Сочинение по картине Врубеля «Гадалка. Сочинение по картине Врубеля «Гадалка Педагогическая деятельность Врубеля

Выразительный взгляд"Гадалки", запечатленный на полотне М.А.Врубелем, вот уже более века завораживает многочисленных зрителей в залах Третьяковской галереи. Эта работа, исполненнаяхудожником в 1895 году под впечатлением от постановки оперы Ж.Бизе "Кармен" на сцене Русской Частной оперы, пленяет не только таинственностью самого образа цыганки, но имеети свою любопытную историю создания.

Загадочное творчество художника будто бы во все времена ускользало от понимания публики, вызывая то ее восторг, то неприятие - как и его работы, сам Врубель отличался особым характером, судьбой.

"Вошел стройный <...> блондин, щеголевато одетый. Запомнилось хорошо, что он был обут как альпинисты, в высоких чулках. По наружности своей он нисколько не походил на художника" - таким было первое появление Михаила Александровича Врубеля (1856-1910) в подмосковном имении Мамонтовых- "Абрамцево".Как отмечали современники, он был "отрешенным от жизни человеком". Получив помимо художественного образования – дипломы юридического и историко-филологического факультетов Санкт-Петербургского университета, Врубель в совершенстве владел восемью иностранными языками, разбирался в философии.Друг художника – Коровин, называл его за исключительные знания и возвышенность мыслей "устремленным в небеса".


В 1889 году Врубель, только приехав из Киева ислучайно встретив на улице Коровина, принял предложение последнего поселиться у него в мастерской на М.Дмитровке. Невзирая на бедность молодых художников и неприглядную обстановку мастерской, "где одеяло от холода примораживалось к спине" и жила ручная мышь (как вспоминал навещавший их А. Головин), Врубель, лежа на диване, самозабвенно читал сочинения Гомера в оригинале и увлеченно рассуждал об античности… Быт его не тревожил - он мог жить, питаясь водой и хлебом, а потом, получив деньги за проданные работы,угостить случайных людей в ресторане "Эрмитаж". Сохранились коровинские воспоминания о том, как Врубель купил флакон дорогихдухов "Коти", вылив их в таз с водой,в них купался; а продав однаждыза бесценок дивный рисунок из "Каменного гостя"купил себе белые лайковые перчатки, но надев их раз, бросил, сказав: "Как вульгарно…", а из Венеции Врубель привез старинный дамский чулок ищеголял с ним, носив его в петлице как украшение.

Наблюдая за своим другом, Коровин писал: "Чем более жили мы с Врубелем, тем более я убеждался, что он нездешний жилец, что он пришел к нам откуда-то, издалека, и что вся бездна глубины души его нездешняя, что он пришелец, мимоходом проходящий по путям нашей жизни. Порой внешне он казался таким же, как и все… Он мог дружить со всеми. В ресторанах он мог часами разговаривать с метрдотелем, с промотавшимся игроком, с каким-нибудь помещиком или персидским ханом, с самим содержателем трактира “Теремок” в Сокольниках. Но однажды, познакомившись у меня с Поленовым, он промолчал целый вечер".

М.В.Нестеров назвал Врубеля "пушкинской Русалочкой: "что такое деньги, я не знаю". Другтак вспоминал о нем: "он, такой странный, неожиданный, совершенно бескорыстный, когда получал что-либо от кого-либо, спешил поскорее все истратить".

Однажды получив в 1896 году 5000 рублей за крупный заказ по украшению особняка А.В.Морозова в Подсосенском переулке (панно со сценами из "Фауста" Гёте), Врубель устроил обед в гостинице "Париж" на Тверской, где жил в то время (на этом месте позже находился "Интурист", а в настоящее - отель "Ритц-Карлтон"). На этот обед он позвал всех постояльцев гостиницы, а также встреченных на улице цыган, гитаристов, оркестр музыки, каких-то военных, актеров. Столы ломились от явств и угощений, от дорогих бутылок вина и шампанского — Врубель угощал всех, приговаривая:

"Как я счастлив. Я испытываю чувство богатого человека. Посмотрите, как хорошо все настроены и как рады!"

Этот обед стоил художнику более этих 5000 рублей, и чтобы до конца за него расплатиться Врубелю пришлось потом еще 2 месяца усиленно работать.

Тем не менее, Коровин, отмечая странное, "отрешенное" от жизни состояниеВрубеля, признавал его талант и упрекал многих в жестком отношении к его гениальности. Именно Коровин ввел Врубеля в художественные круги Москвы 1890-х годов, познакомил с В.Д. Поленовым, В.М.Васнецовым, М.В.Нестеровым, В.А.Серовым. Сблизившись с С.И. Мамонтовым, Врубель стал членом Абрамцевского кружка и активно работал в абрамцевской гончарной мастерской. Оказавшись в театральных закулисьях Русской Частной оперы, также организованной С.И.Мамонтовым, он встречает там свою будущую жену – певицу Н.И.Забелу-Врубель, запечатленную им в нетленном образе "Царевны-Лебедь".

Покровительство Мамонтова помогает Врубелю экспонировать отвергнутые цензурой монументальные панно "Микула Селянинович" и "Принцесса Грёза" на Всероссийской Художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году, в специально построенном для них павильоне.

Сейчас мозаики, сделанные с этих панно, украшают фризы московской гостиницы "Метрополь".

Несмотря на резкую критику своих работ, Врубель не стал злым, оставался всегда остроумным, много смеялся. "Временами Врубель, конечно, сердился. Но – странная вещь! – чаще на плохо пришитую пуговицу, чем на не понравившуюся ему мысль или неприятное в человеке… Когда ему бывали неприятны чьи-нибудь слова, он опускал голову и торопился перевести разговор на другую тему. Он никогда не спорил с художниками. При Репине, Васнецове, Сурикове, встречаясь у Мамонтова, он обычно не участвовал в общей беседе. Во время подобных встреч – на людях – он выглядел иностранцем, чужаком, появившемся в русской среде откуда-то со стороны…"

Характерен эпизод работы Врубеля над заказанным Саввой Ивановичем портретом своего брата – Николая. Известно, что живописец неохотно брался за исполнение подобных просьб, но после долгих уговоров согласился. Каждый день Николай Иванович приходил в мастерскую и часами позировал Врубелю, все более влюбляясь в собственное изображение. Придя как-то к назначенному времени дляочередного сеанса, Николай Иванович с ужасом увидел на стоящем на мольберте холсте со своим портретом только что написанную сидящую цыганку-гадалку. На шумные негодования Мамонтова Врубель спокойно ответил: "Не могу больше писать ваш портрет, осточертел он мне".

Так,в 1895 году появилась картина "Гадалка"!

Врубель довел до совершенства свою систему рисунка. Он в равной мере блестяще владел всеми графическими материалами. Подтверждением того служат иллюстрации к «Демону» М.Ю.Лермонтова. С поэтом художника сближало то, что оба лелеяли в своей душе идеал гордого, непокорного творческого характера. Сущность этого образа двойственна. С одной стороны, величие человеческого духа, с другой - безмерная гордыня, переоценка сил личности, которая оборачивается одиночеством. Врубель, взявший на свои хрупкие плечи бремя «демонической» темы, был сыном негероического времени. У «Демона» Врубеля больше тоски и тревоги, чем гордости и величия... »

Живописец божьей милости

В истории мировой живописи немного художников, наделенных божественным колористическим даром. Врубель занимает достойное место в этом уникальном списке. Его живописный дар выделяли со времен учебы в Академии художеств. Врубель всю жизнь углублял и усложнял свою цветовую палитру и нашел на ней новые, прежде неведомые сочетания. Сильное влияние оказали на него итальянцы: Беллини и Карпаччо, ранние византийские мозаики и древние русские фрески... »

Педагогическая деятельность Врубеля

О педагогической деятельности Врубеля почти ничего не известно, но, к счастью, до нас чудом дошел рассказ художника М.С.Мухина, который учился у М.А.Врубеля в Строгановском училище. Он раскрывает новую, неизвестную грань дарования мастера. В Строгановское училище художника пригласил его директор Н.В.Глоба, много сделавший для подъема художественно-промышленного образования в России. Итак, на переломе веков М.А.Врубель оказывается в стенах «Строгановки». Приводим рассказ М.С.Мухина...

Тёмное, восточное лицо гадалки непроницаемо, но зритель мгновенно ощущает в нём какую-то особенную значимость. Эта женщина знает нечто, пока недоступное другим. Её неподвижный взгляд устремлён в будущее, которое для прочих ещё не наступило. И то, что ей открылось, погрузило гадалку в глубокую задумчивость. Туз пик, брошенный навстречу зрителю, предсказывает недоброе. И ещё одна, последняя, карта - голубоватый, отдающий холодом кусочек картона - замерла в руке женщины: гадалка будто не решается показать её.

Фигура на фоне ковра чем-то напоминает исполненный Врубелем ранее портрет девочки. Но как различны эти картины! Вместо нежного, трогательного лица девочки, даже не понимающей своей печали, - вековая пронзительная мудрость в серьёзных чертах сидящей с картами женщины. Вместо словно пришедших из волшебной сказки сокровищ: драгоценных камней, жемчуга, сияющих тканей, красочного рисунка ковра - розовая шаль, окутавшая плечи гадалки. Узор, нанесённый сильными ударами кисти по выцветшему ковру, - точно знаки, которыми пишет сама Судьба.

Картина «Гадалка» была создана Михаилом Врубелем в 1895 году. При ее создании художник использовал холст и масло. Ее размеры составляют 136 x 87 см. В настоящее время картина находится в Москве в Государственной Третьяковской галерее.

Несмотря на то, что Врубель никогда не был в Испании, он написал 2 панно на испанские мотивы, одним из них и было «Гадалка» (второе - «Испания»). Возможно, эти мотивы были навеяны оперой "Кармен", которую художник очень любил и считал ее "эпохой в музыке".

«Гадалка» - это работа глубоко психологическая. Что мы видим на этой картине? На ней изображена молодая черноволосая женщина восточного типа, сидящая на фоне ковров. Перед ней раскинуты карты, среди них выделяется пиковый туз - карта, предвещающая недоброе. Сама же женщина не смотрит на карты. Среди лилово-розового мерцания ковра, а также шелковых тканей художник с большим мастерством выделяет лицо с пристальным взглядом горящих глаз. Создается такое ощущение, будто перед гадалкой раскрылась какая-то страшная тайна будущего. Врубель изобразил на ее плечах розовый шарф - это определяющее цветовое пятно в картине, просто удивительно, как зловеще звучит в общем ансамбле розовый цвет, который мы привыкли считать идиллическим цветом безмятежности.

Обратите внимание на тёмное с восточными чертами лицо женщины, оно непроницаемо, но, смотря на него, в нем ощущается какая-то особенная значимость. Гадалка знает что-то, пока еще недоступное другим. Её неподвижный взгляд устремлён в будущее, которое для остальных ещё не наступило. То, что увидела гадалка, погрузило ее в глубокую задумчивость. Как мы уже сказали, пиковый туз, брошенный навстречу зрителям, предсказывает что-то недоброе. А ещё одна карта, голубоватый кусочек картона, который отдает каким-то холодом, замерла в руке гадалки: создается такое впечатление, будто она не решается показать её.

Фигура гадалки на фоне ковра немного напоминает ранее выполненный художником портрет девочки. Но эти картины сильно отличаются друг от друга. Вместо милого и трогательного лица девочки, не понимающей своей печали, в работе «Гадалка» мы видим пронзительную мудрость в серьёзных чертах и во взгляде сидящей женщины, которая знает что-то, недоступное нам. А вместо драгоценных камней, сияющих тканей, красочного ковра мы видим розовую шаль, которая во всем цветовом ансамбле звучит как-то зловеще.


Выразительный взгляд"Гадалки", запечатленный на полотне М.А.Врубелем, вот уже более века завораживает многочисленных зрителей в залах Третьяковской галереи. Эта работа, исполненнаяхудожником в 1895 году под впечатлением от постановки оперы Ж.Бизе "Кармен" на сцене Русской Частной оперы, пленяет не только таинственностью самого образа цыганки, но имеети свою любопытную историю создания.

Загадочное творчество художника будто бы во все времена ускользало от понимания публики, вызывая то ее восторг, то неприятие - как и его работы, сам Врубель отличался особым характером, судьбой.

"Вошел стройный <...> блондин, щеголевато одетый. Запомнилось хорошо, что он был обут как альпинисты, в высоких чулках. По наружности своей он нисколько не походил на художника" - таким было первое появление Михаила Александровича Врубеля (1856-1910) в подмосковном имении Мамонтовых- "Абрамцево".Как отмечали современники, он был "отрешенным от жизни человеком". Получив помимо художественного образования – дипломы юридического и историко-филологического факультетов Санкт-Петербургского университета, Врубель в совершенстве владел восемью иностранными языками, разбирался в философии.Друг художника – Коровин, называл его за исключительные знания и возвышенность мыслей "устремленным в небеса".


В 1889 году Врубель, только приехав из Киева ислучайно встретив на улице Коровина, принял предложение последнего поселиться у него в мастерской на М.Дмитровке. Невзирая на бедность молодых художников и неприглядную обстановку мастерской, "где одеяло от холода примораживалось к спине" и жила ручная мышь (как вспоминал навещавший их А. Головин), Врубель, лежа на диване, самозабвенно читал сочинения Гомера в оригинале и увлеченно рассуждал об античности… Быт его не тревожил - он мог жить, питаясь водой и хлебом, а потом, получив деньги за проданные работы,угостить случайных людей в ресторане "Эрмитаж". Сохранились коровинские воспоминания о том, как Врубель купил флакон дорогихдухов "Коти", вылив их в таз с водой,в них купался; а продав однаждыза бесценок дивный рисунок из "Каменного гостя"купил себе белые лайковые перчатки, но надев их раз, бросил, сказав: "Как вульгарно…", а из Венеции Врубель привез старинный дамский чулок ищеголял с ним, носив его в петлице как украшение.

Наблюдая за своим другом, Коровин писал: "Чем более жили мы с Врубелем, тем более я убеждался, что он нездешний жилец, что он пришел к нам откуда-то, издалека, и что вся бездна глубины души его нездешняя, что он пришелец, мимоходом проходящий по путям нашей жизни. Порой внешне он казался таким же, как и все… Он мог дружить со всеми. В ресторанах он мог часами разговаривать с метрдотелем, с промотавшимся игроком, с каким-нибудь помещиком или персидским ханом, с самим содержателем трактира “Теремок” в Сокольниках. Но однажды, познакомившись у меня с Поленовым, он промолчал целый вечер".

М.В.Нестеров назвал Врубеля "пушкинской Русалочкой: "что такое деньги, я не знаю". Другтак вспоминал о нем: "он, такой странный, неожиданный, совершенно бескорыстный, когда получал что-либо от кого-либо, спешил поскорее все истратить".

Однажды получив в 1896 году 5000 рублей за крупный заказ по украшению особняка А.В.Морозова в Подсосенском переулке (панно со сценами из "Фауста" Гёте), Врубель устроил обед в гостинице "Париж" на Тверской, где жил в то время (на этом месте позже находился "Интурист", а в настоящее - отель "Ритц-Карлтон"). На этот обед он позвал всех постояльцев гостиницы, а также встреченных на улице цыган, гитаристов, оркестр музыки, каких-то военных, актеров. Столы ломились от явств и угощений, от дорогих бутылок вина и шампанского — Врубель угощал всех, приговаривая:

"Как я счастлив. Я испытываю чувство богатого человека. Посмотрите, как хорошо все настроены и как рады!"

Этот обед стоил художнику более этих 5000 рублей, и чтобы до конца за него расплатиться Врубелю пришлось потом еще 2 месяца усиленно работать.

Тем не менее, Коровин, отмечая странное, "отрешенное" от жизни состояниеВрубеля, признавал его талант и упрекал многих в жестком отношении к его гениальности. Именно Коровин ввел Врубеля в художественные круги Москвы 1890-х годов, познакомил с В.Д. Поленовым, В.М.Васнецовым, М.В.Нестеровым, В.А.Серовым. Сблизившись с С.И. Мамонтовым, Врубель стал членом Абрамцевского кружка и активно работал в абрамцевской гончарной мастерской. Оказавшись в театральных закулисьях Русской Частной оперы, также организованной С.И.Мамонтовым, он встречает там свою будущую жену – певицу Н.И.Забелу-Врубель, запечатленную им в нетленном образе "Царевны-Лебедь".

Покровительство Мамонтова помогает Врубелю экспонировать отвергнутые цензурой монументальные панно "Микула Селянинович" и "Принцесса Грёза" на Всероссийской Художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году, в специально построенном для них павильоне.

Сейчас мозаики, сделанные с этих панно, украшают фризы московской гостиницы "Метрополь".

Несмотря на резкую критику своих работ, Врубель не стал злым, оставался всегда остроумным, много смеялся. "Временами Врубель, конечно, сердился. Но – странная вещь! – чаще на плохо пришитую пуговицу, чем на не понравившуюся ему мысль или неприятное в человеке… Когда ему бывали неприятны чьи-нибудь слова, он опускал голову и торопился перевести разговор на другую тему. Он никогда не спорил с художниками. При Репине, Васнецове, Сурикове, встречаясь у Мамонтова, он обычно не участвовал в общей беседе. Во время подобных встреч – на людях – он выглядел иностранцем, чужаком, появившемся в русской среде откуда-то со стороны…"

Характерен эпизод работы Врубеля над заказанным Саввой Ивановичем портретом своего брата – Николая. Известно, что живописец неохотно брался за исполнение подобных просьб, но после долгих уговоров согласился. Каждый день Николай Иванович приходил в мастерскую и часами позировал Врубелю, все более влюбляясь в собственное изображение. Придя как-то к назначенному времени дляочередного сеанса, Николай Иванович с ужасом увидел на стоящем на мольберте холсте со своим портретом только что написанную сидящую цыганку-гадалку. На шумные негодования Мамонтова Врубель спокойно ответил: "Не могу больше писать ваш портрет, осточертел он мне".

Так,в 1895 году появилась картина "Гадалка"!