Проект "народная культура и традиции татарского и русского народов". Проект «Ознакомление дошкольников с культурой народов Поволжья» (средняя группа) Ознакомление дошкольников с народами поволжья

Состав участников: воспитатели, родители, дети средней группы.

Тип проекта: информационно-творческий.

По продолжительности: средней продолжительности.

Сроки работы: март - май.

Охватываемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество»

Актуальность:

«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». Э.К. Суслова.

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.

Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. В нашем городе живет много представителей народов Поволжья. Это — русские, татары, чуваши, мордва и т.д И маленький татарин, и маленький чуваш, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия народов Поволжья формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности.

Цель проекта : познакомить детей среднего дошкольного возраста с традициями и культурой народов Поволжья и как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др.

Задачи проекта:

Задачи проектируемого процесса на детей:

1. Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями народов Поволжья.

2. Дать детям знания представления об образе жизни людей, населяющих Поволжье, их обычаях, традициях, фольклоре и национальных костюмах.

3. Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о народах Поволжья в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой).

Задачи проектируемого процесса на родителей:

1. Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления дошкольников с народами Поволжья.

2. Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам народов Поволжья.

1. Беседа о народах Поволжья. (Воспитатель)

2. ООД «Какие народы живут у реки Волга». (Воспитатель)

4. Просмотр видеофильма о традициях и обычаях народов Поволжья. (Воспитатель)

5. Ознакомление с народными сказками. (Воспитатель)

6. Инсценировка татарской народной сказки «Три дочери», которая учит детей доброте, любви и уважению ко всем близким и родным (Воспитатель и дети)

7. Проведение тематического досуга «Культура и традиции татарского народа». (Родители Асадулина Гельнар Жашиновна и Николаева Эльвира Амировна).

Беседа о Татарстане, татарском народе и его культуре, праздниках.

Просмотр слайдов «Национальные костюмы и кухня татарского народа».

Слушание песен на татарском языке детского народного ансамбля песни и танца «Идель»

Подвижная игра «Куры и лисица».

Традиционное чаепитие с национальными сладкими блюдами

8. Проведение тематического досуга «Культура и традиции чувашского народа». (Родители Возмилова Надежда Викторовна и Поликарпова Юлия Владимировна)

Беседа о Чувашии, чувашском народе и его культуре, праздниках.

Просмотр слайдов «Национальные костюмы чувашского народа».

Слушание песен на чувашском языке детского фольклорного коллектива «Саванас»

Подвижная народная игра Журавушка (Тарналла)

народов Поволжья »

Старший воспитатель МДОУ «Детский сад

комбинированного вида №3 «Звёздочка»

г. Ершова Саратовской области»

Мартышкина О.А.

Одной из основных задачвоспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к родному краю. Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц.

Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, воспитания любви к родному краю имеет применение в образовательном процессе местного краеведческого материала. Дошкольников полезно знакомить с успехами родного им края, традициями народов родного края, культурными ценностями, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес.

Целью образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях должно стать создание таких условий для образования, при которых духовное, нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через приобщение к региональному компоненту. Предполагается, что благодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение.

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило наших предков, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. Народная культура во все времена была базисом всей национальной культуры, ее исторической основой. Эту простую истину следует помнить в нынешние непростые времена, когда разрушенными оказались не только целостность народной культуры, но и все, что было связано с духовно-нравственными принципами народной жизни, начиная с дома, семьи и кончая отношением к труду, Земле-Матери, Природе.

О важности приобщения дошкольника к культуре и традициям своего народа и региона написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать историю и культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Проанализировав всю ситуацию, я решила познакомить ребят с культурой и традициями народов Поволжья. А как форму образовательной работы по данной проблеме выбрала проектную деятельность. На данный момент проект находится в стадии реализации.

Проект «Сохраним культуру и традиции народов Поволжья »

«Вне памяти, вне традиций и культуры, нет личности»

Вид проекта: познавательно-творческий.

Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Актуальность темы:

В настоящее время необходимо с дошкольного возраста уделять внимание вопросам духовно- нравственного развития детей, что способствует формированию любви к родному краю. Уважению к народным традициям, а также творческому развитию детей в различных видах деятельности. Традиции являются частью исторического наследия, к ним необходимо очень бережно относиться и соблюдать их, так как, они значительно обогащают сферу чувств человека, особенно ребенка.

Наше родное Поволжье – регион поликультурный. Следовательно, воспитание и образование будущих его граждан должно строиться как этнокультурная, детерминированная деятельность, учитывающая все богатство и разнообразие национальных культур, воспитывающая у детей интерес и уважение не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов.

Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном. Эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочнения эмоционально-положительного отношения детей к нему.

Проект направлен на формирование у детей представления о богатой народной культуре, знакомству с этнографией и фольклором народов Поволжья.

Цель проекта: воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщении детей к истокам культуры и традициям Поволжья. На основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному и социальному развитию ребенка.

Задачи:

    Уточнить знания о понятии традиция, познакомить детей с культурными традициями народов Поволжья.

    Закрепить знания об устном народном творчестве, народно – прикладном искусстве.

    Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о народах Поволжья в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой).

    Воспитывать патриотизм, любовь к русской культуре, народному творчеству.

Задачи проектируемого процесса на родителей:

1. Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления старших дошкольников с народами Поволжья.

2. Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам народов Поволжья.

3. Способствовать активному участию родителей в организации экскурсий и досуговых мероприятий, способствующих ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов Поволжья.

Ожидаемые результаты проекта:

    Повышение уровня сформированности нравственно-патриотических чувств воспитанников, укрепление народных традиций, культуры отношения к другим народам и народностям в семьях.

    Укрепление образовательного поля «ребенок семья - учреждение – общество».

    Дети знают свою нацию, культуру, язык, традиции, гордятся своим народом, его достижениями.

    Воспитание чувства любви и уважения к своему краю, традициям гостеприимства.

Средствареализации проекта:

Проект реализуется в 3 этапа:

1этап организационно-подготовительный этап;

2 этап практическая деятельность;

3 этап заключительный.

I этап - организационно-подготовительный этап:

    Изучение специальной литературы о творческом наследии народов Поволжья.

    Определение направлений работы, выбор форм и методов образовательной деятельности.

    Разработка проекта.

II этап практическая деятельность - реализация проекта

Срок

Познавательная деятельность

Игровая деятельность

Продуктивная деятельность

Коммуникативная и музыкальная деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора

Октябрь

Беседа о народах Поволжья.

Просмотр слайдов на тему: Национальные костюмы народов Поволжья».

Д/и « Одень куклу в национальный костюм»,

«Подбери узор», «Чей головной убор?»

Изготовление из папье-маше женского головного убора «Кокошник», мужского татарского национального головного убора «Тюбетейка»

Разучивание пословиц и поговорок о дружбе народов Поволжья.

Рассказывание русских и татарских сказок.

Ноябрь

Просмотр видеофильма о традициях и обычаях народов Поволжья.

Посещение экспозиций в краеведческом музеи (экскурсия) «Своя избушка - милая подружка»

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Раскраска «Народные костюмы»

Создание книжки-малышки «Национальный костюм»

Праздник «День народного единства»

Участие в муниципальном фестивале народностей

«В семье единой»

Декабрь

Совместные посиделки с родителями и детьми:

«Мои корни», «Традиции»

История народных музыкальных инструментов: «Русские народные инструменты», «Татарские народные инструменты.

Сюжетно-ролевая игра «Мастера по росписи посуды»

Изготовление кукол-берегинь (представителей народов Поволжья

НОД «Музыка народов Поволжья»

Развлечения «Сказки народов Поволжья»

Январь

Чтение сказок народов Поволжья

Беседа -семейные обряды

Разучивание подвижных народных игр

Театрализация народных сказок

Рисунки детей совместно с родителями на тему: «Орнаменты Саратовской губернии».

Разучивание танцев

русского, татарского, казахского.

Февраль

Беседа «Как появилась кукла»

Беседа: Во что играли прабабушки и прадедушки: «Народные русские игры», «Народные татарские игры».

Дидактическая игра: «Укрась полотенце, поясок, платок».

Разучивание подвижных народных игр

«Традиционная игрушка наших бабушек – тряпичная кукла» - изготовление кукол

Развлечение «Где обычаи чтут, там весело живут»

Март

Беседа: Обряды и праздники, связанные с жизнью человека

Дидактические игры: «Третий лишний», «Составь узор»

Оформление фото-альбома «Национальные праздники»

Украшение мордовского национального пояса бисером

Весенние обрядовые заклички.

Развлечение «Масленица»

Эх, топни, нога!: «Русская частушка», «Татарская частушка», «Мордовская частушка».

Апрель

Просмотр слайдов: Национальные традиции в ремеслах

Сюжетно ролевая игра «Магазин посуды».

Раскраска «Домашняя утварь и предметы быта»

«Укрась фартук» орнамент татарского народа.

Разучивание пословиц и поговорок о труде разных народов.

Фольклор от самой колыбели: «Русские колыбельные песни», «Татарская колыбельные песни», «Чувашская колыбельные песни».

Открытый показ НОД «Национальное наследие. Народы Поволжья»

Физкультурный праздник «Фестиваль народных игр»

Создание альбомов семейных традиций

Развлечение

«Дружно мы живем в краю нашем родном»

Мероприятия с родителями дошкольников:

    Родительское собрание на тему «Формирование чувств национального достоинства» - октябрь.

    Беседа за круглым столом на тему: «Роль семьи в приобщении детей к культуре и традициям своего народа» - декабрь.

    Дискуссия «Расширение кругозора детей через музей быта» (за и против) – март.

    Консультации для родителей:

- «Как играть в народные игры» (ноябрь)

- «Подвижные игры разных народов» (январь)

III этап - заключительный

Анализ и обобщение полученных результатов. Презентация проекта.

Список литературы

    «Русские обряды и традиции. Народная кукла» Котова А.С., СПб.: «Паритет» 2003

    Русские народные игры» http://www.laduski.ru

    «Твой народный костюм. Традиционная одежда русских крестьян Саратовской губернии конца XIX – начала XX века» А. А. Боровский,2002

    Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ЦГЛ., 2005.

    Богомолова М.И. Использование метода проектов в формировании начал патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.// Вопросы теории и практики дошкольного образования – Саратов, 2009.

    Гурьянова Н.Ю., Горина Л.В. Реализация этнопедагогического подхода в обучении дошкольников пению. // Вопросы теории и практики дошкольного образования – Саратов, 2009.

    Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. Мозаика – Синтез, 2008..

    Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – Москва, 1997..

    Николаева Э,Ф.,Смолякова Е.В., Кривошеева О.В. Дети земли Поволжской. Учебно-методическое пособие, Тольятти, 2012

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Радищевский детский сад №1»

Проект

«Ознакомление детей старшей группы с культурой и традициями татарского народа»

Подготовила:

Воспитатель Г.Р. Богданова

р.п. Радищево

2016-2017 гг.

Актуальность . На современном этапе развития общества проблема воспитания толерантности становится особенно актуальной. Первые шаги в социум связаны с приобщением ребенка к народной культуре. Чтобы понять и принять иного, другую национальную культуру, необходимо изначально приобщиться к истокам своей, осознать ее духовное богатство и социальную ценность.

Традиции каждого народа неповторимо своеобразны. По своей социальной сущности, они были специфической формой передачи знаний и опыта предшествующих поколений, т.е. особым педагогическим процессом, охватывающий в первую очередь, нравственные нормы, наколенную веками мудрость, жизненный уклад окружающей микросреды.

Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Погружая ребенка в национальный быт, мелодику речи, песен, мы создаем естественную среду для овладения его народными традициями, укладом жизни и таким образом формируем любовь к малой и большой Родине.

Цель. Приобщение детей к культуре татарского народа.

Задачи.

  1. Воспитывать интерес к татарской национальной культуре, народному творчеству, традициям, народным детским играм.
  2. Воспитывать любовь к родному дому, семье, малой родине – селу, к родной земле.
  3. Знакомить детей с истоками народной мудрости: сказками, потешками, загадками, закличками, пословицами и поговорками.
  4. Развивать у детей чувство причастности к традициям и бытовой культуре татарского народа.
  5. Воспитывать желание создавать красоту своими руками.

По продолжительности проект долгосрочный (1год); познавательно – творческий.

Подготовительный этап.

  1. Подбор материала для бесед, игр и занятий.
  2. Сбор иллюстрации, демонстрационного материала, литературы.
  3. Подбор фольклорного материала.
  4. Составление картотеки подвижных и хороводных игр.
  5. Сбор материала и предметов быта для развивающей среды (с помощью родителей).

Работа над проектом.

Основные формы реализации проекта: занятия, экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, праздники и развлечения, игровая деятельность, театрализованная деятельность, продуктивная деятельность, работа с родителями и социумом.

Прогнозируемый результат.

Культурные традиции татарского народа окажут большое воспитательное влияние на воспитанников. В результате реализации проекта у детей формируется:

  • нравственно-патриотические чувства;
  • основы национального самосознания;
  • умение творчески применять имеющуюся информацию по различным элементам народной культуры;
  • положительное эмоциональное отношение к произведениям татарских
  • писателей; предметам народной культуры.

Тематический план

Месяц

Тема

Программное содержание

Сентябрь

Народная культура и традиции татар.

Познакомить с народными традициями, обычаями, обрядами; дать представление об устройстве дома, об истории народного костюма, о народном промысле, о народном фольклоре, о татарской национальной кухне.

Октябрь

«Я и моя семья». Обычаи и традиции.

Знакомство с понятием «Семья» - Гаиля. Закрепить представление детей о семье, семейных традициях.

Воспитывать интерес к семейным реликвиям, обогатить словарный запас детей.

Ноябрь

Народные татарские праздники и игры.

Познакомить детей с татарскими национальными праздниками: их историей, когда проводятся, какие обычаи на празднике соблюдаются.

«Праздник гуся – Каз омясе».

Разучить татарские народные подвижные игры: «Продаём горшки», «Тюбетейка», «Спутанные кони».

День татарских народных игр.

Декабрь

Татарская национальная одежда (мужская и женская).

Художественное творчество.

Дать детям представление об истории возникновения татарского национального костюма, о названии элементов мужского (камзол, тюбетей, читек) и женского (кюльмэк, калфак, читек) костюмов.

Рисование. Украшение фартука татарским национальным орнаментом.

Чтение стихотворения «Калфак» Р. Валеевой.

Январь

Национальная кухня и гостеприимство татарского народа.

Ознакомление с национальными блюдами. Национальные блюда: чак-чак, бэлеш, кош теле, губадия, кыстыбый и др.

Лепка: «Чак-чак – национальное татарское блюдо»

Ознакомление с правилами приема гостей в татарских семьях.

Февраль

Татарстан.

Познакомить с республикой Татарстан, с ее символикой, природой и людьми.

Знакомство со столицей Татарстана – город Казань.

Развлечение «Путешествие в Татарстан»

Март

Устное народное творчество

Знакомство детей с малыми жанрами татарского фольклора.

Познакомить детей с пословицами, как формой выражения народной мудрости.

Знакомство с татарскими народными сказками.

Слушание татарских мелодий.

Проведение праздника «Грачиная каша – Карга боткасы».

Апрель

Творчество поэтов и писателей Татарстана.

Познакомить с творчеством Габдуллы Тукая.

Чтение сказки «Шурале» (Леший).

Разучивание стихотворения Г. Тукая «Работу закончил – можно поиграть»

Инсценировка стихотворения Г. Тукая «Ребёнок и мотылёк».

Экскурсия в библиотеку.

Расширить представление детей о татарском народе.

Май

Люби свой край и воспевай.

Фестиваль славянской культуры «Дикий пион»

Дать понятие о празднике «Сабантуй»: как собирают подарки на Сабантуй, как проводят праздник, в честь чего проводится праздник.

Формировать у детей чувство интернационализма. Развивать познавательную деятельность. Воспитывать интерес к татарской культуре.

«Венок дружбы». Представление татарской площадки.

Литература:

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М: ЦГЛ, 2004 г.
  2. Ахметзянова Ю.А. Татарские блюда/ Ю.А. Ахметзянова – Казань, 2008 г.
  3. Зиганшина Р.Г. «Чишмэ» (Родник) методическое пособие по ознакомлению дошкольников с языком и культурой татарского народа. Ульяновск, 2010.
  4. «Культура народов Поволжья» УИПК ПРО г. Ульяновск. 2011 г., А. Ш. Кержнер. В.А. Архипова.
  5. «Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста». УИПК ПРО г. Ульяновск. 2004 г.

Как приобщить детей к татарской народной культуре

Файзуллина

Лилия Исмагиловна

Заведующая

Муниципальным

автономным дошкольным

образовательным учреждением

Ембаевским детским садом

комбинированного вида «Родничок»

Моя малая Родина.... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать - всё!

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной власти.

Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент.

При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Каждый ребенок живет в определенной культурной среде, слыша вокруг себя один или несколько языков. Наше село многонационально. В нем проживает около 20 национальностей, но основное население татары, русские, немцы. Вот почему мы обратились к национальному воспитанию детей.

Данная тема особенно актуальна в наши дни в распад Советского Союза и сплетения национальных отношений в тугие узлы противоречий, которые никто не может разрешить: Чечня, Таджикистан, Армения, Грузия и другие республики.

Перед нами встал вопрос «как в условиях детского сада сохранить родной национальный язык и культуру?»


Свою работу мы начали давно, лет 12 назад.

Началось это с того, что выпускники детского сада, ушедшие в школу, большинство отказались посещать уроки татарского языка, причем дети не только из смешанных семей, но из чисто татарских. Вот тогда мы задумались, что же предпринять, чтобы вызвать у детей желание учить свой родной язык.

Разговаривая с детьми на одном языке, мы лишаем их этнической самоидентичности, прерываем связь поколений в семье, нарушаем культурно-языковые традиции.

Педагоги ответственны за судьбы детей и должны понимать необоснованный отказ от воспитания двуязычной личности может сыграть роковую роль в жизни его подопечных.

Прежде чем приступить к работе мы изучили состав детей, посещающих детский сад по национальному признаку, провели анкетирование родителей.

Оказалось, что большинство детей в семьях общаются на русском языке , со сверстниками общение происходит тоже на русском языке.

На родительском собрании позиция родители нас удивила, большинство не собиралось обучать детей татарскому языку: «А зачем?»- спрашивали.

Пришлось убеждать родителей, что их дети должны знать свой родной язык, свою культуру.

Народ существует, пока существует язык .

Когда мы продумывали работу по данному разделу, было много споров и среди коллектива детского сада «Зачем - это нужно?»

Наш педагогический коллектив поставил задачу: - показать детям красоту национальной культуры через песни, национальные татарские танцы, сказки, игры, национальные костюмы, обычаи.

Тема для нашего коллектива была новой, не изученной, со своими трудностями. Как вести данную работу, чтоб не ущемить и работу по воспитанию интереса и к русской культуре, которая тоже пребывает в кризисе.


Прежде всего, составили план, в котором было предусмотрено:

· ознакомление с культурой татарского народа;

· ознакомление с татарским национальным орнаментом и обучение детей составлять узоры по его мотивам;

· устное народное творчество;

· знакомство детей с татарскими народными играми, танцами;

· создание условий.

Но чтобы не ущемить интерес к русской культуре, (ведь мы забыли исконно русские песни, нет наверно человека, который бы знал русскую народную песню от начала до конца, умел сплясать русскую, спеть частушки), мы решили данную работу вести параллельно

И начали эту работу с себя, с педагогического коллектива, с родителей.

Во-первых, изменили имена воспитателей и обслуживающего персонала, если вместо татарского имени Фирдаус была Фаина, а вместо Гузель - Галя, стали называть по имени отчеству по-татарски, обращали внимание на то, какие красивые эти имена.

Провели работу по созданию условий:

· создали в группе предметно-развивающую среду для успешного осуществления национального воспитания;

· на группе работает воспитатель со стажем работы и знанием татарского языка.

Группа была оформлена в татарском национальном стиле: орнамент по периметру, на центральной стене ковер с национальным орнаментом, подиум со столом и куклами из коробок в национальной татарской одежде, уголок ряженья из национальной одежды, фотографии в рамке детей в национальных костюмах, создан мини-музей. Была сделана выставка из образцов поделок: сапожок, фартук, колфак, национальная одежда, которую дети украшают, составляя национальные узоры;

· оформлены стенды «Село мое любимое, Ембаево мое!»

· создана символика села (герб и гимн).

Вместе с родителями дети рисовали достопримечательности нашего села, был оформлен стенд «Мы - будущее нашего села»

Детским садом установлена тесная связь с местным музеем, дети посещают музей, где экскурсоводы рассказывают детям об экспонатах. 9 мая стало традицией посещение музея, где детям рассказывают об участниках Великой Отечественной войны. На праздник, посвященный Дню Победы, приглашаем дедушек наших детей - участников ВОВ, и бабушек-тружеников тыла. Дети с удовольствием слушают их рассказы.

Сотрудники музея посещают детский сад, ансамбль созданный при музее знакомит детей со старинными народными песнями, принимают участие в проведении праздников «курбан-байрам», «Карга-ботка» - прилет птиц, «Сабантуй»

У детей дошкольников в двуязычном окружении оба языка усваиваются по принципу родного. Разница заключается в том, что ребенок должен соотносить язык говорящего на нем человека: кто на каком языке говорит - кто на языке папы, кто - мамы.

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из важных приобретений ребенка в детском возрасте. Именно в дошкольные годы дети легко усваивают язык, если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то это путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

Развитие родной речи, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры.


Мы обучаем русскому языку как языку межнационального общения, а обучение татарскому языку как национальному языку данной местности.

Стали приучать детей прислушиваться к татарской речи.

Вместе с сотрудниками музея был проведен ряд занятий по ознакомлению с народным татарским творчеством: она приносила на занятия фартук, предлагала украсить его татарским национальным орнаментом, также проводили аппликацию сапожка

Пригласили бабушек на занятие, где они знакомили детей с национальными блюдами, стряпали и угощали детей пирогами.

На занятиях по изодеятельности подробно знакомили с татарским народным орнаментом. Ведущими задачами при этом являются:

· обогащение знаний детей о декоративном народном искусстве в жизни человека;

· формирование умения отличать своеобразие декоративного национального искусства, его характерные особенности, а также общие черты.

Мы познакомили детей с декоративными изделиями народного быта, национальными костюмами (тюбетейка, фартук, туфельки, сапоги-ичиги).

Нашей целью было вызвать интерес у детей к искусству татарского народа, научить понимать и оценивать красоту татарских национальных предметов, разнообразие их формы, красочность орнаментального оформления. Были показаны иллюстрации, на которых изображены полотенца, подушка, скатерть, коврик.

Мы делали с детьми аппликацию «Узоры на концах полотенца», «узор на фартуке».

У татарского народа орнамент обычно кладется на цветовой фон. Каждый узор в орнаменте его линии, точки, геометрические и роговидные фигуры, завитки имеют свою легенду.

Оформили альбомы: «Наше - село», «Народно-прикладное искусство».

Дети слушали татарскую музыку, на утренниках сами исполняли татарские песни, танцы. Занятия по изодеятельности проводим по музыку, часто под татарскую.

Знакомим детей с произведениями татарских поэтов и писателей.

Особенно подробно мы знакомим с одним из первых зачинателей поэзии для детей М. Джалилем, была прочитана книга «Красная ромашка». Одна из улиц села Ембаево носит имя великого поэта. Знакомим детей с улицами села. Они названы в честь учителей школы Ахтямова, Биктимирова, Салихова. В деревне Тураево улица названа в честь героя Советского Союза.

Посредством сказок дети знакомятся с жизнью народов в прошлом. Это определяет и методику занятия: включение в беседу по произведению. Вопросы, ответы на которые требуют акцентирования на нравственные качества героев.

Анализируя и сравнивая русские народные и татарские пословицы и поговорки, дети узнавали, что эти народы одинаково оценивают моральные качества человека, воспевают доброту, честность; осуждают трусость, ложь, жадность.

пословицы

татарские

Кто гостей не любит звать, тому радости не знать

Не красна изба углами, а красна пирогами

Без Родины милой будешь птицей бескрылой

Родина любимая, что мать родная

Так постепенно пришли мы к обучению детей татарскому языку. Занятия проводим нетрадиционным методом - игра. Играя, учим песенки, считалки, прибаутки, стихи. Читаем сказки, считаем до 10.

Включаем в программы утренников, развлечений стихи и песни на татарском языке, пляски, хороводы. Приглашаем в гости бабушек, дедушек. Материал готовим сами: оформляем альбомы, дидактические игры, демонстративный материал.


Ребенок замечает, что рядом с ним люди такие же, как он и в тоже время отличные от него, рождается чувство значимости другого. Формируются начала нравственного сознания. Открытие своего «Я», он начинает осознавать, что он не похож на других. В тоже время возникает интерес к своей жизни (биография и жизнь близких ему людей)

Формирование культуры чувств.

Приобщаясь к миру национальной культуры, ребенок открывает для себя гамму чувств, эмоциональных оттенков, прослушивает напевные татарские мелодии, которые воспитатели включают при выполнении художественной деятельности.

Знакомясь с национальными костюмами, начинает переживать красоту национальной культуры, рождается культура чувств, развитие коммуникативности – умение общаться с взрослыми и сверстниками, приглашение в гости бабушек, дедушек.

Углубленно по данной теме у нас работает воспитатель, в свое время она прошла курсы по теме национального воспитания.

Сейчас коллективом детского сада составлена программа «Как приобщить детей к татарской национальной культуре», которая состоит из блоков:

· Твои корни, малыш;

· Наш любимый детский сад;

· Село родное милое, Ембаево моё;

· Национальная культура.

Все материалы блоков представлены у нас на стендах.

Весь материал основывается на «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой.

Наш детский сад по национальному признаку можно отнести двуязычному, большинство детей посещающих детский сад «дети с неродным русским языком»

Сейчас в Ембаево хлынул поток эмигрантов - беженцев из сопредельных государств: казахи, чеченцы, таджики, узбеки возникла другая проблема - в этих семьях дети говорят на родном языке и вообще не говорят по-русски.

Конечно, такой ребенок, попадая в среду, где родной язык не является основным, чувствует себя не комфортно, происходит отрыв ребенка от мамы, от привычной культуры и родного языка.

В детском саду другая еда, другие игры, другие правила поведения. Задача родителей и воспитателей объединить усилия для помощи ребенку при налаживании отношений со сверстниками. Воспитатели стараются, как можно скорей обучить таких дети русскому языку, влить их в коллективы групп, при этом выполнять требования программы.

Коллективу детского сада приходиться приложить все усилия, чтоб процесс адаптации прошел быстрее, и русский язык стал вторым родным языком.

Работу по национальному воспитанию нужно вести в 2-х направлениях: по ознакомлению с русской народной культурой и с татарской национальной культурой.

В связи с этим стоит задача воспитания двуязычной личности одинаково хорошо знающей и понимающей, по крайней мере, два языка и две культуры. Чем больше детей вырастет в таких этнических семьях, тем тщательнее следует заниматься организацией их жизнедеятельности, помогать семьям и обществу не вступать в конфликт друг с другом, а мирно сосуществовать, обогащая свою жизнь культурным разнообразием.

Елена Пивоварова
Проект «Ознакомление дошкольников с культурой народов Поволжья» (средняя группа)

Проект «Ознакомление дошкольников с культурой народов Поволжья » (средняя группа , средней продолжительности , информационно-творческий)

(Г. О. Новокуйбышевск, Самарская область) .

Вид проекта : групповой .

Состав участников : воспитатель, музыкальный руководитель, родители, дети средней группы .

Тип проекта : информационно-творческий.

По продолжительности : средней продолжительности .

Сроки работы : февраль - апрель.

Охватываемые образовательные области : «Познание » , «Коммуникация» , «Социализация» .

Актуальность :

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья , где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций , можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур . С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде , «впитывая с молоком матери» культуру , ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа . Взрослея, он сам становится представителем своего народа , хранителем и продолжателем традиций

Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. В нашем регионе живут русские, татары, чуваши, мордва, удмурты, башкиры, марийцы и т. д.

Дети должны иметь представление о культуре , быте, жизни другого народа , доступное их возрасту.

Цель проекта : познакомить детей дошкольного возраста с традициями и культурой народов Поволжья .

Задачи проекта :

Задачи проектируемого процесса на детей :

1. Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями народов Поволжья .

2. Сформировать у детей знания и представления об образе жизни людей, населяющих Поволжье , их обычаях, традициях, фольклора и национальных костюмах.

3. Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о народах Поволжья в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой) .

Задачи проектируемого процесса на родителей :

1. Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления дошкольников с народами Поволжья .

2. Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам народов Поволжья .

3. Способствовать активному участию родителей в организации экскурсий и досуговых мероприятий, способствующих ознакомлению детей дошкольного возраста с культурой и традициями народов Поволжья .

1. Беседа о народах Поволжья .

2. Конспект НОД «Народы Поволжья » . (Воспитатель Пивоварова Е. В.)

3. Просмотр видеофильма о традициях и обычаях народов Поволжья . (Воспитатель Пивоварова Е. В.)

4. Проведение тематического досуга : «Фольклор народов Поволжья » . (Музыкальный руководитель Шамбарова С. Е.)

5. Ознакомление с народными сказками . (Воспитатель Пивоварова Е. В.)

6. Просмотр презентации на тему : «Национальные костюмы народов Поволжья » . (Воспитатель Пивоварова Е. В)

7. Проведение тематического досуга «Ознакомление детей с дошкольного возраста с культурой и традициями татарского народа ». (Родитель Кыштымова И. В.) .

Беседа о Татарстане, татарском народе и его культуре , праздниках.

Просмотр презентации «Национальные костюмы и кухня татарского народа » .

Слушание песни на татарском языке в записи.

Подвижная игра «Куры и лисица» .

Традиционное чаепитие.

8. Проведение тематического досуга « и традициями чувашского народа ». (Родитель Шефер А. П.)

Беседа о чувашском народе и его культуре

Слушание песни на чувашском языке

Просмотр презентации «Национальные костюмы и кухня чувашского народа »

Подвижная игра «Иголочка, ниточка и узелок»

9. Проведение тематического досуга «Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой и традициями мордовского народа ». (Родитель Серова Л. И.)

Беседа о мордовском народе и его культуре

Просмотр презентации «Национальные костюмы и кухня мордовского народа »

Слушание песни на мордовском языке- Подвижная игра «В курочек»

Мордовский народный фольклор (считалки)

10. Подготовка к созданию мини-музея. Выставка.

Технологическая карта

Направления разви

тия детей Образователь

ная область Вид деятельности Формы организа

Социально-коммуни

кативное Социализация

Коммуникация

Труд Игровая

Коммуникативная

Познавательная

Трудовая

Продуктивная

Речевая СОД

Беседы «Быт и традиции Жителей Поволжья » ;

Рассматривание народных игрушек , домашней утвари;

Экскурсия в музей города «История народов Поволжья » ;

Составление рассказа «Мои впечатления об экскурсии» ;

Лепка. Обереги «Подкова» (индивидуальная работа) ;

Рассматривание иллюстраций «Старинная и современная посуда» ;

Рассматривание иллюстраций «Предметы быта, инструменты» ;

Чтение небылиц, прибауток, частушек,считалок,сказок;

Знакомство с блюдами народной кухни ;

Предложить родителям вместе с ребенком приготовить национальное блюдо и рассказать о нём

Познавательное Познание Познавательная

Исследовательская

Коммуникативная НОД -Беседа об оберегах

Исследование характерных особенностей национальных костюмах

Словесные игры, ситуативные разговоры, вопросы, загадывание загадок.

Художественно-эсте

тическое Художественное творчество

Музыка Изобразительная

Продуктивная

Музыкальная

Двигательная НОД -Рисование «Национальные узоры. Платок» ;

Раскраски «Матрёшка» ;

Роспись дымковской игрушки «Барыня» ;

Лепка «Подкова» ;

Лепка «Чайная пара» ;

Изготовление поделок из пластилина и картона «Национальные узоры. Ваза.» ;

Музыкальный фольклор

Речевое Чтение художественной литературы

Коммуникация Читательская

Коммуникация

Познавательная НОД

ДРМ -Ситуативные разговоры о культуре приема пищи у разных народов ;

Чтение русских, чувашских татарских мордовских и других народных сказок ;

Физическое Здоровье

Физкультура

Безопасность Двигательная

Познавательная

Исследовательская

коммуникативная НОД

Рср -Утренняя гимнастика;

Индивидуальная работа на развитие основных движений;

П/и «Гуси-лебеди» , «Горелки» , «С кочки на кочку» , «Совушка» ; «Иголка, нитка узелок» , «В курочек»

«Мышеловка» , «У медведя во бору»

Предложить родителям совместно с ребенком выполнить книжку-малышку по сказкам;

Знакомить и объяснять пословицы и поговорки о народных праздниках , предметах быта и орудиях труда;

Предполагаемый результат проекта .

Создание фотоальбома «Национальные костюмы народов Поволжья » .

Стенгазета «Национальные костюмы народов Поволжья » .

Создание мини-музея «Сокровища бабушкиного сундука»

Конспект НОД «Жители Поволжья » .

Тематический досуг «Фольклор Народов Поволжья » .

Тематический досуг «Культура и традиции татарского народа ».

Тематический досуг «Традиции и культура чувашского народа » .

Тематический досуг «Традиции и культура мордовского народа » .