Падежи имён существительных. Падежи существительных Определить падеж имен существительных дни

Падеж существительного – грамматическая категория, которая обозначает отношение этого существительного к остальным словам в словосочетании, предложении. Падежей в русском языке выделяют шесть, но их определение вызывает затруднения не только в начальной школе. Определить падежи существительных можно по характерным вопросам и значению, то есть по тому, для чего обычно применяется тот или иной падеж.

Рассмотрим вкратце все падежи.

  • Именительный падеж. Вопросы: «кто?», «что?». Может употребляться только без предлога и обычно служит для выражения подлежащего в предложении. Просыпается (что?) природа.
  • Родительный падеж. Вопросы: «кого?», «чего?». У меня нет (чего?) книги.
  • Дательный падеж. Вопросы: «кому?», «чему?». Я дал яблоко (кому?) сестре.
  • Винительный падеж. Вопросы: «кого?», «что?». Он смотрел (что?) фильм.
  • Творительный падеж. Вопросы: «кем?», «чем?». Мать любовалась (кем?) дочерью.
  • Предложный падеж. Вопросы: «о ком?», «о чем?». Этот падеж мы употребляем только с предлогами. Мы говорили (о ком?) о моем отце.
Итак, чтобы правильно определить, в каком падеже существительное, необходимо:
  • найти то слово, к которому существительное относится;
  • задать от найденного слова вопрос к существительному.
Теперь о различных значениях косвенных падежей (это все падежи, кроме именительного).
  1. Родительный падеж. Данный падеж употребляется и при именах, и при глаголах. Примеры приглагольного употребления:
    • для обозначения какого-либо объекта, на который действие распространяется только частично: принести хлеба («не весь хлеб, а немного, какую-то его часть»);
    • для обозначения прямого объекта действия, когда у глагола есть частица «не»: не читал книги (книга – объект действия);
    • для обозначения объекта – при глаголах, выражающих желание, достижение, удаление: просить решения, требовать ответа, лишиться покоя.
    В приименном употреблении родительный падеж применяется:
    • для выражения отношений принадлежности: музыка Чайковского, комната брата;
    • для обозначения субъекта, обладающего каким-нибудь признаком (ясность мысли – «мысль, которая ясна») или действующего (шум волн – «волны шумят»);
    • для обозначения объекта действия; действие при этом выражено существительным, образованным от глагола: отправка посылки. Глагол, от которого образуется существительное, должен быть переходным (т.е. действие переходит на объект): отправлять (что?) посылку – отправка посылки;
    • для обозначения некоторого количества: стадо овец, стакан воды.
    Если родительный падеж употребляется рядом с прилагательным в сравнительной степени, он обозначает предмет такого сравнения: ярче (чего?) солнца, больше (чего?) километра.
  2. Дательный падеж. Обычно этот падеж используется при глаголах (написать бабушке, помочь другу), но встречается и приименное употребление. Здесь дательный падеж выражает:
    • объект действия: помощь друзьям;
    • назначение: корм коровам («предназначен для коров»).
    Дательный падеж также применяется для обозначения субъекта в определенном состоянии. Матери не спалось. Девочке хотелось играть.
  3. Винительный падеж. Данный падеж в основном используется при глаголах. Он обозначает некий объект действия: любить (что?) осень. Однако он может употребляться и с некоторыми существительными:
    • для обозначения времени: ждать (что?) неделю;
    • для обозначения пространства: пройти (что?) километр.
    Бывает, что слова в именительном и винительном падеже пишутся одинаково, а вспомогательные вопросы к ним очень похожи. В парке рос (что?) клен. Ураган сломал (что?) клен. Клен – существительное с нулевым окончанием и не изменяется в именительном и в винительном падеже. Попробуйте подставить любое другое слово, у которого есть окончание, чтобы проследить за его изменением. В парке росла (что?) береза («-а»/ «-я» - окончание им. п.). Ураган сломал (что?) березу («-у»/ «-ю» - окончание вин.п.). Еще одно важное указание на падеж: перед нами предмет (клен), на который направляется действие (ломать). И еще: в предложении слово в винительном падеже играет роль дополнения (а не подлежащего, как в именительном падеже).
  4. Творительный падеж. Чаще всего встречается при глаголах и обозначает:
    • предмет, с помощью которого можно совершить действие: писать карандашом;
    • того, кто действует: текст написан школьником;
    • объект, на который направляется действие: руководить отделом;
    • признак: казаться красавцем;
    • пространство: пройти стороной;
    • способ действия: говорить басом;
    • сравнение: ходить петухом.
    Творительный падеж может использоваться с отглагольными существительными: руководство отделом, вышивка крестиком. Он может выражать и различные отношения: недовольный работой, обрадованный успехом.
  5. Предложный падеж. Данный падеж существует только с предлогами: о (об / обо), в (во), на, по, при. Если попробовать отбросить предлог, самостоятельной падежной формы не получится: брате. Слову явно чего-то недостает – это предлог «о». В других падежах слово «брат» вполне самостоятельно: приехал брат, слова брата, сказал брату, вижу брата, сделано братом.
    Предложный падеж в сочетании с глаголами выражает:
    • объект мыслей, чувств, действия, речи, состояния: думать о прошлом, заботиться о дедушке, говорить о каникулах;
    • место действия: бродить по полю;
    • время действия: приехать в ноябре;
    • предмет, позволяющий совершить действие: играть на скрипке;
    • способ действия: передавать на словах;
    • образ действия: закричать в ярости.
    Существительное в предложном падеже обычно соседствует с существительными, образованными от глаголов: встреча на дороге, плавание в бассейне, игра на скрипке. Данный падеж может обозначать и признак или качество: мальчик в очках, куртка на меху.
При определении падежа могут возникать некоторые трудности. Но если запомнить вспомогательные вопросы и усвоить признаки, характерные для каждого падежа, его определение станет несложной задачей.

Имена существительные весьма широко представлены в русском языке. Они могут выступать в качестве главных и второстепенных членов предложения. Используя падежи имен существительных, говорящий и пишущий может связывать эти части речи с другими в контексте предложения. С падежами напрямую связана другая категория существительного - его склонение. От правильного определения которого, кстати, зависит орфографическая корректность написанного.

Категория падежа

Падеж имен существительных - такая грамматическая категория, которая указывает на отношение данной части речи к другим словам в предложении. Связи эти могут реализовываться не только с помощью падежных форм - помогают в этом предлоги, а также интонационная окрашенность и даже порядок слов.

В современном русском языке существует всего 6 падежных форм.

Наименование падежа

Вопросы падежей имен существительных

Именительный

Родительный

Кого? Чего?

Дательный

Кому? Чему?

Винительный

Кого? Что?

Творительный

Предложный

О ком? О чем?

Когда-то в древнерусском языке существовал еще один, седьмой, звательный падеж. Но он утратил свое значение в ходе развития языковой культуры. Отголоски звательного падежа остались в просторечиях. Раньше он был сопоставим с именительным и обозначал обращение: отче, человече. На современном этапе развития русского языка он реализуется в таких разговорных обращениях: Петь, Вась, Тань и т. д.

Значение и форма выражения падежей. Именительный падеж

Помимо грамматического значения, падежи имен существительных обладают лексическим. Разберем их.

Именительный падеж . Это основная форма имени существительного. Употребляется в академической литературе (словарные статьи). В данном падеже всегда стоит подлежащее, также слово в им. п. может быть составной частью сказуемого.

Пример: Розы распустились в срок . Подлежащее розы стоит в именительном падеже.

Другой пример: Это дерево - береза. Подлежащее дерево (Им. п., сказуемое береза - именная часть составного именного сказуемого, стоит в Им. п.).

Значения родительного падежа

Родительный падеж . Может связывать существительные с различными частями речи. Так, если родительный падеж связывает два существительных, то он будет обозначать:

  • вещество, у которого обозначается мера: литр кваса ;
  • принадлежность: мамина обув ь;
  • объект какого-либо действия: кипячение воды ;
  • отношения определения: красота полей .

Родительный падеж применяется при сравнительной степени прилагательных: сильнее (кого?) быка. При количественном числительном: тысяча (чего?) рублей.

Что касается глагола и глагольных форм, то применяется этот падеж в следующих случаях:

  • обозначает конкретный объект, когда связан с переходным глаголом: выписать квитанцию ;
  • употребляется после таких глаголов, как бояться, добиваться, лишатьс я и др.: добиваться (чего?) разрешения.

Используется родительный падеж при сообщении точной даты. Например: Она родилась шестого (чего?) марта тысяча девятьсот восемьдесят второго года .

Значения дательного и винительного падежей

Другие падежи имен существительных не так богаты лексическими значениями и грамматическими связями. Так, дательный падеж связывается с глаголами и некоторыми существительными (отглагольными). Имеет значение побочного объекта: помогать родителям (сравним: помогать по дому - прямой объект).

Винительный падеж указывает на то, что перед нами прямое дополнение: пишу поэму .

Творительный и предложный падежи

У существительного в творительном падеже будут следующие значения:

  • орудие или способ действия: бить (чем?) кулаком (способ), бить (чем?) молотком (орудие);
  • субъект, выполняющий действие: пишется (кем?) мамой ; отмывается (чем?) тряпкой ;
  • входит в состав именной части сказуемого: она была (кем?) врачом.

Предложный падеж - особенный, это явствует из его названия. Он всегда требует постановки предлога. Может обозначать:

  • тему разговора, мысли и проч.: поговорим (о чем?) о творчестве Гете ; думаю (о ком?) о прекрасной незнакомке ;
  • временные и географические показатели: встретились (когда?) на прошлых выходных ; работать (где?) в кафе .
  • используется для обозначения даты, но не полной, а с указанием года: я родилась (когда?) в тысяча девятьсот девяностом году.

Склонение существительных

Чтобы писать орфографически грамотно, нужно знать не только падежи. Склонение имен существительных имеет первостепенную роль. В русском языке три типа склонения, каждое из них требует определенных окончаний. Чтобы определить принадлежность к одному из них имен существительных, падеж, род нужно знать в первую очередь.

Такие существительные как родина, земля, рамка, относятся к первому склонению. Их объединяет принадлежность к женскому роду и окончания -а/-я. Также в эти склонения попали малочисленные существительные мужского рода: Витя, дедушка, папа . Кроме рода, их объединяют окончания -а/-я.

Гораздо обширнее группа существительных мужского рода типа: зять, волк, диван . У них нулевое окончание. Относятся такие слова ко второму склонению. В эту же группу включены существительные среднего рода, имеющие флексию -о/-е: море, здание, преступление.

Если перед вами существительное женского рода, оканчивающееся на мягкий знак (нулевое окончание), оно будет относиться к третьему склонению: рожь, молодежь, дочь, брошь.

Могут существительные иметь адъективное склонение, то есть изменяются по падежам они подобно прилагательным и причастиям. Сюда относятся те, которые совершили переход из этих частей речи в существительное: гостиная, встречающие .

Чтобы определить, какие падежи имен существительных употреблены в предложении, необходимо найти то слово, к которому относится существительное и задать вопрос.

К примеру, определим падежи и склонения имен существительных в предложении: Мотоциклист ехал по ровной местности.

Подлежащее мотоциклист не относится ни к какому другому слову, потому что это главный член предложения, следовательно, стоит в именительном падеже. Определяем склонение: нулевое окончание и мужской род обозначают, что слово это 2 склонения. Существительное с предлогом по местности зависит от слова ехал . Задаем вопрос: ехал (где?) по местности . Это вопрос предложного падежа. Местность - женский род, оканчивается на ь , поэтому склонение третье.

Склонение существительных единственного числа

Чтобы определить, с каким окончанием требуется написать имя существительное, род, число, падеж и склонение знать обязательно. Склонение бывает твердым и мягким: слово может оканчиваться на мягкий или твердый согласный. Например: лампа - твердый тип; кастрюля - мягкий.

Приведем примеры склонения имен существительных единственного числа и обратим внимание на окончания в некоторых формах.

Первое склонение

Твердый тип

Мягкий тип

Именительный

Провокаци-я

Родительный

Провокаци-и

Дательный

Провокаци-и

Винительный

Провокаци-ю

Творительный

Провокаци-ей

Предложный

О првокаци-и

Следует обратить внимание на дательный и предложный падежи. Они требуют постановки окончания -е. В существительном на -ия, наоборот, в этих падежах следует писать окончание -и.

Второе склонение

Мужской род

Средний род

Твердый тип

Твердый тип

Мягкий тип

Именительный

Родительный

Дательный

Винительный

Творительный

Предложный

Здесь обращаем внимание на предложный падеж: он требует окончания -е. Если существительное оканчивается на -ий/-ие, то в этом падеже необходимо писать -и.

Третье склонение

Обращаем внимание на падежи родительный, дательный и предложный: они требуют окончания -и. Также следует помнить, что после шипящих в единственном числе в этом склонении требуется писать мягкий знак. Во множественном числе он не нужен.

Склонение существительных множественного числа

Разберем падежи имен существительных множественного числа.

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Твердый тип

Мягкий тип

Мужской род

Средний род

Именительный

Кастрюли

Родительный

Кастрюль

Дательный

Картинам

Кастрюлям

Винительный

Кастрюли

Творительный

Картинами

Кастрюлями

Бараками

Предложный

О картинах

О кастрюлях

О бараках

Существительные в дательном, творительном и предложном падежах имеют идентичные окончания.

Окончания -и/-ы или -а/-я имеют существительные во множественном числе. Первые могут быть у всех трех склонений, вторые - у некоторых существительных второго склонения: директора, сторожа, профессора.

Чтобы различить лексические значения существительных, поставленных в форме множественного числа, используются разные окончания: лист, но листья (у дерева) и листы (у книги).

Такие существительные, как договоры, выборы, инженеры, офицеры, конструкторы требуется писать только с окончанием -ы. Иная флексия - нарушение нормы.

Разносклоняемые существительные

В русском языке есть уникальная группа существительных. При изменении по падежам они имеют окончания различных склонений. В группу входят те слова, что оканчиваются на -мя (к примеру, время, стремя ), а также слово путь .

Единственное число

Множественное число

Именительный

стремена

Родительный

стремени

Дательный

стремени

стременам

Винительный

стремена

Творительный

стременем

стременами

Предложный

о стремени

о стременах

Подобно существительным 3 склонения, эти слова в единственном числе, падежах родительном, дательном и предложном требуют окончания -и.

Неизменяемые существительные

Еще одна особая группа существительных - неизменяемые. Они не ставятся в форму числа и падежа. У них всегда одна форма: без кимоно (Р. п.) - о кимоно (П. п.); новое кимоно (ед. ч.) - купленные кимоно (мн. ч.).

Как определить в таком случае, как грамматически выражено имя существительное? Число, падеж смотрим по слову, к которому оно относится. Прмеры:

1. Пешеходы спешили по новому шоссе.

2. Проложены новые шоссе.

В первом предложении определяем число и падеж по прилагательному новому (ед. ч., Д. п.). Во втором - также по прилагательному новые (мн. ч., Им.п.).

Неизменяемые существительные - это, как правило, иноязычные слова, как нарицательные (ситро, кафе ), так и собственные (Баку, Гюго ). Также неизменяемы сложносокращенные слова (аббревиатуры). Например: ЭВМ, АЭС .

135. Прочитайте.

      В рощах птичье пение,
      А в классе - тишина.
      Проходим мы склонение,
      Склоняется « весна ».
      Склоняем вслух: «Весна, весны...
      Весне, весну, весною, о весне...»
      «Пришла ве-сна,
      Дождись ве-сны...
      Привет ве-сне,
      Встречай ве-сну...
      Весна, весны, весне, весну,
      Весною, о весне...»
      (Я. Аким)

  • Что обозначает выражение склоняется «весна»? Какая часть в слове весна при склонении изменяется?
  • Спишите последнее предложение. Определите падеж имени существительного весна по вопросам.

Вспомните! Изменение имён существительных по падежам называется склонением . В русском языке 6 падежей. Каждый падеж имеет своё название, свои вопросы, свои предлоги и выполняет свою роль в предложении и словосочетании.

136. Прочитайте названия падежей, вспомогательные слова, падежные вопросы.

  • Почему у каждого падежа два падежных вопроса, а не один? Объясните свой ответ.

Обратите внимание! Начальная форма имени существительного - это форма именительного падежа единственного числа.
Все падежи, кроме именительного, называются косвенными падежами.
Имена существительные склоняются не только в единственном, но и во множественном числе.

137. Устно просклоняйте вместе со вспомогательными словами имена существительные лиса́, окно́, ежи́ . Запишите склонение этих существительных без вспомогательных слов.

И. п. (кто?) лиса, (что?) окно, (кто?) ежи

Р. п. (кого?) лисы, (чего?) окна, (кого?) ежей

Д. п.- - - - - - - - - - - - - - - -

  • Выделите окончания имён существительных.

Обратите внимание! Падежные формы имён существительных образуются с помощью окончаний. У каждой падежной формы своё окончание:

лиса , лисы , лисе , лису , лисой , (о) лисе .

Признаки падежных форм имён существительных

Падежи

Предлоги

Вопросы
падежные
и смысловые

Роль в
предложении

кто? что?

Подлежащее

без, у, от, до, из, для, около, возле, с, вокруг, после, между

кого? чего?
где?
куда?
откуда?

Второстепенный член

кому? чему?
где? куда?

Второстепенный член

через, про, в, во, на, за, под, сквозь, по

кого? что?
куда?

Второстепенный член

над, за, под, перед, с, со, между,

кем? чем?
где? куда?

Второстепенный член

о, об, в, на, при

о ком? о чём?
где?

Второстепенный член

138. Прочитайте таблицу «Признаки падежных форм имён существительных».

  • Прочитайте признаки, по которым можно определить каждую падежную форму имени существительного (предлоги, вопросы, каким членом предложения является).
  • Обратите внимание на выделенные предлоги - они употребляются только с одним падежом.
  • В чём сходство и различие в признаках падежных форм имён существительных?

Вспомните! В именительном падеже имя существительное является в предложении подлежащим .
Чтобы определить падеж других имён существительных, надо:
а) найти слово, от которого зависит имя существительное, и поставить от этого слова вопрос;
б) по падежному вопросу и предлогу определить падеж.

139. Прочитайте. Соотнесите загадки и отгадки.

1. Конь бежит, земля дрожит. 2. Шёл долговяз, в землю увяз. 3. Из земли вырастаю, весь мир одеваю. 4. Под землёй птица гнездо свила, яиц нанесла. 5. Красна, сочна, душиста, растёт низко, к земле близко. 6. Алый сапог в земле горит.

Отгадки: дождь, гром, лён, земляника, картофель, свёкла.

  • Подготовьтесь объяснить, как определить падеж имени существительного земля в каждом предложении.
  • Спишите любые три загадки. Укажите падеж имени существительного земля в каждом предложении.

140. Прочитайте.

Ул..тели на юг ласточки, скв..рцы, зяблики . Од..ноко с..дит на б..рёзовой ветке у д..роги б..льшая и тихая птица. Это деряба. М..лч..ливая, не очень нарядная, эта птица осталась верной р..дному лесу . Вмест.. с лесом она стойко переносит зимние м..розы и л..денящие м..тели.

(В. Медведев)

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите падеж выделенных имён существительных.

Обратите внимание! Падежная форма именительного падежа чаще всего используется для называния, наименования предмета, а падежная форма винительного падежа - для называния предмета, на который направлено действие.

141. Прочитайте. Какова тема этих поэтических строк?

      Роняет лес багряный свой убор ,
      Сребрит мороз увянувшее поле ,
      Проглянет >день как будто поневоле
      И скроется за край окружных гор.
      (А. Пушкин)

  • Докажите, что это сложное предложение. Спишите.
  • Укажите падеж выделенных имён существительных. Подчеркните главные члены в каждом простом предложении.
  • Как различить неодушевлённые имена существительные в именительном и винительном падежах, если они отвечают на вопрос что?

142. Составьте предложения, употребляя в них любое из данных существительных сначала в именительном падеже, затем в винительном. Запишите предложения. Укажите падеж имён существительных.

Говори правильно!

      столя́р - столяра́ (Р. п.; В. п.)
      сле́сарь - сле́саря
      снеги́рь - снегиря́
      волк - во́лка
      шарф - шарфа́ (Р. п.)
      торт - торта́
      герб - герба́
      зонт - зонта́

143. Прочитайте. Составьте из слов пословицы.

1. Терпенья, нет, без, ученья. 2. Около, и, мыши, хлеба, водятся. 3. От, дело, в, скуки, руки, бери. 4. Еда, после, вкуснее, работы. 5. Лень, до, доводит, добра, не. 6. У, конца, нет, кольца.

  • Запишите пословицы. Подчеркните имена существительные в родительном падеже. По каким признакам вы их узнали?
  • Разберите пятое предложение по членам.

144. Прочитайте.

1. Друга ищи, а найдёшь - береги. 2. Друзей много, а настоящего друга нет. 3. Медведи у волка не гостят. 4. От волка бежал, да на медведя напал. 5. Для медведя зима - одна ночь. 6. Без кота мышам раздолье. 7. Есть сало, да не про кота .

  • В чём сходство и различие падежных форм одних и тех же имён существительных? По каким признакам можно определить падеж выделенных имён существительных?

145. Прочитайте. Составьте словосочетания, употребляя в них существительные в дательном падеже. Где нужно, используйте предлоги для связи слов в словосочетании. Запишите.

  • Что обозначают слова телефон, телефонист ?
  • По каким признакам можно определить имена существительные в дательном падеже?
  • Подберите другие имена существительные, первой частью которых является часть теле- : телебашня , ... .

Обратите внимание! Падежная форма дательного падежа может указывать на предмет, которому адресовано какое-либо действие.

теле фо́н теле переда́ча

146. Прочитайте. Назовите сказки.

1. Пошла Женя по лесу искать такую полянку , где земляника сама на глаза лезет и в кувшинчик просится.

2. Девочка побежала на полянку , нагнулась к земле , села на корточки, заглянула под листики и стала рвать ягоды .

(В. Катаев)

  • Объясните значения словосочетаний лезть на глаза, сесть на корточки .
  • Определите падеж выделенных имён существительных. Какие из них отвечают на вопрос куда? По каким признакам вы различили эти падежи?

147. Прочитайте. Придумайте к стихотворению название.

      Зябнет липа за окошком ,
      Выпал иней поутру.
      Машет маленькой ладошкой
      Жёлтый листик на ветру.
      Перед самою зимой
      Он прощается со мной.
      (В. Орлов)

  • Выпишите выделенные словосочетания, ставя вопрос от главного слова к зависимому. Определите падеж имён существительных в данных словосочетаниях.
  • Найдите в предложениях олицетворения - слова, которые помогают представить неодушевлённые предметы в образе живого существа.

Обратите внимание! Одним из значений творительного падежа является значение орудия действия: рисую кистью, пишу пером .

148. Прочитайте. Спишите.

Награда за храбрость, жить за городом, пирог с черникой, пришёл с завода, положил под подушку, вырос под берёзой.

  • Как определить падежи имён существительных, у которых одинаковые предлоги?
  • Составьте предложение с любым словосочетанием, в котором имя существительное употреблено в творительном падеже.

149. Прочитайте.

      На горе шумит ветла,
      На ветле звенит пчела,
      Полосатая, как зебра...
      В роще - клёны и дубравы,
      А под ними есть грибы,
      Каждый гриб похож на зонтик.
      (Ю. Мориц)

  • Спишите. Объясните, по каким признакам можно узнать имена существительные в предложном падеже.
  • Найдите в предложениях сравнения.
  • Вспомните, почему предложный падеж так называется.

150. Прочитайте.

1. Дети поют песню о Родине . 2. О берег тихо плещется река. 3. На стебелёк осоки села стрекоза. 4. На дворе бушует вьюга. 5. С горы в долину бежит ручей. 6. В аллее парка тихо и прохладно. 7. В небе раздалась песня жаворонка.

  • Объясните, как различить падежи имён существительных, имеющих одинаковые предлоги.
  • Выпишите словосочетания с каждым выделенным именем существительным. Укажите падеж имён существительных.

Образец. Поют о Родине (П. п.).

а лле́я

Страничка для любознательных

Употребление падежей в речи

Учёные подсчитали, какие падежи в русском литературном языке самые частотные, то есть чаще всего употребляются в речи.

В письменной речи самым частотным по употреблению является именительный падеж, затем родительный, после этого - винительный.

В устной речи самым частотным остаётся именительный падеж, после него - винительный, затем - родительный.

151. Прочитайте.

      Я сам себя в пальто одел
      И рукавом свой нос задел.
      Решил пальто я наказать
      И без пальто пошёл гулять.
      (О. Григорьев)

  • Почему строки вызывают улыбку? Когда в речи употребляется глагол одел , а когда - надел ?
  • По каким признакам можно определить падеж имени существительного пальто ?

Вспомните! В русском языке есть небольшая группа имён существительных, которые во всех падежах имеют одну и ту же форму: услышать по радио (Д. п.), слушать радио (В. п.), нет радио (Р. п.).
Это несклоняемые имена существительные: пальто, шоссе, кино, такси, кофе, кафе . В этом случае падеж определяется по вопросу.

152. Прочитайте. Запишите, вставляя пропущенные слова метро и радио . Укажите падеж неизменяемых слов.

Жить около _____. Слушать _____. Ехать на _____. Выступать по _____. Войти в _____.

Падеж — это изменяемая характеристика слова, которая присуща лишь именам существительным, именам прилагательным, именам числительным или местоимениям. Учитывая вышесказанное, можно определить значение термина “падеж”.

Падеж — это характеристика, обозначающая вид, в котором находится имя существительное, обозначающая его соотношение с другим объектом или лицом, определяющая его действие, состояние или признак.

Более сложное понятие падежа звучит так:

Падеж — меняющаяся характеристика грамматики русского языка, которая соответствует она существительному, местоимению, числительному или прилагательному, а также их гибридам, определяющая их значение в предложении относительно семантического или синтаксического положения.

Падежи помогают связывать части речи между собой, наделяя предложение или словосочетание определённой мыслью. Визуально она и выражается при помощи текста посредством трансформации формы слова. Для наглядности можно сравнить:

  • месяц, овины, жёлтый, лик, солнце, ясное;

Прячет месяц за овинами жёлтый лик от солнца ярого.

В первом случае употреблён набор слов, которые ничем не связаны и потому представляют собой бессмысленное перечисление. Во втором — части речи изменены, мысль изложена чётко и ясно, этому способствовали падежи.

Всего существует 6 падежей, которые характеризуются определённым окончанием. Тот или иной падеж можно определить, задав соответствующий вопрос, или распознать по присутствию определённых предлогов. В представленной таблице указаны все существующие падежи, определяющие их вопросы и соответствующие предлоги, если таковые должны быть.

Таблица падежей

Падежи в русском языке (таблица с вопросами и окончаниями)

Перед тем, как разобрать отдельно каждый падеж на примере конкретных слов, ещё раз вспомним терминологию этого слова и соотнесём её с существительным.

Падеж — это форма существительного, которая изменяет его и выявляет отношение его к другому предмету, человеку, действию или событию, создавая смысловую связь в предложении или словосочетании.

Падежи существительных. Падежные предлоги

Именительный падеж

Именительный падеж является базовой или начальной формой названия предмета. Применяется для обозначения объекта, в именительном падеже слово всегда будет выражать ответ на вопрос кто? или что?

  • Кто? мам-а, заяц_, врач_;
  • Что? ручк-а, солнц-е, пруд_, тиш-ь.

Предлоги при употреблении слова в именительном падеже не используются. Он относится к категории прямого падежа (остальные называются косвенными). В предложении существительное, находящееся в именительном падеже является подлежащим или частью сказуемого.

  • Эта книга мне очень понравилась. книга» в именительном падеже, является подлежащим)
  • Собака — лучший друг человека. друг » — часть сказуемого)

Родительный падеж

Обозначает притяжение или принадлежность предмета к другому предмету или лицу, отвечает на вопросы кого? чего?

  • (нет) кого? мам-ы, зайц-а, врач-а;
  • (нет) чего? ручк-и, солнц-а, пруд-а, тиш-и.

Этот падеж относится к категории косвенных и может употребляться и с предлогами и без них. Пример:

  • (нет чего?) ручки — отломился у (чего?) ручки.

Чтобы более точно связать по смыслу существительное с другим словом, используются предлоги. Если существительное находится в родительном падеже, то ему будут соответствовать предлоги без, из, вокруг, с, около, у, после, от, для, до.

  • ходить без шляпы;
  • узнать из книги;
  • шагать вокруг здания;
  • спросить у прохожего;
  • отойти от подъезда;
  • дотянуться до плеча.

Дательный падеж

Используется в сочетании с глаголами, которые обозначают действие по отношению к данному предмету, ему соответствуют вопросы: кому? или чему?

  • Даю (кому?) мам-е, зайц-у, врач-у;
  • Даю (чему?) ручк-е, солнц-у, пруд-у, тиш-и.

Этому падежу (который является также косвенным) соответствуют предлоги к (ко), по, согласно, вопреки, вслед, подобно .

  • Подбежать к сестре;
  • действовать согласно убеждению;
  • поехать навстречу поезду;
  • сделать вопреки совету.

Винительный падеж

Существительное в винительном падеже указывает на объект действия, употребляется в сочетании с глаголом, ему соответствуют вопросы: кого? или что?

  • Виню (кого?) мам-у, зайц-а, врач-а;
  • виню (что?) ручк-у, солнц-е, пру-д, тиш-ь.

Предлоги, употребляемые с существительным, стоящим в винительном падеже: с (со), через, в (во), о (об), на, сквозь, под, про, через, по, за.

  • Пронести через года;
  • говорить про себя;
  • подсматривать сквозь стекло;
  • танцевать под музыку;
  • отомстил за отца.

Некоторые из этих предлогов (на, под, за, в ) уточняют направление совершаемого на предмет действия:

  • спрятал (во что?) в коробку;
  • положил (на что?) на коробку;
  • поставил (за что?) за коробку;
  • подогнал (под что?) под коробку.

Творительный падеж

Существительное, находящееся в творительном падеже, обозначает объект, которым производят действие на другой предмет, он определяется вопросами: кем? или чем?

  • Доволен (кем?) мам-ой, зайц-ем, врач-ом;
  • доволен (чем?) ручк-ой, солнц-ем, пруд-ом, тишь-ю.

Предлоги, употребляемые с существительным, стоящим в творительном падеже: за, с (со), между, под, над, перед, вместе с, в связи с, согласно с.

  • Говорить с гордостью;
  • летать над землёй;
  • задуматься перед покупкой;
  • приглядывать за ребёнком;
  • смеяться вместе с бабушкой;
  • стоять между деревьями;
  • остановиться в связи с правилами.

Предложный падеж

Стоящее в предложном падеже, имя существительное отвечает на вопросы о ком? о чём?

  • Думаю (о ком?) о мам-е, зайц-е, врач-е;
  • Думаю (о чём?) о ручк-е, о солнц-е, о пруд-е, о тиш-и.

Употребляемые предлоги, если существительное стоит в предложном падеже: по, на, о (об), в, при.

  • Основать при кафедре;
  • ходить в музее;
  • сидеть на скамейке;
  • рассказать о фильме;
  • плавать на катере.

1. Имена существительные принадлежат к одному из трёх родов : мужскому, женскому, среднему.

Род существительного можно определить, согласовав с ним притяжательное местоимение мой :

мой сын, мой воевода, мой занавес, мой домишко - мужской род ;
моя жена, моя стена, моя ночь - женский род ,
моё окно, моё небо, моё животное - средний род .

Кроме того, у большинства существительных, обозначающих людей, род можно определить по полу - мой подмастерье, мой дедушка (мужской род); моя мать, моя сестра (женский род).

2. Род неизменяемых существительных опреде-ляется следующим образом.

    Род неизменяемых существительных, называющих людей, определяется по полу.

    Храбрый идальго, изысканная леди.

    Существительные, обозначающие профессии и род занятий, относятся к мужскому роду.

    Военный атташе, ночной портье.

    Неизменяемые существительные, называющие животных, относятся к мужскому роду, хотя при указании на самку могут употребляться как существительные женского рода.

    Австралийский кенгуру, смешной шимпанзе, маленький колибри.
    Шимпанзе кормила своих детёнышей.

    Исключения: цеце, иваси - женский род.

    Неизменяемые неодушевлённые существительные относятся к среднему роду.

    Ночное такси, вкусное рагу, новое жалюзи.

    Исключения: кофе, пенальти, сирокко (мужской род), авеню, салями (женский род).

3. Особую группу составляют существительные общего рода , которые могут обозначать людей и мужского, и женского пола.

Какой ты неряха ! Какая ты неряха !

    Существительные общего рода характеризуют лицо, обычно дают оценочную характеристику лицу, имеют окончания -а , -я и относятся к 1-му склонению.

    Неряха , заводила , запевала , работяга , грязнуля , стиляга , пьяница , неженка , соня , плакса .

Обратите внимание!

Некоторые существительные 2-го склонения с нулевым окончанием, называющие лиц по профессии (врач, профессор, доцент, шофёр и т.д.), хотя и могут использоваться по отношению к лицам женского пола, всё же являются существительными мужского рода!

4. Род существительных определяется по форме единственного числа. Если существительное не имеет формы единственного числа, его нельзя отнести ни к одному из трёх родов.

Ясли, макароны, брюки, вилы.

Б) Число имени существительного

1. Большинство существительных имеют два числа - единственное и множественное . В форме единственного числа существительное обозначает один предмет, в форме множественного числа - несколько предметов.

Карандаш - карандаши; врач - врачи.

2. Только одну форму (единственного или множественного числа) имеют вещественные, собирательные, отвлечённые и некоторые конкретные существительные.

Только форму единственного числа имеют:

    большинство вещественных существительных;

    Нефть, цемент, сахар, жемчуг, сметана, молоко.

    большинство отвлечённых существительных;

    Радость, добро, горе, веселье, краснота, бег, седина.

    большинство собирательных существительных;

    Учительство, студенчество, листва, зверьё, вороньё, детвора.

    большинство имён собственных.

    Воронеж, Кавказ, Каспий, Урал.

Обратите внимание!

В ряде случаев существительные, имеющие форму только единственного числа, могут образовывать формы множественного числа. Но такое образование обязательно связано с изменением значения слова:

1) у вещественных

а) видов, сортов вещества:

вино - десертные вина, масло - технические масла;

б) значение большого пространства, покрытого этим веществом:

вода - воды океана, песок - пески Каракумов;

2) у отвлечённых существительных форма множественного числа имеет значение:

а) различных проявлений качеств, свойств, состояний:

возможность - новые возможности, радость - наши радости;

б) длительности, многократности и степени проявления признака, состояния, действия:

мороз - длительные морозы, боль - сильные боли, крик - крики.

Только форму множественного числа имеют:

    некоторые вещественные существительные;

    Чернила, опилки, очистки.

    некоторые отвлечённые существительные;

    Именины, выборы, нападки, козни, побои.

  • некоторые собирательные существительные;

    Деньги, финансы, дебри.

  • некоторые имена собственные;

    Каракумы, Карпаты, роман «Бесы».

    слова, обозначающие парные предметы, то есть предметы, состоящие из двух частей;

    Очки, брюки, сани, ворота, ножницы, клещи.

    некоторые названия отрезков времени.

    Сумерки, сутки, будни, каникулы.

Обратите внимание!

У существительных, которые имеют только форму множественного числа, не определяется не только род, но и склонение!

В) Падеж и склонение имён существительных

1. В русском языке шесть падежей :

    Все падежи, кроме именительного, называются косвенными .

Обратите внимание!

1) Чтобы правильно определить падеж существительного, необходимо найти слово, от которого зависит существительное, и задать от этого слова вопрос к существительному, причём лучше использовать одновременно оба вопроса.

Ср.: Он верил другу : верил [кому? чему?] другу - Д. п.

Форму И. п. обычно имеет подлежащее, и такое существительное не зависит от других членов предложения, но связано со сказуемым.

Ср.: У меня есть [кто? что?] друг - И. п.

2) Особенно важно задавать оба вопроса в том случае, если существительное стоит в именительном, родительном или винительном падеже, поскольку у одушевлённых существительных совпадают вопросы родительного и винительного падежей (кого?), а у неодушевлённых существительных совпадают вопросы именительного и винительного падежей (что?).

3) Если существительное имеет при себе предлог, то вопрос надо задавать, используя этот предлог.

Ср.: Он посмотрел в книгу: посмотрел [в кого? во что?] в книгу .

4) Предлог может быть отделён от существительного прилагательным, местоимением. Учтите, что предлог связан с существительным, а не с зависимым от существительного определением.

Ср.: Он ссорился со своим другом: ссорился [с кем? с чем?] с другом .

2. Изменение существительных по падежам и числам называется склонением .

    Неизменяемые существительные (пальто, ситро, метро, такси, кенгуру, ООН, ГАИ ) склонения не имеют! Их число и падеж можно определить в словосочетаниях и предложениях по вопросу.

    Он сидел [в ком? в чём?] в пальто - единственное число, предложный падеж; Он пришёл [без кого? без чего?] без пальто - единственное число, родительный падеж.

3. Склонение изменяемых существительных определяется по форме именительного падежа единственного числа . Большинство существительных в единственном числе распределяются по трём типам склонения.

Тип склонения определяется по начальной форме (единственное число, именительный падеж):

1-е скл. -а, -я Существительные женского, мужского и общего рода с окончаниями -а, -я . Весна, земля, линия, дядя, владыка, грязнуля.
2-е скл. нулевое Существительные мужского рода с нулевым окончанием. Дом , край , мяч , планетарий .
-о, -е Все существительные с окончаниями -о, -е . Окно, поле, подозрение - средний род; волчище, подмастерье - мужской род.
3-е скл. нулевое Существительные женского рода с нулевым окончанием. Мать , дочь , ночь , степь .

4. Десять существительных среднего рода на -мя (окончание -я ): время, бремя, стремя, племя, пламя, знамя, темя, семя, имя, вымя , а также существительные путь, дитя относятся к разносклоняемым (они имеют окончания разных склонений).

5. Существительное человек имеет разные корни в единственном и множественном числе (человек - люди ), поэтому имеет разные типы склонения в единственном и множественном числе:

человек (единственное число) - склоняется как существительное 2-го склонения;
люди (множественное число) - склоняется как существительное 3-го склонения.

6. Субстантивные прилагательные и причастия (существительные, образованные путём перехода из одной части речи в другую: мороженое, столовая, гостиная, горничная и др.) не относятся ни к одному из трёх типов склонения. Они продолжают склоняться, как склоняются прилагательные и причастия!

Г) Образцы склонения имён существительных

1-е склонение

Падеж Единственное число Множественное число
И. п. Мама Няня Ария Мамы Няни Арии
Р. п. Мамы Няни Арии Мам Нянь Арий
Д. п. Маме Няне Арии Мамам Няням Ариям
В. п. Маму Няню Арию Мам Нянь Арии
Т. п. Мамой(-ою) Няней(-ею) Арией(-ею) Мамами Нянями Ариями
П. п. О маме О няне Об арии О мамах О нянях Об ариях

Обратите внимание!

Существительные 1-го склонения на -ия (окончание -я ): армия, ария, симфония, Мария и др. - в дательном падеже и предложном падеже единственного числа имеют окончание -и , как существительные 3-го склонения.

Ср.: к армии, об арии, к симфонии, о симфонии, к Марии, о Марии .

На существительные на -ья (окончание -я ): Марья, лгунья, келья

Ср.: к Марье, о Марье.

2-е склонение. Мужской род

Падеж Единственное число Множественное число
И. п. Дом Конь Кий Дома Кони Кии
Р. п. Дома Коня Кия Домов Коней Киев
Д. п. Дому Коню Кию Домам Коням Киям
В. п. Дом Коня Кий Дома Коней Кии
Т. п. Домом Конём Кием Домами Конями Киями
П. п. О доме О коне Об кии О домах О конях Об киях

Обратите внимание!

Существительные 2-го склонения на -ий (нулевое окончание): кий, радий, пролетарий, планетарий и др. - в единственном предложном падеже имеют окончание -и , как существительные 3-го склонения.

Ср.: о радии, о планетарии.

На существительные на -ей, -ай (нулевое окончание): край, воробей и др. - это правило не распространяется (!).

Ср.: о крае, о воробье .

2-е склонение. Средний род

Разносклоняемые существительные

Падеж Единственное число Множественное число
И. п. Время Путь Времена Пути
Р. п. Времени Пути Времён Путей
Д. п. Времени Пути Временам Путям
В. п. Время Путь Времена Пути
Т. п. Временем Путём Временами Путями
П. п. О времени О пути О временах О путях

Обратите внимание!

В косвенных падежах существительные на -мя имеют суффикс -ен- (времени, семени, имени ).
Исключение составляют формы множественного числа родительного падежа существительных семя, стремя - нет семян, нет стремян .