Г малер краткая биография. Густав Малер: биография и семья

Регулярная статья
Густав Малер
Gustav Mahler
Г. Малер
Род деятельности:

Композитор

Дата рождения:
Место рождения:
Гражданство:

Австро-Венгрия

Дата смерти:
Место смерти:

Малер, Густав (Mahler, Gustav; 1860, деревня Калишт, ныне Калиште, Чехия, – 1911, Вена) - композитор, дирижер и оперный режиссер.

Ранние годы

Сын бедного торговца. В семье было 11 детей, которые часто болели, и некоторые из них умерли.

Через несколько месяцев после его рождения семья переехала в соседний город Иглава (нем. Iglau), где Малер провел свое детство и юность. Отношения в семье были плохие, и у Малера с детства развилась неприязнь к отцу и психологические проблемы. У него было слабое сердце (что и привело к ранней смерти).

Музыкой увлёкся с четырёх лет. С шести лет учился музыке в Праге . С 10 лет начал выступать как пианист, в 15 лет был принят в Венскую консерваторию, там учился в 1875–78 гг. у Ю. Эпштейна (фортепиано), Р. Фукса (гармония) и Т. Кренна (композиция), слушал лекции по гармонии А. Брукнера, с которым затем дружил.

Занимался сочинением музыки, зарабатывая преподаванием. Когда на смог выиграть премию конкурса Бетховена, решил стать дирижёром, а композицией заниматься в свободное время.

Работа в оркестрах

Дирижировал оперными оркестрами в Бад-Халль (1880), Любляне (1881–82), Касселе (1883–85), Праге (1885), Будапеште (1888–91), Гамбурге (1891–97). В 1897 г., 1902 г. и 1907 г. выезжал на гастроли в Россию.

В 1897–1907 гг. был художественным директором и главным дирижером Венской оперы, достигшей благодаря Малеру небывалого расцвета. Малер по-новому прочел и поставил оперы В. А. Моцарта, Л. Бетховена, В. Р. Вагнера , Дж. А. Россини, Дж. Верди, Дж. Пуччини, Б. Сметаны, П. И. Чайковского (назвавшего Малера гениальным дирижером), добиваясь синтеза сценического действия и музыки, театрального и оперного искусства.

Его реформа была восторженно встречена просвещенной публикой, но конфликты с чиновниками, интриги недоброжелателей и нападки бульварной прессы (в том числе антисемитские) побудили Малера покинуть Вену . В 1908–1909 гг. он был дирижером «Метрополитен-опера», в 1909–11 гг. руководил Филармоническим оркестром в Нью-Йорке .

Композиции

Сочинением Малер занимался главным образом в летние месяцы. Основное содержание произведений Малера - ожесточенная, чаще всего неравная борьба доброго, гуманного начала со всем низменным, лживым, лицемерным, уродливым. Малер писал: «Всю жизнь я сочинял музыку лишь об одном - могу ли я быть счастливым, когда где-то еще страдает другое существо?». Как правило, в творчестве Малера выделяют три периода.

Художественными документами эпохи стали его потрясающие драматизмом и философской глубиной монументальные симфонии:

  • Первая (1884–88), навеянная идеей слияния человека с природой,
  • Вторая (1888–94) с ее программой «Жизнь-Смерть-Бессмертие»,
  • Третья (1895–96) - пантеистическая картина мира,
  • Четвертая (1899–1901) - горькое повествование о земных бедствиях,
  • Пятая (1901–1902) - попытка представить героя в «высшей точке жизни»,
  • Шестая («Трагическая», 1903–1904),
  • Седьмая (1904–1905),
  • Восьмая (1906), с текстом из «Фауста» Гете (так называемая симфония «тысячи участников»),
  • Девятая (1909), прозвучавшая как «прощание с жизнью», а также
  • симфония-кантата «Песня о земле» (1907–1908).

Десятую симфонию Малер не успел закончить.

Любимыми писателями Малера, повлиявшими на его мировоззрение и идеалы, были И. В. Гете, Жан Поль (И. П. Ф. Рихтер), Э. Т. А. Гофман, Ф. Достоевский , некоторое время Ф. Ницше .

Влияние Малера на мировую культуру

Художественное наследие Малера как бы подытожило эпоху музыкального романтизма и послужило отправной точкой для многих течений современного музыкального искусства, в том числе экспрессионизма так называемой Новой венской школы (А. Шёнберг и его последователи), для творчества А. Онеггера, Б. Бриттена и в еще большей мере - Д. Шостаковича .

Малер создал тип так называемой симфонии в песнях, с солистами-певцами, хором или несколькими хорами. Часто Малер использовал в симфониях свои песни (некоторые на собственные тексты). В некрологе на кончину Малера было отмечено, что он «преодолел противоречия между симфонией и драмой, между абсолютной и программной, вокальной и инструментальной музыкой».


Симфонии и крупные вокально-симфонические произведения.
«Жалобная песня» / “Das klagende Lied”, для сопрано, контрально, тенора, смешанного хора и оркестра. 1878-1880 (Вена, 17 февраля 1901 г., редакция 1899 г.) скачать
Первая симфония («Титан»), ре мажор. 1884-1888 (Будапешт, 20 ноября 1889 г.)
«Тризна» / “Todtenfeier”, симфоническая поэма. 1888 (Берлин, 16 марта 1896) (вошла во Вторую симфонию в качестве её первой части; в виде самостоятельного сочинения была исполнена уже после премьеры симфонии)
Вторая симфония («Воскресение»), до минор, для сопрано, альта, смешанного хора и оркестра. 1888-1894 (Берлин, 13 декабря 1895 г.)
Третья симфония, ре минор, для контральто, женского хора, хора мальчиков и оркестра. 1893-1906 (Крефельд, 9 июня 1902 г.)
Четвёртая симфония, соль мажор, для сопрано и оркестра. 1899-1900 (Мюнхен, 25 ноября 1901 г.)
Пятая симфония, до-диез минор. 1901-1902 (Кёльн, 18 октября 1904 г.)
Шестая симфония («Трагическая»), ля минор. 1903-1904 (Эссен, 27 мая 1906 г.)
Седьмая симфония, ми минор. 1904-1905 (Прага, 19 сентября 1908 г.)
Восьмая симфония («Симфония тысячи участников»), ми-бемоль мажор, для трёх сопрано, двух контральто, тенора, баритона, баса, хора мальчиков, двух смешанных хоров и большого оркестра. 1906-1907 (Мюнхен, 12 сентября 1910 г.)
«Песнь о земле» / “Das Lied von der Erde”, для тенора, контральто (или баритона) и оркестра. 1907-1909 (Мюнхен, 20 ноября 1911 г.) скачать
Девятая симфония, ре мажор. 1908-1909 (Вена, 26 июня 1912 г.)
Десятая симфония, фа-диез мажор (не окончена). 1910 (Вена, 14 октября 1924 г. – две части в редакции Э.Крженека; Лондон, 13 августа 1964 г. – симфония целиком в редакции Д.Кука)

Песни.
Три песни для тенора и фортепиано, посвящённые Й.Пойзль. Слова Г.Малера. 1890 (Брно, 30 сентября 1934)
1. «Весной» / „Im Lenz“
2. «Зимняя песня» / „Winterlied“
3. «Майский танец среди зелени» / „Maitanz im Grünen“
Четырнадцать песен и романсов, для голоса и фортепиано.
1880-1890
1. «Весеннее утро» / „Frühlingsmorgen“. Слова Р.Леандера (Прага, 18 апреля 1886 г.)
2. «Воспоминание» / „Erinnerung“. Слова Р. Леандера (Будапешт, 13 ноября 1889 г.)
3. «Ханс и Грета» / „Hans und Grethe“. Слова Г.Малера (Прага, 18 апреля 1886 г.)
4. «Серенада из "Дон-Жуана"» / „Serenade aus Don Juan“. Слова Тирсо де Молины в переводе Л.Брауэнфельса (Лейпциг, октябрь 1887? г.)
5. «Фантазия из "Дон-Жуана"» / „Phantasie aus Don Juan“. Слова Тирсо де Молины в переводе Л.Брауэнфельса (Лейпциг, октябрь 1887? г.)
6. «Чтоб сделать послушными скверных детей» / „Um schlimme Kinder artig zu machen“. Слова из «Волшебного рога мальчика» (Мюнхен, сезон 1899/1900 г.)
7. «Я шёл весёлый» / „Ich ging mit Lust“. Слова из «Волшебного рога мальчика» (Штутгарт, 13 ноября 1907? г.)
8. «Прочь! Прочь!» / „Aus! Aus!“. Слова из «Волшебного рога мальчика» (Гамбург, 29 апреля 1892 г.)
9. «Сила воображения» / „Starke Einbildungskraft“. Слова из «Волшебного рога мальчика» (Штутгарт, 13 ноября 1907? г.)
10. «У Страсбурга в крепости» / „Zu Strassburg auf der Schanz“. Слова из «Волшебного рога мальчика» (Гельсингфорс, ноябрь 1906? г.)
11. «Смена караула летом» / „Ablösung im Sommer“. Слова из «Волшебного рога мальчика» (Берлин, сезон 1904/05 г.)
12. «Расставаться, разлучаться» / „Scheiden und Meiden“. Слова из «Волшебного рога мальчика» (Будапешт, 13 ноября 1889 г.)
13. «Не увидеться вновь!» / „Nicht wiedersehen!“. Слова из «Волшебного рога мальчика» (Гамбург, 29 апреля 1892 г.)
14. «Самолюбие» / „Selbstgefühl“. Слова из «Волшебного рога мальчика» (Гамбург, 15 февраля 1900 г.)
«Песни странствующего подмастерья» / „Lieder eines fahrenden Gesellen“, для голоса и фортепиано/оркестра. Слова Г.Малера. 1884?-1896 (Берлин, 16 марта 1896 г.)
1. «Когда играют свадьбу моей милой» / „Wenn mein Schatz Hochzeit macht“
2. «Шёл я нынче утром» / „Ging heut’ Morgens übers Feld“
3. «Кинжал, как пламя жгучий» / „Ich hab’ ein glühend Messer“
4. «Голубые глазки» / „Die zwei blauen Augen“
Двенадцать песен из «Волшебного рога мальчика», для голоса и фортепиано/оркестра. 1892-1898
1. «Ночная песня стража» / „Der Schildwache Nachtlied“. 1892 (Берлин, 12 декабря 1892 г.)
2. «Потерянный труд» / „Verlor’ne Müh“. 1892 (Берлин, 12 декабря 1892 г.)
3. «Утешение в несчастье» / „Trost im Unglück“. 1892 (Гамбург, 27 октября 1893 г.)
4. «Кто придумал эту песенку?» / „Wer hat dies Liedlein erdacht?“. 1892 (Гамбург, 27 октября 1893 г.)
5. «Земная жизнь» / „Das irdische Leben“. 1892-1893 (Вена, 14 января 1900 г.)
6. «Проповедь Антония Падуанского рыбам» / „Des Antonius von Padua Fischpredigt“. 1893 (Вена, 29 января 1905 г.)
7. «Рейнская сказочка» / „Rheinlegendchen“. 1893 (Гамбург, 27 октября 1893 г.)
8. «Песня узника в башне» / „Lied des Verfolgten im Turm“. 1898 (Вена, 29 января 1905 г.)
9. «Где звучат чудесные трубы» / „Wo die schönen Trompeten blasen“. 1898 (Вена, 14 января 1900 г.)
10. «Похвала знатока» / „Lob des hohen Verstandes“. 1896 (Вена, 18 января 1906 г., для голоса и фортепиано)
11. «Три ангела пели» / „Es sungen drei Engel“. 1895 (Крефельд, 9 июня 1902 г., в качестве V части Третьей симфонии)
12. «Первозданный свет» / „Urlicht“. 1892-1893 (Берлин, 13 декабря 1895 г., в качестве IV части Второй симфонии)
«Небесная жизнь» / „Das himmlische Leben“, для голоса и фортепиано/оркестра. Слова из «Волшебного рога мальчика». 1892 (Гамбург, 27 октября 1893 г.) (впоследствии использована в качестве финала Четвёртой симфонии)
«Зоря» / „Revelge“, для голоса и фортепиано/оркестра. Слова из «Волшебного рога мальчика». 1899 (Вена, 29 января 1905 г.)
«Маленький барабанщик» / „Der Tamboursg’sell“, для голоса и фортепиано/оркестра. Слова из «Волшебного рога мальчика». 1901 (Вена, 29 января 1905 г.)
Песни на слова Ф.Рюккерта, для голоса и фортепиано/оркестра.
1901-1902
1. «Не смотри в мои песни» / „Blicke mir nicht in die Lieder“. 1901 (Вена, 29 января 1905 г.)
2. «Я вдыхал нежный аромат» / „Ich atmet’ einen linden Duft“. 1901 (Вена, 29 января 1905 г.)
3. «Я потерян для мира» / „Ich bin der Welt abhanden gekommen“. 1901 (Вена, 29 января 1905 г.)
4. «В полночь» / „Um Mitternacht“. 1901 (Вена, 29 января 1905 г.)
5. «Если ты любишь за красоту» / „Liebst du um Schönheit“. 1902 (Вена, 8 февраля 1907 г.)
«Песни об умерших детях» / „Kindertotenlieder“, для голоса и фортепиано/оркестра. Слова Ф.Рюккерта. 1901-1904 (Вена, 29 января
1905 г.)
1. «Сейчас снова взойдёт солнце, такое светлое» / „Nun will die Sonn’ so hell aufgeh’n“. 1901
2. «Теперь я вижу, почему такое тёмное пламя» / „Nun seh’ ich wohl, warum so dunkle Flammen“. 1904
3. «Если мама твоя» / „Wenn dein Mütterlein“. 1901
4. «Мне часто кажется, что они только вышли» / „Oft denk’ ich, sie sind nur ausgegangen“. 1901
5. «В такую погоду, когда шумит ливень» / „In diesem Wetter, in diesem Braus“. 1904

Утерянные сочинения.
«Эрнст, герцог Швабский» / „Herzog Ernst von Schwaben“, опера (не окончена). 1875?
Фортепианный квартер, ля минор (сохранилась лишь I часть и фрагмент скерцо; I часть исполняется в качестве самостоятельного сочинения). 1876-1878? (Нью-Йорк, 12 февраля 1964 г.) скачать
«Аргонавты» / „Die Argonauten“, опера (не окончена). 1880
«Рюбецаль» / „Rübezahl“, опера (не окончена, сохранилось либретто). 1879-1883
Прелюдия с хором. 1883 (Кассель, 2 ноября 1883 г.)
«Трубач из Зеккингена» / „Der Trompeter von Säkkingen“, музыка к живым картинам по поэме Й.В.фон Шеффеля. 1883 (Кассель, 23 июня
1884 г.)
«Народная песня» / „Das Volkslied“. Слова С.Г.Мозенталя. 1885 (Кассель, 20 апреля 1885 г.)

Обработки сочинений других композиторов.
Л.ван Бетховен. Квартет op.95, фа минор. Переложение для струнного оркестра. 1898? (Вена, 15 января 1899 г.)
А.Брукнер. Третья симфония, ре минор. Переложение для фортепиано в 4 руки. 1878-1879
К.М.фон Вебер. «Три Пинто» / „Die drei Pintos“, опера. 1887 (Лейпциг, 20 января 1888 г.) (Малер завершил оперу Вебера на основе сохранившихся рабочих материалов – либретто и эскизов семи номеров, используя материал других сочинений Вебера, почти или вовсе не известных – песен и сочинений для хора; несколько номеров Малер досочинил самостоятельно.)
К.М.фон Вебер. «Эврианта» / „Euryanthe“, опера. 1903-1904 (Вена, 19 января 1904 г.) (Малер сделал собственную редакцию «Эврианты», внеся изменения в либретто и в партитуру оперы.)
В.А.Моцарт. «Свадьба Фигаро» / „Die Hochzeit des Figaro“ („Le nozze di Figaro“), опера. 1905-1906 (Вена, 30 марта 1906 г.) (Малер сочинил речитативы к новому немецкому переводу оперы Моцарта, выполненному Максом Кальбеком.)
Ф.Шуберт. Квартет D810, ля минор («Смерть и девушка»). Переложение для струнного оркестра. (Гамбург, 19 ноября 1894 г., только II часть)
Сюита из оркестровых сочинений И.С.Баха. 1909 (Нью-Йорк, 10 ноября 1910 г.)

Родился 7 июля 1860 года в чешской деревушке Калиште. С шести лет Густав начал учиться игре на фортепиано и обнаружил незаурядные способности. В 1875 году отец отвез юношу в Вену, где по рекомендации профессора Ю. Эпштейна Густав поступил в консерваторию.

Малер-музыкант раскрылся в консерватории прежде всего как исполнитель-пианист. В тоже время он глубоко интересовался и симфоническим дирижированием, но как композитор Малер не нашел признания в стенах консерватории. Первые крупные камерно-ансамблевые сочинения студенческих лет (фортепианный квинтет и пр.) еще не отличались самостоятельностью стиля и были уничтожены композитором. Единственное зрелое сочинение этого периода - кантата "Жалобная песнь" для сопрано, альта, тенора, смешанного хора и оркестра.

Широта интересов Малера в эти годы проявилась и в его стремлении к изучению гуманитарных наук. Он посещал лекции в университете по истории, философии, психологии и истории музыки. Глубокие знания в области философии и психологии позже самым непосредственным образом сказались на творчестве Малера.

В 1888 году композитором завершена первая симфония, открывающая собой грандиозный цикл из десяти симфоний и воплотившая важнейшие стороны мировозрения и эстетики Малера. В творчестве композитора проявляется глубокий психологизм, позволяющий передать ему в песнях и симфониях духовный мир современного ему человека в постоянных и острейших конфликтах с окружающим миром. Вместе с тем никто из современных Малеру композиторов, за исключением Скрябина, не поднимал в творчестве таких масштабных философских проблем, как Малер.

С переездом в Вену, в 1896 году, начался важнейший этап в жизни и творчестве Малера, когда им были созданы пять симфоний. За этот же период Малер создал вокальные циклы: "Семь песен последних лет" и "Песни об умерших детях". Венский период - время расцвета и признания Малера как дирижера, в первую очередь - оперного. Начав свою деятельность в Вене в качестве третьего дирижера придворной оперы, он через несколько месяцев занял пост директора и приступил к реформам, которые выдвинули Венскую оперу на первые роли среди европейских театров.

Густав Малер - выдающийся симфонист 20-го века, наследник традиций Бетховена , Шуберта и Брамса , претворивший принципы этого жанра в неповторимо индивидуальном творчестве. Малеровский симфонизм одновременно завершает вековой период развития симфонии и открывает пути для будущего.

Второй по значению жанр в творчестве Малера - песня - также завершает длительный путь развития романтической песни у таких композиторов как Шуман , Вольф.

Именно песня и симфония стали ведущими жанрами в творчестве Малера, ибо в песнях мы находим тончайшее раскрытие душевного состояния человека, а глобальные идеи века воплощены в монументальных симфонических полотнах, с которыми в 20-м веке смогут сравниться только симфонии Онеггера , Хиндемита и Шостаковича .

В декабре 1907 года Малер переехал в Нью-Йорк, где начался последний, самый краткий период в жизни композитора. Годы пребывания Малера в Америке ознаменовались созданием двух последних симфоний - "Песни о земле" и Девятой. Десятая симфония была только начата. Ее первая часть закончена по эскизам и вариантам композитором Э. Кшенеком, а остальные четыре по наброскам - значительно позже (в 1960-х годах) английским музыковедом Д. Куком.


Комментарии к статье:

Летом 1910 года в Альтшульдербахе Малер приступил к работе над Десятой симфонией, так и оставшейся незавершённой. Большую часть лета композитор был занят подготовкой первого исполнения Восьмой симфонии, с её беспрецедентным составом, предполагавшим, помимо большого оркестра и восьми солистов, участие трёх хоров.

Погружённый в свою работу, Малер, который, по отзывам друзей, был, в сущности, большим ребёнком, то ли не замечал, то ли старался не замечать, как год от года накапливались проблемы, изначально заложенные в его семейную жизнь. Музыку его Альма никогда по-настоящему не любила и не понимала - вольные или невольные признания в этом исследователи находят в её дневнике, - оттого ещё менее оправданными в её глазах были жертвы, которых требовал от неё Малер. Протест против подавления её творческих амбиций (коль скоро это было главным, в чём Альма обвиняла своего мужа) летом 1910 года принял форму супружеской измены. В конце июля её новый возлюбленный, молодой архитектор Вальтер Гропиус, своё страстное любовное письмо, адресованное Альме, по ошибке, как утверждал он сам, или намеренно, как подозревают биографы и Малера, и самого Гропиуса, отправил её мужу, а позже, приехав в Тоблах, убеждал Малера дать Альме развод. Альма от Малера не ушла - письма Гропиусу с подписью «Твоя жена» наводят исследователей на мысль, что руководил ею голый расчёт, но высказала мужу всё, что накопилось за годы совместной жизни. Тяжёлый психологический кризис нашёл своё отражение в рукописи Десятой симфонии и в конце концов заставил Малера в августе обратиться за помощью к Зигмунду Фрейду.

Премьера Восьмой симфонии, которую сам композитор считал главным своим сочинением, состоялась в Мюнхене 12 сентября 1910 года, в огромном выставочном зале, в присутствии принца-регента и его семейства и многочисленных знаменитостей, в том числе давних поклонников Малера - Томаса Манна, Герхарта Гауптмана, Огюста Родена, Макса Рейнгардта, Камиля Сен-Санса. Это был первый истинный триумф Малера-композитора - публика не делилась больше на аплодирующих и свистящих, овация продолжалась 20 минут. Только сам композитор, по свидетельствам очевидцев, не выглядел триумфатором: лицо его походило на восковую маску.

Пообещав приехать в Мюнхен через год для первого исполнения «Песни о земле», Малер вернулся в Соединённые Штаты, где работать пришлось намного больше, чем он предполагал, подписывая контракт с Нью-Йоркским филармоническим: в сезоне 1909/10 комитет, руководивший оркестром, обязал его дать 43 концерта, на деле получилось 47; на следующий сезон число концертов было увеличено до 65-ти. При этом Малер продолжал работать в Метрополитен-опере, контракт с которой действовал до окончания сезона в 1910/11. Из Вены тем временем выживали Вейнгартнера, газеты писали, будто князь Монтенуово ведёт переговоры с Малером, - сам Малер это отрицал и в любом случае возвращаться в Придворную оперу не собирался. По истечении американского контракта он хотел поселиться в Европе для свободной и спокойной жизни; на этот счёт супруги Малер на протяжении многих месяцев строили планы - теперь уже не связанные ни с какими обязательствами, в которых фигурировали Париж, Флоренция, Швейцария, пока Малер не выбрал, несмотря ни на какие обиды, окрестности Вены.

Но этим мечтам не суждено было осуществиться: осенью 1910 года перенапряжение обернулось серией ангин, которым ослабленный организм Малера уже не мог сопротивляться; ангины, в свою очередь, дали осложнение на сердце. Он продолжал работать и в последний раз, уже с высокой температурой, встал за пульт 21 февраля 1911 года. Роковой для Малера стала стрептококковая инфекция, вызвавшая подострый бактериальный эндокардит.

Американские врачи оказались бессильны; в апреле Малера привезли в Париж для лечения сывороткой в Институте Пастера; но всё, что смог сделать Андре Шантемесс, это подтвердить диагноз: медицина в то время действенными средствами лечения его болезни не располагала. Состояние Малера продолжало ухудшаться, и, когда стало безнадёжным, он захотел вернуться в Вену.

12 мая Малера привезли в столицу Австрии, и на протяжении 6 дней его имя не сходило со страниц венской прессы, ежедневно печатавшей бюллетени о состоянии его здоровья и состязавшейся в восхвалении умирающего композитора - который и для Вены, и для других столиц, не оставшихся безучастными, по-прежнему был главным образом дирижёром. Он умирал в клинике, окружённый корзинами цветов, в том числе от Венской филармонии - это было последнее, что он успел оценить. 18 мая незадолго до полуночи Малера не стало. 22-го он был похоронен на Гринцингском кладбище, рядом с любимой дочерью.

Малер хотел, чтобы погребение прошло без речей и песнопений, и друзья исполнили его волю: прощание было безмолвным. Премьеры его последних завершённых сочинений - «Песни о Земле» и Девятой симфонии - состоялись уже под управлением Бруно Вальтера.

Человек, в котором воплотилась самая серьезная и чистая художественная воля нашего времени.
Т. Манн

Великий австрийский композитор Г. Малер говорил, что для него «писать симфонию - значит всеми средствами имеющейся техники строить новый мир. Всю жизнь я сочинял музыку лишь об одном: как я могу быть счастлив, если где-нибудь еще страдает другое существо». При таком этическом максимализме «построение мира» в музыке, достижение гармоничного целого становится сложнейшей, едва разрешимой проблемой. Малер, по существу, завершает традицию философского классико-романтического симфонизма (Л. Бетховен - Ф. Шуберт - И. Брамс - П. Чайковский - А. Брукнер), стремящегося дать ответ на вечные вопросы бытия, определить место человека в мире.

На рубеже столетий понимание человеческой индивидуальности как высшей ценности и «вместилища» всего мироздания переживало особенно глубокий кризис. Малер остро его чувствовал; и любая его симфония - это титаническая попытка обретения гармонии, напряженный и каждый раз неповторимый процесс поиска истины. Творческие искания Малера приводили к нарушению устоявшихся представлений о прекрасном, к кажущейся бесформенности, несвязности, эклектичности; композитор возводил свои монументальные концепции словно из самых разнородных «осколков» распавшегося мира. В этих поисках заключался залог сохранения чистоты человеческого духа в одну из самых сложных эпох истории. «Я - музыкант, который блуждает в пустынной ночи современного музыкального ремесла без путеводной звезды и подвергается опасности во всем усомниться или сбиться с пути», - писал Малер.

Малер родился в бедной еврейской семье, в Чехии. Рано проявились его музыкальные способности (в 10 лет он дал первый публичный концерт как пианист). В пятнадцатилетнем возрасте Малер поступил в Венскую консерваторию, брал уроки композиции у крупнейшего австрийского симфониста Брукнера, тогда же посещал курсы истории и философии в Венском университете. Вскоре появились первые произведения: эскизы опер, оркестровая и камерная музыка. С 20 лет жизнь Малера неразрывно связана с дирижерской работой. Сначала - оперные театры небольших городков, но уже вскоре - крупнейших музыкальных центров Европы: Праги (1885), Лейпцига (1886-88), Будапешта (1888-91), Гамбурга (1891-97). Дирижирование, которому Малер отдавался с не меньшим энтузиазмом, чем сочинению музыки, поглощало почти все его время, и над крупными произведениями композитор работал летом, свободный от театральных обязанностей. Очень часто замысел симфонии рождался из песни. Малер - автор нескольких вокальных «циклов, первый из которых - «Песни странствующегo подмастерья », написанный на собственные слова, заставляет вспомнить Ф. Шуберта, его светлую радость общения с природой и скорбь одинокого, страдающего скитальца. Из этих песен выросла Первая симфония (1888), в которой первозданная чистота затемняется гротескным трагизмом жизни; путь преодоления мрака - в восстановлении единства с природой.

В следующих симфониях композитору уже тесно в рамках классического четырехчастного цикла, и он расширяет его, а в качестве «носителя музыкальной идеи» привлекает поэтическое слово (Ф. Клопштока, Ф. Ницше). Вторая , Третья и Четвертая симфонии связаны с циклом песен «Волшебный рог мальчика ». Вторая симфония, о начале которой Малер говорил, что здесь он «хоронит героя Первой симфонии», завершается утверждением религиозной идеи воскресения. В Третьей выход найден в приобщении к вечной жизни природы, понятой как стихийное, космическое творчество жизненных сил. «Меня всегда очень задевает то, что большинство людей, говоря о „природе“, думает всегда о цветах, птичках, лесном аромате и т. д. Бога Диониса, великого Пана не знает никто».

В 1897 г. Малер становится главным дирижером Венского придворного оперного театра, 10 лет работы в котором стали эпохой в истории оперного исполнительства; в лице Малера совмещался гениальный музыкант-дирижер и режиссер - руководитель спектакля. «Для меня самое большое счастье - не то, что я достиг внешне блестящего положения, а то, что я отныне обрел родину, мою родину ». Среди творческих удач Малера-постановщика - оперы Р. Вагнера, К. В. Глюка, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Б. Сметаны, П. Чайковского («Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Иоланта»). Вообще Чайковский (как и Достоевский) в чем-то был близок нервно-импульсивному, взрывчатому темпераменту австрийского композитора. Малер был и крупнейшим симфоническим дирижером, гастролировавшим во многих странах (трижды бывал в России). Созданные в Вене симфонии обозначили новый этап творческого пути. Четвертая, в которой мир увиден детскими глазами, удивила слушателей не свойственной Малеру прежде уравновешенностью, стилизованным, неоклассическим обликом и, казалось, безоблачной идилличностью музыки. Но идиллия эта мнимая: текст песни, лежащей в основе симфонии, раскрывает смысл всего произведения - это только грезы ребенка о райской жизни; и среди мелодий в духе Гайдна и Моцарта звучит что-то диссонирующе-надломленное.

В последующих трех симфониях (в них Малер не использует поэтических текстов) колорит в целом омрачается - особенно в Шестой , получившей название «Трагическая». Образным истоком этих симфоний стал цикл «Песни об умерших детях » (на ст. Ф. Рюккерта). На этом этапе творчества композитор словно уже не в силах найти разрешения противоречий в самой жизни, в природе или религии, он видит его в гармонии классического искусства (финалы Пятой и Седьмой написаны в стиле классиков XVIII в. и резко контрастируют предшествующим частям).

Последние годы жизни (1907-11) Малер провел в Америке (только уже тяжело больным он вернулся в Европу для лечения). Бескомпромиссность в борьбе с рутиной в Венской опере осложнила положение Малера, привела к настоящей травле. Он принимает приглашение на должность дирижера Metropolitan Opera (Нью-Йорк), а вскоре становится дирижером Нью-Йоркского филармонического оркестра.

В произведениях этих лет мысль о смерти сочетается со страстной жаждой запечатлеть всю земную красоту. В Восьмой симфонии - «симфонии тысячи участников» (увеличенный оркестр, 3 хора, солисты) - Малер пытался по-своему претворить идею Девятой симфонии Бетховена: достижение радости во вселенском единении. «Представьте себе, что вселенная начинает звучать и звенеть. Поют уже не человеческие голоса, а кружащиеся солнца и планеты», - писал композитор. В симфонии использована заключительная сцена «Фауста» И. В. Гете. Подобно финалу бетховенской симфонии, эта сцена - апофеоз утверждения, достижения абсолютного идеала в классическом искусстве. Для Малера, вслед за Гёте, высший идеал, достижимый полностью лишь в неземной жизни, - «вечно женственное, то, что, по словам композитора, с мистической силой влечет нас, что каждое творение (может быть, даже и камни) с безусловной уверенностью ощущает как центр своего бытия». Духовное родство с Гёте постоянно ощущалось Малером.

На протяжении всего творческого пути Малера цикл песен и симфония шли рука об руку и, наконец, сплавились воедино в симфонии-кантате «Песнь о Земле » (1908). Воплощая вечную тему жизни и смерти, Малер обратился на этот раз к китайской поэзии VIII в. Экспрессивные вспышки драматизма, камерно-прозрачная (родственная тончайшей китайской живописи) лирика и - тихое растворение, уход в вечность, благоговейное вслушивание в тишину, ожидание - вот черты стиля позднего Малера. «Эпилогом» всего творчества, прощанием стали Девятая и неоконченная Десятая симфонии.

Густав Малер, сын потомственного трактирщика еврейского происхождения, впервые увидел свет в обыкновенной богемской деревушке. Стремление к музыке у мальчика обнаружилось рано, уже в 10 лет Малер сыграл на фортепиано перед публикой. Через пять лет после этого мы находим его в стенах Венской консерватории, где он самозабвенно постигает музыкальное ремесло. Кроме того, Малер берет частные уроки у композитора и выдающего педагога Брукнера и слушает лекции по истории и философии. Результатом блестящей подготовки и усердного труда стала одержимость Малера музыкой. Молодой талантливый дирижер начинает с оперных театров маленьких городков и постепенно завоевывает один европейский город за другим.

Дирижирование отнимало много времени, и лишь летом, когда театры закрывались, Малер сочинял музыку. Ему принадлежит авторство нескольких симфоническо-вокальных циклов. Первым стал цикл «Песни странствующего подмастерья», рожденный под влиянием мучительной влюбленности. Считая себя подмастерьем в музыкальном искусстве, Густав писал о периоде взросления. Из сумбура юношеских впечатлений и мыслей он выделил основные вопросы, дав направление своему творчеству. Страдающий молодой человек находит в себе силы замечать красоту жизни, несмотря на жестокие испытания, выпавшие на его долю. Познав любовь и разлуку, радость и отчаяние, познав природу жизни и природу смерти, он преклоняется перед мудростью создателя всего сущего на земле.

В 1888 году Малер пишет Первую симфонию, ставшую символом преодоления испытаний.

Малера волнует жизненный цикл человека, исток которого свет, середина - мрак, а конец соединяет в себе все цвета спектра, ибо человек возвращается в лоно природы.

Малер находит у Ф. Ницше и Ф. Клопштока созвучные ему идеи и ищет подходящую форму для самовыражения. Следующие симфонии: Вторая, Третья, Четвертая - являются продолжением Первой и напрямую связаны со сборником народных песен «Чудесный рог мальчика». Если во Второй симфонии Малер прощается с молодым подмастерьем, искателем, скитальцем, которого буквально хоронит, ожидая воскрешения из мертвых, то в Третьей Густав находит решение: дух молодого подмастерья становится частью космических сил, обретая стихийный характер. В Третьей симфонии Малер близок к язычеству, его возмущает, что природу воспринимают упрощено и выборочно: любуются цветочками и бабочками, тогда как на самом деле природа - это могущественная, неудержимая сила, воплощением которой является бог Дионис или сатир с полотен Тициана.

Заступив в 1897 году на пост главного дирижера и режиссера Венского придворного оперного театра, Густав не только открывает целую оперную эпоху, но и обретает подлинное счастье. Большой успех сопровождал оперы Вагнера, Моцарта, Бетховена, Чайковского, Глюка.

«Пиковая дама» и «Евгений Онегин» по духу оказались близки Малеру. Взрывной темперамент произведений был под стать импульсивному композитору.

Каждая новая симфония становилась новый витком его творчества. Четвертая симфония удивила мир необычным для Малера спокойствием, восприятием мира детским глазами. Стилизованная, неоклассическая манера исполнения, казалась, была исполнена идиллистичности. Кажимое спокойствие музыки подрывали трещины, ползущие по всему музыкальному полотну. Мечтам ребенка о счастье, мире и любви суждено было остаться только мечтами.

Пессимизм Малера с каждой симфонией нарастает. Цикл стихов Ф. Рюккерта «Песни об умерших детях», вдохновившие Малера на сочинение симфоний, нарушили хрупкий баланс между материальным и духовным. Разочаровавшись в религии, природе и даже жизни, Малер обращается к классическому искусству, где еще существует понятие гармонии.

Шестая симфония или Трагическая симфония особенно мрачна и почти беспросветна.

Покинув Венскую оперу в связи с разногласиями с коллегами, Малер, отягощенный духовными страданиями, занимает пост дирижера филармонического оркестра в Нью-Йорке.

Чувствуя холодное дыхание смерти, композитор обращает взгляд на пройденный путь и замечает красоту земной жизни. Восьмая симфония или симфония тысячи участников воплощала идею Малера о том, что человечество может обрести счастье только объединившись. Густав не остановился на этом прозрении и пошел дальше, чувствуя вибрации от кружащихся далеко в космосе планет.

Обращаясь к Гёте, Малер, искатель, влекомый «вечной женственностью», обретает блаженство после череды испытаний и соблазнов, выйдя из горнила ада, рая и чистилища.

« », написанная в 1908 году, стала вершиной творчества Малера. Густав высветил тему конечности жизни ярким беспощадным солнцем и холодной всеотражающей луной средневековой китайской поэзии. Экспрессия, трагедия, неуловимость, умиротворение, исчезновение, напряженное ожидание и звенящая тишина - вот характерные стилевые особенности позднего Малера.

Девятая и Десятая неоконченная симфонии - это последнее «прости» композитора, они подвели черту под его творчеством.

Малер, замыкая строй романтиков, определил черты музыки нового поколения: бескомпромиссный конфликт и яростная напряженная борьба.

А. Шёнберг, А. Берг, А. Онеггер, Шостакович подхватили знамя из рук упавшего бойца и продолжили на ощупь искать гармонию в человеческой жизни, сознавая, что невозможно быть счастливым, если рядом или далеко-далеко есть хоть одно страдающее сердце.

Симфонии Малера - это духовный путь со всеми его кризисами и просветлениями. Густав Малер отчаянно старался построить мост над пропастью, по которому смогут пройти другие люди и спастись от гиены огненной. Поставив перед собой столь грандиозную задачу, композитор попал в ловушку. Чтобы не грешить против правды, он должен был идти до конца и не отворачиваться от ужасного и одновременно прекрасного лика жизни. Он отступал, он падал, но, стиснув зубы, он вставал и шел вперед.

Его музыка - это бурный океан, где слушатели могут сесть на мель, заплыть в очаровательную бухту, попасть в штиль или угодить в шторм.

Малер был честен, чужая боль отзывался болью в его сердце, широта взглядов делала его великодушным, щедрым человеком, который способен был понять всех и вся. Продираясь сквозь чувства, понятия и установленные в обществе правила, он не только созидал, но и разрушал.

Его творчество состоит из острых осколков, которые больно ранят душу. Австрийский композитор понимал, что поиск - это единственное средство сохранить чистоту. Свой творческий путь Густав Малер назвал ночным блужданием в адской пустыне, которую не освещает ни одна путеводная звезда.

Музыкальные Сезоны