Устное народное творчество русского народа. Народные песни - текты, слова - сборник Русские народные небылицы

Министерство образования и науки российской федерации

Федеральное агентство по образованию

Коми государственный педагогический институт

Факультет педагогики и методики начального образования

Специальность «Дошкольная педагогика и психология»

Кафедра педагогики

Заочное отделение

Контрольная работа

по детской литературе

Задание 1

Выполнить полный анализ русских народных сказок (по типам):

а) волшебная сказка – социально-бытовая сказка или

б) сказка о животных – волшебная сказка или

в) волшебная сказка – кумулятивная сказка.

Выполняя анализ сказок, сделать выписки из рекомендованной литературы, определяющие особенности каждого типа сказок.

Страшно подумать, что фольклор, много веков по традиции, устно передававшийся от поколения к поколению, в середине XIX столетия вступил в кризисную пору, когда потревоженная социальной новизной творческая мысль народа устремилась на новые предметы – и полноценное искусство рассказывания сказок стало встречаться все реже и реже. Ведь сказки сохранили всю глубину смысла, богатство вымысла, свежесть выраженного в них народного нравственного чувства, блеск поэтического стиля.

Русская народная сказка «Жадная старуха». («Народные русские сказки А.Н. Афанасьева в трех томах». Под ред. В.П. Аникина.)

Социально-бытовая сказка о том, как старик в лесу нашел волшебное дерево, которое исполняло желания за то, что старик не стал рубить его. Но старуха, жена старика, исполненная непомерной гордыней и жадностью, погубила себя и своего мужа. В сказке присутствует волшебный элемент – дерево, которое в начале сказки воплощает мечты героев, а в финале наказывает их за непомерную гордыню, жадность. В основе – одно сюжетное действие – поход старика в лес.

Композиция.

Зачин: «Жил старик со своею старухою».

Действие разворачивается динамично, без длинных описаний. Используется повторение действия: поход старика в лес с топором к дереву. Каждый раз требования старика к дереву возрастают, т.е. действие развивается по нарастающей. Развязка – превращение старика и старухи в медведя и медведицу. Концовка – «…и побежали они в лес».

Образы.

В сказке присутствует предмет помощник – дерево, которое исполняет желания героя сказки (старика).

Мужской образ – старик. Безынициативный, находящийся под влиянием жены и безропотно исполняющий её указания бедняк, мечтающий о счастье. «Наскучило старухе быть генеральшею, говорит она старику:

– Велико ли дело-генерал!…Ступай к дереву, проси, что бы сделало тебя царем, а меня царицею».

Женский образ – старуха. Деспотичная, жадная и с большими амбициями женщина, мечтающая о власти, пожелавшая в конце сказки стать богиней.

Язык сказки.

В сказке используются фольклорные элементы: «Что тебе надобно?», «Ступай к дереву», «Ступай с богом», «Что за корысть», «Воротился старик», «Обратился медведем».

Русская народная сказка «Царевна-лягушка». ( «Народные русские сказки А.Н. Афанасьева в трех томах». Под ред. В.П. Аникина.)

Волшебная сказка. Сказка о поисках невесты и избавлении ее из плена колдовства. В сказке присутствует мифический герой – Баба Яга.

Отец хочет женить сыновей и для этого решает пустить стрелы
для поиска невест, сыновья находят их и играют свадьбы, но отец решает проверить своих невест и задает им задания. В это время Иван-царевич сжигает кожу лягушки и теряет невесту, и, затем, отправляется на ее поиски, в процессе которых встречает на пути Бабу Ягу, и она помогает выручить Елену Прекрасную.

Композиция.

Присказка: «В старые годы, в старопрежни, у одного царя было три сына – все они на возрасте».

Зачин: «Большой сын стрелил…» Здесь сыновья пускают стрелы для поиска невест и находят их: старшему достается «княжеска дочь», среднему – «генеральска дочь», а младшему – лягушка. Играют свадьбу.

Развитие действия: «Царь захотел одиножды посмотреть от невесток дары, котора из них лучше мастерица. Отдал приказ». Царь проверяет мастерство невесток: кто лучше всех шьет, печет, танцует.

Кульминация: «Бал был на отходе. Иван-царевич поехал наперед, нашел там где-то жениен кожух, взял его да и сжег». Иван-царевич встречает сестер Бабы Яги и они помогают выручить невесту.

Концовка: «Вдруг и очутилась Елена Прекрасна, начала здороваться… Елена Прекрасна взяла ковер-самолет у старухи, села на него, и понеслись, как птицы полетели».

Конечный присказ: «а те прилетели домой, все обрадовались, стали жить да быть да животы наживать – на славу всем людям».

Характеристика персонажей:

Иван-царевич – идеал народа, сын царя, но обретает идеальные черты в процессе инициации. Влюбляется в свою невесту и ради ее спасения идет на любые трудности, общается с Бабой Ягой. Открытый, честный.

Елена Прекрасная – женщина, обладающая волшебными качествами, является женой, частью мужского мира.

Баба Яга – эпоха патриархата, проводник в мир мертвых, помогает герою выручить невесту: «Старуха напоила-накормила, и спать положила», рассказывает, как разрушить злые чары.

Национальный стиль языка – русский.

В сказке присутствуют все композиционные элементы. Герои сказки реалистические и мифические. Описание внешности героев: «сделалась красной девицей», «оделась чудо как», «кака красавица»; описание времени: «Вот год прошел», «Идет долго уж».

Используется общеупотребительная лексика с использованием фольклоризмов: «кака», «стрелил», «лягуша», «сделат», «хитра», «коска» и т.д., неологизмов: «кули-мули»

Используются уменьшительно-ласкательные существительные: «Ой, дитятко, как ты долго (не бывал)», «веретешко».

В сказке используются все части речи: существительные, прилагательные, глаголы, краткие прилагательные: «княжеска», «генеральска». В синтаксисе используются сложные и простые предложения, сложноподчиненные. В инверсии используются диалоги.

Задание 2

А) показать общие и отличительные черты русских и коми народных сказок. Сравнение провести по типам:

а) волшебные: сказки о змее Горыныче и «Гундыр» или

б) бытовые: например, «Горе» и «Портной и омэли», «Несговорчивый Петра» или

в) о животных: «Кот, лиса и петух» и «Лиса и заяц».

Б) Докажите, что Пера-богатырь – это самобытный национальный герой коми сказок.

А) Мы возьмем для сравнения сказки о животных «Кот, лиса и петух» (в обр. А.Н. Афанасьева) и «Лиса и заяц» (в обр. Ф.В. Плесовского).

Давно замечены черты большого сходства в сказках народов, живущих в разных уголках России. Иной раз это попросту недавние заимствования. В обеих сказках высмеиваются человеческие пороки, добро торжествует над злом поэтому они сходны прежде всего своей назидательностью. При этом неоспоримом сходстве – сюжеты не совпадают, есть расхождения в содержании, обрисовке образов, что связано с особенностями общественных и семейных отношений, быта, фольклорных традиций каждого народа.

В сказках резкое разграничение положительного и отрицательного. Между тем образы не совпадают. Национальные черты сказки определяются в немалой мере фольклорными традициями народа, присущим ему особым поэтическим взглядом. В русской сказке обычно заяц выступает в роли трусишки, а лиса в них хитрая. В коми сказке же наоборот смелый заяц проучил глуповатую лису. В этих сказках нашел отражение животный мир той местности, где они появились. Животные в них и похожи и не похожи на настоящих. Своей речью и поведением они напоминают народ-создатель сказки.

У истоков коми литературы – богатый и разнообразный фольклор (в 19 в. его начали собирать и записывать русские ученые). К 14 – 16 вв относятся первые памятники древнекоми письменности, основанной миссионером Стефаном Пермским.

В сказках народа Коми, окружающая действительность, как творение Бога, была неподвластна человеческому познанию, человек подчинялся явлениям природы, как проявлениям высших сил.

Итак, подведем итог:

Общие черты:

Герои сказок имеют типичные черты человека, которые приобретают художественную условность: лиса – хитрая, хвастливая; заяц – трусливый, но находчивый. В центре – конфликт между животными как представителями разных человеческих типов. В русской народной сказке «Кот, петух и лиса» конфликт между лисой и домашними животными котом и петухом. В коми народной сказке «Лиса и заяц» – между хвастливой лисой и находчивым зайцем. Сюжет динамичный: в русской сказке дружба кота и петуха побеждает коварство лисы; в коми сказке – находчивый заяц проучил лису. Идейное содержание – прославление положительных человеческих черт: взаимопомощи, скромности, находчивости.

С целью раскрытия особенностей действий героев используется речь, диалоги животных. В сказках используется прием инверсии: «Если лиса придет звать в гости.», «Лиса крутилась уж жарить его (петуха)» – рус. нар. сказка «Кот, петух и лиса»; «Успел уже раздобыть себе московский кафтан.» – коми нар. сказка «Лиса и заяц».

– Отличительные черты:

В русской народной сказке «Кот, петух и лиса» сюжет простой, динамичный, практически отсутствуют описания, используется повторение действия (кража петуха лисой). В сказке присутствует угроза жизни героя (петуха) и поэтому в развязке физическая победа над лисой («Он (кот) и ее убил и избавил кочетка от смерти»). Лиса здесь хитра, коварна, обманом заманивает петуха: «Пойдем на гуменцы, золоты яблочки катать». При обращении друг к другу животные используют уменьшительно-ласкательные формы: кочеток, кочетунюшка, котинька, котунюшка, лисонька…

В коми народной сказке «Лиса и заяц» сюжет более развернутый. Заяц не только проучил хвастливую лису от пороков, отстегав ее прутьями:

– Ой, не ешь ты кур,

Детское ли дело — сказка? Изначально — нет. Первые книги сказок представляли собой сборники фольклорных рассказов, и детскими их назвать при всем желании было нельзя. Лишь позже сказки, адаптированные писателями, превратились в чтение для детей. В России первая сказка, написанная специально для детей, появилась только в 1829 году. Это была всем известная "Черная курица, или Подземные жители" Антония Погорельского.

Вряд ли сегодня кто-то всерьез начнет утверждать, что сказки — никому не нужный атавизм, а вот на заре советской эпохи их признавали вредными. Досталось тогда многим, а особенно Корнею Ивановичу Чуковскому за "Крокодила", "Тараканище" и "Муху-Цокотуху". Книги с народными сказками изымались из библиотек, а сказочная "мистика" считалась белибердой, мешающей воспитанию рабочего класса. Но сказка выжила так же, как и Новый год.

Сегодня сказка живет в самых разных жанровых и книжных форматах. Выбор огромный: народные и авторские, современные и старинные, переводные и русские, адаптированные и неадаптированные, "без купюр". Ценители аутентичности могут обзавестись репринтными изданиями старинных книг, а поклонники всего современного — приобрести сказки, облаченные в самую концептуальную литературную и дизайнерскую форму.

Сказки для самых маленьких

Когда начинать знакомство со сказками? Да, собственно, когда еще не умеешь читать! Множество сказок предназначено для того, чтобы рассказывать их малышам, еще не до конца освоившим навыки устной речи.

"Теремок", "Колобок", "Репка" обладают простым сюжетом и постепенно знакомят ребенка с окружающим миром. Главные герои — звери и предметы — обретают человеческие мысли и голоса и поступают совсем как люди: иногда мудро и благородно, иногда глупо и жестоко. Обычно такие сказки читаются не два и не три, а множество раз, и уроки, которые получают герои, запоминаются ребенком на всю жизнь.

Авторские сказки, которые с радостью слушают трехлетки, — это и адаптированные сказки Шарля Перро, братьев Гримм, и веселые истории Чуковского, Маршака, Сутеева, Сладкова. Есть и множество детских книг, которые за рубежом давно считаются классикой, но в России приобрели популярность недавно: "Очень голодная гусеница" и "Мечтательный хамелеон" Эрика Карла, "Огромный крокодил" и "Изумительный мистер Лис" Роальда Даля, "Криктор" и "Эмиль. Добрый осьминог" Томи Унгерера, "Мяули" Джудит Керр и "Овечка Шарлотта" Ану Штонер... Они созданы как раз для самых маленьких, в них есть и говорящие животные, и необычные происшествия, и, конечно, поучительный — но ненавязчивый — элемент.

Главное во всех сказках для маленьких — то, что они учат отделять черное от белого, рассказывают, как важны доброта и взаимопомощь, а также подтверждают, что любое зло всегда получает по заслугам. Но не менее важно и оформление. Хорошо, если первая книга, которую ребенок начнет читать самостоятельно, будет обладать крупным шрифтом и яркими запоминающимися иллюстрациями. Работа художника не менее значима: чем живее, эмоциональнее рисунок, тем больше книга полюбится маленькому читателю.

Топ 10 сказок для малышей

  • Болтали две сороки. Русские народные сказки, песенки, потешки.
  • Пан Котофей. Украинские и белорусские народные сказки
  • Чуковский К.И. "Чудо-дерево"
  • Андерсен Х.-К. "Гадкий утенок"
  • Перро Ш. "Красная Шапочка"
  • Маршак С.Я. "Кошкин дом"
  • Карл Э. "Очень голодная гусеница"
  • Розен М. "Идем ловить медведя"
  • Дональдсон Д. "Груффало"
  • Штонер А. "Маленький дед Мороз"

Сказки для тех, кто самостоятельно читает

Когда ребенок становится старше, ему интереснее слушать и читать о героях, похожих на него самого: о детях, их приключениях, путешествиях, превращениях и волшебных встречах.

В первую очередь, это сказки авторские: "Снежная королева" Андерсена, "Буратино" , "Малыш и Карлсон", "Путешествие Нильса с дикими гусями". В этих сказках не только герои-дети, в которых легко узнать себя, в них есть место сложному выбору, самостоятельной попытке разобраться в правильности поступков. О важности дружбы и взаимопомощи рассказывает "Волшебник Изумрудного города", а в необычный мир фантазии поможет погрузиться "Алиса в Стране чудес".

В этом возрасте детей увлекает возможность погрузиться в полноценный сказочный мир, будь то мир Носова, Распе, Милна, Родари, говорящие игрушки или маленькие накситралли Э.Рауда — персонажи, следить за которыми чрезвычайно интересно. В основе сюжета — динамичные приключения и самая настоящая "комедия положений". Смех над забавными ошибками героев и сопереживание им в сложные минуты определяют эмоциональный фон взросления ребенка.

Кроме того, это лучший период для знакомства с классикой. Сказки А.С. Пушкина, "Аленький цветочек" С.Аксакова, "Щелкунчик" Э.Гофмана... Книги, к которым, скорее всего, дети еще вернутся. Сказки классиков XIX века, таких как В.Гауф и О.Уайльд, интересно читать не только детям. Часто драматизм и даже мистицизм этих произведений привлекают взрослых читателей — что уж говорить об "Алисе" и "Маленьком принце", в которых люди всех возрастов охотно ищут самые неожиданные и глубокие смыслы.

Топ 10 сказок для детей 6-8 лет

  • Гауф В. "Маленький Мук"
  • Раскатов М. "Пропавшая буква"
  • Дружков Ю. "Приключения Карандаша и Самоделкина: Правдивая сказка"
  • Толстой А. "Золотой ключик, или Приключения Буратино"
  • Носов Н. "Приключения Незнайки и его друзей"
  • Кэрролл Л. "Алиса в Стране чудес"
  • Линдгрен А. "Малыш и Карлсон"
  • Несбит Э. "Пятеро детей и Оно"
  • Харрис Дж.Ч. "Сказки дядюшки Римуса"
  • Бонд М. "Медвежонок по имени Паддингтон"

Сказки для "взрослых" детей

Наступает самый непростой возраст для выбора книги, поскольку именно сейчас ребенок превращается в подростка. "Карлсон" и "Буратино" остались позади, самое время предложить "Путешествия Гулливера" или "Книгу джунглей", где захватывающие авантюры будут соседствовать с возможностью впитать огромное количество новой информации.

10-12 лет — лучшее время, чтобы прочитать "Муми-троллей" и проникнуться "Летящими сказками" Крапивина. "Ночь перед Рождеством" Гоголя, "Крошка Цахес" Гофмана — это и интересное для ребенка, и вполне серьезное, взрослое чтение. Это вовсе не значит, что юный читатель "вырос" из народной сказки. Просто теперь это совсем иное чтение, которое не только учит различать добро и зло, но и знакомит с культурой и традициями народов мира .

Сказки, сложившиеся в Китае, Японии, Индии, привлекают необычным колоритом, но, возможно, ребенок заметит и что-то общее между известными ему сюжетами из русских сказок и восточной "экзотикой". Например, мотив волшебной силы, которой обладают самые простые на вид предметы. Сапоги-скороходы, шапка-невидимка — нечто подобное есть и в японской сказке "О чем рассказали птицы" . Старик находит в лесу колпак, надев который, начинает понимать голоса птиц. Они рассказывают ему о самых разных людских несчастьях, и, путешествуя из деревни в деревню, старик спасает крестьян от бед и напастей. Судьба вознаграждает старика за отзывчивость и любовь к ближнему. Жители деревни окружают его всеобщим почетом — а что же может быть ценнее уважения к старости и мудрости в восточной культуре?

Топ 10 сказок для детей 8-12 лет

  • Волшебные сказки Японии. Земляника под снегом
  • Ходза, Жукровский. "Доверчивый тигр. Бирманские, индонезийские, вьетнамские сказки"
  • Волшебные сказки Швеции
  • Янссон Т. "Все о Муми-троллях"
  • Киплинг Р.Д. "Маугли"
  • Шмидт А. "Мурли"
  • Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц"
  • Джонс Д.У. "Ходячий замок"
  • Маар П. "Семь суббот на неделе"
  • Джастер Н. "Мило и Волшебная будка"
  • Энде М. "Бесконечная история"

Современная сказка

Сказка — испытанный временем способ привить ребенку знания о том, как все устроено. Сказки не стареют, их читают и будут продолжать читать, когда бы они ни были созданы. Однако это не значит, что сказки XXI века не существует.

Сказочная традиция не прерывается и сегодня. "Груффало" Джулии Дональдсон и Акселя Шеффлера, "Как слониха упала с неба" Кейт ДиКамилло, "Медвежонок по имени Паддингтон" Майкла Бонда, "Петсон и Финдус" Свена Нурдквиста — это лишь немногие прекрасные современные зарубежные сказки. В России есть и свои сказочники: Елена Ракитина и Марина Аромштам, Евгения Пастернак и Андрей Жвалевский, Дина Сабитова и Сергей Седов. И новых отличных оригинальных сказок выходит все больше и больше!

Устное народное творчество представляет собой обширный пласт русской культуры, формировавшийся на протяжении многих столетий. В произведениях русского фольклора отражаются многие чувства народа и его переживания, история, серьезные раздумья о смысле жизни, юмор, веселье и многое другое. Большинство произведений устного народного творчества существуют в стихотворной форме, которая позволяла их хорошо запоминать и передавать из поколения в поколение в устной форме.

К малым жанрам фольклора относятся небольшие по объему произведения: частушки, потешки, прибаутки, пословицы, загадки, колыбельные песни, небылицы, скороговорки. Иногда их относят к детскому фольклорному творчеству, потому, что знакомство человека в давние времена с этими произведениями происходило в том возрасте, когда он еще даже не разговаривал. Эти произведения интересны своей яркостью, доступностью, понятной для всех формой.

Малые жанры русского фольклора:

Русские народные пословицы

Русские пословицы и поговорки - представляют собой краткое, ритмически организованное, образное народное высказывание часто назидательного, поучающего содержания, это своеобразные народные афоризмы. Часто состоят из двух частей, подкрепленных рифмой, имеют ритм, характерную аллитерацию и ассонансы.

Русские народные потешки

Народные потешки – рифмованные коротенькие истории, песенки и стишки, сочетаемые с простыми движениями, предназначенные для развлечения ребенка, тренировки его памяти, развития мелкой моторики рук и координации движений, гармоничного развития ребенка в целом, посредством ненавязчивой игровой формы.

Русские народные прибаутки

Прибаутки или забавушки – маленькие смешные часто рифмованные произведения, рассказывающие в яркой, занимательной форме об интересных событиях, произошедших с её героями. Отличаются динамичным содержанием, энергичными поступками героев, призваны заинтересовать ребенка, развить его воображение, принести позитивные эмоции.

Русские народные небылицы

Русские народные небылицы - небольшие по объему сказочные истории, иногда поданные в рифмованной форме, сюжет которых построен на бессмысленных, неподдающихся логике событиях. Их задача – развеселить слушающего, привить ребенку чувство юмора, логику, фантазию и развить весь процесс мышления в целом.

Русские народные скороговорки

Русская скороговорка – короткая шуточная фраза, построенная на сочетании труднопроизносимых звуков, придуманная нашими предками для развлечения и используемая сейчас для коррекции проблем с речью и дикцией.

Некоторые хорошо известные каждому русскому (и не только русскому) человеку песни мы считаем народными. Их зачастую так и объявляют «русская народная песня….». Помните несравненная Екатерина Савинова- Фрося Бурлакова в легендарном фильме «Приходите завтра» говорила: « музыка народная, слова не знаю чьи, наверное тоже народные».
Но ведь их кто-то написал! Сегодня хочу напомнить о двух таких истинно народных поэтах: Алексее Кольцове и Иване Сурикове.

Каждому, пожалуй, с детства знакомы строки

Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой...

Это суриковское «Детство». И я не исключение. Одна из первых моих книжек, даже картинки из неё помню.

Но этот пост о песнях. Одна из самых известных, которую и сейчас нередко поют и в концертах и в застольях (несмотря на полутора вековую историю!) это «»Рябина» (« Что стоишь качаясь, тонкая рябина?») . Вот как она звучит в исполнении хора русской народной песни

А вот стихи И.З. Сурикова
:
"Что шумишь, качаясь,
Тонкая рябина,
Низко наклоняясь
Головою к тыну?"
- "С ветром речь веду я
О своей невзгоде,
Что одна расту я
В этом огороде.
Грустно, сиротинка,
Я стою, качаюсь,
Что к земле былинка,
К тыну нагибаюсь.
Там, за тыном, в поле,
Над рекой глубокой,
На просторе, в воле,
Дуб растет высокий.
Как бы я желала
К дубу перебраться;
Я б тогда не стала
Гнуться да качаться.
Близко бы ветвями
Я к нему прижалась
И с его листами
День и ночь шепталась.
Нет, нельзя рябинке
К дубу перебраться!
Знать, мне, сиротинке,
Век одной качаться".
<1864>
Как видим, в песне слова немного переделаны. Ну, а автор музыки и вовсе неизвестен Так что песню смело можно отнести и к народному творчеству. Так сказать соавторство Поэта и Народа.

А вот ещё одно стихотворение Ивана Захаровича
Кони мчат-несут,
Степь всё вдаль бежит;
Вьюга снежная
На степи гудит.

Снег да снег кругом;
Сердце грусть берет;
Про моздокскую
Степь ямщик поет...

Как простор степной
Широко-велик;
Как в степи глухой
Умирал ямщик;

Как в последний свой
Передсмертный час
Он товарищу
Отдавал приказ…

Узнали? Конечно, знаменитая песня «Степь, да степь кругом». Тоже довольно измененная по сравнению с оригиналом. Вариантов текста этой песни множество. А стихи Сурикова звучат так.
"Вижу, смерть меня
Здесь, в степи, сразит, -
Не попомни, друг,
Злых моих обид.

Злых моих обид,
Да и глупостей,
Неразумных слов,
Прежней грубости.

Схорони меня
Здесь, в степи глухой;
Вороных коней
Отведи домой.

Отведи домой,
Сдай их батюшке;
Отнеси поклон
Старой матушке.

Молодой жене
Ты скажи, друг мой,
Чтоб меня она
Не ждала домой...

Кстати ей еще
Не забудь сказать:
Тяжело вдовой
Мне ее кидать!

Передай словцо
Ей прощальное
И отдай кольцо
Обручальное.

Пусть о мне она
Не печалится;
С тем, кто по сердцу,
Обвенчается!"

Замолчал ямщик,
Слеза катится...
А в степи глухой
Вьюга плачется.

"Как простор степной
Широко-велик;
Как в степи глухой
Умирал ямщик".

К слову сказать, стихи эти навеяла Сурикову старинная ямщицкая песня «СТЕПЬ МОЗДОКСКАЯ…»

Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская,
Степь Моздокская!
Широко ли, далеко, степь, ты протянулася,
Протянулася,
От Саратова ты, степь, до села Царицына,
До Царицына;
Пролегала по степи большая дороженька,
Дорожка широкая...
Проезжали по ней молоды извощики,
Молоденькие;
Как лошадки у них буланые, Все буланые,
Хомуты-то у них серебряны,
Серебряны;
Как узды-то у них все наборные,
Все наборные;
Как тележки-то у них все шиповные,
Все шиповные...
Солучилося у них несчастьице,
Да немалое.
Захворал да занемог у них добрый молодец,
Млад извощичек...
Он просил-то, он просил своих товарищей,
Товарищей:
«Ах вы, братцы вы мои, вы друзья-товарищи,
Товарищи!
Не покиньте вы, братцы, моих вороных коней,
Вороных коней.
А свезите вы, братцы, батюшке низкий поклон,
Низкий поклон,
Родной матушке челобитьице,
Да челобитьице,
Малым детушкам мое благословеньице,
Благословеньице
Молодой моей жене полну волюшку,
Все свободушку».

Песню «Степь да степь кругом» тоже чаще всего именуют русской народной. Но у неё есть авторы и слов и музыки. Иван Суриков и С. Садовский.
В исполнении Лидии Руслановой

Истоки ещё одной народной песни находим в творчестве Сурикова (или стихи навеяны народной песней? Теперь уж неизвестно)

Сиротой я росла,
Как былинка в поле;
Моя молодость шла
У других в неволе.

Я с тринадцати лет
По людям ходила:
Где качала детей,
Где коров доила.

Светлой радости я,
Ласки не видала:
Износилась моя
Красота, увяла.

Износили ее
Горе да неволя;
Знать, такая моя
Уродилась доля.

Уродилась я
Девушкой красивой,
Да не дал только бог
Доли мне счастливой.

Птичка в темном саду
Песни распевает,
И волчица в лесу
Весело играет.

Есть у птички гнездо,
У волчицы дети -
У меня ж ничего,
Никого на свете.

Ох, бедна я, бедна,
Плохо я одета, -
Никто замуж меня
И не взял за это!

Эх ты, доля моя,
Доля-сиротинка!
Что полынь ты трава,
Горькая осинка!

Самые известные строки "хороша я, хороша..." которые так колоритно здесь спела Татьяна Пельтцер, как видим, в оригинале и вовсе не присутствуют.

Ещё один народный поэт - Алексей Кольцов.

Русская песня

Я любила его
Жарче дня и огня,
Как другие любить
Не смогут никогда!

Только с ним лишь одним
Я на свете жила;
Ему душу мою,
Ему жизнь отдала!

Что за ночь, за луна,
Когда друга я жду!
И бледна, холодна,
Замираю, дрожу!

Вот он идет, поет:
Где ты, зорька моя?
Вот он руку берет,
Вот целует меня!

Милый друг, погаси
Поцелуи твои!
И без них при тебе
Огнь пылает в крови,

И без них при тебе
Жжет румянец лицо,
И волнуется грудь,
И кипит горячо!

И блистают глаза
Лучезарной звездой!
Я жила для него -
Я любила душой!

В каком –то смысле Кольцову повезло больше, тексты его стихов в песнях сохранились практически неизменными.

Не шуми ты, рожь, спелым колосом!
Музыка Гурилева, поют студенты вокального отделения" РАМ им.Гнесиных,

Исключение, пожалуй, самая известная песня на его стихи – «Хуторок» . Да и то, она не переделана, а просто сильно сокращена, т.к. оригинальное стихотворение довольно длинное.
Поет Сергей Лемешев.

Много песен и романсов на стихи Кольцова тут

Вот уж без чего совершенно невозможно представить русского человека — так это без песни. И вовсе не потому, что все-еда весело живется — это хорошо поясняет народная мудрость «не от радости и пташка в клетке поет», «не всяк весел, кто поет — и за песней плачется».
Просто песня с давних времен стала неотъемлемой частью жизни — и бытовой, и духовной.
Родился человек — ему поют колыбельные.
Юность пришла— ее сопровождают хороводные, любовные, игровые песни.
А уж что касается свадебного обряда, то в нем песнями сопровождается едва ль не каждый жест невесты.
А сколько семейных песен звучит на российских просторах из века в век!
И еще отдельно — солдатские, казачьи, ямщицкие, уличные, бурлацкие, разбойничьи, тюремно-невольничьи.
Другими словами, в песнях отражена вся жизнь и человека, и народа в целом. Не зря же сам народ и говорит, что «сказка — складка, а песня — быль, сказка — ложь, а песня — правда», подтверждая этим прежде всего реалистичность песенного искусства. Действительно, сейчас по текстам песен можно достоверно узнать, как и из чего делалась колыбель для ребенка («оценок деревянный, колечко оловянно» и т.д.), как распределялись роли в семье, кто какую работу исполнял, каким образом происходило чаще всего знакомство будущих мужа и жены, почему именно такое отношение было к свекру, свекрови, золовкам..
А что за кладезь исторических сведений — песни о Пугачеве и Разине, о военных походах, об Иване Грозном, Петре Великом.

Наверное, нет такого события в жизни нашего народа, которое не нашло бы своего отражения в песнях, будь то давнее иго («А и деялось в орде..»), или покорение Сибири («Шатался-мотался Ермак сын Тимофеевич»), или Северная война («Пишет, пишет Карла шведский»), или Отечественная война с французами («Про Платова-казака»), уж не говоря о таких недавних, как гражданская война и Великая Отечественная.. Перечитывая эти песни, понимаешь, почему Н. Гоголь назвал их народной историей, исполненной истины.
Современный исследователь С. Лазутин в энциклопедической статье о песне как одной из форм словесно-музыкального искусства пишет, что «в былинах и исторических песнях русского народа получили отражение важнейшие исторические события за тысячелетие. Одна из центральных идей этих песенных жанров — идея патриотизма, защиты отечества».

Но патриотичны — в самом глубоком значении этого слова — практически все народные песни: календарные, лирические, плясовые, игровые, — ведь в них продолжает жить традиция, в них сохранен сам дух народной жизни. И если сейчас редко звучат родильные и крестильные песни, колядки и подблюдные, купальские и покосные, веснянки и жнивные, — это вовсе не значит, что они забыты за ненадобностью. Может, и забыты на время, но по другим причинам. А стоит любой из них зазвучать — и душа тут же потянется навстречу мелодии, распахнется, потому что узнает, почувствует нечто родное. Тем более, что русские песни, как, может, никакие иные, многогранны и многожанровы. Например, один из лучших современных знатоков русских обрядовых песен Ю. Круглов пишет: «То, что пелось и называлось колядками, на самом деле представляет собой комплекс жанров. Можно говорить о ритуальных песнях-колядках, колядках-заклинаниях, колядках-величаниях и колядках-корениях. Среди масленичных песен совершенно определенно можно выделить также ритуальные, заклинательные, величальные и корильные песни.. В хороводах и величали, и корили, в них исполнялись игровые и лирические песни.. В свадебных песнях наиболее полно представлены все жанры обрядовых песен.»
О сути народных песен, об их закономерностях и особенностях, о влиянии и распространении написано много книг и статей. Но данный сборник предназначен прежде всего для широкого читателя, которого интересуют в первую очередь сами тексты, ведь так много прекрасных песен со временем было утрачено, забыто. Память — не самое прочное на земле. Поэтому песенники были и остаются достаточно популярными изданиями, — начиная с появившихся в восемнадцатом веке, таких как «Музыкальные увеселения», «Собрание русских простых песен с нотами», «Собрание разных песен», «Карманный песенник, или Собрание лучших светских и простонародных песен», «Солдатский песенник» и других, и завершая выходящими в свет сейчас.

Распевая народные песни, мы, как правило, не задумываемся о том, что целые поколения отечественных фольклористов собирали, записывали, публиковали их именно для того, чтобы сохранить и для нас, и для наших внуков. Какие яркие личности в этой славной плеяде — Н. Львов, П. Рыбников и П. Киреевский, А. Соболевский и П. Якушкин, П. Шейн, Н. Лопатин, В. Прокудин, Ф. Истомин, С. Ляпунов и многие другие. Благодаря их поистине титаническому подвижническому труду десятки тысяч текстов обрели вторую жизнь.
Народная песня вдохновляла А. Пушкина и М. Лермонтова, Н. Некрасова и А. Кольцова, И. Сурикова, Н. Языкова и других поэтов, чьи стихи затем тоже стали народными песнями, будь то «Не шуми ты, рожь» или «Степь да степь кругом».

Но разве и по сей день не вдохновляет она миллионы россиян? Не только потому, что «строить и жить помогает», хотя еще В. Даль в своем словаре отмечает — «весело поется — весело прядется», но и потому, что сохраняет представление о красоте, о доброте, о любви, о чести, о дружбе; а еще — спасает душу, не давая ей забывать о полете, о парении, о крыльях. И, конечно же, о красивом русском языке, который песня старается сохранять во всей его чистоте и многогранности.
В книге, которую вы держите в руках, собраны песни, представляющие жизнь в разных ее ипостасях. Как правило, тексты взяты из дореволюционных изданий. Составитель, не ставя задачи публиковать этнографические материалы, все же старался как можно бережнее относиться к тексту. Пунктуация по мере необходимости приведена к современным требованиям. Что же касается орфографии, то полностью следовать принятым сейчас принципам не всегда возможно, особенно в тех случаях, когда речь идет о ритме (например, «мово коня» вряд ли стоит править, ибо «моего коня» — это уже иной ритм), да и не всегда нужно, так как излишнее «осовременивание» старой народной песни лишает публикацию смысла. Это все равно, что букет сирени, лишенный запаха.

Надеюсь, читатель разделяет мое убеждение, что песня существует для того, чтобы ее пели, а не декламировали с листа. Следовательно, текст должен быть практически одинаков для всех потенциальных певцов, особенно, если предполагается хоровое исполнение.
Расположить народные песни по какому-либо одному принципу — жанровому, хронологическому, тематическому, функциональному и т.д. — достаточно сложно. Поэтому для удобства сборник составлен так, что песни в нем «взрослеют» вместе с человеком — от колыбели до самостоятельной жизни. Завершается книга авторскими произведениями, значительная часть которых со временем стала восприниматься, как народные песни. По соображениям объема книги за пределами данного сборника остались календарные и исторические песни, причитания и частушки, но — всему свое время и свои книги.

С самого раннего детства слыша русскую песню — то растяжную застольную, то удалую плясовую, то напевную лирическую — мы и сами того не замечаем, как она влияет на наш национальный характер.
Не зря же придумано — «чьим умом живешь, того и песенку поешь». Но так ли уж часто звучит она сейчас, русская народная песня, с экранов телевизоров, в радиопередачах, на стадионных концертах современных «звезд» эстрады? Гораздо реже, чем могла бы. Гораздо меньше, чем всем нам необходимо. И если этот сборник поможет кому-то вспомнить и — дай Бог — пропеть несколько народных песен, значит, он не зря вышел в свет. Как говорится, хоть песней коня не накормишь, а и то верно, что слова из нее не выкинешь.

Иван Панкеев

КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ
Серые коты
Уж ты, дремушка-дрема
Сон да дрема
Сон ходит по сеням
Бай-побай да ржаной каравай
Бай-бай, поскорее засыпай
Спи, хорошая моя
Бай-побаюшки
Бай-побай, колыбели не ломай
А баю-баю-баю
Баю-баюшки-баю
Котик-коток, серый хвосток
Байки-побайки
А баю-баю-баю, жил мужик на краю
Ай люшеньки-люли

ХОРОВОДНЫЕ ПЕСНИ
Я по жердочке шла
По утру ранешенько, на заре
Ах ты, веюшко
За лесом-лесом
Как за реченькой
Как у наших у дворянских у ворот
Как под белою под березою
Как и люди-то во людях-то живут
У девицы в белом лице
Я полю, полю лучок
В саду девки, в саду красны
Я по травке шла
Я вечор, молода
Выходили красны девушки
Как во далице, далице.
Как по речке, по Казанке.
Отпросилась Катенька у родимого батюшки.
Вздумала мати Дуню домой покликати.
На улице, матушка, девиц хоровод
Уж как на лугу-лугу
Этот кустичек не мил
Хожу млада по Дунаю
Горенка, горенка новая.
Со восточной со сторонушки.
Летел сокол высоко, да высоко
На горе-то калина
Как на море волны бьют
При долу лен, лен
Как у наших у ворот
По горам девки гуляли
На горе-то вьюны вьются,
За долом, долом
С вечерочка два следочка
Вечер девки, вечер девки
Молодка, молодка молоденькая.
Еще по морю корабличек
Скочил козел в огород
Я вечор, молода, во пиру была
Посеяли девки лен
Уж я сеяла, сеяла ленок
На горе, горушке, на высокой
Еще сметь ли песню петь
Взойду ли я
Посею лебеду на берегу.
Я из горницы в горницу ходила
Теща до зятя удобрилася

ПЕСНИ О ЛЮБВИ
Ах, кабы на цветы да не морозы
Ой, матушка, тошно
Разливалась мати полая вода
Шумел камыш, деревья гнулись
Кручина моя, кручинушка
Я посею ли, младенька
Ты, дума моя, думушка
Из-за лесу, лесу темного
Вы не дуйте, ветры буйные
Кого-то нет, кого-то жаль
Кабы знала я, ведала
Волга-матушка родимая течет
Растоскуйся, моя сударушка
Ты полынушка, полынка
Если б я была вольной пташечкой
Цвели, цвели цветики да поблекли
Не спится мне, красной девушке
Скучно, матушка, весною жить одной
Ах, девица-красавица
Ах, уж вы, ночи, мои ноченьки
По улице мостовой
Я вечор, добрый молодец, загулялся.
Устиньюшка по горенке ходила
Грушица, грушица моя
Таня по полю ходила
Как и батюшкин терем
Поляна моя, полянушка
Ты дуброва моя, дубровушка
Хорошо тому на свете жить
Ах, кто бы мне, ах, мому горюшку
Ой ты, зимушка-зима
Соловей кукушку подговаривал
Не сиди, девушка, поздно вечером
Говорил-то мне мил друг, приказывал
Можно, можно по рощице разгуляться
Ах, ты зачем, зачем, рябинушка.
Среди поля, полюшка-поля
Ах вы ветры, ветры буйные
По весне то было, весне красныя
Как по улице молодец идет
Добрый молодец по улице похаживает
Болит моя головушка
Канарейка, канарейка, канареечка
Не пыль, не кура в поле подымалася
На восходе красна солнышка
Ах ты, душенька, красна девица
Вещевало мое сердце
Вострепенется сокол, на дубу сидючи
В чистом поле при долине
Не сокол летит по поднебесью
Туман, туман при долине
Ты о чем, горька кукушечка
На заре было, на зореньке
Красная девица по бережку гуляла
Пойду, млада, я вдоль долиною
Соловей мой, соловей
Калинушка с малинушкой, лазоревый цвет
Девки шили ковер
Возле речки, возле мосту
Сторона ль ты моя, сторонушка
Ах ты, камень мой, камышек
Туманно красное солнышко
Ах, что ж ты, голубчик, не весел сидишь
Ты мой сизенький, мой беленький голубчик
Ахти, горе, тоска
Заболит головушка, заноет сердечушко
Подружки, голубушки
Долина-долинушка
По горам, и я по горам ходила
Девушка молоденька семнадцати лет
Во саду ли, в огороде:
Дорогая моя, хорошая
Полно, солнышко, из-за лесу светать
Ой, по удице туман расстилался
Как на горке, на горе, на прикрасе на такой
Не ржавчина у нас в болоте травку всю съедает
Уж вечор-то я, добрый молодец
Уродилася сильна ягода в бору
Говорила я дружку милому
Вену ли ветры из поля
Вниз по Волге-реке с Нижня города
На родимую сторонку ясный сокол прилетел
Веселитеся, подружки
Ты не пой, не пой, соловьюшко
Не летай, не летай, мой сизенькой голубок
Что цвели-то, цвели в поле цветики
Ивушка, ивушка, зеленая моя
Не калинушку ломала
Как у ключика у гремучего
Идет миленький лужочком
Как на дубчике два голубчика
Манул парень девушку
Ходил-гулял молодец
Во лесах то было, во лесах-борах
Соловей мой, громкая пташечка
Что во светлой было светлице
Пряди, моя пряха, пряди, не ленися
Государь мой родный батюшка
Далеченько в чистом поле
Прощай, батюшка-Иртыш, с крутыми горами
Возвивался сокол высоко
Ах, не одна-то, не одна
Из-под гор, млада, иду
Вдоль по улице молодчик
Вылетала бедна пташка на долину
Вниз по реченьке, вниз по быстренькой
Я во тихой во смиренной во беседушке
Соловей мой, соловей, молоденький
Выду за ворота
Во колодезю было во студеному
Не мила-то мому разлюбезному
Как и молодец шел дорожкою
Уж вы, сады мои, сады
Ой, неволя, неволя — боярский двор.
Ах ты, ноченька, ночка темная
Как во городе во Санктпитере.
Вечор ночесь к девушке
Не заря ли, вечерняя зорюшка, заря спотухала
Ты развей-ко, раздуй-ко, рябинушка раскудрявая
Во селе, селе Покровском
Не летай, сокол, по новым сеням,
Время проходит, время летит

СВАДЕБНЫЕ ПЕСНИ
Как у ласточки да у касаточки
Середи было царства Московского
Где был, сокол, где, соколинька?
Как бы по мосту, мосту
Как бы на горе, горе
Поутру рано на заре
Накануне было девичничка
В поле олень — золотые рога
Месяц светит над горою
Золото к золоту сыплется
По-край моря синего
На горе, горе, на высокой. :
Вкруг Казани, вкруг города
Ты камень яхонт
Что летал-то летал сокол
Летал сокол по вишенью
Билася буря перед тучею
Из поля, поля-поличка
Как у нас было во нынешнем году
Выкатался скатен жемчуг
На море, на море селезенюшко.
Ах ты яблонь, ты яблонь
Сердце мое, ты сердечко
Разлилась вода вешняя
Полечком, полечком уторена дорожка
Ай сборы, сборы Лукерьюшкины
Не буйные ветры навеяли
Что не ключики-то брякнули
Прошу я, красна девица
По лугам весною
Я пошла, молоденька
Спасибо тебе, парная мыльная баенка
Не несут-то мои ножки резвые
Спасибо, желанная родимая матушка
Теперь вскину свои очи ясные
Не пу жайся, дом тепловито гнездышко
Глупая младая буйная головушка
Расшатнитесь-ко, народ, люди добрые
Господи Иисусе Христе Сыне Божий
Полно спать, пора вставать
Слава Богу, слава Господу
Что сестра брату милому
Вы вставайте, мои голубушки
Во кремле Китае-городе
Во саду было, во садичке
Поднималася погодушка
Ой дымно, ой чадно

ПЕСНИ О СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
По горенке похожу, в окошечко погляжу
Ветры мои, ветры, вы буйные ветры
Летела пава через улицу
Ходила-гуляла вдова молодая
Давно я, давно у батюшки была
Исходила, младенька, все луга и болота
Отдают меня, мл аду
Ой не сырой бор загорается
Понизехонько солнце ходит
Полоса ли моя да полосонька
Не сон мою головушку клонит.
На улице то дождь, то снег
На море орел
Выдала матушка далече замуж
А кумушки пьют, голубушки пьют
Лучина, лучинушка березовая
Судьба ты, моя судьба
Зеленейся, зеленейся, мой зелененький садочек
Калину с малиною вода поняла
Сосенка, сосенушка молоденькая
Возле садика, млада, хожу.
Мимо саду, мимо зеленого
Как у сизого млада селезня
Вы раздайтесь, расступитесь, люди добрые
Возле реченьки я хожу, молода
Спится мне, младешенькой, дремлется.
Калина, калина, калинушка моя
Ах, да у соловушки крылья примахалися
Как по речке-речке.
Я пойду, пойду в зеленый сад гулять
Ах ты хмель мой, хмель, веселая голова
Ой, и всплакнула вдовушка.ы
При дуброве лен, лен
Отдала меня матушка
Я малешенек у матушки родился
Одна была в поле дорожка
Ах ты, молодость, моя молодость
Высоко, высоко кленовый лист
Сосенка, сосенушка
Была я у матушки любимая дочь,
В чистом поле, полюшке.
У батюшкиных ворот
Через леса, леса темные
Виноградка, сладка ягодка

СОЛДАТСКИЕ И КАЗАЧЬИ ПЕСНИ
.Черный ворон
У отца бьшо, у матушки три сына любимыих
Вдоль по, Питерской, Московской по дороженьке
Запобедны наши головушки молодецкие
Ты пеки, пеки, красно солнышко
Не кукушечка во сыром бору куковала
Тошно жить вдове с сиротами
Как у ласточки, у касаточки
Уж вы кудри мои, кудерушки
Не ясен сокол пролетывал
Торил Ванюшка дорожку
Как отдал меня батюшка замуж
Заря моя, зорюшка
Как не пыль в поле запылилася
Был один-то, один у отца, у матери
Не белы снеги во чистом поле
Попила-то моя буйная головушка
Вились, вились мои кудерцы.
Как у Ванюшки голова болит
Уж ты в^тер, шельма, ветер-ветерочек
Породила да меня матушка
Шел детинушка дорогою
Дорожка моя, дорожка славна питерска
По зарям- зарям сердце слышало
Уж вы ночи мои, ночи темные
В чистом поле стояло тут дерево
Горька-то в поле травонька, полынь горькая
Проторенная новая дорожка
Что победные головушки солдатские.
Сторона ль ты моя, сторонушка.
Как не с гор, не с дол сильная погодушка
Ты долина ли моя, долинушка, раздолье широкое
Уж ты зимушка, зима
Дорога ль моя, дороженька
Со вечера, со полночи
Погодушка полуденная
Далече ты, раздольице, в чистом поле
Ах, бедные головушки солдатские
Что вились-то мои русы кудри
Ох вы туманы мои, туманушки
Не травушка, не ковылушка в поле шатается
Не от тучи, не от грома, не от солнышка
Воспоют, воскормил отец сьша.
Не беленькая березонька к земле клонится
Как у ключика было у текучего
Как никто-то про то не знает, не ведает
Ах, пал туман на сине море
За Уралом за рекой
Ах ты, матушка Москва-река
Вы, солдатики-уланы
За горами бьшо за высокими
Не черная черница зачернелася
На заре то бьшо на утренней
Тихохонько сине море становилося
Возмутился славный наш тихий Дон
Как на славном то бьшо на Круглом озере
Шли казаки с моря Черного

ПЕСНИ БУРЛАКОВ
Да вы, ребята, бери дружно
Не вечерняя заря, братцы, приутухла
Ах, по помосту, мосту
Не пора ли нам, братцы-ребятушки
Поутру то бьшо раным-рано
Перед нашими вороты.
Вольна птичка пташечка перепел очка

ПЕСНИ РАЗБОЙНИЧЬИ И ТЮРЕМНЫЕ
Не шуми, мати зеленая дубровушка.
Вы бродяги, вы бродяги.
Ты рябинушка да ты кудрявая,
Ты детинугдка-сиротинушка
Волга, ты Волга-матушка
Сиротка, ты, сироточка, сиротинушка горькая
Не ковыль в поле травушка шатается
Край дорожки, край широкий
Не былинушка в чистом поле зашаталася
Еще что же вы, братцы, призадумались
Растужился млад ясен сокол
Собирается вор Копейкин
Не далече было вот, бьшо далече
Что из Нижнего Нова-города
Ты взойди-ка, красно солнышко
Сирота ль моя ты, сиротушка
На степи-то, степи на Саратовской
Пожила ли я с дружком, я с дружком во совести
Уж ты, воля, моя воля
Не для-ради меня, молодца, тюрьма строена
Вы, леса мои, лесочки, леса темные
Бывало у соколика времечко.
Добры молодцы все на волюшке живут
Ты воспой, воспой, млад жавороночек.
Как бывало мне, ясну соколу, да времечко.
Не соловушек в зеленом лесу громко свищет
Все люди живут, как цветы цветут.
Ты злодейка да злакоманка, змея лютая
Ах, что ж ты, мой сизый голубчик

АВТОРСКИЕ ПЕСНИ, СТАВШИЕ НАРОДНЫМИ
Аммосов А. Хас-Булат удалой
Вельтман А. Что отуманилась, зоренька ясная
Вяземский П. Тройка
Глинка Ф. Тройка
Гребенка Е. Очи черные
Грейнц Р. Плещут холодные волны
Давыдов Д. Славное море — священный Байкал
Жуковский В. Кольцо души-девицы
Козлов И. Вечерний звон
Козлов И. Проснется день — его краса
Кольцов А. Ах, зачем меня силой выдали.
Кольцов А. За рекой на горе
Кольцов А. По-над Доном сад цветет
Кольцов А. Не шуми ты, рожь
Кугушев В. Не будите меня, молоду
Лермонтов М. В глубокой теснине Дарьяла
Лермонтов М. Выхожу один я на дорогу
Лермонтов М. Отворите мне темницу
Лермонтов М Спи, младенец мой прекрасный
Макаров Н. Однозвучно звенит колокольчик
Мерзляков А. Среди долины ровныя
Некрасов Н. Не гулял с кистенем я в дремучем лесу.
Некрасов Н. Хорошо бьшо детинушке
Некрасов Н. Тройка
Никитин И. Ни кола, ни двора
Ольхин А. Дубинушка
Плещеев А. Я у матушки выросла в холе
Полонский Я. В одной знакомой улице
Полонский Я. Мой костер в тумане светит
Пушкин А. Гляжу, как безумный, на черную шаль
Пушкин А. Раз полуночною порою
Разоренов А. Не брани меня, родная
Репнинский Я. Наверх вы, товарищи, все по местам.
Рылеев К. Ревела буря, дождь шумел
Соколов Н. Шумел, горел пожар московский
Стромилов С. То не ветер ветку клонит
Суриков И. Словно море в час прибоя
Суриков И. Спишь ты, спишь, моя родная
Суриков И. Степь да степь кругом
Суриков И. Тихо тощая лошадка
Трефолев Л. Когда я на почте служил ямщиком
Цыганов Н. Не шей ты мне, матушка
Цыганов Н. Что ты, соловьюшко
Языков Н. Из страны, страны далекой:
Языков Н. Нелюдимо наше море
Литература
Алфавитный указатель