Проект «Ознакомление детей старшей группы с культурой и традициями татарского народа» проект (старшая группа) на тему. Проект «Венок дружбы» по приобщению детей дошкольного возраста к национальной культуре и традициям народов Поволжья Проект ознакомление
Проект "Народная культура и традиции русского и татарского народов"
Подготовили: Воспитатели
1ой квалификационной категории
Асадуллина А.И.
Субханкуллова З.В.
Вид проекта: творческий, краткосрочный, коллективный.
Участники: дети подготовительной группы.
Сроки реализации: две недели.
Образовательная область: патриотическое воспитание.
Цель проекта: Познакомить детей с традициями русского и татарского народов.
Задачи проекта:
Расширять представление о национальной культуре татар и русских.
Подбор методической, научно - популярной и художественной литературы, дидактического материала с учетом его доступности восприятию детей старшего дошкольного возраста, а также его художественных достоинств и воспитательного значения.
Создание образовательной - культурной среды в группе: пополнение краеведческого уголка материалом "Декоративно-прикладное искусство татар и русских", "Национальные костюмы народов татар и русских", "Национальный орнамент", "Сказки народов", "Пословицы и поговорки ", "Народные игры татар и русских"; создание галереи детского творчества; оформление стенда фотографий, отражающих работу по проекту.
Взаимодействие с родителями в совместной образовательной деятельности по реализации проекта.
Развивать творческие способности детей.
Планируемый результат.
Расширение представлений детей об окружающем мире.
Обогащение представлений детей о традициях и культуре народов.
Углубление жизненного опыта.
Знание правил народных игр, умение в них играть.
Повышение активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края и других народов.
1-ая неделя проекта.
Тема: «Культура и традиции татар».
Понедельник.
Утро:
1.Беседа.
Тема: Народная культура и традиции татар.
Цель: Познакомить детей с культурой и традициями татарского народа.
Задачи:
Познакомить с народными традициями, обычаями, обрядами; дать представление об устройстве дома, об истории народного костюма, о народном промысле, о народном фольклоре, о татарской национальной кухне.
Развитие эстетического и нравственного восприятия мира.
Воспитывать интерес к истории и народному творчеству, уважение к его традициям.
Тема: Украшение фартука татарским национальным орнаментом.
Цели: Учить рисовать цветок формообразующими движениями из дуг, сочетая цвета, располагать элементы татарского узора ритмично; закреплять знания о содержании татарского растительного орнамента, воспитывать интерес и любовь к татарскому народному орнаментальному искусству.
Задачи:
Познакомить детей с татарским орнаментом. Развивать творческие способности детей, глазомер, художественный вкус.
Воспитывать любовь к народному искусству.
Научить, последовательно выполнять задание воспитателя.
Вопросы к занятию:
- Люди каких национальностей живут в нашей стране?
- Что такое национальная одежда, чем она отличается от нашей одежды?
- Каким узором будем украшать?
- Какие элементы татарского узора вы знаете?
- Какие цвета в татарском орнаменте?
1. Рассматривание образца.
3.Работа детей.
4.Анализ занятия.
3. Музыка.
Разучивание татарской народной песни «Эпипэ»
Знакомство с национальной музыкой, прослушивание аудиозаписи с татарской музыкой.
Цель: учить детей определять национальные особенности музыки, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.
Вечер:
Татарские народные игры:
"Перетяни канат".
"Не пролей воды".
Изучение пословиц и поговорок татарского народа.
Просмотр иллюстраций, рисунков костюмов татарского народа.
Вторник
Образовательная деятельность в режимные моменты.
Утро:
Коммуникация: Развитие речи.
Тема: Татарский национальный костюм.
Цель: Дать детям представление об истории возникновения татарского национального костюма, о названии элементов мужского (камзол, тюбетей, читек) и женского (кулмэк, алъяпкыч, калфак, читек) костюмов;
Задачи:
Тема: «Чак-чак – национальное татарское блюдо» (соленое тесто).
Цель: Дать детям представление о национальных татарских блюдах.
Задачи:
Учить работать с тестом, учить катать тесто между ладонями, выполнять лепку по образцу и словесной инструкции воспитателя;
Развивать зрительную – двигательную координацию;
Развивать у детей положительные эмоции, эстетическое восприятие.
Вечер
Дидактические игры «Укрась фартук», «Собери узор», «Назови правильно».
Чтение сказки «Три дочери»
Цель: назвать русские слова по-татарски.
Среда.
Образовательная деятельность в режимные моменты.
Утро:
Познание: Окружающий мир.
Тема: "Народные праздники татар"(презентация).
Цель: Формирование у детей представления о богатой народной культуре татарского народа, знакомство с этнографией и фольклором татар.
Задачи:
Продолжать знакомить детей с традициями и обычаями татарского народа.
Формировать основы праздничной культуры татарского народа.
Воспитывать патриотические чувства.
Вечер:
Экскурсия в музей детского сада.
Прослушивание музыкальных произведений, ритмических композиций, классических произведений татарского народа.
Четверг.
Образовательная деятельность в режимные моменты.
Утро:
Тема: Украшаем сапожек (читек).
Цель: Учить украшать сапожек (читек) татарским национальным узором: «тюльпан» и «листок».
Задачи:
Развивать умения создавать орнамент из трех частей;
Знакомство с народной культурой;
Воспитывать аккуратность;
Вечер:
Изучение танца "Сабантуй"
Цель: Развивать пластику движений с использованием различных предметов, атрибутов, элементов костюма.
Отгадывание загадок.
Задачи:
Воспитывать уважение к ответам товарищей.
Развивать дослушивать загадку до конца.
Учить понимать смысл загадки.
Пятница.
Образовательная деятельность в режимные моменты.
Утро:
Музыка.
Тема: Пение татарской народной песни «Колыбельная».
Вечер:
Миниконцерт с участием детей.
Выставка "Татарские национальные блюда".
Обмен опытом (рецепты). Чаепитие.
2 -я неделя проекта.
Тема: "Русский народ - великий народ".
Понедельник.
Образовательная деятельность в режимные моменты.
Утро:
1.Беседа.
Тема: "Паровозик дружбы".
Цель: Познакомить детей с культурой и традициями русского народа.
Задачи:
Учить помнить и чтить обычаи и традиции русского народа.
Воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции русского народа.
Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за мужество русских людей, желание быть похожими на них.
2.Художественное творчество: Рисование.
Тема: «Русский сарафан».
Цель: Формировать интерес к русскому прикладному искусству, стремление знать и использовать в жизни устное народное творчество.
Задачи:
Познакомить детей с традиционным русским костюмом, с народными обычаями и украшениями одежды;
Вызвать интерес к жизни своих предков;
Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к народной культуре и традициям русского народа, творчеству русского народа, желание творить самим.
Вопросы к занятию:
- Какую одежду одевали русские девушки?
-Из какой одежды состоит женский народный костюм?
-Какого цвета использовали материю для изготовления материи?
1.Рассматривание образца.
2.Объяснение и показ способов и этапов работы.
3.Работа детей.
4.Анализ занятия.
3.Музыка.
Тема: «Знакомство с обрядовыми песнями масленицы».
Цель: Дать детям представление о народном празднике – масленице.
Задачи:
Заучить с детьми заклички, обрядовые песни, посвященные масленице;
Продолжать учить детей петь выразительно, передавая характер песни;
Воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа.
Вечер:
Подвижные игры: "Бабка -Ёжка", "У дедушки Трифона".
Слушание народных песенок, закличек, потешек.
Вторник
Образовательная деятельность в режимные моменты.
Утро:
Коммуникация: Развитие речи.
Тема: «Русский национальный костюм».
Цель: Познакомить детей с русским народным костюмом через детскую одежду, с историей и традициями на Руси;
Задачи:
Прививать уважение к культуре своего народа, к традициям семьи, приучать к совместному труду со взрослыми;
Обогащать словарный запас: запон (фартук), оберег, кайма, рукодельница, льняная, хлопчатобумажная, шерстяная, старание, мастерство;
Формировать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта;
Воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей.
Словарь: запон (фартук), оберег, кайма, рукодельница, льняная, хлопчатобумажная, шерстяная, старание, мастерство;
2.Художественное творчество: лепка.
Тема: Лепка дымковского коня.
Цель: продолжать приобщать детей к исконно русскому промыслу-изготовлению игрушек;
Задачи:
Уточнить представление о специфике дымковской игрушки; учить выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и композицию узора на изделиях; развивать эстетический вкус, воспитывать интерес к быту и обычаям России;
Учить видеть выразительность формы игрушки, учить лепить лошадку скульптурным способом из цилиндра приемом надрезания с двух сторон и оттягивания пластилина от общего куска;
Учить декоративно оформлять вылепленных лошадок дымковской игрушки: кругами, пятнами, точками, прямыми и волнистыми линиями.
Вечер:
Дидактическая игра "Сказочная мозаика".
Инсценировка сказки "Гуси лебеди".
Среда.
Образовательная деятельность в режимные моменты.
Утро:
Познание: Окружающий мир.
Тема: Мультимедийная презентация "Культура и быт русского народа".
Цель: Расширить знания о народной культуре, обычаях, обрядах, праздниках, изделиях мастеров. Познакомить детей с традициями, обрядами праздников.
Задачи:
Познакомить детей с жилищем русского человека – избой, как её строили;
Познакомить детей с элементами быта предков;
Вызвать интерес к русским традициям;
Воспитывать доброту и любовь друг к другу;
Вечер
Русские народные игры "Курилка", "Гори - гори ясно".
Чтение русских народных сказок "Снегурочка".
Четверг.
Образовательная деятельность в режимные моменты.
Утро:
Художественное творчество: аппликация.
Тема: Русская матрешка.
Цель: Познакомить детей с историей создании русской матрешки и традиционными народными промыслами России.
Задачи:
Формировать у детей к русскому прикладному искусству – деревянной игрушке;
Дать возможность детям ощутить радость, любовь, доброту, которые приносят людям эти игрушки;
Воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества;
Прививать любовь к русской культуре;
Вечер:
Разучивание русского хороводного танца «Карусель».
Народные игры "Олени и пастух", "Море волнуется".
Пятница.
Образовательная деятельность в режимные моменты.
Утро:
1.Беседа.
Тема: "Как на Масленой неделе, из трубы блины летели! ".
Цель: Знакомство с процессом выращивания, переработки и получения продуктов питания для приготовления блинов.
Просмотр проекта: Совместная работа мамы с ребенком «Мы печем блины».
Цель: Привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту.
2.Музыка.
Тема: Разучивание частушек.
Цель: Учить выразительно исполнять музыкальные произведения (частушки, песни), с желанием и пониманием читать пословицы, потешки, частушки.
Вечер:
Выставка всех работ, проделанных с детьми за две недели.
Анализ и обобщение полученных результатов.
Создание мини музея.
Ожидаемые результаты:
Повышение уровня сформированности нравственно- патриотических чувств воспитанников, знаниях о народах проживающих на территории России, культуры поведения дошкольников;
Раскрытие индивидуальности ребенка;
Воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к родному краю.
Совместное творчество детей с родителями.
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Представленный конспект отражает работу по ознакомлению старших дошкольников с татарскими народными весенними обрядовыми традициями. Особое внимание уделяется общности и отличительным особенностям встречи весны у разных народов Среднего Поволжья. Здесь народные заклички, игры по ознакомлению дошкольников с татарскими народными традициями.
В ходе наблюдения и диагностического обследования дошкольников можно сделать выводы,что представления выпускников детского сада о культуре, традициях наших предков отрывочны и поверхностны. Возможно, это происходит оттого, что в программе задачи по знакомству с родной культурой сформированы общими фразами. А так же окружающая действительность (особенно в городе) не даёт возможности реального приобщения детей к народной культуре.
По нашему мнению, большое место в ознакомлении детей с народной культурой, должны занимать народные праздники как форма ознакомления детей с традициями народов. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведениями птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Пробелы, возможно, восполнить с помощью разнообразных форм деятельности в этом направлении, фольклорных праздников, краеведческих экспозиций, народно-прикладного искусства и т.д. Однако, для воспитанников детского сада это не всегда возможно, т.к. материал требует большой грамотной переработки для дошкольников. Поэтому, в свете изложенных проблем, тема приобщения к истокам традиций народов через праздники, становится актуальной.
Задачи занятия:
- формировать представления детей о весенних обычаях и традициях татар: отметить отличительные и сходные традиции с русскими обычаями,
- развивать познавательный интерес детей к национальным традициям татар, культуре, национальным блюдам.
Материал: флаг Татарстана, костюмы, угощение «чак-чак».
Ход занятия
Действие в группе. Дети в татарских костюмах «ходят в гости» в соседние национальные деревни (группы).
Воспитатель: А мы татары из деревни «Выселки», к вам в гости пришли. А мы татары весну встречаем. Закличками зовём.
Все: Жаворонок, жаворонок!
Возьми себе зиму,
А нам отдай весну.
Возьми себе сани,
А нам отдай телегу.
Реб: Жаворонки, жаворонки,
Прилетайте к нам,
Приносите нам Весну-красну,
Красну солнышку,
Тёплу гнёздышку!
Реб.: Жаворонки, жаворонки,
Прилетайте к нам,
Приносите нам Весну-красну,
Красну солнышку,
Тёплу гнёздышку!
Реб: А мы татары встречаем весну на берегу рек. Смотреть на проводы льда приходят все нарядные с гармонистами. На льдинах мы зажигаем солому. Так мы встречаем весну.
Реб:Мы татары любим в игры играть, хороводы водить, становись скорее в круг.
Игра: «Как у тёти Фании...»
Как у тёти Фании было семеро детей, было семеро детей, было семь сыновей,
Вот с такими вот ушами. Вот с такими вот глазами.
Вот стаким вот носами. Вот с такими вот зубами,
Вот с такой головой. Вот с такой бородой.
Вот такими вот ногами. Вот таким животами.
Тётя Фания не зевай, кого хочешь выбирай.
Реб: А у нас у татар есть «День красного яйца». Яйца мы красим в луковой шелухе. Печём маленькие булочки, кренделя, а также покупаем конфеты.
Мальчики и девочки рано-рано встают и идут по домам собирать яйца. А потом играют на улице в разные игры.
Воспитатель: И мы пришли к вам не с пустыми руками. Угадайте наше угощение? Кушайте на здоровье! Соседи мы с вами и живём мы в одной огромной стране России. Будем жить дружно, в игры играть, да весну встречать.
Игра «Арина».
Воспитатель: Ну что ж, хорошо в гостях, а нам возвращаться в свою деревню пора. Сау булыгыз!
Действие в зале. 4 деревни, украшенные в соответствии с обычаями народов.
Ведущий в татарском костюме: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите к нам в Чайхану. А мы тут чай пьем, день Земли отмечаем. Весну заклинками встречаем.
Реб: Жаворонок, жаворонок, возьми зиму, а нам отдай весну. Жаворонок, жаворонок, возьми себе сани, а нам отдай телегу!
Дети: А мы татары весной День красного яйца отмечаем. Мы красим яйца луковой шелухой, печем крендельки и маленькие булочки, покупаем конфеты. Мальчики и девочки встают очень рано, ходят по домам и собирают яйца. А потом играют в разные игры и поют песни.
Попробуйте, гости дорогие наше национальное блюдо чак-чак. Мы его готовим на праздники.
Ведущий в татарском костюме: Здравствуйте гости дорогие! Приходите к нам в деревню. Мы весну встречаем: песни поем, танцуем.
Исполняется песня и танец «кидернейс».
Ведущий в татарском костюме: А мы татары, народ мастеровой, посмотрите, как мы их умеем украшать разными узорами. А вам на память о нас мы хотим подарить наши национальные платочки с пожеланиями крепкого здоровья и достатка в доме. И приглашаем Вас к себе в мастерскую.
Творческая деятельность с детьми в группе
Тема: «Украшение платочков».
Литература:
Мороз, Н.Я. Народная мудрость - детям: методико-практические материалы в помощь учителю начальных классов / Н.Я.Мороз. - Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО» , 2001.
Пигилова, Т.А. Введение в предмет «Народная культура» / Т.А.Пигилова // Как научить детей любить Родину: руководство для учителей и воспитателей. - М., 2003.
Снапкоўская, С.В, Ля вытокаў нацыянальнай педагогікі / С.В.Снапкоўская. - Мн: Народная асвета, 1995.
Старжынская, Н.С. Беларуская мова ў дзіцячым садзе / Н.С.Старжынская. - Мн., 1995.
Старжынская, Н. Мова душы. Мова памяці / Н.Старжынская, Т.Паліева // Пралеска. - 2003. - № 5.
Алябвьева Гульнара Альбертовна, воспитатель первой категории АНО ДО «Планета детства «Лада» ДС №182 «Золотой ключик». Педагогический стаж: 27 лет. Педагогические достижения: участник творческой лаборатории «Современные образовательные технологии в детском саду»» детского сала №182 «Золотой ключик» на тему: «Формирование социально-нравственных норм у старших дошкольников с использованием технологии «Фото-кейсов».
Евгения Ерошкина
В рамках проекта всего комплекса "Культура и традиции народов России " мы выбрали для своей старшей группы культуру татарского народа , как второго по численности народа , населяющего нашу страну.
1 Вводная беседа о татарской национальности , ее культуре , традициях , народных играх .
2 Беседа о национальном татарском костюме .
Украшение тюбетейки, колфака, ичигов из бумаги; сентябрь, октябрь.
3 Пошив национальных костюмов для кукол. сентябрь
4 Чтение татарских народных сказок «Белый змей» , «» Волшебные башмаки» и др.
5 Знакомство с татарским народным поэтом Габдуллой Тукаем, с его произведениями для детей «Шурале» , «Водяная» .
Разучивание стихотворения на татарском языке . Лапин Слава.
6 Прослушивание татарской народной музыки «Татарская плясовая » , татарских народных песен «Эх, тола-тола» и др. сентябрь, октябрь
7 Просмотр мультфильма «Чукмар и Тукмар» на татарском языке , мультфильма
«Приключения Сабантуя» . Рисование иллюстраций для создания книжки по мультфильму "Приключения Сабантуя"
8 Знакомство с татарскими народными играми
- «Кто первый»
- «Спутанные кони»
- «Резвые лошадки»
- «Бег в мешках»
- «Как детишки Темирбая» На прогулках и в свободное время.
9 Знакомство с национальным весенним праздником Сабантуй
Предварительная работа :
1. Подготовка татарских национальных костюмов.
2. Татарские национальные блюда (чак-чак, эчпочмак, чай в пиалах)
3. Украшения для группы в народном татарском стиле
4. Просмотр презентации о празднике Сабантуй.
9 Организация выставки творческих работ по татарским народным сказкам . В течение недели
10 Просмотр детско -родительских презентаций на тему проекта .
11 Создание мультфильма из детских рисунков к одной из понравившихся сказок.
Работа над проектом еще продолжается . Готовый мультфильм презентуем в декабре. Он представляет из себя продолжение сказки Г. Тукая "Шурале". Рисунки для него уже готовы. Сейчас снимаем с ребятами перекладку рисунков.
Публикации по теме:
Цель: развивать у детей дошкольного возраста нравственно-эстетические и патриотические ценности через приобщение к миру русской культуры.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе «Народная культура и традиции» Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе.
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе детского сада «Лесные птахи» Интеграция образовательных областей ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Художественно-эстетическое развитие», ОО «Физическое развитие».
Конспект организации коллективной трудовой деятельности в старшей группе детского сада Тема: Организация коллективного труда по уходу за растениями и мытье игрушек. Виды труда: Труд в природе. Хозяйственно-бытовой труд. Цель:.
Планирование тематической недели «Традиции, культура, промыслы коми народа» Тематическая неделя «Традиции. Культура. Промыслы коми народа» Средняя группа 1 день – понедельник «КОМИ НАРОДНЫЕ ИГРЫ» Основные задачи:.
Посёлок, в котором я родилась и выросла, в моё детство в основном был одноэтажным. Дома были деревянными. Люди всегда стремились к красоте,.
Проект на тему: «Культура и традиции русского народа» Актуальность В настоящее время необходимо с дошкольного возраста уделять внимание.
Ознакомление детей старшей группы с культурой и традициями народов Поволжья.
Хасанова Гузель Рифовна МБДОУ №11 «Антошка» воспитатель первой квалификационной категории
Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.
Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. В нашем регионе живут русские, татары, чуваши, мордва, удмурты, башкиры, марийцы.
Дети должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.
Наша цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с традициями и культурой народов Поволжья.
Какие задачи ставит педагог для достижении цели:
1. Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями народов Поволжья.
2. Сформировать у детей знания и представления об образе жизни людей, населяющих Поволжье, их обычаях, традициях, фольклора и национальных костюмах.
3. Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о народах Поволжья в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой).
4 Заинтересовать родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления старших дошкольников с народами Поволжья.
5 Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам народов Поволжья.
6 Способствовать активному участию родителей в организации экскурсий и досуговых мероприятий, способствующих ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов Поволжья.
В разделе «Игры и забавы народов Поволжья» Это и есть народные подвижные игры, танцы нередко воспроизводят движения птиц и зверей, имитируют повадки животных, то есть носят подражательный характер. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; часто сопровождаются считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.
Народные подвижные игры дают возможность детям окунуться в атмосферу общей радости и веселья, заманивают к участию в городских праздниках: Масленица, Рождество, Пасха, Науруз, Курбан байрам, Сабантуй.
Светлана Кочеткова
Проект по ознакомлению дошкольников с культурой и бытом татарского народа «Все мы родом с Волги»
Проект
по ознакомлению дошкольников с культурой и бытом татарского народа
«Все мы родом с Волги » .
Вид проекта - долгосрочный (сентябрь - апрель, старшая группа)
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
подготовила воспитатель первой квалификационной категории С. А. Кочеткова
Этапы Формы работы Задачи Сотрудничество с другими Время в режиме Место проведения Сроки реализации
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.
1. 1. анкетирование
2. диагностика
3. консультация
5. знакомство с устным народным творчеством татарского народа .
6. рассматривание иллюстраций к произведениям.
7. рассматривание предметов быта татар .
8. выявление проблемы : «Что мы знаем о культуре и быте татарского народа ?» Систематизирование информации и определение задач. Взрослых и детей направить на поиск решений. Побуждать детей к решению проблемных ситуаций, активизировать инициативу, совершенствовать уровень накопленных знаний и практических навыков, а также побуждать к реализации проекта на равных партнерских позициях. Подготовить детей к провидению фестиваля народов Поволжья . Воспитатели, родители, музыкальный руководитель. Октябрь
Работа с родитнлями.
1. Анкетирование.
2. Консультация на тему : «Мудрость народной педагогики » .
3. Папка-передвижка : «Роль устного народного творчества в воспитании детей»
4. посещение музея этнографии, краеведения.
5. подключение к подготовке костюмов татарского народа к фестивалю .
Социальное развитие.
1. Беседы и разговоры с детьми о прочитанных произведениях, народных татарских сказках .
2. Беседы о традициях татарского народа , культуре , быте (в сравнение с русскими традициями) .
3. Развлечения :
а) «В гостях у куклы Алсу» .
б) Драматизация татарских сказок .
4. знакомство детей с гербом и флагом Татарстана .
Приобщать родителей к изучению истории нашего края, жизни различных народов (в том числе татарского , их культуры , истории, традиций. Побуждать к реализации проблемы посещая музеи, выставки.
Обогащать знания о татарском народе , его культуре через устное народное творчество . Познакомить с понятием «традиции разных народов » . Родители, воспитатели
воспитатели
Воспитатели, музыкальный руководитель.
В течение дня
2-я половина дня группа
Музыкальный зал октябрь
В течение года
В течение года
Октябрьянварь
4. Детям об истории и культуре России и ее народов , татарском и русском , на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим1 . «Дружная семейка» .
2. «В гостях у татарской семьи » .
3. «Давайте познакомимся » .
4. «Мой дом»
5. «Срубная изба и юрта» .
Закреплять знания о семье, ее членах, воспитывать чувство привязанности к членам семьи.
Дать представление о том, что для любого народа семья-главное достояние. Ввести в словарь детей слова : ана – мать, ата - отец, дус – друг. Воспитывать уважение к людям других национальностей.
Уточнить и обогатить представления детей о себе и сверстниках других национальностей. Рассмотреть татарскую национальную одежду . Познакомить с народными играми татар .
Закрепить представление детей о собственном доме, о русской избе : как и зачем ее строили, как украшали.
Познакомить детей с традиционным жилищем татар оседлых и степных . Рассказать и показать, как выглядит изба и юрта внутри, что делают люди, чтобы было удобно жить.
воспитатели
1-я половина дня занятие
6. «Моя улица» .
7. «На татарской улице » .
8. «История возникновения родного города» .
9. «Волга - матушка река » .
10. «Родной язык - золотой цветник» .
Закрепить представления детей об улице, на которой они живут, узнать название, историю происхождения.
Дать детям представление о республике Татарстан , о городах, которые в ней находятся, о традициях татарского народа , празднике Сабантуй.
Продолжать закреплять знания о родном городе. Познакомить с историей возникновения его названия.
Дать детям понимание того, что Волга объединяет множество народов , и все мы называемся «волжане» .
Познакомить детей с татарскими народными пословицами о дружбе, уме, храбрости. Заучить наизусть : «Человек без родины своей, что без песни соловей» . «Дружба и братство дороже богатства» . И др.
воспитатели
воспитатели
1-я половина дня, занятие.
1-я половина дня. Занятие
5. 11. «Без труда не вынешь рыбку из пруда» .
12. «Что за прелесть эти сказки» .
Продуктивная деятельность
Рисование
Продолжать знакомить детей с промыслами русского и татарского народов . Заучить татарские пословицы о труде : «Только трудом держится дом» . «Придет трудяга силу утроит, придет лентяй- дело расстроит» , вспомнить и сравнить с русскими.
Продолжать знакомить детей с татарскими народными сказками , обращая внимание на их поэтичность, мудрость.
Вспомнить русские сказки, сравнить. воспитатели
1-я половина дня занятие
Группа
Февраль
6. 4. «Украшение сапог - ичигов» .
5. «Украсим пояс для Рената» .
6. «Подушка для мамы» .
Музыкальная деятельность
1. Разучивание песен :
«Энгеле»
«Колыбельная»
2. Прослушивание татарских народных мотивов .
3. Беседа о татарских народных инструментах . Учить выполнять узорную композицию на контуре сапожка : на союзках, голенище.
Закреплять умение самостоятельно вырезать детали для украшения, располагать элементы в соответствии с национальными традициями.
Учить детей накладывать одну форму на другую передавая разницу в окраске и размере каждого слоя.
Развивать у детей музыкальный слух. Дать представление о национальной татарской культуре . воспитатели
воспитатели
воспитатели
2-я половина дня.
1-я половина дня. Занятие
2-я половина дня
1-я половина дня, занятие.
вечер группа
Музыкальный зал. январь
1. «Ознакомление детей с татарским народно -прикладным искусством».
2. «Знакомство с татарским растительным орнаментом» .
3. «Узор на полотенце»
4. «Тюбетейка» . (Украшение круглой формы) Обратить внимание на национальную одежду, познакомить с образцами татарского народного изобразительного творчества.
Познакомить с построением и содержанием татарского орнамента , изучить сочетание цветов, расположение элементов орнамента.
Учить рисовать элементы татарской росписи (тюльпан, завитки) . Создавать орнамент по образцам татарского национального орнамента.
Закрепить умение детей изображать элементы татарского узора на круглой форме. воспитатели
1-я половина дня, занятие
2-я половина дня
1-я половина дня, занятие
Группа
Октябрь
5. «Закладки для пап» .
(татарский орнамент )
6. «Фартук для Айлсу»
Аппликация
1. «Украшение узором союзки башмачка» .
2. «Калфак» .
3. «Украшение татарского коврика » . Развивать творческие способности детей, закреплять знание национальных узоров.
Учить рисовать «цветок» и «листья» в стиле татарского орнамента , развивать технику изображения.
Продолжать вырезать элементы по контуру. Формировать интерес к созданию аппликации по мотивам татарского орнамента .
закрепить умение размещать заранее вырезанные формы на силуэте калфака (татарский женский головной убор) .
Учить детей строить композицию, развивать самостоятельность и творчество при выборе бумаги и элементов узора. ___
воспитатели
2-я половина дня.
1-я половина дня. Занятие
2-я половина дня
1-я половина дня. Занятие группа
группа февраль
Двигательная активность
1. Ритмическая гимнастика под татарскую народную музыку .
2. Разучивание элементов татарского танца
3. Хороводные русские и татарские народные игры .
4. Подвижные народные татарские игры .
«Чулмак уены» (продаем горшки)
«Сары буре» (серый волк)
«Буш урын» (займи место)
«Тимербай»
«Угадай и догони»
Ознакомление с художественной татарской литературой .
1. Чтение татарских сказок :
«Портной, медведь и бесенок» «Заяц-слуга»
«Алмай - батыр и Сандугач»
«Соловей»
«Шах - петух»
«Перехитрил»
«Волшебный цветок»
«Камыр - батыр»
«Гульчечек»
«Умная девушка»
«Бай и работник»
«Три голубя»
«Мудрый старик»
2. Заучивание стихов наизусть
«Колыбельная»
«Скакун»
«Баю - баю»
«Мешок»
Татарские поговорки , загадки.
3. Чтение стихов
Муса Джалиль :
«Родник»
«Мой пес»
«Кукушка»
«Звезды»
Ш. Галиев
«Братик плачет»
«Купили снег»
Игровая деятельность
1. Дидактические игры
«Сапожок»
«Составь узор»
«Назови, что это?»
«Что изменилось?»
«Скажи, чей орнамент?»
«Татарские народные промыслы »
2. Сюжетно-ролевые игры
«Поезд»
«Путешествие в Казань»
«Пароход «Волга »
«Театр»
«Музей»
«На празднике Сабантуй»
3. Игры-драматизации
По сказкам :
«Бай и работник»
«Портной, медведь и бесенок»
«Гульчечек»
Совместная художественно- продуктивная деятельность воспитателей, детей и родителей.
создание макета «Мечеть»
создание макета «Казанский музей»
создание татарского женского и мужского национальных костюмов для кукол.
создание татарских национальных костюмов для детей.
создание мини- музея татарского быта .
создание альбома с геральдикой Татарстана и другим материалом .
Познакомить детей с народными татарскими играми . Вызвать интерес к подвижным играм, умение выполнять правила.
Приобщать детей к татарской культуре , расширять словарный запас с помощью знакомства с новыми словами.
Развивать слуховую память, выразительность речи.
Обратить внимание детей на красоту и поэтичность стихов. Воспитывать чувство уважения к известным людям татарского народа .
Закреплять знания предметов одежды и обихода татар , полученные на занятиях. Развивать внимание, логическое мышление.
Развивать воображение, диалогическую речь, умение строить сюжет, развивать его, используя необходимую атрибутику.
Закреплять сюжет знакомых сказок. Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа. Учить использовать средства выразительности.
Музыкальный руководитель, воспитатели
Музыкальный руководитель, воспитатели
Музыкальный руководитель, воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
Родители, воспитатели, дети
Утро, зарядка
Утро, занятие
Утро, 2-я половина дня
2-я половина дня
2-я половина дня
В течение дня
2-я половина дня
2-я половина дня
Музыкальный зал.
Музыкальный зал.
Группа, прогулка
с ноября по март
с октября по март
С октября по март
С декабря по март
С октября по март
С октября по март
С октября по март