Ирландский танец название. Энциклопедия танца: Ирландские танцы

Ирландия во все времена славилась своей непревзойденной танцевальной культурой, но в последнее время интерес со стороны мировой общественности возрос ещё больше благодаря эффектным шоу, где используется танец ирландский уже в современной обработке.

История создания танцевального искусства

Данный культуры прошёл свою тысячелетнюю историю и, по мнению многих исследователей, зародился ещё со времён кельтских народов, основавших своё государство на территории современной Ирландии.

Самый древний образ, напоминающий чем-то отдалённо танец ирландский - это кельтский Sean-Nos в исполнении галлов, которые жили на этих островах в далёком прошлом.

Первое упоминание о схожих с нынешними современными плясками, было датировано приблизительно одиннадцатым столетием.

Немного позже, под воздействием нормандских завоевателей, начала зарождаться совсем другая культура исполнения - группа людей, водящих хоровод. А во дворцах и на балах танец ирландский начал набирать свою популярность уже в шестнадцатом столетии.

Немного позднее, примерно века через два, появились первые преподаватели танцевального искусства, благодаря которым возникли многие виды и разновидности нынешних современных вариаций. Но в то же время началась страшное притеснение данной культуры, поэтому исполнение танцев держалось в строгой тайне. Церковь считала танцевальное искусство чем-то непристойным. Многие историки сошлись во мнении, что характерное неподвижное положение рук на поясе танец ирландский приобрёл именно после того, когда христианские священники объявили, что танцевать таким образом - это неприлично и неподобающе, напоминает святотатство либо невидимую связь с демоном.

Современный вид

Уже в девятнадцатом веке в маленьких деревнях и городах стали набирать популярность различные соревнования, призом на которых мог быть большой пирог. Современный период в танцевальном искусстве начинается с конца этого же столетия. Была создана Гэльская Лига, поставившая себе цель во что бы то ни стало сохранить ирландскую музыкальную культуру, которая притеснялась в течение полутора последних веков.

Танцевальные правила были установлены в 1929 году, появившейся тогда Ирландской Комиссией, которые действовали на различных соревнованиях. В результате чего значительно поменялась техника - по ней исполняют современные ирландские танцы и по сей день. В 30-ых годах женщины чаще стали принимать участие в постановках и получили возможность преподавать в учебных заведениях, где обучали танцевальному искусству.

Сольные выступления

Множество разновидностей и видов имеют ирландские танцы. Удивительный узор движений можно просмотреть в исполнении сольных танцоров. Они представляют собой настоящее воплощение некой грациозности и лёгкости, но в то же время энергичности и ритмичности. Для соло подойдёт как мягкая, так и жёсткая обувь. Она может выглядеть в виде шнурованных балеток либо ботинок с набойками, в зависимости от того, для кого она предназначается (мужская и женская).

Как танцевать ирландский танец, многие танцоры, участвующие в соревнованиях, учатся с самого детства под самые различные национальные мелодии (рилы, джиги, хорнпайпы), которые используют для сольных выступлений. Они все имеют свои отличия, но обобщающие особенности - прижатые к бокам руки и красивая осанка с неподвижным торсом. Это делается для того, чтобы как можно больше уделить внимания всей сложности и чёткости, с которой двигаются ноги танцоров.

Сеты

Стоит выделить, как отдельную категорию сольных ирландских танцев, традиционные сеты. Они исполняются в жёсткой обуви и представляют собой стандартный набор движений. Как называется ирландский танец-сет, так называется и мелодия, под которую он танцуется.

Также существует нетрадиционный вид данного стиля, исполняемый под замедленный мотив танцорами уровня open. Набор движений может зависеть от фантазии учителя либо пожеланий исполнителя.

Групповые танцы

Эта разновидность отличается тем, что танцоры стоят друг напротив друга, тем самым образуя квадрат, в основном это знаменитые кадрили. Они не являются исконно ирландскими, поэтому их движения могут присутствовать в различных европейских стилях. Различия между танцами - в количестве фигур, которые могут варьироваться от трёх до шести.

В 80-ые годы этот вид стал широко известен публике и его стали преподавать во многих танцевальных школах. На сегодняшний день социальные групповые танцы исполняются с очень высокой скоростью и на какой-то дикий манер.

Кейли

Это слово в переводе с дословно звучит как «весёлый праздник с музыкой и танцами». В начале двадцатого века новый стиль групповых выступлений начали также называть этим термином, который дожил и до нашего времени.

Кейли принято танцевать в мягкой обуви и, в отличие от сольных видов, в нём танцоры используют движение рук. Главное в его исполнении - это полное взаимодействие всех партнёров.

В основном эта разновидность танцев исполняется под джиги и рилы. Они включают в себя разное количество танцоров: от четырёх до шестнадцати. Вариации могут быть самыми разными, но зачастую это - две либо четыре пары людей, стоящих друг напротив друга. Все виды кейли условно можно разделить на линейные (прогрессивные) либо фигурные. Первые подразумевают, что все танцоры стоят в виде одной большой и длиной линии. Когда они станцуют весь полный цикл, то перемещаются на одну позицию, соответственно следующий этап танца они уже исполняют с новым партнёром.

Вторая разновидность кейли чаще всего встречается на соревнованиях либо представительских мероприятиях. Различные хореографические постановки привели к тому, что эта категория танцев стала походить на настоящие зрелищные шоу, завоевавшие сердца многих зрителей.

В нынешнее время кейли могут танцевать и на различных вечеринках люди разных возрастов. И неважно, в какой манере и на каком уровне они будут выполнены - потрясающее чувство от свободы движений и задорного ритма всегда возникнет у любого танцующего этот танец.

Считается, что ирландские танцы ничем не уступают по своей страстности исполнения восточным, просто они исполняются в более интеллигентной и скрытной манере.

Оказывается, что ирландский степ занимает одну из главных ступенек среди многих танцевальных и постановочных шоу.

Мотивы, под которые вытанцовывают ирландские современные сеты и кадрили, а также другие виды данного искусства, играют в основном на волынке, скрипке и аккордеоне, в итоге получается довольно заводная и задорная мелодия.

Сами ирландцы говорят, что лучшие танцы - ирландские танцы, которые символизируют сильный дух и непреклонную волю этого народа.

Коллектив ирландского танца

8-9 класс, второй год обучения

Тема занятия : « Традиционный ирландский танец : история, особенности, специфика».

Образовательные технологии: интерактивное обучение.

Вид деятельности : ирландский танец в мягкой обуви.

Цель занятия: Систематизация и углубление знаний учащихся о традиционных ирландских танцах.

Задачи занятия:

  1. Приобщение воспитанниц к музыкальным традициям народов мира.
  2. Раскрытие творческих способносте й воспитанниц.

Воспитательные задачи:

  1. Развит и е творческой самостоятельности воспитанниц.
  2. Формирование общей культуры л и чности воспитанницы.
  3. Формирование умения работать в команде и индивидуально.

Дидактическое обеспечение занятия:

Музыкальное сопровождение: традиционная ирландская музыка Reel, Light Jig, Slip Jig, Сross Reel, музыка сценического танца.

Танцевальный класс.

Опорные знания и умения : элементы и комбинации ирландского танца в мягкой обуви.

Структура занятия: Работа в творческих группах.

Сценарий занятия

I Часть: подготовительный этап.

В преддверии занятия воспитанницы делятся на группы и получают здания – подготовить материал для доклада по видам традиционных ирландских танцев в мягкой обуви, а так же об истории ирландского танца, его специфике и особенностях.

II Часть: «Ожившая история»

Педагог: приветствует учащихся и гостей, и объявляет название мероприятия, рассказывает о коллективе, участниках и теме занятия.

Маша: Ирландии посвящается...

На этот остров изумрудный
Людей богиня привела,
И душу женскую, судьбу,
И путь тернистый, трудный
Ирландия так обрела.
И сотни лет с тех пор она.
Вела борьбу и воевала,
И снова людям жизнь давала,
И в Тир-На-Ног их забирала,
И вновь на подвиги звала.
И нам судьба свой шанс дала:
У самой кромки океана,
За сочной зеленью лугов,
Вглядеться в даль ее веков,
Увидеть тень событий давних,
Услышать кельтских звон мечей,
Друидов магию речей,
И околдованы богиней,
Мы барды вечные отныне,
О, Эйре, красоты твоей! (Автор Дубкова О.)

Даша : можно говорить о мифологии кельтов, о кельтских языках и кельтских орнаментах. Обычно за этим понятием скрывается что угодно, от "эльфийских" танцев до американского степа, стилизованного под ирландский. Есть множество интересных национальных танцевальных традиций - бретонская, шотландская, ирландская. По большому счету, все они - кельтские танцы. Но очень и очень разные. Есть разные "традиционные" (с устоявшимся набором движений и строго определенной музыкой) танцы, так есть еще и разделение на "индивидуальные" и "массовые". Ирландские танцы - это танцы в мягкой обуви (сольные и групповые) и в жесткой обуви (сольные).

Настя : начиналось ирландское танцевальное движение в нашей стране - с копирования движений, которые удавалось рассмотреть на кассете. При встрече с профессиональными преподавателями удивление от осознания того, как надо танцевать, было велико. К сожалению, даже будучи талантливым и опытным хореографом, можно не рассмотреть тех тонкостей, которые составляют суть и технику танца. Можно скопировать связки, но получить лишь стилизацию. Сходство многих движений с американским степом и классическим балетом весьма обманчиво.

Маша : в ирландских танцах задействованы разные группы мышцы , которые в обычной жизни используются редко. Даже профессиональным танцорам требуется некоторое время, чтобы наработать технику и "включить" нужные группы мышц, что уж говорить о любителях. Оценить свои возможности помогают феши - соревнования по ирландским танцам, в которых участвуют танцоры из разных стран.

Диана : Feis - фестиваль ирландской культуры, с соревнованиями по танцам , языку, с музыкальной программой и выставками. Но чаще всего фешем называется именно танцевальное соревнование. Соревнования проходят в категориях: сольные танцы, сеты, кейли, фигурные танцы в авторской хореографии и "танцевальная драма" (подразумевающая наличие сюжета).

Полина : визитная карточка ирландских танцев - рилы, хотя этот ирландский танец пришел из Шотландии, судя по упоминаниям в литературе, только в конце XVIII века. Шотландские рилы быстро прижились, но трансформировались на ирландский манер и стали отличаться от первоисточника. Рил - как правило, очень живая мелодия, под которую так и тянет начать танцевать. Рил восходит к древнему танцу hey или hay, который существовал еще в начале XVI века. Есть версия, что танец подражает движениям оленя.

5 воспитанниц исполняют Lead around и два первых стэпа традиционного танца Easy Reel как демонстрацию рассказанного выше.

Аня : Мужчины, на соревнованиях очень редко танцуют слип-джиги, это женский танец. Хотя исключения случаются и на фешах, а уж для преподавателей исполнение любого танца и вовсе правило. Слип-джига (хоп джига, она же "скользящая джига") - танец, который исполняется под музыку на 9/8. Это исключительно женский танец, то, благодаря чему ирландские народные танцы иногда называют "ирландским балетом" - за грациозные прыжки и скольжения. Слип-джига долгое время была парным танцем (в паре - мужчина и женщина). Если танцевала одна пара, то это был "круглый" танец, если пар было несколько, то пары становились в линию, а в танце менялись местами.

4 воспитанницы исполняют Lead around и два первый стэп традиционного танца Slip Jig.

Лера : джига - именно это слово приходит на ум при упоминании ирландских танцах, что не удивительно - это самая древняя разновидность танцев. Джиг существует несколько, разделение зависит от музыкального размера и характера танца: простая или одинарная (single jig), хеви джига (двойная - double jig и тройная - treble jig) и слип-джига (slip jig). Cлово "jig" восходит к общегерманскому корню со значением "повторяющиеся движения".

Настя : все эти красивые слова - джига, рил, хорнпайп - в первую очередь музыкальные размеры, а уже потом - танцы, которые под соответствующую музыку исполняют. Так что и рил, и джигу, и хорнпайп вполне можно спеть и сыграть, а не только станцевать. Кроме того, возможно сочетание разных размеров в одном танце, это характерно для групповых танцах.

8 воспитанниц исполняют три стэпа традиционного танца Light Jig.

Алена : начинающего танцора встречает множество терминов: джига, рил, хорнпайп, кейли, сет, степ, феш… Ирландские танцы удивительно демократичны в том смысле, что предоставляют возможность для самореализации как завзятым эгоистам, так и коллективистам-энтузиастам. Сольные танцы - возможность проявить личные способности, групповые танцы (кейли, фигурные, групповые сетовые танцы) - отличный шанс потренироваться в создании эффективной команды.

8 воспитанниц исполняют традиционный танец Cross Reel.

Оля : кем же были ирландские учителя танцев? Профессиональные танцоры путешествовали по всей стране, задерживаясь на одном месте от девяти дней до шести недель. Их всегда сопровождал волынщик или скрипач. Мастер выглядел внушительно: он обычно носил "каролингскую" шляпу - объемную шляпу с мягкими полями, фрак с фалдами, узкие бриджи до колен, белые чулки и "бальные" туфли. В руках мастер держал тросточку с серебряным набалдашником и шелковой кисточкой. Наряженный таким образом мастер занимал положение выше, чем его волынщик или скрипач, всем местным жителям, а особенно ученикам, следовало относиться к нему с почтением.

Женя : мастер считал себя истинным джентльменом, и вел себя соответствующе.
Приезд профессионального танцора был настоящим событием. Обычно он договаривался с фермером и арендовал у того здание или амбар, в котором и проходили занятия. Если у фермера хватало места в доме или амбаре, сам учитель селился там же. Взамен учитель давал бесплатные уроки детям фермера. Если же на подворье не было места, ученики по очереди пускали учителя переночевать. Есть свидетельства того, что порой учителями приходилось прибегать к методике "сено-солома" - привязывать их к ногам учеников, чтобы те могли отличать левую ногу от правой! Чтобы объяснить верный ритм и последовательность шагов, учителям приходилось сочинять стишки вроде таких незатейливых строк: «Шаг-прыжок, дошаг-прыжок, мах-пике и поворот».

Нина : мастер танца, как правило, был холостяком; он не имел постоянного жилища и путешествовал от дома к дому в радиусе двадцати миль. Славу мастера составляло не только и не столько собственно виртуозное исполнение, сколько умение составлять танцевальные шаги. Это умение охранялось мастером с величайшей тщательностью.
Даже сейчас статус учителя танца во многом определяется его способностью составлять новые танцы.

Катя : С появлением учителей в ирландских танцах начался расцвет сольных выступлений. За двести лет учителя, путешествующие по стране, оказали огромное влияние на развитие ирландского танца. Именно им обязаны своим существованием ирландские фигурные и сольные танцы. Благодаря их энтузиазму и преданности своему делу, несмотря на все трудности, были заложены основы ирландского танца - такого, каким мы его знаем сегодня.

16 воспитанниц танцуют сценический танец «Shamans».

Педагог говорит заключительные слова, благодарит всех участников.

Ирландские танцы - это направление искусства, которое было создано в Ирландии. Оно пользуется огромной популярностью в Великобритании.

Ирландские танцы бывают бытовыми. Общественными, а также социальными.

Также, ирландские танцы бывают концертными. Речь идет о тех их подвидах, которые ставят на выступлениях в театрах. А также о тех танцах, которые применяют на соревнованиях.

Из бытовых ирландских танцев можно выделить два направления. Сет- и кейли-.

Ирландские танцы могут быть как сольными, так и групповыми.

История возникновения ирландских танцев

Впервые ирландские танцы были созданы в древние времена. Их придумали племена, которые мигрировали в Ирландию. А также другие народы, которые пытались завоевать эту страну с помощью военного вторжения.

Племена, которые мигрировали в Ирландию, вносили огромный вклад в формирование национальных танцев. Добавляли в них элементы своей музыкальной культуры. Всячески видоизменяли их. А также исполняли ирландские танцы под свою национальную музыку.

Историки сообщают, что подобные танцы были очень популярны у друидов. Они исполняли их в кругу. Взявшись за руки.

Друиды исполняли ирландские танцы для того, чтобы проводить религиозные обряды. Общаться со своими богами. И добиваться от них ответа.

С помощью ирландских танцев друиды молились богу Солнца, а также Дубу.

Кельты внесли огромный вклад в формирование ирландских танцев

Немного позже, в Ирландию вторглись кельты. Они внесли огромный вклад в формирование национального танца этой страны. Видоизменили его. И тоже добавили в танец элементы своей музыкальной культуры.

Позднее в Ирландии было принято христианство. Монахи начали украшать книги и рукописи с помощью символов, которые использовались кельтами. Однако, крестьяне старались не отходить от ирландских традиций. И во время исполнения кельтских танцев использовали популярную стране музыку. А также повторяли движения из стандартных ирландских танцев.

Влияние англо-норманнов на культуру ирландских танцев

Позднее на Ирландию напали англо-норманны. Они завоевали часть ее территории и принесли с собой культуру национальных танцев.

В Ирландии появилась музыка под названием Кэрол. Она пользовалась огромной популярностью среди норманнов. И они решили привнести Кэрол в танцевальную культуру Ирландии. Чтобы развить ее.


Кэрол исполняли следующим образом. Один человек пел песни в этом стиле. А вокруг него стояли люди, которые исполняли ирландские танцы. И подпевали солисту.

Какие ирландские танцы существовали в 16 веке?

По словам историков, в 16 веке в Ирландии существовало всего 3 танца:


В Ирландии была джига

Историки заявляют, что они нашли еще один танец, который существовал в 16 веке. Они обнаружили письмо, в котором сэр Ирландии Генри Сидей обращался к Елизавете Первой. Оно было отправлено в 1569.

В письме сэр Сидей заявлял, что в Ирландии девушки танцуют "ирландскую джигу". Танец, по его словам, был очень красивый и необычный. А сами девушки одевались в яркие, уникальные наряды.

В 50-х годах 16 века ирландские танцы часто исполняли перед правителями

В середине 16 века национальные танцы пользовались огромной популярностью у знати Ирландии. Государи регулярно приглашали исполнителей в огромные замки. Чтобы они станцевали для них красивые ирландские танцы.

Впоследствии некоторые народы решили позаимствовать у ирландцев их национальные танцы. Например, их взяли и переделали жители Англии. Так появились английские версии танцев "Trenchmore" и "Hey". Впоследствии они были исполнены перед Елизаветой Первой.

Ирландские танцы исполняли и в 18 веке

По информации историков, роялистов на берегах Ирландии тоже встречали национальными танцами. Их исполняли девушки.

В 1780 году в Ирландию приплыл король Георг Третий. Власти государства послали к его кораблю шесть девушек.

Когда король прибыл на берег, ирландские дамы встречали его с платками в руках. Во время этого начинала играть мелодия. Дамы пускались в пляс.

В начале танца девушки двигались медленно. Но затем они начали постепенно наращивать темп. Плясали быстрее. Ирландский танец получался очень энергичным и красивым. Его исполняли, не заходя за пределы небольшой зоны.

Под какую музыку исполняли Ирландские танцы?

В древние времена для исполнения ирландских танцев приглашали музыкантов. Они играли мелодии на волынке. Также, часто во время выступлений использовалась арфа.

Высшие чины Ирландии не боялись танцевать со своими поданными кельтские танцы. Они с удовольствием пускались в пляс вместе с обычным народом.

На каких мероприятиях исполняли ирландские танцы?

Ирландские танцы пользовались огромной популярностью у населения страны. Их исполняли по поводу и без. Как на важных, трагических мероприятиях, так и в обычные дни.

Часто ирландские танцы исполняли ранним утром. Барин вставал со своими подданными и начинал плясать.

Также, ирландские танцы исполняли и во время трагичных мероприятий. Например, на похоронах любимых людей. Или родственников.

Во время этих мероприятий, люди танцевали ирландские танцы под грустное "пение" арфы. Или волынки.

Жителей Ирландии начали учить национальным танцам в 18 веке

Жителей Ирландии начали обучать национальным танцам в 18 веке. Именно тогда в стране появились профессиональные учителя. Они объясняли принцип исполнения ирландских танцев и взрослым, и детям. Учителям удавалось научить этому искусству всех. Вне зависимости от навыков и умений людей.

Примечательно, что учителя по танцам никогда не сидели на одном месте. Они регулярно переезжали по селам, городам.

Сначала учили танцевать жителей одной деревни. Затем переходили в другую. И уже учили плясать людей там.

Учителя по ирландским танцам выглядели необычно. Они были одеты в яркие вещи. И за счет этого отличались от окружающих. Выделялись из толпы.

У каждого учителя по ирландским танцам был помощник. Он помогал преподавателю объяснять людям, как надо плясать. Благодаря этому, процесс обучения одной деревни занимал мало времени.

Ирландские танцы в наше время

В наше время Ирландские танцы тоже пользуются популярностью. Причем, не только в Великобритании, но и в других странах.

В наше время в Ирландии национальные танцы очень хорошо развиты. В стране работают специальные организации, которые учат молодежь этому направлению искусства. И даже поощряют подростков за то, что они учат ирландские танцы. Развиваются в этом направлении.

Наибольшей популярностью кельтские танцы пользуются у взрослого и детского населения Ирландии. Они принимают участие в соревнованиях, которые именуются, как феш.

Победители конкурсов по ирландским танцам получают хорошие, дорогие призы. И высокие гонорары.

Поощрения, которые выдают танцорам, позволяют ирландским танцам развиваться.

О современных соревнованиях по ирландским танцам

В современном мире существует несколько видов соревнований по ирландским танцам.

Дети могут выступать в сольных номерах. Показывать свое искусство владения ирландскими танцами самостоятельно.

Также, спортсмены могут принимать участие в групповых турнирах. В рамках них, из детей формируют группы. Малыши должны выполнять сложные движения. А также взаимодействовать друг с другом.

В рамках групповых выступлений, детей распределяют в разные возрастные группы.

Самой маленькой из них является та, в которой участвуют дети от 6 лет. Наиболее старшей по возрасту - та, в которой принимают участие дети 17 лет.

Участников для международных турниров по Ирландским танцам отбирают ответственно

В Ирландии регулярно организовывают всенародные чемпионаты по Ирландским танцам. Однако, поучаствовать в них может далеко не каждый.

Чтобы попасть на национальный турнир, спортсмену нужно победить в отборочном туре. Только после этого его могут отправить на международные соревнования.

Жесткий отбор проводится для того, чтобы за звание лучшего ирландского танцора боролись самые умелые жители провинций и городов. И чтобы турнир получился действительно красивым, необычным.

Чемпионат мира по ирландским Танцам проводят каждый год. На Пасху. Само мероприятие проходит в Дублине.

Примечательно, что в Чемпионате мира по Ирландским танцам участвуют не только жители Великобритании. На нее приезжают спортсмены из Соединенных Штатов, Новой Зеландии, Австралии и ряда других стран. Это говорит о том, что ирландские танцы пользуются огромной популярностью в 21 веке.

Наверное, наиболее частый вопрос, который приходится слышать любому преподавателю ирландских танцев вне зависимости от направления, стиля и масштаба школы: «А вы научите танцевать джигу?». Проще всего ответить «да» и оставить на совести спрашивающего, какую именно джигу он имел в виду, ведь это может быть и танец из шоу Lord Of The Dance, и соревновательная дисциплина, и традиционный групповой танец для вечеринок.

Вообще школ, студий и кружков ирландских танцев в России сейчас появилось великое множество. Не меньше и материалов по теории и истории этих танцев в сети. Статьи о танцах бывают очень и очень разного объема, понятности и качества. К сожалению, при всем богатстве выбора трудно найти небольшой обзорный текст, который просто и понятно объяснит, что к чему в современном мире ирландских танцев. Одни пишут, что ирландские танцы - это «джига, рил и хорнпайп», другие - «соло, кейли и сеты». И то, и другое верно, но попробуйте заставить человека, прочитавшего все это, отличить кейли от хорнпайпа и вы получите массу удовольствия, наблюдая за его лицом. А окончательно запутывает дело тот факт, что зачастую совершенно разные виды танцев имеют одно и то же название.

Этот текст не претендует на глубину и подробность. Он написан как попытка окинуть внутренним взором ирландские танцы во всех их разновидностях и аспектах – в том виде, в котором они сейчас существуют в Ирландии и за ее пределами – и получить более или менее цельную картину.

Итак. Танцы, как известно, начинаются с музыки. Поэтому первое, о чем нужно знать начинающему танцору – какие бывают ирландские мелодии. Основные: джига, рил, хорнпайп и полька. Где-то на границе полек и джиг расположены слайды, а кроме того, сами джиги имеют несколько разновидностей (одинарные, двойные, слип-джиги). Обратите внимание: это исключительно музыкальное деление. Один и тот же рил могут танцевать в мягкой или жесткой обуви, сольно или в парах-тройках-четверках-и-т.д., в кабаке или на большой сцене, в традиционной или авторской хореографии. Но рил останется рилом. И если вы попросите музыкантов сыграть рил, то вы получите мелодию с музыкальным размером 4/4, а вот что вы будете под нее делать – это ваш личный выбор. В большей или меньшей степени то же самое справедливо и для остальных мелодий.

Таким образом, музыка объединяет разнообразные ирландские танцы. А что же их различает? Предельно обще можно сказать, что место исполнения и неразрывно с ним связанный тип зрителя, а также формальная цель изучения танцев самими танцорами. Если быть немного конкретнее, то можно выделить:

  • танцы «для кабака» (чтобы поплясать самим и получить удовольствие от процесса),
  • танцы «для соревнования» (чтобы станцевать перед другими танцорами и получить оценку судей) и
  • танцы «для сцены» (чтобы выступить перед незнакомыми с темой зрителями и восхитить их).

А если пользоваться современной терминологией, то получается:

  • сеты-кадрили и шан-нос,
  • кейли и сольные танцы современного стиля, в том числе сольные сеты (почему совершенно разные танцы называются одним словом, см. ниже)
  • авторские шоу: легендарные Riverdance и Lord of the Dance, а также их многочисленные клоны и последователи

Во все три группы входят сольные и групповые танцы. Сеты и шан-нос принято танцевать в условно «обычной» обуви, а на соревнованиях и на сцене используют специальную мягкую обувь или жесткую обувь с набойками.

Сразу же необходимо сказать, что в каких-то чертах все эти разновидности пересекаются. Например, последнее время популярны формальные соревнования по «традиционным» танцам, а с другой стороны за пределами Ирландии спортивные танцы регулярно исполняют на концертах в клубах исключительно для собственного удовольствия. Но такое сближение – результат развития танцевальной культуры в последние несколько десятилетий, не отменяющее, однако, внутренних различий направлений.

Продолжение следует...

Описание

Ирландские танцы — это группа, которая принадлежит к традиционным, формирование которых происходило в Ирландии в 18-20-х веках, они обрели большую популярность по всему земному шару, благодаря шоу Riverdance, а также другим танцевальным шоу, которые последовали за ним.

Ирландские танцы подразделяются на следующие виды:

Танцы исполняются только ирландские традиционные мелодии: джиги, рилы, хорнпайпы.

  • Сольные - Irish Stepdance - отличительной чертой у них служит четкое движение ногами, корпус и руки остаются неподвижными. Они созданы благодаря ирландским мастера в 18-20 веках и жестко стандартизируются Комиссией по ирландским танцам. Стандартизация пришла в начале 20-го века в результате деятельности Гэльской лиги, это позволило создавать школы мастеров, которые способны исполнять сложную технику. Именно на сольном направлении основана зрелищность Riverdance, а также шоу, подобных ему;
  • Кейли - céilí - групповые или парные, база которых основана на стандартных шагах сольного направления. Стандартизация кейли также имеется;
  • Постановочные фигурные - Choreographed Figure Dances - базу составляют сольное исполнение и фигуры кейли, но ориентация идет на выступление сразу нескольких исполнителей, которое находится в рамках постановочного шоу. Допускаются отклонения от стандартов для того, чтобы увеличить зрелищность. Riverdance появилось на свет благодаря именно этому направлению;
  • Сет-танцы - Set Dancing - социальные парные, базу составляют простые шаги французских кадрилей;
  • Шан-нос - sean-nós - этот стиль особый, его не затронула деятельность Гэльской лиги и мастеров. Этот вид сохранился в регионе Коннемара, Ирландия.

Разновидности, в зависимости от ритма и мелодии:

  • Джига - jig - эта мелодия имеет старинное кельтское происхождение, джига зависит от скорости мелодии: слип-джига, лайт(дабл)-джига, сингл-джига, требл-джига. Размер музыки - 6/8, только слип-джига имеет ритм 9/8, исполняется только в мягкой обуви.
  • Рил - reel - возникновение его приходится примерно на вторую половину 18-го века, Шотландия. Размер музыки 4/4, если танец исполняется только в мягкой обуви, то он называется лайт-рил, если в жесткой - трэбл-рил. В специальных ботинках обычно исполняют «мягкий» мужской рил, ботинки имеют каблук, но на носке ботинка нет набойки.
  • Хорнпайп - hornpipe - исследователи предполагают, что он пришел из Англии, во времена царствования Елизаветы, где исполнялся как сценическое действо. На территории Ирландии танец исполняется иначе, под размер 4/4 и 2/4, требуется жесткая обувь.

История возникновения

Первое упоминание датируется 9-м веком, упоминается о первых гуляниях крестьян, которых называли феш, но описание, именно ирландских, появилось в 16-ом веке, оно было очень неясным. Трудно сказать из упоминаний, какие из них можно было отнести к ирландским, а какие к тем, что возникли под влиянием шотландских и французских. Но одно было едино для всех - приставные шаги и быстрый темп.

Когда Ирландия была колонией, культура постоянно преследовалась, в «карательных законах» запрещалось обучение ирландцев танцам и музыке. 150 лет ирландцы тайно учились с помощью бродячих мастеров, исполнялись на сельских гулянках, руководство которыми, принадлежало тоже мастерам.

В конце 18 века мастера стали создавать свои первые школы, самые известные находились в провинции Мюнстер, в графствах Лимерик, Корк, Керри. Знаменитые школы существовали и в других городах. Мастера придумывали свои движения (подскоки, прыжки, повороты). Школы отличались набором используемых движений.

Начало 20-го века ознаменовалось «гельским возрождением», Гельская лига, которая потом стала отдельной организацией - Комиссией по ирландским танцам. Именно она начала исследование традиционных танцев и их стандартизацию, чтобы потом популяризировать их среди населения. Намеренно исключались те, которые несли в себе иностранные корни, например, сетовые. Основой стала «мюнстерская» традиция, она в техническом плане была наиболее выраженной. В результате стандартизированными стали сольные танцы и групповые кейли.

С тех времен по всему миру существует система, которой придерживаются школы, обучающие ирландским танцам. Существуют соревнования, которые постоянно дают рост будущим мастерам.

Сольные, которые исполняются при помощи других техник, называются «шан-нос», что означает «старый путь». Они имеют два направления: танцы региона Коннемара и те, что сохранились среди эмигрантов на территории Северной Америки.

Видео, фото с выступлениями известных коллективов смотрите на сайте.