Причины обломовщины. Обломов — пассивный протест против окружающего зла (по роману И


Тест по роману И. А. Гончарова « Обломов» (10 класс)
«Был ему по сердцу один человек… Он любил и новости, и свет, и науку, и всю жизнь, но как – то глубже, искреннее… Он верил ему одному, может быть, потому, что рос, учился и жил с ним вместе.» А) отношение Штольца к Обломову;
Б) отношение Обломова к Штольцу;
В) отношение Тарантьева к Обломову.
2. «Воспитанный в недрах провинции, среди кротких и темных нравов и обычаев родины, переходя в течение двадцати лет из объятий в объятия родных, друзей и знакомых, он до того был проникнут семейным началом, что и будущая служба представлялась ему в виде какого -- то семейного занятия»
А) ШтольцБ) Обломов
В) Тарантьев3. «Нет, я чувствую… не музыку… а… любовь»:
А) Обломов Ольге;
Б) Штольц Ольге;
В) Ольга Обломову
4.«Жизнь - долг, обязанность, следовательно, любовь - тоже долг»:
А) слова ШтольцаБ) слова Ольги
В) слова Обломова
5. «Я похищаю чужое! Я - вор!»
А) слова Штольца, раскрывающие его отношение к Ольге;
Б) слова Обломова, раскрывающие его отношение к Ольге
В) слова Обломова, раскрывающие его отношение к Агафье Матвеевне
6. « Это был какой - то всепоглощающий, ничем не победимый сон, истинное подобие смерти»:
А) о жителях Обломовки;
Б) об Обломове
В) об обитателях дома Обломовых.
7. «Ему уже за тридцать лет. Он служил, вышел в отставку, занялся своими делами и в самом деле нажил дом и деньги. Он участвует в какой - то компании, отправляющий товары за границу. Он беспрестанно в движении»:
А) Тарантьев;
Б) Обломов;
В) Штольц.
8. « Грамотность вредна мужику»:
А) слова ШтольцаБ) слова Ильинской
В) слова Обломова.
9. «Одни считают её простой, недальней, неглубокой, потому что не сыпались с языка ни мудрые сентенции о жизни, о любви, ни быстрые, неожиданные и смелые реплики, ни вычитанные или подслушанные суждения о музыке и литературе»:
А) Агафья Матвеевна
Б) Ольга
В) Марья Михайловна.
10. Имя сына Обломова:
А) Илья
Б) Андрей
В)Михаил
11. « Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или скуки; но ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением не лица только, а всей души»:
А) Захар
Б) ШтольцВ) Обломов
12. Фактическая причина ухода Обломова со службы:
А) увольнение
Б) личная просьба об отставке
В) невозвращение на работу после болезни
13. Кто первый в романе произносит слово «обломовщина»
А) ШтольцБ) Обломов
В) Ольга
14. « Это был человек лет тридцати двух - трёх от роду, среднего роста, приятной наружности, с тёмно - серыми глазами, но с отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица »:
А) ШтольцБ) Обломов
В) Тарантьев15. «В комнату вошёл… человек, в сером сюртуке, с прорехою под мышкой, откуда торчал клочок рубашки, в сером же жилете, с медными пуговицами»:
А) Алексеев
Б) ТарантьевВ) Захар
16. О чём попросил Обломов Штольца при их последней встрече:
А) позаботиться об Агафье Матвеевне
Б) не забыть его сына
В) не оставлять без присмотра его имение
17. « Ты заметь, что сама жизнь и труд есть цель жизни, а не женщина»:
А) слова ТарантьеваБ) слова Обломова
В) слова Штольца Вопросы и задания по роману И. А. Гончарова «Обломов»
Расскажите о жизни Штольца.








Часть 4.




Вопросы и задания по роману И. А. Гончарова «Обломов»
Расскажите о жизни Штольца.
Как относится Штольц к мечте?
Почему были дружны Обломов и Штольц? (глава 2)
Какие советы даёт Штольц Обломову? (глава 8)
Почему Обломов не уехал за границу? (глава 5)
Какие отношения складываются между Обломовым и Ольгой?
Почему нравится Обломову у Тарантьева?
Любила ли Ольга Обломова, а Обломов Ольгу?
Идеал Обломова. Идеал Штольца. Что вам более импонирует?
Часть 4.
1. Обломов живёт на Выборской стороне, в доме вдовы Пшеницыной. Изменился ли Обломов?(глава 1)
2. Попытки Штольца спасти Обломова? (глава 2)
3. Обломов подписывает заёмное письмо. Каково положение его дел? (глава 5)4. Встреча Штольца и Обломова. Чему поразился Штольц? (глава 6)5. Как пошли дела у Обломова, благодаря Штольцу? (глава 9)
6. Судьба Захара. (глава 11). Что такое обломовщина?

Тема. Обломов и обломовщина. Причины обломовщины.

Образ жизни, для которого характерны лень, апатия, неспособность решать проблемы, пустая мечтательность определены в романе словом «обломовщина». Это понятие стало нарицательным.

Обломощина корнями уходит в родовое гнездо Ильи Ильича. В 9 главе 1-ой части романа вскрыты причины обломовщины («Сон Обломова»).

Причины обломовщины

1. Воспитание и образование покоя происходило в условиях мертвящего покоя :

(«Ничего не нужно: жизнь, как покойная река, текла мимо их; им оставалось только сидеть на берегу этой реки и наблюдать неизбежные явления, которые по очереди, без зову, представали пред каждого из них.

«Т ишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю. Ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там; ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали их»)

а) примитивная жизнь, отсутствие каких-либо высоких жизненных целей;

«Плохо верили обломовцы и душевным тревогам. Они никогда не смущали себя никакими туманными умственными или нравственными вопросами»

«Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке».

б) суеверные страхи и боязнь нового.

Эпизод с получением письма — боязнь нового

«В Обломовке верили всему: и оборотням и мертвецам. Расскажут ли что копна сена разгуливала по полю - поверят; пропустит ли кто-нибудь слух, что это не баран, а что-то другое, или что Марфа или Степанида - ведьма, они будут бояться и барана и Марфы… — так сильна вера в чудесное в Обломовке»

«Смерть у них приключалась от вынесенного перед тем из дома покойника головой, а не ногами из ворот; пожар — от того, что собака выла три ночи под окном…»

2. Негативный пример родителей:

а) имение приходило в запустение;

(Никто не занимается хозяйством, управляющий ворует, подгнившая галерея стоит до тех пор, пока не обваливается, мостик настилают лишь тогда, когда крестьянин падает с него в канаву Они были скупы, никогда не тратили лишней копейки даже на свечки

«- Так что ж, что [крыльцо] шаталось? — отвечал Обломов. — Да вот не развалилось же, даром что шестнадцать лет без поправки стоит…

И он обращал глаза в другую сторону, а крыльцо, говорят, шатается и до сих пор и все еще не развалилось»)

б) бездеятельность родителей; (Отец никогда себя ничем не утруждал)

«Мальчик привык видеть, как отец день-деньской только и знает, что ходит из угла в угол, заложив руки назад, нюхает табак и сморкается, а матушка переходит от кофе к чаю, от чая к обеду»

Сам Обломов — старик тоже не без занятий. Он целое утро сидит у окна и неукоснительно наблюдает за всем, что делается на дворе.

— Эй, Игнашка? Что несешь, дурак? — спросит он идущего по двору человека.

— Несу ножи точить в людскую, — отвечает тот, не взглянув на барина.

— Ну неси, неси; да хорошенько, смотри, наточи! Потом остановит бабу:

— Эй, баба! Баба! Куда ходила?

— В погреб, батюшка, — говорила она, останавливаясь, и, прикрыв глаза рукой, глядела на окно, — молока к столу достать.

— Ну иди, иди! — отвечал барин. — Да смотри, не пролей молоко-то.

— А ты, Захарка, постреленок, куда опять бежишь? — кричал потом. — Вот я тебе дам бегать! Уж я вижу, что ты это в третий раз бежишь. Пошел назад, в прихожую!

И Захарка шел опять дремать в прихожую. Придут ли коровы с поля, старик первый позаботится, чтоб их напоили; завидит ли из окна, что дворняжка преследует курицу, тотчас примет строгие меры против беспорядков.

в) Несерьёзное отношение к образованию родителей, а следовательно и самого Ильи. Родители оберегали Илюшу от чрезмерных занятий науками.

(«Все в доме были проникнуты убеждением, что ученье и родительская суббота никак не должны совпадать вместе, или что праздник в четверг — неодолимая преграда к ученью на всю неделю.- Долго ли до греха? — говорили отец и мать. — Ученье-то не уйдет, а здоровья не купишь…»

«Сегодня не поедешь; в четверг большой праздник: стоит ли ездить взад и вперед на три дня?», «…сегодня родительская неделя, — не до ученья: блины будем печь», «Что-то у тебя глаза несвежи сегодня. Здоров ли ты?…Посиди-ка ты эту недельку дома, а там - что Бог даст»

Старики понимали выгоду просвещения, но только внешнюю выгоду. «Они мечтали о шитом мундире для него, воображали его советником в палате, а мать даже губернатором; но всего этого хотелось бы им достигнуть как-нибудь подешевле, с разными хитростями …. не трудом»

3. Неприспособленность к труду «Всё делалось за него Захаром и еще тремя стами захарами»…. («Захочет ли чего-нибудь Илья Ильич, ему стоит только мигнуть — уж трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание…» .

«Захар, как, бывало, нянька, натягивает ему чулки, надевает башмак, а Илюша, уже четырнадцатилетний мальчик, только и знает, что подставляет ему лёжа то ту, то другую ногу…»)

4. Пресечение самостоятельности. Излишняя опека родителей и нянек.

(«И целый день и все дни и ночи няни наполнены были суматохой, беготней: то пыткой, то живой радостью за ребенка, то страхом, что он упадет и расшибет нос…»

«Няня! Не видишь, что ребенок выбежал на солнышко! Уведи его в холодок; напечет ему головку - будет болеть, тошно сделается, кушать не станет…»

«Что ты, бог с тобой! Теперь гулять сыро, ножки простудишь; и страшно: в лесу теперь леший ходит, он уносит маленьких детей»

«Ему иногда … хочется броситься и переделать все самому, а тут вдруг отец и мать да три тетки в пять голосов и закричат: — Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что?)

5. Ограничение детской любознательности, пытливости ума.

(«Потом мать отпускала его гулять в сад, по двору, на луг с строгим подтверждением няньке не оставлять ребёнка одного, не допускать к лошадям, к собакам, к козлу, не уходить далеко от дома, а главное, не пускать его в овраг»..

Сказки няни - увод от действительности

«Она нашёптывает ему о какой-то неведомой стороне, где нет ни ночей, ни холода, где всё совершаются чудеса, где текут реки меда и молока, где никто ничего круглый год не делает, а день-деньской только и знают, что гуляют всё добрые молодцы, такие, как Илья Ильич, да красавицы, что ни в сказке сказать, ни пером описать»

«Нянька или предание так искусно избегали в рассказе всего, что существует на самом деле, что воображение и ум, проникшись вымыслом, оставались уже у него в рабстве до старости. Нянька с добродушием повествовала сказку о Емеле-дурачке, эту злую и коварную сатиру на наших прадедов, а может быть, еще и на нас самих»

« Заселилось воображение мальчика странными призраками; боязнь и тоска засели надолго, может быть навсегда, в душу. Он печально озирается вокруг и все видит в жизни вред, беду, все мечтает о той волшебной стороне, где нет зла, хлопот, печалей, где живет Милитриса Кирбитьевна, где так хорошо кормят и одевают даром…»)

Плоды воспитания

Закрытость от реальной жизни, ограниченность стремлений, излишняя опека родителей, желание оградить ребёнка от всех проблем породили в Обломове апатию и лень, малодушие и эгоизм.

1. Нежелание выполнять учебные задания.

(Как Обломов воспринимал задаваемые уроки, учась в пансионе Штольца? Проявлял ли интерес к учёбе? Как относился к чтению?)

Он по необходимости сидел в классе … и с трудом, с потом, со вздохами выучивал задаваемые ему уроки.

…считал за наказание, ниспосланное небом за наши грехи.

Серьезное чтение утомляло его. Зато поэты задели его за живое…

2. Учеба в в университете Москве, пробуждение благородных стремлений, но «цвет жизни распустился и не дал плодов».

(О чём были эти благородные мечты Обломова? - 5гл. ; 4 гл.2 часть)

«служить, пока станет сил, потому что России нужны руки и головы для разработывания неистощимых источников; работать, чтоб слаще отдыхать, а отдыхать - значит жить другой, артистической, изящной стороной жизни, жизни художников, поэтов».

…хотел после книг объехать чужие края, чтоб лучше знать и любить свой

3. Неудачная попытка службы, боязнь проблем, нежелание их решать.

(Почему перестал ходить на службу?)

Он отправил однажды какую-то нужную бумагу вместо Астрахани в Архангельск.

Обломов не дождался заслуженной кары, ушел домой и прислал медицинское свидетельство.

Но это помогло только на время: надо же было выздороветь, - а за этим в перспективе было опять ежедневное хождение в должность. Обломов не вынес и подал в отставку.

4. Бездействие и пустые мечты о преобразованиях и о счастливой беззаботной жизни.

(В чём заключалась обычная, каждодневная «работа» Ильи Ильича Обломова?)

Он несколько лет неутомимо работает над планом, думает, размышляет и ходя, и лежа, …Он, как встанет утром с постели, после чая ляжет тотчас на диван, подопрет голову рукой и обдумывает, не щадя сил, до тех пор, пока, наконец, голова утомится от тяжелой работы и когда совесть скажет: довольно сделано сегодня для общего блага.

Тогда только решается он отдохнуть от трудов и переменить заботливую позу на другую, менее деловую и строгую, более удобную для мечтаний и неги.

Освободясь от деловых забот, Обломов любил уходить в себя и жить в созданном им мире.

В чём проявляется застой?

— негативное отношение к труду;

Обломов презирает труд. Труд и наказание для него синонимы.

— отрицательное отношение к просвещению народа;

«Грамотность вредна мужику: выучи его, так он, пожалуй, и пахать не станет»

— боязнь перемен в экономике.

Обломов испугался предложения Штольца провести к Обломовке шоссе, построить пристань, и в городе открыть ярмарку.

    Образ Штольца был задуман Гончаровым как антипод образу Обломова. В образе этого героя писатель хотел представить цельного, активного, деятельного человека, воплотить новый русский тип. Однако замысел Гончарова не вполне удался и, прежде всего, потому,...

    В начале пятидесятых-шестидесятых годов XIX века началась ломка всех старых устоев патриархальной России. Нарождался новый уклад жизни. Россия прощалась с косностью, застоем, вялостью и бездействием, но одновременно она теряла теплоту и сердечность отношений...

    Роман Гончарова “Обломов” является второй частью его знаменитой трилогии, открывает которую роман “Обыкновенная история”. Роман “Обломов” назван по имени главного героя- Ильи Ильича Обломова-помещика, жившего в Петербурге спокойной и размеренной жизнью. ...

    И в то же время за русским типом буржуа проглядывает в Штольце образ Мефистофеля. Как Мефистофель Фаусту, Штольц в виде искушения "подсовывает" Обломову Ольгу Ильинскую. Еще до знакомства ее с Обломовым Штольц обговаривает условия такого...

    Ничего не нужно: жизнь, как спокойная река, текла мимо. И. Гончаров Иван Александрович Гончаров в романе “Обломов” дает резкую критику существующему строю с его несправедливостями и пороками. Осуждая бездеятельность героя, автор...

    Гончаров Иван Александрович родился б июня 1812 г. в состоятельной купеческой семье. Отец Александр Иванович неоднократно избирался городским головой Симбирска. Он скончался, когда Ивану было 7 лет. Воспитанием занималась мать, Авдотья Матвеевна, а также...


Довольно часто в наше время можно услышать слово «Обломовщина», правда не всегда употребляемое в верном значении. И хоть роман «Обломов» - благодаря одноименному герою которого и образовалось это выражение – был написал еще в 19 веке, как нарицание «Обломощина» ещё используется. Мы можем сделать вывод, что проблема, которую отражают эти понятия «Обломов» и «Обломовщина» актуальна и по сей день. Так о чем же говорит нам роман Гончарова, и что же такое «Обломовщина»?

В этом романе рассказывается о молодом помещике Илье Ильиче Обломове, живущем в Петербурге и практически не встающем со своего дивана.

Нам показывается картина застоя и лени в его жизни: главный герой не занимается никакой деятельностью, практически не выходит в свет и лишь предаётся мыслям о том, как надо жить, мечтам об уютной безмятежной жизни в родном имении, Обломовке. Ни проблемы в этой Обломовке, ни упреки лучшего друга детства Штольца не могут помочь ему избавиться от апатии. В романе слово «Обломовщина» использовалось обоими, и обозначало как-раз-таки эту отрешенность и одновременно утопию в душе Ильи Ильича. Но помимо этого, он – человек честный, открытый, способный на глубокие чувства. Обломов имеет чистое, доброе сердце и не приемлет ложь вместе с сугубым материализмом – достоянием гостей, которые периодически навещают его в Петербурге. Каждый из них, рассказывая о своих занятиях и проблемах, являет собой тот или иной вариант активной жизни, которая предлагается герою вместо лежания на диване, но Обломова совершенно не привлекает ни карьера, ни удовлетворение человеческих страстей и пороков, потому что он видит в них только бесполезную суету - его же душа требует чего-то возвышенного и прекрасного, ради которого стоит подняться с дивана. Эти две черты характера героя - с одной стороны чистое сердце, внутренняя свобода, а с другой лень и отрешенность – взаимопроникают и дополняют друг друга: Обломов мечтает об идеальной жизни без проблем, где можно ничего не делать и ни о чем не заботиться. Такое сознание сформировалось у него с детства, прошедшего в родной деревне благодаря крепостному строю, при котором барину не было нужды делать что-то самому, чтобы получить что хотел. Сказки, на которых он рос, подкрепляли веру Ильи Ильича в то, что кто-нибудь другой всегда может решить его проблемы.

Именно такой образ жизни Обломова и был впервые назван Штольцем «Обломовщиной». Этому понятию подвержен российский народ как во времена Гончарова, так и в наши дни. Чистота души – действительно прекрасное качество, но вместе с её идеализмом и отрешенностью от реальной жизни – крайность, как и все другие имеющая ужасные последствия, что и показано в главном герое. В итоге он окончательно умирает во фрустрации как развивающаяся личность, а затем и физически – умирает тихо, не оставив в жизни ни следа. Обломовщина – явление, заглушающее волю и силу духа ради спокойствия и безмятежного благополучия, способное погубить многих людей, и актуальность использования его как нарицания не теряется. Зачастую эти люди формировались под действием внешних обстоятельств, и достойны сожаления. При этом каждый из нас должен сам подумать, что станет итогом этой жизни, и чем обернется такое бездействие.