Конспект занятия по речевому развитию «Чтение художественной литературы» на тему: «Чтение сказки «Живая ель. Конспект НОД по художественной литературе для детей старшей группы «Чтение стихотворения Ю
Конспект образовательной деятельности по чтению художественной литературы в средней группе
Тема: «Чтение рассказа Н.Носова «Живая шляпа»».Цель: познакомить детей с произведением Николая Носова «Живая шляпа»
Задачи:
1.Образовательные:
формировать умение детей понимать юмор ситуации;
уточнить представления детей об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров;
обогащать активный словарь посредством знакомства детей с рассказом;
2.Развивающие:
развивать диалогическую и монологическую речь воспитанников;
развитие чувства юмора, творческого изображения;
развитие коммуникативных навыков: умение отвечать полным предложением, вступать в диалог, говорить по очереди, выслушивать мнение других, не перебивая.
3.Воспитательные:
воспитание интереса к произведениям художественной литературы
воспитывать эстетические чувства через художественное произведение: помочь почувствовать красоту и выразительность поэтического языка.
Предварительная работа:
воспитателя:
изучение методической литературы, разработка конспекта образовательной деятельности, подготовка необходимых материалов;
с детьми:
чтение рассказов Н.Носова. Рассматривание картин, иллюстраций к рассказам.
с родителями:
родителям рекомендовали читать с детьми художественную литературу, побеседовать о содержании произведений с детьми.
Организация развивающей предметно-пространственной среды:
занятие проводится в групповой комнате, дети сидят на стульях;
демонстрационный:
портрет Н.Носова, иллюстрации к рассказу «Живая шляпа», книга Н. Носова «Живая шляпа»
Словарная работа:
Активизация словаря:
кабинет, шляпа
Обогащение словаря:
комод, кочерга, треснуть, плюхнуть, клюшка
Особенности группы детей и их учет в ходе образовательной деятельности:
исходя из того, что в группе выявлено три уровня речевого развития детей, данное занятие целесообразно провести с тремя подгруппами отдельно.
Индивидуальные особенности детей и их учет в ходе образовательной деятельности: в связи с тем, что в группе имеются дети (Женя П., Гоша Ч., Коля Ж.) с низким уровнем развития речи, необходимо активизировать их при ответах на вопросы и повторении слов и оказывать помощь при рассказывании.
Методы и приемы:
Словесные:
чтение рассказа, беседа, вопросы, анализ, пояснения, составление рассказов.
Наглядные:
рассматривание портрета Н.Носова и иллюстраций к рассказу «Живая шляпа».
Практические:
рисование котенка, придумывание истории о котенке.
Игровые методы:
игровая мотивация.
Ход образовательной деятельности:
I. Вводная часть.
- Ребята, скажите, пожалуйста, о чём я сейчас загадаю вам загадку:
Что такое, подскажите,
Там игрушки не сидят.
Книги выстроились в ряд,
Ждут читающих ребят.
Дети:
книжная полка, книжный шкаф, библиотека
- Как вы догадались? У нас в группе тоже есть библиотека. Какие книги есть в нашей библиотеке?
- Сказки, рассказы, стихи.
- Ребята, вспомните, чем отличаются рассказы от сказок и стихов.
Ответы детей.
-В рассказе говориться о том, что случилось в жизни или могло случиться. В рассказе нет чудес и сказочных выражений.
- Сегодня на занятии мы познакомимся с творчеством известного писателя Н. Н. Носова. Посмотрите на его портрет. Он является одним из самых популярных и любимых детьми авторов. Его книги хочется читать и перечитывать. Писателем Николай Николаевич стал как бы случайно: когда у него родился сын, приходилось рассказывать ему много сказок. Сын подрастал и требовал новых и новых сказок. В центре произведений Н. Носова – ребята-фантазёры, непоседы, неуёмные выдумщики, ваши сверстники, которым часто достаётся за их затеи. Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в необычайно смешные поучительные истории, воспитывают в детях честность, чувство дружбы, отзывчивость, любовь к труду; в них осуждаются такие постыдные качества, как зависть, ложь, грубость и т.д..
- Ребята, а какие вы знаете произведения Н. Н. Носова?
- Послушайте рассказ Н. Носова «Живая шляпа»
II. Основная часть.
(Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа». На экране постепенно появляются картинки из рассказа).
- Вам понравился этот рассказ? (да)
- На самом ли деле шляпа из рассказа Носова была живая? (нет)
- Назовите героев рассказа (Володя, Владик).
- Почему мальчики подумали, что шляпа живая? (она поползла)
- Какие чувства испытывали мальчики при виде «живой» шляпы?(они испугались)
- Расскажите, как мальчики испугались.
- Покажите, как они испугались!
- Какое оружие мальчики выбрали для борьбы со шляпой? (картошка)
- Кому пришла в голову идея бросаться картошкой? (Вовке)
- Как узнали мальчики секрет шляпы? (швыряли картошкой и шляпа подскочила к верху)
- Оцените поведение мальчиков. Какие они?
- Объясните, почему Вадик ласкает и обнимает кота Ваську.
- Как же мальчики относятся к животным? (доброжелательно)
- Какими мы их видим в конце рассказа? (они обрадовались)
- Смешная это история или печальная? (смешная)
- А как бы вы поступили на месте мальчиков?
- Рассказ называется «Живая шляпа». Как, по - другому можно назвать этот рассказ?
- Как вы думаете, а что могло бы произойти с ребятами, если бы под шляпой оказался не кот Васька. Придумайте дома свою историю и нарисуйте рисунок к ней. А на следующем занятии мы послушаем, что у вас получилось.
Физкультминутка:
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стульчик сесть
Семь, восемь – лень
отбросим
Рефлексия:
- Важно видеть по-настоящему, смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказать самому о каком-либо забавном случае.
- Чем мы занимались? (читали)
- Какой рассказ мы прочитали? Кто автор?
- Какие чувства вы испытывали, при чтении рассказа?
Программное содержание:
- Учить детей передавать художественный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений. Активизировать подбор сравнений и определений, синонимов и антонимов к заданным словам.
- Закрепить способы образования степеней сравнения прилагательных.
- Совершенствовать умение находить слова с заданным звуком и определять его место в слове.
- Развивать память, логическое мышление. Воспитывать интерес к явлениям природы.
1 часть:
Встанем все в круг, соберем все свои знания и силы и настроимся на занятие.
Мы спокойны, мы cпокойны,
Говорим всегда красиво
Четко и неторопливо
Вспоминаем обязательно
Что учили на занятии. (садимся полукругом)
(на доске картинки изображающие 4 времени года)
Скажите, что изображено на картинках? (зима, лето, осень, весна)
А как можно сказать об этом одним словом? (времена года) .
А теперь давайте подберем слова подходящие к каждому времени года:
Зима какая? (холодная, снежная, белая, долгая)
Весна какая? (зеленая, свежая, цветущая, веселая)
Лето какое? (жаркое, красивое, солнечное)
Осень какая? (золотая, дождливая, скучная, богатая)
2 часть. краткая биография писателя.
А я сейчас прочитаю вам рассказ про мальчика Митю, как он вел себя в разное время года. Рассказ называется «Четыре желания» . Написал рассказ Константин Ушинский.
Вы внимательно слушайте и запоминайте, чем занимался мальчик.
(чтение)
Вопросы:
- О чем говорится в этом рассказе?
- Чем Мите понравилась зима?
- Что ему понравилось весной?
- Что запомнилось Мите летом?
- Какими словами мальчик сказал об осени?
- Почему рассказ называется «Четыре желания?»
(физкультминутка)
А сейчас я вам прочитаю рассказ еще раз. Потом будете рассказывать вы. Слушайте внимательно и запоминайте.
(повторное чтение)
А теперь кто хочет пересказывать? (вызвать 4 детей)
Вы между собой договаривайтесь, кто о каком времени года будет говорить.
(рассказы детей) .
А сейчас кто-нибудь один перескажет рассказ целиком.
Молодцы, дети, очень подробно рассказали.
3. -Ребята, каждое новое время года мальчику казалось лучше предыдущего. Летом было хорошо, - а осенью еще лучше. Давайте сравнивать:
Весна теплая – а лето? (теплее, более теплое)
Трава зеленая – а после дождя? (зеленее, более зеленая.)
Осенью холодно – а зимой? (холоднее, более холодно)
Береза высокая – а ель? (выше, более высокая.)
Тигр сильный – а слон? (сильнее, более сильный.)
Клубника сладкая – а малина? (слаще, более сладкая.)
Вата мягкая – а пух? (мягче, более мягкий.)
Дорога узкая – а тропинка? (уже, более узкая.)
Река глубокая – а море? (глубже, более глубокое.)
Мальчик высокий – а его брат? (выше, более высокий.)
4. -Ребята, сегодня в нашем магазине распродажа, каждый может выбрать себе понравившуюся вещь, но в названии вещи должен слышаться звук «к» .
- все выбрали? А сейчас товар рассортируем, если звук «к» слышится в названии в начале слова, нужно положить товар в первую корзину
- если звук «к» слышится в середине – во вторую корзину
Если звук слышится в конце, -то в третью корзину.
5. - А теперь вспомним пословицы: я начинаю, а вы подскажите противоположные по смыслу слова в пословицах.
Март зиму кончает, весну (начинает) .
Смелый там найдет, где робкий (потеряет) .
Больше знай – да меньше (болтай) .
Вещь хороша когда новая, а друг – когда (старый) .
В умной беседе ума наберешься, в глупой –свой (растеряешь) .
Человек от лени болеет, а от труда (здоровеет) .
Умел ошибиться, умей и (поправиться) .
Дождик вымочит, а солнышко (высушит) .
Один теряет, другой (находит) .
Сначала свет зажжешь, а уходя (погасишь) .
3часть. Наше занятие подошло к концу.
Скажите, дети, что вы сегодня узнали нового?
Какое время года лучше всех?
Правильно, вы сегодня очень хорошо отвечали, пересказывали рассказ. Я вами очень довольна. Спасибо вам всем.
Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе на тему произведения
Х.К. Андерсена "Гадкий утёнок"
Воспитатель Арлан Н.А.
ТЕМА:
Ханс Кристиан Андерсен "Гадкий утёнок".
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
помочь вспомнить сказки Х.К.Андерсена, познакомить с новой сказкой, упражнять детей в пересказе, развивать интонационную выразительность речи; развивать художественные способности детей, воображение, память.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:
чтение художественной литературы, художественное творчество.
ХОД:
1. Рассматривание портрета писателя.
Рассказ воспитателя:
-Ханс Кристиан Андерсен жил в Дании - поэтической стране, богатой народными сказками, старинными песнями. В детстве будущий писатель любил помечтать наедине с собой. Он хотел стать актёром, но стал великим сказочником.
-Давайте вспомним, какие сказки он написал. Посмотрите на картинки и назовите сказки, к которым они относятся. (Предложить рассмотреть картинки к сказкам "Дюймовочка", "Стойкий оловянный солдатик", "Русалочка")
2. -Ребята, а сейчас мы познакомимся ещё с одной сказкой Ханса Кристиана Андерсена, которая называется "Гадкий утёнок".
Чтение сказки.
3. Физминутка.
Утром встал гусак на лапки,
Приготовился к зарядке,
Повернулся влево, вправо,
Приседанье сделал справно,
Клювиком почистил пух.
И на стульчик снова-плюх!
4. Беседа по вопросам:
Понравилась ли вам сказка?
Где появился утёнок на свет?
Скажите, почему никто не любил утёнка?
Что вы чувствовали по отношению к утёнку, когда его все били и обижали?
Что пришлось пережить утёнку, когда он ушёл с птичьего двора?
Чем же закончилась эта грустная история?
5. Пересказ.
6. Предложить детям нарисовать рисунки по мотивам сказок Х.К.Андерсена.
Разделы: Работа с дошкольниками
Интеграция областей: «Чтение художественной литературы», «Коммуникации», «Познание», «Здоровье».
Цель: формировать чувство справедливости.
Задачи:
- Образовательные: продолжать работу по формированию интереса к книге; помочь усвоить последовательность действий персонажей сказки с помощью иллюстраций; учить правильно называть автора и название произведения; уточнить знания по теме «Фрукты».
- Развивающие: развивать умение внимательно слушать сказки; используя разные приемы, развивать умение правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям, оценивать поступки героев; развивать представления о литературных жанрах; обогащать словарь по теме.
- Воспитательные: воспитывать эмоционально-образное восприятие текста; формировать понятия «дружба», «доброта», «справедливость», воспитывать желание поступать по справедливости.
Оборудование: кукла Каркуша, яблоко, сказка В.Сутеева «Яблоко» с иллюстрациями,
Предварительная работа: беседы с детьми о фруктах; чтение стихотворения У.Рашида «Наш сад»; отгадывание загадок о фруктах; раскрашивание яблок; упражнение «Наш сад», дидактическая игра «Четвертый лишний»; пальчиковая гимнастика «Компот», упражнение «Ежик и барабан», «Выжимаем сок», речедвигательная игра «Мы по саду шли…»;
Лексическая работа:
- Дикая яблоня – яблоня, которая растет в лесу.
- Свернувшись клубочком – лечь, согнувшись.
- Спросонок – не совсем проснувшись.
- Лягнул – бить, ударять ногой.
- Рявкнет – о животных, громко и отрывисто кричать.
- Разделить на равные части – всем одинаково.
- Уму-разуму научил – подсказал, как правильно сделать.
- Справедливо – правильно, истинный (отражает действительность).
- Рассудил справедливо – справедливо решил.
Ход занятия
1. Сюрпризный момент.
Прилетает Каркуша и приносит детям в подарок яблоко.
Каркуша спрашивает у детей: «Какое яблоко?»
Ответы детей: «Большое, спелое, румяное, ароматное, сладкое, вкусное, полезное, желтое». Каркуше не нравятся ответы детей. Она отвечает сама: «Одно-единственное».
Воспитатель: «Как же нам быть? Ребят много, а яблоко одно».
Каркуша: «Вот прочитаете сказку В.Сутеева «Яблоко» и узнаете, как вам быть».
2. Чтение сказки В. Сутеева «Яблоко».
Первое чтение сказки.
Беседа по вопросам:
- Понравилась сказка?
- Как называлась сказка, и кто ее написал?
В. Сутеев не только писатель, он еще был художником и рисовал к своим сказкам картинки, которые называются иллюстрации. Вот какие картинки В. Сутеев нарисовал к сказке «Яблоко». - Вы запомнили героев сказки? (Заяц, Ворона, Ежик, Медведь).
- Из-за чего поссорились Заяц, Ворона и Еж? (Из-за яблока).
- Кто помирил наших друзей? (Медведь, Михаил Иванович).
3. Физминутка.
«Мы по саду шли…».
Мы по саду шли, шли, шли. Дети шагают.
В саду яблоню нашли. Изображают дерево.
А на ней висят бананы? (Нет, не бананы.)
На ней висят сливы? (Нет, не сливы.)
На ней висят груши? (Нет, не груши.)
На ней яблоки висят, Складывают кулаки, руки разводят в стороны.
Просят их сорвать ребят. «Бросают» руки вниз.
Дует, дует ветер, дует, задувает, Делают наклоны влево-вправо, руки вверху.
Спелые яблоки с дерева срывает. «Бросают» руки вниз.
Падают яблоки с веток на дорожки. Приседают, стучат кулачками по коленям.
Мы поможем яблочкам: положим Встают.
Их в лукошко.
Яблоки с земли возьми, Кладут кулачок одной руки на ладошку другой.
И в лукошко положи.
«Ежик и барабан».
С барабаном ходит ежик, Маршируют по кругу, играют на барабане.
Бум-бум-бум!
Целый день играет ежик,
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами, Идут по кругу, руки за спиной.
Бум-бум-бум!
Ежик в сад забрел случайно,
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он, То одной, то другой рукой подносят яблоко.
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он, Разводят руками.
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались, Руки на поясе, прыжки на месте.
Бум-бум-бум!
И удары раздавались, Прыжки.
Бум-бум-бум!
Зайцы здорово струхнули, Делают «ушки», приседают, дрожат.
Бум-бум-бум!
Глаз до зорьки не сомкнули, Закрывают глаза руками.
Бум-бум-бум!
Упражнение «Выжимаем сок».
Дети сжимают, разжимают кулачки, приговаривая:
Фрукты жмем, жмем, жмем, выжимаем.
Вкусный сок в чашку наливаем. «Наливают» из одного кулачка в другой.
Ах! Какой ароматный сок! Вдох носом, при выдохе произносим.
4. Второе чтение сказки.
Воспитатель второй раз читает сказку. Проводит развернутую беседу по вопросам.
- Кто увидел яблоко? (Заяц).
- Кто сорвал яблоко? (Ворона).
- Кто поймал яблоко? (Еж).
- Почему поссорились и даже подрались герои? (Каждый считал, что яблоко его, никто не хотел уступать).
- Кого попросили помочь? (Медведя). Как его звали? (Михаил Иванович).
- Как вы думаете, почему именно Медведя? (Самый большой, самый умный).
- Что рассудил Михаил Иванович? (Все правы и яблоко должны получить все).
- Как быть, я – одно? (Разделить на равные части).
- Почему и Медведю досталось яблоко? (Всех помирил и уму-разуму научил).
Итог беседы: не надо ссориться с друзьями и драться, надо позвать на помощь, он подскажет, рассудит по справедливости, никого не обидит.
5. Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, вы поняли, как нам быть с подарком Каркуши, с яблоком?
Дети: Надо разделить яблоко на равные части.
Воспитатель делит яблоко на всех детей и угощает. Хвалит детей за внимательное прослушивание сказки, правильные ответы.