Тематическая сюжетная картина изо 7. Сюжетно-тематическое рисование

Картина в сюжетно-тематическом жанре основана на смешении традиционных жанров изобразительного искусства. Комбинация может подразумевать сочетание батального, бытового жанров, пейзажа, портрета. Направление развивалось параллельно с другими жанрами, в разных стилях, зависимо от исторического периода.

Исследователи истории искусства считают, что жанр появился в 1930-е годы и характерен для живописи советской России. Другие называют более обширный период развития направления, упоминая среди представителей художников эпохи Ренессанса.

Особенности

Главная особенность – социальная значимость картины. Изображение не абстрактное – объекты на полотне иллюстрируют событие из жизни. Картина имеет фабулу, сюжет, действие. Большинство работ – многофигурные, динамичные композиции.

Тематические картины могут представлять сочетание пейзажа и батального, исторического, религиозного направлений. Примеры работ присутствуют в творчестве многих живописцев.

Сюжетной называют картину, которая отображает определенный сюжет, событие, в котором задействовано несколько или большое количество участников. Тематическое изображение несет в себе определенную идею, смысл, не скрытый при помощи аллегории. Тема четко выражается при помощи художественных средств, в стиле, характерном для определенной исторической эпохи. Сюжетно-тематическое разнообразие отображает широкий круг мероприятий, которые свойственны для жизни человека.

Передача сюжета не обязательно использует изображения людей, задействованных в определенном событии. Чтобы передать достижения науки, культуры или промышленности можно использовать изображения объектов, которые появились или развились в результате улучшений в определенной сфере.

Примером могут служить полотна времен СССР. Достижения экономики государства могут передавать детализированные пейзажи, бытовые сцены. Такие изображения будут тематическими, поскольку демонстрируют связь человека, его достижений, и природы, которая дала свои плоды для развития населения и экономики страны.

Пейзаж портрет натюрморт

Любой жанр живописи может быть сюжетно-тематическим:

  • Пейзаж: может передавать достижения экономики, человеческого труда;
  • Портрет: при условии передачи характерных черт исторической эпохи, наличию динамики изображения;
  • Натюрморт может быть тематическим, если живописец вложил определенную идею в произведение.

Комбинация предметов на картине может демонстрировать интересы художника, особенности развития общества на определенном этапе, нюансы жизни представителей профессий.

Исходя из особенностей жанра, можно сделать вывод, что любое изображение можно охарактеризовать как сюжетно-тематическое, если путем передачи объектов на полотне, художник излагает свой идейный замысел. Опираясь на тему и идею, художник выбирает стиль и жанр, которые максимально подходят для иллюстрирования идеи живописца.

Структура

Направление подразумевает наличие идейного замысла, темы, формы, мотива, которые помогают сформировать и передать зрителям идею автора полотна.

  • Идейный замысел – центральная линия идеологии, исходя из которой, художник выбирает средства для реализации идеи.
  • Тема – событие, действо, изображенное на полотне для воплощения идейного замысла.
  • Художественная форма, выбирается, исходя из особенностей темы и идеи. Правильно выбранная форма – залог доступности идеи автора зрителям. Художественная форма – это особенности выбора цветовой гаммы, света и стиля, прочих средств художественной выразительности.
  • Мотив или сюжет – воплощение темы и идеи на полотне.

Композиция

Композиция – это гармоничное сочетание цвета, света, формы и других средств, которые позволяют зрителю понять и осмыслить идею автора полотна. Правильное построение композиции поможет доступно передать зрителю замысел, проникнуться эмоциями и чувствами живописца. Создание сюжетного полотна невозможно без людей, как главных действующих лиц.

Если композиция построена правильно, а все детали изображения представляют единое художественное целое. Мастерство художника состоит в умении из нескольких деталей создать цельное сюжетное повествование.

Как построить

Для правильного построения сюжетной картины необходимо:


Таким образом, главное в сюжетно-тематической живописи – гармоничность композиции. Сложность этого задания в том, что целью жанра является передача социальных взаимоотношений, отличающихся многогранность, неоднозначностью. Это касается и общественной жизни, и бытового уровня отношений.

Наиболее распространено использование бытового жанра при создании сюжетных полотен. Художники стремятся передать эмоции и характеры героев при помощи средств художественной выразительности, выразить свое субъективное мнение относительно событий, отображенных на полотне.

Умение передать все нюансы жанра – результат мастерства и опыта художника. Для работы в данном направлении мало умения красиво отображать на полотне объекты, требуется быть наблюдательным живописцем, умеющим замечать тонкости эмоций и чувств человека.

Необходимые навыки

Для написания сюжетной картины необходимо:

  1. Развивать умение наблюдать, распознавать эмоции, тонкости настроения.
  2. Овладеть техникой работы в разных стилях.
  3. Иметь достаточный уровень знаний в искусстве.

Художники представители

Представители жанра: российские «передвижники», Э.Делакруа, Д.Веласкес.

Замечательный пример сюжетно-тематического жанра живописи необычные и очень интересные, необычные картины современного художника Юрия Бралгина:

Современное искусство ставит сюжетно-тематическое направление на должное место среди других жанров, благодаря возможности передать индивидуальный стиль мастера и показать высокий уровень профессионализма.

Тема урока: « Тематическая (сюжетная) картина».

Цели:

Сформировать представление о тематической (сюжетной) картине, ее видах.

Подвести учащихся к пониманию особенностей жанра через повторение и обобщение.

Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.

Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность.

Оборудование и материалы:

Подбор иллюстраций и репродукций различных жанров.

Компьютерная презентация о жанрах изобразительного искусства.

Художественные материалы для практической работы.

План урока

Беседа о понятии жанра с проверкой и закреплением знании учащихся.

Ознакомительная беседа о тематической картине, ее видах с демонстрацией иллюстраций.

Постановка художественной задачи.

Практическое выполнение задания.

Подведение итогов и анализ работ.

Ход урока.

На уроках в прошлой четверти речь шла о роли изобразительного искусства в жизни человека и о том, что является главной темой в нем. Человек. Да, искусство главным образом говорит о человеке, о его достижениях, мыслях, о его жизни. Изобразительное искусство говорит об этом на языке различных жанров: уже знакомых вам и тех, о которых вам еще предстоит узнать.

Уроки этой четверти – об истории и развитии сюжетной картины и, в частности, ее особого типа- бытового жанра.

Вспомните, какие виды изобразительного искусства вы знаете.

Изобразительное искусство делится на пять видов: архитектура, скульптура, графика, живопись, ДПИ. Каждый из этих пяти видов делится на жанры. Ярче всего это деление проявляется в живописи и графике.

Что же такое жанры в изобразительном искусстве?

Художники пишут разные картины. На одних мы видим природу, на других – людей, третьи рассказывают о самых повседневных, обыденных вещах. И вот по содержанию их стали делить на жанры: изображение природы- пейзаж, вещей- натюрморт, человека- портрет, событий жизни- сюжетно-тематическая картина.

(Показ презентации о жанрах)

В свою очередь каждый из жанров имеет свои подразделения - жанровые разновидности. Так, пейзаж может быть сельский, городской, индустриальный. А художники, изображающие море, называются маринистами. В жанре портрета тоже есть разновидности – портрет парадный, интимный, групповой. Жанровые разновидности сюжетно-тематической картины – историческая, батальная, бытовая картины.

А теперь выберите из картин, представленных на доске те, жанр которых вам знаком.

(Учащиеся группируют картины, предложенные учителем.

Учитель спрашивает о том, что объединяет оставшуюся группу картин. Сюжет? Но он может быть абсолютно разным.)

Каков сюжет представленных живописных работ?

(Учащиеся стараются определить сюжет, рассуждая «о чем эта картина».)

Итак, какие же сюжеты может иметь тематическая картина?

Исторический – ему принадлежит особое место. Этот жанр включает произведения на тему большого общественного звучания, отражающие значительные для истории события.

Какие картины в историческом жанре вам знакомы? Попробуйте вспомнить автора.

(В.И. Суриков «Утро стрелецкой казни», «Переход Суворова через Альпы», К. Брюллов «Последний день Помпеи» и др.)

Однако не обязательно произведение должно быть посвящено минувшему: это могут быть какие-либо важные события наших дней, имеющие большое историческое значение.

Батальный жанр (от франц. bataille – битва) – посвящен темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни. Он может быть составной частью исторического и мифологического жанра, а также изображать современную жизнь армии и флота.

(Произведения Тициана, Ф. Гойя, А. Ватто, В Верещагина, М. Грекова).

Попробуйте самостоятельно дать определение с казочно-былинному и религиозно-мифологическому жанрам , расскажите о них и приведите примеры.

(Учащиеся дают определение сказочно-былинному жанру, вспоминая произведения В.М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», «Иван-царевич на сером волке» и др. учитель дополняет представленный ряд картиной М. Врубеля «Царевна Лебедь», «Демон» и др.

При разговоре о религиозно-мифологическом жанре демонстрируются картины С. Боттичелли, Рафаэля, Рубенса, Рембрандта, А. Иванова и др.)

Понятие бытового жанра формируется в европейском искусстве нового времени. Его родиной считается Голландия XVII века. В наше время это один из наиболее распространенных жанров изобразительного искусства, хотя еще в первой половине XIX века, он считался низшим, недостойным внимания художника. Часто произведения на бытовые сюжеты называют жанровыми, или относящимися к жанровой живописи.

К бытовому жанру относятся картины, рисунки, скульптуры, рассказывающие о событиях повседневной жизни.

Об этом жанре мы подробнее поговорим на следующем уроке, на примере знакомства с творчеством «малых голландцев».

Я предлагаю вам выполнить поисковую творческую работу на тему «Что я знаю о малых голландцах?».

А сейчас попробуйте выполнить зарисовки для будущей картины в любом из жанров.

Дома доделайте работу и назовите ее.

Домашнее задание: подготовиться к уроку-конференции «Что я знаю о малых голландцах?».

Выполнить творческую работу (сообщение-реферат) с подбором иллюстративного материала на любую из предложенных тем:

1. История возникновения голландской живописи.

2. Голландия-родина жанровой живописи. Почему?

3. Творчество П. Брейгеля и др.

Голландская живопись - ее возникновение и начальная пора до такой степени сливаются с первыми стадиями развития живописи фламандской, что новейшие историки искусства рассматривают ту и другую за все время до конца XVI ст. нераздельно, под одним общим названием "нидерландской школы". Обе они, составляя отпрыск рейнской ветви нем. живописи, главными представителями которой являются Вильгельм Кельнский и Стефан Лохнер, считают своими родоначальниками братьев ван-Эйков; обе долго идут по одному направлению, одушевляются одними и теми же идеалами, преследуют одинаковые задачи, развивают одну и ту же технику, так что художники Голландии ничем не отличаются от своих фландрских и брабантских собратий.

Это продолжается во все время владычества над страною сперва бургундского, а потом австрийского дома - до тех пор, пока не вспыхивает жестокая революция, оканчивающаяся полным торжеством голл. народа над угнетавшими его испанцами.

С этой эпохи каждая из двух ветвей нидерландского искусства начинает двигаться отдельно, хотя порою и случается им приходить в весьма близкое соприкосновение между собою. Г. живопись разом принимает оригинальный, вполне национальный характер и быстро достигает яркого и обильного расцвета. Причины этого явления, подобное которому едва ли найдется на всем протяжении истории художеств, кроются в топографических, религиозных, политических и социальных обстоятельствах.

В этой "низменной стране" (hol land), состоящей из трясин, островов и полуостровов, постоянно подмываемых морем и угрожаемых его набегами, населению, лишь только свергнуло оно с себя чужеземное иго, пришлось создавать сызнова решительно все, начиная с физических условий почвы и кончая условиями моральными и интеллектуальными, потому что все было разрушено предшествовавшею борьбою за независимость. Благодаря своей предприимчивости, практическому смыслу и настойчивому труду голландцы успели превратить болота в плодоносные нивы и роскошные пажити, отвоевать от моря обширные земельные пространства, приобрести материальное благосостояние и внешнее политическое значение.

Достижению этих результатов много способствовали утвердившаяся в стране федеративно-республиканская форма правления и разумно проведенный в жизнь принцип свободы мысли и религиозных убеждений. Словно чудом, повсюду, во всех областях человеческого труда закипела вдруг горячая деятельность в новом, своеобразном, чисто народном духе, между прочим и в области искусства.

Из отраслей последнего на почве Голландии посчастливилось преимущественно одной - живописи, которая приняла здесь в произведениях множества более или менее талантливых художников, появившихся почти одновременно, направление очень разностороннее и вместе с тем совершенно отличное от направления искусства в других странах. Главная особенность, характеризующая этих художников, - любовь к природе, стремление воспроизводить ее во всей ее простоте и правде, без малейших прикрас, без подведения под какие бы то ни было условия предвзятого идеала. Второе отличительное свойство голл. живописцев составляют тонкое чувство колорита и понимание того, какое сильное, чарующее впечатление можно производить, помимо содержания картины, одною лишь верною и мощною передачей красочных отношений, обусловливаемых в природе действием световых лучей, близостью или дальностью расстояний.

У лучших представителей Г. живописи это чувство красок и светотени развито до такой степени, что свет с его бесчисленными и разнообразными нюансами играет в картине, можно сказать, роль главного действующего лица и сообщает высокий интерес самому ничтожному сюжету, самым неизящным формам и образам. Затем следует заметить, что большинство голл. художников не пускается в дальние поиски за материалом для своего творчества, но довольствуется тем, что находит вокруг себя, в родной природе и в жизни своего народа.


Не всегда знаменитые картины пишутся в одной манере, чаще всего это комбинация нескольких направлений. Смешение разных жанров родило новое течение в искусстве – сюжетно-тематическое.

Разновидности тематических жанров

Сюжетными называют такие произведения, в которых заложена определенная идея, действие, где присутствует несколько участников, людей или неодушевленных объектов. В таких картинах автор описывает какой-либо момент или событие из жизни человека. Сюжетные картины характеризуются отображением реальных событий и несут в себе социальную значительность.

Комбинация тематических произведений может быть разнообразной :

Религиозно-историческая.

Быт и религия.

Изображение батальных сцен на фоне пейзажа.

Портрет и историческая эпоха.

Словом, любые события, которые происходят в жизни человека или в развитии общества, могут стать для художника идеей для создания тематического полотна.

Исторические сюжетные картины.

К ним относят произведения, в которых отражены грандиозные события, происходившие в прошлом. Признанным мастером-художником, работавшим в историческом жанре, был Его самые знаменитые картины – это « », « ».

Не менее известно творчество известного художника-баталиста и прекрасные баталии в жанре "марина" от .

Бытовой жанр

Тематикой картин в этом направлении были всегда люди, живущие своей простой жизнью. Люди в сюжетно-тематических произведениях запечатлены во время каких-либо занятий. Хорошо просматриваются сцены бытового жанра в таких картинах, как «Купчиха за чаем»

И.В.Шагиева,

учитель изобразительного искусства,

МБОУ СОШ

с.Советское Долинского района Сахалинской области

Программа: Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. М.: Просвещение, 2013 год.

Класс: 7 класс.

Тема урока. ТЕМАТИЧЕСКАЯ (СЮЖЕТНАЯ) КАРТИНА

Тип урока: ОНЗ

Цель урока: Формирование понимания особой роли тематической картины в русском искусстве XIX века.

Задачи:

    Воспитывать любовь к Родине, ее истории и культуре; чувство гражданина своей страны.

    Развивать творческий интерес, познавательную активность, ассоциативно-образное мышление.

Характеристика видов деятельности учащихся:

Понимать смысловое значение сюжета и содержания картины

Определять композиционный строй картины

Находить способы извлечения необходимой информации

Создавать композиционные поисковые эскизы.

Универсальные учебные действия:

Личностные:

    установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (мотив – выполнение творческих работ в разных жанрах, цель - представление о сюжетной картине)

Регулятивные:

    постановка учебной цели;

    определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

    предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

    сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

    внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия;

    выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

    воспитание волевой саморегуляции.

Познавательные:

    общеучебные действия – преобразование объекта из чувственной формы в модель с выделением сущностных характеристик (особенности жанра); умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; извлечение необходимой информации; умение структурировать знания; поиск и выделение необходитой информации; прменение методов информационного поиска;

    логические действия – развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения; установление причинно-следственных связей;

    постановка и решение проблем – формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

Коммуникативные:

    социальная компетентность. Учет позиции товарищей и учителя, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Вид деятельности: коллективная и индивидуальная

Оборудование и материалы :

    Подбор иллюстраций и репродукций различных жанров.

    Художественные материалы для практической работы.

    Словарь художественных терминов.

    Презентация «Тематическая (сюжетная картина)»

Организация урока: тема, эпиграф, цели и проблема урока записаны на доске. Так же на доске нарисовано дерево с ветками без листьев, вместо листьев магнитики. В конце урока дети прикрепят туда кленовые листики с ответами на вопрос проблемы урока.

Для учащихся: На партах разложены кленовые листочки из цветной бумаги и заготовки для тестовой и проверочной работ.

ПЛАН УРОКА

    Беседа о понятии жанр с проверкой и закреплением знаний учащихся.

    Постановка художественной задачи.

    Практическое выполнение задания.

    Подведение итогов и анализ работ.

Эпиграф:
Творчество – это деятельность по законам красоты.

М. Вачьянс.

Ход урока:

I . Организационный момент

Парты расставлены по две, вокруг стулья. В центре стола стоят сложенные альбомные листы, на которых написано «Эксперты исторического жанра», «Эксперты батального жанра», «Эксперты бытового жанра», «Эксперты сказочно-былинного жанра» «Эксперты религиозно-мифологического жанра», большие листы ватмана, репродукции картин, стикеры. Дети садятся за столы в зависимости от того, о каком жанре живописи они будут рассказывать.

(Приветствие, проверка готовности учеников к уроку)

II . Изучение нового материала

    Беседа «Изобразительное искусство в жизни человека»

Учитель: Изобразительное искусство – одно из самых древних, но оно и вечно молодое. «Изображения» художники создавали многие тысячелетия назад, создают их и сегодня. Это искусство огромно! Сегодня на уроке мы узнаем его лучше, чтобы не заблудится в нем. Изобразить художник может все: леса – поля, деревья – травы, города – горы, океаны – космос … Это может быть зверь и птица, цветок и солнечный луг, улыбка и слеза человека. Это может быть горе и радость, благородство и подлость, правда и ложь, добро и зло. Это может быть жизнь людей, живущих с нами рядом, людей, давно – давно ушедших, а значит, жизнь сегодняшняя, прошедшая или даже не наступившая.

На уроках изобразительного искусства мы чувствуем и творим как художники, но чаще всего, обращаясь к произведениям искусства, мы – зрители.

Искусство быть зрителем – большое и нелегкое искусство. Для него необходимы терпение и вдумчивость, широкий кругозор, понимание своеобразных законов и особенностей каждого вида и жанра.

Изобразитель ное искусство говорит об этом на языке различных жанров: уже знакомых вам и тех, о которых вам еще предстоит узнать.

Итак, тема нашего урока: Тематическая (сюжетная) картина

    Создание проблемной ситуации.

Учитель: Почему творчество мастеров жанровой живописи представляет интерес не только для времени создания картин, а является художественным достоянием последующих поколений? (на доске)

Ответить на этот вопрос я хочу словами Владимира Фирсова:

Чтоб с днем грядущим быть на высоте,
Преодолев веков и свет и тьму,
Цените, люди,
Тягу к красоте
Не менее, чем красоту саму.
Что красота!
Пребудет и пройдет,
По сути дела – разная везде,
А тяга к красоте не подведет,
Извечная, как тяга к высоте.

И сегодня на уроке вы попытаетесь дать свой ответ на данный вопрос, осмысливая творчество художников как современный человек.

    Закрепление знаний, полученных раннее на уроках ИЗО

Учитель: Вспомните, какие виды изобразительного искусства вы знаете?

Ответы учащихся:

Изобразительное искусство делится на пять видов:

    живопись,

    графика,

    скульптура,

    архитектура,

    декоративно-прикладное искусство.

Учитель: Какие произведения искусства мы относим к живописи?

Какие произведения искусства мы относим к графике?

Какие произведения искусства мы относим к скульптуре?

Какие произведения искусства мы относим к архитектуре?

Какие произведения искусства мы относим к декоративно-прикладному искусству?

(ответы учащихся)

Учитель: Давайте проверим хорошо ли вы знаете виды изобразительного искусства?

(выполнение учащимися тестовой работы)

Физминутка

    Ознакомительная беседа о тематической (сюжетной) картине, ее видах, с демонстрацией иллюстраций.

Учитель: Каждый из этих пяти видов искусства делится на жанры. Ярче всего это деление прояв ляется в живописи и графике.

Что же такое жанры в изобразительном искусстве?

Художники пишут разные картины. На одних мы видим при роду, на других - людей, третьи рассказывают о самых повседневных, обыденных вещах. И вот по содержанию картин их стали де лить на жанры: изображение природы - пейзаж, вещей - натюр морт, человека - портрет, событий жизни - сюжетно-тематическая картина.

В свою очередь каждый из жанров имеет свои подразделе ния - жанровые разновидности. Так, пейзаж может быть сельский, городской, индустриальный. А художники, изображающие море, называются маринистами. В жанре портрета тоже есть разновидности - портрет парадный, интимный, групповой, Жанровые разно видности сюжетно-тематической картины - историческая, батальная, бытовая картины.

Жанры в изобразительном искусстве:

    Анималистический жанр.

    Портрет - парадный, интимный, групповой.

    Пейзаж - сельский, городской, архитектурный, индустри альный, героический.

    Натюрморт - цветочный, со снедью, бытовые вещи, атри буты спорта и искусства,

    Сюжетно-тематическая картина: историческая, батальная, бытовая, сказочно-былинная.

Учитель: Обратите внимание на репродукции картин у каждой группы экспертов.

    Самостоятельная работа учащихся в творческих группах

(учащиеся группируют картины, предложенные учителем)

Учитель: Что объединяет картины? Сюжет? Но и он может быть абсолютно разным.

Каков сюжет представленных живописных работ?

( учащиеся стараются определить сюжет, рассуждая «о чем эта кар тина», дать высказать свое мнение каждой группе)

Учитель: Итак, какие же сюжеты может иметь тематическая картина?

(учащиеся выбирают табличку в соответствии с жанром)

    Представление творческих групп учащихся жанров.

Учитель: Исторический - ему принадлежит особое место. Этот жанр включает произведения на тему большого общественного звуча ния, отражающие значительные для истории народа события.

Однако не обязательно произведение должно быть посвящено минувшему: это могут быть какие-либо важные события наших дней, имеющие большое историческое значение.

( Такими картинами могут считаться произведения художников 60-70-х годов, посвященные покорению космоса и т. п.)

Какие картины с историческим сюжетом вам знакомы? Попробуйте вспомнить автора.

( В. И. Суриков « Утро стрелецкой казны», «Переход Суворова через Альпы», К. Брюллов «Последний день Помпеи» и др.

Учитель: Вашему вниманию «Эксперты исторического жанра» представляют картину выдающегося художника Карла Брюллова «Последний день Помпеи».

Ученик: Одна из вечных тем в искусстве «человек и стихия природы» блистательно разработана в картине Брюллова. Невероятный пример полотна, исключительное композиционное решение со множеством фигур, мастерская передача движения толпы. Где каждый является участником драмы. Переживаемой им со всей силой чувств, совершенство рисунка, небывалая яркость колорита, передача двойного освещения - от пламени вулкана и от вспышки молнии, резкие контрасты света и тени- несомненные достоинства картины. Брюллов приблизил историческую живопись к современному уровню знаний и представлению о прошлом: все детали, архитектура, одежда, национальный облик героев- все тщательно выверено: Он показал героев как воплощение физической и нравственной красоты, что было характерно для искусства романтизма.

Учитель: Литературный портрет нам представит (учащийся).

Ученик:

Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя

Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется – с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом.
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

Учитель: Батальный жанр (от франц. batlle - битва) - посвящен темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни. Он может быть составной частью исторического и мифологического жанра, а также изображать современную жизнь армии и флота.

А сейчас «Эксперты батального жанра» нам опишут полотно Александра Дейнека «Оборона Севастополя» 1942г.

Ученик: Картина написана в разгар Великой Отечественной войны (1941-1945), передает самоотверженность и волю к победе защитников отечества. Художнику удалось отразить в полноте героический момент в битве за родной город. Он выделяет два плана. Главный герой, воплощающий всю силу народного гнева, изображен на переднем плане. Художник смело использует геометрические линии, тем самым усиливая драматический эффект происходящего действия. В картине доминируют два тона черный и белый, которые символизируют противостояние жизни и смерти, добра и зла. Александра Дейнеку по праву можно назвать одним из самых ярких и самобытных мастеров советского периода.

Учитель: Послушайте литературный портрет.

Ученик:

Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденье, за любовь...
Иди и гибни безупречно,
Умрешь не даром:
Дело прочно,
Когда под ним струиться кровь.

Учитель: Понятие бытового жанра формируется в европейском искусстве нового времени. Его родиной считается Голландия XVII века. В наше время это один из наиболее распространенных жанров изобразительного искусства, хотя еще в первой половине XIX века, он считался низшим, недостойным внимания художника. Часто произведения на бытовые сюжеты называют жанровыми, или относящимися к жанровой живописи.

К бытовому жанру относятся картины, рисунки, скульптуры, рассказывающие о событиях повседневной жизни.

«Эксперты бытового жанра» обращают ваше внимание на работу кисти Павла Федотова «Сватовство майора».

Ученик: Перед нами великолепно поставленная мизансцена. Всем известный обычай приобретает в картине Федотова обобщающее значение, поднимая жанровую живопись до уровня искусства большой социальной значимости. Он не просто высмеивает корысть майора, жеманство невесты и грубость матери, а делает объектом критики мораль людей разных слоев общества. У Федотова жанр обретает развернутую сюжетность. Художник тесно связывает все фигуры между собой, повествуя о жизни, нравах и обычаях купеческой семьи, талантливо характеризует герое через их жесты.

Картина вызывает улыбку и заставляет восхищаться тонким юмором и изяществом, с которым мораль преподносится художником.

Учитель: Литературный портрет представит (учащийся).

Ученик: «Поправка обстоятельств»

А извольте посмотреть,
Как наша невеста
Не найдет сдуру места:
«Мужчина! Чужой!
Ой, срам-то какой!
Никогда с ним я не бывала;
Коль придут бывало -
Мать тотчас на ушко:
«Тебе, девушке, здесь не престало!»
Век в светелке своей я высокой
Прожила, проспала одинокой;

Кружева лишь плела к полотенцам!
И все в доме чтут меня младенцем!
Гость замолвил, чай, речь...
Ай-ай-ай, стыд какой!...

Это стихотворение Федотов сочинил сам и исполнял перед зрителями картины.

Учитель: Попробуйте самостоятельно дать определение сказочно-былинному жанру , расскажите о нем и приведите примеры.

(учащиеся дают определение сказочно-былинному жанру, вспоми ная произведения В. М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», «Иван-царевич на сером волке» и др.)

«Эксперты сказочно-былинного жанра»

Ученик: Среди сказочников нельзя не отметить замечательного русского художника Виктора Васнецова. На его полотнах мы видим много героев русских народных сказок. Картина В. Васнецова «Богатыри» занимает особое место в творчестве художника. Он работал над полотном почти 30 лет. Первый набросок картины В. Васнецов сделал в 1871 году. Основное композиционное решение было найдено в эскизе 1876 года. Закончена картина была весной 1898 года и тогда же куплена П. Третьяковым.

При разговоре о религиозно-мифологическом жанре демонстри руются картины С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэля, Н. Пуссена, П. Ру бенса, Рембрандта, Д. Веласкеса, Ж.-П. Давида, Ж.-Д. Энгра, Л. Носенко, А. Иванова.

Учитель: « Эксперты религиозно-мифологического жанра» представляют картину Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна»

Ученик: «Сикстинская мадонна» давно уже вошла в наше сознание как символ жертвенной любви во имя спасения человечества. Композиция поражает величавой монументальностью и гениальной простотой. Мария медленно сходит на землю … Она только что сделала шаг навстречу людям, но главное ее движение еще впереди. Мадонна держит на руках младенца – самое дорогое, что есть у нее в мире. Она несет его людям, прекрасно понимая, какая трагическая судьба уготована ему.

Ученик:

Она идет хвалам внимая,

Благим покрытая смиреньем,

Как бы небесное виденье

Собою на земле являя …

Так выразил свои чувства поэт В.А. Жуковский, назвавший «Сикстинскую мадонну» Рафаэля «воплощенным чудом», «поэтическим откровением», созданным «не для глаз, а для души»!

Учитель: А сейчас, для того, чтобы систематизировать наши знания о жанровой живописи, мы выполним следующую работу. Перед вами слайды с репродукциями картин, каждый слайд имеет свой номер. У вас на партах лежат заготовки с названием жанров, вставьте номера слайдов, систематизировав их по жанрам живописи.

Учитель: Поставьте отметки.

    1-3 ошибки – «4»,

    4-6 ошибки – «3»,

    более 3 – «3»,

    более 5 – «2».

Учитель: Давайте вернемся к проблеме урока: Почему творчество мастеров жанровой живописи представляет интерес не только для времени написания картин, а является художественным достоянием последующих поколений?

Чтобы натолкнуть вас на мысль, я хочу прочитать вам стихотворение Михаила Дудина.

Слова славы мастеру...

Прекрасен мир. История стара.
И на глазах истории веками
Не знающими устали руками
Все в мире создавали мастера.
Сказать спасибо мастеру пора.
Он мыслью не витал за облаками,
И шел за мыслью, клал на камень камень
И строил мир, надежный, как гора.
Он был весьма искусен и селен,
И опытом предчувствия умен,
И чувством совершенства наделен,
И красотой гармонии отмечен.
Он нужен всем. Он общечеловечен
Для всех эпох, формаций и времен.

Учитель: Запишите свои ответы на кленовых листиках. Выберите лучший ответ из группы и озвучьте его.

Учитель: Кто еще хочет ответить? Прикрепите магнитами свои листики на дерево мудрости.

Закончить наш урок я хочу стихотворением Николая Майорова, которое нам подготовил (ученик) .

Творчество.

Есть жажда творчества,
Уменье созидать,
На камень камень класть,
Вести леса строений.
Не спать ночей, по суткам голодать,
Вставать до звезд и падать на колени.
Остаться нищим и глухим на век,
Идти с собой, с своей эпохой вровень
И воду пить из тех целебных рек,
К которым прикоснулся сам Бетховен.
Брать в руки гипс, склоняться на подрамник,
Весь мир вместить в дыхание одно,
Одним мазком весь этот лес и камни
Живыми положить на полотно.
Не дописав, оставить кисти сыну,
Так передать цвета своей земли,
Чтоб век спустя все так же мяли глину
И лучшего придумать не смогли.

Подведение итогов.

Рефлексия: Синквейн «Искусство»

Искусство. (одно существительное)

Яркое и завораживающее. (два прилагательных)

Украшает, восхищает, радует. (три глагола)

Художники пишут разные картины. (четыре слова (связное высказывание о значимости объекта)

Красота. (одно существительное (синоним, выражающий личное отношение к объекту)

Учитель: .Урок подошел к концу, но наши встречи с прекрасным и вечным будут продолжаться. Всем спасибо!

Используемая литература:

    Изобразительное искусство. 5-8 классы: управление познавательной деятельностью учащихся / авт.-сост. М.В.Сластникова, Н.В.Усова, Е.И.Вереитинова. – Волгоград:Учитель. 2012.

    Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2015.

    Основные подходы в преподавании предмета «Изобразительное искусство» / Сост.: О.И.Орлова. – Южно-Сахалинск: Изд-во ИРОСО. 2014. – 32 с. – («Методические рекомендации -2014»).

ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ (фр. genre – род, вид) – исторически сложившееся деление произведений живописи в соответствии с темами и объектами изображения.

Хотя понятие «жанр» появилось в живописи сравнительно недавно, определенные жанровые различия существовали еще с древних времен: изображения животных в пещерах эпохи палеолита, портреты Древнего Египта и Месопотамии с 3 тыс. до н.э., пейзажи и натюрморты в эллинистических и римских мозаиках и фресках. Формирование жанра как системы в станковой живописи началось в Европе в 15–16 вв. и завершилось в основном в 17 в., когда помимо разделения изобразительного искусства на жанры появляется понятие т.н. «высоких» и «низких» жанров в зависимости от предмета изображения, темы, сюжета. К «высокому» жанру относили исторический и мифологический жанры, к «низким» – портрет, пейзаж, натюрморт. Такая градация жанров просуществовала до 19 в. хотя и с исключениями.

Так, в 17 в. в Голландии в живописи ведущими стали именно «низкие» жанры (пейзаж, бытовой жанр, натюрморт), а парадный портрет, формально принадлежавший к «низкому» жанру портрета, к таковому не относился. Став формой отображения жизни, жанры живописи при всей стабильности общих черт не являются неизменными, они развиваются вместе с жизнью, меняясь по мере развития искусства. Некоторые жанры отмирают или обретают новый смысл (напр., мифологический жанр), возникают новые, обычно внутри ранее существовавших (напр., внутри пейзажного жанра появились архитектурный пейзаж и марина ). Появляются произведения, соединяющие в себе различные жанры (напр., сочетание бытового жанра с пейзажем, группового портрета с историческим жанром).

АВТОПОРТРЕТ (от фр. autoportrait) - портрет самого себя. Обычно имеется в виду живописное изображение; однако автопортреты бывают и скульптурные, литературные, кинематографические, фотографические и т. д.

Рембрандт "Автопортрет".

АЛЛЕГОРИЯ (греческое allegoria - иносказание) - выражение отвлечённых идей с помощью конкретных художественных образов. Пример: «правосудие» - женщина с весами.

Моретто да Брешиа "Аллегория веры"

АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ (от лат. animal – животное) - жанр связанный с изображением животных в живописи, скульптуре и графике.

Д. Стаббс. Кобылы и жеребята в пейзаже у реки. 1763-1768 гг.

БАТАЛЬНЫЙ (от франц. bataille - битва) - посвященный изображению военных действий и военной жизни.

Аверьянов Александр Юрьевич. href="http://www.realartist.ru/names/averyanov/30/">Ватерлоо.

БЫТОВОЙ - связанный с изображением повседневной жизни человека.

Николай Дмитриевич ДМИТРИЕВ-ОРЕНБУРГСКИЙ (1837-1898). Пожар в деревне

ГАЛАНТНЫЙ - «учтивый, вежливый любезный, обходительный, интересный» устар. связанный с изображением изысканных лирических сцен из жизни придворных дам и кавалеров в художественном творчестве преимущественно XVIII в.

Герард тер Борх Младший. Галантный солдат.

ИСТОРИЧЕСКИЙ - один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям прошлого и современности, социально значимым явлениям в истории народов.

Павел Рыженко. Победа Пересвета.

КАРИКАТУРА - жанр изобразительного искусства, использующий средства сатиры и юмора, гротеска, шаржа, изображение, в котором комический эффект создается путём преувеличения и заострением характерных черт. Карикатура высмеивает, недостаток или порочность персонажа, для того чтобы привлечь его и окружающих людей, с целью заставить измениться в лучшую сторону.

МИФОЛОГИЧЕСКИЙ - посвящен событиям и героям, о которых рассказывают мифы. Боги, демиурги, герои, демоны, мифические существа, исторические и мифологические персонажи. В 19 веке мифологический жанр служил нормой высокого, идеального искусства.

Александр Иванов. Беллерофонт отправляется в поход против Химеры.

НАТЮРМОРТ - жанр изобразительного искусства, изображения неодушевленных предметов, размещенных в реальной бытовой среде и организованных в определенную группу; картина с изображением предметов обихода, цветов, плодов, дичи, выловленной рыбы и т. д.

Аенванк Теодор (Aenvanck, Theodoor)

НЮ (обнажённый) - художественный жанр в скульптуре, живописи, фотографии и кинематографе, изображающий красоту обнажённого человеческого тела, преимущественно женского.

Венера Урбинская", Тициан

ПАСТОРАЛЬ (фр. pastorale - пастушеский, сельский) - жанр в литературе, живописи, музыке и в театре, изображение идиллической жизни пастухов и пастушек на природе.

ПЕЙЗАЖ (франц. paysage, от pays - страна, местность), - жанр посвящённый изображению какой-либо местности: рек, гор, полей, лесов, сельского или городского ландшафта.

Href="http://solsand.com/wiki/doku.php?id=ostade&DokuWiki=7593bff333e2d137d17806744c6dbf83" >Адриана ван Остаде

ПОРТРЕТ (фр. portrait, «воспроизводить что-либо черта в черту») - жанр изобразительного искусства, посвященный изображению человека или группы людей; разновидности - автопортрет, групповой портрет, парадный, камерный, костюмированный портрет, миниатюра портретная.

Боровиковский В. «Портрет М. И. Лопухиной»

СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА - определение своеобразного скрещения традиционных жанров живописи, которое способствовало созданию крупномасштабных произведений на социально значимые темы с четко выраженной фабулой, сюжетным действием, многофигурной композицией. Кратко: - смешивание традиционных жанров живописи бытового, исторического, батального, композиционного портрета, пейзажа и др.

Робер, Гюбер - Осмотр старой церкви

ШАРЖ или ДРУЖЕСКИЙ ШАРЖ (фр. charge) - юмористическое или сатирическое изображение, в котором изменены и подчеркнуты характерные черты модели в пределах нормы, с целью подшутить, а не унизить и оскорбить как обычно делается в карикатурах.