Природа и человек в современной отечественной прозе. Очень полезно! методические рекомендации по написанию сочинения по направлению «человек и природа в современной прозе

I. Человек – хозяин и защитник природы.

II. Проблема взаимоотношения человека и природы в произведениях русских писателей.

1. Человек и природа в произведениях В. Астафьева и Ч. Айтматова.

2. Отношение к земле и отчему дому в произведениях В. Распутина.

III. Гармония человека и природы – обязательное условие жизни.

Все мы, ныне живущие, в ответе за природу перед потомками, перед историей. Еще в начале двадцатого века наш соотечественник В. И. Вернадский утверждал, что человечество становится геологической и, возможно, космической силой. Не сразу были поняты и оценены эти пророческие слова. Но сейчас каждый из нас может убедиться в их верности: человечество «сотрясает» Землю, подобно геологическим катаклизмам. Масштабы влияния человека на природу постоянно растут. Растут и последствия его деятельности.

Ядерная война, экологическая катастрофа, духовное беспамятство – это три стороны одного и того же процесса самоуничтожения человечества, процесса, который можно еще остановить. Поэтому не случайно многие современные прозаики и поэты бьют тревогу, стремясь предупредить людей о том, что человек – часть природы и, уничтожая ее, он уничтожает самого себя.

Еще в прошлом веке русские публицисты впервые заговорили о симптомах того явления, которое в наши дни получило название «экологического кризиса» и которое ныне представляет серьезную опасность для существования человека. Так, к примеру, известно, что сейчас на планете исчезает безвозвратно до десятка видов животных и по одному виду растений еженедельно. Нет сомнения, что материальные потери в результате варварского обращения с природой могут быть подсчитаны. Гораздо труднее подсчитать духовные потери, которые отражаются на характере людей, на их мышлении, отношении к окружающему миру и к себе подобным. Об этом способно говорить разве что искусство.

Проблемы взаимоотношения человека с природой, роли человека на Земле постоянно волновали известных писателей. Во многих произведениях В. Распутина и В. Астафьева, В. Белова и Ч. Айтматова, Ф. Абрамова и Д. Гранина звучит мысль о том, что природа наша – это дом, который человек разрушает собственными руками. Так, в своем произведении «Царь-рыба» В. Астафьев с болью задает вопрос: «Кто и как искоренит эту давнюю страшную привычку хозяйствовать в лесу, будто в собственном дворе? Почему появляются такие люди, как Гога Горцев?» Гога Горцев, «турист», никогда не считал людей ни друзьями, ни товарищами, был, по своему собственному признанию, «свободной личностью». Такие люди, как Гога, кажутся сильными личностями. Им свойственна жажда нового, стремление повидать мир и людей. «Туристы» вроде Гоги Горцева на первый взгляд могут даже вызвать симпатию. Но для них главное – урвать свой кусок, ради которого они готовы пожертвовать чужой жизнью. Бездуховное отношение к жизни («после нас хоть потоп»), эгоизм, самомнение приводит таких героев к ощущению абсурдности существования, к духовной деградации и физической гибели.

Случайно поскользнувшись, погибает в тайге «сильная личность» Гога Горцев, подтверждая тем самым мысль о том, что случайность – это проявление закономерности. Тщеславие и гордыня роднят астафьевского героя с Орозкулом из повести Ч. Айтматова «Белый пароход». Орозкулу всегда сладко слышать, как называют его «большим хозяином большого леса». Он зверски расправляется не только с этим лесом, но и с Рогатой матерью оленихой, чьими детьми считали себя старик Момун и его внук.

Что происходит с человеком? Такой вопрос волнует многих людей. Внутренняя сущность человека раскрывается не только во взаимоотношении друг с другом. У каждого из нас есть то, что мы называем святынями: отчий дом, мама…

Если человеку не жаль родного дома, где гарантия того, что он может когда-нибудь пожалеть родную мать? Об этом размышлял В. Распутин в повестях «Последний срок», «Прощание с Матерой». А в повести с символическим названием «Пожар» писатель рассказывает о пожаре, охватившем торговые склады леспромхозовского поселка. Вместо того чтобы совместно бороться с бедой, люди поодиночке, состязаясь друг с другом, растаскивают выхваченное из огня добро. Пожар в поселке, пожар в душах людей…

Мысль о том, что человек не должен воевать с природой, что она не враг ему, ибо он сам есть часть ее, стала ныне очевидной. Гармония человека и природы является обязательным условием продолжения жизни на Земле.

Нина Валерьевна Рыжкина

Я тот же, что и был

И буду весь мой век:

Не раб, не скот, не дерево,

Но человек.

А. Радищев

ПРИРОДА НЕ ХРАМ, А МАСТЕРСКАЯ,

И ЧЕЛОВЕК В НЕЙ – РАБОТНИК.

И. С.ТУРГЕНЕВ

…ПЕЧАЛЬНАЯ ПРИРОДА

ЛЕЖИТ ВОКРУГ, ВЗДЫХАЯ ТЯЖЕЛО,

И НЕ МИЛА ЕЙ ДИКАЯ СВОБОДА,

ГДЕ ОТ ДОБРА НЕОТДЕЛИМО ЗЛО.

Н. ЗАБОЛОЦКИЙ

НЕ ЦАРЬ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕК,

НЕ ЦАРЬ, А СЫН.

Литература:

В. Астафьев «Царь-рыба»

В. Распутин «Прощание с Матерой», «Что в слове, что за словом»

Ч. Айтматов «Плаха»

Н. Никонов «На волков»

Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»

Б. Исаев «Убил охотник журавля»

Н. Заболоцкий «Журавли»

Г. Троепольский «Белый Бим Черное ухо»

Ю. Щербак «Чернобыль»

В. Губарев «Саркофаг»

И. Полянский «Чистая зона»

1.Проблема «диалога» природы и человека вырастает в общечеловеческую проблему. Потребительское отношение к природе «чревато трагическим конфликтом человека и человечества с первобытным источником жизни» (Д. Н. Мурин)

2.Беседа с классом:

Считаете ли вы тему «Человек и природа» одной из ведущих в современной литературе?

Какие произведения, как вам кажется, раскрывают эту тему?

Каких героев вы запомнили, каковы их взаимоотношения с природой?

О каких экологических катастрофах «зонах» вам известно? Можно ли назвать их результатом научно-технического прогресса?

-«Природа не , а мастерская». Согласны ли вы с этим утверждением?

3. Одним из противоречий научно-технической революции является несоответствие между гигантскими возможностями, которые получает человек, вооруженный техникой, и зачастую невысокой нравственностью этого человека, то есть употреблением этих возможностей природе и человеку во зло. Вот почему, обнаружив это опасное противоречие, литература, включив «колокола громкого боя», обратилась к коллизиям, грозящим неисчислимыми бедами всей планете.

Вчерашние дети природы почувствовали себя сегодня ее безраздельными владыками и принялись ее кроить, перекраивать, а заодно отравлять, умерщвлять где и как угодно (не всегда это объяснялось позицией эгоистической – иногда просто неумением предвидеть дальние последствия). Логическим следствием этого процесса стало ожесточение людей, подчинение себя разного вида машинерии без учета интересов всего живого на земле, биосферы в целом.

Вот, к примеру, эпизод из повести «На волков» писателя Николая Никонова:

«- Чичас чё? – продолжал егерь. – техника везде…Счас и дрова поперечной пилой никто – только дурак шоркает. А зверя с техникой брать легче… У нас парень есть, шофер и тракторист… Механизатор, в общем… Тот машиной зайцев давить наладился… Ночью. Или вот мода на барсука пошла. Бабы и мужики шапки носят барсучьи. Заказывают. На барахолке шкуры с руками рвут. А мех-то? Видали? Красота… Волной ходит… А где его взять…барсука. Он под землей… в норе прячется. Вот и берешь мотоциклет, есть у нас парень тут, Витька Брыня… Берешь мотоциклет, шлангши к нему на выхлопные трубы-то. Ну, подъедешь к норе, шланги туда затолкаешь. Мотоциклет стоит – тыр-пыр. А ты ждешь – барсук, он хоть и в спячке с осени, вылезает. Не может угару вынести… Хлестнешь его, и все дела.. Самку я недавно здоровую добыл, а с ней барсучишко, с варежку всего…

Ггад! – заорал вдруг, перепугав всех, художник, вскакивая….- Гад! Ух ты… сволочь… Убью! – и полез на егеря с кулаками… — Ссамого бы… тебя… проволокой…»

В романе Ч. Айтматова «Плаха» тоже есть эпизод расстрела сайгагов. При помощи вертолета их загоняли в ловушку и в упор расстреливали, т. к. нужно было дать план по мясозаготовкам.

«И тут поистине точно гром с неба – снова появились те вертолеты. В этот раз они летели слишком скоро и сразу пошли угрожающе низко над всполошившимся поголовьем сайгаков, дико кинувшейся вскачь прочь от чудовищной напасти. Это произошло круто и ошеломительно быстро – не одна сотня перепуганных антилоп, обезумев, потеряв вожаков и ориентацию, поддались беспорядочной панике, ибо не могла эти безобидные животные противостоять летной технике».

И еще один пример – кощунственная хвала могучей технике, вознесенная злостным браконьером в повести Астафьева «Царь-рыба». Поймав стерлядку (рыбалка запрещена), Командор уезжает от рыбнадзора на моторной лодке:

«Будто специально для браконьеров мотор «Вихрь» изобретен! Названо – что влито!

Увеличились скорости, сократилось время. Подумать только: совсем ведь недавно на шестах, на лопашнях скреблись. Теперь накоротке вечером выскочишь на реку, тихоходных промысловиков обойдешь, под носом у них рыбку выгребешь и быстренько смотаешься. На душе праздник, в кармане звон, не жизнь – малина! Спасибо за такой мотор умному человеку! Не зря на инженера обучался! Выпить бы с ним, ведро поставил бы – не жалко!»

В этой же книге Астафьев говорит прямо от себя:

« вон впереди грохот открылся, торопливый, запалошный, — так промысловик никогда не стреляет. Так разбойник стреляет, ворюга!.. Я на войне был, в пекле окопов насмотрелся всего и знаю, что она, кровь-то, с человеком делает! Оттого и страшусь, когда люди распоясываются в стрельбе, пусть даже по зверю, по птице, и мимоходом, играючи, проливают кровь. Не ведают они, что перестав бояться крови, не почитая ее, горячую, живую, сами для себя незаметно переступают ту роковую черту, за которой кончается человек, и из дальних, наполненных пещерной жутью времен выставляется и глядит, не моргая, клыкастое мурло первобытного дикаря».

Радий Погодин, талантливый детский писатель в статье «Кто вы, властелин земли?» писал:

«У нас в стране восемь миллионов зарегистрированных спортсменов-охотников. У каждого двустволка. Сколько стволов выходит каждую весну и осень в лес? Шестнадцать миллионов! (К примеру: армия Наполеона насчитывала всего пятьсот тысяч солдат.) Каждому охотнику разрешено убить пять уток. Где столько взять уток? Эти цифры я узнал у Сладкова Николая Ивановича. Вот уж воистину и прямо в лоб: «Умножающий знания – умножает печаль». Отвращение к охоте как к спорту следует воспитывать с детства, хотя бы уже даже потому, что спорт предполагает равенство в силах. Можно ли назвать спортом такое, с позволения сказать, состязание, в котором с одной стороны – двустволка, с другой — только пух да перья».

Преисполненная жгучей болью за природу, насыщенная активной ненавистью к ее погубителям, литература повсеместно выступает как своего рода концентрированное воплощение идей и нравственности передовой части нашего общества, человечества в целом. Тревожные трубы трубят повсеместно. Литература будит и будит общественное сознание, призывая нас очнуться от беспечности, оглянуться вокруг себя, вдуматься в нравственный смысл отношений человека и природы.

При всей близости нравственных позиций авторов существуют различные тематические эпицентры. Мать-олениху, родоначальницу горного народа, рисует в «Белом пароходе» Айтматов. Красота и сила вековечной природы персонифицируется в сильных, могучих, совершенных жителях вод: кит у Юрия Рытхэу («Куда уходят киты?»), семга у Федора Абрамова («Жила-была сёмужка»), царь-осетр у Виктора Астафьева.

В других случаях красота и беззащитность природы находят воплощение в образе одного из самых прекрасных обитателей воздушной стихии – лебедя. Большой общественный резонанс вызвала повесть Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Для лесника Егора Полушкина лебеди, которых он привозит на глухое Черное озеро для того, чтобы это озеро стало Лебяжьим, — символ всего того чистого и высокого, что должен оберегать человек.

Болью, тревогой наполнено стихотворение Н. Заболоцкого «Журавли»

Луч огня ударил в сердце птичье,

Быстрый пламень вспыхнул и погас,

И частица дивного величья

С высоты обрушилась на нас.

Два крыла, как два огромных горя,

Обняли холодную волну,

И, рыданью горестному вторя,

Журавли рванулись в вышину.

Только там, где движутся светила,

В искупленье собственного зла

Им природа снова возвратила

То, смерть с собою унесла:

Гордый дух, высокое стремленье,

Волю непреклонную к борьбе, —

Все, что от былого поколенья

Переходит, молодость, к тебе.

Та же тема и в поэме Егора Исаева «Убил охотник журавля», опубликованной в газете «Правда» (24 июля 1985 г). Уже само название позволяет увидеть в ней концентрированное выражение современной общественной тревоги и за природу (образно говоря, за журавля), и за мораль человека (образно говоря, за браконьера). Страстная, покаянная исповедь охотника, совесть которого отравлена проклятым хмельным зельем, пробуждается под влиянием совершенного преступления, — вот содержание поэмы.

«Человек – царь всей природы»? Так принято считать?

Была б жратва и ряшка – во!

А совесть,

Тебе, царю, зачем, скажи?

Ты лучше встань и закажи

Еще по сто…

Таков зачин, повествующий об истоках преступления в лесу – о бессмысленном, жестоком выстреле из ружья в вожака журавлиной стаи. А вот финал поэмы:

Вот с той поры я не ходок

В тот самый лес.

Там суд идет. –

Он глянул вверх,

В пустую синь. –

Не царь природы человек,

Не царь, а сын.

Одной из кульминационных сцен поэмы (а оно построено по принципу нарастающего напряжения) является сон охотника:

А из тумана, вижу, он,

Мой брат Иван,

В петлицах – кубари

На голубом.

Идет, касается зари

Высоким лбом.

Как будто с неба,

Где был сбит.

Из-за Днепра.

И прямо в сердце мне глядит:

— Ты что же, брат,

В своих-то бьешь?

Нехорошо.

Ты что, фашист?..-

И отодвинулся, ушел, —

Ушел посмертно молодой,

Во цвете лет…

Брата-летчика убил! Журавль-то — брат! Так привиделось охотнику во сне.

Таков беспощадный суд совести, такова связь глубинных ассоциаций в сознании охотника и – в нашем, читательском сознании.

Число разнообразных живых существ, нуждающихся в нашей защите и выеденных писателями на страницы книг, на экраны кинотеатров и телевизоров, растет с каждым годом, и сам этот всплеск чрезвычайно симптоматичен. «Кому он нужен, этот Васька?» — вопрошает с экранов Сергей Образцов. И оказывается – нам нужен, всем тем, кто хочет сохранить в себе душу живую.

Повсеместный успех повести «Белый Бим Черное ухо» Гавриила Троепольского и одноименного фильма, поставленного по этой повести Станиславом Ростоцким, свидетельствует о том, что призыв, обращенный к человеческой совести, находит широчайший общественный резонанс.

Повествование о трагической судьбе преданного злыми людьми сеттера Бима кончается, как мы помним сценой в лесу:

«- А была весна.

И капли неба на земле.

И было тихо-тихо.

Так тихо, будто и нет нигде никакого зла.

Но… все-таки в лесу кто-то… выстрелил! Трижды выстрелил.

Кто? Зачем? В кого?

Может быть, злой человек ранил того красавца дятла и добивал его двумя зарядами…

А может быть, кто-то из охотников зарыл собаку, и ей было три года…

Нет, не спокойно в этом голубом храме с колоннами из живых дубов», — так подумал Иван Иванович, стоя с обнаженной белой головой и подняв взор к нему. И это было похоже на весеннюю молитву.

Лес молчал».

Да, неспокойно в голубом храме природы. Но если лес молчит, то не молчат его радетели. Можно ли не вспомнить здесь ставший уже классикой «Русский лес» Л. Леонова? Центральный герой этого произведения, лесовод Вихров, борясь за научное лесоиспользование, озабочен не только здоровьем своего народа, но и будущим всего человечества. В этом произведении борьба за сохранение природы, русского леса нерасторжимо связана с нравственной проблематикой.

Но, может быть, самым тревожным и самым трагичным обличение того браконьера, который живет в душе человека, явилась философская повесть В. Распутина «Прощание с Матерой».

Уничтожается, уходит под воду замечательный остров Матера. Это неизбежно, потому что ниже него, на Ангаре, будет построена колоссальная плотина, которая поднимет воду для работы гидроэлектростанции. И это уничтожение природы сочетается с неразумным, бессмысленным уничтожением всего человеческого на Матере. Страшно, по-варварски разоряются могилы на кладбище. С каким-то сумасшедшим сладострастием поджигаются избы, в которых прошла жизнь поколений.

Противостоит этому гнетущему, трагическому действу лишь царский листвень, которого ни топор, ни огонь не берет, да осуждение бесчеловечного шабаша древними старухами. Главная их них, Дарья, говорит своему внуку, нацелившемуся бежать на строительство ГРЭС: «Я вам не указ. Мы свое отстрадовали. Только и ты, и ты, Андрюшенька, помянешь опосля меня, как из сил выбьешься. Куды, скажешь, торопился, чё сумел сделать? А то и сумел, что пару-жару подбавлял округ себя. Живите… Она, жисть ваша, ишь какие подати берет: Матеру ей подавай, оголодала она. Однуе бы только Матеру?! Схапает, помырчит-пофырчит и ишо сильней того затребует. Опеть давай. А куда деться: будете давать. Иначе вам пропаловка. Вы ее из вожжей отпустили, теперь ее не остановить. Пеняйте на себя… А нельзя, дак вы всяких машин понаделали… Срежьте ее и отведите, где земля стоит, поставьте рядышком. Господь когда землю отпускал, он ни одной сажени никому лишней не дал. А она вам лишняя стала. Отведите и пущай будет. Вам сгодится и внукам вашим послужит. Оне вам спасибо скажут.

Нету, бабушка, таких машин. Таких не придумали.

Думали, дак придумали бы».

Такое бездумное отношение к природе дает свои результаты.

Мстит человеку. В романе Айтматова «Плаха» волчица Акбара крадет ребенка чабана Бостона за то, что у нее люди украли волчат.

«И вот Акбара стояла перед малышом. И непонятно, как ей открылось, что это детеныш, такой же, как любой из ее волчат, только человеческий, и когда он потянулся к ее голове, чтобы погладить добрую собаку, изнемогающее от горя сердце Акбары затрепетало. Она подошла к нему, лизнула в щечку. Малыш обрадовался ее ласке, тихо засмеялся, обнял волчицу за шею. И тогда Акбара совсем разомлела, легла к его ног, стала играть с ним…Акбара вылизывала детеныша, и ему это нравилось. Волчица изливала на него накопившуюся в ней нежность, вдыхала в себя его детский запах. Как отрадно было бы, думалось ей, если бы этот человеческий детеныш жил в ее логове под свесом скалы…»

Догоняя волчицу, Бостон стреляет и убивает своего сына. Вот такая страшная месть постигает людей. Айтматов в этом произведении постоянно подчеркивает: звери такие же живые существа, как и люди, они так же страдают: «Дома он уложил тело малыша в кроватку, уже приготовленную к предстоящей погрузке на машину, и тут Гулюмкан припала к изголовью и завыла так, как выла по ночам Акбара…»

Мстит земля и экологическими катастрофами. В 1986 году – страшнейшая авария на Чернобыльской АЭС. Об этом – документальная повесть Ю. Щербака «Чернобыль» (1987 г) произведение потрясает своей искренностью и достоверностью. В основе – документы, письма, рассказы, интервью, взятые у участников страшных событий 26 апреля 1986 года. Катастрофа на Чернобыльской АЭС – катастрофа, потрясшая мир. «Чернобыль – последнее предупреждение человечеству», — предупреждает Р. Гейл.

Одному природа – мать, а другому – мачеха.

Основной темой публицистики В. Распутина последних лет является тема экологии, борьба за чистоту Байкала, за сохранение природной среды, т. к. Распутин – один из тех, кого называют утопленниками. По мнению писателя, говорить об экологии – значит говорить о спасении жизни. И в то же время подчеркивает, что говорить о спасении становится все труднее. Приходится добиваться разума, сердца читателей разными путями. Прежде всего идет от языка – многозначность слова «освоить». Изменения в природе связаны с освоением денежных средств. Далее показывает, как осваиваются эти деньги.

ГОМО – ГОМУС – «земля» и «человек» — однокоренные слова.

Распутин говорит о воспитании экологического сознания. Нам нужно пережить катастрофу, чтобы понять проблему.

Пишет о природе и стремится сформировать эстетическое отношение к природе (очерк «Байкал» в кн. «Что в слове, что за словом»). Доказательством красоты может быть мнение постороннего человека. Красоту не губят, красоту любят – главный тезис

Вопрос об отношении к природе, к родным местам – это и вопрос об отношении к Родине. Именно так ставят его сейчас писатели-патриоты. Это вопрос о том, каков человек есть и каким ему быть.

Природа — и храм, и мастерская, но хозяйствовать в ней нужно разумно, чтобы не только сохранить уникальные сокровища природы, но и приумножить их ради блага современного и будущего человечества.

М. М. Пришвин относится к тем счастливым писателям, которых можно открывать для себя в любом возрасте: в детстве, в юности, будучи зрелым человеком, в старости. И это открытие, если оно состоится, поистине будет чудом. Особый интерес вызывает глубоко личная, философская поэма «Фацелия», первая часть «Лесной капели». В жизни много тайн. И самая большая тайна, по-моему, - собственная душа. Какие глубины в ней таятся! Откуда появляется таинственная тоска по недостижимому? Как ее утолить? Почему возможность счастья иногда пугает, страшит и почти добровольно принимается страдание? Этот писатель помог мне открыть себя, свой внутренний мир и, конечно же, мир окружающий. «Фацелия» - лирико-философская поэма, песнь о «звезде внутренней » и о звезде «вечерней» в жизни писателя. В каждой миниатюре светит истинная поэтическая красота, определяемая глубиной мысли. Композиция позволяет проследить нарастание общей радости. Сложную гамму человеческих переживаний, от тоски и одино - чества до творчества и счастья. Человек раскрывает свои думы, чувства, мысли не иначе, как тесно соприкасаясь с природой, которая предстает самостоятельно, как активное начало, сама жизнь. Ключевые мысли поэмы выражены в названиях и в эпиграфахафоризмах ее трех глав. «Пустыня»: «В пустыне мысли могут быть только свои, вот почему и боятся пустыни, что боятся остаться наедине с самим собой». «Росстань»: «Стоит столб, а от него идут три дороги: по одной, по другой, по третьей идти - везде беда разная, но погибель одна. К счастью, иду я не в ту сторону, где дороги расходятся, а оттуда назад, - для меня погибельные дороги от столба не расходятся, а сходятся. Я рад столбу и верной единой дорогой возвращаюсь к себе домой, вспоминая у росстани свои бедствия». «Радость»: «Горе, скопляясь в одной душе больше и больше, может в какой-то прекрасный день вспыхнуть, как сено, и все сгореть огнем необычайной радости». Перед нами - ступени судьбы самого писателя и любого твор - чески настроенного человека, способного осуществить себя, свою жизнь. А вначале была пустыня… одиночество… Боль утраты еще очень сильна. Но уже ощущается приближение небывалой радости. Два цвета, синий и золотой, цвет небес и солнца, начинают сиять нам с первых строк поэмы. Связь человека с природой у Пришвина не только физическая, но и более тонкая, душевная. В природе ему открывается то, что происходит с ним самим, и он успокаивается. «Ночью мысль какая - то неясная была в душе, я вышел на воздух… И вот тут-то я узнал в реке свою мысль о себе, что не виновен я тоже, как и река, если не могу перекликаться со всем миром, закрытый от него темными покрывалами моей тоски об утраченной Фацелии». Глубокое, философское содержание миниатюр определяет и их своеобразную форму. Многие из них, насыщенные метафорами и афоризмами, помогающими предельно сгустить мысли, напоминают притчу. Стиль лаконичен, даже строг, без всякого намека на чувствительность, на украшательство. Каждая фраза необыкновенно емкая, содержательная. «Вчера эта река при открытом небе перекликалась со звездами, со всем миром. Сегодня закрылось небо, и река лежала под тучами, как под одеялом, и боль с миром не перекликалась, - нет!». Всего в двух предложениях зримо представлены две различные картины зимней ночи, а в контексте - два разных душевных состояния человека. Слово несет на себе насыщенную смысловую нагрузку. Так, путем повторения усиливается впечатление по ассоциации: «… все равно оставалась рекой и сияла во тьме и бежала»; «…рыба… плескалась гораздо сильней и громче вчерашнего, когда звезды сияли и сильно морозило». В двух заключительных миниатюрах первой главы появляется мотив бездны - как наказание за упущения в прошлом и как испытание, которое необходимо преодолеть. Но глава заканчивается жизнеутверждающим аккордом: «…и тог да может случиться, что человек победит даже смерть последним страстным желанием жизни». Да, человек может победить даже смерть, и, конечно же, человек может и должен преодолеть свое личное горе. Все компоненты в поэме подчинены внутреннему ритму - движению мысли писателя. И нередко мысль оттачивается до афоризмов: «Иногда у сильного человека от боли душевной рождается поэзия, как у деревьев смола». Вторая глава «Росстань» и посвящена выявлению этой скрытой творческой силы. Здесь особенно много афоризмов. «Счастье творческое могло бы сделаться религией человечества »; «Нетворческое счастье - это довольство человека, живущего за тремя замками»; «Где любовь, там и душа»; «Чем тише сам, тем больше замечаешь движение жизни». Связь с природой становится все теснее. Писатель ищет и находит в ней «прекрасные стороны души человека». Очеловечивает ли Пришвин природу? В литературоведении не существует единого мнения на этот счет. Одни исследователи находят в произведениях писателя антропоморфизм (перенесение присущих человеку психи - ческих свойств на явления природы, на животных, на предметы). Другие же придерживаются противоположной точки зрения. В человеке получают продолжение лучшие стороны жизни природы, и он по праву может стать ее царем, но очень наглядная философская формула о глубинной связи человека и природы и об особом назначении человека: «Я стою и расту - я растение. Я стою, и расту, и хожу - я животное. Я стою, и расту, и хожу, и мыслю - я человек. Я стою и чувствую: земля под моими ногами, вся земля. Опираясь на землю, я поднимаюсь: и надо мною небо - все небо мое. И начинается симфония Бетховена, и тема ее: все небо - мое». В художественной системе писателя важную роль играют развернутые сравнения и параллелизмы. В миниатюре «Старая липа», завершающей вторую главу, раскрывается главный признак этого дерева - бескорыстное служение людям. Третья глава называется «Радость». И радость действительно щедро рассыпана уже в самих названиях миниатюр: «Победа», «Улыбка земли», «Солнце в лесу», «Птички», «Эолова арфа», «Первый цветок», «Вечер освящения почек», «Вода и любовь», «Ромашка», «Любовь», Притча-утешение, притча-радость открывает эту главу: «Друг мой, ни на севере, ни на юге нет тебе места, если сам поражен… Но если победа, - а ведь всякая победа - это над самим собой, - если даже дикие болота одни были свидетелями твоей победы, то и они процветут необычайной красотой, и весна останется тебе навсегда, одна весна, слава победе». Окружающий мир предстает не только во всем великолепии красок, но озвучен и ароматно-душист. Диапазон звуков необычайно широк: от нежного, чуть уловимого звона сосулек, эоловой арфы, до мощных ударов ручья в кручу. И все разнообразные запахи весны писатель может передать одной-двумя фразами: «Возьмешь одну почку, разотрешь между пальцами, и потом долго все пахнет тебе ароматной смолой березы, тополя или особенным воспоминательным запахом черемухи…». Неотъемлемыми структурными элементами в пейзажных зарисовках Пришвина являются художественное время и пространство. Например, в миниатюре «Вечер освящения почек» наступление темноты и смена картин вечернего лета переданы очень наглядно, зримо, с помощью слов - цветовых обозначений: «начало темнеть… стали исчезать почки, но капли на них светились…». Четко очерчена перспектива, ощущается пространство: «Капли светились… одни только капли да небо: капли брали у неба свой свет и светили нам в темном лесу». Человек, если он не нарушил согласия с окружающим миром, неотделим от него. Такое же напряжение всех жизненных сил, как в распускающемся лесу, и у него в душе. Метафорическое употребление образа распускающейся почки дает это почувствовать во всей полноте: «Мне казалось, будто я весь собрался в одну смолистую почку и хочу раскрыться навстречу единственному неведомому другу, такому прекрасному, что при одном только ожидании его все преграды движению моему рассыпаются ничтожною пылью». В философском плане очень важна миниатюра «Лесной ручей». В мире природы Михаила Михайловича особенно интересовала жизнь воды, в ней он видел аналоги с жизнью человеческой, с жизнью сердца. «Ничто не таится так, как вода, и только сердце человека иногда затаивается в глубине и оттуда вдруг осветит, как заря на большой тихой воде.

М. М. Пришвин относится к тем счастливым писателям, которых можно открывать для себя в любом возрасте: в детстве, в юности, будучи зрелым человеком, в старости. И это открытие, если оно состоится, поистине будет чудом. Особый интерес вызывает глубоко личная, философская поэма «Фацелия», первая часть «Лесной капели». В жизни много тайн. И самая большая тайна, по-моему, — собственная душа. Какие глубины в ней таятся! Откуда появляется таинственная тоска по недостижимому? Как ее утолить? Почему возможность счастья иногда пугает, страшит и почти добровольно принимается страдание? Этот писатель помог мне открыть себя, свой внутренний мир и, конечно же, мир окружающий.

«Фацелия» — лирико-философская поэма, песнь о «звезде внутренней » и о звезде «вечерней» в жизни писателя. В каждой миниатюре светит истинная поэтическая красота, определяемая глубиной мысли. Композиция позволяет проследить нарастание общей радости. Сложную гамму человеческих переживаний, от тоски и одино — чества до творчества и счастья. Человек раскрывает свои думы, чувства, мысли не иначе,

Как тесно соприкасаясь с природой, которая предстает самостоятельно, как активное начало, сама жизнь. Ключевые мысли поэмы выражены в названиях и в эпиграфахафоризмах ее трех глав. «Пустыня»: «В пустыне мысли могут быть только свои, вот почему и боятся пустыни, что боятся остаться наедине с самим собой». «Росстань»: «Стоит столб, а от него идут три дороги: по одной, по другой, по третьей идти — везде беда разная, но погибель одна. К счастью, иду я не в ту сторону, где дороги расходятся, а оттуда назад, — для меня погибельные дороги от столба не расходятся, а сходятся. Я рад столбу и верной единой дорогой возвращаюсь к себе домой, вспоминая у росстани свои бедствия». «Радость»: «Горе, скопляясь в одной душе больше и больше, может в какой-то прекрасный день вспыхнуть, как сено, и все сгореть огнем необычайной радости».

Перед нами — ступени судьбы самого писателя и любого твор — чески настроенного человека, способного осуществить себя, свою жизнь. А вначале была пустыня… одиночество… Боль утраты еще очень сильна. Но уже ощущается приближение небывалой радости. Два цвета, синий и золотой, цвет небес и солнца, начинают сиять нам с первых строк поэмы.

Связь человека с природой у Пришвина не только физическая, но и более тонкая, душевная. В природе ему открывается то, что происходит с ним самим, и он успокаивается. «Ночью мысль какая — то неясная была в душе, я вышел на воздух… И вот тут-то я узнал в реке свою мысль о себе, что не виновен я тоже, как и река, если не могу перекликаться со всем миром, закрытый от него темными покрывалами моей тоски об утраченной Фацелии». Глубокое, философское содержание миниатюр определяет и их своеобразную форму. Многие из них, насыщенные метафорами и афоризмами, помогающими предельно сгустить мысли, напоминают притчу. Стиль лаконичен, даже строг, без всякого намека на чувствительность, на украшательство. Каждая фраза необыкновенно емкая, содержательная. «Вчера эта река при открытом небе перекликалась со звездами, со всем миром. Сегодня закрылось небо, и река лежала под тучами, как под одеялом, и боль с миром не перекликалась, — нет!». Всего в двух предложениях зримо представлены две различные картины зимней ночи, а в контексте — два разных душевных состояния человека. Слово несет на себе насыщенную смысловую нагрузку. Так, путем повторения усиливается впечатление по ассоциации: «… все равно оставалась рекой и сияла во тьме и бежала»; «…рыба… плескалась гораздо сильней и громче вчерашнего, когда звезды сияли и сильно морозило». В двух заключительных миниатюрах первой главы появляется мотив бездны — как наказание за упущения в прошлом и как испытание, которое необходимо преодолеть.

Но глава заканчивается жизнеутверждающим аккордом: «…и тог да может случиться, что человек победит даже смерть последним страстным желанием жизни». Да, человек может победить даже смерть, и, конечно же, человек может и должен преодолеть свое личное горе. Все компоненты в поэме подчинены внутреннему ритму — движению мысли писателя. И нередко мысль оттачивается до афоризмов: «Иногда у сильного человека от боли душевной рождается поэзия, как у деревьев смола».

Вторая глава «Росстань» и посвящена выявлению этой скрытой творческой силы. Здесь особенно много афоризмов. «Счастье творческое могло бы сделаться религией человечества «; «Нетворческое счастье — это довольство человека, живущего за тремя замками»; «Где любовь, там и душа»; «Чем тише сам, тем больше замечаешь движение жизни». Связь с природой становится все теснее. Писатель ищет и находит в ней «прекрасные стороны души человека». Очеловечивает ли Пришвин природу? В литературоведении не существует единого мнения на этот счет. Одни исследователи находят в произведениях писателя антропоморфизм. Другие же придерживаются противоположной точки зрения. В человеке получают продолжение лучшие стороны жизни природы, и он по праву может стать ее царем, но очень наглядная философская формула о глубинной связи человека и природы и об особом назначении человека:

«Я стою и расту — я растение.
Я стою, и расту, и хожу — я животное.
Я стою, и расту, и хожу, и мыслю — я человек.

Я стою и чувствую: земля под моими ногами, вся земля. Опираясь на землю, я поднимаюсь: и надо мною небо — все небо мое. И начинается симфония Бетховена, и тема ее: все небо — мое». В художественной системе писателя важную роль играют развернутые сравнения и параллелизмы. В миниатюре «Старая липа», завершающей вторую главу, раскрывается главный признак этого дерева — бескорыстное служение людям. Третья глава называется «Радость». И радость действительно щедро рассыпана уже в самих названиях миниатюр: «Победа», «Улыбка земли», «Солнце в лесу», «Птички», «Эолова арфа», «Первый цветок», «Вечер освящения почек», «Вода и любовь», «Ромашка», «Любовь», Притча-утешение, притча-радость открывает эту главу: «Друг мой, ни на севере, ни на юге нет тебе места, если сам поражен… Но если победа, — а ведь всякая победа — это над самим собой, — если даже дикие болота одни были свидетелями твоей победы, то и они процветут необычайной красотой, и весна останется тебе навсегда, одна весна, слава победе».

Окружающий мир предстает не только во всем великолепии красок, но озвучен и ароматно-душист. Диапазон звуков необычайно широк: от нежного, чуть уловимого звона сосулек, эоловой арфы, до мощных ударов ручья в кручу. И все разнообразные запахи весны писатель может передать одной-двумя фразами: «Возьмешь одну почку, разотрешь между пальцами, и потом долго все пахнет тебе ароматной смолой березы, тополя или особенным воспоминательным запахом черемухи…».

Неотъемлемыми структурными элементами в пейзажных зарисовках Пришвина являются художественное время и пространство. Например, в миниатюре «Вечер освящения почек» наступление темноты и смена картин вечернего лета переданы очень наглядно, зримо, с помощью слов — цветовых обозначений: «начало темнеть… стали исчезать почки, но капли на них светились…». Четко очерчена перспектива, ощущается пространство: «Капли светились… одни только капли да небо: капли брали у неба свой свет и светили нам в темном лесу». Человек, если он не нарушил согласия с окружающим миром, неотделим от него. Такое же напряжение всех жизненных сил, как в распускающемся лесу, и у него в душе. Метафорическое употребление образа распускающейся почки дает это почувствовать во всей полноте: «Мне казалось, будто я весь собрался в одну смолистую почку и хочу раскрыться навстречу единственному неведомому другу, такому прекрасному, что при одном только ожидании его все преграды движению моему рассыпаются ничтожною пылью».

В философском плане очень важна миниатюра «Лесной ручей». В мире природы Михаила Михайловича особенно интересовала жизнь воды, в ней он видел аналоги с жизнью человеческой, с жизнью сердца. «Ничто не таится так, как вода, и только сердце человека иногда затаивается в глубине и оттуда вдруг осветит, как заря на большой тихой воде. Затаивается сердце человека, и оттого свет», — читаем запись в дневнике. Или вот еще: «Помнишь, друг мой, дождь? Каждая капля отдельно падала, и капель этих всего было неисчислимые миллионы. Пока эти капли носились облаком и потом падали — это была наша жизнь человеческая в каплях. А после все капли сливаются, вода ручьями и реками собирается в океан, и опять испаряясь, вода океана порождает капли, и капли опять падают, сливаясь «. Запись сделана 21 октября 1943 года в Москве.

«Лесной ручеек» — это поистине симфония бегущего ручья, это и осмысление человеческой жизни, вечности. Ручей — «душа леса», где «травы рождаются под музыку», где «под звуки ручья раскрываются смолистые почки», «и напряженные тени струй бегут по стволам». И человек думает: рано или поздно, он тоже, как и ручей, попадает в большую воду и будет там также первым. Вода всем дает живительную силу. Здесь, так же как в «Кладовой солнца», присутствует мотив двух разных путей. Вода разделилась и, обежав большой круг, вновь радостно сошлась. Нет разных дорог и у людей, у которых горячее и честное сердце. Эти дороги — к любви. Душа писателя обнимает собою все живое и здоровое, что есть на земле, и наполняется высшей радостью: «… пришла моя желанная минута и остановилась, и последним человеком от земли я первый вошел в цветущий мир. Ручей мой пришел в океан».

А на небосклоне зажигается вечерняя звезда. К художнику приходит женщина, и он ей, а не своей мечте говорит о любви. Любви к женщине Михаил Михайлович придавал особое значение. «Только через любовь можно найти себя как личность, и только личностью можно войти в мир любви человеческой».

Мы сейчас очень отдалились от природы, особенно городские жители. У многих же интерес к ней чисто потребительский. А если бы все люди так относились к природе, как М. М. Пришвин, то жизнь была бы содержательнее и богаче. И природа бы сохранилась. Поэма «Фацелия» указывает человеку путь из жизненного тупика, из состояния отчаяния. И может помочь не просто встать на твердую почву, но обрести радость. Это произведение для каждого человека, хотя Михаил Михайлович и говорил, что он пишет не для всех, а для своего читателя. Просто Пришвина нужно научиться читать и понимать.



  1. План. Введение………………………………………………………. ………………………….. 3 Глава I Характеристика мировоззрения Достоевского. 1. Морально-этические и религиозные взгляды художника; вопрос о «природе» человека…………………………12 2. Отношение писателя к Библии; роль...
  2. Во всякой книге предисловие есть первая и вместе с тем последняя вещь; оно или служит объяснением цели сочинения, или оправданием и ответом на критики. Но...
  3. Все согласны в том, что еще ни одна книга не произвела столько разнообразных толков, как «Выбранные места из переписки с друзьями». И — что всего...
  4. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1 «ПОРТРЕТ» ГЛАВА 2 «МЕРТВЫЕ ДУШИ» ГЛАВА 3 «ВЫБРАННЫЕ МЕСТА ИЗ ПЕРЕПИСКИ С ДРУЗЬЯМИ» § 1 «Женщина в свете» § 2 «О...
  5. С каждым годом все меньше и меньше остается среди нас тех, кто встретил роковой рассвет 22 июня 1941 г. Тех, кто суровой осенью 1941 г....
  6. Мой слуга, повар и спутник по охоте — полесовщик Ярмола вошел в комнату, согнувшись под вязанкой дров, сбросил ее с грохотом на пол и подышал...
  7. Страницы биографии. Творчество Беляева как основоположника советской фантастики Заключение. Вывод. Библиография: Александр Романович Беляев родился 16 марта 1884 года в Смоленске, в семье священника. Отец...
  8. Во многих произведениях советской литературы 1960-80-х годов отношение к природе, восприятие ее являются мерилом нравственности человека. В повестях «Весенние перевертыши» В. Тендрякова, «Белый пароход» Ч....
  9. Л. П. Егорова, П. К. Чекалов Философская проблематика Богатство и сложность философской проблематики романа «Дорога на Океан» , оригинальность, необычность его формы не были поняты,...

Обманчивая легкость этой темы может привести ученика к пустым рассуждениям о красоте и вечности природы. Необходимо понимать, что уже в “деревенской” прозе – 60-70-е годы XX века – одной из причин для беспокойства о деревне оказывается экологический кризис, разрушение тесных, традиционных для нации связей человека и природы. Именно поэтому в творчестве В. Белова, В. Астафьева, С. Залыгина, В. Распутина идет разговор о том, что деградация современного человека, упадок его нравственности и приводит к нарушению природного закона, вводит в состояние

Экологического кризиса. Авторы пособия “Готовимся к экзамену по литературе” (СПГУ, 1996) А. О. Большев и О. В. Васильева указывают, что произведения указанных авторов пронизывает мысль: “Человек, являясь неотъемлемой частицей природы, должен жить по природному закону” (С. Залыгин), то есть ставится вопрос не только “о природе вне нас”, но и “о природе внутри нас”, о природе самого человека.

Современная жизнь, прогресс отчуждают человека от природного мира, формируют у него психологию временщика, безжалостно эксплуатирующего природу, которую он ощущает просто окружающей средой, не “храмом, а мастерской”,

Действуя намного жестче, чем Базаров.

Выпускнику продуктивнее сосредоточиться на одном произведении. Это могут быть повествования в рассказах “Царь-рыба” (1976) В. Астафьева или же повести В. Распутина “Прощание с Матерой” (1976) или “Пожар” (1985).

В астафьевском произведении, которому присуща открытая публицистичность, в центре – экологическая проблематика.

В. Астафьев рисует целую цепь картин браконьерского надругательства над природой. Браконьеры у него – и государственные чиновники, безжалостно уничтожающие великий Енисей во имя победной статистики. Исследователи отмечают, что писателю удается не впасть в социальный романтизм, он понимает, что прошлого не вернуть, при том даже, что каждый рассказ завершается обязательным наказанием браконьера.

“Лирические медитации” (Н. Л. Лейдерман) автора о хрупкости и трепетности жизни составляют эмоциональную, обаятельную часть повествования.

Современную жизнь он сравнивает с зимой, когда людей только и согревает мечта о лете, тепле и солнце. Согревает надежда, но наступит ли долгожданная гармония – на этот вопрос автор так и не дает ответа.

Если же ученик обратится к распутинской повести “Пожар”, то и здесь он должен будет указать на публицистичность произведения, которая свидетельствует о том, что обращение к теме экологической и нравственной катастрофы не дает самому автору конечных ответов. Вопросы так и остаются неразрешимыми. Сможет ли предложить свое решение новое поколение писателей, следующее поколение граждан России?

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Что такое природа? Это и Божий храм, и мастерская, но хозяйствовать в ней нужно разумно, чтобы не только сохранить уникальные...
  2. О теме: Человек и природа всегда были вместе, но со времен начала индустриализации, роста технического прогресса и перехода на нанотехнологии,...
  3. Постепенное угасание классицизма и возникновение и развитие романтизма обусловили новый подход к решению проблем, занимающих русских писателей. Происходит смена канонов,...