Ромэн роллан ударение. Ромен Роллан: биография, личная жизнь, фото писателя и книги

- (Rolland, Romain) РОМЕН РОЛЛАН (1866 1944), французский романист и драматург. Родился 29 января 1866 в Кламси (Бургундия). Высшее образование получил в Высшей нормальной школе в Париже; его работа История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти (L… … Энциклопедия Кольера

Роллан Ромен - (Rolland) (1866 1944), французский писатель, музыковед. В 1922 38 жил в Швейцарии. В романе эпопее «Жан Кристоф» (1904 12) духовные искания и метания гениального музыканта на фоне картины упадка культуры Европы накануне 1 й мировой войны.… … Энциклопедический словарь

Роллан Ромен - Роллан (Rolland) Ромен (29.1.1866, Кламси, ‒ 30.12.1944, Везле), французский писатель, общественный деятель, учёный музыковед. Родился в семье нотариуса. Получил гуманитарное образование в Высшей нормальной школе в Париже. В 1895 защитил в… … Большая советская энциклопедия

РОЛЛАН Ромен - РОЛЛАН (Rolland) Ромен (1866—1944), французский писатель. Романы эпопеи «Жан Кристоф» (т. 1—10, 1904—12), «Очарованная душа» (т. 1—4, 1922—33). Ром. «Клерамбо» (1920). Пов. «Кола Брюньон» (1914, опубл. 1918), «Пьер и Люс» … Литературный энциклопедический словарь

Ромен Роллан. Rolland. Биография - Роллан Ромен (Rolland, Romain) (1866 1944) Ромен Роллан. Rolland. Биография Французский писатель, музыковед, общественный деятель. Ромен Роллан родился 29 января 1866 в Кламси, в семье нотариуса. В начале 80 ых годов семья Ролланов переехала в… … Сводная энциклопедия афоризмов

Ромен Роллан - Romain Rolland 1915 Дата рождения: 29 января 1866 Мест … Википедия

Ромен Ролан

Роллан Р. - Ромен Роллан Romain Rolland 1915 Дата рождения: 29 января 1866 Мест … Википедия

Роллан - Ромен (1866) французский писатель. Р. одна из крупнейших фигур лит ой и общественной жизни современного Запада. Его жизненный и творческий облик выделяется среди всей литературы XX в. как облик не только большого писателя, но и виднейшего… … Литературная энциклопедия

Книги

  • Ромен Роллан. Собрание сочинений в четырнадцати томах. Том 4 , Ромен Роллан. Издание 1956 года. Сохранность хорошая. Ромен Роллан вступил в литературу в самом конце XIX столетия. Творчество его отразило состояние общества на тот момент. Борьба за новое искусство,… Купить за 245 руб
  • Ромен Роллан. Собрание сочинений в четырнадцати томах. Том 3 , Ромен Роллан. Издание 1955 года. Сохранность хорошая. Ромен Роллан вступил в литературу в самом конце XIX столетия. Творчество его отразило состояние общества на тот момент. Борьба за новое искусство,…

, Французская империя

Первым появившимся в печати художественным произведением Роллана была трагедия «Святой Людовик» - начальное звено драматического цикла «Трагедии веры», к которому также принадлежат «Аэрт» и «Настанет время».

В 1937 году Роллан писал Сталину, пытаясь вступиться за репрессированных (Н. И. Бухарина, Аросева), но не получил ответа .

Среди других его корреспондентов были Эйнштейн , Швейцер , Фрейд .

По возвращении во Францию в 1938 году, начал получать известия о жестоких репрессиях в Советском Союзе, но на его письма, которые он писал знакомым руководителям страны, ответов не получал.

В годы войны жил в оккупированном Везле , продолжая литературную деятельность, где и умер от туберкулеза .

Творчество

Начало литературной деятельности Роллана относится к периоду после защиты диссертаций, а именно после 1895 года.

Его первая пьеса «Орсино», замысел которой появился ещё во время пребывания в Италии, относит читателя к эпохе Возрождения, где главный герой, Орсино выражает собой все замечательные черты этой эпохи.

Кроме этой пьесы этого периода творчества писателя, существует ещё несколько пьес посвящённых античной и итальянской тематике, среди которых «Эмпедокл» (1890), «Бальони» (1891), «Ниобея» (1892), «Калигула» (1893) и «Осада Мантуи» (1894). Но все эти пьесы не принесли успеха автору и не были опубликованы или поставлены на сцене.

Трагедия «Людовик Святой» (1897), одна из пьес цикла «Трагедии веры», в которую также вошли драмы «Аэрт» (1898) и «Настанет время» (1903), стала первой пьесой, которою Роллану удалось опубликовать. Это философская пьеса, в которой происходит конфликт между верой и неверием, где веру представляет Людовик Святой, возглавивший крестовый поход, а неверие сеньоры Салисбери и Манфред, презирающие других людей. В этом цикле пьес Роллан соединяет социально-философские идеи драм Ибсена и романтические черты Шиллера и Гюго. При этом автор пытается доказать необходимость обновления жизни общества и самого искусства.

К обновлению искусства призывает и сборник статей автора, вышедших в книге «Народный театр» (1903). Автор пытается убедить, что искусство, в частности театральное, не должно быть только ради искусства, а должно быть понятным для народа и побуждать его к действию.

Ещё одной попыткой реформы театра стал цикл пьес «Театр революции», в который вошли 4 пьесы, среди которых «Волки» (1898), «Торжество разума» (1899), «Дантон» (1900), «Четырнадцатое июля» (1902). Этот цикл посвящён французской революции, но при этом автор пытается решить проблемы современности и роли простого народа в истории. Революция одновременно и привлекает автора и пугает. При этом в этих драмах автор пытается разрешить философские и нравственные проблемы.

Например, в пьесе «Волки», происходит конфликт между важностью жизни одного невинного человека и интересом революции и общества в целом.

В пьесе «Четырнадцатое июля» происходит попытка включить зрителя в действие, а главным героем этой драмы становится целый народ.

Признание Ромен Роллан получил на рубеже XIX и XX веков, после публикации и постановки цикла его пьес, посвящённых событиям Великой французской революции : «Волки», «Торжество разума», «Дантон», «Четырнадцатое июля».

Позже автор обращается к жанру биографии, подражая при этом Плутарху. Но при этом, он выступает и как новатор этого жанра, включая в свои произведения черты психологического очерка, литературного портрета и музыкального исследования.

Наиболее известное произведение - роман «Жан-Кристоф » (1904-1912), состоящий из 10 книг. Этот роман принёс автору мировую славу и переведён на десятки языков. Цикл рассказывает о кризисе немецкого музыкального гения Жан-Кристофа Крафта, прототипом которому стали Бетховен и сам Роллан. Завязавшаяся дружба молодого героя с французом символизирует «гармонию противоположностей», а более глобально - мир между государствами. Попытка автора передать развитие чувств главного героя, привело к появлению абсолютно новой формы романа, который определяется к «роман-река». Каждая из трех частей этого романа носит завершенный характер, а также свою тональность и свой ритм, как в музыке, а лирические отступления придают роману большую эмоциональность. Жан-Кристоф - это современный герой бунтарь, новый гений музыки своего времени. Вместе с эмиграцией Кристофа, писатель воссоздает жизнь европейского народа и снова пытается заговорить о необходимости реформы в искусстве, которое стало объектом коммерции. В конце романа Кристоф перестает быть бунтарем, но при этом остается верен своему искусству.

Ещё одной попыткой соединить мечту и действие стала повесть «Кола Брюньон» (1918). В этой повести он снова обращается к эпохе Возрождения, а местом действия станет Бургундия, малая родина писателя. Кола - главный герой повести, веселый и талантливый резчик по дереву. Труд и творчество, как синтез и как сама жизнь становятся главными темами творчества писателя. В отличие от интеллектуального романа «Жан-Кристоф » эта повесть отличается своей простотой.

Среди других его произведений нужно выделить цикл книг о великих деятелях: «Жизнь Бетховена» (), «Жизнь Микеланджело» (), «Жизнь Толстого» (). Оставаясь верным идее соединить мечту и действие, в «Жизни Микеланджело» автор описывает конфликт личности гения и слабого человека в одном лице. Таким образом, он не может завершить свои работы и просто отказывается от искусства.

После Первой мировой войны происходит эволюция творчества писателя, который рассматривает войну не как следствие противоречий, а как способ зарабатывания денег отдельными людьми.

Таким образом, в 1915 году выходит сборник антивоенных статей «Над схваткой», а в 1919 книга «Предтечи». В 1916 году автору присуждается Нобелевская премия: «За возвышенный идеализм его литературных произведений, а также за подлинную симпатию и любовь, с которой писатель создает различные человеческие типы».

Антивоенные взгляды писатель продолжает исповедовать в памфлете «Лилюли» (1919), трагедии «Пьер и Люс» (1920) и романе «Клерамбо» (1920), где мирная жизнь и человеческие чувства противоставляются разрушительной силе войны.

Не в силе примирить революционные мысли для преобразования общества с отвращением к войне он обращается к философии Махатмы Ганди, результатом чего стали книги «Махатма Ганди» (1923), «Жизнь Рамакришны» (1929), «Жизнь Вивекананды» (1930).

Несмотря на послереволюционный террор в Советском союзе, Роллан продолжил свою связь и поддержку этого государства. Таким образом, появились его статьи «На смерть Ленина» (1924), «Письмо в „Либертэр“ о репрессиях в России» (1927), «Ответ К. Бальмонту и И. Бунину» (1928). Роллан продолжил считать, что даже несмотря на репрессии, революция в России была величайшим достижением человечества.

После Первой мировой войны наиболее значительной работой автора стал роман «Очарованная душа» (1922-1923), в котором Роллан переходит к социальным темам. Героиня этого романа - женщина, борющаяся за свои права, побеждая все невзгоды жизни. Потеряв своего сына, которого убил итальянский фашист, она присоединяется к активной борьбе. Таким образом, этот роман стал первым антифашистским романом автора.

В 1936 году Роллан публикует сборник эссе и статей под название «Спутники», в котором он писал о мыслителях и представителях искусства, которые повлияли на его творчество, среди них Шекспир, Гёте, Л. Н. Толстой, Гюго и Ленин.

В 1939 году выходит пьеса Роллана «Робеспьер», с которой он завершил тематику революции. Таким образом, она стала итогом творчества автора в этом направлении. Автор рассуждает о терроре в послереволюционном обществе, приходя к мысли о его нецелесообразности.

Оказавшись в оккупации, после начала Второй мировой войны, Роллан продолжает работать над автобиографическими произведениями «Внутреннее путешествие» (1942), «Кругосветное плаванье» (1946) и грандиозным исследованием творчества Бетховена под названием «Бетховен. Великие творческие эпохи» (1928-1949).

В 1944 году он написал последнюю свою книгу под названием «Пеги», в которой описывал своего друга поэта и полемиста, а также редактора «Двухнедельных тетрадей» и его эпоху. Позже, в последние годы жизни, он вернулся к теме Бетховена , завершив многотомный труд «Бетховен. Великие творческие эпохи».

Французский писатель, общественный деятель, лауреат Нобелевской премии по литературе (1915).

Родился 29 января 1866 в Кламси (Бургундия). Высшее образование получил в Высшей нормальной школе в Париже; его работа "История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти" (L"Histoire de l"opéra en Europe avant Lulli et Scarlatti, 1895) была первой в Сорбонне докторской диссертацией на музыкальную тему. Был профессором (история музыки) в Сорбонне и Высшей нормальной школе. Влияние Толстого, с которым Роллан состоял в переписке, сыграло важную роль в развитии определяющих для его творчества гуманистических и пацифистских взглядов, тогда как романтизм и смутный мистицизм были обусловлены, скорее всего, знакомством с немецкой литературой.

Роллан начал свой творческий путь как драматург, добившись большого успеха на французской сцене. Сначала появились пьесы Трагедия веры (Tragédie de la foi): Святой Людовик (Saint Louis, 1897), Аэрт (Aért, 1898), Триумф разума (Le Triomphe de la raison, 1899).

За ними последовали пьесы в более строгом смысле слова исторические: Дантон (Danton, 1900), 14 июля (Le quatorze juillet, 1902) и Робеспьер (Robespierre, 1938). Роллан выступил за создание принципиально новой драматургии, однако его книга Народный театр (Le Théâtre du peuple, 1903) получила скромный отклик. Тогда же он начал свой самый знаменитый роман Жан-Кристоф (Jean-Christophe, tt. 1–10, 1903–1912). Главный герой книги – немецкий композитор, чья жизнь описывается с рождения в маленьком городке на берегу Рейна до смерти в Италии. Его музыка не получает должного признания, но в преодолении трудностей он опирается на преданную дружбу и любовь.

Увлеченный героическими историческими фигурами, Роллан написал несколько биографий: Жизнь Бетховена (La Vie de Beethoven, 1903), Микеланджело (Michel-Ange, 1903) и Жизнь Толстого (La Vie de Tolstoi, 1911), за которыми последовали жизнеописания некоторых индийских мудрецов – Махатма Ганди (Mahatma Gandhi, 1924), Жизнь Рамакришны (La Vie de Ramakrishna, 1929) и Жизнь Вивекананды и всемирное евангелие (La Vie de Vivekananda et l"évangile universel, 1930).

Когда разразилась Первая мировая война, Роллан решил остаться в Швейцарии и предпринял безуспешные попытки добиться примирения между французскими, немецкими и бельгийскими интеллектуалами. Его аргументы были изложены в ряде статей, изданных затем в сборнике Над схваткой (Au-dessus de la mêlée, 1915; рус. перевод 1919 под названием В стороне от схватки) и в романе Клерамбо (Clérambault, 1920). В признание литературных заслуг Роллана в 1915 ему была присуждена Нобелевская премия по литературе.

В годы войны жил в оккупированном Везле, продолжая литературную деятельность, где и умер от туберкулеза 30 декабря 1944.

Книги Ромена Роллана - словно целая эпоха. Неоценим его вклад в дело борьбы за счастье и мир человечества. Роллана любили и считали верным другом трудящиеся многих стран, для которых он стал “народным писателем”.

Детство и студенчество

(фото выше) родился в маленьком городке Кламси на юге Франции в январе 1866 года. Отец его был нотариусом, как и все мужчины в семье. Дед Роллана принимал участие в штурме Бастилии, и его жизнелюбие стало основой образа одного из лучших героев, созданным писателем, Кола Брюньона.

В родном городе Роллан окончил колледж, затем продолжил обучение в Париже, был преподавателем в Сорбонне. В одном из своих философских трактатов написал, что главное для него - это жизнь, прожитая на благо людей, и поиск истины. Роллан переписывался со Львом Толстым, и это укрепило его поиски истоков искусства.

Ромен любил музыку, которой мать обучала его с ранних лет, окончил престижную школу Эколь Нормаль, где изучал историю. После окончания он в 1889 году по стипендии уехал в Рим для изучения истории. Под впечатлением от пьес Шекспира начал писать исторические драмы о событиях итальянского Возрождения. Вернувшись в Париж, он писал пьесы и занимался исследовательской работой.

Цикл “Французская революция”

В 1892 году женился на дочери знаменитого филолога. В 1893 году Роллан защитил в Сорбонне диссертацию по музыке, после чего преподавал на кафедре музыки. Жизнь Ромен Роллана следующие 17 лет - это чтение лекций, занятия литературой и первые произведения.

Роллан был сильно встревожен состоянием искусства, видя, что буржуазия зашла в тупик, и он поставил своей задачей мужественное новаторство. В те времена Франция была близка к гражданской войне - в таком конфликте и берут начало первые произведения писателя.

Литературная деятельность началась с пьесы "Волки", вышедшей в 1898 году. Годом позже была поставлена пьеса "Торжество разума". В 1900-м писатель написал драму "Дантон", которая в этом же году была продемонстрирована публике.

Еще одна драма, которая занимает важное место в революционном цикле Роллана, - "Четырнадцатое июля", написанная в 1901 году. В ней писатель показал мощь и пробуждение восставшего народа. Исторические события, которые Роллан хотел воспроизвести, явно просматривались уже в первых драмах. В них большое место отведено народу, мощь и силу которого писатель ощущал всем существом, но народ для него оставался загадкой.

Народный театр

Ромен Роллан вынашивал идею Народного театра и, наряду с драмами, писал на эту тему статьи. Они вошли в книгу "Народный театр", вышедшую в 1903 году. Его творческие замыслы душит обрушившееся на писателя буржуазное общество.

Отказавшись от планов создания Народного театра, Роллан берется за роман "Жан-Кристоф", желая воплотить в нем то, что не удалось сделать в театральных начинаниях. Впоследствии он скажет, что Жан-Кристоф отомстил за него на этой ярмарке тщеславия.

В начале века произошел поворот и в творчестве писателя. Роллан уже не обращается к истории, а ищет героя. В предисловии к "Жизни Бетховена", опубликованной в 1903 году, Ромен Роллан пишет: "Пусть нас овеет дыханием героя". Он старается подчеркнуть в облике знаменитого музыканта черты, которые импонируют ему. Вот почему жизнеописание Бетховена получило в его трактовке своеобразный оттенок, не всегда соответствующий исторической правде.

Жан-Кристоф

В 1904 году Роллан приступает к написанию романа "Жан-Кристоф", который он задумал еще в 90-х годах. Закончен он был в 1912-м. Все этапы жизни героя, полной непрестанных исканий, принесшей ему беды и победы, проходят перед читателем от рождения до его одинокой смерти.

Первые четыре книги, рассказывающие о детстве и молодости героя, отображают Германию и Швейцарию тех лет. Писатель всячески старается показать, что только из народа может выйти настоящий гений. Непримиримый и не привыкший отступать, Кристоф столкнулся с буржуазной общественностью. Ему пришлось оставить свою родину и бежать из Германии. Он приезжает в Париж и рассчитывает найти то, что ему надо. Но все его мечты рассыпаются в прах.

С пятой по десятую книги рассказывается о жизни героя во Франции. Они охватывают сферу культуры и искусства, которые так волновали автора книги, и он выставил напоказ и обнажил истинную сущность буржуазной демократии. В дневнике писателя еще в 1896 году есть запись о первоначальном замысле романа: "Это будет поэма моей жизни". В каком-то смысле так оно и есть.

Героические жизни

В 1906 году Ромен Роллан пишет "Жизнь Микеланджело" и параллельно работает над четвертой книгой Кристофа. Ясно просматривается внутреннее сходство этих двух произведений. Таким же образом просматривается параллель между девятой книгой и "Жизнью Толстого", которая была напечатана в 1911 году.

Доброта, героизм, духовное одиночество, чистота сердца, — то, что влекло Роллана к русскому писателю, стало переживаниями Кристофа. На "Жизни Толстого" задуманный Роменом цикл "Героические жизни" о жизни Гарибальди, Ф. Милле, Т. Пейна, Шиллера, Мадзини остановился и так и остался ненаписанным.

Кола Брюньон

Следующим шедевром стала книга Ромен Роллана "Кола Брюньон", опубликованная в 1914 году. Писатель воссоздал здесь историческое прошлое, и читатель отчетливо чувствует его восхищение французской культурой, нежную и горячую любовь к родной земле. Действие романа происходит в родном городе Роллана Кламси. Роман представляет запись жизни главного героя - резчика по дереву, талантливого, остроумного, с редкостным жизнелюбием.

Годы борьбы

В годы войны обнажаются сильные и слабые стороны творчества Роллана. Он ясно видит преступность войны и одинаково относится к обеим враждующим сторонам. Чувства мучительного разлада просматриваются в сборниках антивоенных статей, написанных писателем с 1914 по 1919 год.

Время между двумя войнами писатель называет "годами борьбы". В это время написана смелая и откровенная исповедь "Прощание с прошлым", опубликованная в 1931 году. Здесь он честно открыл свои внутренние искания в жизни и творчестве, искренне признал свои ошибки. В 1919 - 1920 годах увидела свет "История свободомыслящего человека", "Клерамбо", повести "Пьер и Люс" и "Лилюли".

Писатель продолжал в эти годы цикл драм о Французской революции. В 1924 и 1926 годах выходят пьесы Ромен Роллана "Игра любви и смерти" и "Вербное воскресенье". В 1928 году он написал драму "Леониды", по словам критиков, самую "неудачную и антиисторическую".

Очарованная душа

В 1922-м писатель приступает к циклу "Очарованная душа". Это огромное произведение Роллан пишет восемь лет. Многое роднит Кристофа и героиню этого романа, поэтому и воспринимается произведение, как что-то давно знакомое. Аннета ищет "свое место в трагедии человечества" и думает, что нашла. Но она далека от цели, и таящуюся в ней энергию героиня не может применить на благо народа. Аннета одинока. Ее опора только в ней самой, в ее душевной чистоте.

По мере развития событий в романе все большее место занимает обличение буржуазного общества. Вывод, к которому приходит героиня романа: "сломать, разрушить" этот порядок смерти. Аннета понимает, что ее лагерь найден и социальный долг ничего не стоит рядом с материнством и любовью, вечными и непоколебимыми.

Продолжит дело матери ее сын Марк, в которого героиня вложила все лучшее, что могла ему дать. Он и занимает большую часть последних частей эпопеи. Юноша, вылепленный из "добротного материала", становится участником антифашистского движения и ищет путь к народу. В Марке автор дает образ интеллигента, которого занимают идейные искания. И перед взором читателей предстает человеческая личность во всех ее проявлениях — радости и горе, торжестве и разочаровании, любви и ненависти.

Написанный в 30-е годы роман "Очарованная душа" и сегодня не теряет своей актуальности. Насыщенный политикой и философией, он остается повествованием о человеке со всеми его страстями. Это великий роман, в котором автор поднимает жизненно важные вопросы, в нем ясно виден призыв к борьбе за счастье человечества.

Новый мир

В 1934 году Роллан женится во второй раз. Его спутницей жизни стала Мария Кудашева. Они возвращаются из Швейцарии во Францию, и писатель становится в ряды борцов с нацизмом. Ромен клеймит всякое проявление фашизма, и вслед за "Очарованной душой" в 1935 году выходят два замечательных сборника публицистических выступлений писателя: "Мир посредством революции" и "Пятнадцать лет борьбы".

В них - биография Ромен Роллана, его политическое и творческое развитие, искания, вступление в антифашистское движение, переход "на сторону СССР". Так же, как и в "Прощании с прошлым", много самокритики, рассказ о его пути к цели через преграды - шел, падал, уклонялся в сторону, но упорно продолжал идти, пока не достиг нового мира.

В этих двух книгах много раз упоминается имя М. Горького, которого писатель считал своим товарищем по оружию. Они переписывались с 1920 года. В 1935 году Роллан приехал в СССР и, несмотря на болезнь, стремился как можно больше узнать о Советском Союзе. Вернувшись из страны Советов, семидесятилетний Роллан всем говорил, что у него заметно прибавились силы.

Незадолго до войны, в 1939 году, Ромен Роллан публикует пьесу "Робеспьер", которая и завершила цикл, посвященный Французской революции. Через всю драму проходит тема народа. Четыре года гитлеровской оккупации тяжелобольной писатель провел в Везеле. Последним публичным выступлением Роллана стал прием в честь годовщины революции в советском посольстве в 1944 году. Он умер в декабре этого же года.

Читательские отзывы

О Ромен Роллане пишут, что он отличается редкой для тех лет энциклопедичностью - прекрасно разбирается в музыке и живописи, в истории и философии. А еще он неплохо понимает людскую психологию и реалистично показывает, почему человек так поступает, что им движет и творится в его голове, с чего все началось.

Литературное наследие писателя на редкость многообразно: эссе, романы, пьесы, мемуары, биографии людей искусства. И в каждом произведении он натурально и живо показывает жизнь человека: детство, годы взросления. От его пытливого ума не скроются чувства и переживания, свойственные многим.

Казалось бы, изобразить мир ребенка глазами взрослому человеку сложно, но у Роллана это получается невероятно живо и талантливо. Он восхищает своим плавным и легким стилем. Произведения читаются на одном дыхании, как песня, насквозь пропитанная музыкой, будь то описание природы или домашнего быта, чувства человека или его внешность. Меткие замечания автора поражают простотой и одновременно глубиной, каждую его книгу можно буквально разобрать на цитаты. Ромен Роллан устами своих героев высказывает читателю свое мнение обо всем: о музыке и религии, политике и эмиграции, журналистике и вопросах чести, о стариках и детях. В его книгах — жизнь.

Годы жизни: с 26.01.1866 по 30.12.1944

Французский романист, драматург, публицист, искусствовед, общественный деятель. Лауреат Нобелевской премии по литературе. Признанный классик французской и мировой литературы.

Р. Роллан родился в обеспеченной семье в Кламси, на юге Франции, где провел детские годы. Его отец, Эмиль, был нотариусом. По настоянию матери в 1880 г. семья переехала в Париж, чтобы сын мог получить хорошее образование. С ранних лет Ромен полюбил музыку, мать обучала его игре на пианино. В 1886 г. юноша, окончив лицей Людовика Великого, поступает в весьма престижную высшую школу «Эколь нормаль сюперьер», где изучает историю, и в 1889 г. получает диплом преподавателя. Уже в пору студенчества Роллан знакомится с творчеством и философскими взглядами Л. Толстого (впоследствии писатели вели переписку), эти взгляды оказали огромное влияние на формирование мировоззрения самого Роллана.С 1889 по 1891 г. Pоллан едет по стипендии в Рим, где изучает историю музыки. В этот период под впечатлением исторических пьес Шекспира Роллан увлекается литературой. В 1892 г. он женился на Клотильде Бреаль, дочери знаменитого филолога (развелись в 1901). В 1893 г. Роллан вновь приезжает в Париж, занимается здесь преподавательской и научной работой, а также литературой. В 1985 г. Роллан защитил диссертацию в области истории музыки, после чего получает кафедру музыкознания, специально для него учрежденную.В течение следующих 17 лет Роллан совмещает занятие литературой с чтением лекций по музыке и изобразительному искусству в Сорбонне, а также в других учебных заведениях. В это же время в журнале «Двухнедельные тетради» ("Cahiers de la Quinzaine") Pоллан печатает свои первые произведения. Первыми литературными произведениями Роллана стали пьесы. Его произведения поначалу были довольно холодно приняты, поскольку во французском театре процветала мещанская мелодрама. Это и навело Роллана на мысль о народном театре; подобно Льву Толстому, Роллан полагал, что публика должна воспитываться на героических примерах. Однако и его статья (впоследствии ставшая книгой) «Народный театр» прошла незамеченной. Тогда Роллан обращается к жанру биографии и пишет «Жизнь Бетховена» (1903) и биографию Микеланджело (1905). Эти и другие произведения биографического жанра занимают важное место в литературном наследии писателя.В 1904 г. начинает выходить в печати центральное произведение Роллана – десятитомный роман «Жан Кристоф» (1904-1912), именно с этим романом к Роллану приходит известность. В основном благодаря «Жан Кристофу» в 1915 г. Роллан получает Нобелевскую премию по литературе «за высокий идеализм литературных произведений, за сочувствие и любовь к истине, с которой он описывает различные человеческие типажи». Незадолго до Первой мировой войны Роллан поселился в Швейцарии и в 1915 г. опубликовал цикл антивоенных статей «Над схваткой» ("Audessus de la melee"), вызвавший бурю протеста среди «патриотически» настроенной части европейского общества.Роллан положительно отнесся к Октябрьской революции и на протяжении всей жизни очень позитивно относился к СССР. Писатель вел переписку с М. Горьким, а в 1935 г. посетил Советский Союз и даже беседовал со Сталиным. Вообще в годы между мировыми войнами писатель все больше времени и сил уделяет политике и общественной жизни и в то же время по-прежнему очень много пишет. В 20-е гг. он увлекается индийской религиозной и политической мыслью и пишет ряд биографий индийских мыслителей и общественных деятелей: М. Ганди, Рамакришны, Вивекананды.В 1934 г. Роллан женился на Марии Кудашевой, а четыре года спустя вернулся из Швейцарии во Францию. Во время второй мировой войны писатель жил в оккупированном Везле, где 30 декабря 1944 г. скончался от туберкулеза, которым страдал с детства.

Работа Роллана «История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти» (L"Histoire de l"opéra en Europe avant Lulli et Scarlatti) была первой в Сорбонне докторской диссертацией на музыкальную тему.

Нобелевская премия была вручена писателю с опозданием на год отчасти из-за войны, отчасти из-за скандала, вызванного публикацией статей «Над схваткой».

Творчество Р. Роллана оказало большое влияние на , что видно из переписки писателей.

Награды писателя

Библиография

Драматургия

Цикл пьес «Трагедии веры»:
Святой Людовик (1897)
Аэрт (1898)
Торжество разума (1899)

Цикл пьес «Театр революции»:
Волки (1898)
Дантон (1899)
Четырнадцатое июля (1902)
Игра любви и смерти (1924)
Вербное воскресенье (1926)
Леониды (1928)
Робеспьер (1939)

Драматургия вне циклов:
Настанет время (1903)