Маленький музыкальный ликбез. Музыкальная энциклопедия от А до Я Струнно смычковый инструмент альт

Альт (англ. и итал. viola, фр. alto, нем. Bratsche) или альт скрипичный — струнно-смычковый музыкальный инструмент такого же устройства, что и скрипка, но несколько больших размеров, отчего звучит в более низком регистре. Струны альта настроены на квинту ниже скрипичных и на октаву выше виолончельных — c, g, d1,a1 (до, соль малой октавы, ре, ля первой октавы). Наиболее употребительный диапазон — от c (до малой октавы) до e3 (ми третьей октавы), в сольных произведениях возможно употребление более высоких звуков. Ноты пишутся в альтовом и скрипичном ключах.

История

Альт считается самым ранним из ныне существующих смычковых инструментов. Время его появления относят к рубежу XV―XVI веков. Альт был первым инструментом, который был именно той формы, которую мы привыкли видеть. Сконструировал его Антонио Страдивари.

Родоначальником альта считается виола да браччо (итал. viola da braccio), или виола для руки. Эта виола, как и нынешние скрипки и альты, держалась на левом плече, в отличие от виола да гамба (итал. viola da gamba), которые держались на колене или между колен. Со временем итальянское название инструмента сократилось до просто viola, под которым он вошёл, например, в английский язык, или до Bratsche (искажённое braccio), закрепившееся в немецком и сходных с ним языках.

Конструкция современного альта почти не отличается от скрипичной, за исключением размеров. У альта нет разделения по размерам, как у скрипки, размер альта измеряется миллиметрами. Существуют альты от 350-ти мм (это меньше целой скрипки) до 425 мм. Выбор размера инструмента зависит от длины рук исполнителя.

Из всего скрипичного семейства альт был наиболее близок к виолам по размерам и по звучанию, поэтому он быстро вошел в состав оркестра в качестве среднего голоса и гармонично влился в него. Таким образом, альт явился своего рода мостом между уходящим семейством виол и зарождавшимися скрипичными инструментами.

«Альт – это инструмент философ, немного печальный и негромкий.

Альт всегда готов прийти на помощь другим инструментам, но

никогда не пытается привлечь внимание к самому себе»

Альбер Лавиньяк


Viola (англ., итал.), alto (франц.), Bratsche (нем.)

Строй альта на квинту ниже скрипки. Диапазон от до малой октавы до ми третьей октавы. В сольных произведениях возможно употребление более высоких звуков. Партия альта пишется в альтовом и скрипичном ключах.

Тембр альта имеет по сравнению со скрипкой более суровый, мужественный оттенок. Первая струна обладает поэтичным грудным тембром. Вторая – имеет тембр тускловатый, нежный. У третьей струны густой, суровый звук. Четвертая отличается мрачностью, густотой звучания. В целом тембр альта ― менее яркий, чем скрипичный, но густой, матовый, бархатистый. Это связано с тем, что размеры его корпуса не соответствуют его строю : при оптимальной длине 46―47 сантиметров (такие альты изготовлялись старыми мастерами итальянских школ) современный инструмент имеет длину от 38 до 43 сантиметров. На больших альтах, приближающихся к классическим, играют в основном сольные исполнители, обладающие более сильными руками и разработанной техникой.

Приёмы игры на альте немного отличаются от приёмов игры на скрипке из-за бо́льших размеров и большей растяжки пальцев левой руки. Объем позиции на альте равен чистой кварте.

Основная сфера применения альтов - симфонический и струнный оркестры, где им поручаются, как правило, средние голоса, но также и сольные эпизоды. Альт - обязательный участник струнного квартета, часто используется в других камерных составах, таких как струнное трио, фортепианный квартет, фортепианный квинтет. Традиционно альтистами становились скрипачи крупного телосложения с большими руками и широкой вибрацией. Однако некоторые известные музыканты (Никколо Паганини, Давид Ойстрах) успешно совмещали игру на скрипке и на альте. Вследствие небольшого репертуара альт относительно редко использовался в качестве сольного инструмента. В наше время появилось довольно много хороших альтистов, среди них Вадим Борисовский, Федор Дружинин, Юрий Башмет, Юрий Крамаров. Совсем молодые, победители V международного конкурса альтистов им. Башмета: Нилс (Германия), Андрей Усов, Владимир Акимов, Наталья Аленицына (Россия).

Домашнее задание:

1. Посмотрите интересные материалы



Юрий Башмет и ансамбль "Солисты Москвы" играют на инструментах Страдивари, Гварнери, Гаспаро да Сало, Паоло Тестере.



Послушайте фрагменты произведений для альта:

Шнитке Концерт для альта с оркестром

Моцарт Дуэт для скрипки и альта

Шостакович Соната для альта ор.147

Канчели "Стикс" для альта, хора и оркестра

Моцарт Концертная симфония для альта


2. Играйте партии альта из оркестровых сочинений. Обратите внимание на приемы игры!

Альт – музыкальный инструмент, относящийся к семейству струнно-смычковых. Внешне они крайне схожи со скрипками, но отличаются размерами. Альты гораздо больше скрипок, длиннее и шире.

С размером связано и следующее отличие: звук. Альтовый строй ниже скрипичного на квинту. Если сравнивать звучание инструментов с человеческими голосами, то скрипка – это сопрано, самый высокий женский голос, а альт – это контральто, самый низкий женский голос, томный, грудной и выразительный.

Как работает альт

Сам альт выполнен из дерева разных пород.

  • Лицевая поверхность изделия (верхняя дека) на которой вырезаны отверстия в виде латинской буквы «f», изготавливается из ели.
  • Задняя поверхность, нижняя дека, бока и обечайки изготавливаются из клена. Из кленовой породы делают и подставки – специальную деталь, на которой лежат струны. Деки и обечайки покрывают специальным маслянистым лаком, который защищает древесину от коррозии.
  • Из прочного черного, эбенового дерева выпиливают гриф – продолговатую дощечку, к которой музыканты пальцами прижимают струны. Это же дерево используют для изготовления колков – колышек, которые отвечают за натяжение струн.

Принцип работы альта схож с родственными ему скрипкой, виолончелью и контрабасом.

За извлечение звука ответственен смычок – трость с натянутым на нее белым конским волосом.

Музыкант-исполнитель во время игры водит смычком по струнам, держа сам смычок в правой руке, а корпус – на левом плече. В момент трения смычка и рождается звук.

Каждый волосок, используемый для изготовления смычков, имеет чешуйки. Они при контакте со струной заставляют ее вибрировать. Вибрация передается в корпус инструмента, «звуковую коробку», которая выполняет функцию раструба. Звук «выходит» из тех самых резных отверстий на верхней деке.

Альтовый звук не настолько мощен, как, например скрипичный, и поэтому нечасто используется для сольного исполнительства. Однако без него немыслимы классические музыкальные коллективы, такие, как:

  • квартет, в который входят две скрипки, альт и виолончель,
  • оркестр, в который наряду со скрипками входит группа исполнителей на альтах, от четырех до шести человек,
  • симфонический оркестр, где альтовая группа включает в себя от двенадцати до четырнадцати человек.

Виды альтов

Главный критерий различия любых струнно-смычковых – это возраст. Традиционно они делятся на старинные и современные.

Старинные экземпляры, изготовленные более пятидесяти лет назад, ценятся за звук, приобретенный с годами эксплуатации. Старинный образец, корпус которого в хорошем состоянии, стоит дорого и цена увеличивается с каждым годом.

Современные изделия ценятся за прочность и надежность. В обоих случаях невозможно предсказать как инструмент «поведет» себя со временем.

Альты имеют различные размеры и подбираются в соответствии с длиной рук музыканта.

Размер указывается в дюймах, диапазон альтовых размеров начинается с 11 и заканчивается 17,5 дюймами.

Помимо физического комфорта ведущую роль играет звук, который способен воспроизводить образец.

Размер корпуса, его «резонаторный ящик», не соответствует строю, который ниже скрипичного на квинту. Вследствие этого встречаются экземпляры, обладающие «гнусавым» тембром. К счастью, процент подобных инструментов невелик, и существует возможность модернизации звука с помощью аксессуаров.

Как выбрать альт

При выборе альта стоит обратить внимание на следующие пункты:

  • внешний вид. Корпус не должен иметь трещин и заплаток, небольшие потертости допустимы и не влияют на звук,
  • размер и комфорт игры. Руки не должны уставать во время контакта с ним, звук должен быть равномерным на всех струнах, звуковой переход от самой низкой струны к самой высокой должен быть плавным, незаметным.

Остановив выбор на экземпляре, изготовленном в наши дни, нужно учитывать, что его звук может измениться. Чаще он становится ярче, насыщеннее – для этого инструмент следует «разыгрывать», регулярно упражняясь на высокой громкости звука.

Выбрав старинный экземпляр, изготовленный несколько десятков или сотен лет назад, следует учитывать износ древесины.

Эксплуатировать старинный альт следует бережно, следя за уровнем влажности и не допуская малейших механических повреждений.

Ответа на вопрос «какой альт лучше?» не существует. Инструмент, находящийся в руках музыканта – это его второй голос. Голос бывает разным – ярким или томным, лирическим или призывным. Выбирая свой второй голос, стоит провести с ним много времени, исследуя его, разговаривая с помощью него.

Один и тот же альт в руках двух разных музыкантов звучит отличающимися друг от друга тембрами и красками. Выбирать нужно тот экземпляр, играть на котором легко и приятно и физически и морально.

Аксессуары

К альтовым аксессуарам относятся:

  • смычок,
  • канифоль,
  • струны,
  • струнодержатель,
  • колки,
  • подставка,
  • подбородник
  • плечевой мост,
  • кейс.

Смычок – это комплектующее, без которого невозможен особенный альтовый звук. На инструменте ни в коем случае нельзя играть скрипичным смычком – альтовый смычок длиннее, тяжелее и прочнее, и благодаря этим свойствам звук становится выразительнее и глубже.

Традиционно смычки изготавливают из фернамбука, красного дерева, так как этот сорт древесины обладает достаточной упругостью и прочностью, гарантирующей устойчивость к деформации.

В наши дни популярность набирают смычки, изготовленные из кевларовой ткани, современного вещества, обладающего высокой прочностью.

Преимущество кевлара заключается в устойчивости к перепадам температуры и влажности, чем деревянный смычок похвастаться не может. Смычок комплектуется белым конским волосом.

При выборе смычка лучше направить внимание на ровность трости, она не должна иметь сильных прогибов, и на упругость – трость должна «пружинить» при соприкосновении со струнами.

Канифоль – это кусочек смолы, изготовленный по специальной технологии для сцепления смычка со струной. Без канифоли инструмент не будет звучать, а от степени плотности вещества зависит получаемый звук. Чем плотнее текстура канифоли, чем она тверже – чем жестче и ярче звук.

Для игры на альте используют канифоль средней плотности. Важный фактор в выборе канифоли – ее свежесть.

Свежая, недавно изготовленная канифоль, обеспечит плотный контакт смычка.

Старая, подсохшая канифоль дает низкую степень сцепления и влияет на звучание, добавляя в него неприятные шипящие призвуки.

Струны отвечают за окраску звука инструмента.

Различают:

  • металлические,
  • синтетические,
  • жильные.

Металлические имеют яркий, звонкий звук и обладают повышенной износостойкостью. Преимуществом металлических струн является их низкая цена, а недостатком – звук, лишенный объема и глубины.

Синтетические изготавливаются либо из нейлона, либо из перлона, реже из кевлара. Синтетические струны пользуются популярностью у музыкантов всего мира.

Они подвержены износу по сравнению с металлическими, но, в свою очередь, дают красочный и богатый звук.

Из недостатков – достаточно высокая цена и небольшой период эксплуатации.

Жильные имеют органическое происхождение и изготавливаются из животных жил. Подходят они исключительно к старинным инструментам и крайне привередливы к перепадам температуры и влажности. Жильные струны изнашиваются быстрее всех возможных видов, и из-за этого не пользуются популярностью, однако имеют самую высокую стоимость.

Струнодержатели своим названием описывает свою функцию – фиксацию струн.

Бывают двух видов:

  1. Углепластиковые,
  2. Эбеновые, изготовленные из черного дерева.

Комплектуются специальными машинками для точной настройки, которые позволяют без дополнительных усилий скорректировать строй. Для альта это важный момент – при отсутствии машинок музыканту приходится корректировать строй при помощи колков, а учитывая размер инструмента, это и дискомфортно, и проблемно.

Материал, из которого изготовлен струнодержатель, практически не влияет на звук изделия, и при его выборе стоит ориентироваться на удобство машинок и цену, которая устраивает потенциального покупателя.

Колки фиксируют струны на другом конце инструмента, напротив струнодержателя и отвечают за их натяжение. Колки делают из эбенового дерева, и главное, что они делают – держат натяжение.

Со временем отверстия, в которые вставлены колки, становятся шире. Если в приобретенном изделии колки «утоплены» в корпус глубоко, то их стоит заменить, чтобы избежать ослабления натяжения струны в неподходящий момент. Готовые колки «подгоняет» к инструменту скрипичный мастер.

Подставка – специальная деталь, на которой лежат струны. От подставки зависит расстояние между грифом и струной, и, следовательно, удобство игры.

При высоком поднятии музыканту требуется большее физическое усилие для того, чтобы прижать струну к грифу. Низкое расположение приводит к возникновению призвуков при исполнении, так как струна будет задевать гриф. Высота подставки исправима скрипичным мастером.

Стоит отметить, что подставка контактирует с резонирующей декой, и влияет на звук.

Если дека тонкая (в случае со старинными изделиями), то и подставку лучше выбрать тонкую, чтобы снизить нагрузку на деку. Современные образцы комплектуются широкой подставкой – это помогает инструменту «разыграться».

Подбородник нужен для комфортной игры на вашем экземпляре. Этот аксессуар представляет собой подставку для подбородка, функция подбородника заключается в ослаблении давления головы на инструмент и снижении мышечного напряжения в шее.

Правильно подобранный подбородник поможет избежать мозоли на шее, характерной для скрипачей и альтистов. Изготавливают подбородники из черного дерева и углепластика. Они имеют разные формы – круглые и овальные, разные размеров для разных типов телосложения.

Выбирать подбородник следует «с примеркой», ориентируясь на комфорт при контакте с кожей.

Современные углепластиковые подбородники оснащены гипоаллергенным покрытием, это удачное решение для чувствительной кожи.

Плечевой мост или мостик помогает удерживать инструмент на уровне глаз и держать плечо в расслабленном состоянии. Поверхность мостика, соприкасающаяся с телом, как правило, повторяет форму плеча и комплектуется поролоновой вкладкой. На поверхность альта мост крепится с помощью специальных прорезиненных лапок.

Плечевой мост подбирается исходя из длины шеи – чем она длиннее, тем большую возможность регулировки высоты должен иметь мост. Неправильно подобранный мост приводит к болезненным ощущениям в плече, поэтому данный аксессуар очень важен для исполнителя.

Лучше попробовать все возможные варианты и остановиться на том, с которым держание инструмента становится удобным и свободным.

Кейс или футляр – это средство для переноски вашего альта и защиты от окружающей среды. Кейсы изготавливают из фанеры, обитой пенопластом, из пластика, карбонового волокна и кевлара.

Надежный кейс из прочного материала помогает защитить инструмент от перепадов погоды и предупреждает повреждения в случае падения.

Кейс лучше выбирать с учетом климата и дальности переносов.

Для домашнего хранения подойдет недорогой кейс из фанеры. Для путешествий лучше выбрать прочный карбоновый кейс, устойчивый к повреждениям.

Плюсы и минусы альтов

Альтовая специальность – это не тот класс музыкальной школы, в котором обучаются с раннего детства. Музыканты, владеющие искусством игры на альте, начинают путь с изучения скрипки, и только после ее освоения осуществляется переход на альт.

Больше всего подходят для игры на альте юные музыканты, обладающие:

  • высоким ростом и длинными руками,
  • крупными ладонями и длинными, сильными пальцами.

Среди музыкантов-исполнителей на альте количественно доминируют мужчины, но и женщины часто встречаются и в музыкальных коллективах.

Популярность инструмента среди исполнителей обоих полов связана с большим выбором размеров – они бывают небольшие, «женские» и более крупные, «мужские».

Техника игры на альте, приемы и штрихи, те же, что и на скрипке. Но из-за того, что исполнителю приходится придерживать инструмент большим пальцем левой руки (у скрипачей этот палец не выполняет подобной функции), виртуозность альтиста уступает виртуозности скрипача.

На первый план выходит культура звука и его философское начало, что требует от исполнителя в процессе освоения репертуара вдумчивой работы, лишенной механических повторений, как например, при игре на .

На основе этих особенностей можно выделить следующие преимущества:

  • большой выбор размеров и для женщин, и для мужчина;
  • альт – та специальность, которую можно выбрать в позднем возрасте и достигнуть успехов, так как техника игры не отличается высокой степенью виртуозности;
  • альт – не слишком распространенная специальность, поэтому она востребована в большинстве музыкальных коллективах.

Не стоит пренебрегать некоторыми неприятными особенностями инструмента, среди которых:

  • большой вес – ежедневные упражнения в мастерстве игры приводят к дискомфорту в левом плече;
  • решив обучиться игре, следует, в первую очередь овладеть скрипкой, без этого стать альтистом невозможно.

Эксплуатация

Дерево – хрупкий материал, реагирующий на падения сколами и трещинами, поэтому инструмент следует беречь от падений и повреждений. Повреждение корпуса сказывается на звуке и требует дорогостоящих ремонтных работ.

Внимания требует лакокрасочное покрытие. Следует протирать инструмент каждый раз после игры, так как на нем остается пыль от канифоли, способная повредить лак.

Поверхность следует беречь от воздействия средств на спиртовой основе – лак, который используют при изготовлении, растворятся с помощью спирта. Чистить деки следует специально предназначенными для этого средствами, их легко найти в музыкальных магазинах.

Со временем на лаковом покрытии остаются следы эксплуатации, в местах контакта инструмента с руками лак протирается. Не стоит оставлять дерево незащищенным – оно может деформироваться.

Места, в которых протерлось защитное покрытие, следует заново покрыть лаком у скрипичного мастера.

Влажность имеет сильное воздействие на любое деревянное изделие. В домашних условиях нельзя хранить струнно-смычковый инструмент вблизи с обогревательными приборами и в помещениях с повышенной влажностью.

Прямые солнечные лучи противопоказаны. Профессиональные музыканты пользуются гигрометром – прибором для измерения влажности. Нормой считается 40-60%.

При низкой влажности деки могут рассохнуться, образовывая трещины. При высокой влажности возникает проблема с обечайками – они отклеиваются.

Возможные неисправности

Частая неполадка, встречающаяся у профессиональных музыкантов – это неисправность верхних струн, ля и ре. Они изготовлены из более тонкого волокна, и быстро перетираются в местах частого взаимодействия с пальцами. К счастью, они без труда заменяются самостоятельно.

При замене не следует снимать одновременно старые струны – эта манипуляция уронит душку, перегородку, которая держит деки в нужном напряжении. Их стоит снимать поочередно, заменяя снятую на новую сразу же.

Перед установкой синтетических струн следует смазать канавки, в которых они лежат в подставке и грифе, мягким карандашом. Это поможет избежать заломов на синтетическом волокне и продлит срок службы изделия.

Замена струн – это единственная операция, которую музыканты производят самостоятельно без вреда для инструмента.

Следующая неполадка, встречающаяся у музыкантов – это возникновение трещин. Даже бережная эксплуатация не дает гарантии целостности деревянного полотна. При возникновении трещины не стоит предпринимать самостоятельных действий – трещины в инструментах «лечит» скрипичный мастер с помощью специального клея.

В обслуживании нуждается и смычок. Чешуйки, покрывающие волос, стираются со временем, и смычок перестает надежно контактировать со струной, несмотря на канифоль. Это устраняется путем замены волоса в смычке у мастера.

Поменять волос самостоятельно невозможно – работа с материалом требует опыта и навыков. Волос натягивают по специальной технологии, подвергая термической обработке.

Неумелыми действиями можно испортить трость, а она – важнейшая часть смычка.

Случается, что рвется петля, удерживающая струнодержатель. С надрывом петли и резким ослаблением натяжения струн, и нагрузки на корпус вместе с ним, падает душка. Купить петлю, как и любой другой альтовый аксессуар, можно самостоятельно. А грамотно установить неисправную деталь сможет только мастер.

Неполадок, встречающихся при эксплуатации такого сложного устройства, как альт, может быть много. Чтобы не навредить ему и продлить срок службы, не стоит доверять ремонт неквалифицированным лицам, либо устранять неисправности самостоятельно.

Производители альтов

Существует большое количество мастерских и ателье, специализирующихся на изготовлении и реализации альтов и других образцов их семейства струнно-смычковых инструментов. Работают и самостоятельные мастера, изготовляющие инструменты на заказ.

Помимо современных, в музыкальном мире повсеместно используются старинные образцы XVII, XVIII, XIX веков.

Ниже приведены наиболее популярные современные ателье, занимающиеся изготовлением альтов:

  • Итальянское ателье Scrollavezza&Zanre Master ,
  • Французское ателье Aubert Lutherie. Официального сайта не существует, но информацию о производителе можно получить на по ссылке Codamusic.ru

    Покупая продукт «с рук» или в частной мастерской, вы не получаете гарантии. Она выдается на то или иное изделие, купленное в специализированном магазине или официальной мастерской. Составляет она, как правило, пять лет.

    Гарантия распространяется на брак при изготовлении, а если учесть, что инструменты практически полностью выполняются вручную, то этот процент крайне мал.

    Механические повреждения при ненадлежащей эксплуатации и звуковые свойства изделия не входят в гарантийное обслуживание.

    Возможные неполадки, представляющие собой различного рода расслоения и трещины, возникают, не раньше, чем через 7-10 лет после изготовления. Таким образом, покупая инструмент, вы берете всю ответственность за то, что с ним дальше случится в свои руки.

    Поэтому к выбору интересующего вас продукта и его звучания нужно подходить с особой тщательностью, так как страна и фирма-производитель имеют второстепенное значение.


Скрипка – инструмент, который называют и «королевой инструментов», и «царицей оркестра». Написано огромное количество произведений для скрипки соло и в сопровождении оркестра, даже нотную грамоту начинают с изучения ключа, названного скрипичным.

Альт , хотя и является близким родственником скрипки, такого внимания не удостаивается. Чаще всего его воспринимают просто как большую скрипку, а не как самостоятельный инструмент. Долгое время альт был «скрипкой неудачника», считалось, что если скрипач не подаёт надежд, его можно переучить на альтиста. В последнее время альт стал популярен, появились действительно талантливые музыканты, собирающие полные залы.

Появление скрипки достаточно туманно. Остановимся на одной из общепринятых версий: предками как скрипки, так и альта были струнные инструменты под названием виолы. Они отличались от скрипки тем, что имели более плоскую форму, шесть-семь струн, и играли на них, уперев инструмент в колено. В шестнадцатом веке было уже чёткое разделение на два семейства: виолы и скрипки. Но некоторые исследователи утверждают, что первыми в семействе скрипок были вовсе не скрипки, они появились несколько позже, а альты. Именно они первыми были введены в оркестры и стали постепенно вытеснят тихо звучащие виолы.

Строение

Скрипка относится к струнным высокого регистра и состоит из корпуса и грифа. Корпус — это две деки, соединённые полосками дерева, обечайками. Внутри корпуса находится душка, передающая вибрацию между деками. К верхней деке крепят подгрифник, на который крепятся струны. С одной стороны гриф крепится к корпусу, нижняя его часть прикреплена к шейке, переходящей в головку скрипки. В шейке есть специальные отверстия для колков, с помощью которых происходит настройка скрипки.

Внешне альт легко перепутать со скрипкой: деки, гриф, четыре струны. Но он значительно больше корпуса скрипки, от 385 до 445 мм, гриф также длиннее. Этот инструмент массивнее скрипки. И музыкант, который играет на этом инструменте, тоже должен быть достаточно крепкого телосложения, и иметь крепкие руки.

Звучание

Скрипка – четырёхструнный музыкальный инструмент, настроенный по квинтам. На звучание скрипки влияют малейшие детали: материал изготовления, лак, симметричность. Диапазон звучания скрипки от соль малой октавы до ля четвёртой.

Альта звучит на квинту ниже скрипки. Диапазон этого инструмента от до малой октавы, до ми третьей октавы. Ноты для этого инструмента пишутся в специальном альтовом ключе, но могут быть и в скрипичном.

Выводы сайт

  1. Альт и скрипка имеют сходное устройство, но альт гораздо больше по размеру, имеет удлинённый гриф.
  2. На альте не учат играть с детства, как на скрипке. Для игры на альте нужен человек с сильными руками, поэтому на этот инструмент переходят уже во взрослом возрасте.
  3. Альт настроен на квинту ниже скрипки.

Музыкальный инструмент: Альт

На первый взгляд, этот струнно-смычковый инструмент непосвященный слушатель легко может спутать со скрипкой . Действительно, не считая размеров, внешне они схожи. Но стоит только прислушаться к его тембру – разница заметна сразу, грудное и в то же время удивительно мягкое и немного приглушенное звучание напоминает контральто - мягкое и выразительное.

Когда думают о струнных инструментах, альт обычно забывают, отдавая предпочтение его меньшим или крупным собратьям, но богатый тембр и интересная история заставляют более пристально присмотреться к нему. Альт – это инструмент философ, не привлекая к себе внимание, он скромно устроился в оркестре между скрипкой и виолончелью.

Историю и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук

Томный, красноречивый, благородный, бархатный, чувствительный, мощный, а иногда завуалированный - так можно описать разнообразный тембр альта. Звучание его может быть не такое выразительное и яркое, как у скрипки , но гораздо теплее и мягче.

Колоритная тембральная окраска является результатом разнообразного звучания каждой струны инструмента. Самая нижняя по высоте струна «до» имеет мощный, резонансный, насыщенный тембр, способный передавать ощущение предчувствия и вызвать мрачные и хмурые настроения. А верхняя «ля» резко контрастируя с другими струнами, имеет свой индивидуальный характер: проникновенный и аскетичный.


Многие выдающиеся композиторы весьма изобразительно использовали характерное звучание альта: в увертюре «1812 год» П.И Чайковского - церковное песнопение; в опере «Пиковая дама» - пение монахинь в 5-ой картине, когда Герману представляется похоронное шествие; в симфонии Д.Д Шостаковича «1905 год» - мелодия песни «Вы жертвою пали».

Фото :





Интересные факты

  • Такие великие композиторы, как И.С. Бах , В.А. Моцарт , Л.В. Бетховен , А. Дворжак , Б. Бриттен, П. Хиндемит играли на альте.
  • Андреа Амати был очень известным скрипичным мастером своего времени, и в 1565 году король Франции Карл IX заказал ему изготовить 38 инструментов (скрипки, альты и виолончели) для музыкантов королевского двора. Большинство тех шедевров было уничтожено во время Французской революции, но один альт сохранился, и его можно увидеть в Музее Эшмола в Оксфорде. Он более крупный, с длиной корпуса 47 см.


  • Еще один примечательный альт, на корпусе которого было изображено распятие, был сделан сыновьями Амати. Инструмент принадлежал известному альтисту Л.А. Бьянки.
  • Альты и смычки работы знаменитых мастеров крайне редки, таким образом альт, сделанный А. Страдивари или А. Гварнери, стоит дороже, чем скрипки этих же мастеров.
  • Многие выдающиеся скрипачи, такие как: Никколо Паганини , Давид Ойстрах, Найджел Кеннеди, Максим Венгеров, Иегуди Менухин прекрасно совмещали и совмещают игру на альте с игрой на скрипке.
  • В 60-е годы американская рок-группа «The Velvet Underground», английская рок-группа The Who, а в наши дни Ван Моррисон, рок-группы «Goo Goo Dolls», и «Vampire Weekend» отдают видное место альту в аранжировках своих песен и альбомов.
  • Интересны названия инструмента на разных языках: французский - alto; итальянский и английский - viola; финский – alttoviulu; немецкий – bratsche.
  • Лучшим альтистом нашего времени признан Ю. Башмет. За 230 лет он первый, кому разрешили играть на инструменте В.А. Моцарта в Зальцбурге. Этот талантливый музыкант фактически переиграл весь репертуар, написанный для альта, – это около 200 музыкальных произведений, из которых 40 сочинили и посвятили ему современные композиторы.


  • Юрий Башмет до сих пор играет на альте, который купил за 1500 рублей в 1972 году. Молодой человек заработал деньги на дискотеках, исполняя на гитаре песни из репертуара «Битлз». Инструменту 200 с лишним лет и он изготовлен итальянским мастером Паоло Тасторе в 1758 году.
  • Самый многочисленный ансамбль альтистов состоял из 321 исполнителей и был собран португальской Ассоциацией альтистов в концертном зале «Suggia» в Порту, Португалия, 19 марта 2011г.
  • Альтисты - самые популярные персонажи оркестровых анекдотов и шуток.

Популярные произведения для альта:

В.А. Моцарт: Симфония-кончертанте для скрипки, альта и оркестра (слушать)

А. Вьетан - Соната для альта и фортепиано (слушать)

А. Шнитке - Концерт для альта с оркестром (слушать)


Конструкция альта


Внешне альт очень похож скрипку , отличие лишь в том, что он по размеру немного больше скрипки.

Альт состоит из таких же деталей, что и скрипка: две деки - верхняя и нижняя, обечайки, гриф, ус, подставка, подгрифник, душка и другие – всего в общей сложности 70 элементов. В верхней деке такие же звуковые отверстия как у скрипки, их обычно называют «эфы». Для изготовления альта используются только лучшие образцы хорошо выдержанного дерева, которые покрываются лаком, изготовленным мастерами по своим уникальным рецептам.

Длина корпуса альта варьируется от 350 до 430 мм. Длина смычка - 74 см и он немного тяжелее скрипичного.

Альт имеет четыре струны, которые настраиваются на квинту ниже, чем струны скрипки.

Размеры альта не соответствуют его строю, для этого оптимальная длина корпуса инструмента должна быть не менее 540 мм, а на самом деле только 430 мм и то самого большого. Другими словами альт слишком мал по отношению к его настройке - это и является причиной его величественного тембра и отличительного звука.

У альта нет такого понятия, как «полный», размер его может варьироваться от «просто больше, чем скрипка» до массивных альтов. Стоит заметить, чем больше альт, тем звук его более насыщенный. Однако музыкант выбирает тот инструмент, на котором ему удобно играть, все зависит от комплекции исполнителя, длины его рук и размера кисти.

Сегодня альт становится все более признанным инструментом. Производители продолжают экспериментировать с различными формами, чтобы максимизировать его уникальные звуковые качества и создавать новые. Например электрический альт не имеет акустического корпуса, так как нет необходимости, ведь звук появляется с помощью усилителей и микрофонов.

Применение и репертуар

Альт в основном используется в симфоническом оркестре и, как правило, в его состав входит от 6 до 10 инструментов. Ранее альт очень несправедливо называли «Золушкой» оркестра, ведь несмотря на то, что этот инструмент имеет богатый тембр и изысканный звук, он не получил большого признания.

Тембр альта прекрасно сочетается со звуком других инструментов, таких как скрипка, виолончель , арфа, гобой , валторна – все они входят в состав камерного оркестра. Также необходимо заметить, что альт занимает важное место в струнном квартете, вместе с двумя скрипками и виолончелью.

Несмотря на то, что альт в основном используется в ансамблевой и оркестровой музыке, он завоевывает популярность и как солирующий инструмент. Первыми, кто вывел инструмент на большую сцену, были английские альтисты Л. Тертис и У. Примроуз.


Также нельзя не отметить имена таких выдающихся исполнителей как Ю. Башмет, В. Бакалейников, С. Качарян, Т. Циммерман, М. Иванов, Ю. Крамаров, М. Рысанов, Ф. Дружинин, К. Кашкашьян, Д. Шебалин, У. Примроуз, Р. Баршай и другие.

Нотная библиотека для альта, по сравнению с другими инструментами, не очень велика, но в последнее время из под пера композиторов выходят для него все больше и больше сочинений. Вот небольшой перечень сольных произведений, которые были написаны специально для альта: концерты Б. Бартока , П. Хиндемита, У. Уолтона, Э. Денисова, А. Шнитке , Д. Мийо, Э. Кройца, К. Пендерецкого; сонаты М. Глинки , Д. Шостаковича, И. Брамса, Н. Рославца, Р. Шумана, А. Хованесса, И. Дэвида, Б. Циммермана, Х. Хенца.

Приемы игры на альте

А вы знаете каких усилий требует игра на альте? Его большой корпус плюс длина грифа требуют от музыканта немалую силу и ловкость, ведь исполнение на этом инструменте сложно даже физически. Из-за больших размеров альта техника игры, по сравнению со скрипкой, несколько ограничена. Позиции на грифе располагаются дальше, что требует большой растяжки пальцев левой руки у исполнителя.

Основным приемом звукоизвлечения на альте является «арко»- перемещение смычка по струнам. Пиццикато, коль леньо, мартле, деташе, легато, стаккато, спиккато, тремоло, портаменто, рикошет, флажолеты, использование сурдины и другие приемы, которые используют скрипачи, подвластны и альтистам, но требуют от музыканта определенного мастерства. Следует обратить внимание еще на один факт: у альтистов, для удобства написания и чтения нот есть свой ключ – альтовый, тем не менее они должны уметь читать ноты и в скрипичном ключе. Это вызывает некоторые сложности и неудобства при игре с листа.

Обучение на альте в детском возрасте невозможно, так как инструмент имеет большие размеры. На нем начинают заниматься в последних классах музыкальной школы или на первом курсе музыкального училища.

История альта


История альта и так называемой скрипичной семьи тесно связаны. В прошлом классической музыки альт, хоть им и пренебрегали во многих аспектах, играл довольно важную роль.

Из старинных рукописей эпохи средневековья мы узнаем, что родиной струнно-смычковых инструментов была Индия. Инструменты путешествовали с торговыми людьми по многим странам мира, сначала попали к персам, арабам, народам Северной Африки и затем в восьмом веке в Европу.

Скрипичная семья альта появилась и начала развиваться приблизительно в 1500 годах в Италии от предыдущих смычковых инструментов. Форма альта, как это сегодня говорят, не была изобретена, она стала результатом эволюции предшествующих инструментов и экспериментов разных мастеров по достижению идеальной модели.

Некоторые утверждают, что альт предшествовал скрипке. Веский довод, поддерживающих эту теорию, содержится в названии инструмента. Сначала violа, затем viol+ino - маленький альт, альт сопрано, viol+onе - большой альт, басовый альт, viol+on +cello (меньший, чем violone)- меньший басовый альт. Это логично, Так или иначе, но первыми кто сделал скрипичные инструменты были итальянские мастера из Кремоны - Андреа Амати и Гаспаро да Соло, а довели их до совершенства, именно с существующей ныне формой, Антонио Страдивари и Андреа Гварнери. Инструменты этих мастеров сохранились до наших дней и продолжают восхищать слушателей своим звуком. Конструкция альта существенно не изменилась со времен появления, поэтому привычный нам внешний вид инструмента такой же как несколько веков назад.

Итальянские мастера изготавливали крупные альты, которые звучали восхитительно. Но случился парадокс: музыканты отказывались от больших альтов и выбирали себе инструменты меньших размеров - на них удобнее было играть. Мастера, исполняя заказы исполнителей, стали делать альты, которые были по размеру чуть больше скрипки и уступали по красоте звука прежним инструментам.

Альт - удивительный инструмент. За годы своего существования он все же смог превратиться из никому не заметной «оркестровой Золушки» в принцессу и подняться на один уровень с «королевой сцены» - скрипкой. Именитые альтисты, сломав все стереотипы, доказали всему миру насколько прекрасен и популярен этот инструмент, а начало этому положил композитор К. Глюк , поручив именно альту главную мелодию в опере «Альцеста».

Альт