Какова авторская оценка их поведения. "никогда не поздно узнать непознанное"

1.В чём суть происшествия в магазине? Была ли причина для оби¬ды? Какими выглядят продавщица Роза, завотделом, покупатели? Кто из них обращается к другим «на ты»?

В этом произведении речь идет об обыкновенном житейском случае, свидетелем или участником которого может оказаться каждый из нас в любую минуту: в транспорте, в магазине, в любом учреждении. Речь идет о... хамстве, обыкновенном хамстве. Сашка Ермолаев приходит в магазин, где обознавшаяся продавщица обвиняет его в том, что вчера он «скандалил» на весь магазин. Чудика это возмущает, он пытается доказать, что продавщица ошиблась, но не находит оправдания, а сталкивается с подхалимами и обиженный уходит домой.

Думаем, это достаточная причина для обиды. Продавщица Роза выглядит как хамка и грубиянка, завотделом не хочет разобраться в сути ситуации, покупатели подхалимничают. Именно Роза «тыкает» мужчине. Возможно она знает, что не права, но отступать не намерена, потому что жалкая хамоватая особа.

2.Почему Сашке захотелось объясниться с мужчиной в плаще? Ка¬кова цель, каковы намерения Сашки? Разделяете ли вы его пози¬цию? Почему? Проследите за развитием Сашкиной мысли. Толь-ко ли оскорблённое чувство собственного достоинства говорит и нём? Что ещё?

Сашка Ермолаев - удивительный человек. Его оскорбили, обвинили «всем магазином» в том, чего он не совершал, а он упорно доказывал, что ни в чем не виноват, пытался выяснить, почему некоторые люди подхалимничают, объяснить им, что так делать не нужно. Он не думал ни о какой мести, а наоборот, размышляя, почему люди ведут себя подло, льстят кому-то, предположил: «зря он так – не разобравшись, полез вступаться… Вообще поговорю. Может, он одинокий какой». Но после всех унижений, Сашку заботит то, что происходит в жизни совершенно чужого человека, несправедливо обвинившего его. Это характеризует героя рассказа, как человека доверчивого, добродушного, великодушного, честного, не способного на подхалимство, справедливого, упорного, ищущего и стремящегося к правде.

3.Какова натура Сашки, что он за человек? Что стоит за таким ав- юрским замечанием: «...Последнее время наладился жить хоро¬шо, мирно, забыл даже, когда и выпивал... И оттого ещё, что дер-жал в руке маленькую родную руку дочери...»? За словами жены: «С кем опять драку затеваешь?.. Опять на тебе лица нету...»?

Сашка Ермолаев, человек ранимый, чувствительный, эмоциональный. Он очень переживает из-за ошибок, даже слишком переживает, его постоянно «трясет», «в груди что-то вскипает», он может плакать: «У Сашки навернулись на глаза слезы». А иногда «слезы наворачиваются» и от любви, от любви к родной дочке, от любви к самому дорогому, что у него есть.

Сашка - совестливый, справедливый человек. Он борется за правду, он борется с ненормальным.

Возможно, он когда-то выпивал, боролся за свои принципы, дрался, но бросил ради семьи и теперь жизнь у него наладилась, он любит свою семью, добрый, чувствительный человек.

4.Зачем в рассказ введён образ ребёнка? Какие стороны натуры Сашки высвечивает его отношение к дочери? Какую роль в тексте играют реплики девочки, что тёти и дяди «похие»?

Маленькая дочка Сашки дает свою характеристику всем этим людям в магазине:"похая тетя...","какие дяди похие".И неслучайно писатель обращается к детскому видению ситуации. Как известно, устами младенца глаголет истина., Сашка, на чьей стороне малышка, искренний,простой,настоящий, открытый и воспримчивый, ранимый.В рассказе доминирует психологическое время. Обида героя здесь по ощущениям приравнивается к детской,но серьезной обиде, которая тоже вырисовывается как отдельный образ в рассказе.Остро ощущается динамика психологических ощущений героя,чувство обиды становится все сильнее и приравнивается к боли физиологической,то есть настолько эта обида ощущаема!:"обида толкнулась в грудь,как кулаком дали"-эта метафора оживляет Обиду,писатель использует прием антропоморфизации."Сводит челюсть от обиды","лицо его горело","Опять свело челюсть,затряслись губы","и трясся все утро,м трясся,затрясло опять","его Опять трясло","аж слеза навернулась"-обида разрастается в душе героя,а в конце рассказа мы наблюдаем катарсис,кульминацию этой обиды.Речь героя соответствует его состоянию в тот момент,она эмоциональна,отрывиста, не всегда ясная:"стоит..и начинает-ни с того,ни с сего...за что?"Многоточия,повторы"не был я вчера в магазине,не был" указывают на сильное смятение Сашки.Детскую наивность,чувствительность, какую-то искреннюю веру,желание доказать себе и другим свою правоту.

Сашка Ермолаев. Автор так и называет своего героя-чудика - Сашка («Сашку Ермолаева обидели…», «В субботу утром Сашка…», «Сашка, милый…»), а не Александр Ермолаев. Этим Василий Шукшин определяет чудика, как простого человека, благодаря использованию такого имени возникает некое родство, близость читателя и персонажа. В этом рассказе нет описания, ни внешности чудика, ни его жизни. Шукшин повествует читателю только об одном случае, произошедшем с главным героем, потому что главное для Василия Макаровича - выявить причину, по которой его герой оказался непонятым в обществе, показать его особенность.

6.Какие художественные детали рассказа раскрывают нравствен¬ную атмосферу общества: привычное хамство, неуважение к человеческой личности, подозрительность, озлобление, желание заклеймить?

Образ «стенки из людей». Появившись как итоговый в конце эпизода в магазине, он усиливается несколько раз появляющимся в последних эпизодах образом молотка, с которым Сашка собирается «проломиться» к Игорю. Молоток здесь оказывается единственным орудием, способным сокрушить эту людскую стенку. Подобные переклички позволяют говорить об образе людской стены как о лейтмотиве рассмотренного рассказа.

7.В чём смысл вступительной части рассказа об обидах, о благо¬разумии, театральных мечах, об отчаянии? Почувствовали ли вы в ней авторскую иронию? Не приоткрывает ли она отношение писателя к типу поведения, изображённому в Сашкиной истории? Каково оно?

Автор озвучивает позицию людей, которые предпочитают не бороться с проявлениями хамства по отношению к ним самим и другим людям. Многие предпочитают молча проглатывать оскорбления, чтобы не ввязываться в это бесполезное дело. В словах автора сквозит явная ирония. Автор показывает Сашку – маленького человека – чудика, который пытается выяснить причину своего оскорбления, пытается защитить своё достоинство, но прошибить «стену» он не может. Автор любит и уважает таких людей, которые еще не поникли морально, которые противостоят людскому хамству и грубости, а не безвольно прячется и глотает обиды.

Через все повествование проходит важная мысль: с обидой, оскорблением не обязательно бороться, можно благоразумно уйти в сторону, не выяснять отношения, не возмущаться, не заводиться. Благоразумие, – иронизирует Шукшин, – вещь не из рыцарского сундука. Автор как будто приглашает читателя к диалогу на житейскую тему (у каждого в жизни был хоть один подобный случай), но в то же время затрагивает вопросы, выходящие за рамки обыденного: о внутренней культуре, совести, порядочности.

В этом рассказе Шукшин ставит героя в ситуацию, из которой почти нет выхода без ущерба для его человеческого достоинства, и не дает никаких рецептов, как следует поступать. Может быть, поэтому до сих пор его рассказы воспринимаются свежо, с интересом, они заставляют примеривать на себя описанные ситуации, взвешивать, сочувствовать, размышлять.

*** Дополнительные вопросы ***

В рассказе Василия Макаровича Шукшина "Обида" речь идет об обыкновенном житейском случае, свидетелем или участником которого может оказаться каждый из нас в любую минуту: в транспорте, в магазине, в любом учреждении. Это, к сожалению, стало обыденной реальностью. Речь идет о хамстве. Сашка Ермолаев противопоставляется другим.

В Сашке живет великая потребность в справедливости и великая вера в нее. Поэтому он и ждет человека в плаще. А этот персонаж - человек ограниченный, агрессивный, трусливый, подозрительный. Для него Сашка – “подворотня чёртова”. Он “недобро уставился на Сашку”, оскорбляет его. В нем не видно человека. Наверное, поэтому автор называет его в этом эпизоде “плащ”: “плащ остановился”, “плащ прошуршал”. Почему он такой? Теперь Сашку тревожит уже не собственная обида, а вопрос более масштабный: “Что такое творится с людьми?”. Видимо, поэтому он и жене ничего не рассказал. Он задумался о человеке в плаще. Что сделало его таким? Почему он не понимает таких простых вещей: нельзя трусить, подхалимничать? Не верится, что Сашке удастся это объяснить “плащу” - Чукалову. Этот эпизод по-новому показывает личность героя. Вызывает уважение его великодушие, готовность простить обидчика, способность болеть душой за других людей, за всё человечество.

Сашке не удается наказать обидчика, доказать свою правоту. Автор сочувствует своему герою, но и гордится им. Вот Сашка увидел бегущую ему навстречу жену - и обиду и злость заслоняет тревога: что случилось? Не с детьми ли что? И извечная женская мольба: “Ты о нас-то подумай. Неужели тебе нас-то не жалко? – останавливает Сашку.

А слова Веры: “Ты опять захотел? Тебе опять неймется?” - свидетельство того, что не смирился Сашка с несправедливостью, а только временно сдал позиции, что опять и опять будет он восставать против лжи, клеветы… Нравственная сила, а не слабость Сашки проявляется в том, что он себя не пожалеет, а жену, детей пожалеет, остановится у последней черты… И будет себя презирать: “Эх-х… Трясуны мы, трясуны!”

Мы живем среди обозленных, агрессивно настроенных, грубых людей. И грубость, к несчастью, становится как бы нормой поведения и общения. Если тебе спокойно, доброжелательно ответили, то ты воспринимаешь это не как норму, а как редкое и приятное исключение.

И в этом мире зла все труднее жить каждому из нас и всем вместе. Поневоле задаешь тот же вопрос, что и Василий Макарович Шукшин: "Люди, что с нами происходит?"

Да, что с нами происходит? К чему мы идем? В этом быстром ритме жизни, наверное, обязательно нужно найти минуту и вспомнить истину: "Надо человеком быть". Быть человеком...

Для того чтобы разобраться в образе Печорина, нужно понять его душу, его внутренний мир, мотивы его поведения и поступков. Разгадать эту загадку поможет «Журнал Печорина».

Изучаем роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Вопросы и задания для обсуждения главы «Бэла»

1)Сколько рассказчиков в повести? Каков художественный смысл смены рассказчиков?

2) Как в первом портрете Печорина, данном Максимом Максимычем, угадывается противоречивость его характера?

3) Почему история Бэлы, произошедшая в прошлом, все время прерывается оценочными репликами Максима Максимыча и автора?

4) Проанализируйте диалог Максима Максимыча с Бэлой со слов «А где Печорин?» до слов «упала на постель и закрыла лицо рунами». Какими художественными средствами пользуется автор для раскрытия психологического состояния героев? Как в подтексте диалога косвенно характеризуется Печорин?

5) Почему в истории с Бэлой Печорин не считал себя виноватым?

Как проявляется противоречивость характера Печорина после смерти Бэлы? Какие художественные детали это подчеркивают?

6) Прочитайте монолог Печорина со слов «Максим Максимыч, — отвечал он, — у меня несчастный характер» до слов «Неужто тамошняя молодежь вся такова?». Сопоставьте рассуждения Печорина о его прошлом с историей жизни Онегина.

7) Сопоставьте текст монолога Печорина со стихотворением Лермонтова «Дума».

8) Какую роль играют в главе пейзажные зарисовки?

9) Как проявляется в главе характер Максима Максимыча? Проследите детали его психологического портрета.

Вопросы и задания для обсуждения главы «Максим Максимыч»

1) Найдите в тексте детали, характеризующие психологическое состояние Максима Максимыча, ожидающего Печорина.

2) Прочитайте описание внешности Печорина. Докажите, что это психологический портрет. Почему второй портрет Печорина мы видим глазами автора?

3) Прочитайте эпизод встречи Печорина с Максимом Максимычем со слов «Я обернулся к площади и увидел Максима Максимыча, бегущего что было мочи» до слов «глаза его поминутно наполнялись слезами». Какими средствами рисует автор психологическое состояние Печорина и Максима Максимыча? Попытайтесь прокомментировать подтекст их диалога.

4) Почему Печорин не стремился увидеться с Максимом Максимычем?

6) Какое впечатление производит Печорин на читателя? Какие черты его характера кажутся вам отрицательными? Какие детали текста 1—2-й глав подчеркивают его положительные качества?

«Журнал Печорина».

Вопросы и задания к обсуждению главы «Тамань»

1) Какой художественный смысл в том, что в главе «Тамань» рассказчиком выступает сам герой?

2) Что удивило Печорина в героях главы «Тамань»?

3) Прочитайте диалог слепого и девушки-ундины ночью на берегу моря со слов «Так прошло около часа» до слов «Я насилу дождался утра». Как в этом эпизоде проявляется характер Печорина? Зачем ему нужно было «достать ключ» загадки контрабандистов?

4) Прочитайте портрет девушки-ундины. Какие оценки дает ей Печорин и как это характеризует его самого?

5) Проанализируйте эпизод схватки Печорина с девушкой в лодке. Дайте оценку поведению Печорина в этой сцене.

6) Почему Печорин называет контрабандистов «честными»?

7) Почему ему грустно в конце их истории? Что это проясняет в его характере?

8) Какую позицию Печорина по отношению к окружающим людям подчеркивает автор?

Вопросы и задания для обсуждения главы «Княжна Мери»

1)Зачем Печорин добивался любви Мери?

2) Как понять его утверждение: «А что такое счастье? Насыщенная гордость»? Последователен ли Печорин в соблюдении этой жизненной позиции?

3) Каковы взгляды Печорина на дружбу? Как это проявляется в его отношениях с окружающими людьми?

4) Как Печорина характеризуют его отношения с Вернером и Грушницким?

5) Почему из всех женщин Печорин выделял Веру? Найдите объяснение этому в дневниковых записях от 16 и 23 мая.

6) Отметьте черты искренности и притворства в исповеди Печорина Мери (со слов «Да, такова была моя участь с самого детства» до слов «Это меня не огорчит нимало»).

7) Прочитайте эпизод переправы Печорина и Мери через горную речку (запись от 12 июня). Как в объяснении Мери с Печориным раскрывается ум и неординарность ее характера?

8) Прочитайте запись от 14 июня. Как Печорин объясняет изменения в самом себе и как это его характеризует?

9) Прочитайте внутренний монолог Печорина перед дуэлью (запись от 16 июня). Искренен ли Печорин в этом признании или он лукавит даже перед самим собой?

11)Каково поведение Печорина во время дуэли? Что положительного и что отрицательного подчеркивает автор в его образе?

12) Можно ли посочувствовать герою или он достоин осуждения?

13) Как проявляется мастерство Лермонтова в изображении жизни и психологии людей в этом эпизоде?

Вопросы и задания для обсуждения главы «Фаталист»

1) Каково отношение к предопределенности в судьбе у Вулича? У Печорина? У автора? У кого из них оно неоднозначно и почему?

2) Зачем Лермонтов вводит в повествование мысль о том, что Печорин чувствовал скорую гибель Вулича?

3) Ищет ли Вулич смерти?

4) Ищет ли смерти Печорин? Почему?

5) Как Печорина характеризует его желание испытать судьбу?

7) Какие черты его личности проявляются в сцене захвата пьяного казака?

8) К кому из героев относится название главы? Какой художественный смысл при этом выявляется?

9) Докажите, что глава «Фаталист» — это философское произведение.

«Бэла»

  1. Сколько рассказчиков в повести? Каков художественный смысл смены рассказчиков?
  2. Как в первом портрете Печорина, данном Максимом Максимычем, угадывается противоречивость его характера?
  3. Почему история Бэлы, происшедшая в прошлом, все время прерывается оценочными репликами Максима Максимыча и автора, происходящими в настоящем?
  4. Проанализируйте диалог Максима Максимыча с Бэлой со слов «А где Печорин?» до слов «упала на постель и закрыла лицо рунами». Какими художественными средствами пользуется автор для раскрытия психологического состояния героев? Как в подтексте диалога косвенно характеризуется Печорин?
  5. Почему в истории с Бэлой Печорин не считал себя виноватым?
  6. Как проявляется противоречивость характера Печорина после смерти Бэлы? Какие художественные детали это подчеркивают?
  7. Прочитайте монолог Печорина со слов «Максим Максимыч, - отвечал он, - у меня несчастный характер» до слов «Неужто тамошняя молодежь вся такова?». Сопоставьте рассуждения Печорина о его прошлом с историей жизни Онегина. Сопоставьте текст монолога Печорина со стихотворением Лермонтова «Дума».
  8. Какую роль играют в главе пейзажные зарисовки?
  9. Как проявляется в главе характер Максима Максимыча? Проследите детали его психологического портрета.

«Максим Максимыч»

  1. Найдите в тексте детали, характеризующие психологическое состояние Максима Максимыча, ожидающего Печорина.
  2. Прочитайте описание внешности Печорина. Докажите, что это психологический портрет. Почему второй портрет Печорина мы видим глазами автора?
  3. Прочитайте эпизод встречи Печорина с Максимом Максимычем со слов «Я обернулся к площади и увидел Максима Максимыча, бегущего что было мочи» до слов «глаза его поминутно наполнялись слезами». Какими средствами рисует автор психологическое состояние Печорина и Максима Максимыча? Попытайтесь прокомментировать подтекст их диалога.
  4. Почему Печорин не стремился увидеться с Максимом Максимычем? Какова авторская оценка их поведения?
  5. Какое впечатление производит Печорин на читателя? Какие черты его характера кажутся вам отрицательными? Какие детали текста 1-2-й глав подчеркивают его положительные качества?

«Тамань»

  1. Какой художественный смысл в том, что в главе «Тамань» рассказчиком выступает сам герой?
  2. Что удивило Печорина в героях главы «Тамань»? Прочитайте диалог слепого и девушки-ундины ночью на берегу моря со слов «Так прошло около часа» до слов «Я насилу дождался утра». Как в этом эпизоде проявляется характер Печорина? Зачем ему нужно было «достать ключ» загадки контрабандистов?
  3. Прочитайте портрет девушки-ундины. Какие оценки дает ей Печорин и как это характеризует его самого?
  4. Проанализируйте эпизод схватки Печорина с девушкой в лодке. Дайте оценку поведению Печорина в этой сцене.
  5. Почему Печорин называет контрабандистов «честными»? Почему ему грустно в конце их истории? Что это проясняет в его характере?
  6. Какую позицию Печорина по отношению к окружающим людям подчеркивает автор?

«Княжна Мери»

  1. Зачем Печорин добивался любви Мери? Как понять его утверждение: «А что такое счастье? Насыщенная гордость»? Последователен ли Печорин в соблюдении этой жизненной позиции?
  2. Каковы взгляды Печорина на дружбу? Как это проявляется в его отношениях с окружающими людьми? Как Печорина характеризуют его отношения с Вернером и Грушницким?
  3. Почему из всех женщин Печорин выделял Веру? Найдите объяснение этому в дневниковых записях от 16 и 23 мая.
  4. Отметьте черты искренности и притворства в исповеди Печорина Мери (со слов «Да, такова была моя участь с самого детства» до слов «Это меня не огорчит нимало»).
  5. Прочитайте эпизод переправы Печорина и Мери через горную речку (запись от 12 июня). Как в объяснении Мери с Печориным раскрывается ум и неординарность ее характера?
  6. Прочитайте запись от 14 июня. Как Печорин объясняет изменения в самом себе и как это его характеризует?
  7. Прочитайте внутренний монолог Печорина перед дуэлью (запись от 16 июня). Искренен ли Печорин в этом признании или он лукавит даже перед самим собой?
  8. Почему рассказ о дуэли дается автором в воспоминаниях Печорина (через полтора месяца в крепости N)? Каково поведение Печорина во время дуэли? Что положительного и что отрицательного подчеркивает автор в его образе? Можно ли посочувствовать герою или он достоин осуждения? Как проявляется мастерство Лермонтова в изображении жизни и психологии людей в этом эпизоде?

«Фаталист»

  1. Каково отношение к предопределенности в судьбе у Вулича? у Печорина? у автора? У кого из них оно неоднозначно и почему?
  2. Зачем Лермонтов вводит в повествование мысль о том, что Печорин чувствовал скорую гибель Вулича? Ищет ли Вулич смерти? Ищет ли смерти Печорин? Почему?
  3. Как Печорина характеризует его желание испытать судьбу? Какие черты его личности проявляются в сцене захвата пьяного казака?
  4. К кому из героев относится название главы? Какой художественный смысл при этом выявляется?
  5. Докажите, что глава «Фаталист» - это философское произведение.

Прочитав «Героя нашего времени», Николай I написал: « Это же самое преувеличенное изображение презренных характеров, которое имеется в нынешних иностранных романах. Такие романы портят характер…»

  • Какие характеры «Героя нашего времени» могли, на ваш взгляд, показаться императору презренными? Почему?
  • Может быть, такие романы, как «Герой нашего времени», на самом деле портят характер? Обоснуйте свой ответ.

«…Композиция «Героя нашего времени» имеет «дробный» характер. Но такова же и жизнь Печорина». (Г.М. Фридлендер)

  • Как вы понимаете мысль о «дробности» композиции романа Лермонтова? Можете ли вы с нею согласиться? Если да, проиллюстрируйте эту мысль обращением к тексту романа.
  • Прокомментируйте мысль критика о дробности жизни самого Печорина. Можете вы с нею согласиться? Аргументируйте свой ответ.

Почему Печорина относят к типу «лишних людей»?

Почему Печорин так холодно обошёлся с Максимом Максимычем во время их последней встречи?

Основные черты личности Печорина. Идейно-композиционные особенности романа, способствующие пониманию образа Печорина:

  1. Печорин анализирует каждое событие своей жизни и подвергает самоанализу мотивы своего поведения. Аналитический склад ума - это и его достоинство, и его слабость, ведущая к душевным травмам. Автор нигде не судит Печорина, не выносит ему приговора, Печорин сам судит себя.
  2. Жизнь Печорина - это ряд происшествий, каждое из которых открывает новую грань его души, одаренность и глубину его личности, но его характер уже сложился и не меняется, не развивается («Неужели я не тот же?» - глава «Максим Максимыч», сцена прощания). Главный принцип жизни Печорина - свобода, переходящая в индивидуализм.
  3. Роман сходен по сюжетно-композиционным особенностям с романтической поэмой, а главный герой изображен в соответствии с принципами создания героев романтических поэм (отсутствие сведений о прошлом, изображение его в моменты наивысшего напряжения, статичность образа героя, внутренняя жизнь героя глубока и не может быть раскрыта до конца).
  4. Характер Печорина не меняется, но смена рассказчиков создает видимость личности Печорина с разных точек зрения. Кольцевая композиция романа символична. Она показывает бесполезность исканий главного героя (ср. с кольцевой композицией поэмы «Мцыри»).
  5. «Герой нашего времени» - социальный, философский и психологический роман, раскрывающий пороки потерянного поколения 30-х годов XIX века.
  1. Прочитайте внутренний монолог Печорина перед дуэлью (запись от 16 июня). Выпишите существенные, с вашей точки зрения, детали, характеризующие состояние Печорина.

Искренен ли Печорин в этом признании или он лукавит даже перед самим собой?

  1. Почему рассказ о дуэли дается автором в воспоминаниях Печорина (через полтора месяца в крепости N)? Каково поведение Печорина во время дуэли? Выпишите детали, характеризующие поведение Печорина.

Что положительного и что отрицательного подчеркивает автор в его образе? Можно ли посочувствовать герою или он достоин осуждения?

Печорин и... (задания для работы в группах)

Печорин и Максим Максимыч

  1. Перечитайте монолог Печорина из главы «Бэла» со слов «у меня несчастный характер». Почему исповедь Печорина удивила Максима Максимыча? Что в монологе заставляет страдать и сострадать читателя?
  2. Перечитайте сцену встречи Печорина с Максимом Максимычем из главы «Максим Максимыч». Как в ней передается взволнованность Максима Максимыча и равнодушие Печорина?
  3. Как в первых двух главах Печорин и Максим Максимыч относятся друг к другу? Как образ Максима Максимыча оттеняет образ Печорина?

Печорин и Грушницкий

  1. Перечитайте запись в журнале Печорина от 5 июня. Что стало причиной конфликта между Печориным и Грушницким? Чем характер Грушницкого был неприятен Печорину и почему этого не замечали окружающие?
  2. Дайте оценку поведению Печорина и Грушницкого во время дуэли. Что можно сказать о благородстве и низости их характеров?
  3. Какова композиционная роль образа Грушницкого?

Печорин и Вернер

  1. Перечитайте диалог Печорина и Вернера в записи от 13 мая. Что общего в их интеллектуальном развитии и отношении к жизни?
  2. Перечитайте записку Вернера к Печорину после дуэли и описание их последней встречи. В чем Печорин оказался морально выше Вернера?
  3. Какова роль образа Вернера в понимании характера Печорина?

Печорин и Вулич

  1. Перечитайте сцену заключения пари между Печориным и Вуличем. Почему Печорин решил, что Вулич не дорожит своей жизнью? Дорожит ли жизнью Печорин? Какой смысл выявляется при сопоставлении этих образов?
  2. Как можно оценить поведение Печорина в сцене захвата пьяного казака? Почему Вулич все-таки погибает, а Печорин остается жив? В чем художественный смысл такой авторской позиции?
  3. Какова роль кольцевой композиции романа? Почему он начинается и заканчивается в крепости N?

Печорин и Бэла

  1. Перечитайте песню-комплимент Печорину, спетую Бэлой на свадьбе сестры. Как в ней обозначено отношение Бэлы к Печорину? В чем своеобразие ее чувства? Почему она вначале отвергает любовь Печорина?
  2. Какими способами Печорин добивался любви Бэлы? Почему он охладел к Бэле? Любил ли он ее на самом деле?
  3. Какова роль образа Бэлы в понимании характера Печорина?

Печорин и девушка-ундина

  1. Как Печорин рассуждает о внешности девушки-ундины и как это характеризует его самого?
  2. Перечитайте сцену схватки Печорина с девушкой в лодке. В чем девушка-ундина превосходила Печорина и в чем ему уступала?
  3. Какова композиционная роль ее образа?

Печорин и Мери

  1. Перечитайте сцену переправы Печорина и Мери через горную речку В чем нравственное превосходство Мери над Печориным? Перечитайте запись в «Журнале» от 3 июня. Как Печорин объясняет свои отношения с Мери?
  2. Проанализируйте сцену объяснения Печорина и Мери в конце главы. Как проявляется в этой сцене характер Печорина? Почему же он все-таки решился на дуэль из-за Мери?
  3. Каков композиционный смысл образа Мери?

Печорин и Вера

  1. Проанализируйте сцену встречи Печорина и Веры в записи от 16 мая и монолог Веры в записи от 23 мая. Как можно охарактеризовать их чувства друг к другу?
  2. Перечитайте письмо Веры к Печорину, полученное им после дуэли, и эпизод погони за Верой. Каким мы видим Печорина в оценке Веры? в авторской оценке? в самооценке?
  3. Как образ Веры помогает понять характер Печорина?

Рабочая карта

1) Кратко перескажите сюжет повести «Бэла» .

2) От какого лица ведется повествование в повести?

3) Каким предстал Григорий Александрович Печорин при первом знакомстве Максим Максимычу?

4) Что привлекло Печорина в Бэле?

5) Дайте подробную характеристику Бэле по следующим критериям:

Воспитание

Роль традиций в ее жизни

Внешность

Характер

Отношение к Печорину

6) Охарактеризуйте жизнь горцев.

7) Чем Казбич и Азамат отличались от Печорина? ,

8) Почему Печорин разлюбил Бэлу?

9) На какую черту в характере Печорина обратил внимание Максим Максимыч?

10) Как Печорин воспринял гибель Бэлы? Почему он больше никогда о ней не говорил?

Автохарактеристика Печорина (фрагмент повести со слов: «Послушайте, Максим Максимыч, - отвечал он, - у меня несчастный характер…»).

Выберите слова, передающие разочарование Печорина в жизни. Прокомментируйте их.

В чем причина скуки и разочарования Печорина, по его мнению?

В чем вы видите сходство и различие Печорина и Онегина?

Почему Печорин не может быть счастлив в своей среде?

Роль пейзажа в повести.

Найдите наиболее яркие пейзажные зарисовки. Какие картины природы выбирает Лермонтов для своего

описания? Какова связь пейзажных зарисовок с образом главного героя и событийной канвой повести?

Тестовые задания

Михаил Юрьевич Лермонтов.
«Герой нашего времени»

Перед изучением романа «Герой нашего времени» следует повторить с учениками факты биографии Лермонтова, связанные с эпохой 30-х годов XIX века, историю его двух ссылок на Кавказ, прояснить, как факты жизни писателя повлияли на создание образа Печорина. В основе изучения романа будет аргументация следующих положений:

Основной период творчества Лермонтова связан с эпохой 30-х годов XIX века — временем реакции и общественного застоя после поражения декабристского восстания. Эмоциональную характеристику этой эпохе Лермонтов дает в стихотворении «Дума». Поэтому «герой нашего времени» — это герой 30-х годов.

Противостояние Печорина и общественной среды выявляется не в сюжете романа, а в виде «проекции» на внутренний мир героя, хотя события романа основаны на реально-историческом контексте. Поэтому «Герой нашего времени» считается в русской литературе первым социально-психологическим романом.

Противоречивость — главная черта характера Печорина, в образе которого незаурядность личности, стоящей выше окружающего его общества, сила и одаренность его мыслящей и энергичной натуры, реализующейся в активном самоанализе, смелость и честность его характера сочетаются с безверием, скептицизмом и индивидуализмом, ведущим к презрению и враждебному отношению к людям. Герой неудовлетворен современной моралью, не верит в дружбу и любовь. Но при этом стремится сам решать свою судьбу и отвечать за свое поведение.

Основные черты образа Печорина помогает раскрыть система образов романа, каждый из которых по-своему оттеняет различные грани характера героя.

Специфична и сложна композиция романа, в котором сочетаются черты романтизма и реализма: это несовпадение сюжета и фабулы, введение разнообразных источников информации о Печорине, наличие нескольких рассказчиков, особая роль пейзажа и предметных деталей.

В слабом классе можно анализировать роман по главам, вслед за автором.

1-й урок. Страницы биографии Лермонтова и их связь с сюжетом романа «Герой нашего времени». Чтение и обсуждение ключевых эпизодов глав «Бэла» и «Максим Максимыч».

2-й урок. Загадки характера Печорина в главе «Тамань».

3-й урок. «Княжна Мери». Печорин в системе образов главы.

4-й урок. Философский характер главы «Фаталист».

5-й урок. Композиция романа как ключ к пониманию образа Печорина. Противоречивый характер героя.

6-й урок. Белинский о романе. Подготовка к сочинению.

В сильном классе следует подчинить изучение романа проблемному анализу, когда роман прочитан школьниками предварительно и первоначальное впечатление о нем уже сложилось. Можно предложить такой путь анализа:

1-й урок. Черты биографии Лермонтова, повлиявшие на особенности образа Печорина. Загадки и противоречия характера героя в главах «Бэла» и «Максим Максимыч». Композиция, смена рассказчиков, портрет, пейзаж и их роль в раскрытии образа Печорина.

2—3 -й уроки. «Журнал Печорина» («Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»). Его роль в раскрытии характера главного героя. Анализ ключевых эпизодов.

4-й урок. Дружба в жизни Печорина. Печорин в системе образов романа. Социально-психологические параллели образа Печорина с Максимом Максимычем, Грушницким, Вернером, Вуличем.

5-й урок. Любовь в жизни Печорина. Женские образы в романе и их роль в раскрытии образа Печорина.

6-й урок. Литературная критика об образе Печорина. Подготовка к сочинению.

Предлагаем методику уроков по роману по второму варианту. В ходе уроков учителю не обязательно использовать все задания, предложенные нами. Он может дифференцировать их и выбрать из них те, которые соответствуют уровню литературного развития его учеников, а также часть заданий предложить для самостоятельной домашней работы.

УРОК 29. «Неужто тамошняя молодежь вся такова?» Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»

На первом уроке следует вспомнить с учениками черты эпохи, в которую жил Лермонтов, охарактеризовать его отношение к Кавказу, проанализировать ключевые эпизоды глав «Бэла» и «Максим Максимыч», сделать выводы о загадках характера Печорина.

Вопросы и задания для обсуждения главы «Бэла»

  1. Сколько рассказчиков в повести? Каков художественный смысл смены рассказчиков?
  2. Как в первом портрете Печорина, данном Максимом Максимычем, угадывается противоречивость его характера?
  3. Почему история Бэлы, происшедшая в прошлом, все время прерывается оценочными репликами Максима Максимыча и автора, происходящими в настоящем?
  4. Проанализируйте диалог Максима Максимыча с Бэлой со слов «А где Печорин?» до слов «упала на постель и закрыла лицо рунами». Какими художественными средствами пользуется автор для раскрытия психологического состояния героев? Как в подтексте диалога косвенно характеризуется Печорин?
  5. Почему в истории с Бэлой Печорин не считал себя виноватым?
  6. Как проявляется противоречивость характера Печорина после смерти Бэлы? Какие художественные детали это подчеркивают?
  7. Прочитайте монолог Печорина со слов «Максим Максимыч, — отвечал он, — у меня несчастный характер» до слов «Неужто тамошняя молодежь вся такова?». Сопоставьте рассуждения Печорина о его прошлом с историей жизни Онегина. Сопоставьте текст монолога Печорина со стихотворением Лермонтова «Дума».
  8. Какую роль играют в главе пейзажные зарисовки?
  9. Как проявляется в главе характер Максима Максимыча? Проследите детали его психологического портрета.

Вопросы и задания для обсуждения главы «Максим Максимыч»

  1. Найдите в тексте детали, характеризующие психологическое состояние Максима Максимыча, ожидающего Печорина.
  2. Прочитайте описание внешности Печорина. Докажите, что это психологический портрет. Почему второй портрет Печорина мы видим глазами автора?
  3. Прочитайте эпизод встречи Печорина с Максимом Максимычем со слов «Я обернулся к площади и увидел Максима Максимыча, бегущего что было мочи» до слов «глаза его поминутно наполнялись слезами». Какими средствами рисует автор психологическое состояние Печорина и Максима Максимыча? Попытайтесь прокомментировать подтекст их диалога.
  4. Почему Печорин не стремился увидеться с Максимом Максимычем? Какова авторская оценка их поведения?
  5. Какое впечатление производит Печорин на читателя? Какие черты его характера кажутся вам отрицательными? Какие детали текста 1—2 -й глав подчеркивают его положительные качества?

Итоги урока. Печорин показан в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» противоречивой личностью, человеком, не умеющим сострадать, привыкшим исполнять только свои желания. Душевная черствость, равнодушие, неумение дорожить дружбой и любовью делают этот образ малопривлекательным. Однако такая оценка образа была бы неглубокой и однозначной, если не заметить в его образе штрихи грусти, ноты безысходности. Для того чтобы разобраться в образе Печорина, нужно понять его душу, его внутренний мир, мотивы его поведения и поступков. Разгадать эту загадку поможет «Журнал Печорина».

УРОКИ 30—31 . «Зачем я жил?» «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера

На уроках можно понаблюдать за тем, как автор раскрывает душу своего героя посредством его самоанализа. Для этого в центре урока будет интерпретация ключевых эпизодов глав из «Журнала Печорина», объясняющих загадки его характера.

Вопросы и задания к обсуждению главы «Тамань»

  1. Какой художественный смысл в том, что в главе «Тамань» рассказчиком выступает сам герой?
  2. Что удивило Печорина в героях главы «Тамань»? Прочитайте диалог слепого и девушки-ундины ночью на берегу моря со слов «Так прошло около часа» до слов «Я насилу дождался утра». Как в этом эпизоде проявляется характер Печорина? Зачем ему нужно было «достать ключ» загадки контрабандистов?
  3. Прочитайте портрет девушки-ундины. Какие оценки дает ей Печорин и как это характеризует его самого?
  4. Проанализируйте эпизод схватки Печорина с девушкой в лодке. Дайте оценку поведению Печорина в этой сцене.
  5. Почему Печорин называет контрабандистов «честными»? Почему ему грустно в конце их истории? Что это проясняет в его характере?
  6. Какую позицию Печорина по отношению к окружающим людям подчеркивает автор?

Вопросы и задания для обсуждения главы «Княжна Мери»

  1. Зачем Печорин добивался любви Мери? Как понять его утверждение: «А что такое счастье? Насыщенная гордость»? Последователен ли Печорин в соблюдении этой жизненной позиции?
  2. Каковы взгляды Печорина на дружбу? Как это проявляется в его отношениях с окружающими людьми? Как Печорина характеризуют его отношения с Вернером и Грушницким?
  3. Почему из всех женщин Печорин выделял Веру? Найдите объяснение этому в дневниковых записях от 16 и 23 мая.
  4. Отметьте черты искренности и притворства в исповеди Печорина Мери (со слов «Да, такова была моя участь с самого детства» до слов «Это меня не огорчит нимало»).
  5. Прочитайте эпизод переправы Печорина и Мери через горную речку (запись от 12 июня). Как в объяснении Мери с Печориным раскрывается ум и неординарность ее характера?
  6. Прочитайте запись от 14 июня. Как Печорин объясняет изменения в самом себе и как это его характеризует?
  7. Прочитайте внутренний монолог Печорина перед дуэлью (запись от 16 июня). Искренен ли Печорин в этом признании или он лукавит даже перед самим собой?
  8. Почему рассказ о дуэли дается автором в воспоминаниях Печорина (через полтора месяца в крепости N)? Каково поведение Печорина во время дуэли? Что положительного и что отрицательного подчеркивает автор в его образе? Можно ли посочувствовать герою или он достоин осуждения? Как проявляется мастерство Лермонтова в изображении жизни и психологии людей в этом эпизоде?

Вопросы и задания для обсуждения главы «Фаталист»

  1. Каково отношение к предопределенности в судьбе у Вулича? у Печорина? у автора? У кого из них оно неоднозначно и почему?
  2. Зачем Лермонтов вводит в повествование мысль о том, что Печорин чувствовал скорую гибель Вулича? Ищет ли Вулич смерти? Ищет ли смерти Печорин? Почему?
  3. Как Печорина характеризует его желание испытать судьбу? Какие черты его личности проявляются в сцене захвата пьяного казака?
  4. К кому из героев относится название главы? Какой художественный смысл при этом выявляется?
  5. Докажите, что глава «Фаталист» — это философское произведение.

Итоги уроков. Печорин предстает в «Журнале» человеком, глубоко чувствующим и страдающим. Его душа «испорчена светом», и вся его жизнь — расплата за собственные поступки. Личность Печорина сложна и противоречива. Сам того не желая, он становится виновником несчастий других. Мастерство автора в создании психологического портрета Печорина проявляется в изображении его внутренней жизни, его самоанализа, сюжетно-композиционных особенностях романа.

УРОК 32. «В дружбе один раб другого». Дружба в жизни Печорина. Печорин в системе мужских образов романа

В центре урока — раскрытие необходимости образов второстепенных персонажей для понимания личности Печорина. Работу на уроке можно подчинить групповому способу обучения и для анализа ключевых эпизодов разделить класс на четыре группы.

1-я группа. Печорин и Максим Максимыч

  1. Перечитайте монолог Печорина из главы «Бэла» со слов «у меня несчастный характер». Почему исповедь Печорина удивила Максима Максимыча? Что в монологе заставляет страдать и сострадать читателя?
  2. Перечитайте сцену встречи Печорина с Максимом Максимычем из главы «Максим Максимыч». Как в ней передается взволнованность Максима Максимыча и равнодушие Печорина?
  3. Как в первых двух главах Печорин и Максим Максимыч относятся друг к другу? Как образ Максима Максимыча оттеняет образ Печорина?

2-я группа. Печорин и Грушницкий

  1. Перечитайте запись в журнале Печорина от 5 июня. Что стало причиной конфликта между Печориным и Грушницким? Чем характер Грушницкого был неприятен Печорину и почему этого не замечали окружающие?
  2. Дайте оценку поведению Печорина и Грушницкого во время дуэли. Что можно сказать о благородстве и низости их характеров?
  3. Какова композиционная роль образа Грушницкого?

3-я группа. Печорин и Вернер

  1. Перечитайте диалог Печорина и Вернера в записи от 13 мая. Что общего в их интеллектуальном развитии и отношении к жизни?
  2. Перечитайте записку Вернера к Печорину после дуэли и описание их последней встречи. В чем Печорин оказался морально выше Вернера?
  3. Какова роль образа Вернера в понимании характера Печорина?

4-я группа. Печорин и Вулич

  1. Перечитайте сцену заключения пари между Печориным и Вуличем. Почему Печорин решил, что Вулич не дорожит своей жизнью? Дорожит ли жизнью Печорин? Какой смысл выявляется при сопоставлении этих образов?
  2. Как можно оценить поведение Печорина в сцене захвата пьяного казака? Почему Вулич все-таки погибает, а Печорин остается жив? В чем художественный смысл такой авторской позиции?
  3. Какова роль кольцевой композиции романа? Почему он начинается и заканчивается в крепости N?

Выводы урока могут быть оформлены в виде опорной схемы.

Мужские образы романа — двойники и антиподы Печорина, но все они, несомненно, ниже его по интеллекту, менее глубоки их души, слабее характер, у них отсутствует способность к самоанализу.

УРОК 33. «Я никогда не делался рабом любимой женщины». Любовь в жизни Печорина. Женские образы романа и их роль в раскрытии характера Печорина

Лермонтов проводит своего героя через испытание любовью, так как это высшая человеческая ценность. Каждый женский образ оттеняет определенную грань в характере Печорина и выполняет свою композиционную функцию.

Учебное исследование на уроке также организуется в группах, и в процессе анализа ключевых эпизодов выявляются существенные черты образа Печорина в его отношениях с женщинами.

1-я группа. Печорин и Бэла

  1. Перечитайте песню-комплимент Печорину, спетую Бэлой на свадьбе сестры. Как в ней обозначено отношение Бэлы к Печорину? В чем своеобразие ее чувства? Почему она вначале отвергает любовь Печорина?
  2. Какими способами Печорин добивался любви Бэлы? Почему он охладел к Бэле? Любил ли он ее на самом деле?
  3. Какова роль образа Бэлы в понимании характера Печорина?

2-я группа. Печорин и девушка-ундина

  1. Как Печорин рассуждает о внешности девушки-ундины и как это характеризует его самого?
  2. Перечитайте сцену схватки Печорина с девушкой в лодке. В чем девушка-ундина превосходила Печорина и в чем ему уступала?
  3. Какова композиционная роль ее образа?

3-я группа. Печорин и Мери

  1. Перечитайте сцену переправы Печорина и Мери через горную речку В чем нравственное превосходство Мери над Печориным? Перечитайте запись в «Журнале» от 3 июня. Как Печорин объясняет свои отношения с Мери?
  2. Проанализируйте сцену объяснения Печорина и Мери в конце главы. Как проявляется в этой сцене характер Печорина? Почему же он все-таки решился на дуэль из-за Мери?
  3. Каков композиционный смысл образа Мери?

4-я группа. Печорин и Вера

  1. Проанализируйте сцену встречи Печорина и Веры в записи от 16 мая и монолог Веры в записи от 23 мая. Как можно охарактеризовать их чувства друг к другу?
  2. Перечитайте письмо Веры к Печорину, полученное им после дуэли, и эпизод погони за Верой. Каким мы видим Печорина в оценке Веры? в авторской оценке? в самооценке?
  3. Как образ Веры помогает понять характер Печорина?

Женские образы в романе Лермонтова, несомненно, выше, чище Печорина. Они натуры более цельные, искренние, умеющие любить и глубоко чувствовать.

Общие итоги урока можно оформить в виде опорной схемы, составленной из цитат.

УРОК 34. «Душа Печорина не каменистая почва…» Литературная критика об образе Печорина

На заключительном уроке учащиеся познакомятся с основными положениями статьи Белинского о романе «Герой нашего времени» и оценкой образа Печорина в современном лермонтоведении, сопоставят точки зрения критиков, выявят смыслообразующую роль сюжета в его несовпадении с фабулой романа, сформулируют основные черты личности Печорина.

Основные черты личности Печорина. Идейно-композиционные особенности романа, способствующие пониманию образа Печорина:

  1. Печорин анализирует каждое событие своей жизни и подвергает самоанализу мотивы своего поведения. Аналитический склад ума — это и его достоинство, и его слабость, ведущая к душевным травмам. Автор нигде не судит Печорина, не выносит ему приговора, Печорин сам судит себя.
  2. Жизнь Печорина — это ряд происшествий, каждое из которых открывает новую грань его души, одаренность и глубину его личности, но его характер уже сложился и не меняется, не развивается («Неужели я не тот же?» — глава «Максим Максимыч», сцена прощания). Главный принцип жизни Печорина — свобода, переходящая в индивидуализм.
  3. Роман сходен по сюжетно-композиционным особенностям с романтической поэмой, а главный герой изображен в соответствии с принципами создания героев романтических поэм (отсутствие сведений о прошлом, изображение его в моменты наивысшего напряжения, статичность образа героя, внутренняя жизнь героя глубока и не может быть раскрыта до конца).
  4. Характер Печорина не меняется, но смена рассказчиков создает видимость личности Печорина с разных точек зрения. Кольцевая композиция романа символична. Она показывает бесполезность исканий главного героя (ср. с кольцевой композицией поэмы «Мцыри»).
  5. «Герой нашего времени» — социальный, философский и психологический роман, раскрывающий пороки потерянного поколения 30-х годов XIX века.

УРОКИ 35—36 . Классное сочинение по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

1 В. Г. Белинский.

Не было бы добрых людей, жизнь бы давно остановилась. ( В.Шукшин)

До обидного мало - 45 лет прожил В.М.Шукшин. Но и того, что сделано, хватило бы на несколько биографий. Впервые был опубликован в 29 лет рассказ "Двое на телеге". Но писать он начал, когда учился в школе, где имел прозвище "Гоголь". Непримиримость к человеческому унижению, к хамству - отличительная черта его характера. Главная тема искусства есть необходимость добра и знаний среди людей. В его произведениях очень редки прямые авторские оценки, нет назидательности.

Не только литературу 60-70-х годов, но и современную прозу нельзя представить без Шукшина. Его "чудики" стали подлинным открытием в искусстве. За его нестандартным подходом к человеку видится яркость, глубина личности художника, его требовательный взгляд, исполненный любви и терпеливого внимания.

Шукшин различал несколько типов рассказов:
  • Рассказ - судьба
  • Рассказ - характер
  • Рассказ - исповедь
  • Рассказ - анекдот

"Обида". Вопросы

  1. Что показалось интересным, точно подмеченным?
  2. В чем суть происшествия в магазине? Была ли причина для обиды? Какими выглядят продавщица Роза, завотделом, покупатели?
  3. Почему Сашке захотелось объясниться с мужчиной в плаще? Какова цель, каковы намерения Сашки? Разделяете ли вы его намерения? Почему? Проследите за развитием Сашкиной мысли? Только ли оскорбленное чувство собственного достоинства говорит в нем? Что еще?
  4. Какова натура Сашки? Что он за человек? Что стоит за авторским замечанием: "Последнее время наладился жить хорошо, мирно, забыл даже, когда и выпивал. И оттого еще, что держал в руке маленькую родную руку дочери", за словами жены: "С кем опять драку затеваешь? ..Опять на тебе лица нету..?"
  5. Зачем в рассказ введен ребенок? Какие стороны натуры Сашки высвечивают отношение к дочери? Какую роль в тексте имеют реплики девочки, что тети и дяди плохие?
  6. Как автор относится к своему герою, к общей атмосфере жизни?
  7. Какие "художественные детали" рассказа раскрывают нравственную атмосферу общества: привычное хамство, неуважение к человеку, подозрительность, озлобление, желание заклеймить?
  8. В чем смысл вступительной части рассказа об обидах, благоразумии, деревянных мечах, об отчаянии? Не приоткрывает ли она отношение писателя к типу поведения, изображенному в Сашкиной истории? Каково оно? Почувствовали ли вы в начале рассказа авторскую иронию?
  9. Почему автор обращается к такой обыденной ситуации - ссора в магазине? Чем автору интересен Сашка? В каких его словах сокрыта самохарактеристика, выражающая тип мышления и строй чувств?
  10. Какова авторская оценка общей картины жизни, людей, их поведения?
  11. Сашка наивно верит, что человеку можно что-то объяснить. Здесь столкновение противоположных позиций - романтический веры в силу слова и в силу добра и непробиваемой тупости, злобы, нравственной глухоты.
  12. В общем масштабе Сашка прав, но здесь уже ничего изменить нельзя, т.к. для этих людей ничего изменить невозможно, потому что правда, истина, справедливость, уважение к человеку для них ничего не значат.

Творческие задания

Какими изображены герои, их отношения?

Можно начать с анализа сюжета, высказать суждения о кульминации и развязке.

Необходимо выйти на главный результат: Какой вопрос ставил автор в рассказе, сформулировать его, и как он решается автором?

Своеобразие рассказов Шукшина

В центре большинства рассказов - оригинальные характеры, несущие в себе яркие приметы жизни, эпохи. Характеры изображены на фоне черт обыденной жизни.

Писатель распознает в обыкновенной жизни важное и сокровенное.

Рассказы начинаются без каких-либо вступлений. Автор сразу водит нас в ситуацию.

Рассказы часто остроконфликтные. Герои Шукшина своей сутью, манерой поведения опровергают усредненное, обыденное представление о человеческой личности, убеждают нас в бесконечном разнообразии характеров, голов и сердец.

"В каждом рассказе должно быть что-то настоящее. Пусть это будет брань, пусть будет пьянка, пусть будет наносная ложь, но где-то, в чем-то - в черте характера, в поступке, в чувстве - проговорилосьнастоящее . И тогда, к концу своей писательской жизни, написав 1000 рассказов, я расскажу, наконец, онастоящем человеке. А если даже в каком-то рассказе нет ничего от настоящего , то там есть - тоска по нему, по настоящему " (из рабочих записей Шукшина).

Настоящее - это не случайные, не мелочные вопросы, а такие, которые заслуживают того, чтобы о них напряженно думать, ими жить. Этим настоящим и связаны рассказы Шукшина.

Как связаны ситуации и характеры?

Кто такие "чудики"?

Есть ли пейзаж и его особенности?

Почему финалы отсутствуют?

Кто ведет повествование?