую силу (как два дракона, белый и красный, в кельтско-британской мифологии). Но в геральдике не обошлось и без курьезных преувеличений. Так, блазон герба французского рода Ансезюн гласит: «Красное поле с двумя чудовищными противостоящими золотыми драконами, обращенными друг к другу, держащими правой лапой свою бороду, состоящую из скрученных змей; каждая лапа оканчивается тремя змеями с единым хвостом, каждая из которых кусает себя за спину».

Родовой герб фамилии Ансальди (Мессина) «В красном поле золотой дракон»

Герб города Китиньяно «В золотом поле два противовосстающих зеленых дракона с красными языками»

Родовой герб фамилии Арнальди (Падуя) «В пересеченном золотом и черном щите крылатый пересеченный дракон* переменных цветов»

Родовой герб фамилии Боккадифуоко (Сицилия, происх. из Пьяченцы) «В синем поле золотой дракон, изрыгающий красное пламя»