Что объединяет крупнейших мастеров галантного жанра. Галантный жанр

ГАЛАНТНЫЙ ЖАНР

ГАЛАНТНЫЙ ЖАНР галантные празднества (фр. fetes galantes) — разновидность бытового жанра, имеющая древние корни. Предшественниками Г. ж. являются возникшие в Европе в 14 — 16 вв. изображения "Сада любви", сюжеты миниатюр, шпалер, гравюр, стенной и станковой живописи: дамы и кавалеры, гуляющие, музицирующие, обменивающиеся любезностями в цветущем саду: миниатюра в "Роскошном часослове герцога Беррийского" братьев Лимбург (ок. 1411 — 1416, Музей Конде, Шантийи), "Месяц апрель", фреска Франческо дель Косса (1469 — 1470, замок Скифаноя в Ферраре), картина Джорджоне "Сельский концерт" (ок. 1506 — 1510, Лувр). В картине Питера Пауля Рубенса "Сад любви" (ок. 1632 — 1635, Прадо) предвосхищены основные особенности Г. ж. Но собственно стиль Г. ж. сформировался в нач. 18 в. в творчестве Антуана Ватто и его школы во Франции, откуда рас пространился во многие страны Европы ("Паломничество на Киферу", 1717, Лувр, и любовные сцены в парковых пейзажах Ватто). Стилизованные, подчас гротескные реминисцен ции Г. ж. характерны для живописи и графики "Мира искусства" (К. А. Сомов, Д. И. Митрохин).

Начало XX века было отмечено ностальгическим «возвратом» к эстетике рококо, к образам времён Людовика XIV, к навсегда ушедшей галантной эпохе. Это было связано с естественным желанием человека (и прежде всего - художника) найти в привлекательных картинах прошлого успокоение от всё ускоряющегося ритма жизни.

В России в эпоху рококо живопись европейского типа только появилась впервые, сменив свою, русскую традицию, иконопись. Особенно сильно веяния рококо распространились в середине XVIII века. В России же данное направление приобрело главным образом узконаправленный характер и коснулось исключительно Петербурга. Свое наиболее полное выражение рококо получит немного позже: в раннем творчестве Рокотова, в «смольнянках» Левицкого. На смену репрезентативности (соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом.) приходит камерность, изысканная декоративность, прихотливая игра форм.

Главные темы живописи рококо - изысканная жизнь придворной аристократии, «галантные празднества», мир сложных любовных интриг. Сюжеты живописи - только любовные, эротические, культ чувственности, легкой влюбленности (Никаких серьезных страстей).

Искусство рококо - это мир вымысла и интимных переживаний, декоративной театральности, изысканности, изощренной утонченности, в нем нет места героизму и пафосу - они сменяются игрою в любовь, фантазией, прелестными безделушками. Тяжелой и патетической торжественности барокко приходит на смену камерная хрупкая декоративность. Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого - возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий, изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Для рококо характерны гедонистические настроения, уход в мир иллюзорной и идиллической театральной игры, пристрастие к идиллически - пасторальной и чувственно-эротической сюжетике. Художникам рококо были присущи тонкая культура цвета, умение строить композицию слитными декоративными пятнами, достижение общей легкости, подчеркнутой светлой палитрой, предпочтение блеклых, серебристо-голубоватых, золотистых и розовых оттенков. Одновременно с развитием живописи рококо усиливалась роль реалистического направления; достигли расцвета портрет, натюрморт, бытовой жанр, пейзаж.

Эстетика рококо - эстетика нюансов и намеков. В изображении человека гораздо труднее, чем прежде, уловить переход от психологической трезвости взгляда на модель к выгодному для нее сокрытию некоторых черт, от подлинного лица - к светской маске, от жизни - к роли и наоборот. Некая интригующая двойственность образа составляет принципиальную черту многих портретов эпохи. И еще один важный момент, опять - таки связанный с игровым началом. Герои портретной галереи XVIII века расположены к общению со зрителем и побуждают его к ответной реакции. Свойственные портрету по самой природе жанра, это качество обретает теперь новую, тонкую специфику. Полуоборот, легкий жест, чуть заметное мимическое движение, полуулыбка, как бы затуманенный взгляд или влажный блеск в глазах - из подобных градаций сотканы образы представителей «галантного» века.

Галантный век - именно так называется эпоха рококо. Вообще слово «галантный», согласно старой куртуазной традиции, адресовалось человеку учтивому, обходительному, любезному, связывалось с благородством и порядочностью; вместе с тем к нему прибегали, когда речь шла о героях и героинях любовных приключений (в разговорной практике - ухажер, волокита). К концу XVIII века вырабатывается своеобразное понятие галантности, обозначающее не только узкую сферу утонченного поведения, но, шире, стиль и образ жизни, основанный на искусстве быть приятным.

Господство «галантного» века приходится примерно на 1715 по 1750- е годы, в некоторых источниках этот период продлевается до начала Великой Французской Революции. Основной чертой галантного века является культивирование наслаждения, как основного жизненного принципа. Галантность была основой взаимоотношений между мужчиной и женщиной из аристократической среды. Также в тот период женщину провозглашали «богиней», «властительницей дум», исполняли ее капризы, давались праздники в ее честь и одновременно ей пользовались в качестве объекта для получения удовольствий. Так называем культ Прекрасной Дамы без совершения каких - либо подвигов в ее честь. Считалось хорошим тоном содержать фаворитку, давать в её честь балы, концерты и маскарады. Основа галантных отношений -- изысканный флирт, зачастую не переходящий рамок приличий. Для этих целей существовала особая коммуникативная система: «язык вееров», «язык мушек», «язык цветов».

В Галантную Эпоху существовала и самобытная маскарадная культура, уже не имеющая ничего общего с ритуальным карнавалом древности и средневековья. Галантному Веку присуща любовь к переодеваниям. Многочисленные пьесы и комические оперы того периода обыгрывают следующую ситуацию: девушка переодевается в камзол, юноша -- «превращается» в девушку.

На основе этого времени в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве формируется такой жанр, как галантная сцена.

Родина галантного жанра - Франция, где он зародился в первой четверти XVIII века (1710 - 1720 гг.). Причиной его возникновения послужило изменением светской жизни после смерти Людовика XIV и воцарение Филиппа II Орлеанского, регента Людовика XV. Последние годы царствования Людовика XIV были отмечены отказом от разного рода удовольствий, ханжеством, строгостью и приличием, сдержанностью в моде. С приходом герцога Орлеанского придворная жизнь резко изменилась, ничего не осталось от времен прежнего короля: французскую аристократию окунула волна легкомыслия, безумства и роскоши.

Кардинальное изменение в сознании королевского двора и способствовало формированию нового жанра - галантной сцены, где отображается легкомыслие и бесцельное времяпрепровождение людей из высшего общества.

Особенности галантного стиля

Галантная сцена всегда изображает непринуждённое общение двух или нескольких лиц на фоне живописного и фантастически красивого пейзажа. Это может быть беседа, флирт, игра, прогулка, танец. Герои картин, как и природа, на фоне которой разворачивается неспешное действие, всегда красивы и гармоничны (с точки зрения заказчиков «галантных сцен» -- аристократов).

Для этих целей, как нельзя лучше, подходил появившийся именно в эпоху Регентства стиль рококо -- манерный, причудливый и воздушно-лёгкий.

У героев картин, как правило, нет реальных прототипов: это не портреты конкретных лиц, а всего лишь привлекательные статисты «галантного празднества». У галантной сцены нет и конкретного сюжета, то есть действия в его развитии. Основной принцип мастеров галантной сцены -- изображение идеально-красивых людей в обстановке безмятежного и абсолютного счастья. Даже тревога или лёгкое неудовольствие в галантных сценах выглядят наигранными и ненастоящими. Иногда к галантным сценам относят и так называемые пасторали -- тема «пастушеской любви»: нарядные пастушки принимают ухаживания от таких же утончённых пастухов.

Эта бессюжетность, как и приукрашивание натуры, подвергались резкой критике со стороны философов Просвещения.

Дени Дидро писал, что «галантные» картины Франсуа Буше -- изящны, однако, лживы и лишены вкуса, а Мармонтель полагал, что «Буше не видел подлинной грации».

Ещё одна особенность галантной сцены -- фривольность, эротизм, которые были присущи не только искусству, но и аристократическому мироощущению Галантного Века.

К художникам, работавшим в данном жанре, можно отнести Франсуа Буше, Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Морис Кантен де Латур.

Что касается русских художников, то сюда входят «мирискуссники» - Константин Сомов, Евгений Лансере и Александр Бенуа, создающие сказочный, и, вместе с тем, печальный образ Галантного Века. В их картинах ощущается грусть людей, знающих судьбу Марии-Антуанетты и её утончённых придворных. «Версальская» серия Бенуа, «Книга Маркизы» Сомова, ретроспективно-стилизаторские работы Лансере не преследовали задачи реконструировать прошлое -- это был взгляд человека XX столетия на яркий и беспечный мир балов и любовных картин «мирискуссников» выдают крайне идеализированное представление об эпохе, но от этого не становятся менее значимыми для искусства.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ЖИВОПИСЬ РОКОКО «МАСТЕРА «ГАЛАНТНОГО ЖАНРА » Антуан Ватто Буше Франсуа Преподаватель истории, обществознания, МХК МБОУ «СОШ № 48» г. Владивостока Шабалина Светлана Николаевна

Стиль рококо Жан Антуан Ватто(1684 – 1721) Буше Франсуа (1703–1770) План

Термин «рококо», произошедший от французского «рокайль» (буквально: бриллиант и украшение из раковин), появился в конце XVIII века. Для рококо характерен уход от жизни в мир фантазии, театрализованной игры, мифологических сюжетов, эротических ситуаций. Стиль рококо

Изысканная жизнь аристократии «Галантные празднества» Картины «пастушеской жизни на фоне первозданной природы Жизнь человека мгновенна быстротечна, а поэтому надо ловить «счастливый миг» Главные темы живописи рококо

Жан Антуан Ватто(1684 – 1721) Для живописи Ватто чрезвычайно характерны театральные, маскарадные элементы. Славу ему принесли именно галантные сцены "Галантной можно назвать элегантную праздную кампанию людей, проводящую вместе досуг, немаловажным элементом которого являются флирт и любовные приключению Безусловно, гениальным изобретением следует считать включение в композицию подобных сцен персонажей комедии дель арте. Пьеро, Коломбина, Арлекин помогли художнику стереть грань между театром и окружающим миром, между вымыслом и реальностью, намерением и поступком.

Гамма любви (ок. 1715), Национальная галерея, Лондон

Радости жизни

Галантный Арлекин и Коломбина 1716-1718. Собрание Уоллес, Лондон.

Французская комедия (1716)

Венецианский праздник (ок. 1718)

Буше Франсуа (Francois Boucher) (1703–1770) Франсуа Буше, который, помимо живописи, работал во всех видах декоративного и прикладного искусства: он создавал картоны для шпалер, рисунки для севрского фарфора, расписывал веера, исполнял миниатюры и декоративные росписи, в дальнейшем писал плафоны, панно, картины с мифологическими, пасторальными, жанровыми сценами, нарядно-кокетливые портреты, идиллические пейзажи, выдержанные в мягких серебристо-зеленых тонах

Пейзаж в окрестностях Бовэ 1740-1745. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Портрет маркизы де Помпадур 1756. Старая Пинакотека, Мюнхен

Мельница в Шаратоне 1750-е. Художественный музей, Орлеан.

Художник в своей мастерской 1730-е. Музей Лувр, Париж.

Модистка 1746. Национальный музей, Стокгольм.

Похищение Европы 1732-1734. Собрание Уоллес, Лондон.

Портрет жены художника Мари-Жанне Бюзо 1743. Собрание Фрик, Нью-Йор к.

Завтрак 1739. Музей Лувр, Париж.


Главные темы живописи рококо - изысканная жизнь придвор­ной аристократии, «галантные празднества», идиллические карти­ны «пастушеской» жизни на фоне первозданной природы, мир сложных любовных интриг и хитроумных аллегорий. Жизнь чело­века мгновенна и быстротечна, а поэтому надо ловить «счастливый миг», спешить жить и чувствовать. «Дух мелочей прелестных и воз­душных» (М. Кузмин) становится лейтмотивом творчества многих художников «королевского стиля».

Для большинства живописцев рококо Венеры, Дианы, нимфы и амуры затмевают все остальные божества. Всевозможные «купа­ния», «утренние туалеты» и мгновенные удовольствия являются теперь чуть ли не главным предметом изображения. В моду входят экзотические названия цветов: «цвет бедра испуганной нимфы» (те­лесный), «цвет розы, плавающей в молоке» (бледно-розовый), «цвет потерянного времени» (голубой). Чётко продуманные, стройные композиции классицизма уступают место изящному и утончённому рисунку.

Антуана Ватто (1684-1721) современники называли «поэтом беспечного досуга» и «галантных празднеств», «певцом изящества и красоты». В своих произведениях он запечатлел пикники в вечно зелёных парках, музыкальные и театральные концерты на лоне природы, пылкие признания и ссоры влюблённых, идиллические свидания, балы и маскарады. В то же время в его картинах присут­ствуют щемящая грусть, ощущение быстротечности красоты и эфе­мерности происходящего.

Одна из прославленных картин художника - «Паломничество на остров Киферу». Прелестные дамы и галантные кавалеры собра­лись на усыпанном цветами берегу морской бухты. Они приплыли на остров Киферу - остров богини любви и красоты Венеры, куда она, по преданию,



Антуан Ватто. Паломничество на остров Киферу. 1717 г. Лувр, Париж

вышла из пены морской. Праздник любви начи­нается у статуи, которая изображает Венеру и амуров, один из кото­рых тянется вниз, чтобы возложить гирлянду из лавра на прекрас­нейшую из богинь. У подножия статуи сложены оружие, доспехи, лира и книги - символы войны, искусств и наук. Что ж, любовь действительно способна победить всё!

Действие разворачивается как кинолента, последовательно рассказывающая о прогулке каждой из влюблённых пар. Во взаимо­отношениях героев царит язык намёков: внезапно брошенные взгляды, призывный жест веера в руках у девушки, речь, оборван­ная на полуслове... Во всём чувствуется гармония человека и при­роды.

Но уже вечереет, золотой закат окрашивает небо. Праздник люб­ви угасает, наполняя грустью беззаботные забавы влюблённых пар. Очень скоро они вернутся на свой корабль, который перенесёт их из нереального мира в мир будничной действительности. Чудесный парусник - корабль любви - готов к отплытию. Тёп­лые, мягкие краски, приглушённые цвета, лёгкие, ед­ва коснувшиеся холста мазки кисти - всё это создает особую атмо­сферу очарования и любви.

И снова землю я люблю за то,

Что так торжественны лучи заката,

Что лёгкой кистью Антуан Ватто

Коснулся сердца моего когда-то.

Г. Иванов

К подлинным шедеврам принадлежит картина Ватто «Жиль» («Пьеро»), созданная в качестве вывески для выступлений бродя­чих комедиантов.

Жиль - главный и любимый персонаж французской комедии масок, созвучный Пьеро - герою итальянской комедии дель арте. Неуклюжее, наивное существо как будто специально создано для постоянных насмешек и проделок ловкого и хитрого Арлекина. Жиль изображён в традиционном белом костюме с пелериной и в круглой шляпе. Он неподвижно и потерянно стоит перед зрителем, в то время как другие комедианты располагаются на отдых. Он словно ищет собе седника, способного выслушать и понять его. В не­лепой позе комедианта с безвольно опущенными руками, остановив­шимся взглядом есть что-то трогательное и незащищённое. В уста­лом и печальном облике паяца затаилась мысль об одиночестве че­ловека, вынужденного веселить и развлекать скучающую публику. Эмоциональная открытость героя делает его одним из самых глубо­ких и поразительных образов в истории мировой живописи.

В художественном отношении картина выполнена блестяще. Предельная простота мотива и композиции здесь соединяется с точ­ным рисунком и тщательно продуманной цветовой гаммой. Приз­рачно-белый балахон написан осторожными и вместе с тем смелыми движениями кисти. Мерцающие бледно-серебристые, пепельно-ли­ловые, серовато-охристые тона струятся, переливаются друг в дру­га, разбиваются на сотни дрожащих бликов. Всё это создаёт удиви­тельную атмосферу для восприятия глубокого философского смысла картины. Как здесь не согласиться с выска­зыванием одного из современников: «Ватто пишет не красками, а мёдом, расплавлен­ным янтарём».

Франсуа Буше (1703-1770) считал се­бя верным учеником Ватто. Одни называли его «художником граций», «Анакреоном живописи», «королевским живописцем». Другие видели в нём художника-«лицеме­ра», «у которого есть всё, кроме правды». Третьи скептически замечали: «Его рука собирает розы там, где другие находят только шипы».

Кисти художника принадлежит ряд парадных портретов фаворитки короля Людовика XV маркизы де Помпадур. Из­вестно, что она покровительствовала Буше, не раз заказывала ему картины на религиозные сюжеты для заго­родных резиденций и парижских особняков. В картине «Госпожа де Помпадур» героиня представлена в окружении разбросанных цве­тов и роскошных предметов, напоминающих о её художественных вкусах и увлечениях. Она царственно возлежит на фоне пышных, торжественных драпировок. Книга в её руке - явный намёк на про­свещённость и приверженность интеллектуальным занятиям.

Франсуа Буше. Госпожа де Помпадур. 1756 г. Старая Пинакотека, Мюнхен


Маркиза де Помпадур щедро отблагодарила художника, назна­чив его сначала директором Гобеленовой мануфактуры, а затем пре­зидентом Академии художеств, присвоив ему титул «первого жи­вописца короля».

Франсуа Буше не раз обращался к изображению фривольных сцен, главными героями которых были жеманные, застенчивые пастушки или пухленькие обнажённые прелестницы в виде мифологи­ческих Венер и Диан. Его картины изобилуют двусмысленными на­мёками, пикантными деталями (поднятый подол атласной юбочки у пастушки, кокетливо приподнятая ножка купающейся Дианы, пальчик, прижатый к устам, красноречивый, призывный взгляд, жмущиеся к ногам влюблённых овечки, символически целующиеся голубки и т. д.). Что ж, художник прекрасно знал моду и вкусы сво­ей эпохи!


В истории мировой живописи Франсуа Буше по-прежнему остаётся великолепным мастером колорита и изысканного рисунка. Ост­роумно решённые композиции, необычные ракурсы героев, причуд­ливые силуэты почти театральных декораций, сочные цветовые акценты, яркие блики прозрачных красок, нанесённых мелкими, лёгкими мазками, плавные, струящиеся ритмы - всё это делает Ф. Буше непревзойдённым мастером жи­вописи. Его картины превращаются в декоративные панно, украша­ют пышные интерьеры залов и гостиных, они зовут в мир счастья, любви и прекрасных грёз.

Вопросы и задания

1. Почему творчество Н. Пуссена называют вершиной классицизма в живописи? В чём и как он выразил свой идеал красоты? Согласны ли вы с утверждением художника, что все его произведения можно тематически разделить на «вакханалии» и «возвышенную героику»? Какие из картин Н. Пуссена вас заинтересовали больше всего? Почему?

2. Можно ли согласиться с мнением современников, что в скульптур­ных произведениях А. Кановы «пульсирует сама жизнь»? Поясните свой ответ. Как вы думаете, почему А. Канова и Б. Торвальдсен чаще обраща­лись к мифологическим сюжетам и образам? Каковы характерные черты творческой манеры А. Гудона?

3. Расскажите об А. Ватто и Ф. Буше - крупнейших мастерах «галант­ного жанра» в живописи рококо. Каковы главные мотивы их творчества?

Творческая мастерская

Сравните картину Пуссена «Парнас» с одноимённой фреской Рафаэля. Что общего и в чём различие творческой манеры этих художников?

Подготовьте слайд-шоу для лекции по теме «Скульптурные шедевры клас­сицизма». Сопроводите подобранный вами материал краткими аннотациями.

Подготовьте статью для иллюстрированного художественного журнала о крупнейших мастерах «галантного жанра» (А. Ватто, Ф. Буше и О. Фраго­наре). Постарайтесь в ней отразить отличительные особенности художест­венной манеры каждого из этих мастеров.

Напишите небольшое сочинение-эссе на тему «О чём могли мечтать и говорить герои картин Антуана Ватто? ».

Мастера «галантного жанра» РОКОКО («причудливый», «капризный»; франц. rococo от rocaille осколки камней, раковины), стилевое направление, господствовавшее в европейском искусстве в течение первых трех четвертей 18 в. Он представлял собой не столько самостоятельное художественное явление, сколько фазу, определенный этап общеевропейского стиля барокко. Термин «рококо» возник во Франции в конце 18 в., в эпоху расцвета классицизма, как презрительная кличка для всего манерного и вычурного искусства 18 в.: изогнутая, капризная линия, напоминающая очертания раковины, его главный признак. Искусство рококо это мир вымысла и интимных переживаний, декоративной театральности, изысканности, изощренной утонченности, в нем нет места героизму и пафосу они сменяются игрою в любовь, фантазией, прелестными безделушками. Главные темы живописи рококо – изысканная жизнь придворной аристократии, идиллические картины «пастушеской» жизни на фоне первозданной природы, мир сложных любовных интриг и хитроумных аллегорий. Жизнь человека мгновенна и быстротечна, а потому надо ловить «счастливый миг», спешить жить и чувствовать. «Дух мелочей прелестных и воздушных» становится лейтмотивом творчества многих художников «королевского стиля.


Антуан Ватто Антуана Ватто – современники называли «поэтом беспечного досуга» и «галантных празднеств», «певцом изящества и красоты». В своих произведениях он запечатлел пикники в вечно зеленых парках, музыкальные и театральные концерты на лоне природы, пылкие признания и ссоры влюбленных, идиллические свидания, балы и маскарады. В то же время в его картинах присутствуют щемящая грусть. Ощущение быстротечности красоты и эфемерности происходящего.Антуана Ватто – современники называли «поэтом беспечного досуга» и «галантных празднеств», «певцом изящества и красоты». В своих произведениях он запечатлел пикники в вечно зеленых парках, музыкальные и театральные концерты на лоне природы, пылкие признания и ссоры влюбленных, идиллические свидания, балы и маскарады. В то же время в его картинах присутствуют щемящая грусть. Ощущение быстротечности красоты и эфемерности происходящего.


Антуан Ватто. Паломничество на остров Киферу гг. Лувр. Париж. Антуан Ватто. Паломничество на остров Киферу гг. Лувр. Париж. Одна из прославленных картин художника – «Паломничество на остров Киферу». Прелестные дамы и галантные кавалеры собрались на усыпанном цветами берегу морской бухты. Они приплыли на остров Киферу – остров богини любви и красоты Венеры, куда она, по преданию, вышла из пены морской. Теплые, мягкие краски, приглушенные цвета, легкие мазки кисти – все это создает особую атмосферу очарования и любви. Одна из прославленных картин художника – «Паломничество на остров Киферу». Прелестные дамы и галантные кавалеры собрались на усыпанном цветами берегу морской бухты. Они приплыли на остров Киферу – остров богини любви и красоты Венеры, куда она, по преданию, вышла из пены морской. Теплые, мягкие краски, приглушенные цвета, легкие мазки кисти – все это создает особую атмосферу очарования и любви.


К подлинным шедаврам принадлежит картина Ватто «Жиль» («Пьеро»), созданная в качестве вывески для выступления бродячих комедиантов. Жиль – главный и любимый персонаж французской комедии масок. Созвучный Пьеро – герою итальянской комедии дель арте. Неуклюжее, наивное существо как будто специально создано для постоянных насмешек и проделок ловкого и хитрого Арлекина. В художественном отношении картина написана блестяще. Предельная простота мотива и композиции здесь соединяется с точным рисунком и тщательно продуманной цветовой гаммой.К подлинным шедаврам принадлежит картина Ватто «Жиль» («Пьеро»), созданная в качестве вывески для выступления бродячих комедиантов. Жиль – главный и любимый персонаж французской комедии масок. Созвучный Пьеро – герою итальянской комедии дель арте. Неуклюжее, наивное существо как будто специально создано для постоянных насмешек и проделок ловкого и хитрого Арлекина. В художественном отношении картина написана блестяще. Предельная простота мотива и композиции здесь соединяется с точным рисунком и тщательно продуманной цветовой гаммой. Антуан Ватто. Жиль Лувр. Париж. (Герой ярмарочного театра Жиль в костюме Пьеро).Антуан Ватто. Жиль Лувр. Париж. (Герой ярмарочного театра Жиль в костюме Пьеро).








Антуан Ватто. Капризница. Около Эрмитаж. Петербург.


Антуан Ватто. Меццетен гг. Метрополитен- музей. Нью-Йорк.




Франсуа Буше Франсуа Буше () считал себя верным учеником Ватто. Одни называли его «художником граций», «Анакреоном живописи», «королевским живописцем». Другие видели в нем художника- «лицемера», «у которого есть все, кроме правды». Третьи скептически замечали: «Его рука собирает розы там, где другие находят только шипы». Франсуа Буше () считал себя верным учеником Ватто. Одни называли его «художником граций», «Анакреоном живописи», «королевским живописцем». Другие видели в нем художника- «лицемера», «у которого есть все, кроме правды». Третьи скептически замечали: «Его рука собирает розы там, где другие находят только шипы».


Кисти художника принадлежит ряд портретов фаворитки короля Людовика XV маркизы де Помпадур. Известно, что она покровительствовала Буше, не раз заказывала ему картины на религиозные сюжеты для загородных резиденций и парижских особняков. В картине «Госпожа де Помпадур» героиня представлена в окружении разбросанных цветов и роскошных предметов, напоминающих о ее художественных вкусах и увлечениях. Она царственно возлежит на фоне пышных, торжественных драпировок. Книга в ее руке – явный намек на просвещенность и приверженность интеллектуальным занятиям. Маркиза щедро отблагодарила художника. Назначив его директором Гобеленовой мануфактуры, а затем присвоила ему титул «первого живописца короля»..Кисти художника принадлежит ряд портретов фаворитки короля Людовика XV маркизы де Помпадур. Известно, что она покровительствовала Буше, не раз заказывала ему картины на религиозные сюжеты для загородных резиденций и парижских особняков. В картине «Госпожа де Помпадур» героиня представлена в окружении разбросанных цветов и роскошных предметов, напоминающих о ее художественных вкусах и увлечениях. Она царственно возлежит на фоне пышных, торжественных драпировок. Книга в ее руке – явный намек на просвещенность и приверженность интеллектуальным занятиям. Маркиза щедро отблагодарила художника. Назначив его директором Гобеленовой мануфактуры, а затем присвоила ему титул «первого живописца короля». Франсуа Буше. Госпожа де Помпадур г. Старая Пинотека, Мюнхен.


Франсуа Буше не раз обращался к изображению фривольных сцен, главными героями которых были жеманные, застенчивые пастушки или пухленькие обнаженные прелестницы в виде мифологических Венер и Диан. Его картины изобилуют двусмысленными намеками, пикантными деталями (поднятый подол атласной юбочки у пастушки, кокетливо приподнятая ножка купающейся Дианы, пальчик прижатый к устам, красноречивый, призывный взгляд, символически целующиеся голубки ит.д.) Художник прекрасно знал моду и вкусы своей эпохи!Франсуа Буше не раз обращался к изображению фривольных сцен, главными героями которых были жеманные, застенчивые пастушки или пухленькие обнаженные прелестницы в виде мифологических Венер и Диан. Его картины изобилуют двусмысленными намеками, пикантными деталями (поднятый подол атласной юбочки у пастушки, кокетливо приподнятая ножка купающейся Дианы, пальчик прижатый к устам, красноречивый, призывный взгляд, символически целующиеся голубки ит.д.) Художник прекрасно знал моду и вкусы своей эпохи! Франсуа Буше. Купание Дианы год. Лувр. Париж.


В истории живописи Франсуа Буше по-прежнему остается великолепным мастером колорита и изысканного рисунка. Остроумное решенные композиции, необычные ракурсы героев, причудливые силуэты почти театральных декораций, сочные цветовые акценты, яркие блики прозрачных красок, нанесенных мелкими, легкими мазками, плавные струящиеся ритмы – все это делает Ф.Буше непревзойденным мастером живописи. Его картины превращаются в декоративные панно, украшают пышные интерьеры залов и гостиных, они зовут в мир счастья, любви и прекрасных грез.В истории живописи Франсуа Буше по-прежнему остается великолепным мастером колорита и изысканного рисунка. Остроумное решенные композиции, необычные ракурсы героев, причудливые силуэты почти театральных декораций, сочные цветовые акценты, яркие блики прозрачных красок, нанесенных мелкими, легкими мазками, плавные струящиеся ритмы – все это делает Ф.Буше непревзойденным мастером живописи. Его картины превращаются в декоративные панно, украшают пышные интерьеры залов и гостиных, они зовут в мир счастья, любви и прекрасных грез. Франсуа Буше. Прерванный сон.




ФРАГОНАР Жан Оноре французский живописец и гравер, крупнейший мастер эпохи Людовика XVI. прославился виртуозно исполненными галантными и бытовыми сценами, в которых изящество рококо сочетается с верностью натуре, тонкостью световоздушных эффектов, величественных античных руин. Наряду с произведениями, созданными на основе реальных наблюдений, он создает и пасторали импровизируя, он воспроизводит сцену с такой живостью, что она кажется написанной с натуры.ФРАГОНАР Жан Оноре французский живописец и гравер, крупнейший мастер эпохи Людовика XVI. прославился виртуозно исполненными галантными и бытовыми сценами, в которых изящество рококо сочетается с верностью натуре, тонкостью световоздушных эффектов, величественных античных руин. Наряду с произведениями, созданными на основе реальных наблюдений, он создает и пасторали импровизируя, он воспроизводит сцену с такой живостью, что она кажется написанной с натуры. ФРАГОНАР Жан Оноре












ЭНГР Жан Огюст Доминик (), французский живопиец и рисовальщик. Блестящий мастер композиции, строгого и тонкого рисунка, правдивых, острохарактерных портретов («Л. Ф. Бертен», 1832). В картинах выступал как главный представитель академического классицизма («Апофеоз Гомера», 1827).ЭНГР Жан Огюст Доминик (), французский живопиец и рисовальщик. Блестящий мастер композиции, строгого и тонкого рисунка, правдивых, острохарактерных портретов («Л. Ф. Бертен», 1832). В картинах выступал как главный представитель академического классицизма («Апофеоз Гомера», 1827). В 1806 Энгр едет, наконец, в Италию, где остается на долгие годы (Рим, Флоренция), с воодушевлением изучает итальянское искусство эпохи Возрождения, особенно Рафаэля. Создает ряд шедевров: портреты «Гране» (1807, Экс-ан- Прованс); «Мадам Девосе» (1807, Музей Конде, Шантильи); «Маркотта д"Аржантей» (1810, Национальная галерея, Вашингтон); «Кардье» (1811, Лувр, Париж); «Мадам Зенон» (1816, Музей в Нанте); «Гурьева» (1821, Эрмитаж, Санкт-Петербург).В 1806 Энгр едет, наконец, в Италию, где остается на долгие годы (Рим, Флоренция), с воодушевлением изучает итальянское искусство эпохи Возрождения, особенно Рафаэля. Создает ряд шедевров: портреты «Гране» (1807, Экс-ан- Прованс); «Мадам Девосе» (1807, Музей Конде, Шантильи); «Маркотта д"Аржантей» (1810, Национальная галерея, Вашингтон); «Кардье» (1811, Лувр, Париж); «Мадам Зенон» (1816, Музей в Нанте); «Гурьева» (1821, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Луи Давид. Портрет художника Энгра. Около 1800 года. Музей имени Пушкина. Москва 26 Энгр. Портрет графа Гурьева год. Масло, холст. Эрмитаж, Петербург Энгр. Портрет графа Гурьева год. Масло, холст. Эрмитаж, Петербург


Декоративно-прикладное искусство рококо Мейсенские статуэтки Мейсенские статуэтки.