Оптимальный возраст ребенка для детского сада. Какой оптимальный возраст ребенка для детского сада

Многие родители спорят между собой, нужен ли их ребенку детский садик? С одной стороны любящие родители могут провести больше времени со своими детьми вместо того, чтобы отдать их в садик. С другой стороны, детский сад – важный этап в развитии ребенка, ведь он помогает быстрее адаптироваться ребенку в обществе.

Необходимо отметить, что посещение детского сада не дает гарантий быстрой социальной адаптации ребенка в школе. Ведь большинство детей, начиная с первых лет жизни, посещают специальные младшие группы в садике и вместе переходят в старшие группы. По этой причине некоторые дети сталкиваются с проблемой адаптации в самом садике. Но, к счастью, в ранние детские годы подобная адаптация проходит намного легче, чем в школе. Итак, давайте разберемся, зачем вашему ребенку нужен детский садик.

Зачем ребенку детский сад?

Общение со сверстниками – каждый ребенок нуждается в общении не только со своими родителями, но и с детьми своего возраста. Это очень важный элемент развития ребенка. Если в первые несколько лет жизни детей еще не заметна необходимость общения со сверстниками, то уже к 3 или 4 годам жизни ребенку будет чрезвычайно полезно проводить время вместе с детьми такого же возраста.
Обучение правилам – большинство детей не представляют, что существуют какие-либо правила в мире, кроме тех, которые диктуют им родители. Попав в детский садик, ребенок сможет осознать, что в мире есть свои специфические правила поведения, которые регламентируются не мнение родителей, а обществом, в котором они находятся.
Встреча с другими взрослыми – далеко не каждый ребенок понимает, что взрослыми бывают не только его родители. Попав в садик, ваши дети смогут увидеть, что у других детей также есть взрослые родители и что существуют взрослые воспитатели в садике.
Интеллектуальное развитие – постоянное общение со сверстниками, активные игры и развивающие программы смогут помочь интеллектуальному развитию ребенка. Очень часто те дети, которые не ходят в садик начинают говорить намного позже, так как они не находились в кругу своих сверстников. Родители, которые действительно заботятся о своем ребенке, должны уделять внимание его интеллектуальному развитию и в этом может помочь посещение детского сада.
Физическое развитие – активные игры со сверстниками смогут помочь вашему ребенку физически развиваться, что сохранит его здоровье в будущем.

Оптимальный возраст для посещения детского сада

Многие считают, что оптимальным возрастом для начала посещения детского сада является возраст в четыре года. Некоторые считают, что чем раньше ребенок начнет посещать детский сад, тем лучше, но это не всегда так. Ведь если маленького ребенка отдать в садик, то он не сможет понять, почему с ним не проводит время его мама. Кроме того, еще более тягостным вопросом, который может всплыть в будущем, является, почему его маму поменяли на какую-то незнакомую женщину.

Так как цель детского сада заключается во всестороннем развитии ребенка, а не учёбе его смирению с тем, что родители не проводят с ним время, то оптимальным возраст для посещения сада становится возраст в четыре года. Необходимо отметить, что в некоторых садиках детей начинают принимать в полтора года отроду. Если вы отдадите своего ребенка в садик в таком возрасте, то вы совершите ужасную ошибку. Прежде, чем ваш ребенок отправиться в садик постарайтесь заложить в него основы воспитания и проводить с ним время, чтобы не появлялись неприятные вопросы в будущем.

Еще несколько десятилетий назад среди родителей считалось абсолютно нормальным отдавать детей в ясли с трехмесячного возраста. Однако сегодня существует более ответственный подход к воспитанию дошкольников, в том числе и в выборе для них подходящего детского сада.

С какого возраста идти в сад?

Педиатры советуют задумываться о посещениях детсада, только когда ребенку исполнится 4,5 года. В этом возрасте иммунная система уже практически сформирована, что делает организм ребенка более устойчивым к различным микробам и инфекциям. По мнению психологов, нормальный возраст ребенка для детского сада составляет от трех лет и старше. С началом раннего дошкольного возраста дети уже более самостоятельны, поэтому могут продолжительное время находиться под присмотром воспитателей, пока родителей нет рядом. Ребенок младше трехлетнего возраста, как правило, очень болезненно переживает разлуку с мамой, что делает процесс привыкания к коллективу и новому месту длительным и психологически болезненным.

Сегодня в большинстве детских садов родителям ставят обязательное условие: ребенок должен уметь самостоятельно одеваться и есть. Таким образом, вопрос о том, с какого возраста в сад, решает уровень развития и самостоятельности ребенка.

Если раньше детский сад считался неотъемлемым звеном в развитии каждого дошкольника, то сейчас многие дети успешно проходят подготовку к школьному обучению и в домашних условиях. В таком случае адаптация к учебному процессу и коллективу пройдет без усложнений, если у ребенка была возможность активно общаться со сверстниками и посещать группы раннего развития.

Как определить идеальный возраст для посещения ребенком детского сада?

В советский период посещение ребенком детсада считалось обязательным условием для его дальнейшего поступления в школу. Из группы, которая воспитывалась в одном саду, как правило, формировался первый класс в школе микрорайона. Таким образом, вливание нового ученика в сформированный в детском саду коллектив происходило с определенными трудностями.

Сегодня же количество дошкольных образовательных заведений и самых школ возросло, что дает родителям возможность выбирать для ребенка наиболее подходящий вариант. Кроме того, различные методики домашнего обучения делают такую подготовку ничуть не хуже, чем детсадовское воспитание. Для дополнительных дошкольных занятий ребенок может посещать центр раннего развития, который сформирует необходимые навыки общения со сверстниками.

Собирая информацию о том, с какого возраста детские сады принимают детей на воспитание, родителям следует помнить, что дети до трехлетнего возраста вряд ли привыкнут к тому, что маму им заменит незнакомая воспитательница. До полутора лет малыш ощущает сильную связь с мамой, поэтому в случае разрыва этой связи возникает так называемая сепарационная тревога. Она становится причиной истерик и различных эмоциональных расстройств каждый раз, когда ребенок теряет мать из виду или если к нему пытаются приблизиться незнакомые люди. Реакцией на такое эмоциональное и психическое потрясение станут:

  • частые простуды;
  • вялость;
  • общее недомогание;
  • другие болезни.

В дальнейшем это может не только сказаться на физическом здоровье ребенка, но и сильно затормозить его интеллектуальное развитие.

Желание контактировать с другими взрослыми и сверстниками появляется у детей в три года. Также они начинают обращать внимание на ребят постарше и с удовольствие играют с маленькими детьми. Поэтому решая, с какого возраста детский сад сможет стать полноценным вторым домом для ребенка, нужно помнить, что не стоит отрывать его от первого до наступления трехлетнего возраста. Ясли в более раннем периоде могут рассматриваться только как крайняя мера.

Результаты различных исследований свидетельствуют, что дети, которые попали в ясли до трех лет, росли менее активными и инициативными. Кроме того, частота простудных заболеваний у таких детей была значительно выше. Таким образом, очень важно, чтобы формирование эмоциональной и психической активности происходило у ребенка в привычной домашней обстановке не менее чем до трех лет. Однако это не значит, что следует держать малыша в закрытом пространстве и препятствовать расширению знаний о внешнем мире.

Вопрос о том, когда отдавать ребенка в садик, волнует многих родителей в нынешнее время. Однако дать однозначный ответ на него не так легко, как может показаться. Каждый ребенок - это индивидуальная личность со своими особенностями характера и темпераментом. Реально определить готовность малыша к детскому саду могут лишь родители, дав оценку поведению и самостоятельности своему чаду. И от правильности такого решения будет напрямую зависеть то, как пройдет адаптация крохи в новом окружении. Что же советуют по этому поводу специалисты? Давайте узнаем их мнение, а затем сделаем соответствующие выводы.

Согласно утверждениям детских психологов наиболее подходящий возраст ребенка для детского сада – три - четыре года. Идеальный вариант – не спеша, постепенно и без предъявления строгих требований начинать знакомить кроху с садиком в три - три с половиной года. Чтобы помочь ребенку быстрее освоиться поначалу постарайтесь ходить вместе с ним на прогулки с детсадовской группой, затем оставляйте его там на половину дня. Если достаточно быстро обнаружится, что малыш согласен проводить время в новом окружении, можно начать обычное посещение садика. В случае если ребенок особых восторгов от подобных мероприятий не выражает, ничего страшного нет в том, чтобы посещать садик некоторое время по "щадящему" режиму. Вам вовсе не нужно беспокоиться, что кроха отстанет в чем-то от своих ровесников. Главное, чтобы в возрасте после трех лет он не оставался долго в замкнутом домашнем пространстве, вместе с бабушкой или мамой, а шаг за шагом расширял границы знакомого ему мира.

В целом к трем годамможно смело отдавать ребенка в детскийсад, так как он уже обладает навыками самообслуживания, начинает интересоваться общением с окружающими его детками, не боится оставаться некоторое время без мамы. А ближе к четырем годам ребенок уже может по-настоящему получать удовлетворение от общения и совместных игр со сверстниками.

В каком возрасте не желательно отдавать ребенка в садик?

Психологи также рассказывают, какой возраст ребенка для детского сада не совсем подходит для его полноценного развития и адаптации в новой обстановке. Так годовалый малыш, конечно, может свыкнуться с тем, что родителей почему-то заменили чужие, не слишком ласковые люди. Однако привыкнуть - это значит просто смириться и страдать, реагируя на стресс плохим настроением, частыми простудами и иными заболеваниями, а также потерей интереса к окружающему миру. Подобное пассивное сопротивление ребенка - далеко не пустяк, оно негативно сказывается на его физическом, интеллектуальном и эмоциональном развитии.

Если говорить о детях, которым около полутора лет, то большинство яслей сегодня принимают малышей в таком возрасте. Но и это - слишком рано! В это время ребенок еще сильно привязан к родителям и может болезненно реагировать на их отсутствие, а значит и на появление незнакомых людей, особенно если они пробуют подойти к нему слишком близко. Проявлять интерес к остальным детям малыш начинает только к трем годам. Итак, ясли в данном возрасте могут быть оправданы лишь самой крайней необходимостью.

Двухлетнему малышу привыкнуть к яслям немножко проще. Тем не менее общее правило остается таким же - рано! Хотя в этом возрасте ребенок может быть действительно достаточно общительным, и если садик хорош, возможно, вашей крохе будет там комфортно. Во всяком случае, если вы уже убедились в том, что малыш не испытывает страха перед незнакомыми детьми, обладает основными навыками самообслуживания (может кушать самостоятельно, умеет пользоваться горшком), без особых страданий переносит ваше отсутствие, то можете попробовать отдать ребенка в детский сад. Но при этом обязательно наблюдайте за настроением, поведением карапуза, состоянием его здоровья. Если вы заметите, что ваш двухлетка плохо адаптируется к яслям, то ни при каких обстоятельствах не упорствуйте и не настаивайте на своем намерении немедленно приучить его к "учреждению".

Определяем готовность малыша для детского сада по его темпераменту

Темперамент, так же как и возраст, играет важную роль в том, когда отдавать ребенка в садик. Как правило, различают четыре типа темперамента, как у взрослых, так и у детей:

  • сангвиник;
  • меланхолик;
  • холерик;
  • флегматик.

Сангвиник. Если у вашего ребенка темперамент данного типа (лидер, импульсивный, любопытный), то он наиболее «подходит» для детского сада. Активный и любознательный малыш очень нуждается в общении, поэтому даже в 1,5 года для него большой радостью станут новые знакомства и утренники.

Меланхолик. Дети с таким темпераментом (замкнутые, нерешительные, часто капризничающие, не любящие перемен) в садике чувствуют себя тревожно, поэтому отдавать их желательно как можно позже (не ранее четырех лет). Они превосходно чувствуют себя дома и им совершенно не нужен детский коллектив.

Холерик. Если ваше чадо обладает таким типом темперамента (баловник, требующий внимания, легковозбудимый, драчун), то в садик его лучше отдавать в возрасте 3-4 лет, когда он уже хорошо знаком с дисциплиной, нормами поведения, и ему будет не сложно научиться отвечать за свои деяния.

Флегматик. Для малыша-флегматика (рассудительный, сдержанный, любопытный, играет один, хорошо спит) адаптационный период в детском саду проходит легко в возрасте 2,5 лет. Некоторое время ребенок будет избегать общения с ровесниками, а садик будет для него «чужим домом». Но спустя пару недель малыш привыкнет к новой обстановке.

Психологическая готовность малыша к детскому саду

Решая, когда отдать ребенка в сад советуем вам убедиться в том, что помимо навыков, требуемых для комфортного пребывания малыша в садике, он еще и психологически готов к новому коллективу. Под таким понятием как психологическая готовность подразумевается способность ребенка находить общий язык с другими детками, то есть уметь меняться или делиться игрушками. Еще один важный аспект готовности малыша к детскому садику - умение расставаться с мамой. Вполне понятно, что если крохе придется впервые расстаться с родителями в первый день, то ничем хорошим это не закончится. Поэтому ваша задача состоит в том, чтобы заранее приучить малыша к тому, что вы можете какое-то время отсутствовать. Чтобы освоиться в детском коллективе и привыкнуть к отсутствию мамы может потребоваться много времени, причем каждому ребенку по-разному. Если все вышеперечисленные навыки хорошо развиты вашим ребенком - его возраст для детского сада вполне подходящий.

«Все в сад!»
Казалось, еще вчера вы принесли маленький сверточек из роддома, а уже сегодня готовите документы для поступления в первое образовательное учреждение — детский сад.
Большинство малышей впервые переступают порог садика в возрасте около 3 лет. Конечно, существуют и ясли, куда ребят принимают с полуторагодовалого или даже более раннего возраста, однако, это очень индивидуальное решение родителей и зависит не только от материального положения, но и от характера, темперамента ребенка.
Если один ребенок легко и органично пошел в детский сад с трех лет, это не значит, что и для другого ребенка этот возраст тоже окажется удачным для начала «общественной» жизни.
Не секрет, что первый поход в сад - серьезное испытание для любого ребенка.
Что и как нужно сделать родителям, чтобы адаптация к детскому саду прошла плавно, мягко и практически незаметна для ребенка?
Подготовка ребенка к детскому саду требует времени, поэтому начинать следует заранее.

ГОТОВНОСТЬ №1

Начнем с себя.
Дети очень тонко чувствуют настроение родителей. Если мама боится оставлять ребенка в садике, естественно, ребенок будет бояться там оставаться. Если вы хотите, чтобы ребенок поверил, что ему в садике ничего не угрожает - поверьте в это сами и демонстрируйте ребенку своё спокойствие и уверенность.

Больше рассказов хороших и разных.
Если вы живете рядом с вашим будущим детским садиком, старайтесь почаще гулять около него, чтобы ребенок успел привыкнуть к месту. Чем больше знакомых деталей будет в его новом окружении, тем легче ему будет пройти период адаптации. Хорошо, чтобы ребенок видел, как дети гуляют в садике. Тогда в голове малыша появится представление о детском саде, как о месте, где дети играют вместе (и с ними ничего плохого не происходит). Рассказывайте ребенку, что он, как другие детишки, тоже будет ходить в садик. Там он будет гулять, кушать, играть с другими детьми. А потом придет мама (папа, бабушка), и вы вместе пойдете домой. Не забывайте завершать рассказ возвращением домой - ребенок должен твердо знать, что расставание с мамой будет недолгим.

Одинаковый режим.
Все мы прекрасно знаем, что нарушение режима дня само по себе ведет к перевозбуждению ребенка. Чтобы не усиливать стресс адаптационного периода, заранее приведите режим ребенка в соответствие с распорядком дня, принятого в садике. Если ваш ребенок еще пользуется соской-пустышкой, не может заснуть без бутылочки молока или привык спать в одноразовых подгузниках - обязательно уточните, допустимо ли использование всех этих вещей в садике. Если нет, то отказываться от них тоже лучше заблаговременно.

«Уходя, уходи».
К сожалению, никакая подготовка не способна полностью избавить ребенка от эмоционального потрясения первых дней в садике. Малыш отправляется в совершенно новый мир. Поэтому будьте готовы к тому, что первое время ребенок будет капризничать, оставаясь в саду.
Большинство детских слез и капризов - не более чем «шоу для мамы». Как только мама уходит, ребенок успокаивается и идет играть с другими детьми. Но, как любой талантливый актер, ребенок сам искренне верит в свою игру, и чем дольше длится шоу, тем больше малыш убеждает себя, что ему в садике плохо. Поэтому не затягивайте сцены прощания.

Учимся общаться.
Адаптации ребенка к обществу других детей очень хорошо способствуют детские развивающие центры. Туда можно привести ребенка на 1-3 часа и не только для занятий, но и для совместных игр. Так же сейчас много игровых комнат при торговых центрах и кафе, что тоже позволит ребенку научиться взаимодействовать с окружением и действовать по установленным правилам.

ГОТОВНОСТЬ №2
Важным моментом для посещения детского сада всё же является определенный набор умений и навыков у ребенка. Итак, к трем годам малыши должны четко и осознанно понимать и самостоятельно справляться со следующими заданиями:

1. Понимать, что воспитатель это взрослый человек и его необходимо слушаться.
Для подготовки к тому, что скоро малышу придется внимать «чужому» человеку, лучше всего ненадолго оставлять его под присмотром подруги, родственницы, няни.

2. Правильно использовать предметы обихода.
К трем годам ребенок должен уметь сидеть и садиться за стол, пододвигать стул, использовать большую и маленькую ложки по назначению. Самостоятельно кушать первые и вторые блюда, а также пить из чашки.

3. Проситься в туалет, менять одежду ко сну, и участвовать в надевании верхней одежды и обуви на прогулку.
Случайности могут быть и поэтому важно иметь запасные комплекты белья под подушкой. Однако если ваш ребенок склонен к энурезу или в игре может забыть попроситься в туалет, обязательно предупредите об этом воспитателя. Тогда она обязательно будет тихонько интересоваться у малыша не пора ли ему в уборную.

4. Уметь одеваться самостоятельно.
Важно показать, как надевать шапку, шарф, варежки, а затем и более сложную одежду и несколько раз подождать, пока у малыша не появится навык.

5. Активно взаимодействовать с другими детьми.
Проблема адаптации в детском коллективе практически не встречается у малышей, имеющих братиков и сестричек. Если же ребенок единственный в семье, ему сложно делить внимание взрослых с другими ребятами. Это может выражаться в капризах, истериках, либо унынии. Научиться с уважением относиться к другим детям и не давать себя в обиду поможет посещение детских площадок, совместный отдых с друзьями, имеющими детей, а так же школы раннего развития.

6. Уметь занять себя игрой.
В детском саду есть официальное время на игры, а так же небольшие отрезки времени между занятиями, едой, прогулкой. Ребенок, который может сам развлечь себя, интереснее проводит в саду время, а также становится лидером группы, тем, кто предложил игру, а не подтянулся к ней.
На самом деле большинство этих умений малыши легко осваивают за 2-3 месяца - именно такой отрезок времени необходим для подготовки к детскому саду. И если вдруг так случилось, что чадо никак не желает кушать сам, то это не повод вести его в сад на полгода позже. Проще предупредить воспитателя о такой особенности, и совсем скоро ребенок будет в компании сверстников самостоятельно кушать манную кашу большими ложками!

Еще о готовности
Каждый ребенок с первых дней жизни обладает индивидуальным природным темпераментом, который практически невозможно изменить. Как известно, существует четыре наиболее распространенных типа темперамента: меланхолик, флегматик, холерик и сангвиник.

Ребенок-меланхолик замкнутый, нерешительный и очень мнительный. Он редко выражает приятные эмоции. Этот ребенок прирожденный пессимист и постоянно чем-то недоволен. Часто ноет, хнычет или кричит во весь голос. Он постоянно требует внимания к своей персоне и проявляет недовольство, если родители просят его поиграть самостоятельно. Ребенок-меланхолик не любит никаких нововведений. Изменение распорядка дня, появление в его окружении новых лиц и даже новую еду он воспринимает настороженно. Ему требуется время, чтобы привыкнуть к переменам и принять их как должное. Он с трудом усваивает новую информацию и быстро устает.
Он вполне комфортно чувствует себя дома в окружении взрослых, которые готовы удовлетворять все его капризы. Поэтому чем позже такой ребенок пойдет в садик, тем лучше. Если есть возможность желательно отдавать такого ребенка в садик не раньше 5-6 лет. Но вообще избегать детского сада и до школы сидеть дома не стоит. Желательно, чтобы ребенок-меланхолик до школы получил опыт общения со сверстниками и воспитателями (не рассчитывая на маму, которая всегда рядом).
Возможные проблемы . По утрам он будет устраивать вам настоящие концерты. Протестовать против похода в детский сад меланхолик обычно начинает еще с вечера. А когда вы наконец сможете вырваться из его цепких объятий, он может "мстить" воспитателям и другим детям за то, что мама все-таки настояла на своем и ушла на работу. Меланхолик будет отказываться засыпать и мешать другим детишкам в тихий час.
Тактика поведения . Меланхолику нельзя приказывать и силой вести его в садик. Любые категоричные обращения и отрицательные оценки провоцируют и без того вялые действия с его стороны. С таким малышом надо обсуждать предстоящие события, акцентируя внимание на положительных сторонах. Ваша задача - заинтересовать ребенка предстоящими переменами. Рассказывайте ребенку, как интересно ходить с садик. В крайнем случае, можно заключить с меланхоликом мирный договор: "Ты не плачешь утром и идешь в садик, а в выходные мы пойдем кататься на карусели" (возможны любые варианты в зависимости от предпочтений малыша).

Ребенок-флегматик очень «удобный», так как с таким ребенком родители обычно не знают проблем. Он много спит, умеет играть один, редко закатывает родителям истерики и практически не требует к себе внимания. Ребенок-флегматик всегда сдержанный и рассудительный. Он редко проявляет любопытство и инициативу. Создается впечатление, что он как бы плывет по течению. Флегматик любит спокойные игры и старается всегда держаться в тени. Он долго адаптируется к детскому саду, но открыто не выражает своих эмоций.
Адаптация к детскому саду для него наиболее безболезненно проходит в 2-3 года . В этом возрасте детский коллектив еще не сформировался и флегматику будет проще вписаться в новый круг общения.
Возможные проблемы . Адаптируясь к детскому саду, ребенок-флегматик погружается в себя. Он избегает общения со сверстниками и не идет на контакт с воспитателем. Он может целый день просидеть один в уголке или около окна. Редко плачет по утрам, когда мама уходит и не проявляет особой радости, когда его забирают домой. Но при этом садик долгое время остается для него чужим местом, а не "вторым домом". Ребенок-флегматик может целый день терпеть в туалет или "ходить" в штаны. Хотя уже давно умеет пользоваться горшком и туалетом. Таким образом, он демонстрирует, что садик для него - чужая территория.
Тактика поведения . Воспитатели редко жалуются на таких детей. Флегматик не плачет и не капризничает. Но он не меньше, чем другие детишки нуждается во внимании. Ему необходимо присутствие рядом чего-то родного и знакомого. Принесите в садик частичку дома. Если возможно, купите для садика такой же горшок или сиденье на унитаз, как дома, красивое постельное белье и пижаму. Тогда флегматику будет проще привыкнуть к новой обстановке.

Ребенок-холерик напротив очень «неудобный» в детском саду. Спокойным этого ребенка никак не назовешь. Он легко возбуждается и долго не может успокоиться. Холерик предпочитает шумные игры, баловство и постоянно нуждается в зрителях. С раннего детства он умеет работать на публику. Холерик часто провоцирует конфликтные ситуации со сверстниками и воспитателями. Он легко привыкает к новым лицам и новой обстановке. Но все непредвиденные ситуации воспринимает в штыки. Он быстро схватывает новую информацию и так же быстро ее забывает.
Потребность в детском коллективе у холерика появляется в 3-4 года. Кстати, для него это оптимальный возраст для привыкания к детскому саду . В этом возрасте ребенок уже знаком с определенными нормами поведения и у него появляется сдерживающий фактор. В 3-4 года холерику будет легче всего научиться отвечать за свои поступки и гармонично вписаться в детский коллектив.
Возможные проблемы . Адаптируясь к детскому саду, холерик будет проявлять еще большую активность и задиристость - таким образом он пытается снять нервное возбуждение и привыкнуть к разлуке с мамой. Поэтому основные проблемы будут возникать у воспитателей и других детей. Он будет утомлять воспитателей и выступать инициатором всех детских шалостей.
Тактика поведения . Не ругайте ребенка за задиристость и драчливость. Он и сам понимает, что ведет себя неправильно, но ничего не может с собой поделать. Задача родителей и воспитателей - направить его бьющую через край энергию в мирное русло.

Ребенок-сангвиник - самый "подходящий" для детского сада темперамент. Он невероятно любопытен и постоянно нуждается в новых впечатлениях. Ребенок-сангвиник проявляет огромный интерес ко всему, что его окружает. Он прекрасно сходится со сверстниками, быстро адаптируется в незнакомом месте и мгновенно усваивает новую информацию. Его живая речь изобилует словами в превосходной степени и сопровождается импульсивными жестами. Ребенок-сангвиник не злопамятный - он быстро прощает и забывает обиду. Сангвиники - прирожденные лидеры и заводилы. Однако, увлекшись каким-либо делом, малыш не может правильно рассчитать силы, быстро устает и часто меняет надоевшие занятия.
Как только ребенок-сангвиник замечает, что вокруг есть дети - он сразу нуждается в общении с ними. Сангвиники обладают врожденной готовностью к детскому саду. Поэтому, чем раньше вы отдадите такого ребенка в коллектив, тем лучше для всех.
Возможные проблемы . Первое время сангвиник будет с радостью идти в детский сад. Но он быстро устает от однообразия. И если в саду дети предоставлены сами себе, то сангвиник быстро насытится и потребует новых впечатлений. И как только ему станет скучно ходить в садик, он обязательно продемонстрирует вам свое недовольство.
Тактика поведения . Выбирайте детский садик, где дети максимально загружены разнообразными занятиями. Лепка, рисование, музыка, танцы, физкультура, развивающие игры вашему малышу пойдут на пользу. Ребенок-сангвиник будет с удовольствием ходить в детский сад только в том случае, если ему там будет интересно.

Подмаркова Ольга Александровна , семейный психолог, член Профессиональной психотерапевтической гильдии, логопед

Клиники и роддома

Большинство наших соотечественников о посещении детского сада начинают задумываться уже с рождением ребенка, так как необходимо встать на очередь и дождаться ее, а мест в садах часто бывает катастрофически мало. Но вот когда возможность отдать ребенка в сад появляется, многие родители начинают переживать, сможет ли такой кроха безболезненно начать посещение детского коллектива, или стоит подождать еще годик и пойти тогда . Какой же оптимальный возраст для начала посещения детского сада?

Статистика утверждает, что большинство наших детей начинают посещать детский сад в три года.

В это время большинство мам выходят на работу, а у ребенка начинается новая жизнь в новом коллективе. Но является ли данный возраст оптимальным для начала вливания в коллектив?

Многие психологи считают, что оптимальный возраст для начала посещения детского сада это четыре года.

К этому возрасту большинство детей уже умеют сами одеваться и имеют навыки пользования туалетом. В этом возрасте дети умеют самостоятельно кушать и могут сами решить мелкие проблемы типа вытирания носа или причесывания. В четыре года ребенка легко заинтересовать творческими занятиями, он может петь, танцевать, рисовать и без проблем выполняет учебную программу детского сада.

Но может ли мама позволить себе сидеть с ребенком до 4-х лет?

Нет, большинству мам необходимо выходить на работу гораздо раньше. Вторая проблема такого позднего посещения детского сада – мнение самого ребенка. Если ему хорошо было дома с мамочкой, то он запросто может отказаться посещать сад. А убедить в необходимости посещения детского сада малыша с вполне сформировавшимся характером будет непросто. Гораздо проще в этом убедить двухлетку.

Многолетние наблюдения за детьми доказывают, что двухлетние дети намного быстрее привыкают к новому ритму жизни и легко адаптируются к ранним просыпаниям и путешествиям в сад.

Большинство двухлеток легко просыпают по утрам и меньше устраивают истерики из-за нежелания посещать сад. Это объясняется тем, что они пока меньше соображают и не настолько привязаны к привычной обстановке. Трехлетние же дети уже понимают, что мамой проще манипулировать, чем воспитательницей и целым детским коллективом, поэтому требуют, чтобы мама постоянно была с ними.

Часто мамы боятся отдавать детей в сад в раннем возрасте, боясь, что они начнут часто болеть . К сожалению, частые ОРЗ и другие заболевания в саду это одна из наших реалий. Дети начинают посещать коллектив, встречаются с новыми вирусами и бактериями, к которым у них еще нет иммунитета, и начинают болеть. Но нужно понимать, что избежать этого не получится, в любом случае вашему ребенку придется встретиться с ними и переболеть полным комплектом «детских болезней».

Плюсом раннего посещения сада может стать то, что некоторые болезни, например, всем знакомая ветрянка, легче переносятся в раннем возрасте, а чем старше ребенок, тем тяжелее протекает болезнь. Кроме того, пока ребенок маленький и мама еще не вышла на работу, она сможет без проблем оставить его дома на время болезни и присмотреть за ним, если же мама на работе, то брать больничный из-за каждого чиха не получится.

То же утверждение касается и мам, которые не отдают ребенка в сад, давая ему окрепнуть, а ведут сразу в школу. Переболеть полным набором ОРЗ всеравно придется, но в саду можно себе позволить пропустить несколько дней и ничего при этом не потерять, а вот пропущенный школьный материал догнать бывает трудновато.

Некоторые родители не пускают детей в сад, боясь, что они не смогут сами одеваться, кушать, пользоваться туалетом . Таким родителям нужно понять, что, если ребенок будет сидеть дома, и за него все будет делать мама, получить эти важные навыки будет очень трудно. В саду же, наблюдая за более ловкими детьми, он научится этому гораздо быстрее.

Другой вопрос, что часто администрация сада требует, чтобы дети приходили в сад, уже умея кушать, пользоваться туалетом или даже одеваться и причесываться. Это не правильно, не существует закона, запрещающего посещать сад в одноразовом подгузнике или с бутылочкой. Просто в наших садах зачастую не хватает персонала для обслуживания таких детей и от них проще отказаться.

Так какой же лучший возраст для посещения детского сада?

Выводы можно сделать такие: если у вас есть возможность сидеть с ребенком до 3-х или 4-х лет, но при этом давать ему возможность общаться со сверстниками, вырабатывать коммуникативные навыки и иммунитет к детским болезням, например, посещая творческие группы или спортивные секции для малышей, можете отдавать его в сад даже непосредственно перед школой. Но ни в коем случае не надо держать ребенка до 4-х лет дома, а потом «бросать» в коллектив на весь день без подготовки.

Если же мама знает, что в три года она должна выйти на работу, и отправить ребенка в сад на весь день, то лучше сделать это раньше, дав малышу возможность адаптироваться к новому коллективу и выработать иммунитет к некоторым болезням. В таком случае 3-х летний возраст ребенка для детского сада, когда мама начнет работать, будет максимально комфортным для всех.