Древние греки рисовали глаза на носу кораблей…. Глаза и носовые фигуры Современные греки атланто-средиземноморского типа

Греки – кораблестроители Ими был придуман быстроходный корабль с 70-ью вёслами под названием триера, где гребцы сидели в три ряда по обеим сторонам судна, а на носу корабля устанавливался таран – заостренное бревно, которым пробивалось вражеское судно. Греки верили в то, что корабль у них живой, и рисовали на носу корабля глаз, чтобы он далеко видел.


Древние греки строили прекрасные здания – храмы для своих богов. Очень красивым был храм Парфенон в Афинах на Акрополе, воздвигнутый в честь богини Афины. Его стены и колонны были сделаны из вытесанных каменных блоков. Великолепие храма дополняли высеченные из мрамора статуи и панели. В центре храма возвышалась 12-метровая статуя богини, покрытая слоновой костью и золотом, - творение великого скульптора Фидия. Греки – архитекторы




Греческий театр напоминал современный цирк или стадион, только разрезанный пополам. Актеры располагались на сцене, а зрители сидели на каменных скамьях на склонах холма. Театр вмещал в себя 18 тыс. зрителей. В греческом театре все роли выполняли мужчины. Греки – придумали театр


Чтобы далеко сидящие зрители могли все рассмотреть, актеры надевали раскрашенные маски, передающие характер и настроение, подчеркивали возраст и пол персонажа. У маски был большой открытый рот, который выполнял роль рупора – усиливал голос актера, чтобы было слышно на дальних рядах. Греки – придумали театр








Кому из трёх богинь (Афине, Афродите, Гере) Парис вручил яблоко с надписью «Прекраснейшей»? Назовите имя царя богов, властелина грома и молнии, какой у него символ? Назовите братьев Зевса? Как они разделили господство? Каким образом Гера пыталась убить Геракла в младенчестве? Как звали скульптора, которому Афродита помогла оживить статую? Какому богу соответствуют представленные атрибуты Конкурс – Боги и герои мифов Афродите Зевс; Змеи в колыбели Аид –царство мёртвых; Посейдон – владыка морей Пигмалион Аресу – богу вероломной войны


Один из храбрейших греческих героев, осаждавших Трою. Погиб от стрелы Париса, поразившей его пятку. Конкурс – Боги и герои мифов Ахилл Царь Итаки; славился умом, хитростью, изворотливостью и отвагой. Герой поэмы Гомера «Илиада». Одиссей Герой, убивший Медузу Горгону Персей Древнегреческий герой. По приказанию отца, которому предсказали гибель от руки сына, был брошен младенцем в горах. Спасённый пастухом, он, не подозревая, убил отца и женился на матери. Узнав, что сбылось предсказание оракула, ослепил себя. Эдип


Конкурс – Боги и герои мифов Предводитель аргонавтов, отправившихся за золотым руном, которое герой добыл с помощью волшебницы Медеи. Ясон (Язон) Герой, не дрогнувший перед Минотавром (ужасным полубыком-получеловеком) и освободивший пленников Тесей (Тезей)




1. Немейский лев; 2. Лернейская гидра; 3. Стимфалийские птицы; 4. Авгиевы конюшни; 5. Керинейская лань; 6. Эриманфский вепрь; 7. Критский бык; 8. Кони Диомеда; 9. Пояс Ипполиты; 10. Коровы Гериона; 11. Цербер; 12. Яблоки Гесперид Конкурс – 12 подвигов Геракла


Какой подвиг совершил Геракл ещё в колыбели? В чём особенность стимфалийских птиц? Как Гераклу удалось за один день очистить авгиевы конюшни? Как выглядела керинейская лань и кому она принадлежала? Какое особое свойство имели яблоки Гесперид? Конкурс – мифы о Геракле Он уничтожил подосланных Герой змей Их перья были бронзовыми стрелами, а когти и клювы - медными Он изменил русла рек и направил их воды через конюшни Она имела золотые рога и медные копыта; принадлежала Артемиде Они давали вечную молодость











Греки – кораблестроители

  • Ими был придуман быстроходный корабль с 70-ью вёслами под названием триера, где гребцы сидели в три ряда по обеим сторонам судна, а на носу корабля устанавливался таран – заостренное бревно, которым пробивалось вражеское судно. Греки верили в то, что корабль у них живой, и рисовали на носу корабля глаз, чтобы он далеко видел.



Парфенон

    Древние греки строили прекрасные здания – храмы для своих богов. Очень красивым был храм Парфенон в Афинах на Акрополе, воздвигнутый в честь богини Афины. Его стены и колонны были сделаны из вытесанных каменных блоков. Великолепие храма дополняли высеченные из мрамора статуи и панели. В центре храма возвышалась 12-метровая статуя богини, покрытая слоновой костью и золотом, - творение великого скульптора Фидия.


  • Греки украшали амфоры сценками из повседневной жизни, из мифов и легенд. Благодаря этому мы знаем, как выглядели древние греки, что носили, какую жизнь они вели.


  • Греческий театр напоминал современный цирк или стадион, только разрезанный пополам. Актеры располагались на сцене, а зрители сидели на каменных скамьях на склонах холма. Театр вмещал в себя 18 тыс. зрителей. В греческом театре все роли выполняли мужчины.


маски

  • Чтобы далеко сидящие зрители могли все рассмотреть, актеры надевали раскрашенные маски , передающие характер и настроение, подчеркивали возраст и пол персонажа.

  • У маски был большой открытый рот, который выполнял роль рупора – усиливал голос актера, чтобы было слышно на дальних рядах.


Самовлюбленный человек -

  • Самовлюбленный человек -




Кому из трёх богинь (Афине, Афродите, Гере

  • Кому из трёх богинь (Афине, Афродите, Гере ) Парис вручил яблоко с надписью «Прекраснейшей»?

  • Назовите имя царя богов, властелина грома и молнии, какой у него символ?

  • Назовите братьев Зевса? Как они разделили господство?

  • Каким образом Гера пыталась убить Геракла в младенчестве?

  • Как звали скульптора, которому Афродита помогла оживить статую?

  • Какому богу соответствуют представленные атрибуты


  • Один из храбрейших греческих героев, осаждавших Трою. Погиб от стрелы Париса, поразившей его пятку.




Немейский лев;

  • Немейский лев;

  • Лернейская гидра;

  • Стимфалийские птицы;

  • Авгиевы конюшни;

  • Керинейская лань;

  • Эриманфский вепрь;

  • Критский бык;

  • Кони Диомеда;

  • Пояс Ипполиты;

  • Коровы Гериона;

  • Цербер;

  • Яблоки Гесперид


  • Какой подвиг совершил Геракл ещё в колыбели?

  • В чём особенность стимфалийских птиц ?

  • Как Гераклу удалось за один день очистить авгиевы конюшни?

  • Как выглядела керинейская лань и кому она принадлежала?

  • Какое особое свойство имели яблоки Гесперид ?

Авгиевы конюшни

  • Авгиевы конюшни – очень загрязненное место, запущенное помещение.


В продолжение темы об античных цивилизациях, предлагаю Вам небольшую компиляцию данных о расогенетической и этнической истории Эллинского мира – от Минойской эры до македонской экспансии. Очевидно, что данная тема является более обширной, чем предыдущие. Здесь предстоит остановиться на материалах К. Куна, Энджела, Пуляноса, Серджи и Рипли, а также некоторых других авторов…

Для начала стоит отметить несколько моментов, связанных с доиндоевропейским населением бассейна Эгейского моря.

Геродот о пеласгах:

«Афиняне имеют пеласгическое, а лакедомоняне – эллинское происхождение»

«Когда пеласги заняли ту землю, которая ныне зовется Грецией, афиняне были пеласгами и звались кранаями; когда правили Кекропы, они звались кекропидами; при Эрете они превратились в афинян и, в итоге, в ионян, от Ионуса, сына Ксутуса»

«…Пеласги говорили на варварском наречии. И если таковыми были все пеласги, то афиняне, будучи пеласгами, сменили язык в то же время, когда и вся Греция»

«Греки, уже обособленные от пеласгов были немногочисленны, и их число росло за счет смешения с другими варварскими племенами»

«…Пеласги, уже ставшие эллинами, объединились вместе с афинянами, когда те также стали звать себя эллинами»

В «пеласгах» Геродота стоит рассматривать конгломерат различных племён, имеющих как автохтонное неолитическое происхождение, так и малоазийское, так и северобалканское происхождение, прошедший, на протяжении Бронзового века, процесс гомогенизации. Позже в этот процесс были также вовлечены индоевропейские племена, пришедшие с севера Балкан, а также минойские колонисты с Крита.

Черепа Среднего Бронзового века:

207, 213, 208 – женские черепа; 217 – мужской.

207, 217 – атланто-средиземноморский тип (“basic white”); 213 – европейский альпийский тип; 208 – восточно-альпийский тип.

Необходимо также затронуть Микены и Тиринф – цивилизационные центры эпохи Среднего Бронзового века.

Реконструкция облика древних микенцев:

Поль Фор , "Повседневная жизнь Греции во времена Троянской войны"

«Все, что можно извлечь из исследования скелетов ранне-эллинского типа (XVI-XIII вв. до н. э.) при современном уровне антропологической информации, только подтверждает и слегка дополняет данные микенской иконографии. Мужчины, похороненные в круге В царских гробниц в Микенах, в среднем достигали 1,675 метра высоты, семеро были выше 1,7 метра. Женщины - в основном на 4-8 сантиметров ниже. В круге А более-менее хорошо сохранились два скелета: первый достигает 1,664 метра, второй (носитель так называемой маски Агамемнона) - 1,825 метра. Изучавший их Лоуренс Энджил заметил, что у обоих на редкость плотный костяк, тела и головы массивны. Эти люди явно принадлежали к отличному от своих подданных этническому типу и были в среднем на 5 сантиметров выше их»

Если же говорить о «богорожденных» мореходах, пришедших из-за моря и узурпировавших власть в старых микенских полисах, то здесь, скорее всего, мы имеем место древними восточносредиземноморскими племенами мореплавателей. «Богорожденные» нашли свое отображение в мифах и легендах, с их имен начинались династии эллинских царей, живших уже в Классическую эпоху.

Поль Фор о типе, отображенном на посмертных масках царей из «богорожденных» династий:

«Кое-какие отступления от распространенного типа на золотых масках из могильников позволяют увидеть и другие физиономии, особенно интересна одна - почти круглая, с более мясистым носом и сросшимися у переносицы бровями. Такие лица нередко встречаются в Анатолии, а еще чаще - в Армении, словно нарочно желая дать обоснование легендам, согласно которым из Малой Азии в Грецию перебралось немало царей, цариц, наложниц, мастеров, рабов и солдат»

Следы их присутствия можно найти среди населения Киклад, Лесбоса и Родоса.

А. Пулянос об Эгейском антропологическом комплексе:

«Он выделяется темной пигментацией, волнистыми (или прямыми) волосами, средним ростом волос на груди, выше средним ростом бороды. Здесь несомненно сказывается влияние переднеазиатских элементов. По цвету и форме волос, по росту бороды и волос на груди по отношению к антропологическим типам Греции и Передней Азии, эгейский тип занимает промежуточное положение»

Также подтверждение экспансии мореплавателей «из-за моря» можно найти и в данных дерматолгифики :

«Различают восемь типов отпечатков, которые без труда можно свести к трем основным: дуговые, петельчатые, мутовчатые, то есть такие, чьи линии расходятся концентрическими кругами. Первая попытка сравнительного анализа, сделанная в 1971 году профессорами Ролом Астромом и Свеном Эрикесоном на материале двухсот экземпляров микенской эпохи, оказалась обескураживающей. Она показала, что для Кипра и Крита процент дуговых отпечатков (5 и 4% соответственно) - тот же, что и у народов Западной Европы, например Италии и Швеции; процент петельчатых (51%) и мутовчатых (44,5%) очень близок к тому, что мы видим у народов современных Анатолии и Ливана (55% и 44%). Правда, остается открытым вопрос о том, какой процент среди ремесленников Греции составляли азиатские эмигранты. И все-таки факт остается фактом: исследование отпечатков пальцев выявило две этнические составляющие греческого народа - европейскую и ближневосточную»

Подходя к более детальному описанию населения Древней ЭлладыК. Кун о древних эллинах (из работы «Расы Европы»)

«…В 2000 г. до н.э. здесь присутствовали, исходя из культурологической точки зрения, три основных элемента греческого населения: местные неолитические средиземноморцы; пришельцы с севера, с Дуная; кикладские племена из Малой Азии.

Между 2000 г. до н.э и эпохой Гомера Греция трижды испытала нашествия: (a) племена культуры Шнуровой керамики, которые пришли с севера позднее 1900 г. до н.э., и которые, по мнению Майрса, принесли индо-европейский базис греческого языка; (b) минойцы с Крита, которые дали «древнюю родословную» династиям правителей Фив, Афин, Микен. Большинство из них вторглись в Грецию позднее 1400 г. до н.э. © «богорожденные» завоеватели, такие как Атрей, Пелоп и т.д., которые пришли из-за Эгейского моря на кораблях, усвоили греческую речь и узурпировали трон, женившись на дочерях минойских царей…»

«Греки великого периода Афинской цивилизации были результатом смешения различных этнических элементов, а поиски истоков греческого языка продолжаются…»

«Скелетные останки должны пригодиться в процессе реконструкции истории. Шесть черепов из Айас Космас, возле Афин, представляют собой весь период смешения неолитических, «дунайских» и «кикладских» элементов, между 2500 и 2000 гг. до н.э.. Три черепа являются долихоцефальными, один – мезоцефальный, а два – брахицефальные. Все лица узкие, носы – лепторриные, орбиты высокие…»

«Средне-элладический период представлен 25 черепами, которые представляют эпоху вторжения пришельцев культуры Шнуровой керамики с Севера, и процесс усиления мощи минойских завоевателей с Крита. 23 черепа – из Асин, а 2 – из Микен. Надо заметить, что населения этого период являются очень смешанным. Только два черепа являются брахицефальными, они оба мужские и оба связаны с низким ростом. Один череп имеет средний размер, высокую черепную коробку, узкий нос и узкое лицо; другие – экстремально широколицые и хамэрриные. Они представляют собой два разных широкоголовых типа, оба из которых можно найти в современной Греции.

Длинные черепа не представляют собой гомогенный тип; некоторые обладают крупными черепными коробками и массивными надбровьями, с глубокими носовыми впадинами, напоминающие мне один из вариантов неолитических долихоцефалов из Лонг Барроу и культуры Шнуровой керамики…»

«Остальная часть часть долихоцефальных черепов, представляют собой средне-элладское население, обладавшее сглаженными надбровьями и длинными носами аналогично жителям Крита и Малой Азии в эту же эпоху…»

«…41 череп поздне-элладического периода, датируются между 1500 и 1200 гг. до н.э., и ведя свое происхождение, например, из Арголиды, должны включать определенны элемент «богорожденных» завоевателей. Среди этих черепов 1/5 – брахицефальные, в основном, кипрского динарского типа. Среди долихоцефальных значительная часть представляет собой трудно-классифицируемые варианты, и меньшее количество – низкорослые средиземноморские варианты. Сходство с северными типами, с типом культуры Шнуровой керамики в частности в эту эпоху кажется более заметным, чем ранее. Это изменение не-минойского происхождения должно быть связанным с героями Гомера»

«…Расовая история Греции в классический период не так детально описана, как в те периоды, что были изучены ранее. Вплоть до начала рабовладельческой эпохи здесь могли быть небольшие популяционные изменения. В Арголиде средиземноморский элемент в чистом виде представлен лишь в одном из шести черепов. В соответствии с данными Кумариса, мезоцефалия доминировала в Греции повсеместно на протяжении Классического периода, и в эллинистическую и в римскую эпоху. Средний цефальный индекс в Афинах, представленных 30 черепами, этого период составляет 75,6. Мезоцефалия отображает смешение различных элементов, средиземноморский среди которых является доминирующим. Греческие колонии в Малой Азии отображают ту же комбинацию типов, что и в Греции . Смесь с малоазийцами должна была быть замаскированный заметным сходством между населением обоих берегов Эгейского моря»

«Минойский нос с высокой переносицей и гибкое тело попали в классическую Грецию в качестве артистического идеала, но портретные изображения людей показывают, что это не могло быть обыкновенным явлением в жизни. Злодеев, смешных персонажей, сатиров, кентавров, гигантов и всех неугодных людей и в скульптуре, и в вазописи показывают как широколицых, курносых и бородатых. Сократ относился к этому типу, схожему с сатиром. Этот альпийский тип можно найти и в современной Греции. А в ранних скелетных материалах он представлен некоторыми брахицефальными сериями.

В целом, удивительно созерцать портреты афинян и посмертные маски спартанцев, столь похожие на современных жителей Западной Европы. Это сходство менее заметно в византийском искусстве, где часто можно встретить образы, похожие на современных жителей Ближнего Востока; но византийцы, в основном, и жили за пределами Греции.
Как будет показано далее (Глава XI), современные жители Греции, как ни странно, практически не отличаются от своих классических предков »

Греческий череп из Мегары:

Следующие данные приводит Лоурен Энджел :

«Все доказательства и предположения противоречат гипотезе Нильссона о том, что Греко-римский упадок связан с увеличением воспроизводства пассивных индивидов, бастардизацией изначально расово чистой знати, а также низким уровнем её рождаемости. Так как именно эта смешанная группа, появившаяся в Геометрический период, дала начало Классической греческой цивилизации»

Анализ останков представителей разных периодов греческой истории, воспроизведенный Энджелом:

Исходя из вышеприведенных данных доминирующими элементами в Классическую эпоху являются: средиземноморский и ирано-нордический.

Греки ирано-нордического типа (из работ Л. Энджела)

«Представители ирано-нордического типа имеют длинные высокие черепные коробки с сильно выступающими затылками, которые сглаживают контур яйцевидного эллипсоида, развитые надбровья, наклоненные и широкие лбы. Значительная высота лица и узкие скулы, в сочетании с широкой челюстью и лбом, создают впечатление прямоугольного «лошадиного» лица. Крупные, но сжатые скулы сочетаются с высокими орбитами, орлиным выступающим носом, длинное вогнутое нёбо, массивные широкие челюсти, подбородки с углублением, хотя и не выступающие вперед. Изначально представители этого типа были как голубоглазыми и зеленоглазыми блондинами и шатенами, так и жгучими брюнетами»

Греки средиземноморского типа (из работ Л. Энджела)

«Классические средиземноморцы имеют тонкокостное телосложение и являются грацильными. У них небольшие долихоцефальные головы, пятиугольные в вертикальной и затылочной проекции; сжатые мышцы шеи, низкие округлые лбы. У них тонкие красивые черты лица; квадратные орбиты, тонкие носы с невысокой переносицей; треугольные нижние челюсти с небольшим выступающим подбородком, едва заметным прогнатизмом и неправильным прикусом, что связано со степенью изнашивания зубов. Изначально они были только ниже среднего роста, с тонкой шеей, брюнеты с чёрными или темными волосами»

Изучив сравнительные данные древних и современных греков, Энджел делает выводы :

"расовая непрерывность в Греции является поразительной”

“Пулянос верен в своих суждениях относительно того, что имеет место быть генетическая непрерывность греков от древности до современности”

Долгое время дискуссионным оставался вопрос влияния северных индоевропейских элементов на генезис греческой цивилизации, поэтому стоит остановиться на нескольких моментах, касающихся именно данной темы:

Следующее пишет Поль Фор :

«Классические поэты, от Гомера до Еврипида, упорно рисуют героев высокими и светловолосыми. Любая скульптура от минойской эпохи и до эпохи эллинизма наделяет богинь и богов (кроме, возможно, Зевса) золотистыми локонами и сверхчеловеческим ростом. Это скорее выражение идеала красоты, физического типа, не встречающегося среди простых смертных. И когда географ Дикеарх из Мессены в IV веке до н. э. удивляется белокурым фиванцам (крашеным? рыжим?) и восхваляет мужество светловолосых спартиатов, он лишь подчеркивает таким образом исключительную редкость блондинов в микенском мире. И в самом деле, на немногочисленных дошедших до нас изображениях воинов - - будь то керамика, инкрустация, стенная роспись Микен или Пилоса. мы видим мужчин с черными, слегка вьющимися волосами, и их бороды - в тех случаях, если таковые есть, - черны, как агат. Не менее темны волнистые либо кудрявые волосы жриц и богинь в Микенах и Тиринфе. Широко открытые темные глаза, длинный тонкий нос с четко намеченным, а то и мясистым кончиком, тонкие губы, очень светлая кожа, относительно маленький рост и стройная фигура - все эти черты мы неизменно находим на египетских памятниках там, где художник стремился запечатлеть «народы, что живут на островах Великой (Сугубой) Зелени». В XIII, как и в XV веке до н. э., большая часть населения микенского мира принадлежала к древнейшему средиземноморскому типу, тому самому, что сохранился во многих регионах и по сию пору»

Л. Энджел

«нет никаких оснований предполагать, что ирано-нордический тип в Греции был столь же светлопигментированным, как и нордический в северных широтах»

Дж. Грегор

«…Как латинский «флави», так и греческий «ксантос», так и «хари» - обобщенные термины со множеством дополнительных значений. «Ксантос», который мы смело переводим как «блондин», использовался древними греками, чтобы определять «любой цвет волос, за исключением чёрного как уголь, и цвет этот был по всей вероятности не светлее, чем тёмно-каштановый» ((Вэйс, Кейтер) Серджи)…»

К. Кун

«…мы не можем убедиться в том, что весь доисторический скелетный материал, который кажется северо-европеоидным в остеологическом смысле, был связан со светлой пигментацией»

Бакстон

«В отношении ахейцев мы можем говорить о том, что, кажется, нет никакого основания для того, чтобы подозревать присутствие северо-европеоидной составляющей»

Дебец

«В составе населения Бронзового века мы вообще находим те же самые антропологические типы как в современном населении, лишь с другим процентным соотношением представителей тех или иных типов. Мы не можем говорить о смешении с северной расой»

К. Кун, Л. Энджел, Бейкер и, позднее, Арис Пулянос придерживались того мнения, что индоевропейский язык были принесен в Грецию вместе с древними племенами Центральной Европы, вошедшими, в качестве составного элемента, в состав дорийских и ионийских племён, ассимилировавших местное пеласгическое население.

Указания на этот факт мы можем найти и у античного автора Полемона (жившего в эпоху Адриана):

«Те, кто сумел сохранить эллинскую и ионийскую расу во всей ее чистоте (!) - мужчины довольно рослые, широкоплечие, статные, ладно скроенные и довольно светлокожие. Волосы у них не совсем светлые (то есть светло-каштановые или русые), относительно мягкие и слегка волнистые. Лица широкие, скуластые, губы тонкие, нос прямой и блестящие, полные огня, глаза. Да, глаза греков - самые красивые на свете»

Данные черты: крепкое телосложение, средний или высокий рост, смешанная пигментация волос, широкие скуластые лица указывают на центральноевропейский элемент. Схожие данные можно найти и Пуляноса, по результатам исследований которого центральноевропейский альпийский тип в некоторых регионах Греции имеет удельный вес 25-30%. Пулянос исследовал 3000 человек из различных регионов Греции, среди которых наиболее светло-пигментированным является Македония, но, в то же время, цефальный индекс составляет там 83,3, т.е. на порядок выше, чем во всех остальных регионах Греции. В Северной Греции Пулянос выделяет западномакедонский (северопиндский) тип, он наиболее светлопигментированный, является суб-брахицефальным, но, в то же время, схож совпадает с элладской антропологической группой (центральногреческий и южногреческий тип).

В качестве более или менее наглядного примера западномакедонского комплекса черт – болгароязычный македонец:

Интересными является и пример светловолосых персонажей из Пеллы (Македония)

В данном случае герои изображены златовласыми, бледными (в отличие от простых смертных, трудящихся под палящим солнцем?), очень высокорослыми, с прямой линией профиля.

В сравнение с ними - изображение отряда гипаспистов из Македонии:

На изображении героев мы видим подчеркнуту сакральность их образа и черты, максимально отличные от "простых смертных", воплощением которых являются воины-гипасписты.

Если же говорить о произведениях живописи, то актуальность их сравнения с живыми людьми сомнительна, так как создание реалистических портретов начинается лишь с 5-4 в. до н.э. – до этого периода доминирует изображение черт, встречающихся относительно редко среди людей (абсолютно прямая линия профиля, тяжелый подбородок с мягким контуром и т.д.).

Впрочем, сочетание этих черт является не фантастикой, а идеалом, модели для создания которого были немногочисленными. Некоторые параллели для сравнения :

В 4-3 вв. реалистические изображения людей начинают приобретать широкое распространение – некоторые примеры:

Александр Великий (+предполагаемая реконструкция облика)

Алкивиад / Фукидид / Геродот

На скульптурах эпохи Филиппа Аргеада, завоеваний Александра и в Эллинистический период, которые отличаются более высокой, чем в ранние периоды, реалистичностью, доминирует атланто-средиземноморский (“basic white” в терминологии Энджела) тип. Возможно это антропологическая закономерность, а возможно и совпадение или же новый идеал, под который подводились черты изображенных личностей.

Атланто-средиземноморский вариант , характерный для Балканского полуострова:

Современные греки атланто-средиземноморского типа:

Исходя из данных К. Куна, атланто-средиземноморский субстрат, в значительной степени, присутствует в Греции повсеместно, а также является базовым элементом для популяций Болгарии и Крита. Энджел также позиционирует данный антропологический элемент, как один из наиболее преобладающих в населении Греции, как на протяжении истории (см. таблицу), так и в современную эпоху.

Античные скульптурные изображения, отображающие черты вышеуказанного типа:

Эти же черты отчетливо заметны на скульптурны изображениях Алкивиада, Селевка, Геродота, Фукидида, Антиоха и других представителей Классической эпохи.

Как уже было сказано выше, этот элемент домирует и среди населения Болгарии :

2) Гробница в Казанлыке (Болгария)

Здесь заметны те же черты, что и на предыдщих росписях.

Фракийский тип по Арису Пуляносу:

«Из всех типов юговосточной ветви европеоидной расы фракийский тип наиболее мезокефальный и узколицый. Профиль спинки носа прямой или выпуклый (у женщин часто вогнутый). Положение кончика носа горизонтальное или поднятое. Наклон лба почти прямой. Выступание крыльев носа и тощина губ средние. Кроме Фракии и восточной Македонии, фракийский тип распространен в турецкой Фракии, на западе Малой Азии, частично среди населения Эгейских островов и, по-видимому, на севере, в Болгарии (в южных и восточных районах). Ближе всего этот тип стоит к центральному, особенно к его фессалийскому варианту. Он может быть противопоставлен как эпирскому, так и переднеазиатскому типам, и назван юго-западным…»

И Греция (за исключением Эпира и Эгейского архипелага), как зона локализации цивилизационного центра Классической эллинской цивилизации, и Болгария, за исключением северо-западных регионов, как этническое ядро древнефракийской общности), представляют собой относительно высокорослые, тёмнопигментированные, мезоцефальные, высокоголовые популяции, чья специфика укладывается в рамки Западносредиземноморской расы (см. Алексеева).

Карта мирной греческой колонизации 7-6 вв. до н.э.

В течение экспансии 7-6 вв. до н.э. греческие колонисты, покинув перенаселенные полисы Эллады, принесли зерно классической греческой цивилизации едва ли не вовсе части Средиземноморья: Малая Азия, Кипр, Южная Италия, Сицилия, черноморское побережья Балкан и Крыма, а также появление немногочисленных полисов в Западном Средиземноморье (Массилия, Эмпория и т.д.).

Помимо культурного элемента эллины принесли туда и «зерно» своей расы – генетический компонент, выделенный Кавалли Сфорца и связанный с зонами наиболее интенсивной колонизации:

Этот элемент заметен и при кластеризации населения Юго-Восточной Европы по Y-DNA маркерам:

Концентрация различных Y-DNA маркеров в населении современной Греции:

Greeks N=91

15/91 16.5% V13 E1b1b1a2
1/91 1.1% V22 E1b1b1a3
2/91 2.2% M521 E1b1b1a5
2/91 2.2% M123 E1b1b1c

2/91 2.2% P15(xM406) G2a*
1/91 1.1% M406 G2a3c

2/91 2.2% M253(xM21,M227,M507) I1*
1/91 1.1% M438(xP37.2,M223) I2*
6/91 6.6% M423(xM359) I2a1*

2/91 2.2% M267(xM365,M367,M368,M369) J1*

3/91 3.2% M410(xM47,M67,M68,DYS445=6) J2a*
4/91 4.4% M67(xM92) J2a1b*
3/91 3.2% M92 J2a1b1
1/91 1.1% DYS445=6 J2a1k
2/91 2.2% M102(xM241) J2b*
4/91 4.4% M241(xM280) J2b2
2/91 2.2% M280 J2b2b

1/91 1.1% M317 L2

15/91 16.5% M17 R1a1*

2/91 2.2% P25(xM269) R1b1*
16/91 17.6% M269 R1b1b2

4/91 4.4% M70 T

Следующее пишет Поль Фор:

«Несколько лет группа ученых из Афин - В. Балоарас, Н. Константулис, М. Пайдусис, X. Сбарунис и Арис Пулианос, - изучая группы крови молодых призывников греческой армии и состав костей, сожженных в конце микенской эпохи, пришла к двойному заключению о том, что бассейн Эгейского моря демонстрирует поразительное единообразие в соотношении групп крови, а немногие исключения, зафиксированные, скажем, в Белых горах Крита и в Македонии, находят соответствие у ингушей и других народов Кавказа (в то время как по всей Греции группа крови «В» приближается к 18%, а группа «О» с небольшими колебаниями - к 63%, здесь они отмечаются куда реже, причем последняя порой падает до 23%). Это следствие древних миграций внутри стабильного и до сих пор преобладающего в Греции средиземноморского типа »

Y-DNA маркеры в населении современной Греции:

mt-DNA маркеры в населении современной Греции:

Аутосомные маркеры в населении современной Греции:

В КАЧЕСТВЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Стоит сделать несколько выводов:

Во-первых , Классическая греческая цивилизация, сформировавшаяся в 8-7 вв. до н.э. включила в себя разнообразные этно-цивилизационные элементы: минойские, микенские, анатолийские, а также влияние северо-балканских (ахейских и ионийских) элементов. Генезис цивилизационного ядра Классической цивилизации представляет собой совокупность процессов консолидации вышеуказанных элементов, а также их дальнейшей эволюции.

Во-вторых , расогенетическое и этническое ядро Классической цивилизации сформировалось в результате консолидации и гомогенизации различных элементов: эгейских, минойских, северобалканских и анатолийских. Среди которых доминирующим был автохтонный восточносредиземноморский элемент. Эллинское «ядро» сформировалось в результате сложных процессов взаимодействия между вышеуказанными элементами.

В-третьих , в отличие от «римлян», которые были по сути политонимом («римлянин=гражданин Рима»), эллины сформировали уникальную этническую группу, сохранившую родственную связь с древним фракийским и малоазийским населением, но ставшую расогенетическим базисом для совершенно новой цивилизации. Исходя из данных К. Куна, Л. Энджела и А. Пуляноса, между современными и древними эллинами существует линия антропологической преемственности и «расовой непрерывности», которая проявляется как в сравнении между популяциями в целом, а также в сравнении между конкретными микро-элементами.

В-четвертых , несмотря на то, что многие люди имеют оппозиционное мнение, Классическая греческая цивилизация стала одним из базисов для Римской цивилизации (наравне с этрусской составляющей), отчасти предопределив тем самым дальнейший генезис Западного мира.

В-пятых , помимо влияния на Западную Европу, эпоха походов Александра и войн Диадохов смогла дать начало новому Эллинистическому миру, в котором тесно переплелись различные греческие и ориентальные элементы. Именно Эллинистический мир стал плодородной почвой для появления Христианства, его дальнейшего распространения, а также появления Восточно-Римской христианской цивилизации.

«Гоголь Нос» - И тут же – пропавший нос. Гротеск в повести заключается еще и в неожиданности и, можно сказать, несуразности. Гоголь показывает, что не только можно, но и вполне целесообразно. Домашенко Николай. 1946 Н.Гоголь "Нос". Думается, Гоголь недаром сделал местом действия повести "Нос" Петербург.

«Урок Религия Древних греков» - Послание. Отражение в религии общественных отношений. Музы. Три поколения богов. Каким стихиям и занятиям боги покровительствовали. Здравствуй, Наша благословенная Земля Благодарю тебя за трепетное отношение к записям, которые восстанавливают страницы истории из жизни планеты. План урока: Где жили боги.

«Как рисовать животных» - 3.На что, прежде всего, обращает внимание художник-анималист? 3. Компоновка изображения в листе. V. Вопросы и задания. VII Задания и вопросы. Рысь. Если видишь цель, легче преодолеть все препятствия и достигнуть результата. Радость через препятствие. Вопросы и задания. Рисование животных или как стать художником анималистом.

«Греки религия» - В древнегреческой мифологии одна из 9 муз, покровительница комедии. Зевс. Мельпомена. Цербер. Талия – муза Комедии. Древний барельеф. Артемида. Мельпомена, Эрато и Полгимния. Посейдон. Терпсихора. Гермес. Религия древних греков. Крон и Рея. Гора Олимп. Фриз алтаря Зевса в Пергаме (мрамор, 180 г. до н.э.).

«Учимся рисовать» - С чего нужно начинать учиться рисовать? Передача светотени средствами тональной штриховки. Учимся рисовать. Изо. Определение пропорций, соответствующих натуре (отношение частей к целому). Как правильно создать рисунок? Пространственные изменения предметов (дальний и ближний планы). Прежде чем начать рисунок, нужно знать, что такое композиция.

«Как рисовать цветы» - Старайтесь реже пользоваться резинкой. Циния Мак Роза. Мак также по конструкции похож на некоторые виды цветов – кувшинки, лютики. У розы сложная конструкция. Рисуем хризантему. Обратите внимание на пропорции. Последовательное выполнение рисунка мака. Овал станет основанием купола, перевёрнутого, в виде чаши.


Средиземное море становилось тесным. На севере лежало другое море, уже освоенное финикийцами. Его волны оставили свою соль и на бортах эллинских кораблей: во времена Катрея там побывали аргонавты. Но путь в Понт им указал слепой прорицатель Финей. Финикиец. Указал только потому, что среди аргонавтов оказались его зятья Зет и Калаид. Не море само по себе страшило греческих кормчих. Их страшил путь в него. Путь был узок, и его надежно охраняли корабли Приама.

Троя была кровно заинтересована в контроле Проливов. Корабли черноморских народов привозили к берегам Малой Азии отборную пшеницу, шкуры редкостных зверей, оружие из нержавеющей стали, затейливую утварь и ювелирные изделия, а главное - высоко ценимых колхидских и скифских рабов. Насытив финикийский рынок, черноморские торговцы неизбежно должны были завязать контакты с союзниками финикийцев - дарданцами. Троя стала златообильной, она соперничала с Микенами. Посредническая торговля во все времена была выгодным предприятием.

Нельзя сказать, что греки мирились с таким положением вещей. Раскопки Г. Шлимана и особенно В. Дерпфельда показали, что до времени Агамемнона Троя разрушалась по крайней мере пять раз. Шестым было событие, вошедшее в историю как Троянская война, воспетое Гомером и косвенно связанное со смертью Катрея.

Повод к войне был на первый взгляд пустяковым. После того как на горе Иде Фригийской сын Приама Парис преподнес Афродите золотое яблоко с надписью "Отдать прекраснейшей", он отплыл в Спарту погостить у Менелая11. Как раз в это время на Родосе от руки сына погиб Катрей. Тело Катрея было с подобающими почестями доставлено на Крит для захоронения. Поскольку же Менелай приходился Катрею внуком по материнской линии, царь Спарты, естественно, не мог уклониться от участия в тризне. Его отъездом воспользовался Парис. На быстроходном корабле, изготовленном потомственным корабелом Фереклом, сыном Гармона, царевич увез приглянувшуюся ему жену Менелая Елену. Первое убежище они нашли на острове Кранае, принадлежавшем финикийцам. Оттуда Парис отправился в Сидон, потом провел некоторое время на Кипре и наконец прибыл в Трою.

С большой долей вероятности можно предположить, что свой корабль Парис оставил на Кранае в уплату за убежище и весь остальной путь проделал на финикийских судах. Когда брат Менелая Агамемнон сумел наконец собрать флот для погони за его ветреной супругой, то, "не зная морского пути в Трою, воины пристали к берегам Мисии и опустошили ее, приняв эту страну за Трою... Покинув Мисию, эллины выплыли в открытое море, но началась сильная буря, и они, оторвавшись друг от друга, причалили каждый к своим родным берегам... После того как они вновь собрались в Аргосе... они оказались перед великой трудностью, мешавшей им отплыть: у них не было вождя, который был бы в состоянии указать им морской путь в Трою" (3, Эпитома, III, 17-19). Едва ли такой "вождь" (лоцман) был и у Париса.

Этот пассаж не только свидетельствует о состоянии морского дела у эгейских народов, но и добавляет небольшую деталь к рассказу Гомера: критяне прибыли к Трое отдельно, ибо уж кто-кто, а они-то прекрасно знали голубые дороги Эгеиды. Что могло их задержать? Мы этого не знаем. Возможно, какая-нибудь неотложная пиратская вылазка. Быть может, природный катаклизм - не настолько разрушительный, чтобы нанести серьезный урон острову, но достаточный для того, чтобы повредить или задержать флот. И все-таки критяне прибыли к Трое. Присутствие у Геллеспонта их кораблей и отсутствие финикийских может кое-что поведать о международном положении Приамова царства и о сфере интересов гегемонов моря: критяне были кровно заинтересованы в проникновении в черноморские воды; финикийцы предпочитали оставаться наблюдателями, не желая ввязываться в борьбу гигантов. Не потому ли их так честит Гомер устами своих героев?

Соперничество Крита и Финикии, их борьба за море не прекращались ни на миг. Захват новых земель способствовал безопасности соединявших их голубых дорог. Нужно отдать должное финикийцам: в отличие от критян они умели обеспечить свою гегемонию, не прибегая к крайним средствам. Там, где без этих средств нельзя было обойтись, они пускали в ход таран - пиратские эскадры. Видимо, таран этот, несмотря на редкое его применение, был достаточно эффективен: нам неизвестны столкновения Крита и других государств с Финикией. Минос предпочитал довольствоваться тем, что имел, другие владыки спасали свой престиж тем, что придумывали новые эпитеты для "кознодеев". С другой стороны, финикийцы, единожды наметив и захватив ключевые базы для своей торговли, пользовались их преимуществами, не тревожа более осиное гнездо, в которое превратили Эгеиду критяне.

Но скрытая "война всех против всех" не утихала, и в ней изобретались методы, на много веков пережившие своих создателей. Одним из них было устройство ложных сигнальных огней. Вероятно, к тому времени все постоянные морские трассы и важнейшие стоянки были уже оборудованы маяками (11а, XIX, 375-377): ...По морю свет мореходцам во мраке сияет, Свет от огня, далеко на вершине горящего горной, В куще пустынной... Такими огнями была оборудована, например, Итака (11б, X, 29-30): Вдруг на десятые сутки явился нам берег отчизны. Был он уже близко; на нем все огни уж могли различить мы.

Эти огни - отнюдь не огни жилищ или случайных костров. Стоящее здесь в подлиннике слово можно перевести как "поддерживать огонь". Но в другом месте (11а, XVIII, 211) фигурирует уже более конкретное понятие - "сигнальный огонь" или "сторожевой огонь" ("маячный" перевода),. Вот эти-то огни и использовались для того, чтобы сбить с толку мореплавателей и завладеть их добром. Изобретение этого промысла греки приписывали царю Эвбеи Навплию, сыну Посейдона и Амимоны.

Эвбея была в то время крупнейшим международным рынком рабов в Эгейском море. Катрей продает Навплию своих дочерей для дальнейшей перепродажи (по некоторым версиям мифа, Навплий женился на одной из них, Климене, и у них родился Паламед - изобретатель письма и счета, мер и весов, мореходства и маяков, игры в кости и иных искусств, погибший под Троей по навету Одиссея). Геракл продает Навплию - тоже для перепродажи - соблазненную им жрицу Афины Авгу, дочь аркадского царя Алея и будущую супругу царя Мисии Тевтранта. Этот Навплий, сообщает Аполлодор, "прожил очень долго и, плавая по морю, зажигал ложные сигнальные огни всем встречным морякам с целью их погубить" (3, II, 1, 5). Этим излюбленным способом он отомстил и грекам, возвращавшимся из-под Трои, за гибель Паламеда. Когда их флот приблизился ночью к Эвбее, Навплий, точно рассчитав время, зажег огонь на горе Кафарее, или Ксилофаге. Сигнал был дан в тот момент, когда между греческими кораблями и побережьем была цепь рифов. На них и погибли многие победители. Это произошло в юго-восточной части Эвбеи, у мыса Кафирефс, или Доро, северо-западного входного мыса в одноименный пролив, образованного северным склоном трехглавой горы Охи высотой 1397 м. Отголосок легенды о Навплий можно усмотреть в конфигурации горы, напоминающей трезубец Посейдона - отца Навплия. Это был символ власти над морем.

Среди погибших у Эвбеи не было критян. Идоменей, ликуя, спешил домой кратчайшим путем - через Киклады. У Трои он совершил немало славных подвигов, причинив дарданцам массу хлопот. Казалось бы, это и должно было предопределить его участь. И тем не менее Посейдон, чьи симпатии в этой войне принадлежали грекам, задумал потопить критский корабль. Тогда Идоменей поклялся принести ему в жертву первое живое существо, которое встретит его на берегу. Он был абсолютно уверен, что это будет его любимый пес. Но боги знают, что делают. Первым встретил Идоменея его сын, родившийся и выросший за время его десятилетнего отсутствия.

Перед царем встала дилемма. Стать клятвопреступником - значит навлечь на себя кару богов. Сдержать слово, данное Посейдону, - последствия те же, но в лице бога морей он приобретает заступника перед богами, к тому же это не столь позорно, чем нарушение клятвы. Идоменей выбрал второе. Но Посейдон и не думал его защищать. Разгневанные боги наслали на остров чуму, и царь был изгнан с Крита своими подданными. Он уехал в Италию, поселился у Салентинского мыса и основал там город Салент, где и умер. Изгнанник был погребен с царскими почестями и обрел бессмертие за верность слову, данному Посейдону12. Ни в чем не повинный Крит боги покарали за преступление его владыки. Так говорят легенды. А история?

Потеря самостоятельности Критом

Конец Критского царства реконструировали достаточно полно. В 1500 г. до н. э. началось первое извержение вулкана на острове Санторин (Тира), в 130 км от Крита. Мощная волна извержений прошла по всему Средиземноморью. В 1470 г. до н. э. Критское царство было разрушено сильнейшим землетрясением. Погибли дворцы, города, изменился рельеф. (Следы внезапной и насильственной гибели сразу заметил Эванс.) А еще 70 лет спустя на обессиленный остров ворвались воинственные племена ахейцев, вскоре вытесненные оттуда ионянами, а затем дорийцами. Видимо, в это время окончательно оформился миф о Тесее и Минотавре, повествующий о том, что Афины сбросили с себя почти тридцатилетнее иго Миноса. Греческий герой победил критское чудище, Эллада обрела свободу. Тридцать лет - это для мифа. На самом же деле "в те времена год равнялся восьми нынешним годам", - свидетельствует Аполлодор (3, III, IV, 2)13.

Итак, боги трижды карали великолепный Крит, причем две кары, согласно мифам, связаны с именем бога моря и "колебателя земли" - Посейдона.

Около 1700 г. до н. э. - сильное извержение вулкана с моретрясением (огнедышащий бык, посланный Посейдоном).

Около 1470 г. до н. э. - землетрясение (разверзшаяся земля поглотила отцеубийцу Алтемена).

Около 1400 г. до н. э. Крит постигает кара за убийство Идоменеем сына из-за клятвы Посейдону (не исключено, что ахейцы захватили Крит после какого-нибудь очередного катаклизма).

Если верить мифам, последние две кары связаны с гибелью наследников престола - перед царствованием Идоменея и в его конце, то есть при жизни одного поколения. Если верить науке, то между последней катастрофой и завоеванием ахейцами прошло около 70 лет - тоже время жизни одного поколения. "Через три поколения после смерти Миноса (через сто лет. - А. С.), - пишет Геродот, - разразилась Троянская война, когда критяне оказались верными союзниками и мстителями Менелая. А после возвращения из-под Трои на острове начались голод и мор людей и скота, пока Крит вторично не опустел; теперь же на острове живет уже третье критское население вместе с остатками прежних жителей" (10, VII, 171).

Похоже на миф? Похоже, только меняются местами во времени легенды об Алтемене и Идоменее. Но на то они и легенды, а не история. Не совпадают и другие даты: Троянская война произошла примерно в 1190-1180 гг. до н. э. (Тацит, например, считает, что его эпоху отделяют от нее 1300 лет), а гибель Критского царства - около 1380 г. до н. э., через 20 лет после вторжения ахейцев. Что ж, это лишь указывает на время создания мифа и на его ахейский источник.

"Кефтиу", как называли критян египтяне, навсегда исчезают со сцены. Это слово вновь появляется через несколько веков, но теперь оно уже означает "финикийцы" (80, с. 121).

О кораблях Миноса мы знаем немногим больше, чем о самом Миносе. Основной материал для умозаключений об их конструкции дают изображения на сосудах и печатях, как правило, фрагментарные, предельно обобщенные и схематичные.

Б. Г. Петере, специально занимавшийся этой проблемой, разработал интересную классификационную хронологическую таблицу эгейских типов кораблей, положив в основу тип движителя и наличие или отсутствие тарана (94, с. 162-165). Но в эту таблицу наряду с критскими включены также изображения судов Ахейской Греции, и о кораблях, особенно Крита, приходится говорить лишь предположительно, исходя из того, где найдено то или иное изображение. Лишь примерно с 1600 г. до н. э., как полагаете. Я. Лурье, "микенская культура представляет собой только ответвление критской без сколько-нибудь существенных отличий", и начиная с этого времени правомерно переносить черты ахейских кораблей на критские или наоборот (87, с. 59).

В раннеминойский период (до 3000 г. до н. э.) критяне, по-видимому, еще не знали парусных судов. Во всяком случае ни одного их изображения до нас не дошло. Все корабли этого времени снабжены таранами, их ахтерштевни вздымаются высоко над палубой (по определению Б. Г. Петерса, они от 4,5 до 7,5 раза превышают высоту борта) и украшены резными изображениями рыбок или дельфинов. Б. Г. Петере считает, что это "изображения судов дальнего плавания с запасами сохнущей рыбы и приспособлениями для добычи пресной воды" (94, с. 161). Эти "приспособления" - обыкновенные бараньи шкуры, конденсирующие ночью влагу из воздуха. По числу черточек, обозначающих весла, можно выделить некоторые типы судов: 26-, 32- и 38-весельные, изображенные на сосудах с острова Сироса. "Суда подобного типа, - заключает Б. Г. Петере, - в дальнейшем, вероятно, сменяются пентеконтерой. Это были длинные, до 30 м, низкобортные ладьи с поднятой кормой и задранным носом, что давало возможность судну идти при крутой волне и защищало от наката при его вытаскивании на берег и спуске в море. Возможно, поднятые на разную высоту нос и корма судна являлись своего рода стабилизаторами, которые в случае остановки его в море автоматически приводили одну из его оконечностей к ветру, уменьшая тем самым возможность захлестывания его водой через борт" (94, с. 161-166). Бортовая волна была очень опасной. Пиндар приводит древнюю пословицу (24, с. 137):

Который вал ударяет в борт, Тот и тревожнее для сердца моряка. В конце раннеминойского периода появляется одинарная мачта (следовательно, конструкция килевая), присутствующая отныне на всех изображениях, и двулапый, вероятно металлический, якорь. К раннеминойскому периоду относятся только два изображения мачтовых кораблей. Возможно, другие еще не найдены, но нельзя исключать и того, что эти два рисунка следует датировать чуть позже - среднеминойским периодом (3000-2200 гг. до н.э.), когда на Крите царствовал Минос и когда туда прилетел Дедал. Именно Дедалу критяне наряду со многими другими его благодеяниями приписывали изобретение паруса, а ведь единственное назначение мачты - нести парус. Эти суда "были более приспособлены для дальних плаваний и имели высоко поднятую корму и нос, который в средней части заканчивался тараном, а также мачту и, вероятно, парусное вооружение" (94, с. 166). "Крутоносыми" называл критские корабли и Гомер, а "суда с высокой кормой" упоминает Пиндар. Можно согласиться и с предложением Б. Г. Петерса о том, что по крайней мере некоторые критские корабли имели гипотезму, обычную для египетских судов, но почему-то приписываемую И. Ш. Шифманом (108, с. 43) финикийцам, якобы изобретшим ее в VII в. до н. э. Изогнутые реи критских кораблей тоже напоминают египетские. Такие совпадения едва ли случайны, они могут навести на мысль о том, что контакты Крита и Египта происходили куда чаще, чем это принято считать. С. Я. Лурье предполагает, что дальние морские путешествия должны были заставить критян освоить основы мореходной астрономии (87, с. 45). А обоюдное заимствование некоторых технических приемов может свидетельствовать о том, что, пока цари мерились силами, кто-то, кого, может быть, намеренно брали с собой в подобные походы, делал зарисовки или запоминал чужеземные конструкции, чтобы потом сопоставить их с отечественными и сделать выводы. Безопасность плавания критских кораблей обеспечивали их тараны, но не тараном единым силен корабль, предназначенный для боя.

Корабли позднеминойского периода (2200-1400 гг. до н. э.) дают гораздо большее разнообразие типов. Во время Тутмоса III критяне строили их из ливанского кедра, и это не могло не сказаться на их мореходных качествах. Еще в среднеминойском периоде на кораблях появились каюты для кормчих (печать из Кносса), что может свидетельствовать о возросшей дальности плаваний. Теперь появляются просторные каюты, предназначенные для пассажиров (золотой перстень из Тиринфа). Строятся бестаранные суда специально для транспортных целей (на одной печати из Кносса воспроизведено судно для перевозки лошадей). Главным движителем становится парус, и в погоне за скоростью критяне иногда снабжают свои суда двумя и даже тремя мачтами. Такое новшество требует особой прочности конструкции, и одно изображение раскрывает секрет: каркас судна упорядочивался шпангоутами и, по-видимому, бимсами, так как эти суда палубные. На таком быстроходном судне была захвачена на Крите Деметра - богиня плодородия - и доставлена в Аттику, в город Форик, для продажи в рабство (39, с. 92).

Эти древние бригантины, участвовавшие в Троянской войне, могли бы стать флагманами в эскадрах Моргана и Дрейка. Даже то малое, что мы о них знаем, позволяет признать их судами более высокого класса, чем современные им египетские. Они имели иногда тараны на обоих штевнях, а гипотезма и рулевые весла в носу и корме позволяли им с одинаковой легкостью нападать и отступать в любом направлении.

Достойными их соперниками были корабли ахейцев, при каждом удобном случае любовно упоминаемые Гомером. Чаще всего их сопровождает эпитет "черные". "Должно быть, их содержали щедро просмоленными", - предполагает Л. Кэссон (111, с. 36), и он не одинок в этом мнении. Но вот что странно: к Трое прибыло 29 флотилий, а "черными" Гомер упорно именует корабли только 13 из них, всегда одни и те же. Почему? Понятие "непросмоленный корабль" было для всех древних народов таким же абсурдным, как, например, "сухая вода". Естественно, греки тоже не жалели смолы или воска для своих кораблей. И почему родина этих "черных" кораблей ограничивается довольно четким регионом: восточная часть Балканского полуострова от Фессалии до Аргоса с островами Эвбея, Эгина и Саламин? Исключения здесь - Эхинадские острова у западного побережья полуострова, рядом лежащая Итака и еще Крит далеко на юге...

Есть и еще одно обстоятельство, обычно упускаемое из виду: скульптура, храмы, утварь - все, что делалось из твердого материала, греками всегда раскрашивалось. Не были исключением и корабли (тем более что густо просмоленное дерево - малоприятная штука для тех, кто на нем сидит). Геродот, например, уверяет, что "в древние времена все корабли окрашивали в красный цвет (суриком)..." (10, III, 58), а Вакхилид добавляет еще одну традиционную деталь раскраски, связанную с религиозными представлениями: на носах кораблей рисовали синие глаза. Другой греческий поэт - Тимофей упоминает "черные ладейные ноги" (24, с. 287), то есть весла. Но ведь весла вообще никогда не смолились, они могли лишь раскрашиваться. Следы красок сохранились на Парфеноне. Сохранились они и в поэмах Гомера: ахейские корабли у него "темноносые", "красногрудые", "пурпурногрудые". Как-то мало вяжутся эти солнечные цвета со смолой, разжиженной солнцем... Можно было бы допустить, что эпитет "черные" указывает на материал, использованный в строительстве этих кораблей: "черным дубом" Гомер называет дубовую кору (11б, XIV, 12). Возможно, таким "дубом" была отделана корма корабля Тесея, о чем упоминает Вакхилид (24, с. 265), да и то, скорее всего, в знак траура - по той же причине, по какой его корабль нес черные паруса. Но дуб распространен по всему Средиземноморью...

Остается лишь предположить иной смысл слова иeлac, приводимого Н. И. Гнедичем в основном значении. И тогда смола оказывается ни при чем: "черные" корабли - это "зловещие" корабли, "наводящие ужас" корабли. Эпитет "черный" в таком значении употреблялся и греками, и римлянами: о "черных днях года" упоминает, например, Плутарх (26д, 27) в связи с гибелью римского войска в битве с кимврами (ср. русск, "черный день", древнеиранское "Черное", т. е. суровое, море). Может быть, основанием для такого эпитета послужила устрашающая боевая раскраска этих ладей или фигура какого-нибудь чудовища на акротерии, но скорее - наивысшее во всем греческом флоте совершенство их конструкции.

Типы кораблей

Гомеру иногда приписывали финикийское происхождение. Нельзя не вспомнить финикийцев и при взгляде на карту, если выделить на ней области, приславшие к Трое "черные" корабли. Это именно те места, где финикийцы создавали свои поселения. И тогда эпитет "черный" приобретает еще один смысл. Непревзойденные финикийские корабли, наводящие ужас и вызывающие зависть, темноносые и красногрудые, синеглазые и черноногие, - эти корабли несли черные паруса! Только финикияне красили паруса в этот цвет, и когда Тесей отправился с жертвой на Крит, где правил сын финикиянки, он плыл на "черном" корабле. "Черные" корабли привели к Трое Ахилл и Одиссей, Аякс и Идоменей. Их привели те, кто громче всех спорил о власти над морем. И быть может, первенство среди них перешло к тому времени от критян к мирмидонянам, чьи корабли имеют у Гомера еще один постоянный эпитет: "быстролетные", тогда как суда аргивян всего лишь "широкие", а ахейские "многоместные" и "крутобокие". Вероятно, эти эпитеты отражают господствовавшие в ту эпоху основные типы кораблей: быстроходные "длинные" с большим количеством гребцов и с несколькими мачтами и купеческие "круглые" с круглой кормой и широким днищем для увеличения емкости трюма (их называли в подражание финикийцам "морскими конями").

К первому типу следует отнести 50-весельные пентеконтеры, ко второму 20-весельные эйкосоры. 20-весельный корабль изображен на одной афинской вазе; возможно, это сцена похищения Парисом Елены: на борт корабля собираются взойти мужчина и - уникальное обстоятельство! - женщина. "Многовесельные" корабли Гомера были самыми настоящими пиратскими кораблями, и их конструкторы позаботились не только об их скорости, но и об их вместимости: кроме полусотни воинов (они же были и гребцами) эти "черные" корабли способны были перевозить пассажиров, съестные припасы, вооружение и по крайней мере сотню жертвенных быков. Их приспособленность к дальним плаваниям блестяще доказали аргонавты, а после войны подтвердили Менелай и Одиссей. Их силуэты запомнили египетские художники и воспроизвели в гробницах своих владык.

"Круглые" корабли получили широкое распространение чуть позже и не скоро сошли со сцены. Из мифов можно узнать, что Персей со своей матерью Данаей плавал в ящике (как Осирис - в саркофаге), а Геракл уже переплывал море в кубке Гелиоса - прямом предшественнике "круглых" судов. "Пиратство, служившее для гомеровского общества, с его неразвитыми производительными силами, соответствующей им формой сношений, должно было пасть и пало побежденным противопоставленной ему более планомерной и менее стихийной организацией товарного обмена, - пишет К. М. Колобова. - В этом противоречии двух форм сношений - пиратской и торговой - победила торговля, и пиратские (длинные) корабли Греции заменились торговыми (круглыми) кораблями" (82б, с. 10-11).

Гомер подробно описывает и технику судостроения, и приемы судовождения. Когда Одиссею пришел срок отбывать с острова нимфы Калипсо, он принялся за постройку плота. Для этого он выбрал два десятка сухих стволов черного тополя, ольхи и сосны. Срубив их двулезвийным лабрисом, он очистил деревья от коры, гладко выскоблил, пользуясь вместо рубанка тем же топором, и обтесал по шнуру. Дальше Одиссей пробуравил получившиеся брусья и скрепил их длинными болтами (надо думать, оказавшимися у нимфы совершенно случайно) и шипами из твердого дерева, заменявшими обычно гвозди. Подводную часть плота он сделал такой же широкой, как у "круглых" кораблей, а надводную скрепил поперечными брусьями и настелил на них палубу из толстых дубовых досок. Сквозь палубу пропустил мачту, укрепил ее в нижних бревнах и снабдил реем. Наконец, он обнес палубу плетеными релингами из ракитных сучьев, оставив место лишь для кормила, и не забыл захватить балласт для остойчивости. "Корабль" был готов, и едва ли его постройка сильно отличалась от постройки настоящих кораблей. Заготовив парус и "все, чтоб его развивать и свивать, прекрепивши веревки", Одиссей спустил свое детище на воду (11б, V, 234-261).

Многое из этого описания мы встречаем в других местах поэм, где речь идет уже не о плотах, а о самых настоящих кораблях. Двулезвийный топор был, оказывается, у моряков еще и "оружием страшным" (11а, X, 254; XXIII, 854). Правильный шнур хорошо известен корабелам (11а, XV, 409). Действия, созвучные Одиссеевым, совершает его сын Телемах (11б, II, 423-428):

Ему повинуясь, сосновую мачту

Подняли разом они и, глубоко в гнездо водрузивши,

В нем утвердили ее, а с боков натянули веревки;

Белый потом привязали ремнями плетенными парус;

Ветром наполнившись, он поднялся, и пурпурные волны

Звучно под килем потекшего в них корабля зашумели...

Упомянутые здесь ремни сплетались из воловьей кожи, ими нижняя кромка паруса привязывалась к мачте, так как нижнего рея на греческих кораблях не было. Эти ремни были упруги, крепки и надежны - более надежны, чем остальные снасти, изготавливавшиеся из пеньки и, если верить Гомеру, истлевавшие за восемь-девять лет. Точно так же как это делал Одиссей, на кораблях настилался "помост" - полупалуба в носу и корме (среднюю часть занимали гребцы), огражденная релингами. "Крепко сколоченная палуба", которой Вакхилид снабжает корабль Тесея, - вероятно, просто поэтический образ. На кормовой полупалубе мог расстилаться "мягко-широкий ковер с простыней полотняной" (11б, XIII, 73) для отдыха командира корабля или почетного гостя. Находившийся здесь же алтарь гарантировал им личную неприкосновенность и приятные сновидения.

Бескилевые греческие суда неизвестны, и это естественно: их строительство было бы бессмысленным, ибо в Греции нет рек, подобных Нилу, да и те, что есть, почти все летом пересыхают. Поэтому даже рыбачьи лодки в большинстве случаев снабжались килем: люди рано подметили, что такая конструкция надежнее. Килевым, по свидетельству Вакхилида, был и "дивно строенный корабль" Тесея (24, с. 267). Плавания практиковались в пределах видимости берега, но они были достаточно далекими, так как можно обойти почти все Эгейское море, не теряя из виду сушу. От острова к острову, от архипелага к архипелагу, от Европы к Азии. Страх перед пучиной уступал место уверенности в себе, порой, быть может, даже излишней. Освоили греки и ночные плавания. Уже во времена Одиссея мореходов вели в открытом море звезды, созданные Атласом и разбитые на созвездия мудрым кентавром Хироном, составителем первой карты звездного неба (ею пользовались аргонавты), изобретателем армиллярнои сферы, учителем и наставником многих выдающихся личностей, полубогов и героев. Гомеру известны Сириус и Орион, неоднократно он называет Плеяды, Волопас и Медведицу. "Финикияне открыли без полюса ту невзрачную звезду, которую они признали надежнейшею руководительницей в своих ночных плаваниях, - пишет Э. Курциус, - в то время как греки предпочитали иметь путеводной звездой для мореплавания более блестящее созвездие Большой Медведицы; если они поэтому уступали финикиянам в точности астрономических определений, то во всем остальном они сделались их счастливыми соревнователями и соперниками. На этом основании они постепенно отодвигали назад финикиян; вот почему именно на берегу Ионического моря сохранилось так мало преданий о господстве финикиян на море" (85, с. 31-32). Если представлялась возможность, на ночь корабли приставали к берегу, чтобы команды могли отдохнуть (на судах не было даже намека на комфорт, если не считать вышеупомянутого ковра на палубе). В виду берега паруса убирались, мачта спускалась на канатах внутрь корпуса и закреплялась в специальном гнезде iotodokn, гребцы брались за весла и подгоняли корабль к берегу кормой вперед (чтобы не сломать или не завязить таран). Поэтому украшению кормы уделялось основное внимание. "Тонко резанная корма" Тесеева корабля (24, с. 268) была его "визитной карточкой". Если корабль попадал в порт, с носа отдавался каменный якорь, корму швартовали к причальному камню и спускали с нее трап или сходню. Обычно корабли имели два якоря - на носу и на корме, и у греков была поговорка: "Кораблю на одном якоре, а жизни на одной надежде не выстоять" (24, с. 405). А вот как выглядел порт того времени (11б, VI, 262-269):

С бойницами стены его окружают; Пристань его с двух сторон огибает глубокая; вход же В пристань стеснен кораблями, которыми справа и слева Берег уставлен, и каждый из них под защитною кровлей; Там же и площадь торговая вкруг Посейдонова храма, Твердо на тесаных камнях огромных стоящего; снасти Всех кораблей там, запас парусов и канаты в пространных Зданьях хранятся; там гладкие также готовятся весла.

Такие порты были редкостью. Чаще ночь заставала морехода в пустынной местности, и здесь он совершал тот же ритуал, только вместо швартовки корабль вытаскивался на берег, ставился на катки, предохранявшие корпус от повреждений и облегчавшие его подъем и спуск, и команда укладывалась спать. Если местность была небезопасна, корабли ограждали стеной. Иногда стена бывала настоящей, наподобие вала, в другом случае, судя по Гомерову эпитету "медная", просто выставлялась достаточно сильная стража в медных доспехах. Видимо, здесь все зависело от длительности стоянки.

С восходом солнца корабли стаскивались в воду и специальным шестом "двадцать два локтя длиною" (около 10 м), использовавшимся по мере необходимости и как отпорный крюк и как лот, выводились на глубину. Далее действия повторялись в обратном порядке: на тех же канатах поднималась и укреплялась в степсе мачта, разбирались и просовывались в ременные петли на планшире весла, ставились паруса. "Сперва мачта вытаскивалась наверх двумя форштагами, устанавливалась в степс со стороны кормы бакштагом. Один парус со своим реем поднимался и устанавливался с помощью брасов, чтобы поймать ветер. Наветренный шкот устанавливался быстро, и рулевой занимал свое место с подветренным шкотом в одной руке и румпелем - прикрепленным к рулевому веслу брусом - в другой. Чтобы укоротить парус, Гомеровы моряки использовали гитовы вместо рифов; лини бежали от рея, обматывались вокруг основания паруса и уходили под палубу. Они сворачивали парус к рею таким же образом, каким поднимаются венецианские жалюзи" (111, с. 38). Как и критские корабли, ахейские имели шпангоутный каркас и одну или несколько мачт. Гомер не указывает их количество, но можно по аналогии с Критом предположить, что ахейцы знали трехмачтовые суда. Несколько мачт и парусов имели "волшебные" корабли феаков, на корабле Одиссея была одна мачта, но не менее трех парусов.

Вообще детальное знакомство с гомеровским эпосом убеждает, что и техника судостроения, и приемы морского боя были тогда не так просты, как иногда считают. Вот еще пример. Агамемнон в молитве Зевсу упоминает (11а, II, 415), что он намерен сжечь ворота Трои "губительным огнем" (прnoai de nopos dnioio vvрetрa). Казалось бы, ничем не примечательная угроза. Еще один эпитет, их много у Гомера. Однако напомним мнение Эратосфена о том, что Гомер "никогда напрасно не бросает эпитетов" (33, С16). В XVI песне "Илиады" (122-124) подобным огнем пользуются и противники Агамемнона: ...Троянцы немедленно бросили шумный Огнь на корабль: с быстротой разлилось свирепое пламя. Так запылала корма корабля.

(Ведь корабли были вытащены на берег кормой вперед.) Тремя строчками ниже Ахилл в панике призывает на помощь Патрокла, крича, что "на судах истребительный пламень бушует", но огонь почему-то никто не гасит, хотя ничего не могло быть для греков чувствительнее, чем лишение кораблей. Почему?

Здесь есть неточность перевода. Дословно Гомер говорит о том, что по кораблю "внезапно разлилось негасимое пламя" (tnc d"aiya kat"aoBeotn keхvto флoe) - такое же, каким Агамемнон намеревался поджечь троянские ворота. Кстати, как он собирался это сделать: подойти на глазах защитников города и разжечь костер? И каким образом "бросили" огонь сами дарданцы?

Все убеждает в том, что мы имеем здесь дело с самым ранним упоминанием страшнейшего оружия, получившего впоследствии название "греческий огонь". Это был "истребительный пламень" в самом прямом смысле этого слова. Предлагалось много рецептов для реконструкции его состава. Автор IV в. до н. э. Эней Тактик в "Руководстве по осаде городов" упоминает состав смеси, использовавшейся в его время для зажигания неприятельских кораблей: ладан, пакля, опилки хвойных деревьев, сера и смола. Эти компоненты всегда были под рукой на суше и на море (сера и ладан использовались для культовых целей). Вероятно, были и другие составы. Византийцы применяли по крайней мере три вида "греческого огня": "жидкий", "морской" и "самопроизвольный". Но тактика его применения была одинаковой: смесью начиняли хрупкий глиняный шарик и метали его из стационарного или ручного устройства на неприятеля. При падении шарик раскалывался, и смесь самовоспламенялась, растекаясь во все стороны. Все это происходило одномоментно, создавая невообразимый шум ("шумный огнь") и вызывая сумятицу. Просмоленные корабли были вообще прекрасным горючим материалом, а такое пламя можно гасить только пеной, но греки, конечно, этого не знали и называли его aoBeotoe - "негасимым", "неудержимым", "неумираемым", "вечным". Как видно, это оружие было известно на обеих сторонах Эгейского моря как минимум с VIII в. до н. э., когда Гомер слагал свои гекзаметры.

Аналогичная проблема времени возникает, если затронуть еще один вопрос - вопрос, который стараются обойти по мере сил исследователи героической эпохи. "Троя не имела флота, и греки были безраздельными хозяевами моря" (111, с. 35). Эта фраза Л. Кэссона афористично выражает самую суть проблемы.

"Троя не имела флота..." Могла ли не иметь флота крупнейшая держава того времени, имеющая выход в Эгейское, Мраморное и Черное моря, владеющая островами, контролирующая Проливы настолько жестко, что вся остальная Эгеида вынуждена была в течение десяти лет отвоевывать для себя право плавать в Понте? Из того что Гомер не говорит ни слова о троянских кораблях, трудно делать выводы: ведь и Геродот ни разу не упомянул Рим, а Гомер - Тир, но никому на этом основании не приходит в голову утверждать, что этих городов в то время не было. По этой логике не менее правомерно и обратное заключение: Гомер умалчивает о кораблях троянцев именно потому, что они превосходили ахейские, и неизвестно, чем могла бы закончиться морская баталия. Чем закончилась сухопутная - известно.

Но если внимательнее вчитаться в Гомера, можно убедиться, что флот у троянцев был. Достойный флот. Настолько достойный, что введение его в действие могло бы пагубно отразиться на возвышенной героике гомеровских образов ахейских вождей. Гомеровские моряки во время бури "на помощь зовут сыновей многомощного Зевса, режут им белых ягнят, на носу корабельном собравшись" (39, с. 136). О состоянии же морского дела в Трое можно судить, например, по тому, что у Менелая служил кормчим троянец Фронтис, ...наиболее из всех земнородных

Тайну проникший владеть кораблем в наступившую бурю (11б, III, 282-283). Вполне естественно, что этот Фронтис был сыном Онетора - жреца Зевса Идейского. Онетор и сам почитался народом как бог. Медея, чувствовавшая себя в Понте как в собственном дворце, тоже была жрицей Гекаты и слыла в Колхиде волшебницей. У греков же не было еще жрецов, обремененных самой разнообразной информацией и секретами: функции жрецов совмещали цари - басилевсы. Лишь когда возвысится Дельфийский храм, когда он станет общегреческим святилищем, только тогда у других "земнородных" появятся флотоводцы и кормчие, не уступающие Фронтису, кормчие, способные, по словам Пиндара, за три дня предвидеть бурю (24, с. 139). Из приведенных слов Гомера следует, что троянский флот был несравненным в Эгейском море.

Причины троянской войны

Поэтому наиболее вероятно, что Троянская война началась именно с внезапного нападения на корабли Приама и их уничтожения. Только этим можно объяснить и такой загадочный факт, как превращение Сигея и Тенедоса дарданских корабельных стоянок - в корабельные стоянки ахейцев. Этому поражался много лет спустя Страбон: "...Корабельная Стоянка... находится так близко от современного города (Илиона. - А. С.), что естественно удивляться безрассудству греков и малодушию троянцев; безрассудству греков, потому что они держали Корабельную Стоянку столь долго неукрепленной... Корабельная Стоянка находится у Сигея, а поблизости от нее - устье Скамандра, в 20 стадиях от Илиона. Но если кто-нибудь возразит, что так называемая теперь Гавань Ахейцев и есть Корабельная Стоянка, то он будет говорить о месте, еще более близком к Илиону, приблизительно только в 20 стадиях от города..." (33, С598). Греки не заботились о безопасности своих кораблей, потому что знали о гибели троянского флота. Почему об этом не упомянул Гомер? Быть может, потому, что об этом рассказывалось в "Киприях" - первой из восьми книг "киклического эпоса" (до нас дошли только вторая и седьмая - "Илиада" и "Одиссея"), приписывавшихся Гомеру.

Некоторый свет на этот вопрос проливает Вергилий, начавший свою "Энеиду" там, где Гомер закончил "Илиаду". Вот тут-то и возникает проблема времени: пользовался ли Вергилий какими-либо неизвестными нам ранними источниками, или он перенес в героическую эпоху технические данные кораблей своего века?

Многое говорит за то, что Вергилий описывал корабли, чьи кормила держали в руках троянцы. Но очень уж подозрительно их сходство с описанными Гомером - ахейскими. Причем Вергилий охотно отмечает черты, общие для всех кораблей героической эпохи, и по возможности избегает детализации, неизбежно носящей национальные черты. Эти корабли, построенные Энеем из клена и сосны в лесах возле Антандра, многопарусные и килевые, способны выдерживать длительные переходы вне видимости берега; они точно так же швартовались кормой к берегу, и троянцы перебирались на сушу по сходням, поданным в кормовой части, или по трапам, спущенным с высокой кормы. В случае спешной высадки они спрыгивали прямо с бортов в воду, если она была не очень глубока (значит, корабли имели низкие борта), или скользили по веслам как заправские пираты. Упоминает Вергилий и некоторые другие детали, знакомые из Гомера: витые канаты, "шесты и багры с наконечником острым", расписную обшивку.

Но есть у него и такие подробности, каких у Гомера нет. Троянцы умели ходить галсами, ставя парус наискось к ветру, причем реи их кораблей поворачивались при помощи канатов, привязанных к их оконечностям - нокам; они прекрасно ориентировались по звездам; их корабли имели острые носы ростры; носили собственные имена, даваемые по фигуре, украшающей акротерий, а их опознавательным знаком ("флагом"), как и у финикийцев, служили прикрепленные на корме медные щиты; в отличие от ахейских эти корабли были "синегрудыми" (9, V, 122).

У Гомера упомянут стоскамейный (ekatocvyoc) корабль (11а, XX, 247). Греки таких кораблей не знали, количество их гребцов не превышало 50 (каждому гребцу полагалась отдельная скамья). Трудно поверить и в то, что такими длинными и малоповоротливыми судами владели троянцы. Может, Гектор попросту хвастался? Но ведь Гомер "напрасно не бросает эпитетов"... Неожиданное решение находим у Вергилия (9, V, 118-120): Вел "Химеру" Гиас - корабль огромный, как город, С силой гнали его, в три яруса сидя, дарданцы, В три приема они три ряда весел вздымали.

Первая в мире триера?! Трудно было бы переоценить это свидетельство, если бы оно, как и описание "греческого огня", принадлежало Гомеру, а не поэту века Августа. В другом месте (9, X, 207) Вергилий снова упоминает стовесельный корабль, умалчивая на этот раз о его конструкции. Но это уже более позднее время, когда триеры могли появиться.

А нельзя ли узнать, с какой скоростью водили дарданские кормчие свои корабли? Об этом можно судить по двум намекам Вергилия - и опять же с оглядкой на фактор времени. В начале своих скитаний Эней делает два перехода: Делос - Крит и Крит - Строфады. Их величина составляет соответственно примерно 210 и 320км. Вергилий указывает, что первый отрезок троянцы одолели к рассвету третьего дня, а второй - к рассвету четвертого (9, III, 117, 205). Руководствуясь его недвусмысленным указанием на круглосуточное плавание, можно заключить, что средняя скорость троянских кораблей была очень высока для того времени - 2,37-2,38 узла в штормовых условиях (для сравнения: корабль Одиссея плыл со средней скоростью 1,35 узла; во времена Геродота этот показатель увеличился до 2,5 узла, а во времена Плиния - до 4 узлов). Здесь, возможно, как раз тот случай, когда Вергилию можно не поверить: он явно перенес на корабли героической эпохи скорости судов более позднего времени.

Троянская война подорвала могущество всех этих великолепных флотов предмета гордости, славы, соперничества и зависти. "Народы моря" больше не тревожили покой фараонов. Хотя талассократами Эгейского моря, по словам Диодора, стали после Троянской войны фракийцы, они не решались удаляться от своих берегов. Подлинными, безраздельными властителями морей остались финикийцы. Именно их можно с полным правом назвать победителями в Троянской войне: они выиграли ее, наблюдая за битвами с Солимских высот.