Гибель африканской цивилизации. Мировые цивилизации

Некоторые полагают, что до прибытия европейцев в черной Африке не было цивилизации. На самом же деле, черные африканцы могут похвастаться куда более древними корнями своей великой культуры, чем большинство европейцев. Керма — государство такое же древнее, как Египет.

Пирамиды Мероэ. Картинка фонда wikimedia

В древнеегипетских документах часто упоминается область Нубия к югу от страны фараонов. Она располагалась между первым и шестым порогами Нила и была населена чернокожими людьми. Нубия – египетское название, произошедшее от слова «нуб», то есть золото. Именно золото, рабы, слоновая кость и прочие дорогие для египтян товары поступали с юга. Египтяне организовывали туда военные экспедиции и захватывали части этой страны. Однако случалось и обратное. Около 760 года до нашей эры в Египте воцарился фараон-нубиец Кашта. Он основал двадцать пятую династию, которая успешно правила страной на Ниле около ста лет.
Кто же были эти нубийцы? Что мы вообще знаем о них? Первые археологические раскопки в верхнем течении Нила начались еще в XIX веке. Археологи довольно быстро установили, что имеют дело с развитой цивилизацией, строившей собственные пирамиды, имевшей письменность и обширные торговые связи не только с Египтом, но и другими областями Африки. Изначально предполагалось, что эта цивилизация выросла в результате общения нубийцев с древними египтянами, заимствования с севера передовых технологий, форм правления и хозяйствования. Но раскопки второй половины XX – начала XXI века постепенно заставили пересмотреть эту концепцию.
Во-первых, археологи установили, что чернокожие жители южной части долины Нила сами были создателями передовых технологий. Уже в 6 тысячелетии до нашей эры они перешли от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. То есть примерно тогда же, когда и жители ближневосточного «плодородного полумесяца», считавшегося до недавних пор прародиной всех земледельческих и скотоводческих культур. В 1977 году группа швейцарских археологов приступила к раскопкам древнего города Керма, расположенного на восточном берегу Нила . Швейцарцы установили, что город был основан в середине четвертого тысячелетия до нашей эры, а к началу третьего тысячелетия до нашей эры превратился в крупный по тем временам мегаполис, вполне сравнимый по размерам с египетскими столицами. Были обнаружены просторные помещения, по-видимому являвшиеся жилищами вельмож. При них жили ремесленники. Сельскохозяйственные продукты хранили в глиняных горшках, на узких горлышках которых делались специальные утолщения. Как полагают, для того, чтобы ставить на них печати. Это говорит о развитой системе учета благосостояния древних африканцев. В середине третьего тысячелетия до нашей эры на берегу Нила был построен крупный порт.
В 2600 году до нашей эры Керма превратилась в центр большого и сильного государства. Когда в 1786 году до нашей эры пришедшие из Синайского полуострова скотоводы-гиксосы захватили дельту Нила, кермиты (назовем их так) воспользовались ослаблением Египта и подчинили себе его южные области. Естественно, они что-то заимствовали у египтян, но, как уверены современные археологи, египтяне тоже перенимали многие черты культуры своих чернокожих соседей. В 1550 году до нашей эры фараон Яхмос изгнал гиксосов, а затем приступил к завоеванию златообильной Нубии. Керма пала под ударами армии этого талантливого полководца.
Завоевав Нубию, египтяне столкнулись с другими государствами к югу и западу от Кермы. В египетских документах перечисляются их названия: Вават, Темех, Ирджет, Сетджу и Ям. Возможно, ранее они находились в зависимости от Кермы, но затем начали вести независимую политику. В XVI веке до нашей эры египтянам удалось продвинуться дальше на юг, создав наместничество под названием Куш. Оно управлялось египетскими чиновниками. В 1070 году до нашей эры кушиты избавились от пришельцев с севера и провозгласили независимость.
Первой столицей Куша стал богатый город Напата на Голубом Ниле примерно . Его правители успешно расширяли свои владения, и один из них Кашта даже завоевал Египет. Но об этом я уже написал выше. Примерно в то же время второй столицей Куша стал соседний с Напатой город Мероэ . К 280 году до н. э. Мероэ вытеснил Напату, так что в дальнейшем принято говорить о государстве Мероэ.
Мероиты создали вполне независимую от Египта цивилизацию. Они разработали собственную систему иероглифического письма, строили пирамиды, намного меньше египетских, но при этом применяли совершенно отличные от египтян технологии. Основой существования Мероэ было сельское хозяйство. Земледелием занимались лишь вдоль долины Нила, а на бескрайних саваннах доминировало пасторальное скотоводство. Однако в другие страны мероиты вывозили не зерно, не молоко и не мясо. Они научились добывать и обрабатывать железо, которое и превратилось в их главный товар. Кроме того, из Мероэ вывозили ткани и ювелирные изделия.
После завоевания Египта римлянами в 30 году до н. э. у Мероэ начались серьезные проблемы. После короткого периода столкновений римляне и мероиты заключили мирный договор, разделив между собой южные области Египта. При императоре Нероне в Мероэ с исследовательскими целями была послана преторианская когорта. Но на этом контакты мероитов с севером ограничились. Торговля постепенно угасла. Богатое государство пришло в упадок. В начале нашей эры археологи зафиксировали исход из этой части Судана племен пастухов-нилотов в Восточную Африку. Среди них были предки современных масаев. Что заставило людей бросать насиженные места? Возможно, внутренние войны. Или изменение климата, который становился все более прохладным, и на место саванн с севера надвигалась пустыня. Город Мероэ просуществовал до 330 года нашей эры, пока не был завоеван более могущественной африканской империей Аксум. Но остатки его древних зданий и пирамид сохранились до нашего времени и, между прочим, внесены ЮНЕСКО в список всемирного наследия.

Дмитрий Самохвалов

Понравился материал? Поделитесь им в социальных сетях
Если у вас есть, что добавить по теме, не стесняйтесь комментировать

Большинство ведущих ученых, изучающих цивилизации, кроме Броделя, не признают отдельной африканской цивилизации. Север Африканского континента и его восточное побережье относятся к исламской цивилизации. Эфиопия исторически сама по себе составляла цивилизацию. Во все другие страны европейский империализм и поселенцы привнесли элементы западной цивилизации. В Южной Африке поселенцы из Голландии, Франции, затем из Англии насадили мозаичную европейскую культуру. Что самое главное, европейский империализм принес христианство на большую часть континента к югу от Сахары. По всей Африке еще сильна племенная идентификация, но среди африканцев быстро возрастает чувство африканской идентификации, и, по-видимому, Африка “ниже” Сахары (субсахарская) может стать отдельной цивилизацией, вероятно, с ЮАР в роли стержневого государства.

Религия является центральной, определяющей характеристикой цивилизаций, и, как сказал Кристофер Даусон “великие религии - это основания, на которых покоятся великие цивилизации”. Из пяти “мировых религий” Вебера, четыре - христианство, ислам, индуизм и конфуцианство - связаны с основными цивилизациями. Пятая, буддизм - нет. Почему так случилось? Как ислам и христианство, буддизм рано разделился на два течения и, как христианство, не выжил на земле, где зародился. Начиная с первого столетия нашей эры одно из направлений буддизма - махаяна - было экспортировано в Китай, затем в Корею, Вьетнам и Японию. В этих буддизм был в различной степени адаптирован, ассимилирован местными культурами (в Китае, например, в форму конфуцианства и даосизма) или запрещен.

Таким образом, в то время как буддизм остается важной составляющей культуры в этих обществах, они не являются частью буддийской цивилизации и не идентифицируют себя подобным образом. Однако в Шри-Ланке, Бирме, Таиланде, Лаосе и Камбодже существует то, что можно по праву назвать буддийской цивилизацией теравады. Кроме того, население Тибета, Монголии и Бутана исторически приняло ламаистский вариант махаяны, и эти общества образуют второй район буддистской цивилизации. Однако наиболее важен тот факт, что существует явное отличие буддизма, принятого в Индии, от его адаптации в существующую культуру в Китае и Японии. Это означает, что буддизм, являясь одной из главных религий, не стал базой ни для одной из основных цивилизаций.

В настоящее время страны Африки являются беднейшими на планете. Последствия колониальной политики европейцев, более 500 лет не дававшей нормально развиваться большей части человечества ещё не скоро изживут себя окончательно. На протяжении всего этого периода представители белой расы отнимали у местных аборигенов все их богатства, ничего не давая взамен.

Обладая бесспорным технологически преимуществом над представителями коренных народов, колонизаторы даже придумали целую теорию о том, что, дескать, отсталые народы в корне отличаются от нормальных людей, поэтому никаких прав, свойственных «белым людям» у них быть не должно.

Впрочем, со временем, было рождено и другое оправдание - в виде сказок о «бремени белой расы», несущей отсталым народом свет знаний и просвещения…

Как бы то ни было, учитывая крайне низкий уровень развития африканского населения, слишком долгое время считалось, что, собственно, так было всегда. Учёным миром подразумевалось, что в Африке никогда и не существовало никакой мало-мальски развитой цивилизации, кроме египетской. Да и то, египтяне не были африканцами в полном смысле этого слова - они ведь были не чернокожими.

Однако, именно исследование Древнего Египта и приоткрыло завесу тайны, окружавшую таинственные цивилизации Африки. Комизм ситуации заключался в том, что первое упоминание о них было на том самом артефакте, с которого и началась официальная египтология - Палермском камне.
Этот артефакт состоит из 4-х частей, расположенных в крупнейших музеях мира (ни один из которых не находится в Африке - вот к чему привели колониальные грабежи). Датируется он 5-й династией фараонов, то есть примерно 2400 годом до нашей эры. Среди всего прочего на этом камне упоминается государство Пунт, расположенное в западной части Центральной Африки.

Причём, это государство не просто упоминается, а говорится о том, что фараон Сахура (правивший примерно в 2500 г до н.э.) отправил в Пунт торговую экспедицию, которую возглавил лично. Это вообще нонсенс, если фараон куда-либо выезжал из страны, кроме, как на войну. Даже переговоры о мире со всякими князьками подписывались в Египте, поскольку ездить по отдалённым провинциям и городишкам варваров фараонам было «не по чину».

Со временем фактов особого отношения к Пунту прибавилось. Путешествия с подобными экспедициями в Пунт предпринимались множеством фараонов - от того же Сахуры аж до Рамзеса 3-го, правившего в 1180 г. до н.э. То есть, на протяжении почти полутора тысяч лет фараоны регулярно ездили в Пунт лично. И даже дело было не в расстоянии в несколько тысяч километров: Единственный раз, когда фараон зачем-то выезжал из Египта, это был случай подписания мирного договора с Хеттским царством и подписывал его не кто-нибудь, а лично Рамзес 2-й Великий. Но это был очень уж особый случай, поскольку египетско-хеттская война и последовавший за ней династический брак египетской и хеттской династий на долгие столетия поменяли политическую карту Древнего мира.

Однажды даже имел место совсем уж удивительный случай. Единственная женщина-фараон, Хатшепсут, жившая через тысячелетие после Сахуры, именно во время путешествия в Пунт «проморгала» бунт её зятька, Тутмоса 3-го и лишилась власти. То есть фактически, поездка в Пунт для неё была важнее сохранения трона.

В этой связи возникает два серьёзнейших вопроса. Первый - почему фараоны, фактически тогдашние правители всего прогрессивного человечества за чем-то ездили на поклон к никому не известным чернокожим? Не то, чтобы египтяне были расистами, но к представителям чёрной расы у них было немного предвзятое отношение. Так повелось ещё со времён Нармера - первого фараона объединённого Египта, постоянно воевавшего с представителями Нубии и других государств, находившихся на южной границе. Чернокожие нубийцы постоянно терпели от египтян поражения и, естественно, египтяне смотрели на них, как и на всех им подобных, немного свысока.

И второй вопрос - а чем же торговали жители Пунта, что египетские фараоны время от времени контролировали эту торговлю лично?

В одном из папирусов пятой династии упоминается перечень товаров, которые Пунт отправлял в Египет. Среди массы полезных и нужных вещей, как то дрессированные обезьяны, ягуары и краски для волос была одна, казалось бы, малозначимая деталь - ароматические масла и благовония. Именно их в большом количестве Египет закупал у Пунта. Причём, расплачиваясь самым дорогим товаром того времени - рабами. Египтяне, несмотря на большое количество войн, пленников захватывали относительно редко, поэтому рабы ценились достаточно дорого.

Почему же были так важны благовония и ароматические масла для жителей Египта? Да всё очень просто - эти ресурсы использовались при ритуальной мумификации. Если учесть тот факт, что для жителей Египта загробная жизнь была гораздо важнее земной, то, как бы всё становится на свои места. Египетская верхушка, жрецы и фараоны, были зависимы от стратегического ресурса, который были вынуждены покупать у Пунта.

Но это ещё не самое интересное. Считается, что Египет на тот момент был передовой технической державой, почему же он не смог освоить производство этих товаров в своём государстве? Ведь климат Пунта и Египта мало чем отличались, и выращивать растения, из которых получают эти компоненты, можно было бы без проблем. Однако, египтяне сделать этого не смогли.

Причины этого могут быть самые разные, но, когда развитое государство не может освоить важные для него технологии и остаётся зависимым от внешнего поставщика, это, по меньшей мере, странно. Вполне возможно, что Египет был не таким уж и продвинутым государством и Пунт был гораздо развитее, а, возможно, и сильнее Египта.

Намёки на то, что Египетское царство критически зависимо от своего сильного южного соседа иногда проскакивают в тех или иных источниках. Естественно, говорится об этом не прямо. Оно и понятно - практически все дошедшие до нас источники из Древнего Египта отзываются о государстве и его руководителях исключительно в хвалебном и пафосном тоне. Практически нигде нельзя найти критики власти или существующего строя. Единственный случай, когда власть Египта представляется в отрицательном свете - это правление Эхнатона. Но там всё ясно: совершившие государственный переворот люди, взявшие после него власть, хотели даже стереть имя Эхнатона из истории (в прямом смысле - скалывая его имя с гранитных стел). Естественно, они отзывались о своём предшественнике весьма нелестно.

После завоеваний Рамзеса 2-го Египет наконец-то смог избавиться от неприятной необходимости что-то у Пунта покупать. Необходимые для ритуалов предметы поставлялись в страну из Ливана и Междуречья. Кроме того, после этих завоеваний вектор направленности египетской политики был направлен не на юг, а на север. Основными задачами теперь были порабощение Иудейского царства и дальнейшая экспансия на северо-восток. А Пунт после этого остался в сознании египтян как мифическая страна, населенная полубогами и сказочными существами. А ещё лет через 500 о нём вообще забыли…

Что же эта была за страна, кто населял её? В настоящее время мало что известно об этом уникальном историческом явлении. Археологи только начали активные поиски ушедшей цивилизации. Возможно, в будущем нам откроются новые тайны древних жителей Африки, и кто знает, возможно, учебники истории будут снова переписаны…

Одна из противоборствующих на мировой арене цивилизаций, наряду с Западной, Исламской, Латиноамериканской, Православной, Сино-Китайской, Индуистской, Буддистской и Японской. Включает в себя Африку южнее Сахары, кроме ЮАР, которую часто относят к Западной цивилизации. Религией Африканской цивилизации является либо «привезённое» европейскими колонизаторами христианство (чаще католическое или протестантское , но также иногда и православное : см. Александрийская православная церковь), либо местные традиционные верования: шаманизм , анимизм , язычество . В Северной Африке (Магриб) преобладает Исламская цивилизация.

История

Первой страной Африканской цивилизации был Древний Египет . Затем Нубия , Сонгай , Гао , Мали , Зимбабве . Последними, уже в XVIII веке , возникли Зулуленд и Матабелеленд . Все эти африканские государства вначале были ослаблены в результате междоусобиц, а затем захвачены иноземцами (Древний Египет был завоёван Римской Империей , государство зулусов - Британской). К 1890 году , 90 % территорий Африки контролировали европейские колониальные империи , часто вступавшие в конфликты в том числе из-за колоний на этом континенете (см. Драка за Африку), и было всего два независимых государства - Либерия и Эфиопия . Но уже в 1910 году автономию в составе Британского Содружества получил ЮАР , в 1922 Египет , в 1941 британцы изгнали из Эфиопии войска Фашистской Италии . Однако масштабная деколонизация началась только после окончания Второй Мировой . На данный момент почти все страны являются формально независимыми от своих бывших метрополий ; однако на практике, всё ещё сильно зависят от них экономически, так как большинство из них очень бедны (Африка - самый бедный континент в мире , единственной развитой страной является ЮАР). На данный момент, перспективы развития Африканских стран очень туманны. Специалисты утверждают, что население продолжает увеличиваться за счёт традиционно высокой рождаемости, а экономика очень слаба и будет не в состоянии прокормить такое большое население. Такое человечеству предсказывал Мальтус .

См. также

Напишите отзыв о статье "Африканская цивилизация"

Примечания

Ссылки

  • «Столкновение цивилизаций » Хантингтона. Хантингтон С. . - М .: АСТ, 2003. - ISBN 5-17-007923-0

Отрывок, характеризующий Африканская цивилизация

Когда он вернулся назад в комнату, Пьер сидел на том же месте, где он сидел прежде, опустив руки на голову. Лицо его выражало страдание. Он действительно страдал в эту минуту. Когда капитан вышел и Пьер остался один, он вдруг опомнился и сознал то положение, в котором находился. Не то, что Москва была взята, и не то, что эти счастливые победители хозяйничали в ней и покровительствовали ему, – как ни тяжело чувствовал это Пьер, не это мучило его в настоящую минуту. Его мучило сознание своей слабости. Несколько стаканов выпитого вина, разговор с этим добродушным человеком уничтожили сосредоточенно мрачное расположение духа, в котором жил Пьер эти последние дни и которое было необходимо для исполнения его намерения. Пистолет, и кинжал, и армяк были готовы, Наполеон въезжал завтра. Пьер точно так же считал полезным и достойным убить злодея; но он чувствовал, что теперь он не сделает этого. Почему? – он не знал, но предчувствовал как будто, что он не исполнит своего намерения. Он боролся против сознания своей слабости, но смутно чувствовал, что ему не одолеть ее, что прежний мрачный строй мыслей о мщенье, убийстве и самопожертвовании разлетелся, как прах, при прикосновении первого человека.
Капитан, слегка прихрамывая и насвистывая что то, вошел в комнату.
Забавлявшая прежде Пьера болтовня француза теперь показалась ему противна. И насвистываемая песенка, и походка, и жест покручиванья усов – все казалось теперь оскорбительным Пьеру.
«Я сейчас уйду, я ни слова больше не скажу с ним», – думал Пьер. Он думал это, а между тем сидел все на том же месте. Какое то странное чувство слабости приковало его к своему месту: он хотел и не мог встать и уйти.
Капитан, напротив, казался очень весел. Он прошелся два раза по комнате. Глаза его блестели, и усы слегка подергивались, как будто он улыбался сам с собой какой то забавной выдумке.
– Charmant, – сказал он вдруг, – le colonel de ces Wurtembourgeois! C"est un Allemand; mais brave garcon, s"il en fut. Mais Allemand. [Прелестно, полковник этих вюртембергцев! Он немец; но славный малый, несмотря на это. Но немец.]
Он сел против Пьера.
– A propos, vous savez donc l"allemand, vous? [Кстати, вы, стало быть, знаете по немецки?]
Пьер смотрел на него молча.
– Comment dites vous asile en allemand? [Как по немецки убежище?]
– Asile? – повторил Пьер. – Asile en allemand – Unterkunft. [Убежище? Убежище – по немецки – Unterkunft.]
– Comment dites vous? [Как вы говорите?] – недоверчиво и быстро переспросил капитан.
– Unterkunft, – повторил Пьер.
– Onterkoff, – сказал капитан и несколько секунд смеющимися глазами смотрел на Пьера. – Les Allemands sont de fieres betes. N"est ce pas, monsieur Pierre? [Экие дурни эти немцы. Не правда ли, мосье Пьер?] – заключил он.
– Eh bien, encore une bouteille de ce Bordeau Moscovite, n"est ce pas? Morel, va nous chauffer encore une pelilo bouteille. Morel! [Ну, еще бутылочку этого московского Бордо, не правда ли? Морель согреет нам еще бутылочку. Морель!] – весело крикнул капитан.
Морель подал свечи и бутылку вина. Капитан посмотрел на Пьера при освещении, и его, видимо, поразило расстроенное лицо его собеседника. Рамбаль с искренним огорчением и участием в лице подошел к Пьеру и нагнулся над ним.
– Eh bien, nous sommes tristes, [Что же это, мы грустны?] – сказал он, трогая Пьера за руку. – Vous aurai je fait de la peine? Non, vrai, avez vous quelque chose contre moi, – переспрашивал он. – Peut etre rapport a la situation? [Может, я огорчил вас? Нет, в самом деле, не имеете ли вы что нибудь против меня? Может быть, касательно положения?]

Африка внесла свой (специфический) вклад в современную общемировую цивилизацию. К сожалению, в отношении этого региона было особенно много однобоких оценок, различного рода штампов и просто заблуждений. Объективно оценить африканский вклад необходимо, чтобы правильно представлять сегодняшнюю Африку и лучше понять ее насущные проблемы.

Ранее мы уже выяснили, что именно Африка была родиной . Правда, развитие производящего хозяйства здесь началось гораздо позднее, чем в Азии, но это говорит не об отсталости африканских народов, а о том, что объективной необходимости в этом не было. В местных условиях человек и так себя мог прокормить. Еще за 5 тыс. лет до н. э. в Африке не было крупных пустынь - человек жил на территории современной Сахары и в Калахари, занимаясь охотой, рыболовством, собирательством. Это была благодатная, довольно хорошо увлажненная лесостепь. Озеро Чад занимало площадь в 8 раз больше современной. В его окрестностях были средиземноморские леса, в которых водилось довольно много крупных животных.

Начавшееся высыхание территории, вызванное колебаниями климата, а также выжиганием лесов, привело к гибели культурного очага в Сахаре (к середине III тысячелетия до н. э.). В этот же период установились современные границы Сахары. На крайнем северо-востоке Африки с IV-III тысячелетия до н. э. существовала древнеегипетская (нильская) цивилизация, которая на протяжении последующих нескольких тысячелетий стала ведущей в Африке, да и, пожалуй, во всем мире.

Хозяйственное развитие Древнего Египта изучалось на уроках истории, но следует сказать о том, что именно здесь очень высокого уровня достигла ирригация, система функционирования которой в значительной степени сохранилась до сих пор. В III тысячелетии до н. э. на Ниле была возведена крупная плотина - высотой около 15 м - для снабжения города Мемфиса . Два тысячелетия спустя был построен т. н. Канал Фараонов, который связал дельту Нила с Красным морем.

Аридизация климата привела к неустойчивости ирригационного хозяйства и постепенно к возникновению совершенно новых форм поселений - городов. В V-III тысячелетиях до н. э. в Египте было уже множество городов, в т. ч. и столица - Фивы. В это же время стали возникать первые города в Месопотамии. Хозяйство в Древнем Египте достигло очень высокого уровня.

В III-I тысячелетиях до н. э. на крайнем западе Африки, в бассейнах рек Сенегал, Нигер и Конго также сложились культурные очаги, однако их уровень был значительно ниже по сравнению с древнеегипетским.

Африканская цивилизация очень непохожа на другие «мировые региональные цивилизации». Основу ее составляет гармоничное сосуществование с природой. Подобное сосуществование географы называют «естественным встраиванием в природу». Полный симбиоз человека и природы определил очень многое в традиционной африканской жизни - от особенностей психологии людей до специфических типов хозяйства.

Традиционное хозяйство Африки часто представляют примитивным и совершенно неэффективным. Давайте попробуем разобраться, так ли это.

В любом справочнике вы найдете данные, свидетельствующие о низкой урожайности в растениеводстве, о малой продуктивности животноводства. При этом «за кадром» остается важнейшая специфическая черта традиционного африканского хозяйства - его максимально высокая продуктивность в расчете на единицу вложенного труда!

После этого резонно задать вопрос: почему африканцы так мало работают? Большинство ученых объясняли слабое распространение трудоемких технологий в аграрном секторе Африки консерватизмом местных крестьян, архаичными социальными структурами африканского общества.

Природные условия Африки, для которых характерны высокие температуры и влажность, ведет к быстрой порче продуктов, что ограничивает возможности их хранения. Африканцы давно уже поняли, что в этих условиях просто неразумно заготавливать впрок какие-либо продукты (или сырье для их последующего изготовления). Поэтому «единственно надежной формой их сбережения и накопления становится охрана и умножение их естественных источников (т. е. природной среды)». За многие сотни и даже тысячи лет африканские крестьяне отработали свои методы в растениеводстве, подобрали подходящие к местным условиям сорта растений, разработали свою систему содержания скота. В Африке традиционно выращивают культуры с различными сроками их уборки, посевная продолжается почти круглый год. Основная идея подобной агросистемы состоит в том, чтобы собирать урожай частями, но несколько раз в год. Именно этим можно объяснить, что главными продовольственными культурами, выращиваемыми в Африке, стали просо, сорго и другие, которые по европейским меркам относятся к неэффективным (они малоурожайны).

Тропики и экваториальный пояс представляют собой очень хрупкую экосистему, нарушения в которой из-за хозяйственной деятельности человека чрезвычайно болезненны. Плодородие почв быстро иссякает, нужно переходить на другой участок, давая «утомленному» несколько лет отдохнуть. Теперь всем известно о вреде подсечно-огневого земледелия в Африке, но забывают о том, что катастрофические масштабы подобного землепользования характерны для территорий, на которых внедряется «европейский интенсив». Африканцы всегда знали, до каких пределов можно расчищать и сжигать лес, на сколько лет нужно оставить невспаханным тот или иной участок. Применительно к Африке говорят даже о т. н. лесном земледелии, при котором получение самого урожая является лишь одним из многих его и часто даже далеко не самым главным.

Единство человека и природы в Африке повлияло и непосредственно на человека. Выделяют и специфические черты африканского характера. По мнению ученых, именно этим объясняется африканская общительность и доброжелательность, удивительная природная ритмичность, но вместе с тем и импульсивность. Этим же объясняют и косность, апатию, слабо выраженное желание что-нибудь изменить. Вспомните, что индейцы в Америке, в основной своей массе, готовы были пойти лучше на смерть, чем жить и работать в условиях неволи. Только африканцы смогли выжить в этих нечеловеческих условиях!

Африканская культура и цивилизация очень непохожи на западную (европейскую) с ее ярко выраженным индивидуальным началом. Вместе с тем она близка в этом плане индийской и китайской культурам, в которых нашли отражение принципы «коллективизма». «Общность людей - одна из стержневых ценностей в Африке». При этом коллективизм в Африке понимается очень широко - не только как общность людей. Человеку отводится равное место в сложнейшей африканской общине, вместе с «высшей силой», стоящей высоко над всеми различными духами (в т. ч. духами-людьми, давно умершими), животным и растительным миром, а также неодушевленной природой.

Совершенно непохожа на европейскую и африканская семья, которая включает в себя не только ныне здравствующих, но и умерших и даже еще не родившихся. Согласно африканским воззрениям человек как личность может существовать только в «неразрывной связи с умершими и еще не родившимися. Это единая нить жизни - так считают в Африке. Умерших хоронят совсем близко от дома, или даже внутри него. «Живые буквально ходят по могилам родных, признавая их продолжающееся присутствие в мире и почитая их жертвоприношениями, едой и питьем, поминанием их имен, заклинаниями и ритуалами, данными в честь умерших именами детей». Поэтому говорят, что в африканской семье всегда присутствуют «живые покойники». Живые, однако, должны заботиться не только об умерших, но и о тех, кто должен родиться, «высвободить их из небытия, дать им форму, тело, допустить к участию в жизни общества».