Карпов И.П. Национальная триада «Православие - самодержавие - народность» (А

Нашли ошибку? Выделите и нажмите CTRL+ENTER

Карпов И.П. Национальная триада «Православие - самодержавие - народность» (А.С. Пушкин «Борис Годунов»)

Трагедия «Борис Годунов» - одно из центральных произведений Пушкина, в котором всесторонне проявились его гений, его русская православная душа, его видение истории народа, его сокровенные думы. Рассмотрим образ монаха-летописца Пимена, попытаемся постичь смысл сцены «Ночь. Келья в Чудовом монастыре» в аспекте авторской позиции, имея в виду содержание трагедии в целом.

§ 1. Образ Пимена - духовный центр трагедии

Пушкин сравнивает поэта с «эхом», которое на все откликается. Всеотзывчивость - одна из существеннейших черт авторской позиции («Эхо»). Пушкин наделяет поэта миссией пророка: «Глаголом жги сердца людей», - в этом проявляется осознание автором божественного предназначения поэзии («Пророк»). Пушкин себе в заслугу ставит пробуждение добрых чувств в людях, прославление свободы, призыв к милосердию:

Так утверждается идея христианского сострадания («Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»).

Авторская позиция выражена в «Борисе Годунов» в ее принципиально важных проявлениях, что придает содержанию трагедии - по сравнению с лирическими произведениями - более глубокий и возвышенный духовный и национально-исторический смысл.

Пимен завещает продолжить летописание иноку Григорию Отрепьеву, который оказывается не способным это сделать, охваченный «бесовским мечтаньем». Во-вторых, Пимен заканчивает свое «сказание» эпизодом убийства царевича Феодора, сына Ивана Грозного:

Таким образом, дело Пимена как бы продолжает сам создатель трагедии. Автор занимает позицию летописца : он начинает повествование с того исторического момента, на котором остановился Пимен; он избирает следствие «ужасного злодейства» - нечистую совесть Бориса Годунова - одной из основных духовных причин бедствий царя и его царства.

Конечно, «Борис Годунов» не является собственно летописью, не является и стилизацией летописного повествования, оставаясь произведением художественным, т. е. образным, но духовная позиция летописца проявляется во всей структуре произведения, что мы и постараемся далее обосновать.

Пимен - полноценный художественный образ, содержательной доминантой которого является устремленность к Богу. В этом плане с Пименом сопоставим только Патриарх, но в речах и поступках Патриарха много мирского, идущего от озабоченности делами государства, тогда как Пимен - в своей устремленности к вечному - величественно спокоен.

Внешность Пимена изображена в свете любовного взгляда Григория: «Как я люблю его спокойный вид», «смиренный, величавый».

В этих определениях выразилось стремление Пушкина отразить типичные, любимые им свойства русских монахов-летописцев.

«Характер Пимена, - писал Пушкин, - не есть мое изобретение. В нем собрал я черты, пленившие меня в наших старых летописях: простодушие, умилительная кротость, нечто младенческое и вместе мудрое, усердие, можно сказать, набожное, к власти царя, данной им Богом, совершенное отсутствие суетности, пристрастия…» (Рукою Пушкина 1935: 745).

«Смиренный, величавый» облик праведника, монаха, пастыря запечатлен не только на иконах, что может быть определено «требованиями жанра», иконописной традиции, но и дошедшими до нас изображениями (живописными и фотографическими) русских архипастырей, внешний вид которых соединяет строгость, сосредоточенность и духовную просветленность.

Пимен показан в душерасположении, которое можно определить как молитвенное духовное умиление, что также является не только индивидуальной особенностью персонажа трагедии, но одним из высших состояний православной души. Это состояние знал и Пушкин, что отразилось как в его лирике (эпитафии, переложения молитв, многие стихотворения), так и в трагедии.

«Духовным умилением насыщены многие страницы «Бориса Годунова»: оно дышит в устах Пимена, Грозного царя, о котором вспоминает последний, в предобеденной молитве, которую читает мальчик в доме Шуйского, и в трогательном рассказе патриарха о чуде от мощей царевича Димитрия, и, наконец, в завещании сыну самого Бориса, когда он, принимая схиму, отходит от этого мира со словами покаяния и примирения на устах» (Анастасий, митр. 1996: 92).

Пимен изображен в период жизни, когда он осознает, что ему пора «отдохнуть», «погасить свечу», он чувствует близость собственной смерти, т. е. ему присуще осознание скорого предстояния перед Всевышним, что и придает его речам особую убедительность.

Григорий, как человек, которого мучают «бесовские мечтанья», в своей характеристике Пимена прав только отчасти:

Пимен не равнодушен к людям (его отношение к Ивану Грозному, смиренному царю Феодору, общему греху наречения цареубийцы «владыкою»). Спокойствие его происходит от осознания высшей власти, высшего суда, грозящего людям, от молитвенного состояния, каким только и может ответить православный монах на прегрешения человека.

«В нем поэт дал самый законченный, самый выпуклый и самый правдивый тип православного русского подвижника, какой только был когда-нибудь в нашей художественной литературе» (Анастасий 1996: 81).

Значение образа Пимена - духовное: с действием трагедии герой связан опосредованно: оценкой событий, царей, - и не является лицом историческим.

Сцена «Ночь. Келья в Чудовом монастыре» определенным образом вписана в композицию трагедии. Ей предшествуют эпизоды: беседа двух царедворцев (Шуйского и Воротынского), присутствие народа на Красной площади и Девичьем поле, воцарение Бориса Годунова. После нее следуют эпизод известия о побеге Григория (Палаты патриарха) и монолог Бориса Годунова о результатах своего шестилетнего царствования (Царские палаты). Таким образом сцена «Ночь. Келья в Чудовом монастыре» помещена как бы вглубь повествовательного пространства, внутрь основных тем: бытие русского православного народа, царь, его «управа», хитросплетения жизни царедворцев, отношение народа к царю, начало действий Григория - «окаянного пострела».

Наконец, отметим, что первый монолог Пимена «Еще одно, последнее сказанье» задает величественный интонационно-словесный тон дальнейшему повествованию, в котором в органическое целое сливаются церковнославянская лексика, высокий трагедийный слог и живой русский народный язык.

Глубина и цельность характера Пимена предполагает рассмотрение этого образа в свете важных для России пушкинской поры понятий: православие, самодержавие, народность.

§ 2. Православие

Каждое слово Пимена значимо в системе православного мировидения, миропонимания и миропереживания. Оно - не просто «формула», «принадлежность церковного этикета», «принятое правило».

За каждым словом монаха стоит смысл, определенный Святым Писанием и многовековой традицией Святоотеческого Предания , что глубоко прочувствовано и гениально выражено Пушкиным.

Пимен свой труд определяет как исполнение долга, завещанного Богом:

Словами «Мне, грешному» начинается оценка всего, что происходит, что на мирском языке может быть названо «злодейством», «предательством», «убийством», «нечистой совестью», но для верующего человека имеет название «грех».

В мире все происходит по воле или попущению Божию, отсюда и Пименово летописание:

Пимен самим фактом своего монашеского положения, духовностью мировосприятия, помыслов и оценок утверждает огромное значении Православной Церкви , монастыря, монашества в жизни как простого человека, так и венценосца.

Он противопоставляет мирскую жизнь как «наслаждение» и монашескую как «блаженство»:

Он вспоминает царя Ивана Грозного в моменты его раскаяния, задумчивости, тихой беседы, когда царь давал обет: «Прииду к вам, преступник окаянный», а монахи молились за него.

Пимен - монах, летописец - высшая нравственная и праведная высота, с которой автор обозревает остальных персонажей, их действия, поступки, мотивы поведения.

«Пушкин уразумел своим русским чутьем, что здесь запечатлена от века лучшая часть нашей народной души, видавшей в монашестве высший идеал духовно-религиозной жизни. Ее неутомимая тоска по горнему отечеству находила отклик в его собственном сердце, звавшем его туда, »в заоблачную келью, в соседство Бога Самого«» (Анастасий 1996: 81).

Пимен учит молодого инока, наследника своих трудов:

«Не мудрствуя лукаво», т.е. не своевольничая, не привнося своей личной, греху подверженной воли в описываемое. В словах Пимена выражается глубокая вера в существование двух миров - Божественного, горнего, ангельского и дольнего, нашего, земного, человеческого. Угодники Божии и пророки как бы соединяют эти два мира, свидетельствами Божьего мира являются чудеса, небесные знаменья. Так Пимен высказывает православное понимание структуры мира.

Сына Ивана Грозного Феодора он вспоминает как царя смиренного (одна их основных христианских добродетелей), за смирение возлюбленного Богом.

Перед смертью царю Феодору является «небесное виденье»:

Перед смертью христианину, ведущему праведную жизнь, Бог посылает Ангела - на протяжении всех веков православия в России постоянно свидетельствуется это чудо. По смерти царя Феодора -

Пушкин верно угадывает мельчайшие детали православного мировидения и мировосприятия, выражая их в речи Пимена. Так, православный человек, тронутый тайной смерти, охваченный слабой надеждой прозреть, в каком душевном состоянии усопший человек покидает этот грешный мир, каким он предстает перед Богом, всматривается в лицо умершего.

* * *

Жуковский по смерти Пушкина писал:

«Мы долго стояли над ним, молча, не шевелясь, не смея нарушить таинства смерти, которое совершалось перед нами во всей умилительной святыни своей. Когда все ушли, я сел перед ним и долго, один, смотрел ему в лицо. В эту минуту, можно сказать, я увидел лицо самой смерти, божественно-тайное; лицо смерти без покрывала. Какую печать на него наложила она! и как удивительно высказала в нем и свою и его тайну. Я уверяю тебя, что никогда на лице его я не видал выражения такой глубокой, величественной, торжествующей мысли. Она, конечно, таилась в нем и прежде, будучи свойственна его высокой природе; но в этой чистоте обнаружилась только тогда, когда все земное отделилось от него с прикосновением смерти» (Цит. по: Константин, архимандрит 1991: 21).

Митрополит Анастасий следующим образом понял последние мгновения жизни Пушкина:

«Так очищенная и просветленная душа поэта отлетела от своей телесной оболочки, оставив на ней свою печать - печать видений иного, лучшего мира. Смерть запечатлела таинство духовного рождения в новую жизнь, каким окончилось его короткое существование на земле» (Анастасий 1996: 128).

* * *

Православная вера объединяет русский народ , что выражено в идее ответственности людей друг перед другом и Богом:

Воротынский обсуждает душевное состояние Годунова:

Григорий Отрепьев (Самозванец) осознает греховность своего поведения:

Наконец, Пимен («Прогневали мы Бога») утверждает общую ответственность народа.

Таким образом, все персонажи трагедии одинаковы в авторской оценке и самооценке: каковы бы ни были их действия, они видят, осознают себя, свои душевные состояния, поступки с точки зрения заповедей Христовых.

* * *

Изображенная в трагедии государственная, бытовая, личная жизнь людей есть жизнь христианская.

Не видеть этого, не понимать, не учитывать при анализе произведения - невозможно.

1) Народ («Москва») идет просить Бориса Годунова согласиться на царство - к Новодевичьему монастырю . Монастырь - центр православного бытия русского народа.

2) Первый монолог царя Бориса начинается с обращения к Патриарху . Далее Патриарх находится рядом с царем во время самых ответственных государственных и личных событий.

Царь Борис просит покойного царя-праведника Феодора даровать ему «Священное на власть благословенье». В трагедии мотив благословения неоднократно повторяется.

Принявший царство царь и его окружение идут поклониться гробам «Почиющих властителей России».

3) «Ночь. Келья в Чудовом монастыре»: беседа Пимена и Григория проникнута христианским душерасположением, христианской символикой.

4) Первое известие о побеге Григория Отрепьева передается в диалоге Патриарха и игумена Чудова монастыря.

5) Царь Борис в монологе «Достиг я высшей власти» предчувствует «небесный гром и горе», говорит о себе как человеке с нечистой совестью.

6) Представителями народа являются и бродяги-чернецы Мисаил и Варлаам.

7) В доме Шуйского застолье заканчивается молитвой - обращением к Богу. Несмотря на то, что далее следует вполне «царедворский» разговор Шуйского и Афанасия Пушкина, молитва за царя - неотъемлемая часть православного Богослужения и домашних молитв православных христиан.

8) Царь Борис, узнав от Шуйского о появлении царевича Димитрия (Самозванца), говорит о законности своего воцарения, потому что он избран народом и «увенчан» Патриархом. Царь Борис заклинает Шуйского «крестом и Богом» сказать правду о судьбе «убитого младенца». Шуйский рассказывает о своем пребывании у тела убитого царевича. Причем, как бы продолжая рассказ Пимена о смерти царя Феодора, говорит о лике убитого царевича:

9) Появление Григория уже в качестве Самозванца начинается с обещания перекрестить русский народ в католичество:

В разговоре с Мариной Самозванец признается:

10) Во время военной угрозы со стороны Самозванца и иноземцев царь Борис повелевает, чтобы монахи молились. Патриарх рассказывает о случае исцеления от мощей убитого царевича Димитрия, советует царю разоблачить Самозванца, начать борьбу с ним по-христиански:

Не случайно в трагедии Самозванец именуется по-разному.

Ответ на вопрос: кто такой Самозванец? - подразумевает и ответ на вопрос: как с ним бороться? Патриарх: пострел, окаянный, сосуд диавольский, врагоугодник, бесовский сын, расстрига окаянный; пристав: беглый еретик, вор, мошенник; боярин Пушкин - в обращении к Шуйскому: спасенный царевич, некий дух, смелый плут, бесстыдный самозванец; Шуйский в разговоре с Пушкиным: удалец; Шуйский - в беседе с Годуновым: самозванец, неведомый бродяга; Годунов: грозный супостат, пустое имя, тень, призрак, расстрига, беглый инок.

Таким образом, самозванец - тень, призрак, который помрачает души людей, а значит, и бороться с ним нужно, как с бесовским помрачением, что понимает и предлагает Патриарх.

Но для царя Бориса это означало бы глубокое раскаяние в содеянном убийстве, на что он пойти не решается, упорствуя в грехе. Князь Шуйский предлагает «иные средства - проще», испытанное средство царедворца - обман. В конце концов все решается казнями, доносами: «Что день, то казнь. Тюрьмы битком набиты».

11) В сцене «Равнина близ Новгорода-Северского» один из русских воинов отвечает на слова Маржерета: «Ква! ква! тебе любо, лягушка заморская, квакать на русского царевича; а мы ведь православные». Русские отступают перед войсками Самозванца потому, что - как православные - не могут воевать против православного царевича.

12) Народ перед собором в Москве, юродивый Николка говорит царю Борису: «Николку маленькие дети обижают… Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича»; «Нет, нет! Нельзя молиться за царя Ирода - Богородица не велит».

13) Перед смертью царь Борис понимает ответственность перед Богом:

14) Афанасий Пушкин в речи перед народом на Лобном месте:

Такова схема основных христианских тем, образов, оценок в трагедии. Этот материал свидетельствует о невозможности понимания трагедии и авторской позиции без учета того, что произведение было создано православным поэтом на основе истории русского православного государства и предназначалось для православного читателя.

§ 3. Самодержавие

В «завещании» Пимена определяется само существо отношения русского православного человека к царю: за труды, за славу, за добро - поминание, за грехи, за темные деяния - молитва к Спасителю о вразумлении царя.

В этом отношении нет места бунту, непослушанию, революции. За свои дела царь отвечает перед Богом:

Вспоминая Ивана Грозного, Пимен говорит:

Пушкин выражает православную точку зрения на отношение власти к народу, понимая духовную основу этого отношения: не закон, но благодать. Нравственную чистоту должен нести православный царь своим подданным.

«Наука, литература, благотворительность, школьное просвещение, а в особенности христианская убежденность и одушевленное Православие - вот те посредства, чрез которые истинный общественный деятель, истинный любитель народа сообщает нравственные силы своего духа общественному быту» (Антоний 1996: 143).

«Изучение истории Смуты приводит его к одному убеждению, которое является позднее основополагающим для его политического мировоззрения - к убеждению, что монархия есть в народном сознании фундамент русской политической жизни» (Франк 1990: 405).

§ 4. Народность

Русский православный народ в его святости, национальном своеобразии, патриотизме, его греховности и раскаянии - основная (субстанциональная) тема трагедии.

Пушкин объективирует в трагедии государственное мышление, мыслит историческими событиями как социальной, нравственной, духовной цельностью в сложности внутренних противоречий.

«Общим фундаментом политического мировоззрения Пушкина было национально-патриотическое умонастроение, оформленное как государственное сознание» (Франк 1990: 409).

Учитывая единство и цельность изображаемой исторической действительности и своеобразие пушкинского мировосприятия, необходимо отметить, что народ - это все, кто изображен в произведении: это люди одной национальности, одной православной веры, одного общего греха.

В пределах этой цельности идет разделение на царя, царедворцев, Патриарха, Пимена, Самозванца - и собственно простой народ. Последний также представлен разделенным, во-первых, на народ помыкаемый и управляемый (массовые сцены) и народ в его индивидуальности и его трудовой определенности (бедные монахи, стрельцы, хозяйка корчмы).

Без этой неоднородности народа может быть неясен смысл сцены «Корчма на Литовской границе». В развитии действия эта сцена вносит только одну мысль: Григорий Отрепьев переходит Литовскую границу, что можно было ввести в реплику любого персонажа. В образ Григория эта сцена также мало что добавляет: Григорий находчив, решителен. Значит, смысл сцены именно в изображении народа - конкретного народа, данного в сфере его жизни и труда: бедные монахи собирают деньги для монастыря, приставы думают, как бы поживиться, одновременно соблюдая свои служебные обязанности, хозяйка озабочена притеснениями и поборами.

Иное дело «народ», собираемый властями в своих целях. Это особое качество и состояние народа, когда он отрывается от своих жизненных насущных дел и привлекается для участия в политике, но и этот народ может не только послушно давать себя обманывать царедворцам, но и «безмолвствовать».

* * *

Пимен-монах пишет летопись - историю народа, мысль его устремлена к Богу, и с этой Божественной высоты он видит положение народа и ответственность народа за духовное содержание своих действий: «мы прогневали Бога, »мы« согрешили - «мы» нарекли.

Так в речи Пимена задается еще одна перспективная содержательная линия, далее развиваемая в драматическом повествовании: народ мыслится во всей его целостности и общей ответственности перед Богом за соборное действие («нарекли»).

Цель Пименовой летописи:

Пимен своим трудом обращается к потомкам именно православных, сам он - православный монах , пишущий летопись православного царства и православного народа . К русскому православному читателю обращается и Пушкин.

В этих словах Пимена есть еще один смысл: «потомки» мыслятся не как нечто «иное», отдельное от ныне живущих, но как люди, единые с живущими в вере, в отношении к царю и родной земле.

Таким образом, в мировосприятии, миропонимании и мирочувствовании Пимена воплощена основная идея пушкинского времени - идея единства православия, самодержавия и народа .

Монах-летописец Пимен - одно из высших творений Пушкина («положительный образ», на сухом языке литературоведения). Такой образ не мог быть «сочинен» как нечто отдельное от души его создателя. В Пимена Пушкин не «перевоплощался», в образе летописца выразилось (объективировалось) лучшее, что было в Пушкине: внутреннее родство с русской православной народной культурой.

Находясь внутри этой культуры, мы - по прошествии двухсот лет со дня рождения поэта и более ста семидесяти лет после создания образа Пимена - воспринимаем образ летописца, трагедию в целом, её язык как свое, родное, потому что со всеми живущими и умершими у нас один «нравственный воздух» - у нашего Бога «все живы».

«Православная русская культура, окружавшая его отовсюду, как нравственный воздух, незаметно для него самого питала и образовывала его дух: ей он обязан, несомненно, широтою своего сердца, готового вместить весь мир и сделавшего его поистине «всечеловеком» в лучшем смысле этого слова; от нея же он взял любовь к правде Божiей, благостное прiятiе жизни и примиренное отношенiе к смерти и многое другое, что делает его образ всем нам столь близким и родным» (Анастасий 1956: 254)

Какой бы жестокой ни представала русская история в произведениях Пушкина, нельзя забывать признание поэта:

«Хотя лично я сердечно привязан к государю, я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора - меня раздражают, как человек с предрассудками - я оскорблен, - но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал» (Пушкин 1992: 310).

Литература

  1. Анастасий 1956: Анастасий, митр. Нравственный облик Пушкина // Архипастырские послания, слова и речи Высокопреосвященнейшего Митрополита Анастасия, Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. Юбилейный сборник ко дню 50-летия Архиерейского служения. 1906-1956. N.Y., Jordanville, 1956.
  2. Анастасий 1996: Анастасий, митр. Пушкин в его отношении к религии и Православной Церкви // А.С. Пушкин: путь к Православию. - М., 1996.
  3. Антоний 1996: Антоний, Епископ. Слово пред панихидой о Пушкине, сказанное в Казанском университете 26 мая 1899 г. // А.С. Пушкин: путь к Православию. М., 1996. Константин 1991.
  4. Константин 1991: Константин, архимандрит (К.И. Зайцев). Религиозная проблема Пушкина / Публ. и коммен. Михаила Филина // Русский рубеж. Специальный выпуск газеты «Литературная Россия». М., 1991. № 7. 7 июня.
  5. Пушкин 1992: Пушкин А.С. Собр. соч.: В 10 т. М., 1992. Т. 10.
  6. Рукою Пушкина 1935: Рукою Пушкина: Несобранные и неопубликованные тексты. - М., 1935.
  7. Франк 1990: Франк Семен. Пушкин как политический мыслитель // Пушкин в русской философской критике: Конец XIX - первая половина XX в. / Сост., вступ. ст., биобиблиограф. справки Р.А. Гальцевой. М., 1990.
HTML-версия Studio KF, при использовании ссылка на сайт обязательна!

Понять смысл произведения помогает его подробный литературный анализ. «Борис Годунов» (Пушкина, как известно, всегда интересовала историческая тематика) - это пьеса, которая стала знаковым событием не только в отечественной, но и в мировой драматургии. Трагедия стала переломным этапом в творчестве поэта, ознаменовав его переход от романтизма к реализму. Для самого писателя это был очень удачный опыт по работе с историческим материалом. Успех сочинения определил дальнейшую работу классика в данном направлении.

Написание произведения

Вначале следует сказать несколько слов о том, как шла работа над пьесой и какова история создания «Бориса Годунова». Биография шурина царя Фёдора I Иоанновича заинтересовала писателя потому, что он был очень сложной и противоречивой личностью. Кроме того, период его правления стал переломной эпохой в истории Руси, ознаменовав начало Смутного времени.

Именно поэтому поэт обратился к годам его царствования, взяв за основу народные сказания о нем, а также знаменитую «Историю государства Российского» известного историка Н. М. Карамзина. Во второй половине 1820-х годов автор увлекся творчеством У. Шекспира и потому задумал создать собственную масштабную трагедию, сюжет которой бы развивался на фоне реальных событий прошлого. Именно от этого и следует отталкиваться, рассказывая о том, какова была история создания «Бориса Годунова». Эта историческая фигура заинтересовала поэта тем, что Борис был сильным, волевым и харизматичным деятелем, который по своему происхождению не мог претендовать на Московский престол, однако в силу своего ума и таланта добился желаемого: его провозгласили царем, и он правил семь лет.

Вступление

Краткой характеристикой первой сцены произведения следует начать его анализ. «Борис Годунов» (Пушкина интересовали трагедии Шекспира, и поэтому он, так же как и английский драматург, начал с масштабной художественной зарисовки первой картины действия) - это пьеса, в которой, по общепризнанному мнению критиков, главным героем является простой русский народ. Поэтому первая сцена сразу открывает перед читателем широкую панораму Кремлевской площади, где, по сути, после смерти последнего сына Ивана Грозного Федора решалась судьба царства.

Представители Земского собора приказали собравшимся просить Бориса Годунова принять царский титул. Последний долго отказывается, и этот сюжетный ход очень напоминает примерно такую же сцену из пьесы Шекспира «Ричард III». Однако в конце концов он соглашается и обещает править справедливо и мудро. Права героя на престол объяснялись тем, что его сестра была женой скончавшегося царя Федора, умершего бездетным. Сама же отказалась от власти и ушла в монастырь.

Сцена в монастыре

Отдельную характеристику монаха Пимена необходимо включить в данный литературный анализ. «Борис Годунов» (Пушкина всегда привлекал образ русского летописца, которого он и запечатлел в своей пьесе) - это произведение, которое отличается от исторических хроник Шекспира бо́льшим охватом места и времени действия. Следующая сцена происходит через пять лет после вышеописанных событий. Поэт описывает мирный труд монаха Пимена, который работает над своей летописью. Его монолог - замечательный образец старинной речи, проникнутой глубоким философским смыслом. В ней звучит мысль о судьбах Руси и месте человека в истории. Монах рассуждает о том, что потомки должны знать судьбу своего Отечества. Его долгий труд и смиренное настроение резко контрастируют с поведением Григория Отрепьева, который решил занять Московский престол, назвавшись именем убитого царевича Дмитрия Угличского, младшего царя Ивана Грозного.

История Отрепьева

Характеристику этого действующего лица обязательно должен включать художественный анализ. «Борис Годунов» (Пушкина всегда привлекали личности авантюрного склада, и этот персонаж воплощает именно такой тип героя) - это драма, которая построена на динамичном сюжете, включающем в себя политическую интригу и философские проблемы. Итак, Григорий бежал из монастыря и попытался перейти литовскую границу.

Однако на постоялом дворе его чуть было не схватила охрана. Григорий обманул своих преследователей и сумел скрыться в Кракове. Здесь он стал собирать силы для похода на Москву и одновременно ухаживал за дочерью местного воеводы Мариной Мнишек.

Образ главного героя

В трагедии «Борис Годунов», краткое содержание которой следует пересказывать по главным сценам драмы, дан психологический портрет царя. Вначале автор показывает его в семейном кругу, в разговоре с дочерью и сыном. В этих отрывках читатель видит в нем заботливого отца, который печется о счастье своих наследников.

Из его беседы с сыном становится очевидным, что Борис - мудрый правитель, который занимается государственным делами и стремится научить тому же своего преемника. Однако затем следует сцена, в которой он предстает перед читателем в совершенно другом виде. Царь винит себя в убийстве царевича Дмитрия (данный факт не подтвержден исторической наукой, однако автор использовал народный слух) и боится, что это преступление отразится на его судьбе. Он всеми силами старается быть справедливым и мудрым правителем, однако мысль о смерти ребенка не дает ему покоя. Таким образом, автор дал подробный психологический портрет царя, раскрыв его с двух сторон и показав его тайные душевные страдания.

Характеристика Отрепьева

Большое значение историческим сюжетам придавал в своем творчества А. С. Пушкин. Драма «Борис Годунов» повествует об одном из самых драматичных событий в прошлом Руси - о начале Смутного времени, которое чуть было не привело к падению государственной независимости.

Автор уделяет много внимания образу Отрепьева, который стал самозванцем и занял московский престол. В представлении писателя это был человек авантюрного склада: живой, хитрый и очень честолюбивый. В сцене в приграничном трактире он проявил ловкость, смекалку, а также выдержку, сумев уйти от погони. Произведение «Борис Годунов», герои которого отличаются сильным и незаурядным характером, привлекает читателей не только интересным и динамичным сюжетом, но и тщательно прописанными персонажами, которые как будто сошли со страниц знаменитого труда Карамзина. Самозванец стал одной из главных ключевых фигур произведения, хотя в пьесе и не показано его прямое противостояние с царем.

Образ монаха

На основе исторического материала построил свое произведение Пушкин. «Борис Годунов» (летописец Пимен в рассматриваемой драме получился одним из самых запоминающихся действующих лиц) - это трагедия, в которой представлена целая галерея портретов эпохи конца 16 - начала 17 века. Монах монастыря, где некоторое время жил представлен в пьесе как воплощение мудрости, мира и покоя. Он занят написанием летописи о событиях минувших времен, и именно его глазами читатель видит прошлое, так как он сам был очевидцем великих событий. Из его монолога мы узнаем об его трепетном и благоговейном отношении к своему труду: Пимен понимает всю значимость создания хроники об отечественной истории. Исторической достоверностью проникнута вся пьеса «Борис Годунов». Отрывок, описывающий сцену в Чудовом монастыре, особенно торжественен, так как речь монаха дышит покоем и умиротворением, и его спокойствие контрастирует с беспокойным настроением Григория Отрепьева.

Народ в драме

По общепризнанному мнению критиков, автор на первый план вывел простых людей, которые постоянно присутствуют в наиболее важных сценах произведения. Вначале при избрании царя обычные жители столицы собрались на кремлевской площади для того, чтобы просить его занять Московский престол.

В сцене в приграничном трактире снова присутствуют лица из социальных низов общества: хозяйка трактира, простые солдаты. Именно этим и отличается от исторических хроник Шекспира пьеса «Борис Годунов». Отрывок в финале особенно красноречив и многозначителен: в решающую минуту провозглашения царем самозванца собравшаяся толпа молчит. Этим самым автор показал, что в данный момент судьба решалась в верхах, среди бояр, которые приняли сторону Отрепьева. Эта сцена является, по сути, кульминационной, хотя и вынесена поэтом в самый конец.

Итак, народ в трагедии «Борис Годунов» является главным действующим лицом. Данная особенность драмы отразилась и в одноименной опере известного русского композитора М. Мусоргского, в которой хоровые партии играют первостепенное значение.

Начало войны

Пьеса «Борис Годунов», краткое содержание которой является предметом настоящего обзора, состоит из нескольких сцен, которые объединены одной общей идеей - противостояния человека и власти. Следующая сцена начинается с описания военных действий самозванца. Он движется на Москву в надежде захватить власть. Однако в столице между тем неожиданно умирает Борис, но успевает перед смертью благословить своего старшего сына Федора на царствование. Среди бояр тем временем созрел замысел поднять бунт против детей умершего правителя, и один из них провозглашает самозванца царем. Пьеса заканчивается молчанием народа.

ПИМЕН

ПИМЕН - центральный персонаж трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов» (1825), монах-летописец Чудова монастыря, «старец кроткий и смиренный», под началом которого состоит молодой инок Григорий Отрепьев, будущий Самозванец. Материал для этого образа (как и для других) Пушкин почерпнул из «Истории...» Н.М.Карамзина, а также из эпистолярной и житийной литературы XVI в. (Например, рассказ П. о кончине Федора Иоанновича основан на сочинении патриарха Иова.) Пушкин писал, что характер П. не есть его изобретение: «В нем собрал я черты, пленившие меня в наших старых летописях». К этим чертам поэт отнес умилительную кротость, простодушие, нечто младенческое и вместе мудрое, усердие, набожность в отношении к власти царя, данной от Бога.

П.- герой одной сцены, пятой картины трагедии. Роль П. относительно невелика. Однако функция этого персонажа в развитии сюжета, в сцеплениях идей, образов - важна и значительна. Коллизия трагедии в сцене с П. получает существенные прояснения. Из рассказа Шуйского в первой картине известно о цареубийстве, совершенном в Угличе, назван его виновник - Борис Годунов. Но Шуйский - свидетель косвенный, заставший на месте событий «свежие следы». П.- единственный среди персонажей очевидец, видевший своими глазами зарезанного царевича, слышавший собственными ушами, как «под топором злодеи покаялись - и назвали Бориса». Для Шуйского гибель Димитрия тривиальна, как всякое политическое убийство, коим нет числа. В тех же понятиях мыслит и Воротынский, хотя его реакция более эмоциональна: «Ужасное злодейство!» Совсем другая (по тональности, по смыслу) оценка П.: «О страшное, невиданное горе!» Страшным и невиданным это горе является потому, что грех Бориса ложится на всех, к нему все оказываются причастными, ибо «владыкою себе цареубийцу мы нарекли». В словах П. не просто нравственная оценка, в которой нельзя отказать самому Годунову (муки совести терзают и его). П. судит бытийственно: преступление совершил один человек, а держать ответ надо всем. Предстоит невиданное горе, идущее на Русь, «настоящая беда государству московскому». («Комедия о настоящей беде государства московского...» - одно из черновых названий пушкинской трагедии.) П. еще не знает, как проявится это горе, но его предчувствие делает монаха милосердным. Поэтому он наказывает потомкам быть смиренными: пускай они, поминая своих царей, «за грехи, за темные деянья, Спасителя смиренно умоляют». Тут обнаруживается существенное отличие от «суда» Юродивого, отказавшего Борису в молитве. Симметрия этих образов, П. и Юродивого, давно замечена и исследована, в частности, В.М.Непомнящим. Однако близость персонажей не означает, что они одинаково выражают «глас народа», «глас божий». Реализм Пушкина в том и состоит, что каждый его герой имеет собственный «глас». Драматургия сцены в келье Чудова монастыря строится на контрасте спокойствия П. (постоянный эпитет: «минувшее <...> спокойно и безмолвно», «его спокойный вид», «спокойно зрит на правых и виновных») и смятения Григория, чей «покой бесовское мечтанье тревожило». В продолжении всей сцены П. старается убедить Отрепьева в тщетности мирских утех и в блаженстве иноческого служения. Однако его воспоминания о весело проведенной молодости, о шумных пирах и боевых схватках только распаляют воображение Григория. Рассказ же о Димитрии, особенно неосторожное упоминание - «он был бы твой ровесник», - провоцируют «чудную мысль», которая определит дальнейший ход событий. П. как бы производит Григория в самозванцы, причем совершенно непреднамеренно. В теории драмы такое действие называется перипетией (согласно Аристотелю, «переменой делаемого в противоположность»). Вследствие перипетии завязка трагедии затягивается в драматургический узел.

В опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов» (1868-1872) роль П. была расширена. Ему композитор (и автор либретто) передал рассказ Патриарха (пятнадцатая картина трагедии - «Царская дума») о чудесном прозрении слепого пастуха перед гробом царевича Димитрия. В опере этот рассказ следует после сцены с Юродивым (в трагедии - перед ней) и становится последним ударом судьбы, карающей детоубийцу.

Самые знаменитые исполнители роли П.- И.В.Самарин (Малый театр, 1880), В.И.Качалов (МХТ, 1907); в опере - В.Р.Петров (1905) иМ.Д.Михайлов(1936).

С.В.Стахорский


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ПИМЕН" в других словарях:

    А, муж.Отч.: Пименович, Пименовна; разг. Пименыч.Производные: Пименка; Пима; Пиманя; Пимаха; Пимаша.Происхождение: (Греч. poimen пастух; перен. пастырь.)Именины: 23 февр., 21 мая, 20 авг., 9 сент., 10 сент., 11 окт. Словарь личных имён. Пимен… … Словарь личных имен

    Пастух, пастырь Словарь русских синонимов. пимен сущ., кол во синонимов: 1 имя (1104) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Современная энциклопедия

    - (Извеков Сергей Михайлович) (1910 90) патриарх Московский и всея Руси с 1971. Пострижен в монахи в 1927. Архимандрит с 1950, епископ с 1957, архиепископ с 1960, митрополит с 1961. Управляющий делами Московской патриархии в 1960 61, постоянный… … Большой Энциклопедический словарь

    - (в миру Сергей Михайлович Извеков) (1910 90), патриарх Московский и Всея Руси с 1971. Пострижен в монахи в 1927. Архимандрит с 1950, епископ с 1957, архиепископ с 1960, митрополит с 1961. Управляющий делами Московской патриархии в 1960 61,… … Русская история

    Пимен - (Извеков Сергей Михайлович) (1910 90), патриарх Московский и всея Руси с 1971. Пострижен в монахи в 1927. Архимандрит с 1950, епископ с 1957, архиепископ с 1960, митрополит с 1961. Управляющий делами Московской патриархии в 1960 61, постоянный… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Пимен - (Сергей Михайлович Извеков; 1910 1990) Патриарх Московский и всея Руси. Родился 23 июля 1910 г. в г. Богородске Московской губернии в семье служащего. В 1925 г. окончил в Богородске среднюю школу и 4 декабря того же года в Сретенском монастыре … Православие. Словарь-справочник

    Пимен, Пимин (греч. ποιμήν пастырь) мужское имя. Пимен Великий Пимен (Патриарх Московский) Пимен (митрополит Киевский) Пимен (архиепископ Новгородский) Пимен (Хмелевский) Пимен (Белоликов) В литературе Пимен персонаж пьесы… … Википедия

    Пимен - (в миру Извеков Сер. Мих.) (1910 90) патриарх Моск. и всея Руси (с 1971). Д р богословия, поч. чл. Ленингр. (1962) и Моск. (1963) дух. академий. Принял постриг в 1927 с именем Платон в моск. Сретенском мон. Тогда же возглавил хор в моск. храме… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Извеков Сергей Михайлович (1910 1990), патриарх Московский и всея Руси с 1971. Пострижен в монахи в 1927. Архимандрит с 1950, епископ с 1957, архиепископ Тульский и Белёвский с 1961. Митрополит Ленинградский и Ладожский, постоянный член… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Воспоминания архимандрита Пимена, настоятеля Николаевского монастыря что на Угреше. 1876- , Пимен. Книга представляет собой репринтное издание 1877 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная работа по восстановлению первоначального качества издания, на некоторых страницах могут…

Пимен - характеристика персонажа

ПИМЕН - центральный персонаж трагедии А. С.Пушкина "Борис Годунов» (1825), монах-летописец Чудова монастыря, "старец кроткий и смиренный», под началом которого состоит молодой инок Григорий Отрепьев, будущий Самозванец. Материал для этого образа (как и для других) Пушкин почерпнул из "Истории…» Н. М.Карамзина, а также из эпистолярной и житийной литературы XVI»Шв. (Например, рассказ П. о кончине Федора Иоанновича основан на сочинении патриарха Иова.) Пушкин писал, что П. не есть его изобретение: "В нем собрал я черты, пленившие меня в наших старых летописях». К этим чертам поэт отнес умилительную кротость, простодушие, нечто младенческое и вместе мудрое, усердие, набожность в отношении к власти царя, данной от Бога. П.- герой одной сцены, пятой картины трагедии. Роль П. относительно невелика. Однако функция этого персонажа в развитии сюжета, в сцеплениях идей, образов - важна и значительна. Коллизия трагедии в сцене с П. получает существенные прояснения.

Из рассказа Шуйского в первой картине известно о цареубийстве, совершенном в Угличе, назван его виновник - Борис Годунов. Но Шуйский - свидетель косвенный, заставший на месте событий "свежие следы». П.- единственный среди персонажей очевидец, видевший своими глазами зарезанного царевича, слышавший собственными ушами, как "под топором злодеи покаялись - и назвали Бориса». Для Шуйского гибель Димитрия тривиальна, как всякое политическое убийство, коим нет числа. В тех же понятиях мыслит и Воротынский, хотя его реакция более эмоциональна: "Ужасное злодейство!» Совсем другая (по тональности, по смыслу) оценка П.: "О страшное, невиданное горе!» Страшным и невиданным это горе является потому, что грех Бориса ложится на всех, к нему все оказываются причастными, ибо "владыкою себе цареубийцу мы нарекли». В словах П. не просто нравственная оценка, в которой нельзя отказать самому Годунову (муки совести терзают и его). П. судит бытийственно: преступление совершил один человек, а держать ответ надо всем. Предстоит невиданное горе, идущее на Русь, "настоящая беда государству московскому». ("Комедия о настоящей беде государства московского…» - одно из черновых названий пушкинской трагедии.) П. еще не знает, как проявится это горе, но его предчувствие делает монаха милосердным. Поэтому он наказывает потомкам быть смиренными: пускай они, поминая своих царей, "за грехи, за темные деянья, Спасителя смиренно умоляют».

Тут обнаруживается существенное отличие от "суда» Юродивого, отказавшего Борису в молитве. Симметрия этих образов, П. и Юродивого, давно замечена и исследована, в частности, В. М.Непомнящим. Однако близость персонажей не означает, что они одинаково выражают "глас народа», "глас божий». Реализм Пушкина в том и состоит, что каждый его герой имеет собственный "глас». Драматургия сцены в келье Чудова монастыря строится на контрасте спокойствия П. (постоянный эпитет: "минувшее спокойно и безмолвно», "его спокойный вид», "спокойно зрит на правых и виновных») и смятения Григория, чей "покой бесовское мечтанье тревожило». В продолжении всей сцены П. старается убедить Отрепьева в тщетности мирских утех и в блаженстве иноческого служения. Однако его воспоминания о весело проведенной молодости, о шумных пирах и боевых схватках только распаляют воображение Григория. Рассказ же о Димитрии, особенно неосторожное упоминание - "он был бы твой ровесник», - провоцируют "чудную мысль», которая определит дальнейший ход событий. П. как бы производит Григория в самозванцы, причем совершенно непреднамеренно. В теории драмы такое действие называется перипетией (согласно Аристотелю, "переменой делаемого в противоположность»). Вследствие перипетии завязка трагедии затягивается в драматургический узел. В опере М. П. Мусоргского "Борис Годунов» (1868-1872) роль П. была расширена. Ему композитор (и автор либретто) передал рассказ Патриарха (пятнадцатая картина трагедии - "Царская дума») о чудесном прозрении слепого пастуха перед гробом царевича Димитрия. В опере этот рассказ следует после сцены с Юродивым (в трагедии - перед ней) и становится последним ударом судьбы, карающей детоубийцу. Самые знаменитые исполнители роли П.- И. В.Самарин (Малый театр, 1880), В. И.Качалов (МХТ, 1907); в опере - В. Р.Петров (1905) иМ. Д.Михайлов(1936).

Энциклопедический словарь, 1998 г.

пимен

ПИМЕН (Извеков Сергей Михайлович) (1910-90) патриарх Московский и всея Руси с 1971. Пострижен в монахи в 1927. Архимандрит с 1950, епископ с 1957, архиепископ с 1960, митрополит с 1961. Управляющий делами Московской патриархии в 1960-61, постоянный член Священного синода с 1961. Местоблюститель Московского патриаршего престола в 1970.

Пимен

(Сергей Михайлович Извеков) [родился 10(23).7.1910, г. Богородск, ныне Ногинск Московской области], патриарх Московский и всея Руси, доктор богословия, почётный член Ленинградской (1962) и Московской (1963) духовных академий. В монашестве с 1927, в духовном сане с 1930 (иеродиакон, иеромонах), с 1946 игумен, 20 лет служил в храмах Москвы, Мурома, Одессы, Ростова-на-Дону, с 1949 наместник Псково-Печорского монастыря, с 1950 архимандрит, с 1954 наместник Троице-Сергиевой лавры в Загорске (Московская область). Епископ с 1957, в 1960≈61 архиепископ, управляющий делами Московской патриархии, постоянный член Священного синода, одновременно управляющий Тульской и Белёвской епархий. С 1961 митрополит Ленинградский и Ладожский, с 1963 Крутицкий и Коломенский. В 1970≈71 местоблюститель Московского патриаршего престола. Избран патриархом в 1971 на Поместном соборе русской православной церкви. С 1963 член Всемирного Совета Мира, Советского комитета защиты мира и Советского комитета по культурным связям с соотечественниками за рубежом. От русской православной церкви участвовал в Варшавской (1963) и Женевской (1966) сессиях Всемирного Совета Мира, во Всемирных конгрессах за всеобщее разоружение и мир в Москве (1962), Хельсинки (1965), на Всемирной ассамблее мира в Берлине (1969), на ассамблее Всемирного Совета Мира в Будапеште (197

    На Всемирном конгрессе миролюбивых сил в Москве (1973). За заслуги в деле защиты мира награждён Почётными грамотами и именными медалями Советского фонда мира (1969, 1971), золотой медалью Советского комитета защиты мира «Борцу за мир» (1970).

Википедия

Пимен (патриарх Московский)

Патриарх Пи́мен (в миру Серге́й Миха́йлович Изве́ков ; , село Кобылино, Малоярославецкий уезд, Калужская губерния - 3 мая 1990 , Москва) - епископ Русской Православной Церкви; с 3 июня 1971 года - Патриарх Московский и всея Руси.

Участник Великой Отечественной войны.

Пимен (Белоликов)

Епископ Пи́мен (в миру Пётр Заха́рович Белоли́ков ; , дер. Васильевское, Новгородская губерния - 16 сентября 1918 , близ города Верный, Семиреченская область, ТурАССР, РСФСР) - епископ Русской православной церкви, епископ Семиреченский и Верненский, викарий Туркестанской епархии.

Причислен к лику святых Русской православной церкви в 2000 году.

Пимен (Хмелевский)

Архиепископ Пи́мен (в миру Дмитрий Евгеньевич Хмелевской ; , - ,) - епископ Русской православной церкви, архиепископ Саратовский и Вольский.

Пимен

Пи́мен , Пими́н - мужское имя греческого происхождения. Используется в настоящее время почти исключительно как монашеское.

Пимен (митрополит Киевский)

Митрополит Пимен Грек (XIV век - ,) - епископ Русской церкви, митрополит Киевский и всея Руси.

Пимен (Савёлов)

Епископ Пимен (в миру Пётр Савёлов ; - 26 мая) - епископ Русской православной церкви, епископ Вологодский и Белозерский (1740-1753).

Пимен (архиепископ Новгородский)

Архиепископ Пи́мен (Пимен Чёрный , ? - 25 сентября 1571 года) - архиепископ Новгородский, сторонник Ивана Грозного.

Канонизирован Русской православной церковью в лике святителя, память совершается в Соборе святителей Новгородских и Соборе тульских святых.

Пимен состоял в числе братии Кирилло-Белозерского монастыря и 20 ноября 1552 года был избран архиепископом Новогородским. В 1558 году совершил открытие мощей Никиты Новгородского. В 1560 году им по указанию Ивана Грозного был основан Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь. Пименом было основано много новых храмов и проведены реконструкции существующих. Сохранилось два его сочинения:

  • Окружное послание о выборе поповских старост (сохранилось в единственном списке XVI века, где оно завершает текст Стоглава);
  • Послание царю Ивану IV от 24 января 1563 года по случаю одной из его побед - «еже побарати храбре противу безбожныя Литвы и прескверных лютор ».

В начале 1565 года Пимен вместе с архимандритом Чудова монастыря Левкием возглавил делегацию в Александровскую слободу с просить Ивана IV вернуться к власти.

В годы опричнины Пимен оказал много важных услуг царю. В частности он был одним из обвинителей митрополита Филиппа на соборе 1568 года и вместе с суздальским епископом Пафнутием помог царю инсценировать судебное разбирательство о недостойных поступках митрополита в бытность его соловецким игуменом.

При разорении Иваном IV Новгорода Пимен был заподозрен в числе прочих новгородцев в заговоре с целью «Новгород и Псков отдати литовскому королю ». При въезде в 1570 году в Новгород царь отказался принять благословение архиепископа и публично обвинил его в измене. Расправа царя с опальным архиереем владыкой произвела большое впечатление на современников и иностранцев.

Альберт Шлихтинг в своём «Сказании » писал что царь надругался над саном Пимена и сказал, что ему не пристало быть архиепископом, но следует стать скоморохом и жениться. Царь воплотил в жизнь свою шутку: с Пимена были торжественно сняты принадлежности его сана, после чего в нищенском одеянии он был посажен на белую кобылу, объявленную его женою, к которой его привязали ногами, вручили ему бубны и волынку и в этом виде его водили по городу. Лишённый сана Пимен был сослан в Никольский Веневский монастырь под Тулой, где он вскоре скончался.

Князь Андрей Курбский в своей «Истории о великом князе Московском » пишет, что Пимен был казнён царём: Этот Пимен был человеком чистой и строгой жизни, но говорят, что он вместе с клеветниками был гонителем митрополита Филиппа, а немногим позже и сам смертную чашу испил от того мучителя, который, приехав в Новгород Великий, велел его в реке утопить. Место Пимена на новгородской кафедре занял Леонид, также пострадавший от Ивана IV.

  1. Собор Тульских святых ↩
  2. Скрынников Р. Третий Рим↩
  3. Высшее церковное управление в Московской митрополии в XVI в.↩
  4. Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI вв. М.; Л., 1950. С. 480↩
  5. Новгородские летописи. С. 341, 399↩
  6. См. Записки о Московии XVI века сэра Джерома Горсея ; «Сказание» Альберта Шлихтинга.↩
  7. Пимен ↩
  8. Андрей Курбский. История о великом князе Московском↩

Пимен (Ходыкин)

Епископ Пимен (Ходыкин ) - епископ Русской православной церкви, епископ Пермский и Вологодский.

Пимен (Пегов)

Архиепископ Пимен (в миру Павел Григорьевич Пегов ; 26 октября, Уфимская губерния - 14 декабря 1937 , Купянск, Харьковская область) - епископ Русской православной церкви, архиепископ Подольский и Брацлавский.

Пимен (Благово)

Архимандри́т Пи́мен (в миру Дми́трий Дми́триевич Благово́ ; , - ,) - архимандрит Русской православной церкви, настоятель Русской посольской церкви в Риме. Русский мемуарист, историк, поэт.

Пимен (Энев)

Митрополит Пимен (в миру Деян Неделчев Энев , ; 22 июня 1906 , Чирпан - 10 апреля 1999 , София) - епископ Болгарской православной церкви, митрополит Неврокопский. В 1992-1998 годах был предстоятелем неканонического « альтернативного синода » (в 1996-1998 годы - в сане патриарха).

Пимен (Илиевский)

Пимен (, в миру Сотир Илиевский , ; род. 3 октября 1971 , Ресен, Македония) - епископ неканонической Македонской православной церкви, митрополит Европейский.

Примеры употребления слова пимен в литературе.

Пимена уже многие посматривали с почтительным подобострастием: сами Борецкие, Есиповы, Онаньин за него шутка ли!

И крысолицый максималист Пимен Георгиу, и монументальный оптимат Константин Фагуста с аистиным гнездом на голове - оба показали, что заняли свои редакторские кресла по призыву натуры, а не по номенклатурной росписи.

Когда лошадь поднялась почти до половины взвоза, навстречу похоронной процессии неожиданно вылетел из-за поворота небольшой возок, которым управлял Василий Пименов .

Обратил в этой книге я внимание и на тот факт, что христианская церковь, а именно Патриарх Пимен и Папа Римский благословили Джуну Давиташвили в ее делах.

Народ зашумел, забегал, Пимена схватили, пытали, отняли у него остатки украденных денег да заодно и дограбили церковную казну дочиста.

И третье: почему Дмитрий принял митрополита из Литвы, Киприана, вместо своего же ставленника Пимена , хотя допрежь того, как толкуют, ненавидел Киприана всем сердцем и даже выкинул его из Москвы?

Благодать, немощная врачующи, оскудевающая восполняющи и промышление всегда творящи о Святых Своих Православных Церквах, посаждает на престоле Святых Первосвятителей Российских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена отца нашего Пимена , Святейшего Патриарха великого града Москвы и всея Руси, во имя Отца.

В заседательском зале дворца меня ожидало все Ядро, министры и редакторы газет, Пимен Георгиу и Константин Фагуста.

Воротясь в июле 1388 года вместе с Пименом из Царьграда, Федор, накоротке представясь великому князю и выяснив, горем, что нелюбие того к Киприану отнюдь не угасло за протекшие годы, тотчас устремился в свою ростовскую епархию принимать дела, по дороге заглянув и в Троицкую обитель.

Федору все отобранное у него в Кафе, а митрополиту Киприану передать церковное имущество - митрополичий посох, печать, сосуды и книги, привезенные Пименом с собою.

Дым тек потолком, над самыми головами, и Ивану, что черпал из общей миски в очередь со всеми, было как-то вовсе наплевать, Киприану или Пимену придет возить хлеб, сыры и говядину из Селецкой волости.

Теперь Дмитрий хмуро гадал об истине, понимая, что ни один из допрошенных не ведает всей правды, либо скрывает ее от него, великого князя, но что печатник Митяй доподлинно не сам погиб, но отравлен или удавлен при подходе к Царьграду и что смерть сия, во всяком случае, помогла именно Пимену получить вожделенное митрополичье звание.

Киприана из Москвы, или отъезд именно в Тверь, которой князь немедленно после Тохтамышева отступления отправился в Орду искать ярлыка, или, наконец, какое-нибудь другое обстоятельство было причиною нерасположения великого князя Димитрия к Киприану, только встречаем известие, что Димитрий не захотел видеть Киприана в Москве, и тот отправился в Киев, где сел на свое митрополичье место, принят был от всех с честию и радостию и стал жить здесь, управляя, по обычаю, делами церковными, а в Москву был вызван из заточения Пимен , который был также встречен здесь с честию и вступил в церковное управление.

С великим трудом и то только с помощью Гервасия удалось уговорить Пимена попросту пересечь Босфор: на турецкий берег власть греческого Василевса не распространялась и тамошние монастыри не подчинялись впрямую патриархии.

И кто из нас скажет, сколь серебра, собираемого ныне Пименом с нужею и скорбью с простых иереев сельских да с иных бедных обителей, сколь того сребра идет на книги, храмы, письмо иконное и прочая, а сколь в Пименову казну, невесть для какой тайной надобы?