Кому в российской империи давали желтый билет. Желтый билет в российской империи

Заменительный билет - из-за своего жёлтого цвета имевший в народе также неофициальное название жёлтый билет - являлся альтернативным паспорту документом, который в Российской империи давал право легально заниматься проституцией .

История

Смотровая книжка т. н. «заменительного билета» состояла из 8 страниц (4 разворотов), на последней из которых ставились медицинские пометки («Отметка врача» ), а на первой помещалась фотография проститутки; на втором развороте помещались «Правила по надзору» (13 пунктов), а страницы 5, 6 и 7 занимали «Правила для публичных женщин» (16 пунктов) .

Хочешь заниматься древнейшей профессией - на здоровье, но будь любезна встать на учёт в полиции, сдать паспорт, а вместо него получить знаменитый «жёлтый билет» - официальное свидетельство того, что эта женщина больше не относится к числу «порядочных», и что полиция не только может, но даже обязана организовывать регулярные медицинские осмотры. Стать жертвой этого порядка можно было очень легко - для этого достаточно попасться хотя бы раз с клиентом при полицейской облаве или просто, по доносу квартирохозяина. Имея на руках жёлтый билет, женщина имела право зарабатывать на жизнь только своим телом. Вернуть себе паспорт обратно было сложно, да и незачем - кому нужна была бывшая «гулящая». [ ]

Впрочем, в России все поднадзорные проститутки подразделялись на явных и секретных [ ] . И лишь первые получали пресловутый «жёлтый билет». Вторая категория дореволюционных «ночных бабочек» подчинялась секретному надзору, и их деятельность «оставалась тайной даже для родственников».

Идиома

«Жёлтобилетница» - оскорбительное высказывание о женщине .

У Льва Толстого («Так что же нам делать? » ) героиня упоминает документ.

Вариант № 394349

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответом к заданиям 1-7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов. На задания 8-9 дайте связный ответ в объёме 5-10 предложений. Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

Выполняя задания 10-14 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Выполняя задание 15-16, опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание 16, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

На задание 17 дайте развернутый аргументированный ответ в жанре сочинения объёмом не менее 200 слов (сочинение объёмом менее 150 слов оценивается нулем баллов). Анализируйте литературное произведение, опираясь на позицию автора, привлекая необходимые теоретико-литературные понятия. Давая ответ, соблюдайте нормы речи.


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word

Назовите жанр, к ко­то­ро­му от­но­сит­ся про­из­ве­де­ние Ф. М. До­сто­ев­ско­го «Преступление и наказание».


Раскольников вздрогнул.

Вы как же изволите знать?

– Выпейте воды.

()

Ответ:

Укажите отражённую в этом фраг­мен­те ста­дию раз­ви­тия дей­ствия в эпи­че­ском или дра­ма­ти­че­ском произведении, где опи­сы­ва­ет­ся раз­ре­ше­ние его кон­флик­та или об­на­ру­жи­ва­ет­ся прин­ци­пи­аль­ная не­раз­ре­ши­мость этого конфликта.


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–9.

– ...Нил Павлыч, а Нил Павлыч! как его, джентльмена-то, о котором сообщили давеча, застрелился-то на Петербургской?

– Свидригайлов, – сипло и безучастно ответил кто-то из другой комнаты.

Раскольников вздрогнул.

– Свидригайлов! Свидригайлов застрелился! – вскричал он.

– Как! Вы знаете Свидригайлова?

– Да... знаю... Он недавно приехал...

– Ну да, недавно приехал, жены лишился, человек поведения забубённого, и вдруг застрелился, и так скандально, что представить нельзя... оставил в своей записной книжке несколько слов, что он умирает в здравом рассудке и просит никого не винить в его смерти. Этот деньги, говорят, имел.

Вы как же изволите знать?

– Я... знаком... моя сестра жила у них в доме гувернанткой...

– Ба, ба, ба... Да вы нам, стало быть, можете о нём сообщить. А вы и не подозревали?

– Я вчера его видел... он... пил вино... я ничего не знал.

Раскольников чувствовал, что на него как бы что-то упало и его придавило.

– Вы опять как будто побледнели. У нас здесь такой спёртый дух...

– Да, мне пора-с, – пробормотал Раскольников, – извините, обеспокоил...

– О, помилуйте, сколько угодно! Удовольствие доставили, и я рад заявить...

Илья Петрович даже руку протянул.

– Я хотел только... я к Заметову...

– Понимаю, понимаю, и доставили удовольствие.

– Я... очень рад... до свидания-с... – улыбался Раскольников.

Он вышел, он качался. Голова его кружилась. Он не чувствовал, стоит ли он на ногах. Он стал сходить с лестницы, упираясь правою рукой об стену. Ему показалось, что какой-то дворник, с книжкой в руке, толкнул его, взбираясь навстречу ему в контору, что какая-то собачонка заливалась-лаяла где-то в нижнем этаже и что какая-то женщина бросила в неё скалкой и закричала. Он сошёл вниз и вышел во двор. Тут на дворе, недалеко от выхода, стояла бледная, вся помертвевшая, Соня и дико, дико на него посмотрела. Он остановился перед нею. Что-то больное и измученное выразилось в лице её, что-то отчаянное. Она всплеснула руками. Безобразная, потерянная улыбка выдавилась на его устах. Он постоял, усмехнулся и поворотил наверх, опять в контору.

Илья Петрович уселся и рылся в каких-то бумагах. Перед ним стоял тот самый мужик, который только что толкнул Раскольникова, взбираясь по лестнице.

– А-а-а? Вы опять! Оставили что-нибудь?.. Но что с вами?

Раскольников с побледневшими губами, с неподвижным взглядом тихо приблизился к нему, подошёл к самому столу, упёрся в него рукой, хотел что-то сказать, но не мог; слышались лишь какие-то бессвязные звуки.

– С вами дурно, стул! Вот, сядьте на стул, садитесь! Воды!

Раскольников опустился на стул, но не спускал глаз с лица весьма неприятно удивлённого Ильи Петровича. Оба с минуту смотрели друг на друга и ждали. Принесли воды.

– Это я... – начал было Раскольников.

– Выпейте воды.

Раскольников отвёл рукой воду и тихо, с расстановками, но внятно проговорил:

Это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру её Лизавету топором и ограбил.

Илья Петрович раскрыл рот. Со всех сторон сбежались.

Раскольников повторил своё показание.

(Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание» )

Ответ:

Как на­зы­ва­ет­ся форма об­ще­ния героев, пред­став­лен­ная раз­го­во­ром двух дей­ству­ю­щих лиц и яв­ля­ю­ща­я­ся ос­нов­ной в дан­ном фрагменте?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–9.

– ...Нил Павлыч, а Нил Павлыч! как его, джентльмена-то, о котором сообщили давеча, застрелился-то на Петербургской?

– Свидригайлов, – сипло и безучастно ответил кто-то из другой комнаты.

Раскольников вздрогнул.

– Свидригайлов! Свидригайлов застрелился! – вскричал он.

– Как! Вы знаете Свидригайлова?

– Да... знаю... Он недавно приехал...

– Ну да, недавно приехал, жены лишился, человек поведения забубённого, и вдруг застрелился, и так скандально, что представить нельзя... оставил в своей записной книжке несколько слов, что он умирает в здравом рассудке и просит никого не винить в его смерти. Этот деньги, говорят, имел.

Вы как же изволите знать?

– Я... знаком... моя сестра жила у них в доме гувернанткой...

– Ба, ба, ба... Да вы нам, стало быть, можете о нём сообщить. А вы и не подозревали?

– Я вчера его видел... он... пил вино... я ничего не знал.

Раскольников чувствовал, что на него как бы что-то упало и его придавило.

– Вы опять как будто побледнели. У нас здесь такой спёртый дух...

– Да, мне пора-с, – пробормотал Раскольников, – извините, обеспокоил...

– О, помилуйте, сколько угодно! Удовольствие доставили, и я рад заявить...

Илья Петрович даже руку протянул.

– Я хотел только... я к Заметову...

– Понимаю, понимаю, и доставили удовольствие.

– Я... очень рад... до свидания-с... – улыбался Раскольников.

Он вышел, он качался. Голова его кружилась. Он не чувствовал, стоит ли он на ногах. Он стал сходить с лестницы, упираясь правою рукой об стену. Ему показалось, что какой-то дворник, с книжкой в руке, толкнул его, взбираясь навстречу ему в контору, что какая-то собачонка заливалась-лаяла где-то в нижнем этаже и что какая-то женщина бросила в неё скалкой и закричала. Он сошёл вниз и вышел во двор. Тут на дворе, недалеко от выхода, стояла бледная, вся помертвевшая, Соня и дико, дико на него посмотрела. Он остановился перед нею. Что-то больное и измученное выразилось в лице её, что-то отчаянное. Она всплеснула руками. Безобразная, потерянная улыбка выдавилась на его устах. Он постоял, усмехнулся и поворотил наверх, опять в контору.

Илья Петрович уселся и рылся в каких-то бумагах. Перед ним стоял тот самый мужик, который только что толкнул Раскольникова, взбираясь по лестнице.

– А-а-а? Вы опять! Оставили что-нибудь?.. Но что с вами?

Раскольников с побледневшими губами, с неподвижным взглядом тихо приблизился к нему, подошёл к самому столу, упёрся в него рукой, хотел что-то сказать, но не мог; слышались лишь какие-то бессвязные звуки.

– С вами дурно, стул! Вот, сядьте на стул, садитесь! Воды!

Раскольников опустился на стул, но не спускал глаз с лица весьма неприятно удивлённого Ильи Петровича. Оба с минуту смотрели друг на друга и ждали. Принесли воды.

– Это я... – начал было Раскольников.

– Выпейте воды.

Раскольников отвёл рукой воду и тихо, с расстановками, но внятно проговорил:

Это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру её Лизавету топором и ограбил.

Илья Петрович раскрыл рот. Со всех сторон сбежались.

Раскольников повторил своё показание.

(Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание» )

Ответ:

Установите со­от­вет­ствие между персонажами, дей­ству­ю­щи­ми и упо­мя­ну­ты­ми в дан­ном фрагменте, и от­дель­ны­ми со­бы­ти­я­ми произведения: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–9.

– ...Нил Павлыч, а Нил Павлыч! как его, джентльмена-то, о котором сообщили давеча, застрелился-то на Петербургской?

– Свидригайлов, – сипло и безучастно ответил кто-то из другой комнаты.

Раскольников вздрогнул.

– Свидригайлов! Свидригайлов застрелился! – вскричал он.

– Как! Вы знаете Свидригайлова?

– Да... знаю... Он недавно приехал...

– Ну да, недавно приехал, жены лишился, человек поведения забубённого, и вдруг застрелился, и так скандально, что представить нельзя... оставил в своей записной книжке несколько слов, что он умирает в здравом рассудке и просит никого не винить в его смерти. Этот деньги, говорят, имел.

Вы как же изволите знать?

– Я... знаком... моя сестра жила у них в доме гувернанткой...

– Ба, ба, ба... Да вы нам, стало быть, можете о нём сообщить. А вы и не подозревали?

– Я вчера его видел... он... пил вино... я ничего не знал.

Раскольников чувствовал, что на него как бы что-то упало и его придавило.

– Вы опять как будто побледнели. У нас здесь такой спёртый дух...

– Да, мне пора-с, – пробормотал Раскольников, – извините, обеспокоил...

– О, помилуйте, сколько угодно! Удовольствие доставили, и я рад заявить...

Илья Петрович даже руку протянул.

– Я хотел только... я к Заметову...

– Понимаю, понимаю, и доставили удовольствие.

– Я... очень рад... до свидания-с... – улыбался Раскольников.

Он вышел, он качался. Голова его кружилась. Он не чувствовал, стоит ли он на ногах. Он стал сходить с лестницы, упираясь правою рукой об стену. Ему показалось, что какой-то дворник, с книжкой в руке, толкнул его, взбираясь навстречу ему в контору, что какая-то собачонка заливалась-лаяла где-то в нижнем этаже и что какая-то женщина бросила в неё скалкой и закричала. Он сошёл вниз и вышел во двор. Тут на дворе, недалеко от выхода, стояла бледная, вся помертвевшая, Соня и дико, дико на него посмотрела. Он остановился перед нею. Что-то больное и измученное выразилось в лице её, что-то отчаянное. Она всплеснула руками. Безобразная, потерянная улыбка выдавилась на его устах. Он постоял, усмехнулся и поворотил наверх, опять в контору.

Илья Петрович уселся и рылся в каких-то бумагах. Перед ним стоял тот самый мужик, который только что толкнул Раскольникова, взбираясь по лестнице.

– А-а-а? Вы опять! Оставили что-нибудь?.. Но что с вами?

Раскольников с побледневшими губами, с неподвижным взглядом тихо приблизился к нему, подошёл к самому столу, упёрся в него рукой, хотел что-то сказать, но не мог; слышались лишь какие-то бессвязные звуки.

– С вами дурно, стул! Вот, сядьте на стул, садитесь! Воды!

Раскольников опустился на стул, но не спускал глаз с лица весьма неприятно удивлённого Ильи Петровича. Оба с минуту смотрели друг на друга и ждали. Принесли воды.

– Это я... – начал было Раскольников.

– Выпейте воды.

Раскольников отвёл рукой воду и тихо, с расстановками, но внятно проговорил:

Это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру её Лизавету топором и ограбил.

Илья Петрович раскрыл рот. Со всех сторон сбежались.

Раскольников повторил своё показание.

(Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание» )

Ответ:

Как на­зы­ва­ет­ся спо­соб изоб­ра­же­ния внут­рен­ней жизни пер­со­на­жа («чувствовал, что на него как бы что-то упало и его придавило», «он вышел, он качался. Го­ло­ва его кружилась. Он не чувствовал, стоит ли он на ногах»)?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–9.

– ...Нил Павлыч, а Нил Павлыч! как его, джентльмена-то, о котором сообщили давеча, застрелился-то на Петербургской?

– Свидригайлов, – сипло и безучастно ответил кто-то из другой комнаты.

Раскольников вздрогнул.

– Свидригайлов! Свидригайлов застрелился! – вскричал он.

– Как! Вы знаете Свидригайлова?

– Да... знаю... Он недавно приехал...

– Ну да, недавно приехал, жены лишился, человек поведения забубённого, и вдруг застрелился, и так скандально, что представить нельзя... оставил в своей записной книжке несколько слов, что он умирает в здравом рассудке и просит никого не винить в его смерти. Этот деньги, говорят, имел.

Вы как же изволите знать?

– Я... знаком... моя сестра жила у них в доме гувернанткой...

– Ба, ба, ба... Да вы нам, стало быть, можете о нём сообщить. А вы и не подозревали?

– Я вчера его видел... он... пил вино... я ничего не знал.

Раскольников чувствовал, что на него как бы что-то упало и его придавило.

– Вы опять как будто побледнели. У нас здесь такой спёртый дух...

– Да, мне пора-с, – пробормотал Раскольников, – извините, обеспокоил...

– О, помилуйте, сколько угодно! Удовольствие доставили, и я рад заявить...

Илья Петрович даже руку протянул.

– Я хотел только... я к Заметову...

– Понимаю, понимаю, и доставили удовольствие.

– Я... очень рад... до свидания-с... – улыбался Раскольников.

Он вышел, он качался. Голова его кружилась. Он не чувствовал, стоит ли он на ногах. Он стал сходить с лестницы, упираясь правою рукой об стену. Ему показалось, что какой-то дворник, с книжкой в руке, толкнул его, взбираясь навстречу ему в контору, что какая-то собачонка заливалась-лаяла где-то в нижнем этаже и что какая-то женщина бросила в неё скалкой и закричала. Он сошёл вниз и вышел во двор. Тут на дворе, недалеко от выхода, стояла бледная, вся помертвевшая, Соня и дико, дико на него посмотрела. Он остановился перед нею. Что-то больное и измученное выразилось в лице её, что-то отчаянное. Она всплеснула руками. Безобразная, потерянная улыбка выдавилась на его устах. Он постоял, усмехнулся и поворотил наверх, опять в контору.

Илья Петрович уселся и рылся в каких-то бумагах. Перед ним стоял тот самый мужик, который только что толкнул Раскольникова, взбираясь по лестнице.

– А-а-а? Вы опять! Оставили что-нибудь?.. Но что с вами?

Раскольников с побледневшими губами, с неподвижным взглядом тихо приблизился к нему, подошёл к самому столу, упёрся в него рукой, хотел что-то сказать, но не мог; слышались лишь какие-то бессвязные звуки.

– С вами дурно, стул! Вот, сядьте на стул, садитесь! Воды!

Раскольников опустился на стул, но не спускал глаз с лица весьма неприятно удивлённого Ильи Петровича. Оба с минуту смотрели друг на друга и ждали. Принесли воды.

– Это я... – начал было Раскольников.

– Выпейте воды.

Раскольников отвёл рукой воду и тихо, с расстановками, но внятно проговорил:

Это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру её Лизавету топором и ограбил.

Илья Петрович раскрыл рот. Со всех сторон сбежались.

Раскольников повторил своё показание.

(Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание» )

Ответ:

В душе Рас­коль­ни­ко­ва бо­рют­ся про­ти­во­по­лож­ные начала. Как на­зы­ва­ет­ся по­доб­ное противоборство, столк­но­ве­ние раз­лич­ных позиций?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–9.

– ...Нил Павлыч, а Нил Павлыч! как его, джентльмена-то, о котором сообщили давеча, застрелился-то на Петербургской?

– Свидригайлов, – сипло и безучастно ответил кто-то из другой комнаты.

Раскольников вздрогнул.

– Свидригайлов! Свидригайлов застрелился! – вскричал он.

– Как! Вы знаете Свидригайлова?

– Да... знаю... Он недавно приехал...

– Ну да, недавно приехал, жены лишился, человек поведения забубённого, и вдруг застрелился, и так скандально, что представить нельзя... оставил в своей записной книжке несколько слов, что он умирает в здравом рассудке и просит никого не винить в его смерти. Этот деньги, говорят, имел.

Вы как же изволите знать?

– Я... знаком... моя сестра жила у них в доме гувернанткой...

– Ба, ба, ба... Да вы нам, стало быть, можете о нём сообщить. А вы и не подозревали?

– Я вчера его видел... он... пил вино... я ничего не знал.

Раскольников чувствовал, что на него как бы что-то упало и его придавило.

– Вы опять как будто побледнели. У нас здесь такой спёртый дух...

– Да, мне пора-с, – пробормотал Раскольников, – извините, обеспокоил...

– О, помилуйте, сколько угодно! Удовольствие доставили, и я рад заявить...

Илья Петрович даже руку протянул.

– Я хотел только... я к Заметову...

– Понимаю, понимаю, и доставили удовольствие.

– Я... очень рад... до свидания-с... – улыбался Раскольников.

Он вышел, он качался. Голова его кружилась. Он не чувствовал, стоит ли он на ногах. Он стал сходить с лестницы, упираясь правою рукой об стену. Ему показалось, что какой-то дворник, с книжкой в руке, толкнул его, взбираясь навстречу ему в контору, что какая-то собачонка заливалась-лаяла где-то в нижнем этаже и что какая-то женщина бросила в неё скалкой и закричала. Он сошёл вниз и вышел во двор. Тут на дворе, недалеко от выхода, стояла бледная, вся помертвевшая, Соня и дико, дико на него посмотрела. Он остановился перед нею. Что-то больное и измученное выразилось в лице её, что-то отчаянное. Она всплеснула руками. Безобразная, потерянная улыбка выдавилась на его устах. Он постоял, усмехнулся и поворотил наверх, опять в контору.

Илья Петрович уселся и рылся в каких-то бумагах. Перед ним стоял тот самый мужик, который только что толкнул Раскольникова, взбираясь по лестнице.

– А-а-а? Вы опять! Оставили что-нибудь?.. Но что с вами?

Раскольников с побледневшими губами, с неподвижным взглядом тихо приблизился к нему, подошёл к самому столу, упёрся в него рукой, хотел что-то сказать, но не мог; слышались лишь какие-то бессвязные звуки.

– С вами дурно, стул! Вот, сядьте на стул, садитесь! Воды!

Раскольников опустился на стул, но не спускал глаз с лица весьма неприятно удивлённого Ильи Петровича. Оба с минуту смотрели друг на друга и ждали. Принесли воды.

– Это я... – начал было Раскольников.

– Выпейте воды.

Раскольников отвёл рукой воду и тихо, с расстановками, но внятно проговорил:

Это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру её Лизавету топором и ограбил.

Илья Петрович раскрыл рот. Со всех сторон сбежались.

Раскольников повторил своё показание.

(Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание» )

Ответ:

Каким тер­ми­ном обо­зна­ча­ет­ся вы­ра­зи­тель­ная подробность, не­су­щая зна­чи­тель­ную смыс­ло­вую и эмо­ци­о­наль­ную на­груз­ку (например, упо­мя­ну­тая в раз­го­во­ре ге­ро­ев за­пис­ная книж­ка Свидригайлова)?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–9.

– ...Нил Павлыч, а Нил Павлыч! как его, джентльмена-то, о котором сообщили давеча, застрелился-то на Петербургской?

– Свидригайлов, – сипло и безучастно ответил кто-то из другой комнаты.

Раскольников вздрогнул.

– Свидригайлов! Свидригайлов застрелился! – вскричал он.

– Как! Вы знаете Свидригайлова?

– Да... знаю... Он недавно приехал...

– Ну да, недавно приехал, жены лишился, человек поведения забубённого, и вдруг застрелился, и так скандально, что представить нельзя... оставил в своей записной книжке несколько слов, что он умирает в здравом рассудке и просит никого не винить в его смерти. Этот деньги, говорят, имел.

Вы как же изволите знать?

– Я... знаком... моя сестра жила у них в доме гувернанткой...

– Ба, ба, ба... Да вы нам, стало быть, можете о нём сообщить. А вы и не подозревали?

– Я вчера его видел... он... пил вино... я ничего не знал.

Раскольников чувствовал, что на него как бы что-то упало и его придавило.

– Вы опять как будто побледнели. У нас здесь такой спёртый дух...

– Да, мне пора-с, – пробормотал Раскольников, – извините, обеспокоил...

– О, помилуйте, сколько угодно! Удовольствие доставили, и я рад заявить...

Илья Петрович даже руку протянул.

– Я хотел только... я к Заметову...

– Понимаю, понимаю, и доставили удовольствие.

– Я... очень рад... до свидания-с... – улыбался Раскольников.

Он вышел, он качался. Голова его кружилась. Он не чувствовал, стоит ли он на ногах. Он стал сходить с лестницы, упираясь правою рукой об стену. Ему показалось, что какой-то дворник, с книжкой в руке, толкнул его, взбираясь навстречу ему в контору, что какая-то собачонка заливалась-лаяла где-то в нижнем этаже и что какая-то женщина бросила в неё скалкой и закричала. Он сошёл вниз и вышел во двор. Тут на дворе, недалеко от выхода, стояла бледная, вся помертвевшая, Соня и дико, дико на него посмотрела. Он остановился перед нею. Что-то больное и измученное выразилось в лице её, что-то отчаянное. Она всплеснула руками. Безобразная, потерянная улыбка выдавилась на его устах. Он постоял, усмехнулся и поворотил наверх, опять в контору.

Илья Петрович уселся и рылся в каких-то бумагах. Перед ним стоял тот самый мужик, который только что толкнул Раскольникова, взбираясь по лестнице.

– А-а-а? Вы опять! Оставили что-нибудь?.. Но что с вами?

Раскольников с побледневшими губами, с неподвижным взглядом тихо приблизился к нему, подошёл к самому столу, упёрся в него рукой, хотел что-то сказать, но не мог; слышались лишь какие-то бессвязные звуки.

– С вами дурно, стул! Вот, сядьте на стул, садитесь! Воды!

Раскольников опустился на стул, но не спускал глаз с лица весьма неприятно удивлённого Ильи Петровича. Оба с минуту смотрели друг на друга и ждали. Принесли воды.

– Это я... – начал было Раскольников.

– Выпейте воды.

Раскольников отвёл рукой воду и тихо, с расстановками, но внятно проговорил:

Это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру её Лизавету топором и ограбил.

Илья Петрович раскрыл рот. Со всех сторон сбежались.

Раскольников повторил своё показание.

(Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание» )

Ответ:

Почему, уви­дев Соню, Рас­коль­ни­ков вер­нул­ся в контору?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–9.

– ...Нил Павлыч, а Нил Павлыч! как его, джентльмена-то, о котором сообщили давеча, застрелился-то на Петербургской?

– Свидригайлов, – сипло и безучастно ответил кто-то из другой комнаты.

Раскольников вздрогнул.

– Свидригайлов! Свидригайлов застрелился! – вскричал он.

– Как! Вы знаете Свидригайлова?

– Да... знаю... Он недавно приехал...

– Ну да, недавно приехал, жены лишился, человек поведения забубённого, и вдруг застрелился, и так скандально, что представить нельзя... оставил в своей записной книжке несколько слов, что он умирает в здравом рассудке и просит никого не винить в его смерти. Этот деньги, говорят, имел.

Вы как же изволите знать?

– Я... знаком... моя сестра жила у них в доме гувернанткой...

– Ба, ба, ба... Да вы нам, стало быть, можете о нём сообщить. А вы и не подозревали?

– Я вчера его видел... он... пил вино... я ничего не знал.

Раскольников чувствовал, что на него как бы что-то упало и его придавило.

– Вы опять как будто побледнели. У нас здесь такой спёртый дух...

– Да, мне пора-с, – пробормотал Раскольников, – извините, обеспокоил...

– О, помилуйте, сколько угодно! Удовольствие доставили, и я рад заявить...

Илья Петрович даже руку протянул.

– Я хотел только... я к Заметову...

– Понимаю, понимаю, и доставили удовольствие.

– Я... очень рад... до свидания-с... – улыбался Раскольников.

Он вышел, он качался. Голова его кружилась. Он не чувствовал, стоит ли он на ногах. Он стал сходить с лестницы, упираясь правою рукой об стену. Ему показалось, что какой-то дворник, с книжкой в руке, толкнул его, взбираясь навстречу ему в контору, что какая-то собачонка заливалась-лаяла где-то в нижнем этаже и что какая-то женщина бросила в неё скалкой и закричала. Он сошёл вниз и вышел во двор. Тут на дворе, недалеко от выхода, стояла бледная, вся помертвевшая, Соня и дико, дико на него посмотрела. Он остановился перед нею. Что-то больное и измученное выразилось в лице её, что-то отчаянное. Она всплеснула руками. Безобразная, потерянная улыбка выдавилась на его устах. Он постоял, усмехнулся и поворотил наверх, опять в контору.

Илья Петрович уселся и рылся в каких-то бумагах. Перед ним стоял тот самый мужик, который только что толкнул Раскольникова, взбираясь по лестнице.

– А-а-а? Вы опять! Оставили что-нибудь?.. Но что с вами?

Раскольников с побледневшими губами, с неподвижным взглядом тихо приблизился к нему, подошёл к самому столу, упёрся в него рукой, хотел что-то сказать, но не мог; слышались лишь какие-то бессвязные звуки.

– С вами дурно, стул! Вот, сядьте на стул, садитесь! Воды!

Раскольников опустился на стул, но не спускал глаз с лица весьма неприятно удивлённого Ильи Петровича. Оба с минуту смотрели друг на друга и ждали. Принесли воды.

– Это я... – начал было Раскольников.

– Выпейте воды.

Раскольников отвёл рукой воду и тихо, с расстановками, но внятно проговорил:

Это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру её Лизавету топором и ограбил.

Илья Петрович раскрыл рот. Со всех сторон сбежались.

Раскольников повторил своё показание.

(Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание» )

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской ли­те­ра­ту­ры герои про­хо­дят через труд­ные жиз­нен­ные ис­пы­та­ния и глу­бо­кие разо­ча­ро­ва­ния и в чём этих пер­со­на­жей можно со­по­ста­вить с Раскольниковым?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–9.

– ...Нил Павлыч, а Нил Павлыч! как его, джентльмена-то, о котором сообщили давеча, застрелился-то на Петербургской?

– Свидригайлов, – сипло и безучастно ответил кто-то из другой комнаты.

Раскольников вздрогнул.

– Свидригайлов! Свидригайлов застрелился! – вскричал он.

– Как! Вы знаете Свидригайлова?

– Да... знаю... Он недавно приехал...

– Ну да, недавно приехал, жены лишился, человек поведения забубённого, и вдруг застрелился, и так скандально, что представить нельзя... оставил в своей записной книжке несколько слов, что он умирает в здравом рассудке и просит никого не винить в его смерти. Этот деньги, говорят, имел.

Вы как же изволите знать?

– Я... знаком... моя сестра жила у них в доме гувернанткой...

– Ба, ба, ба... Да вы нам, стало быть, можете о нём сообщить. А вы и не подозревали?

– Я вчера его видел... он... пил вино... я ничего не знал.

Раскольников чувствовал, что на него как бы что-то упало и его придавило.

– Вы опять как будто побледнели. У нас здесь такой спёртый дух...

– Да, мне пора-с, – пробормотал Раскольников, – извините, обеспокоил...

– О, помилуйте, сколько угодно! Удовольствие доставили, и я рад заявить...

Илья Петрович даже руку протянул.

– Я хотел только... я к Заметову...

– Понимаю, понимаю, и доставили удовольствие.

– Я... очень рад... до свидания-с... – улыбался Раскольников.

Он вышел, он качался. Голова его кружилась. Он не чувствовал, стоит ли он на ногах. Он стал сходить с лестницы, упираясь правою рукой об стену. Ему показалось, что какой-то дворник, с книжкой в руке, толкнул его, взбираясь навстречу ему в контору, что какая-то собачонка заливалась-лаяла где-то в нижнем этаже и что какая-то женщина бросила в неё скалкой и закричала. Он сошёл вниз и вышел во двор. Тут на дворе, недалеко от выхода, стояла бледная, вся помертвевшая, Соня и дико, дико на него посмотрела. Он остановился перед нею. Что-то больное и измученное выразилось в лице её, что-то отчаянное. Она всплеснула руками. Безобразная, потерянная улыбка выдавилась на его устах. Он постоял, усмехнулся и поворотил наверх, опять в контору.

Илья Петрович уселся и рылся в каких-то бумагах. Перед ним стоял тот самый мужик, который только что толкнул Раскольникова, взбираясь по лестнице.

– А-а-а? Вы опять! Оставили что-нибудь?.. Но что с вами?

Раскольников с побледневшими губами, с неподвижным взглядом тихо приблизился к нему, подошёл к самому столу, упёрся в него рукой, хотел что-то сказать, но не мог; слышались лишь какие-то бессвязные звуки.

– С вами дурно, стул! Вот, сядьте на стул, садитесь! Воды!

Раскольников опустился на стул, но не спускал глаз с лица весьма неприятно удивлённого Ильи Петровича. Оба с минуту смотрели друг на друга и ждали. Принесли воды.

– Это я... – начал было Раскольников.

– Выпейте воды.

Раскольников отвёл рукой воду и тихо, с расстановками, но внятно проговорил:

Это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру её Лизавету топором и ограбил.

Илья Петрович раскрыл рот. Со всех сторон сбежались.

Раскольников повторил своё показание.

(Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание» )

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Назовите мо­дер­нист­ское по­э­ти­че­ское течение, одним из ярких пред­ста­ви­те­лей ко­то­ро­го яв­лял­ся А. А. Блок.


Россия

Опять, как в годы золотые,

Три стёртых треплются шлеи,

И вязнут спицы росписные

В расхлябанные колеи...

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые -

Как слёзы первые любви!

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу...

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет, -

Не пропадёшь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты...

Ну что ж? Одно заботой боле -

Одной слезой река шумней,

А ты всё та же – лес, да поле,

Да плат узорный до бровей...

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснёт в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика!..

А. А. Блок, 1908

Ответ:

Укажите номер стро­фы (порядковое чис­ли­тель­ное в име­ни­тель­ном падеже), в ко­то­рой поэт ис­поль­зу­ет анафору.


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8-В12; СЗ, С4.

Россия

Опять, как в годы золотые,

Страница 1

Ярким образом инфернальной женщины в романе Достоевского «Преступление и наказание» является Соня Мармеладова, для которой нет жизненных правил, нет жизненных границ, нет общественных правил. Её жизнь сопровождается желтым цветом. Человек, которого она любит, – убийца, но со своими, необычными и очень непохожими на других, взглядами на жизнь. Не смотря на то, что Сонечка Мармеладова пошла по «желтому билету» она во многом олицетворяет Богоматерь с младенцем, где младенцем является – Раскольников.

Раскрытию образа Сони Мармеладовой способствует анализ портрета героини. При помощи портрета – мы можем определить мысли героини, при помощи описания внешности или одежды – мы определяем её особенности характера, манеры поведения. Прежде всего, нужно обратить внимание на одежду Сони. На ней надет бурнус

(это «накидка и верхняя одежда разного вида, мужская и женская, будто по образу арабскому, с широкими рукавами»). Для того, чтобы изобразить традиционную одежду Марии – мафорий

(одежда палестинских замужних женщин), более всего подходит бурнус, бывший к тому времени достаточно распространенным видом одежды. Зеленый платок –

вообще, зелёный цвет как цвет зеленой жизни, напрямую связан с образом Богоматери, Молельницы и Предстательницы перед Господом за человека и землю, за всякую земную тварь. Например, знаменитая икона «О тебе радуется» происходящая из мастерской Дионисия (находящаяся сейчас в Третьяковской галерее) изображает сидящую на престоле Богоматерь в Славе, окруженную расходящимися от престола кругами синего и зеленого цвета. Если вспомнить почти бесцветные, мягкие, пушистые волосы Сони, то ими вполне прорисовывается нимб

– на иконах – сияние в виде небольшого круга над головой Бога и святых; символ святости, божественности. Тогда зеленый платок может изображать «Славу». Почти все изображают Богоматерь в ярко-зеленом платке.

Соня, несомненно, очень сильная женщина, её решение пойти по «желтому билету» не сломило её души, чувств, её жизненных ценностей, она осталась той же милой, нежной, доброй, робкой и понимающей девушкой. Её любовь творит чудеса с Родионом, он восхищается и гневается на неё одновременно. Ему жаль, что такая сильная личность как Соня стала проституткой, что она поступила не по своим принципам, что она поступила безнравственно, но такова жизнь… С одной стороны – отчаянное решение Сони Мармеладовой пойти по «желтому билету», её желание помочь своей семье, с другой – невозможность заработать себе на жизнь честным трудом. Героиня находится в самом безысходном положении, когда даже самоубийство – непозволительная роскошь. Но при этом почему-то забываются очень важные для понимания причин «преступления» Сони слова Раскольникова: «…тем ты грешница, что понапрасну умертвила и предала себя. Еще бы это не ужас, что ты живешь в этой грязи, которую так ненавидишь, и в то же время знаешь сама, что никому ты этим не помогаешь и никого не от чего не спасаешь» .

Соня, конечно же, никого не может спасти. В этом-то и причина её поступка. Ненасытимое сострадание – вот что позволяет переступить её через себя. По сути, её жертва – христианская. Кого спас Христос, позволив распять себя на кресте? Формально никого. В образе Сони и заключена эта идея Христа. Мотив её поступка – не в желании спасти близких, а в невозможности их спасти. Она не может им помочь, и она не может спокойно наблюдать их страдания, она лишь может взять на себя еще большее страдание, чем они. Но именно Соня одарена той духовной силой, которая помогает ей, живя во зле, пребывать в добре и нести добро другим. Дает ей эту силу вера в Бога. Соня нечасто посещает церковь – ей неловко. Но она глубоко верует в Бога, а значит – и в высшую справедливость и чудо, которые изменят её жизнь; она верует в воскресение Лазаря, ибо без этого не будет надежды и веры в собственное воскресение. Зная мотив, мы можем осуждать или оправдывать поступок героини. Мотив помогает нам понять намерение персонажа, его мысли, его чувства.

Для Сони нет общественных правил, она ведет себя против общепринятых правил. Она не похожа на окружающих, она делает всегда, так как ей велит её сердце, особенно по отношению к Раскольникову. Она любит этого человека, она на все ради него готова, Сонечка хочет помочь ему «переродится», она всегда рядом, даже если Родион её отталкивает. Ведь не каждую женщину «с желтым билетом» можно сравнить с Богоматерью, далеко не каждая полюбит убийцу и поможет ему «родиться заново», а Соня поступает именно так.

Её образ требует восхищения – она смогла своей любовью изменить человеческую душу. Соня не боится упреков окружающих: «Соня робкая от природы, и прежде всего знала, что её легче погубить, чем кого бы то ни было, а уж обидеть всякий мог, почти безнаказанно» . И все равно она не показывает свой страх. В жизни она «играет в игру без правил» и она выигрывает, получая самое главное в жизни – любовь. Она перерождается вместе с Раскольниковым, только она – очищается от грязи «желтого билета».

Последние десятилетия все активно обсуждают вопрос проституции. Как бороться с ней и ее покровителями из правоохранительных органов? Как оградить общество от асоциальных элементов? Как относиться к проституткам, некоторые из которых стали заложницами обстоятельств? Каждый считает своим долгом на эту тему высказаться даже если видел проституток только в мультиках. Поляризацию общественных мнений еще подстегивает надвигающийся на Москву гей-парад, но о гей-парадах разговор отдельный.

Кто-то утверждает, что надо не бороться с этим явлением, а легализовать его. То есть желающих воспользоваться услугами проституток все равно не убавится, а так можно будет как-то контролировать этот бизнес, получать с него налоги, не говоря о мед.книжках и трудовом договоре для работниц древнейшей профессии ! А повысив качество, - повысить цены и, соответственно, отчисления в бюджет.

Странный памятник проститутке "Лавочка порока" на окраине Праги

Сейчас в России многим трудно представить себе подобную легализацию по морально-этическим соображениям, и я это понимаю. Как и в случае с алкоголем, сигаретами, наркотиками, азартными играми и прочими средствами удовлетворения потребностей разной степени порочности, это всегда будет камнем преткновения как минимум двух точек зрения.

Но всегда ли Россия сторонилась моральной распущенности далекой улицы красных фонарей? Давайте отмотаем 2 абзаца назад, где я назвал проституцию - древнейшей профессией. Обычно этот фразеологизм используют скорее в шутку, но, оказывается, и в Российской Империи существовали проститутки. Более того, их деятельность была абсолютно легальна и каждая из работниц имела документ, позволяющий этим заниматься!

Жёлтый билет, позволяющий легально заниматься проституцией

"Жёлтый билет" выдавался проституткам вместо паспорта. Не очень-то приятно сейчас было бы ловить ухмылки полицейских, рассматривающих такую корочку в наше время:) Документ состоял из 8 страниц, содержал медицинские пометки, правила по надзору, правила для публичных женщин , и на первом развороте было фото гражданина проститутки. Билет выдавался, когда порядочных девушек ловили с поличными на жаренном . Это приводило к сдаче паспорта, и с таким документом женщина была обречена на торговлю своим телом и регулярным полицейским проверкам. Желтый билет этот фигурировал и в "Преступлении и наказании", таким билетом обладала Сонечка Мармеладова, как мы знаем из сюжета книги, Раскольникова факт существования сей бумажки в конце концов не сильно смутил.

Может быть настало время ввести подобный принудительный документ? Хочешь зарабатывать своим телом - пожалуйста, но будь добра завести жёлтый билет с докторскими пометками. Или все же давить профессию до конца, до последнего сутенера? Но кто же тогда обеспечит тысячи девушек приличным образованием, работой, кто подпустит к своему чаду падшую учительницу? Каковы ваши соображения на эту тему?

(349 слов)

Цель оправдывает средства? Таким вопросом задаются многие люди в различных ситуациях. Особенно, когда вынуждены совершать нелицеприятные поступки ради воплощения своего замысла. Цель может быть благородной, но останется ли нравственность нетронутой с использованием антигуманных средств? Социально-философский роман «Преступление и наказание», вмиг завоевавший внимание публики, поднимает этот актуальный вопрос и заставляет читателей рассуждать на данную тему.

Главный герой одержим собственной теорией о «тварях дрожащих и право имеющих». Сможет ли Раскольников стать «необыкновенным» человеком, которому позволено убивать во имя благой цели и не страдать от мук совести – именно на этот вопрос он пытается ответить сам себе, для чего сознательно идет на убийство. Родион хочет помочь бедным и устранить существующую несправедливость. Оправдываясь такой благородной целью, он вспоминает Наполеона, виновного в смерти миллионов, которому, тем не менее, ставят памятники. Вдохновленный своей миссией теоретик убивает богатую старуху-процентщицу и, уже в состоянии аффекта, ее беременную сестру Лизавету. Он понимает, что мучается от содеянного им преступления, и игнорировать чувство вины не получается. Он заболел, чуть не сходит с ума, ему снятся страшные сны, и больше всего он боится, что о его поступке станет известно. Самое страшное наказание для Раскольникова – не каторга, а муки совести: «Я себя убил, а не старуху». Персонаж выбирает убийство, ограбление, признание людей материалом, сам же от этого страдает и избавляется от украденных денег, с помощью которых хотел помочь бедным.

Другой пример: любимая героиня Достоевского в том же произведении Соня Мармеладова, тихая и беззащитная девушка, таящая в себе безмерную любовь к людям, в особенности — своим близким. Семья Мармеладовых живет в нищете: отец Сони пьет, мачеха Катерина Ивановна тяжело больна, троих детей нужно кормить. Соня живет «по желтому билету» для заработка денег. Ее цель благородна, ведь девушка пытается помочь не себе, а дорогим людям, однако ей слишком тяжело оставаться в такой грязи. Соне удается сохранить в себе чистоту и нравственность, но Раскольников подмечает, что она тоже грешница, только ее грех в том, что она напрасно себя предала и умертвила.

Таким образом, оба персонажа выбрали гуманное намерение, но антигуманные средства для его достижения. Весь роман опровергает теорию Раскольникова и показывает, как трудно приходилось Соне Мармеладовой. Достоевский подчеркивает свою позицию: никакая цель не может оправдать бесчеловечные средства.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!