Главные герои сказка детство никиты алексей толстой. Исследовательская работа Формирование характера Никиты (по повести А

Год написания: 1922

Жанр: рассказ

Главные герои: Никита - мальчик-первоклассник, Мишка и Степка - его друзья

Род Толстых подарил нам немало замечательных книг, краткое содержание рассказа «Детство Никиты» для читательского дневника - одна из них.

Сюжет

Никите трудно слушать своего учителя. Он смотрит в окно, и ему кажется, что солнце, зеленые луга, речка и вся природа задорно зовут его играться и развлекаться. Но учитель умный - он разговаривает с родителями мальчика так, что тому приходится слушать его уроки. Никита любит зиму - строить снежные норки, прятаться в них и играть. Еще он много играет в старом деревянном доме с Мишкой и Степкой. У него есть сестренка Лиля, к которой он испытывает невероятную любовь и нежность. С сестренкой они нашли кольцо своей прабабушки и восхитились находкой - ведь они столько слышали о большой любви прабабушки и прадедушки. Играм приходит конец, когда мальчику пора готовиться ко второму классу школы.

Вывод (моё мнение)

Детство - веселая и беззаботная пора. Она играет важную роль в формировании личности, мы вспоминаем детство, будучи взрослыми, и у нас приятно щемит в сердце. Только дети вправе находить развлечения во всем, никогда не скучают и видят это мир иначе.


Литературное чтение 4 класс (Перспектива)

Тема урока: А. Толстой. «Детство Никиты». Смысл рассказа
Цель урока:
продолжить работу над произведением,отрабатывать навык беглого выразительного чтения: учить делить текст на части;составлять план; развивать речь учащихся, память,мышление.
Задачи урока:

    Учить определять учебную задачу;

    Учить планировать выполнение учебной задачи;

    Создать благоприятный эмоциональный настрой;

    Вспомнить содержание рассказа;

    Формировать умение работать с текстом;

    Продолжить работу по развитию речи, памяти, критического мышления;

    Формировать умение работать в группе.

Перечень оборудования к уроку:

    Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеообразоват. организаций в комплекте с аудиприл. на электрон. носителе. В 2ч. Ч.1/ Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 158 с. : ил. – (Академический школьный учебник) (Перспектива);

    Фонограмма песни «Остров детства» в исполнении М. Боярского;

    Рабочие тетради в клетку по литературному чтению,
    карточки с планом для учащихся.

Планируемые результаты

Предметные:

    Определять, какое настроение создают прочитанные произведения.

    Давать характеристику литературным героям, на основе прочитанного произведения.

Метапредметные:

    Определять учебную задачу урока.

    Планировать выполнение учебных действий в соответствии с поставленной учебной задачей.

    Осуществлять логическое действие анализ с выделением существенных и несущественных признаков.

    Осуществлять логическое действие сравнение по заданным и самостоятельно выбранным критериям.

    Осуществлять логическое действие обобщение.

    Доносить свою позицию до других, аргументируя её.

Личностные:

    Сравнивать свои черты характера с чертами характера литературных героев;

    Оценивать черты своего характера;

    Определять, какие черты являются главными и определяющими;

    Мотивировать к учебной деятельности;

    Развивать навыки сотрудничества в разных ситуациях.
    Ход урока:
    1. Оргмомент
    2.Речевая разминка
    Что такое детство?
    Детство - это сладость,
    Это когда даже
    Дождь и холод в радость.
    Детство - это сказки,
    Чебурашка с Геной,
    Всё вокруг прекрасно,
    Необыкновенно.

    (Чтение жужжащим способом, медленно,с ускорением,выразительно)
    -Что вы можете сказать о таком периоде жизни человека,как детство?
    - Кто слышал выражение «остров детства»?
    – Как понимаете его?
    – Закройте глаза, сядьте поудобнее. Я приглашаю Вас в путешествие к «острову детства».

    (Звучит 1 куплет и припев песни «Остров детства» в исполнении М. Боярского.)
    – Какие у Вас возникли эмоции?
    – Почему именно эту песню я
    взяла для урока?
    3.Самоопределение к деятельности
    -
    Сегодня мы продолжаем разговор о произведении А. Толстого «Детство Никиты». Попробуйте сформулировать цели урока.
    4.Работа по теме урока
    а)-Дома вы прочитали произведение А. Толстого. Урок начнём со словарной работы .
    Каретник -сарай для карет и др. экипажей.
    Верстак -станок для столярной работы.
    Башлык -шапка с двумя длинными концами, которые обматывали вокруг шеи. Прерия –обширная североамериканская степь.
    -Подберите
    синонимы к словам хмурый, сберечь .
    -Подберите
    антонимы к словам состариться, трудиться .
    б)Чтение вслух первой части «Солнечное утро».Определение главной мысли этой части.
    в)Работа в паре. Придумывание вопросов по содержанию к одноклассникам.
    5.Физкультминутка
    6.Продолжение работы по теме.
    а)Чтение второй части произведения «Аркадий Иванович» по ролям.
    - Проследите по тексту, какие отношения были у Никиты с мамой, с учителем.

    б)Чтение третьей части «Сугробы» учащимися « до первой ошибки».
    в)Беседа.
    -Какое настроение было у Никиты?
    -Что создало ему такое настроение?
    -Хотел ли Никита обмануть учителя?
    Почему мальчик увидел так много на улице? Любит ли он свою родную землю?
    - С каким настроением испытывал Никита скамейку?Какие слова использовал автор,чтобы передать его впечатления?
    -Какие зимние забавы любите вы? Принимают ли в них участие ваши родители?
    -Почему Никита взбирается под самый мыс и копает пещеру?
    -Определите главную мысль этой части.
    г)Чтение части «Таинственное письмо» «по цепочке»
    -Какое письмо все ждали?
    -Как думаете,о чём оно?(Предположения детей)
    д)Работа с деформированным планом (карточки).Восстановление..Работа в паре.
    *Воздух защипал в носу.
    *По хрустящим ступенькам.
    *Снежные мысы над Чагрой.
    *Скамейка сама пошла с горы.
    *Фигурка Аркадия Ивановича.
    *Снежная пещера.
    *Диалог учителя и Никиты.
    7.Рефлексия.
    -Выберите предложение и продолжите его.
    -Сегодня на уроке я узнал(а)…
    -На этом уроке я похвалил(а) бы себя за…
    -После урока мне захотелось…
    -Сегодня я сумел(а)…
    8.Итоги урока.
    -В чем смысл данного произведения?Чему учит нас автор?
    9.Домашнее задание.
    Подготовить пересказ части «Сугробы» по восстановленному плану. Придумать продолжение,связанное с таинственным письмом.

«Детство Никиты» - повесть А. Н. Толстого, опубликованная в 1922 году. Повесть навеяна воспоминаниями писателя о далеком детстве. Главного героя он назвал в честь своего сына Никитой. Сыну же и посвящена эта повесть.

Сюжет повести

Можно отметить, что сюжета как такового в повести нет. Произведение автобиографичное, писатель вспоминает годы своего детства и делится этими воспоминаниями с читателями. Реальное название толстовской усадьбы, где он жил в детстве тоже Сосновка.

Образы матери и отца Никиты почти в точности повторяют реальных родителей самого А. Толстого. Так же друзья Никиты имеют сходство с реальными детьми, друзьями автора.

Повествование от третьего лица позволяет, немного отстранившись, оценить пору собственного детства. М автор оценивает его как абсолютно счастливое, безмятежное и спокойное время.

Восприимчивый и любознательный ребенок Никита с интересом исследует окружающий мир, не только мир усадьбы, но и деревню, лес, всю окружающую природу.

Он очень любил русскую природу, ее неброскую красоту, замечал любые изменения, смену времен года.

Много времени Никита проводил именно на природе: в лесу или у речки, наблюдая за живым окружающим миром. Но это в некотором роде мешало его учебе: Никите интереснее было гулять и бегать на природе, чем сидеть в комнате и заниматься уроками.

Дружил Никита с детьми из деревни, даже больше, чем с дворянскими. Вникал во все их дела и обычаи, прислушивался к их мнению.

Характеристика Никиты

  1. Никита был дружелюбным, общительным, веселым и счастливым человеком.
  2. Он был живым и любознательным ребенком, очень смышленым и сообразительным, с большим чувством прекрасного.
  3. Тем не менее Никита не был усидчивым учеником, потому что больше любил гулять на воздухе, с друзьями, чем сидеть за уроками.
  4. Однако он был достаточно здравомыслящим, чтобы понять пользу учения и оценить советы своего учителя.

Год издания книги: 1922

Книга Алексея Толстого «Детство Никиты» впервые увидела свет в 1922 году и была посвящена сыну писателя. Произведение было достойно оценено как критиками, так и читателями. Это позволило произведению попасть в современную школьную программу, а также способствовало экранизации книги «Детство Никиты». Одноименный фильм был снят в 1992 году.

Повести «Детство Никиты» краткое содержание

Никита проснулся и вспомнил, что вчера один знакомый мужик по имени Пахом смастерил для него Специальную скамейку, на которой он может скатиться с горки. Мальчик очень обрадовался и уже было хотел побежать на улицу, как тут его перехватил учитель Аркадий Иванович. Поэтому Никите пришлось отправиться на завтрак, а после заняться уроками. Долго он сидел за математикой и чистописанием, как тут объявили, что Аркадию Ивановичу пришла почта. Мужчина вышел из комнаты, а Никита тут же прошмыгнул за ним и побежал к своим друзьям.

Главный герой произведения Толстого «Детство Никиты» мгновенно оказался во дворе, где его уже встретили товарищи с его конца деревни, а недалеко играли их враги – «кончанские» ребята, которые жили на краю села. Никита тут же принялся взбираться на горку, чтобы съехать с нее, как тут увидел, что за ним уже бежит учитель. Аркадий Иванович сказал ученику, что одно из писем, которые пришли утром, было от его отца. В нем говорилось о том, что тот готовит для Никиты огромный подарок. А также то, что на праздники к ним в гости приедет подруга мамы со своими детьми. Второе же письмо, полученное учителем, было от его невесты.

Когда Никита лег спать, ему приснился очень странный сон. Ему казалось, что кто-то хочет остановить настенные часы. Желая препятствовать этому, мальчик оттолкнулся и взлетел. На одной из верхних полок он увидел красивую вазу, заглянув в которую, хотел взять себе ее содержимое. Однако старая женщина с картины не дала ему это сделать. Тут сон мальчика оборвался. Открыв глаза, Никита увидел, что подле него стоит Аркадий Иванович.

Далее в повести Толстого «Детство Никиты» читать можем, что на следующий день после этого сна мальчика выпустили погулять, поскольку начались рождественские каникулы. На улице между товарищами Никиты и «кончанскими» ребятами начался бой. Вторые начали выигрывать, как тут главный герой накинулся на главаря противников по имени Степа. Тогда и другие мальчишки подключились. Они гнали «кончанских» еще несколько дворов. Степу поразила смелость Никиты, и ребята подружились.

Вечером приехали гости – Анна Аполлосовна со своими детьми – учащимся второго класса гимназии Виктором и девочкой девяти лет отроду по имени Лиля. Как в Никите очень понравилась девочка. Даже когда они гуляли во дворе, он замечал, что девочка наблюдает за ним из окна, и это придавало ему смелости. Так повесть «Детство Никиты» рассказывает, как однажды на глазах у Лили он даже сумел остановить свирепого быка. Чуть позже мальчик получил подарок от своего отца – большую лодку с двумя веслами. На протяжении нескольких дней вся семья усиленно готовилась к Рождеству – наряжали елку, готовили разные блюда. Праздник прошел очень душевно – дети водили хоровод под аккомпанемент мамы Никиты, Александры Леонтьевны. Все получили свои подарки и сели за большой стол. После ужина Никите удалось даже поцеловать Лилю.

На протяжении всего времени, пока Анна Аполлосовна гостила здесь со своими детьми, Никита проводил время с Лилей. Ему даже неинтересно было, чем там занимаются другие мальчишки. Виктору же наоборот, больше понравилось гулять с ребятами во дворе. Они строили баррикады и проводили разные бои. Но Никите почему-то было с ними неинтересно. Все свое внимание он сосредоточил на девочке. И вот однажды главный герой повести Толстого «Детство Никиты» рассказал Лиле о своем странном сне. Она поинтересовалась, есть ли у них дома такая ваза, которая приснилась мальчику. Подумав, Никита вспомнил, что что-то подобное находится в кабинете дедушки. Войдя в комнату, дети увидели, что в вазочке лежит кольцо с небольшим камушком. Никита тут же надел его Лиле на палец.

Когда гости уехали, Никита очень скучал по Лиле. Грусти ему добавляло еще и то, что каникулы закончились, а потому снова нужно садиться за уроки. Как в особенно не нравилась мальчику алгебра, но делать нечего – приходилось сидеть за учебниками. Отец Никиты Василий Никитьевич написал, что задержится и приедет домой только к Великому посту. Дело в том, что уже несколько месяцев он пытается получить наследство в Самаре, но дело продвигается ужасно медленно, и мужчине необходимо срочно отбыть в Москву. Александра Леонтьевна переживала по этому поводу. Ей казалось, что из-за того, что ее мужа так долго нет дома, Никита забудет отца. Но это не так – мальчик прекрасно помнил своего веселого и улыбчивого папу и ждал его.

Никита часто вспоминал Лилю. Он ходил грустный настолько, что Александра Леонтьевна подумала, что ее сын болен. Она отменила занятия и стала отпаивать его лекарствами. Как только на улице потеплело и прилетели грачи, Никите стало гораздо лучше.

Позже в повести «Детство Никиты» краткое содержание рассказывает, как однажды он услышал новость о том, что его отец тонет подо льдом. Мальчик очень испугался, однако все закончилось хорошо – уже к вечеру Василий Никитьевич был дома. Но происшествие не прошло бесследно – на протяжении нескольких дней мужчину мучал жар. Но болеть долго не было времени – дома кипела работа, все готовились к Пасхе. Родители главного героя так устали во время уборки и приготовления праздничных блюд, что не смогли поехать на службу. Аркадий Иванович также не горел желанием отправляться на заутреню, поскольку был расстроен отсутствием письма от невесты.

Поэтому на службу в соседнее село Никита отправился один. Там ему разрешили остановиться у товарища его отца Петра Девятова. Добравшись до места назначения, мальчик быстро подружился с шестью сыновьями Петра Петровича. Чуть позже он встретил его дочь Анну. Братья девочки жаловались на нее Никите и называли сестру ябедой. После службы Анна ни на шаг не отходила от Никиты. Он понял, что она испытывает к нему то же, что он чувствовал к Лиле. Но ответить взаимностью мальчик не мог.

И вот в произведении «Детство Никиты» наступил май. Месяц, когда Никита отмечал свой день рождения. По этому поводу Василий Никитьевич спустил на воду подаренную на Рождество лодку. Вместе они повесили на нее флаг, после чего отец объявил Никиту адмиралом. Настала теплая погода, и мальчику часто разрешали гулять целый день. В одну из таких прогулок он подобрал маленького скворца, которого позже назвал Желтухиным. Он забрал его к себе в дом и стал дрессировать. Занятия принесли свои плоды – спустя какое-то время птенчик узнавал Никиту, постоянно ночевал в своем домике и даже научился немного говорить. Так до осени Желтухин прожил в доме у мальчика. Но с наступлением холодов улетел в теплые края вместе с другими скворцами.

Пока осень еще не настала, Никита наслаждался свободным временем. Тем более, что родители приняли решение научить его кататься верхом. Сначала, Александра Леонтьевна, конечно, переживала за сына. Но Василий Никитьевич уговорил жену. Чуть позже отец подарил Никите собственную лошадь, которую назвали Клопик. Лето выдалось знойным настолько, что урожай хлеба был под угрозой. Это очень беспокоило родителей мальчика. Да еще и учитель ходил грустным из-за того, что его невеста не сможет приехать, и увидеться они смогут аж в Самаре. Как-то раз в дом залетел Желтухин и закричал: «Буря!». И правда, через несколько часов деревню накрыло густыми тучами и пошел дождь.

Но в произведении «Детство Никиты» автор рассказывает, что с появлением Клопика на Никиту легла и новая работа – он должен был ездить в соседнюю деревню, чтобы забрать свежую почту. Однажды он увидел, что ему пришло письмо от Лили. В нем девочка писала, что до сих пор помнит Никиту и хранит его подарок – колечко с синим камнем. Мальчику стало так тепло на душе. Он вспомнил рождественские каникулы и не смог сдержать улыбку.

Приехав домой, Никита увидел, что родители ссорятся. Дело в том, что Василий Никитьевич хотел поехать на ярмарку и продать там одну из кобыл. Но его жена была против такой задумки – она боялась, что мужчина потратит там слишком много денег и купит что-нибудь ненужное. Отец Никиты часто вел себя именно так. Они пришли к компромиссу, и Василий Никитьевич отправился в путь. После ярмарки он сообщил сыну, что все-таки совершил необдуманную покупку – приобрел несколько верблюдов.

С наступлением осени Василий Никитьевич снова отправился в Самару. Оттуда он написал своей жене, что дело с наследством так и не решилось. Поэтому ему снова придется провести зиму в городе. Но сейчас он уже не хотел жить отдельно от своей семьи. Мужчина предложил Александре Леонтьевне переехать в город и пообещал купить ей две вазы. Женщина нехотя согласилась. Аркадий Иванович тоже обрадовался такой новости – ведь в Самаре ему предстояла встреча с невестой.

В городе семью встретила подруга Александры Леонтьевны со своими детьми. Никита заметил, что Лиля по непонятным причинам сердится на него. Девочка сказала, что обиделась, поскольку не получила ответ на свое письмо. Никите было ужасно стыдно за то, что он забыл написать. Он попросил прощения, и Лиля простила его. С тех пор, как рассказывается в повести «Детство Никиты», герои начали новую жизнь. Мальчик не привык к жизни в городе и поначалу ему казалось, что он находиться в клетке. Но уже через неделю он смог хорошо сдать экзамены, и его приняли в гимназию.

Повесть «Детство Никиты» на сайте Топ книг

Повесть Толстого «Детство Никиты» читать популярно во многом благодаря наличию произведения в школьной программе. Это позволило книге занять высокое место среди . И хотя интерес к повести носит сезонный характер мы наверняка еще не раз увидим ее среди

Класс: 4

Цель урока: через анализ характеров героев рассказа, определить, какие черты характера являются главными.

Задачи урока:

  • Учить определять учебную задачу;
  • Учить планировать выполнение учебной задачи;
  • Создать благоприятный эмоциональный настрой;
  • Вспомнить содержание рассказа;
  • Дать характеристику героям рассказа;
  • Формировать умение работать с текстом;
  • Проанализировать черты своего характера;
  • Продолжить работу по развитию речи, памяти, критического мышления;
  • Формировать умение работать в группе.

Перечень оборудования к уроку:

  • Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций в комплекте с аудиприл. на электрон. носителе. В 2ч. Ч.1/ Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 158 с. : ил. - (Академический школьный учебник) (Перспектива);
  • Литературное чтение. 4 класс. Творческая тетрадь для общеобразоват. организаций / Т.Ю. Коти; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 79 с. : ил. - (Перспектива);
  • Мультимедийное оборудование для показа презентации, компьютер;
  • Фонограмма песни «Остров детства» в исполнении М. Боярского;
  • Рабочие тетради в клетку по литературному чтению;
  • Полоски фраз из текста для организации работы в группах (по количеству групп).
  • Листочки для написания синквейна.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Определять, какое настроение создают прочитанные произведения.
  • Давать характеристику литературным героям, на основе прочитанного произведения.

Метапредметные:

  • Определять учебную задачу урока.
  • Планировать выполнение учебных действий в соответствии с поставленной учебной задачей.
  • Осуществлять логическое действие анализ с выделением существенных и несущественных признаков.
  • Осуществлять логическое действие сравнение по заданным и самостоятельно выбранным критериям.
  • Осуществлять логическое действие обобщение.
  • Доносить свою позицию до других, аргументируя её.

Личностные:

  • Сравнивать свои черты характера с чертами характера литературных героев;
  • Оценивать черты своего характера;
  • Определять, какие черты являются главными и определяющими;
  • Мотивировать к учебной деятельности;
  • Развивать навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Проверяет готовность к уроку.

Проверяют свою готовность к уроку.

2. Мотивация к активной учебно-познавательной деятельности (эмоциональный настрой).

Доска. Приложение 1

Прочитайте стихотворение С.Я.Маршака.
- позвольте, я Вам прочитаю это стихотворение.

О какой стране идёт речь? Почему так решили?
- кто слышал выражение «остров детства»?
- как понимаете его?
- закройте глаза, сядьте поудобней. Я приглашаю Вас в путешествие к «острову детства».
Звучит 1 куплет и припев песни «Остров детства» в исполнении М. Боярского.
- какие у Вас возникли эмоции?
- почему именно эту песню я предложила Вам послушать?

Читают стихотворение С.Маршака самостоятельно.
- слушают чтение стихотворения учителем.
- высказывают мнения, о какой стране пойдёт речь, объясняя свой выбор.

Объясняют смысл выражения «остров детства».
- прослушивают фонограмму; высказывают, какие эмоции возникли.
- объясняют, почему прозвучала именно эта песня.

3. Сообщение темы и формулировка целей урока.

Сегодня мы продолжаем разговор о произведении А. Толстого «Детство Никиты». Попробуйте сформулировать цели урока.

Знакомятся с темой урока.
- формулируют цели урока: анализируя произведение обсудить и сравнить характеры героев произведения А. Толстого «Детство Никиты».

4. Актуализация знаний.

Прочитайте…
- что можете сказать?
- какое может быть задание?
- кто не понял задание?
- кто может объяснить?
В 4-ах разложите полоски в нужном порядке.

Проверка (допущена ошибка) Приложение 3

Проверьте себя. Кто не согласен? Почему?
- зачем мы выполнили это задание?

Читают вслух по одному фразы на доске.
- делают вывод, что это фразы из текста.
- предлагают варианты заданий, останавливаются на том, что надо поставить эти фразы в том порядке, как они встречаются в тексте.
- образуют четвёрки, повторяют правила работы в группе и раскладывают полоски с фразами в нужном порядке.

Сверяют свою работу с образцом на доске.
- замечают на доске ошибку, доказывают своё мнение.
- подводят итог проделанной работе: вспомнить содержание текста и последовательность событий.

5. Проверка домашнего задания

Что надо было сделать дома?
- открываем рабочие тетради, стр. 45, таблица
- как зовут главного героя?
- почему автор выбрал именно это имя, Никита?
- какие черты характера Вы увидели у Никиты?
- похож ли он на Вас? Чем?
- на ваших друзей? Чем?
- кто такой Пахом?
- каким он был человеком?
- каким ценным качеством, по мнению автора, он обладал? Докажите текстом.
- кто такой Аркадий Иванович?
- найдите в тексте описание его внешности. Прочитайте.
- каким он показан в этом произведении?
- как он относится к главному герою?
- что означает выражение «держать ухо востро»?
- почему Никите приходилось «держать ухо востро»?
- какого героя нет в этой таблице?
- какой она показана в этом произведении?
- как Вы это поняли?

Открывают рабочие тетради на стр.45. Проверяют заполнение таблицы. Дополняют таблицу. Находят в тексте ответы на вопросы, закрепляя умение работать с текстом, обращая внимание на детали.
- вспоминают, что произведение автор посвятил сыну Никите.
- называют черты характера Никиты.
- сравнивают себя и своих друзей с Никитой.
- вспоминают, что Пахом - плотник. Называют черты характера Пахома. Опираясь на цитаты из текста, доказывают каким ценным качеством, по мнению автора, обладал Пахом (учебник, стр. 99).
- находят в тексте описание внешности Аркадия Ивановича (учебник, стр.100).
- обсуждают отношение Аркадия Ивановича к главному герою: заставлял проявлять терпение, объяснял, шутил, добивался послушания без принуждения.
- объясняют значение фразеологизма «держать ухо востро» - остерегаться. Выясняют, почему Никите приходилось так себя вести.
- дают характеристику маме главного героя, объясняют, что позволило сделать такой вывод.

6. Физминутка

7. Организация познавательной деятельности

Работа в рабочей тетради, стр.46-47
- прочитайте опорные слова. Что это такое?
- прочитайте задание на стр.47. кто не понял задание? Кто может объяснить?
- выполните его. Кто сможет - продолжите ряд самостоятельно.
Обсуждение:
- какие черты характера для Вас являются главными? Почему?
- кто считает по-другому? Объясните своё мнение.
Идёт обсуждение.

Открывают рабочие тетради на стр.46-47.
- читают вслух опорные слова, делают вывод о том, что это разнообразные черты характера человека.
- самостоятельно знакомятся с заданием на стр. 47. Осмысливают его и выполняют.
- учащиеся, которые выполнят задание раньше, продолжают самостоятельно перечислять другие, известные им черты характера.
- высказывают своё мнение, какие черты характера для них являются главными и почему.
- высказываются разные мнения, обязательно с доказательством выбора.

8. Домашнее задание

Работаем в тонких тетрадях по литературе. Записываем число.
- ниже заголовок: сочинение-рассуждение, ниже тема «Какие черты характера я ценю в людях».
- что отличает текст - рассуждение от других типов текста?
Это будет домашнее задание. Откройте дневники. Запишите.

Открывают тонкие тетради по литературе.
- записывают число, тему сочинения
- объясняют, что в тексте - рассуждении сначала высказывается мысль, утверждение, а потом она доказывается, даётся пояснение, почему так.
- открывают дневники и записывают домашнее задание.

9. Рефлексия

Попробуем написать синквейн. Что это такое? Какие правила написания? Какую предложите тему?
- кто хочет прочитать?

Вспоминают, что синквейн - это пятистишие и правила его написания
- предлагают свои темы, объясняя свой выбор.
- пишут самостоятельно синквейн по теме ХАРАКТЕР, зачитывают по желанию, обсуждают, что лучше удалось.

10. Подведение итогов

Подводя итог урока, закончите фразы:
«Работая над этим произведением, я понял…», «Главный герой Никита…»

Подводят итог урока, заканчивают предложенные фразы.

11. Самооценка.

Подумайте, какую оценку за урок вы могли бы себе поставить, поставьте эту оценку на обратной стороне листка. Сдайте листочки с синквейном.

Каждый сам оценивает свою работу, и результат записывает на листочке. Это может быть как обычный балл, так и количество «бонусов», которые фиксируются и накапливаются в отдельном журнале учителя. Листочки сдают учителю

12. Эмоциональная рефлексия.

Представьте себя художником. Какие краски Вы могли бы использовать для изображения детства? Какие цвета преобладали? Почему?
- кроме обязательного домашнего задания я предлагаю задание по желанию:
1. Изобразить своё детство в цвете.

2. Написать синквейн