Вазопись древней греции презентация мхк. Искусство древней греции и рима вазопись древней греции

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Урок 1 Вазопись и греческий орнамент Презентацию подготовила Преподаватель ИЗО МБУ ДО ДШИ а. Тахтамукай Джасте Саида Юрьевна

2 слайд

Описание слайда:

Орнамент Древней Греции Древнегреческое орнаментальное искусство развивалось в основном в двух направлениях: вазописи и архитектурном декоре. При этом по вазописи можно проследить во всех подробностях историю развития греческой орнаментики; архитектура как бы подхватывает и продолжает эту историю. Самым древним видом росписи древнегреческих ваз являются геометрические полоски; позже появляются стилизованное изображение растений, животных и фигурные узоры. Впоследствии главным мотивом стала человеческая фигура (чаще всего это сцены из греческой мифологии).

3 слайд

Описание слайда:

Меандр Пожалуй, самым знаменитым и узнаваемым греческим орнаментом является меандр - непрерывная лента, состоящая из прямых углов. Его находили ещё на предметах времён палеолита и неустанно думали над версиями происхождения этого символа. Считается, что название дали по ассоциации с одноимённой извилистой рекой в Малой Азии, рекой Меандр, ведь её извилистые берега и течения повторяют цикличный орнамент с прямоугольными элементами.

4 слайд

Описание слайда:

Что касается трактовок орнамента, то меандр вызывал у древних множество ассоциаций. Согласно одной теории, он символизировал вечность, постоянное движение, течение жизни, а прямые линии и углы - добродетель. А по другим версиям меандром и вовсе задабривали богов. Для многих меандр стал символом божественного поражения, того, что смертный все-таки может противостоять богам и даже победить их. Меандр - символ того, что можно совершить невозможное! Меандр веками остаётся самым распространённым и одновременно самым таинственным греческим орнаментом. В древности ремесленники украшали им изделия, постепенно усложняя и придумывая новые вариации. Постепенно орнамент приобрёл двойные и даже тройные волны. Судя по количеству видов меандра, древние художники негласно соревновались - кто же сочинит более совершенный орнамент?

5 слайд

Описание слайда:

Спираль На многих греческих изделиях и памятниках изображена спираль - один из ярких примеров древнего орнамента. Но это не просто замысловатый рисунок, а символ с особым смыслом, которым греки наделяли, кажется, абсолютно всё. Спираль у них ассоциировалась с развитием и движением, она была символом жизни. Интересно, что древние греки воспринимали орнамент спирали как атрибут Афины (если она раскручивалась по часовой стрелке) или Посейдона (против часовой стрелки). А в некоторых трактовках в раковине спирали виделся образ Вселенной, в её центре - пуп Земли.

6 слайд

Описание слайда:

Спираль В качестве примера использования спиралевидных орнаментов в архитектуре можно взять фрагменты ионических колонн, например, Эрехтейона. В античности их воспринимали как образец изысканности. В ионических капителях и можно увидеть те самые спиральные орнаменты - такие завитки называют «волютами». Но в древнегреческой архитектуре существовали также обегающие и S-образные спирали.

7 слайд

Описание слайда:

Акант Для античности характерен ещё один любопытный орнамент - акант. Своё название он получил по аналогии со средиземноморским растением акантом (Acanthus mollis), и необычная форма его листьев лежит в основе орнамента, заимствованного у самой природы. Акант можно встретить на капителях, карнизах, фризах. Для Коринфского ордера украшение капители листьями аканта было характерной чертой.

8 слайд

Описание слайда:

Кому пришло в голову использование аканта как орнамента? Оказывается, за этим стоит легенда из жизни архитектора Каллимаха. Прогуливаясь по кладбищу, он заприметил могилу девушки, а на ней - корзину с личными вещами, которую оставила здесь кормилица. Буйный акант обвил корзину, и Каллимах перенёс увиденное на капители Коринфского ордера. Впоследствии ордер получил название «девичьего» и отличался от Ионического, более «мужского». По иным версиям акант вырастал на могилах героев, символизируя собой жизнелюбие и силу. Кроются ли истоки в легенде или просто в красивой и изящной форме аканта, но растение стало любимым для античных архитекторов. Сейчас примеры использования этого орнамента можно увидеть в афинском Храме Зевса, на капителях афинской Агоры, оставшихся от колонн, и на библиотеке Адриана. Акант

9 слайд

Описание слайда:

Ещё одним растительным орнаментом в греческом искусстве позже становится пальметта - веерообразное изображение пальмового листа. Она появляется под влиянием Востока - впервые такой мотив рождается в Египте, откуда распространяется на Крит. Пальметта позволила грекам разнообразить привычные орнаменты и даже заменила меандр. Обладая богатством декоративных возможностей, она придала выразительность, но изначально не таила в себе особого смысла. Орнамент часто использовали в оформлении надгробий, декорировании карнизов и колонн. Пальметта

10 слайд

Описание слайда:

Конечно, греки не бездумно скопировали пальметту. Считая пальмовый лист слишком громоздким, они стилизуют орнамент и добавляют завитки, напоминающие виноградные усики. В результате восточная пальметта в Греции принимает грациозный вид и занимает почётное место среди прочих традиционных орнаментов. Пальметта

11 слайд

Описание слайда:

Орнамент Древней Греции Греческий орнамент во многом использовал особенности египетского, частично финикийского и ассирийского, но все воспринятое было переосмыслено и переработано по своему. Созданный орнамент был оригинальным. Основными его качествами становятся легкость и гармония, символическое содержание отодвигается на второй план. Строгая симметрия геометрического орнамента, составленного из простой комбинации вертикальных, горизонтальных линий и прямых углов, превращена греками в гармоническое совершенство. Правильность и симметрия – постоянное правило греческого орнамента. Основных форм орнамента мало, но они варьируются и комбинируются до бесконечности.

12 слайд

Описание слайда:

Орнамент Древней Греции Первоначально в греческом орнаменте преобладали мотивы восточного происхождения (сфинксы, грифоны). Но в классический период они вытесняются сюжетами, взятыми из жизни окружающей природы, или геометрическими. Широко применялись мотивы: ионики, перлы, плетенка, комбинации из всевозможных кривых, яйцеобразный орнамент (овы) и др. Часто использовалось изображение листьев алоэ, всевозможных водяных растений, винограда, плюща, цветов жимолости, лавра и оливкового дерева. Из зоологических форм особое распространение получила голова быка. Впоследствии все эти формы были использованы как мотивы многими народами. Аттические краснофигурные вазы являют собой высокие образцы классического античного стиля и убедительно показывают, какую значительную роль может играть орнамент при создании художественного образа в прикладном искусстве. Именно орнаменту, составляющему их декор, и выделяющемуся своей гармонией и красотой, было суждено стать основным выразительным средством при создании художественного образа этих замечательных памятников древнегреческого искусства.

13 слайд

Описание слайда:

Декорирование тканей в Греции Ткани Древней Греции обладали высокими декоративными качествами. Самые древние из них (III в. до н.э.) – шерстянные шпалерные ткани, на одной из которых изображены утки, плавающие по пурпурному морю. Здесь, благодаря тонким цветовым переходам, мастер добился рельефного эффекта. Встречаются также ткани с геометрическим узором. При декорировании тканей греки использовали следующие цвета: пурпур различных оттенков, цвет морской волны, зеленый, алый, фиолетовый, шафранно-желтый, коричневый; одни ткани имели пурпурную кайму, другие – участки, затканные золотом или вышитые орнаментом из звезд, фигур животных.

14 слайд

Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись.

Выполнила Битюцких Н.Е.,

учитель ИЗО

ГБОУ ГСГ.


Цель:

  • Познакомиться со стилями и сюжетами древнегреческой вазописи.

Задачи:

  • Понять место и роль античного искусства в мировой художественной культуре.
  • Изучить стили росписи ваз, особенности орнамента и техники нанесения рисунка.
  • Используя сюжетную роспись, орнамент выполнить эскиз греческой чернофигурной вазы.

В Древней Греции вазы изготавливались из обожженной глины.

Вазопись – роспись керамических (от греческого «керамос» – глина) сосудов.

Древнегреческие мастера создавали великое множество сосудов различного назначения:

  • Кратеры – большие сосуды для смешивания вина с водой.
  • Амфоры – для хранения оливкового масла, вина и зерна.
  • Килики – изящные вазы для питья.
  • Гидрии –сосуды для наливания воды.

Основные виды греческих ваз.



Лутофора


Кальпида



Геометрический стиль.

Диплонская амфора.

Глина. 8 в. до н.э.

Лутрофор из Аттики. Глина.

Около 700 – 680 г. до н. э.


В росписи ваз различается несколько видов техники с использованием черного лака.

Чернофигурный стиль.

Фоном служит естественный цвет обожженной глины, а рисунок выполнен черным лаком.

Краснофигурный стиль.

Фон покрывался черным лаком, а изображения оставались красноватого цвета глины.


Чернофигурный стиль

Клитий и Эрготим.

Кратер (ВАЗА ФРАНСУА)

Глина середина 6 в. до н.э.


Прекрасные эти античные вазы

Понравились нам почему– то не сразу:

Подумаешь, вазы…, - подумали мы.

Другим были заняты наши умы.

  • Коринфская ольпа. Глина. 7 в. до н.э.

Сначала на них мы взглянули скучая,

Потом мы к одной пригляделись случайно,

Потом загляделись…

И может быть, час, никак не могли

Оторваться от ваз.

Чернофигурная гидрия

«Ахилл с телом Гектора»

Глина. VI век до н. э.

Чернофигурная амфора

«Ахилл убивает царицу амазонок, пришедших на помощь Трое»


То вазы - гиганты,

То карлики- вазы

И каждая ваза, с рисунком- рассказом

Килики. Глина.

Середина VI в. до н.э.


Герой в колеснице летит на войну

Плывут аргонавты в чужую страну,

Персей убивает Медузу – Горгону

Афина – Паллада диктует законы,

Сражается с Гектором грозный Ахилл,

(И Гектор, как видно, лишается сил).

Греческая амфора.


А вот Артемида – богиня охоты

Из меткого лука стреляет в кого– то,

А это – на лире играет Орфей,

А это – вручают спортивный трофей

Эксекий. «Ахилл и Аякс»

Амфора. Глина.

Середина VI века до н. э.


А вот – Одиссей, подающий советы,

А это кентавр…

А это…

А это…

Но описать и не пробуем враз

Крупнейшую в мире коллекцию ваз.

Дионис, плывущий по морю в ладье. Килик. Эксекий.


Греческие вазы

Краснофигурный стиль




с ласточкой.

Ок. 500 г. до н.э.



Рисунки на древнегреческих вазах.

Сюжетами для росписей служили легенды и мифы греков, сцены повседневной жизни, спортивные состязания.

Вверху : Ахиллес, преследующий Троила и Поликсену.

В центре : суд Париса.

Внизу : битва Геракла с немейским львом.

Муза, играющая на лире.


Рисунки на древнегреческих вазах.

Греческие воины.

Орфей поет фракийцам, аккомпанируя себе на кифаре.


Виды греческого орнамента

Полоса языков


Виды греческого орнамента

Бутоны лотоса

Пальмета

Листья оливы

Ветка плюща


КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

Предмет: История искусств.

Класс: 4 класс, дополнительная предпрофессиональная ОП «Живопись».

Тема урока: «Искусство вазописи и греческий орнамент».

Тип занятия : урок усвоения нового материала.

Подготовка преподавателя к уроку:

Наличие классного журнала;

Наличие плана-конспекта урока;

Методическая подготовка урока: занятие проводится с использованием презентации по теме, обучающиеся просматривают фотоизображения Древнегреческой вазописи и греческого орнамента. В ходе урока используются компьютер, интерактивная доска.

Цель урока: познакомить учащихся с искусством вазописи Древней Греции.

Задачи урока:

Образовательные: обогатить личность художественно-эстетической культурой, пониманием произведений искусства; обучить начальным, самым общим навыкам самостоятельной деятельности в искусстве.

Воспитательные: воспитание отзывчивости на идейно-эстетическое воздействие искусства, на единство содержания и формы произведения; воспитание бережного отношения к произведениям искусства.

Развивающие: развить с помощью занятия природные и психические свойства личности – художественную зоркость, творческое воображение, оригинальное мышление, познавательные интересы, способности к творчеству.

Этапы и содержание урока:
1. Организационный момент.
2. Объяснение нового материала.

3. Закрепление нового материала.
4.Объяснение домашнего задания.

1. Организационный момент: проверка присутствия учащихся по классному журналу.

2. Объяснение нового материала:

Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из известных видов искусств Древней Греции. Тема нашего урока «Греческая вазопись и греческий орнамент» (Слайд 1). Мы познакомимся с основными видами древнегреческих ваз, их формой и декором (Слайд 2).

Мы уже познакомились с вами с двумя видами древнегреческого искусства: архитектурой и скульптурой. Греческая живопись представлена главным образом вазописью, которая прошла долгий путь развития. К гончарному ремеслу греки относились не только как к средству создания необходимой в быту посуды, но и прежде всего как к искусству. Самые искусные художники разрисовывали вазы. Они украшали горлышко и низ вазы затейливым орнаментом, а на стенках изображали сцены из жизни простых греков или греческих богов (Слайд 3).

Древнегреческую керамику невозможно представить без росписи. А что означает слово «керамика»? (вопрос учащимся).

Предполагаемый ответ учащихся: от греческого «керамос» - глина, изделия из глины.

В Афинах самый известный квартал гончаров находился в районе , получившем своё название по имени покровителя гончаров. Афинские гончары не добывали глину самостоятельно и зависели от поставщиков. Места залегания глины находились в Кап Колиасе в 15 км от Афин, в районе реки и в нынешнем пригороде Афин Марусси (Слайд 4).

Существовало два способа изготовления сосудов (слайд 5): лепка вручную и изготовление изделия на гончарном круге (Слайд 6).

Теперь мы рассмотрим вазопись. Существовало несколько стилей росписи ваз: геометрический, ковровый, черно-фигурный, красно-фигурный, вазопись по белому фону (слайд 8).

На древнегреческих вазах можно выделить орнамент и картину – сюжетную роспись (Слайд 9).

Геометрический стиль (900-700 гг. до н.э.). Название говорит само за себя, вазы были украшены геометрическими узорами (Слайд 10). Центром распространения данного стиля были Афины. Постепенно он распространился в торговых городах на островах Эгейского моря.

Геометрический орнамент представлял собою сочетание геометрических элементов, на вазах он располагался полосами. Орнаментом украшали менее важные части вазы – ножку и горлышко. Часто он представлял собой узор из листьев, напоминающих пальмовые – пальметта . Очень распространен был меандр – узор в виде ломаной или кривой линии с завитками (Слайд 11).

Дипилонские вазы – самые большие вазы, почти два метра. Они служили надгробиями на кладбище в Афинах, возле Дипилонских ворот (Слайд 12). Они сплошь покрыты горизонтальными полосами с геометрическим орнаментом.

Ковровый стиль (с 7 в. до н.э.). На изделиях этого времени можно увидеть полихромные изображения животных и фантастических существ сочетании с растительным узором. Восточный , или ковровый стиль вазописи пришел на смену геометрическому в VIII в. до н.э. и просуществовал до VI в. до нашей эры. Рисунок на поверхность вазы наносился сплошным ковром, почти без промежутков фона. Сюжеты росписи чаще всего были мифологические. Восточные вазы чаще делали из светлой желтой глины, цвет лака для росписи был коричневый, но использовались также красная и белая краски. Одним из крупнейших центров изготовления такой керамики был город Коринф (Слайд 13) .

Чернофигурный стиль (со вт. п. VII в. До нач. V в.) На вазах, глазурованных красным цветом, изображались фигуры, нанесенные черным лаком, выполненные белой и пурпуровой краской. Всё чаще на изображениях стали появляться человеческие фигуры. Наиболее популярными мотивами изображений на вазах становятся пиршества, сражения, мифологические сцены, повествующие о жизни Геракла и о Троянской войне. Силуэты фигур прорисовываются с помощью шликера или глянцевой глины на подсушенной необожженной глине. Мелкие детали прочерчивались штихелем. Горлышко и дно сосудов украшались узором, в том числе орнаментами, в основу которых положены вьющиеся растения и пальмовые листья. После обжига основа становилась красной, а глянцевая глина приобретала чёрный цвет (Слайд 14) .

Краснофигурный стиль (ок. 530 г. до н.э.). Рисунок отличается тем, что более детально прорисованы формы и объем изображаемых фигур. Считается, что эту технику впервые применил живописец Андокид. Чёрным цветом стали красить не силуэты фигур, а наоборот фон, оставляя фигуры незакрашенными. Отдельными щетинками на неокрашенных фигурах прорисовывались тончайшие детали изображений (Слайд 15) .

Вазопись по белому фону. Для росписи ваз в этом стиле в качестве основы использовалась белая краска, на которую наносились чёрные, красные либо многоцветные фигуры. Эта техника вазописи применялась чаще в росписи лекифов, арибалов и алабастронов (Слайд 16) .

Изображения на вазах были насыщены яркой образной и сюжетной композицией - сценками из жизни древних греков, могли поведать о славных военных подвигах греческих героев, о несчастной и безответной любви, о суде богов, о погребении старцев и мудрецов.

А сейчас мы немного поговорим о форме и назначении сосудов (Слайд17) .

Составные части древнегреческого сосуда: венчик, шейка, плечи, тулово, ножка (Слайд 18) .

Керамические изделия были весьма разнообразны. Одни из них использовались в качестве бытовой посуды, другие предназначались для ритуальных и погребальных обрядов, третьи – для хранения (Слайд 19) .

Самой распространенной и, пожалуй, самой красивой формой греческих формой греческих сосудов была двуручная амфора с яйцевидным туловищем и сужающей горловиной, предназначенная для хранения масла, вина, воды. Амфоры часто запечатывались глиняной пробкой, которая фиксировалась с помощью смолы или гипса. На ручке амфоры греки ставили клеймо с указанием города изготовителя (Слайд 20) .

Кратер – большой сосуд для смешивания жидкостей (вина и воды). Они представляют собой большие сосуды с широким устьем, наподобие котла, и двумя ручками по бокам (Слайд 21) .

Килики – это чаши для питья. Снаружи и изнутри чаши украшали росписью. Килики подвешивали за ручку к стене и такие росписи были хорошо видны (Слайд 22,23) .

Скифос – керамическая чаша для питья, имеет суживающееся книзу тулово, с двумя ручками у самого края широкого устья (Слайд 24) .

Канфары - широкие сосуды для питья с двумя ручками, что-то типа кубка. Чаще всего на высокой ножке. Изящные ручки канфара выступают за верхнюю линию сосуда. Канфар считался атрибутом Геракла и особенно Диониса: греческий Бог вина часто изображался с канфаром в руках. Иногда использовался как мера жидкости (0,27 л) (Слайд 25) .

Киаф (греч. kyaphos - "кружка, ковш") назывался ковшик, с помощью которого наливали вино из кратеров в килики. Они имеют колоколовидное тулово с широким устьем и высокую петлеобразную ручку, обычно украшенную вверху шипом, а в средней части иногда связанную горизонтальной перемычкой (Слайд 26) .

Ойнохоя – сосуд для вина, кувшин с ручкой и тремя сливами (носиками), из которого можно было наливать в три чаши одновременно (Слайд 27) .

Лекиф - древнегреческий керамический сосуд для масла. Первоначально делался конусообразной, затем цилиндрической формы с вертикальной ручкой, узким горлом, переходящим в раструб и использовался в похоронном церемониале. Мраморные лекифы больших размеров, украшенные богатым орнаментом, ставились в местах захоронения (Слайд 28) .

Пелика – сосуд для жидкости с двумя ручками по бокам. В отличие от амфоры, имеет расширяющееся книзу тулово (Слайд 29) .

Гидрия (лат. Hydria), иначе Кальпида (лат. - Kalpis) - сосуд для воды, имеющий три ручки: две небольшие горизонтальные по бокам и одну вертикальную., а также длинную шейку. Похожи на амфоры, но у гидрий более округлое тулово. Девушки ходили с ними к источнику за водой. Гидрии носили на голове или на плече, придерживая их рукой. Иногда гидрии использовались также как урны для хранения пепла умерших (Слайд 30) .

К сожалению время не пощадило античную вазопись - многие из ваз разбились. Но благодаря труду археологов некоторые удалось склеить, и по сей день они радуют нас. Самая большая коллекция Греческих ваз в России находится в Эрмитаже, а также в русском художественном музее имени А.С. Пушкина (Слайд 31) . Зачитывается стихотворение О.А. Тарутина (об экспозиции ваз в Эрмитаже):

Античные вазы.

Прекрасные эти античные вазы

Понравились нам почему-то не сразу.

«Подумаешь вазы!» подумали мы.

Другим были заняты наши умы.

Сначала на них мы взглянули скучая,

Потом мы к одной пригляделись случайно,

Потом загляделись…

И может быть, час

Никак не могли оторваться от ваз…

То вазы – гиганты, то карлики-вазы,

И каждая ваза – с рисунком – рассказом!

герой в колеснице летит на войну,

Плывут аргонавты в чужую страну.

Персей убивает медузу Горгону.

Афина Паллада диктует законы.

Сражается с Гектором грозный Ахилл.

А это на лире играет Орфей.

А это вручают спортивный трофей.

А вот – Одиссей, падающий советы.

А это – кентавры…

А это…

А это…

Но мы описать не попробуем враз,

Крупнейшую в мире коллекцию ваз.

3. Закрепление нового материала (Слайд 32).

Учащимся задаются вопросы по новому материалу.

    Как называются изделия из обожженной глины?

    Для чего применялись керамические вазы?

    О чем нам рассказывают древнегреческие вазы?

    Назовите стили древнегреческой вазописи?

    Какие древнегреческие орнаменты вы запомнили?

    В чем отличие краснофигурной росписи от чернофигурной росписи?

    Какие типы сосудов вы запомнили?

4. Объяснение домашнего задания (Слайд 33-34).

Учащимся предлагается дома продолжить греческий орнамент по выданному шаблону, а также рассмотреть и подписать типы древнегреческих сосудов.

Афины – один из прекраснейших городов Древней Греции. Он известен своей архитектурой (Парфенон, храм Афины Ники, театр), произведениями скульптуры (бронзовая статуя Афины Промахос (воительницы) и статуя Зевса работы Фидия). Сегодня нас интересует один из районов города – Керамик.


От названия афинского предместья Керамик, где работали особенно искусные гончары, произошло слово керамика. Что означает это слово? Керамикой называют и все виды изделий из обожженной глины, и само гончарное искусство. Керамика была спутницей всей жизни античного человека. Когда он выходил из вечной ночи на дневной свет, она стояла у его колыбели, он делал из нее первый глоток. Она украшала даже самую бедную хижину. В ней хранились семейные припасы. Она была наградой победителю на играх.


Керамика широко входила в частный и общественный быт людей античного мира. Этот период в развитии прикладного искусства связан с господством ремесла как вида творчества. В древнегреческом языке не было слов ремесло и искусство, существовало понятие техне, которое объединяло в себе и то, и другое. Следовательно, любая статуя на Акрополе и керамическая ваза, которыми пользовались в каждом доме, были явлением одного порядка.




Игра «Античные вазы: формы и назначение» Греческие сосуды были очень разнообразны по форме и назначению. Поиграем в игру, которая поможет нам разобраться в разнообразии форм и функций древних сосудов. Порядок проведения: На трёх столах лежат разные карточки. Ученики по очереди подходят к первому столу и выбирают карточку с описанием вазы. Возвращаются на место, читают, затем подходят ко второму столу, выбирают карточку с названием вазы. В последнюю очередь ученики выбирают форму вазы, вырезанную из бумаги. Затем на экране появляются по очереди изображения различных форм ваз. Ученик, считающий, что это его ваза, называет её, читает описание с карточки.
































На древнегреческих вазах можно выделить орнамент и картину – сюжетную роспись. Орнаментом украшали менее важные части вазы – ножку и горлышко. Часто он представлял собой узор из листьев, напоминающих пальмовые – пальметта. Очень распространен был меандр – узор в виде ломаной или кривой линии с завитками. Есть предание, что давным- давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки. Оно извивалось, и было похоже на петлю. Так возник знаменитый греческий орнамент меандр. ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ РОСПИСЬ


Главную часть сосуда, его тулово, занимает картина – сюжетная роспись, на которой изображены жанровые и мифологические сцены. По ним мы можем составить представление о том, как выглядели древние греки, об их одежде, обычаях – ведь картины на вазах изображали и мифологических героев, и бытовые сцены. В росписях прославляли именно то, что больше всего ценили, чему поклонялись. А поклонялись совершенству и красоте человека. СЮЖЕТНАЯ РОСПИСЬ


Мы рассмотрели, что изображалось на керамике. А теперь давайте представим себе, как в большой мастерской художники и подмастерья работают под руководством гончара, являющегося и собственником и главным специалистом своего заведения. Покровительницей гончарного дела считалась богиня Афина. Вот о чем просили ее мастера. Внемли молитвам, Афина, Десницею печь охраняя. Дай, чтобы вышли на славу Горшки и бутылки и миски! Чтоб обожглись хорошенько И прибыли дали довольно. СТИЛИ РОСПИСИ АНТИЧНЫХ ВАЗ




Наиболее древний – геометрический. Ковровый стиль характерен для области Коринфа. Если фон вазы оранжево-красный, а фигуры черные, то называется этот стиль чернофигурным. В основе рисунка силуэт. На чернофигурных сосудах детали силуэтов процарапывались по лаковой поверхности. Тело женских фигур окрашивается в белый цвет. Позже, чернофигурную роспись сменила более совершенная – краснофигурная. Сами фигуры оставляются в теплом цвете глины, а фон покрывается блестящим черным лаком. Детали уже не процарапываются, а обозначаются тонкими черными линиями, это позволяет прорабатывать мускулатуру, передавать тонкие складки одежды, волнистые локоны. Голову человека и на чернофигурных и на краснофигурных вазах изображали в профиль.




В этом стиле отразилась суть древнегреческого искусства и религиозности. В IX в. до н. э. в древнегреческом искусстве наступает период, в котором преобладают геометрические орнаменты в виде меандров. Помимо орнаментальных фризов получили распространение фигурные изображения, ставшие прообразами фризов с изображением животных и людей в период архаики.орнаменты меандров фризовархаики В столетие Гомера после 750 г. до н. э. строго геометрическое направление сменяется фризами с изображениями сказочных хищных животных. На вазах стали изображать сюжеты мифов.Гомера750 г. до н. э.фризами СТИЛИ РОСПИСИ АНТИЧНЫХ ВАЗ




КОВРОВЫЙ или ОРНАМЕНТАЛЬНЫЙ художественное направление в вазописи Древней Греции VII в. до н. э. вазописи Древней ГрецииVII в. до н. э. Для этого стиля характерны заимствованные с Ближнего Востока мотивы с изображением грифов, сфинксов и львов, расположенные ярусами. Основным центром изготовления керамики в этом стиле был Коринф. Этот стиль был также популярен и у мастеров гончарного дела в Аттике.Ближнего Востока грифовсфинксовльвов КоринфАттике СТИЛИ РОСПИСИ АНТИЧНЫХ ВАЗ




ЧЕРНОФИГУРНЫЙ СТИЛИ РОСПИСИ АНТИЧНЫХ ВАЗ один из наиболее значимых стилей. Расцвет чернофигурной вазописи приходится на VIIIV вв. до н. э. В технике чернофигурной вазописи изображаемый сюжет наносился на вазу глиняным шликером (глянцевой глиной, ранее ошибочно считавшейся лаком). Таким образом, это не было росписью в обычном понимании этого слова. Сначала рисунок наносился на вазу инструментом типа кисти. Детали внутри изображения прорисовывались с помощью насечек на шликере. Для проработки деталей часто применялись минеральные краски красная и белая для орнаментов, элементов одежды, волос, гривы животных, деталей оружия и др. Белая краска также использовалась для изображения женского тела. Оценить конечный результат росписи можно было только после сложного трёхкратного обжига. В процессе обжига глина сосуда приобретала красноватый оттенок, а шликер становился чёрным.шликером




КРАСНОФИГУРНЫЙ СТИЛИ РОСПИСИ АНТИЧНЫХ ВАЗ появился приблизительно в 530 г. до н. э. в Афинах и просуществовал вплоть до конца III в. до н. э. За несколько десятилетий краснофигурная вазопись вытеснила господствовавшую до этого чернофигурную вазопись. Своё название краснофигурный стиль получил благодаря характерному соотношению цветов между фигурами и фоном, прямо противоположному чернофигурному: фон чёрный, фигуры красные. Главными центрами производства краснофигурной керамики помимо Аттики были гончарные мастерские в нижней Италии.530 г. до н. э. АфинахIII в. до н. э. чернофигурную вазопись керамикиАттикигончарныеИталии



Рассмотрим, как изображали древние греки одежду. Нижней одеждой служил хитон. Была мода на короткие льняные хитоны для мужчин и длинные, доходившие до пят, хитоны для женщин, которые обязательно опоясывались или под грудью или на талии. Гомер, описывая одеяния женщин, употребляет эпитет прекрасно опоясанные. С Востока в Грецию пришла и верхняя одежда – гиматий прямоугольной, продолговатой формы плащ, набрасывавшийся таким образом, чтобы он опускался от шеи широкой стороной. Он прикрывал все тело до лодыжек, оставляя свободной правую руку. Чтобы это одеяние не топорщилось, к его нижнему краю прикреплялись кисточки с вшитыми в них свинцовыми шариками. Короткий гиматий греки называли хламидой


Обувь древних греков – сандалии и кожаные башмаки, которые часто подшивали мехом для тепла. Многие ходили босиком почти все время, особенно дома. Пешие воины – гоплиты – надевали кирасу из кожи и бронзы, бронзовые поножи, которые защищали ноги ниже колена. Гоплит имел длинное копье и короткий железный меч. Щиты были большими и круглыми, чтобы защитить тело от шеи до колен. Афиняне помечали свои щиты буквой А или знаком своей семьи. Шлемы воинов ковались из бронзы и сверху украшались гребнем из конских волос. ОДЕЖДА ДРЕВНИХ ГРЕКОВ


А теперь немного о древнегреческих прическах. У женщин волосы были длинными, обычно зачесанными наверх. В моде были волнистые и кудрявые головки, прическа удерживалась лентами, шарфами, сетками. А у мужчин волосы могли быть длинными и короткими, иногда перевязанными вокруг головы лентою. Некоторые мужчины носили бороды. ОДЕЖДА ДРЕВНИХ ГРЕКОВ