Аниш капур работы. Мир наизнанку с анишем капуром

Anish Kapoor is one of the most influential sculptors of his generation. Perhaps most famous for public sculptures that are both adventures in form and feats of engineering, Kapoor manoeuvres between vastly different scales, across numerous series of work. Immense PVC skins, stretched or deflated; concave or convex mirrors whose reflections attract and swallow the viewer; recesses carved in stone and pigmented so as to disappear: these voids and protrusions summon up deep-felt metaphysical polarities of presence and absence, concealment and revelation. Forms turn themselves inside out, womb-like, and materials are not painted but impregnated with colour, as if to negate the idea of an outer surface, inviting the viewer to the inner reaches of the imagination. Kapoor’s geometric forms from the early 1980s, for example, rise up from the floor and appear to be made of pure pigment, while the viscous, blood-red wax sculptures from the last ten years – kinetic and self-generating – ravage their own surfaces and explode the quiet of the gallery environment. There are resonances with mythologies of the ancient world – Indian, Egyptian, Greek and Roman – and with modern times.

Anish Kapoor was born in Mumbai, India in 1954 and lives and works in London. He studied at Hornsey College of Art, London, UK (1973–77) followed by postgraduate studies at Chelsea School of Art, London, UK (1977–78). Recent solo exhibitions include ‘Surge’ at Fundación Proa, Buenos Aires, Argentina (2019); Central Academy of Fine Arts Museum and Imperial Ancestral Temple, Beijing, China (2019); CorpArtes, Santiago, Chile (2019); Pitzhanger Manor and Gallery, London, UK (2019); Serralves Museum, Porto, Portugal (2018); ‘Descension’’ at Public Art Fund, Brooklyn Bridge Park Pier 1, New York, NY, USA (2017); Parque de la Memoria, Buenos Aires, Argentina (2017); MAST Foundation, Bologna, Italy (2017); Museo Universitario Arte Contemporáneo (MUAC), Mexico City, Mexico (2016); Couvent de la Tourette, Eveux, France (2015); Château de Versailles, Versailles, France (2015) and The Jewish Museum and Tolerance Center, Moscow, Russia (2015). He represented Britain at the 44th Venice Biennale in 1990 with Void Field (1989), for which he was awarded the Premio Duemila for Best Young Artist. Kapoor won the Turner Prize in 1991 and has honorary fellowships from the University of Wolverhampton, UK (1999), the Royal Institute of British Architecture, London, UK (2001) and an honorary doctorate from the University of Oxford, UK (2014). Anish Kapoor was awarded a CBE in 2003 and a Knighthood in 2013 for services to visual arts. Large scale public projects include Cloud Gate (2004) in Millennium Park, Chicago, USA and Orbit (2012) in the Queen Elizabeth Olympic Park, London, UK and Ark Nova (2013) the world"s first inflatable concert hall in Japan.

По уровню общественного негодования Аниш Капур может посоревноваться с Джеффом Кунсом: его работы разрисовывают вандалы, а решение художника запатентовать пигмент черного цвета провоцирует на ответные акции. Тем не менее работы Капура находятся в коллекциях мировых музеев, а сам он прочно обосновался в списках главных художников современности. Сантана Преап рассказывает о том, почему Капур - это больше чем скандал.

Работы Аниша Капура вызывают отвращение и восторг, причем иногда одновременно. Самую известную работу скульптора наверняка видели даже далекие от современного искусства люди - огромная зеркальная капля «Облачные врата» в Чикаго стала одним из самых узнаваемых арт-объектов мира.

Не так давно вокруг Аниша Капура и его любви к монохрому разразился скандал. Художник приобрел права на использование самой черной краски в мире: высокотехнологичный материал, из которого сделан пигмент, поглощает 99,6% света, что приближает его по свойствам к черной дыре. Пользователи интернета были возмущены такой эксклюзивностью, инстаграм Капура завалили гневными комментариями, а некий художник Стюарт Сэмпл изготовил «самую розовую» краску в мире и запретил Капуру ее покупать. В ответ Аниш Капур выложил фото среднего пальца в этой самой краске. Потому что нет художника, стремящегося познать сущность пустоты более рьяно, чем Капур.

Скульптура цвета

Аниш Капур родился в 1954 году в Бомбее. В 19 лет он переезжает в Англию и изучает искусство в Колледже искусств и дизайна в Челси. Неудовлетворенный классическим образованием, он сразу начинает работать с нетрадиционными для скульптуры материалами. Например, с красочным пигментом, который красной линией пройдет через его художественную практику. Из пигмента Капур формирует геометрические формы желтого, синего и любимого красного цвета. «Мне очень нравится красный, - говорит Капур. - Возможно, красный - очень индийский цвет, и я, росший в его окружении, распознаю его на каком-то другом уровне».

Второй любимый цвет Капура - синий, как у художника Ива Кляйна, который за пару десятилетий до него запатентовал «интернациональный синий Кляйна». Синий для Аниша Капура становится символом метафизического пространства, космоса и неба.

«1000 имен», 1982 год. Смола, краска, 48 x 48 x 23 сантиметра. Фото: Ela Bialkowska, Galleria Continua

«1000 имен», 1982 год. Смола, краска, 180 x 60 x 45 сантиметров. Фото: Ela Bialkowska, Galleria Continua

«1000 имен», 1982 год. Смола, краска, 60 x 60 x 40 сантиметров. Фото: Ela Bialkowska, Galleria Continua

Насыщенные монохромные груды из серии «1000 имен» отсылают к его родине, где на рыночных прилавках красуются такие же горы специй и красок ритуального предназначения. В отличие от скульптуры минималистов, где означающее тождественно означаемому, в работах Капура всегда присутствует символизм. В этом Аниш Капур схож с его любимым художником , придающим искусству ритуальное, шаманское, целительное значение.

Используя главный ресурс живописи - краску, Аниш Капур создает скульптурное, а значит, физическое ощущение цвета. Цвет становится непосредственным, материально присутствующим объектом, а не средством изображения предмета. Акцент смещен на текстуру и чувственное восприятие монохрома. Вогнутые круги разных размеров приглашают зрителя к погружению с близкого расстояния. Затем художник экспериментирует с деформацией красочной массы. Габаритные куски смеси пигмента, воска и вазелина Аниш Капур ставит на рельсы и проводит сквозь дверные проемы, что заставляет массу принять форму отверстия. В работе «Стрельба в угол» Капур стреляет массой из пушки, вызывая не только тактильно-зрительный эффект, но и возбуждая обоняние зрителя.

Используя главный ресурс живописи - краску, Аниш Капур создает скульптурное, а значит, физическое ощущение цвета.

Сквозь кроличью нору

Аниш Капур кружит зрителю голову всевозможными искривлениями и искажениями. Главной темой становится пустота, дыра, отверстие. Как можно показать дыру? Лишь очертив вокруг нее бублик. Подобным образом работают архитекторы, создающие форму вокруг пространства, тем самым его очерчивая. «Думаю, я кое-что понимаю о пространстве. Я считаю, что скульптор работает с пространством в той же мере, что и с формой», - говорит Капур.

Художник постоянно играет со зрителем, сбивая его ощущение трехмерности реальности. Словно кроличья нора, дыры приводят к выходам в другие измерения. Глядя на «Спуск в пустоту» 1992 года, мы видим черный плоский круг на полу. На самом деле это отверстие, которое ведет в круглое пространство, окрашенное темной краской. В 2018 году один посетитель в инсталляцию, что только вызывает удивление, почему он стал первым за двадцать с лишним лет.

Еще один способ Аниша Капура сбить зрителя с толку - это зеркальные инсталляции. Они переворачивают мир с ног на голову, сливаются с окружающей средой и забирают внутрь себя, напоминая человеку о его собственном присутствии. Инсталляция становится невидимой, оставляя созерцать только то, что она отражает. Собственный образ притягательнее других, чем можно объяснить необычайную популярность чикагских «Облачных врат». Инсталляцию, прообразом которой послужила капля ртути, обожают дети и туристы, потому что она увлекательная, игровая и взывает к нарциссическому стремлению изучить самого себя.

Скульптуры Аниша Капура дают опыт соразмерности - ощущение себя в определенном пространстве, соотношение себя с инсталляцией. Играя с восприятием объемов, Капур позволяет проникнуть внутрь своих скульптур. В 2011 году художник создает гигантскую работу «Левиафан» в парижском Гран-Пале. Как Алиса в Стране чудес, которая выросла до таких размеров, что едва помещалась в дом, «Левиафан» занял все внутреннее пространство здания. Капур отсылает к библейскому морскому чудищу и одноименному труду философа Томаса Гоббса, сравнивающего с Левиафаном государство, которое поглощает человека. Снаружи инсталляция довлеет над зрителем. В кроваво-красном нутре «Левиафана» на удивление оказывается намного больше пространства, чем снаружи.

Лоно мира

Еще одна тема творчества Аниша Капура - телесность и анатомия человека, чаще всего женская. В отличие от классической скульптуры, главной темой которой является форма человеческого тела, Капур исследует содержание человеческого организма. Мысли о собственных внутренностях часто вызывают дискомфорт и даже отвращение, а потому рассматривать эти скульптуры особенно увлекательно. Капур снова использует красный - цвет крови и органов. «Это цвет наших тел изнутри, - говорит художник. - Если вывернуть тело наизнанку, оно будет красным». Начиная с ярко-красной артериальной крови и заканчивая жуткой расчлененкой, Аниш Капур показывает жизнь от рождения до разложения. Его скульптуры витальны - они обладают пульсацией, энергией живого существа.

Скульптуры Капура чаще всего женского пола, он говорит о них как о «ней». Женское начало - та самая изначальная пустота, а влагалище - ее вместилище. «Происхождение мира» 2004 года - черная дыра в пустой комнате - цитирует скандально известную одноименную работу Гюстава Курбе, изображающую женское лоно.

Женское начало - та самая изначальная пустота, а влагалище - ее вместилище.

Аниш Капур (Anish Kapoor) – индийский художник-перфекционист, экспериментирующий с материей и формой в попытке «сенсорной активации» момента эстетического и физического шока. Пушка, стреляющая «кровавыми» комьями смолы, угол белоснежной стены, пропадающий в кромешную тьму угольного пятна, или отштукатуренная плоскость неожиданно проваливающаяся вовнутрь идеально выверенным шарообразным дуплом… В 2011 году для ежегодного артистического форума Monumenta, организованного французским министерством культуры и коммуникации, Капура разработал масштабную пластическую установку «Левиафан», которая по словам автора отсылает к книге английского философа-материалиста XVII века Томаса Гоббса «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651).

Под стеклянным куполом парижского Большого Дворца (Le Grand Palais) он разместил гигантскую крестообразную надувную конструкцию из плотной текстильной мембраны, прорезиненной по внешней стороне, представляющую в плане и конструкции метафору канонического храма. Но традиционные нефы, рукава структуры, также как и центральное «подкупольное пространство» раздуты до формы полноценных сфер, скорее цитирующих пластику молекулярных образований. С другой стороны, феномен «Левиафана» состоит в том, что искусственно созданное внутреннее пространство работает как космогонического происхождения.

«Мне кажется, что я работал над ним почти с 20 лет, - говорит художник. – Эта – полное погружение в неведомое физическое и умозрительное измерение. Как только вы внутри, в гигантском шаре, куда просачивается свет и падает графическая тень перекрытий, вы дезавуированы, брошены в беспредельное космическое пространство. И только находясь вне структуры, вы можете идентифицировать форму этого объекта. И насыщенный красный (фигурирующий во многих проектах Капуры – ред.) напоминает нам о цвете, что пульсирует в наших глазах ночью – непостоянный и монохромный красный создает более мрачные в психологическом и физическом отношении тени, чем черный или синий».

Скульптурная композиция Левиафан была представлена на четвертой по счету выставке Монумента (Monumenta) в Париже, Франция. Скульптор Аниш Капур (Anish Kapoor) показал многочисленным посетителям события своё необычное видение библейского морского чудовища.

Гиббс купил это место в 1991 году. С тех пор он выписал себе несколько эпических работ Нейла Доусона (Neil Dawson), Энди Голдсуорси (Andy Goldsworthy), Леон ван ден Эйкель (Leon van den Eijkel).

Выше: Без названия, 1990.

Центральным объектом экспозиции кураторы выбрали пушку – которую будут заряжать огромными снарядами с красным воском, выстреливающими в стену каждые 20 минут. Скорость полета этого послания – 50 км. в час. Работа так и называется, “Стрельба в угол” (Shooting into the Corner). Художник говорит, что смысл здесь – психо-драма; “в мире насилия признание тоже является его актом”.

Выше: Без названия, 2005.

Выше: Для Альбы (Here for Alba), 2008.

Большая часть оставшегося пространства займет монументальная скульптура “Свайамбх” (Svayambh). Название переводится с санскрита как “саморожденный” – в данном случае, оно обозначит 40-тонную груду из красной краски, воска и вазелина, которая будет постоянно перемещаться по галерее по специальным рельсам, оставляя за собой кровавый след.

Выше: На грани мира (At the Edge of the World), 1998.

Для зрителей, ожидающих от Королевской Академии чего-то более традиционного, такое зрелище станет настоящим шоком. Однако, сюрпризы ожидают и любителей актуального искусства – представит на выставке шесть новых скульптур, захватывающих концептуально и впечатляющих своими размерами.

Выше: Зеркальное небо в Ноттингеме (Sky Mirror Nottingham), 2001.

Открытие выставки состоится 26 сентября. Знаменитый скульптор принял приглашение Академии с большим восторгом – он был удивлен, что противоречивая природа его работ не встретила сопротивления у кураторов и инвесторов. “Мои работы стали настоящим испытанием для всех в Академии, и этой большой вызов, ведущий к прогрессу”, – сказал автор.

Выше: Альба (Alba), 2003.

Выше: Без названия, 2005.

Однако, многие воспринимают продвижение Королевской Академии в сторону актуального искусства достаточно критично, считая, что это имеет отношение не столько к искусству, сколько к попытке заработать больше денег.

Выше: Ворота-облако (Cloud Gate), 2004.

Директор Академии, Чарльз Саумарез Смит (Charles Saumarez Smith), не видит здесь никакого противоречия: “Я всегда рассматриваю финансовую перспективность выставки. Я уверен, что работы привлекут большое внимание публики”.

Выше: Прошлое настоящее будущее (Past Present Future), 2006.

В статье использованы иллюстрации с сайта: www.rosslovegrove.com

Выше и ниже: серия “Духи девушек” (Spirit Girl), Марни Вебер (Marnie Weber), Галерея Эмили Цингоу (Emily Tsingou Gallery),

Ниже: цветная фотография, Сергей Братков (Sergey Bratkov), галерея Регина (Gallery Regina),

Капур Аниш


    При интерпретации гороскопа рождения, лучший метод состоит в том, чтобы начинать анализ с его общих особенностей, переходя на их основе к подробностям. Это обычный план следования - от общего анализа гороскопа и его структуры, к описанию различных черт характера.

    Двенадцать знаков зодиака группируются на основании общих характеристик. Первый способ - это объединение по их природе, основанию. Такое объединение называется группированием по стихиям. Имеется четыре стихии - Огонь, Земля, Воздух, Вода.

    Распределение планет в гороскопе по стихиям задаёт основу личности его владельца и в данном случае оно таково...

Стихии

    Стихия Огня , выраженая в натальной диаграмме, обеспечивает вас интуицией, энергией, храбростью, уверенностью в себе и энтузиазмом. Вы склонны быть страстным, утверждаете силу воли. Вы двигаетесь вперёд и, не смотря ни на что, достигаете ваших мечтаний и целей. Относительная слабость этого элемента - трудность отстраниться или своего рода смелость, приывающая вас делать глупости.

    Выраженная в диаграмме стихия Воздуха способствует усилению вашего вкуса к информации, общению, отношениям и ко всем видам изменений: реальным - путешествия или символическим - новые идеи, предположения мнения. Вы получаете гибкость и адаптируемость, теряя в способности защиты своих прав или в прагматизме.

    Присутствие Водной стихии указывает на высокую чувствительность и возвышение через чувства. Сердце и эмоции - ваши движущие силы, вы не можете сделать ничего, если не чувствуете эмоционального импульса (фактически, слово "чувство" является основным в вашем характере). Вы должны любить, чтобы понять, и чувствовать, чтобы совершать действия. Это может быть вредно из-за вашей уязвимости, и необходимо учиться бороться за свою эмоциональную устойчивость.

    Двенадцать знаков зодиака делятся также на три группы качеств из четырёх знаков. В каждой группе находятся знаки, обладающие определёнными общими качествами Каждая группа имеет свой собственный способ выражения в жизни. Кардинальные знаки осуществляют переход от одного к иному, с ними связано преодоление, завоевание, устранение. Фиксированные знаки осуществляют воплощение, концентрацию, присвоение. Мутабельные знаки готовят переход к иному и осуществляют приспособление, изменение, предположение.

    Распределение планет в гороскопе по качествам задаёт способ выражения личности его владельца, и в данном случае оно таково...

Качества

    Мутабельное (изменчивое) качество наиболее подчеркнуто в вашей натальной диаграмме, указывая на становящийся символ, склонным быть любопытным и измученным жаждой новых опытов и развития. Вы являетесь живым и гибким человеком, предпочитающим быстро реагировать на обстоятельства. Но не путайте подвижность с распылением и волнением, в этом - опасность такой конфигурации. Личная защита не имеет значения, пока вам не надоедают. Вы оптимизируете и изменяете свои планы, вещи и окружение быстрым способом.

Ваш общепланетарный (синтетический) знак - Рыбы

И не желая того, вы всегда сталкиваетесь с неприятностями, а это приводит к многочисленным проблемам. С раннего детства под влиянием родителей вы придерживаетесь строгой дисциплины. С одной стороны, вы можете проявлять склонность к нытью и жалобам, но с другой стороны, при удачном ходе вещей, вы становитесь полны энтузиазма, проявляете приветливость, излучаете любовь к другим. В этом сочетании больше, чем в других, следует учитывать остальные стихии и качества, а также планетарные аспекты.

Аниш Капур. Структура (составляющие) энергии

Основные характеристики

Мотивация: самооснование, волеизъявление, источник побуждений, центр

Аниш Капур

Солнце в Рыбах
Вы сострадательны и терпимы, добры к другим и не хотите никого обидеть. Не всегда быстро принимаете решения, преодолевая свою потребность бежать от трудностей. Вы созидательны, духовны и часто мистичны. Вы приятный человек, обладающий обаянием. Легко оказываетесь в подчинении у кого-либо и любите животных.

Эмоции: чувствительность, восприимчивость, впечатлительность

Аниш Капур

Луна в Близнецах
Ваша эмоциональная сторона требует разнообразия и новизны, а не постоянства и глубины чувств. Вас больше впечатляют мысли, чем чувства. Ваши органы чувств служат прежде всего разуму, а только потом эмоциям. Это увеличивает вашу способность к постоянному наблюдению и рассуждению. Ваш ум переменчив и иногда бессистемен, но вы можете усваивать огромное количество мелочей. Вы любите действие и движение, как физическое, так и умственное. У вас не сильно развита интуиция, и вы скорее склонны к наблюдению. Быстро накапливаете впечатления, которые можете выразить с помощью слов. Для вашей психологической стабильности имеют очень большое значение ваши наклонности, а также потребность делать несколько дел одновременно. Вас больше интересуют события, происходящие здесь и сейчас, чем то, что было в прошлом. Поскольку вас захватывают переменчивые чувства, вы очень быстро растрачиваете свои силы, бросаясь в разные стороны, что становится причиной нервного напряжения. Вы знаете как угодить другим, а иногда, ради собственного благополучия, вы даже прибегаете к хитрости. Ваш беспокойный характер постоянно ищет чего-то нового.

Интеллект: разум, рассудок, ум, речь, коммуникация

Аниш Капур

Меркурий в Рыбах
Вы обладаете экстрасенсорными способностями и тонко развитой интуицией, вы любите учиться и жадно поглощаете знания, а не штудируете учебники. У вас отличная память, вы вдумчивы, романтичны и поэтичны. Иногда скрываете то, что думаете на самом деле, и бываете откровенны только с близкими друзьями или родными. Такая позиция Меркурия указывает на двойственность, которая приводит к внутренним противоречиям. А если к этому добавить, что вы легко поддаётесь чужому влиянию, то совсем не удивительно, что вы часто меняете настроения и бываете слишком чувствительны. Вы очень ранимы. Гармоничное окружение имеет для вас очень большое значение, так как ваши реакции скорее подсознательные, нежели осознанные. Вы стараетесь быть эрудированным человеком. Используйте свои многочисленные таланты и врожденное остроумие для борьбы со своими потенциальными недостатками.

Гармония: мера, сопряжение, симпатия, слаженность, ценности