Мозг подростка. «Трудный возраст»: как меняется мозг подростка

Представьте: вы спите. Отец заходит в комнату, целует вас в лоб и говорит: «С добрым утром, милая. Что будешь на завтрак?» «Овсянку», - отвечаете вы. Спустя полчаса вы приходите на кухню - на столе вас ждет дымящаяся тарелка овсянки.

Так выглядело детство для многих: родители и другие близкие люди заботились о нас. Но в какой-то момент мы стали отдаляться от них. Мозг изменился, и мы решили отказаться от овсянки, приготовленной родителями.

Вот для чего людям нужен подростковый возраст. Природа меняет детский мозг, чтобы его обладатель не остался жить с мамой. В результате изменений ребенок отходит от привычного уклада жизни и отправляется навстречу новому, незнакомому и потенциально опасному. Так же меняются отношения подростка с людьми. Он отдаляется от родителей и сближается со сверстниками.

Мозг подростка претерпевает множество изменений, которые влияют на отношения с людьми. Вот несколько наиболее значимых.

Обострение эмоций

По мере приближения подросткового возраста эмоции ребенка становятся интенсивнее. Подростки часто хлопают дверьми и дуются на родителей - этому есть научное объяснение. Эмоции формируются при взаимодействии лимбической системы и стволовой части головного мозга. В организме подростка эти структуры сильнее влияют на принятия решений, нежели у детей и взрослых.

В одном из исследований поместили детей, подростков и взрослых в томограф. Участникам эксперимента показывали фотографии людей с нейтральным выражением лица или с ярко выраженными эмоциями. Ученые зафиксировали более сильный эмоциональный отклик у подростков и умеренный отклик среди взрослых и детей.

Сейчас мы чувствуем себя так, а через минуту иначе. Пусть взрослые от нас отстанут. Дайте нам чувствовать то, что мы чувствуем

Также подростки склонны видеть эмоции в других людях, даже если их нет. Когда подросткам в томографе показывали фотографии с нейтральными эмоциями на лицах, их мозжечковая миндалина активировалась. Подросткам казалось, что человек на фотографии испытывает отрицательные эмоции.

Из-за повышенной эмоциональности подростков легко вывести из себя или расстроить. У них часто меняется настроение. Они сами себя плохо понимают. Один парень как-то мне сказал: «Объясните это взрослым. Сейчас мы чувствуем себя так, а через минуту иначе. Пусть взрослые от нас отстанут. Дайте нам чувствовать то, что мы чувствуем». Это неплохой совет. Если взрослые наседают на подростков и пытаются наказать за излишнюю эмоциональность, это только отдаляет их.

Притягательность риска

В нашем организме есть нейротрансмиттер дофамин. Он участвует в совместной работе ствола мозга, лимбической доли и коры головного мозга. Именно благодаря дофамину мы хорошо себя чувствуем, когда получаем награду.

По сравнению с детьми и взрослыми у подростков ниже базовый уровень дофамина, но выше всплески при его выработке. Новизна - один из главных триггеров, запускающих выброс дофамина. За счет этого подростков привлекает все новое. Природа создала систему, которая заставлять стремиться к переменам и новизне, толкает к незнакомому и неопределенному. Однажды это заставит молодого человека покинуть родительский дом.

Мозг подростка фокусируется на положительных и захватывающих аспектах принятого решения, игнорируя отрицательные и потенциально опасные последствия

Когда уровень дофамина падает, подросткам становится скучно. Все старое и доброе их удручает. Это нужно учитывать при организации учебного процесса в средних и старших классах. Школы и учителя должны использовать внутреннюю тягу подростков к новизне, чтобы заинтересовать их.

Еще одна особенность подросткового мозга - изменение процесса оценки, что хорошо и что плохо. Мозг подростка фокусируется на положительных и захватывающих аспектах принятого решения, игнорируя отрицательные и потенциально опасные последствия.

Психологи называют такой тип мышления гиперрациональным. Оно заставляет подростков быстро ездить, принимать наркотики и вступать в опасные половые связи. Родители не зря беспокоятся о безопасности своих детей. Подростковый возраст - действительно опасный период.

Близость со сверстниками

Привязанности всех млекопитающих основаны на детских потребностях в заботе и безопасности. В первые годы жизни человека привязанность очень важна: малыш не выживет без заботы взрослых. Но по мере нашего взросления привязанность не исчезает, она изменяет свой фокус. Подросток меньше полагается на родителей и все больше на сверстников.

В подростковом возрасте мы активно сближаемся с друзьями - это естественный процесс. Именно на друзей мы будем полагаться, когда покинем родительский дом. В дикой природе млекопитающие редко выживают в одиночку. Взаимодействие со сверстниками для подростков воспринимается как вопрос выживания. Родители отходят на второй план и чувствуют себя отвергнутыми.

Главный недостаток такого изменения - близость с группой подростков или даже одним человеком кажется вопросом жизни и смерти. Миллионы лет эволюции заставляют подростка думать: «Если у меня не будет хотя бы одного близкого друга, я умру». Когда родители запрещают подростку идти на вечеринку, для него это становится трагедией.

Взрослым кажется, что это глупо. На самом деле глупость ни при чем, так заложено эволюцией. Когда вы запрещаете дочери идти на вечеринку или отказываетесь покупать новые туфли, подумайте, как это важно для нее. Это поможет укрепить отношения.

Выводы для взрослых

Взрослые должны уважать процесс взросления детей. Подростков захватывают эмоции и заставляют их выйти из-под родительского крыла, сблизиться со сверстниками и отправиться навстречу новому. Таким образом мозг помогает подросткам находить «овсянку» за пределами родительского дома. Подросток начинает сам заботиться о себе и искать других людей, которые будут о нем заботиться.

Это не значит, что в жизни подростка не остается места для родителей и других взрослых. Мозг ребенка изменяется, и это влияет на его отношения с окружающими. Родителям важно принять тот факт, что их роль в жизни ребенка тоже меняется. Взрослым стоит задуматься, чему можно научиться у подростков.

Эмоциональные всплески, любовь, социальная активность, дружба, новизна и творчество стимулируют рост мозга и поддерживают его молодость

Сколько взрослых остались верны принципам подросткового периода, занимаются тем, что они любят? Кто остался социально активным, сохранил близких друзей? Кто продолжает пробовать новые вещи и не привязывается к старому, загружает свой мозг творческими изысканиями?

Нейробиологи установили, что мозг постоянно растет. Они называют это свойство нейоропластичностью. Эмоциональные всплески, любовь, социальная активность, дружба, новизна и творчество стимулируют рост мозга и поддерживают его молодость. Все это - качества, присущие подростковому периоду.

Вспомните об этом, когда вам захочется подколоть подростка за его поведение или использовать слово «подросток» в уничижительной манере. Не высмеивайте их эмоциональность и непокорность, лучше сами побудьте немного подростком. Исследования предполагают - именно это нам нужно, чтобы сохранить ум острым и молодым.

Об авторе

(Daniel Siegel) - профессор психиатрии в Медицинской школе при Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, автор книг «Майндсайт. Новая наука личной трансформации» и «Внимательный мозг».

У взрослого человека все части мозга, как музыканты в оркестре, выступают согласованно, поэтому решения, поступки и эмоции обычно соответствуют ситуации. Мозг подростка так не работает, что и сказывается на его поступках.

Недостаток самоконтроля

Чтобы понять, как выглядит мозг подростка, представьте концертную площадку, на которой идет подготовка к выступлению: всюду валяются провода, колонки не подключены, звук не настроен, экраны не работают. И в довершение всего нигде не найти организатора.

Организатором в мозге выступает префронтальная кора - она взвешивает последствия, формирует суждения и управляет эмоциями. И, конечно, она помогает налаживать взаимопонимание. Ученые обнаружили, что эта область мозга созревает к 20 годам, то есть подросткам приходится строить жизнь «без царя в голове». И с еще не налаженным оборудованием.

В итоге, чтобы принять решение, у них уходит гораздо больше времени, чем у взрослых. По этой же причине ваш ребенок с трудом меняет поведение: исследования показали, что при выполнении задач на поиск ошибок люди старшего возраста нажимают на кнопку в течение 80 миллисекунд, тогда как подростки могут вообще не заметить ничего странного.

Недоразвитость префронтальной коры вызывает еще одну трудность: ваш ребенок бывает груб или эгоистичен. Он не замечает вашей усталости, не предлагает свою помощь. Его способность к эмпатии и сопереживанию проявится в будущем, а пока вам придется объяснять, почему просьба помыть полы не имеет ничего общего с эксплуатацией труда малолетних.

Но это все было бы мелочью, если бы не повышенная активность в области мозга, которая отвечает за наслаждение и вознаграждение. Эта комбинация - недостаток самоконтроля в сочетании с острой потребностью в поощрении - объясняет многие проблемы подросткового возраста.

Влияние гормонов


Следующий виновник подростковых несчастий - гормоны. Из-за них дети похожи на эмоциональные бомбы замедленного действия: вы никогда не знаете, какой реакции от них ждать. Они то заходятся в слезах, то крушат все в ярости, то бунтуют, то неоправданно рискуют своей жизнью. Взрослый человек способен оценить последствия таких идей, как лазание по балконам или так называемое зацеперство. А вот подросток в первую очередь предвкушает адреналиновый бум, поэтому не видит опасностей.

По этой же причине ваш сын или дочь не может сосредоточиться на домашнем задании (а вместо этого сидит часами в Интернете), ест гамбургер (хотя вы приготовили обед) или покупает фейерверки и мягкие игрушки (а ведь вы дарили деньги на компьютер). Ваш подросток подозревает, что позже его ждет наказание, но не готов отказаться от немедленного удовлетворения возникших потребностей.

Психологи считают, что подростковая тяга поступать против правил оправдана эволюционно. Если ваш ребенок не будет экспериментировать и совершать бездумные поступки, то он приобретет страх перед жизнью и не сможет адаптироваться. А если он совершает самостоятельные шаги, то позже учится на допущенных ошибках и начинает отличать оправданный риск от угрозы здоровью.

Усвоение нового

У подросткового мозга есть еще одна феноменальная особенность - избыточное количество синоптических связей. Благодаря им ваш ребенок быстро запоминает факты и стремительно осваивает навыки. Причем незначительные события зачастую оказывают колоссальное влияние. Так, если ваш подросток часто играет в компьютерные игры, то он с большей долей вероятности станет пилотом, чем экономистом или исследователем. Школьный заводила сможет успешно заниматься продажами, а президент класса пойдет в бизнес. То же касается и негативного опыта: употребление спиртного в юные годы повышает вероятность развития алкоголизма, так как зависимость - это деструктивное поведение, которое приобретается через повторение и обучение.

Мозг впитывает информацию и перестраивается в соответствии с ней - вы замечаете, как ваш ребенок трансформируется в нового человека. В силу возрастных особенностей влияние сверстников куда сильнее, чем роль родителей или учителей. Но это не значит, что вы можете предоставить подростку полную свободу. Определитесь с семейными правилами и заодно с педагогической линией: не настаивайте на посещении художественной школы против воли, но и не потакайте минутному желанию бросить занятия иностранным, если видите, как легко даются знания. Даже если ваше чадо уйдет в совершенно противоположном профессиональном направлении, развитые способности будут составлять золотой фонд его личности.

Психическая хрупкость

Подростки часто скрывают тайны от родителей. Не отворачивайтесь в ответ, а сохраняйте эмоциональную связь и будьте в курсе всех влюбленностей, неудач, конфликтов. В переходный период все чувства обострены, человек предрасположен к развитию депрессии, тревожности, суицидальных мыслей и психических заболеваний. Шизофрения и биполярное аффективное расстройство впервые дают о себе знать в конце второго десятка жизни. Если ваш ребенок отгораживается от окружающих, внезапно набирает или сбрасывает вес, перестает следить за внешностью и гигиеной, то не списывайте его поведение на трудный возраст. Это сигнал о серьезных проблемах.

До совершеннолетия и даже чуточку позже вы несете ответственность за то, что происходит с вашим подростком, поэтому проявляйте к нему чуткость.

Введите e-mail адрес:

С самого первого дня, когда вы взяли на руки своего малыша и до дня нынешнего ребенок проходит определенные этапы развития и изменений. Превращение крохи - грудничка в малыша, а затем в озорного и любознательного ребенка и, наконец, период взросления - единый, поистине увлекательный процесс.

Будучи родителями, мы пытаемся осмыслить каждый из этапов и учесть возрастные особенности нашего ребенка, чтобы помочь ему и улучшить наши взаимоотношения и связь с ним. Однако приходит подростковый период, и над пониманием его особенностей родителям приходится поломать голову.

Важные моменты для понимания подростка

Мозг подростка похож на губку. Он впитывает столько информации, сколько вы ему предоставите. Как родитель вы должны проявить особую заботу о своем ребенке-подростке, так как это тот возраст, когда формируются привычки, которые останутся с ним на всю жизнь, и ваша ответственность заключается в том, чтобы привить ему лучшие из них. Очень важно следить за ребенком, контролировать и направлять его на протяжении всего подросткового периода.

  • Подростковый возраст - это тот период, когда мозг ребенка уже достаточно развит, но не настолько, чтобы независимо от ситуации поступать зрело. Большинство родителей считают, что это один из самых трудных периодов как для детей, так и для них - родителей.
  • В подростковом возрасте наступает решающий момент в развитии вашего ребенка. Это время самых больших изменений тела, энергетического потенциала и ума ребенка. И чаще всего это время противоречий, приводящих к беспорядку и путанице в голове подростка, что, по сути, является возрастной нормой.
  • Ситуацию усугубляет тот факт, что большинство родителей не имеют достаточных знаний о характерных эмоциональных и других переменах и, следовательно, не могут в полной мере понять своего ребенка.

Спросите у родителей подростка, что они чувствуют по отношению к своему ребенку, и они в большинстве случаев ответят, что чувствуют беспокойство и страх за него. Но задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему подростки ведут себя подобным образом? Ответ заключается в особенностях развития их головного мозга.

Как функционирует мозг подростка?

Развитие мозга у подростков включает в себя различные этапы и стадии, поэтому, чтобы лучше понимать поведение подростка, важно сначала изучить их.

Все еще на стадии формирования. Мозг подростка находится в состоянии незавершенного строительства, в стадии формирования. К этому времени некоторые участки мозга уже подверглись развитию и стали более зрелыми, но остальные участки все еще остаются на уровне детского развития. Это приводит к совершенно экстремальным реакциям и поведению - иногда очень взрослому, а иногда абсолютно по-детски незрелому.

  • Родители должны понимать принципы развития мозга их подростка, чтобы помочь себе иметь дело со взлетами и падениями, позитивными и негативными моментами подросткового возраста.
  • В этот период наравне с ростом и изменением тела подростка растут и изменяются его жизненно важные органы. Хотя большинство родителей замечают лишь физические (телесные) изменения, важно научиться определять также и различные этапы развития мозга своего ребенка.

В детстве мозг развивается почти на 95%. Тем не менее в подростковом возрасте мозг проходит через некую реконструкцию. Эта реконструкция начинается с периода полового созревания и продолжается до 24-25-ти лет. В младшем возрасте мозг ребенка проходит этап стремительного развития, но позже в некоторых участках мозга это развитие останавливается и начинается новый процесс - процесс увеличения их эффективности.

Префронтальная кора и миндалина. Префронтальная кора (ПФК) расположена в передней части лобных долей головного мозга. В определенном смысле она является основным контроллером нашего мозга. ПФК помогает нам планировать, координировать и организовывать, принимать решения и регулировать свое социальное поведение, а также предоставляет нам рабочую память. У каждого ребенка развитие ПФК происходит в свое время. В некоторых случаях она продолжает развиваться и становится зрелой только к 24-м годам!

Миндалина (мозжечковая миндалина, миндалевидное тело) - это еще одна структурная часть мозга, расположенная внутри височной доли и напоминающая по форме грецкий орех. Принято считать, что миндалина созревает и развивается раньше, чем ПФК. Она отвечает за наши эмоции, как положительные, так и отрицательные, рефлекторные реакции и агрессию.

Временное несоответствие в развитии разных частей мозга считается одной из главных причин конфликтов, путаницы и противоречия в сознании подростка. В то время как эмоции вашего ребенка находятся на своем пике, его мозг еще не достаточно развит для того, чтобы заранее планировать, различать добро и зло или предвидеть последствия. Т. е. миндалина обслуживает экстремальные эмоции и импульсы подростка, но ПФК развита не достаточно, чтобы направлять их в правильное русло. В качестве примера представьте, что ваша правая нога бежит, а левая не может даже пошевелиться.

Вам как родителю очень важно помочь подростку притормозить, успокоиться и научиться правильным суждениям. Дайте ему понять то, что он делает, и к чему это может привести впоследствии. Учите ребенка житейской мудрости.

Исследования показывают, что большинство подростков из-за высокого уровня энергии привыкают ложиться спать поздно. Это приводит к нехватке сна и усталости. Врачи настоятельно рекомендуют подросткам ложиться спать в надлежащее время. Это помогает контролировать крайности и импульсивность их поведения. Помните: подросток переживает личностный переход из возраста зависимости в возраст независимости. Сделайте этот переход легким и полезным и станьте хорошим другом своему ребенку!

Уровень ожирения растет во всем мире, и особенно ему подвержены молодые люди. Они являются главными потребителями высокоэнергетических, сладких и перегруженных жиром продуктов и подслащенных напитков.

Повышенный метаболизм и быстрый рост в период полового созревания могут защитить от ожирения. Тем не менее легкий доступ к нездоровой пище и сидячий образ жизни нивелируют эти природные механизмы защиты.

Как сахар влияет на функционирование мозга

Рацион с высоким содержанием рафинированного сахара и насыщенных жиров не только способствует увеличению веса и появлению других проблем, связанных со здоровьем, но и оказывает пагубное воздействие на функционирование мозга.

Известно, что чрезмерное потребление нездоровой пищи повреждает области мозга, которые отвечают за обучение и память. Нейроны в областях мозга, включая гиппокамп, который кодирует воспоминания, больше не могут работать эффективно, что приводит к проблемам с обучением.

Это вызывает серьезную озабоченность, так как подростковый возраст является критическим формирующим периодом для познания мира. Подростковый возраст - это также время для только что обретенной независимости, в том числе и в выборе продуктов питания.

Результаты испытаний на грызунах

Недавние исследования на грызунах показали, что мозг подростка подвержен повышенному риску развития когнитивной дисфункции, вызванной неправильным рационом. У мышей подросткового возраста развиваются проблемы с памятью после потребления продуктов с высоким содержанием жиров.

Крысы-подростки, которые пили сладкие напитки, показали сниженную способность вспомнить конкретное место, ведущие к аварийным люкам. Эти результаты сравнивались с данными для взрослых крыс, пьющих сладкие напитки, и крыс-подростков, которые употребляли продукты с низким содержанием сахара.

Мозг крыс-подростков, которые употребляли сахар, также показал повышенный уровень воспаления в гиппокампе, что нарушает процесс обучения и функции памяти. Воспаление в мозге может способствовать снижению когнитивных функций и развитию деменции.

Последствия ожирения

Отрицательные последствия ожирения также наблюдаются у молодых людей. Тучные подростки показывают худшие результаты в математике, правописании. Они также имеют меньшую гибкость ума, чем подростки со здоровым весом. Структурное сканирование мозга показало, что гиппокамп тучных подростков имеет меньший размер. Это свидетельствует о том, что чрезмерное количество жира в организме влияет на центр обучения в мозге.

Развитие мозга у подростков

Мозг подростков претерпевает значительные изменения в отношении развития с точки зрения структуры и функций. Подростковый возраст является периодом повышения нейропластики из-за кардинальных изменений в связях внутри разных областей мозга.

Исследования мозга показывают, что префронтальная кора полностью созревает только к 20 годам. Эта область мозга имеет исполнительные функции, то есть отвечает за поведенческий контроль, внимание и принятие решений.

Плохое функционирование префронтальной коры в подростковом возрасте может объяснить повышенный риск неприемлемого поведения у подростков, в том числе опасного вождения, употребления наркотиков и выпивки.

Предоставление подросткам информации о небезопасном поведении чаще всего ими игнорируется. Префронтальная кора головного мозга помогает нам противостоять поведению, вызванному событиями в окружающей среде. Сопротивление такому поведению на фоне немедленного вознаграждения может быть трудным, особенно для подростков.

Мозг подроска любит награды

Рискованное поведение подростков часто приводит к немедленной награде. Система вознаграждения в мозге освобождает нейротрансмиттер допамин во время стимуляции - приятных событий, что увеличивает для подростка важность выполнения этих мероприятий.

Подростков особенно привлекают награды, в том числе вкусные продукты с высоким содержанием жира и сахара. Система вознаграждения подростков чувствительна к стимуляции и может быть навсегда изменена сверхактивацией в этот период.

В сочетании с пониженной способностью противостоять поведению, которое приводит к вознаграждениям, не удивительно, что подростки предпочитают употреблять в пищу продукты, которые легко получить, и которые приносят удовольствие, даже если они могут навредить здоровью.

Изменения в головном мозге, вызванные чрезмерным потреблением сладких продуктов питания в подростковом возрасте, могут проявиться намного позже. Взрослый человек в таком случае не может испытытать чувство удовлетворения. Исследования показали, что самцы крыс, которые пили сладкую воду в подростковом возрасте, имели сниженную мотивацию и удовольствие от награды, когда они были взрослыми.

Эти формы поведения являются основными особенностями расстройств настроения, включая депрессию. Это свидетельствует о том, что то, как мы едим в подростковом возрасте, может повлиять на функции мозга уже взрослого человека, что приводит к долгосрочным изменениям в предпочтении еды и достижении чувства вознаграждения.

Пластичность мозга

Чрезмерное потребление нездоровой пищи в подростковом возрасте может подорвать нормальные процессы созревания мозга. Это может изменить нормальные траектории развития, что приводит к выдерживающим поведенческим предрасположенностям. В этом случае привычка потреблять жирные и сладкие продукты приводит к ожирению.

К счастью, повышенная пластичность мозга подростков означает, что молодые люди могут быть более чувствительны к изменениям. Возможности выявления и вмешательства для молодых людей с высокой степенью риска могут предотвратить разрушительные негативные поведенческие спирали, которые возникли в подростковом возрасте. Это может стимулировать развитие здоровых привычек.

Вчерашние милые дети превращаются в бунтарей. Подросток отдаляется от родителей и делает все наперекор. Родители недоумевают, что они сделали не так. Психиатр Дэниел Сигел объясняет: причина в изменениях на уровне мозга.

Представьте: вы спите. Отец заходит в комнату, целует вас в лоб и говорит: «С добрым утром, милая. Что будешь на завтрак?» «Овсянку», — отвечаете вы. Спустя полчаса вы приходите на кухню — на столе вас ждет дымящаяся тарелка овсянки.

Так выглядело детство для многих: родители и другие близкие люди заботились о нас. Но в какой-то момент мы стали отдаляться от них. Мозг изменился, и мы решили отказаться от овсянки, приготовленной родителями.

Вот для чего людям нужен подростковый возраст. Природа меняет детский мозг, чтобы его обладатель не остался жить с мамой. В результате изменений ребенок отходит от привычного уклада жизни и отправляется навстречу новому, незнакомому и потенциально опасному. Так же меняются отношения подростка с людьми. Он отдаляется от родителей и сближается со сверстниками.

Мозг подростка претерпевает множество изменений, которые влияют на отношения с людьми. Вот несколько наиболее значимых.

По мере приближения подросткового возраста эмоции ребенка становятся интенсивнее. Подростки часто хлопают дверьми и дуются на родителей — этому есть научное объяснение. Эмоции формируются при взаимодействии лимбической системы и стволовой части головного мозга. В организме подростка эти структуры сильнее влияют на принятия решений, нежели у детей и взрослых.

В одном из исследований поместили детей, подростков и взрослых в томограф. Участникам эксперимента показывали фотографии людей с нейтральным выражением лица или с ярко выраженными эмоциями. Ученые зафиксировали более сильный эмоциональный отклик у подростков и умеренный отклик среди взрослых и детей.

Сейчас мы чувствуем себя так, а через минуту иначе. Пусть взрослые от нас отстанут. Дайте нам чувствовать то, что мы чувствуем

Также подростки склонны видеть эмоции в других людях, даже если их нет. Когда подросткам в томографе показывали фотографии с нейтральными эмоциями на лицах, их мозжечковая миндалина активировалась. Подросткам казалось, что человек на фотографии испытывает отрицательные эмоции.

Из-за повышенной эмоциональности подростков легко вывести из себя или расстроить. У них часто меняется настроение. Они сами себя плохо понимают. Один парень как-то мне сказал: «Объясните это взрослым. Сейчас мы чувствуем себя так, а через минуту иначе. Пусть взрослые от нас отстанут. Дайте нам чувствовать то, что мы чувствуем». Это неплохой совет. Если взрослые наседают на подростков и пытаются наказать за излишнюю эмоциональность, это только отдаляет их.

Притягательность риска

В нашем организме есть нейротрансмиттер дофамин. Он участвует в совместной работе ствола мозга, лимбической доли и коры головного мозга. Именно благодаря дофамину мы хорошо себя чувствуем, когда получаем награду.

По сравнению с детьми и взрослыми у подростков ниже базовый уровень дофамина, но выше всплески при его выработке. Новизна — один из главных триггеров, запускающих выброс дофамина. За счет этого подростков привлекает все новое. Природа создала систему, которая заставлять стремиться к переменам и новизне, толкает к незнакомому и неопределенному. Однажды это заставит молодого человека покинуть родительский дом.

Мозг подростка фокусируется на положительных и захватывающих аспектах принятого решения, игнорируя отрицательные и потенциально опасные последствия

Когда уровень дофамина падает, подросткам становится скучно. Все старое и доброе их удручает. Это нужно учитывать при организации учебного процесса в средних и старших классах. Школы и учителя должны использовать внутреннюю тягу подростков к новизне, чтобы заинтересовать их.

Еще одна особенность подросткового мозга — изменение процесса оценки, что хорошо и что плохо. Мозг подростка фокусируется на положительных и захватывающих аспектах принятого решения, игнорируя отрицательные и потенциально опасные последствия.

Психологи называют такой тип мышления гиперрациональным. Оно заставляет подростков быстро ездить, принимать наркотики и вступать в опасные половые связи. Родители не зря беспокоятся о безопасности своих детей. Подростковый возраст — действительно опасный период.

Близость со сверстниками

Привязанности всех млекопитающих основаны на детских потребностях в заботе и безопасности. В первые годы жизни человека привязанность очень важна: малыш не выживет без заботы взрослых. Но по мере нашего взросления привязанность не исчезает, она изменяет свой фокус. Подросток меньше полагается на родителей и все больше на сверстников.

В подростковом возрасте мы активно сближаемся с друзьями — это естественный процесс. Именно на друзей мы будем полагаться, когда покинем родительский дом. В дикой природе млекопитающие редко выживают в одиночку. Взаимодействие со сверстниками для подростков воспринимается как вопрос выживания. Родители отходят на второй план и чувствуют себя отвергнутыми.

Главный недостаток такого изменения — близость с группой подростков или даже одним человеком кажется вопросом жизни и смерти. Миллионы лет эволюции заставляют подростка думать: «Если у меня не будет хотя бы одного близкого друга, я умру». Когда родители запрещают подростку идти на вечеринку, для него это становится трагедией.

Взрослым кажется, что это глупо. На самом деле глупость ни при чем, так заложено эволюцией. Когда вы запрещаете дочери идти на вечеринку или отказываетесь покупать новые туфли, подумайте, как это важно для нее. Это поможет укрепить отношения.

Выводы для взрослых

Взрослые должны уважать процесс взросления детей. Подростков захватывают эмоции и заставляют их выйти из-под родительского крыла, сблизиться со сверстниками и отправиться навстречу новому. Таким образом мозг помогает подросткам находить «овсянку» за пределами родительского дома. Подросток начинает сам заботиться о себе и искать других людей, которые будут о нем заботиться.

Это не значит, что в жизни подростка не остается места для родителей и других взрослых. Мозг ребенка изменяется, и это влияет на его отношения с окружающими. Родителям важно принять тот факт, что их роль в жизни ребенка тоже меняется. Взрослым стоит задуматься, чему можно научиться у подростков.

Эмоциональные всплески, любовь, социальная активность, дружба, новизна и творчество стимулируют рост мозга и поддерживают его молодость

Сколько взрослых остались верны принципам подросткового периода, занимаются тем, что они любят? Кто остался социально активным, сохранил близких друзей? Кто продолжает пробовать новые вещи и не привязывается к старому, загружает свой мозг творческими изысканиями?

Нейробиологи установили, что мозг постоянно растет. Они называют это свойство нейоропластичностью. Эмоциональные всплески, любовь, социальная активность, дружба, новизна и творчество стимулируют рост мозга и поддерживают его молодость. Все это — качества, присущие подростковому периоду.

Вспомните об этом, когда вам захочется подколоть подростка за его поведение или использовать слово «подросток» в уничижительной манере. Не высмеивайте их эмоциональность и непокорность, лучше сами побудьте немного подростком. Исследования предполагают — именно это нам нужно, чтобы сохранить ум острым и молодым.

Об авторе

Дэниел Сигел (Daniel Siegel) — профессор психиатрии в Медицинской школе при Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, автор книг «Майндсайт. Новая наука личной трансформации» и «Внимательный мозг».