Как был сотворен мир в античной мифологии. Сотворение мира (греческая мифология)

«Оскопление Урана Кроносом» Джорджо Вазари и Жерарди Христофано, XVI столетие, Палаццо Веккьо, Италия

Согласно мнению одних ученых, ЭОН – это одно, по мнению других – другое. Верить никому нельзя, потому что история Земли представляет собой кипящий океан прозрений, постижений, измышлений, бездоказательных кривотолков и вполне доказательных, но пустых фактов. При всем при том, занимаясь вопросами Культуры, знать, каковы взаимоотношения Вечности и Времени, необходимо. Итак, кто ты Бог Эон? Обращаемся к древнегреческой мифологии и сразу выходим на миф, рассказывающий о первых Богах, конфликт между которыми определил ход Древнегреческой истории, а затем проник и в нынешние представления

Внешний образ Хаоса в современном представлении…

Ха́ос (др.-греч. «раскрываться, разверзаться»). Древнегреческий поэт VIII - VII веков до н.э. Гесиод в своей «Теогонии» («Родословной богов») утверждал: «Преж­де все­го во все­лен­ной Хаос заро­дил­ся». Мы знаем больше.

Античный Хаос есть разряжение и распыление материи, и поэтому он - вечная смерть для всего живого. Он же является и сгущением всякой материи, и поэтому он - принцип и источник всякого становления. Хаос - вечно творящее лоно для всех жизненных оформлений.

Величественный и трагический образ космического Первоединства. В нем расплавлено Бытие, из которого все появляется и в котором все погибает. Он - универсальный принцип сплошного и непрерывного, бесконечного и беспредельного становления.
Античный Хаос всемогущ и безлик, он все оформляет, но сам бесформен.
Он - мировое чудовище, сущность которого есть Пустота и Ничто, или - Бесконечность и Нуль одновременно.

Первым порождением Хаоса была Ге́я - древнегреческая Богиня Земли. По Гесиоду: «сле­дом родилась широ­ко­гру­дая Гея, все­об­щий при­ют без­опас­ный». Гея - Мать всего, что живёт и растёт на ней.

По Гесиоду: «Гея же преж­де все­го роди­ла себе рав­ное ширью звезд­ное Небо- Ура­на, чтоб точ­но покрыл ее всю­ду и чтобы проч­ным жили­щем слу­жил для богов все­б­ла­жен­ных». Уран был избран Геей супругом, и «первым стал править всем миром». Земля породила Небо, ставшее ее мужем (как можно?). Их союз дал детей, которые должны были превратить Хаос в Космос (значит, нужно!). Как бы то ни было…

В Хаосе определились ДВЕ ФОРМОТВОРЧЕСКИЕ СИЛЫ:

НЕБО, наделённое неиссякающей производительной силой,

и ЗЕМЛЯ с материнскими наклонностями изначальными.

Они были прекрасны с виду, потому что иными не могут быть Боги…

«Так­же Кик­ло­пов с душою над­мен­ною Гея роди­ла - сче­том тро­их, а по име­ни - Брон­та, Сте­ро­па и Арга. Были во всем осталь­ном на богов они про­чих похо­жи, но лишь един­ствен­ный глаз в сере­дине лица нахо­дил­ся: Вот пото­му-то они и зва­лись « Круг­ло­гла­ зы», «Кик­ло­пы», что на лице по еди­но­му круг­ло­му гла­зу име­ли. А для рабо­ты была у них сила, и мощь, и сно­ров­ка».

Были у супругов и другие, более ужасные видом чада, но о них речь позднее пойдет. Сейчас — о главном…

Дети, рождённые Геей-Землёю и Небом-Ураном были ужас­ны и ста­ли отцу сво­е­му нена­вист­ны с пер­во­го взгля­да. Едва лишь на свет кто из них появил­ся, каж­до­го в нед­рах Зем­ли незамед­ли­тель­но пря­тал роди­тель, не выпус­кая на свет, и зло­дей­ством сво­им насла­ждал­ся». То, что дети работали исправно, не имело для отца никакого значения…

Гея-Земля породила УЖАСНОЕ С ВИДУ ДОБРО.

А Уран-Небо, ПРЕКРАСНЫЙ С ВИДУ, оказался способным на ЗЛО. Т ак возникла НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА,
заключающаяся в том, что ДОБРО и ЗЛО
могли становиться и ПРЕКРАСНЫМИ, и УЖАСНЫМИ.

При этом в противовес - вечно творящему лону
для всех жизненных оформлений, возник ТАРТАР…

«Настоль­ко от нас далеко отсто­ит мно­го­су­мрач­ный Тар­тар: если бы, мед­ную взяв нако­валь­ню, мет­нуть ее с неба, в девять дней и ночей до зем­ли бы она доле­те­ла; если с зем­ли ее бро­сить, в девять же дней и ночей долетела б до Тартара тяжесть». «Мед­ной огра­дою Тар­тар кру­гом ого­ро­жен. В три ряда Ночь непро­гляд­ная шею ему окру­жа­ет, а свер­ху кор­ни зем­ли зале­га­ют из горь­ко-соле­но­го моря. Выхо­да отту­да пре­гра­дил Посейдон мед­ною две­рью; сте­на же все место вокруг обе­га­ет».

Джон Мартин. «Падшие ангелы в аду». 1841 г
Античных изображений Тартара нет..

Нет ничего страшнее быть низвергнутым в Тартар и потерять веру в «спасительные иллюзии». Даже частично лишившегося иллюзий тут же настигают Ужас Ночи беспощадный и Мрак Небытия, разъедающий плоть и душу. Ужас и Мрак — силы неотвратимые. Теория иллюзий предложена философом Евгением Головиным — я сразу же почувствовала ее многое объясняющий смысл, а потом и убедилась в этом.

В краткий миг, называемый «жизнью», людьми всегда руководят «жестокие иллюзии». Они уберегают их от соприкосновения с космической реальностью Ночи. Судя по мифам, древних греков они отдавались во власть , чтобы их память воссоздавала то, чего они никогда не видели, например — образ Тартара. Из-за «жестоких иллюзий» жизнь становится призрачной. Люди думают одно, на самом деле все происходит по-другому — как велит постановление Высоких сил. Древнегреческих мифов на эту тему не счесть.

«С пол­ной утро­бою тяж­ко сто­на­ла Зем­ля-вели­кан­ша. Последним родил­ся Крон хитроумный, меж детей наи­бо­ле ужас­ный, Отца мно­го­мощ­но­го он нена­ви­дел. Злое при­шло Гее на ум и ковар­но-искус­ное дело. Тот­час поро­ду создав­ши седо­го желе­за, огром­ный сде­ла­ла серп и пока­за­ла воз­люб­лен­ным детям. Воз­буж­дая в них сме­лость, ска­за­ла с печаль­ной душою: «Дети мои и отца нече­сти­во­го! Если хоти­те быть мне послуш­ны­ми, смо­жем отцу воз­дать за зло­дей­ство, ибо он пер­вый ужас­ные вещи замыс­лил». Стра­хом объ­ятые, дети мол­ча­ли. Вели­кий же Крон хит­ро­ум­ный, сме­ло­сти пол­ный, согласился».

Фрагмент картины Джорджо Вазари «Оскопление Урана Кроносом».

«Возве­се­ли­лась душой исполинская Гея. В место укром­ное сына запря­тав, дала ему в руки серп остро­зу­бый и вся­ким ковар­ствам его обу­чи­ла. Ночь за собою ведя, появил­ся Уран , воз­лег око­ло Геи, пылая любовным жела­ньем, и всю­ду рас­про­стра­нил­ся кру­гом. Неожи­дан­но левую руку сын про­тя­нул из заса­ды, а пра­вой, схва­тив­ши огром­ный серп остро­зу­бый, отсек у роди­те­ля мило­го быст­ро член дето­род­ный и бро­сил назад его силь­ным раз­ма­хом».


«Рождение Афродиты». Алтарь Афродиты, мрамор. Первая треть V века до н. э. Римский национальный музей.

«Член же отца дето­род­ный, отсе­чен­ный ост­рым желе­зом, по морю дол­гое вре­мя носил­ся, и белая пена взби­лась вокруг от нетлен­но­го чле­на. И девуш­ка в пене той заро­ди­лась. Сна­ча­ла под­плы­ла к Кифе­рам свя­щен­ным, После же это­го к Кипру при­ста­ла, омы­то­му морем. На берег вышла боги­ня пре­крас­ная. Сту­пит ногою - тра­вы под строй­ной ногой вырас­та­ют. Ее Афро­ди­той «Пено­рож­ден­ной», еще «Кифе­ре­ей» пре­крас­но­вен­чанной, Боги и люди зовут»…

Не пропустите, лишаясь Власти над Миром, ради которой Уран шел на ужасное злодеяние, он сделал людям дар — оставил им «спасительную иллюзию». И люди уловили ее смысл в шепоте пены морской — «ЛЮБОВЬ СПАСЕТ МИР» . Это — иллюзия: нет никакой любви — волна набежит на берег и растает, оставив после себя камни, будто омоченные слезами. «Нет, нет — ЛЮБОВЬ СПАСЕТ МИР, ОНА ВЕЧНА КАК КРАСОТА моих волн, ударяющих о берег», — уговаривает Море.


Барочная статуэтка, изображающая триумф Сатурна.

Носился по оскопленному Небу
с песочными часами и серпом в руках, чтобы видели все дети земли: именно он управляет временем их жизни. На самом деле и в римские времена, когда Кроноса стали именовать Сатурном, прикрывали эти торжественные разъезды некую тайну. Кронос- Сатурн — не хотел, чтобы Время текло, он надеялся править вечно. Ради этого он поедал собственных детей…

Иллюстрация барочного времени. восседает на камне в полной благости. Серп отброшен. Рядом стоит ваза с музыкальными инструментами. В правой руке Бог держит круг в виде змея, кусающего себя за хвост. Это — символ Вечности.

Земляне не заметили, что в их жизни появился застой, потому что бог Гипнос держал их сознание в узде «жестокой иллюзии». Согласно этой иллюзии, ничего и не должно меняться, ибо на земле царит « ВЕК ЗОЛОТОЙ« , лучше которого нет ничего и не может быть, так как… Люди живут, как боги, «со спокойной и ясной-душою, горя не зная, не зная трудов», по словам Гесиода.


Питер Пауль Рубенс. «Сатурн, пожирающий своих детей». 1636

Сатурн женился на своей сестре — титаниде Рее (кровнородственные браки были обычным делом и в римской мифологии). Всех рожденных Реей детей Крон пожирал. Мать Гея предупредила Крона, что и он в свою очередь будет лишен власти собственным сыном…

Художники многих веков представляли факт каннибализма на самом высоком уровне правящей миром греко-римской божественной иерархии во всей его натуралистической достоверности.

Франциско Гойя переходит границу достоверности, превращая злодеяние в образ Ужаса и Мрака. Их не должна допускать История людей, даже та, что прячется во временной дали в виде легенд и мифов. Если так, картина Гойи «Сатурн, пожирающий своих детей» (1820 — 1823) — жестокое разоблачение «жестокой иллюзии».

Хоть кто-то опомнился? Пожалуй, нет… Подобная «жестокая иллюзия»,

не правда ли, распоряжается общественным временем и в нынешнюю пору.


Санкт-Петербург. Летний сад. «Сатурн, пожирающий своих детей». Ск. Ф. Кабианка. Начало XVIII века

Помнится, я водила слушателей своих курсов по Летнему саду и рассказывала им, нет — не о Сатурне (на него я боялась смотреть), а о «сатурналиях» — празднествах в честь «Смерти с косой», превращающейся в символ жатвы..

В Древнем Риме этот праздник приходился на вторую половину декабря - время, когда заканчивались земледельческие работы и все стремились к отдыху и веселью. В неделю «сатурналий» общественные дела приостанавливались,школьники освобождались от занятий, преступников возбранялось наказывать. Рабы получали в эти дни особые льготы: они освобождались от обычного труда, становились господами, а господа их слугами. По-видимому, гремя плошками о кастрюли, римский люд тоже не поднимал в Небо глаз.


Крон — олицетворение всепоглощающего Времени. Всё рождается и исчезает во времени, так и дети Крона рождаются и уничтожаются отцом. Родились и исчезли в утробе Крона представители нового поколения греческих богов: Гестия, Деметра, Гера, Аид, Посейдон. Зевса Рея родила на острове Крит, в пещере горы Дикте, но… Крон вместо очередного младенца получил завёрнутый в пелёнки камень. Так бесчинства Кроноса — Сатурна прекратились.


Что делать дальше — кто наведет порядок во Вселенной? Вот тут-то и появился Эон — друг Геракла. После победы в беге на Олимпийских играх, Эон с Гераклом пришли в Спарту. Друзья бродили по городу и оказались возле дворца царя Гиппокоонта. На Эона напала сторожевая собака, Эон бросил в нее камень и убил. Тогда сыновья царя забили героя палками до смерти. Геракл им отомстил: убил царя и его 12 сыновей. Какова сущность житейского мифа? Прежде всего, счет…

ОДИН УБИТ ДВЕНАДЦАТЬЮ.
ОДИН — ЧИСЛО ЦЕЛОСТНОСТИ, ТО ЕСТЬ ВЕЧНОСТИ,
ДВЕНАДЦАТЬ — ЧИСЛО ДЕЙСТВИЯ (ТРИ),
РАЗВЕРНУТОГО В ПРОСТРАНСТВЕ (ЧЕТЫРЕ).

После смерти в Земном — Событийном мире —
ГЕРОЙ проходит через преображение,
становясь в Небесном — Бытийном мире — БОГОМ,
миссия которого превратить Хаос в Космос.
Вполне евангельская история, только писана она
на абстрактном языке Прачисел.


Римская мозаика, III век н. э. Глиптотека, Мюнхен

Стоит в Зодиакальном круге небесном, замкнутом, бесконечном. Древний миф, Ниже Богиня Гея возлежит на земле в окружении своих детей — четырёх Времен года: Весны, Лета, Осени, Зимы (в сером одеянии) Значит, с согласия Матери всего и вся, Эон правит тремя круговертями: годичным движением Солнца (4 х 3 = 12), бесконечной сменой 12 знаков Зодиака и движением всех планет.

Зодиакальный круг состоит из 12 равных участков,
занятых соответствующими знаками Зодиака — созвездиями
овен, телец, близнец, рак, лев, дева, весы, скорпион, стрелец, козерог, водолей, рыбы.
Зодиакальный круг — непрерывный повтор одних и тех же установлений
для бытия Земли и всех ее порождений.

26 тысяч лет — 360 градусов (полный Зодиакальный круг).
2.16 тысячи лет — 30 градусов (прохождение через один Знак).
72 года — 1 градус (истечения одного луча энергии).

И эту упорядоченность установил он ОДИН — БОГ ВЕЧНОСТИ ЭОН,
подчинивший себе ВРЕМЯ во всей его текущей БЕСКОНЕЧНОСТИ
с помощью СОРАЗМЕРНОСТИ, что есть ведущее начало ГАРМОНИИ…


Лукас Йенский. «Уроборос» -«Змей, пожирающий свой хвост» из книги «Философский камень». 1625. Это — пример эмблемы Вечности и циклического развития Мира

В пору Древнего Рима от Эона осталось лишь понятие ВЕЧНОСТЬ да КРУГ — модель геометрическая этого непостижимого явления. Здесь Вечность действовала в виде «спасительной иллюзии», что не позволяет людям жизнь отдавать «на потребу времени», что заставляет их заботиться о Высоком и стремиться к воплощению Совершенного — Прекрасного…

признала своей Высшей целью служение Вечности — богине Этернитас. Одно из свидетельств тому — золотая монета Тита Флавия Веспасиана — наиболее деятельного и успешного принцепса в Римской истории I века, императора с 69 по 79 год. На лицевой стороне — профиль императора. На обратной — богини Этернитас.

И вдруг, уже в наше время, Эон возродился, став понятием,
что в геологии и палеонтологии определяет историю Земли.
Эон — «пребывание мира в одном и том же качественном состоянии —
в отличие от непрестанно текущего времени, измеряемого количественно».
Внутри Эона мировое бытие и человеческая жизнь одинаковы.
Со сменой Эонов, напротив, существенно меняются духовные основы космического бытия и человеческой жизни.
Вот вам и древнегреческая мифология!!! Более того…

На сессиях Международного геологического конгресса (МГК), проходивших в 1881-1900 годы, были приняты Геохронологическая шкала в виде спирали, иерархия и номенклатура большинства геохронологических подразделений. В последующем все подразделения постоянно уточнялись. История земли, насчитывающая 4,6 миллиардов лет, была сведена к четырем эонам: ФАНЕРОЗОЙ, ПРОТЕРОЗОЙ, АРХЕЙ КАТАРХЕЙ. Каждый эон разделен на эры, периоды и эпохи.

Интерес многих людей по всему миру к древнегреческой мифологии не снижается и спустя тысячелетия, наоборот, время от времени даже наблюдаются его всплески. Одни испытывают к ним интерес с научной точки зрения, другие просто получают удовольствие от погружения в уникальный мир героев и богов, но равнодушных к греческой мифологии людей фактически нет. Среди множества различных мифов можно выделить один, имеющий первостепенное значение, это миф о сотворении всего мира и история о том, как представляли себе это процесс древние греки.

Это древняя легенда о необъятном Хаосе, существовавшем всегда вне времени и пространства. Однажды на него подействовала неизвестная и мощная сила, под влиянием которой он начал деформироваться и видоизменяться, что в итоге привело к созданию Вселенной. Таким образом, Хаос стал прародителем мира, который окружает современных людей. Первым его созданием стало Время, ассоциирующееся с великим древнейшим богом Хроносом. Также вскоре после него из Хаоса возникли и новые создания: Гея – Землю и Тартар, являющийся олицетворением Непостижимой Бездны. Другим созданием Хаоса стал Эрос – неопределимая сила влечения, единственная сила, которой было подчинено само создание первозданной Вселенной, уже после, этим же именем нарекут и бога любви.

Известное выражение «Свет из тьмы» также происходит от тех далеких времен, когда Хаос породил Эреба и Никту, которые стали воплощением тьмы и непроглядной ночи, соответственно. Их союз имел весьма странный итог, который иначе как парадоксом не назовешь, поскольку его результатом стало появление Эфира и Гемеры, которые олицетворяли Вечный Свет и Сияющий День. Гея, после своего пробуждения, способствовала возникновения Урана и Неба, которому было предначертано стать постоянным жилищем и местом пребывания для собравшегося пантеона бессмертных культов.

Затем Гея создали и – Понта, он вместе с Ураном был ее мужем. Союз Геи и ее первого мужа Урана породил на свет могущественных титанов, циклопов и великанов со ста руками, чья сила была столько велика, что их начал бояться собственный отец. Опасаясь, что дети со временем поднимут бунт и отнимут у него власть, он отправил их в Непостижимую Бездну, но Гея подняла своих детей на восстание, в результате которого повелителем мира стал Кронос. Этот сын Урана и был прародителем всех известных олимпийских богов, которые описываются в различных древнегреческих мифах.

Однако описанная легенда является только одним из мифов Древней Греции о сотворении мира, существует и иной вариант создания Вселенной, который был известен с доэллинских времен. Согласно ему Эвринома, древнейшая богиня все сущего, восстала из Хаоса и обнаружила, что находится в пустом пространстве, где нет ничего и не на что опереться. Тогда она начала процесс творения, разделив небо и море, в волнах которого она танцевала, создавая ветер. Для того чтобы согреться среди порывов холодного северного ветра, обнаженная Эвринома танцевала все быстрее и откровеннее, что пробудило желание в гигантском змее Офионе. Он обвил богиню, а ребенка они зачали путем проникновения северного ветра.

После процесса оплодотворения Эвринома превратилась в голубку, снесшую Мировое Яйцо, которое высидел великий змей. Из этого Яйца появились планеты, земля, а также все живые существа и все окружавшее их в этом мире. Офион и Эвринома поселились на Олимпе, но вскоре между ними случилась ссора, и змей был изгнан богиней в подземное царство. Эвринома же продолжила процесс творения, создав планетные силы и их покровителей-титанов, а из зубов, которые она выбила Офиону, возникли первые люди.

Мифы о сотворении мира

Мифология – это наука, изучающая древние мифы или предания, связанные с религиозными верованиями людей древности, и включающая в себя, помимо подробного рассказа о происхождении богов, теорию, объясняющую, как был сотворен мир.

Из всех народов, рассеянных по лицу земли, лишь евреи узнали о происхождении мира непосредственно от Бога, который не только подробно рассказал им, как была создана земля и все живые существа на ней, но и даровал свод законов, регулирующих их поведение. На все вопросы, которые могли у них возникнуть, они получили исчерпывающие ответы, не оставляющие места для домыслов.

У всех остальных народов было по-другому. Греки и римляне, например, не обладавшие знаниями, которые дает нам Священное Писание, но желавшие знать, откуда появился мир, вынуждены были создавать свои собственные теории. Оглядываясь по сторонам в поисках основы, на которой можно было бы построить эту теорию, они не могли не заметить чудес природы и не восхититься ими. Смена дня и ночи, лета и зимы, дождя и сухой погоды; тот факт, что даже высокие деревья вырастают из крошечных семян, величайшие реки – из маленьких ручейков, а красивейшие цветы и нежнейшие фрукты – из маленьких зеленых почек, – все это, по-видимому, подсказало им, что имеется высшее существо, которое создало все это с определенной целью.

Вскоре древние люди пришли к заключению, что всемогущая рука, создавшая все эти чудеса природы, могла сотворить и саму Землю, на которой они живут. Эта мысль породила другие, предположения переросли в уверенность, и вскоре появился следующий миф или предание, которое стало передаваться из поколение в поколение:

Не было моря, земли и над всем распростертого неба, -

Лик был природы един на всей широте мирозданья, -

Хаосом звали его. Нечлененной и грубой громадой,

Бременем косным он был, – и только, – где собраны были

Связанных слабо вещей семена разносущные вкупе.

Земли еще не было. Суша, море и воздух были так перемешаны, что земля не была твердой, море – жидким, а воздух – прозрачным.

Миру Титан никакой тогда не давал еще света,

И не наращивала рогов новоявленных Феба,

И не висела земля, обтекаема током воздушным,

Собственный вес потеряв, и по длинным земным окоемам

Рук в то время своих не простерла еще Амфитрита.

Там, где суша была, пребывали и море и воздух.

И ни на суше стоять, ни по водам нельзя было плавать…

Воздух был света лишен, и форм ничто не хранило.

Все еще было в борьбе, затем, что в массе единой

Холод сражался с теплом, сражалась с влажностью сухость,

Битву с весомым вело невесомое, твердое с мягким.

И над этой бесформенной массой царило беспечное божество по имени Хаос, и никто не знал, как оно выглядит, поскольку света еще не было. Хаос делил трон со своей женой, темной богиней ночи по имени Никс, или Никта, чьи черные одежды и еще более черный облик не могли разогнать окружающий мрак.

Время шло, и супруги устали от власти и призвали себе на помощь сына Эребуса (Темноту). Первое, что он сделал, – это сверг своего отца и занял его трон, а затем, решив, что ему нужна спутница, женился на своей матери Никс. Конечно, с точки зрения современных взглядов они совершили смертный грех, но древние, не имевшие еще писаных законов, вовсе не считали такой брак греховным и безо всякого смущения рассказывают нам, как Эребус и Никс правили вместе до тех пор, пока их замечательные дети Эфир (Свет) и Гемера (День), объединившись, не свергли их и не присвоили власть над миром.

И тогда впервые освещенный Хаос выявил всю свою неприглядную сущность. Эфир и Гемера тщательно осмотрели царивший повсюду беспорядок и, разглядев заложенные в нем возможности, решили превратить его в прекрасную вещь. Однако они хорошо понимали всю грандиозность поставленной пред собой задачи и чувствовали, что им одним не справиться, а потому призвали к себе на помощь Эроса (Амура, или Любовь), свое собственное дитя. Соединенными усилиями они создали Понт (море) и Гею (Ге, Теллус, или Терру), как называли тогда землю.

В начале своего существования Земля вовсе не была такой прекрасной, какой она стала сейчас. На холмах не качали ветвями покрытые густой листвой деревья, в долинах не росли цветы, на лугах не было травы, в воздухе не порхали птички. Земля была голой; повсюду царили безмолвие и покой. Первым это заметил Эрос и, схватив свои животворящие стрелы, пустил их в холодную грудь земли. И тут же ее коричневая поверхность покрылась роскошной зеленью, из листвы выросших прямо на глазах деревьев выпорхнули разноцветные птицы, на густых лугах появились самые разнообразные животные, а в прозрачных водах ручьев замелькали быстрые рыбы. Повсюду воцарилась жизнь, радость и движение.

Гея, очнувшись ото сна, восхитилась всем, что сделал Эрос для ее украшения, и, решив завершить и увенчать его труды, создала Урана (Небо).

Эта версия сотворения мира, одна из многих, распространенных в Греции и Риме, пользовалась наибольшей популярностью.

Гея же прежде всего родила подобного себе

Урана, звездами блестящего, дабы он ее везде покрывал.

Гесиод (Пер. Г. Властова)

Другая распространенная версия гласила, что Эребус и Никс создали гигантское яйцо, из которого появился Эрос, бог Любви, и сотворил Землю.

В ужасном хаосе Эребусова дома

Был небольшой закрытый закуток,

Туда богиня ночи тайно отложила

Яйцо, чтоб в темноте хранилось,

И в нужный срок из этого яйца

Проклюнулась счастливая Любовь.

Аристофан

Древние считали, что земля имеет форму диска, а не шара, как доказали потом ученые. Греки думали, что их страна располагается в самом центре Земли, а точно в центре Греции находится высокая гора Олимп, мифическое обиталище богов. Земля делится на две равные половины Понтом (морем, под которым, очевидно, подразумевались Средиземное и Черное моря), а вокруг них «постоянным, ровным потоком» течет великая река Океан, на которой никогда не бывает бурь. Из нее вытекают все реки, да и само море питается ее водами.

Греки также считали, что территории, расположенные севернее их страны, были населены счастливым народом гипербореев, которые жили в постоянной радости и наслаждались вечной весной. До них, как верили греки, нельзя было добраться ни по суше, ни по морю. Они не знали ни болезней, ни старости, ни смерти и были так добродетельны, что боги часто навещали их и даже принимали участие в их празднествах и играх. Народ, наделенный милостями богов, не мог не быть счастливым, и их солнечная страна воспевалась многими поэтами.

К югу от Греции, также неподалеку от великой реки Океан, жил другой народ, столь же счастливый и добродетельный, что и гипербореи, – эфиопы. Они тоже часто принимали у себя богов, которые с большим удовольствием делили с ними их невинные забавы.

А далеко-далеко, у берегов все той же чудесной реки, согласно некоторым мифам, находились прекрасные острова Блест, куда смертные, прожившие свою жизнь безгрешно и заслужившие этим милость богов, переносились, не почувствовав прикосновения смерти, и наслаждались там вечным блаженством. Эти острова имели свое собственное светило, до них не долетали холодные зимние ветра с севера.

На земле под названием Блест,

Что за западе славном лежит,

Круглый год, день и ночь окрест

Вечный покой царит.

В небе там нет ни бледной Луны,

Ни далеких мерцающих звезд.

Солнце вечно сияет – и ночью и днем,

Освещая мир избранных душ.

Им не нужно ни сеять, не нужно и жать,

Им не нужно работать, о нет!

Слез не знают они и не знают забот,

Только счастье их в будущем ждет!

Эфир и Гемера отобрали власть у Эребуса и Никс, но не долго пришлось им наслаждаться ею, поскольку Уран и Гея, превосходившие по мощи своих родителей, вскоре прогнали их и стали править самостоятельно. Но не успели они поселиться на вершине Олимпа, как у них родилось двенадцать гигантских детей, титанов, которые обладали такой же силой, как и их отец, Уран, который смертельно их боялся. Опасаясь, как бы они не пустили ее в ход, чтобы свергнуть его, он сразу же после рождения хватал своих детей и бросал их на дно темной пропасти, которую называли Тартар, где крепко приковывал цепями.

Эта пропасть располагалась глубоко под землей, и Уран знал, что шесть его сыновей (Океан, Кой, Крий, Гиперион, Япет и Крон), а также шесть дочерей-титанид (Илия, Рея, Темис, Тетис, Мнемозина и Феба) не смогут выбраться из этой пещеры наружу. Титаны недолго оставались единственными обитателями Тартара, ибо однажды его бронзовые двери снова раскрылись, чтобы принять циклопов – Бронта (Гром), Стеропа (Молнию) и Арга (Зарницу) – трех детей Урана и Геи, родившихся позже. Циклопы вместе с титанами превратили Тартар в ад своими бесконечными требованиями о том, чтобы их освободили. Через некоторое время их число снова увеличилось – Уран низверг в Тартар трех ужасных Сентиманов (сторуких чудовищ), которые разделили судьбу старших братьев.

Гея, ужасно расстроенная обращением мужа с детьми, горячо протестовала, но все было напрасно. Уран ни в какую не соглашался освободить гигантов, а когда их крики достигали его ушей, дрожал за свою жизнь. Вне себя от гнева, Гея поклялась отмстить и спустилась в Тартар, где принялась убеждать титанов составить против отца заговор и вырвать из его рук власть.

Все они внимательно выслушали слова матери, но ни у кого не хватило мужества взяться за это дело, кроме Крона, самого младшего из титанов, которого чаще называют Сатурном или Временем. Он больше всех страдал от заточения и цепей и ненавидел отца за его жестокость. Гее в конце концов удалось убедить его свергнуть отца, и, освободив его от пут, она вручила ему косу, которую принесла с собой, и пожелала мужества и победного возвращения.

Вооруженный и ободренный матерью, Крон напал на ничего не подозревавшего отца, победил его благодаря своему чудесному оружию и, крепко связав, занял освободившийся трон, намереваясь стать вечным правителем Вселенной. Разъяренный Уран проклял сына и предрек ему, что придет день, когда и он будет свергнут своими детьми в наказание за то, что поднял на отца руку.

Крон не обратил на это никакого внимания, освободил из Тартара титанов, своих братьев и сестер, которые в благодарность за то, что он вырвал их из ужасного плена, согласились признать его своим владыкой. Их радости не было предела, когда он взял себе в жены собственную сестру Рею (Кибелу, Опс), а всем остальным раздал разные царства Вселенной, чтобы они правили ими, как заблагорассудится. Океану и Тетис он, к примеру, отдал океан и все реки на земле, а Гипериону и Фебе поручил управлять солнцем и луной, которые, как полагали древние, ежедневно проезжают по небу в сверкающих золотом колесницах.

На горе Олимп и в ее окрестностях воцарились мир и покой, и довольный Крон поздравил себя с победным завершением своего предприятия. Но в одно прекрасное утро его покой был нарушен сообщением, что у него родился сын. И тут он вдруг вспомнил о проклятии своего отца. Опасаясь потерять власть, он поспешил к жене, намереваясь проглотить новорожденное дитя, чтобы избежать грядущих бед. Ничего не подозревавшая Рея услыхала его просьбу показать сына. Она с радостью вложила ребенка в протянутые руки мужа, но каково же было ее изумление и ужас, когда она увидела, что он проглотил дитя.

Прошло время, Гея родила еще одного младенца, но и его постигла та же участь. Один за другим новорожденные дети исчезали в огромной пасти ненасытного Крона, олицетворявшего время, которое создает только для того, чтобы уничтожить. Напрасно пыталась обезумевшая от горя мать спасти хотя бы одного малыша – эгоистичный, жестокосердный Крон не желал внимать ее мольбам. Отчаявшись разжалобить его, Рея, наконец, решилась хитростью получить то, чего не могла добиться мольбами, и, как только родился ее младший сын, Юпитер (Иов, Зевс), спрятала его.

Крон, узнав о рождении сына, пришел к Рее, чтобы поступить с ним, как и с другими детьми. Рея умоляла не губить сына, но, не добившись успеха, сделала вид, что смирилась. Быстро завернув в пеленки большой камень, она протянула его Крону, изобразив на лице безутешное горе.

Крон, очевидно, не отличался большим умом, ибо проглотил сверток, даже не поинтересовавшись его содержимым.

Тогда она, спеленав огромный камень, вручила

Сына Урану, великому властелину, прежнему царю богов,

Который, схватив его в руки, опустил во чрево -

Безумный, не уразумев духом, что ему в будущем

За (этим) камнем его сын непобежденный

и от него безопасный

Остался, который вскоре силою и дланью его одолеет,

Лишит его почестей и сам над бессмертными царствовать будет.

Гесиод (Пер. Г. Властова)

Не подозревая об обмане, Крон ушел, а счастливая мать прижала спасенное сокровище к своей груди. Однако спасти маленького Юпитера от неминуемой смерти было еще не все – надо было, чтобы отец не догадался о его существовании.

Рея доверила своего малютку нежным заботам мелийских нимф, которые унесли его в пещеру на горе Ида. Маленького Зевса выкормила коза Амальфея, которая столь самоотверженно ухаживала за ним, что после смерти была вознесена на небо и помещена в созвездие – так Рея отблагодарила ее за доброту. А чтобы плач Юпитера не был слышен на Олимпе, куреты (корибанты), жрецы Реи, дико вопили, потрясали оружием, танцевали и пели воинственные песни.

Крон никак не мог понять, почему поднялся такой шум. Отдыхая от своих многочисленных трудов, он поздравлял себя с тем, как ловко ему удалось избежать бед, которые предвещал ему отец. Но однажды он узнал о том, что жена его провела и Юпитер жив, и все его тревоги и страхи возродились с новой силой. Крон тут же стал ломать голову, как избавиться от сына, но не успел ничего придумать, поскольку Юпитер сам напал на него и после короткой, но жестокой схватки сверг с трона.

Юпитер, радуясь тому, что так быстро удалось победить отца, захватил верховную власть и по совету Реи, которая дала ему волшебное зелье, приготовленное Метидой, дочерью Океана, заставил Крона исторгнуть проглоченных им детей – Нептуна, Плутона, Весту, Цереру и Юнону.

По примеру отца Юпитер разделил свое царство между братьями и сестрами. Самые умные из титанов – Мнемозина, Темис, Океан и Гиперион – беспрекословно подчинились новому владыке мира, но другие не пожелали признать его своим господином, что привело к кровавой схватке между богами и титанами.

Титан Прометей: миф о сотворении человека. - Дележ Прометея. - Огонь Прометея. - Миф о Пандоре - первой женщине. - Ящик Пандоры. - Прикованный Прометей: наказание и освобождение Титана Прометея.

Титан Прометей: миф о сотворении человека

Титан Иапет олицетворяет собой в мифологии прародителя всего человеческого рода. Быть может, в Титане Иапете греческих мифов следует признать библейского Иафета, сына Ноя, прародителя целой человеческой расы. Титан Иапет не имеет никакой определенной миссии или роли в античной мифологии. Древние греки почитали Иапета как древнейшего представителя Титанов. Иапет - современник бога Кроноса (). От Азии, дочери Океана, у Титана Иапета несколько детей, в том числе Прометей, Эпиметей, Атлант и другие.

Титан Прометей олицетворяет собой мыслящую силу человеческого разума, хитрость и ум. Само имя Прометея в переводе с древнегреческого языка значит «наперед знающий», «провидящий». Хотя Титан Иапет в мифах древней Греции считается предком человечества, тем не менее, по античным легендам, люди обязаны именно Титану Прометею своим внешним видом, отличающим их от животных.

«Прометей, - говорит римский поэт Овидий, - размочив землю водой, вылепил из нее человека по образу богов, и - тогда как у всех зверей голова вечно клонится к земле - человек может свободно поднимать свою голову к небесному своду и смотреть на звезды».

Искусство античности изображало очень часто миф о сотворении человека Титаном Прометеем , чаще всего встречается он на резных камнях и барельефах. На одной камее Титан Прометей изображен в виде скульптора, собирающего человеческий скелет. На другой античной камее Титан Прометей собирает в одно целое человеческие члены, которые он изваял каждый отдельно.

На всех античных изображениях Титан Прометей является ремесленником, формирующим только материальную оболочку человека, а не богом, одухотворяющим его. Эта роль, по античной мифологии, принадлежит (Минерве), богине мудрости. На многих памятниках античного искусства ясно выражены роли, выпавшие на долю каждого из этих мифологических персонажей в сотворении человечества.

Прекрасно сохранившийся барельеф изображает Титана Прометея, сидящего на скале, под сенью дерева. Перед Прометеем стоит на столе маленький человек, скорее дитя, которого Прометей только что вылепил, но еще не совсем закончил. Трое детей, совершенно готовых, стоят подле богини Афины (Минервы). Афина сажает на голову одного из них бабочку, у древних греков и римлян.

Таким образом, Титан Прометей является творцом не одного человека, а ремесленником, изготовляющим людей в большом количестве.

Дележ Прометея

Миф о Титане Прометее - это миф о всегдашнем защитнике человечества. Отличительные черты характера Прометея - гордое самомнение и непризнание власти богов.

После победы над Титанами (титаномахия) между богами и человеческим родом возник спор о том, что именно должны приносить люди в жертву богам, и Титан Прометей явился охранителем интересов человечества.

ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с латинского и древнегреческого; все права сохранены.

В шестом классе с первых уроков литературы мы начинаем знакомство с мифами Древней Греции о богах и героях давних времён. Но в мифах любой страны и народности своё толкование о происхождении мира и человечества. В одних говорится о плоской тарелке, которая заменяла земной шар, в других о трёх слонах, которые держали земную поверхность. Да и о происхождении первого человека много спорных вопросов. А как же на это смотрели древние греки? Как они объясняют происхождение мира и человечества на земле. ? Этим я и решила заняться в своём исследовании.

Из греческой мифологии я узнала, что вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни. Все возникло из безграничного Хаоса – весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля – Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. Далеко же под Землей, так далеко, как далеко от нас необъятное светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар – ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь – Эрос. Безграничный Хаос породил вечный Мрак – Эреб и темную Ночь – Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет – Эфир и радостный светлый День – Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.

Могучая, благодатная Земля породила бесконечное голубое Небо – Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море. Уран – Небо - воцарился в мире. Он взял себе в жены благодатную Землю. Шесть сыновей и шесть дочерей – могучих, грозных титанов – было у Урана и Геи. Их сын, титан Океан, обтекающий всю землю, и богиня Федита породили на свет все реки, которые катят свои волны к морю, и морских богинь – океанид. Титан же Гипперион и Тейя дали миру детей: Солнце – Гелиоса, Луну – Селену и румяную Зарю – розоперстую Эос (Аврора). От Астрея и Эос произошли звезды, которые горят на темном ночном небе, и ветры: бурный северный ветер Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дождем тучи.

Кроме титанов, породила могучая Земля трех великанов–циклопов с одним глазом во лбу – и трех громадных, как горы, пятидесятиголовых великанов–сторуких (гекатонхейров), названных так потому, что сто рук было у каждого из них. Против их ужасной силы ничего не может устоять, она не знает предела.

Возненавидел Уран своих детей – великанов, в недра богини Земли заключил он их в глубоком мраке и не позволил им выходить на свет. Страдала мать их Земля. Ее давило страшное бремя, заключенное в ее недрах. Вызвала она детей своих, титанов, и убеждала их восстать против отца Урана, но они боялись поднять руку на отца. Только младший из них, коварный Крон, хитростью низверг своего отца и отнял у него власть.

Богиня Ночь родила в наказание Крону целый сонм ужасных божеств: Таната – смерть, Эриду – раздор, Апату – обман, Керра – уничтожение, Гипноса – сон с роем мрачных тяжелых ведений, не знающую пощады Немесиду – отомщение за преступления, и множество других. Ужас, раздоры, обман, борьбу и несчастье внесли эти боги в мир, где воцарился на троне своего отца Крон.

Крон не был уверен, что власть навсегда останется в его руках. Он боялся, что и против него восстанут дети и обрекут его на ту же участь, на какую обрёк он своего отца Урана. И повелел Крон жене своей Рее приносить ему рождавшихся детей и безжалостно проглатывал их. Уже пятерых проглотил Крон: Гестию, Деметру, Геру, Аида и Посейдона. Рея не хотела потерять и последнего ребёнка.

По совету своей матери Земли Рея завернула в младенческие пелены камень, и Крон проглотил этот камень вместо новорожденного Зевса, который был тайно воспитан в убежище на острове Крит.

Тем временем Зевс рос на Крите в скрытой от глаз глубокой пещере на склонах лесистой Иды. Нимфы Адрастея и Идея лелеяли маленького Зевса. Они вскормили его молоком божественной козы Амалфеи. А юноши куреты, охранявшие пещеру, скрывали плач Зевса ударами медных щитов и бряцаньем оружия.

Дай разделить певцу твой быстротечный век!

То Прометеев вопль или брань воздушных станов?

Где я! Вкруг туч пожар – мрак бездн – и крыльев снег

И мышцы гордые напрягших мощь титанов

Вяч. Иванов

Возмужав, Зевс стал сильнее отца, и не хитростью, как Крон, а силой поборол его и заставил отца изрыгнуть проглоченный камень, таким образом, освободил остальных детей.

Приближался конец эры титанов, которые заполнили к этому времени несколькими своими поколениями небесные и земные просторы. Начиналась эра богов, но им предстояло ещё победить своих могучих предшественников.

Успели уже у богов родиться и возмужать сыновья и дочери, когда пришло, наконец, время решающей схватки. Равны были ярость и сила идущих друг на друга богов и титанов, и не было видно конца их сражению, пока не стало Зевсу известно, что лишь освободив из заточения скрытых в недрах земли Сторуких, одержат боги победу. Присоединились к богам также киклопы и кое-кто из титанов.

Титаны потерпели поражение и были низвергнуты в Тартар. Завершилось время Крона. И хотя после этого были и другие восстания – например, чудовища Тифона, Зевс подавляет их все.

Высоко на светлом Олимпе царит Зевс, окружённый сонмом богов. Здесь и супруга его Гера, и златокудрый Аполлон с сестрой своей Артемидой, и златая Афродита, и могучая дочь Зевса Афина, и много других богов. Три прекрасные Орры охраняют вход на высокий Олимп и подымают закрывающее врата густое облако, когда боги нисходят на землю или возносятся в светлые чертоги Зевса. Высоко над Олимпом раскинулось голубое бездонное небо, и льётся с него золотой свет. Ни дождя, ни снега не бывает в царстве Зевса; вечно там светлое, радостное лето. Глубоко в пучине моря стоит чудесный дворец брата громовержца Зевса. Властвует над морями Посейдон, и волны моря послушны малейшему движению его руки, вооружённой грозным трезубцем. А глубоко под землёй царит неумолимый, мрачный брат Зевса Аид. Никогда не проникают туда лучи яркого солнца. Бездонные пропасти ведут с поверхности земли в печальное царство Аида. Мрачные реки текут в нём. Там протекает священная река Стикс, водами которой клянутся сами боги.

Много в природе дивных сил,

Но сильнее человека нет

Нашлось место в этом мире и человечеству. У греков существовал только один древний миф о возникновении человека: рассказ о том, как после всемирного потопа, насланного Зевсом, уцелели только Девкалион и его жена Пирра (дочь Прометея). Все люди произошли от них или же возникли из камней, которые супруги бросали за спину. Возможно, что в древнейшей версии мифа создателем людей выступал сам Прометей (как и в позднейших легендах), так как это объясняло бы тесную связь между его поступками и судьбой человечества. Вместе с тем некоторые греческие племена считали себя «автохтонами», возникшими из земли. В частности, фиванцы думали, что они произошли из зубов убитого финикийцем Кадмом дракона, которые он посеял в землю. О самом древнем представлении о происхождении человека говорит титул Зевса – «отец богов и людей».

Создали прежде всего поколение людей золотое

Вечноживущие боги, владельцы жилищ олимпийских

Первый род человеческий создали счастливым, это был золотой век. Как блаженные боги, жили в те времена люди, не зная ни заботы, ни труда, ни печали. Не знали и немощной старости, всегда были сильны и крепки их ноги и руки. Безболезненная и счастливая жизнь их была вечным пиром. Смерть, наступавшая после долгой жизни, похожа была на спокойный, тихий сон. Сами боги приходили к ним советоваться. Но золотой век на земле кончился, и никого не осталось из людей этого поколения. После смерти люди золотого века стали духами, покровителями людей новых поколений. Окутанные туманом, он носятся по всей земле, защищая правду и карая зло. Так наградил их Зевс после их смерти.

Второму человеческому поколению, названному серебряным, жилось намного хуже, чем первому. Но оно не ведало об этом, ибо не дали ему боги разума. Сто лет люди росли несмышлеными в домах своих матерей и тешили себя детскими забавами. Едва достигнув зрелости и набравшись кое-какого ума, они вскоре умирали, так и не успев насладиться полноценной жизнью. Не видя от этого поколения какой-либо пользы, Зевс упрятал его глубоко под землю.

Зевс создал третий род и третий век – век медный. Не похож он на серебряный. Из древка копья создал Зевс людей – страшных и могучих. Люди с малолетства были вооружены копьями с медными наконечниками, носили медные доспехи, обитали в домах с медной кровлей и непробиваемыми медными стенами. Возлюбили люди медного века гордость и войну и уничтожали друг друга. Быстро сошли они в мрачное царство ужасного Аида. Как ни были они сильны, всё же черная смерть похитила их, и покинули они ясный свет солнца.

Лишь только этот род сошёл в царство теней, тотчас же Зевс создал на земле четвёртый век и новый род людской, более благородный, более справедливый, равный богам род полубогов – героев. Многие герои полегли в сражениях под стенами Фив или Трои, перебив друг друга, или погибли при возвращении на Родину. Уцелевших Зевс переселил на острова, омываемые Океаном, и дал им блаженную жизнь людей Золотого века.

Последний, пятый век и род людской - железный. Он продолжается и теперь на земле. Ночью и днём, не переставая, губят людей печали и изнурительный труд. Боги посылают людям тяжкие заботы. Правда, к злу примешивают боги и добро, но всё даже зла больше, оно царит повсюду. Не чтят дети родителей, друг не верен другу, гость не находит гостеприимства, нет любви между братьями. Не соблюдают люди данной клятвы, не ценят правды и добра. Друг у друга разрушают города. Всюду властвует насилие. Ценятся лишь гордость и сила.

Богини Совесть и Правосудие покинули людей. В своих белых одеждах взлетели они на высокий Олимп к бессмертным богам, а людям оставили только тяжкие беды, и нет у них защиты от зла. О бедах людей Железного века говорится и в будущем времени, которое наступит, если люди не остановятся в своих злодеяниях и не восстановится утрачиваемоё почитание родителей детьми, товарищество, братство:

Дети с отцами, с детьми – их отцы сговориться не смогут.

Чуждыми станут товарищ товарищу, гостю - хозяин.

Больше не будет меж братьев любви, как бывало когда-то.

Правду заменит кулак. Города подпадут разграбленью

Стыд пропадёт. Человеку хорошему люди худые

Лживыми станут вредить показаньями, ложно кляняся

Скорбно с широкодорожной земли на Олимп многоглавый,

Крепко плащом белоснежным закутав прекрасное тело,

К вечным богам вознесутся тогда, отлетевши от смертных,

Совесть и стыд. Лишь одни жесточайшие тяжкие беды

Останутся людям

Так олимпийские боги вошли в современный мир и продолжают в нём жить, ни в чём не препятствуя людям и обогащая их красотой, доблестью, душевной широтой, любовью к жизни.

Вот и закончилось моё исследование. Я узнала много нового и интересного. Благодаря этой работе, я глубоко окунулась в тайны древнего мира. Мифы запечатлели историю возникновения мира, освоения человеком окружающей среды и познания им своего места в ней. Мифы отражают не только понимание человеком могущества этих сил, но и ложные представления о возможности каким-то образом оградить себя от них. С помощью мифа человек взмывал над бескрылой действительностью, добивался справедливости, побеждал сильнейших противников, проникал в самые отдалённые уголки земли и вселенной. Это обеспечило мифу любовь всех человеческих поколений.

Мне очень захотелось узнать больше о нём, о богах и героях Древней Греции. В следующей работе я постараюсь осветить Пантеон богов Древней Греции.