Анатолий иксанов кто по национальности. Как большой стал маленьким

В 2004 г. «за инновационный подход к управлению в сфере культуры» был удостоен Ежегодной национальной премии «Персона года», учрежденной Российским информационным агентством «РБК» (номинация «Персона в культуре»).

В том же году за «значительный личный вклад в развитие культурных связей между Украиной и Российской Федерацией и многолетнюю плодотворную творческую деятельность» был удостоен звания «Заслуженный деятель искусств Украины».

В 2005 г. получает Благодарность Президента РФ; назван газетой "Московский комсомолец""директором года«, присудившей ему в этой номинации свою традиционную Театральную премию.

В 2006 г. стал лауреатом Национальной премии общественного признания «Россиянин года» (учреждена Российской академией бизнеса и предпринимательства).

В 2010 г. удостоен медали Аниты Гарибальди «За заслуги» - высшей награды штата Санта-Катрина (Бразилия), также награжден орденом Почета - «За заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность» .

В 2011 г. получил Почетную грамоту Президента РФ; был удостоен Премии Правительства РФ в области культуры; стал кавалером французского ордена Почетного легиона.

В 2012 г. удостоен ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (степень командора), получил Знак отличия Счетной палаты РФ; награжден почетным знаком Министерства культуры Болгарии «Золотой век».

Биография

В 1977 г. окончил театроведческий факультет (отделение экономики и организации театрального дела) Ленинградского института театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК).

По окончании института в течение года занимал должность главного администратора в Ленинградском Малом драматическом театре. В 1978 г. Георгий Товстоногов пригласил его в БДТ. С 78-го по 83-й г. Анатолий Иксанов был главным администратором Ленинградского Большого драматического театра имени М. Горького (БДТ). С 1983-го по 96-й г. работал в должности заместителя директора, а с 96-го по 98-й - в должности директора этого театра. В 1994 г. он образовал благотворительный фонд БДТ и стал его исполнительным директором.

Анатолий Иксанов изучал зарубежный опыт в области театрального менеджмента, проходил профессиональные стажировки в Соединенных Штатах Америки (в Милуокском репертуарном театре и Йельском университете), Франции, Швейцарии. Написал три книги (в соавторстве): «Как просить деньги на культуру» (СПб, 1995 г.), «Благотворительный фонд БДТ. Теория и практика успеха» (СПб, 1997 г.) и «Ресурсное обеспечение учреждений культуры в условиях рыночной экономики» (М, 2008 г.). Первым в России ввел в обиход термин «фандрейзинг».
В 2006 г. стал кандидатом экономических наук.

С 1998-го по 2000 г. Анатолий Иксанов занимал пост заместителя генерального директора телеканала «Культура».

В 2000-13 гг. занимал пост генерального директора Государственного академического Большого театра России.

Анатолий Геннадьевич Иксанов (настоящее имя и отчество - Тахир Гадельзянович ; род. 18 февраля 1952, Ленинград) - российский театральный и общественный деятель. Генеральный директор Большого театра России (2000-2013).. Кандидат экономических наук (2006). Кавалер ордена Почётного легиона, Командор ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой»

Биография

В 1969 год окончил физико-математический лицей № 344. В 1977 году окончил театроведческий факультет Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. В течение года после окончания института работал главным администратором Малого драматического театра. С 1978 года работал в Большом драматическом театре:

  • 1978-1983 - главный администратор БДТ
  • 1983-1996 - заместитель директора БДТ
  • 1996-1998 - директор БДТ
  • В 1994 году стал учредителем благотворительного фонда БДТ и стал осуществлять функции исполнительного директора фонда. Проходил профессиональную стажировку в области театрального менеджмента в США (Милуокский репертуарный театр, Йельский университет), Франции, Швейцарии.

В 1998-2000 - заместитель генерального директора Общероссийского государственного телеканала «Культура».

1 сентября 2000 года Распоряжением Правительства Российской Федерации назначен генеральным директором Большого театра России. Оставил пост в 2013 году. С 9 июля 2013 года - советник Министра культуры Российской Федерации по делам театра. С 18 декабря 2013 года - Исполнительный директор Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества СНГ.

Награды

  • 1994 - Заслуженный работник культуры Российской Федерации
  • 2004 - Заслуженный деятель искусств Украины
  • 2010 - Орден Почёта - за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность
  • 2010 - Орден Аниты Гарибальди
  • 2012 - Орден Почётного легиона
  • 2012 - Орден «За заслуги перед Итальянской Республикой»; почетный знак Министерства культуры Болгарии «Золотой век».
  • 2012 - Знак отличия «За заслуги в укреплении сотрудничества со Счетной палатой Российской Федерации»
  • 2013 - Почётная грамота Правительства Российской Федерации - за большой вклад в развитие отечественной культуры
  • 2013 - Орден Дружбы - за заслуги в развитии отечественной культуры

Признание

  • 2004 - Ежегодная национальная премия «Персона года» (РБК) в номинации «Персона в культуре» - «за инновационный подход к управлению в сфере культуры»
  • 2005 - Театральная премия газеты «Московский комсомолец»
  • 2006, 2011 - Национальная премия «Россиянин года»

Публицистика

  • 1995 - «Как просить деньги на культуру»
  • 1997 - «Благотворительный фонд БДТ. Теория и практика успеха»
  • 2008 - «Ресурсное обеспечение учреждений культуры в условиях рыночной экономики»

Интервью

  • Анатолий Иксанов: «Я всегда хожу по лезвию бритвы»
  • Большие перемены
  • «Реконструировать Большой за смешные деньги нельзя»
  • Путь к финансовому прогрессу
  • Генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов: «Хочу создать дирекцию императорских театров»

Генеральный директор Большого театра

Генеральный директор Государственного академического Большого театра России с 2000 года. Ранее - заместитель генерального директора телеканала "Культура" (1998-2000), генеральный директор Санкт-Петербургского академического Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова (1996-1998). Заслуженный работник культуры России. Заслуженный деятель искусств Украины.

Анатолий Геннадьевич (Тахир Гадельзянович) Иксанов родился 18 февраля 1952 года в Ленинграде , .

После окончания института Иксанов год по распределению работал главным администратором в Ленинградском Малом драматическом театре. В 1978 году он стал главным администратором в Большом драматическом театре имени Максима Горького (БДТ, с 1992 года - Санкт-Петербургский академический Большой драматический театр имени Г.А. Товстоногова ), в который он пришел по приглашению главного режиссера театра Георгия Товстоногова. С 1983 года по 1996 год Иксанов занимал должность заместителя директора театра. Параллельно в 1994 году Иксанов для поддержки деятельности БДТ и социальной защиты его работников создал благотворительный фонд и стал его исполнительным директором, а в 1996 году он занял пост директора театра. Отмечалось, что во время работы в театре Иксанов проходил стажировку в США, Франции и Швейцарии, где изучал зарубежный опыт в области театрального менеджмента , , , , .

В 1998 году Иксанов занял должность заместителя генерального директора телеканала "Культура", одним из основателей и главным редактором которого являлся Михаил Швыдкой , в мае того же года занявший пост председателя Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК) , , , . Уже через несколько лет СМИ называли Иксанова человеком Швыдкого, ставшего в 2000 году министром культуры РФ .

В сентябре 2000 года распоряжением главы правительства РФ Михаила Касьянова Иксанов был назначен генеральным директором Государственного академического Большого театра России (ГАБТ) (впоследствии контракт с Икcановым продлевался дважды - в 2005 и 2010 годах , ). Отмечалось, что правительство собиралось взять под контроль выделяемые на намеченную реконструкцию театра "огромные денежные потоки", в связи с чем руководителем театра и был назначен "грамотный специалист, менеджер, который возьмет на себя нетворческие вопросы". Но если сначала Иксанова, не известного еще Москве, как отмечала "Независимая газета", приняли сдержанно, то уже в апреле 2001 года "Культура" предположила, что, "судя по всему, менеджмент скоро станет самой сильной стороной" Большого театра , , , , .

Придя в ГАБТ, Иксанов в рамках борьбы с многочисленными спекулянтами с помощью международной консалтинговой компании McKinsey, имевшей опыт по оптимизации управления музеев и театров, кардинально изменил систему продажи билетов. Позднее, рассуждая об изменениях в ГАБТе, произошедших с того момента, как он возглавил театр, Иксанов отмечал, что ему и его сподвижникам удалось вернуть Большой театр на международную арену. "Бюджет вырос в несколько раз, в связи с этим выросли и заработная плата, и гонорары. Честно говоря, этому очень способствовали президентские гранты", - рассказывал он. Подчеркивал директор Большого и важность создания попечительского совета ГАБТа, что, по его словам, "гарантировало получение дополнительных доходов на годы вперед". В совет вошли крупные чиновники и бизнесмены, а также представители таких компаний, как "Лукойл", "Базовый элемент" "Транснефть", Внешторгбанк, "Северсталь-групп". В прессе отмечалось, что именно Иксанов первым в России ввел в обиход термин "фандрейзинг" (от англ. fund-raising) - обозначив им сбор внебюджетных, спонсорских средств для осуществления социально значимых проектов некоммерческих организаций , , , , , , , , .

Еще одним важным моментом для возглавляемого им театра Иксанов называл "открытие Новой сцены и тем самым создание возможности для закрытия на ремонт основного здания". Он подчеркивал, что согласно принятому проекту реконструкции и реставрации ГАБТа предполагается максимально "сохранить здание как памятник архитектуры". Между тем реализация проекта с самого начала сопровождалась скандалами вокруг финансирования. Так, в 2006 году из состава попечительского совета театра вышел московский мэр Юрий Лужков , выступивший, согласно официальной версии, против завышенной, по его мнению, сметы реконструкции ГАБТа. Реконструкцию старого здания театра планировалось завершить в 2008 году, однако позднее было объявлено, что она будет завершена лишь к концу 2010 - началу 2011 года , , , , , , , , . Впоследствии реконструкция здания Большого театра в соответствии с поручением президента России Дмитрия Медведева перешла к столичным властям, о чем летом 2009 года лично сообщил московский мэр. "Лужков, в свое время обойденный при определении подрядчика реконструкции, может праздновать победу", - писала газета "Время новостей", подчеркивая, что при этом, конечно, на градоначальника ляжет и "ответственность за своевременную достройку театра" . В сентябре 2010 года Лужков был снят с поста столичного градоначальника , а через месяц мэром Москвы стал Сергей Собянин ; впрочем, непосредственно курировать реконструкцию театра продолжил вице-мэр Владимир Ресин .

В октябре 2011 года реконструкция ГАБТа была завершена . Как подсчитала в феврале 2012 года Счетная палата РФ, на проект было израсходовано 35,4 миллиарда рублей бюджетных средств .

В целом, оценивая итоги деятельности Иксанова на посту генерального директора ГАБТа, пресса отмечала, что и после закрытия основной сцены театр продолжал "выпускать премьеру за премьерой", однако "ни одна из них событием не стала", а в обществе в большинстве случаев обсуждались не премьеры, а "бесконечные скандалы". Среди них в 2005 году СМИ пристально следили за судьбой скандальной постановки "хулиганской оперы" "Дети Розенталя" на музыку композитора Леонида Десятникова по либретто писателя-постмодерниста Владимира Сорокина. Постановка вызвала недовольство ряда посетивших генеральную репетицию депутатов Госдумы РФ, которые впоследствии высказывались за отставку руководства Большого театра , , , . Помимо этого, в 2005 году директор Большого театра выступил с громким заявлением о плановых массовых увольнениях сотрудников, вызванных необходимостью сэкономить средства не реставрацию театра . Значимым событием 2006 года стал выход из состава попечительского совета Лужкова, выступавшего против завышенной, по его мнению, сметы реконструкции Большого театра . Также широко обсуждалась ситуация, сложившаяся вокруг Иксанова и бывшей солистки театра балерины Анастасии Волочковой , которая, сочтя оскорбительным высказывание директора по поводу ее роста и веса, подавала на него в суд, но судебный процесс по этому поводу весной 2004 года проиграла , , , .

Иксанов - заслуженный работник культуры России (1994), заслуженный деятель искусств Украины (2004). Он - один из авторов книг "Как просить деньги на культуру" (СПб, 1995 год) и "Благотворительный фонд БДТ. Теория и практика успеха" (СПб, 1997 год). Как гендиректор ГАБТа, Иксанов удостоен ряда общественных наград: он - лауреат ежегодной национальной премии "Персона года", учрежденной Российским информационным агентством "РБК" (2004), Театральной премии газеты "Московский комсомолец" (2005) и Национальной премии общественного признания "Россиянин года", учрежденной Российской академией бизнеса и предпринимательства (2006) , , . В январе 2012 года Иксанов стал кавалером французского ордена Почетного легиона .

На вопросы о свободном времени Иксанов отвечал, что его у него абсолютно нет. По его словам, все самое интересное все равно происходит именно на работе, в театре. "Единственное – летом можно две недели выкроить, поехать на дачу, покосить траву газонокосилкой", - отшучивался он .

Использованные материалы

Счетная палата назвала стоимость реконструкции Большого театра. - РИА Новости , 14.02.2012

Ольга Свистунова . Гендиректор Большого театра Анатолий Иксанов стал кавалером Ордена Почетного легиона. - ИТАР-ТАСС , 19.01.2012

Дина Иванова . Уникальная реставрация завершена: Большой театр готов к открытию. - Вести.Ru , 25.10.2011

Сергей Собянин завершил формирование правительства Москвы. - Forbes.Ru , 01.02.2011

Собянин утвержден на посту мэра Москвы. - Коммерсантъ-Online , 21.10.2010

Юлтя Бедерова, Андрей Денисов . Генеральный и Большой. - Время новостей , 13.10.2010

Лужков отрешен от должности в связи с утратой доверия президента. - РИА Новости , 28.09.2010

Вера Ситнина, Андрей Денисов . Лужков берется за Большой. - Время новостей , 29.06.2009. - № 112

Реконструкция Большого театра завершится к концу 2010 - началу 2011 г. - РИА Новости , 27.11.2008

Елена Кутловская . Хранитель бренда Большого. - Независимая газета , 05.10.2007

Николай Семенов

Театр, на самом деле, начинается не с вешалки. Он начинается со сметы. Большой театр - с Большой Сметы, а, к примеру, Мотыгинский районный театр - с маленькой.

Большая Смета - субстанция живая и мертвая одновременно, концептуальная, оттого не всякому уму постижимая. Даже в обезумевшей от денег Москве, бывает, не понимают размаха иного искусного режиссерского замысла. В последний раз непонятливыми оказались Счетная палата РФ, которую нежданно-негаданно удивила завышенная почти в 16 раз стоимость реконструкции Государственного академического Большого театра, и Следственный комитет при прокуратуре РФ, возбудивший с подачи аудиторов уголовное дело по фактам необоснованного расходования бюджетных средств.

Прокурорские оценили красоту пируэта - за 6 лет, с 2003 по 2009 гг., заказчик ФГУ «Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации» трижды оплатил одни и те же работы по «проектированию и подготовке рабочей документации». За один пакет с документами и чертежами ЗАО «Курортпроект» получило сначала 98 млн. бюджетных рублей, затем - чуть менее 362,2 млн., ну а под конец - еще около 498 млн. На круг вышел почти миллиард и заработала его компания, известная главным образом своим манящим названием, да техническим директором, коим является Нодар Канчели. Этот зодчий, напомним, спроектировал обрушившиеся несколько лет назад аквапарк «Трансвааль» и столичный Басманный рынок.

Миллиард за комплект документов - это по-взрослому. Особенно, если учесть тот факт, что немалая сумма была выплачена только за проектирование второй очереди реконструкции театра, которая подразумевает реставрацию непосредственно здания Большого и строительство производственно-складского комплекса в Перово, на улице Плеханова. В ходе же первой очереди была построена новая сцена; закончилась она в 2002 году. И только искушенным ценителям прекрасного известно, во сколько на самом деле обошлось «первоочередное» проектирование.

Не поминай вСУИ

Но всю многогранность финансового таланта реставраторов можно увидеть только на строительно-монтажных работах. В конце 2004 года генеральным подрядчиком реконструкции Большого на тендере было выбрано ЗАО «СУИхолдинг», принадлежавшее бывшему вице-президенту ОАО «Система-Галс» Азарию Лапидусу. Простор для деятельности был невиданным - первоначальная строительная смета ГАБТа оценивалась в 25 млрд. рублей. В 2005 году Владимир Путин посоветовал Минэкономразвитию «подумать о том, как сократить смету». Подумать-подумали, но сокращать ничего не стали. Как была смета на реконструкцию - около миллиарда долларов, так и осталась, а к настоящему моменту, скорее всего, еще и выросла.

«СУИхолдинг» ведет грандиозное строительство, но не вверх, а вниз, метров так на двадцать вглубь. В бункере разместится концертно-репетиционный зал и фойе. Надо полагать, по причине опасной близости к самому пеклу свои услуги генподрядчик оценил в 400 млн. долларов, хотя иные компании были готовы взяться за дело и за 240 млн. долларов. Любопытно: изначально подземелье для ГАБТа не планировалось таким глубоким. Но, как сказал последний руководитель «Дирекции по строительству, реконструкции и реставрации» (начальников дирекции уже сменилось шесть человек) Яков Саркисов, «почему оказалось ниже - сейчас уже поздно об этом говорить». Посему «СУИхолдингу» не стоит волноваться за свои гонорары.

Недавно у «детей подземелья» сменился хозяин - г-н Лапидус продал в июле 2009 года 50% плюс одну акцию генподрядчика ГАБТа, переложив на нового владельца всю ответственность за сдачу объекта в срок.

А срок окончания реконструкции Большого, как и конец света, постоянно откладывается. Ранее спецпредставитель президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой обещал публике, что главный театр страны поднимет занавес 1 октября 2009 года. На дворе уже декабрь, а ГАБТ лишь посажен на постоянный фундамент. Власти, как дети, радуются этому событию, хотя страну после Великой отечественной восстанавливали и то быстрее. «Большой победой Большого театра» назвал свершившийся факт главный московский строитель Владимир Ресин и сравнил посадку театра «на свое постоянное место, практически без отклонений» с первой в мире операцией на сердце. Ресин также озвучил новый срок окончания реконструкции - теперь это будет 11 октября 2011 года. Приговор, мол, окончательный и обжалованию не подлежит - на эту дату уже и премьера запланирована.

Большой, однако, вопрос - простоит ли ГАБТ на своем месте хотя бы до официального открытия. Оказывается, при реконструкции театра использовался бетон низкого класса, а в документах значится совсем другой, естественно, самый высокий, класс материала. Нехитрый прием принес реставраторам многомиллионный «левый» доход. Сейчас эти факты проверяют сотрудники Красносельского ОВД г. Москвы в рамках другого уголовного дела, также возбужденного по результатам проверки хозяйственной деятельности Большого. Не хотелось бы никого пугать заранее, но правоохранители наверняка привлекут к ответственности тех должностных лиц, которые допустили нарушения при строительстве фундамента ГАБТа.

Кроме того, как выяснили следователи Тверского ОВД г. Москвы, помещения театра без согласования с собственником, то есть с государством, и без надлежащего оформления договоров сдавались в аренду неким организациям. Куда ушли эти деньги, догадаться не трудно, а вот государство, как полагает следствие, недополучило от «черной» аренды несколько десятков миллионов рублей. По этому факту также было возбуждено уголовное дело.

И еще одна важная деталь: за время реконструкции Большого от проекта отказались 5 архитекторов. Один из них, Никита Шангин, говорит, что изначально предполагалось минимально изменив историческую форму, максимально наполнить ее современным содержанием. Архитекторы нашли решение. Но со временем реконструкцию ГАБТа взяли в свои руки чиновники, и архитекторы потеряли все позиции.

Хор проституток

«Heiaha! Hojotoho! Heiaha! Hojotoho! Проникновенье в новую плоть!». «Плоть твоя будет расти, в теплой матке сладко дремать, сил набираясь в теле упругом советской женщины бодрой». «Вдруг из крыл белоснежных брызнули черви». Это отрывки из либретто нашумевшей оперы «Дети Розенталя». Ее премьера прошла в 2005 году на сцене Большого. «Откровенная бесовщина на сцене», «хор проституток», «не имеет права на существование на сцене Большого театра», «очень непрофессионально и очень слабо» - такие отзывы критиков «Дети Розенталя» получили вполне заслуженно. Либретто написал талантливейший воспеватель расчлененки Владимир Сорокин, а музыку к опере - композитор Леонид Десятников, который недавно стал музыкальным руководителем ГАБТа. Впору задаться вопросом о художественном уровне нынешнего руководства главного театра страны. Впрочем, сам Десятников свою должность в Большом называет «кризис-менеджер». Вот такой сюрреализм в Большом: реконструкцией руководят чиновники и начальство театра, а за художественную составляющую отвечают кризис-менеджеры.

Иной пытливый читатель спросит: но у Большого есть генеральный директор, куда же он смотрит? А заглядывает Анатолий Иксанов, шушукаются в театре, в основном под пачки юных балерин, да в кошельки их спутников жизни. В ГАБТе, если знать человека, можно устроить себе очищение искусством - прикупить для своей пассии главную партию. Деньги делаются на всем: на реконструкции, на помещениях, на жаждущих славы, но бесталанных артистах. Вдобавок Анатолий Геннадьевич Иксанов, он же Тахир Гадельзянович, заслуженный деятель искусств Украины, в начальственной ложе Большого единственный долгожитель - он руководит театром с 2000 года. За 9 лет сменились три министра культуры, а г-н Иксанов все ходит по Большому легко и уверенно. Своим умением приспосабливаться и чувствовать конъюнктуру гендиректор ГАБТа, когда-то написавший в соавторстве практическое руководство «Как просить деньги на культуру», смахивает на Анастаса Микояна, который будучи у власти пережил сталинские чистки, хрущевскую оттепель и вышел в отставку при Брежневе почтенным старцем.

На фоне таких декораций неудивительно, что Попечительский совет ГАБТа начали покидать представители российской элиты. Они-то деньги считать умеют, потому не желают наблюдать, как большое искусство превращается в чей-то маленький бизнес, а их кровные зарываются в землю или идут на постановку откровенно порнографических (в широком смысле этого слова) спектаклей. Как говорится, Мельпомена им судья, ведь они все равно не поймут всей изысканности этого перфоманса - как Большой стал маленьким.