Рассказ февральская лазурь. Сочинение о картине Грабаря «Февральская лазурь» по плану

























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

1. Организационный момент.

2. Объявление темы урока.

3. Биография художника.

Игорь Эммануилович Грабарь (1871–1960). Родился в Будапеште, в семье русского общественного деятеля. В 1876 году его родители переезжают в Россию. Детство Игоря было нелегким. Мальчик часто разлучался с родителями, оставаясь на попечении чужих людей. С детства он мечтал о живописи, стараясь быть ближе к художественным кругам, посещал все выставки, изучал коллекцию Третьяковской галереи.

С 1882 по 1889 годы Грабарь обучался в московском лицее, а с 1889 по 1895 год в Санкт – Петербуржском университете сразу на двух факультетах – юридическом и историко-филологическом. Затем поступил в петербургскую Академию Художеств, обучался в мастерской Ильи Репина.

В каникулы много путешествует по Европе: Берлин, Париж, Венеция, Рим, Неаполь.

Вернувшись в Россию, был потрясен красотой русской природы. Его восхищение Россией после долгой разлуки выразилось в картинах: “Белая зима”, “Февральская лазурь”, “Мартовский снег” и многие другие.

4. Просмотр картин художника.

“Сентябрьский снег”, “Грачиный гнезда”, “Восход солнца”, “Зимнее утро”, “Зимний вечер”, “Мартовский снег”, “Март”, “Февральская лазурь”.

5. История создания картины.

“Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба. Природа как будто праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу”.

Неудивительно, что художнику страстно захотелось передать “хоть десятую долю этой красоты”.

6. Что такое описание?

Описание – это тип речи, с помощью которого можно представить предмет, характеризуя его с разных сторон.

7. Что такое пейзаж?

Пейзаж – это изображение картины.

8. Беседа с классом.

Почему картина называется “Февральская лазурь”?

Какова основная палитра картины?

Почему именно белый и голубой цвета используются художником?

9. Обращение к словарю.

А) светло-синий цвет. Бледна, как лилия в лазури васильков. (Батюшков)

Б) цвет неба, моря. Под ним струя светлей лазури. (Лермонтов)

В) небесная лазурь. Надо мной в лазури ясной светит звездочка одна. (Пушкин)

Г) краска светло-синего цвета. Берлинская лазурь.

10. Беседа с классом.

Что изображено на переднем плане картины?

Символом чего является береза?

Что вы чувствуете, когда смотрите на картину Грабаря “Февральская лазурь”?

Какие эмоции у вас вызывает береза, написанная художником на первом плане?

Рассмотрите небо, есть ли на нем облака?

Как меняется цвет неба к горизонту?

Рассмотрите снег. Меняется ли его цвет на солнце и в тени?

Какие цвета использует художник? Почему?

Подберите словарь цветов и оттенков по картине.

11. Предметы изображения.

Небо: вверху, на горизонте.

Снег: на солнце, в тени.

Береза: ствол, ветви.

12. Слова – помощники.

Небо: лазоревое, синее, голубое, бездонное.

Снег: белоснежный, жемчужный, лазоревый.

Снег: искрится, блестит, сверкает, сияет.

13. Синонимы – помощники.

Художник – изобразил, написал, создал картину.

Картина – пейзаж, полотно, репродукция.

Береза – русская красавица, символ русских лесов.

14. Выражения – помощники.

Любовь художника к изображению радостного состояния природы.

Праздник света.

Восхищение русской красавицей.

Жемчужные переливы белого и голубого.

Кружевное переплетение ветвей.

Лазурное небо.

Предчувствие весны.

15. Пример сочинения-описания.

Передо мной репродукция самой прекрасной картины Грабаря “Февральская лазурь”. Все в ней просто и бесподобно. Изображен изумительный февральский день. Морозно и солнечно. Благодатная стояла погода. На небе ни облачка. Оно лазоревое и ослепляет голубизной. Возле горизонта светло-голубое, а в вышине синее, и синева эта уходит в бесконечность. Снег искрится, сверкает. Он сиреневый на солнце и синий в тени.

На переднем плане изображена ветвистая красавица береза. Ее ствол отливает жемчужной белизной, а ветви и прошлогодняя листва на верхушке красно-коричневого цвета. Другие березки обыкновенные, они менее величественные. По линии горизонта на заднем плане виднеется тянущийся сплошной стеной кустарник, тоже красно-коричневого цвета.

Художник передал на своем полотне красоту природы. При первой встрече с картиной поражает идущее от нее голубое сияние. Помог передать фантастическую красоту голубой цвет, основной цвет картины. В природе все утопает в лазоревом свете, поэтому картина и названа “Февральская лазурь”.

Этот пейзаж вызывает радостное и праздничное настроение. Хочется побывать здесь и увидеть все своими глазами.

16. План сочинения.

  • Автор картины И.Э.Грабарь.
  • Время года, изображенное на картине.
  • Предметы изображения автора:
    • береза на переднем плане (ее строение, цвет ствола, ветвей)
    • деревья на заднем плане
  • Изображение неба, снега около деревьев.
  • Какое настроение вызывает картина?

17. Домашнее задание.

Используя материал урока, напишите сочинение-описание по картине И.Э Грабаря “Февральская лазурь”.

  • Мое отношение к картине.
  • Как-то раз, ясным морозным февральским утром художник-пейзажист Игорь Грабарь вышел на ежедневную прогулку. Он нечаянно уронил свою палку, с помощью которой пробирался по глубокому снегу, и, нагнувшись за ней, случайно посмотрел вверх. Художник увидел зимнюю погоду и природу совершенно по-другому. Вскоре Грабарь снова пришел в лес, но уже вместе со своим другом. Они выкопали в снегу траншею как раз на том самом месте, где художник обронил свою палку.

    Грабарь улегся в эту траншею и начал писать картину, поэтому ракурс у неё такой необычный: она нарисована снизу вверх. Через две недели работа была готова. Художник назвал её «Февральская лазурь».

    На картине И. Грабарь изобразил белоствольную березовую рощу в солнечный морозный зимний день. Природа дремлет, укрывшись снежным покрывалом. Всё кругом блестит и переливается от яркого солнца: и березы, и снег, и даже небо, кажется, искрится от этого ослепительного света.

    Высоко над рощей раскинулся огромный, чистый, лазурный небосвод. Чем он дальше от нас к горизонту, тем больше светлеют краски, и вдали, над темным лесом, он становится совсем светлым, почти белёсым. Солнышко нежно озаряет высокие стройные березы. Оно обманчиво в это время года, потому что хоть и ярко сияет, но пока ещё не греет. Звенящий воздух чист и прозрачен. Вспоминается, как в такую морозную погоду он бодрит и холодом обжигает дыхание.

    Белоствольные березы такие высокие и раскидистые! Своими тонкими изящными ветвями они достают до самого неба! Большое старое дерево на переднем плане заслонило собой почти всё небо, и оно синеет сквозь ветки, словно сквозь частые белые нити. Жемчужный ствол березы слегка изогнут, будто она застыла в неслышном плавном танце. На макушках деревьев ещё сохранилось немного прошлогодних желтых, пожухлых листьев. Они чудом удержались на ветках, выдержав сильные порывистые февральские ветра. А теперь, скованные крепким морозцем, они, кажется, слегка звенят при движении воздуха.

    Лазурное небо отражается от зимнего снежного покрывала, укрывшего землю, поэтому оно кажется не белоснежным, а немного голубоватым. Березы отбрасывают на снег длинные сапфировые тени. Плотный снег вокруг деревьев слегка подтаял от их тепла. Уже совсем скоро солнце будет пригревать сильнее и здесь появятся первые проталинки.

    Вдали, за рощей, виднеется длинная изогнутая лента светлого березового леса.

    Мне очень нравится этот зимний пейзаж. От него веет морозной свежестью и в то же время явно ощущается приближение весны. Приходят на память строчки из стихотворения А. Плещеева:

    «Чиста небесная лазурь,Теплей и ярче солнце стало…».

    Природа ликует: скоро минует пора злых метелей и бурь, кончится зима, наступят теплые погожие дни, все живое проснется от долгого сна, расцветет и заблагоухает.

    Игорь Эммануилович Грабарь «Февральская лазурь» 1904г.Третьяковская галерея.

    На переднем плане картины изображена березка, покрытая тончайшим слоем кружевного инея, переливающегося и искрящегося даже под неяркими лучами солнца. Чуть подальше видны березы помоложе и совсем еще «подростки» с тоненькими стволами. Кажется, что раскинув ветви, они медленно кружатся в плавном хороводе, словно молодые девушки, празднуя Масленицу и встречая приход весны.
    Только лес на заднем плане разделяет небо и землю. Если немного постоять у этой картины, вдруг покажется, что вы ясно слышите русскую народную песню о березе. Ведь береза - символ России, ее краса, поэтому народ насочинял о ней много песен и веселых и грустных.

    Белоствольные красавицы изображены на фоне лазурного снежного покрывала и почти такого же цвета зимнего неба. Эти тона, которые так щедро применяет живописец, несут прохладу и чистоту, словно дуновение ветерка и запахи еще только приближающейся неслышной легкой поступью весны.

    Картина Февральская лазурь нравилась и Игорю Эммануиловичу. Он часто говорил о том, как внезапно пришло удивительное вдохновение, для ее создания. Такой пейзаж Грабарь увидел в Подмосковье морозным солнечным утром, выйдя на прогулку. Его поразил цвет лазури, который, кажется, окутывал все вокруг, и только березки вытянувши свои ветви, словно в танце, разбавляли эти невероятные краски жемчуга, коралла, сапфира и бирюзы. Все вместе это было похоже на сказочный островок в сиянии драгоценных камней.

    Художник был изумлен фантастической красотой березовых ветвей в этом перезвоне всех оттенков радуги, на фоне голубого неба. На фоне бирюзы неба, прошлогодняя листва, которая уцелела на самой верхушке березы, кажется золотистой. Словно исполняя пожелание живописца, солнечные дни стояли почти две недели, позволяя Грабарю запечатлеть это чудо. Казалось, природа позировала талантливому художнику.

    Над этой картиной И. Грабарь работал на открытом воздухе, в глубокой траншее, которую он специально вырыл в снегу. Художник писал "Февральскую лазурь" "с зонтиком, окрашенным в голубой цвет, и холст поставил не только без обычного наклона вперед, лицом к земле, но повернул его лицевой стороной к синеве неба, отчего на него не падали рефлексы от горячего под солнцем снега, и он оставался в холодной тени, вынуждая... утраивать силу цвета для передачи полноты впечатления"

    И. Грабарь не раз признавался, что из всех деревьев средней полосы России он больше всего любит березу, а среди берез - "плакучую" ее разновидность. И действительно, в "Февральской лазури" береза - единственная основа художественного образа. В самом облике этого дерева, в умении увидеть ее очарование в общем строе русского пейзажа сказалось радостное восприятие художником природы российского края, которое отличало И. Грабаря-пейзажиста во все периоды его творчества

    Описание картины Грабаря «Февральская лазурь»

    Описание картины Грабаря «Февральская лазурь»

    Я любуюсь картиной И.Э.Грабаря «Февральская лазурь». Морозное солнечное утро. Небо, березы, снег все так и дышит холодной свежестью.

    Огромное лазурное небо. Кругом белым-бело. На снег падают тени от берез. От этого он кажется голубым.

    На переднем плане изображена высокая, слегка изогнутая береза. Она широко раскинула свои ветви, словно руки, танцовщица в своем танце.

    На среднем плане изображено много берез. Такое ощущение, что они водят хоровод на опушке леса.

    Вдалеке видна березовая роща. Словно зрители, любующиеся танцем, она стоит поодаль и окружает опушку леса. Картина выполнена в прозрачных лазурно-голубых тонах. Только в такой цветовой гамме можно передать морозное дыхание зимы.

    Мне нравится эта картина, потому что художник изобразил ее очень точно и красиво. Она вызывает радостное и праздничное настроение. Как будто ты находишься там, у берез и вдыхаешь этот морозный воздух.

    История создания картины И.Грабаря «Февральская лазурь».

    Игорь Эммануилович Грабарь родился 13 марта 1871 года. Рисовать он любил с малых лет, традиционным и желанным рождественским подарком для него всегда были рисовальные принадлежности. Однажды будущий художник вместе с отцом пришли в гости к учителю рисования Егорьевской прогимназии И.М.Шевченко и застали его за работой. Мальчику показалось прекрасным все: и картина и мольберт, и ярко горевшие краски на палитре, и блестящие серебряные тюбики настоящих масляных красок. «Я думал, что не выдержу от счастья, наполнявшего грудь, особенно когда почувствовал сладостный, чудесный запах свежей краски…»

    И.Э.Грабарь закончил Егорьевскую прогимназию, затем Петербургский университет (юридический факультет), он увлекался многим: иностранные языки, музыка, литература, но рисование всегда оставалась на первом месте. В 1894 году, после окончания университета, Грабарь поступил учиться в Академию художеств.

    Через 10 лет появилась картина «Февральская лазурь» - одно из лучших произведений И.Э.Грабаря. Даже в небольшой репродукции эта картина ярка, красочна, создает впечатление праздника. А теперь представьте пейзаж в его истинных размерах: высота – 141 см, ширина-83 см. Чувство радости заключенное в полотне просто ошеломляет, а живопись напоминает фейерверк! Этот пейзаж был особенно дорог и самому художнику. На склоне лет И. Грабарь с удовольствием рассказывал о том, как создавался этот пейзаж. Февральскую лазурь художник увидел в Подмосковье. Зимой 1904 года он гостил у художника Н.Мещерина в имении Дугино. В одно солнечное февральское утро И. Грабарь вышел как обычно погулять и его поразило необычное состояние природы «Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник- праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу», - вспоминал художник. Грабарь любовался березами, он всегда говорил, что из всех деревьев средней полосы России больше всего любит березы. В то утро одна из берез привлекла его внимание, поразив редкостным ритмическим строением ветвей. Заглядевшись на березу, художник уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. «Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной фантастического зрелища фантастической красоты; какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба. Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и то будет бесподобно.»

    Он тотчас побежал в дом, взял холст и в один сеанс набросал с натуры эскиз будущей картины. Следующие дни были такие же чудесные, солнечные, и художник, взяв другой холст, с этого же места в течении трех дней писал этюд. После этого И.Грабарь вырыл в снегу траншею, свыше метра глубиной в котором и поместился с большим мольбертом и холстом. Для того, чтобы получить впечатление низкого горизонта и далекого леса и небесного зенита, со всеми переливами голубых красок от нежно- бирюзовых внизу до ультрамариновых на верху. Холст он заранее подготовил в мастерской, покрыв его по меловой, впитывающей масло поверхности густым слоем плотных свинцовых белил различных тональностей.

    «Февраль стоял изумительный. Ночью подмораживало и снег не сдавал. Солнце светило ежедневно и мне посчастливилось писать несколько дней подряд без перерыва и перемены погоды около двух с лишним недель, пока я не кончил картину целиком на натуре. Писал я с зонтиком, окрашенным в голубой цвет и холст поставил не только без обычного наклона вперед, лицом к земле, но повернув его лицевой стороной к синеве неба, отчего на него не падали рефлексы от горячего под солнцем снега, и он оставался в холодной тени, вынуждая меня утраивать силу цвета для передачи полноты впечатления.

    Я чувствовал, что удалось создать самое значительное произведение из всех до сих пор мною написанных. Наиболее свое, не заимствованное…»

    Мы не видим верхушки главной березы и тех берез, тени которых лежат на снегу и пространство вокруг них кажется бесконечным. Но часть этой завораживающей бесконечности художник оставил на холсте. Из мазков, положенных энергично, точно создающих и пространство и форму, рождаются очертания стволов берез. Переплетение их ветвей. Каждый мазок положен движением кисти вверх, отчего создается впечатление. Что деревья устремляются ввысь, к небу, к солнцу. Грабарь пишет чистым цветом, не смешивая красок на палитре. Белый, синий, желтый, сиреневый, зеленый цвета удивительно сливаются и превращаются в плотную поверхность снега и голубовато-сиреневые тени, сияющую гладкость стволов или шероховатость коры берез, в ослепительно сияющий солнечный свет и переливы и перезвоны солнечного неба.

    «Февральская лазурь», появившаяся на свет в снежной траншее, уже в следующем 1905 году была приобретена советом Третьяковской галереи и хранится в одном из залов прославленного музея. «Сказкой инея и восходящего солнца» назвал И.Грабарь свою картину. По сей день это произведение хранит влюбленность художника в природу, восхищение ее красотой, его жизнерадостность, творческий азарт и мастерство.

    Описание темы: Радость приближающейся весны в картине Грабаря "Февральская лазурь".

    Как-то в феврале художник отдыхал на даче у своих друзей. Был уже почти конец февраля и погода часто напоминала о том, что вот-вот придет весна. Художник любил гулять по окрестностям. Вокруг росли березовые рощи, а береза всегда была его любимым деревом. Он очень любил изображать березы в своих пейзажах и часто гулял в березовых рощах, набираясь вдохновения. Светило солнце, голубело небо. В солнечном свете блестел снег. Березы особенно красиво выглядели на фоне белого снега. Художник шел, пытаясь найти какой-то интересный вид для своих новых картин. Вдруг он уронил палку и наклонился, чтобы ее поднять. Наклонившись и повернув голову, он вдруг увидел то, что его потрясло: перед его глазами переливалась перламутром береза, небо сверкало оттенками синего и бирюзового. То, что минуту назад казалось обычным, заиграло необыкновенными красками, когда он взглянул на это под другим углом, снизу. Живописец немедленно побежал домой и сделал набросок. На следующий день он вернулся на это же место, чтобы написать пейзаж с натуры. Ему хотелось передать на картине именно этот взгляд на березу, когда смотришь на нее снизу и она делается перламутровой от солнца, а небо кажется еще синее. Он выкопал яму, разместил там мольберт особым способом, чтобы солнце не искажало краски на холсте, и вдохновенно писал этот пейзаж. Произошла эта история в 1904 году. Художника звали Игорь Грабарь. А картину он назвал "Февральская лазурь". Этот пейзаж сразу же стал одной из самых любимых картин в русской живописи. А ведь, если подумать, ничего особенного в этой картине нет: снег, береза на все полотно, небо. Но все настроение, вся красота картины в том, как восхищенно художник передал солнечный свет, каким чистыми яркими красками написал небо, как выписал веточки березы, ее кору. Белизну снега Грабарь передал голубым, голубизну неба - густо-синим, березам добавил золотистого. Смотришь на эту картину и душа радуется. В Третьяковской галерее, где она хранится, возле этой картины всегда останавливается много людей - все хотят пережить чувство радости, приближающейся весны, которое дарит картина.

    Рассмотрим репродукцию картины И.Э.Грабаря "Февральская лазурь".

    Вопросы детям.

    Как относится художник к природе? Восхищается ли художник, природой (большой берёзой на первом плане, небом, солнцем)?

    Какое настроение на картине Игоря Эммануиловича? Радостное, грустное?

    Какие цвета использовал художник, рисуя небо? Снег?

    (Холодные: голубой, синий, фиолетовый и все его оттенки).

    Пед. обобщает. Берёза на первом плане с раскидистыми ветвями, с белым золотистым стволом. Вдали красуются её подружки. Цвет неба глубокий синий, с зеленовато- жёлтым тоном, солнышко жёлто- лимонного цвета. А снег отражает солнце и небо.

    Беседа. (4мин.)

    Почему картина так названа?

    (Картина так названа, потому что художник изобразил солнечный февральский день. Слово «лазурь» обозначает светло-голубой, цвет неба. Всё полотно пронизывает голубой цвет, как будто берёзы парят в морозном воздухе.)

    Какого цвета небо наверху и на горизонте?

    (Цвет неба неодинаков: вверху – тёмно-синее, к горизонту становится нежно-голубым.)

    Какого цвета снег на солнце и в тени?

    (Снег на солнце кристально чистый, голубоватый, в тени берёз он фиолетовый.)

    Какова берёза, цвет её ствола, ветвей и цвет прошлогодней листвы на верхушке берёзы?

    (Белый ствол берёзы слегка изогнут, книзу он становится коричневым. Берёза широко раскинула ветки, которые ещё сохранили прошлогоднюю листву. Они потемнели от холода, но не сдаются, не смирились с зимой, как будто знают, что скоро придёт весна и берёза снова покроется зелёными клейкими листочками.)

    Что видится на горизонте?

    (На горизонте сплошной коричневой полоской нарисован лес. Вся природа замерла в прозрачном морозном воздухе.)

    Какое настроение создаёт картина?

    (Картина яркая, светлая, радостная, поэтому, глядя на неё, испытываешь радостное настроение. Этому настроению способствует колорит картины.)

    И.Э. Грабарь – художник-пейзажист. Его картина «Февральская лазурь» - одна из самых известных. Однажды во время прогулки, вспоминал живописец, он увидел, что в природе происходит что-то необыкновенное, будто наступил праздник лазоревого неба и жемчужных берёз с коралловыми ветками, сапфировых теней на сиреневом снегу.

    На картине изображён солнечный февральский день. Всё полотно пронизывает голубой цвет, как будто берёзы парят в морозном воздухе. Цвет неба неодинаков. Вверху оно тёмно-синее, а к горизонту становится нежно-голубым. Снег на солнце голубоватый, а в тени берёз – фиолетовый. Белый ствол берёзы на переднем плане картины слегка изогнут, книзу он становится коричневым. Берёза широко раскинула ветки, на которых ещё сохранилась прошлогодняя листва. Листья потемнели от холода, но не сдаются, не смирились с зимой, как будто знают, что скоро придет весна и берёза снова покроется зелёными клейкими листочками. На горизонте сплошной полоской нарисован лес.

    Картина яркая, светлая, радостная. Глядя на неё, испытываешь приподнятое настроение. Этому способствует колорит картины. Кажется, что переносишься в сказочный лес, где происходят чудеса.