Проект «Ознакомление детей старшей группы с культурой и традициями татарского народа» проект (старшая группа) на тему. Проект «Венок дружбы» по приобщению детей дошкольного возраста к национальной культуре и традициям народов Поволжья Проект ознакомление

Проект "Народная культура и традиции русского и татарского народов"
Подготовили: Воспитатели
1ой квалификационной категории
Асадуллина А.И.
Субханкуллова З.В.
Вид проекта: творческий, краткосрочный, коллективный.
Участники: дети подготовительной группы.
Сроки реализации: две недели.
Образовательная область: патриотическое воспитание.
Цель проекта: Познакомить детей с традициями русского и татарского народов.
Задачи проекта:
Расширять представление о национальной культуре татар и русских.
Подбор методической, научно - популярной и художественной литературы, дидактического материала с учетом его доступности восприятию детей старшего дошкольного возраста, а также его художественных достоинств и воспитательного значения.
Создание образовательной - культурной среды в группе: пополнение краеведческого уголка материалом "Декоративно-прикладное искусство татар и русских", "Национальные костюмы народов татар и русских", "Национальный орнамент", "Сказки народов", "Пословицы и поговорки ", "Народные игры татар и русских"; создание галереи детского творчества; оформление стенда фотографий, отражающих работу по проекту.
Взаимодействие с родителями в совместной образовательной деятельности по реализации проекта.
Развивать творческие способности детей.
Планируемый результат.
Расширение представлений детей об окружающем мире.
Обогащение представлений детей о традициях и культуре народов.
Углубление жизненного опыта.
Знание правил народных игр, умение в них играть.
Повышение активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края и других народов.

1-ая неделя проекта.
Тема: «Культура и традиции татар».
Понедельник.

Утро:
1.Беседа.
Тема: Народная культура и традиции татар.
Цель: Познакомить детей с культурой и традициями татарского народа.
Задачи:
Познакомить с народными традициями, обычаями, обрядами; дать представление об устройстве дома, об истории народного костюма, о народном промысле, о народном фольклоре, о татарской национальной кухне.
Развитие эстетического и нравственного восприятия мира.
Воспитывать интерес к истории и народному творчеству, уважение к его традициям.


Тема: Украшение фартука татарским национальным орнаментом.
Цели: Учить рисовать цветок формообразующими движениями из дуг, сочетая цвета, располагать элементы татарского узора ритмично; закреплять знания о содержании татарского растительного орнамента, воспитывать интерес и любовь к татарскому народному орнаментальному искусству.
Задачи:
Познакомить детей с татарским орнаментом. Развивать творческие способности детей, глазомер, художественный вкус.
Воспитывать любовь к народному искусству.
Научить, последовательно выполнять задание воспитателя.

Вопросы к занятию:
- Люди каких национальностей живут в нашей стране?
- Что такое национальная одежда, чем она отличается от нашей одежды?
- Каким узором будем украшать?
- Какие элементы татарского узора вы знаете?
- Какие цвета в татарском орнаменте?

1. Рассматривание образца.
3.Работа детей.
4.Анализ занятия.

3. Музыка.
Разучивание татарской народной песни «Эпипэ»
Знакомство с национальной музыкой, прослушивание аудиозаписи с татарской музыкой.
Цель: учить детей определять национальные особенности музыки, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Вечер:
Татарские народные игры:
"Перетяни канат".
"Не пролей воды".
Изучение пословиц и поговорок татарского народа.
Просмотр иллюстраций, рисунков костюмов татарского народа.
Вторник
Образовательная деятельность в режимные моменты.
Утро:
Коммуникация: Развитие речи.
Тема: Татарский национальный костюм.
Цель: Дать детям представление об истории возникновения татарского национального костюма, о названии элементов мужского (камзол, тюбетей, читек) и женского (кулмэк, алъяпкыч, калфак, читек) костюмов;
Задачи:

Тема: «Чак-чак – национальное татарское блюдо» (соленое тесто).
Цель: Дать детям представление о национальных татарских блюдах.
Задачи:
Учить работать с тестом, учить катать тесто между ладонями, выполнять лепку по образцу и словесной инструкции воспитателя;
Развивать зрительную – двигательную координацию;
Развивать у детей положительные эмоции, эстетическое восприятие.
Вечер
Дидактические игры «Укрась фартук», «Собери узор», «Назови правильно».
Чтение сказки «Три дочери»
Цель: назвать русские слова по-татарски.
Среда.
Образовательная деятельность в режимные моменты.
Утро:
Познание: Окружающий мир.
Тема: "Народные праздники татар"(презентация).
Цель: Формирование у детей представления о богатой народной культуре татарского народа, знакомство с этнографией и фольклором татар.

Задачи:
Продолжать знакомить детей с традициями и обычаями татарского народа.
Формировать основы праздничной культуры татарского народа.
Воспитывать патриотические чувства.

Вечер:
Экскурсия в музей детского сада.
Прослушивание музыкальных произведений, ритмических композиций, классических произведений татарского народа.
Четверг.
Образовательная деятельность в режимные моменты.
Утро:

Тема: Украшаем сапожек (читек).
Цель: Учить украшать сапожек (читек) татарским национальным узором: «тюльпан» и «листок».
Задачи:
Развивать умения создавать орнамент из трех частей;
Знакомство с народной культурой;
Воспитывать аккуратность;

Вечер:
Изучение танца "Сабантуй"

Цель: Развивать пластику движений с использованием различных предметов, атрибутов, элементов костюма.
Отгадывание загадок.
Задачи:
Воспитывать уважение к ответам товарищей.
Развивать дослушивать загадку до конца.
Учить понимать смысл загадки.
Пятница.
Образовательная деятельность в режимные моменты.
Утро:
Музыка.
Тема: Пение татарской народной песни «Колыбельная».
Вечер:
Миниконцерт с участием детей.
Выставка "Татарские национальные блюда".
Обмен опытом (рецепты). Чаепитие.

2 -я неделя проекта.
Тема: "Русский народ - великий народ".
Понедельник.
Образовательная деятельность в режимные моменты.
Утро:
1.Беседа.
Тема: "Паровозик дружбы".
Цель: Познакомить детей с культурой и традициями русского народа.
Задачи:
Учить помнить и чтить обычаи и традиции русского народа.
Воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции русского народа.
Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за мужество русских людей, желание быть похожими на них.
2.Художественное творчество: Рисование.
Тема: «Русский сарафан».
Цель: Формировать интерес к русскому прикладному искусству, стремление знать и использовать в жизни устное народное творчество.
Задачи:
Познакомить детей с традиционным русским костюмом, с народными обычаями и украшениями одежды;
Вызвать интерес к жизни своих предков;
Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к народной культуре и традициям русского народа, творчеству русского народа, желание творить самим.
Вопросы к занятию:
- Какую одежду одевали русские девушки?
-Из какой одежды состоит женский народный костюм?
-Какого цвета использовали материю для изготовления материи?
1.Рассматривание образца.
2.Объяснение и показ способов и этапов работы.
3.Работа детей.
4.Анализ занятия.

3.Музыка.
Тема: «Знакомство с обрядовыми песнями масленицы».
Цель: Дать детям представление о народном празднике – масленице.
Задачи:
Заучить с детьми заклички, обрядовые песни, посвященные масленице;
Продолжать учить детей петь выразительно, передавая характер песни;
Воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа.

Вечер:
Подвижные игры: "Бабка -Ёжка", "У дедушки Трифона".
Слушание народных песенок, закличек, потешек.
Вторник
Образовательная деятельность в режимные моменты.
Утро:
Коммуникация: Развитие речи.
Тема: «Русский национальный костюм».
Цель: Познакомить детей с русским народным костюмом через детскую одежду, с историей и традициями на Руси;
Задачи:
Прививать уважение к культуре своего народа, к традициям семьи, приучать к совместному труду со взрослыми;
Обогащать словарный запас: запон (фартук), оберег, кайма, рукодельница, льняная, хлопчатобумажная, шерстяная, старание, мастерство;
Формировать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта;
Воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей.
Словарь: запон (фартук), оберег, кайма, рукодельница, льняная, хлопчатобумажная, шерстяная, старание, мастерство;

2.Художественное творчество: лепка.
Тема: Лепка дымковского коня.
Цель: продолжать приобщать детей к исконно русскому промыслу-изготовлению игрушек;
Задачи:
Уточнить представление о специфике дымковской игрушки; учить выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и композицию узора на изделиях; развивать эстетический вкус, воспитывать интерес к быту и обычаям России;
Учить видеть выразительность формы игрушки, учить лепить лошадку скульптурным способом из цилиндра приемом надрезания с двух сторон и оттягивания пластилина от общего куска;
Учить декоративно оформлять вылепленных лошадок дымковской игрушки: кругами, пятнами, точками, прямыми и волнистыми линиями.


Вечер:
Дидактическая игра "Сказочная мозаика".
Инсценировка сказки "Гуси лебеди".
Среда.
Образовательная деятельность в режимные моменты.
Утро:
Познание: Окружающий мир.
Тема: Мультимедийная презентация "Культура и быт русского народа".
Цель: Расширить знания о народной культуре, обычаях, обрядах, праздниках, изделиях мастеров. Познакомить детей с традициями, обрядами праздников.
Задачи:
Познакомить детей с жилищем русского человека – избой, как её строили;
Познакомить детей с элементами быта предков;
Вызвать интерес к русским традициям;
Воспитывать доброту и любовь друг к другу;

Вечер
Русские народные игры "Курилка", "Гори - гори ясно".
Чтение русских народных сказок "Снегурочка".
Четверг.
Образовательная деятельность в режимные моменты.
Утро:
Художественное творчество: аппликация.
Тема: Русская матрешка.
Цель: Познакомить детей с историей создании русской матрешки и традиционными народными промыслами России.
Задачи:
Формировать у детей к русскому прикладному искусству – деревянной игрушке;
Дать возможность детям ощутить радость, любовь, доброту, которые приносят людям эти игрушки;
Воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества;
Прививать любовь к русской культуре;

Вечер:
Разучивание русского хороводного танца «Карусель».
Народные игры "Олени и пастух", "Море волнуется".
Пятница.
Образовательная деятельность в режимные моменты.
Утро:
1.Беседа.
Тема: "Как на Масленой неделе, из трубы блины летели! ".
Цель: Знакомство с процессом выращивания, переработки и получения продуктов питания для приготовления блинов.
Просмотр проекта: Совместная работа мамы с ребенком «Мы печем блины».
Цель: Привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту.
2.Музыка.
Тема: Разучивание частушек.
Цель: Учить выразительно исполнять музыкальные произведения (частушки, песни), с желанием и пониманием читать пословицы, потешки, частушки.
Вечер:
Выставка всех работ, проделанных с детьми за две недели.
Анализ и обобщение полученных результатов.
Создание мини музея.

Ожидаемые результаты:
Повышение уровня сформированности нравственно- патриотических чувств воспитанников, знаниях о народах проживающих на территории России, культуры поведения дошкольников;
Раскрытие индивидуальности ребенка;
Воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к родному краю.
Совместное творчество детей с родителями.

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Представленный конспект отражает работу по ознакомлению старших дошкольников с татарскими народными весенними обрядовыми традициями. Особое внимание уделяется общности и отличительным особенностям встречи весны у разных народов Среднего Поволжья. Здесь народные заклички, игры по ознакомлению дошкольников с татарскими народными традициями.

В ходе наблюдения и диагностического обследования дошкольников можно сделать выводы,что представления выпускников детского сада о культуре, традициях наших предков отрывочны и поверхностны. Возможно, это происходит оттого, что в программе задачи по знакомству с родной культурой сформированы общими фразами. А так же окружающая действительность (особенно в городе) не даёт возможности реального приобщения детей к народной культуре.

По нашему мнению, большое место в ознакомлении детей с народной культурой, должны занимать народные праздники как форма ознакомления детей с традициями народов. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведениями птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Пробелы, возможно, восполнить с помощью разнообразных форм деятельности в этом направлении, фольклорных праздников, краеведческих экспозиций, народно-прикладного искусства и т.д. Однако, для воспитанников детского сада это не всегда возможно, т.к. материал требует большой грамотной переработки для дошкольников. Поэтому, в свете изложенных проблем, тема приобщения к истокам традиций народов через праздники, становится актуальной.

Задачи занятия:

  • формировать представления детей о весенних обычаях и традициях татар: отметить отличительные и сходные традиции с русскими обычаями,
  • развивать познавательный интерес детей к национальным традициям татар, культуре, национальным блюдам.

Материал: флаг Татарстана, костюмы, угощение «чак-чак».

Ход занятия


Действие в группе. Дети в татарских костюмах «ходят в гости» в соседние национальные деревни (группы).

Воспитатель: А мы татары из деревни «Выселки», к вам в гости пришли. А мы татары весну встречаем. Закличками зовём.

Все: Жаворонок, жаворонок!

Возьми себе зиму,

А нам отдай весну.

Возьми себе сани,

А нам отдай телегу.

Реб: Жаворонки, жаворонки,

Прилетайте к нам,

Приносите нам Весну-красну,

Красну солнышку,

Тёплу гнёздышку!

Реб.: Жаворонки, жаворонки,

Прилетайте к нам,

Приносите нам Весну-красну,

Красну солнышку,

Тёплу гнёздышку!

Реб: А мы татары встречаем весну на берегу рек. Смотреть на проводы льда приходят все нарядные с гармонистами. На льдинах мы зажигаем солому. Так мы встречаем весну.

Реб:Мы татары любим в игры играть, хороводы водить, становись скорее в круг.

Игра: «Как у тёти Фании...»

Как у тёти Фании было семеро детей, было семеро детей, было семь сыновей,

Вот с такими вот ушами. Вот с такими вот глазами.

Вот стаким вот носами. Вот с такими вот зубами,

Вот с такой головой. Вот с такой бородой.

Вот такими вот ногами. Вот таким животами.

Тётя Фания не зевай, кого хочешь выбирай.

Реб: А у нас у татар есть «День красного яйца». Яйца мы красим в луковой шелухе. Печём маленькие булочки, кренделя, а также покупаем конфеты.

Мальчики и девочки рано-рано встают и идут по домам собирать яйца. А потом играют на улице в разные игры.

Воспитатель: И мы пришли к вам не с пустыми руками. Угадайте наше угощение? Кушайте на здоровье! Соседи мы с вами и живём мы в одной огромной стране России. Будем жить дружно, в игры играть, да весну встречать.

Игра «Арина».

Воспитатель: Ну что ж, хорошо в гостях, а нам возвращаться в свою деревню пора. Сау булыгыз!

Действие в зале. 4 деревни, украшенные в соответствии с обычаями народов.

Ведущий в татарском костюме: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите к нам в Чайхану. А мы тут чай пьем, день Земли отмечаем. Весну заклинками встречаем.

Реб: Жаворонок, жаворонок, возьми зиму, а нам отдай весну. Жаворонок, жаворонок, возьми себе сани, а нам отдай телегу!

Дети: А мы татары весной День красного яйца отмечаем. Мы красим яйца луковой шелухой, печем крендельки и маленькие булочки, покупаем конфеты. Мальчики и девочки встают очень рано, ходят по домам и собирают яйца. А потом играют в разные игры и поют песни.

Попробуйте, гости дорогие наше национальное блюдо чак-чак. Мы его готовим на праздники.

Ведущий в татарском костюме: Здравствуйте гости дорогие! Приходите к нам в деревню. Мы весну встречаем: песни поем, танцуем.

Исполняется песня и танец «кидернейс».

Ведущий в татарском костюме: А мы татары, народ мастеровой, посмотрите, как мы их умеем украшать разными узорами. А вам на память о нас мы хотим подарить наши национальные платочки с пожеланиями крепкого здоровья и достатка в доме. И приглашаем Вас к себе в мастерскую.

Творческая деятельность с детьми в группе

Тема: «Украшение платочков».

Литература:

Мороз, Н.Я. Народная мудрость - детям: методико-практические материалы в помощь учителю начальных классов / Н.Я.Мороз. - Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО» , 2001.
Пигилова, Т.А. Введение в предмет «Народная культура» / Т.А.Пигилова // Как научить детей любить Родину: руководство для учителей и воспитателей. - М., 2003.
Снапкоўская, С.В, Ля вытокаў нацыянальнай педагогікі / С.В.Снапкоўская. - Мн: Народная асвета, 1995.
Старжынская, Н.С. Беларуская мова ў дзіцячым садзе / Н.С.Старжынская. - Мн., 1995.
Старжынская, Н. Мова душы. Мова памяці / Н.Старжынская, Т.Паліева // Пралеска. - 2003. - № 5.

Алябвьева Гульнара Альбертовна, воспитатель первой категории АНО ДО «Планета детства «Лада» ДС №182 «Золотой ключик». Педагогический стаж: 27 лет. Педагогические достижения: участник творческой лаборатории «Современные образовательные технологии в детском саду»» детского сала №182 «Золотой ключик» на тему: «Формирование социально-нравственных норм у старших дошкольников с использованием технологии «Фото-кейсов».

Евгения Ерошкина

В рамках проекта всего комплекса "Культура и традиции народов России " мы выбрали для своей старшей группы культуру татарского народа , как второго по численности народа , населяющего нашу страну.

1 Вводная беседа о татарской национальности , ее культуре , традициях , народных играх .

2 Беседа о национальном татарском костюме .

Украшение тюбетейки, колфака, ичигов из бумаги; сентябрь, октябрь.

3 Пошив национальных костюмов для кукол. сентябрь

4 Чтение татарских народных сказок «Белый змей» , «» Волшебные башмаки» и др.

5 Знакомство с татарским народным поэтом Габдуллой Тукаем, с его произведениями для детей «Шурале» , «Водяная» .

Разучивание стихотворения на татарском языке . Лапин Слава.

6 Прослушивание татарской народной музыки «Татарская плясовая » , татарских народных песен «Эх, тола-тола» и др. сентябрь, октябрь

7 Просмотр мультфильма «Чукмар и Тукмар» на татарском языке , мультфильма

«Приключения Сабантуя» . Рисование иллюстраций для создания книжки по мультфильму "Приключения Сабантуя"

8 Знакомство с татарскими народными играми

- «Кто первый»

- «Спутанные кони»

- «Резвые лошадки»

- «Бег в мешках»

- «Как детишки Темирбая» На прогулках и в свободное время.

9 Знакомство с национальным весенним праздником Сабантуй

Предварительная работа :

1. Подготовка татарских национальных костюмов.

2. Татарские национальные блюда (чак-чак, эчпочмак, чай в пиалах)

3. Украшения для группы в народном татарском стиле

4. Просмотр презентации о празднике Сабантуй.

9 Организация выставки творческих работ по татарским народным сказкам . В течение недели

10 Просмотр детско -родительских презентаций на тему проекта .

11 Создание мультфильма из детских рисунков к одной из понравившихся сказок.

Работа над проектом еще продолжается . Готовый мультфильм презентуем в декабре. Он представляет из себя продолжение сказки Г. Тукая "Шурале". Рисунки для него уже готовы. Сейчас снимаем с ребятами перекладку рисунков.








Публикации по теме:

Цель: развивать у детей дошкольного возраста нравственно-эстетические и патриотические ценности через приобщение к миру русской культуры.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе «Народная культура и традиции» Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе детского сада «Лесные птахи» Интеграция образовательных областей ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Художественно-эстетическое развитие», ОО «Физическое развитие».

Конспект организации коллективной трудовой деятельности в старшей группе детского сада Тема: Организация коллективного труда по уходу за растениями и мытье игрушек. Виды труда: Труд в природе. Хозяйственно-бытовой труд. Цель:.

Планирование тематической недели «Традиции, культура, промыслы коми народа» Тематическая неделя «Традиции. Культура. Промыслы коми народа» Средняя группа 1 день – понедельник «КОМИ НАРОДНЫЕ ИГРЫ» Основные задачи:.

Посёлок, в котором я родилась и выросла, в моё детство в основном был одноэтажным. Дома были деревянными. Люди всегда стремились к красоте,.

Проект на тему: «Культура и традиции русского народа» Актуальность В настоящее время необходимо с дошкольного возраста уделять внимание.

Ознакомление детей старшей группы с культурой и традициями народов Поволжья.

Хасанова Гузель Рифовна МБДОУ №11 «Антошка» воспитатель первой квалификационной категории

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.

Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. В нашем регионе живут русские, татары, чуваши, мордва, удмурты, башкиры, марийцы.

Дети должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.

Наша цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с традициями и культурой народов Поволжья.

Какие задачи ставит педагог для достижении цели:

1. Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями народов Поволжья.

2. Сформировать у детей знания и представления об образе жизни людей, населяющих Поволжье, их обычаях, традициях, фольклора и национальных костюмах.

3. Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о народах Поволжья в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой).

4 Заинтересовать родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления старших дошкольников с народами Поволжья.

5 Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам народов Поволжья.

6 Способствовать активному участию родителей в организации экскурсий и досуговых мероприятий, способствующих ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов Поволжья.





В разделе «Игры и забавы народов Поволжья» Это и есть народные подвижные игры, танцы нередко воспроизводят движения птиц и зверей, имитируют повадки животных, то есть носят подражательный характер. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; часто сопровождаются считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

Народные подвижные игры дают возможность детям окунуться в атмосферу общей радости и веселья, заманивают к участию в городских праздниках: Масленица, Рождество, Пасха, Науруз, Курбан байрам, Сабантуй.

Светлана Кочеткова
Проект по ознакомлению дошкольников с культурой и бытом татарского народа «Все мы родом с Волги»

Проект

по ознакомлению дошкольников с культурой и бытом татарского народа

«Все мы родом с Волги » .

Вид проекта - долгосрочный (сентябрь - апрель, старшая группа)

Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

подготовила воспитатель первой квалификационной категории С. А. Кочеткова

Этапы Формы работы Задачи Сотрудничество с другими Время в режиме Место проведения Сроки реализации

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.

1. 1. анкетирование

2. диагностика

3. консультация

5. знакомство с устным народным творчеством татарского народа .

6. рассматривание иллюстраций к произведениям.

7. рассматривание предметов быта татар .

8. выявление проблемы : «Что мы знаем о культуре и быте татарского народа Систематизирование информации и определение задач. Взрослых и детей направить на поиск решений. Побуждать детей к решению проблемных ситуаций, активизировать инициативу, совершенствовать уровень накопленных знаний и практических навыков, а также побуждать к реализации проекта на равных партнерских позициях. Подготовить детей к провидению фестиваля народов Поволжья . Воспитатели, родители, музыкальный руководитель. Октябрь

Работа с родитнлями.

1. Анкетирование.

2. Консультация на тему : «Мудрость народной педагогики » .

3. Папка-передвижка : «Роль устного народного творчества в воспитании детей»

4. посещение музея этнографии, краеведения.

5. подключение к подготовке костюмов татарского народа к фестивалю .

Социальное развитие.

1. Беседы и разговоры с детьми о прочитанных произведениях, народных татарских сказках .

2. Беседы о традициях татарского народа , культуре , быте (в сравнение с русскими традициями) .

3. Развлечения :

а) «В гостях у куклы Алсу» .

б) Драматизация татарских сказок .

4. знакомство детей с гербом и флагом Татарстана .

Приобщать родителей к изучению истории нашего края, жизни различных народов (в том числе татарского , их культуры , истории, традиций. Побуждать к реализации проблемы посещая музеи, выставки.

Обогащать знания о татарском народе , его культуре через устное народное творчество . Познакомить с понятием «традиции разных народов » . Родители, воспитатели

воспитатели

Воспитатели, музыкальный руководитель.

В течение дня

2-я половина дня группа

Музыкальный зал октябрь

В течение года

В течение года

Октябрьянварь

4. Детям об истории и культуре России и ее народов , татарском и русском , на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим1 . «Дружная семейка» .

2. «В гостях у татарской семьи » .

3. «Давайте познакомимся » .

4. «Мой дом»

5. «Срубная изба и юрта» .

Закреплять знания о семье, ее членах, воспитывать чувство привязанности к членам семьи.

Дать представление о том, что для любого народа семья-главное достояние. Ввести в словарь детей слова : ана – мать, ата - отец, дус – друг. Воспитывать уважение к людям других национальностей.

Уточнить и обогатить представления детей о себе и сверстниках других национальностей. Рассмотреть татарскую национальную одежду . Познакомить с народными играми татар .

Закрепить представление детей о собственном доме, о русской избе : как и зачем ее строили, как украшали.

Познакомить детей с традиционным жилищем татар оседлых и степных . Рассказать и показать, как выглядит изба и юрта внутри, что делают люди, чтобы было удобно жить.

воспитатели

1-я половина дня занятие

6. «Моя улица» .

7. «На татарской улице » .

8. «История возникновения родного города» .

9. «Волга - матушка река » .

10. «Родной язык - золотой цветник» .

Закрепить представления детей об улице, на которой они живут, узнать название, историю происхождения.

Дать детям представление о республике Татарстан , о городах, которые в ней находятся, о традициях татарского народа , празднике Сабантуй.

Продолжать закреплять знания о родном городе. Познакомить с историей возникновения его названия.

Дать детям понимание того, что Волга объединяет множество народов , и все мы называемся «волжане» .

Познакомить детей с татарскими народными пословицами о дружбе, уме, храбрости. Заучить наизусть : «Человек без родины своей, что без песни соловей» . «Дружба и братство дороже богатства» . И др.

воспитатели

воспитатели

1-я половина дня, занятие.

1-я половина дня. Занятие

5. 11. «Без труда не вынешь рыбку из пруда» .

12. «Что за прелесть эти сказки» .

Продуктивная деятельность

Рисование

Продолжать знакомить детей с промыслами русского и татарского народов . Заучить татарские пословицы о труде : «Только трудом держится дом» . «Придет трудяга силу утроит, придет лентяй- дело расстроит» , вспомнить и сравнить с русскими.

Продолжать знакомить детей с татарскими народными сказками , обращая внимание на их поэтичность, мудрость.

Вспомнить русские сказки, сравнить. воспитатели

1-я половина дня занятие

Группа

Февраль

6. 4. «Украшение сапог - ичигов» .

5. «Украсим пояс для Рената» .

6. «Подушка для мамы» .

Музыкальная деятельность

1. Разучивание песен :

«Энгеле»

«Колыбельная»

2. Прослушивание татарских народных мотивов .

3. Беседа о татарских народных инструментах . Учить выполнять узорную композицию на контуре сапожка : на союзках, голенище.

Закреплять умение самостоятельно вырезать детали для украшения, располагать элементы в соответствии с национальными традициями.

Учить детей накладывать одну форму на другую передавая разницу в окраске и размере каждого слоя.

Развивать у детей музыкальный слух. Дать представление о национальной татарской культуре . воспитатели

воспитатели

воспитатели

2-я половина дня.

1-я половина дня. Занятие

2-я половина дня

1-я половина дня, занятие.

вечер группа

Музыкальный зал. январь

1. «Ознакомление детей с татарским народно -прикладным искусством».

2. «Знакомство с татарским растительным орнаментом» .

3. «Узор на полотенце»

4. «Тюбетейка» . (Украшение круглой формы) Обратить внимание на национальную одежду, познакомить с образцами татарского народного изобразительного творчества.

Познакомить с построением и содержанием татарского орнамента , изучить сочетание цветов, расположение элементов орнамента.

Учить рисовать элементы татарской росписи (тюльпан, завитки) . Создавать орнамент по образцам татарского национального орнамента.

Закрепить умение детей изображать элементы татарского узора на круглой форме. воспитатели

1-я половина дня, занятие

2-я половина дня

1-я половина дня, занятие

Группа

Октябрь

5. «Закладки для пап» .

(татарский орнамент )

6. «Фартук для Айлсу»

Аппликация

1. «Украшение узором союзки башмачка» .

2. «Калфак» .

3. «Украшение татарского коврика » . Развивать творческие способности детей, закреплять знание национальных узоров.

Учить рисовать «цветок» и «листья» в стиле татарского орнамента , развивать технику изображения.

Продолжать вырезать элементы по контуру. Формировать интерес к созданию аппликации по мотивам татарского орнамента .

закрепить умение размещать заранее вырезанные формы на силуэте калфака (татарский женский головной убор) .

Учить детей строить композицию, развивать самостоятельность и творчество при выборе бумаги и элементов узора. ___

воспитатели

2-я половина дня.

1-я половина дня. Занятие

2-я половина дня

1-я половина дня. Занятие группа

группа февраль

Двигательная активность

1. Ритмическая гимнастика под татарскую народную музыку .

2. Разучивание элементов татарского танца

3. Хороводные русские и татарские народные игры .

4. Подвижные народные татарские игры .

«Чулмак уены» (продаем горшки)

«Сары буре» (серый волк)

«Буш урын» (займи место)

«Тимербай»

«Угадай и догони»

Ознакомление с художественной татарской литературой .

1. Чтение татарских сказок :

«Портной, медведь и бесенок» «Заяц-слуга»

«Алмай - батыр и Сандугач»

«Соловей»

«Шах - петух»

«Перехитрил»

«Волшебный цветок»

«Камыр - батыр»

«Гульчечек»

«Умная девушка»

«Бай и работник»

«Три голубя»

«Мудрый старик»

2. Заучивание стихов наизусть

«Колыбельная»

«Скакун»

«Баю - баю»

«Мешок»

Татарские поговорки , загадки.

3. Чтение стихов

Муса Джалиль :

«Родник»

«Мой пес»

«Кукушка»

«Звезды»

Ш. Галиев

«Братик плачет»

«Купили снег»

Игровая деятельность

1. Дидактические игры

«Сапожок»

«Составь узор»

«Назови, что это?»

«Что изменилось?»

«Скажи, чей орнамент?»

«Татарские народные промыслы »

2. Сюжетно-ролевые игры

«Поезд»

«Путешествие в Казань»

«Пароход «Волга »

«Театр»

«Музей»

«На празднике Сабантуй»

3. Игры-драматизации

По сказкам :

«Бай и работник»

«Портной, медведь и бесенок»

«Гульчечек»

Совместная художественно- продуктивная деятельность воспитателей, детей и родителей.

создание макета «Мечеть»

создание макета «Казанский музей»

создание татарского женского и мужского национальных костюмов для кукол.

создание татарских национальных костюмов для детей.

создание мини- музея татарского быта .

создание альбома с геральдикой Татарстана и другим материалом .

Познакомить детей с народными татарскими играми . Вызвать интерес к подвижным играм, умение выполнять правила.

Приобщать детей к татарской культуре , расширять словарный запас с помощью знакомства с новыми словами.

Развивать слуховую память, выразительность речи.

Обратить внимание детей на красоту и поэтичность стихов. Воспитывать чувство уважения к известным людям татарского народа .

Закреплять знания предметов одежды и обихода татар , полученные на занятиях. Развивать внимание, логическое мышление.

Развивать воображение, диалогическую речь, умение строить сюжет, развивать его, используя необходимую атрибутику.

Закреплять сюжет знакомых сказок. Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа. Учить использовать средства выразительности.

Музыкальный руководитель, воспитатели

Музыкальный руководитель, воспитатели

Музыкальный руководитель, воспитатели

воспитатели

воспитатели

воспитатели

воспитатели

воспитатели

Родители, воспитатели, дети

Утро, зарядка

Утро, занятие

Утро, 2-я половина дня

2-я половина дня

2-я половина дня

В течение дня

2-я половина дня

2-я половина дня

Музыкальный зал.

Музыкальный зал.

Группа, прогулка

с ноября по март

с октября по март

С октября по март

С декабря по март

С октября по март

С октября по март

С октября по март