Все, что вы должны знать о русском рэпе. Новый русский рэп: что слушать Русский рэп научился маскироваться под другие стили, и поэтому кажется, что он популярен

История возникновения рэпа в России

К сожалению, история современного российского рэпа хоть и насчитывает уже более 20 лет, но она небольшая и почти не чем гордится. Однако исторические предпосылки, как раз сформировали ту современную российскую рэп-культуру.

Первое событие, связанное с появлением рэпа в СССР, произошло как это ни странно в городе Куйбышев (ныне г. Самара). В 1984 году ди-джей студенческой дискотеки «Канон» Александр Астров совместно с местной группой «Час Пик» записали 25-минутную программу, которая вскоре разошлась по всей стране в виде магнито-альбома «Рэп». Альбом был записан под влиянием альбомов групп Grandmaster Flash & The Furious Five и Captain Sensible. Текст первого речитатива был таким:

«С текстом все предельно сложно», - твердят уж много лет/Что это просто невозможно - на русском делать рэп. Мол, и слова у нас длинней, и туго дело с рифмой/К тому же, в нашем языке слишком мало ритма...»

Две рок-н-ролльные и наиболее танцевальные композиции «Часа пик» («Суббота», «Проходит время») были разбавлены откровенно дискотечными номерами, записанными non-stop в стилистике «Stars On 45». В рамках одной композиции сэмплировались примитивные рэп-монологи (от чтения алфавита до таблицы умножения), «вырезки» из «Let’s Twist Again», фрагменты буги, бита, фанка и прочие рок-стандарты.

«Эй, диск-жокей! Крутись быстрей! Все успевай! И не зевай!» - это 84-й год, Куйбышев, магнитоальбом «Рэп».

Помимо этих экспериментов в Куйбышеве, хип-хоп в России приобрёл известность, достаточно узкую, во второй половине 80-х гг., когда началось увлечение брейк-дансом, хотя собственно англоязычные композиции в стиле рэп были малоизвестны любителям музыки. В основном они пополнялись за счет тех немногих граждан СССР, которые имели возможность посещать другие страны. Многие источники указывают на то, что в начале 90-х брейк-данс пользовался определенным успехом, затем появилось увлечение граффити, а уж за тем повальное увлечение рэпом. Первые русскоязычные исполнители рэпа появились в начале 1990-х гг., известностью пользовался Богдан Титомир и группа «Мальчишник», с другой стороны более андеграудные формы русского хип-хопа (например, «MD&C Павлов») не имели успеха.

Русский рэп очень своеобразен. Весьма интересен тот факт, что если хип-хоп зарождался как музыка и субкультура «негритянского гетто» с резко агрессивным отношением к белому населению (причем это справедливо не только для США, но и, например, для Франции), то в России он появился как интернациональная культура, воспринятая, преимущественно, «белой» частью населения, поэтому ни о какой «субкультуре гетто» в России не может быть и речи.

В этом смысле лидеры хип-хопа в России оказались в странной ситуации, так как для появления хип-хопа в нашей стране не было объективных социальных причин. Однако был найден выход из ситуации, и сейчас тексты в духе русского рока приспосабливаются к новым музыкальным формам, то есть к рэпу. Противопоставление строилось не по расовому признаку, а по социальному (бедные - богатые), культурному, по образу жизни и другим признакам. Этот подход оправдал себя в 90-е года.

Одной из первых рэп-групп, которые существовали на протяжении 90-х годов стали участники группы из Питера - «Bad Balance». Ее основали молодые питерские студенты, которые уже в 1991 году выиграли гран-при Всероссийского рэп-фестиваля.

На протяжении 90-х годов различные группы, а так же выходцы из «Bad Balance» (LA (DJ), ШеФФ и Михей (MC)) формируют рэп-культуру. В основном увлечение рэпом было уделом столичных мегаполисов, а в регионах России формировались небольшие фан-клубы в основном западных исполнителей. Именно концентрация рэп-культуры в двух городах Москва и Санкт-Петербург зародила «коммерческий рэп» в нашей стране.

Рынок русского хип-хопа, как индустрии, сформировался лишь в конце 90-х годов, подтверждением чему стало появление новых коллективов этого жанра («Bad Balance», «Легальный бизнес», «Многоточие», «Каста» и других). И только в 1999 году глобальное возрождение брейк-данса способствовало повторному оживлению хип-хопа и в России.

Так сложилось в России, что новаторами является "золотая молодёжь", которая довольно часто путешествует по странам мира и знает последние новинки. Одной из таких новинок после 2000 года стал музыкальный стиль R&B (Ритм и Блюз). В России он получил название r`n`b. Появление лияние RNB довольно сильно повлияло на hip-hop и наоборот.

Ориентируясь на «новаторов» отечественные компании из сферы шоу-бизнеса начинают создавать различные отечественные проекты, которые выступают как в стиле R`n`B, так и рэпа. Однако весь рэп начинает носить в себе отпечаток не музыки, а стиля жизни. Это важное различие накладывает основной отпечаток на формирование субкультуры. В это время пошло резкое отделение андеграунда и рэпа-RNB, как попсы.

Современные российские клубы для современной молодежи являются не сколько местом отдохнуть и послушать музыку, но и показать себя. Для таких мест не подойдет тот рэп, который говорит о бытовых проблемах, социальных и политических действиях.

Для молодежи, которая увлекалась в своё время «шансоном» шоу-бизнесом создаются молодые группы из Ростова-на-Дону. Такие команды, как «Каста», «Крестная семья» и «Ю.Г.», рассказывают о том, что происходит вокруг них: о нищете, о драках, о криминале, о смерти, о любви и о надеждах нового поколения.

В 2006 году Россию посетило большое количество американских рэпперов высшего эшелона. Московские клубы приняли DMX, Busta Rhymes, Ja Rule. На Красной площади выступили Black Eyed Peas, участники которой первый свой контракт подписали еще в начале 90-х с Eazy-E. Это также наложило на русский рэп свой определённый след.

В настоящее время, никто не будет отрицать, зажёг Guf с Центром. Треки звучали в каждой машине, в каждом мобильном телефоне, у каждого в плеере. Это действительно была бомба. Сейчас немного всё угасло.

В сегодняшнем русском рэпе, наблюдается следующая тенденция: сравнивая с прошлыми годами, когда групп было малои сейчас же: каждый второй мнит себя MC, весь интернет завален треками, модными в наше время микстэйпами, какими-то промо-синглами, диссами, но качество всего этого не лучшее...

Пика

Пика «УЕ»

«Диджей. Битмейкер. Уличный дэнсер. Шейкер-шейкер. Патимейкер», - эта мантра на автомате включается в голове при упоминании рэпера Пики. И она же точно описывает все, чем он занимается. Танцор брейк-данса из Ростова-на-Дону, Пика несколько лет сопровождал на гастролях своего более титулованного земляка Басту в роли бэк-МС, пока вдруг не покинул лейбл «Газгольдер» - тихо, без скандала, но и без объяснения причин: обсуждать подробности не хочет, потому что «тема личная».

Променяв стабильность на неопределенность сольной карьеры, Пика выпустил несколько альбомов, с одной стороны, кивающих в сторону ростовской школы рэпа (ранняя «Каста», «Песочные люди»), с другой - обращающихся за вдохновением к нью-йоркской психоделике Flatbush Zombies и A$AP Mob. Но успех пришел только вместе с третьим сольным релизом «A L F V» (исковерканное «Альфа»), в самом конце которого притаился вирусный хит . Именно этому двухминутному хип-хаус-треку 90-х а-ля Technotronic суждено было взорвать интернет в этом году - «лихой спонтанный хит» (автор определения - Оксимирон) полетел по страницам «ВКонтакте», зазвучал на школьных дискотеках и добрался даже до шоу «Танцы» на ТНТ. Для самого Пики такой успех стал неожиданностью, но открещиваться от своего шлягера он не стал, а, наоборот, погрузился в танцевальную музыку с головой - выпустил EDM-трек с припевом «Она танцует на моем уе» и анонсировал EP из шести «хеппи-хардкоровых треков».

Jah Khalib

Jah Khalib «ZNNKN»

«Если че, я Баха» - так называется выходящий в сентябре альбом артиста по имени Бахтияр Мамедов, он же - Jah Khalib. Над названием можно сколько угодно подтрунивать, но эта минимальная граница между слушателем и исполнителем - во многом то, что и сделало Jah Khalib героем пабликов «ВКонтакте». Джазовый саксофонист из Алма-Аты, начавший работать в студии с 13 лет, он пишет песни, где поется: «Ты словно целая вселенная», «Я обниму тебя на фоне алого заката, моя Лейла, нежная Лейла». Эти песни, звучащие, как очень лайтовая (и очень русская) версия Дрейка, оседают в плейлистах на девичьих страницах в «ВКонтакте», а группа Jah Khalib в этой социальной сети насчитывает почти полмиллиона человек. Его одинаково сильно ждут и в Кишиневе, и в Екатеринбурге. «Я делаю музыку, чтобы ее простые люди слушали», - говорит он в интервью, и это тот самый случай, когда желаемое равно действительному.

ATL «Пчелки»

Новым артистом назвать его можно с изрядной натяжкой: ATL впервые попал на радары еще в 2008-м в составе чебоксарской группы Aztecs, ныне несуществующей (при этом один из экс-участников Aztecs сейчас ассистирует ATL на сцене, второй - пишет музыку). Но то, что было тогда, и сейчас - небо и земля.

Название прошлогоднего прорывного альбома ATL «Марабу» явно отсылает к книге Ирвина Уэлша, также на протяжении всей пластинки вам будут цитировать заголовки произведений Дэниела Киза и Хантера Томпсона. Сам альбом - десятитрековая рэп-опера на тему постапокалипсиса. Не спешите думать об ATL как о каком-то гике, тщедушном умнике; его музыка прежде всего танцевальная. Концерты его выглядят так: лупит прямая бочка, на сцене шаманят две плечистые фигуры (обе в черном), которые выжимают из людей в зале все соки. В феврале, когда он и его команда выступали в Москве, маленький клуб Brooklyn был осажден желающими туда попасть - очередь выстроилась, словно на проходившую в то же время выставку Серова. Сейчас Баста выражает ему респект и зовет на фестиваль своего лейбла «Газгольдер», а в октябре ATL уезжает в тур, расписанный почти до Нового года.

Alphavite

Alphavite «Синица»

У популярного рэп-баттла «Versus» есть юниорская лига; называется она Fresh Blood, а ее девиз звучит так: «От ноунейма до звезды». Alphavite стал ее первым победителем - и на него это правило распространилось полностью. 22-летний рослый бородач из Алма-Аты планомерно, раунд за раундом, давил оппонентов и очаровывал судей. В иных моментах он брал тем, что зло шутил над противником. В других - мог не побояться рассказать саморазоблачительную историю про то, как он пьяный сказал грубость в адрес другого русского рэпера, а тот побил. В третьих - уничтожал противника читкой, флоу и харизмой.

Следом за победой на «Версусе» Alphavite выиграл в другом масштабном контесте Beats & Vibes, выходившем на MTV. После чего заявил, что с баттл-рэпом временно подвяжет и сосредоточится на песенном творчестве. По условиям победы ему полагалась съемка профессионального клипа. Так появилось видео «Синица» - песня хоть немного и напоминает творчество Макса Коржа, но дает прекрасное представление о мачистком, альфа-самцовом рэпе Alphavite.

MiyaGi & Эндшпиль

MiyaGi & Эндшпиль «Hajime»

Участников дуэта из Северной Осетии зовут Азамат Кудзаев и Сослан Бурнацев. До какого-то времени находясь глубоко в андеграунде, они, что называется, искали себя. На ютьюбе можно обнаружить их старые клипы, в основном - грустные любовные песни, то, что принято в негативном смысле называть «русский рэпчик под пианинку». Все изменилось, когда минувшим летом вышел альбом «Hajime Pt 1». Смесь минорного певучего хип-хопа и раггамаффина, простые истины в духе «Лапу жму тому, кто в пух и прах/За семью, за своих, one love» настолько полюбились слушателям, что простенький клип на заглавную песню перевалил за миллион просмотров, а на первом же концерте случился солдаут в клубе-тысячнике. Буквально на днях вышла и вторая часть «Hajime»: там дуэт по-прежнему не обращает внимания на тренды и происходящие в хип-хопе перевороты игры, очаровывая слушателя какой-то своей особой задушевностью.

Rickey F

Выступление Rickey на Versus Fresh Blood, легендарный уже рако-раунд начинается на отметке 21.15

Rickey F - еще одна баттл-звезда, постепенно перерастающая рамки ютьюб-известности. Популярность ему принес так называемый рако-раунд на «Версусе»: в течение 10 минут рэпер представлял, что у его противника рак мозга, и зло шутил про это. Например, так: «Если б в твоей голове было меньше воды, рак бы там не поселился». Или так: «Когда твой парень просит тебя встать раком, ты подставляешь голову». По итогу в лиге Fresh Blood победил не он, но именно Rickey F получил от баттла самое главное - его начали узнавать на улицах.

У него пока что нет ни одного релиза, да и вообще песен немного - в «ВКонтакте» их с десяток (и если вы думали, что весь его рэп - история про похихикать, то нет: для Rickey F в порядке вещей писать треки по мотивам книг Лавкрафта). Нет большого хита, нет красивого клипа, нет песни, из которой можно бы наделать мемов и «посеять» в «ВКонтакте». Тем не менее прямо этой осенью стартует их с Alphavite совместный тур, который охватит более 20 городов. Сомневаться не приходится - после каждого концерта из желающих сфотографироваться со звездой «Версуса» выстроится очередь.

«Грибы»

Грибы «Копы»

Обстоятельного разговора о группе «Грибы» не получится, потому что на текущий момент у нее в наличии всего два клипа. Первый, «Интро», - почти покадровый пересказ

«99 Problems» Джей Зи, только в декорациях киевского спального района. После его выхода счетчик ютьюба бешено закрутился - синхронно со счетчиком участников паблика «Грибов» в «ВКонтакте». Вышедшее в сентябре видео «Копы» повторило успех, за пару недель собрав два миллиона просмотров.

Тем не менее известно, что «Грибы» затеял киевский деятель шоу-бизнеса, а в прошлом танцор брейк-данса Юрий Бардаш - двигатель ответственного за перезапуск проекта Quest Pistols лейбла Kruzheva и муж певицы Луны. C ним вместе два киевских рэпера, 4atty и Симптом НЖН - появились они не вчера, но похвастать какими-то решительными успехами до «Грибов» не могли. Таким же важным участником группы можно считать и видеоблогера Kyivstoner, создающего абсурдистские скетчи в начале каждого из клипов. Осенью группа даст первый концерт в Москве - по имеющимся сведениям, в довольно вместительном клубе. Есть все основания предполагать, что делать это «Грибы» будут уже не с двумя песнями.

Boulevard Depo

Pharaoh & Boulevard Depo «5 минут назад»

У него есть песня про то, как герой попал внутрь JPEG-файла и там застрял. Есть песня с припевом «Я на шаг впереди, мое имя - Топский Павел»; чтобы разобраться, кто такой этот самый Топский Павел, придется немного погуглить. Яркий участник движения YungRussia (название, кстати, тоже его авторства), выросший в Уфе, но теперь базирующийся в Петербурге, - такой поэт-обэриут своего времени, не стремящийся делать свои песни понятными всем, но от этого только выигрывающий в самобытности. Зимой прошлого года на ютьюбе появился его совместный с Pharaoh клип «Champagne Squirt». Через пару месяцев строчки про «десятый класс, она курит в первый раз» и «сквирт в лицо, сквирт шампанского в лицо» кочевали из паблика в паблик. В этом году интернет покоряет еще один клип этого же тандема «5 минут назад» - и в соцсетях снова наблюдается что-то вроде истерии.

Оперативно узнавать о самых интересных музыкальных дебютантах можно при помощи бесплатного приложения , в партнерстве с которым мы сделали этот материал. Пользователи HP Lounge получают неограниченный доступ к десяткам тематических онлайн-радиостанций с самой актуальной музыкой, эксклюзивным новостям из мира шоу-бизнеса и возможность пользоваться каталогом Universal Music в течение 12 месяцев*. HP Lounge можно загрузить бесплатно на устройства с Windows 10 .

*Для пользователей компьютеров HP с операционной системой Windows 10.

2 октября Илья Божко затронул тему русского рэпа - музыки, которую любят и ненавидят настолько, что даже у нас, на сайте, где про металл пишут чаще, чем про женщин, набралось 100 комментариев разной степени гневности. Материал воспевал успехи современного отечественного хип-хопа, утверждая, что он . Но это не совсем так.

Русский рэп научился маскироваться под другие стили, и поэтому кажется, что он популярен

Хип-хоп в Россию пришел в двух ипостасях: зачитывание частушек и стишков от кого-нибудь вроде «Мальчишника» и суровый пацанский сторителлинг от ребят типа «Касты». Именно последние сделали для рэпа в нашей стране больше всех - копировали хардкорщиков Wu-Tang и выпускали, что называется, настоящий олдскул.

Но и ростовские парни поняли, что рэп - все еще диковинная штука для россиян, поэтому начали плавно менять стиль. И стали ворохом грести популярность: взять хотя бы клип «Капсулы скорости» для игры Lada Racing Club или более современный - «Сочиняй мечты» с капустником из отечественных знаменитостей. Обе композиции имеют мало общего с хип-хопом - это поп-хиты для масс, что вовремя поняли в «Касте» и, похоже, стали осознавать все остальные.

Тимати, попсовый до мозга костей, примитивно рифмует, создает локальные мемы вроде «Лады Седан» и не ежится называть президента России «лучшим другом». Тимур пытается усидеть на двух стульях: цепляется за популярные в народе «крымнашенские» настроения и генерирует вирусы, подобные корейскому хиту Gangnam Style. Масштабы поменьше: за месяц с лишним у клипа Blackstar на Youtube набежало 20 миллионов просмотров.

Второй по популярности персонаж в русском рэпе - Мирон Федоров aka Oxxxymiron. Источник первозданного хайпа и человек, четвертый год обещающий «изменить игру» своим свежим альбомом. Окси также далек от того рэпа, который привыкли слушать в России: его жесткий баттловый речитатив вообще пришел из другого стиля - грайма, о котором у нас никто до этого не слышал.

Мирон, безусловно, популярный музыкант: на презентацию его долгожданной пластинки за месяц распродали все билеты, а баттлы с участием Окси стабильно гребут миллионы. Но в общероссийском масштабе о Федорове не слышали многие - просто потому, что он все еще не ударяется в попсу. Даже сериал «Лондонград», частично написанный по его черновым историям из Лондона и показанный по центральному ТВ, вообще никак не намекает на причастность Мирона. Одноименные трек и клип сделаны для интернета, чтобы привлечь молодежь к телевизору, но от этого закостеневшие зрители не узнали ни о каком Оксимироне.

Дети, как и раньше, любят рэп – только другой, но от этого не более популярный

Помните 2007-2009 годы - когда группа Centr звучала из каждой «девятки», и почти любой подросток носил шапку со странной надписью «228»? Надеюсь, что нет, потому что я это забыть никак не могу.

Принято считать, что «русскую хип-хоп революцию» устроили именно тогда трое парней из Москвы: Леша, Вадим и Давид - пацаны с улиц, решившие зачитать про бытовуху, жизнь в центре Москвы и то, как они дуют всякое. «Город дорог» крутили федеральные музыкальные каналы и пародировали в «Большой разнице», что вообще трудно представить и сейчас. Но даже когда их бандформирование распалось, жизнь Гуфа, Слима и Птахи интересовала общественность больше всего. Обсуждали все подряд: от личной жизни до перепалок с полицией и возможного воссоединения. Сейчас Centr снова вместе и продолжают собирать просмотры в интернете и толпы на концертах.

Другое дело, что нынешним подросткам плевать на них, родились новые герои: Yanix, PHARAOH или . И знаете, что важнее? Никто из них не делает чистый русский рэп. Троица читает и поет под автотюн о скучной жизни в деньгах, с телками, наркотиками и алкоголем. Темы, казалось бы, те же, что у темнокожих рэперов 20-30 лет назад. Только делают они это иначе: сладкоголосые мальчики собирают на своих концертах барышень от 12 до 25 лет, кривляются, пишут о сексе, и тем самым находят свою аудиторию.

Единственный стабильный и близкий к хип-хопу артист в России - Баста, и даже он никогда не делал рэп

Вася Вакуленко с 2007 года не дает своей аудитории расслабиться: стабильно выпускает песни, создает лейблы, снимает фильмы, пробивается на телевидение. Но его музыка - это шансон, переложенный на речитатив и бодрый бит. Про бэхи, рэкет, пацанскую жизнь и кожаные куртки. Отсюда популярность: тематика 90-х и в 2015 году плотно сидит в душах провинциальной российской прослойки.

Сейчас Баста идет неясно куда, как те же ребята из «Касты». Он, видимо, пытается найти новую аудиторию и не растерять текущую популярность. Иначе не объяснить внезапный выпуск кавера на дилановскую Knockin’ On Heaven’s Door или приглашения на лейбл подростковой банды «Нервы», которая этим летом разогревала публику в московском Зеленом театре перед выходом Басты. Вакуленко, как к нему ни относись, единственный, за исключением Тимати, кто зарабатывает на своем имени очень много денег и продолжает оставаться на виду.

Русский рэп настолько мелкая индустрия, что о нем даже некому рассказывать

О популярности отдельного явления проще всего судить по тому, кто о нем рассказывает. В России с изданиями про рэп все плохо: есть пара пабликов с примитивным дошкольным юмором («Рифмы и Панчи », «Никому не нужный хип-хоп »), есть одна приличная консервативная группа ВКонтакте - «Новый рэп » и существует единственный вменяемый сайт - theFlow .

Дайджест в видеоформате тоже всего один - «Вести Рэпа». Остальные продались или так и не смогли набрать популярность.

На последнем освещается не так много новостей и публикуются оперативные пресс-релизы о новых альбомах, клипах, концертах. Но потока информации и целостной картины о русском рэпе там нет - лишь отрывисто о главном и громком. И знаете почему? Потому что отечественный хип-хоп там же, где был 10 лет назад: интересен лишь отдельной прослойке людей и не генерирует столько инфоповодов, чтобы о нем создали хотя бы один большой портал. Сравните с теми же видеоиграми, которые действительно популярны в России настолько, что про них каждый второй энтузиаст создает блог или сайт «про игры» - а передача по теме в какой-то промежуток времени была даже на радио «Комсомольская правда».

Последний оплот речитатива - Чувашия, как бы вас это не удивляло

Единственное место, где еще не забыли как надо читать и рифмовать - это так называемая «Белая Чувашия». Там возник рэпер Луперкаль, жестко и саркастично рифмующий о темной жизни на отшибе огромной страны. Там же существует

К сожалению, история современного российского рэпа хоть и насчитывает свыше 20 лет, но она небольшая и ей мало чем гордится. Однако исторические предпосылки, как раз сформировали ту современную российскую рэп-культуру, которая завладела умами нашей молодежи.

Первое событие, связанное с появлением рэпа в СССР, произошло как это ни странно в городе Куйбышев (ныне г. Самара). В 1984 году ди-джей студенческой дискотеки «Канон» Александр Астров совместно с местной группой «Час Пик» записали 25-минутную программу, которая вскоре разошлась по всей стране в виде магнитоальбома «Рэп». Альбом был записан под влиянием альбомов групп Grandmaster Flash & The Furious Five и Captain Sensible. Текст первого речитатива был таким:

«С текстом все предельно сложно», - твердят уж много лет
Что это просто невозможно - на русском делать рэп.
Мол, и слова у нас длинней, и туго дело с рифмой
К тому же, в нашем языке слишком мало ритма...»

Две рок-н-ролльные и наиболее танцевальные композиции «Часа пик» («Суббота», «Проходит время») были разбавлены откровенно дискотечными номерами, записанными нонстопом в стилистике «Stars On 45». В рамках одной композиции сэмплировались примитивные рэп-монологи (от чтения алфавита до таблицы умножения), «вырезки» из «Let’s Twist Again», фрагменты буги, бита, фанка и прочие рок-стандарты.

«Эй, диск-жокей! Крутись быстрей! Все успевай! И не зевай!» - это 84-й год, Куйбышев, магнитоальбом «Рэп».

Помимо этих экспериментов, хип-хоп в России приобрёл известность, достаточно узкую, во второй половине 80-х гг., когда началось увлечение брейк-дансом, хотя собственно англоязычные композиции в стиле рэп были малоизвестны любителям музыки. В основном они пополнялись за счет тех немногих граждан СССР, которые имели возможность посещать другие страны.
Многие источники указывают на то, что в начале 90-х брейк-данс пользовался определенным успехом, затем появилось увлечение граффити, а уж за тем повальное увлечение рэпом.
Первые русскоязычные исполнители рэпа появились в начале 1990-х гг., известностью пользовался Богдан Титомир и группа «Мальчишник», с другой стороны более андеграудные формы русского хип-хопа («MD&C Павлов») не имели успеха.

Сам по себе «русский рэп» молодое явление, по сравнению, скажем, с русским роком. Так же, как и у рока в нежном возрасте, у «русского рэпа» есть одна главная проблема - подражательность. Многие не воспринимают «русский рэп», возможно справедливо считая его калькой с западных образцов, со всей присущей атрибутикой стиля «черных братьев».

В тоже время «русский рэп» очень своеобразен. Он стремится придерживаться корней хип-хопа, но часто в исполнении русских это выглядит нелепо. Иногда настолько нелепо, что это противоречит русским традициям и действительности. С другой стороны - начинает появляться в России рэп, который пытается быть привязанным исключительно к отечественным нормам - возможно, это и есть правильный путь, но при этом пропадает что-то очень важное, неотъемлемое, такой рэп часто бывает без «изюминки».

Сегодня главная беда русского рэпа в том, что очень мало «народных» талантов в рэпе и слишком много предрассудков вокруг этой темы, что ставит рэп в России в невыгодную ситуацию. Весьма интересен тот факт, что если хип-хоп зарождался как музыка и субкультура «негритянского гетто» с резко агрессивным отношением к белому населению (причем это справедливо не только для США, но и, например, для Франции), то в России он появился как интернациональная культура, воспринятая, преимущественно, «белой» частью населения, поэтому ни о какой «субкультуре гетто» в России не может быть и речи.

В этом смысле лидеры хип-хопа в России оказались в странной ситуации, так как для появления хип-хопа в нашей стране не было объективных социальных причин. Однако был найден выход из ситуации, и сейчас тексты в духе русского рока приспосабливаются к новым музыкальным формам, то есть к рэпу. Противопоставление строится не по расовому признаку, а по социальному (бедные - богатые), культурному (конформисты - нонконформисты) и другим признакам. Этот подход оправдал себя в 90-е года.

Одной из первых рэп-групп, которые существовали на протяжении 90-х годов и стали пионерами рэп-культуры были участники питерской группы «Bad Balance». Ее основали молодые питерские студенты, которые уже в 1991 году выиграли гран-при Всероссийского рэп-фестиваля.

На протяжении 90-х годов различные группы, а так же выходцы из «Bad Balance» (LA (DJ), ШеFF и Михей (MC)) формируют рэп-культуру. В основном увлечение рэпом было уделом столичных мегаполисов, а в регионах России формировались небольшие фан-клубы в основном западных исполнителей. Именно концентрация рэп-культуры в двух городах Москва и Санкт-Петербург заложила фундамент «коммерческого рэпа» в нашей стране.

Рынок русского хип-хопа, как индустрии, сформировался лишь в конце 1990-х гг., подтверждением чему стало появление множества коллективов этого жанра («Bad Balance», «Каста», «Легальный бизнес», «Многоточие»). В 1999 году глобальное возрождение брейк-данса способствовало его повторному оживлению и в России.

Русский хип-хоп противоречив, как и его западный оригинал, при этом элементы рэпа эпизодически включаются различными музыкантами в свои песни. После 90-х годов в российском шоу-бизнесе сформировались крупные компании, которые были заинтересованы в развитии различных молодежных стилей музыки. Им была нужна молодежь мегаполисов России.

Из-за сложившейся в нашей стране исторической системы интеграции западных инноваций, как в бизнесе, так и в культуре, отечественные лидеры шоу-бизнеса ориентировались на так называемую группу «новаторов». «Новаторами» в маркетинге называют ту группу людей, которые раньше всех пробует «новинки» и являются лидерами мнениями. Их всего около 2,6 %. Однако, эти новаторы формируют потребительские предпочтения всей оставшейся покупательской аудитории. В среде молодежи такими «новаторами» являются представители «золотой молодежи». Дети «богатых и знатных» родителей, которые не ограничены в средствах, постоянно организовывают и участвуют в «тусовках и вечеринках».

Российские «золотые новаторы» довольно часто путешествуют по странам мира и знают последние новинки. Одной из таких новинок после 2000 года стал музыкальный стиль R&B (rhythm-and-blues). В России он получил название r`n`b. Мы не будем подробно останавливаться на особенностях этого стиля и его длинной истории, а затронем только в вкратце влияние хип-хопа на ритм-энд-блюз.

Сращение ритм-энд-блюза с хип-хопом началось в 1984 году и вылилось в три этапа:

Первый этап (1987-1993) - так называемый «нью джек свинг» (new jack swing) - был замешан на утяжелённом фанке и выделялся среди ритм-энд-блюзового мейнстрима заимствованием у хип-хопа традиции ритмической импровизации. Нью джек свинг был ориентирован на аудиторию подростков-тинэйджеров. Работавшие в рамках этого течения исполнители старательно поддерживали агрессивно-сексуальный образ «плохих мальчиков и девочек», который диссонировал с «правильными мальчиками и девочками» стандартного ритм-энд-блюза;

Второй этап (1993-1998) - период «хип-хоп-соула» - обозначил более тесное сближение двух музыкальных направлений. Ритм-энд-блюз заимствует у хип-хопа его непредсказуемый ритмический рисунок, композиции становятся менее однородными и более энергичными. Отличительная черта записей этого периода - общая атмосфера телесной чувственности и даже цинизма. Откровенные на грани фола тексты многих исполнителей свидетельствовали о взрослении аудитории этого направления: по сравнению с «нью джек свингом», это были не только подростки старшего школьного возраста, но и более возрастные слои молодёжи;

Третий этап - Современный этап - «нео-соул» (nu soul). Это отчасти ретроспективное направление состоит в возврате к винтажному звучанию классического соула 1960-х и 1970-х гг. Помимо классического соула, «нео-соул» активно впитывает элементы альтернативного хип-хопа, джаза и даже классической музыки. Более коммерчески ориентированное направление ритм-энд-блюза, которое представляют в первую очередь Ашер и Бейонсе, продолжает развиваться в русле хип-хоп-соула 1990-х.

Ориентируясь на «новаторов» отечественные компании из шоу-бизнеса начинают создавать различные отечественные проекты, которые выступают как в стиле R`n`B, так и рэпа. Однако весь рэп начинает носить в себе отпечаток не музыки, а стиля жизни. Это важное различие накладывает основной отпечаток на формирование субкультуры.

Требование жить «богато и красиво», трансформирует R`n`B в «richly & beauty». Стиль поведения, жаргона, одежды участников рэп-культуры начинает коммерциализироваться, становится массовым и носить в себе не музыкальное начало.

Современные российские клубы для современной молодежи являются не сколько местом отдохнуть и послушать музыка, а сколько показать себя, продемонстрировать соответствие неким групповым стандартам. Для таких мест не подойдет тот рэп, который говорит о бытовых проблемах, социальных и политических неурядицах.

Новые лица русского рэпа Тимати, Лигалайз, Банд"Эрос, Бьянка - являются желанными гостями на вечеринках в R&B-клубах. Нужно констатировать - хип-хоп больше не музыка улиц, а вполне себе легкий развлекательный жанр. Для некоторых, кто хочет услышать «шокирующий» «грязный рэп» создаются группы подобного стиля репа - Кровосток. Для почитателей т.н. интеллектуального рэпа другие менее «попсовые группы» - 2H Company, Трэш-Шапито, Кач.

Экспериментирует и смешивает рэп и r’n’b украинско-белорусский проект «Серега», участники которого переманили в свой коллектив лауреата эстрадного конкурса «Славянский базар-2003» Максима Сапатькова.

Для молодежи, которая увлекалась «шансоном» шоу-бизнесом создаются молодые группы из Ростова-на-Дону. Такие команды, как «Каста», «Крестная семья» и «Ю.Г.», рассказывают о том, что происходит вокруг них: о нищете, о криминале, о драках, о любви и о надеждах нового поколения.

Единственной нишей для рядовых почитателей репа, которые хотят следовать правилам «старой» или «новой» школы» в нашей стране стал интернет. Создается некое сообщество рэперов самоучек, которые самостоятельно пишут тексты, микшируют сэмплы, записывают и выкладывают свои произведения в интернет. Рунет является пока единственным местом, куда не проникают отечественные компании шоу-бизнеса, для которых рэп - это прежде всего бизнес, а уже потом музыкальная культура.

Хотя стоит отметить, что эти компании ищут в интернете «новых звезд» рэпа и исполнителей. Последние удачные находки позволили, широкой массе молодежи, познакомится со St1m, Noize MC, рэппершей Mad-A.

В 2005 и 2006 году Россию посетило большое количество американских рэпперов высшего эшелона. Московские клубы приняли DMX, Busta Rhymes, Ja Rule. На Красной площади выступили Black Eyed Peas, участники которой первый свой контракт подписали еще в начале 90-х с отцом гангста-рэпа Eazy-E.

В 2006-ом ведущие музыкальные телеканалы РФ избирали победителями своих премий именно рэпперов. На церемонию MTV RMA была приглашена Missy Elliott, а чуть раньше на церемонию вручения наград «Муз-ТВ» был приглашен «50 Cent», автор наиболее продаваемого рэп-альбома предыдущего года....