Как устроена скрипка? Сколько на ней струн? И другие интересные факты о скрипке…. Интересные факты о скрипке существует легенда Интересные факты о скрипке для детей

Ирина Морозова
Тематическое занятие по музыке «История маленькой скрипки»

«ИСТОРИЯ МАЛЕНЬКОЙ СКРИПКИ »

(Тематическое занятие )

Цели и задачи :

Расширить кругозор, тезариус, развивать творческие способности, учить различать звучание скрипки . Развивать у детей фантазию при изображении различных персонажей, побуждать к поискам выразительных движений.

Материал :

«Дудочка и барабан» И. Чукаш, «Детская энциклопедия. Музыка от А до Я » Э. Финкельштейн, «Загадки о инструментах» П. Синявский, скрипка и смычок , видеофильм «Изготовление скрипки » , видеомагнитофон, бутафорская скрипка , костюмы кузнечика и пчелы, песня «Маленький кузнечик » сл. С. Козлова, муз. М. Сутягиной, фонограммы («Каприс» Н. Паганини, «Зима» из цикла «Времена года» А. Вивальди)

Ход занятия.

Дети входят в зал, рассаживаются.

Музыкальный руководитель (М. Р.) Отгадайте загадку.

Движенья плавные смычка

Приводят в трепет струны.

Мотив журчит издалека,

Поёт про вечер лунный.

Как ясен звуков перелив,

В них радость и улыбка.

Звучит мечтательный мотив,

Его названье …

Дети Скрипка .

М. Р. Сегодня мы поговорим о скрипке . (Показывает скрипку и смычок ) Посмотрите, как красива скрипка . У неё прекрасная «фигура» - корпус с длинной изящной шейкой, которая оканчивается головкой с колками и завитком. (Рассматривает с детьми скрипку ) Верхняя сторона корпуса, она называется верхняя дека, изготовлена из ели, а нижняя сторона, нижняя дека – из клёна. На верхней деке есть прорези, они называются эфы, так как сделаны в виде латинской буквы f. Между эфами находится подставка, которая поддерживает струны. Если вы заглянете в прорези эфы, то под правой стороной подставки увидите маленькую палочку , соединяющую обе деки. Это и есть «душа» скрипки , она так и называется – душка. Для чего нужны эти главные части скрипки ?На колках держатся четыре струны : струна ми, струна ля, струна ре и струна соль. Называют их так потому, что они настроены на эти звуки. Поворачивая колки, скрипач настраивает струны . Струны натянуты над грифом. Скрипач прижимает их пальцами левой руки – так он изменяет длину струны, получая то более низкие, то более высокие звуки. Теперь вы видите, какая сложная конструкция у скрипки , наделенной чудесным голосом. Скрипка считается довольно молодым музыкальным инструментом , но понадобилось немало времени для создания её современной формы. Смычок, при помощи которого скрипач заставляет струны зазвучать, первоначально был дугообразной формы. Точь-в-точь как лук, только волос не был туго натянут. Однако пользоваться таким смычком было всё-таки не очень удобно. И скрипичным мастерам пришлось немало потрудиться над созданием его современной конструкции. Трость смычка сделана из бразильского дерева фернамбука. Волос, обычно изготовленный из белых конских волос, натянут между головкой и колодочкой трости. Длина смычка 75 см, а вес примерно 60 г. Смычок должен быть легким для того, чтобы музыкант мог легко с ним обращаться. Мы не знаем имя первого скрипичного мастера , но я назову вам имена известных школ скрипичных мастеров . Наиболее известные из них сложились в северной Италии – в Бреши (Гаспар да Сало и Джованни Маджини, в Кремоне (Амати, Страдивари, Гварнери, Бергонци) . Сейчас мы посмотрим, как делают скрипки мастера .

Просмотр видеоматериала «Изготовление скрипки »

М. Р. Если провести смычком по струнам, то сразу услышишь необыкновенный звук. Послушайте!

Звучит фонограмма «КАПРИС» Н. Паганини

М. Р. Лучше всех на скрипке играл Никколо Паганини. Он жил очень давно. У этого человека был необычайно развит музыкальный слух и были необыкновенно гибкие пальцы. Он не только играл на скрипке , но и сочинял музыку для своего любимого инструмента. Мы её сейчас с вами услышали. В нашей стране тоже были замечательные скрипачи – это Л . Коган, Д. Ойстрах. (Показывает портреты скрипачей ) . Во всем мире известны ансамбли скрипачей «Вивальди» , «Виртуозы Москвы» . Сейчас я хочу предложить вам послушать в их исполнении отрывок из скрипичного концерта А . Вивальди «Времена года»

Звучит фонограмма «ЗИМА» А. Вивальди («Времена года» ).

М. Р. Сейчас мы послушаем стихотворение Э. Огнецвета «Скрипка »

Ребенок Зеленый кузнечик

Играет на скрипке ,

Заслушались бабочки,

Птицы и рыбки.

Пусть первую скрипку

Подарят и мне,

Где звонкая тайна есть

В каждой струне.

Я стану учиться,

А будущим летом

С кузнечиком вместе

Сыграю дуэтом.

Инсценирование песни «МАЛЕНЬКИЙ КУЗНЕЧИК » сл. С. Козлова, муз. М. Сутягиной (Приложение №2)

М. Р. Напоследок я хочу загадать вам ещё одну загадку.

В лесу вырезана,

Гладко выписана,

Поёт, заливается.

Как называется?

Дети Скрипка .

ПРИЛОЖЕНИЕ :

Маленький кузнечик до полудня спал.

С полудня до вечера на скрипочке играл .

Прилетела, села важная пчела.

Музыканта маленького слушать начала .

Золотистым кругом света и тепла

Над зелёным лугом музыка плыла .

Музыка звучала , и, забыв дела,

Головой качала важная пчела.

И кузнечик маленький на скрипочке играл ,

Будто всем по горсточке он счастье раздавал.

Не кричал, не плакал, слов не говорил,

По зелёной скрипице травиночкой водил .

Публикации по теме:

Сценарий новогоднего утренника для подготовительной группы «Новогодняя история с маленькой елочной» Сценарий новогоднего утренника для подготовительной группы Роли: Взрослые: Ведущий, Баба Яга, Дед Моро, Снегурочка, Дети: ёжик, зайчик,.

Название: Интегрированная непосредственно образовательная деятельность по музыкальному воспитанию в старшей группе детского сада «7 цветов.

Интегрированное музыкальное занятие Музыкальный руководитель МАДОУ Детский сад № 2 «Светлячок» Мануиленко В. В. Образовательная область:.

История маленькой скрипки. История маленькой скрипки. Программа задачи: Пополнить знания детей о скрипке. (Откуда появилась её конструкция); продолжить знакомство.

Комплексно – тематическое планирование «История Отечества» подготовили Кузнецова Марина Рафаильевна - музыкальный руководитель, Егорова.

Может ли красиво звучать каменная скрипка?

Шведский скульптор Ларс Виденфалк сконструировал скрипку «Чёрный дрозд» из камня. Она сделана по рисункам Страдивари, а материалом послужил чёрный диабаз. Идея такой скрипки возникла у Виденфалка, когда он оформлял большими диабазовыми блоками одно из зданий, и обрабатываемый молотком и стамеской камень красиво «пел». Скрипка звучит не хуже многих деревянных и весит всего 2 кг, так как толщина каменных стенок резонаторного ящика не более 2,5 мм. Стоит заметить, что «Чёрный дрозд» не единственный подобный инструмент в мире - скрипки из мрамора делает чех Ян Рериха.

Среди произведений Моцарта есть необычный дуэт для двух скрипок. Музыканты должны встать друг к другу лицом и положить страницу с нотами между собой. Каждая скрипка играет свою партию, но обе партии записаны на одной и той же странице. Скрипачи начинают читать ноты с разных концов листа, затем встречаются в середине и снова удаляются друг от друга, а в целом получается красивая мелодия.

Является ли цена скрипок Страдивари пропорциональной качеству их звучания относительно современных инструментов?

Самые дорогие скрипки в мире - это инструменты работы Страдивари конца 17-начала 18 века, якобы звучащие лучше всех остальных скрипок благодаря неразгаданному до сих пор секрету мастера. Однако в 2010 году это предубеждение было опровергнуто в ходе эксперимента, в котором 21 профессиональный скрипач методом двойного слепого тестирования исследовал 3 современных скрипки и 3 старых инструмента - 2 работы Страдивари и ещё один работы Гварнери. Большинство музыкантов, участвующих в эксперименте, не смогли отличить старые скрипки от новых. Более того, наилучшим качеством звучания обладают, как выяснилось в результате тестирования, инструменты живущих ныне мастеров, в то время как более чем в сто раз дорогие скрипки Страдивари заняли два последних места.

Кто и когда назвал Эйнштейна великим скрипачом?

Эйнштейн любил играть на скрипке и однажды принял участие в благотворительном концерте в Германии. Восхищённый его игрой местный журналист узнал имя «артиста» и на следующий день опубликовал в газете заметку о выступлении великого музыканта, несравненного виртуоза-скрипача Альберта Эйнштейна. Тот сохранил эту заметку и с гордостью показывал её знакомым, говоря, что он на самом деле знаменитый скрипач, а не учёный.

Что случилось с изобретателем роликовых коньков на первой их демонстрации?

Изобретателем роликовых коньков принято считать бельгийца Жан-Жозефа Мерлена. Он продемонстрировал их на лондонском бале-маскараде в 1760 году, катаясь среди публики в дорогих туфлях с маленькими металлическими колесиками и играя на скрипке. Однако эти ролики были ещё настолько несовершенны, что Мерлен не смог вовремя затормозить и врезался в стену, разбив очень дорогое зеркало.

Проект педагога дополнительного образования Лизневой Е.А. МБОУ ДОД ДШИ №12 г.о. Самара 2014 год. Интересные факты о скрипке Скрипка Откуда появилась скрипка Невозможно точно установить, кто изобрёл скрипку, но доподлинно известно, что самые лучшие экземпляры этого удивительного по красоте звучания инструмента были изготовлены в XVII и XVIII веках. В Италии существовали целые знаменитые семьи создателей скрипок. Секреты изготовления скрипок тщательно оберегались и передавались по наследству. Самой известной семьёй мастеров - создателей скрипки была семья Амати из итальянского города Кремона. Долгое время считалось, что скрипки с такой удивительной и редкой мелодичностью и нежностью не способен создать больше никто. Но у Николо Амати был талантливый ученик Антонио Страдивари его без преувеличения называли мастером мастеров. Он создал скрипку несколько большую по размеру и более плоскую, чем те, что существовали до него. Но самое главное, что ему удалось приблизить звук инструмента к тембру человеческого голоса. Известно, что Страдивари создал более 1000 инструментов. Многие из них назывались по имени музыкантов, которые играли на них. До наших времён сохранилось всего лишь 540 скрипок Страдивари, каждая из которых очень высоко ценится и считается выдающимся произведением искусства. Скрипка Антонио Страдивари История музыки знает много прославленных скрипачей. Непревзойдённ ым скрипачом всех времён был Николо Паганини, который жил в первой половине XIX века. В симфоническом оркестре более трети музыкантов - скрипачи. Это объясняется тем, что скрипка занимает ведущее место в оркестре благодаря красоте и выразительности звучания. Интересные факты о скрипке Существует легенда, что Леонардо да Винчи распорядился, чтобы всё время, пока в его студии позирует Джоконда, там звучала музыка в исполнении струнных. Её улыбка была отражением звучавшей музыки. Во многих странах на хороших скрипачей ополчалось духовенство - даже в тихой Норвегии их считали пособниками тёмных сил, норвежские народные скрипки жгли, как ведьм. Норвежская скрипка хардингфеле Самая дорогая скрипка Скрипка, сделанная известным итальянским мастером Джузеппе Гварнери, была продана в июле 2010 на аукционе в Чикаго за $18 миллионов и является самым дорогим музыкальным инструментом в мире. Скрипка была сделана в 1741 году в XIX веке и принадлежала знаменитому скрипачу Анри Вьетану. Самые маленькие скрипки В 1973 году Эрик Майсснер изготовил скрипку высотой всего 4,1см. Несмотря на маленький размер, скрипка издаёт приятные звуки. Дэвид Эдвардс, который когда-то играл на скрипке в шотландском национальном оркестре, сделал скрипку высотой 1,5 сантиметра, наименьшую в мире. Скрипки иногда служат художникам в качестве своеобразного холста. Джулия Борден уже несколько лет занимается росписью скрипок и виолончелей. Перед тем, как расписать скрипку, художнице нужно снять струны и подготовить поверхность к нанесению рисунка. Удивительные, причудливые, яркие творения Джулии Борден неповторимы и притягивают взгляды зрителей. Шведский скульптор Ларс Виденфалк сконструировал скрипку «Чёрный дрозд» из камня. Она сделана по рисункам Страдивари, а материалом послужил чёрный диабаз. Скрипка звучит не хуже многих деревянных и весит всего 2 кг, так как толщина каменных стенок резонаторного ящика не более 2,5 мм. Стоит заметить, что «Чёрный дрозд» не единственный подобный инструмент в мире — скрипки из мрамора делает чех Ян Рериха. Среди произведений Моцарта есть необычный дуэт для двух скрипок. Музыканты должны встать друг к другу лицом и положить страницу с нотами между собой. Каждая скрипка играет свою партию, но обе партии записаны на одной и той же странице. Скрипачи начинают читать ноты с разных концов листа, затем встречаются в середине и снова удаляются друг от друга, а в целом получается красивая мелодия. Эйнштейн любил играть на скрипке и однажды принял участие в благотворительном концерте в Германии. Восхищённый его игрой местный журналист узнал имя «артиста» и на следующий день опубликовал в газете заметку о выступлении великого музыканта, несравненного виртуоза-скрипача, Альберта Эйнштейна. Тот сохранил эту заметку себе и с гордостью показывал её знакомым, говоря, что он на самом деле знаменитый скрипач, а не учёный. Один из лучших скрипачей американец Джошуа Белл 12 января 2007 года согласился принять участие в эксперименте — утром на протяжении 45 минут он играл в вестибюле станции метро под видом обычного уличного музыканта. Из тысячи прошедших мимо людей только семеро заинтересовались музыкой. Музыка Н.Паганини (исп. Леонид Коган) Соната № 1 для скрипки и гитары ля мажор, соч. 2 № 1: Менуэт. Adagio В презентации использованы материалы Википедии, сайтов en.wikipedia.org missjacobsonsmusic.blogspot.ru ru.wikipedia.org www.washingtonpost.com www.terra-2.ru www.rate1.com www.kulturologia.ru http://samoe-samaya.ru http://sitefaktov.ru

Интересные факты о скрипке расскажут много нового об этом струнном музыкальном инструменте.

Современная скрипка имеет возраст больше 500 лет. Она была спроектирована в 1500-х годах Андреа Амати.

В 2003 году Атхира Кришна из Индии вошел в книгу рекордов Гиннеса, беспрерывно играя на скрипке в течение 32 часов.

Игра на инструменте сжигает 170 калорий в час.

Скрипки обычно изготавливают из древесины ели или клена. Скрипки очень сложны. Более 70 различных кусков дерева собраны вместе для создания современной скрипки.

До 1750 года струны делались из овечьих кишок.

Инструмент стимулирует работу мозга.

Слово скрипка происходит от средневекового латинского слова vitula, что означает струнный инструмент ;

В городе Гуанджоу (юг Китая) была создана самая маленькая скрипка в мире, длинной в 1 см.

Чрезвычайно высоко ценятся скрипки производства Страдивари и Гварнери.

Самая дорогая скрипка, когда-либо купленная частным инвестором, была приобретена за 16 миллионов долларов. Тем не менее, Музей Ашмолея в настоящее время владеет скрипкой стоимостью 20 миллионов долларов.

Известные скрипачи:

  • Арканджело Корелли (1653-1713) — итальянский скрипач и композитор, один из основоположников жанра кончерто гроссо.
  • Антонио Вивальди (1678-1741) — венецианский композитор, скрипач, педагог, дирижер.
  • Джузеппе Тартини (1692-1770) — итальянский скрипач и композитор. Усовершенствовал конструкцию смычка, удлинив его, и выработал основные приемы ведения смычка, признанные всеми современными ему скрипачами Италии, Франции и вошли в общее употребление.
  • Джованни Баттиста Виотти (1753-1824) — итальянский скрипач и композитор, автор 29 концертов для скрипки.
  • Николо Паганини (1782-1840) — итальянский скрипач, гитарист и композитор, автор скрипичных каприсов, концертов.
  • Анри Вьетан (1820-1881) — бельгийский скрипач и композитор, один из основателей национальной скрипичной школы. Автор многочисленных произведений для скрипки — семи концертов с оркестром, ряд фантазий, вариаций, концертных этюдов и др.

Пожалуй, нигде потеря времени не сказывается с такой очевидностью, как при воспитании ребёнка. Взрослый человек, провалявшийся на диване с пустой книжонкой, возможно, наверстает время, если ляжет спать попозже. Ребёнок, оставшийся за бортом воспитания — трудового, умственного, физического или музыкального — теряет какие-то драгоценные качества личности, которые трудно вернуть. Трудно, но возможно. Поэтому не будем ситуацию излишне драматизировать. Если вы не сделали первые шаги в музыкальном воспитании в самом раннем детстве, то приступайте к этому сегодня, когда вашему ребёнку 4 или 5 лет.

Слушание музыки

При правильном музыкальном развитии дети в этом возрасте перед слушанием музыки устраиваются поудобнее, замолкают. Они узнают знакомую музыку, радостно сообщают об этом взрослым. Могут высказать о музыке своё впечатление: «Хорошая песенка», «Там поёт птичка», «Я слышу, как шумит ветер» и т.п. Некоторые могут подобрать услышанную мелодию на детском музыкальном инмтрументе или на настоящем пианино.

Дети разные. Одни общительные, всё любят делать вместе, спрашивают, если что-то непонятно; другие ищут ответ на интересующий их вопрос самостоятельно. Первых большинство. Вот бегает по квартире этакий комочек энергии, и, кажется, ничто не в силах остановить его внимание надолго. Но вот он видит, что вы сидите неподвижно и слушаете музыку. Общительные дети не выдержат и обязательно спросят:

— Что ты делаешь?
— Слушаю музыку.
— Какую музыку?
— Это симфония.
— Какая ещё симфония?
— Симфония — это когда много инструментов играют вместе, рассказывая о чём-то важном.
— А это интересно?
— Очень.

Не исключено, что ребёнок спросит:

— Можно я послушаю?
— Можно, только не балуйся. Не разговаривай. А, если тебе надоест, уходи.

Хотя подобный способ приобщения к слушанию музыки дошкольников функционирует не всегда, но попытаться действовать в этом направлении стоит. Ребёнок на примере взрослых усваивает, что музыку слушают внимательно. При этом не разговаривают, не мешают другим. Немалое значение имеет и то, что дети видят, как взрослый, который всегда так занят, не торопится, слушает музыку сосредоточенно, не отвлекается. Личный пример эффективнее самых красноречивых слов.

Как рассказывать о музыке

Многие считают, что вовсе не обязательно объяснять ребёнку, что такое симфония или соната. Всё равно, мол, не поймёт. Он не поймёт, конечно, в чём сущность симфонии. Это верно. Но он узнает, что такая форма существует, и что музыка имеет разные формы. Усвоение знаний о музыке, музыкальных инструментах, композиторах и музыкантах (разумеется, если обо всём этом говорится доступным малышам языком) помогает музыкальному развитию ребёнка. Лучше всего рассказывать о музыкальных инструментах в форме, которая маленькому человеку ближе всего. В форме сказки.

Сказка о скрипке

Прослушайте пьесу, где звучит скрипка. Да и саму сказку можно рассказывать на фоне тихой скрипичной музыки.

Покажите ребёнку изображение скрипки. Или нарисуйте сами. Ещё лучше, если у вас дома найлётся игрушечная скрипочка. Совсем хорошо, если есть настоящая. А теперь расскажите придуманную нами сказку про скрипку. Уверены, что многие родители, обладающие большей, чем мы фантазией, могут придумать сказку и получше. Хорошо, если удастся ввести в слушание сказки элементы игры.

Внимание, игра. Вы пишите заранее ответы на приведённые здесь и другие, придуманные вами по теме сказки, вопросы и раскладываете листы на столе под соответствующими номерам. Прежде чем начать рассказывать сказку, объясните ребёнку условия игры. Например, так:

— Сейчас я расскажу тебе сказку про инструмент, который называют королевой музыки, — скрипку. Потом задам вопросы. Слушай внимательно. За каждый правильный ответ очко получаешь ты. За неправильный — я. Выигрвывает тот, кто получит больше очков.

Уверены, что после такого вступления ребёнок будет слушать сказку внимательно и с большим интересом.

В одном царстве, в одном государстве жила девочка. Родители её любили музыку. Потому они назвали девочку Скрипка и научили её играть на скрипке. Девочка выросла и стала музыкантом. Она разъезжала по городам и деревням, играла на скрипке и приносила людям радость.

В этом царстве жил злой человек. Он не любил музыку, и ему не нравилось, что люди радуются, когдав слышат звуки скрипки. Однажды перед концертом он тайком пробрался в комнату, где лежала скрипка, и перерезал три струны. А последнюю четвёртую перерезать не успел. Однако девочка сумела очень хорошо сыграть и на одной струне.

Тогда на другом концерте злой человек снова пробрался в комнату, где лежала скрипка, и вырвал все волосы из смычка, которым Скрипка извлекала звук. В этот раз злодею удалось сорвать концерт, потому что другого смычка у девочки не было. А главное — в этом царстве не было лошади, из хвоста которой можно было взять волосы для смычка.

Скрипка без смычка не могла играть. Девочка сидела на дороге и плакала. В это время мимо проезжал на белом коне принц из соседнего королевства.

— Что ты плачешь? — спросил принц.
— У меня нет конского волоса для смычка, и я не могу играть на скрипке, — сказала Скрипка.
— Не плачь. Я дам тебе волос из хвоста моего коня, — сказал принц.

Он вставил волосы из хвоста своего коня в смычок, и Скрипка заиграла. Игра скрипки и сама Скрипка так понравились принцу, что он предложил девочке поехать с ним в его королество и стать его женой.

Так Скрипка стала королевой, а её скрипка — королевой музыки.

Вопросы к сказке

— Как звали девочку и инструмент, на котором она играла?
— Сколько у скрипки струн?
— Как называется то, чем водят по струнам и извлекают звук?
— Из чего сделаны волосы на смычке?
— Почему злой человек обрезал струны на скрипке и вырвал волос мз смычка?

Возможны, разумеется, и другие вопросы, а также другое развитие сказочного сюжета. Ответы отчётливо, печатными буквами напишите на другой стороне листочка, чтобы дети, умеющие читать, прочитали их сами.

Рассказывать о музыке так, чтобы ребёнку было интересно, непросто. Замечено, что больше всего маленького слушателя интересуют детские годы музыканта или композитора. Или истории, героями которых являются дети.

Рассказ о «Марше деревянных солдатиков» П. Чайковского

У Петра Ильича Чайковского был 8-летний племянник Володя Давыдов. Он любил играть в солдатики, и ему композитор посвятил этот марш. Володя достал из коробки солдатиков. Если хочешь, и ты достань своих солдатиков и поставь их в ряд. Видишь, они стоят ровно и ждут команды. Раздался приказ, зазвучала музыка, и они пошли. Прислушайся, и ты услышишь как бодро и чётко они идут: «Раз-два! Раз-два!» Солдаты проходят мимо Володи, который принимает парад.

После такого рассказа дети понимают, что музыка способна выражать нечто вполне определённое. У них появляется интерес к тому, чтобы понять, что именно музыка выражает, а, следовательно, возникает желание слушать музыку.

О детском настроении

О детском настроении несколько слов отдельно. Сегодняшнее, сиюминутное настроение играет для ребёнка немалую роль (в значительно большей степени, чем у взрослого), как при слушании музыки, так и при занятиях на музыкальном инструменте. Вчера, в солнечный удачный день всё ему было в радость. А сегодня что-то не ладится, и музыка его только раздражает. Ну что ж! В отношении детей, особенно маленьких, далеко не всегда уместны точный распорядок и неукоснительная дициплина. Напротив, здесь, на наш взгляд, необходима гибкость и способность к компромиссам.

Знаем семью, в которой для пятерых детей распорядок дня был расписан до мелочей. И родители поставили перед собой задачу точно придерживаться составленного графика. Любые отклонения от него жёстко присекались. Результат оказался плачевный. Как только дети подрастали и выходили из-под контроля родителей, они, что называется, «пускались во все тяжкие»: уходили из семьи, рано вступали в сексуальные отношения, даже принимали наркотики. Побеждало стремление вырваться из-под системы подавления детских желаний, которые далеко не всегда совпадают с желаниями взрослых. Так бывает, когда вода, долго сдерживаемая запрудой, прорывается на свободу, затапливая всё кругом.

Не стоит насильно заставлять детей делать то, к чему сегодня у них не лежит душа.

Музыкальный вкус детей, как правило, зависит от вкуса родителей

Какую музыку давать слушать в дошкольном возрасте? Правильно ответить на этот вопрос важно, так как музыкальный вкус малышей только формируется и они не способны отличить хорошую музыку от плохой, неинтересной. Считаем, что вкус детей должен быть воспитан на классике, приучен к хорошей музыке.

К музыке для детей вполне подходит определение, которое дал С. Маршак для детской литературы: «Она должна быть написана как для взрослых, только намного лучше». Как в классической музыке, так и в «лёгкой» (разделение это достаточно условно) у детей есть свои предпочтения. Не берёмся объяснить почему, но замечно, что Моцарта, например, маленькие слушают особенно охотно. Кто знает, почему? Не исключено, что композитор, в детстве имевший славу вундеркинда, сохранил в своей музыке то яркое, детское, подзабытое нами, взрослыми, восприятие мира. И потому особенно понятен маленьким слушателям...

Знаем семью, в которой девочка с удовольствием слушала музыку Шопена. В другой семье папа увлекался современной , и любимым композитором его шестилетней дочки был Хиндемит. Сын одного из авторов в четыре года любил слушать «Лунную сонату» Бетховена. «Дети, — писал И. П. Павлов, — тонко перенимают не только привычки и манеры взрослых, но и их эмоции».

Сочинение музыки

Случается и так: после слушания музыки, соединённой с рассказом, малыши сами пытаются сочинять музыку. Особенно часто это происходит после того, как узнают, что некоторые композиторы и музыканты сочиняли музыку в детстве. Если в доме есть пианино или детские музыкальные инструменты, малыш подолгу сидит, нажимая на клавиши и прислушиваясь к звукам. Не надо останавливать его, даже если звуки кажутся вам бессмысленными. Напротив. Такие попытки надо всячески поощрять: «Ой, молодец! Ну-ка, повтори ещё раз! Как у тебя здорово получилось! Как будто медведь прошёл... Как будто белочка пробежала...» И т.п.

Вот несколько советов

  • Запишите мелодию на магнитофон. Потом вместе с ребёнком прослушайте.
  • Постарайтесь в словах выразить, на что похожа написанная малышом музыка, какое настроение в ней выражено.
  • Придумайте вместе с юным композитором название мелодии.
  • Если сумеете, запишите детское сочинение в нотах.
  • Пусть у детей, которые учится играть на каком-то музыкальном инструменте, собственные произведения войдут в репертуар.
  • Хорошим стимулом к сочинению музыки могут стать ваши задания. Придумай грустную мелодию. Или весёлую. Или мелодию колыбельной песни для куклы. Сочини мелодию к стихотворению. На наш взгляд, хорошо использовать для этих целей детские стихи А. Барто, С. Маршака, К. Чуковского и других популярных авторов. Хорошие детские стихи хорошо ложатся на музыку.

Музыка и рисунок

Дети мыслят образами. Поэтому они с удовольствием рисуют то, что слышат. Особенно это относится к музыкальным произведениям изобразительного хзарактера. Где образ, заложенный в музыке, выражен ясно и отчётливо. Иногда даже в названии пьесы, как, например, в «Детском альбоме» П. Чайковского, Р. Шумана или, скажем, в пьесах для детей С. Майкапара, А. Гречанинова и других композиторов.