Аналогии в "капитанской дочке" и реальных событиях пугачевщины. История создания "Капитанской дочки"

Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (1836) основана на реальных исторических событиях. В ней описывается восстание Емельяна Пугачева. Повествование в этом произведении ведется от лица дворянина Петра Гринева. Основную часть «Капитанской дочки» занимает описание жизни героя в Белогорской крепости, куда он был направлен нести службу.

В эту крепость Гринев попал в шестнадцатилетнем возрасте. До этого он жил в отеческом доме под присмотром любящего отца и во всем опекающей его матушки: «Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками». Можно сказать, что, попав в крепость, Гринев был еще ребенком. Белогорская крепость сыграла в его судьбе роль жестокого воспитателя. Выйдя из ее стен, Гринев представлял собой полностью сформировавшуюся личность со своими взглядами и убеждениями, нравственными ценностями и умением их отстаивать.

Первым ярким событием, повлиявшим на личность Гринева, была его любовь к дочери коменданта крепости, Маше Мироновой. Герой признается, что сначала Маша не понравилась ему. Другой офицер, служивший в крепости, Швабрин, рассказал о ней много неприятного. Но со временем Гринев убедился, что Маша «рассудительная и благоразумная девушка». Он все больше и больше привязывался к ней. Однажды, услышав оскорбительные слова о своей возлюбленной от Швабрина, Гринев не смог сдержаться.

Несмотря на все сопротивление коменданта и его жены, соперники тайно сражались на шпагах. Швабрин бесчестно ранил Петра Гринева, когда тот отвернулся на крик Савельича. После этого события Гринев и Маша убедились в том, что любят друг друга, и решили пожениться. Но родители Петра не дали своего согласия. Швабрин тайно написал им и сообщил, что Гринев дрался на дуэли и даже ранен.

После этого герои стали испытывать друг к другу большую неприязнь. Хотя вначале Гринев больше всего сошелся именно со Швабриным. Этот офицер был ближе всего к герою по уровню образования, интересам, умственному развитию.

Между ними было одно, но коренное различие – в нравственном уровне. Это Гринев стал замечать постепенно. Сначала по недостойным мужчины отзывам о Маше. Как выяснилось потом, Швабрин просто мстил девушке за то, что та отказала ему в его ухаживаниях. Но вся подлость натуры этого героя раскрылась при кульминационных событиях повести: захвата крепости Пугачевым и его соратниками. Швабрин, присягавший на верность императрице, не задумываясь перешел на сторону мятежников. Больше того, он стал там одним из их руководителей. Щвабрин хладнокровно смотрел, как казнят коменданта и его жену, которые так хорошо относились к нему. Воспользовавшись своей властью и беспомощностью Маши, этот «герой» держал ее у себя и хотел насильно жениться на девушке. Только вмешательство Гринева и милость Пугачева спасли Машу от этой участи.

Гринев, сам того не ведая, встретился с Пугачевым еще за стенами Белогорской крепости. Этот «мужик» вывел их с Савельичем из бурана, за что и получил от Гринева в подарок заячий тулуп. Этот подарок во многом определил хорошее отношение Пугачева к герою в дальнейшем. В Белогорской крепости Гринев защищал имя императрицы. Чувство долга не позволило ему признать в Пугачеве государя даже под страхом смерти. Он откровенно говорит самозванцу, что тот шутит «опасную шутку». Кроме того, Гринев признается, что если будет нужно, то он пойдет воевать против Пугачева.

Увидя все зверства, творимые самозванцем, Гринев относился к нему, как к злодею. Кроме того, он узнал, что комендантом крепости становится Швабрин, и Маша будет находиться в полном его распоряжении. Уезжая в Оренбург, герой оставлял свое сердце в крепости. Вскоре он туда вернулся, чтобы выручить Машу. По неволе общаясь с Пугачевым, Гринев меняет свое мнение о самозванце. Он начинает видеть в нем человека, которому свойственны человеческие чувства: благодарность, сострадание, веселье, страх, опасение. Гринев видел, что в Пугачеве много наигранного, искусственного. На людях он играл роль государя-императора. Оставшись же один на один с Гриневым, Пугачев проявил себя как человек, поведал Петру свою жизненную философию, заключенную в калмыцкую сказку. Гринев не может понять и принять этой философии. Для него, дворянина и офицера, непонятно, как можно жить, убивая людей и чиня всевозможные зверства. Для Пугачева же человеческая жизнь значит очень мало. Для самозванца главное – добиться своей цели, неважно какими жертвами.

Пугачев стал для Гринева благодетелем, своеобразным крестным отцом, ведь он спас Машу от Швабрина и разрешил влюбленным уехать из крепости. Но и это не могло сблизить его с Гриневым: слишком разные жизненные философии были у этих героев.

Белогорская крепость и те события, которые были с ней связаны, сыграли ключевую роль в жизни Петра Гринева. Здесь герой встретил свою любовь. Здесь он, под влиянием страшных событий, повзрослел, возмужал, утвердился в своей преданности государыне. Здесь Гринев прошел «испытание на прочность» и с честью выдержал его. Кроме того, в Белогорской крепости Гринев стал свидетелем событий, всколыхнувших всю страну. Встреча с Пугачевым касалась не только его. Гринев участвовал в важном историческом событии и с достоинством прошел через все испытания. Про него можно сказать, что он «сохранил честь с молоду».

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Капитанская дочка / Белогорская крепость в жизни Петра Гринева (по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»).

Смотрите также по произведению "Капитанская дочка":

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Мои впечатления о повести «Капитанская дочка»

Не так давно я прочитал повесть Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка. В этом небольшом сообщении, мне бы хотелось кратко рассказать о самом произведении, а также о том, какие чувства оно у меня вызвало.

Петр Гринев – это главный герой рассказа, вокруг которого и вертится всё повествование. Началось все с того, что его отец хочет послать его на службу в Петербург, однако решение свое меняет, и наш главный герой отправляется служить в Белогорскую крепость. Что сказать, первое впечатление о том месте, куда его отправили служить, были далеко не самыми лучшими.

Жизнь там ему казалось совсем не такой привлекательной, как в статном Санкт-Петербурге, однако, совсем плохо дело стало, когда, ожидав увидеть там настоящую крепость с башнями, высокими стенами, он увидел лишь деревушку, окруженную ветхим деревянным забором. Тем не менее, со временем отношение стало меняться. Приняли в деревне его как родного, сперва показавшийся крайне неприятным человеком, комендант, оказался вдруг приятным, а дочка его – весьма недурной.

Сразу же подружился он со Швабриным, они оба друг другу были рады, как натуры очень образованные. Однако скоро их отношение друг другу ухудшилось, виной тому стала ревность Швабрина. А ревновал он Марию, дочку коменданта, к Гриневу. Все дошло до дуэли на шпагах, в которой главный герой получил ранение. Тем не менее, это событие стало поводом начала отношений между Марией и Петром.

Отношения развивались, Гринев предложил Марии выйти за него замуж, она согласилась, но без согласия родителей выходить не могла. Вместе они написали письмо, способное, по словам невесты «разжалобить даже самого сурового человека», но… Несогласие. Петр был морально разбит.

Время шло, и в конце концов, спустя череду событий, на крепость напали «Пугачевцы». Вся деревенька была перебита, и в самом конце, когда Гринев получил возможность предстать перед Пугачевым, он его узнал. Это был их вожатый, который в буран проводил их до постоялого двора. Петр был помилован.

Из всей этой истории главный герой вынес много полезного. Например, что азартные игры ни до чего хорошего не доводят, он узнал что такое дуэль, которая может стать смертельной. Но это все неважно, важно то, что он познал, что такое настоящая любовь.

Я считаю, что произведение великолепное, и очень поучительное. Прочитав его, можно не только перенят опыт Петра, но и сделать какие-то свои выводы. Его обязательно стоит внимательно прочесть!

Внимание, только СЕГОДНЯ!

История создания произведения «Капитанская дочка»

Тема народных восстаний под предводительством Разина и Пугачева заинтересовали Пушкина еще в 1824 г., вскоре после его приезда в Михайловское. В первой половине ноября 1824 г. в письме к брату Льву он просит прислать ему «Жизнь Емельки Пугачева» (Пушкин, Т. 13, с. 119). Пушкин имел в виду книгу «Ложный Петр III, или Жизнь, характер и злодеяния бунтовщика Емельки Пугачева» (Москва, 1809). В следующем письме к брату Пушкин пишет: «Ах! боже мой, чуть не забыл! Вот тебе задача: историческое, сухое известие о Сеньке Разине, единственном поэтическом лице русской истории» (Пушкин, т. 13, с. 121). В Михайловском же Пушкин обрабатывал фольклорные песни о Разине.
Интерес поэта к теме был обусловлен также тем, что вторая половина 1820-х годов была отмечена волной крестьянских возмущений, беспорядки не обошли стороной и Псковскую область, в которой жил Пушкин до осени 1826 года и где он неоднократно бывал и позднее. Крестьянские беспорядки конца 1820-х годов создавали тревожную ситуацию.
17 сентября 1832 года Пушкин уехал в Москву, где П.В. Нащокин рассказал ему о судебном процессе белорусского дворянина Островского; этот рассказ лег в основу повести «Дубровский»; замысел повествования о дворянине-пугачевце временно был оставлен — Пушкин вернулся к нему в конце января 1833 года. В эти годы поэт активно собирал исторический материал для будущей книги: работал в архивах, посещал места, связанные с восстанием Пугачева. В результате одновременно с «Капитанской дочкой» создавалась книга о Пугачеве. Работа над «Историей Пугачева» помогла Пушкину осуществить художественный замысел: «Капитанская дочка» была вчерне закончена 23 июля 1836 года. Пушкин, не вполне удовлетворенный первоначальной редакцией, переписал книгу. 19 октября «Капитанская дочка» была переписана до конца, а 24 октября послана цензору. Пушкин просил цензора, ПА. Корсакова, не разглашать тайну его авторства, предполагая выпустить повесть в свет анонимно. «Капитанская дочка» появилась 22 декабря 1836 года в четвертом номере журнала «Современник».

Род, жанр, творческий метод

Заглавие для своего произведения Пушкин выбрал, вероятно, лишь осенью 1836 года, когда рукопись была отправлена писателем в цензуру; до этого времени, упоминая в письмах о «Капитанской дочке», Пушкин называл свое повествование просто романом. По сей день нет единого мнения в определении жанра «Капитанской дочки». Произведение называют и романом, и повестью, и семейной хроникой. Как было сказано выше, сам поэт считал свой труд романом. Позже исследователи пришли к мысли, что «Капитанская дочка» является повестью. По форме это мемуары — записки старого Гринева, в которых он вспоминает об истории, которая произошла в молодости — семейная хроника переплелась с историческими событиями. Итак, жанр «Капитанской дочки» можно определить как исторический роман в мемуарной форме. Не случайно Пушкин обратился к мемуарной форме. Во-первых, мемуары придавали произведению колорит эпохи; во-вторых, помогли избежать цензурных затруднений.
В произведении очевидна документальность, героями его являются реально существующие люди: Екатерина II, Пугачев, его соратники Хлопуша и Белобородое. Вместе с тем исторические события преломляются через судьбы вымышленных героев. Появляется любовная интрига. Художественный вымысел, сложность композиции и построение характеров позволяют отнести произведение Пушкина к жанру романа.
«Капитанская дочка» — произведение реалистическое, хотя и не лишенное некоторых черт романтизма. Реализм романа заключается в объективном изображении исторических событий, связанных с Пугачевским восстанием, с изображением реалий жизни и быта дворян, простых русских людей, крепостных крестьян. Романтические черты предстают в эпизодах, связанных с любовной линией романа. Романтичен сам сюжет произведения.

Тематика анализируемого произведения

В «Капитанской дочке» можно выделить два круга основных проблем. Это проблемы социально-исторические и проблемы нравственные. Пушкин хотел, прежде всего, показать, как складывалась судьба героев повествования, попавших в круговорот исторических потрясений. На первый план выходит проблема народа и проблема русского национального характера. Проблема народа воплощается через соотношение образов Пугачева и Савельича, через изображение характеров обитателей Белогорской крепости.
Пословица, взятая Пушкиным в качестве эпиграфа ко всей повести, обращает внимание читателя на идейно-нравственное содержание произведения: одна из важнейших проблем «Капитанской дочки» — проблема нравственного воспитания, формирования личности Петра Андреевича Гринева, главного героя повести. Эпиграф представляет собою сокращенный вариант русской пословицы: «Береги платье снову, а честь смолоду». Полностью эту пословицу вспоминает Гринев-отец, напутствуя сына, отправляющегося в армию. Проблема чести и долга раскрывается через противопоставление Гринева и Швабрина. Разные грани этой проблемы находят отражение в образах капитана Миронова, Василисы Егоровны, Маши Мироновой и других персонажей.
Проблема нравственного воспитания молодого человека своего времени глубоко волновала Пушкина; с особой остротой она встала перед писателем после поражения восстания декабристов, которое в сознании Пушкина воспринималось как трагическая развязка жизненного пути лучших его современников. Воцарение Николая I привело к резкому изменению нравственного «климата» дворянского общества, к забвению просветительских традиций XVIII века. В этих условиях Пушкин ощутил настоятельную необходимость сопоставить нравственный опыт разных поколений, показать преемственную связь между ними. Представителям «новой знати» Пушкин противопоставляет людей, нравственно цельных, не затронутых жаждой чинов, орденов и наживы.
Одна из важнейших нравственных проблем романа — личность в переломные моменты истории — остается актуальной и сегодня. Писатель поставил вопрос: возможно ли в борьбе противоположных общественных сил сохранить честь и достоинство? И на высоком художественном уровне ответил на него. Возможно!

Известный исследователь творчества А.С. Пушкина Ю.М. Лотман писал: «Вся художественная ткань «Капитанской дочки» отчетливо распадается на два идейно-стилистических пласта, подчиненных изображению миров — дворянского и крестьянского. Было бы недопустимым упрощением, препятствующим проникновению в подлинный замысел Пушкина, считать, что дворянский мир изображается в повести только сатирически, а крестьянский — только сочувственно, равно как утверждать, что все поэтическое в дворянском лагере принадлежит, по мнению Пушкина, не специфически дворянскому, а общенациональному началу».
В неоднозначном отношении автора к восстанию и самому Пугачеву, а также к Гриневу и другим персонажам заложена идейная направленность романа. Пушкин не мог положительно относиться к жестокости бунта («Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»), хотя и понимал, что в восстании проявляется стремление народа к свободе и воле. Пугачев, при всей своей жестокости, в изображении Пушкина вызывает симпатию. Он показан человеком широкой души, не лишенным милосердия. В сюжетной линии любви Гринева и Маши Мироновой автор представил идеал самоотверженной любви.

Основные герои

Н.В. Гоголь писал, что в «Капитанской дочке» «в первый раз выступили истинно русские характеры: простой комендант крепости, капитанша, поручик; сама крепость с единственною пушкой, бестолковщина времени и простое величие простых людей, все — не только самая правда, но еще как бы лучше ее».
Система персонажей произведения строится на наличии или отсутствии именно духовного побеждающего начала в человеке. Так, принцип противостояния добра, света, любви, истины и зла, мрака, ненависти, лжи отражается в романе в контрастном распределении главных персонажей. В одном кругу находятся Гринев и Марья Ивановна; в другом — Пугачев и Швабрин.
Центральной фигурой в романе является Пугачев. К нему сходятся все сюжетные линии произведения Пушкина. Пугачев в изображении Пушкина — талантливый предводитель стихийного народного движения, в нем воплощен яркий народный характер. Он может быть как жестоким и страшным, так и справедливым и благодарным. Показательно отношение его к Гриневу и Маше Мироновой. Стихия народного движения захватила Пугачева, мотивы его поступков заложены в морали калмыцкой сказки, которую он рассказывает Гриневу:«... чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст!»
В сравнении с Пугачевым Петр Андреевич Гринев — герой вымышленный. Имя Гринева (в черновом варианте он назывался Бу-ланиным) выбрано не случайно. В правительственных документах, касающихся Пугачевского бунта, значилось имя Гринева среди тех, кто был вначале под подозрением, а затем оправдан. Выходец из обедневшей дворянской семьи, Петруша Гринев в начале повествования представляет собой яркий образец недоросля, обласканного и любимого домашними. Обстоятельства военной службы способствуют взрослению Гринева, в дальнейшем он предстает человеком порядочным, способным к смелым поступкам.
«Имя девицы Мироновой, — писал Пушкин 25 октября 1836 года цензору ПА Корсакову, — вымышлено. Роман мой основан на предании, некогда слышанном мною, будто бы один из офицеров, изменивших своему долгу и перешедших в шайки Пугачевские, был помилован императрицей по просьбе престарелого отца, кинувшегося ей в ноги. Роман, как изволите видеть, ушел далеко от истины». Остановившись на названии «Капитанская дочка», Пушкин подчеркивал значимость образа Марьи Ивановны Мироновой в романе. Капитанская дочка изображена как нечто светлое, юное, чистое. За этой внешностью просвечивает небесная чистота души. Главное содержание ее внутреннего мира — в полном доверии к Богу. В ней на протяжении всего романа ни разу нет и намека на не то чтобы бунт, но и на сомнение в правильности или справедливости происходящего. Так, наиболее ярко это проявляется в отказе Маши от брака с любимым человеком вопреки воли его родителей: «Родные ваши не хотят меня в свою семью. Буди во всем воля Господня! Бог лучше нашего знает, что нам надобно. Делать нечего, Петр Андреич; будьте хоть вы счастливы...». Маша соединила в себе лучшие качества русского национального характера — веру, способность к искренней самоотверженной любви. Она является ярким запоминающимся образом, «милым идеалом» Пушкина.
В поисках героя для исторического повествования Пушкин обратил внимание на фигуру Шванвича, дворянина, служившего Пугачеву; в окончательной редакции повести это историческое лицо, с существенным изменением мотивов его перехода на сторону Пугачева, превратилось в Швабрина. Данный персонаж вобрал в себя всевозможные негативные характеристики, главная из которых представлена в определении Василисы Егоровны, данном ею при выговоре Гриневу за поединок: «Петр Андреич! Этого я от тебя не ожидала. Как тебе не совестно? Добро Алексей Иваныч: он за душегубство и из гвардии выписан, он и в Господа Бога не верует; а ты-то что? туда же лезешь?» Капитанша точно указала на суть противостояния Швабрина и Гринева: безбожие первого, диктующего всю подлость его поведения, и вера второго, являющаяся основой достойного поведения и благих деяний. Его чувство к капитанской дочке — страсть, выявившая в нем все наихудшие свойства и черты: неблагородство, подлость натуры, озлобленность.

Место второстепенных персонажей в системе образов

Анализ произведения показывает, что в системе персонажей важную роль играют родные и близкие Гринева и Маши. Это Андрей Петрович Гринев — отец главного героя. Представитель старинного дворянства, человек высоких нравственных принципов. Именно он отправляет сына в армию, чтобы тот «понюхал пороху». Рядом с ним по жизни идет его жена и мать Петра — Авдотья Васильевна. Она является воплощением доброты и материнской любви. К семье Гриневых с полным правом можно отнести крепостного человека Савельича (Архипа Савельева). Он заботливый дядька, воспитатель Петра, который самоотверженно сопровождает воспитанника во всех его приключениях. Особую храбрость проявил Савельич в сцене казни защитников Белогор-ской крепости. В образе Савельича нашло отражение типичное изображение того воспитания, которое давалось в то время сыновьям помещиков, живших в своих деревнях.
Капитан Иван Кузьмич Миронов — комендант Белогорской крепости — человек честный и добрый. Он храбро сражается с бунтовщиками, защищая крепость, а вместе с ней и свою семью. Солдатский долг капитан Миронов выполнил с честью, отдав жизнь за отечество. Участь капитана разделила и его жена Василиса Егоровна, хлебосольная и властолюбивая, сердечная и мужественная.
Некоторые персонажи романа имеют исторические прототипы. Это в первую очередь Пугачев и Екатерина II. Затем сподвижники Пугачева: капрал Белобородое, Афанасий Соколов (Хлопуша).

Сюжет и композиция

В основе сюжета «Капитанской дочки» находится судьба молодого офицера Петра Гринева, который сумел в тяжелых исторических обстоятельствах остаться добрым и человечным. Любовная история взаимоотношений Гринева и Маши Мироновой, дочки коменданта Белогорской крепости, происходит во время Пугачевского восстания (1773-1774 гг.). Пугачев является связующим звеном всех сюжетных линий романа.
В «Капитанской дочке» четырнадцать глав. Всему роману и каждой главе предшествует эпиграф, всего их в романе семнадцать. В эпиграфах акцентируется внимание читателя на наиболее важных эпизодах, определяется авторская позиция. Эпиграф ко всему роману: «Береги честь смолоду» — определяет главную нравственную проблему всего произведения — проблему чести и достоинства. События излагаются в мемуарной форме от лица постаревшего Петра Гринева. В конце последней главы повествование ведется «издателем», за которым скрывается сам Пушкин. Заключительные слова «издателя» являются эпилогом «Капитанской дочки».
Первые две главы представляют собой экспозицию повести и знакомят читателей с основными героями — носителями идеалов дворянского и крестьянского миров. Пронизанный иронией рассказ о семье и воспитании Гринева погружает нас в мир старого поместного дворянства. Описание быта Гриневых воскрешает атмосферу той дворянской культуры, которая порождала культ долга, чести и человечности. Петрушу воспитывали глубокие связи с родовыми корнями, почитание семейных традиций. Этой же атмосферой пронизано описание жизни семейства Мироновых в Белогорской крепости в трех первых главах основной части повествования: «Крепость», «Поединок», «Любовь».
Семь глав основной части, повествующие о жизни в Белогорской крепости, имеют важное значение для развития любовной линии сюжета. Завязкой этой линии является знакомство Петруши с Машей Мироновой, в столкновении из-за нее Гринева со Швабриным развивается действие, а объяснение в любви между раненым Гриневым и Машей является кульминацией развития их отношений. Однако роман героев заходит в тупик после письма Гринева-отца, отказывающего сыну в согласии на брак. О событиях, подготовивших выход из любовного тупика, повествуется в главе «Пугачевщина».
В сюжетном построении романа явно обозначены как любовная линия, так и исторические события, тесно переплетающиеся между собой. Выбранная сюжетно-композиционная структура произведения позволяет Пушкину наиболее полно раскрыть личность Пугачева, осмыслить народное восстание, на примере Гринева и Маши обратиться к основным нравственным ценностям русского национального характера.

Художественное своеобразие произведения

Одним из общих принципов русской прозы до Пушкина было сближение ее с поэзией. Пушкин отказался от такого сближения. Проза Пушкина отличается лаконичностью и сюжетно-композиционной четкостью. В последние годы поэта волновал определенный ряд проблем: роль личности в истории, взаимоотношения дворянства и народа, проблема старого и нового дворянства. Предшествовавшая Пушкину литература создавала определенный, часто однолинейный тип героя, в котором доминировала какая-нибудь одна страсть. Пушкин отвергает такого героя и создает своего. Пушкинский герой прежде всего — живой человек со всеми его страстями, мало того, Пушкин демонстративно отказывается от романтического героя. Он вводит в художественный мир среднего человека как главного героя, что позволяет выявить особые, типические черты той или иной эпохи, обстановки. В то же время Пушкин намеренно затормаживает развитие сюжета, используя усложненную композицию, образ повествователя, другие художественные приемы.

Так, в «Капитанской дочке» появляется «издатель», который от лица автора высказывает свое отношение к происходящему. Авторская позиция обозначается посредством различных приемов: параллелизм в развитии сюжетных линий, композиция, система образов, название глав, подбор эпиграфов и вставных элементов, зеркальное сопоставление эпизодов, словесный портрет героев романа.
Важным для Пушкина был вопрос о слоге и языке прозаического произведения. В заметке «О причинах, замедливших ход нашей словесности» он писал: «Проза наша так мало еще обработана, что даже в простой переписке мы принуждены создавать обороты слов для изъяснения понятий самых обыкновенных...» Таким образом, перед Пушкиным стояла задача создания нового языка прозы. Отличительные свойства такого языка сам Пушкин определил в заметке «О прозе»: «Точность и краткость — вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни к чему не служат». Такой стала проза самого Пушкина. Простые двусоставные предложения, без сложных синтаксических образований, ничтожно малое количество метафор и точные эпитеты — таков стиль пушкинской прозы. Вот отрывок из «Капитанской дочки», типичнейший для пушкинской прозы: «Пугачев уехал. Я долго смотрел на белую степь, по которой неслась его тройка. Народ разошелся. Швабрин скрылся. Я воротился в дом священника. Все было готово к нашему отъезду; я не хотел более медлить». Проза Пушкина была принята современниками без особого интереса, зато в дальнейшем развитии из нее выросли Гоголь и Достоевский, Тургенев.
Крестьянский уклад жизни в романе овеян особой поэзией: песни, сказки, легенды пронизывают всю атмосферу повествования о народе. В тексте звучит бурлацкая песня и народная калмыцкая сказка, в которой Пугачев объясняет Гриневу свою жизненную философию.
Важное место в романе занимают пословицы, в которых отразилось своеобразие народной мысли. Исследователи неоднократно обращали внимание на роль пословиц и загадок в характеристике Пугачева. Но пословицами говорят и другие персонажи из народа. Савельич пишет в отписке барину: «...быль молодцу не укора: конь и о четырех ногах, да спотыкается».

Значение

«Капитанская дочка» — итоговое произведение Пушкина как в жанре художественной прозы, так и во всем творчестве. И действительно, в этом произведении сошлись воедино многие волнующие Пушкина на протяжении долгих лет темы, проблемы, идеи; средства и способы художественного воплощения их; основные принципы творческого метода; авторская оценка и мировоззренческая позиция по ключевым понятиям бытия человека и мира.
Являясь историческим романом, включая реальный конкретный исторический материал (события, исторические лица), «Капитанская дочка » содержит в себе в концентрированном виде постановку и решение социально-исторических, психологических, нравственно-религиозных вопросов. Роман был неоднозначно встречен современниками Пушкина и сыграл решающую роль в дальнейшем развитии русской литературной прозы.
Один из первых отзывов, написанных после публикации «Капитанской дочки», принадлежит В.Ф. Одоевскому и датируется приблизительно 26 декабря того же года. «Вы знаете все, что я об Вас думаю и к Вам чувствую, — пишет Одоевский Пушкину, — но вот критика не в художественном, но в читательском отношении: Пугачев слишком скоро после того как о нем в первый раз говорится, нападает на крепость; увеличение слухов не довольно растянуто — читатель не имеет времени побояться за жителей Белогорской крепости, когда она уже и взята». По-видимому, Одоевского поразила лаконичность повествования, неожиданность и быстрота сюжетных поворотов, композиционная динамичность, не свойственные, как правило, историческим произведениям того времени. Одоевский высоко оценил образ Савельича, назвав его «самым трагическим лицом». Пугачев, с его точки зрения, «чудесен; он нарисован мастерски. Швабрин набросан прекрасно, но только набросан; для зубов читателя трудно пережевать его переход из гвардии офицера в сообщники Пугачева. <...> Швабрин слишком умен и тонок, чтобы поверить в возможность успеха Пугачева, и недовольно страстен, чтобы из любви к Маше решиться на такое дело. Маша так долго в его власти, а он не пользуется этими минутами. Покаместь Швабрин для меня имеет много нравственно-чудесного; может быть, как прочту в третий раз, лучше пойму». Сохранились сочувственные положительные характеристики «Капитанской дочки», принадлежащие В.К. Кюхельбекеру, П.А. Катенину, П.А. Вяземскому, А.И. Тургеневу.
«...Весь этот рассказ «Капитанская дочка» чудо искусства. Не подпишись под ним Пушкин, и действительно можно подумать, что это в самом деле написал какой-то старинный человек, бывший очевидцем и героем описанных событий, до того рассказ наивен и безыскусствен, так, что в этом чуде искусства как бы исчезло искусство, утратилось, дошло до естества...» — писал Ф.М. Достоевский.
«Что же такое «Капитанская дочка»? Всем известно, что это одно из драгоценнейших достояний нашей литературы. По простоте и чистоте своей поэзии это произведение одинаково доступно, одинаково привлекательно для взрослых и детей. На «Капитанской дочке» (так же, как на «Семейной хронике» С. Аксакова) русские дети воспитывают свой ум и свое чувство, так как учителя, без всяких посторонних указаний, находят, что нет в нашей литературе книги более понятной и занимательной и вместе с тем столь серьезной по содержанию и высокой по творчеству», — высказал свое мнение Н.Н. Страхов.
К отзывам литературных соратников Пушкина примыкает и позднейший отклик писателя В.А. Соллогуба: «Есть произведение Пушкина, мало оцененное, мало замеченное, а в котором, однако, он выразил все свое знание, все свои художественные убеждения. Это история Пугачевского бунта. В руках Пушкина, с одной стороны, были сухие документы, тема готовая. С другой стороны, его воображению не могли не улыбаться картины удалой разбойничьей жизни, русского прежнего быта, волжского раздолья, степной природы. Тут поэту дидактическому и лирическому был неисчерпаемый источник для описаний, для порывов. Но Пушкин превозмог самого себя. Он не дозволил себе отступить от связи исторических событий, не проронил лишнего слова, — спокойно распределил в должной соразмерности все части своего рассказа, утвердил свой слог достоинством, спокойствием и лаконизмом истории и передал просто, но гармоническим языком исторический эпизод. В этом произведении нельзя не видеть, как художник мог управлять своим талантом, но нельзя же было и поэту удержать избыток своих личных ощущений, и они вылились в Капитанской дочке, они придали ей цвет, верность, прелесть, законченность, до которой Пушкин никогда еще не возвышался в цельности своих произведений».

Это интересно

Проблемы, поставленные Пушкиным в «Капитанской дочке», остались не разрешенными до конца. Именно это притягивает к роману не одно поколение художников и музыкантов. По мотивам произведения Пушкина была написана картина В.Г. Перова «Пугачевщина» (1879). Широкую известность приобрели иллюстрации «Капитанской дочки» М.В. Нестерова («Осада», «Пугачев, освобождающий Машу от притязаний Швабрина» и др.) и акварели СВ. Иванова. В 1904 г. «Капитанскую дочку» иллюстрировал АН. Бе-нуа. Сцены суда Пугачева в Белогорской крепости интерпретировались разными художниками, среди которых известные имена: АН.Бенуа (1920), А.Ф.Пахомов (1944), М.С.Родионов (1949), СВ.Герасимов (1951), ПЛ.Бунин, ААПластов, С.В.Иванов (19б0-е гг.). В 1938 г. над иллюстрациями к роману работал Н.В. Фаворский. В серии из 36 акварелей к «Капитанской дочке» СВ. Герасимова образ Пугачева дан в развитии. Загадочная фигура на постоялом дворе, многофигурный разворот, суд в Белогорской крепости — центр художественного решения произведения АС. Пушкина и серии акварелей. Одним из современных иллюстраторов романа Пушкина является ДА Шмаринов (1979).
К творчеству поэта обращались более 1000 композиторов; около 500 пушкинских сочинений (поэзия, проза, драмы) легли в основу более 3000 музыкальных произведений. Повесть «Капитанская дочка» послужила созданию опер ЦА Кюи и СА Каца, В.И. Ребикова, оперных замыслов М.П. Мусоргского и П.И.Чайковского, балета Н.Н. Черепнина, музыки к кинофильмам и театральным спектаклям Г.Н. Дудкевича, В А Дехтерева, В.Н. Крюкова, С.С. Прокофьева, Т.Н. Хренникова.
(По книге «Пушкин в музыке» — М., 1974)

Благой ДД Мастерство Пушкина. М., 1955.
Лотман ЮМ. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1998.
Лотман ЮМ. Пушкин. СПб., 1995.
Оксман Ю.Г. Пушкин в работе над романом «Капитанская дочка». М., 1984.
Цветаева ММ. Проза. М., 1989.

Исторические собития в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочь»

Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (1836) основана на реальных исторических событиях. В ней описывается восстание Емельяна Пугачева. Повествование в этом произведении ведется от лица дворянина Петра Гринева. Основную часть «Капитанской дочки» занимает описание жизни героя в Белогорской крепости, куда он был направлен нести службу.

В эту крепость Гринев попал в шестнадцатилетнем возрасте. До этого он жил в отеческом доме под присмотром любящего отца и во всем опекающей его матушки: «Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками». Можно сказать, что, попав в крепость, Гринев был еще ребенком. Белогорская крепость сыграла в его судьбе роль жестокого воспитателя. Выйдя из ее стен, Гринев представлял собой полностью сформировавшуюся личность со своими взглядами и убеждениями, нравственными ценностями и умением их отстаивать.

Первым ярким событием, повлиявшим на личность Гринева, была его любовь к дочери коменданта крепости, Маше Мироновой. Герой признается, что сначала Маша не понравилась ему. Другой офицер, служивший в крепости, Швабрин, рассказал о ней много неприятного. Но со временем Гринев убедился, что Маша «рассудительная и благоразумная девушка». Он все больше и больше привязывался к ней. Однажды, услышав оскорбительные слова о своей возлюбленной от Швабрина, Гринев не смог сдержаться.

Несмотря на все сопротивление коменданта и его жены, соперники тайно сражались на шпагах. Швабрин бесчестно ранил Петра Гринева, когда тот отвернулся на крик Савельича. После этого события Гринев и Маша убедились в том, что любят друг друга, и решили пожениться. Но родители Петра не дали своего согласия. Швабрин тайно написал им и сообщил, что Гринев дрался на дуэли и даже ранен.

После этого герои стали испытывать друг к другу большую неприязнь. Хотя вначале Гринев больше всего сошелся именно со Швабриным. Этот офицер был ближе всего к герою по уровню образования, интересам, умственному развитию.

Между ними было одно, но коренное различие – в нравственном уровне. Это Гринев стал замечать постепенно. Сначала по недостойным мужчины отзывам о Маше. Как выяснилось потом, Швабрин просто мстил девушке за то, что та отказала ему в его ухаживаниях. Но вся подлость натуры этого героя раскрылась при кульминационных событиях повести: захвата крепости Пугачевым и его соратниками. Швабрин, присягавший на верность императрице, не задумываясь перешел на сторону мятежников. Больше того, он стал там одним из их руководителей. Щвабрин хладнокровно смотрел, как казнят коменданта и его жену, которые так хорошо относились к нему. Воспользовавшись своей властью и беспомощностью Маши, этот «герой» держал ее у себя и хотел насильно жениться на девушке. Только вмешательство Гринева и милость Пугачева спасли Машу от этой участи.

Гринев, сам того не ведая, встретился с Пугачевым еще за стенами Белогорской крепости. Этот «мужик» вывел их с Савельичем из бурана, за что и получил от Гринева в подарок заячий тулуп. Этот подарок во многом определил хорошее отношение Пугачева к герою в дальнейшем. В Белогорской крепости Гринев защищал имя императрицы. Чувство долга не позволило ему признать в Пугачеве государя даже под страхом смерти. Он откровенно говорит самозванцу, что тот шутит «опасную шутку». Кроме того, Гринев признается, что если будет нужно, то он пойдет воевать против Пугачева.

Увидя все зверства, творимые самозванцем, Гринев относился к нему, как к злодею. Кроме того, он узнал, что комендантом крепости становится Швабрин, и Маша будет находиться в полном его распоряжении. Уезжая в Оренбург, герой оставлял свое сердце в крепости. Вскоре он туда вернулся, чтобы выручить Машу. По неволе общаясь с Пугачевым, Гринев меняет свое мнение о самозванце. Он начинает видеть в нем человека, которому свойственны человеческие чувства: благодарность, сострадание, веселье, страх, опасение. Гринев видел, что в Пугачеве много наигранного, искусственного. На людях он играл роль государя-императора. Оставшись же один на один с Гриневым, Пугачев проявил себя как человек, поведал Петру свою жизненную философию, заключенную в калмыцкую сказку. Гринев не может понять и принять этой философии. Для него, дворянина и офицера, непонятно, как можно жить, убивая людей и чиня всевозможные зверства. Для Пугачева же человеческая жизнь значит очень мало. Для самозванца главное – добиться своей цели, неважно какими жертвами.

Пугачев стал для Гринева благодетелем, своеобразным крестным отцом, ведь он спас Машу от Швабрина и разрешил влюбленным уехать из крепости. Но и это не могло сблизить его с Гриневым: слишком разные жизненные философии были у этих героев.

Белогорская крепость и те события, которые были с ней связаны, сыграли ключевую роль в жизни Петра Гринева. Здесь герой встретил свою любовь. Здесь он, под влиянием страшных событий, повзрослел, возмужал, утвердился в своей преданности государыне. Здесь Гринев прошел «испытание на прочность» и с честью выдержал его. Кроме того, в Белогорской крепости Гринев стал свидетелем событий, всколыхнувших всю страну. Встреча с Пугачевым касалась не только его. Гринев участвовал в важном историческом событии и с достоинством прошел через все испытания. Про него можно сказать, что он «сохранил честь с молоду».