Страстный герой пушкинского романа «Евгении Онегин. 

Урок №1

Тема. А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». «Странный» герой пушкинского романа, незаурядность его натуры. Искания Онегина, трагические итоги жизненного пути, их причины.

Цели урока:

образовательная: помочь учащимся раскрыть особенности характера Евгения Онегина, вникнуть в суть рассуждений главного героя о жизни;

развивающая: развивать умение анализировать текст, делать выводы из прочитанного, образное и логическое мышление и речь учащихся.

воспитательная: прививать интерес к творчеству Пушкина, воспитывать лучшие человеческие качества, сознательный подход к проблеме становления характера и судьбы человека.

Тип урока: урок применения знаний и формирование умений.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Постановка целей и задач.

ІІІ. Мотивация учебной деятельности.

1. Слово учителя.

Роман Пушкина является величайшими произведением первой половины 19 в. Это роман одно из самых любимых и в то же время сложнейших произведений русской литературы. Его действие разворачивается в 20-е гг. 19 в. В центре внимания - быт столичного дворянства эпохи духовных исканий передовой дворянской интеллигенции.

Что же представляет собой главный герой романа - Евгений Онегин?

IV. Работа над новым материалом

1. Реализация домашнего задания (высказывания об Онегине)

Опорные вопросы

(По желанию, учащиеся могут выбрать один вопрос или рассказать то, что готовили дома.)

♦ Каким вы представляете Евгения Онегина? Что, прежде всего, привлекло ваше внимание? Как это его характеризует?

♦ Как вы оцениваете взаимоотношения героя с другими персонажами произведения?

♦ Что говорят об Онегине другие герои? С кем вы согласны?

♦ Как вы полагаете, что думает о своём герое автор?

♦ Каким вам представляется Онегин? на какие мысли о жизни, о человеке он вас навёл?

♦ Можете ли вы сказать, что вы его знаете и понимаете?

2. Метод «пресс»

♦ Какое из предложенных ниже высказываний, на ваш взгляд,

Больше всего подходит для характеристики Евгения Онегина?

- «Молодость, здоровье, богатство, соединённые с умом, сердцем:

Чего бы, кажется, больше для жизни и счастья?» (В. Белинский).

- «…Страдающий эгоист… его можно назвать эгоистом поневоле…» (В. Белинский).

- «…Это бездельник, потому что он никогда ничем не занимался, человек, лишний в той сфере, в которой находится…» (А. Герцен).

- «Человек определяется тем, каков он наедине со своей совестью» (О. Волков). Подсказка. Высказывание строят в 4 этапа:

1) изложите свою мысль: «Я считаю, что…»;

2) объясните причину появления этой мысли: «Потому что…»;

3) приведите аргументы в поддержку вашей позиции: «Например…»;

4) сделайте вывод: «Таким образом,…».

3. Проблемная исследовательская беседа

«Трагичен ли жизненный путь Онегина?»

Групповая работа (Объединение в группы)

Исследователи первой группы, используя текст I, II, VIII глав, рассказывают о том, как относились к Онегину в светском обществе, как восприняло его поместное дворянство, петербургское общество; делают вывод о том, что общество осуждает Онегина. Это люди среднего уровня, а удел каждого, кто возвышается над ними,— одиночество.

Вторая группа исследователей, используя текст I, VI, VIII глав, рассказывают о том, как проводил время Онегин, живя в Петербурге, а потом — в деревне; о внутреннем, духовном мире Евгения; об отношении автора к своему герою; делают вывод о выздоровлении души Онегина, прошедшего путь от любования своей исключительностью к самосовершенствованию, о том, что автор любит и жалеет своего героя и надеется на лучшее в его судьбе.

4. Фронтальная работа

Оптимистичен или трагичен путь Онегина? Предложите аргументы «за» и «против».

5. Проектная деятельность.

Презентация на тему «Странный» герой пушкинского романа, выполненная учащимися.

6. Слово учителя.

В литературоведении существует понятие «лишний человек». Этот термин принадлежит И. С. Тургеневу, который написал повесть «Дневник лишнего человека». Через несколько лет после опубликования повести Тургеневский термин стал употребляться достаточно широко. У героев, которых называют «лишними людьми», есть общие черты: скептицизм, социальная апатия, эгоизм, одиночество. Раньше Онегина называли «лишним человеком» потому, что он не стал декабристом, не сблизился с народом. а какое определение «лишнему человеку» дали бы вы? (Люди, которые по своему развитию и уму стояли выше окружающего их общества, критически относились к нему, но не смогли найти применения своим силам и способностям.)

V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Что означает имя Евгений? (В переводе с древнегреческого: благородный)

А что можно сказать о герое, исходя из букв его фамилии и учитывая его характер и поведение? Запишем эти характеристики напротив каждой буквы:

О — одарённый, оригинальный…

Н — необычный, начитанный, новый герой…

Е — европейского склада, если е = э, то эгоист…

Г — главный герой, гордый…

И — интеллектуальный, изысканный, интересный…

Н — непонятный, незаурядный…

Можем ли мы в чём-то обвинять Онегина? Строго его судить? Почему?

VІ. Домашнее задание.

1. Конкурс коллажей «Евгений Онегин».

2. Индивидуальное задание трем учащимся: презентация «Образ Татьяны в романе».

Итак, сюжет романа построен так, что герои словно выходят за его рамки. Они явно живут в двух сферах – авторском воображении и в реальной среде, где становятся знакомыми автора. Рядом с «романом героев» есть и «роман жизни» , в котором действующие лица встречаются с автором, Пушкиным. И если «роман героев» кончается трагически, то «роман жизни» еще не завершен. Возникает художественная иллюзия, будто события в романе не вымышлены Пушкиным, а только подсмотрены в самой действительности. И это доказывает глубокую жизненность сюжета «Евгения Онегина» . В романе своеобразное начало: новый для литературы того времени художественный прием:

Онегин родился в богатой, но разоряющейся дворянской семье. Его детство прошло в полном отрыве от народа, от всего русского, национального, он воспитывался французами. И воспитание и образование Онегина носило поверхностный характер и не подготовило его к труду, реальной жизни. Такое воспитание было характерно для огромного большинства столичных дворян.

В первой главе образ жизни Онегина приближается к господствующему идеалу, к норме общества того времени. Главная задача первой главы – показать те общественные условия, которые формировали Онегина, показать породившую его среду. Молодой Онегин стремится полностью отвечать идеалу светского человека: богатство, роскошь, наслаждение жизнью, блестящий успех в свете, успех среди женщин –

«Забав и роскоши дитя» Онегин получил типичную для того времени жизнь: балы, рестораны, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. Но и театр для него лишь дань определенному ритуалу светской жизни. Онегина больше интересуют встречи и интрижки с очаровательными актрисами, чем сцена, искусство. Он глубоко равнодушен и к неподражаемой «блистательной» Истоминой, и к великолепным постановкам Дидло. С мужчинами со всех сторон Раскланялся, потом на сцену В большом рассеянье взглянул, Отворотился и зевнул. И молвил: «Всех пора на смену; Балеты долго я терпел, Но и Дидло мне надоел.

Автор отмечает его «мечтам невольную преданность, неподражательную странность и резкий охлажденный ум» , чувство чести и благородство души. Это не могло привести Онегина к разочарованию и интересах светского общества, к недовольству политической и социальной обстановкой, сложившейся в России после Отечественной войны 1812 года. Какими словами говорит поэт о своей дружбе с Онегиным? Что нравилось в нем Пушкину? Как пишет поэт о сходстве и различии их настроений и взглядов? Перечитаем последние три строки строфы 45: Обоих ожидала злоба Слепой Фортуны и людей На самом утре наших дней. Пушкин подчеркивает отрицательное отношение Онегина к окружающей среде: «шутки с желчью пополам» ; говорит о «злости мрачных эпиграмм» , о «язвительном» споре. Все это показывает, что Онегин принадлежит к числу тех, кто «жил и мыслил» . Так постепенно проясняется образ Онегина и проступают черты человека талантливого, умного, полного благородных стремлений. Прежняя ирония, когда речь шла об Онегине – рабе светских привычек и взглядов – заменяется сочувственным и серьезным тоном, автор подчеркивает свою близость к Онегину, общность некоторых их взглядов и настроений.

Порвав со светом (« условий света свергнув бремя»), Онегин взялся за самообразование: «Отрядом книг уставил полку, Читал, читал – а все без толку…» Говоря о чтении Онегина, нужно вспомнить и о тех книгах, которые он привез в деревню, - их просматривает Татьяна, когда приходит в его опустевший дом. Пушкин называет здесь (глава седьмая, строфа 22) прежде всего Байрона («Певца Гяура и Жуана»). Байрон был в глазах современников олицетворением свободолюбивого человечества. Пушкин неоднократно указывает на то, что Байрон – любимый поэт Онегина: в его кабинете «лорда Байрона портрет» . Так раскрывает Пушкин интеллектуальное превосходство Онегина над его средой.

Ряд нераскрытых автором намеков показывает и другие стороны внутренней жизни Онегина. И хоть он был повеса пылкий, Но разлюбил он наконец И брань, и саблю, и свинец. (глава 1, строфа 37) Он в первой юности своей Был жертвой бурных заблуждений И необузданных страстей. (глава 4, строфа 9) То видит он врагов забвенных, Клеветников, и трусов злых, И рой изменниц молодых,

Здесь Пушкин сближает переживания Онегина со своими настроениями: вспомним такие признания Пушкина, как: «Я жертва клеветы и мстительных невежд» (Посвящение к «Каквказскому пленнику») или строки из элегии «Погасло дневное светило. Я вас бежал, питомцы наслаждений, Минутной младости минутные друзья; И вы, наперсницы порочных заблуждений, Которым без любви я жертвовал собой, Покоем, славою, свободой и душой, И вы забыты мной, изменницы младые, Подруги тайные моей весны златыя, И вы забыты мной… (1820) Мне вас не жаль, неверные друзья, Венки пиров и чаши круговые, Мне вас не жаль, изменницы младые… (1820)

Так постепенно рисует поэт положительные черты Онегина: он человек незаурядный, у него острый критический ум, он недоволен окружающей жизнью, ему душно в светской среде, у него передовые литературные симпатии, любимые книги и герои, у него благородная душа, он честен и горд. Вот эти особенности жизни и характера Онегина делают его образ сложным и богатым, внутренне значительным.

Третий период жизни Онегина Пребывание Онегина в деревне, продолжавшееся около года, во многом примыкает к периоду светской жизни. - Что объединяет их? Изменилось ли настроение Онегина? (« В деревне скука та же») - Что сделал Онегин для улучшения жизни своих крестьян? Как оценили это крестьяне? - Как отнеслись к этому

Онегин выступает как представитель нового в своем благородном поступке. Влияние света и принятых в дворянском кругу взглядов, норм морали и поведения преодолеваются Онегиным. Но этот процесс сложен и не мог быть быстрым. Предрассудки света, закрепленные всем ходом и условиями воспитания и юношеской жизни Онегина, были прочны в его душе, их можно было преодолеть только жизненными испытаниями, душевным страданием за себя и за людей, только тесным соприкосновением с реальной жизнью народа, и Пушкин показывает в романе противоречия в мышлении и поведении Онегина, борьбу «старого» и «нового» в его сознании, сопоставляя его с другими героями романа – Ленским и Татьяною, сплетая их судьбы.

Каковы первые впечатления Онегина, когда он получил письмо Татьяны? Перечитаем строфу 11 четвертой главы: Но, получив посланье Тани, Онегин живо тронут был: Язык девических мечтаний В нем думы роем возмутил; И вспомнил он Татьяны милой И бледный цвет, и вид унылый; И в сладостный, безгрешный сон Душою погрузился он. Быть может, чувствий пыл старинный Им на минуту овладел; Но обмануть он не хотел Доверчивость души невинной. Все хорошее, чистое, светлое в его душе, все не замутненное, не загрязненное светом и светской моралью проснулось в Онегине: «Мне ваша искренность мила; Она в волненье привела Давно умолкнувшие чувства» .

Глубина и значительность душевного мира Татьяны, искренность и сила ее чувства поняты и оценены Онегиным, они родили в его душе такое же чистое и глубокое ответное чувство: «Я вас люблю любовью брата И, может быть, еще нежней » . А несколько ранее он сказал Татьяне: «Нашед мой прежний идеал, Я, верно б, вас одну избрал В подруги дней моих печальных, Всего прекрасного в залог…» В восьмой главе герой объясняет через несколько лет свой отказ ответить на ее чувство: «Случайно вас когда-то встретя, В вас искру нежности заметя, Я ей поверил не посмел: Привычке милой не дал ходу; Свою постылую свободу Я потерять не захотел… Я думал: вольность и покой Замена счастью» .

Безразличие к жизни, пассивность, желание «покоя» , равнодушие и внутренняя опустошенность вступили тогда в душе Онегина в противоречие с молодым, теплым и искренним чувством – и победили, подавили его. Еще трагичнее столкновение «старого» и «нового» в сознании Онегина раскрывается в его взаимоотношениях с Ленским. -

Глава 6, строфы 9 -11 Онегин и его мотивы Онегин сказал Зарецкому, получив вызов Ленского «… что он всегда готов» . В эту первую и очень важную минуту в истории дуэли Онегин не думает, не анализирует своего поведения, а отвечает готовой, обязательной, внушенной ему светской средой формулой. Так вступили в действие светская автоматика мыслей и поступков, нормы светской морали. За что обвинял себя Евгений «наедине с своей душой» ? В чем он был неправ перед Ленским? Мог ли и должен ли он был предотвратить дуэль? Сумел бы он «обезоружить младое сердце» ? Почему он не сделал этого, что удержало его? Опять светские нормы морали властвуют над поведением Онегина: Но дико светская вражда Боится ложного стыда. Так дуэль стала убийством. Именно это слово употребляет Пушкин для обозначения трагической гибели Ленского. Ну, что ж? убит, - решил сосед. (глава 6, строфа 35) Убив на поединке друга… (глава 8, строфа 12) Убийца юного поэта… (глава 6,

Убийство Ленского на дуэли во имя норм светской морали было осознано как преступление прежде всего самим Онегиным. Началась мучительная трагедия его совести. Он бежал из деревни, томимый поздним и бесполезным раскаянием и тоской. Оставил он свое селенье, Лесов и нив уединенье, Где окровавленная тень Ему являлась каждый день (гл. 8, строфа 13) А перед ним воображенье Свой пестрый мечет фараон. То видит он: на талом снеге, Как – будто спящий на ночлеге, Недвижим юноша лежит, И слышит голос: что ж? убит! (гл. 8, строфа 37)

4. Четвертый этап в жизни Онегина начинается его трехлетним путешествием по России: «Им овладело беспокойство, Охота к перемене мест» . Путешествие Онегина по России дало ему возможность впервые в жизни узнать Родину, увидеть ее действительное положение, узнать правду о страданиях народа, о всеобщем угнетении. Онегин хотел найти себе новый жизненный путь, какое-то полезное дело. В черновике мы читаем: Онегин (вновь займуся им), Убив на поединке друга, Дожив без цели и трудов До двадцати шести годов, Томясь в объятиях досуга, Без службы, без жены, без дел, Быть чем-нибудь давно хотел. Путешествие должно было наметить путь перерождения Онегина, помочь ему найти свое место в жизни («быть чем-нибудь») Белинский говорил: «В 26 лет так много пережить, вкусив жизни, так изнемочь, устать, ничего не сделав, дойти до такого безусловного отрицания, не перейдя ни через какие убеждения: это смерть!» Впечатления от картин народной жизни наполнили душу Онегина новой тоской: она стала болью за Родину, за ее позорное настоящее, за бесцельную и никому не нужную жизнь.

Последний этап жизни Онегина, описанный в законченных главах романа, рисует его возвратившимися в светское петербургское общество. Изображение этого общества в восьмой главе резко отличается от картины светской жизни, нарисованной в первой главе. Если там преобладали добродушная ирония и шутка, то теперь Пушкин изображает светскую среду с чувствами негодования и гнева. Это новое настроение автора созвучно настроению его героя. Онегин теперь совершенно другой человек. Резко изменилось к нему и отношение к нему светского общества. Если свет ласкал юношу, то теперь его ненавидят. Перечитаем 7 -12 строфы восьмой главы. Среди ненавистной Онегину среды новым светом засияла для него Татьяна. Онегин полюбил ее. Нельзя сомневаться в глубине его чувств. Письмо Онегина написано Пушкиным с необычайным подъемом и силой. Взволнованность, потрясенность, страстность заменили холодное равнодушие, модную разочарованность в жизни молодого Онегина.

Онегин никогда не переставал думать о Татьяне. Раскроем четвертую главу: приехал Ленский. Вопрос Онегина: «Ну, что соседки? Что Татьяна? Что Ольга резвая твоя? » (строфа 48)- сперва задан вопрос о Татьяне, а не о невесте Ленского. Так Пушкин подготовлял нас к восприятию искренней и глубокой вспышки любовного чувства Онегина, которая нашла выражение в его письме к Татьяне. «А нынче! – что к моим ногам Вас привело? какая малость! Как с вашим сердцем и умом Быть чувства мелкого рабом? » Но любовь Онегина далека от «мелкого чувства» . Читателю

Белинский заканчивает анализ образа Онегина: «Что сталось с Онегиным потом? Воскресила ли его страсть для нового, более сообразного с человеческим достоинством страдания? Или убила она все силы души его, и безотрадная тоска его обратилась в мертвую холодную апатию? – Не знаем, да и на что нам знать это, когда мы знаем, что силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца? Довольно и этого знать, чтоб не захотелось больше ничего знать…» В русскую литературу Онегин вошел как образ лишнего человека, не нашедшего своего жизненного пути, не обладавшего должной силой характера, чтобы вырваться из

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН - главный герой пушкинского романа в стихах, действие которого разворачивается в России от зимы 1819-го до весны 1825 года, (см.: Ю. М. Лотман. Комментарий.) Введен в сюжет сразу, без предисловий и прологов.

Евгений Онегин (гл. 1) едет в деревню к занемогшему дяде; застает его уже умершим, вступает в наследство, два дня наслаждается деревенским покоем, а затем вновь впадает в излюбленное состояние разочарованного денди - хандру. Скуку не способны развеять даже хозяйственные эксперименты в духе времени (замена барщины оброком); одиночество скрашивает только дружба с соседом Владимиром Ленским, молодым поэтом и свободолюбцем, вернувшимся из Геттингенского университета. Евгений Онегин старше Ленского на 8 лет (родился в 1795 или 1796 г.); в отличие от Ленского - изначально разочарован, но не спешит разочаровать Владимира, влюбившегося в соседку, Ольгу Ларину (гл. 2). Ленский вводит Онегина в дом Лариных; сестра Ольги, Татьяна, влюбляется в Евгения и отравляет ему любовное письмо, «скроенное» по лекалу любовного романа, притом предельно искреннее (гл. 3). Евгений тронут, но отказывается поддержать «романную» игру. Он - в соответствии с этимологическим значением своего имени (см. ст.: «Ленский») поступает как благородный светский человек; выдержав паузу, является в дом Лариных и в саду объясняется с неопытной девушкой. Его исповедь, перерастающая в проповедь, по-отечески тепла, но по-отечески и нравоучительна; он готов любить Татьяну «любовью брата» и даже чуть сильней - но не более того (гл. 4).

Наметившийся любовный сюжет кажется развязанным; Евгений живет анахоретом, подражая Байрону, летом плавает ранним утром в ледяной реке, зимой «со сна» принимает ванну со льдом; «с самого утра» играет «на бильярде в два шара». Онегин получает через Ленского приглашение пожаловать на именины Татьяны, 12 января 1821 г. (гл. 5). Здесь, раздраженный полуобмороком Татьяны (он продолжает «читать» ее поведение сквозь романную призму и не верит в непосредственность порыва), Евгений решает подразнить Ленского и приглашает Ольгу (которая через две недели должна выйти за Владимира замуж!) на танец. Танцует с ней вальс, мазурку, «шепчет нежно / Какой-то пошлый мадригал», добивается согласия на котильон - чем вызывает бешеную ревность Ленского (гл. 5). Наутро через соседа-дуэлянта Зарецкого (типовая литературная фамилия бретера) получает от Ленского вызов на дуэль. Отвечает - в соответствии с дуэльным кодексом - безусловным согласием; потом жалеет, но поздно: «<…> дико светская вражда / Боится ложного стыда» (гл. 6, строфа XXVIII). Чуть не проспав и прихватив вместо секунданта слугу-француза Гильо, Онегин является в рощу; начав с 34 шагов, дуэлянты сходятся; Онегин стреляет первым - Ленский убит (гл. 6). Евгений вынужден уехать; так, едва завязавшись, обрывается и нить сюжета светской повести.

Зато любовный сюжет, после ложной развязки 4-й главы, получает неожиданное продолжение, в конце концов восстанавливая и жанровые «декорации» светской повести. После длительного путешествия по России [с июля 1821 г. по август 1824 г.: Москва, Нижний Новгород, Астрахань, Кавказ, Таврида (Крым), Одесса; о маршруте читатель узнает позже, из «Отрывков из Путешествия Онегина», публикуемых в виде «приложения» пропущенной главы к основному тексту романа] двадцатишестилетний Онегин на светском рауте встречает Татьяну, вышедшую замуж за «важного» генерала и ставшую московской княгиней. Он потрясен переменой, произошедшей с нею. Зеркально повторяя сюжетный «ход» самой Татьяны, влюбленный Онегин отправляет ей письмо, другое, третье и не получает ответа - лишь гнев в ее глазах и «крещенский холод» при встрече в «одном собранье». Потеряв голову, Онегин едет к Татьяне без предупреждения; застает ее за чтением своего письма; выслушивает слезную проповедь («Я вас люблю <…>/ Но я другому отдана; / Я буду век ему верна»); стоит «как… громом поражен», - и в этот момент раздается «шпор незапный звон» Татьяниного мужа. Кульминация заменяет развязку; финал открыт; читатель расстается с героем на крутом переломе его судьбы (гл. 8).

Имя. Литературная родословная. Дав герою имя Евгений и фамилию Онегин, Пушкин сразу вывел его за пределы реального, жизненного пространства. Со времен Кантемира (вторая сатира; здесь и далее см.: Ю. М. Лотман. Комментарий) имя Евгений сатирически связывалось с литературным образом молодого дворянина, «пользующегося привилегиями предков, но не имеющего их заслуг» (ср. образ Евгения Негодяева в романе А. Е. Измайлова «Евгений, или Пагубные следствия дурного воспитания и сообщества», 1801). Фамилия Онегин - равно как и Ленский - подчеркнуто «вымышленная»: дворянин мог носить топонимическую (реже - гидронимическую) фамилию только в том случае, если топоним указывал на его родовое владение, а крупные реки не могли полностью протекать в пределах родовых вотчин. (По той же модели, восходящей к опыту русской комедии XIX в., но с оглядкой именно на Пушкина, будут построены фамилии Печорин - у Лермонтова, Волгин - у Бестужева-Марлинского и др.) Едва дав герою «литературное» прозвание, Пушкин тут же соотнес его с живыми людьми 1820-х годов: Евгений знаком с Кавелиным, он «второй Чедаев»; на дружеской ноге и с Автором романа [хотя образ Автора (см. ст.), в свою очередь, лишь условно совпадает с личностью Пушкина]. Но, связав Евгения Онегина с живой жизнью, Пушкин отказался проводить параллели между его судьбой и судьбами реальных людей, «прототипов» (правда, впоследствии предпринимались попытки указать в этой связи на А. Н. Раевского, саркастического знакомца Пушкина периода южной ссылки и др.). «Второй Чедаев» отражен в многочисленных литературных зеркалах, подчас взаимоисключающих. Онегин сравнивается то с авантюрным героем романа Ч. Метьюрина «Мельмот-скиталец» (также начинающегося поездкой Мельмота к больному дяде), то с разочарованным Чайлд Гарольдом Дж. Г. Байрона, то с Грандисоном (таким видит его Татьяна; Автор с ней не согласен), то с Чацким из «Горя от ума», то с Ловласом. В подтексте - с Паоло, возлюбленным Франчески из «Божественной комедии» Данте, то с «пиитом» из стихотворения «Богине Невы» М. Н. Муравьева. Так достигается замечательный оптический эффект: образ героя свободно перемещается из жизненного пространства в литературное и обратно; он ускользает от однозначных характеристик.

Автор и герой. Во многом это объясняется и подвижностью авторского отношения к герою. Оно меняется не только от главы к главе (роман печатался отдельными выпусками по мере написания; замысел менялся по ходу работы), но и в пределах одной главы. Судя по первой из них, в Евгении Онегине должен был узнаваться тип современного Пушкину (практически одно поколение!) петербуржца, получившего домашнее «французское» воспитание, поверхностно образованного [знание латыни, чтоб «эпиграфы разбирать», анекдотов (т. е. забавных случаев из мировой истории, имевших место в действительности или по крайней мере правдоподобных); неумение отличить «ямб от хорея»], зато постигшего «науку страсти нежной». Онегин «жить торопится и чувствовать спешит». (Распорядок его дня в 1-й главе полностью соответствует традиции светского времяпрепровождения: позднее, за полдень, пробуждение; занятия в «модном кабинете», прогулка по бульвару; дружеский ужин; театр; бал.) Затем он разочаровывается во всем и охладевает душой ко всему; попытки заняться писательством ни к чему не приводят. Евгения Онегина охватывает модная английская болезнь - сплин («русская хандра»).

В начале 1-й главы Автор готов сблизить онегинскую разочарованность с разочарованностью оппозиционной молодежи из круга преддекабристского «Союза благоденствия». (Евгений читает Адама Смита; его равнодушие к поэзии уравновешено вниманием к политической экономии; его модный туалет, франтовство и повесничанье по-чаадаевски отдают фрондерством.) Но к концу главы психологические мотивировки образа меняются; разочаровавшись в наслаждениях света, Онегин не становится «серьезным» бунтарем; причина его томления - душевная пустота; его внешний блеск указывает на внутренний холод; его язвительные речи свидетельствуют не столько о критическом взгляде на современный мир, сколько о презрительности и высокомерии. «Байронический» тип поведения лишается романтического ореола. Автор, поспешивший записать Евгения Онегина в свои приятели, постепенно дистанцируется от него, чтобы в конце концов признаться: «Всегда я рад заметить разность / Между Онегиным и мной».

Мало того, «серьезная» точка зрения на Евгения Онегина как на оппозиционера передоверена глуповатым провинциальным помещикам, его соседям по дядиному имению (где-то на северо-западе России, в семи днях езды «на своих» из Москвы, т. е. в глуши, подобной Михайловскому). Только они способны считать Евгения Онегина «опаснейшим» чудаком и даже фармазоном. Автор (и читатель) смотрит на него иным, все более трезвым взглядом. Что в той же мере отдаляет Автора от Онегина, в какой и заново сближает его с героем, - но на ином уровне.

Евгений Онегин, Татьяна и Ленский. Постепенно к этому взгляду должна прийти и Татьяна, которая (будучи, как всякая уездная барышня, читательницей романов) сама, с помощью воображения, привносит в равнодушный облик Онегина черты «модного тирана», по характеристике Автора, - таинственно-романтические. То он ей кажется спасителем Грандисоном, то искусителем Ловласом, то демоническим разбойником, главарем шайки, балладным злодеем (таким он входит в ее сон; см. ст. «Татьяна»), Именно в такого, литературного Евгения влюбляется она без памяти; именно такому, литературному Онегину адресует она свое любовное письмо, ожидая от него литературной же реакции. («Спасительной» или «искусительной» - это уж как получится.) Онегин, хотя и тронут письмом, действует как хорошо воспитанный светский человек - и только; это Татьяну устроить никак не может. Однако Евгений не в состоянии измениться. Как светский человек, он дразнит Ленского мнимым увлечением Ольгой; как светский человек, холодно принимает вызов (при том, что смертельную обиду другу нанести совсем не хотел и драться с ним не желает); как светский человек, убивает своего приятеля-антипода. Не из жестокости (над мертвым Ленским он стоит «в тоске сердечных угрызений»), а по обстоятельствам. И когда после отъезда Онегина в Петербург Татьяна попадает в его деревенский кабинет, всматривается в детали (груды книг, портрет лорда Байрона, столбик с чугунной куклой Наполеона), пытается его глазами читать романы, - скорее всего, «Рене» Шатобриана и «Адольфа» Б. Констана (см.: Ю. М. Лотман. Комментарий), следя за резкими отметками холеного онегинского ногтя на полях, то ее точка зрения на Евгения Онегина сближается с авторской. Он - не «созданье ада иль небес», а, может статься, всего лишь пародия на свою эпоху и свою среду.

Герой, презирающий мир за его пошлость, противопоставляющий свое поведение старомодной норме, вдруг оказывается предельно несамостоятельным; и то, что приговор вынесен Татьяной, по-прежнему любящей Онегина, - особенно страшно.

В таком эмоциональном «ореоле» герой появляется перед читателем и в 8-й главе. (Промежуточное звено онегинской судьбы, способное вновь резко осложнить его образ - «Отрывки из Путешествия», - пропущено, перенесено в конец романа.) Теперь уже не Автор, не Татьяна, но пушкинская Муза пытается разгадать загадку Евгения Онегина - сплин или «страждущая спесь» в его лице? Какую маску он носит теперь? Мельмота? Космополита? Патриота? Но в том-то и дело, что психологическому портрету героя предстоит претерпеть еще одну существенную перемену.

Встреча с Татьяной заставляет что-то шевельнуться в глубине «души холодной и ленивой»; эпитет, который однажды уже был закреплен за поэтичным Ленским, в начале 8-й главы как бы ненароком применен к Онегину («безмолвный и туманный»). И эта «переадресовка» эпитета оказывается неслучайной и вполне уместной. Продолжая зависеть от «законов света» (любовь к Татьяне тем сильнее, чем слаще запретный плод и чем неприступнее молодая княгиня), Онегин тем не менее открывает в своей душе способность любить искренне и вдохновенно - «как дитя». Письмо (которое он пишет по-русски, в отличие от Татьяны, писавшей по-французски) одновременно и светски-куртуазное, дерзко адресованное замужней женщине, и предельно сердечное:

Чужой для всех, ничем не связан,

Я думал: вольность и покой

Замена счастью. Боже мой!

Как я ошибся, как наказан.

Но так и быть: я сам себе

Противиться не в силах боле;

Все решено: я в вашей вол

И предаюсь моей судьбе.

Недаром Пушкин вводит в это письмо парафраз своего собственного стихотворения о покое, счастье и воле: «На свете счастья нет…» (условно датируется 1834 г.).

И когда, не получив ответа, Онегин в отчаянии принимается читать без разбора, а затем пробует сочинять - это не просто повтор эпизодов его биографии, о которых читатель знает из 1-й главы. Тогда (равно как и в деревенском кабинете) он читал «по обязанности» - то, что «на слуху», подражая духу времени. Теперь он читает Руссо, Гиббона и других авторов, чтобы забыться в страдании. Причем читает «духовными глазами / Другие строки» (строфа XXXVI). Ранее он пробовал писать от скуки, теперь - от страсти и, как никогда, близок к тому, чтобы действительно стать поэтом, подобно Ленскому или даже самому Автору. И последний поступок Евгения, о котором читатель узнает - незваный визит к Татьяне, - столько же неприличен, сколько и горяч, откровенен.

Пустота начала заполняться - не легковесным свободомыслием, не поверхностной философией, но непосредственным чувством, жизнью сердца. Именно в этот миг Онегину суждено пережить одно из самых горьких потрясений своей жизни - окончательный и бесповоротный отказ Татьяны, которая преподает тайно любимому ею Евгению нравственный урок верности и самоотверженной силы страдания. Этот отказ перечеркивает все надежды Евгения на счастье (хотя бы и беззаконное!), но производит в нем такой переворот чувств и мыслей, который едва ли не важнее счастья:

Она ушла. Стоит Евгений,

Как будто громом поражен.

В какую бурю ощущений

Теперь он сердцем погружен!

Но шпор незапный звон раздался,

И муж Татьянин показался,

И здесь героя моего,

В минуту, злую для него,

Читатель, мы теперь оставим,

Надолго… навсегда. <…>

(Строфа XLVIII)

Евгений Онегин замирает на границе, где завершается замкнутое романное пространство и начинается пространство самой жизни. Восприятие онегинского образа оказалось поэтому необычайно противоречивым - как восприятие живого, постоянно меняющегося человека.

В процессе публикации романа отдельными главами смещалось отношение к образу Евгения Онегина у писателей декабристского круга; ожидание того, что Пушкин «выведет» второго Чацкого, контрастно противопоставленного свету и обличающего общество (А. А. Бестужев), не оправдалось: «франт», поставленный в центр большого романа, казался фигурой неуместной; близкой к бестужевской точки зрения на Евгения Онегина придерживался К. Ф. Рылеев. Молодой И. В. Киреевский, еще не ставший славянофилом, но имевший внутреннюю склонность к почвенничеству, определил Онегина как пустоту, у которой нет определенной физиономии («Нечто о характере поэзии Пушкина», 1828). В более поздней (1844–1845) оценке В. Г. Белинского Евгений Онегин - эпохальный тип, в котором отразилась российская действительность; «эгоист поневоле», трагически зависимый от «среды». Как тип «лишнего человека» воспринимала Онегина не только «натуральная школа», но и писатели поколения М. Ю. Лермонтова (типологическое родство Печорина с Онегиным). В «Пушкинской речи» Ф. М. Достоевского (1880) Онегин полемически определен как тип европейского «гордеца», которому противостоит образ русской смиренницы Татьяны Лариной; тема «наполеонизма» Онегина, лишь кратко намеченная Пушкиным, разрастается до общефилософского масштаба.

Урок 3. Тема: А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». «Странный» герой пушкинского романа

Цели: раскрыть незаурядность натуры Онегина, духовную эволюцию его характера, смысл его духовных исканий, итогов его жизненного пути;

развивать умение и навыки анализа главного героя;

воспитывать умение любить и бороться за свою любовь, воспитывать жизнестойкость учащихся.

Оборудование: портрет Пушкина, текст романа «Евгений Онегин».

Тип урока: изучение и закрепление новых знаний.

Ход урока.

I . Мотивация учебной деятельности.

Учитель читает отрывок «Уж небо осенью дышало».

Ребята, из какого произведения данный отрывок?

Ответы учащихся.

Вопрос:

С каким произведением А.С.Пушкина мы познакомимся сегодня?

Ответы учащихся.

Формулировка темы и целей урока. Учитель корректирует и записывает тему урока на доске.

II . Работа по теории литературы.

Вчитаемся в тему. Слово «роман» – что это такое? Вспомним основные признаки романа: прозаический жанр эпоса большой формы; основную организующую роль играет сюжет (развитие характеров и событий); имеет несколько сюжетных линий; изображается история человеческих судеб на протяжении длительного времени; широко охватывает действительность.

Жанр «не роман, а роман в стихах дьявольская разница!» Почему?

Роман написан в стихотворной форме (стихотворная формапринадлежность лирики.)

Роман в стихах написан «онегинской строфой». Эту строфу специально создал Пушкин для своего романа. Она состоит из 14 строчек (как сонет). В ней применяются три главных способа рифмовки: перекрестная (абаб), смежная (аабб) и опоясывающая (абба) рифмы.

Для чего Пушкин создал особую строфу? Зачем такая разнообразная рифмовка? (Таким приемом автор сделал повествование живым, не однообразным, оно очень легко читается.)

III . Работа над темой урока.

Сообщение или проект творческой группы об истории создания романа в стихах «Евгений Онегин» (в качестве домашнего задания).

Анализ образа Евгения Онегина.

- О чём говорит заглавие романа? (Онегин – главный герой.)

Работа по граням кубика.
Учитель:

- Образ Евгения Онегина, как и всякого человека, многогранен. Используя гра­ни кубика, мы постараемся дать такое же коли­чество оценок пушкинскому герою, ответим на проблемный вопрос урока: «Трагичен ли путь Оне­гина?». Каждая грань характеризует какие-либо его черты. Каким же вы представляете себе Евгения Онегина – главного героя произведения? Сейчас вы нарисуете на листочках Евгения Онегина в вашем представлении.

Листы крепим на доску.

А теперь будем анализировать героя по граням. У меня в руках кубик.

Первая грань .

- Имя Евгений (древнегреческое) означает «благородный». А что мы можем ска­зать о герое, исходя из букв его фамилии и учи­тывая его характер и поведение?

одаренный , оригинальный ;

Н новый герой , начитанный , необычный ;

Е – европейского склада , э – эгоист ;

Г главный герой , гедонизм (удовольствие , направле­ние в этике , утверждающее наслаждение как выс­шую цель человеческого поведения );

И интеллектуал , интеллигент , интересный собесед­ник ;

Н – незаурядный , непонятный .)

Вторая грань.

- Что общего у Онегина с Чацким?

(Эти герои умные, ищущие и не находящие удовлетворения в обычной жизни дворянского общества, передовые люди своего времени, хотят не прозябать, а ощущать потребность в содержательной, полезной деятельности, испытывают недовольство собой, светским обществом.)

- Какие различия между Онегиным и Чацким?

(Чацкий точно знает, чего хочет, а Онегин – в поисках.)

Третья грань.

- Есть ли что-нибудь общее у Онегина с Мол чалиным?

(Только то, что они мо­лодые дворяне.)

- Какие различия между Онегиным и Молчалиным?

Молчалина низменные цели – успешная карьера и весело пожить. Онегина это не удовлетворяет.)

Четвертая грань.

- Что общего у Ленского и Онегина?

(Они раз­ мышляют и спорят на философские, научные те­ мы, о добре и зле, о судьбе и смысле жизни.)

- Чем отличаются Ленский и Онегин?

(Ленс­кий – романтик, Онегин – реалист.)

Пятая грань.

- Каков был его жизненный путь и каков итог?

Групповая работа.

    Исследователи первой группы, опираясь на текст 1,2,8 глав, рассказывают, как относи­лись к Онегину в светском обществе, как вос­приняло его поместное дворянство, петербург­ское общество, делают вывод, что общество осуждает Онегина. Это люди среднего уровня, а одиночество – удел каждого, кто возвышает­ся над ними.

    Вторая группа исследователей, опираясь на текст 1, 6, 8 глав, рассказывает о том, как про­водил время Онегин, живя в Петербурге, а потом в деревне; о внутреннем, духовном мире Евге­ния; об отношении автора к своему герою, дела­ют вывод о выздоровлении души Онегина, про­шедшего путь от любования своей исключитель­ностью к самосовершенствованию, о том, что автор любит и жалеет Онегина и надеется на луч­шее в его судьбе.

Шестая грань.

- Так трагичен ли путь Онегина? (Оказыва­ ется, у человека с «резким, охлажденным умом» есть сердце! Путь Онегина это мучительный путь исканий че­ловека, ставшего жертвой «бурных заблуждений необузданных страстей», путь от эгоистического миропонимания «мы почита­ем всех нулями, а единицами себя» к самопознанию и само­совершенствованию, к выздоровлению души, путь понятный и близкий самому автору .)

Вывод:

- А теперь мы составим характеристику Евгения Онегина.

Признаки, характеризующие Евгения Онегина: ирония, самоирония, сомнения, отрицание, притворство, маска, язвительность, разочарованность, независимость, рассудительность, трезвый расчет, самоанализ, «неподражательная странность и резкий, охлажденный ум», необычный и сложный характер, холодная прозаичность.

IV . Подведение итогов урока:

Можем ли мы в чем-то обвинить Онегина? Строго судить его? Обоснуйте свое мнение. Выскажите свою точку зрения, исполь­зуя метод «Пресс». Напоминаю вам 4 эта­па метода:

1) изложите свою мысль: «Я считаю, что...»;

2) объясните причину появления этой мысли: «Потому что...»;

3) приведите аргументы в поддержку ва­шей позиции: «Например...»;

4) сделайте вывод: «Таким образом...»

V . Домашнее задание.

1. Создайте страничку читательского дневика (Что понравилось, что запомнилось?):

Какие главы романа читались с наибольшим интересом?

К каким главам хотелось бы нарисовать иллюстрации? Опишите одну из них.

Кто из героев вызвал сочувствие, неприязнь и почему?

Почему Татьяна, любя Онегина, отвергает его в конце романа?

Какие вопросы возникают при чтении романа?

Что хотелось бы обсудить?

2. Выучите понравившиеся отрывки из романа.

VI . Оценка ответов учащихся.

Мне нравились его черты. А. С. Пушкин Названием романа Пушкин подчеркивает центральное положение Онегина среди других героев произведения. Онегин - светский молодой человек, столичный арис­тократ, получивший типичное для того времени воспитание под руководством француза-гувернера. Он ведет образ жизни «золотой молодежи»: балы, прогулки по Невс­кому проспекту, посещение театров. Хотя Онегин и учился «чему-нибудь и как-нибудь», он все же имеет высокий уровень культуры. Пушкинский герой - по­рождение общества, в котором живет, но вместе с тем он и чужд ему. Благородство души, «резкий охлажденный ум» выделяют его из среды аристократической молоде­жи, постепенно приводят к разочарованию в жизни и интересах светского общества, к недовольству политической и социальной обстановкой: Нет, рано чувства в нем остыли, Ему наскучил света шум... Пустота жизни мучает Онегина, им овладевает хандра, скука, и он покидает свет­ское общество, пробуя заняться общественно-полезной деятельностью. Барское вос­питание, отсутствие привычки к труду («труд упорный ему был тошен») сыграли свою роль, и Онегин не доводит до конца ни одного из своих начинаний. Он живет «без цели, без трудов». В деревне Онегин ведет себя гуманно по отношению к крестьянам, но он не задумывается над их судьбой, его больше заботят свои собственные настрое­ния, ощущение пустоты жизни. Онегин отвергает любовь Татьяны Лариной, одаренной, нравственно чистой де­вушки, не сумев разгадать глубины ее запросов, своеобразия натуры. Онегин убивает своего друга Ленского, поддавшись сословным предрассудкам, испугавшись «шепота, хохотни глупцов», В подавленном состоянии духа («в тоске сердечных угрызений») Онегин покидает деревню и начинает странствия по России. Эти странствия дают ему возможность полнее увидеть жизнь, понять, сколь бесплодно растратил он свои годы. Онегин возвращается в столицу и встречает ту же картину жизни светского обще­ства. («Он возвратился и попал, как Чацкий, с корабля на бал»). В нем вспыхивает любовь к Татьяне - теперь уже замужней женщине. Татьяна отвергает любовь Оне­гина. В великосветской красавице, держащейся с таким холодным достоинством, он не может обнаружить и следов той, прежней Тани. Любовью Онегина к Татьяне Пуш­кин подчеркивает, что его герой способен к нравственному возрождению, что это не охладевший ко всему человек, в нем еще кипят силы жизни. Онегин пишет Татьяне письмо. Раскрывающий душу перед любимой женщиной, он теперь вовсе не похож на того столичного денди, который когда-то прочитал ей «проповедь». Пушкин оставля­ет своего героя в «злую» для Онегина минуту, после прощальных слов Татьяны: «Я вас прошу меня оставить». Последнюю главу романа Пушкин сжег, и мы не узнаем дальнейшей судьбы Оне­гина. Молодой дворянский интеллигент начала XIX века, Евгений Онегин - реалис­тический тип. Это человек, жизнь и судьба которого обусловлены как его личными качествами, так и определенной общественной средой 18-20-х годов. На образе Оне­гина Пушкин показал путь, которым шла часть просвещенной интеллигенции. С од­ной стороны, они отказались прислуживать царизму, критически относились к укла­ду жизни дворянского общества, с другой - стояли в стороне от общественно полезной деятельности. Это обрекало их на бездеятельность. В Онегине Пушкин показал черты «лишнего человека», которые позже мы увидим в Печорине и других персонажах Лермонтова, Тургенева, Гончарова.