Было мне тогда всего девять лет отроду. Мужик Марей Ф.М



Но все эти professions de fois я думаю, очень скучно читать, а потому расскажу один анекдот, впрочем, даже и не анекдот; так, одно лишь далекое воспоминание, которое мне почему-то очень хочется рассказать именно здесь и теперь, в заключение нашего трактата о народе. Мне было тогда всего лишь девять лет от роду… но нет, лучше я начну с того, когда мне было двадцать девять лет от роду.


Был второй день светлого праздника. В воздухе было тепло, небо голубое, солнце высокое, «теплое», яркое, но в душе моей было очень мрачно. Я скитался за казармами, смотрел, отсчитывая их, на пали крепкого острожного тына, но и считать мне их не хотелось, хотя было в привычку. Другой уже день по острогу «шел праздник»; каторжных на работу не выводили, пьяных было множество, ругательства, ссоры начинались поминутно во всех углах. Безобразные, гадкие песни, майданы с картежной игрой под нарами, несколько уже избитых до полусмерти каторжных, за особое буйство, собственным судом товарищей и прикрытых на нарах тулупами, пока оживут и очнутся; несколько раз уже обнажавшиеся ножи, - все это, в два дня праздника, до болезни истерзало меня. Да и никогда не мог я вынести без отвращения пьяного народного разгула, а тут, в этом месте, особенно. В эти дни даже начальство в острог не заглядывало, не делало обысков, не искало вина, понимая, что надо же дать погулять, раз в год, даже и этим отверженцам и что иначе было бы хуже. Наконец в сердце моем загорелась злоба. Мне встретился поляк М-цкий, из политических; он мрачно посмотрел на меня, глаза его сверкнули и губы затряслись: «Je hais ces brigands!» - проскрежетал он мне вполголоса и прошел мимо. Я воротился в казарму, несмотря на то, что четверть часа тому выбежал из нее как полоумный, когда шесть человек здоровых мужиков бросились, все разом, на пьяного татарина Газина усмирять его и стали его бить; били они его нелепо, верблюда можно было убить такими побоями; но знали, что этого Геркулеса трудно убить, а потому били без опаски. Теперь, воротясь, я приметил в конце казармы, на нарах в углу, бесчувственного уже Газина почти без признаков жизни; он лежал прикрытый тулупом, и его все обходили молча: хоть и твердо надеялись, что завтра к утру очнется, «но с таких побоев, не ровен час, пожалуй, что и помрет человек». Я пробрался на свое место, против окна с железной решеткой, и лег навзничь, закинув руки за голову и закрыв глаза. Я любил так лежать: к спящему не пристанут, а меж тем можно мечтать и думать. Но мне не мечталось; сердце билось неспокойно, а в ушах звучали слова М-цкого: «Je hais ces brigands!» Впрочем, что же описывать впечатления; мне и теперь иногда снится это время по ночам, и у меня нет снов мучительнее. Может быть, заметят и то, что до сегодня я почти ни разу не заговаривал печатно о моей жизни в каторге; «Записки же из Мертвого дома» написал, пятнадцать лет назад, от лица вымышленного, от преступника, будто бы убившего свою жену. Кстати прибавлю как подробность, что с тех пор про меня очень многие думают и утверждают даже и теперь, что я сослан был за убийство жены моей.


Мало-помалу я и впрямь забылся и неприметно погрузился в воспоминания. Во все мои четыре года каторги я вспоминал беспрерывно все мое прошедшее и, кажется, в воспоминаниях пережил всю мою прежнюю жизнь снова. Эти воспоминания вставали сами, я редко вызывал их по своей воле. Начиналось с какой-нибудь точки, черты, иногда неприметной, и потом мало-помалу вырастало в цельную картину, в какое-нибудь сильное и цельное впечатление. Я анализировал эти впечатления, придавал новые черты уже давно прожитому и, главное, поправлял его, поправлял беспрерывно, в этом состояла вся забава моя. На этот раз мне вдруг припомнилось почему-то одно незаметное мгновение из моего первого детства, когда мне было всего девять лет от роду, - мгновенье, казалось бы, мною совершенно забытое; но я особенно любил тогда воспоминания из самого первого моего детства. Мне припомнился август месяц в нашей деревне: день сухой я ясный, но несколько холодный и ветреный; лето на исходе, и скоро надо ехать в Москву опять скучать всю зиму за французскими уроками, и мне так жалко покидать деревню. Я прошел за гумна и, спустившись в овраг, поднялся в Лоск - так назывался у нас густой кустарник по ту сторону оврага до самой рощи. И вот я забился гуще в кусты и слышу, как недалеко, шагах в тридцати, на поляне, одиноко пашет мужик. Я знаю, что он пашет круто в гору и лошадь идет трудно, и до меня изредка долетает его окрик: «Ну-ну!» Я почти всех наших мужиков знаю, но не знаю, который это теперь пашет, да мне и все равно, я весь погружен в мое дело, я тоже занят: и выламываю себе ореховый хлыст, чтоб стегать им лягушек; хлысты из орешника так красивы и так непрочны, куда против березовых. Занимают меня тоже букашки и жучки, я их сбираю, есть очень нарядные; люблю я тоже маленьких, проворных, красно-желтых ящериц, с черными пятнышками, но змеек боюсь. Впрочем, змейки попадаются гораздо реже ящериц. Грибов тут мало; за грибами надо идти в березняк, и я собираюсь отправиться. И ничего в жизни я так не любил, как лес с его грибами и дикими ягодами, с его букашками я птичками, ежиками белками, с его столь любимым мною сырым запахом перетлевших листьев. И теперь даже, когда я пишу это, мне так и послышался запах нашего деревенского березняка: впечатления эти остаются на всю жизнь. Вдруг, среди глубокой тишины, я ясно и отчетливо услышал крик: «Волк бежит!» Я вскрикнул и вне себя от испуга, крича в голос, выбежал на поляну, прямо на пашущего мужика.


Это был наш мужик Марей. Не знаю, есть ли такое имя, но его все звали Мареем, - мужик лет пятидесяти, плотный, довольно рослый, с сильною проседью в темно-русой окладистой бороде. Я знал его, но до того никогда почти не случалось мне заговорить с ним. Он даже остановил кобыленку, заслышав крик мой, и когда я, разбежавшись, уцепился одной рукой за его соху, а другою за его рукав, то он разглядел мой испуг.


Волк бежит! - прокричал я, задыхаясь.


Он вскинул голову и невольно огляделся кругом, на мгновенье почти мне поверив.


Где волк?


Закричал… Кто-то закричал сейчас: «Волк бежит»…- пролепетал я.


Что ты, что ты, какой волк, померещилось; вишь! Какому тут волку быть! - бормотал он, ободряя меня. Но я весь трясся еще крепче уцепился за его зипун и, должно быть, был очень бледен. Он смотрел на меня с беспокойною улыбкою, видимо боясь и тревожась за меня.


Ишь ведь испужался, ай-ай! - качал он головой. - Полно, родный. Ишь малец, ай!


Он протянул руку и вдруг погладил меня по щеке.


Ну, полно же, ну, Христос с тобой, окстись. - Но я не крестился; углы губ моих вздрагивали, и, кажется, это особенно его поразило. Он протянул тихонько свой толстый, с черным ногтем, выпачканный в земле палец и тихонько дотронулся до вспрыгивавших моих губ.


Ишь ведь, ай, - улыбнулся он мне какою-то материнскою и длинною улыбкой, - господи, да что это, ишь ведь, ай, ай!


Я понял наконец, что волка нет и что мне крик: «Волк бежит» - померещился. Крик был, впрочем, такой ясный и отчетливый, но такие крики (не об одних волках) мне уже раз или два и прежде мерещились, и я знал про то. (Потом, с детством, эти галлюцинации прошли.)


Ну, я пойду, - сказал я, вопросительно и робко смотря на него.


Ну и ступай, а я те вослед посмотрю. Уж я тебя волку не дам! - прибавил он, все так же матерински мне улыбаясь, - ну, Христос с тобой, ну ступай, - и он перекрестил меня рукой и сам перекрестился. Я пошел, оглядываясь назад почти каждые десять шагов. Марей, пока я шел, все стоял с своей кобыленкой и смотрел мне вслед, каждый раз кивая мне головой, когда я оглядывался. Мне, признаться, было немножко перед ним стыдно, что я так испугался, но шел я, все еще очень побаиваясь волка, пока не поднялся на косогор оврага, до первой риги; тут испуг соскочил совсем, и вдруг откуда ни возьмись бросилась ко мне наша дворовая собака Волчок. С Волчком-то я уж вполне ободрился и обернулся в последний раз к Марею; лица его я уже не мог разглядеть ясно, почувствовал, что он все точно так же мне ласково улыбается и кивает головой. Я махнул ему рукой, он махнул мне тоже и тронул кобыленку.


Ну-ну! - послышался опять отдаленный окрик его, и кобыленка потянула опять свою соху.


Все это мне разом припомнилось, не знаю почему, но с удивительною точностью в подробностях. Я вдруг очнулся и присел на нарах и, помню, еще застал на лице моем тихую улыбку воспоминания. С минуту еще я продолжал припоминать.


Я тогда, придя домой от Марея, никому не рассказал о моем «приключении». Да и какое это было приключение? Да и об Марее я тогда очень скоро забыл. Встречаясь с ним потом изредка, я никогда даже с ним не заговаривал, не только про волка, да и ни об чем, и вдруг теперь, двадцать лет спустя, в Сибири, припомнил всю эту встречу с такою ясностью, до самой последней черты. Значит, залегла же она в душе моей неприметно, сама собой и без воли моей, и вдруг припомнилась тогда, когда было надо; припомнилась эта нежная, материнская улыбка бедного крепостного мужика, его кресты, его покачиванье головой: «Ишь ведь, испужался, малец!» И особенно этот толстый его, запачканный в земле палец, которым он тихо и с робкою нежностью прикоснулся к вздрагивавшим губам моим. Конечно, всякий бы ободрил ребенка, но тут в этой уединенной встрече случилось как бы что-то совсем другое, и если б я был собственным его сыном, он не мог бы посмотреть на меня сияющим более светлою любовью взглядом, а кто его заставлял? Был он собственный крепостной наш мужик, а я все же его барчонок; никто бы не узнал, как он ласкал меня, и не наградил за то. Любил он, что ли, так уж очень маленьких детей? Такие бывают. Встреча была уединенная, в пустом поле, и только бог, может, видел сверху, каким глубоким и просвещенным человеческим чувством и какою тонкою, почти женственною нежностью может быть наполнено сердце иного грубого, зверски невежественного крепостного русского мужика, еще и не ждавшего, не гадавшего тогда о своей свободе. Скажите, не это ли разумел Константин Аксаков, говоря про высокое образование народа нашего?


И вот, когда я сошел с нар и огляделся кругом, помню, я вдруг почувствовал, что могу смотреть на этих несчастных совсем другим взглядом и что вдруг, каким-то чудом, исчезла совсем всякая ненависть и злоба в сердце моем. Я пошел, вглядываясь в встречавшиеся лица. Этот обритый и шельмованный мужик, с клеймами на лице и хмельной, орущий свою пьяную сиплую песню, ведь это тоже, может быть, тот же самый Марей: ведь я же не могу заглянуть в его сердце. Встретил я в тот же вечер еще раз и М-цкого. Несчастный! У него-то уж не могло быть воспоминаний ни об каких Мареях и никакого другого взгляда на этих людей, кроме «Je hais ces brigands!» Нет, эти поляки вынесли тогда более нашего!


Писатель и мыслитель Федор Михайлович Достоевский затрагивает в своем произведении проблему милосердия, вопрос взаимосвязи внешнего вида человека с его внутренним миром.

Автор вспоминает историю детства, когда, будучи мальчиком, он испугался волков и подбежал к суровому на вид крепостному. Марей в свою очередь стал успокаивать его, и это неожиданное сочувствие казалось теплым и дружеским. А ведь он считал крепостных грубыми и очень невежественными.

По мнению Достоевского, нельзя однозначно судить о человеке, ведь даже орущий рьяную песню хмельной мужик может в реальности оказаться добрым, способным на сострадание человеком.

Мне кажется, эта проблема всегда актуальна: не стоит составлять мнение о незнакомце по его внешнему виду. Грозный на вид может в итоге оказаться милейшим человеком, а девушка с ангельским личиком способна обладать коварством и иными пороками.

В доказательство такого суждения можно привести рассказ “Судьба человека” М. А. Шолохова. На долю Андрея Соколова выпало немало испытаний: прошел войну, плен, потерял всю семью и, казалось бы,

его сердце должно ожесточиться. Однако он способен подарить счастье другому человеку, что подтверждает его отношение к беспризорнику. Назвавшись его отцом, он дал ребенку надежду на светлое будущее.

Можно привести пример из личного опыта. В лагере у нас был хмурый вожатый, казавшийся замкнутым и злым. Однако первое впечатление было ошибочным: взрослый человек оказался веселым и жизнерадостным. В душе он остался озорным мальчишкой, который общался с детьми как с ровесниками.

Таким образом, Ф. М. Достоевский абсолютно прав, утверждая, что нельзя судить о человеке по его внешности. Главное – внутренний мир, который выражается в делах и поступках.


Другие работы по этой теме:

  1. Произведения Ю. В. Бондарева о войне – это размышления о тех, кому не исполнилось и двадцати. Еще совсем юные мальчики, многие из которых не познали...
  2. Внутренний мир человека – это особенное и потайное место, где есть много спрятанных вещей. Все они влияют на личность, характер, поведение и мышление. Можно обладать...
  3. Каждый человек рано или поздно испытывает любовные переживания. В этот период при виде объекта воздыхания перехватывает дух, подкашиваются ноги, пропадает дар речи. Хочется постоянно находиться...
  4. Особенность среднерусского пейзажа складывается не только благодаря ландшафту и климату… Вступление Академик Д. С. Лихачев в своей статье анализирует особенности взаимодействия человека и природы. Д....
  5. Проблемы экологии в сегодняшней жизни вышли на первый план, ученые разных стран в связи с изменениями климата бьют тревогу. Г. Рогов в своем тексте обращается...
  6. В центре нашего внимания текст Гавриила Николаевича Троепольского, советского писателя, в котором описана проблема воздействия природы на человека. В тексте автор рассказывает своим читателям о...
  7. С древних времен человек охотится на зверей и птиц для удовлетворения своих потребностей, но в последнее время это делается лишь для бесполезных личных интересов. Г....
  8. Почему мы тратим нашу жизнь не на любовь к ближним, не на выражения своих чувств к родному человеку, а на какие-то бытовые и житейские дела?...

Было мне тогда восемь лет, а моему лучшему другу - девять. Сидели...

Было мне тогда восемь лет, а моему лучшему другу - девять. Сидели на трубах в котельне, болтали ногами и думали, где бы достать денег. Вспомнили, что на строительной свалке видели толстую цепь. Пришли, забрали ее, еще чего-то по мелочи и отнесли на металлолом. Стоим в магазине, выбираем сладости, тут друг и говорит:
- Пойдем, купим нашим мамам подарок.
- Зачем? - не понимаю я. Никогда не видела, чтобы маме бабушка подарок дарила (мы без папы жили). - Что у них день рождения?
- Нет, просто так, - смотрит на меня друг, не понимая моей тугодумости. - Маме приятно будет. Тебе же было, когда я тебе конфеты купил?
- Ну, это конфеты... - тяну я, все равно не понимая.
- Пойдем, - сердится он.
В отделе всяких копеечных кулонов и заколочек мы вибираем два одинаковых сердечка на черной резинке, а он еще и заколку с цветком. Оставшихся денег еще хватает на две пачки сухариков и несколько упаковок кукурузных палочек. Дома он дарит своей маме "кулон", и я вижу ее улыбку, затем он поворачивается и протягивает мне заколку: "А это тебе..."
Я возвращаюсь к себе домой, первым делом протягиваю маме сердечко.
- Ну, и зачем ты деньги на это тратила, - удивляется она. - Ты же знаешь, я не ношу никакие цепочки\кулоны.
Мы с другом женаты, прошло уже более 15 лет с покупки тех безделушек, однако моя свекровь хранит кулон до сих пор вместе с остальными подарками. А у меня среди украшений - пластиковое колечко с мишкой - сын купил)))

Почему нельзя судить о человеке по внешнему облику? Именно на этот вопрос отвечает русский писатель Ф.М.Достоевский.

Проследим, как автор раскрывает проблему. В центре внимания Ф.М.Достоевского история о том, как внешне неприятный крестьянин Марей смог успокоить и утешить испуганного мальчика. Автор обращает внимание читателей на то, что облик человека не всегда совпадает с внутренним миром, отмечая, что даже «чужие, с грубыми лицами» крепостные могут быть прекрасными в душе.

«Материнская улыбка» и «неожиданное сочувствие» Марея искренне удивляют ребёнка. Мальчик осознаёт, что в сердце «зверски невежественного» человека таится «тонкая нежность», которую нельзя обнаружить сразу. Повествуя о крепостном крестьянине, Ф.М.Достоевский призывает читателей строить отношения с людьми на основе их поступков и внутреннего мира, а не ориентироваться только на красоту.

Душа внешне непривлекательного человека иногда чище и богаче, чем у других. Эту мысль доносит до читателей Н. Заболоцкий в стихотворении «Некрасивая девочка». Поэт отмечает внутреннюю неиспорченность ребёнка:

Ни тени зависти, ни умысла худого

Ещё не знает это существо.

Ей всё на свете так безмерно ново,

Так живо всё, что для иных мертво!

Девочка отличается от остальных искренностью и честностью, автор обращает внимание на её душевную красоту, способную творить чудеса:

Мне верить хочется, что чистый этот пламень,

Который в глубине её горит,

Всю боль свою один переболит

И перетопит самый тяжкий камень!

Так, Н.Заболоцкий хочет донести мысль о том, что нужно ценить богатый и чистый внутренний мир даже непривлекательного человека, а не обращать внимания на пустую красоту.

В свою очередь, симпатичный человек может оказаться подлым и бесчестным. Ярким примером такой личности является героиня романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир» Элен Курагина. Её красота, сводившая с ума многих мужчин, оказывается единственным достоинством. Героиня часто обманывает дорогих ей людей, ведёт себя неподобающим образом. Элен даже способна на предательство. Так, она привлекательна только снаружи, в ней нет внутренней красоты, чистоты и честности.

Итак, судить о человеке по внешности категорически нельзя, так как богатство внутреннего мира чаще всего не связано с красотой.

Обновлено: 2018-04-29

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

(1)Было мне тогда всего де­вять лет от роду. (2)Как-то раз в лесу, среди глу­бо­кой ти­ши­ны, ясно и отчётливо по­чу­дил­ся мне крик: «Волк бежит!» (3)Я вскрик­нул и вне себя от ис­пу­га вы­бе­жал на по­ля­ну, прямо на па­шу­ще­го землю му­жи­ка. (4)Это был Марей – наш кре­пост­ной лет пя­ти­де­ся­ти, плот­ный, до­воль­но рос­лый, с силь­ною про­се­дью в тёмно-русой бо­ро­де. (5)Я не­мно­го знал его, но до того почти ни­ко­гда не слу­ча­лось мне за­го­во­рить с ним. (6)Я в дет­стве мало об­щал­ся с кре­пост­ны­ми: эти чужие, с гру­бы­ми ли­ца­ми и уз­ло­ва­ты­ми ру­ка­ми му­жи­ки ка­за­лись мне опас­ны­ми, раз­бой­ны­ми лю­дь­ми. (7)Марей оста­но­вил кобылёнку, за­слы­шав мой на­пу­ган­ный голос, и когда я, раз­бе­жав­шись, уце­пил­ся одной рукой за его соху, а дру­гою за его рукав, то он раз­гля­дел мой испуг. − (8)Волк бежит! – про­кри­чал я, за­ды­ха­ясь. (9)Он вски­нул го­ло­ву и не­воль­но огля­дел­ся кру­гом, на мгно­ве­нье почти мне по­ве­рив. − (10)Что ты, какой волк, по­ме­ре­щи­лось: вишь! (11)Ка­ко­му тут волку быть! – бор­мо­тал он, обод­ряя меня. (12)Но я весь тряс­ся и ещё креп­че уце­пил­ся за его зипун и, долж­но быть, был очень бле­ден. (13)Он смот­рел с бес­по­кой­ною улыб­кою, ви­ди­мо боясь и тре­во­жась за меня. − (14)Ишь ведь ис­пу­жал­ся, ай-ай! – качал он го­ло­вой. – (15)Полно, род­ный. (16)Ишь, малец, ай! (17)Он про­тя­нул руку и вдруг по­гла­дил меня по щеке. − (18)Полно же, ну, Хри­стос с тобой, ок­стись. (19)Но я не кре­стил­ся: углы моих губ вздра­ги­ва­ли, и, ка­жет­ся, это осо­бен­но его по­ра­зи­ло. (20)И тогда Марей про­тя­нул свой тол­стый, с чёрным ног­тем, за­пач­кан­ный в земле палец и ти­хонь­ко до­тро­нул­ся до вспры­ги­ва­ю­щих моих губ. − (21)Ишь ведь, − улыб­нул­ся он мне какою-то ма­те­рин­скою и длин­ною улыб­кой, − гос­по­ди, да что это, ишь ведь, ай, ай! (22)Я понял на­ко­нец, что волка нет и что мне крик про волка по­ме­ре­щил­ся. − (23)Ну, я пойду, − ска­зал я, во­про­си­тель­но и робко смот­ря на него. − (24)Ну и сту­пай, а я те во­след по­смот­рю. (25)Уж я тебя волку не дам! − при­ба­вил он, всё так же ма­те­рин­ски мне улы­ба­ясь. – (26)Ну, Хри­стос с тобой, − и он пе­ре­кре­стил меня рукой и сам пе­ре­кре­стил­ся. (27)Пока я шёл, Марей всё стоял со своей кобылёнкой и смот­рел мне вслед, каж­дый раз кивая го­ло­вой, когда я огля­ды­вал­ся. (28)И даже когда я был да­ле­ко и уже не мог раз­гля­деть его лица, чув­ство­вал, что он всё точно так же лас­ко­во улы­ба­ет­ся. (29)Всё это разом мне при­пом­ни­лось сей­час, два­дцать лет спу­стя, здесь, на ка­тор­ге в Си­би­ри… (30)Эта неж­ная ма­те­рин­ская улыб­ка кре­пост­но­го му­жи­ка, его не­ожи­дан­ное со­чув­ствие, по­ка­чи­ва­ния го­ло­вой. (31)Ко­неч­но, вся­кий бы обод­рил ребёнка, но в той уединённой встре­че слу­чи­лось как бы что-то со­всем дру­гое. (32)И толь­ко бог, может быть, видел свер­ху, каким глу­бо­ким и про­свещённым че­ло­ве­че­ским чув­ством было на­пол­не­но серд­це гру­бо­го, звер­ски не­ве­же­ствен­но­го че­ло­ве­ка и какая тон­кая неж­ность та­и­лась в нём. (33)И вот когда здесь, на ка­тор­ге, я сошёл с нар и огля­дел­ся кру­гом, я вдруг по­чув­ство­вал, что могу смот­реть на этих не­счаст­ных ка­торж­ни­ков со­всем дру­гим взгля­дом и что вдруг ис­чез­ли вся­кий страх и вся­кая не­на­висть в серд­це моём. (34)Я пошёл, вгля­ды­ва­ясь в встре­чав­ши­е­ся лица. (35)Этот обри­тый и шель­мо­ван­ный мужик, с клей­ма­ми на лице, хмель­ной, ору­щий свою рья­ную сип­лую песню, может быть, такой же Марей. (36)Ведь я же не могу за­гля­нуть в его серд­це. (по Ф.М. До­сто­ев­ско­му*)

Показать текст целиком

Рассказчик повествует о том, как случай из детства изменил его отношение к крепостным. Один крестьянин «улыбнулся какой-то материнской улыбкой», когда испуганный мальчик подбежал к нему. Прежде относившись к крепостным как к «чужим» людям «с грубыми лицами и узловатыми руками»» , он понял, что они тоже могут проявлять заботу.

Автор считает, что человек, внешне кажущийся грубым и не способным на глубокое чувство, может таить в сердце «тонкую нежность». Важно также понимать, что невозможно заглянуть в сердце незнакомому человеку, поэтому нельзя судить о нем преждевременно.

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 3 из 3 К2