Сказки гофмана оперные постановки. Гофман в России

Пролог
Гофман возвращается домой после бурно проведенной ночи. Он влюблен в прекрасную незнакомку, живущую в доме напротив и названную им Стеллой.
В воспаленном сознании Гофмана оживают два его альтер-эго: умудренный опытом, зрелый и рациональный Линдорф и юный поэт Никлаус. Линдорф и Никлаус на разные лады пытаются поддеть влюбленного Гофмана. Они подшучивают над ним, выдавая принесенные портье квартирные счета за любовное письмо, которое Гофман мечтает получить от незнакомки. В комнате Гофмана собираются студенты, для которых он литературный кумир и авторитет. В разгар дружеского застолья Гофман начинает рассказ о своей любви, словно бы затем, чтобы понять, кто же эта незнакомка, его возлюбленная. Гофман вовлекает гостей в представление трех историй любви.

Первая любовь. Олимпия
Изобретатель Спаланцани с помощью Коппелиуса создал виртуальную девушку - Олимпию. Едва увидев Олимпию, Гофман тотчас в нее влюбляется. Желая познакомиться с девушкой, он представляется ученым. Появляется Коппелиус, пришедший получить со Спаланцани деньги, которые тот остался должен ему за работу. Чтобы отделаться от Коппелиуса, Спаланцани вручает ему чек разорившегося банка. Коппелиус продает Гофману специальные очки. Надев их, тот находит Олимпию еще более привлекательной. Спаланцани демонстрирует свое очаровательное изобретение в кругу друзей. Приглашенные слушают песенку в исполнении Олимпии. Гофман пленен ее голосом, он объясняется Олимпии в любви. Но обман раскрывается, Гофман понимает, что был влюблен в иллюзию.

Настоящая любовь. Антония
Юная Антония, мечтающая о сцене, унаследовала от матери - знаменитой певицы - дивный голос. Но вместе с голосом и страшную болезнь, от которой умерла ее мать. Пение может погубить и Антонию. Отец девушки Креспель пытается уберечь Антонию от встречи с доктором Мираклем, погубившим мать.
Гофман случайно слышит разговор Креспеля с Мираклем и узнает, что Антония больна. Он берет с нее обещание никогда не петь, оставить мечты о сцене и посвятить себя семье. Но как только уходит Гофман, появляется Миракль. Он искушает Антонию славой знамени- той певицы и теми благами, что дают признание и успех. Антонии мерещится, что это мать зовет ее на сцену.

Обманная любовь. Джульетта
Рождественский вечер. Друзья Гофмана устраивают маскарад, переодевшись в героев сказок Гофмана. Сюжет про капризную куртизанку Джульетту, ее поклонника Шлемиля и злодея Дапертутто начинается как представление в домашнем театре. «Дапертутто» приказывает «Джульетте» соблазнить Гофмана и похитить его отражение. Послушная воле «Дапертутто», «Джульетта» покоряет Гофмана и получает желаемое. В беспокойном сознании Гофмана перемешиваются явь и вымысел. Он убивает Шлемиля, чтобы заполучить ключ от спальни Джульетты, и бросается вслед за куртизанкой. Но Джульетта удаляется с новым любовником.

Эпилог
В одиночестве Гофман сидит в своей комнате. Он уставился в окно напротив, туда, где жила незнакомка. По виду опустевших комнат и вывеске можно понять, что та съехала с квартиры. Да и была ли она когда-нибудь вообще? Или это всего лишь вымысел? Поэтическая фантазия? И Гофману все это привиделось, померещилось?

Распечатать

Фантастическая опера 3-х актах с прологом и эпилогом

Драматическая редакция либретто

и русский текст

Французское либретто Ж.БАРБЬЕ

Музыка

Жака ОФФЕНБАХА

Санкт-Петербург

1979-1996

"Сказки Гофмана" – последнее творение Оффенбаха. Опера эта, – единственное не комедийное сценическое произведение композитора. Смерть помешала Оффенбаху завершить оркестровку оперы. Эту заботу закончил Э.Гиро, заменивший (как и в случае с "Кармен") речитативами разговорные сцены "Сказок Гофмана".

Его премьера состоялась во Франции, театр Опера-комик (Париж), 1981 год. Опера быстро стала репертуарной, и обошла все знаменитые сцены мира. Среди постановок наиболее значительны: венская (1901 г., дир. Г.Малер) и две берлинских (1931 г., реж. М.Рейнхард и 1958 г., реж. В.Фельзенштейн). В России опера впервые поставлена в Мариинском театре в 1899 году.

Русская версия либретто создана Ю.Димитриным для сцены Минского театра оперы и балета. Премьера состоялась в 1981 году после почти 25-летнего перерыва в постановках оперы на отечественной сцене. Спектакль поставлен режиссёром Ю.Александровым, дирижёр Т.Коломийцева.

Действующие лица:

Слуги в кабачке Лютера, студенты, гости Спаланцани, гости Джульетты.

Посвящается Татьяне Михайловне Коломийцевой

ПРОЛОГ

Кабачок Лютера. Столы, стулья, пивная бочка перед слойкой . Полум­рак. Лунный свет. Кабачок пуст.

Интродукция

Глю, глю, глю...

Бродит вино, бредят поэты.

Ах, поэт, поэт –

Невольный пленник музы.

Брось в огонь сонет.

Смейся, пей вино!

Смейся, пей вино!

Даст душе забвение только оно

Поэт... О, поэт...

Глю, глю, глю...

В кабачок входит советник Линдорф. В стене открывается незаметная дверь, из-за нее появляется Стелла. За ней Андре.

ЛИНДОРФ. Это она. Стелла! /Прячется./ 1

Увидев, что кабачок пуст, Стелла пишет на клочке бумаги несколько слов, вынимает из внутреннего замка двери ключ, кладет ключ и записку в конверт, отдает конверт Андре.

1. Речитатив

Об этой дверце я слыхал.

За ней счастливца ожидает рай.

Я войду в этот рай.

/Андре./ Эй, дружок.

Эта дверца – тайный ход в ложу примадонны?

АНДРЕ. Да.

ЛИНДОРФ. Слуга её ты?

АНДРЕ. Да.

ЛИНДОРФ. Какой же счастливчик получит это письмо?

АНДРЕ. Но...

ЛИНДОРФ. Не я ль ее избранник? Дай-ка мне письмо, и – живо!

АНДРЕ. Но...

ЛИНДОРФ. Я покупаю.

АНДРЕ. О!..

ЛИНДОРФ. Двадцать пять...

АНДРЕ. Но...

ЛИНДОРФ. Тридцать, шельма! Что за неподкупность? /Замахиваясь тростью. / А сорок?

АНДРЕ. Да.

ЛИНДОРФ /отдав деньги и получив письмо/.

На, разбойник и немедля исчезни. Ты плохо слышишь?

АНДРЕ. Я? Нет. /Быстро уходит./

ЛИНДОРФ / вынимая из конверта ключ и записку /.

Кому ж послан ключ? /Заглянув в записку./

Что?! Я так и знал. Наш Гофман.

Все тот же Гофман, наш поэт – герой дивной Стеллы.

Трактирный бунтарь! Неудачник! Гений нищих!

Прочтем письмо.

"Сегодня Стелла твоя одна. Ключ ты найдешь в конверте. Наш тайный ход ты знаешь. Жду тебя после представленья. Эта ночь – наша ночь."

Я вновь завидую поэту.

Я богат – он любим.

И сам всесильный дьявол не смог бы нас примирить.

Метатель и мудрец – есть ли души враждебней?

2. Куплеты

Пусть мечтает поэт о бессмертьи,

Поэмы о жизни слагая.

Пускай он любовь воспевает, воспевает.

Бессмертья нет, а смерть жива.

Мы все её лакеи.

Немеем перед нею,

Немеем перед нею.

И лишь любви пустой обман

Мы забыть еще не смеем.

О любви поёт поэт.

Лжет любовный твой сонет.

Ей на свете места нет.

Ей на свете места нет, места нет!

Клянись, красотка Стелла,

Поэту любовь обещая.

Ты будешь моей, дорогая, дорогая...

Охотник, дичь, погоня, цель –

Вот суть игры любовной.

Лжет, поэт, твоя свирель –

Умен наш мир греховный.

И бог в этом мире – расчет,

А плетка – жрец его верховный.

О, фантазий верный паж,..

Клятвы – ложь, любовь – мираж.

Мир не твой, он вечно наш,

Вечно наш он, вечно наш.

Вечно наш!

3. Сцена.

ЛИНДОРФ /взглянув на часы /.

Спектакль уж начался. Стелла вышла на сцену.

А этот погребок ждет Гофмана к себе

с толпой гуляющих студентов.

Ну, что ж, поэт... Знакомству с вами буду рад.

Входит Лютер в сопровождении слуг.

ЛЮТЕР/слугам /.

Эй, лентяи! Живо, бездельники, – живо!

Мясо, сыр, вино, бочку пива!

По две свечи на каждый стол,

Студент-гуляка нынче зол.

Кружки, рюмки!

Живей, бездельники, живей!

Я знаю нрав своих гостей.

Чуть что не так, и – скорый суд.

Трактир мой мигом разнесут.

Двери в глубине, распахиваются. Ватага веселых студентов вваливается в кабачок. Среди них Натанаэль и Герман.

«Сказки Гофмана» - опера в трех действиях. Композитор – Жак Оффенбах, либретто Анри Мельяка и Людовика Галеви.

Премьера прошла в парижском театре «Кавальо» 10 февраля 1881 года.
Сюжет основан на трех новеллах немецкого писателя и композитора Эрнеста Теодора Амадея Гофмана, а также его биографии. Действие разворачивается в нюрнбергской таверне. Муза желает заставить Гофмана отречься от любви к певице Стелле, чтобы тот посвятит всю свою жизнь только ей одной. Соперник Линдорф насмехается над чувствами писателя. Ему удалось перехватить записку Стеллы, в которой певица приглашала Гофмана на свидание в собственной гримерной. Линдорф пойдет туда сам. Гофман находит утешение в выпивке и начинает рассказ о трех историях любви из его жизни. Каждая соответствует одному акту оперы.
В «Олимпии » он влюбляется в механическую куклу физика Спаланцани.
В «Антонии » влюбляется в талантливую певицу, страдающую от загадочной болезни – во время пения боли усиливаются, девушке грозит смерть. В суматохе отец застает поющую дочь с Гофманом и пытается убить писателя, думая, что тот заставил Антонию петь. Дочь умирает, а Никлаусс (друг писателя) спасает его от гибели.
В «Джульетте » Гофман влюбляется в куртизанку. По приказу своего «благодетеля» Джульетта соблазняет писателя и крадет у него отражение. Недавно этой участи удостоился Шлемиль, также безответно влюбленный в мистическую куртизанку. Гофман убивает Шлемиля на дуэли, забирая у соперника ключи от комнаты Джульетты. Но в тех покоях он не застает возлюбленную, она уже куда-то уплыла с новым любовником.
В эпилоге писатель понимает, что со Стеллой его ждет та же неудачная судьба и покоряется музе. Стелла, узнав о том, что Гофман больше не испытывает к ней чувств, уходит с Линдорфом.


История создания

В 1851 году парижском театре «Одеон» поставили необычную пьесу «». Авторы, Жюль Барбье и Мишель Карре, переработали несколько рассказов известного писателя в спектакль, где главным героем был сам писатель, а не его персонажи. Спустя несколько лет Жюль Барбье написал на основе собственной пьесы либретто и приступил к поиску композитора. Выбор пал на Жака Оффенбаха. Композитор усердно трудился над партитурой и подгонял театральную труппу в репетициях (премьера планировалась в театре «Кавальо»).

Оффенбаху удалось увидеть только черновую постановку «Сказок Гофмана » в домашней обстановке, после чего он принялся дорабатывать оперу. Композитор волновался, что не доживет до премьеры в театре – он был болен, сил оставалось все меньше. Закончить произведение Жак Оффенбах не смог – он умер от приступа удушья в 1880 году. На тот момент опере не хватало всего нескольких деталей в конце – необходимо было доработать третий акт и эпилог. Тогда за работу принялся композитор Эрнест Гиро. Он писал музыку на основе черновиков Оффенбаха. Несмотря на все старания, Гиро не успел дописать партитуру к премьере. Тогда директор «Кавальо» исключил третий акт совсем. Несмотря на то, что опера выглядела не так, как задумал ее Жак Оффенбах, его музыка и либретто Барбье сделали свое дело – «» имели грандиозный успех. Вскоре оперу подготовили к премьерному показу в «Рингтеатре» в Вене. Но на представлении случился пожар, несколько человек погибло, а театр сгорел. Многие стали вспоминать, что «Ундина» самого Гофмана тоже привела к пожару в Берлине 60 лет назад. Среди театралов пошел слух, что произведения, связанные с Гофманом, приносят одни несчастья. Это поверье отложило предстоящие постановки «Сказок Гофмана» на неопределенный срок. Лишь спустя четверть века театр «Монте-Карло» поставил оперу. В партитуру снова внесли правки - добавили третий акт и придали опере завершенный вид. Именно эта версия стала наиболее распространенной. После премьеры в «Монте-Карло» «» заняли прочную позицию в репертуаре многих театров мира.


Занимательные факты:

  • Парижская премьера имела триумфальный успех: в первый же сезон «Сказки Гофмана» вышли на сцену 10 раз.
  • Премьера в России состоялась в 1884 году в московском «Новом театре».
  • Баркаролу Джульетты под названием «Belle nuit, o nuit d"amour » из третьего акта можно услышать во многих художественных кинофильмах. Кроме того, песенка Гофмана «Il etait une fois a la cour d"Eisenach » из пролога и куплеты Олимпии «Les oiseaux dans la charmille» также приобрели известность.
  • После Второй мировой войны почти каждые 10 лет выходит новая версия партитуры «Сказок Гофмана». Это связано с тем, что в послевоенные годы где-то в архивах нашлись новые наброски оперы от руки Жака Оффенбаха, на основе которых композиторы и создают новые варианты музыкального сопровождения к либретто Жюля Барбье.
  • В 1951 году на основе оперы вышел одноименный фильм.

Ж. Оффенбах опера «Сказки Гофмана»

100 оперетт за 41 год – вот за что Жака Оффенбаха называют одним из самых плодовитых композиторов в истории. Однако в жанре оперы мастер был как будто более избирателен, написав их всего две. Более того, вторую, готовую поспорить по популярности с любой из самых знаменитых его оперетт, завершить он так и не успел. Лебединая песня «Моцарта Елисейских полей» - «».

Краткое содержание оперы Оффенбаха «Сказки Гофмана» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

Гофман

тенор

поэт

Линдорф

Коппелиус

Доктор Миракль

Капитан Дапертутто

бас

советник

партнер Спаланцани, оптик

врач

колдун

Олимпия

Джульетта

Антония

Стелла

сопрано

механическая кукла

куртизанка

молодая певица

примадонна

Муза поэзии Никлаус

меццо-сопрано

Друг Гофмана

Андреас

Кошниль

Франц

Питтикиначчо

тенор

слуга Стеллы

слуга Спаланцани

слуга Креспеля

любовник Джульетты

Лютер

бас

хозяин таверны

Натанаэль

тенор

студент, друг Гофмана

Спаланцани

тенор

изобретатель

Германн

бас

друг Гофмана, студент

Креспель

тенор

советник, отец Антонии

Петер Шлемиль

тенор

поклонник Джульетты

Призрак матери Антонии

меццо-сопрано


Краткое содержание «Сказок Гофмана»


Пролог

Таверна Лютера недалеко от оперного театра, где в моцартовском «Дон Жуане» выступает дива подмостков - Стелла. Когда-то она была начинающей певицей и возлюбленной поэта Гофмана, но потом их пути разошлись: ее ждал большой успех, а он так и остался непризнанным гением. Однако Муза поэзии посетила и его. Теперь она опасалась, что вспыхнувшие с новой силой чувства к Стелле заставят поэта потерять голову и пренебречь ею. Она превращается в Никлауса и смешивается с толпой студентов, нагрянувших в таверну.

Появляется Линдорф, соперник Гофмана, который также добивается расположения певицы. Гофман даже в кругу приятелей не может думать ни о ком, кроме Стеллы. Заметив Линдорфа, он говорит, что советник вмешивался во все его любовные истории. Друзья просят рассказать об этих случаях, и, в то время как в театре начинается второй акт оперы, Гофман погружается в воспоминания…

Олимпия

Изобретатель Спаланцани окончил работу над уникальной механической куклой Олимпией, с помощью которой он надеется заработать денег. Оптик Коппелиус, изготовивший Олимпии глаза, потребовал за них плату. Спаланцани выписывает ему чек, зная, что он совершенно бесполезен, ибо его банк – разорился.

Гофман издалека видит Олимпию и влюбляется в нее. Коппелиус продает ему волшебные очки, показывающие только то, что он хочет видеть – в данном случае, что Олимпия – живая.


Спаланцани представляет свое изобретение гостям званого вечера, кукла поет, Гофман танцует с ней и признается в любви. Внезапно ее механизм выходит из-под контроля, она начинает двигаться все быстрее. Появляется взбешенный Коппелиус, понявший, что Спаланцани его обманул, и ломает Олимпию. Гофман роняет очки и, потрясенный, видит, что предмет его любви – всего лишь механическая кукла.

Антония

В Мюнхене юная Антония тоскует о своей матери – великой певице. Креспель, увез ее подальше от Гофмана, в надежде разрушить их роман и положить конец ее пению – по наследству от матери девушке досталось больное сердце, и напряжение может ее убить. Гофман все же находит Антонию, едва не лишившуюся сознания из-за избытка чувств.

Приходит Доктор Миракль, которого Креспель считает виновником смерти своей жены. Доктор предлагает вылечить и дочь, но Креспель прогоняет его. Гофман слышит их разговор и уговаривает Антонию перестать петь. Но в его отсутствие к девушке пробирается Миракль и вызывает у нее образ матери, которая желает, чтобы дочь повторила ее успех. Антония не в силах сопротивляться. Она поет до тех пор, пока не падает замертво.

Джульетта

Венеция. Бал в палаццо куртизанки Джульетты. Никлаус предостерегает Гофмана от нового увлечения, но Джульетта очаровывает его, и он признается ей в любви. Куртизанка находится во власти колдуна Дапертутто, который заставляет ее похитить отражение Гофмана – как символ его души. Точно так же ранее она похитила отражение Шлемиля – своего поклонника, который вызывает поэта на дуэль и гибнет от его руки. Гофман пытается убить и Джульетту, но ее заслоняет карлик Питтикиначчо – ее настоящий любовник.


Эпилог

Закончив свой рассказ, Гофман хочет только одного – забыть эти истории. Но с помощью Никлауса понимает, что каждая история характеризует одну из черт личности Стеллы. Она, придя в таверну после спектакля, застает Гофмана пьяным, и уходит с Линдорфом. Никлаус вновь принимает облик Музы, предлагая поэту найти утешение в творчестве.


Продолжительность спектакля
I Акт II Акт III Акт
75 мин. 35 мин. 65 мин.

Фото :

Интересные факты

  • Три любовные истории из оперы основаны на рассказах Э.Т.А. Гофмана «Песочный человек» (1 акт), «Советник Креспель» (2 акт), «Приключения в Сильвестрову ночь» (3 акт). Обрамляющая история об оперной звезде Стелле имеет в своей основе сюжет гофмановского «Дон Жуана».
  • По замыслу Оффенбаха партии всех 4 возлюбленных Гофмана должна была петь одна певица, равно как и партии всех 4 злодеев, и 3 слуг с Питтикиначчо. В наши дни во многих постановках 8 мужских партий оперы действительно исполняются двумя солистами. А вот выступить в один вечер в 4 женских партиях под силу очень немногим певицам, ведь написаны они в разной тесситуре. Но все же в вокально близких партиях Антонии и Стеллы чаще всего выходит одна исполнительница.
  • Опера Моцарта «Дон Жуан » фигурирует в «Сказках Гофмана» неспроста. Писателя при рождении назвали Эрнст Теодор Вильгельм Гофман, но он изменил свое третье имя на «Амадей» в честь любимого композитора. Кроме того, Моцарта обожал и Оффенбах. А Россини его самого метко назвал «Моцартом Елисейских полей».
  • В наши дни по количеству исполнений в сезон «Сказки Гофмана» опережают таких конкурентов, как «Дон Карлос » Верди, «Фауст » Гуно или «Лоэнгрин » Вагнера. Всего ежегодно дается более 700 спектаклей.
  • В 1870 году началась франко-прусская война, во время которой в обеих родных для Оффенбаха странах он стал изгоем. Немцы считали его предателем, а французы – сторонником Пруссии. После поражения Франции композитора объявили едва ли не его виновником – ведь это его оперетты деморализовали и разложили общество, подорвали устои французских ценностей. С декабря 1869 по декабрь 1871 не было поставлено ни одного нового произведения композитора, обычно выпускающего по 4-5 спектаклей в год. В «Сказках Гофмана», завершающих это тяжелое десятилетие, Оффенбах примиряюще соединил французские оперные традиции с сюжетом немецкого писателя.

Популярные арии и номера из «Сказок Гофмана»

«Баркаролла » – дуэт Джульетты и Никлауса. Долгое время считалось, что появлению самой знаменитой мелодии «Сказок Гофмана» мы обязаны не этой опере, и даже не ее создателю, а Эрнесту Гиро, который включил в третий акт «Баркароллу» из дебютной оперы Оффенбаха «Рейнские ундины», написанной в 1864 году. Поскольку в премьерный вариант «Сказок Гофмана» третий акт не вошел, «Баркароллу» переместили во второй, где она и исполнялась долгие годы. Однако после того как в 20 веке были обнаружены рукописи Оффенбаха, выяснилось, что инициатором переноса музыки из «Рейнских ундин» явился он сам.

Баркаролла (слушать)

Ария Олимпии «Les Oiseaux Dans La Charmille» . Получасовая по длительности роль Олимпии требует от актрисы филигранного владения не только голосом, но и телом. Эта партия по праву входит в десятку самых сложных на оперной сцене. Она изобилует колоратурами со сменой темпа пения и, как правило, имеет специфичный пластический рисунок, имитирующий движения механической куклы.

Ария Олимпии (слушать)

Куплеты Гофмана . Непритязательные, но запоминающиеся куплеты о Кляйнзаке по сути являются выходной арией Гофмана.

Куплеты Гофмана (слушать)

История создания и постановок

Несмотря на то, что написанием партитуры «Сказок Гофмана» был занят в свой последний год, с пьесой Ж. Барбьера и М. Карре, послужившей для нее основой, он был хорошо знаком едва ли не полжизни. В 1850-е она шла в Париже под тем же названием. Еще тогда он решил, что из её сюжета получится отличная опера – этими соображениями он поделился и с авторами пьесы. Либретто родилось только в 1878 году – его создал Ж. Барбьер.

Изначально предполагалось, что оперу поставит Театр де ла Гете, в котором шли многие оперетты Оффенбаха, но к моменту, когда маэстро был готов представить в общих чертах свою работу, театр обанкротился и распустил труппу. Так «Сказки Гофмана» попали к великолепному импрессарио Леону Корвальо в Опера-Комик.

Задумка композитора была в том, что все 4 женских партии должна была исполнять одна сопрано, равно как и 4 партии злых гениев – один бас-баритон. Оффенбах создавал музыку, имея в виду конкретных солистов и стиль постановок Театра де ла Гете, а, когда они поменялись, пришлось вносить изменения и в партитуру. Так, Гофман из баритона трансформировался в тенора, а женские партии переделывались специально под колоратуру Адель Исаак. Еще не была полностью перенесена в более высокую тесситуру партия Джульетты, когда композитор внезапно скончался.

Творческий метод Оффенбаха предполагал полное завершение работы над партитурой уже после премьеры на публике, когда он пересматривал и дополнял свои сочинения. Поскольку он умер прежде, чем была закончена опера, то остались лишь разрозненные наброски, по которым и прошли первые несколько исполнений. Композитор Эрнест Гиро собрал, скомпоновал и оркестровал эти записи, дописал речитативы, местами используя музыку из других работ Оффенбаха. На парижской премьере 1881 года и на последующей - в Вене опера снискала любовь публики и облетела всю Европу. Российские зрители познакомились с новинкой в 1894 году на сцене одной из московских антреприз. Сегодня «Сказки Гофмана» идут в московском Музыкальном театре им К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко (постановка А. Тителя).

Долгая дорога к совершенству

Трудно поверить, но «Сказки Гофмана», одна из самых популярных опер, существует лишь в различных версиях, их переработках и искажениях, а ее окончательная форма так и осталась неизвестной, покинув этот мир вместе со своим создателем. В течение первых 24 лет сценической судьбы этого произведения акт Джульетты не исполнялся ни разу – перед премьерой Карвальо настоял на полном удалении как его, так и всех речитативов оперы – в первую очередь потому, что это был очень сырой и недоработанный материал. Роль Музы также была полностью вымарана из пролога, поэтому для зрителя так и оставалось загадкой, кто такой Никлаус на самом деле. А ведь понимание внутреннего конфликта Гофмана между любовью и творчеством (которое и символизирует Муза-Никлаус) – ключ к смыслу всей оперы.


В 1905 году заступивший на пост директора Комической Оперы в Берлине Ханс Грегор решил воссоздать «Сказки Гофмана» в пятиактном виде, вернув и историю Джульетты. В 1907 музыкальное издательство Шудена выпустило первый клавир оперы, на основании которого осуществлялось большинство последующих постановок. В середине 20 века дирижер Антонио де Альмейда обнаружил подлинные документы оперы, включающие рукописи Оффенбаха и копию либретто, сделанную для цензора. После изучения этих материалов, первоначальный замысел Оффенбаха стал более понятным. Появилась новая версия «Сказок Гофмана», созданная в 1976 году немецким музыковедом Фрицем Оесером, которая не решила всех вопросов, но значительно дополнила оперу, в частности, вернув в нее полноценную партию Музы.

Не менее таинственна и судьба оригинального либретто. До 1990-х годов за поэтическую основу оперы принималась сама пьеса Барбьера и Карре, поскольку никто не знал, как выглядит полная партитура. В 1993 году несколько сотен страниц рукописи либретто мистическим образом нашлись в одном из замков Бургундии. Несколькими годами ранее оригинал либретто был обнаружен в парижских архивах. Финал третьего акта прибрел новые черты: Джульетта теперь не уплывала на гондоле с Дапертутто от отчаявшегося Гофмана, как это исполнялось ранее. Гофман был вынужден убить Питтикиначчо, а реакция Джульетты выдавала, что карлик был ее любовником. Новый финал этого акта был показан на премьере постановки в Гамбурге в 1999 году.

Музыка «Сказок Гофмана» в кинофильмах


«Баркаролла» ожидаемо является любимицей кинематографистов – ее чарующая мелодия помогает создавать настроение в десятках картин, назовем некоторые из них:

  • «Да здравствует Цезарь!», 2016
  • «Полночь в Париже», 2011
  • «Супружество», 2007

«Сказки Гофмана» были неоднократно записаны на видео. Среди лучших экранизаций:

  • Спектакль Ковент-Гарден, 1981 год. Постановка Б. Ларджа, в главных партиях: П. Доминго, Р. Ллойд, Л. Серра, А. Бальтса, И. Котрубас;
  • Спектакль Опера де Пари, 2002 год. Постановка Р. Карсена, в главных партиях: Н. Шикофф, Б. Терфель, Д. Ранкаторе, Р.А. Свенсон, Б. Уриа-Монзон.

» - знаковая работа для Оффенбаха . Эта история подводит черту не только под историями ее протагониста, но и под жизнью ее создателя – полной надежд и разочарований. Годы славы и творчества композитора под занавес сменились десятилетием травли, денежных затруднений и потери здоровья. Но именно из этих драматических обстоятельств и выросла столь уникальная опера.

Жах Оффенбах «Сказки Гофмана»

История

Оффенбах интенсивно работал над оперой вплоть до своей смерти в 1880 году , однако не успел её закончить. На момент смерти автора в «Опере комик » в Париже уже начались пробы, однако не хватало некоторых деталей к третьему акту и эпилогу. Композитор Эрнест Гиро работал над завершением оперы, пользуясь черновиками Оффенбаха, однако он не успевал к премьере, и директор театра Кавальо (Cavalho) исключил весь третий акт. В итоге на премьере в начале 1881 года «Сказки Гофмана» выглядели совсем не так, как представлял их себе Оффенбах. Несмотря на это опера имела огромный успех, и в конце года состоялась её премьера в Вене . На втором венском представлении произошёл пожар, и театр сгорел дотла. Это придало опере славу приносящей неудачу, что помешало её будущим постановкам.

В 1904 году состоялось представление «Сказок Гофмана» в Монте-Карло . В партитуру были внесены значительные изменения, приблизившие третий неоконченные акт к стилю остальных частей оперы. Данная версия послужила основой издания Шудена (Chouden) 1907 года , получившего наибольшее распространение. В издании Шудена соблюдён оригинальный порядок актов Оффенбаха: «Олимпия», «Антония», «Джульетта». После Второй мировой войны в архивах были найдены новые материалы, написанные Оффенбахом для оперы. И с тех пор практически каждое десятилетие выходил новый вариант «Сказок Гофмана». Баркарола из третьего акта оперы звучит во многих художественных фильмах.

Сюжет

Пролог

Таверна в Нюрнберге . Муза открывает намерение заставить Гофмана отречься от любви и посвятить свою жизнь только ей. Она принимает образ ближайшего друга Гофмана - Никлаусса. Гофман же безнадёжно влюблён в певицу Стеллу, которая в данный момент поёт в опере Моцарта «Дон Жуан ». Стелла в конце концов отвечает на чувства Гофмана и посылает ему письмо, в котором просит о встрече в гримёрной после представления. Письмо и ключ от комнаты Стеллы перехватывает соперник Гофмана - Линдорф, который застаёт поэта в таверне и насмехается, намереваясь прийти на свидание. Гофман находит утешение в выпивке, рассказывает легенду о крошке Цахесе , а потом три любовные истории из своей жизни, соответствующие трём актам оперы.

Акт I. Олимпия

Гофман, будучи учеником у физика Спаланцани, влюбляется в его дочь - Олимпию . Поэт покупает магические очки у оптика Коппелиуса , зашедшего к Спаланцани и требующего от него денег. Очки раскрашивают мир яркими красками заставляют женщин казаться более доступными. Гофман в очках приходит на концерт, устроенный Спаланцани, где Олимпия поёт ставшую знаменитой арию «Les Oiseaux Dans La Charmille». Во время танца с Олимпией очки Гофмна разбиваются, тут появляется Коппелиус и разбирает Олимпию на части в уплату долга Спаланцани. Посреди смеющийся толпы Гофман понимает, что из-за очков он не понял, что влюбился в механическую куклу.

Акт II. Антония

Гофман влюбляется в Антонию, страдающую от загадочной болезни, усиливающейся во время пения. Антония унаследовала от своей умершей матери талант певицы, однако её отец Креспель запрещает ей идти по стопам матери, боясь, что её ждёт такая же судьба. Гофман пробирается в дом Антонии в отсутствие отца. Они решают пожениться. Когда Креспель возвращается, приходит и доктор Маракль и принуждает Креспеля позволить лечить Антонию. Спрятавшийся Гофман узнаёт, что его возлюбленная может умереть, если будет петь, и после ухода Миракля уговаривает её отказаться от карьеры певицы. Доктор Миракль, застав Антонию одну, убеждает её последовать примеру матери, стать знаменитой. Миракль вызывает в сознании Антонии образ матери и заставляет её начать петь. Креспель появляется за мгновенье до смерти дочери, за ним входит Гофман, и Креспель, уверенный, что он виновен в смерти Антонии, пытается его убить. Никлаусс спасает поэта от мести разгневанного отца.

Акт III. Джульетта

В Венеции Гофман влюбляется в куртизанку Джульетту, находящуюся в зависимости от мистического Даппертутто, который заставляет её соблазнить Гофмана и украсть его отражение . До этого она украла тень влюблённого в неё Шлемиля. Гофман поддаётся на чары Джульетты и теряет свою тень. Шлемиль вызывает Гофмана на дуэль, где Гофман его убивает. Никлаусс решает увести поэта из Венеции и отправляется искать лошадей. В это время Даппертутто готовит яд, чтобы избавиться от Никлаусса, однако его по ошибке выпивает Джульетта и умирает на руках у Гофмана.