Об экскурсии дом музей чуковского. Экскурсии в дом-музей чуковского

Дом-музей Чуковского. Внутри
Ощущения, когда отворяешь деревянную калитку и заходишь на территорию, щекочущие.

Сразу рядом с домом видим смешное дерево, то самое, «А у наших у ворот чудо-дерево растет! Чудо, чудо, чудо, чудо расчудесное!»:). Нас ещё заранее предупредили, чтобы мы по возможности прихватили с собой какие-нибудь старенькие сандалетки для пополнения истрепавшихся «цветочков». Но мы забыли и это было обидно.

Сам дом желтый, двухэтажный, с застекленной верандой в сад, красивыми оконными переплетами.

Рядом с домом ещё два домика, один похож на сарай, во втором живет сторож. Участок выглядит необъятным и условно делится на меньшую часть с садиком и бОльшую с лесом, в котором можно заблудиться:).

К нам выходят экскурсоводы, мужчина и женщина. Приглашают заходить в дом. Вваливаемся разновозрастной толпой человек в тридцать, разрумяненных морозцем, и жмясь друг к другу, снимаем верхнюю одежду в довольно узкой и тесной прихожей. Нас делят на две группы. Для одной половины экскурсия начнется со второго этажа, для нас - с первого.

Заходим в комнату с красивым окном-эркером с расчудесным видом на зимний лес.

Взрослые чинно усаживаются на скамью, дети - на большого плюшевого крокодила на пол.
Экскурсовод (мужчина) мастерски захватывает внимание аудитории, к слову сказать, прилично шкодливой и вертящейся. Он рассказывает нам о Чуковском по-актерски играя тембром и тональностью голоса, по-детски доверительная интонация располагает, подкупает и обезоруживает некоторых хулиганов. Минут 10 вербальная информация подкрепляется визуальной - нам ставят диск со стареньким (40-х годов) черно-белым мультфильмом по стиху о телефоне, одним из рисованных персонажей которого является сам Чуковский. Он и озвучивает, а мы с замиранием слушаем его голос, немного шероховатый от давности кинопленки.
Ещё нам показывают уникальное издание первой стихотворной детской сказки Чуковского «Крокодила» нач.20в. с черно-белыми иллюстрациями известного в те времена художника-карикатуриста Ре-Ми (Ремизова Н.В.).

Потом «добро пожаловать» в Зал с сочно-синими обоями . Из запомнившегося там - хрустальная пара кувшин с чашей, подаренная Агнией Барто и называемая «Мойдодыром», и стол со стульями из пестрой карельской березы с забавными резными ножками. На них так искусно выточены головы львов, что если сесть на корточки и смотреть на них снизу, то увидишь львиную улыбку, если стоя сверху, то грозный рык.). Здесь есть дверь на летнюю террасу, но сейчас она закрыта, а наше воображение красочно рисует чудесные домашние чаепития со смехом, спорами и разговорами, вишневым вареньем и вкусным пышным пирогом, которые конечно же проходили на ней:).

Потом меняемся с первой группой этажами . По узкой и поскрипывающей деревянной лестнице поднимаемся наверх, здесь посещаем две комнаты - кабинет и библиотеку (комната его жены тоже закрыта). Видим массу интересного.

В Библиотеке вдоль стен стоят стеллажи с книгами (озвучивается информация об их количестве 5 тысяч экземпляров), чуть ли не половина - на иностранном языке. Из рук в руки переходит японская музыкальная шкатулка с небольшим зеркальцем на внутренней стороне крышки. Нам говорят, что, если посмотреться в него один раз, то на всю жизнь сохранить свою красоту/загадать желание (два раза смотреться в него уже нельзя!)). А дверью стоит сучковатая дубинка, которая, оказывается, была и тростью Корнея Ивановича, и инструментом жонглера - он мог держать её на пальце и не давал упасть какое-то время.

Откуда-то извлекается большая и длинная металлическая пружина , похожая, а большую неуклюжую гусеницу, которую экскурсовод, выстроив детей вдоль стенки на лестнице, запускает вниз. Оказывается неуклюжесть мнимая, и что пружина ловко, как заправский акробат, делает чпоки-чпоки и спускается с самой верхней ступеньки до нижней. Её подарили американские физики, изучавшие колебания волн, под действием которых, оказывается, она умеет проделывать такие спуски.

Пружинка на верхней ступеньке

Уже внизу. Быстрая какая

В Кабинете снова книги. Узкая кровать. Картины и фотографии. Письменный стол. Мантия и шапочка из Оксфордского университета. Индейский головной убор из птичьих перьев (изрядно заношенный:)). Комод. Игрушки. Смешной ослик, на которого детям дают слегка дунуть и он смешно заваливается набок (есть рычажок). Много чего.

Потом мы довольные-предовольные спускаемся и набиваемся в маленькую комнатку-пенал с т.н. сувенирами. Здесь можно купить «примерно такую же» волшебную пружинку (покупаем), почти такого же послушного ослика/обезьянку (заверните) и книги. Чуковского и о Чуковском. Выбираем воспоминания дочери Лидии.

Потом был костер. Территория участка огроменная - 2 гектара (лично уточнила размер у экскурсовода:)).

Протаптываем тропинку по сугробам, нам приносят подготовленные полешки и жидкость для розжига.

Наш экскурсовод по музею

Мгновение и дети уже веселятся, поджаривая хлеб на веточках (мы были в пост, поэтому колбасным радостям не предавались).

Достаются термоса с горячим чаем, пакеты со сладким, и вот уже активные родители выстроились в хоровод вокруг костра и мы играем во что-то классное и веселое. Ловим неловких, салим, догоняем, хохочем. Здесь ещё есть специальная летняя сцена и ряды заснеженных сейчас скамеек - именно тут проходят веселые летние Костры , которые придумал и так любил Корней Иванович.

Но всё хорошее когда-нибудь заканчивается.
Благодарим экскурсоводов от всего сердца.
Очень. Очень довольны своим знакомством с Переделкино и домом (музеем) Корнея Чуковского.

Теперь на этом я хочу остановиться.
Это сладкая часть экскурсии.
Давайте вернемся к Корнею Ивановичу.

О другом…. Настоящий Чуковский это -

прежде всего Переводчик

«Ехали медведи на велосипеде, а за ними крот задом наперед, а за ним комарики на воздушном шарике…»
«Вдруг из подворотни страшный великан, рыжий и усатый та-ра-кан! Таракан, Таракан, Тараканище!...»
«А слониха вся дрожа, так и села на ежа…»
«Рыбы по полю гуляют, жабы по небу летают…»

«Утюги за сапогами, сапоги за пирогами, пироги за утюгом, кочерга за кушаком…»
«И сел на орла Айболит, и одно только слово твердит «Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо…»

«Маленькие дети ни за что на свете не ходите в Африку, в Африку гулять!... Потому что Бармалей любит маленьких детей…»

Я думаю, что на вопрос, кто написал эти строки, вы полностью и не ответите… или ответите так: «детский поэт-сказочник Корней Чуковский».
А это неверно!
Никакой Чуковский не поэт, не сказочник, и не детский! А серьезнейший писатель-исследователь и великолепный переводчик! Прежде всего, а потом уже и детский поэт. Из 15 томов его литературного наследия, всего лишь два тома занимают произведения «для» и «о» детской аудитории, и это не считая его знаменитых переводов.
Корней Иванович Чуковский многолик как венецианский карнавал:).
Чуковский это Марк Твен (Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна, «Принц и нищий» и др.)!
Чуковский это Роберт Льюис Стивенсон («Остров сокровищ»)!
Чуковский это Рудольф Эрих Распэ («Приключения барона Мюнхгаузена»)!
Чуковский это Шекспир, Оскар Уайльд, Уолт Уитмен, Редъярд Киплинг, Артур Конан Дойль, О’Генри и многие другие!

Из подчас тяжелых и занудных оригиналов (камень сейчас летит в сторону Стивенсона), отягощенных излишними подробностями и кровавыми деталями, Чуковский сделал бриллиантовые переводы. Целой том «Историй доктора Дулитла» англичанина Хью Лофтинга Чуковский превратил своим переводом в блистательную сказку (причем и в стихах, и в прозе), которую наизусть (если спросить) помнят все наши взрослые и дети…

Вы только вдумайтесь в это! Возьмите сейчас любимую книжку детства, посмотрите кто переводчик…

Чуковский (Коля Корнейчуков) - незаконнорожденный мальчик из небогатой семьи, сам, самостоятельно, без чьей либо помощи выучил английский. «Он использовал метод каждодневно выучивать десятки слов». Расклеивал газеты - и учил, зубрил, учил. «Я бесконечно учу слова…» . Позже, занимаясь со своими собственными детьми, он заставлял и их учить английский язык. «Выученным английское слово он считал лишь в том случае, если дети его знали во всякую минуту, в любом контексте, во всех видах и форме» . Вносил элемент игры, составляя различного рода ахинейские тексты детям для перевода, как, например, следующий: «Старая дева, объевшись замазкой, упала в пруд. Бурный южный ветер гнал её прямо на скалы. Но в эту минуту прилетела ласточка и клювом вцепилась в её волосы». Зато после перевода подобной галиматьи, дети легко могли читать даже сложносочиненные тексты Диккенса»… (Из «Воспоминаний детства» Л.Чуковской)

И ещё про тонкости перевода.
Вот посмотрите и сравните КАК переведена фраза из Марка Твена. ! …
"They tramped gaily along, over decaying logs, through tangled underbrush, among solemn monarchs of the forest, hung from their crowns to the ground with a drooping regalia of grapevines." / «Они весело шагали через гниющий валежник, пробираясь сквозь заросли, между стволами могучих лесных королей, с венценосных вершин которых свисали до самой земли длинные виноградные плети, как знаки их царственной власти».

Поэтому ещё раз, и ещё много-много раз самая искренняя и сердечная благодарность тому невидимому Чуковскому, который скромно спрятал за авторами оригиналов своё имя, труд и блестящий перевод, а иногда и заново написанный текст. Спасибо Корнею Ивановичу за счастливые часы моего детства, проведенные за чтением этих книг.

и только потом Детский Поэт

Детские стихи Чуковского… Вы думаете они простые как калоши?
Вы не правы!
Они - гениальны. А все гениальное просто. На первый взгляд.

«И кастрюля на бегу, закричала утюгу: «Я бегу, бегу, бегу, удержаться не могу!»
Чуковский обладал изумительным внутренним слухом и чувствовал, буквально видел музыкальную ритмику слов. Об этом четырехстишии он говорит так: «Шесть ГУ на четыре строки призваны передать фонетически стремительность и легкость полета. Бойкая и легковесная кастрюля пронеслась лихим четырехстопным хореем мимо отставшего от нее утюга…»

«Утюги бегут покрякивают, через лужи, через лужи перескакивают». Здесь Чуковский пишет: «Так как утюги увесистее юрких кастрюль, я оснастил свои строки о них тягучими сверхдактилическими рифмами. По-кря-ки-ва-ют, пе-ре-ска-ки-ва-ют - неторопливые протяжные слова с ударением на четвертом слоге от конца. Этим ритмическим рисунком попытался я выразить чугунную тугонодвижность утюгов…»

«Вот и чайник за кофейником бежит, тараторит, тараторит, дребезжит». - Чуковский: «У чайника другая «походка»- шумная, суетливая и дробная. В ней мне послышался шестистопный хорей…»

«А за ними блюдца, блюдца - дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля! Вдоль по улице несутся - дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля! На стаканы - дзынь!- натыкаются, и стаканы - дзынь!- разбиваются». - Чуковский: «Эти стеклянные, тонко звенящие звуки, вновь вернули сказке ее первоначальный напев…»

«А за нею вилки, рюмки да бутылки, чашки да ложки скачут по дорожке». - Чуковский: «Чуть только передо мною пронеслась разная кухонная мелочь, четырехстопный хорей мгновенно преобразился в трехстопный…»

Вот вам и «простые» «примитивные» детские «стишки».
Он слагает стихи, как композиторы пишут музыку. У него буквы - ноты.
Он слышит буквы.

«Вдруг оказалось… людей, любящих его книги, желающих углубиться в историю русской культуры, гораздо более, чем мы помышляли… - вспоминала о зарождении музея дочь Чуковского Лидия Корнеевна. - Ни единого объявления в газете или где бы то ни было - но идут, и идут, и идут, приходят пешком, приезжают на поездах, на санаторных автобусах, в частных автомобилях».

О том, как «стихийно», как бы «сам собой», переделкинский дом стал музеем, Лидия Чуковская рассказывала так: «Затея моя - сохранить в неприкосновенности комнаты Корнея Ивановича - повернулась так, как мне и во сне не снилось: говоря по правде, сохранила я их, чтобы иногда приходить туда одной, как прихожу на могилу, - и снова видеть его стол, халат, его радио, его книги... Так же тикают часы на столе, тем же строем стоит на полке собрание Некрасова, в которое вложено им столько труда. Вот-вот и он сам войдет...»



В течение практически тридцати лет музей не только работал, но и боролся за право на существование. В 1976 году решение о внесении музея в список памятников истории и культуры было отменено, тогда на защиту музея встали Лихачев, Капица, Каверин, Образцов, Райкин, Успенский, Берестов и другие. Эта борьба за музей продолжалась долгие годы. Лишь в июне 1996 года, после капитального ремонта и больших реставрационных работ, проведенных Гослитмузеем, переделкинский дом Чуковского вновь наполнился детскими голосами, в нем начали проводить экскурсии для взрослых и детей.

Сегодня все выглядит так, как и 5 октября 1969 года, когда Корней Иванович уехал в кунцевскую больницу. Домой он больше не вернулся: писатель скончался 28 октября 1969 года...


В этом доме Корней Чуковский жил с февраля 1938 по октябрь 1969 года Сказка Бибигон так и начинается: «Я живу на даче в Переделкине...» Здесь Чуковский написал книгу о русском языке «Живой как жизнь», исследование «Мастерство Некрасова», статьи и воспоминания о Чехове, Блоке, Ахматовой, Гумилеве, Брюсове, о переводах на английский язык русской прозы и поэзии. Здесь же он получил известие о присвоении ему звания почетного доктора литературы Оскфордского университета, одного из старейших в Европе. В этом гостеприимном доме бывали Пастернак и Ахматова, Паустовский и Солженицын, Евтушенко, Бродский, Берестов и другие.

Мы не будем подробно рассказывать обо всех комнатах дома-музея Чуковского, сотрудники музея сделают это намного лучше, глубже и уж точно гораздо интереснее, чем это позволит формат Квартблога. Но без описания кабинета писателя и его библиотеки наша статья была бы неполной.

О кабинете Чуковского Вениамин Каверин писал: «Эта комната - одушевленная, сложившаяся десятилетиями вещественно воплощенная часть истории русской литературы. В ней все, как было в день его смерти, и для нас, его современников, для тех, кто пришел и еще придет ему на смену. И надо, чтобы все так и осталось, как было».



В кабинете у огромного окна стоит письменный стол писателя, на нем - его последняя статья, которая так и не была дописана - «Признания старого сказочника». «Чудо-дерево» на письменном столе - подарок учащихся 609-ой московской школы к восьмидесятилетию писателя. Под деревом - фигурки Андерсена и Бибигона, рядом два игрушечных крокодильчика из одноименной сказки Чуковского - английский белый из слоновой кости и африканский черный из железного дерева. Справа фотографии жены Чуковского Марии Борисовны и сына Николая.




На книжной полке над диваном стоит комплект грампластинок с записями стихотворений Уолта Уитмена в исполнении американских актеров и Шалтай-Болтай, подарок из Англии. Рядом, в шкафу, на полках с книгами, фотографии молодого Александра Солженицына и Юрия Гагарина.






Шкаф для архива напротив - «штуковина», как называл его сам Корней Иванович, в нем хранились рукописи и письма Александра Блока, Анны Ахматовой, альбомы с фотографиями, множество папок с еще незавершенными исследованиями. На шкафу - игрушки: Говорящий Лев и паровозик.


Особенно много в этой комнате подарков из Японии: куклы, веер, огромный полотняный карп. Японцы обожали Чуковского: в Японии дважды издавалась его книга «От двух до пяти», которую японские ученые и педагоги считают одним из лучших исследований детской психологии.







Настоящий головной убор индейского вождя из разноцветных перьев привезен писателю одним из его почитателей из Америки; в этом индейском одеянии Корней Иванович играл с детьми.




Напротив кабинета дверь в библиотеку, бывшую когда-то комнатой жены Чуковского Марии Борисовны. Зачехленная белой парусиной мебель, стена, увешанная семейными черно-белыми фотографиями и самое дорогое для членов этой семьи - книги, огромное количество книг. Всего в музейной экспозиции насчитывается более пяти тысяч книг. Особенно много на полках сказок - отечественных и зарубежных. Литературоведческие и мемуарные книги Чуковского занимают отдельную полку. Многие книги в доме Чуковского хранят следы его карандаша - отчеркивания, подчеркивания, заметки на полях. Иногда их так много, что книгу можно рассматривать как своеобразную рукопись Чуковского.



В углу, за дверью, стоит палка - бугристая коряга, которую, по рассказам экскурсовода, Корней Иванович мог поставить на указательный палец и держать, сохраняя в состоянии равновесия. Здесь же один из лучших портретов молодого Чуковского - литография Надежды Войтинской.






Простенок между кабинетом и библиотекой тоже заполнен книгами, рисунками и фотографиями. Отдельную полку занимает привезенная Чуковским из Англии в 1916 году энциклопедия «Британника».



Самая нарядная комната в доме - столовая. Она оформлена по вкусу жены Чуковского, Марии Борисовны. Темно-синие стены подчеркивают красоту мебельного гарнитура из карельской березы, который Мария Борисовна купила в комиссионке в 1939 году. На столе стоит хрустальный кувшин и таз для умывания - это подарки Сергея Михалкова и Агнии Барто. Дополняют интерьер бронзовая люстра, картины Ильи Репина, близкого друга писателя, и Константина Коровина, рисунки Бориса Григорьева.

Ножки обеденного стола в виде львиных голов тоже вызывают неподдельный интерес: если смотреть снизу, то львы улыбаются, а при взгляде сверху кажутся грозными и сердитыми. Тут же и черный дисковой телефон с буквами, по которому Корнею Ивановичу в мультфильме звонил Слон.




Напоследок прогуляемся по участку рядом с домом писателя. Здесь находится костровая площадка. Традицию проводить летние «Костры» - праздники для детей при участии писателей, актеров, певцов и фокусников - придумал сам Чуковский: он собирал детей на поляне и устраивал целые представления для них, входным билетом на которые служили десять шишек. Сейчас эта традиция бережно хранится смотрителями музея.




У калитки растет знаменитое "чудо-дерево", украшенное старой детской обувью. Рассказывают, что этот клен чуть было не спилили, решив, что он засох. Но директор музея буквально спас его от неминуемой гибели, развесив на нем разноцветные поношенные башмаки. С тех пор эта коллекция только пополняется.


При подготовке статьи использованы материалы дома-музея Корнея Чуковского, комментарии главного научного сотрудника музея Крючкова Павла Михайловича и информация сайта odintsovo.info.

Музеи Переделкино: музеи искусств, музеи-заповедники, краеведческие, изобразительных искусств, художественные, современные музеи. Телефоны, официальные сайты, адреса основных музеев и галерей Переделкино.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию
  • Подмосковный дачный поселок Переделкино очень тесно связан с литературой и искусством вообще. Его знают многие, даже далекие от литературы люди, в том числе, за пределами России. Многие известные советские поэты и писатели 30-90-х гг. 20 в. так или иначе имели отношение к Переделкино - жили здесь или бывали в гостях. Среди них были Борис Пастернак, Илья Ильф, Евгений Петров, Николай Заболоцкий, Евгений Евтушенко, Булат Окуджава и др. В бывших домах некоторых из них сегодня организованы музеи.

    Один из самых известных музеев в Переделкино - это дом-музей Бориса Пастернака . В отличие от большинства своих соседей, Борис Львович не просто приезжал сюда на выходные, а жил здесь, более того, именно в этом доме он написал свои лучшие произведения. Поэт сам признавался, что больше нигде в мире у него не было такого вдохновения. Обстановка дома совсем не изменилась с тех пор, как там жил Пастернак: все вещи на своих местах, ничего лишнего, все строго и аскетично - как при хозяине.

    Дом-музей Корнея Чуковского в Переделкино очень уютный и живой. Здесь тоже все осталось точно в таком же виде, как и при жизни хозяина. Сам Корней Иванович очень любил приглашать в дом детей и читать им сказки, и сегодня этот музей очень тепло относится к детям, которые шумят, играют, трогают все руками и рассматривают картинки.

    Маленькие посетители любят растущее во дворе дома-музея Чуковского «чудо-дерево», на котором висят ботинки, игрушки и другие интересные штуковины.

    Дом-музей Булата Окуджавы , открытый в 1998 г. - место паломничества поклонников его творчества и бардовской песни и всех, кто любил эпоху 60-х гг. Музей разделен на две экспозиции. Одна из них посвящена личности и творчеству поэта, и здесь без изменений сохранилась «окуджавовская» дачная обстановка, а вторая - бардам-шестидесятникам. Здесь постоянно собираются барды, проводят литературные вечера и квартирники, а каждое лето в этом музее проходят «Булатовы субботы» - вечера, посвященные молодым исполнителям бардовской песни.

    Один из самых молодых музеев в Переделкино - дом-музей Евгения Евтушенко - открылся в 2010 г. Здесь можно увидеть не только обстановку дома, в которой творил поэт, но и полноценную выставку живописи. В одном из музейных залов выставлены работы Шагала, Пикассо, Шемякина и др.

    • Где остановиться: для радиальных экскурсий по Подмосковью лучше всего остановиться в одной из гостиниц Москвы .
    • Что посмотреть: щедрую на достопримечательности столицу нашей России, города-жемчужины Золотого Кольца , Кремль в Волоколамске , старинный монастырь в Звенигороде , любимый город Дмитрия Донского Коломну , Сергиев Посад , что знаменит Троице-Сергиевой Лаврой, уникальные земляные валы Дмитрова , Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Подольске . Кроме того, стоит посетить знаменитое Бородино , Кремль и великолепные храмы Зарайска , Дом-музей П. И. Чайковского в Клину , усадьбу Тютчева
  • Теплые осенние дни в 2018 году долго держались. Дома проводить их не хотелось. Решили семьёй один из сентябрьских дней провести интересно, необычно и в особенном месте. Для прогулки предложила своим три варианта на выбор

    ~ Парк Горького в Москве. Очень давно там не были, после обновления и ремонта хотелось посмотреть на старое место в новом обличье. Этот вариант решили пока отложить по причине, что в Москву можно поехать и позже, в другие дни.

    ~ Прогулка по писательскому поселку Переделкино и посещение праздника "Прощай, лето!" на даче одного из классиков детской литературы Корнея Ивановича Чуковского. Это предложение показалось самым многообещающим и привлекательным.

    Место выбрали. Изучили маршрут. Ехать недалеко. Всего 120 км. Воскресным утром 9 сентября мы двинулись в путь.

    Ехали практически без пробок и через 2,5 часа оказались на территории писательского поселка Переделкино.
    Переделкино – место необычное. Место, где воздух пропитан литературой. Место со своей атмосферой, со своим микроклиматом. Попадая сюда, будто перемещаешься во времени и оказываешься в другом мире. Дома и домики стоят посреди соснового леса. Здесь долгие годы жили и творили те, на чьих произведениях выросло и повзрослело не одно поколение мальчишек и девчонок. Чуковский, Пастернак, Окуджава, Евтушенко, Солженицын, Кассиль и многие наши замечательные писатели и поэты. В их книгах, романах, песнях, сказках можно найти ответы на многие вопросы.
    В гости к двум из них мы попали в это воскресенье.
    Первый - один из любимейших детских писателей нескольких поколений - Корней Иванович Чуковский.


    На своей даче Корней Иванович прожил чуть более тридцати лет, четырнадцать из которых весной, в конце мая, и осенью, в начале сентября, устраивал праздники для детей. Один – праздник «Здравствуй, лето!», второй – «Прощай, лето!». На второй праздник мы приехали и оказались в душевной атмосфере теплого осеннего праздника. При Чуковском обязательным условием посещения этих детских праздников являлось наличие у каждого гостя нескольких шишек. Их можно было собрать рядом с домом и в прилегающем лесу. Сейчас же это условие можно было выполнить по желанию. Мы не искали шишки, но видели, как другие дети активно их собирали. Особенно этим собиранием нравилось заниматься малышам.
    Обязательным атрибутом праздника являлось зажжение большого костра. Об этом свидетельствует деревянная табличка.


    Эта традиция сохранилась до сих пор. Дети по-прежнему водят хороводы и рассказывают стихи, а взрослые поют песни. Корней Иванович завел традицию собирать у себя на даче детей не только постоянных жителей писательского поселка, но и со всех окрестностей, а также приглашать известных писателей, поэтов, артистов и художников. В разное время здесь были в гостях Агния Барто, Рина Зеленая, Сергей Михалков, Валентин Берестов, Борис Заходер, Эмма Мошковская. И в этот раз присутствовали известные литераторы. Об этом чуть ниже.
    Праздник "Прощай, лето!" был посвящен двум замечательным детским писателям, двум корифеям детской литературы - Корнею Ивановичу Чуковскому и Эдуарду Николаевичу Успенскому. Корнею Ивановичу - как зачинателю замечательной традиции и праздника прощания с летом Эдуарду Николаевичу - как одному из основных защитников праздника, благодаря которому славная традиция не была окончательно запрещена, и душевный, чудесный праздник детства, праздник радости не был окончательно закрыт.
    В этот осенний день зажжение костра, как и в предыдущие годы, проходило на поляне рядом с домом Корнея Ивановича.


    Здесь собрались почитатели талантов создателей, мне кажется, бессмертных произведений "Тараканища", "Бибигона", "Айболита", "Путаницы", "Простоквашино", "Гарантийных человечков" и "Крокодила Гены".
    В празднике принимали участие многие известные лица детской литературы – лауреаты премии имени Корнея Ивановича Чуковского и других литературных премий (те, кого мы успели сфотографировать): поэт, переводчик, автор книг для детей Марина Бородицкая, заведующий отделом Гослитмузея Сергей Агапов, поэт и прозаик Сергей Белорусец,



    Композитор, автор песен, вошедших в сборник сто лучших романсов и в энциклопедию авторской песни, основатель группы «Последний шанс» Владимир Щукин и многие другие не менее известные личности.
    Многие из участников читали как свои произведения, так и стихи Эдуарда Успенского, рассказывали забавные случаи, связанные с автором "Простоквашино". Совершенно изумительные артисты театра «Игра» исполнили самые-самые знаменитые песни персонажей, придуманных Эдуардом Николаевичем.


    Благодаря современным технологиям зрители и участники костра Чуковского смогли посмотреть и послушать, как говорили на празднике, продолжателя литературного дела Корнея Ивановича, автора чудных рассказов о мальчике Федоре и коте Матроскине, мэтра детской литературы, - Эдуарда Николаевича Успенского, но уже, к сожалению, в записи.
    В этот день на поляне, на дорожках, ведущих к сцене, при входе, на воротах рядом с портретами Чуковского были также портреты Успенского.



    Два чудных, добрых, чувствующих тонкую детскую душу автора были на этом празднике рядом. Находясь внутри праздника в Переделкино, на столь большом событии для детей и взрослых, у меня появилось чувство, что детство не уходит окончательно, не покидает нас навсегда, оно только тихонько замирает где-то глубоко в нас, а потом, в нужный момент, всплывает и помогает нам жить.
    Программу вел поэт Сергей Белорусец, который предложил организовать премию имени Эдуарда Успенского. Мне очень хочется, чтобы эта идея воплотилась в жизнь.
    Немного в стороне от сцены авторы и издательства продавали разные книжки для маленьких детей и тех, кто постарше.

    Я не могла не подойти. Книги покупаю везде, особенно люблю посмотреть и хорошенько повыбирать их, когда никто не пытается подсунуть что-либо ненужное, а дают возможность самой полистать и, если понравится, купить. Это место оказалось именно таким, как я люблю. В результате купила несколько книг. Марта Белкина, автор книг о сыщике Хитрове, подписала Полине свои книги


    Это теплое, я бы даже сказала, домашнее, событие снимали несколько телевизионных каналов. «Культура», «Москва 24», «ТВ-центр». Мы впервые находились так близко от съёмочных групп. Непривычное ощущение. Все время находишься в зоне потенциального внимания. Представители телеканалов то и дело появлялись в разных уголках поляны, снимали происходящее вокруг, а также просили знаменитых участников повернуться к гостям (поскольку получалось, что одни смотрели на них спереди, а другие со спины), чтобы было удобно, например, с ними сфотографироваться или просто полюбоваться ими.
    Костер горел долго, ярко.




    Дети всех возрастов собирали поблизости шишки, подбегали и бросали их в огонь. Взрослые и дети (за ограждением) водили хоровод вокруг костра.


    Костер медленно догорал, как бы оповещая, что праздник прощания с летом медленно подходит к концу.
    Мы ушли немного раньше всех собравшившихся. А их было, как я потом прочитала, больше тысячи. Хотелось еще погулять немного по Переделкино, попасть в дом Корнея Ивановича.


    Я очень хотела посмотреть не столько сам дом, сколько его библиотеку. На фото там столько книг. От пола, до потолка. И все или почти все Чуковский держал в руках.
    Когда подошли к входной двери, от сотрудников музея узнали, что в дни таких больших праздников и большого скопления людей дом для посещения, к сожалению, закрыт. Но можно будет подойти примерно к 16 часам, когда все гости и участники разъедутся и разойдутся, и нас пропустят.
    Так и решили сделать.
    Прошли ворота с портретами Корнея Ивановича и Эдуарда Николаевича. Заглянули рядом на территорию библиотеки, которую автор "Бибигона" открыл на свои деньги и передал на хранение первые 400 книг.




    Вышли с улицы Серафимовича, где стоит дача Чуковского, прошли немного вперед, направо и на другой стороне, на улице Павленко, увидели табличку, указывающую на то, что здесь находится дача автора доктора Живаго, одного из лучших переводчиков и крупнейших поэтов 20 века.


    Борис Леонидович Пастернак стал вторым, у кого мы побывали в гостях в этот осенний день.
    Ноги сами нас вывели к его дому.






    Правда, признаюсь честно, перед поездкой у меня была мысль, что если будет немного свободного времени после праздника на даче Чуковского, то можно будет посмотреть и, если получится, посетить дом, где в течение десяти лет создавалось произведение, из-за которого его автору пришлось очень тяжело и непросто.
    Дача Чуковского теплого, песочного цвета и окружающая ее территория оставила впечатление уюта, домашности, доброго, доверительного отношения к его хозяину. Дача Пастернака произвела впечатление строгости, серьезного отношения к жизни, глубоких душевных и внутренних переживаний и раздумий. Здесь, в этом доме, Борис Леонидович узнал о присуждении ему Нобелевской премии, от которой впоследствии его заставили отказаться.
    Экскурсию по дому решили не брать. Поскольку Полине пока было не очень понятно, кто такой Борис Леонидович. Я просто немного рассказала про него и про его главное детище, роман «доктор Живаго». Впереди прохождение в школе, еще поговорим.
    Купили билеты, подождали немного в фойе, пока экскурсионная группа ушла немного вперед. И самостоятельно прошлись по этому дому.
    Дом двухэтажный, небольшой.


    Несколько комнат.






    Обстановка, как, наверное, сейчас сказали бы, аскетичная или простая. Но разве это главное? Дом пропитан духом писателя, его мыслями, творчеством, его жизнью, чувством эпохи. На стенах картины папы Пастернака, живописца и графика Леонида Осиповича.


    Сохранилось много вещей семьи: книги, рукописи.
    Мы совершили прогулку по дому с большой историей, прогулялись немного по саду, в котором проводятся мастер-классы по живописи. Сад немного запущенный, но зато в нем сохранились пастернаковские яблони.




    Несмотря на то, что на улице было безветренно, не по осеннему тепло и солнечно, атмосфера какой-то тихой грусти и печали, внутреннего напряжения, душевного надлома живших здесь людей, и передавшаяся этому дому, подействовала и на нас.
    Но мы вышли из дома с мыслью, что надо обязательно вернуться. Обязательно! Взять экскурсию или прочитать историю этой семьи и дома во всех доступных источниках и снова приехать, чтобы уже пройтись по этому месту с более глубоким знанием исторического материала.
    Покинув территорию дачи автора одного из лучших переводов Гамлета и Фауста, мы медленно возвращались к дому-даче Корнея Ивановича.


    По времени получалось, то до 16 часов еще два с лишним часа надо было гулять. Мы подошли к воротам дачи Корнея Ивановича. Праздник заканчивался. Участники и гости выходили к своим машинам.
    Мы немного постояли и ​поняли, что впечатлений уже много на сегодняшний день. Надо ехать домой. Полина набралась впечатлений. На сегодня хватит.


    Солнечное настроение, идущее от дома песочного цвета и царящее на сказочной поляне детства, сопровождало нас на обратной дороге.
    Вот так недалеко от дома можно окунуться в атмосферу творчества двух писателей, в атмосферу детства, юности и литературы. Получить заряд солнечного позитивного настроения, посетив чудный волшебный праздник «Прощай, лето!», имеющий 62-летнюю историю. И немного погрустить и подумать о переломных моментах жизни в полной душевными переживаниями даче автора романа доктора Живаго.

    Полезная информация

    Координаты и режим работы:

    • Адрес дачи Корнея Ивановича Чуковского: пос. ДСК Мичуринец, ул. Серафимовича, д. 3.

    График работы: Вт. – Вс. - с 11:00 до 18:00 (касса до 17:30) Пн. - выходной

    • Адрес дачи Бориса Леонидовича Пастернака: пос. ДСК Мичуринец, ул. Павленко, д. 3.

    График работы: Вт. – Вс. - с 11:00 до 18:00 (касса до 17:30) Пн. – выходной

    • Недалеко от поселка теперь открыли новую ветку метро. Добираться стало удобнее. Ближе всего будет метро Рассказовка или Новопеределкино.
    • Парковки как таковой нет. Машину можно оставить вдоль улицы Серафимовича, 3. Если вы приедете в гости, так же как и мы.

    Цена билетов:

    • Входные билеты в музей Пастернака: осмотр экспозиции с путеводителем 200 рублей взрослый, дети до 16 лет бесплатно. Получасовая экскурсия для одного человека 450 рублей (от 2 до 5 чел 250 рублей, от 5 до 15 чел 200 рублей) + входные билеты.
    • Входные билеты в музей Чуковского: 200 рублей взрослый, дети до 16 лет бесплатно. Экскурсии проводятся строго по субботам и воскресеньям с 13,30 до 18,00. Набор групп происходит от 15 до 30 мин.

    Праздники и мероприятия:

    Праздник «Прощай, лето!» проводится в первых числах сентября. В этот раз был 9 сентября. Вход для всех бесплатный. Записываться заранее не нужно.
    Праздник «Здравствуй, лето!» проводится в последних числах мая. Мы теперь задумались, не съездить ли еще и на этот праздник.
    В домах-дачах и на территориях проводятся разные выставки и мастер-классы. Расписание можно узнать на официальном сайте www.goslitmuz.ru

    Добро пожаловать в Переделкино!

    Приглашаем учащихся разных классов побывать в писательском поселке Переделкино, где когда-то жил и работал наш знаменитый сказочник – Корней Иванович Чуковский. Сколько поколений ребят читали и запоминали наизусть веселые стишки и песенки этого автора, его удивительные истории о докторе Айболите, Мойдодыре и Мухе-Цокотухе, о разговорах с животными по телефону и путанице, устроенной неразумными зверятами, о рассерженных домашних вещах, убежавших от неряхи-хозяйки Федоры!

    Во время экскурсии в Доме-музее К.И. Чуковского зрительные впечатления позволят школьникам вспомнить произведения, с которыми они познакомились еще в раннем возрасте, ребята также услышат рассказ об истории их создания, о жизни и творческом пути человека, чья добрая фантазия поселила в мире детства множество незабываемых персонажей. Будет интересно узнать, чем еще прославил свое имя Чуковский, с какими известными людьми был дружен, за какие заслуги он, третий из русских писателей, получил степень доктора литературы Оксфордского университета, почему близ его дома то и дело с восторгом собирались сотни и даже тысячи детей из близлежащих деревень, пионерских лагерей, санаториев.

    Программы посещения Дома-музея Чуковского:

    • Тематические экскурсии:
    • — «Чуковский и дети». Юные гости осмотрят не только Дом-музей, но и прилегающую к нему территорию. Они узнают, откуда взялось название «поляна Бибигона», где и как устраивались знаменитые «костры», собиравшие огромную детскую аудиторию, как росли, взрослели дети и внуки самого писателя, что привлекало его в изучении психологии ребенка, сколько времени заняла работа над книгой «От двух до пяти».
      — «Литературоведение Корнея Чуковского» (интерактивная экскурсия для старших школьников). Рассказывается о многогранном литературном таланте Чуковского, который не только создал огромное количество произведений для детей, но и получил признание, как переводчик, был известен изучением истории русской и зарубежной литературы, проявил себя в критике.

    • Детские праздники – встреча и прощание с летом. При организации этих праздников взяты за основу традиции «костров», заложенные Чуковским на своем участке почти семьдесят лет назад. Перед ребятами выступят детские поэты – знаменитые и начинающие, артисты – профессиональные и самодеятельные, музыканты. Кроме этих встреч, детей ожидают викторины и конкурсы, песни, танцы.

    Любая экскурсия в Дом-музей К.И. Чуковского – это своего рода детский литературный праздник, ведь этому способствует неповторимая атмосфера дома писателя, о сохранении и поддержании которой позаботились и родные Чуковского, и музейные работники.

    Дополнительная информация:

    Продолжительность экскурсии 1 час (маршрут следования рассчитывается индивидуально).
    Выезд за МКАД (подача автобуса к школе) рассчитывается дополнительно: 0,5-4 км - 50 руб./чел.; 5-9 км - 100 руб./чел.; 10-49 км - 200 руб./чел.; от 50 км - 300 руб./чел.

    Что включено в стоимость:
    экскурсия в музей К.И. Чуковского с экскурсоводом;
    доставка нашим сотрудником необходимых документов по указанному Вами адресу, в удобное Вам время;
    сверхплановый пробег автотранспорта, никаких доплат за автобус;
    документы для ГИБДД оформляет и подает компания СмотриГОРОД;
    транспортное обслуживание на автобусах туристического класса от школы до места проведения экскурсии и обратно (автобусы соответствуют всем требованиям департамента образования).