Борис Пастернак — Быть знаменитым некрасиво: Стих. Анализ стихотворения Пастернака Б.Л

Анализ стихотворения Пастернака Б.Л. «Быть знаменитым некрасиво»

Стихотворение Б.Л. Пастернака «Быть знаменитым некра­сиво» (1956) является одним из программных произведений в творчестве поэта. Его сюжет складывается из лаконичных формул, аккумулирующих взгляды автора на жизнь творче­ского человека. Высказанные в стихотворении принципы ав­тор одновременно относит и к себе, и к другим писателям. Б.Л. Пастернак рассуждает о внутренней глубине творческого акта, его самоцельности. Ни слава, ни успех в чьих-либо гла­зах не связаны напрямую с качеством создаваемых произведе­ний. Художник слова лишь в глубине души может решить, достигнута ли та высота, к которой он стремился: «Цель твор­чества - самоотдача, А не шумиха, не успех». В третьей строфе стихотворения Б.Л. Пастернак подчер­кивает особое положение творческого человека во времени и пространстве. Одновременно с этим он формулирует еще один принцип, важный и необходимый для человека-творца: «Ус­лышать будущего зов». Только тогда поэт сможет стать инте­ресным не только современнику, но и потомку. Однако в этой строфе звучит еще и некий мистический мотив таинства, ху­дожнику необходимо «привлечь к себе любовь пространства». По сути, мотив до конца останется непроясненным. Достаточ­но глубокая по философской наполненности метафора «лю­бовь пространства» может символизировать удачу, музу, при­несшую творческое озарение, и благоприятные жизненные обстоятельства (интересные встречи с людьми, природой). Но все равно речь здесь идет не о том, что он должен осознать свое место в мире. В четвертой строфе автор рассуждает о сопряжении жиз­ненного и творческого пути, в котором второй оказывается важнее, объемнее первого, ибо включает, поглощает его, «от­черкивая на полях». Будучи поэтом-философом, Б.Л. Пастернак призывает учиться у природы. Его лирический герой способен, не боясь будущего, «окунаться в неизвестность», подобно тому, как прячется местность в туман. Б.Л. Пастернак пишет о необходимости для талантливого человека не упиваться победами, а соблюдать личную скром­ность по отношению к своим успехам. Ведь главное - повес­ти за собой других людей, которые и решат, кто в истории удостоится славы, а кого ждет забвение. Б.Л. Пастернак на личном примере учит не кривить душой, не замыкаться на своих переживаниях, сохранять живой интерес к окружающе­му миру, любить жизнь до самого последнего часа. Тема на­значения поэта и поэзии является глубоко прописанной в рус­ской классической поэтической традиции. В этой связи стихотворение Б.Л. Пастернака «Быть знаме­нитым некрасиво» творчески продолжает ее. Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Все семь строф его связаны перекрестной рифмовкой. При этом чередуются женская и мужская рифмы. В стихотворении широко используются изо­бразительно-выразительные средства языка: фразеологизмы («притча на устах у всех», «за пядью пять»), антитеза («пораженья» - «победы»), а также прием подчеркивания вертикаль­ных координат художественного пространства («подымает ввысь», «окунаться в неизвестность»), этот композиционный прием восходит к тютчевской поэтической традиции и характе­рен для медитативной лирики в целом. Основным эпитетом яв­ляется эпитет «живой», усиленный в заключительной строфе троекратным повтором. Таким образом, очевидно. Б.Л. Пастер­нак видит смысл жизни в самой жизни, в том, чтобы прожить ее честно и открыто. Неслучайно в стихотворении так часто встречаются слова «надо», «должен», «не должен».

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Анализ стихотворения Б.Л.Пастернака «Быть знаменитым некрасиво…» Подготовила Проскурякова Е.Д. МБОУ СОШ № 13

2 слайд

Описание слайда:

«Быть знаменитым некрасиво...» Быть знаменитым некрасиво. Не это подымает ввысь. Не надо заводить архива, Над рукописями трястись. Цель творчества - самоотдача, А не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, Быть притчей на устах у всех. Но надо жить без самозванства, Так жить, чтобы в конце концов Привлечь к себе любовь пространства, Услышать будущего зов. И надо оставлять пробелы В судьбе, а не среди бумаг, Места и главы жизни целой Отчеркивая на полях. И окунаться в неизвестность, И прятать в ней свои шаги, Как прячется в тумане местность, Когда в ней не видать ни зги. Другие по живому следу Пройдут твой путь за пядью пядь, Но пораженья от победы Ты сам не должен отличать. И должен ни единой долькой Не отступаться от лица, Но быть живым, живым и только, Живым и только до конца.

3 слайд

Описание слайда:

История создания стихотворения Стихотворение «Быть знаменитым некрасиво…» (1956) появилось в поздний период жизни и творчества Бориса Пастернака. К этому моменту уже ушёл из жизни «великий вождь советского народа» И. Сталин, которого ещё несколько лет назад прославлял романтически настроенный поэт. Уже остался позади недолгий период общественного признания Пастернака в Советском Союзе и членства в Союзе писателей. Поэт отошёл от общей окололитературной суеты. В жизнь писателя вошло переосмысление событий прошлых лет и своего пути. Среди творческой интеллигенции у Пастернака при всей его известности было немного друзей. Сам поэт объяснял это тем, что не в состоянии поддерживать теплые и доверительные отношения с лицемерами и карьеристами.

4 слайд

Описание слайда:

Место данного стихотворения в творчестве поэта Стихотворение «Быть знаменитым некрасиво» вошло в сборник «Когда разгуляется» (1956-1959). Б.Пастернак адресовал его коллегам по литературному цеху. После публикации этого произведения многие известные поэты и писатели попросту перестали здороваться с Пастернаком, посчитав, что это он адресовал лично им. Стихотворение - напоминание и самому себе, и своим собратьями по перу об истинных ценностях и, безусловно, читателям, которые создают губительную шумиху вокруг своих кумиров.

5 слайд

Описание слайда:

Тема, идея, основная мысль Основные темы – назначение поэта и поэзии; осознание поэтом своей роли и сути на земле. Быть знаменитым некрасиво. Не это поднимает ввысь. Не надо заводить архива. Над рукописями трястись. * Идея - поэт выше толпы. Он творит для людей, не прислушиваясь к их восторгам и хуле, так как людская любовь мимолетна, несправедлива, подвержена моде. Цель творчества - самоотдача, А не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, Быть притчей на устах у всех. Основная мысль - поэт не может не сочинять, для него это значит жить, изливая в звуках душу, наполняя мир красотой. Истинный художник - всегда первопроходец. За ним пойдут другие, может быть, даже не вспомнив, по чьим следам идут, но им будет легче, и это главное.

6 слайд

Описание слайда:

Сюжет Стихотворение не имеет внешнего сюжета - лишь внутренний. Это движение мысли поэта-философа от отрицания славы к утверждению великой силы дара …оставлять пробелы В судьбе, а не среди бумаг.

7 слайд

Описание слайда:

Композиционное построение, его подчинённость выражению определённой мысли В первых двух строфах Пастернак выводит формулы, аккумулирующие взгляды автора на жизнь творческого человека. Высказанные в стихотворении принципы автор одновременно относит и к себе, и к другим писателям. Автор рассуждает о внутренней глубине творческого акта, его самоцельности. Ни слава, ни успех в чьих-либо глазах не связаны напрямую с качеством создаваемых произведений. Художник слова лишь в глубине души может решить, достигнута ли та высота, к которой он стремился.

8 слайд

Описание слайда:

Композиционное построение, его подчинённость выражению определённой мысли В третьей строфе стихотворения Б.Л. Пастернак подчеркивает особое положение творческого человека во времени и пространстве. Одновременно с этим он формулирует еще один принцип, важный и необходимый для человека-творца: «Услышать будущего зов». Только тогда поэт сможет стать интересным не только современнику, но и потомку. Однако в этой строфе звучит еще и некий мистический мотив таинства, художнику необходимо «привлечь к себе любовь пространства». По сути, мотив до конца останется непроясненным. Достаточно глубокая по философской наполненности метафора «любовь пространства» может символизировать удачу, музу, принесшую творческое озарение, и благоприятные жизненные обстоятельства (интересные встречи с людьми, природой). Но все равно речь здесь идет не о том, что он должен осознать свое место в мире.

9 слайд

Описание слайда:

Композиционное построение, его подчинённость выражению определённой мысли В четвертой строфе автор рассуждает о сопряжении жизненного и творческого пути, в котором второй оказывается важнее, объемнее первого, ибо включает, поглощает его, «отчеркивая на полях». В пятой - призывает учиться у природы. Его лирический герой способен, не боясь будущего, «окунаться в неизвестность», подобно тому, как прячется местность в туман.

10 слайд

Описание слайда:

Композиционное построение, его подчинённость выражению определённой мысли В шестой строфе Пастернак пишет о необходимости не упиваться победами, а соблюдать личную скромность по отношению к своим успехам. Ведь главное - повести за собой других людей, которые и решат, кто в истории удостоится славы, а кого ждет забвение. В седьмой строфе автор учит сохранять живой интерес к окружающему миру, любить жизнь до самого последнего часа.

11 слайд

Описание слайда:

Лирический герой стихотворения Лирический герой не мечется, не теряется в догадках. Он напряжён, но спокоен и уверен в себе. Безусловно, ему понадобилось довольно продолжительное время, чтобы пройти весь путь от начала до конца и прийти к тому, чтобы стать художником. Судьба любого творческого человека связана с терзаниями, вечным духовным поиском, служением искусству. Лирический герой Пастернака ищет правду в этом мире и приходит к определенным заключениям только благодаря собственному опыту. Истинный творец всегда первопроходец. Он создает то, что в дальнейшем послужит дорогой большому количеству людей, приведет их к новому пониманию истины и мира вокруг себя.

12 слайд

Описание слайда:

Ведущее переживание, отразившееся в поэтическом произведении Творец всегда чувствителен к происходящему, для него не существует ненужных мелочей. Поэт не должен постоянно заниматься чересчур обыденными вещами, иначе он потеряет самого себя. Ему требуется больше времени для того, чтобы находиться наедине со своей собственной бесконечной сущностью и осознавать значимость всего происходящего. В противном случае любой художник обречен на бесчисленные муки и страдания. Истина представляет для него высшую ценность. Ради правды он готов терпеть временные лишения, идти к своей цели. Свобода представляет собой путеводитель поэта. Без нее никак нельзя обойтись. Только оставаясь свободным, поэт может творить и двигаться вперед к новым достижениям.

Которая привлекает к себе внимание необычайной яркостью своего таланта. Его стихи интересуют многие интеллектуальные умы и пользуются чрезвычайной популярностью. Многие строки его бессмертных творений давно стали цитатами. Анализ стихотворения «Быть знаменитым некрасиво», приведенный в данной статье, будет интересен не только литературоведам, но и всем, кто интересуется

Состояние лирического героя

Он весьма напряжен, но уверен в своей правоте. Лирический герой Пастернака ищет правду в этом мире и приходит к определенным заключениям только благодаря собственному опыту. Истинный творец всегда первопроходец. Он создает то, что в дальнейшем послужит дорогой большому количеству людей, приведет их к новому пониманию истины и мира вокруг себя.

Лирический герой не мечется, не теряется в догадках, он совершенно спокоен и уверен в себе. Безусловно, ему понадобилось довольно продолжительное время, чтобы пройти весь путь от начала до конца и прийти к тому, чтобы стать художником. Судьба любого творческого человека связана с терзаниями, вечным духовным поиском, служением искусству.

Попробуем провести анализ. «Быть знаменитым некрасиво» (стихотворение Пастернака) призвано показать душу поэта с его противоречивыми чувствами. Как и всякий творец, он постоянно находится в поисках своего места в мире. Вот о чем говорит читателям Пастернак.

«Быть знаменитым некрасиво»: анализ

В данном лирическом произведении автор затрагивает несколько тем, касающихся процесса творчества и человеческого существования в целом. Успех и слава, по его мнению, преходящи. Недопустимо ставить эти составляющие в качестве цели, иначе настоящее творчество померкнет, превратится в простое зарабатывание денег. Художнику нельзя взращивать в себе жадность и корысть, он должен быть искренним и правдивым.

Если простому обывателю в чем-то простительно иметь определенную склонность к наживе, то для поэта подобное «увлечение» может оказаться пагубным. У любого творческого человека очень ранимая душа. Ложь и обман разрушают ее, лишают чувства самодостаточности и покоя. Какие выводы позволяет нам сделать анализ?

«Быть знаменитым некрасиво» подчеркивает большую роль поэта в общественной жизни, определяет его место в мироздании. Художник всегда прокладывает путь к будущему, он не живет настоящим, а потому никогда не бывает доволен, удовлетворен полностью. Это главная мысль, которую подчеркивает в стихотворении Пастернак «Быть знаменитым некрасиво». Анализ данного лирического произведения направлен на раскрытие сути творчества.

Для чего живет поэт?

Предназначение художника слова отличается от задач большинства людей. Всякая творческая личность обладает позволяющей ей чувствовать и воспринимать такие вещи, на которые простой обыватель просто не обратил бы своего внимания. Творец всегда чувствителен к происходящему, для него не существует ненужных мелочей. Поэт не должен постоянно заниматься чересчур обыденными вещами, иначе он потеряет самого себя. Ему требуется больше времени для того, чтобы находиться наедине со своей собственной бесконечной сущностью и осознавать значимость всего происходящего. В противном случае любой художник обречен на бесчисленные муки и страдания.

Истина представляет для него высшую ценность. Ради правды он готов терпеть временные лишения, идти к своей цели. Свобода представляет собой путеводитель поэта. Без нее никак нельзя обойтись. Только оставаясь свободным, поэт может творить и двигаться вперед к новым достижениям. Анализ «Быть знаменитым некрасиво» показывает, насколько непрост и необычен творческой личности.

Стремления поэта

Так уж устроены все художники, что обязательно видят смысл своей жизни в том, чтобы максимально служить воле Всевышнего. Такой человек больше, чем кто бы то ни было, связан со своей внутренней сущностью, поэтому у него хорошо развита интуиция. Целью творчества лирический герой считает самоотдачу. Он говорит о том, что крайне важно оставаться живым до самого последнего вздоха.

Важно прожить эту жизнь достойно, не подстраиваясь под обстоятельства и не пытаясь играть какую-то роль. Необходимо оставаться собой и идти до конца к собственным свершениям. Только тогда человек будет истинно счастливым. Анализ «Быть знаменитым некрасиво» демонстрирует задачу любого художника на земле - во всем искать правду и жить по законам совести.

Вместо заключения

Таким образом, смысл пребывания поэта на земле заключается не в том, чтобы сохранить себя как можно дольше, а в том, чтобы правильно и с пользой потратить внутренние творческие силы. Потенциал, заложенный в художнике, может послужить на благо другим людям, показать им верную дорогу. Пастернака «Быть знаменитым некрасиво» показывает глубину чувств и переживаний истинного творца, который всегда живет на грани своих возможностей и окружен противоречиями.

Быть знаменитым некрасиво анализ стихотворения по плану

1. История создания . Произведение "Быть знаменитым некрасиво" (1956 г.) относится к позднему периоду творчества Б. Пастернака. К этому времени он уже много испытал в жизни, получил возможность сравнить свою судьбу с остальными собратьями по перу. Произведение можно считать программным заявлением автора по поводу творчества в целом.

2. Жанр - лирическое стихотворение.

3. Главная тема произведения - творческая деятельность. Уже в первой строке появляется определяющая для всего стихотворения фраза - "быть знаменитым некрасиво". Скорее всего, автор имеет в виду бесконечное число "творческих деятелей" Советского Союза, которые на самом деле не представляют собой ничего примечательного. Всесоюзного успеха они добились не творчеством, а покорностью и бесчисленными похвалами политическому руководству страны. Идеологическая подоплека произведения на так важна.

Пастернак напоминает, что главной целью любого автора является "самоотдача". К сожалению, часто все происходит по иному. Добившись определенного успеха, поэт или писатель наслаждается славой и почетом. В дальнейшем его творчество уже будет подчинено поддержанию этого положения ("быть притчей на устах у всех"), а не высшим творческим целям.

Пастернак был уверен, что настоящее признание должно прийти к творцу гораздо позже, со стороны благодарных потомков. В порыве вдохновения поэт способен порвать границы времени и пространства. Только в этом случае его творчество будет иметь настоящую ценность. Призывая коллег "окунаться в неизвестность", автор обличает бездарных бумагомарателей, которые склонны к опубликованию объемных воспоминаний и автобиографий.

Задача творческого человека состоит в создании новых миров, а не в возвеличивании своей собственной убогой и никому не интересной судьбы. Особенно важным Пастернак считать уменье не отличать "пораженья от победы". Каждый автор должен совершенно отрешиться от житейских благ путем полной самоотдачи, оставаясь при этом самим собой. Только устранив свою зависимость от окружающих соблазнов или опасностей, творец сможет считать себя "живым".

4. Композиция стихотворения последовательная.

5. Размер произведения - четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой.

6. Выразительные средства . Все стихотворение построено на антитезе. Автор противопоставляет "самоотдачу" "шумихе" и "успеху", "самозванство" - "любви пространства". Образность произведению придают фразеологизмы ("притчей на устах", "за пядью пядь") и метафоры ("будущего зов", "пробелы в судьбе"). Финал усилен трехкратным повторением эпитета "живой".

7. Главная мысль произведения - истинное творчество не может быть зависимо от преходящих ценностей.

Черт бы вас побрал, любезные! Почему именно это стихотворение, почему именно на этот чертов урок, в этот отвратительный понедельник? Ах, горите в аду – я вместе с вами.

Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.

Цель творчества самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.




Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,

Другие по живому следу

Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,

Живым и только до конца.

Стихотворение «Быть знаменитым некрасиво» написано в 1956 году, входит в лирический цикл Бориса Пастернака «Когда разгуляется» (1956-1959). Помимо этого в него входят еще 44 стихотворения. Основа этого цикла размышления о времени, бытии, правде, жизни и смерти, искусстве и прочих философских темах. Выпуск цикла стихотворений «Когда разгуляется» связан с отказом в СССР публикации романа «Доктор Живаго».

Тема стихотворения философская.

Можно сказать, что данное стихотворение «Быть знаменитым некрасиво» носит поучительный характер, а в роли наставника – сам Борис Пастернак. Он замечает, что «быть знаменитым некрасиво», поясняет «цель творчества — самоотдача», а после начинает учить в 3, 4, 5 строфах о том, как надо жить, что нужно делать

Но надо жить без самозванства,
Так жить, что бы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.

И в последних 2 строфах объясняя, дает указания

Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.

Настроение у стихотворения возвышенное, торжественное, нацеленное на успех, его желающее. Творческая жизнь поэта была сложной, поэтому он пытался понять, почему все так происходит, что он не так делает, а главное, сколько это все еще будет продолжает?

Возможно, вместе с этим он заметил, что много тех в России, кто пишет именно для славы, высоты, «шума» и «успеха», вместе с тем совсем не предавая значения тому, что писать и о чем писать.

Перечитываешь стихотворение и учишься. Учишься понимать всю суть письма, учишься понять свою роль, не стать «шумом», а «привлечь к себе любовь пространства». Это стихотворение подбодряет, вдохновляет, воодушевляет

Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.

Рифма стихотворения перекрестная. В тексте практически отсутствуют эпитеты, олицетворения, метафоры и сравнения. Оно наполнено глаголами, причастными оборотами, сложноподчиненными и сложносочиненными предложениями – автор старался придать движения своим наставлениям, побудить к движению, к жизни, ведь «стоящего положения нет: либо ты двигаешься вперед, либо назад». Частыми аллитерациями на твердые звуки «н», «р», «д», «т», «ж» Пастернак придает своим наставлениям твердость, непоколебимость, уверенность, выражая тем самым свою жизненную позицию.