Вопросы по биографии даниэля дефо. Дефо, даниэль

Будущий писатель родился 26 апреля 1660 года в английском городе Бристоле, где его отец, Джеймс Фо имел небольшое торговое дело.

Вымышленные дворянство и древнее (якобы нормандское) происхождение, позже выдуманные Даниэлем, дали право на присоединение к простонародному “Фо” - частицы “Де”. Позже будущий писатель станет именовать себя “мистером Де Фо”, а слитное написание фамилии произойдет еще позже. Сочиненный Даниелем Дефо фамильный герб будет состоять из трех свирепых грифонов на фоне красных и золотых лилий и рядом латинский девиз, который гласит: “Похвалы достоин и горд”.

Когда Дефо исполнилось двенадцать лет, его отдали в школу, где он пробыл до шестнадцатилетнего возраста.

Его отец постарался дать своему единственному сыну образование, благодаря которому тот смог бы стать священником. Даниэль получил образование в закрытом учебном заведении, носившем название Ньюингтонская академия. Это было нечто вроде семинарии, где преподавали не только богословие, но и достаточно широкий круг предметов — географию, астрономию, историю, иностранные языки. Именно там и были замечены способности мальчика. Даниэль не только сразу же стал первым по иностранным языкам, но и оказался весьма талантливым полемистом.

Однако учеба в академии отнюдь не способствовала укреплению веры в молодом человеке; наоборот, чем дальше, тем больше он испытывал разочарование в католической вере, и желание стать священником исчезло.

По выходе из Ньюингтонской академии он стал приказчиком у торговца, обещавшего через несколько лет сделать Даниэля участником своего дела. Даниель добросовестно исполнял свои обязанности. Он объехал Испанию, Португалию, Францию, Италию и Голландию. Однако торговля вскоре ему надоела, хотя и приносила неплохую прибыль.

Впоследствии Дефо сам был владельцем чулочного производства, а позже - управляющим, а потом и владельцем большого кирпично-черепичного завода, но разорился. Дефо был предпринимателем с авантюрной жилкой.

В двадцать лет Даниель Дефо вступил в ряды армии герцога Монмаута, который восстал против своего дяди, Якова Стюарта, проводившего во время своего правления профранцузскую политику. Яков подавил восстание и сурово расправился с мятежниками. А Даниелю Дефо пришлось скрываться от преследований.

Известно, что на пути между Хариджем и Голландией он попал в плен к алжирским пиратам, но спасся. В 1684 Дефо женился на Мэри Таффли, которая родила ему восьмерых детей. Жена принесла приданое в 3700 фунтов стерлингов, и некоторое время он мог считаться сравнительно состоятельным человеком, однако в 1692 и приданое жены, и его собственные сбережения поглотило банкротство, унесшее 17 тысяч фунтов стерлингов.

Дефо стал банкротом после гибели зафрахтованного корабля. Дело закончилось очередным бегством от неизбежной долговой тюрьмы и скитаниями в квартале Минт - приюте лондонских преступников. Дефо тайно жил в Бристоле под чужим именем, опасаясь чиновников, арестовывавших должников. Банкрот Дефо мог выходить на улицу лишь по воскресеньям, - в эти дни законом запрещались аресты. Чем дольше погружался в водоворот жизни, рискуя своим состоянием, общественным положением, а подчас и самой жизнью - ординарный буржуа Даниель Фо, тем больше извлекал из жизни фактов, характеров, ситуаций, проблем, наводивших на размышления, писатель Дефо

Вернувшись в Англию, Дефо, ставший к тому времени протестантом, стал выступать с памфлетами, направленными против католической церкви. Вот почему в 1685 году, когда был казнен вождь протестантов герцог Монмутский и на трон взошел король Яков II, Дефо пришлось скрываться и даже покинуть пределы Англии. Правда, ссылка продолжалась недолго, потому что уже в 1688 году в Англии произошла буржуазная революция и королем стал Вильгельм III, разрешивший протестантизм.


С этого времени Дефо входит в круг известных английских публицистов. Он пишет памфлеты, небольшие сочинения в стихах или прозе на современные политические и общественные темы, и даже издает собственную газету «Обозрение».

Он был также одним из самых активных политиков своего времени. Лишь литературное творчество Дефо обеспечило ему славу не только у современников, но и у последующих поколений. Талантливый публицист, памфлетист и издатель, он, не занимая официально никакой государственной должности, одно время оказывал большое влияние на короля и правительство.


В литературной деятельности Дефо проявил себя как талантливый сатирик-публицист. Он писал на разные политические темы. В одном из своих произведений «Опыт проектов» он предлагает усовершенствовать пути сообщения, открыть банки, сберегательные кассы для бедных и страховые общества. Значение его проектов было огромно, если принять во внимание, что в то время почти ничего из предлагаемого им не существовало. Функции банков выполняли ростовщики и ювелиры-менялы. «Английский банк», один из центров мирового финансового капитала в настоящее время, лишь открылся в то время.

Особенно широкую популярность Дефо приобрёл со времени появления его памфлета «Истинный англичанин». Восемьдесят тысяч экземпляров было продано полулегально на улицах Лондона в течение нескольких дней. Появление этого памфлета обусловлено нападками аристократии на защищавшего интересы буржуазии короля Вильгельма III. Аристократы нападали в частности на короля за то, что он был не англичанин, а чужеземец, плохо даже говоривший по-английски. Дефо выступил в его защиту и, не столько защищая короля, сколько нападая на аристократию, доказывал, что древние аристократические роды ведут своё начало от норманнских пиратов, а новые - от французских лакеев, парикмахеров и гувернеров, хлынувших в Англию во время реставрации Стюартов. После издания этого памфлета Даниель Дефо близко сошелся с королем и оказал громадные услуги английской буржуазии в деле получения ею торговых привилегий и закрепления их парламентскими актами.

В 1702 году на английский престол взошла королева Анна, последняя из Стюартов, находившаяся под влиянием партии консерваторов. Дефо написал свою знаменитую сатирическую брошюру «Вернейшее средство отделаться от диссентеров». Диссентерами назвались в Англии протестантские сектанты. В этой брошюре автор советовал парламенту не стесняться с беспокоившими его новаторами и вешать их всех или ссылать на галеры. Сначала в парламенте не поняли истинного смысла сатиры и обрадовались, что Даниель Дефо направил свое перо против сектантов. Потом кто-то раскусил действительный смысл сатиры.

Аристократы и фанатики из духовенства эту сатиру приняли всерьёз, и совет расправиться с диссидентами виселицей сочли откровением, равным Библии. Но когда выяснилось, что Дефо привёл доводы сторонников господствующей церкви к абсурду и тем окончательно их дискредитировал, церковь и аристократия сочли себя скандализованным, добились ареста Дефо и суда над ним, которым он и был приговорён к семи годам тюремного заключения, штрафу и троекратному выставлению к позорному столбу.

Этот средневековый способ наказания был особенно мучителен, так как давал право уличным зевакам и добровольным лакеям духовенства и аристократии издеваться над осуждённым. Но буржуазия оказалась настолько сильной, что сумела превратить эту кару в триумф своего идеолога: Дефо был осыпан цветами. Ко дню стояния у позорного столба находившемуся в тюрьме Дефо удалось напечатать «Гимн позорному столбу». Здесь он громит аристократию и объясняет, за что его выставили на позор. Этот памфлет толпа распевала на улицах и на площади, в то время как приговор над Дефо приводился в исполнение.


Через два года Дефо был освобожден из тюрьмы. Хотя выставление Дефо у позорного столба превратилось в демонстрацию восторженной поддержки, репутация его пострадала и процветавшее дело по производству черепицы за время, пока хозяин находился в тюрьме, пришло в совершенное расстройство.

Грозила нищета, а возможно, и ссылка. Чтобы избежать этого, Дефо согласился на сомнительное предложение премьер-министра стать тайным агентом консервативного правительства и лишь внешне оставаться «независимым» журналистом. Так началась двойная жизнь писателя. Роль Дефо в закулисных интригах его времени до конца не ясна. Но очевидно, что политическое хамелеонство Дефо находит себе если не оправдание, то объяснение в особенностях политической жизни Англии. Обе партии, что чередовались у власти - тори и виги, - были одинаково беспринципны и корыстолюбивы. Дефо отлично понимал сущность парламентской системы: «Я видел изнанку всех партий. Все это видимость, простое притворство и отвратительное лицемерие... Их интересы господствуют над их принципами». Дефо отдавал себе отчет и в том, как порабощен его народ, хоть он и живет в стране, где есть конституция. В своем памфлете «Просьба бедняка» он протестовал против нового божества - золота, перед которым закон бессилен: «Английский закон - паутина, в коей запутываются маленькие мухи, тогда как большие легко прорываются».

Дефо был отправлен в Шотландию с дипломатической миссией - подготовить почву для соединения Шотландии с Англией. Он оказался талантливым дипломатом и блестяще выполнил возложенную на него задачу. Для этого Дефо пришлось даже написать книгу по экономике, в которой он обосновывал экономическую выгоду будущего объединения.


По вступлении на английский престол Ганноверского дома, Даниель Дефо пишет еще одну ядовитую статью, за которую парламент присудил ему огромный штраф и заключение в тюрьму. Это наказание заставило его навсегда оставить политическую деятельность и посвятить себя исключительно беллетристике.

Свой первый роман о приключениях Робинзона, полное название которого — «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки, близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим» - Дефо написал в 59 лет.

Первое издание «Робинзона Крузо» вышло в свет в Лондоне 25 апреля 1719 года без имени автора. Дефо выдал это произведение за рукопись, оставленную самим героем повествования. Писатель пошел на это скорее по необходимости, чем по расчету. Книга обещала хороший сбыт, и Дефо был, конечно, заинтересован в ее материальном успехе. Однако он понимал, что его имя журналиста, который пишет острые публицистические статьи и памфлеты, скорее повредит успеху книги, чем вызовет к ней внимание. Поэтому он поначалу и скрыл свое авторство, дождавшись, пока книга не обрела невиданную славу.


В своем романе Дефо отразил концепцию, которую разделяли многие его современники. Он показал, что главное качество любой личности - разумная деятельность в естественных условиях. И только она может сохранить в человеке человеческое. Именно силой духа Робинзон и привлекает молодое поколение.


Популярность романа была так велика, что писатель выпустил продолжение истории своего героя, а через год добавил к ней рассказ о путешествии Робинзона в Россию.


За произведениями о Робинзоне последовали и другие романы — «Приключения капитана Синглтона», «Молль Флендерс», «Записки чумного года», «Полковник Жак» и «Роксана». В настоящее время его многочисленные произведения известны только узкому кругу специалистов, но «Робинзон Крузо», читаемый как в крупных европейских центрах, так и в самых захолустных уголках земного шара, продолжает переиздаваться в огромном количестве экземпляров. Изредка в Англии переиздается ещё «Капитан Синглтон».

«Робинзон Крузо» - ярчайший образец так называемого авантюрного морского жанра, первые проявления которого можно обнаружить в английской литературе XVI века. Развитие этого жанра, достигающего своей зрелости в XVIII веке, обусловлено развитием английского торгового капитализма.

С XVI века Англия становится главной колонизаторской страной, и в ней наиболее быстрым темпом развивается буржуазия и буржуазные отношения. Родоначальниками «Робинзона Крузо», как и других романов названного жанра, могут считаться описания подлинных путешествий, претендующие на точность, а не на художественность. Весьма вероятно, что непосредственным толчком к написанию «Робинзона Крузо» послужило одно такое произведение - «Путешествия вокруг света от 1708 до 1711 капитана Вудса Роджерса», - где повествуется и о том, как некий матрос Селькирк, шотландец по происхождению, прожил на одном необитаемом острове свыше четырёх лет.

История Селькирка, существовавшего в действительности, наделала в то время много шума и была, конечно, известна Дефо. Появление описаний путешествий обусловлено, прежде всего, производственно-хозяйственной необходимостью, необходимостью приобретения навыков и опыта в деле мореплавания и колонизаторства. Этими книгами пользовались как путеводителями. По ним исправлялись географические карты, составлялось суждение об экономической и политической выгодности приобретения той или другой колонии.

В таких произведениях господствовала максимальная точность. Документальный жанр путешествий ещё до появления «Робинзона Крузо» обнаруживал тенденцию перейти в жанр художественный. В «Робинзоне Крузо» и завершился этот процесс изменения жанра путём накопления элементов вымысла. Дефо использует стиль «Путешествий», и их особенности, имевшие определённое практическое значение, в «Робинзоне Крузо» становятся литературным приёмом: язык Дефо также прост, точен, протоколен. Ему совершенно чужды специфические приёмы художественного письма, так называемые поэтические фигуры и тропы.

В «Путешествиях» нельзя встретить, например, «бесконечное море», а лишь точное указание долготы и широты в градусах и минутах; солнце не восходит в каком-нибудь «абрикосовом тумане», а в 6 ч. 37 м.; ветер не «ласкает» паруса, не «легкокрылый», а дует с северо-востока; они не сравниваются например по белизне и упругости с грудями молодых женщин, а описываются, как в учебниках мореходных школ. Возникающее у читателя впечатление полной реальности приключений Робинзона обусловлено этой манерой письма. Дефо прерывает повествовательную форму драматическим диалогом (разговор Крузо с Пятницей и матросом Аткинсом), Дефо вводит в ткань романа дневник и запись конторской книги, где в дебет записывается благо, в кредит - зло, а в остатке получается все же солидный актив.

В своих описаниях Дефо всегда до мелочи точен. Мы узнаем, что доску для полки Крузо делает 42 дня, лодку - 154 дня, читатель вместе с ним продвигается шаг за шагом в работе и как бы вместе с ним преодолевает трудности, и терпит неудачи. На какой бы точке земного шара Крузо ни очутился, везде он смотрит на окружающее глазами хозяина, организатора. В этой своей работе он с одинаковым спокойствием и упорством смолит корабль и обливает горячим варом дикарей, разводит ячмень и рис, топит лишних котят и уничтожает людоедов, угрожающих его делу. Все это делается в порядке обычной повседневной работы. Крузо не жесток, он гуманен и справедлив в мире буржуазной справедливости.

Первая часть «Робинзона Крузо» разошлась сразу в нескольких изданиях. Дефо подкупал читателей простотой описаний реальных путешествий и богатством вымысла. Но «Робинзон Крузо» никогда не пользовался широкой популярностью в среде аристократии. Дети аристократии не воспитывались на этой книге. Зато «Крузо», с его идеей перерождения человека в труде, всегда был любимой книгой буржуазии, и на этом «Erziehungsroman"е» построены целые системы воспитания. Ещё Жан Жак Руссо в своём «Эмиле» рекомендует «Робинзона Крузо» как единственное произведение, на котором должно воспитываться юношество.

Для нас же Робинзон, прежде всего - замечательный творец, труженик. Мы восхищаемся им, поэтическими кажутся даже те эпизоды, где Робинзон обжигает глиняные горшки, изобретает пугала, приручает козлят, жарит первый кусок мяса. Мы видим, как легкомысленный и своевольный юноша превращается под влиянием труда в закаленного, сильного, бесстрашного мужчину, что имеет большое воспитательное значение.

Не только для современников, но и в памяти всех последующих поколений Даниэль Дефо остался, прежде всего, как создатель этой удивительной книги, которая до сих пор пользуется огромной популярностью во всем мире.

Даниэль Дефо может считаться одним из самых плодовитых английских писателей, перу которого, как сейчас установлено, принадлежит около четырехсот отдельно изданных произведений, не считая многих сотен стихотворений, полемических и публицистических статей, памфлетов и т.д., напечатанных им в периодических изданиях. Творческая энергия Дефо была исключительной и почти беспримерной для его страны и времени.

Влияние романа Дефо на европейскую литературу не исчерпывается порождённой им «Робинзонадой». Оно и шире и глубже. Дефо своим произведением ввёл чрезвычайно популярный впоследствии мотив опрощения, одиночества человека на лоне природы, благотворности общения с ней для его нравственного совершенствования. Этот мотив был развит Руссо и многократно варьировался его последователями (Бернарден де Сен Пьер и др.).

Многим обязана «Робинзону» и техника западно-европейского романа. Искусство изображения характеров у Дефо, его изобретательность, выразившаяся в использовании новых ситуаций, - все это было большим достижением. Своими философскими и т. п. отступлениями, искусно переплетавшимися с основным изложением, Дефо поднял значение романа среди читателей, превратил его из книги для занятного времяпрепровождения в источник важных идей, в двигатель духовного развития. Этот приём был широко использован в XVIII веке.

В России «Робинзон Крузо» стал известен через сто с лишним лет после своего появления в Англии. Это объясняется тем, что массовый неаристократический читатель в России появился только со второй половины XIX века.

Характерно, что современник Дефо - Свифт, стал известен в России с середины XVIII века, а произведения Байрона и В. Скотта читались почти одновременно в Англии и России.

К концу жизни он оказался в одиночестве. Дефо доживал свои дни в загородном захолустье. Дети разъехались - сыновья торговали в Сити, дочери замужем. Сам Дефо жил в хорошо ему знакомых трущобах Лондона.


Он умер 24 апреля 1731 года на 70-м году жизни. Сердобольная мисс Брокс - хозяйка дома, где жил Дефо, похоронила его на свои собственные деньги. Газеты посвятили ему короткие некрологи, большей частью издевательского свойства, в самом лестном из которых его удостоили назвать «одним из величайших граждан республики Граб-стрит», то есть лондонской улицы, где ютились тогдашние борзописцы и рифмоплеты. На могилу Дефо положили белую надгробную плиту. С годами она заросла, и казалось, что и память о Даниеле Дефо - вольном гражданине города Лондона - покрылась травой забвения. Прошло более ста лет. И время, суда которого так опасался писатель, отступило перед его великими творениями. Когда журнал «Крисчен уорлд» в 1870 году обратился к «мальчикам и девочкам Англии» с просьбой прислать деньги на сооружение гранитного памятника на могиле Дефо (старую плиту расколола молния), тысячи почитателей, в том числе и взрослых, откликнулись на этот призыв.

В присутствии потомков великого писателя состоялось открытие гранитного монумента, на котором было высечено: «В память автора «Робинзона Крузо».




Даниэль Дефо - английский писатель, публицист, журналист, основоположник экономической журналистики, популяризатор жанра романа в Великобритании, автор романа о Робинзоне Крузо - родился примерно в 1660 г. недалеко от английской столицы, в Криплгейте. Отец, торговец мясом, готовил его карьере пресвитерианского пастора и отдал в духовную семинарию, Академию Мортона в Стоук-Ньюингтоне, где его сын изучал классическую литературу, а также латынь и греческий. Однако Дефо-младшего влекла совершенно другая стезя - коммерческая деятельность, торговля.

После окончания академии он поступил на работу к чулочному торговцу приказчиком, неоднократно предпринимал деловые поездки в Испанию, Португалию, Францию, Италию. В дальнейшем он приобрел собственное чулочное производство, было в его предпринимательской биографии управление и владение крупным заводом, выпускавшим кирпичи и черепицу. В этом смысле Дефо являлся человеком своего времени: тогда таких коммерсантов-авантюристов было немало, и он оказался в числе тех, чья коммерческая деятельность в итоге завершилась банкротством.

Однако предпринимательство было далеко не единственным интересом Даниэля Дефо; он проживал яркую и насыщенную жизнь . Будучи молодым человеком, принимал активное участие в политической жизни, был одним из восставших против короля Якова II Стюарта, потом скрывался по разным городам, чтобы избежать тюремного заключения.

Деятельность на поприще литературы началась с памфлетов и сатирических стихотворений, а также прозаических трактатов, посвященных вопросам предпринимательской деятельности. В 1701 г. Дефо написал памфлет «Чистокровный англичанин», высмеивавший аристократию. Тот приобрел невероятную популярность: его продавали на улице, и все 80 тысяч экземпляров были сразу раскуплены. За памфлет власти приговорили его к позорному столбу, гигантскому штрафу и посадили в тюрьму до исполнения наказания. Когда Дефо стоял у позорного столба, жители Лондона пришли его поддержать, но деловой репутации был нанесен немалый ущерб, и, пока он сидел в тюрьме, его коммерческое предприятие – производивший черепицу завод - по сути, развалилось.

Тюремное заключение могло быть очень долгим, а перспективы – неясными, если бы Даниэля Дефо не вызволил Роберт Харли, спикер палаты общин, министр. После этого Дефо работал на него как секретный агент, собирал в Англии и Шотландии разнообразную интересующую покровителя информацию. Харли в 1704 г. устроил его на госслужбу - в известное периодическое издание «Ревью», где в обязанности ему вменялось написание и редактирование статей. Издание просуществовало до 1713 г., комментарии Дефо периода работы в «Ревью» стали самыми известными из его сочинений политического характера.

Не покладая рук работая на поприще журналистики, Даниель Дефо пишет и литературные произведения. В 1719 г. увидела свет книга «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» - произведение, вошедшее в сокровищницу мировой литературы и принесшее автору ошеломительный успех. На его волне Дефо написал в том же году «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо», а через год - еще одно повествование-продолжение, но слава «Жизни и приключений…» оказалась недосягаемой. Именно с этим произведением, воспевающим силу человеческого духа, его неистребимую волю к жизни, ассоциируется в первую очередь имя Даниэля Дефо, хотя его творческое наследие было очень богатым и разнообразным по тематике, жанрам, масштабу.

Его перу принадлежит более чем полтысячи сочинений, среди которых романы «Радости и горести Моль Флендерс» (1722), «Счастливая куртизанка, или Роксана» (1724), «Жизнь, приключения и пиратские подвиги прославленного капитана Синглтона» (1720) и «История полковника Джека» (1722), труды «Совершенный английский торговец», «Морской торговый атлас», «Всеобщая история пиратства», «Путешествие по всему острову Великобритания». Умер Даниэль Дефо в апреле 1731 г. в Лондоне.

Даниеля Дефо называют первым британским писателем, который популяризировал жанр романа. Блестящий публицист и плодовитый литератор подарил читателям полтысячи книг, статей, памфлетов, в которых затронул широчайшую палитру тем. Дефо писал о политике, религии, экономике, психологии и сверхъестественном.

Он стал основоположником экономической журналистики и пропагандистом буржуазного здравомыслия. Ратовал за свободу слова и религиозного самоопределения. Но главное – Даниель Дефо подарил человечеству увлекательный роман о , по мотивам которого написаны десятки романов и повестей, сняты фильмы и сериалы.

Детство и юность

Точная дата рождения Дефо неизвестна. Появился будущий романист в лондонском районе Криплгейт около 1660 года в семье зажиточного мясоторговца и владельца свечной фабрики. Родители Даниеля Фо – так звучит настоящее имя литератора – были приверженцами пресвитерианства, протестантского направления, опиравшегося на учение Жана Кальвина.

Родители видели сына в будущем пресвитерианским пастором, поэтому в 14-летнем возрасте определили в духовную семинарию. Окончив ее, Фо поступил в протестантскую академию в Стоук-Ньюингтоне. Юноша преуспевал в классической литературе, превосходно знал латынь и греческий, но пастором становиться не собирался: Даниеля манили коммерция, торговое дело.

Окончив академию, Даниель Дефо по совету отца устроился в контору чулочной фирмы, торговавшей с зарубежными поставщиками. 19-летний Даниель осваивал азы бухгалтерии в конторе и одновременно работал приказчиком в лавке торговца чулками.

В середине 1680-х Дефо посчитал, что научился всему, и занялся коммерцией: открыл чулочную фирму в Корнхилле, которая успешно работала 10 лет. Затем бизнесмен освоил новые направления: торговал вином, табачными изделиями и строительными материалами.

Расширяя бизнес, ездил во Францию, бывал в Португалии и Испании. В длительных рабочих командировках Даниель Дефо знакомился с жизнью Европы, изучал нравы и языки населения.


Современники описывали британца как рискового бизнесмена, пускавшегося в сомнительные предприятия и неоднократного оказывавшегося на грани разорения. Но каждый раз Дефо находил решения, помогавшие вернуть деньги.

Кроме бизнеса, британца интересовали дела политические и религиозные. В середине 1680-х будущий романист участвовал в восстании герцога Монмаута, выступавшего против политики последнего британского короля-католика Якова VII. Власти подавили восстание и казнили Монмаута. Даниель Дефо спрятался от преследователей и чудом избежал наказания.

Литература

Началом творческой биографии английского прозаика называют 1697 год, когда Даниель Дефо написал первое произведение, получившее название «Опыт о проектах».

Имя британца прогремело на родине спустя 2 года, после публикации сатирического памфлета в стихах «Чистокровный англичанин», в котором высмеял ксенофобию. Поводом для сочинения памфлета стали нападки на иностранцев вообще и короля Вильгельма Оранского в частности. Дефо яростно защищал реформы либералов и революцию, у него появились армии поклонников и врагов.


Литератор выдумал дворянское происхождение, фамильный герб с тремя грифонами и лилиями, а также нормандские корни, присовокупив к простонародной фамилии частицу «де». Вскоре «мистер Де Фо» слилось в одно слово.

В 1702-м автор сочинил новый памфлет под названием «Простейший способ разделаться с диссентерами». Поначалу парламентарии, которым автор посоветовал расправляться с протестантами путем ссылки на галеры и вешания на столбах, обрадовались, но вскоре поняли подвох: автор издевался над ними.

Исследователи творчества Дефо назвали сочинение литературным событием столетия. Текст наделал столько шума, что памфлетиста объявили в розыск. Через полгода арестовали, наложили денежный штраф и приговорили к позорному столбу.


Средневековое наказание было мучительным: над осужденным имели право издеваться уличные зеваки, лакеи. Но Даниеля Дефо неожиданно для власти осыпали цветами, а написанный им в застенках памфлет «Гимн позорному столбу» толпа пела на площадях и улицах.

Загнанному долгами литератору предложили тайную работу на британское правительство. «Агент влияния» обязался показывать работу власти в выгодном свете. А еще Дефо сделали тайным агентом в Шотландии, заставив шпионить и сообщать английскому правительству о деятельности оппозиции и влиять путем публикаций на умонастроения шотландцев.


После согласия публициста на выдвинутые условия за него из королевской казны уплатили штраф, а семье Дефо, оказавшейся на грани голодной смерти, дали денег. Местом появления статей популярного в народе сатирика стали страницы «Обозревателя» – газеты, спонсируемой английскими властями.

Вряд ли о существовании публициста Даниеля Дефо узнали бы современники, если бы писатель не подарил им шедевр, который и сегодня обожают взрослые и дети. Роман о моряке из Йорка, попавшем после кораблекрушения на безлюдный остров, впервые вышел в 1719 году.

Замысел произведения о Робинзоне Крузо вызрел у 59-летнего автора после прочитанной истории о шотландском моряке Александре Селькирке, прожившем на необитаемом острове, омываемом волнами Тихого океана, 4 года. Затерявшегося моряка обнаружил капитан судна Вудс Роджерс. Он и написал книгу, попавшую на глаза Дефо.


Затем появился очерк о приключениях Селькирка, разжегший еще больший интерес к персонажу. Даниель Дефо обыграл историю отшельника, дополнил выдуманными деталями и превратил в увлекательный роман, покоривший миллионы читателей планеты. Его герой Робинзон Крузо прожил на острове 28 лет.

Успех книги оказался ошеломительным, и автор сочинил продолжение. Оно оказалось менее увлекательным, чем первое, но тоже привлекло внимание миллионов читателей. Героя писатель «поселил» в Великой Татарии – выдуманной стране, под которой подразумеваются Россия, Монголия и Татарстан.

За второй книгой-продолжением последовала третья – как и вторая, не сопоставимая по читательскому успеху с первым романом.


На вопрос, бывал ли британский романист в России (во второй книге о приключениях Крузо он описывает Сибирь, Архангельск), исследователи утверждают, что не бывал. О российских царях писатель знал понаслышке. В России почитатели Дефо появились через 100 лет после публикации романа: лишь во второй половине XIX века в стране родился массовый читатель.

Перу писателя и публициста, часто подписывавшегося Чарльзом Джонсоном, принадлежит 500 сочинений. В середине 1720-х он опубликовал книгу «Всеобщая история пиратства». В те же годы появилось четыре романа, в том числе «Радости и горести Моль Флендерс» и «Дневник чумного года». Одновременно Даниель Дефо писал и труды о торговле.

В 1726 году почитатели романиста обрадовались новой книге – роману «Путешествие Англией и Шотландией». В романах британца преобладали историческая и приключенческая темы.

Личная жизнь

Писатель женился в 1684 году. Он взял в жены соотечественницу Мэри Таффли – девушку с богатым приданым. Спустя 8 лет почти 4 тысячи фунтов стерлингов Мэри, как и сбережения коммерсанта, поглотило банкротство.

Супруга родила мужу восьмерых детей. Жизнь семьи омрачили преследования властей и кредиторы. Дефо жили в криминальном квартале Минт, где обитали лондонские преступники, затем в Бристоле. Даниель Дефо покидал дом лишь по воскресеньям – в эти дни арестовывать должников запрещалось.

Смерть

Умирал всемирно известный романист в одиночестве. Обманутый им издатель преследовал Дефо и превратил последний год жизни в ад. Скрываясь от преследователя, Даниель Дефо покинул семью, перебирался из города в город, а когда издатель настиг его и попытался проткнуть шпагой, 70-летний писатель разоружил противника.

Обезумевший от страха и постоянных угроз, Дефо прятался под чужими именами, снимая квартиры и комнаты. В 1731 году литератор снял жилище в отдаленном районе Лондона, где и скончался в конце апреля. Рядом не было ни жены, ни восьмерых отпрысков. Сыновья разъехались по торговым делам, дочери вышли замуж и обзавелись семьями. Искать отца в трущобах Лондона было некому.


Причиной смерти романиста называют припадок летаргии. Хлопоты по организации похорон взяла на себя хозяйка квартиры, а после, чтобы возместить расходы, отнесла оставшиеся вещи умершего квартиранта на аукцион. На смерть романиста газеты отозвались короткими некрологами, многие – ироничными, назвав Дефо «величайшим гражданином республики Граб-стрит» – известной улицы Лондона, где собирались сочинители низкого пошиба.

На могиле писателя и публициста появилась белая плита, вскоре заросшая травой. Но спустя столетие, в 1870 году, британский таблоид обратился к мальчикам и девочкам страны пожертвовать деньги на памятник Даниелю Дефо – столетняя плита раскололась от удара молнии. Тысячи почитателей отозвались. На могиле появился гранитный монумент с высеченными словами: «В память автора «Робинзона Крузо».

Библиография

  • 1719 – «Робинзон Крузо»
  • 1719 – «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо»
  • 1720 – «Король пиратов»
  • 1720 – «Жизнь и пиратские приключения славного капитана Сингльтона»
  • 1720 – «Мемуары кавалера
  • 1722 – «Дневник чумного года»
  • 1722 – «Радости и горести знаменитой Молль Флендерс»
  • 1722 – «История полковника Джека»
  • 1724 – «Счастливая куртизанка, или Роксана»
  • 1724 – «Всеобщая история пиратства»
  • 1726 – «История дьявола»

ДЕФО, Даниель (Defoe, Daniel - 1660 или 1661, Лондон - 26.04. 1731, там же) - английский писатель и публицист.

Дефо - основоположник европейского реалистического романа нового времени. Будучи первым звеном в истории просветительского романа XVIII века, он подготовил и социальный реалистический роман XIX в. Традиции Дефо продолжили Г. Філдінґ, Т. Д. Смоллет, Ч. Диккенс. Творчество Дефо составила целую эпоху в развитии английской прозы. Его главное произведение - роман «Робинзон Крузо» - получил мировое признание.

Дефо стал зачинателем таких раВНОвидностей жанра романа, как приключенческий, биографический, психологический, криминальный романы, роман воспитания и роман-путешествие. В его творчестве эти раВНОвидности предстают еще в недостаточно расчлененном виде, но именно Дефо с присущей ему широтой и удалью начал их разрабатывать, наметив важнейшие линии в развитии романному жанру.

В своей концепции человека Дефо выходит из просветительского представления о ее добрую природу, которая подвергается воздействию окружающей среды и жизненных обстоятельств. Роман Дефо развивается как роман социальный.

Важную роль Дефо сыграл и в развитии английской журналистики. Сын своего бурного и напряженного времени - эпохе становления буржуаВНОго общества, - Д. находился в центре политической, идейной и религиоВНОй борьбы. Его энергичная и многогранная натура сочетала черты дельца и политика, яркого публициста и талантливого писателя.

Д. родился в семье торговца мясом и свечного фабриканта Джеймса Фо, который жил в Лондоне. К отцовскую фамилию Фо долю «Где» присоединил сам Даниэль в 1703 г., когда он уже стал известным как автор памфлетов и мог рассчитывать на свои силы в литературной деятельности. Семья Дефо была пуританской и разделяла взгляды дисинтерів (противников господствующей англиканской церкви). Даниэль учился в пуританской духовной академии, но религиозным проповедником он не стал. Его влекло жизнь со всеми ее превратностями, риском в коммерции, бурной предприимчивостью в самых раВНОобразных сферах. Несколько раз он вынужден был объявлять себя банкротом, скрываться от кредиторов и полиции. Однако интерес Дефо не ограничивались предпринимательством, его бурная энергия проявлялась в политической и публицистической деятельности. В 1685 г. он принял участие в возглавленном герцогом Монмаутом восстании против короля Якова II, который пытался восстановить католичество и абсолютную монархию. После поражения восстания Д. вынужден был долго скрываться, чтобы избежать суровой кары. Революцию 1688 г. он встретил сочувственно и поддерживал политику Вильгельма III Оранского.

Дефо постоянно размышлял над способами лучшей организации жизни общества, выступал с различными проектами совершенствования и изменения существующих порядков. Об этом он и писал в своих трактатах и памфлетах. Его беспокоили просвещение соотечественников и особенно вопросы женского образования, проблема сословных привилегий и судьба обделенных природой людей - слепых, глухих, умалишенных; он писал о возможных путях обогащения и занимался вопросами этики коммерсанта, выступал против англиканской церкви, отрицая ее догматы. Народ благосклонно относился к произведениям Дефо, а самого автора неоднократно арестовывали и сажали в тюрьму.

Начало литературной деятельности Дефо приходится на 1697 г., когда вышел его первый памфлет «Опыт о проектах» («An Essau upon Projects»).

Дефо выступил здесь с предложением об организации банковского кредита и страховых компаний, об улучшении путей сообщения; он писал о создании академии, которая могла бы заниматься вопросами норм литературного языка, говорил о необходимости женского образования. Через год появился памфлет «Ходатайство бедняка» («A Poor man"s Plea», 1698), где говорится о несправедливости законов, карающих бедняков и защищают богачей: «Паутина наших законов такова, что попадают в нее маленькие мухи, а большие пробиваются сквозь нее».

Демократический характер имела и стихотворная сатира «Чистокровный англичанин» (The True-born Englishman. A Satyr», 1701), где утверждается право человека гордиться не своим происхождением, а личной доблестью, не избранными предками, а благородными поступками и деяниями. Дефо осуждает и высмеивает аристократическую спесь дворян. Этот памфлет написан в защиту Вильгельма III (голландца по происхождению), которому сторонники правящих в 1688 г. Стюартов упрекали за то, что, не будучи «чистокровным англичанином», он захватил престол. Дефо считает, что само понятие «чистокровный англичанин» не имеет права на существование, поскольку история английской нации - это история смешения разных народов. Обращаясь к генеалогии, он доказывает неправомерность притязаний британской знати называться «чистокровными англичанами». Сатира Дефо была популярной среди народа.

После смерти Вильгельма III (1702) английская церковь сняла новую волну преследований дисинтерів. В этой обстановке Дефо анонимно опубликовал памфлет «Кратчайший путь расправы с дисинтерами». («The Shortest Way with the Dissenters», 1702). В нем он выступил в защиту веротерпимости, прибегнув к приему мистификации: призывая к расправе с дисинтерами, автор, по сути, выступил их приверженцем. Раскрытие сути авторского замысла повлекло преследование Дефо. Его присудили к заключению и стояния у позорного столба. Еще до свершения этой гражданской казни среди людей распространился «Гимн позорному столбу» («A Hymn to the Pillory», 1703), Дефо написал в Ньюгейтській тюрьмы. «Гимн» создан в форме народной песни, и того дня, когда Дефо стоял у позорного столба, толпа, сошелся на площадь, пел эту песню, приветствуя ее автора.

Тематика памфлетов и трактатов Дефо раВНОобразна: он писал о событиях и фактах общественно-политической и повседневной жизни англичан, дает советы дельцам и коммерсантам, делится собственным опытом ведения раВНОобразных дел и одновременно фантазирует, придумывает, привлекая внимание необычностью, сенсационностью «новостей». Но о явно вымышленные события он пишет так же деловито, как и о явлениях вполне достоверные и реальные. О появлении призрака он сообщает с использованием таких будничных подробностей, все кажется вполне привычным, а о путешествии на Луну пишет так, как будто лично принимал в ней участие. Творческое воображение писателя подкрепляет смелость его мысли. Реальность и вымысел сливаются воедино и подаются как жизненный факт.

Дефо освободили из тюрьмы, когда он дал согласие стать тайным агентом правительства. Жизненный опыт убедил его в лицемерии политиков, и теперь он уже не делал разницы между тори и вігами, служа и тем, и другим.

Нескрываемое выражение демократических симпатий изменилось стойкой умеренностью взглядов. В период с 1704 по 1713 гг. Дефо регулярно выступал со статьями на страницах газеты «Ревью» («The Review»), обращаясь к самым разным проблемам: коммерция, мораль, образование, политика. Он сделал существенный вклад в развитие журналистики и становление жанра эссе. Однако в историю мировой литературы он вошел как романист, и прежде всего как создатель знаменитого «Робинзона Крузо».

Дефо было пятьдесят девять лет, когда появилась первая часть романа о Робинзоне Крузо. Его полное название - «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, морехода иВНОрка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки, близ устья реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж погиб, с переводом его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим» («The Life and Strange Surprising Adventures of Robinson Crusoe...», 1719). Создавая эту книжку, Дефо не думал продолжать ее. Однако успех первой части побудил его написать вторую, а вслед за ней и третью: «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо» («The Батьки Adventures of Robinson», 1719) и «Серьезные размышления в течение жизни и удивительные приключения Робинзона Крузо, с его видением ангельского мира»(1720). Мировое признание получила первая часть, которая осталась жить в веках. После «Робинзона Крузо» Дефо написал: приключенческие романы «Молль Флендерс» (The Fortunes and Misfortunes of the Famous Moll Flandres», 1722), «Роксана» («Lady Roxana», 1724), «Полковник Джек»(«Colonel Jacque», 1722); морской роман «Капитан Сінґлтон» («Captain Single-ton», 1720); исторические романы «Дневник чумного года» («A. Journal of the Plague Year», 1722) и «Мемуары кавалера» («Memoirs of a Cavalier», 1720). Все эти жанровые модификации представлены в творчестве Дефо на ранней стадии их развития.

С присущей ему склонностью к мистификации Дефо издал свой первый роман за мемуары самого Робинзона, тем самым репрезентувавши своего героя читателям как личность вполне реальную.

Именно так сначала Робинзона и воспринимали современники. Впрочем, для этого были определенные основания, поскольку толчком, а во многом и основой для создания романа стал очерк «История Александра Селькирка», опубликованный в 1713 г. в журнале «Англичанин». В нем говорилось о реальный случай: матрос Селькирк поссорился с капитаном корабля и его высадили на острове Хуан Фернандес, где тот провел в полном одиночестве четыре месяца. Он имел при себе запас продуктов на один день, несколько фунтов табака, кременеву ружье, фунт пороху, кремень и огниво, топор, нож, котелок, носильний костюм и постель, несколько книг духовного содержания, книги про навигацию и некоторые математические приборы. Сначала Селькирк удался в отчаяние и тяжело переживал одиночество, но со временем, обжившись на острове, он окреп духом и жизнь «стало для него настолько удивительно приятным, что никакие минуты не считал он за груз». Он ел мясо черепах, казатину; когда одежда его иВНОсилась, он одевался в одежду из козьих шкур. Он молился Богу, вполне смирился со своей судьбой, и «жизнь для него стало таким же радостным, как раньше было печальным». Возвращение на большую землю не сделало Селькирка счастливее. Очерк заканчивается поучительным выводом: «Счастливый тот, кто ограничивает свои желания лишь естественными потребностями; у того же, кто підохочує свои прихоти, потребности растут вместе с богатством».

Представленный в очерке Стила факт трансформировался в творчестве Дефо в развернутое повествование, что привлекала не только интересной фабулой, но и философским смыслом. История Робинзона перерастает в аллегорическое изображение человеческой жизни как такового. В определенном смысле герой Дефо близок каждому. И очевидно, именно поэтому, заканчивая свой роман, и сам Дефо приходит к мысли о том, что все, изображенное в его книге, он пережил лично. Об этом он рассказывает в заключительной части «Робинзона Крузо», сопоставляя свою жизнь с судьбой Робинзона: «Приключения Робинзона Крузо - схема истинного жизни двадцати восьми лет, проведенных в наиболее блукацьких, одиноких и печальных обстоятельствах, которые когда-либо выпадали человеку. За это время я прожил долгую и удивительную жизнь - в постоянных бурях, в борьбе с наихудшим видом дикарей и каннибалов... Я потерпел всяческих насилий и пригноблень, несправедливых упреков, человеческого пренебрежения, нападения дьяволов, небесных кар и земной вражды; изведай бесчисленные превратности фортуны, побывал в рабстве хуже, чем турецкое, спасся с помощью такого же удачного плана, как тот, что изображен в истории Ксурі.., попадал в море бедствий, снова вирятовувався и снова погибал... Одно слово, нет в воображаемой истории ни одного обстоятельства, которое не было бы законным намеком на настоящую историю». Роман Дефо - это история человеческой личности. Просветительская концепция человека, вера в его возможности, обращение к теме труда, увлекательность и простота рассказа, удивительная сила воздействия всей атмосферы произведения - все это привлекает к нему людей разных эпох, раВНОго возраста и разных интересов.

Рассказ в романе ведется от имени Робинзона. Его простота и бесхитростность, доверчивость тона создают иллюзию абсолютной достоверности того, что происходит. Классически простой зачин произведения: «Я родился в 1632 году в городе Йорке в зажиточной семье...» В этом стиле рассказ продлится до самого конца. Сила воздействия романа - в правдоподобности.

Робинзон воплощает просветительские представления о «естественном человеке» в его взаимоотношениях с природой. Впервые в литературе развивается тема творческого труда. Именно труд помог Робинзону остаться человеком. Оказавшись в полном одиночестве, герой Дефо с присущей ему неутомимостью и деловитостью работает над изготовлением предметов домашнего обихода, выдалбливает лодка, выращивает и собирает свой первый урожай. Преодолевая множество трудностей, он осваивает различные ремесла. В мельчайших подробностях описано изготовление каждой вещи, каждый этап трудового процесса. Дефо побуждает читателя наблюдать с неослабным вниманием за напряженной работой мысли и ловких рук Робинзона. Во всем проявляется деловитость и здравый смысл героя. Его религиоВНОсть и набожность сочетается с практицизмом дельца. Любое дело он начинает с чтения молитвы, не расстается с Библией, но всегда и во всем руководствуется интересами выгоды. Он «с полной безсторонністю, словно кредитор», все сопоставляет и оценивает, а в своем дневнике, который ведет с присущей ему аккуратностью, он уделяет специальное внимание подведению «баланса» позитивных и негативных сторон своего положения:

«...словно кредитор и должник, я разделил страницу пополам и написал слева «плохо», а справа «хорошо», и вот что у меня получилось: Плохо

Меня забросило на ужасный, необитаемый остров, и у меня нет никакой надежды освободиться.

Я изолирован от всего человечества; я отшельник, изгнанный из человеческого общества.

Но я остался жив, хотя мог бы утонуть, как все мои спутники.

Но я не умер с голоду и не погиб в этом пустынном месте...»

Характер Робинзона раскрывается и в его общении с Пятницей. В этом молодом дикуні, которого он спас от смерти, Робинзон хочет видеть своего преданного слугу. Недаром первое слово, которое он учит его проиВНОсить, - «господин». Робинзону необходим послушный помощник, ему приятно от «смиренной благодарности», «безграничной преданности и покорности» Пятницы. Но, узнав его ближе, Робинзон понимает, что Пятница ни в чем не уступает ему.

Дефо - мастер описаний. Он создает яркие картины южной природы, передает своеобразие каждого времени года, его замечательные описания моря. И навсегда в памяти остается портрет Робинзона, вдягнутого в камзол и штаны до колен, высокую меховую шапку и со сделанной из козьей кожи зонтиком над головой; навсегда сохраняется в душе пережитое вместе с Робинзоном чувство страха и надежды, когда на прибрежном песке он увидел след ноги человека.

Вторая и третья части «Робинзона Крузо» и по глубине содержания, и за художественными достоинствами уступают первой. В них говорится о жизни и делах Робинзона после того, как он покинул остров, - о его торговые путешествия в Индию, Китай и Сибирь, об организации им колоний поселенцев на том острове, где когда-то он жил в одиночестве. Робинзону приходится преодолевать много препятствий, однако теперь это уже не столько приключения, сколько деловые авантюры, торговые сделки и спекуляции, да и сам Робинзон изображен как ловкий предприниматель и делец. Третья часть романа содержит дидактические размышления о жизни Робинзона.

«Робинзон Крузо «повлиял на развитие литературы, философии и политической экономии XVIII в. Его идеи и образы отразились в творчестве писателей и мыслителей многих поколений. Они нашли отклик в «Кандіді» Вольтера, в трудах о воспитании Же. Ж. Руссо, в «Фаусте» И. В. Гете. Известно, как восхищался романом Дефо юный Л. Толстой. Существует много подражаний и переделок романа Дефо. Самые раВНОобразные «Новые Робинзоны» стали появляться во многих странах сразу после публикации «Робинзона Крузо» Дефо в Англии, в частности и на украинском языке - Бы. Гринченко (1891), А. Павецького (1900), В. Отамановского (1917), Г. Орловны (1927) и др. Т. Шевченко вспомнил это произведение в автобиографической повести «Художник» и создал рисунок «Робинзон Крузо» (1856). «Робинзонада» быстро разрасталась, а сам термин утвердился и распространился в литературоведении он означает произведения, в которых описываются жизнь и приключения человека, оказавшегося вне общества; вне литературным контекстом термин «робинзонада» используется во многих случаях, связанных с ситуацией - человек в единоборстве с природой, во взаимоотношениях с природой.

За свою жизнь Дефо написал более трехсот пятидесяти произведений самых разных жанров. Помимо знаменитого «Робинзона Крузо», в историю литературы вошли романы «Молль Флендерс», «Полковник Джек», «Роксана», а также некоторые другие произведения, которые стали прообразом исторического романа нового времени («Дневник чумного года», «Мемуары кавалера» и др.). Традиции европейского плутовского романа связан роман Дефо «Радости и тяготы знаменитой Молль Флендерс, которая родилась в Ньюгейтській тюрьме и в течение шести десятков лет своей раВНОобраВНОм жизни (не считая детского возраста) была двенадцать раз содержанкой, пять раз замужем (из них один раз за своим братом), двенадцать раз воровкой, восемь лет сосланной в Вирджинию, но в конце концов разбогатела, стала честную жизнь и умерла в раскаянии. Написано по ее собственными заметками». События этого романа происходят в Англии. Героиня - дочь каторжанина, которая родилась в тюрьме и воспитывалась в приюте. Она знает жизнь трущоб и ежедневную борьбу за существование. Молль Флендерс умная, энергичная, красивая, но жизненные обстоятельства вынуждают ее стать воровкой и авантюристкой. В «Робінзоні Крузо» Дефо рассказал историю борьбы человека с природой. В «Молль Флендерс» он рассказал о судьбе одинокой женщины в обществе. На путь греха ее толкают нищета, голод, жестокость людей. Молль хотела бы другой судьбы, она пытается побороть свою собственную «жестокость и бесчеловечность», но ей это не удается. «Нищета... - настоящий яд добродетели».

Романы Дефо написаны в форме мемуаров или биографий. В них передана история жизни героя и становление его личности. Дефо раскрывает влияние условий и обстоятельств жизни на формирование человека. Его герои сталкиваются с жестоким и бездушным миром. Обычно, это люди без прочных общественных связей, - сироты, подкидыши, пираты, вынуждены действовать согласно жестоких законов и общественных установок. Каждый борется в одиночку, рассчитывая на свои собственные силы, изобретательность и ловкость. Люди не гнушаются никакими средствами ради достижения благополучия. «Истинно благородный» полковник Джек, который в детстве был беспризорным бродяжкою и воришкой, потерпев всевозможных жизненных невзгод, становится работорговцем. Принятая при дворе очаровательная Роксана имеет за плечами темное прошлое: ради карьеры она становится негласной сообщницей убийства собственной дочери.

В историю литературы Дефо вошел как автор «Робинзона Крузо», как создатель просветительского реалистического романа. Он писал для широких кругов читателей. Его бессмертный «Робинзон Крузо» стоит в одном ряду с величайшими произведениями мировой литературы.

Английская литература

Даниэль Дефо

Биография

ДЕФО, ДАНИЕЛЬ (Defoe, Daniel) (1660−1731), английский писатель. Родился в Лондоне в 1600 в семье торговца сальными свечами и диссентера Джеймса Фо. Около 1703 Даниель переменил фамилию на Дефо. Учился в школе Дж. Фишера в Доркинге, затем в Академии Ч. Мортона в Стоук-Ньюингтоне, готовившей пасторов для пресвитерианской церкви. В 1681 начал сочинять религиозные стихи, но вскоре занялся коммерческой деятельностью. Некоторое время торговал в Испании, много ездил по Западной Европе. Известно, что (до 1685) на пути между Хариджем и Голландией он попал в плен к алжирским пиратам, но вскоре его якобы выкупили. В 1684 Дефо женился на Мэри Таффли, которая родила ему восьмерых детей. Жена принесла приданое в 3700 фунтов стерлингов, и некоторое время он мог считаться сравнительно состоятельным человеком, однако в 1692 и приданое жены, и его собственные сбережения поглотило банкротство, унесшее 17 тысяч фунтов стерлингов. От такого коммерческого провала, случившегося из-за того, что Дефо имел неосторожность подписаться под флотскими страховыми обязательствами на период войны с Францией, он так и не сумел оправиться.

В 1701 Дефо написал стихотворение Чистокровный англичанин (The True-Born Englishman), высмеивавшее выдумки о расовом превосходстве, и король Вильгельм III счел это сочинение ценной услугой, но монарх через год умер и на Дефо посыпались нападки со всех сторон. Тори ставили ему в вину совет королю распустить профранцузский парламент, рьяные приверженцы высокой церкви были уязвлены насмешками в его едком сочинении Как окоротить инаковерующих (Shortest Way with the Dissenters, 1702), а судей городского управления Лондона, перед которыми он предстал по обвинению в политических прегрешениях, он восстановил против себя разоблачением их личных пороков. В конечном счете по приговору, оглашенному в июле 1703, он должен был трижды выстоять у позорного столба, заплатить огромный штраф и найти поручителей в своем примерном поведении в течение семи лет, причем до исполнения приговора ему надлежало оставаться в тюрьме. Хотя выставление Дефо у позорного столба превратилось в демонстрацию восторженной поддержки, репутация его пострадала и процветавшее дело по производству черепицы за время, пока хозяин находился в тюрьме, пришло в совершенное расстройство. Он мог бы остаться в заключении до конца дней, если бы не вмешательство спикера палаты общин Р. Харли, знавшего цену Дефо-журналисту. В ноябре 1703 Харли добился освобождения Дефо, а затем устроил его на государственную службу. Дефо стал редактировать «Ривью» («Review»), периодическое издание, выходившее с 1704 по 1713, чаще всего раз в три недели. Из всех политических сочинений Дефо его комментарии в «Ривью» известны лучше всего. С 1691 по 1730 почти непрерывным потоком выходили книги, памфлеты, стихи Дефо, звучали его выступления в поддержку правительства. В 1719, не прекращая активной журналистской работы, Дефо начинает заниматься прозой. Вслед за Жизнью и удивительными приключениями Робинзона Крузо (The Life and Strange Surprising Adventures of Robinson Crusoe, 1719) выходят Записки кавалера (Memoires of a Cavalier, 1720), Капитан Синглтон (Captain Singleton, 1720), Удачи и несчастья Молль Флендерс (The Fortunes and Misfortunes of Moll Flanders, 1722), Дневник чумного года (A Journal of the Plague Year, 1722), История капитана Джека (The History of Colonel Jack, 1722) и Роксана (Roxana, 1724). Им были написаны и такие важные труды, как Путешествие по всему острову Великобритания (A Tour Through the Whole Island of Great Britain, 1724−1727), Всеобщая история пиратства (A General History of the Pirates, 1724−1728), Совершенный английский торговец (The Complete English Tradesman, 1725−1727) и Морской торговый атлас (Atlas Maritimus et Commercialis, 1728). Умер Дефо в Лондоне 26 апреля 1731. Роман Робинзон Крузо впервые вышел в свет в 1719, а затем появились два его продолжения. В Жизни и удивительных приключениях (лишь эта часть трилогии снискала непреходящий успех у читателей) Крузо рассказывает о том, как он убежал из дому, чтобы стать моряком, как попал в плен к берберийским пиратам, как его корабль потерпел крушение и его выбросило на необитаемый остров близ побережья Венесуэлы, где он спас дикаря Пятницу от людоедов. В Дальнейших приключениях (Farther Adventures, 1719) Крузо возвращается на свой остров и совершает путешествие вокруг Африки и Азии. Серьезные размышления (Serious Reflections, 1720) написаны ради ознакомления публики с раздумьями Крузо, которым он предавался в одиночестве. Описание жизни Крузо на необитаемом острове, уникальное для всей мировой художественной литературы, частично основывалось на случае с А. Селкирком, высаженным на один из необитаемых островов архипелага Хуан-Фернандес (1704−1709), частично - на рассказах о пленении Р. Нокса на Цейлоне (1660−1680), однако прежде всего это рассказ о борьбе человека с природой. Крузо по крупинке складывает цивилизацию из подручного материала. Роман Молль Флендерс впервые был опубликован в 1722. Молль рассказывает о своей жизни начиная с рождения в Ньюгейтской тюрьме и повествуя затем о том, как она пошла в служанки в Колчестере, как ее соблазнили, как она пять раз побывала замужем, как она была карманной воровкой и проституткой, как ей удалось спастись от виселицы, согласившись на ссылку в Виргинию, и о своем последнем муже, с которым она в счастливом достатке доживает свою жизнь в Англии. Молль Флендерс сообщает читателю жизненную правду, не подслащенную сентиментальностью, причем изложение столь подробно, что книгу цитировали как документальный источник.

Даниэль Дефо (1660−1731) родился в Лондоне в семье торговца. Его настоящая фамилия Фо. Окончил школу Дж. Фишера в Доркинге, затем учился в Академии Ч. Мортона в Стоук-Ньюингтоне на пастора пресвитерианской церкви. В 1681 начал писать религиозные стихи, но, в конце концов, отдал предпочтение торговле. Некоторое время занимался коммерческой деятельностью в Испании, исколесил всю Западную Европу.

В 1684 Дефо сочетался браком с Мэри Таффли. У них родилось восемь детей. Приданое жены сделало его вполне обеспеченным человеком, однако в 1692 году он разорился.

В 1701 Дефо написал памфлет "Чистокровный англичанин", в котором высмеивал английские националистические предрассудки и выступал в защиту короля Вильгельма, голландца по происхождению. За это он заслужил особое расположение монарха, который, однако, через год умер, а Дефо за политические прегрешения предстал перед судом и был помещен в тюрьму. Он мог бы провести в заключении весь остаток своей жизни, если бы не заступничество спикера палаты общин Р. Харли. В ноябре 1703 Дефо был выпущен на свободу и получил должность редактора в периодическом издании «Ривью». Из всех сочинений Дефо, посвященных политике, его комментарии в «Ривью» наиболее известны.

В 1719, продолжая активно заниматься журналистской работой, Дефо пробует себя в прозе. В 1719 году он пишет «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» и два его продолжения, а затем еще 14 романов. Умер Дефо 26 апреля 1731 в Лондоне.

Произведения

Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо