Искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу. IV

Страница 4 из 5

1. Проблемы

1. Роль искусства (науки, средств массовой информации) в духовной жизни общества

2. Воздействие искусства на духовное становление человека

3. Воспитательная функция искусства

11. Утверждающие тезисы

1. Подлинное искусство облагораживает человека.

2. Искусство учит человека любить жизнь.

3. Нести людям свет высоких истин, «чистые ученья добра и правды» - в этом заключается смысл подлинного искусства.

4. Художник должен вложить в произведение всю душу, чтобы заразить своими чувствами и мыслями другого человека.

III. Цитаты

1. Без Чехова мы были бы во много раз беднее духом и сердцем (К Паустовский. русский писатель).

2. Вся жизнь человечества последовательно оседала в книгах (А. Герцен, русский писатель).

3. Совестливость - вот чувство, которое обязана будоражить литература (Н. Евдокимова, русская писательница).

4. Искусство призвано сохранять человеческое в человеке (Ю.Бондарев, русский писатель).

5. Мир книги - это мир настоящего чуда (Л. Леонов, русский писатель).

6. Хорошая книга - просто праздник (М. Горький, русский писатель).

7. Искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу (П. Чайковский, русский композитор).

8. Они ушли во тьму, но не исчез их след (В. Шекспир, анг-лийский писатель).

9. Искусство - это тень божественного совершенства (Мике-ланджело, итальянский скульптор и художник).

10. Цель искусства - сгущено передать растворенную в мире красоту (французский философ).

11. Нет карьеры поэта, есть судьба поэта (С. Маршак, русский писатель).

12. Суть литературы не в вымысле, а в потребности сказать сердце (В. Розанов, русский философ).

13. Дело художника - рождать радость (К Паустовский, рус-ский писатель).

IV. Аргументы

1) Учёные, психологи давно утверждают, что музыка может оказывать различное воздействие на нервную систему, на то-нус человека. Общепризнанно, что произведения Баха повы-шают и развивают интеллект. Музыка Бетховена возбуждает сострадание, очищает мысли и чувства человека от негатива. Шуман помогает понять душу ребёнка.

2) Может ли искусство изменить жизнь человека? Актриса Вера Алентова вспоминает такой случай. Однажды она полу-чила письмо от неизвестной женщины, которая рассказала о том, что осталась одна, ей не хотелось жить. Но, посмотрев фильм «Москва слезам не верит», она стала другим человеком: «Вы не поверите, я вдруг увидела, что люди улыбаются и не такие уж они плохие, как мне казалось все эти годы. И трава, оказывается, зеленая, И солнце светит... Я выздоровела, за что огромное вам спасибо».

3) Многие фронтовики рассказывают о том, что солдаты ме-няли курево и хлеб на вырезки из фронтовой газеты, где публи-ковались главы из поэмы А. Твардовского «Василий Теркин». Значит, бойцам ободряющее слово порой было важнее пищи.

4) Выдающийся русский поэт Василий Жуковский, расска-зывая о своих впечатлениях от картины Рафаэля «Сикстинс-кая мадонна», говорил, что час, который он провел перед ней, принадлежит к счастливейшим часам его жизни, и ему каза-лось, что эта картина рождена в минуту чуда.

5) Известный детский писатель Н. Носов рассказывал слу-чай, который произошел с ним в детстве. Однажды он опоздал на поезд и остался ночевать на привокзальной площади с бес-призорниками. Они увидели в его сумке книжку и попросили ее почитать. Носов согласился, и ребята, лишенные родитель-ского тепла, затаив дыхание, стали слушать историю про оди-нокого старика, мысленно сравнивая его горькую бесприют-ную жизнь со своей судьбой.

6) Когда фашисты осадили Ленинград, на жителей города огромное воздействие оказала 7-я симфония Дмитрия Шоста-ковича. которая, как свидетельствуют очевидцы, дала людям новые силы для борьбы с врагом.

7) В истории литературы сохранилось немало свидетельств, связанных со сценической историей «Недоросля». Говорят, что многие дворянские дети, узнав себя в образе бездельника Мит-рофанушки, пережили подлинное перерождение: стали при-лежно учиться, много читать и выросли достойными сынами отчизны.

8) В Москве долгое время орудовала банда, которая отличалась особой жестокостью. Когда преступников схватили, они признались, что на их поведение, на их отношение к миру огромное влияние оказал американский фильм «Прирожден-ные убийцы», который они смотрели чуть ли не каждый день. Повадки героев этой картины они стремились копировать и в реальной жизни.

9) Художник служит вечности. Сегодня мы представляем себе то или иное историческое лицо именно таким, каким оно изображено в художественном произведении. Перед этой по-истине царственной властью художника трепетали даже тира-ны. Вот пример из эпохи Возрождения. Молодой Микеланд-жело выполняет заказ Медичи и достаточно дерзко себя ведет. Когда один из Медичи выразил неудовольствие по поводу не- достаточного сходства его с портретом, Микеланджело сказал: «Не беспокойтесь, ваше святейшество, через сто лет будет похоже на вас».

10) В детстве многие из нас зачитывались романом А. Дюма «Три мушкетера». Атос, Портос, Арамис, д" Артаньян - эти ге-рои казались нам воплощением благородства и рыцарства, а кардинал Ришелье, их противник, - олицетворением коварства и жестокости. Но образ романного злодея мало похож на ре-альную историческую личность. Ведь именно Ришелье ввел почти забытые во время религиозных войн слова «францyз», «родина». Он запретил дуэли, считая, что молодые, сильные мужчины должны проливать кровь не из-за мелких ссор, а ради своей отчизны. Но под пером романиста Ришелье обрел со- всем другой облик, и выдумка Дюма на читателя воздействует гораздо сильнее и ярче исторической истины.

11) В. Солоухин рассказал такой случай. Два интеллигента спорили, какой бывает снег. Один говорит, что бывает и си-ний, другой доказывает, что синий снег - это чепуха, выдумка импрессионистов, декадентов, что снег и есть снег, белый, как...снег.

В этом же доме жил Peпин. Пошли к нему разрешить спор.

Репин: не любил, когда его отрывали от работы. Он сердито он крикнул:

Ну, чего вам?

Какой бывает снег?

Только не белый! - и захлопнул дверь.

12) Люди верили в поистине магическую силу искусства.

Так, некоторые деятели культуры предлагали французам во время Первой мировой войны защищать Верден - свою силь-нейшую крепость - не фортами и пушками, а сокровищами Лувра. «Поставьте «Джоконду» или «Мадонну с младенцем и святой Анной», великого Леонардо да Винчи перед осаждаю-щими - и немцы не осмелятся стрелять!, - утверждали они.

1. Проблемы

1.Образование и культура

2. Воспитание человека

3. Роль науки в современной жизни

4. Человек и научный прогресс

5. Духовные последствия научных открытий

6. Борьба нового и старого как источник развития

11. Утверждающие тезисы

1. Познание мира ничем нельзя остановить.

2. Научный прогресс не должен опережать нравственные воз-можности человека.

3. Цель науки - делать человека счастливым.

111. Цитаты

1. Мы можем настолько, насколько мы знаем (Гераклит, древ- негреческий философ).

  1. Не всякое изменение есть развитие (древние философы).

7. Мы были достаточно цивилизованны, чтобы построить ма-шину, но слишком примитивны, чтобы ею пользоваться (К. Краус, немецкий ученый).

8. Мы вышли из пещер, но пещера еще не вышла из нас (А. Регульский).

IV. Аргументы

Научный прогресс и нравственные качества человека

1) Бесконтрольное развитие науки и техники все больше и больше тревожит людей. Давайте представим себе малыша, который облачился в костюм своего отца. На нем огромный пиджак, длинные брюки, шляпа, которая сползает на глаза... Не напоминает ли эта картина современного человека? Не ус- пев нравственно вырасти, повзрослеть, возмужать, он стал об-ладателем мощной техники, которая способна уничтожить все живое на Земле.

2) Человечество в своем развитии достигло огромных успе-хов: компьютер, телефон, робот, покоренный атом... Но стран-ное дело: чем сильнее становится человек, тем тревожнее ожи-дание будущего. Что с нами произойдет? Куда мы движемся? Давайте представим себе неопытного водителя, который с бе-шеной скоростью мчится на своем новеньком автомобиле. Как приятно ощущать скорость, как приятно сознавать, что могу-чий мотор подвластен каждому твоему движению! Но внезап-но шофер с ужасом понимает, что не может остановить свою машину. Человечество похоже на этого молоденького водите-ля, который мчится в неведомую даль, не зная, что таится там, за поворотом.

3) В античной мифологии есть легенда о ящике Пандоры.

Женщина обнаружила в доме своего мужа какой-то странный ящик. Она знала, что этот предмет таит в себе страшную опас-ность, но любопытство было таким сильным, что она не вы держала и открыла крышку. Из ящика вылетели всевозможные беды и разлетелись по миру. В этом мифе звучит предостере-жение всему человечеству: необдуманные действия на пути познания могут привести к гибельному финалу.

4) В повести М. Булгакова доктор Преображенский превра-щает пса в человека. Ученым движет жажда познания, стрем-ление изменить природу. Но порой прогресс оборачивается страшными последствиями: двуногое существо с «собачьим сердцем» - это еще не человек, потому что нет в нем души, нет любви, чести, благородства.

б) «Мы сели в самолет, но не знаем, куда он прилетит!» - - писал известный русский писатель Ю. Бондарев. В этих словах звучит предостережение, обращенное ко всему человечеству. Действительно, мы порой бываем очень беспечны, мы что-то делаем «садимся в самолет», не задумываясь о том, каковы будут последствия наших поспешных решений и бездумных действий. А последствия эти могут носить фатальный харак-тер.

8) В печати сообщалось о том, что совсем скоро появится эликсир бессмертия. Смерть будет побеждена окончательно. Но у многих людей это известие не вызвало прилива радости, на- против, усилилась тревога. Чем обернется для человека это бес-смертие?

9) До сих пор не угасают споры о том, насколько правомер-ны с моральной точки зрения эксперименты, связанные с кло-нированием человека. Кто появится на свет в результате этого клонирования? Что это будет за существо? Человек? Киборг? Средство производства?

10) Наивно полагать, что какими-то запретами, забастовками можно остановить научно-технический прогресс. Так, на-пример, в Англии в период бурного развития техники началось движение луддитов, которые в отчаянии ломали машины. Лю-дей можно было понять: многие из них лишились работы, после того как на фабриках стали использоваться станки. Но исполь-зование технических достижений обеспечило рост производи-тельности, поэтому выступление последователей подмастерья Лудда было обречено. Другое дело, что они своим протестом заставили общество задуматься о судьбе конкретных людей, о той пене, которую приходится платить за движение вперед.

11) В одном научно-фантастическом рассказе говорится о том, как герой, оказавшись в доме известного ученого, увидел сосуд, в котором был заспиртован его двойник - генетическая копия. Гость поразился безнравственности этого поступка: «Как же вы могли создать подобное себе существо, а потом его убить?» И услышали в ответ: «Почему вы думаете, что это я его сотво-рил? Это он меня сотворил!»

12) Николай Коперник после длительных долгих исследова-ний пришел к выводу, что центром нашей Вселенной является не Земля, а Солнце. Но ученый долго не решался опублико-вать данные о своем открытии, потому что понимал, что такое известие перевернет представления людей о м:ироустройстве. а это может привести к непредсказуемым последствиям.

13) Сегодня мы еще не научились лечить многие смертель-ные болезни, еще не побежден голод, не решены острейшие проблемы. Однако технически человек способен уже уничто-жить все живое на планете. В свое время Землю населяли ди-нозавры - огромные чудовища, настоящие машины для убий-ства. В ходе эволюции эти гигантские рептилии исчезли. Не повторит ли человечество судьбу динозавров?

14) Бывали в истории случаи, когда некоторые секреты, могущие принести вред человечеству, уничтожались умышленно. В частности, в 1903 году русского профессора Филиппова, ко торый изобрел способ передачи по радио на дальнее расстоя-ние ударных волн от взрыва, нашли мертвым в его лаборато-рии. После этого, по приказу Николая П, все документы были изъяты и сожжены, а лаборатория разрушена. Неизвестно, ру-ководствовался ли царь интересами собственной безопасности или будущим человечества, но подобные средства передачи силы

атомного или водородного взрыва были бы действительно ги-бельными для населения земного шара.

15) Недавно газеты сообщили о том, что в Батуми снесли строящуюся церковь. А через неделю рухнуло здание районной администрации. Под развалинами погибло семь человек. Мно-гие жители восприняли эти события не как простое совпаде-ние, а как грозное предупреждение о том, что общество выбра-ло неверный путь.

16) В одном из уральских городов решили взорвать брошен-ную церковь, чтобы на этом месте было легче добывать мра-мор. Когда взрыв прогремел, оказалось, что мраморная плита треснула во многих местах и стала непригодной для использо-вания. Этот пример наглядно показывает, что жажда сиюми-нутной выгоды ведет человека к бессмысленному разрушению.

Законы общественного развития.

Человек и власть

1) История знает много неудачных попыток насильно сде-лать человека счастливым. Если у людей отнимается свобода, то рай превращается в темницу. Любимец царя Александра 1 генерал Аракчеев, создавая в начале 19 века военные поселе-ния, преследовал благие цели. Крестьянам запрещалось пить водку, в положенные часы им полагалось ходить в церковь, детей следовало отдавать в школы, их запрещалось наказы-вать. Казалось бы, все правильно! Но людей заставляли быть хорошими. их заставляли любить, работать, учиться... И ли-шенный свободы человек, превращенный в раба, восстал: под-нялась волна всеобщего протеста, и реформы Аракчеева были свернуты.

2) Одному африканскому племени, которое жило в эквато-риальной зоне, решили помочь. Молодых африканцев научи- ли выпрашивать рис, им привезли трактора, сеялки. Прошел год - приехали посмотреть, как живет племя, одаренное новы-ми знаниями. Каково же было разочарование, когда увидели, что племя как жило, так и живет первобытнообщинным стро-ем: трактора они продали фермерам, а на вырученные деньги устроили всенародный праздник.

Этот пример - красноре чив ое свидетельство того, что чело- век должен созреть до понимания своих потребностей, нельзя никого сделать богатым, умным и счастливым насильно.

3) В одном царстве наступила сильная засуха, люди стали умирать от голода и жажды. Царь обратился к прорицателю, который пришел к ним из далеких стран. Тот предсказал, что засуха кончится, как только в жертву принесут чужеземца. Тогда царь приказал убить прорицателя и бросить его в колодец. Засуха кончилась, но с тех пор началась постоянная охота на иноземных странников.

4) Историк Е. Тарле в одной из своих книг рассказывает о посещении Николаем I Московского университета. Когда рек- тор представил ему лучших студентов, Николай 1 сказал: «Не нужны мне умники, а нужны мне послушники». Отношение к умникам и послушникам в различных областях знания и ис-кусства красноречиво свидетельствует о характере общества.

6) В 1848 году мещанина Никифора Никитина сослали в дальнее поселение Байконур «за крамольные речи о полёте на Луну». Конечно, никто не мог знать, что спустя столетие на этом самом месте, в казахстанской степи построят космодром и космические корабли полетят туда, куда смотре- ли пророческие глаза восторженного мечтателя.

Человек и познание

1) Древние историки рассказывают о том, что однажды к римскому императору пришел незнакомец, который принес в дар блестящий, как серебро, но чрезвычайно мягкий металл. Мастер поведал, что этот металл он добывает из глини-стой земли. Император, испугавшись, что новый металл обес-ценит его сокровища, велел отрубить изобретателю голову.

2) Архимед, зная о том, что человек страдает от засухи, от голода, предложил новые способы орошения земель. Благода-ря его открытию резко выросла урожайность, люди перестали бояться голода.

3) Выдающийся ученый Флеминг открыл пенициллин. Этот лекарственный препарат спас жизни миллионам людей, кото-рые прежде умирали от заражения крови.

4) Один английский инженер в середине 19 века предложил улучшенный патрон. Но чиновники из военного ведомства высокомерно сказали ему: «Мы и без того сильные, только слабые нуждаются в улучшении оружия».

5) Известного ученого Дженнера, который победил оспу с помощью прививок, на гениальную мысль натолкнули слова обыкновенной крестьянки. Врач сказал ей, что она больна оспой. На это женщина спокойно ответила: «Не может быть, ведь я уже болела коровьей оспой». Врач не счел эти слова результатом темного невежества, а стал вести наблюдения, ко-торые и привели к гениальному открытию.

6) Раннее Средневековье принято называть «темными ве-ками». Набеги варваров, разрушение античной цивилизации привели к глубокому упадку культуры. Грамотного человека трудно было найти не только среди простолюдинов, но и среди людей высшего сословия. Так, например, основатель франкс-кого государства Карл Великий не умел писать. Однако жажда знания изначально свойственна человеку. Тот же Карл Вели-кий во время походов всегда носил с собою восковые дощечки для письма, на которых под руководством учителей старатель- но выводил буквы.

7) Тысячелетиями с деревьев падали созревшие яблоки, но никто не придавал этому обычному явлению какую-либо зна-чимость. Нужно было родиться великому Ньютону, чтобы новыми, более проницательными глазами посмотреть на привыч-ный факт и открыть универсальный закон движения.

8) Невозможно подсчитать, сколько бедствий людям при-несло их невежество. В Средние века всякое несчастье: бо-лезнь ребенка, смерть домашней скотины, дождь, засуха, не- урожай, пропажа какой-либо вещи - все объяснялось проис-ками нечистой силы. Началась жестокая охота на ведьм, запылали костры. Вместо того чтобы лечить болезни, совершен-ствовать земледелие, помогать друг другу, люди огромные силы тратили на бессмысленную борьбу с мифическими «слугами Сатаны», не понимая, что своим слепым фанатизмом, своим темным невежеством они как раз служат Дьяволу.

9) Трудно переоценить роль наставника в становлении че-ловека. Любопытна легенда о встрече Сократа с Ксенофонтом, будущим историком. Как-то разговорившись с незнакомым молодым человеком, Сократ спросил у него, куда следует идти за мукой и маслом. Юный Ксенофонт бойко ответил: «На ры-нок». Сократ поинтересовался: «А за мудростью и добродете-лью?» Юноша удивился. «Иди за мною, я покажу!» - пообещал Сократ. И многолетний путь к истине связал крепкой дружбой знаменитого учителя и его ученика.

10) Стремление познавать новое живет в каждом из нас, и порою это чувство настолько овладевает человеком, что заставляет его переменить жизненный путь. Сегодня мало кто знает, что Джоуль, открывший закон сохранения энергии, был поваром. Гениальный Фарадей начинал свой путь разносчи-ком в лавке. А Кулон трудился инженером по крепостным со-оружениям и физике отдавал лишь свободное от работы время. Для этих людей поиск нового стал смыслом жизни.

11) Новые идеи прокладывают себе путь в тяжелой борьбе со старыми взглядами, устоявшимися мнениями. Так, один из профессоров, читал студентам лекции по физике, называл тео-рию относительности Эйнштейна «досадным научным недо-разумением» -

12) В свое время Джоуль воспользовался вольтовой батареей, чтобы запустить от нее собранный им же электродвигатель. Но заряд батареи скоро иссяк, а новая стоила очень дорого. Джоуль решил, что лошадь никогда не будет вытеснена элект-родвигателем, так как прокормить лошадь гораздо дешевле, чем менять цинк в батарее. Сегодня, когда электричество исполь-зуется повсеместно, нам кажется наивным мнение выдающегося ученого. Этот пример показывает, что очень трудно про-гнозировать будущее, трудно обозреть те возможности, кото-рые откроются перед человеком.

13) В середине 17 века из Парижа на остров Мартиника капитан де Клие вез в горшке с землей черенок кофе. Плавание было очень тяжелым: корабль пережил жестокую схватку с пиратами, ужасный шторм едва не разбил его о скалы. На суд- не были сломаны мачты, разбиты снасти. Постепенно стали иссякать запасы пресной воды. Ее выдавали строго отмерен-ными порциями. Капитан, едва держась на ногах от жажды, последние капли драгоценной влаги отдавал зеленому росточ-ку... Прошло несколько лет, и кофейные деревья покрыли ост-ров Мартиника.

Эта история иносказательно отражает нелегкий путь всякой научной истины. Человек бережно лелеет в своей душе росто-чек пока еще неведомого открытия, поливает его влагой на-дежды и вдохновения, укрывает от житейских бурь и штормов отчаяния... И вот он - спасительный берег окончательного оза-рения. Созревшее деревце истины даст семена, и целые план-тации теорий, монографий, научных лабораторий, техничес-ких новинок покроют материки познания.

Искусство создает хороших людей,
формирует человеческую душу.
К.Г.Паустовский
Главная цель моей педагогической деятельности – сформировать духовный мир учащихся, через красоту искусства найти путь к сердцу ребенка, развить творческий потенциал, максимально сохранив его здоровье.
Основное средство достижения цели – систематические встречи с музеем, знакомство с высокими образами художественного творчества, исследовательская деятельность по изучению родного края.
Кризис прошлого века, сопровождающийся, неуважением к памятникам культуры и искусства, месту, где родился и живет человек, к людям старшего поколения, поставил вопрос о гуманизации образования, нацеленности на духовно-нравственное, патриотическое воспитание личности. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. Патриотизм – одно из важных качеств всесторонне развитой личности.
Не случайно темой моей методической работы я выбрала «Патриотическое воспитание учащихся на занятиях музейной педагогики».
Музейная педагогика является источником духовно-нравственного воспитания школьников; использует потенциал культурного наследия, хранящегося в музеях; способствует актуализации личности учащегося через освоение культурных ценностей.
Это дает неограниченные возможности для реализации поставленных задач:
- воспитание патриотизма: на примере произведений русского искусства развить чувство гордости за свою Родину, свой народ, привить любовь к родной природе, народному творчеству.
- приобщение к нравственным ценностям народа как первооснове человека (добру, любви, красоте) через анализ и осмысление содержания произведений искусства.
Лаголовская основная общеобразовательная школа Ломоносовского района Ленинградской области на протяжении многих лет работает по программе «Здравствуй, музей!». Программа реализуется при поддержке Российского центра музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея и Управления образования Ломоносовского района. Методическая тема школы: «Совершенствование учебно-воспитательного процесса средствами музейной педагогики».
Планирование воспитательной работы с детьми моего класса осуществляется в соответствии с направлениями музейной педагогики. Основные средства достижения поставленных задач следующие:
-знакомство с высокими образцами художественного творчества на экспозициях музеев;
-исследовательская деятельность по изучению родного края.
Именно в развитии способности сопереживать жизни (природе, человеку, группе людей) заключается огромная воспитательная сила и функция искусства. Искусство делает человека нравственнее и чище. На экспозициях музея дети учатся смотреть и видеть, понимать содержание художественного произведения, анализировать, становятся непосредственными участниками происходящего. Общаясь с произведениями искусства, дети учатся любить и беречь природу своей родины, уважать людей, которые живут рядом с ними.
Учащиеся Лаголовской школы имеют возможность знакомиться с историей страны, с лучшими произведениями искусства, хранящимися в Государственном Русском музее, не выходя из стен школы. 23 мая 2008 года в нашей школе состоялось открытие информационно – образовательного центра «Русский музей. Виртуальный филиал». С большим интересом дети знакомились с произведениями художников военных лет, работая в программе «Путь к победе».
Основная форма воспитательной работы с детьми в школе – проведение коллективных творческих дел (иначе они у нас называются «Днями (или неделями) погружения» в тему). Это могут быть различные темы: связанные с сезонными изменениями в природе («Весне навстречу», «Осенний калейдоскоп»); познавательные («Праздник русских ремесел», «История письменности», «900 дней и ночей») и другие. В процессе проведения таких КТД осуществляется целевая взаимосвязь учебной и воспитательной работы. Например, при изучении темы «Вода в жизни человека» с детьми были проведены следующие мероприятия:
- экскурсия на местный водоем,
-беседа «История водопровода»,
-интегрированный урок окружающего мира и изобразительного искусства «Вода в работах художников»,
-«Посиделки «У колодца» в школьном краеведческом музее,
-творческая работа «Зачем нужна вода»,
-выставка рисунков «Вода и человек»,
- выставка книг «Подводные жители»,
-экскурсия в музей воды.
Коллективные по форме и интегрированные по содержанию мероприятия формируют у учащихся целостное восприятие мира, помогают изучать и любить свой край. Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия – наша общая большая, единственная Отчизна. Однако у каждого из нас есть еще и свой, милый сердцу уголок земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Это место несравнимо ни с чем другим. Это наш порог жизни, малая родина.
Большое место в воспитании в детях патриотизма занимает краеведческая работа. В Лаголовской школе уже 5 лет существует историко-краеведческий музей. В школьном музее собран материал об истории деревни Лаголово, о ветеранах войны и труда, об истории школы, о предметах быта. Помимо постоянных экспозиций, которые хранят историю родной земли, в музее постоянно организуются тематические выставки, в которых принимают участие все учащиеся и их родители: «От костра до электрической лампочки», «История сундука», «Говорящий портфель». Учащиеся постоянно выполняют различные творческие задания, привлекая родителей и других членов семей. Возникает новая семейная традиция: вместе обсуждать вопросы по искусству, изучать историю родной земли. В музее проходят конкурсы, праздники, уроки мужества. Детям доставляет удовольствие исследовательская и поисковая работа по изучению родного края. Используя различные источники информации (газеты, журналы, книги, рассказы старожилов поселка), они исследовали такие темы, как: «Моя родословная», «Откуда хлеб на стол пришел», «Моя улица», «История ремесел» и другие.
Большую помощь оказывают дети в собирании материалов музея: старинной посуды, одежды, домашней утвари.
Ежегодно в дни празднования снятия блокады Ленинграда и в День победы проходят уроки мужества. На встречу к ребятам приходят ветераны Великой Отечественной войны, рассказывают о военных событиях. Для ветеранов учащиеся готовят концертные номера, поздравительные открытки.
В школе проходят выставки детских рисунков, конкурсы чтецов и газет на военную тематику.
Дети моего класса – активные участники конкурсов различного уровня:
-«Родник жизни» посвященный Дню матери (муниципальный);
-«Семейный архив» и «Голос ребенка 2008», посвященные году семьи;
-конкурсы рисунков и чтецов на военно-патриотическую тему;
-защита проектов «Памятные места Петербурга», «Моя малая родина», «Моя
родословная» и другие.
В 2007-2008 году коллектив Лаголовской школы приступил к осуществлению опытно-экспериментальной работы по теме «Социальная адаптация детей и подростков в условиях сельской школы средствами музейной педагогики». Целью осуществления проекта является создание системы социализации учащихся в условиях сельской школы средствами гуманитарно-художественного образования и эстетического воспитания. Проект осуществляется в системе взаимодействия учреждений образования, культуры, администрации волости сельского поселения Лаголово.
Дети моего класса – активные участники жизни поселка. Разнообразная деятельность учащихся, занимающихся в различных кружках и секциях, связь с общественными и государственными структурами (дом культуры, школа искусств, спортивная школа, сельская библиотека, школьный музей, Виртуальный филиал «Русский музей»), участие в делах школы, поселка помогает детям достичь гармонии с внешним миром и обществом, с самим собой, быть всесторонне развитыми людьми.
Знакомство с произведениями искусства на экспозициях музея, поисковая работа в школьном краеведческом музее, выполнение творческих работ на занятиях по музейной педагогике – основные средства воспитания в детях чувства патриотизма, гордости за свою родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

Главная задача писателя - рассказать читателю о жизни, предостеречь от ошибок, научить делать правильный выбор на основе опыта героев своих произведений. Мы читаем - и, следовательно, учимся жить. В этом плане еще в далеком детстве на меня произвел впечатление небольшой роман Александра Сергеевича Пушкина под названием «Капитанская дочка».

В этом произведении отчетливо просматривается тяжелый путь взросления главного героя - Петра Гринева: из балованного, капризного Петрушеньки к концу повествования вырастает весьма достойный, трезво

Мыслящий человек Петр Андреевич. Каждый раз, вновь перечитывая «Капитанскую дочку», я как будто заново немного взрослею вместе с ним.

Посмотрим, каков Петр был в начале романа. Типичный дворянский сыночек, без особенного образования, привыкший, что все за него делает дядька Савельич и надеющийся на развеселую жизнь во время службы в Петербурге. Однако же отец Гринева просчитал все мысли непутевого сына, поэтому и отправил его служить подальше от столицы: учиться уму-разуму в суровых условиях. В начале пути Петруша еще мало отличается от себя домашнего: в Симбирске проигрывает Зурину внушительную сумму

В карты и даже позволяет себе накричать на верного слугу: «Молчи, хрыч! …ты верно пьян, пошел спать… и уложи меня».

Однако уже дальше начинаются метаморфозы. В дороге путешественников застает буран: «Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег - и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем». А, как известно, природа отражает внутреннее состояние героя: значит, почуял уже Гринев грядущие перемены, потребность взрослеть, заволновался. Здесь же мы в первый раз встречаем Пугачева, еще в образе простого бородатого мужика, который на протяжении всего романа будет негласным духовным наставником Петра, пусть официально и считаясь врагом Родины «дворянчика».

А затем закружилось-завертелось. Негласное соперничество с Швабриным за расположение Маши, дочери коменданта, многочисленные стычки, в которых мы впервые видим Гринева как несомненно положительного персонажа. Этот этап (мирный) взросления заканчивается реальным поединком, в котором Швабрин показал себя с самой отвратительной стороны.

Затем идет продолжительный этап пугачевского восстания. Гринев прекрасно помнит наказ своего отца: «Береги честь смолоду», - и ни на секунду не отступает от своей присяги российской императрице (хотя мог бы): «Нет… Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу», - отвечает он на предложение Пугачева перебраться в его шайку. Просто теперь Гринев сильный, волевой человек и Пугачев это чувствует, поэтому и отпускает два раза, не хочет губить столь сильную личность. Петр проявляет благородство, спасая Машу Миронову.Теперь это уже не прошлый Петруша, а вполне остепенившийся молодой офицер, который способен совершить поступок. Он спасает любимую девушку, не задумываясь о последствиях для самого себя.

И еще. Стоит отдельно рассмотреть отношение Гринева к Савельичу. Молодой человек понял, что дядька не просто слуга, а самый что ни на есть настоящий друг, который никогда и ни за что не предаст. Именно поэтому в конце романа он вручает Савельичу самое дорогое, что у него есть - Машу.

В конце концов, Петра освобождают, и он готов продолжить достойный род своего отца, о чем мы и узнаем из его собственных уст.

Вот так на наших глазах развернулась целая человеческая жизни, по крайней мере, самая ее интересная часть - становление личности. Непредвиденные обстоятельства, отсутствие родителей под боком - все это помогло Гриневу превратиться в самостоятельного, честного, волевого человека. Кто знает, что бы из него получилось, если бы он поехал «служить» в Петербург и растворился в обществе таких людей, как Зурин. А здесь… Суровые испытания закалили характер. Но, с другой стороны, ведь Швабрин оказался в точно таких же условиях, но так и не смог сделаться дельным человеком. Видимо, не только трудности помогают вырасти, но и наследственное достоинство, могучая кровь (вспомним, что отец главного героя - благородного происхождения, потомственный дворянин).

И пусть эти времена давно прошли, и благородных дворян теперь не найдешь, мы должны учитывать опыт предыдущих веков, вполне вероятно, мы сможем предугадывать последствия похожих поступков, различать нравы окружающих нас людей, и даже, возможно, в чем-то облегчить нашу жизнь. А где же найти эту мудрость предков, как не в замечательных произведениях наших великих классиков?

Не претендую на особую философскую глубину, но тем не менее. . .
Влияние искусства - тема настолько многогранная, что сведение ее к тезису «Искусство воспитывает душу» это неприемлемое упрощение. Примерно такое, какое сделал Платон, в ответ на просьбу одного из своих учеников дать определение человеку: «Человек есть животное на двух ногах, лишённое перьев».

Лет десять назад я побывал в Tate Modern Gallery . Это галерея современного искусства. Очень известная галерея, в которой выставляются известные художники и скульпторы. Наверное, после Уффици я невольно ожидал чего-то значительного, потрясающего, но… Конечно, я знал, куда шёл, меня влекла магия искусства, точнее, магия слова «искусство».

То, что я увидел, не совсем соответствовало моему пониманию искусства. Не соответствовало в первую очередь по производимому впечатлению. Можно, конечно, говорить и об индивидуальности восприятия, и о недоступной глубине авторского замысла… Не об этом хочу сказать: не каждый акт творчества приводит к появлению произведения искусства!

Отличительное качество настоящего искусства - это его способность влиять на человека специфическим образом, вызывая эстетические (или если угодно душевные) переживания. Кроме того, искусство - это осознанная творческая деятельность! Не всё, что сегодня принято называть искусством, этим критериям соответствует. Кроме того, далеко не любое произведение искусства «воспитывает душу»! Легко могу себе представить такое произведение, которое наносит вред не только какой-то особо впечатлительной натуре, но даже целому поколению людей, даже целой стране!

Эстетические переживания. Упрощая академическую трактовку о «сложных психических явлениях», скажу, что эстетические переживания (эстетическое чувство) напрямую связаны с двумя понятиями: красота и нравственность. В качестве примеров эстетического чувства могу привести восхищение закатом (красота) и восхищение героическим поступком (нравственность). Не нужно думать, что эстетические чувства могут быть только положительными. Например, чувство отвращения к предательству - это тоже эстетическое чувство. В общем, смысл понятен: восхищение красивым и нравственным и отвращение к безобразному и безнравственному.

Итак: искусство, эстетическое чувство, красота и нравственность в нашем сознании неразрывно связаны. Автор создает произведение, руководствуясь своим эстетическим чувством, произведение, в свою очередь, вызывает определенное чувство у зрителя или слушателя.

К чему же я веду? А вот к чему: не только красота и нравственность влияют на искусство, но и искусство влияет на них. Талантливые произведения могут изменять определение «красоты» и «нравственности», предъявляя публике новые образцы.В этом смысле «искусство воспитывает душу», НО КАК ИМЕННО?

В Лондонской галерее современного искусства Тейт мне сначала показалось, что меня обманули. Потом это чувство сменилось ощущением своей полной тупости. Я старался если не понять, то хотя бы поверить, что то, что я вижу, это красиво или хотя бы глубокомысленно. Честно говоря, я не смог. А ведь есть те, кто смогли! Есть огромная масса людей, которые считают «Черный квадрат» Малевича выдающимся произведением искусства. Есть даже несколько десятков человек, которые считают, что то, что делали «Pussy Riot» - это тоже искусство.

Люди, друзья мои дорогие, берегите себя, берегите чистоту своего восприятия, берегите чистоту своей души! Сила искусства велика и, когда вы обращаетесь к ней, помните, что талантливые, но «потерянные» умы могут разрушить не только свою душу, но и некоторые неокрепшие души своих поклонников. Поэтому даже восхищенный взгляд должен быть с критическим прищуром.