Фонд жилище ханты мансийск официальный. Соотнесение модели мира с домом

Традиционное жилище кочевниковЧум – жилище коренных
жителей Ямала

Традиционное жилище жителей городов

Многоэтажный
дом

Актуальность темы исследования

Сегодня, ханты находится на грани
«перерождения», обезличивания в общем
«котле» проживающих на Севере народов.
Традиции ханты, манси и селькупов
забываются, «сглаживаются», становятся
«преданьем старины глубокой» .
Изучение культуры коренных народов поможет
обществу сохранить бесценные знания и
грамотно использовать их в будущем при
проектирование жилья, одежды и в других
областях науки.

Объект исследования

культура народа ханты

Предмет исследования

Жилище ханты – чум

Гипотеза исследования

Предположим, что изучая культуру народа
ханты, мы поймём, что форма постройки
жилища не случайна, так как она может быть
связана с мировоззрением народа, его образом
жизни

Задачи исследования

- Познакомиться с литературой;
- Посетить интернат;
- Обнаружить связь архитектурной формы
чума с культурой ханты.

Характеристика народа ханты

Среди ханты
выделяются
три этнографические
группы
(северные, южные
и восточные),
отличающиеся
диалектами, самоназваниями,
особенностями в хозяйстве и культуре

Образ жизни ханты

- Речное рыболовство;
- Таёжная охота;
- Оленеводство.

Женщины занимаются

- Выделкой шкур;
- Шитьём одежды из оленьего меха;
- Вышивкой бисером

Конструкция чума

Зимние капитальные постройки были либо каркасными,
углублёнными в землю, пирамидальной или усечённопирамидальной формы, либо срубными.
Оленеводы в тундре жили на стойбищах в чумах,
крытые накрывали покрышками из оленьих шкур или
бересты.
В конструкции чума нет мелочей.
Коническая форма хорошо
приспособлена к особенностям
ландшафта открытой тундры. Он
устойчив при ветрах.
С крутой поверхности чума легко скатывается
снег

Конструкция чума

Коническая конструкция чума
выверена веками.
Она предельно проста, все
детали - незаменимы.
Три длинных шеста расставляются по кругу, и
скрепляются вверху сухожилием оленя. Затем в каркас
вставляются остальные жерди. Чум покрывается
нюками.
Летний вариант покрышки
изготавливался из
бересты. Трудоёмкий
процесс изготовления
такого нюка занимал иногда
весь летний период.
Зимний вариант покрышек - оленьи шкуры.
Сегодня кочевники используют брезент,
сукно.

Внутреннее пространство чума

Зимний чум тундровики
ставят в укрытых от ветра
местах. Где рядом есть река
для ловли рыбы, где под
снегом много ягеля и где есть
топливо для очага.
Центральное место в чуме – это очаг. В былые
времена это открытый костер, сегодня
металлическая печка.
Чум условно делится на мужскую и
женскую половины. На мужской
половине размещаются охотничьи
принадлежности, здесь хозяева
встречают гостей. На женской
половине размещается вся
домашняя утварь, продукты
питания, одежда, колыбель.

Вертикальная модель мира и чум

Вертикальная модель– это сравнение
строения мира с деревом, древом жизни.
Верхний мир – это крона, средний мирствол, подземный мир – корни. Вообще
растения в культуре ханты занимают
особое место, в частности, деревья.
Вертикальная модель мира объясняет строение
чума. Верхнее отверстие в чуме предназначено
для свободного общения с богами. Отсутствие
окон объясняется тем, что существа нижнего
мира могут подсматривать в окна и этим
приносить вред людям.

Выводы

Прикоснувшись к истории и культуре, я понял, что форма
постройки жилища не случайна, как с точки зрения
физических законов, так как и с точки зрения верования
народа.

Национальные жилища Хантов и Манси. В конце девятнадцатого века У.Т. Сирелиус описал около тридцати типов жилых построек Хантов и Манси. А так-же и хозяйственные сооружения для хранения продуктов и вещей, для приготовления пищи, для животных.

Их можно насчитать более двадцати разновидностей. С добрый десяток наберется и так называемых культовых построек – священных амбарчиков, домиков для рожениц, для изображений умерших, общественных зданий. Правда, многие эти постройки при разном назначении схожи по конструкции, но тем не менее разнообразие их удивительно.

Много-ли построек имеет одна хантыйская семья? У охотников-рыболовов бывает по четыре сезонных поселения и на каждом – особое жилье, а оленевод, куда ни приедет, везде ставит только чум. Любая постройка для человека или животного называется кат, хот (хант.). К этому слову добавляются определения – берестяная, земляная, дощатая; ее сезонность – зимняя, весенняя, летняя, осенняя; иногда размер и форма, а так же назначение – собачья, оленья.

Одни из них были стационарными, то есть стояли постоянно на одном месте, а другие – переносными, которые можно было легко ставить и разбирать. ность – зимняя, весенняя, летняя, осенняя; иногда размер и форма, а так же назначение – собачья, оленья.

Было и передвижное жилище – большая крытая лодка. На охоте и в пути часто пользуются простейшими типами «домов». Например, зимой делают снежную нору – согым. Снег на стоянке сбрасывается в одну кучу, и в ней с боку выкапывается проход. Внутренние стены нужно быстро закрепить, для чего их вначале немного подтаивают с помощью костра и бересты. Спальные места, т. е. просто землю, покрывают еловыми ветками.

Веткипихты мягче, но их не то что стелить - даже рубить нельзя; считалось, что это дерево злого духа. Прежде чем отправиться на покой, вход в нору затыкают снятой одеждой, берестой или мхом. Если ночует несколько человек, то в снежной куче выкапывается широкая яма, которая накрывается всеми лыжами, имеющимися в группе, а поверх - снегом. Как только снег замерзает, лыжи вынимаются. Иногда яму делают столь широкой, что для крыши требуются два ряда лыж и их в середине ямы подпирают столбами. Перед снежной ямой иногда ставили заслон.

Заслоны как зимой, так и летом строили самые разные. Наиболее простой способ: найти два дерева, отстоящие друг от друга на несколько шагов (или вбить в землю два стояка с развилками), положить на них перекладину, прислонить к ней елки либо шесты, а поверх настелить ветки, берестяное полотнище или траву.

Если остановка длительная или людей много, то ставят два таких заслона, обращенных открытыми сторонами друг к другу. Между ними оставляют проход, где разводят костер, чтобы тепло шло в обе стороны. Иногда здесь устраивали кострище для копчения рыбы.

Следующий шаг к усовершенствованию - установка заслонов вплотную друг к другу и вход через специальное дверное отверстие. Очаг по-прежнему находится в середине, но для выхода дыма необходимо отверстие в крыше. Это уже шалаш, который на лучших промысловых угодьях строят более прочным - из бревен и досок, чтобы он служил несколько лет.

Более капитальными были постройки с каркасом из бревен. Их ставили на земле или выкапывали под них яму, и тогда получалась землянка либо полу земляка. Следы таких жилищ археологи связывают с далекими предками ханты - еще эпохи неолита (4-5 тыс. лет назад).

Основой таких каркасных жилищ были опорные столбы, которые сходились вверху, образуя пирамиду, иногда усеченную. Эта основная идея разрабатывалась и усовершенствовалась во многих направлениях.

Количество столбов могло быть от 4 до 12; ставились они непосредственно на землю либо на невы‐сокий сруб из бревен и по-разному соединялись вверху, покрывались цельными или расколотыми бревнами, а сверху землей, дерном или мхом; наконец, были различия и во внутреннем устройстве. При определенной комбинации этих признаков получался тот или иной тип жилища.

Вот как строят на Вахе мыг-хат - «земляной дом». Он выделяется над землей только своей верхней частью, а нижняя углублена на 40-50 см. Длина ямы около 6 м, ширина около 4 м. Над ямой по углам ставят четыре столба, на них вверху кладут продольные и поперечные перекладины. Они служат «матками» будущего потолка и одновременно опорой для будущих стен.

Для получения стен вначале ставят в наклон на расстоянии шага друг от друга столбы, которые верхними концами опираются на упомянутые перекладины. Два встречных бревна противоположных стен соединяются еще одной перекладиной.

На боковых стенах бревна в середине высоты скрепляются поперечной перекладиной во всю длину будущего дома. Теперь, когда готова решетчатая основа потолка и стен, на нее накладывают жерди, а затем уже все сооружение засыпают землей.

Снаружи оно выглядит как усеченная пирамида. Посередине крыши оставлено отверстие - это окно. Его закрывают гладкой прозрачной льдиной. Стены у дома - наклонные, и в одной из них - дверка. Открывается она не вбок, а вверх, т. е. чем-то похожа на западню в погребе.

Идея такой землянки зародилась, видимо, у многих народов независимо друг от друга. Ее строили кроме ханты и манси их ближние соседи селькупы и кеты, более дальние -эвенки, алтайцы и якуты, на Дальнем Востоке - нивхи и даже индейцы Северо-Западной Америки.

Полом в таких жилищах была сама земля. Поначалу и для спальных мест просто оставляли у стен невынутую землю - возвышение, которое затем стали обшивать досками, так что получались нары. В древности огонь разводили в середине жилища и дым выходил через отверстие вверху, в крыше.

Только потом его стали закрывать и превратили в окно. Это стало возможным, когда появился очаг типа камина - чувал, стоящий в углу у двери. Его основное преимущество - наличие трубы, выводящей дым из жилого помещения. Собственно, чувал и состоит из одной широкой трубы. Для нее использовали полое дерево и ставили по кругу прутья, обмазанные глиной. В нижней части трубы - зев, где разводят огонь и подвешивают на перекладине котел.

О чувале сложена загадка: «Внутри гнилого дерева рыжая лиса бежит». Он хорошо обогревает дом, но только пока в нем горят дрова. Зимой чувал топят целый день, на ночь трубу затыкают. В фольклоре вокруг широкой трубы чувала завязано немало сюжетных узелков. Герой то заглядывает в нее, чтобы узнать о происходящем в доме, то намеренно роняет снежинку и гасит огонь. На улице ставили глинобитную печь для выпечки хлеба.

На первоначальных этапах своей истории ханты, как и многие до них, строили землянки различного типа. Преобладали среди них землянки с каркасом из бревен или досок. Из них появились в последующем срубные жилища - дома в традиционном понимании слова для цивилизованных стран. Хотя, по мировоззрению ханты, дом - это все, что окружает человека в жизни… Избы ханты рубили из леса, стыки бревен конопатили мхом, другими материалами.

Собственно технология строительства рубленого дома мало изменилась за прошедшие годы. Соседствуя на протяжении веков с ненцами, ханты заимствовали у последних и максимально приспособленный для кочевья чум - переносное жилище кочевников-оленеводов. В основе своей хантыйский чум подобен ненецкому, отличаясь от него лишь в деталях. В чуме нередко живут две-три семьи, и, естественно, жизнь регулируется морально-этическими нормами народа, выработанными за века, правилами внутриродового поведения, эстетикой быта и бытия. Чум еще не так давно покрывали листами бересты, шкурами оленя, брезентом.

В настоящее время он преимущественно покрывается сшитыми шкурами оленя и брезентом. Во временных постройках на спальные места настилали циновки и шкуры. В постоянных жилищах имелись нары, также застилаемые. Полог из ткани изолировал семью и, кроме того, защищал от холода и комаров. Своего рода «микрожилищем» для ребенка служила колыбель - деревянная или берестяная. Непременной принадлежностью каждого дома был столик на низких или высоких ножках.

Для хранения домашней утвари и одежды устраивали полки и подставки, вбивали в стены деревянные штыри. Каждый предмет находился на отведенном ему месте, некоторые мужские и женские вещи хранились раздельно.

Разнообразны были хозяйственные постройки: амбары - дощатые или бревенчатые, навесы для вяления и копчения рыбы и мяса, конические и односкатные хранилища.

Строились также укрытия для собак, сараи с дымокурами для оленей, загоны для лошадей, стайки и хлева. Для привязывания лошадей или оленей устанавливали столбы, во время жертвоприношений к ним привязывали жертвенных животных.

Кроме бытовых существовали общественные и культовые сооружения. В «общественном доме» хранились изображения предков дайной социальной группы, устраивались праздники или собрания. Наряду с «гостевыми домами» они упоминаются в фольклоре. Существовали особые постройки для менструирующих женщин и рожениц - так называемые «маленькие дома».

В поселках или глухих, труднодоступных местах строились амбарчики для хранения предметов культа. У северных групп обских угров имелись миниатюрные домики, в которые помещали изображения умерших. В некоторых местах строили навесы для храпения медвежьих черепов.

Поселения могли состоять из одного дома, из нескольких домов и крепостей-городков. Объем селений в большей степени определялся космогоническими воззрениями народа, чем социальными потребностями. Практиковавшаяся в недалеком прошлом политика «укрупнения» населенных пунктов сегодня уходит в прошлое, и обдорские ханты начинают ставить дома в тайге, на берегах рек, как и встарь.

Большинство хантов традиционно вели полуоседлый образ жизни, переезжая из постоянных зимних поселений в сезонные, расположенные на промысловых угодьях. Зимний дом хантов - это срубная полуземлянка, причем наземный сруб невысокий: в 6-10 бревен (до 2 метров высотой), с печью-чувалом и просторными нарами вдоль стен.

Чтобы построить такой мыг хат - «земляной дом» - нужно сначала вырыть яму размером примерно 6 х 4 м, а глубиной 50-60 см, а иногда и до 1 м. Над ямой по углам ставят четыре столба, на них вверху кладут продольные и поперечные перекладины. Они служат «матками» будущего потолка и одновременно опорой для будущих стен. Для получения стен вначале ставят в наклон на расстоянии шага друг от друга столбы, которые верхними концами опираются на упомянутые перекладины. Следующие этапы строительства вы можете определить сами, рассматривая срубную полуземлянку в ЭТНОМИРе - ее строительство велось по традиционной технологии хантов.

Вариантов такого жилища могло быть множество. Количество столбов могло быть от 4 до 12; ставились они непосредственно на землю либо на невысокий сруб из бревен и по-разному соединялись вверху; покрывались цельными или расколотыми бревнами, а сверху землей, дерном или мхом; наконец, были различия и во внутреннем устройстве, и в крыше - она могла быть плоской, односкатной, двухскатной на коньковом стояке, двухскатной коньковой и т.д.

Пол в таком жилище - земляной, первоначально земляными были и нары вдоль стен - ханты просто оставляли у стен невынутую землю - возвышение, которое затем стали обшивать досками, так что получались нары.

В древности огонь разводили в середине жилища и дым выходил через отверстие вверху, в крыше. Только потом его стали закрывать и превратили в окно, которое закрывали гладкой прозрачной льдиной. Появление окна стало возможным, когда появился очаг типа камина - чувал, стоящий в углу у двери. Об устройстве чувала вам подробно расскажет экскурсовод во время экскурсии и вы поймете загадку «Внутри гнилого дерева рыжая лиса бежит».

Если вас не интересуют подробности, можно просто самостоятельно рассмотреть этот компактный дом, представить себе образ жизни хантов, сделать фотографии - Парк народов Сибири и Дальнего Востока открыт для самостоятельного посещения гостями ЭТНОМИРа круглогодично.