Защищенность психологическая. Как ощущение незащищенности и неуверенности может тихо и незаметно разрушить отношения

Частые стрессовые ситуации, повышенная возбуждённость и беспокойство, эмоциональная нестабильность и душевный дискомфорт при современном темпе жизни уже не вызывают удивления.

Однако, частое проявление симптомов может быть сигналом настоящего расстройства личности - невротизма, а со временем - и невроза.

Даже здоровые люди подвержены неврозам. Как справиться с неврозами и как бороться с невротическими состояниями разберёмся в этой статье.

Невроз проявляется как болезненное состояние в условиях истощения нервной системы. Это расстройство личности, основным выражением которого является нестабильность психического здоровья человека: частые истерические состояния и раздражительность.

Невротизму подвержены даже эмоционально стабильные, психически здоровые люди. Такое состояние характеризуется повышенной тревожностью. Чрезмерные переживания о внешности, сексуальной жизни, уверенность в собственной болезненности и даже тревога о безопасности жилища при частом регулярном проявлении являются сигналами о развитии невротизма. В норме такие проявления беспокойства адекватны, поскольку они являются следствием заботы о близких, выражением инстинкта самосохранения и направлены на обеспечение физической и моральной безопасности. Однако постоянная озабоченность играет с человеком злую шутку. Тревожные мысли становятся навязчивыми, не позволяя отвлекаться на работу и учебу, общение и быт.

Распознаём симптомы невротизма

Такого рода тревожность сопровождается признаками нарушения не только психического, но и физического здоровья человека.

Так, невротизм проявляется:

  • резкими сменами настроения;
  • бессонницей;
  • неадекватной самооценкой (заниженной или завышенной);
  • низким уровнем стрессоустойчивости, ранимостью;
  • быстрой утомляемостью;
  • повышенной потливостью и сердцебиением;
  • нарушениями сердечно-сосудистой и пищеварительной систем.

Со временем эти признаки усиливаются, и ощущение перманентного беспокойства не покидает человека. Такое состояние негативно сказывается и на взаимоотношениях с окружающими. Даже при благоприятном развитии событий человек начинает видеть проблемы там, где их не существует, испытывает чувство незащищённости.

Также, в рамках "невроза тревоги" или "невроза беспокойства" Зигмунд Фрейд в конце прошлого века описывал "тревожные атаки" или панические атаки (вегетативный криз). Необходимо знать, что панический невроз поддаётся лечению и чем раньше обратиться в врачу-специалисту, тем успешнее будет лечение.

Причины проявления невроза

Для того чтобы успешно преодолеть невротические расстройства, необходимо раскрыть природу их развития. Причины невротизма стали предметом исследования многих известных психологов, психотерапевтов и психиатров. Наибольший вклад в изучении невротизма и невроза принадлежит Зигмунду Фрейду , основоположнику психоанализа, Альфреду Адлеру , создателю индивидуальной психологии, Фрицу Перлзу , первому гештальт-терапевту, и Карен Хорни , разработавшей основы гуманистического психоанализа.

Согласно исследованиям Зигмунда Фрейда , причинами невротизма можно считать подавление естественных влечений, которые могут принести удовольствие, - секса и агрессии. Ограничение таких желаний происходит вследствие воспитания, социального осуждения. Такое подавление приносит дискомфорт даже при внешнем благополучии и становится причиной развития невротизма. Внутренние переживания выходят на первый план, человек ощущает себя несчастным и усложняет жизнь окружающим.

По мнению Альфреда Адлера , причиной невротизма является подавление не только биологических, но и социальных потребностей. К последним можно отнести желание доминировать, которое проявляется еще в раннем возрасте и по мере взросления наталкивается на всё большие препятствия. Ощущение собственной слабости перетекает в комплекс неполноценности Адлера, что крайне болезненно воспринимается амбициозными людьми, желающими лидировать и доминировать. Человек становится ранимым и агрессивным, не может противостоять неудачам и унижает других. Эти причины ведут к постоянному внутреннему дисбалансу.

Ограничение общественными условностями - причина невротизма по мнению Фрица Перлза . Подавление желаний изнутри и как следствие общественного навязывания проявляется в эмоциональном перенапряжении, которое приводит к эмоциональному взрыву, нарушая психическую стабильность, разрушая личность и социальную жизнь человека.

Карен Хорни , исследуя невротизм и невроз у женщин, пришла к выводу, что причиной тому - подавление женского «Я» в мире, которым правят мужчины. Необходимость конкурировать, соответствовать условиям, выдвинутым мужчинами, создает частые стрессовые ситуации для женщин. Именно поэтому женщины более эмоционально неустойчивы, чем мужчины, страдают перепадами настроения и самооценки, стремятся обратить на себя внимание любой ценой.

Повышенный уровень невротизма наносит непоправимый ущерб здоровью человека. Не стоит упускать из виду сигналы развития расстройства на ранних стадиях, когда душевный дискомфорт можно объяснить внешними обстоятельствами.

Избавить человека от эмоциональной нестабильности и тревожности помогут лечебные методики во время сеансов психологов и психотерапевтов . Задача врачей в том, чтобы снять напряжение, научить человека пускать свои желания в правильное русло и сформировать позитивное видение и адекватную реакцию на происходящее.

Эффективным является обучение техникам расслабления , благодаря которым человек может самостоятельно противостоять стрессам и преодолевать трудности. Кроме того, для профилактики и лечения невротизма специалисты применяют техники нейролингвистического программирования и суггестии (внушения).

Для закрепления лечебного эффекта в индивидуальном порядке врачом могут быть назначены антидепрессанты. Их эффект проявляется в улучшении сна и снижении тревожности, постепенной нормализации душевного равновесия.

В качестве профилактики невроза рекомендуется поддерживать силы организма и принимать витамины , препараты, улучшающие кровоснабжение головного мозга , обмен веществ.

Кроме того, немаловажной является поддержка со стороны близких людей . Нормальные взаимоотношения, любовь и забота родных развивают чувство защищенности и гармонии.

Невротизм угнетает личность, затмевает яркие краски в жизни человека и его окружающих. Сочетание различных методик и комплекса поддерживающих препаратов является эффективным средством борьбы с прогрессирующей тревожностью, позволяет вернуть душевный комфорт, вновь ощутить радости жизни и вернуть себе !

Хорошего вам самочувствия и отличного настроения!

Видео: паническая атака или вегетативный криз - что делать и как бороться

Лишний вес, как часто в жизни мы сталкиваемся с этим словосочетанием, как правило, в негативной окраске. Сама этимология слова «лишний» подталкивает нас избавиться от него. А кто есть тот, который отмеряет что в нас лишнее, а что нет?

Давайте посмотрим на этот процесс с другой стороны, а что провоцирует нас заниматься накопительством этого самого «лишнего» веса и так ли это плохо? Странная закономерность: накапливает вес наше тело, а осуждает его наш разум, по сути это борьба метаболизма и общественно навязываемого стереотипа относительно идеальных пропорций тела.

Наше тело постоянно находится в движении, энергия циркулирует в нем бесперебойно, и мы не можем без еды, эта наша базовая потребность. Тело защищается от опасностей (или стресса) посредством накопления энергетического запаса в виде жировых тканей. Другими словами, при стрессовой ситуации нам потребуется повышенный расход энергии, и тело создает дополнительный запас топлива для выработки этой энергии.

Но это лишь последствия­я, часто причина заключается в нашем убеждении,­­ что в жизни обязательно будут возникать опасности­­, перед которыми мы будем беззащитны­­. Чувство незащищенн­­ости – это сигнал о наличии убеждения, что ты беззащитен­­ перед чем-либо. Обычно, эти убеждения касаются отношений с людьми, собственно­­го здоровья, материальн­­ого благополучия.

Как только наш организм выходит из состояния покоя, он начинает действовать! Вместе с осознанием нестабильности или опасности, к нам приходят и лишние килограммы.

Тело реагирует на опасность практически мгновенно, в отличие от головы, которая порой, не сразу осознает, что происходят какие — то изменения. По сути, мы просто опаздываем с действиями, чем раньше приходит осознание ситуации, тем проще на нее повлиять, но мы не всегда готовы принять ситуацию такой какая она есть и снять розовые очки порой тяжелее, чем кажется на первый взгляд.

Убеждения,­­ со временем, превращают­­ся в жизненные установки и, становясь неосознанн­­ыми, влияют на решения и выбор человека. Источник убеждения­­ уже забыт, а чувство беспокойст­­ва, незащищенности, беспомощно­­сти осталось.

Наша неуверенность в себе – это причина рефлекторн­­ого поиска защиты во всем и любым способом. И мы начинаем защищать себя мешковатой одеждой, стенами квартиры, ограничением общения с друзьями и так далее. Сплошные ограничения еще больше загоняют нас в угол.

Но такие действия по обеспечени­­ю себя защитой за счет внешнего мира – это лечение симптомов.­­ Они притупляют­­ боль, отвлекают,­­ но не избавляют от причины беспокойст­­ва – убеждения в своей беззащитно­­сти. Причина не устраняетс­­я, съедающий силы стресс не уходит, накопление­­ запасов в виде жировой массы для обеспечени­­я тела энергией продолжает­­ся. Постоянное­ напряжение­­ из-за неосознанн­­ого чувства незащищенн­­ости перед потенциаль­­ными опасностям­­и заставляет тело реагировать.

Причина стресса – подсознате­­льное убеждение в неизбежнос­­ти опасностей­­, неприятнос­­тей и собственно­­й беззащитно­­сти перед ними. Эти убеждения записывают­­ся в подсознани­­е еще раньше, чем мы начинаем говорить (образами поведения,­­ эмоциональ­­ными реакциями,­­ которые без слов считывает с окружающих­­ ребенок). Получается­­ замкнутый круг, за рамки которого без осознанных действий выйти практическ­­и невозможно­­: наши неосознанн­­ые убеждения создают соответств­­ующую реальность­­, которая подтвержда­­ет эти убеждения.

Изменить ситуацию может помочь осознание своих убеждений и последствий, которые проявляютс­­я, в частности,­­ в лишнем весе.

Чтобы разобратьс­­я с этим вопросом, нужно проследить­­ хронологию­­ набора и сбрасывания веса,­­ сопоставив­­ их с событиями,­­ которые в эти периоды происходил­­и в жизни. Уловив ключевую связку между состоянием­­ самодостат­­очности, самостояте­­льности, независимо­­сти и приемлемой­­, комфортной­­ формой тела, 50% задачи можно считать решенной.

Окончатель­­но решить задачу позволит осознание причины – понимание,­­ какие ситуации вызывают чувство незащищенн­­ости, подсознате­­льное ожидание какой опасности вводит в стрессовое­­ напряжение­­.

Лишний вес – это лишь одно из проявлений­­ убеждения в своей незащищенн­­ости перед миром. Но это проявление­­ видно невооружен­­ным глазом, и оно­­ является одним из первых признаков более серьезных проблем со здоровьем. В силу того, что мы ясно видим проблему, связанную с лишним весом, мы довольно эффективно­­ может с ней работать.

И так подведя итог можно определить несколько способов взять ситуацию с «лишним» весом под контроль.

  • Начинаем с осознания и принятия себя такими, какие мы есть на данный момент. А то может и менять то ничего не нужно, иногда достаточно сменить окружение.
  • Если проблему всё-таки опознали — ищем союзника или даже группы единомышленников. С любой неприятностью проще бороться, когда ты не одинок. Две головы, как ни крути лучше, и если у вас опускаются руки, есть еще пара рук, которые не дадут пасть духом. Вместе мы сила!
  • Вводим новые традиции в устоявшийся образ жизни. Процесс похудения должен быть приятным, а не изматывающим. Ищем плюсы в мелочах.
  • Хвалим себя за успехи, не считаем неудачи.

И каждый день, глядя в зеркало, не забываем улыбаться самому себе. Ведь только уверенный в себе человек, ставящий позитивные цели способен меняться к лучшему!

Алтай Горная аптека желает Вам здоровья и активного долголетия!

Изначальное счастье ребенка – рядом с мамой. Первый вздох и первый крик, и вот оно, счастье, — лежит на ладошках, морщит носик, ищет грудь. Мама – это целая вселенная для крохотного карапуза. Отношения ребенка с мамой это его первые отношения, они закладывают в нем «базовое» доверие или недоверие к этому миру. Когда отношения выстроены гармонично, то ребенок чувствует уверенность в себе, умеет радоваться жизни, способен раскрываться другим.

А если отношений нет или они неудачные? Ребенок страдает, плохо развивается и выходит во взрослую жизнь с множеством психологических проблем. И вот перед нами внешне взрослый дядя, а внутри него сидит маленький обиженный мальчик, который иногда просто .

А ведь каждая мать хочет счастья для своего ребенка и изо всех сил пытается сделать его счастливым. Что же мешает воплотить мечту в реальность? Какие невидимые барьеры не позволяют выстраивать гармоничные отношения с ребенком?

Попробуем разобраться в некоторых аспектах этого вопроса, опираясь на знания о психике человека — Системно-векторную психологию Юрия Бурлана.

Ребенок ощущает мир через маму

Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет, что базовая психологическая потребность ребенка, такая же важная, как и удовлетворение его физиологических нужд, – это чувство защищенности и безопасности . Рассмотрим, что оно в себя включает, как формируется и отражается на ребенке?

Ребенок воспринимает мир не таким, каков он есть, а через маму. Ведь именно она – гарант его выживания, от ее состояния зависит и состояние ребенка. Именно мама, а затем и окружающие ребенка люди воспитывают, обучают, формируют в ребенке привычки и модели поведения, его будущий жизненный сценарий.

Когда мама находится в психологическом равновесии, она спокойна и чувствует себя счастливой, то ребенок ощущает это как уверенность и защищенность и воспринимает мир добрым и дружелюбным. В этом случае даже сложные времена ребенок проходит без психологических травм.

Если же этот оплот оказывается зыбким, ребенок мгновенно теряет чувство защищенности и безопасности. Когда маме плохо, по самым разным причинам, она уже не передает ребенку ту уверенность, которая сообщала бы о его защищенности. Теряет опору мама – тут же ее теряет и ребенок. Он как бы остается наедине с миром, не имея навыков самостоятельной адаптации. Как следствие, появляются самые разные поведенческие проблемы, и зависят они от психологических особенностей (векторов) ребенка и его возраста. Чем младше ребенок, тем больше он зависим от состояния матери, тем больший удар получает, теряя чувство защищенности и безопасности.

Потеря чувства защищенности и безопасности меняет все мировосприятие ребенка: мир утрачивает свои краски и ощущается более агрессивным или даже враждебным. Ребенок пытается в нем сориентироваться, но он еще не созрел для этого и ощущает сверхстресс. В таких условиях его развитие прекращается, и все, что он дальше делает, — выживает. Происходит активация архетипичной программы, с которой он рождается. Например, ребенок с кожным вектором начинает воровать . Малыш со зрительным вектором становится капризным и пугливым, часто плачет и страдает от ночных кошмаров. Ребенок со звуковым вектором уходит в себя, вплоть до потери обучаемости и способности к адекватному контакту, и т.д.

В результате, фиксируются различные незрелые механизмы адаптации, происходит сбой в формировании новых умений, нередко это отражается на всей дальнейшей жизни ребенка.

Как ребенок догадывается о состоянии матери? На бессознательном уровне между малышом и мамой еще долго сохраняется тончайшая связь, настолько сильная, что ребенок может реагировать на переживания матери, даже будучи вдали от нее. И, конечно, он реагирует на все вербальные и невербальные сигналы, которые воспринимает с разной чувствительностью, в зависимости от своих векторов.

Счастье быть понятым

Одна из причин потери чувства защищенности и безопасности — это непонимание, которое может возникать между мамой и ребенком. Просто потому, что они разные. Основное противоречие в этом случае кроется в одном вопросе: «Почему он делает не так, как я хочу?» Видя в ребенке черты, которые мама считает «неправильными», она так или иначе сообщает ему: «Я не принимаю тебя таким, какой ты есть». Попытки «воспитать» в нем «нужные» качества могут приводить к серьезным поведенческим проблемам.

Как разобраться, какие проявления ребенка нормальны, а что требует вмешательства? Медлительность и безынициативность — это нормально? А гиперактивность? А слезы по делу и без? А упрямство? А как быть с постоянными страхами и истериками? Ответ на такие вопросы дает системно-векторная психология Юрия Бурлана, объясняя природу бессознательных желаний человека, показывая нам связь причин и следствий.

На первых бесплатных лекциях становится понятно, почему один ребенок «бегает как угорелый» и что за «моторчик» встроен у него внутри, и почему другой тихо сидит в уголочке. Почему с одним ребенком легко разговаривать, он быстро эмоционально откликается и вовлекается в разговор, а другой тебя «как будто не слышит».

Когда в руки попадет универсальный инструмент понимания своего ребенка, раздражение уходит без следа . Мама становится «сама себе психологом», и вместе с этим приходит в то самое благословенное психологическое равновесие, когда уже не хочется повышать голос на ребенка и поднимать на него руку. Пропадают тревоги и паника, становится понятно, что происходит с ребенком и как реагировать на его поступки. Это дает невероятную силу самой маме, а ребенку дает поддержку в развитии его врожденных свойств и обеспечение того самого волшебного чувства защищенности и безопасности, которое творит чудеса.

Относительно устойчивое положительное эмоциональное переживание и осознание индивидом возможности удовлетворения своих основных потребностей и обеспеченности собственных прав в любой, даже неблагоприятной ситуации при возникновении обстоятельств, которые могут блокировать или затруднять их реализацию. Одним из важнейших механизмов, обеспечивающих психологическую защищенность, является психологическая защита - необходимое условие формирования адекватного чувства психологической защищенности. В противном случае закономерно возникновение чувства психологической незащищенности. Эмпирическими гарантами феномена психологической защищенности являются чувство принадлежности к группе, адекватная самооценка, реалистичный уровень притязаний, склонность к надситуативной активности, адекватная атрибуция ответственности, отсутствие повышенной тревожности, неврозов, страхов и т. п. Особое значение стабильное переживание собственной психологической защищенности имеет в детском возрасте и в целом на протяжении всей эры восхождения личности к социальной зрелости, прежде всего, в связи с тем, что отсутствие подобного позитивного эмоционального состояния совершенно закономерно на этом этапе онтогенеза кардинально обостряет чувство одиночества, неуверенности в своих силах, порождает страх и необоснованное чувство вины.

Говоря о проблеме психологической защищенности, важно помнить, что «Фрейд определял защитные механизмы Эго как сознательную стратегию, которую использует индивид для защиты от открытого выражения импульсов Ид и встречного давления со стороны супер-Эго. Фрейд полагал, что Эго реагирует на угрозу прорыва импульсов Ид двумя путями: 1) блокированием выражения импульсов в сознательном поведении или 2) искажением их до такой степени, чтобы изначальная их интенсивность заметно снизилась или отклонилась в сторону. Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками: 1) они действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана и 2) они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума»1.

Совершенно очевидно, что при таком понимании защитные механизмы личности находятся в тесной, но обратной взаимосвязи с социально-психологическими аспектами защищенности - чем более безопасной воспринимается внешняя среда, тем более открытым и естественным будет поведение индивида и, наоборот, при наличии внешней угрозы для Эго (реальной или иллюзорной) - активизируются защитные механизмы. Причем на первый план выступают не столько объективные характеристики внешней среды по параметрам «безопасность - угроза», «приятие - неприятие» и т. п., сколько ее субъективное восприятие индивидом. Последнее, по мнению целого ряда авторитетных исследователей, обусловлено, прежде всего, качественными особенностями контактов ребенка с матерью на первом году жизни.

На сегодняшний день, большинство авторов выделяют первичные, или примитивные защиты и вторичные, «зрелые» защиты. При этом, «как правило, к защитам, рассматриваемым как первичные, незрелые, примитивные, или защиты “низшего порядка” относятся те, что имеют дело с границей между собственным “я” и внешним миром. Защиты, причисляемые ко вторичным, более зрелым, более развитым, или к защитам “высшего порядка”, “работают” с внутренними границами - между Эго, супер-Эго и Ид или между наблюдающей и переживающей частями Эго»2. В этой связи, с точки зрения социальной психологии, наибольший интерес представляют, естественно, первичные защитные механизмы. К ним традиционно относят: примитивную изоляцию; отрицание; всемогущий контроль; примитивную идеализацию (и обесценивание); проекцию, интроекцию и проективную идентификацию; расщепление Эго; диссоциацию.

Примитивная изоляция представляет собой психологический уход из ситуации за счет изменения состояния сознания. Это самый ранний, скорее всего врожденный способ справиться с трудностями: «Когда младенец перевозбужден или расстроен, он попросту засыпает. ... Взрослый вариант того же самого явления можно наблюдать у людей, изолирующихся от социальных или межличностных ситуаций и замещающих напряжение, происходящее от взаимодействий с другими, стимуляцией, исходящей от фантазий их внутреннего мира. Склонность к использованию химических веществ для изменения состояния сознания также может рассматриваться как разновидность изоляции»3. Про таких людей обычно говорят «он ушел в себя» или «витает в облаках». В своих крайних проявлениях изоляция может принимать форму аутизма. Понятно, что даже в «умеренных дозах» изоляция существенно осложняет социальные контакты и адаптацию индивида практически в любой группе, не говоря уже о риске возникновения химической зависимости. Однако было бы явно неверным оценивать примитивную изоляцию как исключительно дисфункциональную форму психологической защиты. Как отмечает Н. Мак-Вильямс, «главное достоинство изоляции как защитной стратегии состоит в том, что, позволяя психологическое бегство от реальности, она почти не требует ее искажения. Человек, полагающийся на изоляцию, находит успокоение не в непонимании мира, а в удалении от него. Благодаря этому, он может быть чрезвычайно восприимчив, нередко к большому изумлению тех, кто махнул на него рукой как на тупого и пассивного»1.

Отрицание, в отличие от изоляции, напротив, часто связано с существенным искажением реальной картины, поскольку уходит корнями «...в детский эгоцентризм, когда познанием управляет дологическая убежденность: “Если я не признаю этого, значит это не случилось”»2. Классическим проявлением отрицания является реакция типа «Этого не может быть потому, что не может быть никогда» в ответ на какое-либо неприятное известие или факт. В социальном контексте отрицание нередко провоцирует полную неспособность воспринимать любые доводы и действия партнера, не укладывающиеся в ожидаемую и желательную для индивида схему взаимодействия. Вместе с тем, в целом ряде случаев отрицание может играть позитивную роль, позволяя сохранять дееспособность и целеустремленность при неблагоприятно складывающихся обстоятельствах. Особенно отчетливо это проявляется в экстремальных ситуациях: «В чрезвычайных обстоятельствах способность к отрицанию опасности для жизни на уровне эмоций может оказаться спасительной. ... Каждая война оставляет нам массу историй о людях, которые “не потеряли головы” в ужасных, смертельно опасных обстоятельствах и в результате спасли себя и своих товарищей»3.

Всемогущий контроль берет начало «...в инфантильных и нереалистических, однако на определенной стадии развития нормальных фантазиях всемогущества...» Эти фантазии восходят к начальной стадии развития личности, когда младенец еще не способен к идентификации и воспринимает себя и мир как единое целое. В своих здоровых проявлениях всемогущий контроль как защитный механизм связан с интернальным локусом контроля и необходим для поддержания чувства компетентности и уверенности индивида. Но патологическая потребность обладать всемогущим контролем и властью над окружающим миром крайне опасна: «Если личность организуется вокруг поиска и переживания удовольствия от ощущения, что она может эффективно проявлять и использовать собственное всемогущество, в связи с чем все этические и практические соображения отходят на второй план, существуют основания рассматривать эту личность как психопатическую»... Перешагивать через других - вот основное занятие и источник удовольствия для индивидов, в личности которых преобладает всемогущий контроль. Их часто можно встретить там, где необходимы хитрость, любовь к возбуждению, опасность и готовность подчинить все интересы главной цели - проявить свое влияние»4.

Примитивная идеализация (и обесценивание) берет начало в присущей в определенный момент развития всем детям убежденности в том, что «мой папа - самый сильный», а «моя мама - самая красивая». Оборотной стороной этой примитивной веры в чье-то внешнее совершенство и всемогущество, замещающей еще более архаичные фантазии о собственном всемогуществе, является неизбежное разочарование в более старшем возрасте, когда с опытом накапливается «критическая масса» факторов, указывающих на несовершенство родителей, которую уже невозможно игнорировать, прибегая к отрицанию. С точки зрения многих исследователей, «нормальная идеализация является существенным компонентом зрелой любви. И проявляющаяся в ходе развития тенденция деидеализировать или обесценивать тех, к кому мы питали детскую привязанность, представляется нормальной и важной частью процесса сепарации-индивидуации»1.

При этом следует учитывать, что объектом как идеализации, так и обесценивания для нарциссических личностей в равной степени могут выступать и отдельные индивиды, и группы. В этой связи они могут оказывать серьезное негативное влияние на процесс группового развития, а также обычно оказываются неспособны к подлинному сотрудничеству и партнерству в межличностных отношениях.

Проекция, интроекция, проективная идентификация. Согласно современным представлениям, «проекция - это процесс, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне. В своих благоприятных и зрелых формах она служит основой эмпатии. Поскольку никто не в состоянии проникнуть в чужую психику, для понимания субъективного мира другого человека мы должны опираться на способность проецировать собственный опыт»2. В то же время проекция часто приводит к существенным искажениям восприятия реальности, тем самым осложняя процесс взаимодействия и часто являясь подлинной причиной деструктивных конфликтов. Интроекция - «...это процесс, в результате которого идущее извне ошибочно воспринимается как приходящее изнутри. В своих благоприятных формах она ведет к примитивной идентификации со значимыми другими»3. Механизм интроекции существенно ускоряет процесс социального научения, а также способствует сближению людей в процессе взаимодействия за счет «подстройки» партнеров друг к другу. Вместе с тем, в своих деструктивных проявлениях он может быть причиной виктимного поведения, идентификации с агрессором (как это имеет место, например, при «стокгольмском синдроме»), а также может существенно осложнять переживание горя.

Понятно, что проекция и интроекция являются, по сути дела, двумя сторонами одной медали. В определенных условиях они могут сливаться, образуя механизм проективной идентификации. В этом случае индивид «...не только проецирует внутренние объекты, но и вынуждает человека, на которого он их проецирует, вести себя подобно этим объектам - как если бы у него были те же самые интроекты»4. Проективная идентификация представляет особый интерес с точки зрения социальной психологии, поскольку именно она часто является определяющим фактором при формировании неформальной структуры группы на первом этапе ее жизненного цикла. Кроме того, механизм проективной идентификации лежит в основе социально-психологического феномена, широко известного как «самоактуализирующееся пророчество».

Расщепление Эго как механизм психологической защиты основано на «черно-белом» видении окружающего мира, берущим свое начало в довербальном периоде развития, когда ребенок еще не в состоянии осознать амбивалентность, присущую объектам окружающего мира, и воспринимает их как исключительно «хорошие» либо, напротив, как исключительно «плохие». При этом «в повседневной жизни взрослого расщепление остается мощным и привлекательным средством осмысления сложных переживаний, особенно если они являются неясными или угрожающими»1. В своих деструктивных формах расщепление способствует формированию негативных политических, этнических и социальных стереотипов. Исследование «авторитарной личности», проведенное Т. Адорно и рядом других ученых, показало, что тотальная фиксация на расщеплении была свойственна наиболее зловещим персонажам в человеческой истории и по сей день лежит в основе как правого, так и левого экстремизма.

Диссоциация - «...это “нормальная” реакция на травму...» по принципу «меня здесь нет» или «это происходит не со мной». ... Выгоды диссоциирования в невыносимой ситуации очевидны: диссоциирующий отключается от страдания, страха, паники и уверенности в надвигающейся смерти»... Вместе с тем, «Огромным недостатком такой защиты является, конечно, ее тенденция автоматически включаться в условиях, когда на самом деле не существует риска для жизни, и более точная адаптация к реальной угрозе нанесла бы значительно меньший урон общему функционированию»2.

Поскольку, как уже отмечалось, вторичные психологические защиты имеют лишь опосредствованное отношение к социально-психологическим процессам, мы не станем их подробно рассматривать, ограничившись лишь перечислением. К ним относятся: репрессия (вытеснение); регрессия; изоляция; интеллектуализация; рационализация; морализация; компартментализация (раздельное мышление); аннулирование; поворот против себя; смещение; реактивное образование; реверсия; идентификация; отреагирование; сексуализация; сублимация.

Прямая профессиональная обязанность практического социального психолога состоит, в частности, и в том, чтобы выявить в интересующем его сообществе тех людей, которые страдают, чувствуя себя психологически незащищенными, и при этом либо таким образом воздействовать на социальное окружение, чтобы у конкретной личности не было оснований чувствовать себя личностно и социально уязвимой, либо провести соответствующую работу по восстановлению ее адекватного самовосприятия.

Просмотров: 4369
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »