Известные произведения различных видов искусства. Вспомни известные тебе произведения музыки, литературы и изобразительного искусства, воплощающие лирический

Осень - это ярко-оранжевая, завораживающая своей красотой, пора года. Но, не смотря на обилие красок, осень признана грустным периодом в жизни каждого живого существа. Активность падает, животные и птицы утепляют гнезда и норы. А человек начинает подводить итоги и задумываться о жизни.

Именно осень так любят изображать в своих картинах известные художники, а музыканты посвящают целые сонаты и композиции лирическому образу осенней печали.

Знаменитые произведения музыки про осень

Рассмотрим самые трогательные и запоминающиеся музыкальные произведения:

  • "Времена года". Концерт № 3 «Осень» Антонио Вивальди;
  • «Осенняя мелодия» Алексея Рыбникова - невероятно красивая и нежная мелодия, под которую очень уютно сидеть укутавшись в теплый плед, и смотреть в окно на осенний дождь;
  • «Осень» русского советского пианиста Георгия Свиридова, который умел чувствовать настроение осенней природы как никто другой, поэтому и создал такую запомнившуюся, не одному поколению, мелодию.

Знаменитые осенние картины

Рисовать осень - одно из любимых занятий и великих и начинающих художников. Именно осенью можно углубиться в свой внутренний мир, разобраться в себе и отразить на полотне красивый пейзаж с чуть уловимой грустью, присущей осени.

  • «Золотая Осень» Исаака Левитана;
  • «Осенние дожди. Пушкин» Виктора Попкова;
  • «Осенний букет» Ильи Репина;
  • «Осенняя песня» Виктора Борисова-Мусатова.

Замечено, что в прошлые столетия художники предпочитали рисовать осенние пейзажи, на которых изображали леса, поля и сады. А вот современные художники чаще рисуют осенний город: парковые лавочки, усыпанные желтыми листьями, одинокие фонарные столбы под дождем, гуляющие пары под зонтом.

В любом случае, любая из этих осенних картин создаёт соответствующее приятно-грустное настроение.

Осень в литературе

Поэты и писатели всех времен и народов с удовольствием пишут сочинения про осень. Именно осенью зачастую происходят значимые события в жизни героев. К изучаемым в школе "осенним" произведениям относят следующих авторов:

  • Федор Тютчев «Есть в осени первоначальной…»;
  • Иван Тургенев «Осень»;
  • Александр Блок «Осенний день высок и тих…»;
  • А.С.Пушкин «Осеннее утро».

И по сей день имеют огромное количество верных почитателей их таланта. Мы расскажем Вам о 10 великих картинах, которые известны во всем мире.

10. «Из озера», Джорждия О’Кифф

Нью-Йорк начала ХХ века вдохновил Джорджию на создание многих работ, в том числе и «Из озера». Нежные переливы волн, мелкая рябь – так она видела Лэйк Джордж.

9. «Постоянство памяти», Сальвадор Дали



Эта картина является одной из самых известных произведений художника. Она была написана в 1931 году, сегодня ее можно увидеть в музее Современного Искусства в Нью-Йорке. Примечательно, что для создания этого шедевра Дали использовал кусочки разбитых карманных часов.

8. «Сон», Пабло Пикассо



Пикассо, несомненно, стал первооткрывателем в таком направлении современного искусства, как кубизм. Пабло считается самым известным художником ХХ века.

7. «Уголок сада в Монжероне», Клод Моне



Моне известен как представитель классического импрессионизма. Эта картина была написана на углу сада в Монжероне в 1877 году. На ней Моне запечатлел непрерывно меняющуюся природу цвета и света.

6. «Ночная терраса кафе», Винсент ван Гог



В своей уникальной манере глубокой перспективы и мягких цветов нидерланский живописец в 1877 году изобразил кафе в Арле (Франция). Сейчас оно носит имя ван Гога.



Картина представляет собой довольно простой портрет девушки в тюрбане. Отсутствие фона обусловлено тем, что внимание зрителя сфокусировано на жемчужной сережке девушки.

4. «Завтрак гребцов», Пьер Огюст Ренуар



Ренуару удалось передать атмосферу беззаботного веселья среднего класса во Франции конца XIX века. По-настоящему живое полотно изображает друзей Ренуара, которые наслаждаются отдыхом на балкончике на берегу Сены.



В 1907 году венский художник Густав Климт написал картину, на которой влюбленная пара в окружении золотого орнамента делит момент нежной страсти: идеальный поцелуй.

2. «Звездная ночь», Винсент ван Гог



Сегодня это одна из самых узнаваемых картин. На ней изображены два совершенно разных состояния: безмятежность церковного шпиля и дикие краски ночного неба.



Несомненно, самой известной картиной в мире признана «Мона Лиза». Полотно принадлежит правительству Франции и выставляется в Лувре. Улыбку, с которой женщина глядит с портрета на зрителя, называют «загадочной». Если бы полотно продавалось, то оно стало бы самым дорогим за всю историю искусства, или даже за всю историю человечества.

ВВЕДЕНИЕ

Одной из основных задач нашего общества, встающих перед системой современного образования, является формирование культуры личности. Актуальность этой задачи связана с пересмотром системы жизненных и художественно-эстетических ценностей. Формирование культуры подрастающего поколения невозможно без обращения к художественным ценностям накопленных обществом в процессе своего существования. Таким образом, становится очевидна необходимость изучения основ истории искусств.

Для того чтобы наиболее полно понять искусство определенной эпохи необходимо ориентироваться в искусствоведческой терминологии. Знать и понимать суть каждого из видов искусств. Только в случае владения категориально-понятийной системой человек сможет наиболее полно осознать эстетическую ценность памятников искусства.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ИСКУССТВА

Искусство (творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.) существует и развивается как система взаимосвязанных между собой видов, многообразие которых обусловлено многогранностью самого (реального мира, отображаемого в процессе художественного творчества.

Виды искусства - это исторически сложившиеся, формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения (слово в литературе, звук в музыке, пластические и колористические материалы в изобразительном искусстве и т. д.).

В современной искусствоведческой литературе сложились определенная схема и система классификации искусств, хотя единой до сих пор нет и все они относительны. Наиболее распространенной схемой является его деление на три группы.

В первую - входят пространственные или пластические виды искусств. Для этой группы искусств существенным является пространственное построение в раскрытии художественного образа - Изобразительное искусство, Декоративно-прикладное искусство, Архитектура, Фотография.

Ко второй группе относятся временные или динамические виды искусств. В них ключевое значение приобретает развертывающаяся во времени композиция - Музыка, Литература.
Третью группу представляют пространственно-временные виды, которые называются также синтетическими или зрелищными искусствами - Хореография, Литература, Театральное искусство, Киноискусство.

Существование различных видов искусств вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать художественную всеобъемлющую картину мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных ви-дов искусства.

ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ИСКУССТВ

АРХИТЕКТУРА

Архитектура (греч. "architecton" - "мастер, строитель") - монументальный вид искусства, целью которого является создание сооружений и зданий, необходимых для жизни и деятельности человечества, отвечая утилитарным и духовным потребностям людей.

Формы архитектурных сооружений зависят от географических и климатических условий, от характера ландшафта, интенсивности солнечного света, сейсмической безопасности и т. д.

Архитектура теснее, чем другие искусства, связана с развитием производительных сил, с развитием техники. Архитектура способна объединяться с монументальной живописью, скульптурой, декоративным и другими видами искусства. Основа архитектурной композиции - объемно-пространственная структура, органическая взаимосвязь элементов здания или ансамбля зданий. Масштаб сооружения во многом определяет характер художественного образа, его монументальность или интимность.

Архитектура не воспроизводит действительность непосредственно, она носит не изобразительный, а выразительный характер.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Изобразительное искусство-группа видов художественного творчества, воспроизводящих визуально воспринятую действительность. Произведения искусства имеют предметную форму, не изменяющуюся во времени и пространстве. К изобразительному искусству относятся: живопись, графика, скульптура.

ГРАФИКА

Графика (в переводе с греческого - "пишу, рисую") - это, прежде всего рисунок и художественные печатные произведения (гравюра, литография). Она основана на возможностях создания выразительной художественной формы путем использования разных по окраске линий, штрихов и пятен, наносимых на поверхность листа.

Графика предшествовала живописи. Вначале человек научился запечатлевать очертания и пластические формы предметов, потом различать и воспроизводить их цвета и оттенки. Овладение цветом было историческим процессом: не все цвета были освоены сразу.

Специфика графики - линейные соотношения. Она, воспроизводя формы предметов, передает их освещенность, соотношение света и тени и т. д. Живопись запечатлевает реальные соотношения красок мира, в цвете и через цвет она выражает существо предметов, их эстетическую ценность, выверяет их общественное назначение, их соответствие или противоречие окружающему.

В процессе исторического развития в рисунок и в печатную графику стал проникать цвет, и теперь уже к графике относят и рисунок цветными мелками - пастель, и цветную гравюру, и живопись водяными красками -акварель и гуашь. В различной литературе по искусствознанию существуют различные точки мнения по поводу графики. В одних источниках: графика - это вид живописи, а в других - это отдельный подвид изобразительного искусства.

ЖИВОПИСЬ

Живопись - плоскостное изобразительное искусство, специфика которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на поверхность изображение реального мира, преобразованных творческим воображением художника.

Живопись подразделяется на:

Монументальную - фреска (от итал. Fresco) - живопись по сырой штукатурке красками разведенными на воде и мозаика (от французского mosaiqe) изображение из цветных камней, смальты (Смальта - цветное прозрачное стекло.), керамических плиток.

Станковую (от слова "станок") - полотно которое создается на мольберте.

Живопись представлена разнообразными жанрами (Жанр (французское genre, от лат. genus, родительный падеж generis - род, вид) - художественное, исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства.):

Портрет - основная задача передать представление о внешнем облике человека, раскрыть внутренний мир человека, подчеркнуть его индивидуальность, психолого-эмоциональный образ.

Пейзаж - воспроизводит окружающий мир во всем многообразии его форм. Изображение морского пейзажа определяется термином маринизм.

Натюрморт - изображение предметов быта, орудий труда, цветов, фруктов. Помогает понять мировоззрение и уклад определенной эпохи.

Исторический жанр - рассказывает об исторически важных моментах жизни общества.

Бытовой жанр - отражает повседневную жизнь людей, нрав, обычаи, традиции того или иного этноса.

Иконопись (в переводе с греческого "молитвенный образ") - основная цель направить человека на путь преображения.

Анимализм - изображение животного, как главного героя художественного произведения.

В XX в. характер живописи меняется под влиянием средств технического прогресса (появление фото- и видео аппаратуры), что приводит к появлению новых форм искусства - Мультимедийное искусство.

СКУЛЬПТУРА

Скульптура - пространственно - изобразительное искусство, ос-ваивающее мир в пластических образах.

Основными материалами, применяемыми в скульптуре, являются камень, бронза, мрамор, дерево. На современном этапе развития общества, техногенного прогресса расширилось количество материалов, используемых для создания скульптуры: сталь, пластик, бетон и другие.

Существует две основные разновидности скульптуры: объемная трехмерная (круговая) и рельеф:

Горельеф - высокий рельеф,

Барельеф - низкий рельеф,

Контррельеф - врезной рельеф.

По определению скульптура бывает монументальная, декоративная, станковая.

Монументальная - используется для украшение улиц и площадей города, обозначения исторически важных мест, событий и т.п. К монументальной скульптуре относятся:

Памятники,

Монументы,

Мемориалы.

Станковая - рассчитана на осмотр с близко расстояния и предназначена для украшения внутренних помещений.

Декоративная - используется для украшения быта (предметы мелкой пластики).

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО.

Декоративно-прикладное искусство - вид творческой деятельности по созданию предметов быта, предназначенных для удовлетворения утилитарных и художественно-эстетических потребностей людей.

К декоративно-прикладному искусству относятся изделия, выполняемые из разнообразных материалов и с помощью различных технологий. Материалом для предмета ДПИ может служить металл, дерево, глина, камень, кость. Весьма разнообразны технические и художественные приемы изготовления изделий: резьба, вышивка, роспись, чеканка и др. Основная характерная особенность предмета ДПИ - декоративность, заключающаяся в образности и стремлении украсить, сделать лучше, красивее.

Декоративно-прикладное искусство имеет национальный характер. Так как происходит из обычаев, привычек, верований определенного этноса, приближено к укладу его быта.

Важной составляющей декоративно - прикладного искусства являются народно-художественные промыслы - форма организации художественного труда, основанного на коллективном творчестве, развивающем культурную местную традицию и ориентированном на продажу промысловых изделий.

Ключевая творческая идея традиционных промыслов - утверждение единства природного и человеческого мира.

Основными народными промыслами России являются:

Резьба по дереву - Богородская, Абрамцево-кудринская;

Роспись по дереву - Хохломская, Городецкая, Полхов-Майданская, Мезенская;

Декорирование изделий из бересты - тиснение по бересте, роспись;

Художественная обработка камня - обработка камня твердой и мягкой породы;

Резьба по кости - Холмогорская, Тобольская. Хотьковская

Миниатюрная живопись на папье-маше - Федоскинская миниатюра, Палехская миниатюра, Мстерская миниатюра, Холуйская миниатюра

Художественная обработка металла - Великоустюжское черневое серебро, Ростовская финифть, Жостовская роспись по металлу;

Народная керамика - Гжельская керамика, Скопинская керамика, Дымковская игрушка, Каргопольская игрушка;

Кружевоплетение - Вологодское кружево, Михайловское кружево,

Роспись по ткани - Павловские платки и шали

Вышивка - Владимирская, Цветная перевить, Золотошвейная вышивка.

ЛИТЕРАТУРА

Литература - вид искусства, в котором материальным носителем образности является слово.

В сферу литературы входят природные и общественные явления, различные социальные катаклизмы, духовная жизнь личности, ее чувства. В разных своих жанрах литература охватывает этот материал или через драматическое воспроизведение действия, или через эпическое повествование о событиях, или через лирическое самораскрытие внутреннего мира человека.

Литература подразделяется на:

Художественную

Учебную

Историческую

Научную

Справочную

Основными жанрами литературы являются:

- Лирика - один из трех основных родов художественной литературы, отражает жизнь путем изображения разнообразных человеческих переживаний, особенность лирики стихотворная форма.

- Драма - один из трех основных родов художественной литературы, сюжетное произведение написанное в разговорной форме и без авторской речи.

- Эпос - повествовательная литература, один из трех основных родов художественной литературы, включает в себя:

- Эпопея - крупное произведение эпического жанра.

- Новелла - повествовательный прозаический (гораздо реже - стихотворный) жанр литературы, представляющий малую повествовательную форму.

- Повесть (рассказ) - литературный жанр, который отличается менее значительным объемом, меньшим количеством фигур, жизненным содержанием и широтой

- Рассказ - Эпическое произведение небольших размеров, которое отличается от новеллы большей распространенностью и произвольностью композиции.

- Роман - большое повествовательное произведение в прозе, иногда в стихах.

- Баллада - лирико-эпическое стихотворное сюжетное произведение, написанное строфами.

- Поэма - сюжетное литературное произведение лирико-эпического характера в стихах.

Специфика литературы есть явление историческое, все элементы и составные части литературного произведения и литературного процесса, все особенности литературы находятся в постоянном изменении. Литература - живая, подвижная идейно-художественная система, чутко реагирующая на изменения жизни. Предшественником литературы является устное народное творчество.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Музыка - (от греч. musike - букв. - искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки - лад, ритм, метр, темп, громкостная динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения.

Принято разделение музыки на светскую и духовную. Основная область духовной музыки - культовая. С европейской культовой музыкой (обычно называемой церковной) связано развитие европейской музыкальной теории нотного письма, музыкальной педагогики. По исполнительским средствам музыка подразделяется на вокальную (пение), инструментальную и вокально-инструментальную. Музыка нередко соединяется с хореографией, театральным искусством, кино. Различают музыку одноголосную (монодия) и многоголосную (гомофония, полифония). Музыка подразделяется:

На роды и виды - театральная (опера, и т. п.), симфоническая, камерная и др.;

На жанры - песня, хорал, танец, марш, симфония, сюита, соната и др.

Музыкальным произведениям свойственны определенные, относительно устойчивые типичные структуры. Музыка использует, в качестве средства воплощения действительности и человеческих чувств, звуковые образы.

Музыка в звуковых образах обобщенно выражает существенные процессы жизни. Эмоциональное переживание и окрашенная чувством идея, выражаемые через звуки особого рода, в основе которых лежат интонации человеческой речи, - такова природа музыкального образа.

ХОРЕОГРАФИЯ

Хореография (гр. Choreia - пляска+ grapho - пишу) - вид искусства, материалом которого являются движения и позы человеческого тела, поэтически осмысленные, организованные во времени и пространстве, составляющие художественную систему.

Танец взаимодействует с музыкой, вместе с ней образуя музыкально-хореографический образ. В этом союзе каждый компонент зависит от другого: музыка диктует танцу собственные закономерности и одновременно испытывает воздействие со стороны танца. В ряде случаев танец может исполняться без музыки - в сопровождении хлопков, выстукивание каблуками и т. п.

Истоками танца стали: имитация трудовых процессов; ритуальные торжества и обряды, пластическая сторона которых имела определенную регламентацию и семантику; пляска стихийно выражающая в движениях в движениях кульминацию эмоционального состояния человека.

Танец всегда, во все времена, был связан с жизнью и бытом людей. Поэтом каждый танец отвечает характеру, духу того народа, у которого он зародился.

ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Театр - вид искусства, художественно осваивающий мир через драматическое действие, осуществляемое творческим коллективом.

Основа театра - драматургия. Синтетичность театрального искусства определяет его коллективный характер: в спектакле объединяются творческие усилия драматурга, режиссера, художника, композитора, хореографа, актера.

Театральные постановки подразделяются по жанрам:

- Драма;

- Трагедия;

- Комедия;

- Мюзикл и т.д.

Театральное искусство уходит своими корнями в глубокую древность. Его важнейшие элементы существовали уже в первобытных обрядах, в тотемических плясках, в копировании повадок животных и т. д.

ФОТОИСКУССТВО.

Фотография (гр. Phos (photos) свет+ grafo пишу) - искусство, воспроизводящее на плоскости, посредством линий и теней, самым совершенным образом и без возможностей ошибки, контур и форму передаваемого ею предмета.

Специфическая особенность фотоискусства органическое взаимодействие в нем творческого и технологического процессов. Фотоискусство сложилось на рубеже ХIХ-ХХ веков в результате взаимодействия художественной мысли и прогресса фотографической науки и техники. Его возникновение было исторически подготовлено развитием живописи, ориентировавшейся на зеркальное точное изображение видимого мира и использовавшей для достижения этой цели открытия геометрической оптики (перспектива) и оптические приборы (камера - обскура).

Специфика фотоискусства состоит в том, что оно дает изобра-зительный образ документального значения.

Фотография дает образ художественно выразительный и с достоверностью запечатляющий в застывшем изображении существенный момент действительности.

Жизненные факты в фотографии почти без дополнительной об-работки переносятся из сферы действительности в сферу художественную.

КИНОИСКУССТВО

Кино - искусство воспроизведения на экране запечатленных на пленку движущихся изображений, создающих впечатление живой действительности. Кино изобретение XX в. Его появление определено достижениями науки и техники в области оптики, электротехники и фототехники, химии, и т. д.

Кино передает динамику эпохи; работая временем как средством выразительности, кино способно передать смену различных событий в их внутренней логике.

Кино это синтетическое искусство в него включены органические элементы такие как, литература (сценарий, песни), живопись (мультфильм, декорации в художественном фильме), театральное искусство (игра актеров), музыка, которая служит средством дополнения зрительного образа.

Кино можно условно подразделить на научно-документальное и художественное.

Определены также жанры кино:

Трагедия,

Фантастика,

Комедия,

Историческое и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Культура играет особую роль в совершенствовании личности, в формировании её индивидуальной картины мира, ибо в ней аккумулирован весь эмоционально-нравственный и оценочный опыт Человечества.

Проблема художественно-эстетического воспитания в формировании ценностных ориентаций подрастающего поколения стала объектом внимания социологов, философов, теоретиков культуры, искусствоведов. Данное учебно-справочное пособие является небольшим дополнением к огромному пласту учебного материала касаемого сферы искусства. Автор выражает надежду, что он послужит хорошим подспорьем для студентов, учащихся и всех кому небезразлично искусство.

Можно ли считать ту или иную работу произведением искусства? Такой вопрос многие задают, не только увидев , но и разглядывая работы известных художников последнего столетия. Даже известные деятели искусств иногда путают произведения искусства с предметами интерьера . Мы выбрали пять интересных книг, в которых доступно объяснено, что такое современное искусство, и выписали из них самые любопытные цитаты об известных произведениях XX века.

Пабло Пикассо

«Авиньонские девицы», 1907

Материал: холст, масло

Направление: кубизм

Картина «Авиньонские девицы» является первым кубистическим произведением Пикассо - он изобразил барселонских проституток не реалистично, а «разобрал» их тела и лица на множество геометрических фигур.

«Поэт Гийом Аполлинер сказал: „Пикассо исследует объект так же, как хирург препарирует труп“. В этом заключается суть кубизма: художник выбирает предмет изображения, проводит анализ и деконструирует его. Почему Пикассо решил не создавать элегантные и атмосферные фигуративные работы, которые были так популярны у коллекционеров и критиков? Он осознавал профессиональную опасность, которую представлял для него Матисс. Потому что после представленной в 1906 году картины «Счастье существования» Матисса стали считать самым интересным молодым художником того времени. Выставка Сезанна 1907 года вдохновила Пикассо, и он решил дальше развивать то, что начал известный художник. Картина «Авиньонские девицы» была основана на идеях Сезанна и стала началом нового художественного направления».

- На что вы смотрите? Удивительная, шокирующая и иногда странная история современного искусства за 150 лет

Казимир Малевич

«Чёрный квадрат»,
1915

Материалы: холст, масло

Направление: супрематизм

Одно из самых обсуждаемых произведений XX века - «Черный квадрат» Малевича, который был написан в 1915 году. Несмотря на то, что художник привел теоретическое обоснование своей картины в манифесте «От кубизма и футуризма к супрематизму», многие зрители до сих пор ставят под сомнение его ценность, замечая, что не нужно быть художником, чтобы нарисовать квадрат.

«Превращая все изобразительные элементы в геометрические фигуры и используя открытые цвета Малевич надеялся достичь вершины выразительности и освободить живопись от любых политических и социальных значений. Супрематисты не изображали окружающую реальность, и старались избежать любых символов и нарративов, и использовали элементы простой формы - так они создавали новую творческую реальность».

- 50 арт-идей, о которых вам необходимо знать


Марсель Дюшан

«Фонтан», 1917

Материал: писсуар

Направление: концептуализм,
дадаизм, сюрреализм

Ещё одно важнейшее произведение XX века - «Фонтан» Марселя Дюшана, которому первому пришла идея превратить бытовой предмет в произведение искусства - так появилось понятие реди-мейд.

«Он был уверен, что изобрёл новый вид скульптуры: теперь художник мог выбрать любой предмет, который выпускается массово и имеет известную эстетическую ценность, и, освободив его от функционального предназначения (другими словами, сделав его бесполезным), дав ему название и поместив в новый контекст, превратить его в произведение искусства».

- НА ЧТО ВЫ СМОТРИТЕ? УДИВИТЕЛЬНАЯ, ШОКИРУЮЩАЯ И ИНОГДА СТРАННАЯ ИСТОРИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ЗА 150 ЛЕТ

Барнетт Ньюмен

«Onement I», 1948

Материалы: холст, масло

Направление: абстрактный экспрессионизм

Первую абстрактную работу с вертикальной полосой сделала российская художница Ольга Розанова - в 1918 году была создана её «Зелёная полоса». Однако она была неизвестна большинству западных специалистов, поэтому подобные работы прославили американского абстракциониста Барнетта Ньюмена. Он, как и Розанова, пошёл дальше Малевича и создал работу, у которой нет границ, - картина как бы является фрагментом большого произведения, у которого нет фона и изображённого объекта.

«Ньюмен разделял интерес других абстрактных экспрессионистов к древним мифам и примитивному искусству. Разделяющая линия на картине, которую потом называли «молнией», стала «визитной карточкой» художника. Несмотря на скромный размер картины «Onement I» (69х41 см.), Ньюмен считал её своим творческим достижением, так как изобрёл новый метод, который удивлял зрителя и трогал его эмоционально, потому что художнику удалось преодолеть ограничения внутри картины».

Ричард Гамильтон

«Так что же делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?», 1956

Материалы: вырезки из журналов

Направление: поп-арт

Cчитается первой картиной, которую относят к поп-арту. Она была показана на известной выставке This Is Tomorrow в лондонской галерее Whitechapel в 1956 году. Кроме Гамильтона, в ней принимали участие молодые художники, работы которых относят к оп-арту (оптическому искусству) и поп-арту.

Дэн Флавин

«Монумент для В. Татлина», 1964

Материалы: флуоресцентные лампы
на металлических основаниях

Направление: минимализм

Дэн Флавин посвятил свою работу нереализованному «Монументу третьего интернационала». Как пишет Сюзи Ходж, это ироничная работа, которая, с одной стороны, сделана из обычных элементов (в отличие от уникальных разработок Татлина для «Монумента»), а с другой - является временной (лампы перегорают), что противоречит природе монументальной архитектуры.

«Дети могли бы прикрепить флуоресцентные лампы к стене, но они бы не стали просить зрителей переосмыслить [таким образом] несколько вещей разом: функциональность объектов, философские идеи, впервые появившиеся в России в 1915 году, и само пространство галереи».

- Почему ваш пятилетний ребёнок так не смог бы

Джефф Кунс

«Кролик», 1987

Материалы: нержавеющая сталь

Направление: нео-поп

Один из самых дорогих современных художников, известный своим пристрастием к китчу, во многом продолжает линию Уорхола. Его работы создаются руками 135 сотрудников, а «Фабрика» художника - это целая корпорация Jeff Koons LLC.

«”Кролик” Кунса так холоден, что кажется, создан отнюдь не человеком. Это не просто идеальный индустриальный продукт, но прежде всего образ воплощённого желания. Художник предпочитает называть свой объект хамелеоном: отражающий материал делает «Кролика» этаким постмодернистским Бранкузи, он постоянно меняет свою кожу и регенерируется. Он впускает пространство со зрителями внутрь себя». - Определяя современное искусство. 25 лет в 200 базисных произведениях

Майк Келли

«Больше часов любви,
чем можно возместить,
и расплата за грехи», 1987

Материалы: набитые фабричные игрушки на холсте, высушенная кукуруза, восковые свечи на дереве и металлической базе

Направление: концептуализм


Современный художник Майк Келли использовал различную технику для того, чтобы передавать свои идеи: занимался видео, придумывал перформансы и инсталляции. Келли часто использовал образ детства в своих работах. Художник начал делать работы из изношенных игрушек и вязаных платков в конце 1980-х.

«Первая работа Келли, в которой он использовал мягкие игрушки, имеет большое значение по ряду причин, но главная - то, как много ассоциаций и эмоций возникает у зрителя. Куклы, которых кусали и рвали малыши, заменяют собой образ ребёнка. То, что делают дети со своими неодушевлёнными друзьями, - это насилие без злого умысла».

- Определяя современное искусство.
25 лет в 200 базисных произведениях


Трэйси Эмин

«Моя кровать», 1998

Материалы: матрас, постельное бельё, различные объекты

Направление: Молодые британские художники (Young British Artists)

Своими работами Трэйси Эмин буквально выворачивает душу перед зрителем. Самая известная её работа - «Моя кровать» - это документ долгой депрессии художницы. Бутылки водки, сигаретные пачки, фотокарточки и мягкая игрушка: все осталось нетронутым, именно таким, каким было в самые грустные дни Эмин.

«Многие дети оставляют свои кровати неубранными и разбрасывают вещи по комнате, но если внимательно посмотреть на эту инсталляцию Трэйси Эмин, становится ясно, что кровать принадлежит взрослому человеку. Когда эта работа впервые была показана, записи, аппликации, видео и фотографии были повешены на стенах вокруг работы - все они показывали, что автор переживает персональную травму, а также страхи и беспомощность».

Искусство и фантазия

  1. Реальность и фантазия в жизни человека.
  2. Претворение творческого воображения в произведениях искусства (на примере «Вальса-фантазии» М. Глинки).

Музыкальный материал:

  1. М. Глинка. «Вальс-фантазия». Фрагмент (слушание);
  2. М. Глинка. Романс «Я помню чудное мгновенье» (по желанию учителя).
  3. Г. Струве, стихи К. Ибряева. «Школьный корабль» (пение);
  4. А. Рыбников, стихи И. Кохановского. «Ты мне веришь?» (пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.
  2. Осознавать интонационно-образные, жанровые основы музыки как вида искусства.
  3. Исследовать многообразие жанровых воплощений музыкальных произведений.

В человеческой жизни есть как бы два плана, два течения. Один составляют внешние события. Например, мы знаем, в каком доме живёт человек, как он одевается, какие у него привычки и т. д.

Другой составляет сокровенные мысли, глубинные переживания, духовные искания человека. Нередко именно в нём сосредоточено главное содержание человеческой жизни. Ведь сказал же Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».

Конечно, просто глядя на человека, трудно узнать его склонности, вкусы, привязанности. Однако его внутренний мир нередко проявляет себя внешне: во взгляде, улыбке, интонациях голоса.

Мы говорим: «этот человек духовно богат», когда его слова и поступки убеждают нас в существовании особого внутреннего мира, окрашивающего внешние проявления искренностью и глубиной. Точно так же мы отмечаем чью-то пустоту и духовное оскудение, когда видим, что человек живёт исключительно материальными, практическими интересами.

Музыкальные произведения в какой-то мере похожи на людей. В них тоже могут быть своя глубина и характер: порой сложный, порой легкомысленный. Поэтому разные люди любят разную музыку: одни слушают Моцарта и Брамса , другие довольствуются нехитрыми песенками. Ведь музыка бывает разной.

Послушайте, например, музыку М. Глинки .

В «Вальсе-фантазии» мастерски сочетаются два начала, выраженные в названии произведения.

С одной стороны, это вальс – плавный, кружащийся танец с трёхдольным ритмом. Известно, что вальсы могут быть разными – весёлыми и торжественными, грустными и трепетными.

С другой стороны, в этом произведении Глинка воплощает нежное, полётное вращение, уносящее наше воображение в прекрасный мир фантазии.

Михаил Иванович Глинка познакомился с очаровательной девушкой, воспитанницей Смольного института Екатериной Керн, дочерью легендарной Анны Керн, которой посвящено стихотворение А. Пушкина «Я помню чудное мгновенье». Глинка серьёзно увлёкся ею.

Слушание: М. Глинка. Романс «Я помню чудное мгновенье» (по желанию учителя).

Екатерине он посвятил романс, написанный на пушкинские стихи, посвящённые её матери, и тогда же стал работать над фортепианным «Вальсом-фантазией» - своего рода поэмой вальса, вдохновлённым образом Екатерины Ермолаевны, словно рисующим её в обстановке бала.

Любовь Глинки была взаимной, однако роман скоро кончился: оба были несвободны, к тому же Екатерина Ермолаевна скоро уехала по совету врачей на Кавказ. В 1842 году Керн вернулась в Петербург, но встреча её с Глинкой уже не имела для него прежнего значения. Вскоре он через общую знакомую вернул ей её письма, а затем без сожалений уехал за границу.

Недолгий период романа с Е. Керн характеризуется подъёмом творческой деятельности Глинки. «Вальс-фантазия» - одна из вершин этого периода, настоящая жемчужина русской музыкальной классики.

В музыке «Вальса-фантазии» отразилась вся поэзия этого чувства, принёсшего Глинке много и радостных, и горьких переживаний.

В «Вальсе-фантазии» Глинка обращается к жанру танцевальной музыки, который был наиболее популярен в то время. Однако из небольшой пьесы прикладного назначения композитор делает развёрнутую симфоническую поэму, вобравшую в себя богатейшую гамму человеческих чувств. Это произведение Глинки явилось тем зерном, из которого в будущем вырастет русская лирико-психологическая симфоническая музыка.

Первое впечатление от знакомства с «Вальсом-фантазией» - чувство удивительного очарования, изысканности и нежности. Основная тема вальса проникнута задумчиво-печальным настроением. С ней чередуются мотивы, передающие другие оттенки чувства - то элегически-грустные, то драматически-взволнованные, то пленительно изящные.

Так дивно недопеть,
Недотянуть смычка,
Иль недокрасить кистью, засыпая,
Лишь гений смог уметь,
И вальсом в облака,
Волшебные мелодии взлетают...

Н. Губин

Слушание: М. Глинка. «Вальс-фантазия».

Искусство будит фантазию, навевает образы дальних стран, в которых, может быть, человеку никогда не суждено побывать, рассказывает о событиях и героях, с которыми ему никогда не встретиться, оно даёт опыт, который сам он никогда бы не приобрёл. Искусство рождает мечту, а мечта всегда богаче реальности. Это знали поэты всех времён, наделявшие фантазию волшебными крыльями, уносящими человека в царство невиданных чудес.

Реальность и фантазия – эти два мира сосуществуют постоянно, рождая не только поэтов и музыкантов, но и людей других романтических профессий – лётчиков, геологов, путешественников.

В один ненастный день, в тоске нечеловечьей,
Не вынеся тягот, под скрежет якорей,
Мы всходим на корабль – и происходит встреча
Безмерности мечты с предельностью морей.

Эти строки из стихотворения французского поэта Ш. Бодлера «Плаванье».

Обратите внимание: «встреча безмерности мечты с предельностью морей» обозначает такие горизонты человеческой меты, в сравнении с которыми даже моря – эти извечные символы необозримого пространства – кажутся предельными, узкими и тесными.

Что же такое фантазия?

Почему иногда её называют высшей реальностью, душой всего существующего?

Вероятно, это происходит оттого, что без фантазии невозможно ничего создать: от самой простой вещи до произведения искусства.

Многие поэты, художники и композиторы – люди, живущие в мире своих фантазий, – вызывали удивление тем, что ничего не понимали в повседневной действительности. В то же время они потрясали всех своим знанием человека, самых сокровенных тайников его души.

«Я на 85 процентов музыкант, во мне только 15 процентов человека», - говорил Сергей Рахманинов, и в этих словах слышна вся мыслимая одержимость искусством, на которую способен большой художник.

Ведь жизнь каждого художника протекает в сложном переплетении реальности и творческого воображения, переплетении, рождающем совершенно новый, особенный мир его произведений. И, как ни удивительно, эти произведения учат нас глубже понимать именно живую жизнь.

Вопросы и задания:

  1. Вспомните, известные вам произведения различных видов искусства, где одновременно сочетаются и реальность, и фантазия.
  2. Почему в стихотворении Ш. Бодлера «Плаванье» поэт сравнивает «безмерность мечты» с «предельностью морей» в пользу мечты?
  3. Подумайте, о каких «тяготах», «тоске» и «ненастье» говорил Бодлер в своём стихотворении.
  4. Почему, по-вашему, М. Глинка воплотил фантазию в жанре вальса? Может быть, для этого лучше было использовать другой жанр (например, марш)?
  5. Как вы считаете, относится Симфония № 3 И. Брамса к такой музыке, которая пробуждает фантазию? Какие образы она вызывает в вас?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Глинка. Вальс-фантазия, mp3;
Глинка. Я помню чудное мгновенье (в исп. Н. Копылова), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.