Как определить свой жизненный путь. Жизненный путь человека

Консультант, независимо от его теоретической ориентации, использует в своей работе такие понятия, как судьба, жизненный путь, смысл жизни, место человека в жизни, стратегия жизни.

В той мере, в какой человек сам организует и направляет события жизненного пути, строит собственную среду развития, избирательно относится к тем событиям, которые не зависят от его воли, он является субъектом жизнедеятельности . Принцип жизнедеятельности, разрабатываемый К.А. Абульхановой, отражает роль человека в собственной судьбе. Степень активности жизнедеятельности может быть различной в зависимости индивидуально-личностных особенностей человека. По этому основанию можно различать уровни жизнедеятельности и связанные с ними типы личности. На одном полюсе – жизнь, подчиненная обстоятельствам, шаблонное выполнение социальных ролей, своеобразный жизнеавтоматизм. На другом полюсе – жизнетворчество, когда жизнедеятельность, воплощенная в конкретных формах социального поведения и деятельности, направляется субъектом в соответствии с коренными отношениями, установками, когда жизнедеятельность адекватна характеру и является самовыражением.

Личность, писал Б.Г. Ананьев, - общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. Жизнь человека как история его личности в конкретную историческую эпоху и как история развития его деятельности в обществе складывается их многих систем общественных отношений в определенных обстоятельствах, из многих поступков и действий самого человека, превращающихся в новые обстоятельства его жизни. Несомненно, что человек в значительной степени становится таким, каким его делает жизнь в определенных обстоятельствах, в формировании которых он сам участвует. Человек, однако, не является пассивным продуктом общественной среды или жертвой игры «генетических сил». Создание и изменение обстоятельств своей жизни собственным трудом, образование собственной среды развития посредством общественных связей – все это проявления социальной активности человека в его собственной жизни.

Первое систематическое изучение закономерностей жизненного пути было предпринято Ш. Бюлер и ее сотрудниками в Венском психологическом институте в 20-30г.г. прошлого века. На эмпирическом материале были обнаружены различные типы жизненного пути личности. Ш. Бюлер пыталась понять жизнь не как цепь случайностей, а через закономерные этапы. Жизненным путем личности она называла индивидуальную, личную жизнь в ее динамике и выделила ряд аспектов, составляющих объективную логику жизни: 1) последовательность внешних событий; 2) смена переживаний, ценностей, как эволюцию внутреннего мира человека, как результат его внутренних событий; 3) результат его деятельности. Ш. Бюлер, как и многие другие психологи, абсолютизировала роль детства, считая, что на этой стадии закладывается проект всей жизни.


А. Адлер для обозначения понятия жизненного пути использовал понятие жизненный стиль. На его взгляд, стиль жизни – это значение, которое человек придает миру и самому себе, его цели, направленность его устремлений и склонностей. А. Адлер считал, что значение жизни постигается в первые четыре или пять лет жизни и подходит к нему человек через ощущения, которые не до конца понимаются. А. Адлер выделил четыре типа жизненных стилей: 1 – полезный; 2 – правильный; 3 – избегающий; 4 – получающий.

Представление о жизненном пути человека как сценарии его жизни разработано Э. Берном и его коллегами в 60-ых г.г. Э. Берн в понятие судьбы вкладывал понятие жизненного пути. Он считал, что судьба каждого человека определяется в первую очередь им самим, его умением мыслить и разумно относиться ко всему происходящему в его жизни и окружающем мире. Каждый человек еще в детстве, часто бессознательно, думает о своей будущей жизни, мысленно простраивает свои жизненные сценарии. «Сценарий», по Э. Берну, - это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется в детстве под влиянием родителей. При этом Э.Берн разграничивает понятия жизненного пути и жизненного сценария: сценарий – это жизненный план, а жизненный путь – это то, что происходит в действительности. Различные типы жизненного пути являются продуктом действия различных сил, как внешних, так и внутренних, обусловленных личностными особенностями, которые могут смешиваться и вести к различным типам судьбы: сценарному, несценарному, насильственному, независимому.

Л. Сонди считал, что понятие «судьбы» охватывает все, что касается человеческой жизни. Что касается психологии судьбы, то здесь Л. Сонди рассматривал человека как существо, которое, хотя и подвергается с самого начала своей жизни определенному принуждению, но по мере возрастания зрелости получает шанс выбирать, исходя из своих возможностей, и тем самым реализовывать свою свободу. Поэтому судьба, по Л. Сонди, может быть навязанной или свободной. Он считал, что к навязанной судьбе человека относятся: 1)наследственность, т.е., прежде всего, все то, что было получено им от своих предков; 2)окружающая среда 3)социальная среда. Сущность психического заключалась для Л. Сонди в стремлении и склонности человека к свободе. И, благодаря личностно обусловленным способностям решать и выбирать, человек не является ни рабом своей природы, ни игрушкой окружающего его мира.

Таким образом, судьба может быть либо объективно-предопределенной, где предопределенность – это событие, происходящее в данном месте в определенный момент неизбежным и единственным образом. При этом предопределенность зависит от ряда причин, в большинстве своем берущих истоки из детства, либо она есть субъективно-преобразующаяся линия жизни, которая зависит от самого человека, его склонностей к тому или иному виду деятельности, от его осознания того, что с ним происходит и желания что-нибудь изменить.

В качестве основных единиц изучения жизненного пути К.А.Абульханова, рассматривая личность как субъект жизненного пути, выделяет не события и ситуации, а три взаимосвязанные структуры: жизненную позицию, жизненную линию и концепцию жизни. Жизненная позиция по К.А. Абульхановой, - это обобщенный, установленный на основе самоопределения по отношению к объективным условиям, обстоятельствам ценностный способ жизни личности, в любом случае, как нам кажется, детерминированной влечениями, пристрастиями, предрасположенностью, иными словами, склонностями личности. Характеристика жизненной позиции дается через решение противоречий между присущей данной личности максимальной активностью и невозможностью ее объективизировать, или, напротив, между отсутствующими у данной личности готовности, активности, зрелости и оптимальных условий для их реализации. Жизненной линии присуща пролонгированость, ценность, она может иметь прогрессивно-поступательный или возвратно-застойный характер. Основной характеристикой прогрессивной жизненной линии является непрерывная обратная связь результатов предшествующего этапа (решения, поступка) с последующим. Осознание смысла жизни , способ направления своих потребностей, воля, преобразующая действительность в направлении, адекватном потребностям, находят выражение в активности. Благодаря активности обеспечивается субъектность личности.

Большое внимание анализу жизненного пути личности, ее биографии уделял С.Л. Рубинштейн. Он отмечал, что сущность человеческой личности находит свое завершающее выражение в том, что она не только развивается как всякий организм, но и имеет свою историю. Особая роль биографии как истории личности обусловлена вполне конкретными причинами.

1. Биография включает в себя социально-демографические характеристики личности, отражающие ее глубинную сущность.

2. В биографии отражаются основные результаты деятельности личности.

3. По биографии можно судить о факторах, условиях, в которых формировалась личность, выявить, насколько достигнутый уровень развития личности является результатом условий, ее окружающих, а насколько – ее внутренних усилий, устремлений.

Биографический метод особенно важен для анализа столкновений потребностей личности с условиями, долговременно препятствующими их нормальному удовлетворению. В самом общем виде внутренняя дезадаптивность личности, степень ее маргинальности возрастает в случаях: 1) потери желанного объекта (например, ребенок лишился родителей, близких друзей, одобрения кем-то и т.д.); 2) потери любви; 3) потери личности самой себя (увольнение с работы, когда карьера была главной целью жизни, публичное осмеяние и т.д.).

В анализе биографии особенно важны детские годы, так как ситуации развития в детские и юношеские годы могут предопределить модель поведения в зрелом возрасте. Выделяют три типа ситуаций, предрасполагающих к формированию сильно выраженных акцентуаций.

А. Ситуации социальной или органической неполноценности. Дети, страдающие физическими либо психическими недостатками, как правило, сильно центрированы на себя, что способствует формированию личности с чувством неполноценности. Неспособности плодотворно соревноваться с другими. Однако в этой группе встречаются личности со «сверхкомпенсаторными» возможностями (пример личности А.В.Суворова).

Б. Ситуация избалованности. Избалованные дети обычно испытывают мало подлинных, позитивных чувств по отношению к окружающим, в том числе и по отношению к субъектам, их воспитавших.

В. Ситуация отверженности рождает людей, не способных к эмоциональной привязанности к другим. Выросши, они могут стать эмоционально холодными, а подчас и жестокими. Анализ биографических данных одиозных исторических личностей (например, Гитлер) показывает, что со всеми ними плохо обращались в детстве. Это послужило причиной развития жестокости, зависти, враждебности, спонтанности возникновения негативных чувств, когда они видят других счастливыми.

Для всех трех описанных негативных ситуаций в развитии личности характерно формирование у нее таких черт, как эгоизм, самовлюбленность, гипертрофированное чувство собственной значимости, неспособность к объективной самооценке, снисходительность к собственным недостаткам и нетерпимость к чужим и т.д.

Анализ жизненного пути в процессе биографического интервью помогает выявить многие индивидуально-личностные особенности человека, степень напряженности, духовной насыщенности жизни личности на том или ином этапе ее развития. В процессе биографического интервью можно диагностировать притязания личности к себе и социальному окружению, степень ее активности на различных этапах жизненного пути, в различных сферах жизнедеятельности. Особенно информативно в этом плане сравнение жизненных целей с реальными достижениями человека.

Более полному пониманию мировоззренческих особенностей личности помогает анализ жизненного выбора личности, выбор профессии, того или иного решения в конкретной проблемной ситуации жизненного пути личности. Жизненный выбор – это, в конечном счете, выбор способа самоопределения, самореализации. При этом важно, в какой степени выбор личности подчинен будущему и как оно ей представляется. Как представляется человеку будущее, что сделал человек для его достижения, какие жизненные выборы и почему совершил человек – узловые моменты биографического анализа.

Таким образом, анализ биографии предполагает поиск, «открытие» принципа, образа жизни конкретной личности. Это образ жизни может осознаваться самим обследуемым, часто метафорически – в девизе, образе и т.д.

Выделяют три основных блока информации о клиенте :

1. Демографическая информация : возраст, семейное положение; образование; профессия.

2. Актуальные проблемы и нарушения : наличие затруднений и проблем; возраст, в котором они возникли; события жизни, обусловившие возникновение и обострение проблем; изменение отношения личности к значимым людям; перемена интересов; ухудшение физического состояния; непосредственная причина обращения; предшествующие попытки решения проблемы; употребление лекарственных средств; семейный анамнез.

3. Психосоциальный анамнез (значимые межличностные отношения):

Раннее детство (обстоятельства и очередность рождения, основные воспитатели, отношения в семье);

Дошкольный период (первые воспоминания, рождение братьев и сестер, другие значимые события в семье);

Младший школьный период (успехи и неудачи в учебе, проблемы с учителями и ровесниками в школе, отношения в семье);

Отрочество и юность (отношения с ровесниками, лицами другого пола, родителями, успехи и неудачи в учебе, идеалы и устремления);

Взрослый период (социальные отношения, удовлетворенность работой, браком, отношения в семье, половая жизнь, экономические условия жизни, утрата близких, планы на будущее, употребление алкоголя, наркотических средств).

Эта схема отражает важные этапы жизни клиента. Разумеется, в каждом конкретном случае надо руководствоваться критериями разумной необходимости, не стремясь собрать перечисленную информацию в полном объеме, а подбирая информационные единицы под определенную задачу.

Следует отметить, что одним из наиболее мощных биографических факторов в возникновении жизненных проблем считается очередность рождения . Первым на этот факт обратил внимание А.Адлер, считая, что очередность рождения связана с очень ранним формированием основных установок личности.

Старший ребенок в семье обладает выраженным чувством ответственности. К ответственности первенец приучается с ранних лет, помогая родителям, в частности, в воспитании младших. В первые годы он испытал любовь и заботу родителей, что способствует определенной эмоциональной стабильности. Старшему ребенку родители, как правило, доверяют больше, чем остальным детям и допускают его к планированию семейных дел. Поэтому старший ребенок склонен к порядку, любит стабильность и предрасположен к консерватизму .

Второй ребенок значительно отличается от первого: придя в мир, он сталкивается с соперником. В младенчестве и детстве перед ним преуспевающий конкурент, постоянно оставляющий его позади. Второй ребенок, находясь в приниженном состоянии, стремится искать новые занятия, позволяющие ему первенствовать. В результате создается база для формирования амбициозности, способности конкурировать в трудных условиях, склонности к революционному изменению существующих обстоятельств .

Особое положение в семье занимает младший ребенок . В детстве он окружен любовью родителей и старших детей, что создает благоприятную обстановку и ожидание всеобщей любви к себе . Опасность заключается в том, что ребенок начинает надеяться не только на любовь, но и на потворство окружающих .

Особенно сложно положение единственного ребенка . Ему уделяется значительно больше внимания, он в прямом смысле слова окружен любовью и заботой родителей. В этом кроется много опасностей : единственный ребенок избалован, у него развивается чрезмерная требовательность и зависимая в отношении условий жизни установка, он имеет незначительный социальный опыт общежития. Ребенок думает, что мир должен идти к нему, а если этого не происходит, он начинает смотреть на мир враждебно. Однако наряду с опасностями единственный ребенок имеет больше реальных возможностей для всестороннего образования и развития .

Основные биографические данные собираются как с помощью специальных анкет, так и во время беседы с клиентом. При этом беседа, являясь важнейшим способом получения данных о клиенте, имеет слабые стороны, которые представляют реальные опасности искажения информации: консультант собственным влиянием может спровоцировать ложную информацию, в рассказе клиента консультант может увидеть желаемое и не замечать нежелательное, клиент может не всегда четко понять характер вопроса. С другой стороны, если консультант, стараясь обойти все опасности, будет стремиться к более строгому структурированию беседы, он рискует не увидеть уникальности клиента, и беседа будет подменять собой анкетирование или тестирование.

Данные, полученные о личности клиента с помощью биографического метода, как правило, предшествуют и органически дополняют информацию, которую консультант получает с помощью других методов, способствуя более четкому определению проблемы клиента и способов ее решения.

А также сам процесс ее изменения и эволюции начиная с рождения человека и заканчивая его смертью. Во многих случаях этот термин является синонимом к слову "биография".

Первым человеком, сформулировавшим понятие жизненного пути, была Ш. Булер. В ее формулировке жизненный путь имел три различных линии. Первая - это последовательность реальных событий, происходящих в Вторая - это эмоциональные переживания, связанные с ними. Третья - это результаты действий, осуществляемых этим человеком.

Одновременно с ней собственную теорию выдвигал П. Жане, характеризовавший жизненный путь как последовательность этапов развития и биографии личности, ее эволюцию.

Существуют и другие формулировки этого понятия, однако все они являются вариациями на тему этих двух первых определений. Какой трактовки придерживаться, каждый решает сам для себя - поскольку существенных различий между ними нет, любая из них имеет право на существование.

Следует отметить, что приведенные выше определения жизненного пути являются приемлемыми лишь для человека с рациональным Мистик же считает, что под понятием "жизненный путь" подразумевается некий сценарий, придуманный специально для него высшими силами. Но даже он, как правило, признает, что есть возможность как-то влиять на этот самый сценарий. Как? Своими собственными действиями! Сделав что-то правильное (читай - что-то выгодное для "сценаристов"), он как бы получает вознаграждение в виде благоприятного развития событий, а допустив ошибку, вынужден терпеть многочисленные неприятности.

Точка зрения такого мистика хоть и не слишком-то верна, но, безусловно, намного интереснее сухих знаний реалиста.

Однако существует еще одна трактовка понятия жизненного пути. Она не менее важна, чем приведенные выше, да и используется чаще, чем они. Итак, жизненный путь личности - это процесс осуществления ею своего предназначения, дорога, ведущая к цели жизни.

К сожалению, для большинства людей поиски этой самой дороги являются очень сложным делом. Почему? Да потому, что окружающие (родители, друзья, коллеги, родственники) часто считают, что они лучше знают, какой жизненный путь лучше подходит их близким. Особенно сильное влияние ощущают дети - со стороны многочисленных взрослых родственников. Поэтому-то так много людей выбирают себе неправильную дорогу в жизни - за гомоном голосов друзей и близких очень сложно услышать тихий зов истинного призвания.

Наиболее остро встает жизненного пути у молодых людей, только-только начинающих взрослую жизнь. Это и не удивительно, ведь именно перед ними разворачивается множество разных возможностей.

И именно у молодых людей больше всего шансов сделать ошибку и жалеть о ней всю жизнь. Поэтому им так важно научиться принимать правильные решения, а для этого нужно соблюдать несколько простых правил.

Во-первых, нужно научиться отличать собственные желания и стремления от образов, навязанных другими людьми. Не менее важно отличать желания истинные, осознанные, идущие от сердца, от низменных стремлений, навеваемых инстинктами.

Во-вторых, каждый человек должен научиться уважать собственные желания и не ставить их ниже желаний посторонних людей - хотя бы наедине с собой.

И, в-четвертых, нельзя забывать об ответственности: любой выбор будет на совести человека, сделавшего его - неважно, по собственной воле или под чьим-то влиянием.

В Западной культуре нумерология известна давно. Отсчет этому учению можно вести со знаменитого греческого математика и мистика Пифагора: он пользовался им еще 2500 лет назад.
Он даже построил особую нумерологическую схему, согласно которой каждый должен проживать жизнь, уготованную ему цифрами. Мол, если вы этого не делаете (по незнанию или неумению слышать свое сердце), ваш жизненный путь просто-таки обречен на неудачу!
Звучит как какое-то сумасшествие, но вы попробуйте. И расскажите нам, прав ли был Пифагор насчет ваших природных талантов!

Итак, вот 60-секундный тест, который поможет узнать, по тому ли жизненному пути вы идете.

Шаг 1: Сложите все числа своего дня рождения вместе. Не забудьте написать полный год своего рождения (например, 1969, а не 69).

Шаг 2: Если число получилось двузначным, сложите цифры из него. Например, если получилось 27, то 2+7=9. Продолжайте так до тех пор, пока у вас в итоге не получится одна цифра от 0 до 9.

Возьмем для примера 29 марта 1969 года. Предположим, кто-то из вас родился именно в этот день. Получается, полная дата выглядит так: 29.03.1969.

2+9+0+3+1+9+6+9 = 39
3+9 = 12
1+2 = 3. Значит, ваш жизненный путь - номер три!

Шаг 3: найдите свое число в этом списке и узнайте, чем вам надо заниматься в жизни!

Жизненный путь №1:

Люди-единицы - это, прежде всего, оригинальные мыслители и творческие умы. Из них часто получаются отличные целеустремленные лидеры, которые предпочитают все делать самостоятельно или нести ответственность за всех и сразу.

Подходящие вам профессии: фрилансер/независимый подрядчик; владелец бизнеса; менеджер; специалист по продажам; маркетолог; специалист в области рекламы; дизайнер; инженер по качеству; тренер-консультант; политик; застройщик или брокер; финансовый консультант; креативный директор; спортсмен.

Жизненный путь №2:

Люди-двойки в первую очередь ориентированы на детали. Они любят замечать и видеть то, чего не видят и не замечают другие. Обычно из них получаются отличные друзья и воспитатели, потому что никто не может так хорошо поддержать, как они.

Они обычно довольно ловко управляются с жизнью, потому что привыкли доверять своей интуиции. А еще они часто борются за расширение прав и возможностей других.

Подходящие для вас профессии: Воспитатель; психотерапевт; целитель; повар; переговорщик/дипломат; политик; музыкант; художник; дизайнер; социальный работник; администратор; терапевт; специалист по альтернативной медицине; бухгалтер; массажист; актер.

Жизненный путь №3:

Люди-тройки привыкли говорить сами за себя: они любят самовыражаться и имеют творческую натуру. Вот почему с ними обычно так приятно общаться!

Своей страстью к прекрасному они могут заразить кого угодно. А главное для них - раскрыть свое «Я»: хоть в творчестве, хоть в спорте. хоть в ораторском искусстве; хоть в научном сообществе.

Вот подходящие для вас профессии: конферансье; художник; журналист; дизайнер; повар; музыкант; танцор; тренер; писатель; фотограф; продавец; архитектор; графический дизайнер; парикмахер; косметолог; визажист; специалист по искусству.

Жизненный путь №4:

Люди-четверки - это те, кто сильнее из всех нас ценит детали и системный, методологический подход. Если вы хотите сделать с ними что-то отчаянное и по-быстрому, такие люди не согласятся: они любят, когда их план продуман до мелочей.

Вот почему из них получаются такие высокопрофессиональные менеджеры и организаторы. Везде, где бы ни появлялся человек-четверка, надолго воцаряются стабильность и порядок.

Подходящие для вас профессии: директор; управляющий; владелец бизнеса; редактор; аудитор; бухгалтер. врач; инженер; военный или сотрудник правоохранительных органов; персональный тренер; аналитик; архитектор/градостроитель; адвокат; должностное лицо, бизнес-консультант; банкир или специалист по финансам и инвестициям.

Жизненный путь №5:

Пятерки - это люди, которые превыше всего в жизни ценят разнообразие, новизну и волнение от неопределенности.

Разумеется, от природы они одарены коммуникабельностью и сильным аналитическим мышлением. Друзья ценят их за то, что они всегда дают хорошие советы, умеют рекламировать и продвигать непопулярные идеи и могут быть адвокатами хоть самого дьявола!

Вот подходящие для вас профессии: Менеджер по проектам; менеджер-консультант в турфирме; организатор праздничных мероприятий; следователь; консультант по рекламе и маркетингу, промоутер, специалист по PR, парикмахер; спортсмен или телеведущий.

Жизненный путь №6:

Люди, рожденные под знаком 6 , чаще всего выбирают работу в сфере услуг. Им нравится помогать другим, консультировать и поддержать других. Из них получаются отличные советники, консультанты и менеджеры.

А вот список самых подходящих для вас профессий: парикмахер; модный консультант; дизайнер интерьеров; терапевт; учитель; целительница. декоратор; мануальный терапевт; модель. визажист; медицинский работник; косметолог.

Жизненный путь №7:

Люди-семерки обладают созерцательным характером. Они не очень активны, любят надо всем хорошенько поразмыслить: такова природа их аналитического ума.

Они быстро и хорошо учатся, умеют разрабатывать сложные стратегии для решения сложных вопросов. А еще обожают технологии и постояло находятся в духовном поиске. Их любимая наука - психология.

Вот подходящие вашей душе профессии: исследователь/ученый; аналитик; IT-консультант; философ, психолог. журналист. инженер по качеству; программист; бухгалтер. духовный учитель; врач; натуропат; биограф.

Жизненный путь №8:

Люди-восьмерки - это талантливые руководители-инноваторы, рожденные для того, чтобы решать большие проблемы. Они редко любят работать на кого-то, особенно если этот кто-то - диктатор. Вот почему эти люди становятся наиболее успешны тогда, когда начинают собственный бизнес.

Соответственно, вот подходящие для вас профессии: владелец бизнеса; независимый подрядчик; менеджер проектов; банкир; бизнес-консультант; брокер; адвокат; хирург; политик, должностное лицо высокого ранга.

Жизненный путь №9:

Девятки - люди-уникумы. Потому что сочетают в себе и творческое начало, и умение работать на благо других. Поэтому они чаще всего выбирают работу в сфере услуг.

Такие люди часто становятся талантливыми преподавателями (такими, которых студенты запоминают на всю жизнь), целители, руководителями. К вашему мнению обычно прислушиваются, не так ли?

Вот подходящие для вас отрасли и профессии: специалист в области здравоохранения или образования; художник; профессиональный писатель; правозащитник; адвокат; актер; политик; гражданский активист; специалист по кадрам (HR); специалист по PR, энергетик, графический дизайнер; модельер; фотограф.

«Любой путь — лишь один из миллиона возможных путей»
Карлос Кастанеда

Путей великое множество... какой выбрать? Говоря о предназначении и его поиске, нельзя обойти вниманием весь жизненный путь человека . Это более емкое и длительное понятие протяженностью во всю человеческую жизнь. Кто-то живет по инерции «пусть все идет так, как идет», радуется удачам и расстраивается, когда они обходят его стороной, говоря, что это судьба такая… А кто-то ищет правильный для себя путь ― свой собственный путь. Так, что же предпочесть? Выбор жизненного пути или пустить свою жизнь на самотек?

Сталкиваясь с очередной неудачей в своей жизни, наверно, каждый человек задумывался, а можно ли что-то вообще изменить? Как правило, все проблемы и последствия ошибок мы списываем на судьбу. А каждую удачу записываем на свой счет. Но, может быть, стоит проанализировать и неудачи ? Увидеть в них свои ошибки, неверные поступки? Понаблюдайте за детьми: один, споткнувшись об камень, посмотрит на него, сделает выводы и будет в следующий раз обходить стороной, а другой будет постоянно падать на одном и том же месте. Столь бесхитростный пример можно наложить трафаретом на любой поступок человека. И это не умение мыслить логически ― это, в первую очередь, желание понять, «почему же я упал». Вряд ли кто-то взрослый всерьез подумает, что этот камень ему под ноги положила ему судьба. И, пожалуй, выбор жизненного пути и заключается в том, чтобы сначала научиться анализировать, какие последствия грядут за какими поступками.

Ведь мало кто задумывается, что жизненный путь человека , по которому он идет, ― это не только наличие или отсутствие работы, дохода, успеха. Это и мировоззрение, и умение строить гармоничные отношения как в семье, так и с деловыми партнерами, умение радоваться и конструктивно грустить, умение ЖИТЬ. Согласитесь, от нашего отношения к окружающему миру зависит и наше восприятие всего происходящего. Можно созидать, а можно все разрушать . Очевидно, что это два противоположных полюса, но дорога между ними очень короткая, так как зависит только от наших мыслей и чувств. А уж этими материями мы умеем управлять, ну, или хотя бы можем научиться.

Делайте выбор жизненного пути самостоятельно, сравнивайте:

  • Разрушение ― это раздражение, страх, тоска, недовольство собой, разочарование, ревность и даже чувство вины, которое влечет за собой наказание (самого себя). Все это не только заставляет человека разрушать отношения, свою жизнь, но и самого себя, так как мысли и чувства имеют свойство материализоваться.
  • Созидание ― это ответственность за свои поступки, чувства и мысли. Это понимание, что наше собственное подсознание контролирует жизненный путь человека . Это дорога развития.

Кто-то скажет, что ответ очевиден, но как же найти себя, свою дорогу, а не принципы жизни, даже сделав правильный выбор жизненного пути ? Ведь чувство нереализованности тоже является разрушительной силой.

«У каждого из нас есть только одно истинное призвание –
найти путь к самому себе»
Герман Гессе

Найти себя, как бы это не звучало для скептиков, люди стремились во все времена. Но за всю историю человечества никто так и не нашел ответа на вопрос, как же найти себя , свой собственный жизненный путь. Человек все время думает над этим, хотя одними размышлениями вопрос решить сложно.

«Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага»
Лао-цзы

Как и с достижением цели, нужно уметь не только думать/анализировать/делать выводы, но и действовать. Первый шаг вы уже сделали ― вы решили, что нужно найти себя. Как вы будете это делать ― это уже другой вопрос.

«Либо я найду свой путь, либо проложу его сам»
Ф. Сидней

Найти себя ― значит, почувствовать себя реализованным, востребованным и, как итог, счастливым. Составляющими счастья для многих является здоровье, семья и, конечно, успех в работе ― в деле, которое доставляет удовольствие. Вот именно последняя составляющая и является самой сложной для большинства: как найти себя ― свое место в жизни, свое призвание, свое дело. Возвращаясь к вопросу, как найти свое призвание, следует понимать, что однозначно на него никто не может ответить, но ряд специалистов предлагают тренинги и разнообразные упражнения, которые помогают найти подсказки, отклики в себе на то, что действительно, может быть, станет делом вашей жизни.

Как сделать очередной шаг в поиске своего призвания, своего жизненного пути вы найдете в следующей статье, в который мы поговорим о .

admin

Цели, поступки, отношение к окружающим, ведение личной жизни, формирование отношений, участие в профессиональной сфере. Эти области касаются индивида и в науке объединены под одним термином – жизненный путь человека. Поскольку люди во время существования затрагивают множество областей, то изучают жизненный сценарий философы, психологи, этнографы, социологи. Но, ближе к жизненному пути психология. Эта наука изучает становление личности, постановку целей, достижение задуманного. Что собой представляет жизненный путь личности?

Понятие жизненный путь личности

Что скрывается под этими тремя словами? Жизненный сценарий человека протекает по индивидуальной схеме. Нет одинаковых или похожих историй. Личность отличается от других существ на планете образом жизни. Человек не только существует и проходит этапы развития по отношению к временному отрезку, но и закладывает основы личностного становления.

Понятие жизненный путь личности включает множество аспектов и зависит от места обитания человека. Так законом установлена норма закончить среднее образование, обществом – или жениться, продолжить род. Социум к этим понятиям устанавливает сроки, когда следует закончить учебу, создать семью. Нормы давят на человека и заставляют придерживаться установок. Не принято становиться студентом в 40 лет или жениться в 50. Хочет человек или нет, но подсознательно он строит жизненный путь с учетом установленных норм. Небольшие отклонения и отличия являются индивидуальным жизненным сценарием.

Получается, на развитие жизненного пути человека влияют психологические, возрастные, общественные, социальные факторы и личные желания.

Проблема жизненного пути личности

В научном мире данным вопросом впервые озадачился Рубинштейн С.Л. Именно на него и его работу «Человек и мир» ссылаются при изучении предмета в высших заведениях и трактовании проблемы жизненного пути личности. В своих трудах автор ссылается на личную жизнь человека, которая оказывает влияние на развитие жизненного пути. У каждой личности свои взгляды на отношения, быт и другие сферы. Совокупность этих понятий формирует жизненный мир человека. Отсюда вытекает мотивация личности и выстраивается индивидуальный сценарий. На развитие жизненного пути влияет качество и глубина отношений. При их изменении корректируются действия человека, и меняется сценарий.

Личность развивается в зависимости от поступков, решений, ответственности. Участие в развитии отношений формируют субъекта жизни. Получается, что индивид меняется и развивается в ходе жизненного пути. Данное явление автор назвал деятельностным опосредованием.

Проблемой жизненного пути личности занимался ряд специалистов:

Леонтьев А.Н. Его теория основана на том, что быт людей складывается из действий, которые они практикуют. На основании этого формируется индивидуальный сценарий. Следовательно, жизненный путь складывается только из тех видов деятельности, которые осуществляет конкретный человек.
Ананьев Б.Г. Основной упор делает на происшествиях, с которыми человек сталкивается в жизни. Из них формируется индивидуальная жизнь личности. Происшествия автор разделяет на две группы, которые взаимосвязаны между собой. Первая касается среды и окружения. Это природные факторы, социальные изменения. Вторая группа формируется на фоне жизненных обстоятельств, другими словами исходит из поведенческого фактора.
Абульханова-Славская К.А. Теории строится на том, что человек зависим от множества факторов: социальных норм, жизненных условий, структур. Личность опирается на условия, проводит сравнительный анализ. Главная задача индивида – это сравнить себя с установленными нормами и найти место в жизни. При этом социум заинтересован в развитии индивида. Но, человек самостоятельно создает условия для получения профессиональных навыков, формирует семейные отношения, заводит социальные связи. Из этого выходит основная мысль. Необходимо осознать жизненный путь как проблему, не допуская стихийного развития, а подключая усилия и ум.

жизненной позиции – выбор человека как вести свою жизнь, который отображается на жизненных проявлениях;
жизненной линии – возможности и потенциал людей, которые зарождаются в настоящем и переходят в будущее;
смысла жизни – включает осознание конкретной личностью жизни, как целостной машины.

Влияние возраста индивида на жизненный путь личности

На жизненный сценарий влияют возрастные ожидания. Человек подстраивается под установленные нормы, иногда отклоняется от них. Изменения, касающиеся опережения следующего возрастного этапа вызывают у окружающих восхищение. Таким образом, личность завоевывает авторитет. В свою очередь отставание от возрастных установок вызывает у общественности . Человек реагирует на такие осуждения болезненно. Из этого видна прямая связь, как влияет возраст индивида на жизненный путь личности.

Осталось выяснить, какой возраст рассматривается при притягивании личности к социальным нормам. Существуют следующие понятия:

Биологический возраст. Не всегда совпадает с цифрой в паспорте. Для определения берется состояние здоровья человека, учитывается, как протекает обмен веществ. Полученные данные сравнивают со среднестатистическими показателями схожего индивида.
Психологический возраст. Рассматривается развитие человека, эмоциональная и психологическая составляющая. Затем проводят сравнительный анализ, ориентируясь на психические показатели, признанные нормой для конкретного возраста. Из подобных исследований исходят заключения: гиперактивный, инфантильный или слишком умный человек.
Социальный возраст. Изучаются навыки, которыми обладает личность на данный момент. Деятельность индивида сравнивается с общепринятыми нормами, которыми должен обладать среднестатистический человек.

Жизненный путь со стороны социологии рассматривается с учетом программ, установок, . Психологи же изучают формирование взгляда человека на жизнь, реальное представление себя в будущем. Социология включает уровень оптимизма и представление будущего человеком с учетом определенных социальных групп и конкретных жизненных обстоятельств.

Развитие и жизненный путь личности

Рассматривая этот вопрос, за основу берут изучения Бюлера Ш. Для определения концепции, жизненный сценарий человека рассматривался с учетом линий развития (было найдено 97 видов). Линии касаются разных сфер: социальной, психологической, профессиональной, семейной, трудовой. На основании исследований были выведены 5 фаз, определяющие развитие и жизненный путь личности:

Первая фаза не включается в жизненный сценарий человека. Считается, что от рождения и до возраста 16–20 лет личность еще не создала семью и не начала профессиональную деятельность.

Второй период посвящается поиску второй половинки, попытках завязать контакты. С 16–20 лет и до 30 человек пробует различные виды деятельности. В этот период появляются первые мечты, цели, наброски будущей жизни. Вторая фаза характеризуется жаждой действий и рассеянностью.
Третья фаза включает зрелый возраст человека. Максимальный порог от 25 до 50 лет. Начало третьего периода определяется созданием семьи или постоянной профессией. Человек ставит реалистичные цели, достигает их. Благодаря этим действиям формируется .


Четвертая ступень от 45 до 70 лет. Происходит постепенный спад жизненной активности. Профессиональная деятельность завершается выходом на пенсию, дети вырастают и покидают семейное гнездышко. Это время итогов и самокопаний. Для многих тяжелый период, поскольку включаются процессы старения, происходит биологическое увядание. Пожилой человек склонен к ностальгии, предается воспоминаниям, . Будущие планы строятся с учетом подведенных итогов и сегодняшних обстоятельств.
Пятая фаза. В возрасте от 65 лет люди прощаются с работой. Цели, поставленные в юношестве, становятся неактуальными. Мысли человека остаются в прошлом, снижается социальная активность. Личность сосредотачивается на хобби, путешествиях, отдыхе. О будущем думать не хочется, так как очевиден скорый конец жизни. Подводится окончательная черта жизненного пути. Человек, выполнивший цели, чувствует удовлетворение. Личность, не достигшая поставленных задач, испытывает разочарование.

Выбор личностью своего жизненного пути

Человек так устроен, что жизненные ошибки и неудачи списывает на коварства судьбы. А удачу присваивает на свой счет, рассказывая какие титанические усилия были приложены для достижения цели. Начните анализировать ошибки, понимать, почему произошло так. С этого и начинается выбор личностью своего жизненного пути. Анализа и понимания, что последует после совершения действий или поступков.

Жизненный путь человека включает доход, успех, профессиональную деятельность и мировоззрение. Отношение к окружающему миру формирует жизненный путь личности. Что вы выберете разрушение или созидание? Чтобы не было разочарований, ставьте достижимые цели и не проживайте жизнь понапрасну, раздражаясь, злясь и обижаясь на окружающих. Человек сам выбирает и формирует жизненный путь.

18 марта 2014