Первобытное искусство презентация к уроку по мхк на тему. Зарождение архитектуры в первобытном обществе

Музыкальное и театральное искусство .

Элементы содержания: Характерные черты архитектуры каменного века. Музыкальное и театральное искусство первобытного человека. Требования к уровню подготовки обучающихся: Освоение различных этапов развития первобытной архитектуры. Изучение понятий «мегалит, дольмен, менгир, кромлех».

Ход урока:

    Переход к земледелию и скотоводству постепенно изменил образ жизни людей, у них появилась потребность в сооружении простейших жилищ в виде округлых шалашей из жердей или костей убитого мамонта, покрытых шкурами.

    Фото Жилище из костей мамонта

    Фото Схема постройки жилища

    Фото Стоянка первобытного человека в деревне Верхние Мандроги

    Поселения охотников со временем превратились в деревни земледельцев . Дома были небольшими, часто непрочными. Из деревень в эпоху неолита вырастают первые города.

    Рис. Деревня земледельцев

    В эпоху неолита возникли и довольно сложные сооружения, не имеющие бытового назначения. Зачастую их возведение было обусловлено религиозными представлениями и верованиями первобытного человека.

    Первые сооружения архитектуры – мегалиты (от греческого «мегос»- большой, «литос»- камень). Они представляли собой грубо обработанные или вовсе не обработанные большие каменные глыбы, расположенные в определённом порядке.

Распространены во всём мире, кроме Австралии.

    Назначение мегалитов не всегда можно установить. Большей частью они служили для погребений или были связаны с погребальным культом . По-видимому, это общинные сооружения. Их возведение представляло для первобытной техники сложнейшую задачу и требовало объединения больших масс людей.

    Мегалиты делятся на 3 вида

    Дольмен (в переводе с бретонского - tol - стол, men - камень). Древнее погребальное сооружение , один из видов мегалитических построек.

    Дольмены сложены из огромных каменных глыб и плит до нескольких десятков тыс. кг, поставленных вертикально и покрытых одной или несколькими плитами сверху .

    Внутреннее пространство служило местом пребывания души умершего. Для сообщения ее с миром в стенках делали небольшие круглые отверствия.

    Менгир (бретонск. menhir , от men - камень и hir - длинный), простейший вид мегалитических сооружений, состоящий из одного блока камня, вертикально вкопанного в землю.

    Достигают высоты 4-5 м и более (крупнейший высотой 20 м весит около 300 т, находится во Франции).

    Иногда составляют длинные аллеи

    или расположены по кольцу . По-видимому, имели культовое значение.

    Кромлех - каменные плиты или столбы, расположенные по кругу.

    Кромлехами, называют ансамбли менгиров стоящих, чаще всего, кругом или полукружьем и соединенных каменными плитами, лежащими сверху.

    • Обычно состоит из огромных (до 6-7 м высотой), отдельно стоящих камней, образующих одну или несколько концентрических окружностей.

      Они опоясывают площадку, в середине которой иногда находится или .

    Иногда кромлех окружает курганную насыпь, иногда существует самостоятельно и состоит из нескольких концентрических окружностей.

    • При раскопках внутри кромлехов находили погребения, шлифованные каменные топоры, лепную керамику, каменные зернотёрки. Назначение спорно. Вероятнее всего, это ритуальные сооружения для погребений, а также для религиозных церемоний.

    Наиболее известен Стоунхендж (Великобритания), возведенный на рубеже каменного и бронзового веков. Являясь храмом солнца, он не только использовался для культовых церемоний и погребений, но и выполнял роль каменной астрономической обсерватории, что позволяло с удивительной точностью вести календарный счет дням, отмечать начало времени года, предсказывать наступление солнечных и лунных затмений.

    Сегодня не существует однозначного ответа на вопрос, чем были эти удивительные древнейшие сооружения: храмом, некрополем, обсерваторией, но в любом случае с них начиналась история архитектуры.

    • Музыкальное и театральное искусство первобытного общества

      Кроме основных видов изобразительного искусства в недрах первобытной культуры оформились начала танца, музыки, театра и литературы.

      Человек, отправляясь на охоту на определенного животного, в танце воспроизводил характер животного, подражал издаваемым им звукам и голосам природы, имитировал метание копий и стрельбу из лука.

      Танцы носили примитивный характер и напоминали гимнастические упражнения.

Первые инструменты человек научился изготовлять из камня, кости и дерева, чтобы с помощью их производить различные звуки.

    Позже звуки извлекали с помощью граненого ребра из кости (этот издаваемый звук напоминал скрежет зубов).

    Также изготовляли п огремушки из черепов, которые заполнялись семенами или сушеными ягодами. Этот звук нередко сопровождал погребальную процессию.

    Самыми древними инструментами были ударные. Идиофон - древний ударный инструмент - возник в период формирования у древнего человека речи. Продолжительность звука и многократное его повторение ассоциировалось с ритмом биения сердца. Вообще, для древнего человека музыка - это прежде всего ритм.

    Вслед за ударными были изобретены духовые. Поражает своим совершенством обнаруженный в Астурисе древний прототип флейты . В ней были выбиты боковые отверстия, и принцип звукоизвлечения тот же, что и у современных флейт.

    В это же время появляется аэрофон - инструмент из кости или камня, внешний вид которого напоминает ромб или наконечник копья. В дереве проделывали отверстия и закрепляли нити, после чего, музыкант рукой проводил по этим нитям, перекручивая их. В результате появлялся звук, напоминающий гул(этот гул напоминал голос духов). Этот инструмент был усовершенствован в эпоху мезолита (XXХ в. до н.э.). Появилась возможность звучания двух и трех звуков одновременно. Этого достигали, вырезая вертикальные отверстия.

    Самой ранней формой театрального искусства была пантомима, с помощью которой можно было изобразить весь земледельческий процесс (от сева до сбора урожая), разнообразные обряды и церемонии (от свадьбы до посылки чужому племени символов для объявления войны или заключения мира).

    Первобытная культура не знает письменности, но зарождается словесное искусство в виде фольклора.
    Наиболее ранний вид фольклора – миф, легенда о прошлом.
    Первые мифы рассказывают о возникновении человека и животных, последующие - о происхождении Земли и мира в целом.

    Дома: Сообщение «Стоунхендж»


Периодизация истории культуры Первобытная культура (до 4 тыс. до н. э.); Первобытная культура (до 4 тыс. до н. э.); Культура Древнего мира (4 тыс. до н. э. V в. н. э.), в которой выделяют культуру Древнего Востока и культуру Античности; Культура Древнего мира (4 тыс. до н. э. V в. н. э.), в которой выделяют культуру Древнего Востока и культуру Античности; Культура Средних веков (VXIV вв.); Культура Средних веков (VXIV вв.); Культура Возрождения или Ренессанса (XIVXVI вв.); Культура Возрождения или Ренессанса (XIVXVI вв.); Культура Нового Времени (к. XVIXIX вв.); Культура Нового Времени (к. XVIXIX вв.); Культура XX века. Культура XX века.


Периодизация истории первобытного общества (по К.Ю Томсену) Каменный век 2 млн. лет до н.э. – 6-2 тыс. лет до н.э. Бронзовый век конец 4 тыс.лет до н.э. – начало 1 тыс. лет до н.э. Железный век Конец первобытнообщинного строя Палеолит (древний камень) 2 млн. лет до н.э. – 10 тыс лет до н.э. Мезолит (средний камень) 10 тыс. лет до н.э. – 8 тыс. лет до н.э. Неолит (новый камень) 7 тыс. лет до н.э. 2 тыс. лет до н.э.




Открытие пещерной живописи В 1879 г. археолог-любитель Марселино Санс де Саутуола вместе с 9-летней дочерью Марией случайно открыли пещеру с рисунками. В 2001 году в музейном комплексе Альтамира, расположенном рядом с пещерой, были открыты копии знаменитого живописного панно Большого плафона, а также некоторых других изображений пещеры. Другие копии рисунков Альтамиры находятся в Национальном археологическом музее Испании в Мадриде, Немецком музее в Мюнхене, в Японии. А






Пещера Ласко (Франция) «Сикстинская капелла первобытной живописи» ЛЛ Пещера была случайно открыта 12 сентября 1940 года четырьмя подростками Специалист по истории первобытного общества Анри Брейль, скрывавшийся в регионе во время немецкой оккупации, стал первым исследователем, посетившим пещеру Ласко 21 сентября 1940 года вместе с Жаном Буиссонни, Андре Шейнье, затем с Дени Пейрони и Анри Бегуэном.




На поверхности площадью 120м² Брейль обнаружил изображения (сегодня в описи числится наименований)




Мегалиты бронзового века Мегалиты (от лат. Litos – камень) – древнейшие каменные сооружения, собранные из огромных каменных глыб. Мегалиты (от лат. Litos – камень) – древнейшие каменные сооружения, собранные из огромных каменных глыб. Менгиры Менгиры Дольмены Дольмены Кромлехи Кромлехи

Слово «архитектура» в переводе с греческого означает «строительство». Это один из древнейших видов человеческой деятельности. Сохранившиеся остатки поселений человека указывают на существование различных укладов жизни людей в разных районах земного шара и на разных этапах развития человечества.

Древнейшие из дошедших до нас монументальных сооружений относятся к каменному веку и называются мегалитическими. Название произошло от греческих слов «мегас»- большой и «литос»- камень, то есть сооружения из больших камней. Они встречаются в самых разных странах Европы, Северной Африки, Малой Азии, в Индии, Японии и других уголках мира. Называются такие постройки менгирами, дольменами, и кромлехами.

Разве не удивительно, что всё, кажется, безграничное разнообразие форм мировой архитектуры, включая и самые современные её достижения, всего лишь на разные лады воспроизводит эти извечные начала, заложенные ещё безымянными зодчими каменного века.

Металлические сооружения выступали в роли общественных построек, однако человеку издревле требовалось жильё. Вряд ли кто-нибудь в состоянии узнать, где и когда человек построил свой первый дом. В неолите в одних местах строят жилища из дерева, тростника, прутьев и глины. В других - возводят постройки на сваях и так называемые общинные дома. Своеобразный характер имели поселения, найденные в Северной Италии (приблизительно 1800 г. до н.э.). На столбах устраивались расположенные по кругу площадки, на которых размещались хижины. Вокруг посёлка возводилась деревянная изгородь, и выкапывался ров, наполняемый водой. В результате исследований в Анатолии (Турция) обнаружено древнее укреплённое поселение, относящееся к 6 тысячелетию до н.э.

Но, пожалуй, самое древнее жилище человека описано в книге В. Глазычева «Зарождение зодчества». Реконструированный учёными дом был построен 11 тысяч лет тому назад в долине Вади-эн-Натуф (верхнее течение реки Иордан) и выглядел следующим образом: круглое углубление в каменном основании, гибкие жерди, вставленные в заранее выдолбленные отверстия и сходящиеся наверху. Затем жерди переплетались более тонкими прутьями и обмазывались глиной. В середине основания этого круглого дома - место очага, над ним отверстие. Впереди ещё долгие тысячелетия, открытия и разочарования, величие египетских пирамид и совершенство афинского Акрополя, монументальность Рима и неистовый порыв готики, но там, в далёком Вади-эн-Натуфе, уже сделан решающий шаг, уже ведёт отчёт времени великое ремесло архитектуры. Кров над головой, защиту от непогоды и опасности, тепло и прохладу человек находит не под деревом и не в пещере, а в специально построенном постоянном доме.

Важнейшим моментом формирующейся земледельческой цивилизации стало зарождение совершенной нового вида искусства, невозможного и неизвестного охотникам и собирателям. Речь идет об архитектуре. Укрываться в случайно обнаруженной пещере - это одно, а строить из глины, дерева или камня искусственные постройки произвольных размеров и формы, располагая их в специально подобранных местах, - это уже совсем другое дело.

Под архитектурой понимается искусство проектировать и строить здания в соответствии с заранее намеченными целями и проектом, отвечающим техническими возможностями и эстетическими критериям местного коллектива (поселка, города, страны). Как вид искусства архитектура входит уже в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах.

Организовывать, перестраивать и осваивать окружающую среду по собственным меркам земледельцы начали сразу в двух направлениях - с создания архитектуры малых и больших форм. Малые формы шли на частные цели, прежде всего жилые и хозяйственные постройки, а большие - на сооружение общественных учреждений, главным образом религиозных храмов и царских дворцов. Сюда же надо включить крупные инженерные проект, как например, большие ирригационные системы Древнего Египта.

Самой ранней формой человеческого жилья служили стоянки - временные неукрепленные лагеря первобытных охотников и собирателей. На смену стоянкам охотников каменного века пришли поселения (селища) земледельцев, которые могли принимать форму крепости (сооружения из огромных грубо отесанных камней) или городища (группа жилых домов и хозяйственных построек, обнесенных земляным валом или деревянным забором). Позже крепость и городище, как два разных типа поселения, соединяются и превращаются в укрепленные города-крепости (особенно много их было в средневековье).

Несколько позже - в период древневосточных цивилизаций - архитектурная организация пространства населенных пунктов, создание городов и поселков, регулирование систем расселения выделились в особую область - градостроительство.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Первобытное искусство. Презентацию выполнила: Пикова Эльвира, ученица 10 класса МКОУ СОШ п.Кобра Руководитель: Рычкова Е.А.

Что было толчком к созданию первого наскального рисунка? Какая молния сверкнула в мозгу самого первого художника? Пришло ли ему в голову обвести угольником тень на скале? Или рука сама стала наносить на той же скале непонятные штрихи и зигзаги? В этот момент из тьмы полного, почти животного, невежества засиял мощный свет, который потом, через века и тысячелетия, станут называть всеобъемлющим словом – Искусство. Самые древние изображения на стенах пещер: хаотические волнистые линии и отпечатки руки. Эта рука - провозвестница рук Рублева, Леонардо, Пикассо. Это – начало мировой художественной культуры. Первобытное искусство существовало на всех континентах (кроме Антарктиды), возникло одновременно в разных уголках планеты.

Первобытное искусство - искусство эпохи первобытного общества. Возникнув в позднем палеолите около 33 тыс. лет до н. э., оно отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников (примитивные жилища, пещерные изображения животных, женские статуэтки). Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой последовательности: каменная скульптура; наскальная живопись; глиняная посуда. У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента.

Из поколения в поколение передавалась техника изготовления орудий и некоторые ее секреты. Раскопки на местах стоянок людей верхнего палеолита свидетельствуют о развитии у них первобытных охотничьих верований и колдовства. Из глины они лепили фигурки диких зверей и пронзали их дротиками, воображая, что убивают настоящих хищников. Сотни вырезанных или нарисованных изображений животных они оставили также на стенах и сводах пещер. Археологи доказали, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда - почти на миллион лет. В глубокой древности для искусства человек использовал подручные материалы - камень, дерево, кость. Много позже, а именно в эпоху земледелия, он открыл для себя первый искусственный материал - огнеупорную глину - и стал активно применять ее для изготовления посуды и скульптуры. Бродячие охотники и собиратели пользовались плетеными корзинами - они удобнее в переноске. Глиняная посуда - признак постоянных земледельческих поселений.

Наскальная живопись в основном делится на три периода: Искусство палеолита; Искусство мезолита; Искусство неолита.

Искусство палеолита – самое древнее. Пещерная живопись того времени могла передать форму, объем и движение. Известный источник палеолетического искусства являются пещеры Ласко и Альтамира.

Искусство мезолита ассоциируется с изображением соплеменников, на групповые сцены охоты, преследования и войны. Каждая человеческая фигурка изображена весьма условно, акцент делается на действия. Например, стрельба из лука, удар копьем или погоня за убегающей добычей.

Искусство неолита было востребовано в каменном веке. Наскальная живопись становится все более условной. Нарисованные люди и животные делаются все более симпатичными, появляются условные изображения орудий и оружия, средств передвижения и геометрических фигур.

Спасибо за внимание


Истоки архитектуры берут свое начало во времена позднего неолита. Именно тогда уже использовался камень для сооружения монументальных строений. Но назначение большинства из дошедших до нас памятников того периода – не известно.

Менгир – это обычно отдельно стоящий камень со следами обработки, иногда каким-то образом ориентированный или отмечающий определенное направление.

Кромлех – это круг стоящих камней, разной степени сохранности и с различной ориентацией. То же значение имеет термин «хендж». Этот термин принято использовать по отношению к сооружениям такого типа на территории Великобритании. Тем не менее, аналогичные сооружения существовали в доисторическую эпоху также на территории Германии (Голоринг, Госекский круг) и в других странах.

Дольмен представляет собой нечто вроде каменного домика.

Всех их объединяет название «мегалиты», что переводится просто как «большие камни». Большей частью они, по мнению некоторых ученых, служили для погребений или были связаны с погребальным культом. Есть и другие мнения. По-видимому, мегалиты – общинные сооружения с социализирующей функцией. Их возведение представляло для первобытной техники сложнейшую задачу и требовало объединения больших масс людей. Некоторые мегалитические сооружения, как, например, комплекс из более 3000 камней в Карнаке (Бретань) Франция, представляли собой важные церемониальные центры, связанные с культом мёртвых. Другие комплексы мегалитов использовались для определения времени астрономических событий, таких как солнцестояние и равноденствие. В районе Набта-Плайя в нубийской пустыне было найдено мегалитическое сооружение, служившее для астрономических целей. Это сооружение на 1000 лет старше Стоунхенджа.

Стоунхендж

Стоунхендж представляет собой сооружение из 82 пятитонных мегалитов, 30 каменных блоков, весом по 25 тонн и 5 огромных так называемых трилитов, камней, вес которых достигает 50 тонн. Сложенные каменные блоки образуют арки, которые служили когда-то безупречным указателем сторон света. Ученые предполагают, что этот монумент сооружен в 3100 году до нашей эры жившими на Британских островах племенами для наблюдения за Солнцем и Луной. Древний монолит является не только солнечным и лунным календарем, как предполагалось ранее, но и представляет собой точную модель солнечной системы в поперечном разрезе.

Кромлех Броугар или Храм Солнца, Оркнейские острова. Изначально имел 60 элементов, но сейчас состоит из 27 скал. Кромлех Броугара или кольцо Бродгара археологи датируют 2500 - 2000 годом до н.э. Впервые Кольцо Бродгара упоминается в манускрипте «Описание Островов Оркадских»1529 года некоего Джо Бена, странствующего монаха или паломника, личность которого точно не установлена. Не только монумент Бродгар, но и более древний, расположенный здесь же, кромлех Стеннесс, и вообще, все вокруг них, на этой небольшой территории – вся местность – ритуальная, сакральная, коммуникативная, – буквально нашпигована курганами, групповыми и отдельными захоронениями, даже «собором», а также жилищами и деревнями людей неолита. Все эти памятники объединены в единый комплекс, охраняемый ЮНЕСКО. В настоящее время на Оркнейских островах проводятся археологические исследования.


Самые известные дольмены находятся в Скандинавии, на Атлантическом и Средиземноморском побережьях Европы и Африки, на Черноморском побережье Кавказа, на Прикубанье, в Индии. Однако больше всего их на Кавказе – около 2,5 тысячи! Здесь вдоль побережья Черного моря (мегалиты вообще тяготеют к морям) можно встретить «классические» плиточные дольмены, монолитные дольмены, целиком выдолбленные в скале, дольменные сооружения из комбинации каменных плит и блоков, положенных в два и более рядов. Говорят и о духовной начинке этих удивительных сооружений, их энергетических зарядах. Ученые считают, что примерный возраст дольменов 3-10 тыс. лет.

Срубные постройки (вторая половина II тысяч. до н.э. - начало I тысяч.), в частности – курганы, – распространенный вид сооружений мемориального характера. Их прообразом были жилые срубные дома. При возведении кургана в яме сооружался мощный деревянный сруб с деревянным полом, внутри которого устраивалась погребальная камера. Иногда пространство между двумя камерами заполняли камнями. Камеры перекрывались накатами бревен, которые покрывали берестой, корой. Затем засыпали землей, образовывая курганный холм, зачастую значительной высоты. На вершину холма набрасывали камень.

Срубные жилища стали первым шагом на пути создания наземной рубленой деревяной постройки. Из длинных горизонтально уложенных бревен получались многогранные постройки, со временем преобразовавшиеся в однокомнатные прямоугольные дома. В середине распологался очаг, дым выходил в отверстие в крыше над ним. Такой тип постройки впоследствии назвали «мегарон», основа греческой архитектуры

Таким образом, первобытное искусство представлено в следующих основных видах: графика (рисунки и силуэты); живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками); скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины); декоративное искусство (резьба по камню и кости); рельефы и барельефы.