Древнегреческие мифы дедал и икар краткое содержание. Дедал и Икар древнегреческий миф — читать

Мифом мы теперь называем нечто фантастическое, вымышленное, такое, чего не было в реальной исторической действительности. Наше слово «миф» происходит от древнегреческого слова «мютхос». У или эллинов, как они сами себя называли, это в переводе означало «слово, речь или разговор, намерение, пословицы, слух, ведомость, рассказы, перевод, байка, содержание рассказа». Следовательно, слово имело больше значений, чем современное «миф». Когда мы хотим сказать, что на самом деле в подтвержденной документами истории чего-то не было, то употребляем прилагательное «мифический». Например, знаменитый Геракл (или Геркулес, как его называли римляне) - это мифическая личность, герой многих древнегреческих мифов. Есть еще слово «мифология» (тоже греческого происхождения). Им мы называем как совокупность мифов того или иного народа, так и отрасль знания, науку, изучающую мифы.

Отношение к мифам в Древней Греции

Почти у любого народа с древнейших эпох хранятся предания, в которых историческое переплетается с вымышленным, действительность с фантазией. В этих сказаниях действуют не только одни люди, но и удивительные существа - плоды творчества. Это бессмертные боги и полубоги, невиданные создания. Происходят удивительные чудеса. В древние времена человек воспринимал мифы как достоверные рассказы о том, что было прежде. Но шли века, и они плавно превращались в обыкновенные бабушкины сказки. Уже лишь малые дети верили в их реальность. Сказания начинали толковать уже не в прямом, а в переносном смысле. Мифы были воплощениями человеческих мечтаний. Например, в произведении «Дедал и Икар» явно отражается стремление к полету. Однако здесь имеется и своя мораль. Миф «Дедал и Икар» учит тому, что даже с недосягаемых высот можно быть ниспровергнутым вниз.

Мифы как основа древнегреческой культуры

В Древней Греции (или Элладе) мифы были основой скульптуры, литературы, живописи, театрального искусства. Они складывались еще задолго до того, как там распространилось письмо - греческая азбука. Одно и то же сказание о каком-то боге или герое могло существовать в различных вариантах и интерпретациях: местных, временных (возникших в разное время) и авторских (все зависело от того, кто придумал или пересказал). Исключением не стало и произведение «Дедал и Икар». Похожие мифы были у разных племен и народов. Дело здесь не только в том, что одно племя могло позаимствовать у другого то или иное сказание. Чаще всего это бывало тогда, когда разные народы стояли на аналогичной степени развития, жили в похожих условиях. Порой сходство мифов различных племен объясняется первоначальным родством, общим происхождением этих общностей, например греков, римлян, кельтов, германцев, славян, иранцев, индийцев. Очень интересным является древнегреческое сказание "Дедал и Икар". Картинки и скульптуры, посвященные ему, а также краткое изложение его можно найти в данной статье.

Древнегреческий Пантеон

Между младшими богами (Зевсом, Посейдоном, Герой, Гестией, Деметрой и другими) и старшими - титанами - произошла ужасная десятилетняя война. Наконец, первые с помощью выпущенных из подземного мира сторуких и циклопа победили последних и поселились на Олимпе. Очень много было мифов о деяниях богов - полезных, а порой губительных для смертных людей. Они подобны людям с их достоинствами и недостатками.

Мифические существа

Часто в мифах действуют фантастические существа - чудовища. Например, древнегреческий миф «Дедал и Икар» рассказывает, наряду с основной сюжетной линией, и об ужасном Минотавре - звере Фантазия древних греков создала кентавров - полулюдей-полуконей, грозных Горгон со змеями вместо волос, семиглавую гидру трехглавого пса Цербера, охранявшего подземное царство Аида, и т. д.

Мифы и астрономия

Названия почти всех созвездий так или иначе связаны с древнегреческими мифами. вызывает в нашей памяти сказание о Персее, а сам он также дал имя скоплению звезд, как и родители Андромеды - Кефей и Кассиопея. Пегас - это тот крылатый конь, на котором герой Беллерофонт выступил против химер. Большая Медведица - нимфа Каллисто (мать Аркада, родоначальника аркадян), Малая Медведица - нимфа Киносура. Овен - баран, на котором Фрикс и Гелла летели в Колхиду. Геракл также превратился в Орион - охотник, который был спутником Артемиды. Лира - это кифара Орфея т. п. Даже планеты солнечной системы своими именами обязаны мифам. Далее будет рассказана легенда о Дедале и Икаре. Это поучительная история.

"Дедал и Икар": краткое содержание. Завязка событий

Когда-то, в глубокой древности, в Афинах жил талантливый художник, резчик и строитель Дедал - отпрыск царского рода. Считалось, что сама Афина научила его различным ремеслам. Дедал строил большие дворцы и храмы, которые поражали всех своей стройностью. Для них он сам вырезал из дерева фигуры бессмертных богов, такие красивые, что люди потом веками их бережно хранили.

Учеником Дедала стал его племянник Тал, еще подросток. Как-то парень взглянул на рыбью кость, внимательно присмотрелся к ней и вскоре смастерил пилу - новую вещь для людей. Он же выдумал чтобы было проще лепить посуду. Тал также изобрел циркуль.

Гибель Тала и изгнание

Афиняне узнали о чрезвычайной способности Дедалова ученика и справедливо полагали, что вскоре последний превзойдет своего учителя. И как же страшно поразила Афины весть о том, что Тал, гуляя с Дедалом по Акрополю, споткнулся и упал с высоты. В его смерти афиняне обвинили учителя и приговорили художника к изгнанию. Дедал уплыл на Крит, где царствовал Минос. Там он женился. У него родился сын Икар. Однако Дедал сильно тосковал по родным краям. Потом у царя случилась беда. Жена родила ему вместо сына чудовище - Минотавра. Мастер же построил лабиринт для монстра, чтобы скрыть его от глаз людей.

Дедал и Икар (изложение): дорога домой

Прошли годы. Дедал и Икар засобирались в Афины. Однако Минос не отпустил мастера. Дедал вышел из данного положения и сделал себе и сыну крылья, как у птиц, чтобы улететь по небу, если уж море для них закрыто. Мастер учил своего отпрыска летать и наказывал не подниматься слишком высоко, иначе солнце растопит воск (компонент конструкции крыльев). Низко над морем тоже парить было не велено, чтобы вода не намочила летательное приспособление. Мастер учил сына придерживаться золотой середины. Однако так и не нашли общий язык Дедал и Икар (картинки с крыльями можно увидеть в данной статье).

Гибель Икара

На следующий день они снялись в безоблачную лазурь. Никто во дворце правителя этого не видел. Наблюдали полет лишь пахари в поле, пастух, который гнал стадо, видел рыбак. Все они думали, что это парят бессмертные боги. Поначалу Икар послушно следовал за отцом. Однако чувство полета, неизвестное и удивительное, наполнило его невыразимой радостью. Ведь огромное счастье - взмахнуть, как огромная птица, большими крыльями и почувствовать, что они уносят тебя еще выше.

В неописуемом восторге Икар запамятовал предостережение родителя и поднялся очень высоко - до золотого солнца. Неожиданно он с великим ужасом начал ощущать, что крылья уже не так крепко держат его, как раньше. Жаркие солнечные лучи растопили их воск, и перья осыпались вниз. Теперь уже напрасно юноша пытался махать бескрылыми руками. Он призвал на помощь отца, но не услышал его Дедал. Потом долго и отчаянно искал он своего сына. Но нашел лишь перья на волнах. Поняв произошедшее, он обезумел от горя. Тело Икара было похоронено Гераклом, а море, в которое он упал, названо было Икарийским.

Сам же Дедал долго находился в Сицилии, а затем перебрался в Афины, где стал основателем рода художников Дедалидов.

Дедал и Икар, судя по легендам эллинов, были реальными людьми, и сохранили свои имена в истории, благодаря своим, необычным для того времени, решениям. Миф об отце-изобретателе и смельчаке-сыне спустя столетия стал своего рода предупреждением для тех, кто не умеет реально оценивать свои силы. Но наряду с этим – и образом мечты.

Кто такие Икар и Дедал?

Как повествуют давние легенды греков, Дедал и Икар жили в эпоху расцвета страны эллинов, когда люди пытались сконструировать необычные изобретения для человечества. Сын Меция, афинянин Дедал считался одним из лучших изобретателей и строителей. Он первым в истории рискнул создать крылья, чтобы подняться в небо, и мастеру это удалось. Но за свою смелость он заплатил жизнью единственного сына. Дедал и Икар – это символы:

  • изобретательского таланта и ума;
  • безрассудной смелости;
  • стремления подняться над людьми, покорения неба.

Кто такой Дедал?

Дедал вошел в историю Греции, как талантливый художник и конструктор, создатель многих инструментов, автор скульптур, о которых говорили, что они умеют двигаться:

  • кресло Афины Паллады;
  • статуй Геракла в Коринфе и Фивах;
  • изваяний Трофония и Бритомартиды;
  • статуи Афины на Делосе.

Его имя родилось из греческого слова «дэдало» - заниматься искусством. Что изобрел Дедал? Самые известные шедевры:

  1. Минойский Лабиринт.
  2. Нить Ариадны.
  3. Корова Пасифеи из дерева.
  4. Зал Ариадны для танцев.
  5. Крылья из воска для полета.

Кто такой Икар?

Кто такой Икар в Древней Греции? Этот мальчик прославился, как первый и, на то время, единственный человек, который рискнул подняться к солнцу. Подросток был сыном изобретателя Дедала, который помогал отцу конструировать крылья из перьев и воска. Поднявшись в небо, Икар не послушался отца и решил взлететь намного выше, к солнечному светилу. Оно растопило воск, и мальчик разбился, рухнув в воду. Случилось это неподалеку от острова Самос, где море стали именовать Икарийским. Смельчака похоронил герой Геракл на острове Долиха, получившего название Икария.


Миф о Дедале и Икаре

Миф про Дедала и Икара рассказывает: взлететь на крыльях из воска смельчаки решили не ради забавы, а для побега. Талантливый конструктор решился бежать с острова Крит, где он находился на службе у царя Миноса. Воспользоваться кораблем Дедал не мог, и выбрал бегство по воздуху, создав крылья из перьев и воска. Маленький сын попросил взять его с собой, обещая слушаться во всем. Но когда поднялись в небо, мальчик захотел взлететь ближе к солнечному светилу, игнорируя предупреждения отца. Под лучами растаял воск, крылья распались, и подросток разбился о волны.

Бытует версия, что в истории об этих смельчаках греки пытались сохранить информацию про изобретенные косые паруса. Якобы Дедал и Икар бежали с Крита на корабле с такими ветрилами, которые использовались не только при попутном ветре, как у всех моряков, но и при боковом, и даже встречном. Подобное решение считалось пределом мечтаний морских путешественников того времени. А Икар погиб не в воздухе, а в воде, упав за борт во время плавания.

Чему учит миф «Дедал и Икар»?

Легенда о Дедале и Икаре анализировалась исследователями и даже психологами. Существует даже особая трактовка символов, упоминающихся в этом сказании:

  1. Дедал – олицетворение Бога-Отца; которого посмели ослушаться;
  2. Солнце, уничтожившее мальчика – растущая сила;
  3. Крылья – дар, который возвышает над простыми смертными;
  4. Падение – плата за непослушание и одновременно – уведомление, что к свершению своих стремлений надо подходить с умом.

Есть и другая трактовка, объединяющая отца и сына, которая предполагает, что Дедал и Икар - рухнувшая мечта, которую почти удалось реализовать. Ведь мастер, соблюдавший осторожность, все же добрался до берега. Этот миф породил идиому «полет Икара», который считается одновременно и положительным и нарицательным, получив несколько значений:

  1. Смелость, которая сильнее обыденных запретов.
  2. Непослушания и неумения правильно оценить свои возможности.
  3. Самоуверенность, ведущая к гибели.
  4. Новаторство идей, которое сильнее страха смерти.
  5. Тщетность дерзаний.
  6. Неудовлетворенность искателя правды, который от нее же и погибает.


Дедал был великим изобретателем и художником древней Греции. Он родился и жил в Афинах. По преданиям к нему во сне являлась сама богиня мудрости – Афина . Благодаря своему незаурядному уму и советам Афины обращать внимание на природные явления, он изобрел великие вещи , например первый в мире не весельный, а парусный корабль.

Но Дедал также отличался излишней гордостью и тщеславием . Он любил осознавать себя самым умным из всех жителей Афин. У Дедала был племянник – Талос , который также был изобретателем и учился у Дедала.

Однажды стоя на крутом пике Талос сорвался с него и умер. По одной версии его столкнул Дедал, который не хотел, чтобы в Афинах существовал еще один изобретатель. Тогда Афина, зная ход будущего, спасла Таласа, превратив его в птицу. По другой версии Талас сорвался сам. Но в любом случае Дедалу присудили покинуть Афины .

Тогда Дедал отплывает на соседний остров – Крит . Там он встречает могущественного, но по слухам жестокого царя Миноса . Царь дарует Дедалу славу, богатство и почет, а взамен требует создавать для него изощренное оружие и обещает, что будет использовать это оружие только для защиты. Дедал мирно работает над своими проектами, когда к нему с необычной просьбой подходит жена Миноса – Пасифая . Она просит создать для нее конструкцию похожую на быка.


Посейдон предоставил Миносу божественного белого быка в качестве жертвоприношения ему. Но Миноса настолько поразила красота быка, что он его спрятал и вместо него пожертвовал обычного. За этот проступок, Посейдон проклял его жену – Пасифаю, внушив ей страсть к этому быку.

Дедал создает деревянную конструкцию обшитую шкурой и ставит эту конструкцию на лугу, чтобы Пасифая тайно могла удовлетворять свою страсть к быку. Так у Пасифаи рождается получеловек-полубык, которого назовут минотавр .

Вскоре у Дедала от рабыни Навкраты рождается сын – Икар . Постепенно Минос перестает быть таким гостеприимным и начинает использовать изобретенное оружие для нападения на Афины, а после просит создать для новорожденного «чудовища» – минотавра, тюрьму, из которой невозможно сбежать.

Дедал вынужден согласиться, и создает лабиринт минотавра, из которого практически невозможно сбежать. По завершению стройки Минос сообщает ему что лабиринт нужен был не только для того, чтобы скрыть в нем это «чудовище», но и для того чтобы отомстить Афинянам за смерть своего сына Андрогина , который погиб на войне против Афинян.

Теперь каждый год Эгей – царь Афин должен предоставлять ему 7 юных девушек и 7 юношей, которые должны быть помещены в лабиринт на съедение минотавру.

Дедал уже не мог терпеть это, но и сбежать не мог. По суши – его и его сына поймают, по морю – тоже. Тогда он вспоминает советы Афины и присматривается к подсказкам природы. Глядя на птиц в небе у него зарождается план. Он решает соорудить крылья и улететь в соседние страны по воздуху.

Вскоре он сооружает две пары крыльев для себя и своего сына – Икара. И вот стоя перед крутым обрывом, Дедал предупреждает сына: "Не лети слишком близко к морю, иначе вода намочит крылья, и они отяжелеют, но также не лети слишком близко к солнцу, иначе воск растает и крылья распадутся"


Но не послушался юный Икар, взлетев ввысь и желая быть выше птиц, выше всех, он так заигрался, что не заметил, как слишком близко подлетел к солнцу. Воск растаял, и Икар исчез из поля зрения Дедала.

Еще долго из неба доносились истошные крики потерявшего ребенка отца - ИКАР!

Вынужден был Дедал отправиться на запад в одиночестве. По одной из версий он прибыл в город Кимы, где его принял царь Кокал .

Царь Минос не желал просто так отдавать Дедала и придумал хитрость. Он разослал по всему свету гонцов с вестью о том, что тот, кто проденет через раковину и все ее извилины нитку, будет щедро вознагражден.

Царь Кокал просит Дедала помочь ему с этой загадкой. Тогда Дедал привязывает нитку к муравью и запускает его в раковину, вскоре нитка продета через раковину и все ее извилины.

Кокал сообщает о своей разгадке Миносу и ждет награды, но Минос требует вернуть ему Дедала иначе войны с Критом не избежать!
Кокал не хочет отдавать Дедала и придумывает план. Он приглашает Миноса к себе. По приезду, его дочери соблазняют Миноса и приглашают его отдохнуть в бани. Там его обливают кипятком, и он умирает от ожогов.

Подобный сюжет заслуживает картины:


Фламандский живописец Питер Брейгель Старший изобразил гибель Икара в своей картине. Однако сразу увидеть главного героя не так просто, зритель видит лишь последний акт, когда главные события – падение Икара уже произошло и из воды лишь торчат его ноги.

Рядом можно заметить куропатку, которая наблюдает за гибелью Икара. Так художник изобразил Талоса, которого Афина превратила в птицу. Ирония, сын Дедала не смог летать, а тот, кого Дедал хотел убить стал птицей.

Ни пахарь, ни пастух, ни рыбак, ни люди на корабле не обращают внимания на Икара, так художник хотел показать, что перед нами глупая и нелепая смерть . Смерть человека возомнившего о себе слишком многое.

Главная мысль мифа Дедал и Икар заключается в том , что тщеславие и гордость не приводят ни к чему хорошему. Если бы Дедал не столкнул Талоса, то ему не пришлось бы бежать из города и работать на злодея. Если бы Икар не стремился во что бы то ни стало превзойти отца и подняться выше, то он не погиб бы глупой смертью.

Изложено по поэме Овидия «Метаморфозы».

Величайшим художником, скульптором и зодчим Афин был Дедал 1, потомок Эрехтея. О нем рассказывали, что он высекал из белоснежного мрамора такие дивные статуи, что они казались живыми; казалось, что статуи Дедала смотрят и двигаются. Много инструментов изобрел Дедал для своей работы; им были изобретены топор и бурав. Далеко шла слава о Дедале.
У этого-то великого художника был племянник Тал, сын его сестры Пердики. Тал был учеником своего дяди. Уже в ранней юности поражал он всех своим талантом и изобретательностью. Можно было предвидеть, что Тал далеко превзойдет своего учителя. Дедал завидовал племяннику и решил убить его. Однажды Дедал стоял с племянником на высоком афинском Акрополе у самого края скалы. Никрго не было видно кругом. Увидев, что они одни, Дедал столкнул племянника со скалы. Был уверен художник, что его преступление останется безнаказанным. Упав со скалы, Тал разбился насмерть. Дедал поспешно спустился с Акрополя, поднял тело Тала и хотел уже тайно зарыть его в землю, но застали Дедала афиняне, когда он рыл могилу. Злодеяние Дедала открылось. Ареопаг присудил его к смерти.
Спасаясь от смерти, Дедал бежал на Крит к могущественному царю Миносу, сыну Зевса к Европы. Минос охотно принял под свою защиту великого художника Греции. Много дивных произведений искусства изготовил Дедал для царя Крита. Он выстроил для него и знаменитый дворец Лабиринт, с такими запутанными ходами, что раз войдя в него, невозможно было найти выхода,

1 Миф о Дедале и Икаре указывает на то, что уже в глубокой древности люди стали думать о том, как овладеть способом передвигаться не только по земле и по воде, но и по воздуху. Характерно, что величайшим достижением мифического художника Дедала считались не его статуи и воздвигнутые им здания, а именно сделанные им крылья. Миф о Дедале создался в Афинах - важнейшем центре торговли, промышленности, искусства и науки древней Греции.

180

В этом дворце Минос заключил сына жены своей Пасифаи, ужасного Минотавра, чудовище с телом человека и головой быка.
Много лет жил Дедал у Миноса. Не хотел отпустить его царь с Крита; только один хотел он пользоваться искусством великого художника. Словно пленника, держал Минос Дедала на Крите. Дедал долго думал, как бежать ему, и, наконец, нашел способ освободиться от критской неволи.
- Если не могу я, - воскликнул Дедал, - спастись от власти Миноса ни сухим путем, ни морским, то ведь открыто же для бегства небо! Вот мой путь! Всем владеет Минос, лишь воздухом не владеет он!
Принялся за работу Дедал. Он набрал перьев, скрепил их льняными нитками и воском и стал изготовлять из них четыре больших крыла. Пока Дедал работал, сын его Икар играл около отца: то ловил он пух, который взлетал от дуновения ветерка, то мял в руках воск. Мальчик беспечно резвился, его забавляла работа отца. Наконец, Дедал кончил свою работу; готовы были крылья. Дедал привязал крылья за спину, продел руки в петли, укрепленные на крыльях, взмахнул ими и плавно поднялся на воздух. С изумлением смотрел Икар на отца, который парил в воздухе, подобно громадной птице. Дедал спустился на землю и сказал сыну:
- Слушай, Икар, сейчас мы улетим с Крита. Будь осторожен во время полета. Не спускайся слишком низко к морю, чтобы соленые брызги волн не смочили твоих крыльев. Не подымайся и близко к солнцу: жара может растопить воск, и разлетятся перья. За мной лети, не отставай от меня.

Отец с сыном надели крылья на руки и легко понеслись. Те, кто видел их полет высоко над землей, думали, что это два бога несутся по небесной лазури. Часто оборачивался Дедал, чтобы посмотреть, как летит его сын. Они миновали уже острова Делос, Парос и летят все дальше и дальше.
Быстрый полет забавляет Икара, все смелее взмахивает он крыльями. Икар забыл наставления отца; он не летит уже следом

181

за ним. Сильно взмахнув крыльями, он взлетел высоко под самое небо, ближе к лучезарному солнцу. Палящие лучи растопили воск, скреплявший перья крыльев, выпали перья и разлетелись далеко по воздуху, гонимые ветром. Взмахнул Икар руками, но нет больше на них крыльев. Стремглав упал он со страшной высоты в море и погиб в его волнах.
Дедал обернулся, смотрит по сторонам. Нет Икара. Громка стал звать он сына:
- Икар! Икар! Где ты? Откликнись!
Нет ответа. Увидал Дедал на морских волнах перья из крыльев Икара и понял, что случилось. Как возненавидел Дедал свое искусство, как возненавидел тот день, когда задумал спастись с Крита воздушным путем!
А тело Икара долго носилось по волнам моря, которое стало называться по имени погибшего Икарийским1. Наконец, прибили его волны к берегу острова; там нашел его Геракл и похоронил.
Дедал же продолжал свой полет и прилетел, наконец, в Сицилию. Там он поселился у царя Кокала. Минос узнал, где скрылся художник, отправился с большим войском в Сицилию и потребовал, чтобы Кокал выдал ему Дедала.
Дочери Кокала не хотели лишиться такого художника, как Дедал. Они придумали хитрость. Уговорили отца согласиться на требования Миноса и принять его как гостя во дворце. Когда Минос принимал ванну, дочери Кокала вылили ему на голову котел кипящей воды; умер Минос в страшных мучениях. Долго жил Дедал в Сицилии. Последние же годы жизни провел на родине, в Афинах; там стал он родоначальником Дедалидов, славного рода афинских художников.

1 Часть Эгейского моря между островами Самосом, Паросом и берегом Малой Азии.

Подготовлено по изданию:

Кун Н.А.
Легенды и мифы древней Греции. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1954.

Имя «Дедал» в древности являлось собирательным именем для целой корпорации художников и даже ремесленников, занимавшихся изготовлением статуй богов . Все древние статуи, особенно те, которым придавали какую-то чудодейственную силу, считались произведениями Дедала. В мифах он, подобно Вулкану и Прометею , – цивилизатор, учащий людей ремеслам и промышленности, а также механик и архитектор.

Мифы древней Греции. Дедал и Икар. Рухнувшая мечта

Происхождение Дедала малоизвестно; он считается внуком афинского царя Эрехфея . Он изобрел топор, бурав, станок, первый натянул паруса и научил людей управлять парусными судами. У Дедала был ученик, который так же, как и учитель, изобрел много полезных инструментов – пилу, гончарный станок и другие. Опасаясь, как бы ученик не стал более знаменитым, чем он сам, Дедал убил его и должен был покинуть родину.

Он отправился на остров Крит, правитель которого, Минос , сын Зевса и Европы и супруг Пасифаи, дочери Гелиоса , принял его очень радушно. Желая приобрести расположение своих подданных, которые все без исключения были мореплавателями, Минос объявил им, что морской бог Посейдон исполняет все его желания. Чтобы подтвердить свои слова, он упросил Посейдона подарить ему прекрасного быка, которого он обязывался принести ему же в жертву. Тотчас же из морской глубины появился прекрасный белый бык, но Минос был так пленен его красотой, что решил его оставить у себя, а в жертву принес одного из своих быков.

Разгневанный этим поступком Посейдон поручил Афродите отомстить за себя. Жестокая богиня не придумала ничего лучшего, как внушить жене Миноса, Пасифае, страстную любовь к белому быку. Ужасное чудовище с головою быка – Минотавр – явился плодом этой противоестественной любви женщины к животному. Минотавр питался исключительно только человеческим мясом. По приказанию Миноса Дедал выстроил обширное здание – Лабиринт, где было столько проходов и переходов, закоулков и углов, что попавший туда человек не мог найти выхода и должен был лишь безуспешно блуждать в его поисках. Туда и поместили Минотавра, который оставался в Лабиринте до тех пор, пока не был убит Тесеем .

Минос, обвиняя Дедала в том, что он помог в этом деле Тесею (тем более что именно Дедал посоветовал Ариадне дать герою путеводную нить), заключил его в темницу вместе с сыном Икаром. Темница стояла на скале, у самого моря. Надежды бежать оттуда, казалось, не было, но изобретательный Дедал придумал следующее: набрав птичьих перьев, он соединил их посредством проволоки и воска и сумел придать им форму гигантских птичьих крыльев. Его сын Икар, не предчувствуя того, что это изобретение отца будет причиною его погибели, с радостью помогал ему в работе.

Лишь только Дедал окончил свои крылья, он сейчас же решил испробовать их, и ему удалось подняться на большую высоту и спокойно, без усилий держаться над водой. Довольный такой удачей, он привязал крылья и сыну, объяснил ему способ управления ими. Он дал Икару совет не летать слишком низко над морем, чтобы испарения, осаждаясь на крыльях, не замедлили полета, а также не подниматься слишком высоко к небесному своду, дабы лучи солнца не растопили воска, скреплявшего перья.

Вначале все шло хорошо; Икар следовал за отцом и помнил его советы. Но, становясь все смелее, он поднялся на большую высоту. Там жгучее солнце растопило воск, и несчастный юноша, громко призывая отца на помощь, упал в море. Огорченный Дедал должен был продолжать путь в одиночестве и прибыл в Нижнюю Италию, в город Камик, где построил великолепный храм в честь Аполлона . Он повесил в нем свои крылья и изобразил на стене красками всю историю своего полета над морем и гибель сына.

Дедал и Икар. Картина Ш. Лебрена, 1645-1646

Миф о Дедале и Икаре вдохновлял художников во все века, сильно занимая их воображение. Сохранились древние фрески в Геркулануме , на которых изображена гибель Икара. Новейшие художники продолжают даже в наши дни писать полотна на этот сюжет.

Мифы говорят, что Дедал, бывший также и ваятелем, первый из всех придал своим статуям живые формы. Он отделил ноги и руки от туловища, открыл им веки и выразил во всей фигуре движение. Он был очень дружен с Гераклом и, желая сделать ему удовольствие, вылепил его статую и поместил на той дороге, по которой этот его приятель должен был проходить, отправляясь побеждать какое-то чудовище. Дедал сделал такую живую фигуру и так реально передал силу героя, что Геракл, не узнав в ней себя, вообразил, что перед ним достойный по силам враг, схватил огромный кусок скалы и бросил его в статую, разбив её вдребезги.

Миф о Дедале как бы намекает на то удивление, которое испытывали люди того времени при виде неизвестных до того изобретений и изделий только что нарождавшейся промышленности.