Теория музыки: как развить музыкальный слух. Идеальный слух Из отчёта Ухогрыза

Абсолютный слух – это особый способ восприятия звуков. Человек, обладающий абсолютным слухом, определяет частоту звука, не сравнивая его с другими, не пропевая их про себя. Это качество отличает абсолютный слух от относительного слуха, при котором человек определяет звук, сравнивая его с другими.

Абсолютный в переводе с латинского absolutes означает «неограниченный». Различают пассивный и активный абсолютный слух.

При пассивном абсолютном слухе человек легко определяет высоту музыкального звука, но не способен его воспроизвести голосом. Активный абсолютный слух не имеет такого ограничения, обладатель этого качества может определить звук и напеть голосом.

Люди с активным абсолютным слухом – абсолютники, отличаются друг от друга быстротой определения, частотным диапазоном восприятия звуков, умением определять звуки разных тембров звучания.

Особенности звукового диапазона

Человек различает звуковые колебания в частотном диапазоне от 16 Гц до 20 000 Гц. Звуки высокой частоты в полном объеме воспринимаются в детстве, с возрастом верхняя граница понижается.

Человек с абсолютным слухом воспринимает звуки в обычном диапазоне, но обладает способностью точно различать звуки разной частоты, причем не на всем диапазоне слышимых звуковых колебаний, а на определенном участке.

Самая высокая точность распознавания звуков соответствует среднему регистру, уменьшается к краям частотного диапазона.

К среднему регистру относятся малая, первая, вторая октавы. В среднем регистре лежит и речевой диапазон, средняя часть диапазона – первая октава.

Эталон звучания

В 1939 году на Международной конференции в Лондоне был принят стандарт для настройки музыкальных инструментов по всему миру. Эталоном звука, по которому и сегодня сверяют свои действия все музыканты мира, служит звучание ноты «ля», соответствующее частоте 440 Гц.

Псевдоабсолютный, гармонический, внутренний слух

Кроме абсолютного, различают псевдоабсолютный слух. При этом способе распознавания звуков человек сравнивает внешний звук со звуком своего голоса. Отсчетом для определения звука может служить самый высокий или самый низкий звук собственного голоса.

Еще одной особенностью людей с абсолютным слухом является умение распознавать звуки при их одновременном звучании. Такой слух называют гармоническим. Абсолютники точно называют количество звуков в гармоническом аккорде, распознают каждый из них.

Для музыканта важно обладать не только хорошим абсолютным и относительным восприятием звуков, но и развитым внутренним слухом.

Это качество основывается на музыкальном опыте, способности мыслить музыкальными образами, представлять гармонию музыкального произведения в целом.

Внутренний слух основывается на музыкальном таланте, совершенствуется всю жизнь. Такие известные композиторы, как Бетховен, Сметана, страдающие в конце жизни глухотой, писали музыку, пользуясь исключительно внутренним слухом.

Абсолютный слух и музыкальные способности

Абсолютная способность распознавать звуковые частоты всегда врожденная, но для того, чтобы она проявилась, человек должен сначала услышать звуки. Частота услышанного звука сохраняется в памяти без изменений всю жизнь. Первым известным абсолютником считается В. А. Моцарт.

С возрастом абсолютный слух не утрачивается, а по некоторым данным, улучшается. Встречается врожденная способность абсолютного распознавания звуков в среднем с частотой 1: 10 000. Среди профессиональных музыкантов эта способность отмечается чаще, примерно у одного на несколько десятков человек.

Количество абсолютников выше у народностей с тональными языками. К таким языкам относятся японский, вьетнамский.

Жители этих стран музыкальны, любят и понимают музыку. Тем не менее, количество композиторов в этих странах в среднем не выше, чем в европейских государствах.

Дело в том, что абсолютный слух — не гарантия музыкальной одаренности. По аналогии с литературой, не достаточно распознавать цвета, чтобы рисовать, знать буквы, чтобы стать писателем.

Можно ли достичь абсолютного слуха тренировкой

Абсолютник отличается от человека с относительным музыкальным слухом способностью сохранять в памяти частоту звука. Поступающий в слуховой анализатор внешний звук сравнивается с имеющимися у абсолютника в памяти частотами и выбирается наиболее близкое значение.

Совершенно идеального звучания внешнего звука добиться сложно. В действительности даже эталон — нота «ля», воспроизводится не на частоте 440 Гц, а с небольшой погрешностью. Диапазон погрешности или звуковысотная зона составляет 435-445 Гц.

Специальной тренировкой обычный человек при желании способен максимально приблизиться к умению различать звуки с абсолютной точностью.

Возможно, не каждому удастся достичь скорости распознавания и точности определения звука, характерных для абсолютного слуха, но приблизить свой музыкальный слух к желаемому идеалу, по силам каждому.

Обязательным условием для начала занятий должно быть наличие относительного музыкального слуха. Этот способ распознавания звуков может быть развит в совершенстве и соответствовать уровню абсолютного распознавания звуков.

Существуют специальные программы – Ear Power, Earope, позволяющие совершенствовать слух самостоятельно. Желающим улучшить свой абсолютный слух предлагаются курсы, где под руководством тренера шаг за шагом постигается мастерство распознавания музыкальных звуков.

Известно большое число успешных, выдающихся композиторов, не обладавших абсолютным слухом с рождения и отточивших мастерство в профессиональной деятельности.

Недостатки абсолютного слуха

Не всегда выдающиеся качества приносят обладателю одну лишь только пользу. Абсолютный слух в обычной жизни создает даже некоторые неудобства.

Так, абсолютники слышат любую фальшивую ноту. Диссонанс режет слух, отвлекает, вносит оттенок неудовольствия в занятия. Абсолютный слух улавливает фальшивые ноты в звучании оркестра на концерте, церковного пения в храме, звуки обычного пения в караоке вызывают шок.

Кроме того, чистый абсолютный слух без развитого относительного слуха позволит человеку играть с листа сложные музыкальные произведения, идеально настраивать инструменты, но не позволит писать музыку. Обладатель абсолютного слуха с неразвитым относительным слухом воспринимает музыкальные звуки в отдельности, не чувствует их взаимного тяготения и гармонии.

Абсолютный слух обнаруживается при занятии музыкой, тренируется и развивается в течение всей жизни, не ослабевает с возрастом. Музыкальные способности человека складываются из умения точно различать высоту звука, способностью определять тембр, длительность, относительную высоту и интенсивность звуков.

Если вы думаете, что “вам слон на ухо наступил” и вы никогда не сможете воспринимать окружающие вас звуки так, как их воспринимают люди, одаренные музыкальным слухом с рождения, то вы глубоко ошибаетесь. Развить музыкальный слух не так уж сложно, как вам кажется. И сегодня мы дадим вам несколько советов, которые помогут вам это сделать.

Для начала давайте разберемся в видах слуха. Чтобы развить музыкальный слух, нам нужно отточить:

  • Ритмический слух. То есть научиться слышать и ощущать ритм.
  • Мелодический слух – умение понимать движение и структуру музыки и слышать ее тонкости.
  • Относительный – слух, позволяющий понимать величину музыкальных интервалов и высоту звука.
  • Внутренний слух – то есть слух, позволяющий ясно представлять музыку и отдельные звуки в своих мыслях.
  • Интонационный слух, позволяющий понимать характер и тон музыки.

Конечно, существует гораздо больше видов слуха, но мы остановимся на этих пяти, так как их достаточно для того, чтобы обрести музыкальный слух.

Итак, что же нам нужно делать, чтобы натренировать эти виды слуха.

1. Музыкальный инструмент

Идеальный способ “прокачать” все виды слуха – это начать учиться игре на каком-либо инструменте. Таким образом вы запомните, как должна звучать каждая нота, натренируете свое чувство ритма и в целом начнете лучше понимать музыку. Но так как у вас, скорее всего, нет времени на обучение игре на музыкальных инструментах, давайте пойдем дальше.

2. Пение

Если у вас нет дома фортепиано – найдите онлайн версию в интернете и каждый день по нескольку раз играйте на нем гаммы и пойте их вместе с фортепиано. Когда вы начнете уверенно чувствовать себя с гаммами, приступайте к интервалам, аккордам и простым мелодиям. Главное не стесняйтесь. Если вы боитесь, что вас кто-то услышит – постарайтесь тренироваться в то время, когда вы одни дома. Но на самом деле, ничего постыдного здесь нет! Вспомните только караоке-бары, где люди, мягко говоря, без голоса и слуха поют так громко, что их слышно и за пределами бара.

3. Медитация

Мы назвали этот пункт так, потому что упражнение, о котором мы сейчас вам расскажем, очень похоже на практики медитации для новичков. Оно поможет вам развить внимательность к звукам.

Гуляйте на улице без наушников, стараясь уловить обрывки разговоров, шум деревьев, звук машин, стук каблуков по асфальту; то, как собака шаркает лапой по земле; то, как кто-то вытряхивает одеяло на балконе….вы заметите, что вас окружает такое количество звуков, что в это и поверить сложно. Дома тратьте пять минут в день на то, чтобы послушать, как доносится жужжание холодильника из кухни, шум воды в трубах, разговоры соседей, шум с улицы.

4. Голоса

Разговаривая с человеком, старайтесь запомнить его голос. Также можно смотреть фильмы, запоминая голоса актеров, а затем прослушивать отдельные части фильма и стараться назвать персонажа, основываясь лишь на его голосе.

Старайтесь замечать манеру разговора вашего собеседника, тембр его голоса; вспоминая разговор с кем-либо, старайтесь проговаривать у себя в голове фразы собеседника его же голосом.

5. Учитесь слышать музыку

Конечно, очень приятно слушать музыку и не думать ни о чем. Но если перед вами стоит цель развить музыкальный слух, то старайтесь вникать в музыку, которую вы слушаете. Учитесь отделять один музыкальный инструмент от другого; изучите, как звучит гитара под разными “примочками”, чтобы не путать ее с другими инструментами; научитесь также отличать разные режимы синтезатора от остальных музыкальных инструментов; послушайте, как звучат настоящие барабаны и электронные.

Такая практика поможет вам не только развить музыкальный слух, но и научит более тонко слышать музыку, что в свою очередь подарит вам еще большее наслаждение от ее прослушивания. Есть один побочный эффект у данной практики – скорее всего впоследствии вы не захотите слушать то, что слушаете сейчас, вам захочется чего-то более сложного и объемного. И это отлично, ведь не это ли является основным показателем вашего продвижения?

6. Ритм

Есть такая классная вещь, называется “метроном”. Вы можете приобрести себе его или же найти онлайн версию в интернете. Каждый день упражняйтесь с метрономом, отстукивая пальцем (рукой, ногой, чем угодно), ритм, который он вам задает.

Когда вы почувствуете себя уверенно с метрономом, переходите к распознаванию ритма в музыке. Начните с той музыки, в которой присутствуют барабаны, по ним проще определиться с ритмом. А затем переходите к работе с музыкой, не содержащей шумовых инструментов, позволяющих без особого труда определить ритм (классическая музыка, например).

Еще один приятный способ улучшить свое чувство ритма – танцы. Запишитесь в танцевальную студию или же танцуйте дома в свое удовольствие.

7. Источник звука

Если у вас есть помощник для этого задания – прекрасно! Закройте глаза и попросите кого-нибудь ходить вокруг вас в комнате и за ее пределами и издавать звуки (голос, хлопок в ладоши, звонок колокольчика и так далее). И каждый раз, когда ваш помощник издает звук, вы должны постараться понять, с какой стороны он доносится. Довольно простое задание, если вы с помощником находитесь в одной комнате, но как только он начнет ходить по квартире, вы заметите, что вам стало сложнее определить, откуда доносится звук.

Если же у вас нет человека, который сможет вам в этом помочь, то вы можете поступить следующим образом. Выйдите на улицу, сядьте где-нибудь на лавочку и прислушайтесь к окружающим вас звукам, как в третьем упражнении. Только в этот раз вам нужно будет еще и понять, с какой стороны доносится этот звук.

Программы и приложения

Конечно же, существует множество программ для развития музыкального слуха, и мы собрали лучшие из них.

1. Earteach

Отличное приложение, содержащее в себе упражнения на гаммы, аккорды и интервалы. Отлично подойдет для тех, у кого музыкальных слух уже более развит. Можно скачать и версию для ПК.

Принцип очень простой – нужно сыграть мелодию, которую вы только что услышали. Приложение также можно скачать на Android и iOS.

Простая игра, которая поможет вам запомнить ноты. Также справа вы сможете найти еще множество игр на развитие музыкального слуха.

22.01.2015 20:56

– это способность точно идентифицировать высоту любого звука, не прибегая к сравнению со звуками известной высоты.

Композитор Камиль Сен-Санс рос вундеркиндом. В два с половиной года он очутился перед фортепиано. Вместо того чтобы стучать как попало, он нажимал одну клавишу за другой и не отпускал ее, пока звук не затихал. Бабушка научила его названиям нот, а после решила привести инструмент в порядок. Во время работы настройщика маленький Сен-Санс смог назвать все ноты, слыша их из соседней комнаты. Про таких людей говорят, что у них есть абсолютный слух.

Подобные описания заставляют нас воспринимать это умение как нечто недосягаемое и волшебное... Наш обзор фактов и исследований призывает отказаться от такого пафоса.

Исследования абсолютного слуха

История абсолютного слуха началась в XVII веке, когда в обращение были введены равномерно-темперированный музыкальный строй с 12-тью ступенями и фиксированный камертон (эталон высоты звука). Его первым задокументированным обладателем в XVIII веке стал В. А. Моцарт, чей слух описывали как "истинный", "превосходный". Термин "абсолютный слух " был введен во второй половине XIX века, а ближе к XX веку ученые начали пристально изучать само явление. На сегодняшний день раскрыто множество интересных закономерностей, связей и эффектов, связанных с абсолютным слухом, тем не менее, в научном мире нет единого консенсуса относительно точной природы этого феномена.

В работе "Зонная природа звуковысотного слуха" (1948) Н. Гарбузов на основе своих опытов предположил, что музыканты-абсолютники воспринимают звуковые частоты кластерами, соотнося полосы частот с 12-тиступенным темперированным строем. Им не требуется особой тонкости слуха для дифференцирования частот внутри этих кластеров, только особое качество восприятия каждой из этих зон. Ширина зон, по данным Гарбузова, зависит от высоты регистра, тембра, громкости звука, индивидуальных особенностей и психического состояния человека.

Феномен абсолютного слуха более 30 лет подробно изучает психолог Диана Дойч. На 138-м съезде Американского акустического общества в 1999 году она совместно с коллегами представила результаты исследования зависимости абсолютного слуха от наличия тональности в родном языке (Deutsch, Henthorn, Dolson, 1999). Большая часть народов Юго-Восточной Азии, Африки, а также коренные народы Америки говорят на языках, в которых значение слова зависит от высоты произношения слогов. Эти языки называются тональными или тоновыми. У носителей таких языков с младенчества воспитывается чувствительность к высоте тона, необходимая для понимания и воспроизведения родной речи. В результате эксперимента коренные носители вьетнамского и китайского с поразительной точностью воспроизводили слова из родного языка на той же ноте, на которой они говорили их несколько дней назад. Отклонение не превышало 0.5-1.1 тона у вьетнамцев и 0.25-0.5 тона у китайцев! Дойч считает это доказательством того, что абсолютный слух – не врожденное, а приобретенное явление.

Немного статистики из исследования среди студентов двух консерваторий, в США и Китае (Deutsch, Henthorn, Marvin, Xu, 2005). Студенты, разделенные на три группы, проходили онлайн тестирование, где им предлагалось правильно определить около 20-ти прозвучавших нот. Китайские студенты продемонстрировали значительный отрыв от американских, владеющих только нетональными языками. По критериям теста в группе студентов, начавших заниматься музыкой в 4-5 лет, около 60% китайских и 14% американских студентов обладали абсолютным слухом; в группе начавших в 6-7 лет – 55% китайских и только 6% американских; в группе начавших в 8-9 лет – 42% китайских и никого из США. Важно, что это исследование показало прямую зависимость наличия абсолютного слуха от раннего возраста начала обучения музыке .

Канадское исследование (Bidelman, Hutka, Moreno, 2013), сравнившее музыкантов и немузыкантов с родным тональным языком, доказало влияние языка на музыкальные способности, подтвердив их двустороннюю тесную связь. Задания на точность определения высоты звука, музыкальное восприятие и общие когнитивные способности (например, подвижный интеллект, рабочая память). Владеющие кантонским диалектом китайского языка люди показывали результаты, сравнимые с результатами музыкантов, в отличие от англоязычных людей, не изучавших музыку.

Слуховая система абсолютников функционально и физически не отличается от неабсолютников. Отличие заключается в разном алгоритме обработки звуковой информации корой головного мозга (Gregsen, 1998): точное определение высоты звука требует базы частот в памяти человека, а также установления соответствий между диапазонами звука и названиями нот, потому что одна нота соответствует интервалу частот, пусть и небольшому. Таким образом, абсолютный слух может быть прямым аналогом нашего умения распознавать цвета, звуки речи или другие искусственно дискретные системы восприятия. Точно так же, как большинство из нас научились узнавать и называть видимый свет с длиной волны 450-495 нм "синим цветом", люди, которых знакомили с нотами и их названиями в раннем детстве, скорее всего, смогут идентифицировать, например, ноту ДО (Takeuchi, Hulse, 1993).

По результатам трехлетнего исследования 2002-2005 гг., направленного на поиск генов, связанных с наличием абсолютного слуха, доктор Джейн Гитчер (Jane Gitschier) из Университета Калифорнии, зафиксировав большую вероятность обладания таким слухом у родственников, высказала предположение, что такие гены все же существуют. Хотя, возможно, это общечеловеческая способность, в значительной степени определяющая свое развитие уровнем и типом музыкального воздействия, которое испытывают люди в той или иной культуре. Собранные данные показали, что явление абсолютного слуха оказалось отличной иллюстрацией пластичности нашей слуховой системы , а также моделью для изучения взаимодействия генов и воспитания в развивающемся мозге.

Можно ли развить абсолютный слух?

До сих пор не было зафиксировано ни одного подтвержденного случая достижения взрослым человеком истинного абсолютного слуха . Как мы уже упомянули, период раннего музыкального развития в детстве является критическим . Но не стоит опускать руки.

Если вы хотите слышать мелодии как последовательности нот, то необходимо регулярно и стабильно развивать все составляющие музыкального слуха . Когда вы научитесь слышать различие между звуками, как минимум, до полутона и запомните, как называется звук любой высоты, тогда вы смело сможете утверждать, что вы развили псевдоабсолютный слух . Есть множество людей, которые достигли такого результата. Здесь нет никакого чуда, а есть только усердная работа для приобретения желаемого навыка.

Псевдоабсолютный слух может понадобиться вам в следующих случаях:

  • начать петь в нужной тональности без подсказки и не "сползать" при пении a capella;
  • определить, правильно ли настроен ваш инструмент (строй может быть сдвинут выше или ниже);
  • проверить, верно ли вы берете ноты при игре на инструментах с нефиксированным строем (струнных, медно-духовых).

Тем не менее, с каждой из этих ситуаций человек может справиться, имея хорошо развитый относительный слух.

Важен ли абсолютный слух для музыканта?

Факт наличия абсолютного слуха ошибочно воспринимается как гарантия развитой музыкальности. Однако, он встречается у посредственных музыкантов, у настройщиков музыкальных инструментов и у людей, вообще не интересующихся музыкой. Таким образом, эта способность – не исключительно музыкальная. Абсолютный слух есть у многих животных и птиц, для которых умение различать высоту тона необходимо для жизни.

По способу восприятия высоту тона музыкальный слух разделяют на:

  • абсолютный (восприятие отдельными нотами);
  • относительный (восприятие через расстояние между звуками).

Уместно вспомнить, какие похвалы кричат люди, воодушевленные прекрасным исполнением музыки? Если восторги обобщить, то мы поймем, что выдающийся музыкант умело пользуется ВСЕМИ своими способностями . Даже обладая замечательными относительным слухом и чувством ритма, человек не становится талантливым музыкантом. Эти стороны музыкального слуха только позволяют разделять ткань произведения на составляющие для более глубокого ее понимания. Они НЕ компенсируют отсутствие художественного воображения, артистизма, умения работать со своим голосом или инструментом и другие важные качества!

Как много мифов и заблуждений на свете! А в музыкальной сфере - вообще пруд пруди.

Один из них - миф об абсолютном слухе. Не раз приходилось объяснять, спорить, доказывать. Надоело, пора уж написать об этом, чтоб потом не тратить время попусту, а просто - посылать. Посылать пройти по ссылочке и прочитать нижеследующее.

Миф этот настолько распространен, что часто люди, желая сделать комплимент, с придыханием спрашивают: - "Вы так здорово играете. У вас, наверное, абсолютный слух?"

Пора внести ясность. Абсолютный слух - тяжелая патология. Обычно встречается у пианистов (мне попадались такие), постоянно привязанных к 440 Гц. (Если настройщики нормально работают). :) Это профессиональная болезнь, сильно осложняющая жизнь своему обладателю.

Гораздо чаще музыканты просто "колотят понты":
- "Вы знаете, у меня ведь абсолютный!"



Некоторые вообще доходят до полного, абсолютного маразма, утверждая, что у них "врожденный абсолютный слух"!!!

Чтобы понять, насколько смешны и нелепы эти заявления, достаточно принять во внимание всего лишь пару моментов:

  • момент исторический - нота "ля" 300 лет назад звучала гораздо ниже, затем - постепенно повышалась;
  • момент географический - в некоторых странах другой стандарт "ля" - 435 Гц, а в некоторых залах Америки - рояли наоборот, настраивают выше.

Абсолютный слух развивается в результате привязки звуковысотной системы к определённой частоте - например, 440 Гц. Его обладателям порой бывает очень тяжко. Попадая в какую-нить школу или клуб с расстроенным ф-но, они испытывают реальные физические мучения. Но таких людей, слава Богу, не так уж много. Гораздо больше понтярщиков (-щиц), идя на поводу у распространённого заблуждения, повсюду спешащих гордо заявить - "я - абсолютник (-ница)".

Всё просто. :)

Нормальный музыкант имеет относительный слух и способен моментально построить звуковысотную систему от любой "ля" и комфортно себя в этой системе ощущать. Вот и всё. Остальное - от сами знаете кого...

Есть люди, которые хорошо помнят высоту ноты „ля“, принятую в их месте и времени обитания. Но если при этом они легко могут принять другую высоту „ля“ – это не есть абсолютный слух, это - частотная память, способность запоминать определённую высоту. Такая способность в той или иной степени есть практически у всех музыкантов, но она никак не мешает в тех случаях, в которых настоящие абсолютники чувствуют ужасный дискомфорт.

Есть ещё гармонический, мелодический и пр. виды слуха - но это уже другие, действительно серьёзные и большие темы, осветить которые в этом маленьком тексте нереально. Но для того, чтобы с "абсолютниками" всё стало ясно - достаточно и вышеизложенного. ;-)

Все любят музыку, но далеко не каждый человек является музыкальным от рождения. Бывает, наступает момент, когда в эмоциональном порыве хочется исполнить пару строчек из свежего хита Майли Сайрус. Однако после перформанса приходится ловить на себе сочувствующие взгляды и слушать неодобрительные комментарии. Чтобы этого не допустить, нужно разобраться, что такое музыкальный слух и что делать, если у вас его нет.

Кому-то абсолютный слух дан от природы, кто-то воспитал его
со временем

Музыкальный слух - довольно широкое понятие, вмещающее в себя целый список способностей, позволяющих полноценно воспринимать музыку и адекватно оценивать её достоинства и недостатки. Хорошо развитый музыкальный слух является жизненно важной способностью музыкантов, продюсеров, звукорежиссеров. Кому-то он дан от природы, кто-то воспитал его со временем. Любому творческому человеку, даже и несвязанному с музыкой, не помешает добавить в свою копилку скиллов и этот. Недавно специалисты доказали , что музыкальный слух даже помогает осваивать иностранные языки.

Научно установлено, что в мозгу есть определённый участок, отвечающий за музыкальный слух. Этот пучок расположен в слуховой зоне: чем он объёмнее и чем больше нервных волокон содержит, тем лучше развит у человека слух. Как же определить, есть ли у вас слух и как обстоит дело с вашими нейронами в той самой области мозга? Для этого не обязательно идти и делать магнитную томографию, достаточно попытаться точно повторить услышанную мелодию, например, из припева песни Reflektor группы Arcade Fire, при этом стараясь удержать ритм. Не получилось с первого раза - не расстраивайтесь. Вероятно, у вас нарушена координация в работе слухового или голосового аппаратов, и вам нужно больше тренироваться.

Мне кажется, точно определить, есть ли у вас слух или нет, помогут профессионалы. Но, в любом случае, нет смысла отчаиваться, потому что это всё можно развить. Главное, чтобы было желание.

Существуют несколько разновидностей
музыкального слуха:

Абсолютный слух

Это способность точно определять высоту тона (музыкальную ноту) любого звука, не прибегая к сопоставлению его с каким-либо эталоном. Считается, что этот талант - врождённый и присутствует у 1 из 10000, и даже большинство из величайших музыкантов в мире не имеют абсолютного слуха.

Относительный (или интервальный)

Слух, способный определять и воспроизводить музыкальные интервалы в мелодиях, аккордах и т. д. При этом высота звука определяется путём его сравнения с эталоном.

Внутренний слух

Способность к ясному мысленному представлению (чаще всего - по нотной записи или по памяти) отдельных звуков, мелодических построений.

Интонационный слух

Вид восприятия музыки, позволяющий понимать её характер, экспрессию.

Ладовый слух

Умение слышать, разделять и определять различия в аккордах, созвучиях и отрезках мелодии, например, их устойчивость и неустойчивость.

Ритмический слух

Способность двигательно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма.

Также мастера вокала и музыковеды выделяют гармонический, полифонический, ритмический, фактурный, тембральный и архитектонический слух

Поставив себе серьёзную задачу - во что бы то ни стало натренировать свои уши, конечно, нужно обратиться к специалисту и найти преподавателя по сольфеджио (есть такая специальная дисциплина, предназначенная для развития слуха и музыкальной памяти).

Лучше всего пойти к опытному частному преподавателю и хорошо бы начать осваивать нотную грамоту вместе с желаемым инструментом. Вас научат различать ноты и интервалы, а далее и аккорды целиком, тональности и как с этим всем можно обращаться. Я пошёл на сольфеджио, когда у меня самого возник интерес. Каждое занятие мозг вспухает от новой информации и начинает её болезненно обрабатывать. Самое полезное в сольфеджио для музыканта - это практические занятия, когда тебя на слух натаскивают определять ноты и их соотношения - интервалы, аккорды и т. п.

Самое элементарное упражнение - это, наверное, просто пропевать гамму (до-ре-ми-фа-соль-ля-си) в унисон под фортепиано. Также я бы посоветовал на слух подбирать на инструменте мелодии из любимых треков, пока не будет получаться один к одному. Вдвойне полезно заниматься под метроном и уделять отдельное время упражнениям на чувство ритма.

Позанимавшись некоторое время, начинаешь слышать структуру композиций на гораздо более тонком уровне. Просто слушаешь музыку и адски во всё врубаешься! Отмечаешь крутые ходы или, наоборот, простые, элементарные. В общем, воспринимаешь всё более проницательно.

7 программ и приложений

Если на преподавателя нет времени, можно попробовать натренировать музыкальный слух с помощью специальных веб-сервисов, программ и приложений, которых в последнее время появилось масса. Мы подобрали некоторые из них.

Чтобы натренировать слух и научиться различать и определять интервалы, аккорды, тембры, ритмы и другие базовые элементы музыки, необходимо много практиковаться. Для таких практических занятий просто необходимо иметь партнёра-аккомпаниатора, который играл бы на инструменте те самые интервалы и аккорды для угадывания. Сервис Ear Teach позволяет тренироваться самостоятельно, чётко отслеживая свой прогресс. Программа существует как в веб-версии, так и в виде отдельной программы (правда, пока только для Windows).


Theta Music Trainer - ресурс, включающий в себя несколько десятков флеш-игр для развития слуха, большинство из которых интуитивно понятны. В некоторые игры можно играть бесплатно без всякой регистрации, для доступа к другим придётся ввести свои данные. Для полноценного прохождения всего курса и доступа ко всем материалам сайта нужно завести платный аккаунт (за $7.95 в месяц или $49 в год).


EarMaster 6 - это последняя версия обучающей программы датских разработчиков. В ней вы найдёте 2000 уроков и упражнений, как для самых начинающих, так и для опытных музыкантов. Подключив к своему компьютеру микрофон, вы можете напевать мелодии по нотам, отображающимся на экране. Программа в свою очередь оценит ваш слух, выдав подробный отчёт о попаданиях в тона. Стоимость: €47.95


Auralia 4 - серьёзная программа, которая содержит 41 тему, охватывающую основы сольфеджио: интервалы и гаммы, аккорды и их последовательности, ритмы, гармонии и мелодии. Auralia позволяет устраивать самому себе мелодические диктанты, подключать MIDI-клавиатуру и микрофон. $99.00


Pitch Improver

Простой сборник базовых упражнений, предлагающих воспроизвести мелодии по слуху. Нажмите кнопку Play и попытайтесь повторить услышанное на виртуальных клавишах. Первая нота отмечена буквой, а остальные подсвечены зелёным. Чтобы пройти на следующий уровень, нужно безошибочно сыграть все ноты. Pitch Improver можно попробовать в сетевой версии, а также загрузить на смартфон