Итальянские старинные мандолины. Человек создан не для того, чтобы терпеть поражения

Струны задеваются играющим, в основном, медиатором , а также пальцами и птичьим пером. На мандолине используется техника тремоло . Так как металлические струны мандолины издают короткий звук , то протяжные ноты достигаются быстрым повторением одного и того же звука.

История

Прародителем для мандолины стала итальянская сопрановая лютня образца конца XVII, начала XVIII веков . Сильно изогнутый вариант мандолины, который изготавливали только в Неаполе , стал образцом для мандолин уже в XIX веке . История мандолины началась с мандолы , разновидности лютни, которая появилась в XIV веке . Когда инструмент получил своё распространение в Европе, ему было придумано множество разных названий, и его структурные характеристики менялись в зависимости от страны.

Первое упоминание современного варианта мандолины со стальными струнами («генуэзская мандолина») приходится на работы известных итальянских музыкантов, путешествовавших по всей Европе, обучавших игре на музыкальных инструментах и дававших концерты. Наиболее значимое упоминание принадлежит Гервазио Виначия, который путешествовал с середины XVIII до начала XIX века . Эти упоминания и записи неаполитанских музыкантов семьи Виначча заставляют некоторых историков утверждать, что современную мандолину изобрели именно в Неаполе представители семьи Виначиа. Более поздний вариант мандолины был сконструирован Антонио Виначиа в . Сейчас этот экземпляр находится в Лондоне , в Музее Виктории и Альберта. Другой экземпляр мандолины принадлежал Джузеппе Виначиа и был сконструирован в , а ныне находится в Музее Музыкальных Инструментов в Клермонте, Калифорния . Самая ранняя из ныне существующих мандолин была сделана в 1744 году , её можно найти в Королевской консерватории Брюсселя .

Эти мандолины, как и их современные потомки, называют неаполитанскими мандолинами, потому что их история начинается именно в Неаполе, Италия. Старинные мандолины отличает миндалевидное тело с выгнутым, словно шар корпусом, изготовленным из изогнутых досок (клепок) нужной длины с выемкой (желобком). Верхняя дека инструмента имеет сгиб, который располагается за подвижной подставкой. Эта скошенная конструкция помогает сильнее натягивать струны. Гриф из лиственницы как можно ближе подогнан к струнам, десять металлических (или из слоновой кости) ладов расположено вдоль верхней части в полутонах, дополнительные лады прикреплены к грифу. Струны обычно из латуни, кроме самых низких. Подставка, изготавливается из прочной древесины или слоновой кости. Деревянные колки прикреплены сзади с помощью деревянных гвоздей (колышков). Для игры на мандолине чаще используется плектр (иногда перо).

Классическая неаполитанская мандолина (в русской музыкальной традиции ее иногда именуют "луковка") обрела свой нынешний вид в конце 19 века. От старинной мандолины ее отличает несколько изменившаяся форма, накладка на грифе, заходящая на деку, а иногда и перекрывающая резонаторное отверстие, металлические колки с червячной передачей и стальные струны. На рубеже 19-20 веков неаполитанская мандолина становится очень популярной. Инструменты выпускаются десятками тысяч, как индивидуальными мастерами, так и большими мануфактурами не только в Неаполе, но и в других городах Италии, а также в Германии, Франции и других странах. Клепки с выемкой все реже используются при изготовлении корпуса инструментов, уступая место клепкам без выемки (инстументам с гладким корпусом), как более дешевой и менее трудоемкой альтернативе. В этот период происходит большое число экспериментов в области конструкции мандолины. В США, Орвилл Гибсон патентует мандолину с арочными деками (вырезанными из дерева, наподобии скрипичных), во Франции Люсьен Гелас создает мандолину с обратным натяжением струн (в обычной мандолине струны оказывают давление на подвижную подставку и деку, в конструкции Геласа - наоборот, струны оттягивают закрепленную жестко подставку от деки), в Италии Умберто Чеккерини, а в России Джинислао Парис разрабатывают инстументы с двойной верхней декой, что усиливает тембр и улучшает окраску звучания инструмента.

К 30-м годам 20 столетия популярность неаполитанской мандолины в мире снижается. Но вместе с тем мандолина не классической конструкции, с арочными и плоскими деками начинает активно использоваться в таких направлениях музыки, как блюграсс , кельтская музыка , и джаз .

Ренессанс мандолины, как классического инструмента в мире, начинается в 80-х годах 20 века. В России, в последние годы, также наблюдается возрождение культуры классической и барочной мандолины, инструмент преподается в некоторых музыкальных школах, училищах, консерваториях.

Разновидности

Наиболее распространена неаполитанская мандолина, с четырьмя двойными струнами, имеющими строй скрипки , строящимися в унисон . Аппликатура скрипичная. Миланская мандолина имеет не четыре, а пять двойных струн. Также существует мандриола, среднеевропейский вариант мандолины с четырьмя тройными струнами, также известный как трихордия (tricordia, trichordia или tricordio), используемый также в мексиканской народной музыке (она же сицилийская мандолина). Нижняя тройная струна мандриолы (соль, G) может строить в унисон либо через октаву. Иногда басовые струны мандриолы не строены, а сдвоены, как у обычной мандолины.

Вот, как знаменитый русский писатель Владимир Иванович Даль, описывает мандолину в своём «Толковом словаре русского языка»: «Мандолина - это разновидность гитары без перехвату, на которой играют косточкою или пёрышком». Мандолины различаются не только по числу струн, но и по форме корпуса: у неаполитанской мандолины корпус грушевидный, наподобие лютневого; у португальской мандолины нижняя дека корпуса плоская. В XX веке мандолина получила достаточно широкое распространение и в американской традиционной музыке, преимущественно в стиле блюграсс . У мандолины-блюграсс плоские деки, и на верхней деке имеются два выреза-эфы в форме вытянутой буквы S. Нужно заметить, что мандолины с «лютневым» грушевидным корпусом имеют более мягкое и сильное звучание, а плоские разновидности звучат резче.

Другие члены семьи мандолины:

Мандолина пикколо (или малая мандолина, ит. sopranino mandolina или piccolo mandolina) - редкий инструмент. Мензура обычно 9.5 дюймов (240 мм). Строй - C 4 –G 4 –D 5 –A 5.

В настоящее время снова возрастает интерес к мандолине и её возможности всё больше используются и в ряде жанров современной музыки. Её применили Led Zeppelin в The Battle of Evermore (1971), Styx в Boat on the River (1980) в песне Losing My Religion альтернативной рок-группы R.E.M. основным музыкальным инструментом является мандолина. Мандолину активно использует

Мандолина (итал. mandolino) – струнный щипковый музыкальный инструмент небольших размеров, разновидность лютни – лютня-сопрано, но с менее длинной шейкой и с меньшим числом струн. Струны задеваются играющим, в основном, медиатором или плектром, а также пальцами и птичьим пером. На мандолине используется техника тремоло (многократное быстрое повторение одного звука, либо быстрое чередование 2 несоседних звуков, 2 созвучий (интервалов, аккордов), отдельного звука и созвучия). Так как металлические струны мандолины издают короткий звук, то протяжные ноты достигаются быстрым повторением одного и того же звука. Мандолина используется как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент.

Появившись в Италии в XVI – XVII вв., мандолина уже в следующем столетии стала самым распространенным, самым любимым народным инструментом. И по сей день является народным итальянским инструментом.

Интерес к итальянской мандолине в последнее время всё увеличивается. Вызван он не только и не столько ее популярностью в народной музыке кельтов, итальянцев и, как ни странно, американцев, а скорее универсальностью звука, издаваемого инструментом. Если раньше незабываемые тремоло можно было услышать в серенадах и симфонических или оперных оркестрах, то со временем мандолиновые гармонии появились в рок-музыке, в своем творчестве их использовали и сэр Пол Маккартни, и Doors, и Led Zeppelin и многие другие музыканты.

В Россию мандолина была завезена предположительно в первой половине XVIII века. С того – же времени её часто относят к разновидности гитары. Вот как знаменитый русский писатель Владимир Иванович Даль описывает мандолину в своём «Толковом словаре русского языка»: «Мандолина – это разновидность гитары без перехвату, на которой играют косточкою или пёрышком».

«В огромном липовом саду,

— Невинном и старинном –

Я с мандолиною иду

В наряде очень длинном

Вдыхая теплый запах нив

И зреющей малины,

Едва придерживая гриф

Старинной мандолины…».

Марина Цветаева.

История возникновения мандолины.

Прародителем для мандолины стала итальянская сопрановая лютня образца конца XVII, начала XVIII веков. История мандолины началась с мандоры, разновидности лютни, которая появилась в XIV веке. Когда инструмент получил своё распространение в Европе, ему было придумано множество разных названий, и его структурные характеристики менялись в зависимости от страны.

В России мандолина появилась во второй половине XVIII столетия и быстро завоевала популярность. В первой российской работе по истории музыки, опубликованной в 1770 году, её автор, профессор Академии наук в Петербурге Яков Штелин пишет: «В заключение о музыкальных новостях и достопримечательностях при императрице Елизавете следует упомянуть, что итальянская гитара и её землячка – мандолина, благодаря разным итальянцам появились в Москве». Искусством игры на мандолине овладевают многие музыканты – любители. Она звучит в аристократических салонах и в домах простых граждан. Образуются общества мандолинистов и гитаристов-любителей в Петербурге и Москве. В конце XIX столетия постоянно издается нотная литература для мандолины, предназначенная для широких слоёв населения.

Мандолина была очень популярна в России в досоветское время и после. Теперь мандолина – это редкость, но исторически она имела большое уважение. Итальянские мастера старинной музыки Антонио Вивальди и Джованни Паэзиелло писали для неё виртуозные концерты. «… Четыре маленькие работы, чудесные как конфетки, для мандолины и фортепиано написал Л. Бетховен. Моцарт доверил мандолине исполнение в операх «Дон Жуан» и «Свадьба Фигаро» — говорит А. Авитал (еврейский мандолинист). Во времена барокко игра на мандолине была широко распространена среди аристократии, особенно среди высокопоставленных дам, но в XIX веке, игра на мандолинах в ансамбле стала любимым занятием буржуазии. В таком оркестре играла сама королева Италии. А в фашистской Италии мандолина стала национальным символом.

Множество фильмов было озвучено темами мандолины. Одними из самых запоминающихся являются: соло в песнях папы Карло, черепахи Тортилы и Пьеро, в фильме «Приключения Буратино».

Группа «Ночные снайперы» используют в некоторых композициях мандолину. Те же ДДТ в одной из записей тоже. Также мандолину использовала белорусская группа «Ляпис Трубецкой» при записи альбома «Золотые яйца». Известный российский гитарист Владимир Холстинин часто играет на мандолине и использует ее на концертах группы «Ария».

Техника изготовления мандолины.

Создание мандолины – это сложный процесс, который требует от мастера долгой и кропотливой работы. Прежде всего, мастер начинает с изготовления дна инструмента – самого сложного этапа работы. Дно состоит из нескольких предварительно изогнутых деревянных планок (клёпок). Как правило, для изготовления этой детали используют клён, орех или кипарис, может также использоваться бакаутовое дерево.

Планки замачивают в воде, а когда они становятся мягкими, им придают форму по шаблону с помощью горячего железа. Далее мастер подгоняет и шлифует дерево полукруглым долотом и рубанком.

Процесс изготовления деки мандолины похож на производство деки классической гитары. После того как корпус инструмента готов, к нему присоединяют гриф, изготовленный из красного дерева или ореха. Затем устанавливают деку из черного дерева и колковый механизм, который похож на механизм испанской гитары, но вместо трех, у него четыре колка с каждой стороны головки.

Когда все детали соединены, мандолину покрывают лаком. Обычно используют лаки с нитроцеллюлозой. Также, согласно требованиям исполнителя, каждая мандолина может быть дополнительно украшена.

Делалась инкрустация (бабочка, цветы, птицы и др.).

У мандолины (КП 5322) за мостом есть наклейка с надписью: «G. Puglisi — Reale & Figli; CATANIA; Primo Stabilimento Italiano per la Fabbricazione DI; Strumenti Musicali A Corda». Ниже: «DEPOSITO JUL HEINR ZIMMERMANN; Lepzig, St. Petersburg, Moskow, London». Эти мандолины были сделаны исключительно для экспорта. Сегодня вы можете найти их по всему миру, в каждой стране Европы, России, Японии, США, Австралии, Южной Африки.

Немного о компании « G . Puglisi Reale and Figli ». Catania – место в Италии. В Пулизи, в Catania (Сицилия), с 1820 года семья начала строить завод по производству музыкальных инструментов. Джузеппе Reale родился в 1852 году. В 1880 году он основал одну из крупнейших итальянских фабрик по изготовлению щипковых музыкальных инструментов. После 1906 года название фирмы появляется уже как «G. Puglisi – Reale and Figli». Figli означает «сыновья, дети» с итальянского. Завод был активным производителем изящных скрипок, смычков, струн, гитар, мандолин и уникальных виолончелей. К сожалению, завод был разрушен во время Второй мировой войны в результате бомбардировок в 1943 году. Многие оригинальные «Пуглиси» (музыкальные инструменты, в том числе мандолины) были перенесены из Сицилии в США, Канаду и Австралию.

Смотрели сегодня в очередной раз самый первый советский фильм с комбинированными съёмками "Старик Хоттабыч".
Стало интересно узнать, как сложилась судьба идейного пионера Вольки ибн Алёши, которого в 1956 году сыграл Алексей Литвинов. На тот момент ему было 12 лет.
Оказалось очень неожиданно, особенно то, как живёт сейчас актёр и как проходили съёмки.


Родился Алексей в Воронежской области 24 марта 1944 года в эвакуации.
Тогда беременную маму вывезли из блокадного Ленинграда по Дороге жизни.
Год они прожили в Воронежской области, потом вернулись в Ленинград.
Рос без отца - он пропал без вести в годы войны.
Литвинов заканчивал пятый класс, когда к ним в школу, располагавшуюся по соседству со студией "Ленфильм", пришли ассистенты режиссера.
Отобрали несколько мальчиков и пригласили на кинопробы. Однако Алеша Литвинов их... не прошел.
А через месяц его всё таки пригласили на съёмки.
Мама очень обрадовалась, что его взяли сниматься в кино.
Тем более, что это была и большая на тот момент финансовая помощь.
В месяц Алёше платили тысячу рублей.

В жизни он был брюнетом.
И чтобы в кадре они не смотрелись, как братья с его киношным темноволосым другом Женькой, режиссер решил перекрасить Вольку перекисью водорода.
Мальчик согласился, но потом сильно пожалел: было очень больно, когда всю голову пергидролем мазали и под фен на целый час сажали. И так каждую неделю.
После окончания съёмок волосы отросли и потемнели, поэтому его никто не узнавал.
Маленького Лёшу это огорчало.

А чтобы исполнить этот трюк, ему приходилось часами висеть под потолком.

Фильм снимался в Одессе, актёры-мальчишки хулиганили, как могли.
Во время съёмок дважды попадали в милицию.
Первый раз - за бесплатный проезд на фуникулёре, второй, что каштанами в прохожих кидались.
Но на съёмках дисциплина была железная дисциплина, никаких поблажек детям не давалось.

Сейчас Алексей Литвинов на пенсии, подрабатывает электриком после сокращения на железной дороге.
Летом живёт в пригороде Санкт-Петербурга в собственном доме.
Выращивает огурцы и топит печку.

Волька - была самая запоминающаяся роль в кино.
Хотя, он ещё снялся после этого в четырёх фильмах.
Алексей Александрович рад, что снялся в таком добром фильме, таких сейчас уже нет.
И надеется, что его всё таки помнят.

фото из открытых источников

Новый пост: Скелет в шкафу. Тайна личной жизни Светланы Ходченковой.

Бедный деревенский мальчик по имени Манолин - это один из главных героев повести Эрнеста Хемингуэя «Старик и море». Он является продолжателем дела своего учителя Сантьяго , символом того, что мастерству старого рыбака не суждено пропасть даром.

Манолин очень добр и отзывчив. Мальчик с большой нежностью и любовью относится к Сантьяго, научившему его всему, что он теперь знает о рыбной ловле.­
Манолин во всем старается помогать старику: заботится о нем, приносит кофе, ловит сардин для наживки, ухаживает за снастями старика. В свободное время друзья часто пьют пиво в ресторанчике на Террасе и много разговаривают о бейсболе, об их любимом игроке Джо Ди Маджо и просто обо все на свете.

Впервые Манолин пошел в плаванье с Сантьяго в возрасте пяти лет. В тот раз он едва не погиб, когда старик «втащил в лодку совсем еще живую рыбу» и она так отчаянно била своим хвостом, что чуть было не разнесла судно вдребезги. Несмотря на то, что первый опыт знакомства с ремеслом рыбака оказался неудачным, мальчик все равно не утратил желания осваивать это искусство.­

Сейчас Манолин уже неплохо рыбачит и приносит хороший улов, когда ходит в плаванье на счастливом судне. Кроме того, он очень вынослив и умен не по годам. Ранние подъемы и выходы в море еще до рассвета не пугают его, поскольку Манолин осознает, что такова его «мужская доля».

Родители мальчика в последнее время стали запрещать ему рыбачить вместе Сантьяго, потому что считают рыбака salao, т. е. невезучим. Манолин, несмотря на их запреты, все равно стремится быть рядом со своим другом. Он единственный из всех местных жителей и других рыбаков верит в Сантьяго и никогда не сомневается в нем, и в его мастерстве: «На свете немало хороших рыбаков, есть и просто замечательные. Но таких, как ты, нету нигде».

Повесть Эрнеста Хемингуэя была написана в 1952 году, и с тех пор вызывает постоянные споры по поводу толкования основного смысла произведения. Сложность толкования заключается в том, что в повести одинаковое внимание уделяется мотивам страдания и одиночества человека и победа героического начала в нем.

А ведь эти темы необычайно важны в жизни каждого человека. Гениальность писателя состоит в том, что он показывает эти темы, как две стороны одной медали, и ключевой смысл повести заключается в том, что Хемингуэй позволяет читателю самостоятельно выбрать то, на какую из сторон смотреть. Именно это и можно назвать творческой философией Хемингуэя - противоречивость и двойственность его произведений. А «Старик и море» называют самым яркой и потрясающей повестью писателя.

Образы повести «Старик и море»

Прежде всего, стоит обратить внимание на главный образ в повести - на старика Сантьяго, который терпит постоянные неудачи на протяжении всего повествования. Парус его лодки старый и недееспособный, а сам герой - это изнеможенный жизнью старик с веселыми глазами. Глазами человека, который не сдается. В этом и заключается философский символизм повести. Когда читатель наблюдает за тем, как старик борется с рыбой, в действиях и словах главного героя он видит фатализм извечной борьбы человека . Сантьяго напрягает все свои силы и несмотря ни на что продолжает поединок, в конце которого он побеждает. Именно в этом моменте раскрывается одно из основных философских задумок произведения, которая заключается в том, что «человека можно уничтожить, но его нельзя победить».

Сила характера старика

Поединком старого Сантьяго и большой рыбы Хемингуэй обращает наше внимание на истинную натуру человеческой души и смысл человеческой жизни. Символическая борьба личности Сантьяго продолжается тогда, когда акулы нападают на его рыбу. Герой не отчаивается, не сдается, и несмотря на усталость и изнеможенность, продолжает бороться, защищать то, что он добыл таким большим трудом. Ни раны на его руках, ни поломанный нож не мешает ему в этом. И в момент, когда становится очевидно, что Сантьяго не смог спасти рыбу, раскрывается ключевой символ философии писателя. Герой не сберег рыбу, но герой не проиграл, потому что - он боролся до последнего.

Обессиленный и ослабевший герой все-таки возвращается в порт, где его дожидается мальчик. Хемингуэй показывает нам старика, как победителя и раскрывает силу его характера. Ведь образ Сантьяго вобрал в себя черты настоящего героя, человека, который никогда не изменяет самому себя и своим принципам. Задумкой писателя было показать философскую сторону принципов человеческого существования, и он делает это на примере единственного персонажа и его отношении к жизни.

Смысл человеческой жизни в повести

В этой повести отсутствует трагическая концовка, финал можно назвать полностью открытым для воображения читателей. В этом и заключена сокрушительная сила философии Хемингуэя, он предоставляет нам возможность самостоятельно подвести моральный итог повести. Личность Сантьяго - это символ силы героического начала в человеке и символ настоящей человеческой победы, которая не зависит от обстоятельств и событий. Используя этот образ, писатель раскрывает смысл человеческой жизни, которую можно назвать борьбой. Главный герой несокрушим, благодаря силе своего характера, духа и жизненных позиций, именно эти внутренние качества помогают ему побеждать, несмотря на старость, убыток физических сил и неблагоприятные обстоятельства.